Какое ведомство в россии занимается вопросами пенсии министерство

Опубликовано: 14.05.2024

Тот самый, что выдает пенсию

Пенсионный фонд России (ПФР) — один из трех государственных внебюджетных фондов, которые оказывают социальные услуги населению.

Именно в ПФР оформляют пенсию по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также маткапитал, некоторые пособия и выплаты, в том числе в качестве господдержки во время пандемии коронавируса. Еще в ПФР выдают СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе пенсионного страхования.

Разберемся, как устроен и работает пенсионный фонд.

Что такое ПФР

Пенсионный фонд России основали в декабре 1990 года специально для работы с пенсионерами и пенсиями, которые они должны получать. Эта организация существует по сей день, хотя ее структура несколько изменилась.

ПФР — не государственный орган, но он подотчетен государству. Это отдельная организация с собственным бюджетом, который не входит в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты, — изымать из него деньги никто не может.

Бюджет пенсионного фонда пополняется в основном взносами работодателей и ИП, но есть и другие источники — о них расскажу ниже. Эти деньги уходят на выплату пенсий.

Правила подсчета стажа, условия назначения и размеры пенсий определяет государство, а не ПФР. По своей инициативе фонд деньги не раздает и не решает, сколько кому заплатить. Все, что он делает для пенсионеров, прописано в законах.

Отделения пенсионного фонда есть в каждом субъекте РФ, в каждом крупном городе и районном центре. Главный офис находится в Москве.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) тоже выплачивают пенсию людям, но для этого нужно заключить пенсионный договор.

В России несколько десятков НПФ — можно выбрать любой. Деньги в НПФ может перевести сам застрахованный по программе негосударственного пенсионного обеспечения или работодатель, если, например, в компании есть специальная программа корпоративной пенсии. Также в НПФ можно перевести свою накопительную пенсию, которая сформировалась до моратория.

НПФ инвестирует поступившие деньги в ценные бумаги и получает с этого доход. Проценты накапливаются, и в результате растет размер будущей пенсии застрахованного лица.

Отличие ПФР от НПФ в том, что бюджет пенсионного фонда входит в бюджетную систему РФ и он подотчетен государству, а НПФ — нет: это частная компания, которая работает по лицензии.

Задачи и функции Пенсионного фонда РФ

Задача ПФР — управление деньгами, а также выплата пенсий и социальных пособий жителям РФ.

  1. Ставит граждан на пенсионный учет.
  2. Устанавливает и выплачивает страховые пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии и пенсии госслужащим.
  3. Доплачивает разницу между социальной пенсией и прожиточным минимумом, установленным в регионе проживания пенсионера.
  4. Выплачивает пенсионные накопления — накопительную часть пенсии.
  5. Выплачивает ряд детских пособий, например 10 000 Р семьям с детьми от 3 до 16 лет в период пандемии коронавируса.
  6. Устанавливает и выплачивает ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий и ветеранам труда.
  7. Выдает сертификаты на маткапитал и т. д.

У ПФР есть и более глобальные функции. Например, он инвестирует деньги застрахованных лиц в ценные бумаги, а также сотрудничает с другими странами по вопросам пенсионного обеспечения.

Структура ПФР

Пенсионным фондом руководит правление ПФР — председатель и четыре его заместителя. Председателя правления назначает правительство.

Система Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру.

Как устроена система ПФР

Уровень Что входит
Федеральный уровень Центральный аппарат: исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР
Региональный уровень Отделения ПФР в субъектах РФ
Местный уровень Управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах

Система ПФР устроена так:

  1. Федеральный уровень — центральный аппарат, в который входят исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР.
  2. Региональный уровень — отделения ПФР в субъектах РФ.
  3. Местный уровень — управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах.

Правление ПФР определяет перспективные и текущие задачи пенсионного фонда, утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, в том числе фонд оплаты труда, а также отчеты об их исполнении. Кроме того, правление ПФР определяет его структуру и штаты, назначает и увольняет руководителей центрального аппарата.

Исполнительная дирекция считает, планирует и исполняет бюджет ПФР, инвестирует деньги, обеспечивает безопасность персональных данных, занимается административными вопросами вроде госзакупок и общения со СМИ.

Ревизионная комиссия контролирует правомерное, целевое и эффективное использование бюджетныֹх средств по всей структуре ПФР — следит, чтобы деньги не разворовывались и не тратились непонятно куда.

Территориальные отделения в субъектах РФ включают в себя руководство, отделения и отделы. К руководству относятся: управляющий отделением, его заместители, специалисты.

Отделы бывают, например, такие:

  • организации и назначения пенсии;
  • социальных выплат;
  • организации персонифицированного учета;
  • казначейства и др.

Все отделы не счесть, их количество зависит от размера населенного пункта: чем больше жителей, тем больше аппарат местного пенсионного фонда.

Руководство и отделы в города и районах (муниципалитетах) устроены аналогичным образом.

Еще есть информационный центр персонифицированного учета — это самостоятельное юридическое лицо, которое отвечает за формирование и ведение баз данных ПФР. То есть всю электронную базу данных будущих и настоящих пенсионеров хранят в этом информационном центре.

Территориальный аппарат и окружные управления раньше входили в структуру ПФР, но сейчас их нет.

Доходы ПФР

Бюджет пенсионного фонда формируется из нескольких источников:

  1. Страховых взносов, которые перечисляют работодатели и ИП.
  2. Добровольных взносов физических лиц и организаций.
  3. Доходов от инвестирования временно свободных средств.
  4. Сумм пеней и других финансовых санкций.
  5. Средств, которые поступили из федерального бюджета.

Все эти деньги аккумулируются и инвестируются, а потом выплачиваются пенсионерам и тратятся на нужды самого ПФР.

Обязательные и добровольные отчисления в пенсионный фонд дают застрахованному лицу страховой стаж, от которого зависит размер пенсии. Пока идут отчисления — идет стаж, как только отчисления прекращаются — стаж приостанавливается.

Расходы ПФР

В законе прописано, на что должны тратиться деньги пенсионного фонда. Вот куда уходят средства:

  1. Выплата пенсий, положенных по закону.
  2. Доставка пенсий: почтовыми переводами, наличными, переводами на банковские счета пенсионеров.
  3. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФР: ремонт помещений, закупка обстановки и канцтоваров, зарплата работников.
  4. Уплата гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений — страхование накопительной части пенсии, которую ПФР инвестирует так же, как и НПФ.

Платежи в Пенсионный фонд РФ

Около 60% бюджета ПФР пополняется за счет страховых взносов. Взносы с плательщиков собирает налоговая — так сделали для удобства сбора и контроля уплаты всех взносов. Потом деньги передают в ПФР, и тот уже распоряжается ими. При этом деньги считаются собственностью РФ.

Кто вносит платежи — перечислено в налоговом кодексе. Это:

  1. Работодатели или заказчики — за людей, которым выплачивают зарплату или другое вознаграждение.
  2. ИП, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие — за себя.

Если у плательщика несколько категорий, то он платит взносы по каждому основанию. Например, ИП с работниками платит взносы и за себя, и за своих работников.

Сумму взносов за работников и за себя считают по-разному.

Работодатель ежемесячно платит за работника 22% от начисленной зарплаты до тех пор, пока сумма заработка за год не достигнет 1 292 000 Р . Это ограничение актуально для 2020 года. После этого страховой взнос будет рассчитываться исходя по формуле: зарплата × 10%.

Например, зарплата Иванова — 140 000 Р . С января по сентябрь 2020 года Иванов заработает 1 260 000 Р , а работодатель будет ежемесячно платить пенсионные страховые взносы:

140 000 Р × 22% = 30 800 Р .

В октябре сумма заработка Иванова станет 1 400 000 Р — превысит лимит 1 292 000 Р . Поэтому часть взносов в октябре нужно исчислить по ставке 22%, а часть — по 10%.

В ноябре и декабре за Иванова нужно будет заплатить:

140 000 Р × 10% = 14 000 Р .

Если ИП или организация входит в реестр МСП, то с 1 апреля 2020 года из-за коронавируса они уплачивают страховые взносы по новому порядку:

  • с зарплаты в части 12 130 Р — 22%, то есть 2668,6 Р ;
  • с зарплаты в части, превышающей 12 130 Р , — 10%.

Компании и ИП, которые пострадали от коронавирусной инфекции, могут вообще не платить страховые взносы за работников за три месяца: апрель, май и июнь 2020 года.

ИП и люди, которые занимаются частной практикой, — нотариусы, адвокаты, оценщики, медиаторы — должны платить пенсионные взносы за себя.

В 2020 году они должны заплатить 32 448 Р . Если годовой доход превысит 300 000 Р , то сверх этой суммы они должны заплатить еще 1%.

Например, адвокат Александр за год заработал 1 500 000 Р . Он должен заплатить:

32 448 Р + (1 500 000 Р − 300 000 Р ) × 1% = 44 448 Р .

Для ИП из отраслей, пострадавших от коронавирусной инфекции, сумму страхового взноса уменьшили на 12 130 Р . Поэтому в 2020 году нужно будет заплатить 20 318 Р фиксированной суммы.

Отчетность перед ПФР

Перед пенсионным фондом отчитываются работодатели — те, кто платит взносы за работников или исполнителей.

Предпринимателям и тем, кто занимается частной практикой и платит взносы только за себя, документы сдавать не нужно.

СЗВ-М страхователи сдают ежемесячно до 15 числа. В этом отчете пишут ФИО и СНИЛС застрахованных лиц.

СЗВ-ТД подают только на людей, с которыми заключены трудовые договоры. Если договор гражданско-правовой или авторский, можно не отчитываться.

Этот отчет сдают в ПФР:

  1. при приеме или увольнении работника — не позднее следующего рабочего дня;
  2. при постоянном переводе сотрудника, присвоении ему новой квалификации с записью в трудовую книжку, а также при подаче им заявления о выборе формы трудовой — до 15 числа следующего месяца.

СЗВ-стаж и опись передаваемых сведений по форме ОДВ-1 отправляют раз в год до 1 марта года, следующего за отчетным. В этом отчете указывают общую сумму уплаченных пенсионных взносов и период работы застрахованного лица.

Отчеты отправляют электронно — если у страхователя трудится больше 25 человек, включая тех, кто работает по гражданско-правовым договорам. Если численность сотрудников меньше, можно отправлять бумажные или электронные отчеты — по выбору.

Что нужно знать о пенсионном фонде

  1. Пенсионный фонд не орган государственной власти, но действует по указанию государства и отчитывается перед ним.
  2. У ПФР самостоятельный бюджет, который не входит ни в федеральный, ни в региональный, ни в местный бюджеты. Изымать из него деньги никто не может.
  3. Пенсионный фонд назначает и выплачивает пенсию строго в порядке, установленном законом. Сам ПФР ничего не определяет.
  4. Страховые взносы сейчас платят в налоговую, но часть отчетности за работников нужно сдавать в пенсионный фонд.



Если ПФР не государственный фонд и самостоятельная организация, почему тогда государство замораживает часть пенсий?!


тьфунатебя, государство не замораживает пенсии, оно замораживает поступления денежных средств на накопительные счета в пенсионном фонде. Вместо этого эти деньги направляют на текущие расходы, в том числе на выплату пенсий действующим пенсионерам.


Ник, сначала подумал, что «тьфунатебя» — это междометие, которое должно подчеркнуть глупость вопроса, и хотел возмутиться.

Но потом посмотрел на ник.

А где можно посмотреть, как ПФ инвестирует деньги и какую доходность получает?



Про ФСС расскажите, пожалуйста. Очень интересная статья


Вопрос. Если человек всю жизнь платит 22% в ПФР, но не доживает до пенсионного возраста, то куда деваются его накопления? Их просто присваивает себе государство?

Необходимость проведения пенсионной реформы в нашей стране обще признана. Нынешняя пенсионная система не удовлетворяет многих: пенсионеров - из-за явно низкого размера пенсий; работодателей - вследствие непомерно высоких страховых взносов в ПФ РФ; власть - по причине недовольства значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы - поскольку одни из них доноры, должны в существенной мере делится с другими, а последние считают, что выделяемые им дотации слишком малы;

1 шаг - Ликвидируется Пенсионный Фонд РФ(

125000 сотрудников, с ФОТ- 0000000000 руб. + ОС + м/ц).

1.1- Отменяется налог в ПФ РФ и в ФСС (упрощается налогообложение, з/п. – «белая»).

2 шаг - в Сберегательном Банке РФ или в казначействе РФ на каждого гражданина РФ открывается депозитный пенсионный вклад, начиная с рождения.

3 шаг - При приеме на работу работник оговаривает с работодателем в трудовом договоре процент отчислений на пенсионный вклад работника. Контроль за отчислениями работник осуществляет самостоятельно.

4 шаг - Бюджет Пенсионного Фонда пропорционально распределяется на депозитные счета граждан РФ.

5 шаг - Государство ежегодно индексирует пенсионные вклады с учетом инфляции.

6 шаг - Гражданин РФ при достижении пенсионного возраста начинает получать проценты с депозитного пенсионного вклада.

6.1 Гражданин РФ 1 раз в 3 года может оплатить санаторно-курортную путевку. В случаи смерти владельца вклада, независимо от возраста, пенсионный вклад переходит по наследству родственникам.

Ее назначение и перерасчет

В настоящее время управление пенсионным обеспечением в России раздроблено в значительно большей степени, чем в СССР. Рана им управляло Министерство социального обеспечения РСФСР, а также три союзных ведомства, имеющие собственные пенсионные органы Минобороны, МВД и КГБ. Теперь число федеральных органов исполнительной власти, которые имеют «свои» пенсионные органы, увеличилось.

Гак как единую федеральную систему государственных пенсий России создать не удалось (хотя и предполагалось), пенсионная система оказалась раздробленной, не удалось создать и единую систем управления пенсионным обеспечением, причем тенденция к ее разобщению проявляется все больше и больше. Управление пенсионным обеспечением осуществляют: Минтруда, а в некоторых регионах орган Пенсионного фонда РФ, Минобороны, МВД, ФСБ, минюсте, Прокуратуры, налоговая служба, полиция, таможенная служба и т.д.

Пенсионное обеспечение в соответствии с Законом 1990 г. и некоторыми другими законами, например Законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих; районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», осуществляется государственными органами социальной защиты населения и частично органами Пенсионного фонда России.

Министерство труда РФ и Министерство социальной защиты и селения РФ упразднены Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. определяющим структуру органов исполнительной власти. Этим Указом на базе упраздненных министерств образовано Министерств труда и социального развития. Прекратило существование одно в старейших российских ведомств, которое традиционно руководило назначением и выплатой пенсий рабочим, служащим, колхозника, военнослужащим срочной службы, некоторым другим категории граждан и их семьям. Более 75 лет оно именовалось Наркомсобесом, Минсобесом, а в последнее время — Министерством социальной защиты населения. Последнее название явно неудачное. Орган исполнительной власти с таким названием не должен руководить пенсионным обеспечением, предоставляемым гражданам за труд и службу. Такие граждане заслужили пенсию, они сами защитили себя. Функция подобного органа — организовывать помощь гражданам, испытывающим нужду в силу различных особых обстоятельств, создавать для них приюты и т.д.

Ныне государственную политику и управление в сфере пенсионного обеспечения осуществляют, таким образом, несколько ведомств, причем каждое из них отстаивает интересы «своих» пенсионеров, и хуже всего это делает Министерство труда и социального развития, о чем наглядно свидетельствуют результаты его деятельности.

Реорганизация управления пенсионным обеспечением, как и всей системой социального обеспечения, вряд ли скажется позитивно на решении острейших проблем в этой сфере, скорее наоборот. Приходится лишь сожалеть, что среди десятков федеральных министерств и ведомств не нашлось места такому, деятельность которого затрагивает интересы десятков миллионов людей — пенсионеров, ветеранов, семей с детьми, в том числе с детьми-инвалидами.

Вызывает серьезное возражение и название вновь созданного министерства. Ведь «социальное развитие» — это развитие всего общества, всех сфер его жизни и деятельности, в частности науки, образования и культуры, охраны здоровья населения и окружающей среды, материального производства и т.д.

Сегодня как никогда очевидна необходимость централизованной, хорошо отлаженной и организованной федеральной службы пенсионного обеспечения. Разобщенность в управлении отражается и на качестве пенсионного обеспечения различных категорий граждан. Страдают, в конечном счете, «обычные» пенсионеры, т. е. те граждане, пенсии которым назначаются и выплачиваются на общих основаниях органами социальной защиты населения. Гам, где решаются вопросы, касающиеся организации управления пенсионным обеспечением, почему-то не допускают возможности назначения пенсии в одном учреждении солдату и офицеру, рабочему и генералу, крестьянину и федеральному чиновнику и т.д., так же как и установления им пенсий на основании единого закона. На местах — в городах, районах — имеются соответствующие местные органы: социальной защиты населения, Пенсионного фонда России, военкоматы и т.д.

§ 2. Обращение за пенсией, документы, необходимые для ее назначения

Согласно Закону 1990 г., правила обращения за пенсией, ее назначения и выплаты, подтверждения стажа работы по свидетельским показаниям, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, который определяет Правительство РФ. Все это процедурные вопросы, связанные с реализацией имеющегося права. Ведь не так уж важно, в какой орган следует обратиться за пенсией, как принимается решение и как оно оформляется, какая ведется пенсионная документация и т.д. Указанные вопросы вполне может разрешить Правительство либо, по его поручению, соответствующее ведомство. Так было всегда в нашей стране и ранее. Важно другое: в каком размере устанавливается пенсия, может ли она гарантировать достойную жизнь?

Минсоцзащиты издало несколько актов (они называются по-разному), касающихся указанных вопросов. Некоторые из них изданы совместно или по согласованию с другими ведомствами. Они регулируют правила обращения за пенсией, представления к ее назначению и оформления соответствующих документов.

Заявление о назначении трудовой пенсии работающими гражданами, а также членами их семей для назначения пенсии по случаю потери кормильца подается на практике через администрацию предприятия, учреждения, организации по месту последней работы гражданина. Это облегчает процедуру оформления пенсии. При желании указанные граждане могут обратиться за пенсией непосредственно в орган социальной защиты по месту жительства.

Граждане, оставившие работу, члены их семей в случае потери кормильца, а также все граждане, обращающиеся за социальной пенсией, подают заявления в районный (городской) орган социальной защиты населения по месту жительства.

Граждане, имеющие право на пенсию, вправе обращаться за пенсией в любое время после возникновения на нее права, без ограничения каким-либо сроком. За назначением пенсии по старости можно обратиться и до наступления соответствующего пенсионного возраста.




Какие документы необходимы для назначения пенсии?Это зависит от того, за назначением какой пенсии обратился гражданин. Общее правило таково: надо подтвердить документами все обстоятельства, от которых зависит право на пенсию и ее размер, включая право на надбавки к пенсии и ее повышение в соответствующих случаях. Так, к заявлению о назначении пенсии по старости прилагаются, как правило, документы о возрасте и соответствующем общем, а при необходимости и специальном трудовом стаже, а также о заработке. Однако в ряде случаев необходимы и дополнительные документы: о том, что женщина родила и воспитала до 8 лет пять и более детей (они требуются для назначения пенсии на льготных условиях многодетной матери); о признании заявителя инвалидом I группы или нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постороннем уходе (подтверждение этого обстоятельства необходимо для установления надбавки на уход); о нетрудоспособных членах семьи, находящихся на иждивении обратившегося за пенсией; о награждении соответствующими государственными наградами (такие документы нужны для повышения пенсии) и т.д. К заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца приобщаются документы о смерти или безвестном отсутствии кормильца, дате и причине его смерти, о возрасте или инвалидности, иждивенстве граждан, на которых назначается пенсия, об их родственном отношении к кормильцу. Помимо этого, могут потребоваться и иные документы, например об общем трудовом стаже кормильца, о несчастном случае на производстве, повлекшем смерть кормильца, о заработке кормильца, об учебе членов семьи в возрасте от 18 до 23 лет и т.д.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Снижение пенсионного возраста в России

Вопрос о повышении возраста выхода граждан России на пенсию остаётся актуальным и болезненным. Возможно ли сейчас вернуть его к дореформенным показателям, и что на этот счёт думают эксперты и представители Кремля, расскажет информационное агенство ВикиПрофит.

Возраст выхода на пенсию могут снизить – эксперт назвал условия для новой пенсионной реформы

С 1 января 2019 года в России была осуществлена масштабная пенсионная реформа, направленная на повышение возраста выхода на пенсию практически всех граждан страны. Нововведение вызвало массу недовольств, которые продолжаются до сих пор.

Перспективы возврата в дореформенное положение пенсионной сферы в настоящее время неясны, но есть ряд условий, при которых это становится более реальным.

Ключевым шагом к достижению этой цели должна стать выгодная продажа российской нефти и газа. По словам Валерия Миронова именно это принесёт дополнительную прибыль стране и сделает возможным наполнение казны Пенсионного фонда, и, соответственно, ввести послабления по возрасту для российских пенсионеров.

Изменения вряд ли произойдут в 2021 году, так как Федеральный бюджет на текущее время сформирован и утверждён, и изменения в финансировании пенсионных реформ в него заложено не было.

Новый законопроект готовят в Госдуме – «Справедливая Россия» добивается снижения пенсионного возраста

На рассмотрение в Госдуму внесено предложение депутатами партии «Справедливая Россия». Чиновники ходатайствуют за возврат в стране прежнего возраста выхода на пенсию, который был до 1 января 2019 года.

Одной из причин повышения пенсионного возраста в РФ было стремление последовать примеру запада, где, по большей части, этот показатель завышен.

Также представитель партии отметил, что поднятие пенсионного возраста еще сильнее усугубило одну из главных социальных проблем России – низкие заработные платы и удешевление рабочей силы. По его мнению, возврат к прежним возрастным показателям способен несколько улучшить общее положение в стране.


Кому из россиян положена досрочная пенсия и её повышение – категория льготников и список профессий

В 2021 году обновлён список профессий, которые могут уйти на заслуженный отдых раньше своих соотечественников. Об этом сообщило Министерство труда и разработало для Пенсионного фонда России законопроект, который расширил список специальностей и организаций, работники которых могут выйти на пенсию досрочно.

К их числу относятся:

  1. Учителя.
  2. Медицинские работники.
  3. Пожарные и спасатели.
  4. Машинисты железнодорожного транспорта.
  5. Шахтёры.
  6. Водители автобусов и троллейбусов.
  7. Работники лесозаготовок.
  8. Сотрудники метро.
  9. Деятели искусства.
  10. Работники текстильного производства.

У каждой категории необходимый стаж выхода на пенсию варьируется от 25 до 30 лет, таким образом, средний возраст граждан на этот момент составляет 45-50 лет.

Почетный член президиума Союза пенсионеров России Людмила Пискунова рассказала, что некоторым категориям льготников положено повышение пенсионных выплат в 2021 году. Это касается людей, имеющих государственные награды и звания. Также повышение коснется граждан, верных деятельности в своём регионе – их стаж должен быть не менее 40 лет в одном субъекте России.

Отмена пенсионной реформы в России возможна в 2021 году

Отмена пенсионной реформы в России возможна в 2021 году

Какой период работы войдет в стаж для начисления досрочного выхода на пенсию – решение премьерминистра

В марте 2021 года Михаилом Мишустиным был подписан новый законопроект, который касался изменений в подсчёте трудового стажа для выхода на льготный заслуженный отдых.

По словам Пенсионного фонда это условие станет доступно только в том случае, если работодатели на время учёбы будут продолжать отчислять налог в ведомство и сохранят за сотрудниками их рабочие места.

Как и прежде в стаж будет включаться оплачиваемые отпуска и время получения пособий по безработице.


Повышение пенсий работающим пенсионерам стало реальностью – новый законопроект рассмотрят в Госдуме в феврале 2021 года


Будет ли в России индексация пенсии в апреле 2021 года работающим пенсионерам и повышение социальных пенсий


«Всем положена доплата»: социальная прибавка 6000₽ и 8000₽ неработающим пенсионерам с февраля 2021 года

В России три основных вида пенсии — страховая, накопительная и государственная. Про страховую и накопительную мы не раз писали. А кто получает государственную пенсию и чем она отличается от остальных?

Пенсия по государственному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, компенсирующая утраченный заработок определенным категориям граждан России. Как и страховая пенсия, пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Но дополнительно предусмотрена также государственная пенсия за выслугу лет. Она назначается летчикам и космонавтам, военным, пожарным, чиновникам.

Кто получает государственную пенсию

Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.

В России, по данным Пенсионного фонда России, пенсии по государственному обеспечению получают 3,9 млн человек. Из них 3,2 млн человек являются получателями социальных пенсий, большая часть которых выплачивается по инвалидности. Государственные пенсии индексируются ежегодно 1 апреля, в 2021 году индексация составила 3,4%.

Пенсия для космонавтов и летчиков

Профессия космонавта перестала быть такой популярной среди нынешнего подрастающего поколения. Нет уже того романтического флера, который был в годы прошлого века. Между тем, люди, которые занимаются экстремальными видами деятельности и приносят пользу человечеству, имеют право на повышенную пенсию и дополнительные выплаты после окончания трудовой деятельности. Речь идет не только о космонавтах, но и о летчиках-испытателях. Им платится пенсия за выслугу лет. Для ее получения летчики и космонавты должны проработать 20 лет (женщины) и 25 лет (мужчины). Пенсия также назначается по инвалидности и по случаю потери кормильца — членам семей, а именно — детям, родителям и супругу (или супруге). Причем тут речь идет не только о космонавтах и летчиках, но и о кандидатах на эти должности — они могут получить инвалидность или погибнуть во время учебы.

По данным Росстата на 1 января 2016 года (более свежих данных Росстат по этой профессии не публикует), пенсия космонавта составляла 446 тыс. руб.

А еще космонавтам и летчикам-испытателям может устанавливаться не только государственная пенсия за выслугу лет, но и страховая пенсия по старости, за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии. Конечно, при наличии условий для ее назначения.

Военная пенсия

Для военнослужащих, за исключением проходивших службу по призыву, пенсия назначается в порядке, предусмотренном специальным законом. Они имеют право на выплаты за выслугу — через двадцать лет после начала службы по контракту. Так, военный, начавший служить по контракту в двадцать лет, в сорок уже может начать получать государственную пенсию.

Также пенсия может быть назначена военным по инвалидности, если они приобрели ее на службе. Их семьи получают пенсию в случае смерти кормильца, причем как проходящего службу, так и уже пенсионера.

Военные пенсионеры получают пенсию из федерального бюджета по линии силовых ведомств — например, от министерства обороны. Но если после выхода на пенсию военный пойдет работать в должности, не относящейся к военной службе, — например, в частное охранное предприятие — то работодатель будет отчислять за него страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования в ПФР. И тогда при определенных условиях военный может получить вторую пенсию.

Вторая пенсия военнослужащим назначается, если они:

  • достигли общеустановленного пенсионного возраста — 60 лет для женщин и 65 для мужчин к 2024 году с учетом переходного периода;
  • набрали определенный стаж на гражданке — 15 лет к 2024 году;
  • набрали пенсионные коэффициенты — 30 к 2025 году;
  • получают военную пенсию.

Пенсия для чиновников

Еще госпенсию за выслугу лет назначают федеральным государственным служащим. Право на нее имеют те чиновники, которые отработали определенное количество лет — этот показатель с 2017 года увеличивается поэтапно с 15 лет 6 месяцев в 2017 году до 20 лет в 2026 году.

Государственная пенсия за выслугу лет устанавливается дополнительно к страховой пенсии по старости или инвалидности и выплачивается одновременно. При этом страховую пенсию госслужащие получают по «своему» пенсионному возрасту.

Для госслужащих повышение пенсионного возраста началось в 2017 году. Оно тоже поэтапное, как и для всей России. Мужчины-госслужащие к 2028 году будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины с 2034 года — в 63 года.

Государственная пенсия по старости

Государственная пенсия по старости назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф. Для них установлен специальный пенсионный возраст. Условия для ее получения зависят от статуса подвергшихся радиационному воздействию и от характера выполнявшихся ими работ, от времени, места и продолжительности проживания на подвергшихся радиационному загрязнению территориях, а также от установления причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями таких катастроф.

Те граждане, которые ликвидировали последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС в могут выйти на пенсию уже в 45 лет (женщины) и 50 лет (мужчины). А для тех, кто делал это двумя годами позже, пенсионный возраст начинается с 50 и 55 лет соответственно. Максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости — 10 лет.

Кстати, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф россияне могут выбрать, какую именно пенсию они хотят получать — вот эту самую государственную или обычную страховую, на которую они тоже имеют право при выполнении определенных требований — стажа (он постепенно увеличивается, в 2020 году был 11 лет, к 2025 году составит 15 лет) и наличия определенного числа индивидуальных пенсионных коэффициентов (2020 год — 18,6 коэффициентов, к 2025 году — 30). Дело в том, что страховая пенсия может быть больше государственной, которая максимум составит 250% от размера социальной пенсии. Социальная пенсия по старости в 2021 году равняется 5796,76 руб.

Государственная пенсия по инвалидности

Помимо уже перечисленных выше космонавтов, военнослужащих, чернобыльцев и других пострадавших в результате техногенных катастроф граждан государственная пенсия по инвалидности назначается участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и «Житель осажденного Севастополя».

При этом граждане могут продолжать зарабатывать деньги — факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату государственной пенсии по инвалидности не влияет. Участники ВОВ, награжденные перечисленными выше знаками граждане и те, кто получил военную травму, могут также рассчитывать на вторую страховую пенсию.

Выплаты участникам Великой Отечественной войны, которые получают одновременно страховую пенсию и пенсию по государственному обеспечению, в 2021 году в среднем составляют 42 тыс. рублей.

Социальная пенсия

Социальная пенсия предназначена для нетрудоспособных граждан. Это инвалиды, дети без родителей, малочисленные народы Севера в возрасте и 50 и 55 лет (женщины и мужчины соответственно), а также те, кто не заработал нужное число пенсионных коэффициентов и стажа для получения страховой пенсии.

Если гражданин России не заработал определенное число баллов и коэффициентов, то он не сможет получить страховую пенсию по старости. В этом случае — и если он нигде не работает — по достижении 65 и 70 лет (женщины и мужчины соответственно) он начнет получать социальную пенсию.

В 2021 году социальная пенсия составляет в среднем 10,2 тыс. руб.

Министерсвто просвещения и науки

Опубликован Указ президента об упразднении министерства образования.

Согласно вышеуказанному документу с 15 мая 2018 года Минобрнауки разделено на 3 отдельных ведомства:

  • Министерство просвещения РФ
  • Министерство науки и высшего образования РФ
  • Рособрнадзор

История делений и объединений Министерств образования в России?

  • 1946 год: Необходимо акцентировать внимание на самом названии будущего министерства. В истории России ведомство, занимающееся вопросами образования, называлось «министерством просвещения» 2 раза: в царской России (Министерство народного просвещения – с 1802 года, в советской России (Министерство просвещения РСФСР) – с 1946 года.
  • 1988 год: В 1988 году в России появилось Министерство образования РСФСР. Для этого объединили два ведомства: Государственный комитет РСФСР по профессионально-техническому образованию и Министерство просвещения РСФСР.
  • С 1988 до 1996 года в России за начальное и среднее (в том числе среднее специальное и профессионально-техническое) образование в РФ несло ответственность Министерство образования РСФСР, а затем РФ.
  • Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (а затем Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию) отвечал за высшее и послевузовское образование и науку.
  • 1996 год: С 1996 года до 1999 года - Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
  • 2000 год: С 2000 до 2015 - Министерство образования Российской Федерации (Минобрнауки)

Деление сферы образования СССР на несколько ведомств

Что касается деления ведомств на всесоюзном уровне, то сферу образования СССР курировали 3 отдельных ведомства:

  • Министерство высшего и среднего специального образования (Минвуз) СССР,
  • Министерство просвещения СССР,
  • Министерство профессионально-технического образования СССР.

Чем будет заниматься Министерство просвещения?

С 15 мая 2018 года новое Министерство просвещения будет реализовывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сферах:

  • общего образования,
  • среднего профессионального образования
  • соответствующего дополнительного профессионального образования,
  • профессионального обучения,
  • дополнительного образования детей и взрослых,
  • воспитания.

По предварительной информации пост Министра просвещения займёт бывший министр образования Ольга Васильева.

Чем будет заниматься Министерство науки и высшего образования РФ?

Сюда передаются функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

  • высшего образования,
  • соответствующего дополнительного профессионального образования,
  • научной, научно-технической и инновационной деятельности,
  • нанотехнологий,
  • развития федеральных центров науки и высоких технологий,
  • государственных научных центров и наукоградов.

Что касается Рособрнадзора, то это ведомство будет подчинятся непосредственно Правительтству РФ. Об этом читайте предыдущую публикацию «Рособрнадзор больше не подчиняется Министерству образования»

Министерство просвещения через призму истории

До революции в царской России Министерство просвещения возглавляло 29 министров.

После революции был создан Народный комиссариат просвещения, которые возглавляли народные комиссары:

  • 1917 – 1929: Луначарский Анатолий Васильевич, единственный из состава правительства продержался на посту 12 лет, основатель журнала «Вестник образования».
  • 1929 – 1937: Бубнов Андрей Сергеевич, ввёл всеобщее начальное образование, расстрелян в 1938 г.
  • 1937 – 1940: Тюркин Петр Андреевич, кавалер ордена Красного знамени, арестован по «Ленинградскому делу» и посмертно реабилитирован в 1954 г.
  • 1940 – 1946: Потемкин Владимир Петрович, профессор истории, организатор Академии педагогических наук РСФСР.

С 1946 года Наркомпрос реорганизован в Министерство просвещения.

  • 1946 - 1947: Калашников Алексей Георгиевич, доктор физико-математических наук, профессор.
  • 1947 – 1949: Вознесенский Александр Алексеевич, академик, ректор Ленинградского университета, расстрелял в 1950 г. по «Ленинградскому делу». Реабилитирован в 1954 г.
  • 1949 – 1956: Каиров Иван Андреевич, президент Академии педагогических наук.
  • 1956 – 1967: Афанасенко Евгений Иванович, был сторонником антиакадемичности, что привело к понижению качества образования.
  • 1967 – 1980: Данилов Александр Иванович, осуществлён переход на всеобщее среднее образование.
  • 1980 – 1990: Веселов Георгий Петрович, введены вариативные учебные планы.

После крушения СССР, Министерство просвещения стало называться Министерством общего и профессионального образования РФ. С 2000 года – Министерство образования и науки (Минобрнауки России).

  • 1990 – 1992: Днепров Эдуард Дмитриевич,первый министр образования современной России. Академик Российской академии наук.
  • 1992 – 1996: Ткаченко Евгений Викторович, стремился вернуть российскую науку на международную сцену.
  • 1996 – 1998: Кинелев Владимир Георгиевич, доктор технических наук, один из отцов-основателей дистанционного обучения в России.
  • 1998 Тихонов Александр Николаевич, инициатор развития российских научно-образовательных сетей, входящих в Интернет - RunNet, RBNet, Relarn-IP и др. Один из первых идеологов дистанционного образования в России.
  • 1998-2004: Филиппов Владимир Михайлович, доктор физико-математических наук, профессор. Реализовал программу компьютеризации сельских школ.
  • 2004 – 2012: Фурсенко Андрей Александрович, перевел высшую школу на принципы Болонской системы (бакалавриат и магистратура), введен ЕГЭ.
  • 2012 -2016: Ливанов Дмитрий Викторович, доктор физико-математических наук, реформировал РАН, объединил ВУЗы, инициировал расследования «липовых» диссертаций» среди чиновников.
  • 2016 – 2018: Васильева Ольга Юрьевна, доктор исторических наук, первая женщина - министр образования, если не считать Надежду Константиновну Крупскую, которая официально не была наркомом просвещения, но фактически руководила образовательной политикой в стране.

С 2018 года Министерство образования и науки Российской Федерации было разделено на 2 основных ведомства:

Министром просвещения назначена бывший руководитель ведомства – Васильева Ольга Юрьевна.

Министром науки и высшего образования назначен Котюков Михаил Михайлович, бывший руководитель Федерального агентства научных организаций. В прошлом Котюков М.М. занимал такие должности, как проректор по экономике и финансам Сибирского федерального университета, глава департамента финансов Красноярского края, министр финансов Красноярского края, заместитель министра финансов А. Силуанова.

Читайте также: