Какие органы осуществляют контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов

Опубликовано: 11.05.2024

Органы управления

  • Генеральный директор
  • Совет директоров
  • Общее собрание акционеров

Органы контроля

Банк России

В целях соблюдения требований действующего законодательства о негосударственных пенсионных фондах, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный орган и Банк России.

АО «Независимый специализированный депозитарий»

Аудиторскую проверку годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), проводит ООО «ФБК», заключение по результатам проверки также предоставляется в Банк России.

Ежедневный контроль за соблюдением установленных законом ограничений и требований при инвестировании Фондом средств пенсионных накоплений и размещении пенсионных резервов осуществляет Акционерное общество «Независимый специализированный депозитарий» (АО «НСД»), ИНН 7715159793.

Акционерное общество «Независимый специализированный депозитарий» имеет лицензии:

  • Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности 045-07072-000100 от 31 октября 2003 года (бессрочная).
  • Лицензия на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов 22-000-1-00016 от 04 декабря 2000 года (бессрочная).

Договоры, заключённые между АО «НСД» и АО «НПФ Эволюция»

Наименование документа Номер (№) Дата заключения договора Срок действия договора
Договор об оказании услуг специализированного депозитария негосударственному пенсионному фонду 23ПР-02/21 12.02.2021 Заключен на 3 (Три) года. Вступает в действие с 17.02.2021
Договор об оказании услуг специализированного депозитария негосударственному пенсионному фонду, осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию 21ПН-02/21 12.02.2021 Заключен на 3 (Три) года. Вступает в действие с 17.02.2021

Попечительский совет АО «НПФ Эволюция»

В целях защиты интересов вкладчиков, участников, застрахованных лиц в Фонде создан Попечительский совет Фонда, который является коллегиальным совещательным органом. Члены Попечительского совета избираются Общим собранием акционеров сроком на три года, с правом последующего переизбрания


В состав коллегиального органа входят:

  • Татьяна Васильевна Миличникова;
  • Елена Константиновна Петухова;
  • Наталья Николаевна Кравчук;
  • Татьяна Викторовна Захарова;
  • Лариса Ярославна Орлова.

    Состав Ревизионной комиссии

    В комиссию, избранную Общим собранием акционеров, входят:

    • Надежда Николаевна Бакаева;
    • Арсений Андреевич Шлыков;
    • Татьяна Карловна Закута.

    Организации, контролирующие деятельность НПФ

    Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ № 75 от 07.05.1998 (в редакции от 20.07.2020) функции контроля и государственного регулирования деятельности фондов, работающих в области ОПС и негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляют Банк России и уполномоченный федеральный орган.
    Цели контроля и регулирования: не допустить несоблюдения требований, установленных законом о НПФ, обеспечить защиту интересов государства, а также интересов и прав застрахованных лиц, участников фондов и прочих заинтересованных субъектов.
    Деятельность АО «НПФ Эволюция» подлежит ежедневному контролю в целях соблюдения норм, требований и условий, содержащихся в законодательных и нормативных правовых актах РФ и нормативных актах Банка России, а также в инвестиционных декларациях УК. Контролю подлежат следующие аспекты деятельности Фонда и УК:

    • размещение средств пенсионных накоплений;
    • инвестирование средств пенсионных резервов;
    • формирование структуры и состава указанных резервов и накоплений.

    Акционерное общество «Независимый специализированный депозитарий» осуществляет контролирующие функции на основании заключенного договора о предоставлении соответствующих услуг.

    Общественный контроль за функционированием АО «НПФ Эволюция» осуществляет совещательный коллегиальный орган — Попечительский совет, сформированный с Уставом. Функции контроля финансово-хозяйственной деятельности НПФ осуществляет Ревизионная комиссия, избранная общим собранием акционеров.

    Отчётность Фонда, составленная в соответствии с МСФО и ОСБУ (по результатам финансового года), проходит независимую аудиторскую проверку. Аудитором определена аудиторско-консалтинговая компания ООО «ФБК». По итогам проверки составляется заключение, которое направляется в Банк России.

    Служба внутреннего контроля

    Контролер (Служба внутреннего контроля) Фонда осуществляет внутренний контроль за соответствием деятельности Фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, регулирующих указанные виды деятельности.

    Членство в АНПФ

    АО «НПФ Эволюция» 24.09.2019 внесен в реестр членов Саморегулируемой организации Ассоциация негосударственных пенсионных фондов «Альянс пенсионных фондов».

    Главный бухгалтер

    Информация о конечных владельцах фонда

    Сведения о конечных владельцах АО «НПФ Эволюция»* в соответствии с «Положением об оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц» (утв. Банком России 24.11.2014 № 441-П) раскрыты в информации о структуре и составе акционеров АО «НПФ Эволюция», в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится фонд.

    *Под конечными владельцами фонда понимаются (физические лица, публичные хозяйственные общества, которые, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеют (имеют преобладающее (более 25 процентов) участие в капитале) фондом либо имеют возможность контролировать действия фонда»).

    Негосударственные фонды, управляющие накоплениями российских граждан на будущие пенсии, являются системообразующим институтом пенсионной системы. Деятельность этих организаций оказывает влияние не просто на жизнь отдельных индивидуумов, но и всего государства в целом.

    Вот почему так важно регламентировать ее на законодательном уровне и осуществлять последующий контроль за тем, чтобы функционирование таких организаций отвечало всем требованиям нормативного регулирования.

    Бесплатно по России

    Основные принципы осуществления нормативно-правового регулирования деятельности НПФ в РФ

    Учитывая большую значимости деятельности НПФ для всего государства, законодатель попытался максимально регламентировать ее: от создания фонда до получения лицензии, от инструментов инвестирования до ликвидации и отзыва разрешения. Также законодатель определил основные принципы, которым подчинено действующее законодательство в этой сфере.

    Рассмотрим каждый из них подробно:

    1. Комплексный подход к регламентации деятельности частных компаний, занятых в системе пенсионного накопления. Он подразумевает полноту и всесторонность регулирования законами и подзаконными актами, актуальность принятых властных решений, их соответствие действительной реальности.
    2. Совершенствование системы негосударственных пенсионных накоплений вместе с иными финансовыми инструментами в стране. Данная система не может быть стабильной и развиваться в условиях неразвитого финансового рынка, фонды не могли бы осуществлять нормальную инвестиционную политику и гарантировать предусмотренные законом выплаты гражданам, доверившим им свои деньги.
    3. Принцип защиты прав вкладчиков и участников НПФ в приоритетном порядке, поскольку для государства в первую очередь важно, чтобы каждый гражданин получил полагающиеся ему выплаты. В случае нарушения прав граждан власти несут всю полноту ответственности за эти действия НПФ, поскольку именно она осуществляет законодательное регулирование и внешний контроль за деятельностью таких организаций.
    4. Надлежащая оценка схем инвестирования средств граждан. В этой связи государство определяет в общем виде возможные инструменты инвестирования, сфера направления доверенных гражданами средств. Закон ограничивает рисковые схемы и запрещает фондам вкладываться в сомнительные проекты, а также зарубежные ценные бумаги, за стабильность которой РФ не несет никакой ответственности.
    5. Принцип надлежащего контроля и надзора со стороны уполномоченных государственных органов. Налаженная должным образом система контроля позволяет обеспечить стабильность в данной сфере, исключение недобросовестных игроков с рынков, дать толчок развития и стимулировать к этому добропорядочные организации.
    6. Принцип конкуренции, также способствующий не только наличию выбора у граждан страны, но и тому факту, что на рынке остаются только те компании, которые действительно грамотно и законно ведут свою деятельность.
    7. Открытость деятельности негосударственных фондов, что облегчает контроль за ними не только со стороны государственных органов, но и самих граждан. Также данный принцип позволяет будущим пенсионерам ответственно подойти к выбору управляющей организации на основе тех открытых данных, которые она публикует. К таким показателям относятся уровень доходности, учредители компании, инструменты инвестирования, показатели экономической деятельности и т.п.
    8. Страхование рисков и деятельности фондов в целом. Данный принцип государственного регулирования позволяет максимально обезопасить средства граждан, гарантировать их сохранность.

    Почему контроль деятельности НПФ необходим

    Значимость контроля деятельности НПФ следует, в частности, из принципов законодательного регулирования, т.е. государство тем самым поясняет, с какой целью это делает. Регламентация всех сфер жизнедеятельности таких компаний связана со значимостью ее для государства в целом.

    Контроль же в этой сфере позволяет обеспечить соблюдение норм закона компаниями в целом и в частности:

    • стабильность финансовых рынков (поскольку сегмент негосударственного пенсионного обеспечения уже не мал в экономике страны);
    • стабильность пенсионной системы (без надлежащего контроля государство не может гарантировать гражданам, что их средства находятся в надежных руках, а при достижении установленного возраста они получат полагающиеся им выплаты);
    • увеличение уровня доверия граждан к таким фондам и др.

    Обеспечение принципа законности в результате деятельности контрольно-надзорных органов и позволяет выполнить все указанные задачи.

    Нормы контроля по закону

    С точки зрения законодательства, контроль осуществляется в целях:

    • соблюдения требований закона, в частности закона «О НПФ»;
    • защита прав заинтересованных лиц, в первую очередь вкладчиков и участников;
    • охрана государственных интересов.

    Законом закреплены варианты контрольных мероприятий со стороны уполномоченных государственных органов.

    В их числе:

    • издание нормативных документов, не выходящих за пределы их компетенции;
    • осуществление лицензирующей деятельности (выдача и отзыв разрешений на деятельность в данной сфере);
    • раскрытие информации о деятельности таких управляющих организаций;
    • направление запросов о предоставлении информации, сведений и документов;
    • выдача предписаний о выполнении требований закона;
    • запрет осуществляемых фондом операций или их части;
    • рассмотрение обращений граждан в связи с деятельностью НПФ;
    • обращения в судебные органы с требованиями о ликвидации фондов в установленных законом случаях;
    • проведение соответствующих проверок.

    Перечень органов, регулирующих деятельность НПФ

    В целях обеспечения законности деятельности управляющих фондов законодатель уполномочил ряд государственных органов на проведение контрольно-надзорных мероприятий в данной отрасли.

    Таковыми органами являются:

    1. Центральный Банк РФ, который выступает основным регуляторов и определяется в самом законе 75-ФЗ. К его полномочиям относятся издание правовых документов по множеству вопросов деятельности НПФ, ведение их реестра, раскрытие информации о них, регистрации их Правил и т.п. Сотрудники Банка России имеют право проводить проверки в отношении фондов, в рамках которых получать всю необходимую информацию, документы, объяснения сотрудников.
    2. Минтруд, который проводит проверки в непосредственном контакте с Центробанком, а также курирует своими документами функционирование фонда. Также министерство труда регламентирует правила взаимодействия между фондами и их вкладчиками или участниками, а также между ПФ РФ и негосударственными фондами.
    3. Минфин РФ, компетенции которого в данной области закреплены в Положении о министерстве финансов страны.

    Кто контролирует деятельность ПФР

    Положение о государственном пенсионном фонде определяет его как самостоятельное финансово-хозяйственное учреждение. Его деятельность подчинена не только Положению об этой организации, но и иному действующему законодательству страны в данной сфере. По сути, государство учредило данное учреждение как один из органов управления.

    Тем не менее, работа ПФР регламентируется законодательством об обязательном пенсионном страховании, а также актами Центрального банка. Он же, с одной стороны контролирует работу фонда, выступая ее регулятором, а с другой – взаимодействует с ним в целях осуществления целого ряда государственных полномочий. Хотя ПФР сам выступает контролером в сфере деятельности НПФ, его работа также не остается без надзора со стороны государства.

    В заключение отметим, что негосударственные фонды, осуществляющие свою деятельности в системе пенсионного страхования, занимают важное место в жизни всего государства в целом. В связи с этим законодатель регламентировал все сферы их финансово-хозяйственной деятельности, предусмотрел обязательное лицензирование, а также определил органы, уполномоченные на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении таких организаций.

    В соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Установить, что:

    1) государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию в части правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

    2) государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, за исключением государственного регулирования правоотношений, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта, а также надзор и контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам.

    2. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, а также надзор и контроль за указанной деятельностью, осуществляет следующие функции:

    1) принимает нормативные правовые акты по вопросам регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов в части правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе:

    • определяет порядок обмена информацией между негосударственным пенсионным фондом и Пенсионным фондом Российской Федерации в электронной форме с подтверждением электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • утверждает форму уведомления о прекращении договора об обязательном пенсионном страховании в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 36.5 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах";
    • утверждает инструкцию по заполнению формы заявления застрахованного лица о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, а также порядок доведения до сведения застрахованных лиц формы заявления о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд и инструкции по ее заполнению;
    • утверждает инструкцию по заполнению формы заявления застрахованного лица о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации из негосударственного пенсионного фонда, а также порядок доведения до сведения застрахованных лиц формы заявления о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации из негосударственного пенсионного фонда и инструкции по ее заполнению;
    • утверждает форму заявления застрахованного лица о переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд, инструкцию по ее заполнению, а также порядок доведения до сведения застрахованных лиц указанных формы заявления и инструкции по ее заполнению;
    • утверждает по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам форму уведомления Федеральной службы по финансовым рынкам об объеме средств пенсионных накоплений, переданных предыдущим страховщиком новому страховщику;

    2) направляет в Федеральную службу по финансовым рынкам запросы о предоставлении информации, необходимой для осуществления функций в пределах своей компетенции, и иной информации с учетом требований федеральных законов, а также обращается по вопросам целесообразности проведения проверок субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, в том числе при реорганизации негосударственных пенсионных фондов.

    3. Федеральная служба по финансовым рынкам как уполномоченный федеральный орган осуществляет следующие функции:

    1) принимает нормативные правовые акты по вопросам регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, за исключением государственного регулирования правоотношений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящего Постановления, в том числе устанавливает:

    • порядок регистрации правил негосударственного пенсионного фонда и изменений, вносимых в такие правила;
    • нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами;
    • нормативный размер страхового резерва и порядок его формирования и использования;
    • порядок подачи негосударственным пенсионным фондом заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика, его регистрации и публикации сведений о регистрации такого заявления;
    • порядок определения рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, сформированные в негосударственных пенсионных фондах;
    • порядок определения инвестиционного индекса (индексов) для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствующий класс активов и особенности управления инвестиционным портфелем, структура которого определена в форме инвестиционного индекса;
    • по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации порядок, формы и сроки отчетности негосударственных пенсионных фондов;
    • порядок, формы и сроки отчетности субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, за исключением отчетности негосударственных пенсионных фондов;
    • порядок предоставления (раскрытия) информации о деятельности негосударственного пенсионного фонда;
    • порядок и сроки раскрытия управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений, сформированных в негосударственном пенсионном фонде, информации о структуре и составе ее акционеров (участников);
    • порядок и сроки раскрытия специализированным депозитарием, заключившим договор об оказании услуг с негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим формирование накопительной части трудовой пенсии, и управляющей компанией, осуществляющей инвестирование средств пенсионных накоплений, информации о структуре и составе его акционеров (участников).

    Федеральная служба по финансовым рынкам вправе также выпускать нормативные правовые акты, детализирующие требования к маркетингу негосударственных пенсионных фондов;

    2) осуществляет надзор и контроль за соблюдением субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию требований по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    3) осуществляет надзор и контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов по учету пенсионных обязательств негосударственных пенсионных фондов, назначению и выплатам негосударственных пенсий участникам фонда, учету средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, а также по назначению и выплатам накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам;

    4) осуществляет контроль за деятельностью объединенных гарантийных фондов, созданных негосударственными пенсионными фондами;

    5) осуществляет лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

    6) осуществляет уведомительную регистрацию негосударственных пенсионных фондов, подавших заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика;

    7) осуществляет регистрацию правил негосударственных пенсионных фондов, а также изменений, вносимых в такие правила;

    8) публикует в средствах массовой информации список негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, и информацию о таких фондах;

    9) публикует в средствах массовой информации список негосударственных пенсионных фондов, у которых приостановлено действие лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее - лицензия) или лицензия аннулирована, и информацию о таких фондах;

    10) информирует Пенсионный фонд Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также о негосударственных пенсионных фондах, у которых приостановлено действие лицензии или лицензия аннулирована, в течение 10 дней с даты приостановления действия или аннулирования лицензии;

    11) информирует управляющую компанию (управляющие компании) и специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда об ограничениях деятельности негосударственного пенсионного фонда в связи с приостановлением действия лицензии в течение 10 дней с даты приостановления действия лицензии;

    12) приостанавливает на срок до 6 месяцев действие лицензии в случае нарушения негосударственным пенсионным фондом лицензионных требований и законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования;

    13) направляет субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию запросы о предоставлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, и иной информации с учетом требований федеральных законов;

    14) проводит проверки субъектов и участников отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

    15) обращается в пределах своей компетенции по вопросам проведения проверок субъектов и участников отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять регулирование профессиональной деятельности указанных лиц и контроль за их деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    16) выдает предписания субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о формировании средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, размещении средств пенсионных резервов и об инвестировании средств пенсионных накоплений;

    17) рассматривает отчеты негосударственных пенсионных фондов, а также аудиторские и актуарные заключения;

    18) рассматривает аудиторские заключения на отчетность субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, а в случае необходимости требует представления аудиторского заключения на отчетность субъектов указанных отношений;

    19) ежегодно публикует в средствах массовой информации сведения о формировании и финансовых результатах размещения средств пенсионных резервов и о формировании и финансовых результатах инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

    20) согласовывает решение совета негосударственного пенсионного фонда о реорганизации фонда;

    21) согласовывает состав ликвидационной комиссии негосударственного пенсионного фонда;

    22) требует от негосударственного пенсионного фонда передачи третьим лицам информации, полученной в процессе сбора, хранения, передачи и использования сведений, содержащихся в пенсионных счетах негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии, а также полученной при выплате негосударственной пенсии и накопительной части трудовой пенсии, выплатах (переводе) выкупных сумм и выплатах правопреемникам в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

    23) осуществляет иные действия, предусмотренные Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", другими федеральными законами и Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Правительством Российской Федерации.

    Федеральная служба по финансовым рынкам вправе потребовать от негосударственного пенсионного фонда опубликования надлежащих исправлений материалов рекламного характера, опубликованных непосредственно негосударственным пенсионным фондом или от его имени, в случае установления несоответствия указанных материалов требованиям законодательства Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах.

    4. Функции, возлагаемые на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральную службу по финансовым рынкам в соответствии с настоящим Постановлением, осуществляются в пределах утвержденных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников Министерства и Службы.

    Изменения и поправки

    В соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2071; 2003, N 2, ст. 166) Правительство Российской Федерации постановляет :

    1. Установить, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

    Государственное регулирование, надзор и контроль в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений осуществляются также Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг в пределах компетенции, установленной этой Комиссии законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 г.

    N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 28, ст. 3357; 2000, N 15, ст. 1574; 2002, N 8, ст. 809).

    2. Министерство труда и социального развития Российской Федерации как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью, исполняет в пределах своей компетенции следующие функции:

    1) осуществляет надзор и контроль за соблюдением субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию требований по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    2) принимает нормативные правовые акты по вопросам регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, включая инструкции и методические указания в отношении установления стандартов раскрытия информации и форм отчетности, а также по вопросам надзора и контроля за указанной деятельностью;

    3) осуществляет лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

    4) осуществляет уведомительную регистрацию негосударственных пенсионных фондов, подавших заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика в соответствии с требованиями Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах";

    5) осуществляет регистрацию правил негосударственных пенсионных фондов;

    6) публикует в средствах массовой информации список негосударственных пенсионных фондов, информацию о негосударственных пенсионных фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также о негосударственных пенсионных фондах, у которых приостановлено действие лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию или указанная лицензия аннулирована;

    7) информирует Пенсионный фонд Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также о негосударственных пенсионных фондах, у которых приостановлено действие лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию или указанная лицензия аннулирована, в течение

    10 дней со дня приостановления действия или аннулирования лицензии;

    8) информирует управляющую компанию (управляющие компании) и специализированный депозитарий об ограничениях деятельности негосударственных пенсионных фондов в связи с приостановлением действия или аннулированием лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию в течение 10 дней со дня приостановления действия или аннулирования указанной лицензии;

    9) приостанавливает на срок до 6 месяцев действие лицензии негосударственного пенсионного фонда на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию в случае нарушения фондом лицензионных требований и законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования;

    10) направляет субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию запросы о предоставлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, и иной информации с учетом требований федеральных законов;

    11) обращается по вопросам проведения проверок субъектов и участников отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять регулирование профессиональной деятельности указанных субъектов и участников и контроль за их деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    12) выдает предписания субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о формировании средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;

    13) рассматривает отчеты негосударственных пенсионных фондов, а также аудиторские и актуарные заключения;

    14) рассматривает аудиторские заключения, касающиеся отчетности субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, а в случае необходимости требует представления такого заключения;

    15) устанавливает порядок, формы и сроки представления отчетности субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

    16) публикует ежегодно в средствах массовой информации сведения о формировании и финансовых результатах размещения средств пенсионных резервов и о формировании и финансовых результатах инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

    17) предпринимает иные действия, предусмотренные Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", другими федеральными законами и Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

    3. Функции, возлагаемые на Министерство труда и социального развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления, выполняются в пределах утвержденных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников Министерства.

    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    М. Касьянов

    Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование.

    В соответствии со статьей 6.1. Закона № с 01.01.2020 минимальный размер уставного капитала НПФ должен составлять не менее 150 млн рублей, а минимальный размер собственных средств — не менее 200 млн рублей.

    Создание НПФ путем учреждения осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об акционерных обществах. НПФ подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом особенностей, установленных Законом №


    Акции НПФ, размещенные при его создании путем учреждения, должны быть полностью оплачены учредителями до подачи в Банк России заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

    Оплата акций путем зачета денежных требований к НПФ не допускается. Негосударственный пенсионный фонд не вправе осуществлять операции с векселями и выдавать займы.

    Решение о государственной регистрации НПФ при его создании, в том числе путем реорганизации, о государственной регистрации изменений, вносимых в устав фонда, или о государственной регистрации при ликвидации фонда принимается Банком России в установленном им порядке. Одновременно с принятием решения о государственной регистрации вновь создаваемого негосударственного пенсионного фонда Банк России осуществляет государственную регистрацию выпуска акций фонда.

    Перечень документов, необходимых для принятия Банком России решения о государственной регистрации НПФ при его создании путем учреждения, установлен пунктом 1.1. Инструкции Банка России от 04.06.2018 № .

    За государственную регистрацию негосударственного пенсионного фонда уплачивается государственная пошлина в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

    Размер госпошлины — 4 000 рублей.
    Реквизиты для оплаты

    НПФ может работать только на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

    Перечень документов, необходимых для получения такой лицензии, установлен пунктом 5 статьи 7.1. Федерального закона от 07.05.1998 № и пунктом 2.1. Инструкции Банка России от 04.06.2018 № .

    За предоставление лицензии уплачивается государственная пошлина в соответствии с подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

    Размер госпошлины — 7 500 рублей.
    Реквизиты для оплаты


    Документы (копии документов), предусмотренные пунктом 2.1 Инструкции Банка России от 04.06.2018 № должны быть представлены соискателем лицензии в уполномоченное подразделение Банка России одновременно с документами, представляемыми для принятия решения о государственной регистрации фонда при его создании путем учреждения, но не позднее одного месяца со дня принятия решения о создании юридического лица.

    Сроки рассмотрения Банком России документов:

    • государственная регистрация негосударственного пенсионного фонда — 30 календарных дней,
    • принятие решения о предоставлении лицензии (отказе в предоставлении лицензии) негосударственному пенсионному фонду — в течение 2 месяцев со дня получения Банком России документов. В случае если Банк России потребует представления дополнительных документов, течение указанного срока приостанавливается до получения необходимых документов, но не более, чем на 30 дней.

    Внесение изменений в реестр производится в связи с изменением следующих сведений в отношении каждого включенного в него НПФ:

    • полное и сокращенное фирменные наименования фонда;
    • адрес фонда;
    • ОГРН фонда, дата внесения в ЕГРЮЛ записи о создании фонда, ИНН фонда;
    • номер лицензии фонда;
    • дата принятия решения о предоставлении лицензии фонду;
    • наименование органа, предоставившего лицензию фонду;
    • срок действия лицензии фонда;
    • лицензируемый вид деятельности;
    • информация о действии лицензии фонда (лицензия действует, лицензия аннулирована или действие лицензии прекращено (за исключением случая аннулирования);
    • дата принятия решения об аннулировании лицензии фонда (в случае если лицензия аннулирована);
    • дата и основание прекращения действия лицензии фонда (в случае если прекращение действия не связано с аннулированием лицензии);
    • сведения о включении фонда в систему гарантирования прав застрахованных лиц;
    • сведения о наличии ограничения на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению или по обязательному пенсионному страхованию;
    • номера телефонов, факсов, адрес электронной почты, адрес сайта фонда в сети Интернет;
    • сведения об органах управления и должностных лицах фонда;
    • сведения об учредителях (акционерах) и размере доли их участия в уставном капитале фонда;
    • сведения о переоформлении лицензии фонда и об основании ее переоформления;
    • сведения о выдаче дубликата лицензии фонду.

    Представление НПФ в Банк России заявления о внесении изменений в сведения о фонде, содержащиеся в реестре в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня возникновения изменений, требуется в отношении следующих сведений:

    • номеров телефонов, факсов, адрес электронной почты, адрес сайта фонда в сети Интернет;
    • сведений об органах управления и должностных лицах фонда;
    • сведений об учредителях (акционерах) и размере доли их участия в уставном капитале фонда.

    Читайте также: