Какие гарантии пенсионного обеспечения установлены для отдельных категорий граждан

Опубликовано: 27.04.2024

О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан

(с изменениями на 1 октября 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 174-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2013);

Федеральным законом от 6 марта 2019 года N 25-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.03.2019, N 0001201903060023);

Федеральным законом от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.10.2019, N 000120191001005) (вступил в силу с 1 января 2020 года).

В документе учтено:

Принят
Государственной Думой
20 мая 2011 года

Одобрен
Советом Федерации
25 мая 2011 года

Статья 1

1. Гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается страховая пенсия по старости (в том числе досрочная) или страховая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент.

(Часть в редакции, введенной в действие с 3 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 174-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 6 марта 2019 года N 25-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Нетрудоспособным членам семей лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается страховая пенсия по случаю потери кормильца в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Действие положений статьи 1 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года N 174-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 20 ноября 2012 года, - см. пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 174-ФЗ.

Статья 2

4. Определение величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды службы (работы), указанные в настоящем Федеральном законе, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации одновременно с установлением лицам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, страховой пенсии по старости (страховой пенсии по инвалидности), а нетрудоспособным членам их семей страховой пенсии по случаю потери кормильца на основании документов, необходимых для установления страховой пенсии, перечень которых утверждается в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

5. В случае реализации лицом, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, права на пенсию за выслугу лет, пенсию по инвалидности, финансируемые за счет средств федерального бюджета, возникшего после назначения ему страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности с применением положений настоящего Федерального закона, по его выбору периоды службы (работы) (часть периодов), учтенные в соответствии с настоящим Федеральным законом при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента, могут быть включены в выслугу лет (стаж работы) для назначения указанных пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности. В этом случае право на страховую пенсию по старости, страховую пенсию по инвалидности и их размеры пересматриваются в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона и настоящей статьей исходя из периодов службы (работы), не включенных в выслугу лет (стаж работы) для назначения пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности

Взаимосвязанные положения части 5 настоящей статьи и пункта 5 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" с 20 февраля 2018 года не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 118 (часть 1) и 120 (часть 1) в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими правовой механизм не гарантирует судьям, ставшим в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, и до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание ушедшим в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, пенсионное обеспечение в размере, соотносимом с утраченным доходом в виде заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения) судьи, на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса, - см. пункт 1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2018 года N 9-П.

Действие положений части 5 статьи 2 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 6 марта 2019 года N 25-ФЗ) распространяется в том числе на судей, ставших инвалидами до дня вступления в силу Федерального закона от 6 марта 2019 года N 25-ФЗ вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, - см. пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2019 года N 25-ФЗ.

6. В случае реализации лицом из числа судей, пребывающих в отставке, права на ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячное денежное содержание по инвалидности, возникшего после назначения ему страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности с применением положений настоящего Федерального закона, выплата пенсии прекращается.

Действие положений части 6 статьи 2 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 6 марта 2019 года N 25-ФЗ) распространяется в том числе на судей, ставших инвалидами до дня вступления в силу Федерального закона от 6 марта 2019 года N 25-ФЗ вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, - см. пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2019 года N 25-ФЗ.

Статья 3

Объем средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в целях установления страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности лицам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, а нетрудоспособным членам их семей страховой пенсии по случаю потери кормильца, определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Москва, Кремль
4 июня 2011 года
N 126-ФЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

20 мая 2011 года

25 мая 2011 года

1. Гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается страховая пенсия по старости (в том числе досрочная) или страховая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент.

2. Нетрудоспособным членам семей лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается страховая пенсия по случаю потери кормильца в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

1 - 3. Утратили силу. - Федеральный закон от 06.03.2019 N 25-ФЗ.

4. Определение величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды службы (работы), указанные в настоящем Федеральном законе, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации одновременно с установлением лицам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, страховой пенсии по старости (страховой пенсии по инвалидности), а нетрудоспособным членам их семей страховой пенсии по случаю потери кормильца на основании документов, необходимых для установления страховой пенсии, перечень которых утверждается в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

5. В случае реализации лицом, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, права на пенсию за выслугу лет, пенсию по инвалидности, финансируемые за счет средств федерального бюджета, возникшего после назначения ему страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности с применением положений настоящего Федерального закона, по его выбору периоды службы (работы) (часть периодов), учтенные в соответствии с настоящим Федеральным законом при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента, могут быть включены в выслугу лет (стаж работы) для назначения указанных пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности. В этом случае право на страховую пенсию по старости, страховую пенсию по инвалидности и их размеры пересматриваются в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона и настоящей статьей исходя из периодов службы (работы), не включенных в выслугу лет (стаж работы) для назначения пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности.

6. В случае реализации лицом из числа судей, пребывающих в отставке, права на ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячное денежное содержание по инвалидности, возникшего после назначения ему страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности с применением положений настоящего Федерального закона, выплата пенсии прекращается.

Объем средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в целях установления страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности лицам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, а нетрудоспособным членам их семей страховой пенсии по случаю потери кормильца, определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

4 июня 2011 года

Судебная практика и законодательство — 126-ФЗ О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 23, ст. 3266; 2012, N 50, ст. 6966; 2013, N 27, ст. 3466) (далее - Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ);

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 23, ст. 3266; 2012, N 50, ст. 6966; 2013, N 27, ст. 3466) (далее - Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ);

- сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в части 12 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 настоящей статьи. При этом указанные периоды учитываются при определении , если они по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 марта 2005 года N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" и Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан";

1. При исчислении размера страховой пенсии с учетом суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, предусмотренных пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также периодов, предусмотренных Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", имевших место как до 1 января 2015 года, так и после указанной даты, в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой пенсии с учетом нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, определяется путем умножения действующей на день установления страховой пенсии стоимости пенсионного коэффициента на сумму коэффициентов, определяемых за каждый календарный год указанных периодов.

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 23, ст. 3266; 2012, N 50, ст. 6966; 2013, N 27, ст. 3466) (далее - Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ);

В случаях, когда судья не приобрел право на ежемесячное пожизненное содержание либо утратил его в связи с прекращением отставки, а также по его собственному выбору ему может быть назначена трудовая пенсия по старости или по инвалидности на общих основаниях. Поэтому в целях обеспечения формирования пенсионных прав судей за период исполнения полномочий по должности судьи, когда на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, поскольку на заработную плату судей не начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" был определен порядок преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных ими за период с 1 января 2002 года.

2. Средства федерального бюджета включают межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, на компенсацию выпадающих доходов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", на реализацию прав при установлении страховых пенсий отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", а также на обязательное пенсионное страхование.

"2. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, осуществляемой в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на возмещение расходов Пенсионного фонда Российской Федерации по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также в связи с преобразованием в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" с учетом финансового обеспечения организации доставки указанных пенсий, включаются в общий объем доходов и общий объем расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

"2. Средства федерального бюджета включают межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, на компенсацию выпадающих доходов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", на реализацию прав при установлении страховых пенсий отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", а также на обязательное пенсионное страхование.

Изменения и поправки

Принят Государственной Думой 20 мая 2011 года

Одобрен Советом Федерации 25 мая 2011 года

Гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.

1. Определение размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) лицам, указанным в статье 1 настоящего Федерального закона (далее - застрахованные лица), производится с учетом суммы выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета за периоды службы (работы), имевшей место не ранее чем с 1 января 2002 года, подлежащей включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета.

2. Сумма выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета, подлежащая включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета, рассчитывается путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) стоимости страхового года на продолжительность периодов службы (работы). При этом период службы (работы) продолжительностью один месяц считается как одна двенадцатая года, а период службы (работы) продолжительностью один день считается как одна тридцатая месяца.

3. Стоимость страхового года определяется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

4. Преобразование пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал с учетом указанных в настоящем Федеральном законе периодов службы (работы) производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации одновременно с назначением этим лицам страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) на основании документов, необходимых для установления трудовой пенсии, перечень которых утверждается в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

5. Периоды службы (работы), учтенные в соответствии с настоящим Федеральным законом при преобразовании пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал, не включаются в выслугу лет (в стаж работы), с учетом которой (которого) назначается пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона.

1. Ежемесячный объем средств федерального бюджета, подлежащих выделению Пенсионному фонду Российской Федерации в целях установления страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) застрахованным лицам, определяется путем деления суммы средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо (часть 2 статьи 2 настоящего Федерального закона), на ожидаемую продолжительность периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 21 статьи 14, пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") на день установления страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности).

2. Годовой объем средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) застрахованным лицам, включая расходы на доставку трудовых пенсий, утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период.

Государственное пенсионное обеспечение предназначено для отдельной категории граждан, которые на протяжении регламентируемого временного периода выполняли трудовые обязанности в конкретной должности или оказались в определенной ситуации, обусловленной предусмотренными законодательством обстоятельствами. Финансовая поддержка носит компенсационный характер, поскольку она возмещает потерянные возможности физического лица получать прибыль в результате полной или частичной потери трудоспособности по различным факторам. О том, как осуществляется пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, можно узнать из данной статьи.

Что это такое

Безвозмездные трансферты из бюджета и внебюджетных фондов физическим лицам возможны в ряде случаев:

  • в качестве поощрения за особые достижения перед государством (например, выплаты Героям России или ветеранам);
  • при наступлении определённых событий, влекущих социальную незащищённость гражданина (наступление возраста или наличие заболевания, которое не позволяет работать);
  • для стимулирования определённого поведения (например, материнский капитал).

Граждане, относящиеся к определённым категориям, имеют право на получение дополнительных выплат.

Какие выплаты осуществляет ПФР

Выделяют несколько категорий трансфертов, проводимых в пользу граждан Пенсионным фондом:

  • пенсии;
  • социальные выплаты;
  • адресная помощь пенсионерам;
  • выплаты, связанные с реализацией государственных программ (например, поддержки семей с детьми);
  • компенсационные платежи;
  • иная материальная помощь.

Видео: «Ежемесячные денежные выплаты в 2021 году»

Пенсионное обеспечение

По общему правилу все граждане РФ имеют право на пенсию.

Основанием для получения денежного пособия может быть возраст, заболевание, потеря кормильца и другие обстоятельства.

Пенсионное страхование регламентировано законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. Это комплексный документ, где установлены правила расчёта выплат по возрасту для людей, которые делали отчисления со своих доходов. На размер содержания влияет стаж и средний заработок. Денежное обеспечение состоит из 2-х частей: страховой и фиксированной.

Для учёта других обстоятельств действует система баллов. В ней отражаются, например, периоды воспитания детей, срочная служба в армии и т.д.

Некоторые граждане ошибочно полагают, что они могут рассчитывать на дополнительные выплаты при определённых обстоятельствах. Например, за детей, рожденных до 1990 года, специальных доплат не предусмотрено. Хотя на некоторых сайтах указано обратное.

Также с 2021 года действует государственная программа, предполагающая софинансирование накопительных пенсий.

Если гражданин перечисляет сумму от 2 000 до 12 000 рублей в год, то государство удваивает количество денег на счету. Такая политика направлена на стимулирование официальной занятости.

Стоит отметить, что с 2021 года накопительные пенсии заморожены.

Деньги идут на выплаты нынешним пенсионерам, а на счетах граждан накапливаются баллы. В 2021 году мораторий был продлён до 2020 года. Будет ли изменён подход после указанной даты, остаётся неясным.

После 80 лет людям полагается дополнительное обеспечение. Размер фиксированной выплаты увеличивается в 2 раза.

Другие выплаты

Также фонд оказывает материальную помощь инвалидам, ветеранам, пострадавшим от воздействия радиации и других техногенных катастроф, организует выплаты материнского капитала. ПФР фактически занимается множеством социальных трансфертов.

Система государственного пенсионного обеспечения

Пенсионная система России сегодня основывается на социальной помощи государства и обязательном пенсионном страховании.

Государственное пенсионное обеспечение — это ежемесячная государственная денежная поддержка лиц, которые проходили государственную, а также военную службу в РФ, участников и ветеранов ВОВ, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, а также граждан, потерявших свою трудоспособность.

Данный вид поддержки, в отличии от обязательного пенсионного страхования, финансируется из федерального бюджета РФ.

Социальные

Под рассматриваемыми выплатами подразумевается материальная помощь гражданам, специально предоставляемая в определённых жизненных ситуациях.

ЕДВ (ежемесячная денежная выплата)

Отдельные категории граждан получают постоянные доплаты. Они положены:

  • ветеранам труда и боевых действий;
  • пострадавшим из-за последствий аварии на ЧАЭС;
  • инвалидам;
  • Героям Росии, СССР.

Размер ЕДВ индексируется каждый год 1 февраля, чтобы покупательная способность пособий не уменьшалась.

Размеры выплат устанавливаются для различных категорий отдельно.

НСУ (набор соцуслуг)

Люди, которые получают ЕДВ, могут обратиться за дополнительной субсидией, выдаваемой в натуральном выражении. Граждане имеют право на:

  • обеспечение необходимыми лекарствами по рецептам;
  • предоставление санаторного лечения;
  • бесплатный проезд на пригородных поездах, а также на международном транспорте во время поездки к месту лечения и обратно.

Материальное обеспечение (ДЕМО)

В 2005 году был принят указ Президента РФ № 363, которым была назначена постоянная выплата определённым категориям граждан, участвовавшим во Второй Мировой войне.

Каждый месяц по 1000 рублей получают:

  • люди, ставшие инвалидами в ходе боевых действий ВОВ;
  • лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда;
  • члены подпольных организаций, партизанских отрядов и других соединений, действовавших против фашистской Германии вне состава войсковых соединений;
  • военнослужащие регулярной армии, участники боевых действий ВОВ, служащие тыла;
  • граждане, которые до достижения совершеннолетия были отправлены в концентрационные лагеря.

Доплата в размере 500 рублей полагается:

  • лицам, получившим знак «Житель блокадного Ленинграда»;
  • бывшим узникам лагерей фашистов;
  • вдовам военнослужащих и инвалидов ВОВ;
  • гражданам, проходившим службу в течение полугода и более в воинских частях в период ВОВ, но не принимавших участие в военных действиях;
  • военнослужащим, награждённым орденами или медалями СССР в период ВОВ.

Для получения субсидии заинтересованное лицо обращается в территориальный орган ПФР с заявлением.

К нему прилагается паспорт и документ, подтверждающий право на получение льготы.

Если гражданин претендует и на субсидию в 500 рублей, и на 1000 рублей, ему назначается более высокая выплата.

Социальная доплата

Страховые пенсии должны полностью обеспечивать потребности людей, так как пожилые граждане по состоянию здоровья уже не могут зарабатывать своим трудом.

Некоторые люди получают также дополнительные субсидии из ПФР, например, ЕДВ.

Если взносы на накопительную часть не позволят выплачивать средства в размере, превышающем бюджет прожиточного минимума, то территориальный орган ПФР предоставляет гражданам дополнительную денежную помощь.

Пенсии пенсионерам Крайнего Севера и в районах, приравненных к Северу

Гражданам, живущим в районах Крайнего Севера (РКС) и в местности приравненной к Северу, также гражданам, которые работали ранее в таких районах, предоставляется возможность на присуждение страховой пенсии по возрасту досрочно.

Так же данным лицам устанавливается увеличение фиксированной платы к страховой пенсии на соответственный районный коэффициент, который установило Правительство РФ в зависимости от района проживания, на весь отрезок времени нахождения в этом районе.

При выезде гражданина из этой местности на другое место проживания размер государственного пенсионного обеспечения считается без учета данного коэффициента.

Доплата гражданам отдельных профессий

Право на дополнительные пособия имеют бывшие работники угольной промышленности.

Такое правило содержится в законе № 84-ФЗ от 10.05.2010г. Доплату получают люди, которые отработали в отрасли не менее 25 лет.

При этом 20 лет граждане должны были трудиться по одной из следующих профессии:

  • проходчик;
  • горнорабочий очистного забоя;
  • забойщик на отбойных молотках;
  • машинист горных вымоечных машин.

Размер субсидии рассчитывается по специальному коэффициенту. Базой расчёта является средняя зарплата по профессии на действующем предприятии.

Кому положен перерасчет пенсии по уходу за ребенком? Какая будет пенсия, если никогда не работал? Узнайте здесь.

Также увеличенное материальное содержание полагается лётному составу судов гражданской авиации.

Работники должны иметь выслугу 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

Выплаты за уход за нетрудоспособными

Некоторые граждане сталкиваются необходимостью помогать престарелым или больным родственникам или соседям. Такое поведение поощряется государством денежными субсидиями.

Право на получение компенсационных выплат возникает, если человек ухаживает за:

  • инвалидом 1 группы (в данную категорию не входят люди, получившие этот статус в детстве);
  • лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • престарелые лица, которым необходим каждодневный уход на основании заключения врача.

Размер компенсационной выплаты сегодня составляет 1 200 рублей.

Родитель трудоспособного возраста, который ухаживает за ребёнком-инвалидом до его совершеннолетия или за инвалидом детства 1 группы, имеет право на ежемесячную выплату в 5 500. Иные граждане в этом случае получают 1 200 рублей.

В регионах с тяжёлым климатом, например, на Крайнем Севере, пособия могут быть увеличены.

Космонавты

Граждане, осуществляющие трудовую деятельность по профессии космонавт, имеют право выйти на пенсию при наличии определенного трудового стажа. Для женщин данный параметр должен соответствовать 20 годам, а для мужчин – 25 годам.

Величина пенсии определяется по формуле:

55%*ЗП + 3%*ЗП*СТ = П, где

ЗП — заработная плата лица на день увольнения с должности;

СТ — количество лет стажа сверх требуемых 20 или 25.

Размер пенсионного обеспечения не может превышать 85 % величину заработной платы гражданина. В случае наличия у работника социальных обстоятельств, он может рассчитывать на прибавки пенсии, которые на 1 апреля 2021 года соответствуют денежной сумме 4959,85 рублей.

Увеличение размера пенсионного обеспечения может быть осуществлено до 200 % от исходной величины, в случае, если претендент является:

  • инвалидом 1 группы;
  • лицом, достигшим восьмидесятилетнего возраста;
  • гражданином, нуждающимся в постоянном уходе, что подтверждено медицинским заключением.

Увеличение обеспечения возможно неработающим гражданам, которые младше 55 лет или являются инвалидами, в ситуациях, когда они имеют на своем обеспечении членов семьи, ограниченных в возможностях. При наличии одного иждивенца, бывший космонавт может оформить увеличение пособия на 32 %, при уходе за двумя членами семьи – 64 %, а за тремя или более – 100 %.

Пример расчета №1. Космонавт-испытатель Серов И.А. на день увольнения с данной должности в 2021 году имел денежное довольствие в размере 69 600 рублей. Его стаж работы составлял 26 лет (из требуемых 25). В соответствии с этим размер его пенсии составил:

55% x 69 600 + 3% x 69 600 x 1 = 40 668 рублей.

Пример расчета №2. Васильев П.Р. осуществлял трудовую деятельность в должности космонавта на протяжении 30 лет. Должностной оклад гражданина составлял 88 500 рублей. Регламентируемый временной минимум он переработал на 5 лет. За выработку лет Васильеву полагается пенсия в размере 0,55 x 88,5 + 0,03 х 88,5 х 5=619 500 рублей. Поскольку получившаяся денежная сумма превышает максимальную величину, полагающуюся к выплате, то пенсия считается как 85 % от оклада, что соответствует 75 225 рублям.

Пособие на погребение

Из средств ПФР также оказывается единовременная денежная помощь родственникам умершего гражданина.

Деньги направляются на организацию похорон, приобретение сопутствующих товаров, заказ ритуальных услуг и т.д.

В статье 10 действующего закона РФ № 8-ФЗ от 12.01.1996 г. «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что пособие составляет не более 4 000 рублей.

Но каждый год Правительство РФ учитывает инфляцию и разрешает вопрос, как будет увеличена выплата. В январе 2021 года она составляет 5562,25 рубля.

Пенсии в Крыму и городе Севастополь

По завершению переходного этапа, с 1 января 2015 пенсионное обеспечение лиц, которые живут на территории города Севастополя и Республики Крым, происходит в соответствии законодательством РФ.

Суммы пенсий, назначенных соответственно законодательству, которое действовало на территории города Севастополя и Республики Крым, подлежат пересчету с 1 января 2015 года.

Пересчет величины пенсии проводит ПФР на основе документов выплатного дела без соответственного заявления граждан. При этом в срок с 1 января по 31 декабря 2021 года гражданам предоставлено право обратиться в ПФР с заявкой о пересчете величины пенсии (другой установленной к пенсии выплате) в связи с имевшимися обстоятельствами, которые повлекли изменение величины пенсии или выплаты к ней.

Материнский капитал

В рамках поддержки молодых семей государство единовременно выделяет субсидию определённого размера.

Денежные средства выплачиваются отцам и матерям, воспитывающим 2-го и последующих детей, родившихся после 01.01.2007 г.

Капитал можно потратить на следующие цели:

  • получение образования;
  • приобретение нового жилья;
  • строительство дома или квартиры;
  • погашение ипотеки;
  • социальная адаптация ребёнка-инвалида.

На получения субсидии потребуются следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • свидетельства о рождении детей.



Гражданин обращается в территориальное отделение ПФР.

Если требования законодательства соблюдены, то ему выдаётся сертификат.

Документ может быть передан сторонней организации на вышеуказанные цели.

Сертификат позже предъявляется в ПФР в месте с соответствующим договоров. В фонде проверяются основания для перечисления средств. Деньги переводятся в течение 60 дней.

Воспользоваться мерой государственной поддержки можно только 1 раз.

В 2021 году размер материнского капитала составил 453 026 рублей.

Когда положена вторая

По общему правилу граждане могут рассчитывать на получение только 1 пенсии.

Если у человека есть несколько оснований для перечисления выплат из ПФР, то выбирается пособие наибольшего размера. Например, инвалид при достижении определённого возраста начнёт получать пенсию по старости.

Получение ещё одной пенсии возможно, если гражданину перечисляются деньги из другого источника. Например, из какого-либо министерства или ведомства.

Дополнительная пенсия военным пенсионерам после 60 лет

Служащие Минобороны получают ежемесячные выплаты по выслуге лет на основании положений закона № 4468-I от 12.02.1993 г.

  • Когда гражданин отбыл по контракту определённый срок, он получает право на пенсию. И после этого имеет право продолжить работу в другой организации.
  • Военнослужащему за гражданский стаж также полагается пенсия, так как человек из своих доходов ежемесячно платил взносы в ПФР.

Условия получения

Дополнительная пенсия назначается при соблюдении нескольких требований:

  • достижения определённого законом возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин);
  • наличие достаточного стажа;
  • у гражданина должны быть пенсионные коэффициенты в количестве не ниже 13,8;
  • Минобороны ежемесячно выплачивает человеку пенсию.

Документы для оформления

Заинтересованному лицу понадобятся следующие документы:

  • заявление;
  • трудовая книжка или другие документы, подтверждающие стаж;
  • СНИЛС;
  • справка из Министерства обороны о том, что гражданин является пенсионером.


Порядок подачи и назначение

Гражданин передаёт документы в территориальный орган лично, почтой или через МФЦ.

Рассмотрение обращения занимает 10 дней. Если все формальности соблюдены, гражданин получит пенсию за тот месяц, когда он обратился в ПФР.

Что делать, если не приходит пенсия на карточку Сбербанка? Будет ли пенсия без трудовой книжки? Узнайте тут.

Правда ли, что в 2021 году отменят пенсию работающим пенсионерам? Читайте далее.

Например, дополнительная пенсия в декабре 2021 года будет назначена, если основания для её назначения возникли до указанного месяца. Расчёт будет произведён с момента подачи документов.

В заявлении указывается желаемый способ получения выплат.

Гражданин может открыть счёт в кредитно-финансовом учреждении или получать почтовые переводы. Чаще всего граждане выбирают Сбербанк.

Особенности самостоятельного расчета

Размер выплаты устанавливается специалистами ПФР на основании представленных документов.

При этом используется массив данных о страховых взносах в период работы.

Если гражданин не согласен с установленным размером пенсии, то он имеет право обратиться с заявлением о перерасчёте. Стоит учитывать, что военный пенсионер не имеет право на фиксированную доплату.

Гражданин должен самостоятельно узнавать, имеет ли он право на получение какой-либо государственной выплаты.

Получить точную информацию можно в территориальном отделении ПФР.

Пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф

Граждане, пострадавшие во время выполнения трудовых обязанностей или в результате осуществления мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с техногенными или радиационными авариями, могут рассчитывать на помощь государства. Она может быть выражена в виде пенсионного довольствия, оформленного по инвалидности или в результате достижения пенсионного возраста. Граждане не имеют права оформлять несколько видов обеспечения, однако они вправе осуществить выбор наиболее выгодного довольствия, величина которого будет наибольшей.

Размер пенсионного обеспечения определяется в процентном соотношении от размера социальной пенсии. В соответствии с категорией граждан размер пенсии составляет:

Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Данная норма согласуется с двухуровневой системой законотворчества в Российской Федерации. Государственная служба субъектов Российской Федерации и муниципальная служба находится в совместном ведении субъектов и федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) муниципальный служащий имеет право на пенсию за выслугу лет. Согласно Федеральному закону № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 11 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. В развитие этого положения в статье 23 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальному служащему гарантировано пенсионное обеспечение за выслугу лет, а в статье 24 предусмотрено, что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Порядок назначения и размер пении за выслугу лет муниципальным служащим следует регулировать муниципальными правовыми актами. При этом необходимо учитывать, что определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности (см. Закон Калужской области от 03.12.2007 № 382-ОЗ «О муниципальной службе в Калужской области»). В указанной норме речь идет не о совокупной пенсии, то есть трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет, а о размере пенсии за выслугу.

Необходимо различать два вида пенсии, по старости и по выслуге лет (доплата к страховой пенсии) муниципального служащего. В свою очередь пенсия за выслугу лет является дополнительным пенсионным обеспечением. Таким образом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать и изменять условия и порядок пенсионного обеспечения за счет собственных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (пенсия за выслугу лет, доплата к трудовой пенсии и другие).

Рассматривая вопрос о правовой природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектом Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года №643-О-О) пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.

По мнению Комитета, такую же правую позицию следует применять в отношении компетенции органов местного самоуправления по определению порядка установления и изменения пенсионного обеспечения, осуществляемого за счет средств местных бюджетов, в отношении муниципальных служащих, депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» не ввел новых обязательств в части предоставления пенсий отдельным категориям граждан, а изменил условия ее назначения и получения путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как и ранее, право на получение пенсии за выслугу лет есть у всех муниципальных служащих, увеличен стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет (с 15 лет до 20 лет). На данный момент действуют переходные положения. Условия назначения пенсии за выслугу лет, установленные федеральным законодательством, не могут быть изменены. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации).

Читайте также: