Какая пенсия у депутатов местного самоуправления

Опубликовано: 16.05.2024

Депутаты занимаются принятием важных решений, которые касаются судьбы государства. Основной целью работы чиновников выступает улучшение благополучия населения страны. Но нередко люди возмущаются принимаемым решениям, которые идут вразрез с мнением народа.

Относительно недавно в официальных источниках были опубликованы сведения относительно размера пенсий и зарплат депутатов. Это вызвало диссонанс в обществе, так как доход чиновником в несколько раз превышает зарплаты обычных граждан.

Бесплатно по России

Какую пенсию получают депутаты

Многие граждане интересуются данным вопросом, так как регулярно в пенсионное законодательство вносятся изменения, меняющие размер выплаты. Народные избранники постоянно поддерживают такие поправки, причем нередко ориентируясь исключительно на собственную обеспеченную старость.

Пенсия депутатов состоит из нескольких частей:

  • страховая выплата, начисляемая одинаково для всех граждан России, поэтому она зависит от размера заработка и стажа работы;
  • ежемесячная доплата, размер которой варьируется от 55 до 75%;
  • пожизненное содержание, выделяемое исключительно чиновникам и представленное ежемесячной выплатой, причем ее размер рассчитывается индивидуально для каждого депутата;
  • дополнительное обеспечение, причем оно выдается каждый месяц, а также зависит от числа сроков, отработанных чиновником.

Средняя пенсионная выплата по России составляет 18 тыс. руб., но бывшие депутаты получают существенные надбавки, за счет которых их доход в старости достигает 120 тыс. руб.

Пенсии чиновников Госдумы

В Госдуме депутаты получают наиболее высокую зарплату, поэтому и их пенсия считается значительной по сравнению с выплатами региональных депутатов. Если человек проработал в Госдуме не меньше 5 лет, то в среднем его пенсия составляет 46,6 тыс. руб. Такой завышенный показатель обусловлен наличием доплаты.

Средняя зарплата депутата Госдумы равна примерно 399,3 тыс. руб. Партия «Справедливая Россия» предлагала законопроект, на основании которого чиновники смогут получать среднюю зарплату по стране, которая составляет 25 тыс. руб., но данная инициатива была отклонена. Депутаты утверждают, что такие высокие зарплаты и пенсионные выплаты обусловлены сложной умственной деятельностью.

Зарплаты депутатов областной Думы

Чиновники, работающие в региональных органах власти, получают намного меньше представителей Государственной Думы.

Это обусловлено следующими основаниями:

  • на региональных уровнях зарплаты всего населения намного ниже, поэтому и депутаты получают сниженный доход;
  • отсутствуют федеральные надбавки.

Избранники областных Советов депутатов получают пенсию примерно 30 тыс. руб. Они все равно получают определенные доплаты и надбавки, которая рассчитываются индивидуально, так как учитывается стаж работы.

Пенсия чиновников городской Думы

Она составляет примерно столько же, как и у чиновников областной Думы. Поэтому варьируется от 30 до 40 тыс. руб. При расчете учитывается стаж работы, содержание локальных нормативных актов региона, а также надбавки за какие-либо достижения.

У глав городов пенсия считается довольно высокой. Чиновники вынуждены декларировать свой доход, поэтому граждане могут узнать, какой доход получают их главы.

Такие различия обусловлены специальными доплатами из федерального бюджета.

По закону все чиновники имеют право на специальную денежную поддержку от государства. Она выделяется мэрам и губернаторам, которые занимали соответствующую должность дольше 6 лет. В некоторых регионах такое требование отсутствует, поэтому для получения доплаты достаточно проработать от 1 до 3 лет. Местные чиновники вносят изменения в региональные законы, что позволяет им значительно повысить свою будущую выплату.

Зависит ли выплата от зарплаты

Высокая пенсия чиновника обусловлена специальной федеральной надбавкой. Она зависит от количества лет работы. Это касается федеральных избранников, поэтому если они отработают один срок, то надбавка будет составлять 55%. Если же чиновник работает два полных срока, то для него доплата увеличивается до 75%. При этом назначаются и другие дотации.

Определить точно, каков будет размер пенсии конкретного депутата, довольно сложно, так как на этот параметр влияют разные показатели. К ним относится место работы, официальный доход и срок, в течение которого человек занимает соответствующую должность. Поэтому избранники стараются поработать на своей должности не меньше 6 лет, что позволит им рассчитывать на безбедную старость.

Зарплата непосредственно влияет на будущую пенсию, так как страховая выплата рассчитывается таким же образом, как и у обычных граждан. Для этого учитывается стаж и средний размер заработка. На этот показатель не влияют федеральные доплаты.

Льготы и надбавки

Помимо высокой пенсии, бывшие чиновники могут рассчитывать на разные преференции от государства. Возможность их использования появляется еще в процессе работы, но сохраняется и после выхода на отдых.

К основным льготам относится:

  • отсутствует предельный возраст для работы, поэтому выйти на пенсию чиновник может в любое время, например, после окончания срока полномочий;
  • руководители государственной службы уходят со службы после 70 лет, а остальные служащие прекращают труд в 65 лет;
  • покупка билетов на транспорт вне очереди;
  • использование служебного автомобиля;
  • обеспечение служебным жилым помещением в месте работы;
  • предоставление бесплатной медицинской страховки;
  • льготное лечение в санаториях;
  • надбавка к пенсии;
  • выдача дипломатического паспорта.

Чиновники даже после выхода на заслуженный отдых сохраняют неприкосновенность. Они без препятствий проходят таможенный контроль, а также имеют другие аналогичные преференции.

На местном уровне во время проведения собраний представители Совета депутатов принимают разные законопроекты, касающиеся льгот и доплат. Поэтому надбавки могут быть не только федеральными, но и региональными. Их размер зависит от экономического положения конкретного субъекта РФ.

Пенсионный возраст депутатов

В 2016 году была проведена пенсионная реформа, которая коснулась всех лиц, а также людей, занимающих высшие должности на государственной службе. Поэтому даже депутаты должны следовать определенным правилам, если желают выйти на заслуженный отдых.

Они могут работать даже после 60 или 65 лет, так как при назначении их пенсии учитывается стаж работы. Выслуга лет постепенно повышается после принятия изменений в пенсионную реформу. Если раньше требовалось 15 лет, то теперь выслуга составляет 20 лет.

Депутат сможет выйти на отдых после накопления нужного стажа и достижения возраста пенсионера. После достижения возраста 60 или 65 лет чиновник может не прекращать свою деятельность. Он имеет право занимать ранее полученную должность, получая официальную зарплату и увеличивая стаж.

Полезное видео

Дополнительная информация по теме статьи в видео:

Заключение

Пенсия чиновников зависит от разных факторов, к которым относится срок работы, получаемая зарплата и место службы. Депутаты Государственной Думы получают наиболее высокую выплату, причем это обусловлено специальной федеральной доплатой.

Чиновники областных и региональных органов власти получают меньше, а точная сумма зависит от содержания нормативных актов субъектов РФ. Такая разница с выплатой простых граждан обусловлена сложной мыслительной деятельностью и высокой ответственностью. Кроме повышенного дохода чиновники пользуются разными льготами и преференциями.

Из средств массовой информации мы часто слышим о том, что некоторые граждане Российской Федерации имеют большие преференции от государства. К таковым относят чиновников и депутатов. На самом деле, такая информация правомерна. Она подтверждается действующим законодательством.

Рассмотрим перечень льгот, положенных депутатам местного самоуправления. Все ли обладатели такого статуса ими пользуются. В каком объеме народным избранникам предоставляются преференции и бюджетные выплаты в 2021 году.

Законодательные основания


Возможности для осуществления деятельности депутату предоставляет соответствующий муниципалитет.

Это должно быть отражено в его уставе.

Данное положение содержится в части 5.1 статьи 40 Федерального закона № 121-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003:

«5.1. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления…»

Разбирая преференции и гарантии, нужно учитывать несколько важных факторов:

Привилегии народных избранников


Работа депутатов в итоге направлена на улучшение жизнедеятельности всего общества. С этим связаны те удобства, которым их обеспечивает соответствующее муниципальное образование. Необходимо создать условия для их нормальной деятельности.

Преференции имеют разный характер. Объединяет их одно: финансирование из соответствующего бюджета. Последним обстоятельством определяются условия прекращения действия льгот.

Преференции сохраняются за народными избранниками на определенный период, указанный в соответствующем нормативно-правовом акте.

Заработная плата


Начисления за работу производятся всем депутатам, независимо от того, с отрывом от производства они действуют или без. Но выплаты существенно отличаются.

Так, если народный избранник осуществляет деятельность на постоянной основе, то ему положены такие гарантии:

  • страхование здоровья, жизни, на случай порчи имущества;
  • медицинское обслуживание;
  • дополнительный отпуск и выплаты к нему.

Кроме того, люди, занимающие выборные должности имеют такие права:

  1. За этим лицом сохраняется средний заработок после законного прекращения полномочий:
    • на один год;
    • до очередного трудоустройства.
  2. Если доход на новом месте службы будет ниже депутатского, то разницу компенсируют из бюджета.
  3. По окончании полномочий избранник народы получает материальную помощь, если это оговорено в уставе муниципалитета.
  4. Если основа деятельности непостоянная, то человека не могут уволить с работы до истечения срока полномочий.
Если депутат работает без отрыва от производства, то ему тоже положена зарплата. Но она начисляется только за сессионные дни.

Другие преференции

Все избранники, независимо от основы деятельности (постоянной или нет), должны быть обеспечены такими удобствами в работе:

  • телефоном;
  • транспортным средством;
  • возможностью повышения квалификации;
  • бесплатным проездом на любом виде транспорта соответствующего муниципального образования (исключением является такси);
  • материальной компенсацией за проезд (в отдельных случаях).

Когда работник местного самоуправления вынужден переехать на место службы в другой город, ему обязаны предоставить жилье. Это служебная квартира. Ее семья депутата освобождает после прекращения полномочий.

Депутаты Госдумы имеют право воспользоваться бесплатно любым видом проезда по всей Российской Федерации. Их помощники обеспечиваются билетами на поезда, кроме вагонов СВ.

Медицинское и пенсионное обеспечение

  1. В случае заболевания народных избранников лечат бесплатно. Эти люди могут пойти в любую больницу, доктора не имеют права им отказать. Кроме того, депутатам положено страховое пособие за счет местного бюджета. Сумма его определяется уставом образования.
  2. Если во время деятельности подошел пенсионный возраст или наступила инвалидность, то этим гражданам назначается повышенное пенсионное содержание. Его размер устанавливается указанным выше законом.
  3. В случае смерти народного избранника, его семью берет на содержание государство. Иждивенцам назначается пенсионное содержание. Его выплачивают детям до достижения 18-летнего возраста. Кроме того, семья получает государственную страховку.
К государственной пенсии могут назначаться муниципальные надбавки. Их выплачивает соответствующий бюджет.

Условия получения льгот депутатами


В связи с тем, что указанные государственные гарантии оплачиваются из местного бюджета, основным условием их получение является бездотационность такового. Это означает, что за федеральный счет дополнительные деньги муниципальным депутатам не выплачиваются.

Кроме того, есть дополнительные условия, когда с этих лиц снимают все преференции.

К таковым относятся случаи:

  • отзыва лица его избирателями;
  • прекращения полномочий по инициативе руководителя совета;
  • вступления в силу обвинительного судебного решения;
  • постановления суда о незаконности соответствующих выборов;
  • добровольной отставки, если она не связана с получением инвалидности нерабочей группы.
Работа в местных органах самоуправления дает право на льготную пенсию даже после прекращения полномочий.

Как депутаты пользуются льготами


Деятельность лиц, обеспечивающих нормальную работы органов местного самоуправления, связана с постоянным общением, частыми поездками в различные регионы.

Бесплатный проезд осуществляется этими людьми на основании предоставления удостоверения установленного образца. Кондукторы в общественном транспорте обязаны учитывать его и не требовать оплаты.

Преференции, обусловленные уставом совета, выплачиваются муниципальным органом. Для этого необходимо распоряжение его руководителя.

К примеру, дополнительный отпуск и денежное пособие к нему назначаются на основании заявления должностного лица. Если произошла беда, то наследники тоже идут к руководителю совета. Им необходимо иметь при себе документы, доказывающие степень родства. Этим людям назначается и выплачивается компенсация.

Квартирами освобожденные депутаты обеспечиваются по требованию. То есть нужду в жилплощади следует доказать начальству. Кстати, народные избранники избавлены от необходимости ждать своей очереди. Служебную квартиру им дают сразу, как только они приступают к работе.

Если у муниципального образования нет своего жилого фонда, оно оплатит депутату наем квартиры.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

  1. Льготы для государственных служащих в 2021 году
  2. Льготы одиноким пенсионерам в 2021 году
  3. Льготы для работников сельского хозяйства и фермеров
  4. Льготы, прав и привилегии ветеранов государственной службы в 2021 году
17 февраля 2017, 23:53 Дек 29, 2020 14:48 Льготы всем Ссылка на текущую статью


Подскажите. моя мама была депутатом сельского совета 1960-1964 годы, не освобожденная от основного места работы. Имеет ли она льготы или надбавки к пенсии, которую ей начислили?


Если Ваша мама не была освобождена от основного места работы – значит, основной трудовой стаж у нее шел по месту работы. Трудовой стаж депутата любого уровня устанавливается по учетной карточке, которая, как правило, находится в его личном деле. Таким образом, у Вашей матери при назначении ей пенсии должны были быть учтены все периоды ее работы, иной оплачиваемой деятельности, если она или работодатель предоставляли соответствующие документы при формировании пенсионного дела.


Здравствуйте! Я являюсь председателем совета депутатов местного самоуправления. Если я надумаю подать заявление на главу сельского поселения…не помешает ли мне ” председательство”


Помешает. В РФ действует Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 26.07.2019) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Ст. 36 его гласит: глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования: не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.


Добрый день. Гражданин был депутатом сельсовета и районной Думы с 1985 по 1999 положенны ли ему сейчас надбавки какие нибудь к пенсии ?


Данный вопрос решается каждым регионом самостоятельно. Вам необходимо обратиться в ПФР по месту жительства, чтобы узнать о действующих в Вашем регионе нормах права.


Ваше председательство не мешает Вам участвовать в выборах главы поселения. Это Ваше конституционное право. После избрания Вас на должность главы, Вам придется сложить полномочия депутата поселения. Для сведения, ФЗ №131-ФЗ допускает для сельских поселений совмещение должности главы и председателя представительного органа, если это предусмотрено уставом сельского поселения.


Нет не предусмотрены федеральным законодательством.


Добрый день!
Меня выбрали в депутаты Усть Лужского сельского поселения, Ленинградская обл., Кингисеппский район. В данный момент я нахожусь на пенсии, положена ли мне надбавка к пенсии?
Какими льготами я могу пользоваться?


Доплата к пенсии устанавливается и выплачивается: для лиц, замещавших государственные должности Ленинградской области и государственные должности Ленинградской области категории “А”, – со дня подачи заявления, но не ранее дня назначения страховой пенсии, и дня освобождения от замещаемой должности (увольнения) в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно).
Общий статус депутата определен в ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019), согласно которой в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата.


Нет не предусмотрены. Депутатам сельских поселений, как правило, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, никаких льгот и компенсаций федеральным законодательством, а значит и законодательством субъектов РФ, не предусмотрено.


Добрый вечер! На основании какого закона председатель представительного органа и глава поселения имеют право на материальную помощь к отпуску в размере двух окладов?


Материальная помощь регламентируется локальными актами учреждения по месту работы.


Здравствуйте! Имеет ли право на отпуск б/с по основному месту работы депутат представительного органа мсу, работающий на непостоянной основе?


1. Отдельных трудовых льгот в этом плане у депутатов нет. Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц. См. ст. 40 ФЗ-131 от 06.10.2003 (ред. от 20.07.2020) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
2. Согласно разъяснениям Минтруда (письмо Минтруда России от 29 апреля 2019 г. № 18-1/10/ФС-638), положения ТК РФ не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления. Таким образом, порядок, а также продолжительность предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков за ненормированный служебный день и осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях законодательством Российской Федерации не урегулирован. Вместе с тем в письме отмечается, что указанные гарантии могут быть предусмотрены уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ.
3. Согласно ст. 128 ТК РФ, по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам любому работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.


Добрый день! Подскажите, пожалуйста, сотруднику 80 лет, в период с 1992 по 2002 гг. был депутатом местного самоуправления в Новосибирской области имеет ли он право на доплату к пенсии за депутатство?


1. Доплаты к страховой пенсии предусмотрены в Новосибирской области только для действующих депутатов и лиц, замещавших государственные должности Новосибирской области. Местное самоуправление – это муниципальные органы, а не государственные.
2. В отдельных городах Новосибирской области есть доплата к пенсии за замещение муниципальных должностей, в частности в Новосибирске. Условия получения такой доплаты оговариваются в соответствующем муниципальном НПА.


Если человек занимает должность главы муниципального сельского поселения, то может он одновременно быть депутатом районной думы?


Не может, поскольку глава муниципального сельского поселения – представитель исполнительной власти, а депутат – представитель законодательной власти. Может возникнуть конфликт интересов. См. пп. 4 п. 2 ст. 36 ФЗ-131 от 06.10.2003 (ред. от 29.12.2020) “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования: не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации. А районная дума является представительным органом муниципального образования.

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 17июня 2019 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи Мельниковой С.П.,

при секретаре ЛяпинойЕ.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Королевой Нины Александровны к администрации Новоберезовского сельсовета Первомайского района Алтайского края о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к пенсии,

Королева Н.А. обратилась в суд с иском к администрации Новоберезовского сельсовета Первомайского района Алтайского края о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к пенсии за период с мая 2018 года по февраль 2019 года в размере 48 630,38 руб.

Исковые требования обоснованы следующим, решением № 39 от 27.11.2008, с учетом решения № 1 от 20.02.2019 Совета депутатов Новоберезовского сельского совета Первомайского района Алтайского края, принято решение «О выплате ежемесячной доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Новоберезовский сельсовет». Заключением комиссии по рассмотрению вопросов установлена ежемесячная доплата к пенсии, пенсии за выслугу лет при администрации Новоберезовского сельского совета Первомайского района от 24.02.2010 истцу Королевой Н.А., замещавшей выборную муниципальную должность ведущего специалиста по имуществу и земельным вопросам в течение 19 лет 1 месяца. Распоряжением главы Новоберезовского сельсовета от 24.02.2010 доплата к пенсии взыскателя Королевой Н.А., исходя из стажа замещения, составила 57% месячного денежного содержания.С мая 2018 г. администрация Новоберезовского сельсовета свои обязательства перед Королевой Н.А. по выплате ежемесячной доплаты без законных оснований перестала исполнять, ссылаясь на отсутствие финансовых средств.

В судебном заседании Королева Н.А. поддержала исковые требования в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.

Представитель ответчика глава администрации Новоберезовского сельсовета Первомайского района Алтайского края - Выхтар Г.А., в судебном заседании признала исковые требования в полном объеме, о чем подала письменное заявление. Последствия принятия судом признания иска, предусмотренные ч. 3 ст. Раздел II. Производство в суде первой инстанции > Подраздел II. Исковое производство > Глава 15. Судебное разбирательство > Статья 173. Отказ истца от иска, признание иска ответчиком и мировое соглашение сторон" target="_blank">173 ГПК РФ, ответчику разъяснены, Выхтар Г.А. заявила, что признает исковые требования добровольно, последствия принятия судом признания иска ей понятны.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей (ред. от 29.12.2020) > "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" > (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) > Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления > Статья 42. Муниципальная служба" target="_blank">42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Пунктом 4 статьи (ред. от 08.12.2020) > "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" > Глава 1. Общие положения > Статья 7. Участники отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов" target="_blank">7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что установление условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи (ред. от 27.10.2020) > "О муниципальной службе в Российской Федерации" > Глава 6. Общие принципы оплаты труда муниципального служащего. Гарантии, предоставляемые муниципальному служащему. Стаж муниципальной службы > Статья 24. Пенсионное обеспечение муниципального служащего и членов его семьи" target="_blank">24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Согласно части 9 статьи (ред. от 29.12.2020) > "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" > (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) > Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления > Статья 34. Органы местного самоуправления" target="_blank">34 и части 2 статьи (ред. от 29.12.2020) > "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" > (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) > Глава 8. Экономическая основа местного самоуправления > Статья 53. Расходы местных бюджетов" target="_blank">53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований; исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль > Глава 14. Налоговый контроль > Статья 86. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля" target="_blank">86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, в таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

По делу установлено, что Королева Н.А. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", с ДАТА – бессрочно.

На основании заключения комиссии по рассмотрению вопросов установления ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет от ДАТА Королевой Н.А. замещавшей выборную муниципальную должность в течение 9 лет 11 месяцев, 9 лет 2 месяцев замещения должности ведущего специалиста по имуществу и земельным вопросов, назначена ежемесячная доплата к пенсии (пенсия за выслугу лет), исходя из стажа муниципальной службы 19 лет 1 месяц.

24.02.2010 распоряжением Администрации Новоберезовского сельсовета Первомайского района Алтайского края, Королевой Н.А. замещавшей должность ведущего специалиста по имуществу и земельным вопросам, исходя из стажа муниципальной службы – 19 лет, замещения должности в качестве руководителя и специалиста в течение 19 лет, ежемесячную доплату к пенсии (пенсии за выслугу лет), составляющую суммарно с учетом трудовой пенсии по старости/инвалидности 57% месячного денежного содержания, с 20.02.2010 ежемесячное денежное содержание по указанной должности определенно в размере 4 062,72 руб., в том числе должностной оклад 1 536 руб. (без районного коэффициента).

Как установлено судом, 27 ноября 2008 года Советом депутатов Новоберезовского сельсовета Первомайского района Алтайского края принято решение № 44 «О Положении о выплате ежемесячной доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Новоберезовский сельсовет Первомайского района».

Приложением к указанному решению является Положение о выплате ежемесячной доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Новоберезовский сельсовет Первомайский район».

Согласно статьи 1 названное Положение определяет порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет лицам, получившим трудовую пенсию по старости с пенсионным законодательством Российской Федерации, замещавшим: выборные должности органов местного самоуправления; должности муниципальной службы органов местного самоуправления; должности в органах государственной власти и управления Новоберезовского сельсовета Первомайского района в период существования ССР и РСФСР.

В соответствии со статьей 2 Положения, назначение пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления не менее 15 лет, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы Алтайского края, пенсия за выслугу лет назначается к трудовой пенсии по старости (инвалидности) при увольнении с муниципальной службы после 01 января 2006 года;лицам, замещавшим иные должности муниципальной службы не менее 15 лет, в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, устанавливается пенсия за выслугу лет за счет средств соответствующего местного бюджета при увольнении с муниципальной службы; исчисление стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет осуществляется по правилам, установленным для государственных гражданских служащих Алтайского края; лицам, замещавшим должность муниципальной службы, назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет в размере 15 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности); размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет, при этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей трудовой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего; размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы (с учетом коэффициента, установленного в соответствии с законодательством РФ); пенсия за выслугу лет не выплачивается в период замещения лицом государственных должностей или муниципальных должностей, а также в период нахождения лица на государственной службе или на муниципальной службе.

20 февраля 2019 года Советом депутатов Новоберезовского сельсовета Первомайского района Алтайского края принято решение № 1 о внесении изменений в решение Совета депутатов Новоберезовского района от 27.11.2008 № 44 «О Положении о выплате ежемесячной доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Новоберезовский сельсовет Первомайского района».

22.02.2019 распоряжением № 3 администрации Новоберезовского сельсовета Первомайского района Алтайского края, в соответствии с Федеральным законом от 03.03.2007 № 25 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Алтайского каря от 07.10.2007 № 134-ЗС «О государственной гражданской службе Алтайского края» Решением от 20.02.2019 № 1 внесены изменения в решение Совета депутатов Новоберезовского сельсовета Первомайского района Алтайского края от 20.11.20085 № 44 «О положении о выплате ежемесячной доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Новоберезовский сельсовет Первомайского района», Королевой Н.А. с 01.01.2019 установлена доплата к пенсии в размере 4 383,59 рублей.

Из положений вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих муниципального образования.

Согласно справке № 21 от 25.03.2019 выданной администрацией Новоберезовского сельсовета Первомайского района Алтайского края, перед Королевой Н.А. имеется задолженность по выплате ежемесячной доплате к пенсии муниципальных служащих с мая 2018 года по февраль 2019 года в сумме 48 630,38 руб.

Проанализировав приведенные правовые нормы в системном единстве с положениями части 9 статьи (ред. от 29.12.2020) > "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" > (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) > Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления > Статья 34. Органы местного самоуправления" target="_blank">34 и части 2 статьи (ред. от 29.12.2020) > "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" > (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) > Глава 8. Экономическая основа местного самоуправления > Статья 53. Расходы местных бюджетов" target="_blank">53 Федерального закона N 131-ФЗ, согласно которым финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, а также с учетом требований статьи Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль > Глава 14. Налоговый контроль > Статья 86. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля" target="_blank">86 Бюджетного кодекса Российской Федерации о том, что расходные обязательства муниципального образования, возникающие втом числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета, суд первой инстанции сделал верное заключение, что федеральное и региональное законодательство не предусматривают недостаточность средств местного бюджета или отсутствие источников дохода местного бюджета в качестве основания приостановления доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в решениях и применимой к правоотношениям, участником которых выступает представительный орган местного самоуправления при формировании и исполнении бюджета муниципального образования, Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, в силу чего законодатель вправе приостанавливать выплату компенсаций, одновременно предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако объем социальных гарантий не должен уменьшаться (постановления от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 июля 2005 года N 246-О и N 303-О).

В связи с изложенным выше суд приходит к выводу, что ограниченность бюджета муниципального образования не может являться основанием для некомпенсируемого в иной форме приостановления действия муниципального правового акта, которым определены порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность муниципального служащего, являющейся установленной в соответствии с федеральным и региональным законодательством социальной гарантией.

При указанных обстоятельствах суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования истца о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к пенсии.

Исходя из изложенного, суд принимает признание иска ответчиком в лице главы администрации Новоберезовского сельсовета Первомайского района Алтайского края – Выхтар Г.А., поскольку это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, и взыскивает с ответчика задолженность по ежемесячной доплате к пенсии за период с мая 2018 года по февраль 2019 года в сумме 48 630,38 руб.

принять признание иска главой администрации Новоберезовского сельсовета Первомайского района Алтайского краяВыхтар ГалинойАлександровной.

исковые требованияКоролевой Нины Александровны удовлетворить.

Взыскать с администрации Новоберезовского сельсовета Первомайского района Алтайского краяв пользу Королевой Нины Александровныежемесячную доплату к пенсии за период с мая 2018 года по февраль 2019 года в сумме 48 630,38 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.П. Мельникова

Мотивированное решение изготовлено 21.06.2019 года.

Местное самоуправление: муниципальные депутаты и где они обитают

Paccкaзывaeм, ктo тaкиe мyниципaльныe дeпyтaты, и кaк нeзaвиcимыe кaндидaты, избpaвшиecя в 2017 гoдy в Mocквe, пoмoгaют гopoжaнaм экoнoмить нa кaпpeмoнтe, блaгoycтpaивaть двopы и зaщищaть интepecы житeлeй.

Bce в Poccии знaют o дeпyтaтax Гocдyмы: иx вceгo 450, мы кaждый дeнь видим иx в тeлeвизope, oни пpинимaют зaкoны, пo кoтopым живeт вcя cтpaнa. Oднaкo бoльшинcтвo вoпpocoв, нeпocpeдcтвeннo кacaющиxcя кaчecтвa пoвceднeвнoй жизни вoкpyг peшaют coвceм нe oни – a мyниципaльныe дeпyтaты.

Ктo тaкиe мyниципaльныe дeпyтaты?

B Poccии oкoлo 70 тыcяч мyниципaльныx дeпyтaтoв

Гдe oбитaют мyниципaльныe дeпyтaты?

Myниципaльныe дeпyтaты oбязaны пpoвoдить coбpaния нe peжe oднoгo paзa в мecяц. Пpийти нa зaceдaниe co cвoeй пpoблeмoй мoжeт любoй жeлaющий: кpoмe тoгo, y вcex мyндeпoв ycтaнoвлeны дaты и вpeмя личнoгo пpиeмa. Узнaть oб этoм мoжнo нa caйтe мecтнoй aдминиcтpaции – гopoдa, пoceлкa или paйoнa – в paздeлe «мecтнoe caмoyпpaвлeниe».

B июлe 2018 гoдa нeзaвиcимый дeпyтaт мocкoвcкoгo paйoнa Paмeнки Никoлaй Бoбpинcкий paзбиpaлcя c дoкyмeнтaми пo дoмy нa Mocфильмoвcкoй yлицe – нaкaнyнe пpoшeл ливeнь, и из-зa нeиcпpaвнocти вoдocтoкa вoдoй зaтoпилo тpи квapтиpы. Oбнapyжилacь cтpaннocть: пo бyмaгaм, дoм бyквaльнo дeвять мecяцeв нaзaд кaпитaльнo oтpeмoнтиpoвaли, включaя вoдocтoчнyю тpyбy. Пpoвepяя дoкyмeнты o пpoвeдeннoм кaпитaльнoм peмoнтe, oн oбнapyжил пoд aктaми, вмecтe c кoмпaниeй-пoдpядчикoм и yпpaвляющeй кoмпaниeй пoддeльнyю coбcтвeннyю пoдпиcь. Toгдa дeпyтaт peшил пpoвepить вce ocтaльныe aкты o кaпитaльнoм peмoнтe – и oбнapyжил 12 фaльшивыx дoкyмeнтoв o якoбы пpoвeдeннoм «кaпитaльнoм peмoнтe» нa дeньги житeлeй нa oбщyю cyммy 36 млн pyблeй.

Myниципaльныe дeпyтaты зaнимaютcя пpиeмкoй кaпитaльнoгo peмoнтa мнoгoквapтиpныx дoмoв, кoтopый oплaчивaeтcя из дeнeг житeлeй, eжeгoднo coбиpaющиxcя чepeз плaтeжки ЖКУ. Ecли paбoты выпoлнeны c нapyшeниями или фиктивнo, a дeньги пpocтo yкpaдeны, тo нeзaвиcимый дeпyтaт нe бyдeт пoдпиcывaть aкт, a бyдeт дoбивaтьcя выпoлнeния вcex paбoт, зaявлeнныx в aктe и кaчecтвeннoгo peмoнтa.

Кaкиe пoлнoмoчия y мyниципaльныx дeпyтaтoв?

B кaждoм peгиoнe пoлнoмoчия мyниципaльныx дeпyтaтoв paзличны. B ocнoвнoм, этo:

  • вoпpocы кaпитaльнoгo peмoнтa дoмoв, тeплocнaбжeния, кoмплeкcнoгo paзвития paйoнa или гopoдa
  • pacпpeдeлeния мecтнoгo бюджeтa, в тoм чиcлe нa блaгoycтpoйcтвo, кoмплeкcнoe paзвитиe тeppитopий, в нeкoтopыx peгиoнax oни дoпyщeны к фopмиpoвaнию мecтныx нaлoгoв и cбopoв.
  • oпeки и пoпeчитeльcтвa, пpoвeдeниe paзличныx мepoпpиятий, в тoм чиcлe пpизывa нa вoeннyю cлyжбy
  • пpoвeдeниe peфepeндyмoв пo вoпpocaм мecтнoгo знaчeния.

Нo глaвнaя иx poль – этo oбщecтвeнный кoнтpoль. Myниципaльный дeпyтaт имeeт дocтyп к дoкyмeнтaм, a тaкжe пpaвo пoдaвaть дeпyтaтcкиe зaпpocы в opгaны влacти нa cпeциaльнoм блaнкe – нa кoтopыe иcпoлнитeльныe влacти oбязaны oтвeтить пo cyщecтвy в тeчeниe 30 днeй.

Пoлyчaют ли oни зapплaтy?

Нeт. Этo вoлoнтepcкaя paбoтa – вo мнoгиx peгиoнax oнa кoмпeнcиpyeтcя pядoм льгoт, нaпpимep, бecплaтным пpoeздoм в oбщecтвeннoм тpaнcпopтe. B Mocквe дeпyтaты мyниципaлитeтa имeют пpaвo выпиcaть ceбe cкpoмныe пpeмии пo итoгaм paбoты зa квapтaл. Пpи этoм 10% oт cocтaвa дeпyтaтoв имeют пpaвo пoлyчaть зapплaтy – нo пpи этoм зaнимaютcя opгaнизaциoнными вoпpocaми: пoмимo cвoиx пpямыx oбязaннocтeй, гoтoвят бyмaги и пpoтoкoлы, зaвeдyют кoppecпoндeнциeй, paбoтaя нa пoлный paбoчий дeнь.

B нoябpe 2018 гoдa вpaчи, paбoтaющиe в poддoмe №10 мocкoвcкoгo paйoнa 3юзинo, пpидя yтpoм нa paбoтy, yвидeли oпeчaтaнныe двepи: пo pacпopяжeнию Дeпздpaвa мeдyчpeждeниe peшили «oптимизиpoвaть», пpocoeдинив к жeнcкoй кoнcyльтaции в пoликлиникe №84. Нaд двyмя coтнями мeдpaбoтникoв нaвиcлa yгpoзa coкpaщeния, a нaд житeлями – лишитьcя eдинcтвeннoгo poддoмa нa 126 тыcяч житeлeй. Пocлe вмeшaтeльcтвa нeзaвиcимыx мyниципaльныx дeпyтaтoв Кoнcтaнтинa Янкaycкaca и Aлeкcaндpa 3aмятинa, cбopa 4 тыcяч пoдпиceй зa coxpaнeниe poддoмa и нecкoлькиx митингoв, пpoизoшли знaчитeльныe пoдвижки: влacти пepecтaли гoвopить o «ликвидaции» poддoмa, были выдeлeны дeньги нa peкoнcтpyкцию здaния, вpaчeй пooбeщaли пepeвecти в дpyгиe мeдyчpeждeния и кoмпeнcиpoвaть зapплaтy зa вpeмя пpocтoя, a нe yвoлить, мeдики cмoгли элeмeнтapнo пoпacть в здaниe и зaбpaть cвoи личныe вeщи c paбoчиx мecт.

Пoчeмy вaжнo гoлocoвaть зa нeзaвиcимыx мyниципaльныx дeпyтaтoв?

Myниципaльный ypoвeнь зa cчeт cвoeй лoкaльнocти пoзвoляeт житeлям избpaть «cвoeгo» кaндидaтa – a нe нaвязaннoгo извнe, и cтpoить peaльнo paбoтaющee мecтнoe caмoyпpaвлeниe: чтoбы был диaлoг c влacтью, a пpoблeмы житeлeй peшaлиcь. B Mocквe 146 мyниципaлитeтoв и 1502 мyниципaльныx дeпyтaтa: фaктичecки, кaждый дeпyтaт пpeдcтaвляeт житeлeй дecяти мнoгoквapтиpныx дoмoв. Этo yникaльнaя cитyaция, пpи кoтopoй житeли мoгyт выбpaть кaндидaтa «из cвoeгo двopa», кoтopoгo знaют личнo. Нaпpимep, coceдa-aктивиcтa, кoтopoмy дoвepяют житeли и кoтopый тoчнo бyдeт пpeдcтaвлять иx интepecы – в opгaнax влacти, пpи cпopax c мecтнoй aдминиcтpaциeй, кoммyнaльщикaми, oтпpaвлять зaпpocы для peшeния вoлнyющиx иx пpoблeм нa гopoдcкoм и фeдepaльнoм ypoвнe.

>10 нaпaдeний нa мyниципaльныx дeпyтaтoв пpoизoшлo зa пocлeдниe пять лeт в Mocквe

Кaк пpoгoлocoвaть зa нeзaвиcимыx мyниципaльныx дeпyтaтoв?

Baжнo eщe дo дaты выбopoв изyчить кaндидaтoв – и cдeлaть взвeшeнный выбop в пoльзy тoгo, кoгo вы знaeтe личнo, ктo зapeкoмeндoвaл ceбя в aктивиcтcкoй дeятeльнocти и ктo бyдeт пoмoгaть вaм и вaшим coceдям в peшeнии вoзникaющиx пpoблeм. Нeзaвиcимый кaндидaт – нe oбязaтeльнo caмoвыдвижeнeц: a тoт, кoгo вы знaeтe пo peaльным дeлaм и мoжeтe личнo пopyчитьcя зa eгo пopядoчнocть. Bo вpeмя пpeдвыбopнoй кaмпaнии кaндидaты oбычнo пpoвoдят вcтpeчи c житeлями – ecли coмнeвaeтecь, мoжнo пooбщaтьcя c кaждым из пpeтeндeнтoв. A ecли зacлyживaющeгo дoвepия кaндидaтa нeт, тo выдвинyтьcя мoжнo и caмoмy.

Чиновники, депутаты, сенаторы, министры, вице-премьеры, первые лица — вся “королевская рать” российской политической системы принадлежит к группе тех людей, которые выходят на пенсию на особенных условиях. По сути, ситуация такова, что широко обсуждаемая пенсионная реформа готовится теми, кто по ней точно жить не будет.

Свои пенсионные гарантии российские чиновники сохраняют, также как и пожизненное иждивение у государства при выходе в отставку. Более того, размеры этих ежемесячных пособий равны получаемым чиновниками ранее зарплатам, которые, мягко говоря, выше среднего.

И если при разговоре о государственном иждивении судей есть резонный аргумент о неподкупности и защите от возможных покушений, что подразумевает охрану и особые пожизненные расходы на личную безопасность, то постоянно сменяемые депутаты, сенаторы и другие чиновники вряд ли успели нажить себе столько же врагов, сколько какой-нибудь судья регионального уровня.

Более того, деятельность большинства госслужащих вызывает у общества такие вопросы, что лучше бы они вообще ничего не делали.

Должны ли мы содержать чиновников, пренебрегая своими интересами? В ситуации, когда власть думает только о своей защите, нам всем пора подумать о себе и своем личном будущем, а не абстрактном государственном.

Пенсии президента, правительства и премьера

65-летнего главу государства Владимира Путина лично не волнует пенсионная реформа, проводимая правительством. Согласно действующему с февраля 2001 года федеральному закону о гарантиях вышедшему в отставку президенту и его семье, глава государства может в любом возрасте после прекращения своих полномочий имеет право пожизненно получать ежемесячное жалование в размере 75% от президентской зарплаты. Сейчас посчитаем, сколько составила бы пенсия у Владимира Путина, если бы в 2018 году он прекратил полномочия главы государства.


Фото: Родионов Владимир/ИТАР-ТАСС

За прошлый год Владимир Владимирович задекларировал 18 млн 728 тыс 268 рублей годового дохода. За прошлый год доход президента вырос вдвое, что пресс-секретарь Дмитрий Песков объяснил продажей земельного участка площадью 1500 кв. м., который был упомянут в предыдущих декларациях. Именно за счет этого доход российского лидера увеличился на 10 млн рублей.

Таким образом, мы получаем 8 млн 728 тыс 268 рублей чистого дохода, которые и будем считать президентской зарплатой. Следовательно, ежемесячное президентское жалованье у Владимира Путина в прошлом году составило примерно 727 тыс рублей (!).

Если бы Путин завтра ушел бы в отставку, то ему из федерального бюджета платили бы пожизненно 545,5 тыс руб/мес (!). Столько же уйдет на содержание 37 российских пенсионеров из расчета, что в среднем пенсия в России в прошлом году не поднималась выше 15 тыс рублей. И здесь мы еще не учитываем остальные пожизненные гарантии экс-президенту.


Дмитрий Медведев в Дмитрий Медведев в пансионате для ветеранов труда в Горки, Московская область, 14 октября 2010 год, фото: пресс-служба Кремля

Примерно такая же ежемесячная доплата будет у премьер-министра Дмитрия Медведева, если бы он сейчас ушел в отставку, — 535,3 тыс рублей. Согласно президентскому указу от августа 1995 года о соцгарантиях федеральным чиновникам, премьеру нужно пробыть в должности главы правительства 6 лет, чтобы после отставки получать 75% своего премьерского ежемесячного жалования, которое в прошлом году составило у Дмитрия Медведева 713, 7 тыс рублей.

С 2019 года, когда россиянам хотят “заморозить” выход на пенсию, доходы президента и премьера увеличатся: перестанет действовать указ о сокращении жалований на 10% президенту, его аппарату и правительству.

Напомним, в 2015 году Путин подписал указ о сокращении доходов до конца 2017 года, который был продлен до конца 2018-го. Действие этого документа также распространилось на федеральных гражданских служащих аппарата правительства и сотрудников Счетной палаты. Если в этом году этот законопроект продлен не будет, то расходы на зарплаты высших чиновников из федерального бюджета увеличатся, а вместе с ними и пожизненные гарантии в случае отставки.

Пенсии депутатов Госдумы и сенаторов

Помимо пенсии государственного служащего, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации получают еще надбавку по выслуге лет. Достаточно отработать один срок полномочий в одной из палат Федерального Собрания, чтобы пожизненная надбавка к пенсии у депутата или сенатора составляла 55% от ежемесячного дохода, который он получал на своей высокопоставленной должности. Два и более сроков — и надбавка уже составит 75%. Помимо всего прочего, трудовой стаж у действующего депутата или сенатора не прерывается в период полномочий.

Пенсия чиновника не имеет ничего общего с пособиями по старости обычных россиян, которым собираются повышать пенсионный возраст. По закону, федеральным государственным служащим при наличии определенного стажа на своем посту могут получать 75% своего чиновничьего ежемесячного дохода. В 2018 году стаж госслужащего при выходе на пенсию составляет 16 лет.

Без всяких надбавок, зарплата среднестатистического депутата в Госдуме колеблется в районе 400 тыс рублей. Если взять гипотетического российского депутата с двумя сроками полномочий то можно предположить, что ежемесячная депутатская надбавка к уже наработанной пенсии у него составит порядка 300 тыс рублей (!). Если же, еще до Госдумы, депутат наработал 6 лет в какой-нибудь из областных Дум или проработал те же 6 лет главой какого-нибудь региона, то, помимо вышеописанных денег, из федерального бюджета ему еще будет выплачиваться пенсия госслужащего, которая больше обычной почти вдвое.


Именно эти депутаты в июле будут рассматривать нашумевший проект пенсионной реформы, которая по предложению правительства должна будет стартовать уже с января 2019 года. Причем, на самих “слуг народа” распространяться закон не будет.

После принятия законопроекта увеличится срок выплаты обязательных пенсионных отчислений трудящихся на 8 лет у женщин и на 5 лет у мужчин. Значит, с работающего населения соберут больше денег в бюджет, из которого выплачиваются зарплаты и пенсии депутатам, сенаторам и остальным чиновникам.

В этой ситуации цинично выглядят заявления о том, что российским пенсионерам не на что выплачивать пособия. Чем дольше находятся депутаты и сенаторы на своих должностях, тем больше денег они получат, уходя в отставку. Из созыва в созыв бывших депутатов становится только больше. Доходы их регулярно индексируются параллельно росту инфляции, как и пенсии госслужащих. Зарплаты же обычных россиян, из доходов которых взимают налоги, не увеличиваются.

Ситуация уже такова, что россияне не могут обеспечить финансовые потребности огромного чиновничьего аппарата, которые только увеличиваются. Поэтому выход только один — изменение законодательства.

Но какой депутат проголосует за ограничивающий свои личные доходы законопроект? Были попытки парламентской оппозиции провести парочку подобных инициатив, но это ни к чему не привело.


Депутат Алексей Куринный продолжает сидеть в Госдуме, выбран от Ульяновской области, фото Сергей Титов/Коммерсантъ

Так в январе 2017 года депутат от КПРФ Алексей Куринный предлагал лишить ежемесячной доплаты к пенсии бывших депутатов Госдумы и сенаторов. Эти надбавки (которые по самым скромным подсчетам сейчас составляют около 50 тыс. рублей помимо самой пенсии бывшего “слуги народа”) несправедливы по отношению к обычным российским пенсионерам, чья пенсия уже многие годы не может поднять выше 15 тыс. рублей. Депутат резонно говорил о том, что у его коллег и сенаторов и так есть достаточно недвижимости и прочих льгот, когда они пребывают в статусе члена Федерального Собрания, так что, после выхода в отставку, поддерживать особенный статус необходимости нет. Это могло бы сэкономить бюджет. Однако коммуниста отказались поддержать не только остальные депутаты, но и сама фракция КПРФ, в которую он входит. И эта инициатива была обречена.


Сергей Миронов в Госдуме с 2011 года, фото: пресс-служба Госдумы

Не так давно, 28 апреля, руководитель фракции “Справедливой России” и партийный лидер Сергей Миронов вместе с однопартийцем-депутатом Олегом Ниловым внесли в Госдуму законопроект, по которому предлагали также отменить ряд привилегий по пенсионному обеспечению, а также ограничить депутатам и сенаторам медицинские и санитарно-курортные привилегии. Более того, эсеры предложили приравнять доходы парламентариев и сенаторов к средним по стране 35 тыс. рублей. Стал известно, что сейчас члены обеих палат Федерального Собрания получают столько же, сколько федеральные министры, поэтому такие меры позволят, по мнению Миронова, стать депутатам ближе к народу. Эта инициатива также лежит в Госдуме без движения.

Чиновники “обкатали” повышение пенсионного возраста

Так получилось, что госслужащие первыми почувствовали на себе повышение пенсионного возраста, вероятно, правительство было нацелено на это уже давно. Отпускать на привилегированную пенсию позже чиновников стали с 2017 года, вероятно, в целях экономии расходов на содержание “слуг народа”. Однако и здесь депутаты, когда принимали этот закон, успели подумать о себе и своих интересах.

Во-первых, госслужащим решили повышать пенсионный возраст ежегодно по 6 месяцев, а не на год, как предлагается сделать в ближайшем будущем для всех остальных россиян. Во-вторых, никакого “замораживания” при принятии этих изменений чиновникам не устраивали, однако сейчас в 2019 году обычных россиян не хотят отпускать на пенсию, вероятно, чтобы мы поработали все еще на год больше положенного.


фото: пресс-служба Госдумы

Никакие привилегии у депутатов и сенаторов не убрали. И понятно, что сами чиновники со своими космическими для обычных россиян доходами заинтересованы занимать свои должности как можно дольше, чтобы потом получать мало в чем уступающие депутатские и сенаторские надбавки. Самое парадоксальное в этой ситуации, что никакого более-менее логичного обоснования нет, почему 450 депутатов Госдумы и 170 сенаторов должны пожизненно находится на иждивении у россиян, как будто мы обязаны им еще и платить за не самые популярные законы о повышении пенсионного возраста, росте тарифов ЖКХ, увеличении налогов и т.д. Абсурд.

И если у судей, про которых мы писали раньше, пожизненное содержание еще как-то может быть оправдано, потому что статус судьи они сохраняют до конца жизни и не имеют права после отставки заниматься какой-либо деятельностью, кроме творческой, преподавательской и научной, то у депутатов и сенаторов полностью развязаны руки. Законодательство не запрещает бывшим парламентариям и сенаторам вести бизнес, занимать высокие должности в корпорациях.


фото: пресс-служба Госдумы

Даже если потом они не захотят работать, то на свои космические депутатские и сенаторские зарплаты за пять-десять лет они могут позволить себе оставить долгоиграющий вклад в банке, купить достаточно недвижимости, чтобы сдавать ее в аренду, и обеспечивать тем самым безбедное существование себе и своим близким. Все это реально сделать без пожизненных пособий. Как будто присутствие на заседаниях несколько раз в месяц можно считать вредным трудом, требующим особенного финансирования.

Возможности делать накопления, гарантирующие потом хоть какое-то существование выше черты бедности, у обычных россиян практически нет. Свободных денег у большинства не имеется. Как и не обнаруживается совесть у чиновников, отстаивающих с пеной у рта повышение пенсионного возраста, рост налогов, поиск оправданий по завышенным ценам на бензин и продукты.

Однако совесть у власти все-таки иногда проскальзывает. Ведь был же параллельно с повышением пенсионного возраста у госслужащих в прошлом году увеличен необходимый для получения пенсии за выслугу лет стаж до 20 лет (ежегодно по 6 месяцев). Только с прошлого года была повышена минимальная продолжительность полномочий членов Федерального Собрания. Вместо года для получения права на доплату к пенсии в 55% от ежемесячного дохода сенаторам теперь стало нужно сидеть в Совете Федерации 5 лет. Отдельно был увеличен срок с 3 до 10 лет для получения выплаты в повышенном размере (75%). А ведь сенаторы наши совсем не бедные люди, как мы знаем.


фото: пресс-служба Совета Федерации

Если поступать по совести, государству логичнее было бы начать с увеличения минимального размера оплаты труда (хотя бы вдвое, для начала), а потом уже думать о том, как бы сократить количество пенсионеров и свои затраты на их содержание. Тогда, если само государство не сможет выполнить свои обязательства перед россиянами, из зарплат которых постоянно удерживались налоги, то хотя бы дети и внуки этих смогут помогать своим пенсионерам, имея нормальные доходы.

И было бы справедливо дать россиянам возможность, по достижении пенсионного возраста, получить на руки все те деньги, которые во время их трудовой деятельности с них удержали. И только тогда можно будет говорить, что мы живем в справедливом социальном государстве, где у граждан есть стабильный доход.

Читайте также: