Как заполнить представление к назначению пенсии рб

Опубликовано: 02.05.2024

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

Малинка

Малинка

Лауреат конкурса «Персона года»
Лауреат конкурса «Персона года»
Лауреат конкурса «Персона года»
Лауреат конкурса «Персона года»
Лауреат конкурса «Персона года»
Лауреат конкурса «Персона года»
Лауреат конкурса «Персона года»
Лауреат конкурса «Персона года»
Лауреат конкурса «Персона года»

Scorpion_grass

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ, КОЛХОЗАХ,
КООПЕРАТИВАХ И ИНЫХ СУБЪЕКТАХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО
ОФОРМЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ К НАЗНАЧЕНИЮ
ПЕНСИЙ

УКАЗАНИЯ
по заполнению представления

1. В представлении указывается наименование районного (городского) Совета депутатов по месту жительства лица, обратившегося за назначением пенсии.
2. В разделе "Члены семьи, находившиеся на иждивении" указываются те члены семьи, которые по действующему законодательству имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.
3. Первая часть раздела "Стаж работы" представляет собой выписку из трудовой книжки, дополненную графой 11, в которой в отношении членов колхоза (в необходимых случаях) указывается о зачете в стаж тех лет, где не выработан установленный минимум человеко-дней по уважительной причине, с указанием основания записи (номер и дата решения правления колхоза).
В строке "Итого стажа работы по трудовой книжке" указывается общая продолжительность стажа работы, исчисленная по данным, содержащимся в трудовой книжке.
4. Во второй части раздела "Стаж работы" указываются наименование каждого документа о стаже (справка, диплом об образовании, военный билет и т.п.), дата выдачи и номер документа. При этом должна быть определена продолжительность стажа по каждому документу, которая затем суммируется в строке "Итого стажа работы по другим документам".
Записям о документах, внесенных в часть раздела "Стаж работы", присваиваются порядковые номера, следующие после номера последней записи в первой части раздела.
5. В строке "Всего стажа работы" суммируются итоговые данные о стаже первой и второй части раздела "Стаж работы".
6. В строке "Стаж работы, дающий право на пенсию за работу с особыми условиями труда" указывается общая продолжительность стажа, дающего право на пенсию за работу с особыми условиями труда. При этом указываются номера записей, под которыми в разделе "Стаж работы" значится работа, дающая право на пенсию в связи с особыми условиями труда.
7. В строке "Специальный стаж" указывается общая продолжительность стажа, дающего право на пенсию по возрасту за работу в связи со специальными условиями труда, за выслугу лет.
8. Заявление об установлении стажа работы на основании свидетельских показаний прилагается в том случае, когда отсутствуют документы об имеющемся стаже работы и их невозможно получить ввиду полной ликвидации предприятия, учреждения либо отсутствия архивных данных по иным причинам.
9. Свидетельство о смерти и другие документы органа загса могут быть представлены в копиях, удостоверенных в установленном порядке.
10. Представление подписывается нанимателем (руководителем предприятия) и заверяется печатью.
11. Представлению присваивается порядковый номер и указывается дата его регистрации на предприятии, в учреждении, организации, колхозе, кооперативе или ином субъекте хозяйствования.
12. С оформленным представлением наниматель обязан ознакомить работника, обратившегося за пенсией.

- Бать, скажи как прожить, чтоб не притомиться?
- Живи как человек, набело

Рио-де-Жанейро, - это хрустальная мечта моего детства, не касайтесь ее своими лапами. (с)

Я не боюсь выделяться из толпы, я боюсь ею быть.

Оформление кадровой службой пенсии работнику

Правовое регулирование:

  • Закон Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон о пенсионном обеспечении);
  • Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – Закон о профессиональном пенсионном страховании);
  • Указ Президента Республики Беларусь от 25.09.2013 № 441 « некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»;
  • Методические рекомендации по организации на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, кооперативах и иных субъектах хозяйствования работы по оформлению и представлению документов к назначению пенсий, утвержденные приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 14.03.1996 № 8 (далее – Методические рекомендации);
  • Положение о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденное приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23.05.1997 № 44 (далее – Положение № 44);
  • Инструкция о порядке оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий, утвержденная приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 29.09.1998 № 85 (далее – Инструкция № 85);
  • Положение о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 777 (далее – Положение № 777).

Общие положения

Работники, как правило, реализуют свое право на следующие виды пенсий:

  • трудовую пенсию по возрасту;
  • трудовую пенсию за выслугу лет;
  • профессиональную пенсию.
Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины при стаже работы не менее 25 лет, женщины при стаже работы не менее 20 лет по достижении общеустановленного пенсионного возраста (ст. 11 Закона о пенсионном обеспечении):

1.jpg

*Стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь согласно ст. 5 Закона о пенсионном обеспечении.

Примечание. Исключения в части необходимого страхового стажа установлено ст. 22-1 Закона о пенсионном обеспечении для двух категорий граждан, которым указанная пенсия назначается по достижении общеустановленного пенсионного возраста при наличии страхового стажа не менее 10 лет:

  • граждан, имеющих стаж работы, предусмотренный ст. 51 Закона о пенсионном обеспечении, не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин;
  • граждан, проходивших военную службу (службу в военизированных организациях) и имеющих стаж работы, предусмотренный ст. 51 Закона о пенсионном обеспечении, не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, включая не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях).
Внимание! Отдельным категориям лиц пенсия может быть назначена досрочно (например, на 5 лет в случаях, предусмотренных ст. 17-22 Закона о пенсионном обеспечении, на 5-10 лет раньше – в случаях, предусмотренных ст. 11-13, 15, 47-49-2 Закона о пенсионном обеспечении, ст. 32-33 Закона от 06.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», ст. 54 Закона от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»). Претендентов на такую пенсию также надо включить в списки.

Право на пенсию за выслугу лет согласно ст. 48 Закона о пенсионном обеспечении имеют отдельные категории медицинских и педагогических работников со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:

  • мужчины – при наличии специального стажа работы не менее 30 лет;
  • женщины – при наличии специального стажа работы не менее 25 лет.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников (далее – Перечень № 724) утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.12.1992 № 724. При этом п. 1 данного постановления установлено, что в специальный стаж работы, который дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям педагогических работников, засчитывается работа, предусмотренная Перечнем № 724, выполняемая в течение полного трудового дня.

Заметим, что с 01.01.2009 в Республике Беларусь действует профессиональное пенсионное страхование, которое введено Законом о профессиональном пенсионном страховании. Этот вид страхования введен взамен системы досрочных пенсий (за работу в особых условиях труда и за выслугу лет), установленной Законом о пенсионном обеспечении.

Статьей 21 Закона о профессиональном пенсионном страховании предусмотрено, что застрахованным лицам, работавшим в особых условиях труда до введения профессионального пенсионного страхования (т.е. до 01.01.2009), не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию, назначение и выплата трудовой пенсии за выслугу лет осуществляются в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении. При этом при определении права застрахованного лица на такую пенсию в качестве недостающего специального стажа, предусмотренного Законом о пенсионном обеспечении, учитывается соответствующий профессиональный стаж.

Согласно ст. 46 Закона о пенсионном обеспечении пенсии за выслугу лет назначаются отдельным категориям работников, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию.

Перечень учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» (далее – постановление № 1490).
Заметим, что законодательство обязывает нанимателя оформлять документы на пенсию в случаях, предусмотренных Законом о пенсионном обеспечении. В отношении профессиональной пенсии такой обязанности у нанимателя не предусмотрено. Например, Инструкцией о порядке назначения и выплаты профессиональных пенсий, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.06.2011 № 9, предусмотрено личное обращение граждан за назначением и выплатой профессиональных пенсий. Ниже рассмотрен порядок действий по оформлению документов на трудовые пенсии по возрасту и за выслугу лет.

Шаг 1. Назначение ответственного лица

Согласно части первой ст. 76 Закона о пенсионном обеспечении наниматель обязан своевременно оформить документы о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, а также в положенный срок представить их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение (управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов, управления (отделы) социальной защиты местных администраций районов в городах – согласно ст. 9 Закона о пенсионном обеспечении). В соответствии с п. 1.2 Методических рекомендаций непосредственное исполнение указанных обязанностей наниматель возлагает на должностное лицо (группу лиц).

Согласно части второй п. 27 Положения № 44, как правило, ответственным назначается работник, который по роду основной деятельности связан с оформлением документов о приеме на работу и об увольнении, учетом личного состава, ведением трудовых книжек. Соответствующая обязанность является одной из функций кадровой службы организации (подп. 3.17 Типового положения о кадровой службе предприятия (организации), утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 18.12.1997 № 118), кроме того, она входит в круг должностных обязанностей работников кадровой службы организации (см. Выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159). Если в организации нет кадровой службы (специалиста (инспектора) по кадрам), то в такой ситуации можно назначить другого специалиста, непосредственно оформляющего документы о приеме на работу, об увольнении и т.д., либо включить (прописать) обязанности по оформлению документов для выхода работников на пенсии в должностных обязанностях руководителя организации. Издание приказа руководителем организации в отношении самого себя (о назначении ответственным), полагаем, излишним, т.к. в отсутствие отдельно выделенного ответственного лица таковым будет руководитель организации.


Пример оформления приказа о назначении ответственного лица

2.jpg

Шаг 2. Выявление работников, право на пенсию у которых наступит в текущем году

Согласно п. 2.1 Методических рекомендаций в начале каждого года необходимо просмотреть личные карточки и трудовые книжки работников и выявить работников, право на пенсию у которых наступит в текущем году. Эти работники заносятся в соответствующий список, форма которого утверждена Методическими рекомендациями. Список составляется в хронологическом порядке в зависимости от даты приобретения права на пенсию и содержит следующие сведения (п. 2.3 Методических рекомендаций):

  • фамилию, имя, отчество работника;
  • день, месяц и год его рождения. Точная дата рождения указывается исходя из данных, имеющихся в отделе кадров, или на основании паспорта работника (подп. 2.3.2 Методических рекомендаций);
  • должность (профессию) и наименование структурного подразделения;
  • вид пенсии и основания ее назначения;
  • общий трудовой стаж и стаж, дающий право на пенсию за работу с особыми условиями труда.
Сведения о стаже работы (общем, специальном) вносятся в списки на основании трудовых книжек работников и других документов о стаже (подп. 2.3.3 Методических рекомендаций).

3.jpg

Шаг 3. Сбор документов о стаже работы

Гражданин, оформляющий пенсию, состоит в трудовых отношениях, поэтому все действия по сбору и подаче документов совершает наниматель (его должностное лицо) (ст. 75, 76 Закона о пенсионном обеспечении). Несмотря на то что работник может и не воспользоваться правом на пенсию по достижении соответствующего возраста, полагаем необходимым документы все же собрать, т.к. работник может передумать.

По работникам, занесенным в список, наниматель предварительно подготавливает документы для назначения им пенсий, включая документы, подтверждающие право на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет (подп. 2.3.1 Методических рекомендаций). Список документов, необходимых для назначения пенсии, приведен в разделе II Положения № 44, главе 3 Методических рекомендаций (см. табл.).

Перечень документов для пенсии по возрасту

Перечень документов для пенсии за выслугу лет

Напомним, что согласно п. 2 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 777, данные о стаже работы после 1 января 2003 г. подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а до указанной даты – документами, выдаваемыми работодателями, архивными учреждениями и иными организациями, имеющими соответствующие сведения.

При отсутствии у нанимателя необходимых документов о стаже работы до 1 января 2003 г. должностным лицам нанимателя следует обращаться с соответствующим письменным запросом на предприятие, в учреждение, организацию, колхоз, кооператив и иной субъект хозяйствования, где работал работник (для получения справки о периоде работы, службы по форме согласно приложению 2 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 05.10.2010 № 140 «Об установлении типовых форм справок и разрешения»). В случае реорганизации предприятия документы выдаются его правопреемником, а при полной ликвидации – территориальными (городскими или районными) архивами (ч. 6, 7 ст. 13 Закона Республики Беларусь от 25.11.2011 № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь»). Именно в этих архивах хранятся документы Национального архивного фонда (в т.ч. по личному составу) реорганизованных, ликвидированных организаций, прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей и представительств иностранных организаций.

Обращаем внимание, что узнать о том, действует ли сейчас та или иная организация или индивидуальный предприниматель, можно на сайте журнала «Юстыцыя Беларусi».

В запросе рекомендуется указывать, в частности, ФИО работника, период работы, период, за который требуются сведения о стаже, заработке. К запросам также рекомендуется прилагать заверенную копию трудовой книжки работника (выписку из нее).

Письменные запросы нанимателя рассматриваются по общему правилу в 15-дневный срок со дня регистрации организацией-получателем (ч. 1 п. 3 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»). В ответ на запросы нанимателю направляются справки по установленной законодательством форме.


4.jpg

Иногда возникает необходимость истребовать надлежащие документы, а порой и разыскать свидетелей, которые, по мнению работника, могли бы подтвердить периоды его работы, и в других случаях (наличие в трудовых книжках подчисток, поправок, неоговоренных исправлений, наличие у работника иных документов, подтверждающих периоды работы, не отраженные в трудовой книжке, и т.д.) (п. 30 Положения № 44). При этом указанные действия совершает наниматель (его должностное лицо), если вывод о наличии таких периодов можно сделать, проанализировав документы (например, обнаружив подчистку в трудовой книжке и т.д.). В иных ситуациях (в частности, когда записи о периодах работы в трудовой книжке отсутствуют) наниматель должен разъяснить работнику порядок обращения за пенсией, и работник может самостоятельно собрать те или иные документы, найти свидетелей.

Шаг 4. Подготовка пакета документов

4.1. Извещение работника о приобретении права на пенсию.
Согласно п. 31 Положения № 44 за месяц до достижения работником пенсионного возраста и приобретения права на пенсию наниматель (его должностное лицо) извещает работника о порядке обращения за пенсией.

Поскольку способ и форма такого извещения не определены законодательством, на практике принято извещать (уведомлять) работника письменно, под расписку, ознакомив его с порядком обращения за пенсией и вручив извещение (уведомление).


Пример уведомления работника о порядке обращения за пенсией

6.jpg

4.2. Заполнение работником заявления о назначении пенсии.
Работник заполняет заявление о назначении пенсии, форма которого приведена в приложении 1 к Инструкции № 85.


7.jpg

8.jpg

9.jpg

10.jpg

11.jpg

Шаг 5. Представление в орган соцзащиты формы ПУ-3

Согласно части пятой п. 16 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденных постановлением Совмина от 08.07.1997 № 837 (далее – Правила № 837), форма ПУ-3 (тип формы – назначение пенсии) (форма приведена в приложении 3 к Правилам № 837) представляется в течение 5 рабочих дней со дня подачи застрахованным лицом заявления о назначении пенсии работодателю, в представительство (филиал) Белгосстраха, в орган по труду, занятости и социальной защите, в орган Фонда социальной защиты населения (ФСЗН).
Эта форма предназначена для оперативного ввода сведений о застрахованном лице в индивидуальный лицевой счет в период оформления документов для назначения пенсии (п. 24 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утв. постановлением ФСЗН от 19.06.2014 № 7).

Шаг 6. Подготовка представления для назначение пенсии и иных документов, необходимых для передачи в орган соцзащиты

На основании собранных документов должностное лицо готовит представление для назначения пенсии (ч. 2 п. 30 Положения № 44) по установленной форме (приложение 2 к Инструкции № 85). С представлением работник должен быть ознакомлен под роспись (п. 33 Положения № 44).

Напомним, что представление к назначение пенсии установленной формы оформляется (заполняется) в течение 10 дней со дня регистрации заявления работника о назначении пенсии (п. 33 Положения № 44).

Как правило, к представлению прилагаются исходя из п. 8, части второй п. 25 Положения № 44:

  • трудовая книжка, выписка из нее либо копия, надлежаще заверенная нанимателем;
  • справка(и) о стаже, заработке (подлинник(и)), выданная(ые) нанимателем(ями), и др.
В некоторых случаях (в частности для подтверждения права на пенсию при наличии особых оснований, когда пенсионный возраст и стаж работы менее общеустановленных: работник является многодетной матерью, родителем ребенка-инвалида и т.д.) к представлению прилагаются документы, подтверждающие наличие таких особых оснований для назначения пенсии.

Представление к назначению пенсии подписывается руководителем организации, заверяется печатью, ему присваивается порядковый номер, а также в представлении указывается дата его регистрации у нанимателя в журнале.

Пример заполнения представления

12.jpg

13.jpg

14.jpg

15.jpg

Шаг 7. Подача документов в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение

Владимир Эдуардович Самосейко, юрист

Нормативные документы:

1.Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596 – ХII «О пенсионном обеспечении»;
2.Положение о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 777).
3.Положение о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденное приказом Министра социальной защиты Республики Беларусь от 23.05.1997 №44.

ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ ЗА ПЕНСИЕЙ

Заявление о назначении трудовой пенсии неработающим гражданам, индивидуальным предпринимателям, членам крестьянского (фермерского) хозяйства, творческим работникам, не работающим по трудовым и гражданско-правовым договорам, домашним работникам, работникам религиозных организаций, лицам, обучающимся в учреждениях образования, и другим, и членам их семей, а также о назначении социальной пенсии подается непосредственно в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя.
В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением работодателя об отказе в представлении его к назначению пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.
Заявление о назначении пенсии несовершеннолетнему или недееспособному лицу подается в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства его законного представителя (родителя, усыновителя, опекуна, попечителя) либо по месту нахождения учреждения, в котором находится на содержании несовершеннолетний (недееспособный).
Заявление о назначении трудовой пенсии лицам, находящимся в местах лишения свободы, подается в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения исправительного учреждения через администрацию этого учреждения.
Заявление о назначении пенсии и необходимые документы могут быть поданы доверенным лицом, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, выданной на представление этим лицом документов для назначения пенсии в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите, сбор недостающих для назначения пенсии документов и получение пенсионного удостоверения.

СРОКИ ОБРАЩЕНИЯ ЗА ПЕНСИЕЙ

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком. Обращение за назначением трудовой пенсии по возрасту может осуществляться и до наступления пенсионного возраста, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
Пенсии по возрасту назначаются со дня наступления пенсионного возраста, если обращение за пенсией последовало не позднее дня наступления пенсионного возраста. В случае обращения за пенсией после достижения пенсионного возраста - пенсия будет назначена со дня обращения.
Днем обращения за пенсией считается день приема заявления (представления) о назначении пенсии со всеми документами, необходимыми для определения права на пенсию и ее размера.
Если заявление о назначении пенсии пересылается по почте, и при этом прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления.
В тех случаях, когда к заявлению (представлению) о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, работодателю или заявителю сообщается, какие документы должны быть представлены дополнительно. Если они будут представлены не позднее одного месяца со дня уведомления о необходимости представления дополнительных документов, то днем обращения за пенсией считается день приема заявления (представления) о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления.
Пенсии по инвалидности назначаются со дня установления инвалидности, если обращение за пенсией последовало не позднее 3 месяцев со дня установления инвалидности. В случае обращения за пенсией после по истечении указанного срока - пенсия будет назначена со дня обращения.
Пенсии по случаю потери кормильца назначаются со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев перед обращением за пенсией.
В случае, если заявитель является получателем пенсии по другому основанию, перевод на другой вид пенсии осуществляется со дня подачи заявления.

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ

При обращении за назначением пенсии (независимо от вида пенсии) заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство.
Документом, удостоверяющим личность, возраст, принадлежность к гражданству и подтверждающим место жительства для граждан Республики Беларусь, является паспорт гражданина Республики Беларусь.
В случае временного жительства гражданина Республики Беларусь на территории республики документом, подтверждающим его проживание в Республике Беларусь, является адресный листок прибытия установленной формы, содержащий сведения об адресе места прописки гражданина и сроке прописки.
В том случае, если паспорт гражданина Республики Беларусь, проживающего на территории Республики Беларусь, утрачен, в качестве документа, удостоверяющего его личность и гражданство до выдачи паспорта взамен утраченного, принимается справка установленной формы, выдаваемая органом внутренних дел по месту жительства.
Документом, удостоверяющим личность, возраст и гражданство несовершеннолетних лиц, не достигших 16 лет, является свидетельство о рождении или паспорт.
Документом, удостоверяющим возраст умершего кормильца, является свидетельство о смерти или иной документ, содержащий необходимые сведения.
Документом, удостоверяющим личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, является национальный паспорт и (или) вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства.

К заявлению (представлению) о назначении трудовой пенсии должны быть приложены:

1. трудовая книжка и представление (для работающих граждан), копия трудовой книжки (для неработающих);
2. документ о получении образования по дневной форме обучения;
3. военный билет;
4. свидетельство о рождении детей;
5. документ, подтверждающий изменение фамилии, имени, отчества;
6. справки о заработной плате за последние 22 года стажа работы в 2016 году,в 2017 году - 23 года.
7. справка о нахождении в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста до 3-х лет (если имело место) и другие документы, подтверждающие стаж и заработок заявителя.

Для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимы следующие документы :

1. паспорт заявителя;
2. трудовая книжка и другие документы, подтверждающие стаж кормильца;
3. справки о заработной плате за последние 22 года стажа работы в 2016 году, в 2017 году - 23 года.
4. документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем;
5. свидетельство о смерти кормильца;

В необходимых случаях представляются:
при назначении пенсии многодетным матерям - документы о рождении детей и воспитании их до 8-летнего (16-летнего) возраста;
документы, подтверждающие, что ребенок заявителя признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом, и о воспитании его не менее 8 лет в период до его совершеннолетия;
при назначении пенсии в соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения» - документы, подтверждающие, что заявитель имеет право на назначение пенсии по возрасту досрочно;
документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии;
документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии с законодательством о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС;
документ, содержащий сведения о составе семьи, выданный организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, или сельским (поселковым) Советом депутатов (для решения вопроса о признании заявителя одиноким).

ПОДГОТОВКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ

Подготовка документов, необходимых для назначения пенсии, и представление к ее назначению осуществляется работодателем по месту последней работы заявителя (кормильца).
Приказом или распоряжением работодателя определяется работник (группа работников), ответственный за подготовку пенсионных документов и своевременное представление их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите (далее - представитель работодателя).
Таким представителем, как правило, назначается работник, который по роду своей основной деятельности связан с оформлением документов о приеме на работу и увольнении, учетом личного состава, ведением трудовых книжек. Работодатель за месяц до достижения работником пенсионного возраста и приобретения права на пенсию извещает его о порядке обращения за пенсией.
Заявление о назначении пенсии заполняется заявителем по установленной форме и регистрируется в журнале регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий.
Работодатель в 10-дневный срок со дня регистрации заявления оформляет все необходимые документы и свое представление, знакомит с ним заявителя (под расписку в представлении) и рассматривает вопрос о возможности представления данного работника к назначению пенсии.
При положительном решении вопроса заявление, представление и все документы передаются в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя.
По требованию работника работодатель выдает ему документы, необходимые для перерасчета пенсии, возобновления ее выплаты, перевода с одной пенсии на другую.

УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕРЫ ПЕНСИЙ ПО ВОЗРАСТУ

С 01 января 2017 года общеустановленный пенсионный возраст ежегодно повышается на 6 месяцев, аналогично на 6 месяцев увеличивается требуемый страховой стаж. Период, из которого определяется среднемесячный фактический заработок и индивидуальный коэффициент, ежегодно увеличивается на 1 год:

год пол возраст дата рождения право на пенсию возникает страховой стаж, требуемый для назначения пенсии за сколько лет работы перед назначением пенсии исчисляется заработок
2017 м 60,5 1 половина 1957 2 половина 2017 16 23
ж 55,5 1 половина 1962
2018 м 61 2 половина 1957 2 половина 2018 16,5 24
ж 56 2 половина 1962
2019 м 61,5 1 половина 1958 2 половина 2019 17 25
ж 56,5 1 половина 1963
2020 м 62 2 половина 1958 2 половина 2020 17,5 26
ж 57 2 половина 1963
2021 м 62,5 1 половина 1959 2 половина 2021 18 27
ж 57,5 1 половина 1964
2022 м 63 2 половина 1959 2 половина 2022 18,5 28
ж 58 2 половина 1964
2023 м 63 1960 2023 19 29
ж 58 1965
2024 м 63 1961 2024 19,5 30
ж 58 1966
2025 м 63 1962 2025 20 31
ж 58 1967

Пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка (статья 56 Закона «О пенсионном обеспечении»), но не ниже минимального размера пенсии.

Трудовая пенсия увеличивается:

мужчинам за каждый полный год стажа работы (статьи 51 – 53 Закона) сверх 25 лет - на один процент среднемесячного заработка (статья 56 Закона), но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту. При этом для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы более 35 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера (статья 70 Закона) (далее – средняя заработная плата работников). Для лиц, имеющих стаж работы 45 лет и более, новый минимальный размер увеличения применяется начиная с 26-го года стажа работы;

женщинам за каждый полный год стажа работы сверх 20 лет – на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту. При этом для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы более 30 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 30 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников. Для лиц, имеющих стаж работы 40 лет и более, новый минимальный размер увеличения применяется начиная с 21-го года стажа работы.

Увеличение производится в пределах 45 лет стажа работы у мужчин и 40 лет у женщин.

Лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, пенсии дополнительно увеличиваются на 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5 процента среднемесячного заработка (либо на 0,7 процента средней заработной платы работников – в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45-й год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40-й год включительно у женщин;

Минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала.

При продолжении работы без получения государственной пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях размер пенсии по возрасту увеличивается на:

6, 8, 10 и 12 процентов заработка, из которого в соответствии со статьей 56 Закона исчисляется пенсия, – соответственно за каждый полный первый, второй, третий и четвертый годы работы, на 14 процентов такого заработка – за полный пятый и каждый последующий год работы. Указанные размеры увеличения пенсии суммируются между собой;

1 процент заработка, из которого в соответствии со статьей 56 настоящего Закона исчисляется пенсия, – за каждые полные два месяца неполного года работы. Данный размер увеличения пенсии суммируется с размерами увеличения пенсии за полные годы работы.

Под работой без получения государственной пенсии, дающей право на увеличение пенсии понимаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь согласно законодательству о государственном социальном страховании.

Вы здесь: ГЛАВА 19. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА ОБРАЩЕНИЯ, ИСЧИСЛЕНИЯ, НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ ГРАЖДАНАМ
§ 19.2. Подготовка и представление документов для назначения пенсий

§ 19.2. Подготовка и представление документов для назначения пенсий

Порядок обращения за назначением пенсии регулируется За­коном «О пенсионном обеспечении». Заявление о назначении пен­сии работающие граждане и члены их семей (в случае потери кор­мильца) подают через работодателя по месту последней работы.

Работодатель в 10-дневный срок со дня поступления заявления оформляет необходимые для назначения пенсии документы и вме­сте с поданным заявлением и своим представлением направляет их в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите по месту жительства заявителя либо в порядке, определяе­мом Министерством труда и социальной защиты Республики Бела­русь, — в районное (городское) управление (отдел) по труду и со­циальной защите по месту нахождения работодателя. Если работни­ку, обратившемуся за назначением пенсии, отказано в представле­нии к назначению пенсии, ему сообщается об этом в письменной форме с указанием причины отказа.

В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением работодателя об отказе в представлении его к назначе­нию пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непос­редственно в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите.

Заявление о назначении пенсии другим гражданам и членам их семей подается непосредственно в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите по месту жительства заявителя.

Районные (городские) управления (отделы) по труду и соци­альной защите обязаны давать разъяснения и справки по вопросам назначения пенсий, а также содействовать заявителю в получении необходимых документов. Они имеют право:

  • требовать соответствующие документы от работодателей и отдельных лиц,
  • проверять в необходимых случаях обоснованность их выдачи,
  • запрашивать в органах государственной экспертизы условий труда заключения о качестве проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, утверждаемых Со­ветом Министров Республики Беларусь.

В случае обнаружения в представленных документах недосто­верных сведений работодателем должны быть представлены новые документы. Требования органов о выдаче соответствующих доку­ментов и заключений являются обязательными для исполнения.

Работодатели обязаны своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своев­ременно представлять их в районные (городские) управления (отде­лы) по труду и социальной защите. Они несут материальную ответ­ственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевре­менным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением доку­ментов, содержащих недостоверные сведения, в порядке, установ­ленном законодательством.

Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с представлением работодателем документов, содержащих недостоверные сведения, взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его рас­поряжению в бесспорном порядке с работодателей — юридических лиц и в судебном порядке с работодателей — физических лиц.

Назначение или перерасчет пенсии производятся районным (го­родским) управлением (отделом) по труду и социальной защите. Однако по требованию лица, обратившегося за назначением или перерасчетом: пенсии, работодателя и других заинтересованных лиц (в том числе при несогласии с решением районного (городского) управления (отдела) по труду и социальной защите) вопрос о назна­чении или о перерасчете пенсии решается комиссией по назначению пенсий, образуемой районным (городским) исполнительным и рас­порядительным органом.

Заявление о назначении пенсии рассматривается органом, на­значающим пенсии, не позднее 10 дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня поступления недо­стающих документов для назначения пенсии.

Решение об отказе в назначении пенсии по мотивам несоответ­ствия условиям, предусмотренным Законом, во всех случаях прини­мается только комиссией по назначению пенсий. О дате заседания комиссии предварительно извещается работодатель или заявитель.

Районное (городское) управление (отдел) по труду и социаль­ной защите не позднее 5 дней после вынесения соответствующего решения выдает или посылает работодателю или заявителю извеще­ние об отказе в назначении пенсии с указанием причин отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все документы.

Решение органа, осуществляющего назначение и перерасчет пенсий, может быть обжаловано в вышестоящий орган по труду и социальной защите. Если лицо, обратившееся за назначением или перерасчетом пенсии, работодатель и другие заинтересованные лица не согласны с принятым этим органом решением, спор разрешает­ся в судебном порядке.

Сроки назначения и перерасчета пенсий. Пенсии назначаются со дня обращения за пенсией, кроме следующих случаев, когда пенсии назначаются с более раннего срока:

  • пенсии по инвалидности назначаются со дня установления инвалидности, если обращение за пенсией последовало не позднее 3 месяцев со дня установления инвалидности;
  • пенсии по случаю потери кормильца назначаются со дня воз­никновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев перед обращением за пенсией.

Днем обращения за пенсией считается день приема заявления (представления) о назначении пенсии со всеми необходимыми доку­ментами районными (городскими) управлениями (отделами) по труду и социальной защите.

Если заявление (представление) о назначении пенсии пересы­лается по почте и при этом прилагаются все необходимые докумен­ты, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления.

В тех случаях, когда к заявлению (представлению) приложены не все необходимые документы, районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите сообщает работодателю или заявителю, какие документы должны быть представлены дополни­тельно. Если они будут представлены не позднее одного месяца со дня получения извещения о необходимости представления дополни­тельных документов, то днем обращения за пенсией считается день приема заявления (представления) о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места их управления.

Перевод с одной пенсии на другую и возобновление выплаты ранее назначенной пенсии, кроме возобновления выплаты пенсии при перерывах в инвалидности, производятся со дня подачи соответ­ствующего заявления со всеми необходимыми документами (если их нет в пенсионном деле).

Внимание: наш адвокат поможет произвести перерасчет пенсии в большем размере, звоните в АБ «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург уже сегодня

Образец заявления на проверку правильности начисления пенсии

Государственное учреждение -Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе, города Екатеринбурга

Заявление

в пенсионный фонд о разъяснении расчета пенсии

Решением Государственное учреждение -Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга, мне, С. (дата рождения) была назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Общий суммарный размер начисленной пенсии на дату ее назначения составил ____ рублей.

(дата) я обратился в Управление пенсионного фонда с заявлением о предоставлении мотивированного расчета моей страховой пенсии по старости. На мое заявление мне была предоставлена выписка из лицевого счета лица, которая и так находится в свободном доступе для меня и в предоставлении которой не было необходимости.

Образец заявление в пфр о предоставлении расчета пенсии

Так размер моей страховой пенсии на дату ее назначения показался слишком занижен и на сегодняшний день является таковым.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Согласно пункту 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В силу пункту 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации гарантировано, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Таким образом, осуществление права на получение информации является не безусловным, а связывается с правилами, установленными законом.

Таким законами, в частности, являются Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон об информации) и Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее — Закон о доступе к информации о деятельности государственных органов).

В соответствии со статьей 8 Закона об информации граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (часть 1).

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (часть 2).

Законодательную же основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.

В соответствии со статьей 5 Закона N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Закона N 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Часть 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ закрепляет обязательность рассмотрения обращения, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом в пределах компетенции.

ПОЛЕЗНО: узнайте, как выйти на пенсию досрочно по ссылке, а также смотрите видео по теме

В силу части 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ).

Поскольку как в настоящее время, так и ранее у меня имеются и имелись сомнения относительно обоснованности исчисления размера моей страховой пенсии по старости, полагаю необходимым реализовать свое право на получение информации, и требовать от Управления пенсионного фонда предоставить разъяснения относительно размера получаемой пенсии.

На основании изложенного и руководствуясь действующим законодательством,

ПРОШУ:

Предоставить подробный, мотивированный расчет размера начисляемой досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости, назначенной С. (дата рождения) в соответствии со ст. 8.1 ФЗ «О трудовых пенсиях», с указанием в нем в том числе:

  • общего трудового стажа учтенного при назначении пенсии;
  • специального трудового стажа учтенного при назначении пенсии;
  • коэффициента отношения среднемесячной заработной платы к заработку по стране и какие период принимались для его расчета;
  • стажевого коэффициента и порядок его расчета;
  • порядка применения надбавок к пенсии;
  • величины ИПК и порядок его расчета.

— Предоставить копии справок подтверждающих льготную занятость Смолина Александра Николаевича и имеющихся в распоряжении Управления пенсионного фонда в пенсионном деле заявителя.

— Ответ на настоящее обращение выслать в 30-дневный срок в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» С. по адресу: г. Екатеринбург, …

Дата, подпись

ПОЛЕЗНО : смотрите видео и узнаете, почему любой образец иска, жалобы лучше составлять с нашим адвокатом, пишите вопрос в комментариях ролика, подписывайтесь на канал YouTube


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

Читайте также: