Требуется ли получение лицензии для осуществления деятельности негосударственным пенсионным фондом

Опубликовано: 14.05.2024

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации утвердило Постановление от 5 декабря 2003 года №735 Положение о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее - Положение №735).

Положение №735 определяет порядок лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию осуществляется Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию включает:

а) деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

б) деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

в) деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

а) наличие у фонда на день подачи документов для получения лицензии имущества, предназначенного для обеспечения его уставной деятельности, величина денежной оценки должна составлять не менее 3 млн. рублей. При этом совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда, внесенный денежными средствами, должен составлять не менее 3 млн. рублей, а с 1 января 2005 года - не менее 30 млн. рублей;

б) соблюдение правил фонда, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) ведение пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, а также обособленного учета средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений для учета обязательств фонда перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;

г) размещение пенсионных резервов фонда в соответствии с порядком размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, а также требованиями по формированию состава и структуры пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов;

д) наличие у руководителя исполнительного органа фонда опыта работы на руководящих должностях в фонде, страховой компании или иной финансовой организации не менее 3 лет, высшего юридического или финансово-экономического образования (при ином образовании - специальной профессиональной подготовки), отсутствие судимости за совершение преступлений в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие;

е) наличие у главного бухгалтера фонда опыта работы по специальности не менее 3 лет, высшего образования, отсутствие судимости за совершение преступлений в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган необходимые документы, указанные в пункте 5 Положения №735.

На основании пункта 8 Положения №735 лицензирующий орган имеет право проводить проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Лицензия на осуществление негосударственным пенсионным фондом деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию является бессрочной.

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в форме проверки, проводимой на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, срок проведения проверки, период деятельности, который подлежит проверке, и состав комиссии, осуществляющей проверку.

Продолжительность проверки не должна превышать 15 дней. Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года.

Внеплановая проверка проводится для подтверждения устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий, выявленных при проведении плановой проверки, устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, а также в случае получения лицензирующим органом информации о наличии таких нарушений. Проверка устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, должна начаться не позднее 10 дней с даты получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.

Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы, обеспечивать доступ проверяющих в служебные помещения и к программно-техническим средствам, используемым при осуществлении лицензируемой деятельности.

По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений, который подписывается всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана соответствующая запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается от ознакомления с результатами проверки, члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своей подписью.

Лицензиат вправе представить в лицензирующий орган возражения по акту (в письменной форме) с приложением необходимых документов.

Лицензирующий орган выдает лицензиату предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий с указанием срока их устранения.

Лицензиат обязан представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие их устранение.

Если выявленные при проведении проверки нарушения не устранены лицензиатом в установленный срок, лицензирующий орган может приостановить действие лицензии.

Действие лицензии возобновляется после представления лицензиатом документов, подтверждающих устранение нарушений.

Если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам и законным интересам вкладчиков, участников или застрахованных лиц, а также, если в установленный срок не устранены нарушения, повлекшие приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Лицензирующий орган обязан в 3-дневный срок после принятия решения о предоставлении, переоформлении, приостановлении и возобновлении действия лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд уведомить в письменной форме об этом лицензиата и Пенсионный фонд Российской Федерации, а в случае приостановления или возобновления действия лицензии либо принятия судом решения об аннулировании лицензии - также соответствующие органы налоговой службы.

Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика и код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

г) дата принятия решения о предоставлении лицензии;

д) номер лицензии;

е) срок действия лицензии;

ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

з) сведения о переоформлении лицензии;

и) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

к) основание и дата аннулирования лицензии.

Принятие решения о предоставлении, переоформлении, приостановлении и возобновлении действия и аннулировании лицензии, ведение реестра лицензий, а также взимание лицензионных сборов осуществляются лицензирующим органом в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Действие лицензий негосударственных пенсионных фондов выданных в установленном порядке до 1 января 2003 года, прекращается 1 июля 2009 года (статья 2 Федерального закона от 11 марта 2003 года №32-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Более подробно с вопросами, касающимися негосударственного пенсионного страхования, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Негосударственное пенсионное страхование».

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со статьей 6.1. Закона № с 01.01.2020 минимальный размер уставного капитала НПФ должен составлять не менее 150 млн рублей, а минимальный размер собственных средств — не менее 200 млн рублей.

Создание НПФ путем учреждения осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об акционерных обществах. НПФ подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом особенностей, установленных Законом №


Акции НПФ, размещенные при его создании путем учреждения, должны быть полностью оплачены учредителями до подачи в Банк России заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Оплата акций путем зачета денежных требований к НПФ не допускается. Негосударственный пенсионный фонд не вправе осуществлять операции с векселями и выдавать займы.

Решение о государственной регистрации НПФ при его создании, в том числе путем реорганизации, о государственной регистрации изменений, вносимых в устав фонда, или о государственной регистрации при ликвидации фонда принимается Банком России в установленном им порядке. Одновременно с принятием решения о государственной регистрации вновь создаваемого негосударственного пенсионного фонда Банк России осуществляет государственную регистрацию выпуска акций фонда.

Перечень документов, необходимых для принятия Банком России решения о государственной регистрации НПФ при его создании путем учреждения, установлен пунктом 1.1. Инструкции Банка России от 04.06.2018 № .

За государственную регистрацию негосударственного пенсионного фонда уплачивается государственная пошлина в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Размер госпошлины — 4 000 рублей.
Реквизиты для оплаты

НПФ может работать только на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Перечень документов, необходимых для получения такой лицензии, установлен пунктом 5 статьи 7.1. Федерального закона от 07.05.1998 № и пунктом 2.1. Инструкции Банка России от 04.06.2018 № .

За предоставление лицензии уплачивается государственная пошлина в соответствии с подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Размер госпошлины — 7 500 рублей.
Реквизиты для оплаты


Документы (копии документов), предусмотренные пунктом 2.1 Инструкции Банка России от 04.06.2018 № должны быть представлены соискателем лицензии в уполномоченное подразделение Банка России одновременно с документами, представляемыми для принятия решения о государственной регистрации фонда при его создании путем учреждения, но не позднее одного месяца со дня принятия решения о создании юридического лица.

Сроки рассмотрения Банком России документов:

  • государственная регистрация негосударственного пенсионного фонда — 30 календарных дней,
  • принятие решения о предоставлении лицензии (отказе в предоставлении лицензии) негосударственному пенсионному фонду — в течение 2 месяцев со дня получения Банком России документов. В случае если Банк России потребует представления дополнительных документов, течение указанного срока приостанавливается до получения необходимых документов, но не более, чем на 30 дней.

Внесение изменений в реестр производится в связи с изменением следующих сведений в отношении каждого включенного в него НПФ:

  • полное и сокращенное фирменные наименования фонда;
  • адрес фонда;
  • ОГРН фонда, дата внесения в ЕГРЮЛ записи о создании фонда, ИНН фонда;
  • номер лицензии фонда;
  • дата принятия решения о предоставлении лицензии фонду;
  • наименование органа, предоставившего лицензию фонду;
  • срок действия лицензии фонда;
  • лицензируемый вид деятельности;
  • информация о действии лицензии фонда (лицензия действует, лицензия аннулирована или действие лицензии прекращено (за исключением случая аннулирования);
  • дата принятия решения об аннулировании лицензии фонда (в случае если лицензия аннулирована);
  • дата и основание прекращения действия лицензии фонда (в случае если прекращение действия не связано с аннулированием лицензии);
  • сведения о включении фонда в систему гарантирования прав застрахованных лиц;
  • сведения о наличии ограничения на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению или по обязательному пенсионному страхованию;
  • номера телефонов, факсов, адрес электронной почты, адрес сайта фонда в сети Интернет;
  • сведения об органах управления и должностных лицах фонда;
  • сведения об учредителях (акционерах) и размере доли их участия в уставном капитале фонда;
  • сведения о переоформлении лицензии фонда и об основании ее переоформления;
  • сведения о выдаче дубликата лицензии фонду.

Представление НПФ в Банк России заявления о внесении изменений в сведения о фонде, содержащиеся в реестре в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня возникновения изменений, требуется в отношении следующих сведений:

  • номеров телефонов, факсов, адрес электронной почты, адрес сайта фонда в сети Интернет;
  • сведений об органах управления и должностных лицах фонда;
  • сведений об учредителях (акционерах) и размере доли их участия в уставном капитале фонда.

Система пенсионного обеспечения несовершенна, поэтому многие пенсионеры ищут дополнительный источник дохода. И тут стоит обратить их внимание на инвестиционный счет. Он поможет вернуть средства, уже уплаченные в счет подоходного налога. А еще ИИС можно рассматривать как удобный инструмент для инвестирования имеющихся накоплений.

Могут ли пенсионеры открыть ИИС?

Открыть ИИС может любое физлицо, имеющее статус налогового резидента РФ. Этим правом обладают и пенсионеры. Ограничений по возрасту здесь нет.

Индивидуальный инвестиционный счет - это разновидность брокерского счета. Помимо прибыли от инвестиционной деятельности вкладчик может получать один из видов налогового вычета на выбор: на ранее уплаченные суммы НДФЛ (тип "А") или на доход от вложений (тип "Б").

Налоговый вычет типа "А" рассчитывается по ставке 13 % от общей суммы инвестиций, внесенных на ИИС в течение календарного года, но не более 400 тыс. руб. Следовательно, максимальный лимит возврата отчислений не может быть более 400 000 × 13 % = 52 000 руб.

При этом следует учитывать, что размер выплаты не может превышать сумму уплаченного за этот же период налога. Инвестор может пользоваться данной льготой ежегодно или воспользоваться ею один раз и получить выплаты за все 3 года в конце срока действия счета.

Налоговый вычет типа "Б" освобождает вкладчика от уплаты НДФЛ на прибыль, полученную в результате операций с активами на инвестиционном счете. В отличие от предыдущего вида, льготы и лимиты для данных выплат не установлены. От налогообложения освобождается вся сумма полученной прибыли, независимо от ее размера. Но внести на счет можно не более 1 миллиона рублей.

Выплату типа "Б" можно получить только в конце срока действия счета, рассчитав итоговую прибыль за весь период инвестиционной деятельности.

Если вкладчик решит закрыть ИИС ранее чем через 3 года после его открытия, право на получение налогового вычета аннулируется. Все ранее полученные льготные выплаты (если таковые имеются) подлежат возврату.

Когда пригодятся налоговые вычеты пенсионеру?

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что налоговые вычеты пригодятся пенсионеру, если он:

  • продолжает работать и является плательщиком НДФЛ;
  • получает пенсию по программе негосударственного пенсионного обеспечения (НПФ), которая, согласно законодательству, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц (ст. 213.1 НК РФ);
  • планирует инвестировать средства и получать от этого доход;
  • может вложить деньги в ИИС на срок не менее 3 лет.

Если инвестор получает только государственную пенсию, он не может рассчитывать на налоговый вычет по типу "А". Согласно п. 2 ст. 217 НК РФ, такой доход не подлежит обложению НДФЛ. Поэтому для такого пенсионера ИИС будет интересен, если вложенные туда средства будут приносить доход. Например, на них будут приобретены акции или облигации.

Какую выгоду может получить пенсионер от ИИС?

Выгода, которую пенсионер может получить от ИИС, зависит от источников его дохода.

Если инвестор имеет официальное место работы и в дополнение к государственной пенсии получает заработную плату, он может воспользоваться налоговым вычетом типа "А". В таком случае государство вернет ему НДФЛ, удержанный из зарплаты.

Если инвестор получает пособие из негосударственного пенсионного фонда, которое облагается налогом, он может рассчитывать на возврат налоговых отчислений с него.

Если единственным источником доходов гражданина является государственная пенсия, выгоду могут принести операции с ценными бумагами, дивиденды и налоговый вычет типа "Б" от полученного дохода.

Делать выбор сразу в пользу какого-то одного варианта льготы необязательно. Для получения максимальной выгоды рекомендуется подождать до конца срока действия ИИС, рассчитать доходность каждого вида налогового вычета и только затем принять окончательное решение.

Риски инвестиционного счета

Доходы от банковских депозитов в настоящее время невысоки. Поэтому ИИС является хорошей альтернативой данным вложениям. Инвестиционный счет позволяет гражданам сохранить и приумножить свои накопления. Тем не менее при открытии ИИС пенсионерам рекомендуется тщательно взвесить все сопутствующие риски.

Инвестиционная деятельность непредсказуема. Котировки ценных бумаг в любое время могут как возрасти, так и снизиться. Неопытные инвесторы не всегда способны самостоятельно определить, в какие активы стоит вкладывать свои средства в текущий момент времени. Неудачные сделки могут повлечь за собой большие финансовые потери, а иногда и утрату всего капитала.

Чтобы снизить риски убытков, рекомендуется вкладывать деньги в низкорискованные инструменты: ОФЗ (облигации федерального займа), облигации субъектов РФ, облигации "голубых фишек". Таким образом можно получать купонный доход в размере в среднем 7–10 % годовых. В сумме с налоговым вычетом такая прибыль будет хорошей добавкой к пенсии. Подробнее об инвестиционных рисках можно почитать в нашей статье.

При желании получать доход от активной торговли ценными бумагами и оформить налоговый вычет типа "Б" неопытным инвесторам рекомендуется обратиться за помощью к проверенному надежному брокеру. Таким образом можно избежать рисков и получить дополнительный заработок от эффективного использования своего капитала.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Порядок лицензирования НПФ

I. Соискатель направляет в Банк заявление о предоставлении лицензии. К заявлению прикладываются документы, на основании которых регулятор будет судить о том, насколько фонд соответствует лицензионным требованиям. Форма заявления и полный перечень документов приведены в упомянутом выше Административном регламенте.

Соискатель представляет регулятору документы, подтверждающие его соответствие перечисленным требованиям в качестве приложения к заявлению о предоставлении лицензии. Успешное прохождение процедуры лицензирования НПФ напрямую зависит от того, насколько грамотно будут подготовлены указанные документы.

Глава 3

заключение независимого оценщика об оценке имущества в неденежной форме, вносимого учредителями в качестве вклада в уставный капитал негосударственного пенсионного фонда (оригинал или заверенная единоличным исполнительным органом негосударственного пенсионного фонда (иным уполномоченным лицом) копия);

3.9. В случае принятия Банком России решения об отказе в предоставлении лицензии уполномоченное структурное подразделение не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет в адрес негосударственного пенсионного фонда уведомление об отказе в предоставлении лицензии, содержащее основание, по которому было принято решение об отказе.

Федеральный закон — О негосударственных пенсионных фондах — № 75-ФЗ

  • в течение двух месяцев со дня получения Банком России документов, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи,
  • а если Банк России потребовал представления дополнительных документов, течение указанного срока приостанавливается до получения необходимых документов,
  • но не более чем на тридцать дней.
  • к организационно-правовой форме фонда;
  • к наличию и содержанию пенсионных правил фонда, а в случае заявления о намерении фонда осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию также к наличию и содержанию страховых правил фонда;
  • к лицу (лицам), осуществляющему (намеренному осуществлять) функции единоличного исполнительного органа фонда, членам совета директоров (наблюдательного совета) фонда, членам коллегиального исполнительного органа фонда (в случае его создания), главному бухгалтеру фонда, а также к контролеру или руководителю службы внутреннего контроля фонда;
  • к организации внутреннего контроля в негосударственном пенсионном фонде;
  • к размеру уставного капитала и собственных средств фонда.

Требуется Ли Получение Лицензии Для Осуществления Деятельности Негосударственным Пенсионным Фондом

Лицензионными условиями при предоставлении лицензии негосударственному пенсионному фонду являются требования Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов РФ, нормативных актов Банка России, предъявляемые:

а если Банк России потребовал представления дополнительных документов, течение указанного срока приостанавливается до получения необходимых документов, но не более чем на тридцать дней.

Лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов

Принятие решения о предоставлении, переоформлении, приостановлении и возобновлении действия и аннулировании лицензии, ведение реестра лицензий, а также взимание лицензионных сборов осуществляются лицензирующим органом в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».

По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений, который подписывается всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана соответствующая запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается от ознакомления с результатами проверки, члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своей подписью.

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

13. Лицензирующий орган обязан в 5-дневный срок после принятия решения о предоставлении, переоформлении, приостановлении и возобновлении действия или аннулировании лицензии уведомить (в письменной форме) о нем лицензиата, а также соответствующие органы налоговой службы и органы внутренних дел.

Внеплановая проверка проводится для подтверждения устранения лицензиатом выявленных при проведении плановой проверки нарушений лицензионных требований и условий, а также в случае получения лицензирующим органом информации о наличии таких нарушений.

Лицензирование деятельности

Фонд имеет право заниматься деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию только с момента получения лицензии от уполномоченного органа.

Обязательное пенсионное страхование может осуществлять фонд, в установленном порядке получивший лицензию, зарегистрировавший в Центральном Банке России страховые правила фонда и вступивший в систему гарантирования прав застрахованных лиц (ст. 36.1 федерального закона от 7.05.1998г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»)

Требуется Ли Получение Лицензии Для Осуществления Деятельности Негосударственным Пенсионным Фондом

в) ведение пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, а также обособленного учета средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений для учета обязательств фонда перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;

Регистрации фонда в качестве юридического лица должна предшествовать, в том числе, подготовка учредительных документов фонда (ст.6 Закона «О негосударственных пенсионных фондах»). Учредительным документом фонда является устав фонда. Последний утверждается его учредителями (учредителем).

Требуется Ли Получение Лицензии Для Осуществления Деятельности Негосударственным Пенсионным Фондом

— ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 13 июля 2001 года № 128-ФЗ.
— Постановление Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности на финансовых рынках» от 14 июля 2006 года № 432.
— Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ.
— Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Лицензирование отдельных видов деятельности для ИП и ООО

  • предпринимательская деятельность без лицензии, если ее получение обязательно;
  • ведение бизнеса с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией;
  • осуществление деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией.

Получить лицензию можно только после государственной регистрации бизнеса. Но проверить, относиться ли планируемая деятельность к лицензируемой, рекомендуется еще на этапе подготовки документов для открытия. Ведь чем раньше вы выясните данный вопрос, тем скорее после получения Листа записи о регистрации займетесь оформлением лицензии.

Требуется Ли Получение Лицензии Для Осуществления Деятельности Негосударственным Пенсионным Фондом

Согласно ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ ранее выданные ФСФР России лицензии действительны до окончания срока их действия. Если лицензии выданы без ограничения срока действия, то они действуют бессрочно. При переоформлении лицензии Банком России выдается лицензия в порядке, установленном для переоформления лицензии. Согласно ч. 14 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ лицензия фонда, реорганизованного в форме преобразования НПФ в акционерное общество, подлежит переоформлению. Согласно информационному письму Банка России от 28 февраля 2014 г. № 50-02/7024 при реорганизации НПФ в форме выделения некоммерческого фонда с преобразованием в акционерный фонд создаваемому в результате реорганизации акционерному фонду предоставляется новая лицензия.

Лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов осуществляется Банком России. Поскольку на момент подготовки настоящего Комментария нормативных актов по лицензированию не принято, единственным актом по этим вопросам является Административный регламент по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по лицензированию деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, утвержденный приказом ФСФР России от 20 ноября 2012 г. № 12-98/пз-н.

Лицензирование деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию

  • • разрабатывает правила и условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;
  • • заключает пенсионные договоры;
  • • аккумулирует пенсионные взносы;
  • • ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о состоянии указанных счетов;
  • • заключает договор с управляющим фондом;
  • • формирует и размещает самостоятельно или через управляющего собственные средства, включая пенсионные резервы;
  • • ведет в установленном порядке бухгалтерский учет;
  • • осуществляет актуарные расчеты;
  • • производит выплаты негосударственных пенсий;
  • • осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;
  • • предоставляет в установленном государственным уполномоченным органом порядке информацию о своей деятельности.
  • • к организационно-правовой форме фонда;
  • • пенсионным правилам фонда и к страховым правилам;
  • • лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, членам коллегиального исполнительного органа, главному бухгалтеру, а также к контролеру и сотрудникам службы внутреннего контроля фонда;
  • • организации внутреннего контроля фонда;
  • • величине денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда.

Постановление Правительства РФ от N 546

8. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.

2. Министерству труда и социального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти утвердить в месячный срок требования к специальной профессиональной подготовке руководителей негосударственных пенсионных фондов и организовать такую подготовку.

Управляющая компания ПИФ: лицензионные требования

Физическое лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти, не вправе прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) управляющей компании, получать право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал управляющей компании (п. 1 ст. 38.1 Закона об инвестиционных фондах).

Следует обратить внимание, что существует методика расчета собственных средств управляющей компании ( см. Указание Банка России от 19.07.2020 № 4075-У «О требованиях к собственным средствам управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и соискателей лицензии управляющей компании»), в соответствии с которой установлен перечень имущества, посредством которого осуществляется формирование собственных средств управляющей компании.

Лицензии НПФ

Банк России 28 июля 2020 года принял решение аннулировать лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию от 27.07.2004 № 192/2 Межрегионального Транспортного Негосударственного пенсионного фонда “Дорога”.

Вам следует обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ по месту жительства за предоставлением Вам информации, в том числе выписки с Вашего счета в ПФР, и хорошо, если у Вас остался экземпляр договора об обязательном пенсионном страховании, который Вы подписывали с данным НПФ.

Глава 3

3.3.14. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность негосударственного пенсионного фонда по состоянию на последний календарный день квартала и последний календарный день месяца, предшествующего дате подачи заявления о предоставлении лицензии.

3.7. Уполномоченное структурное подразделение одновременно с принятием решения о предоставлении лицензии регистрирует пенсионные правила и страховые правила (при их представлении в уполномоченное структурное подразделение в соответствии с подпунктом 3.3.16 пункта 3.3 настоящей Инструкции) негосударственного пенсионного фонда.

Порядок лицензирования НПФ

  • Федеральная налоговая служба России подтверждает, что соискатель зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц, поставлен на учет в налоговых органах, и что входящие в его штат должностные лица не подвергались наказанию в виде дисквалификации.
  • МВД России подтверждает отсутствие судимости за предумышленные преступления у должностных лиц фонда.
  • Федеральное казначейство подтверждает факт уплаты государственной пошлины.
  1. к организационно-правовой форме фонда;
    Лицензируемый НПФ должен быть акционерным обществом, выпускающим только простые акции. В случае создания общества «с нуля» все его акции должны быть полностью оплачены до момента подачи в Банк заявления о предоставлении лицензии.
    В уставе фонда четко оговаривается исключительный характер деятельности последнего, а также запрет на выдачу займов и проведение операций с векселями. Название фонда в обязательном порядке должно включать в себя словосочетание «негосударственный пенсионный фонд».
  2. к наличию и содержанию пенсионных правил фонда и страховых правил фонда (если НПФ намеревается заниматься обязательным пенсионным страхованием);
    Правила разрабатываются специалистами фонда и утверждаются Советом директоров. Их состав и содержание должны соответствовать требованиям законодательства и отражать специфику деятельности конкретного общества. Рекомендуется поручать их разработку опытным юристам, специализирующимся на предоставлении услуг в этой области.
  3. к высшим должностным лицам НПФ:
    Штат соискателя на момент подачи заявления должен быть укомплектован должностными лицами, квалификация и деловая репутация которых соответствуют требованиям законодательства.
  4. к организации внутреннего контроля в фонде;
    Деятельность НПФ должна соответствовать требованиям действующего законодательства. Контроль этого соответствия возлагается на органы внутреннего контроля фонда (единоличные или коллегиальные), подотчётные совету директоров. Контролеры действуют в соответствии с индивидуально разработанными правилами внутреннего контроля.
  5. к размеру уставного капитала и собственных средств фонда.
    На момент подачи заявления уставный капитал НПФ должен составлять не менее 120 миллионов рублей, а собственные средства фонда не могут быть менее 150 миллионов рублей. С 2020 года минимальная величина этих показателей будет увеличена до 150 миллионов рублей и 200 миллионов рублей соответственно.
    Методика расчета величины собственных средств НПО приведена в Указании Банка о порядке расчета собственных средств НПФ №3415-У от 7 октября 2014 года.

Федеральный закон — О негосударственных пенсионных фондах — № 75-ФЗ

4. Лицензионными условиями при предоставлении лицензии являются требования настоящего Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, предъявляемые:

  • в течение двух месяцев со дня получения Банком России документов, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи,
  • а если Банк России потребовал представления дополнительных документов, течение указанного срока приостанавливается до получения необходимых документов,
  • но не более чем на тридцать дней.

Для Осуществления Деятельности Негосударственным Пенсионным Фондом Требуется Получение Лицензии

несоответствие документов, представленных соискателем лицензии, требованиям Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.

к лицу (лицам), осуществляющему (намеренному осуществлять) функции единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда, членам совета директоров (наблюдательного совета) фонда, членам коллегиального исполнительного органа фонда (в случае его создания), главному бухгалтеру фонда, а также к контролеру или руководителю службы внутреннего контроля негосударственного пенсионного фонда;

Создание негосударственного пенсионного фонда, его государственная регистрация и лицензирование деятельности

Лицензирование деятельности фонда.В целях защиты прав и интересов вкладчиков и участников деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию государственным уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством РФ. Лицензии фонду выдаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим надзор и контроль над негосударственными пенсионными фондами.

Порядок определения нормативных размеров пенсионных и страхового резерва, формирования и использования страхового резерва.Нормативным размером резервов покрытия пенсионных обязательств является минимальный размер пенсионного резерва, достаточный для обеспечения покрытия пенсионных обязательств. Нормативный размер резерва покрытия пенсионных обязательств равен оплаченной стоимости пенсионных обязательств, определяемой как современная стоимость обязательств по действующим договорам о негосударственном пенсионном обеспечении, уменьшенная на современную стоимость будущих пенсионных взносов, поступление которых предусмотрено этими договорами.

Лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации утвердило Постановление от 5 декабря 2003 года №735 Положение о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее — Положение №735).

Внеплановая проверка проводится для подтверждения устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий, выявленных при проведении плановой проверки, устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, а также в случае получения лицензирующим органом информации о наличии таких нарушений. Проверка устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, должна начаться не позднее 10 дней с даты получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.

Лицензия по администрированию негосударственных пенсионных фондов

Согласно этим условиям, деятельность по администрированию негосударственных пенсионных фондов подлежит обязательному лицензированию. Администрированием негосударственных пенсионных фондов занимаются финансовые учреждения. Администратор негосударственных пенсионных фондов должен иметь не менее трех квалифицированных работников (кроме лиц, входящих в состав исполнительных и контролирующих органов), в том числе руководителя структурного подразделения, образованного для осуществления деятельности по администрированию негосударственных пенсионных фондов, а также дополнительно по два квалифицированных работники в каждому обособленному подразделении, осуществляет администрирование (в том числе руководителя обособленного подразделения, осуществляющего администрирование негосударственных пенсионных фондов). Квалифицированным работником является работник администратора негосударственных пенсионных фондов, отвечающий квалификационным требованиям, установленным нормативно-правовыми актами Нацкомфинуслуг.

Срок, прошедший с даты подписания (удостоверения) документов, представляемых финансовым учреждением, не должен превышать 30 календарных дней до даты подачи заявления (за исключением финансовой отчетности и отчетных данных соискателя лицензии)

Для Осуществления Деятельности Негосударственным Пенсионным Фондом Требуется Получение Лицензии

Для регистрации пенсионных правил фонда, кроме документов, представляемых для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию в порядке дополнительно представляются:

[1] Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 13 августа 2001г. — №33. — Ст.3431.

Преимущества и недостатки вложения пенсии в негосударственный пенсионный фонд

Стоит сказать, что опыт работы данных организаций очень успешен и имеет давнюю историю в странах Запада, Соединенных Штатов и Японии. Первые подобные организации появились в Англии еще в 18-м веке. За всю свою историю они накопили немалый опыт, и сейчас больше 80 % граждан этих стран доверяют обеспечение своего будущего именно негосударственным фондам.

Безусловно, когда речь идет о денежных средствах, вложенных в частные компании, всегда есть риск потерять их или получить в меньшем объеме, чем рассчитывалось. Поэтому некоторые наши граждане очень осторожно относятся к деятельности негосударственных фондов.

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

13. Лицензирующий орган обязан в 5-дневный срок после принятия решения о предоставлении, переоформлении, приостановлении и возобновлении действия или аннулировании лицензии уведомить (в письменной форме) о нем лицензиата, а также соответствующие органы налоговой службы и органы внутренних дел.

е) наличие у специалистов фонда соответствующей профессиональной подготовки, у руководителей фонда (руководителей его структурных подразделений) — высшего юридического или финансово-экономического образования (при наличии у них иного образования — специальной профессиональной подготовки).

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ И КОМПАНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ АКТИВАМИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ”

“. 1. Настоящее Положение определяет правила лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов на территории Российской Федерации.

14. В случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется филиалами и представительствами фонда (компании), одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения каждого филиала и представительства. Копии лицензии регистрируются Инспекцией.

О негосударственном пенсионном обеспечении Статья 27

5. Лицензия на осуществление деятельности по администрированию пенсионных фондов выдается юридическому лицу — единоличном основателю корпоративного пенсионного фонда, который принял решение о самостоятельном осуществлении администрирования этого фонда, при условии, что такое юридическое лицо имеет техническое обеспечение и информационные системы для ведения персонифицированного учета участников фонда и кадры соответствующего квалификационного уровня, соответствующие требованиям, установленным национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг.

привести размер собственного капитала в соответствие с обязательным размером, предусмотренным этой частью, в течение шести месяцев со дня возникновения такого несоответствия и предоставить соответствующие подтверждающие документы национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг.

Принципы деятельности негосударственных пенсионных фондов в сфере негосударственного пенсионного обеспечения

Отметим, что во всех трех видах деятельности фонда присутствует как частный, так и публичный интерес. Но в первом виде деятельности доминирует частный интерес граждан, а втором и третьем доминируют публичные интересы — интересы государства и общества. Отсюда можно , что закрепленный в законе принцип независимости каждого вида деятельности фонда является определенной гарантий реализации следующего принципа правового государства – принципа разделения частной и публичной сфер отношений[13].

Определенный конфликт между целью фонда и применяемыми им средствами не является чем-то новым для российского законодательства, Пример тому – потребительские кооперативы, в том числе кредитные кооперативы, а также общества взаимного страхования, государственные социальные внебюджетные фонды и пр. Они также как и фонды действуют полностью или частично на основании возмездных сделок. Однако, существующий в деятельности данных организаций конфликт между их целями и теми средствами, которыми данные цели достигаются, всегда требовал для своего успешного разрешения достаточно подробного регулирования отношений, связанных с правовым положением таких юридических лиц, в том числе с конкретными элементами их организационно-правовой формы. Следует отметить, что это необходимое правовое регулирование для фондов в настоящее время отсутствует, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении государством своей конституционной обязанности по гарантированию социального обеспечения.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов

После проводимой пенсионной реформы 2014—2020 гг., все НПФ зарегистрированные, как некоммерческие правовые организации, обязаны пройти реорганизацию, поменять наименование собственности в акционерные общества, вступить в систему гарантирования, получить лицензию на право заниматься страховой деятельностью на пенсионном рынке.

  • стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 15 % общей стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20 % стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в федеральные государственные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в акции и облигации предприятий и организаций, не должна превышать 70 % стоимости размещенных пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в банковские вклады и недвижимость, не должна превышать 80 % стоимости размещенных пенсионных резервов.

Для Осуществления Деятельности Негосударственным Пенсионным Фондом Требуется Получение Лицензии

Участник негосударственного пенсионного фонда приобретает право на получение негосударственной пенсии по достижении пенсионного возраста, который может быть меньше или больше определенного Законом на 10 лет. До достижения пенсионного возраста выплата пенсии из НПФ возможна при условии признания участника фонда инвалидом, медицински подтвержденного критического состояния здоровья, выезда участника фонда на постоянное местожительство за границу или смерти участника фонда.

Права и обязанности вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда определяются Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пенсионными правилами фонда и договором негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионным договором).

Читайте также: