Как учитывается стаж государственной службы для назначения страховой пенсии

Опубликовано: 12.05.2024

ГАРАНТ:

Положения настоящего Федерального закона в части установления доли страховой пенсии распространяются на государственных служащих субъектов РФ и муниципальных служащих, получающих в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления пенсию за выслугу лет, и применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2015 г.

Статья 19 . Доля страховой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим

1. Федеральные государственные гражданские служащие, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", имеющие не менее 15 лет страхового стажа, в который включаются периоды, указанные в части 2 настоящей статьи, по их заявлению (вместо перерасчета страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона) по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе досрочную), имеют право на получение доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, исходя из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности после назначения пенсии за выслугу лет. При установлении доли страховой пенсии по старости указанные индивидуальные пенсионные коэффициенты не могут быть использованы в целях перерасчета страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также в целях перерасчета размера доли страховой пенсии по старости, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.

2. В страховой стаж, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, в том числе периоды службы (работы), учтенные при исчислении стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и периоды работы и (или) иной деятельности, учтенные для установления страховой пенсии по старости, к которой была установлена пенсия за выслугу лет.

3. Размер доли страховой пенсии по старости определяется по формуле:


,

где СД - размер доли страховой пенсии по старости;

СДс - размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленный в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по состоянию на 31 декабря 2014 года;

СПКк - стоимость одного пенсионного коэффициента, предусмотренная частью 10 статьи 15 настоящего Федерального закона;

ИПКi - величина индивидуального пенсионного коэффициента, определенного по формуле, предусмотренной частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов, поступивших за период со дня назначения пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" до дня, с которого устанавливается доля страховой пенсии по старости;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается доля страховой пенсии по старости.

ГАРАНТ:

К доле страховой пенсии, установленной к пенсии за выслугу лет лицам, получающим страховую пенсию по инвалидности, с 1 января 2015 г. до дня установления им страховой пенсии по старости не применяются правила перерасчета, предусмотренные частью 4 статьи 19 настоящего Федерального закона для доли страховой пенсии по старости

4. Размер доли страховой пенсии по старости подлежит перерасчету на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в связи с увеличением суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера доли страховой пенсии по старости при ее назначении, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящей частью. Указанный перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года по формуле:


,

где СД - размер доли страховой пенсии по старости;

СДп - установленный размер доли страховой пенсии по старости по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующий перерасчет;

ИПКi - индивидуальный пенсионный коэффициент, учтенный по состоянию на 1 января года, в котором производится соответствующий перерасчет, определяемый по формуле, предусмотренной частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов, не учтенных при исчислении размера указанной доли страховой пенсии по старости при ее назначении, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящей частью;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет размера доли страховой пенсии по старости.

ГАРАНТ:

К доле страховой пенсии, установленной к пенсии за выслугу лет лицам, получающим страховую пенсию по инвалидности, с 1 января 2015 г. до дня установления им страховой пенсии по старости не применяются правила перерасчета, предусмотренные частью 5 статьи 19 настоящего Федерального закона для доли страховой пенсии по старости

5. Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете доли страховой пенсии по старости учитывается в размере:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ пункт 1 части 5 статьи 19 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

1) 3,0 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ в пункт 2 части 5 статьи 19 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

2) 1,875 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

6. К доле страховой пенсии по старости, предусмотренной настоящей статьей, применяются правила перерасчета (корректировки), а также порядок назначения (включая сроки назначения), выплаты и доставки, которые установлены настоящим Федеральным законом для страховой пенсии по старости, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 - 17 статьи 15 настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона

Статья 19. Доля страховой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим

1. Федеральные государственные гражданские служащие, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", имеющие не менее 15 лет страхового стажа, в который включаются периоды, указанные в части 2 настоящей статьи, по их заявлению (вместо перерасчета страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона) по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе досрочную), имеют право на получение доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, исходя из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности после назначения пенсии за выслугу лет. При установлении доли страховой пенсии по старости указанные индивидуальные пенсионные коэффициенты не могут быть использованы в целях перерасчета страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также в целях перерасчета размера доли страховой пенсии по старости, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.

2. В страховой стаж, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, в том числе периоды службы (работы), учтенные при исчислении стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и периоды работы и (или) иной деятельности, учтенные для установления страховой пенсии по старости, к которой была установлена пенсия за выслугу лет.

3. Размер доли страховой пенсии по старости определяется по формуле:

СД = (СДс / СПКк + ИПКi) x СПК,

где СД - размер доли страховой пенсии по старости;

СДс - размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленный в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по состоянию на 31 декабря 2014 года;

СПКк - стоимость одного пенсионного коэффициента, предусмотренная частью 10 статьи 15 настоящего Федерального закона;

ИПКi - величина индивидуального пенсионного коэффициента, определенного по формуле, предусмотренной частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов, поступивших за период со дня назначения пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" до дня, с которого устанавливается доля страховой пенсии по старости;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается доля страховой пенсии по старости.

4. Размер доли страховой пенсии по старости подлежит перерасчету на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в связи с увеличением суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера доли страховой пенсии по старости при ее назначении, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящей частью. Указанный перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года по формуле:

СД = СДп + ИПКi x СПК,

где СД - размер доли страховой пенсии по старости;

СДп - установленный размер доли страховой пенсии по старости по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующий перерасчет;

ИПКi - индивидуальный пенсионный коэффициент, учтенный по состоянию на 1 января года, в котором производится соответствующий перерасчет, определяемый по формуле, предусмотренной частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов, не учтенных при исчислении размера указанной доли страховой пенсии по старости при ее назначении, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящей частью;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет размера доли страховой пенсии по старости.

5. Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете доли страховой пенсии по старости учитывается в размере:

1) 3,0 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании;

2) 1,875 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

6. К доле страховой пенсии по старости, предусмотренной настоящей статьей, применяются правила перерасчета (корректировки), а также порядок назначения (включая сроки назначения), выплаты и доставки, которые установлены настоящим Федеральным законом для страховой пенсии по старости, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 - 17 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Понятие гражданской службы появилось в отечественном законодательстве в 2004 году с принятием соответствующего закона № 79-ФЗ. Сделано это было в целях того, чтобы разграничить этот вид службы от работы в силовых ведомствах и вооруженных силах РФ.

Отныне правильно именовать эту службу государственной гражданской (далее также ГГС). И стаж работы на таких должностях позволяет гражданам претендовать на определенные привилегии. О правилах расчета этого стажа и льготах, на которые могут претендовать лица, имея за плечами определенную продолжительность несения службы, поговорим ниже.

Бесплатно по России

Стаж государственной гражданской службы – что это

Законодатель не дает четкого определения данного термина, предполагая его очевидность. Так, под ним следует понимать тот период времени, в течение которого гражданин осуществлял работу в качестве государственного служащего (далее также ГС).

А вот сама государственная служба определяется ч. 1 ст. 3 упомянутого закона 79-ФЗ: это вид госслужбы, призванной обеспечить исполнение государственных полномочий различными органами федерального и регионального уровня.

Какие привилегии дает

Стаж ГГС влияет на возникновение права получения некоторых гарантий и льгот, предусмотренных законодательством в отношении данной категории работников.

В числе таких привилегий:

  • право на государственное пенсионное обеспечение (ежемесячные денежные выплаты за выслугу лет до наступления общего пенсионного возраста при наличии стажа ГГС в 20 лет с 2026 года или доплата к общей страховой пенсии);
  • получение надбавки в составе ежемесячного денежного содержания ГС за стаж работы;
  • предоставление дополнительного ежегодного отпуска, продолжительность которого напрямую зависит от периода ГГС.

Требования к стажу

В общем виде можно обозначить следующие виды деятельности, которые входят в стаж государственной гражданской службы (они приведены в ч. 1 ст. 54 закона 79-ФЗ):

  • замещение государственных должностей, к коим относятся выборные лица, к числу которых можно отнести, например президента или губернатора;
  • несение воинской службы по контракту;
  • работа на должностях федеральной государственной службы иных видов;
  • непосредственно несение гражданской службы в соответствии с контрактом;
  • замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы (их отличие также заключается в наличии трудового контракта или его отсутствии, как это бывает в том случае, если гражданин был избран на должность по результатам выборов).

Указанные перечень не является исчерпывающим, и федеральное законодательство может закреплять иные периоды деятельности, которые составляют ГГС. В частности в дополнение к указанным имеются отдельные утвержденные перечни для расчета длительности ГГС в целях назначения пенсионных выплат или льгот в процессе осуществления служебной (трудовой) деятельности.

В целях расчета права на назначение пенсии за выслугу лет был принят Указ Президента РФ от 20.09.2010 № 1141. Он содержит 20 различных категорий, некоторые из которых подразделяются на подпункты.

В частности, в их числе, помимо перечисленных:

  • периоды работы в прокуратуре или следственном комитете;
  • военная служба, работа в органах МВД, противопожарной службе, наркоконтроле, службе исполнения наказаний;
  • работа в таможне, налоговой полиции;
  • служба в межгосударственных органах (в частности, СНГ, Союзного государства России и Беларуси и т.п.);
  • профсоюзная работа и др.

Для предоставления права на дополнительный отпуск и различные доплаты в ходе несения ГГС применяется другой Указ Президента – от 19.11.2007 № 1532. Он насчитывает 21 пункт, большинство из которых совпадает с указанным выше перечнем.

Для назначения пенсии такие периоды работы также могут быть учтены, но засчитываются они соответствующим органом в случае подачи вместе с заявлением о назначении пенсии по выслуге заявления о таком зачете.

Исчисление стажа государственной службы

Итак, исходя из норм закона, периоды, прямо указанные в законе 79-ФЗ, а также указанные в соответствующих Указах президента, автоматически идут в расчет к государственной гражданской службе.

Хотя на практике требуется решение специально созданной комиссии по стажу. Также в некоторых случаях до 5 лет работы на должностях, не имеющих отношения к ГГС, могут быть засчитаны, но на усмотрение работодателя или специальной комиссии.

Рассмотрим такую ситуацию. Гражданин занимает должность государственной гражданской службы налогового инспектора на протяжении 5 лет. До этого он 2 года работал служащим в избирательной комиссии субъекта РФ, 3 года – специалистом по имуществу в администрации муниципального образования и 5 лет – главным бухгалтером государственного унитарного предприятия.

Время работы налоговым инспектором является ГГС в силу прямого указания соответствующего ФЗ, работа в ИК и местной администрации засчитываются в нее как с точки зрения закона, так и на основании обоих указанных указов.

Кроме того, поскольку работа в налоговой инспекции требует финансовой грамотности и бухгалтерские знания, гражданин вправе обратиться с заявлением о зачете стана работы бухгалтером в ГГС. Поскольку максимальный период ограничивается 5 годами, то все 5 лет могут быть засчитаны. В случае положительного решения стаж ГГС, таким образом, составит 15 лет.


Список документов, необходимых для подтверждения стажа

Законодательство не приводит исчерпывающего перечня документов, которые могут подтверждать ГГС, но содержит некоторые примеры.

В частности, таковыми документами могут служить:

  • трудовая книжка (по сути, основной документ);
  • трудовые и служебные контракты (договоры);
  • военный билет;
  • справки из военного комиссариата;
  • справочные документы из архивных организаций или от бывших работодателей и т.д.

Резюмируя, отметим, что продолжительность ГГС напрямую влияет на возникновение у служащих права на получение целого ряда гарантий и льгот. Для получения льготного пенсионного обеспечения, дополнительных трудовых гарантий, связанных с размером денежного содержания и продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска, необходимо иметь определенный стаж.

В зависимости от вида доп. гарантий подтверждение его продолжительности может осуществляться различными документами, включая трудовую книжку, трудовые контракты, решения соответствующих комиссий и органов и зачете периода работы в стаж ГГС и др.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме статьи:

Система пенсионных выплат в России весьма разнородна, так как в ней учитываются многообразные трудовые отношения. Формирование и начисление пенсий имеет свои особенности для некоторых категорий граждан, которые обладают правом на получение этих выплат от государства.

Более того, помимо общепринятых выплат, связанных с достижением соответствующего возраста и наличия определенного трудового стажа, существует большая группа льготных пенсионеров, имеющих особые права при расчете пенсионных выплат, а также на иной порядок ее формирования. Причиной этого являются различные обстоятельства, связанные с условиями труда, сферой деятельности и другими факторами, от которых зависит размер пенсионных начислений и порядок выплаты пенсии.

  • Законодательная база ↓
  • Что такое пенсия по выслуге лет ↓
  • Кому полагается ↓
  • Как рассчитать пенсию по выслуге лет ↓
  • Инструкция ↓
  • Порядок расчета доли страховой пенсии ↓
  • Как происходит на практике ↓

Мужчины

Законодательная база

Особенности условий начисления выплат рассматриваются на федеральном уровне действующими законодательными актами:

  1. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
  2. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Помимо прочего,проблемы формирования начислений госслужащим регулируются отдельным законодательным документом, а именно федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», затрагивающий в специальном разделе затрагиваются особенности и порядок выплат госслужащим.

Что такое пенсия по выслуге лет

Данная разновидность государственных пенсий положена гражданам, чьи условия труда и сфера деятельности в соответствии с законодательством предоставляют им право получения пенсии по выслуге лет. Это связано в первую очередь со сложными условиями труда, повышенной психофизической нагрузкой и другими негативными обстоятельствами.

Пенсия по выслуге лет начисляется:

  1. Государственным служащим.
  2. Сотрудникам МВД.
  3. Работникам прокуратуры.
  4. Военнослужащим.

Кому полагается

Существует целый ряд критериев, согласно которым начисляется и формируются пенсионные выплаты по выслуге лет:

  1. Достижение пенсионного возраста. Женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет.
  2. Стаж государственной службы федерального и муниципального уровней от 15 лет.
  3. Стаж на последнем месте работы на гражданской службе не менее 12 месяцев перед увольнением или выходом на пенсию.
  4. Причины увольнения:
    • По соглашению сторон.
    • По собственному желанию.
    • По независящим от воли сторон обстоятельствам.
    • В связи с изменением условий контракта.
    • По достижению максимального возраста госслужбы.
    • По сокращению штата или ликвидация госоргана.

Как рассчитать пенсию по выслуге лет

Подсчет положенных выплат происходит в соответствии со стажем трудовой деятельности. При минимальном стаже, который по закону составляет 15 лет, ее величина равняется 45% от заработной платы.

Максимально допустимый размер не должен превышать 75% от заработной платы, включая пенсию по старости или инвалидности. Дополнительный год стажа дает прибавку 3%, то есть сверх указанному минимальному стажу 15 лет.

Для того чтобы дополнительно получать долю страховой части пенсии, необходимо иметь также стаж работы в иных сферах после назначения и оформления пенсии по выслуге лет. При этом ее получение не лишает права на льготные выплаты к фиксированной части страховой пенсии: по возрасту, наличию иждивенцев и нетрудоспособных членов семьи.

Инструкция

При достижении соответствующего пенсионного возраста и наличия других критериев, необходимых для оформления пенсионных ежемесячных выплат по выслуге лет, для их назначения и получения подается заявление в отделение Пенсионного фонда по месту жительства. Кроме этого, заявление можно подать и в многофункциональный центр по предоставлению государственных услуг.

Подача заявления предусмотрена несколькими способами:

  1. Непосредственно заявителем лично.
  2. По доверенности законным представителем.
  3. Отправка заказным письмом по почте. В этом случае датой подачи заявления будет дата отправки, указанная на почтовом штемпеле. Во всех остальных – это дача приема заявления.

В другом порядке происходит назначение гражданским государственным служащим федерального уровня. В таком случае заявление направляется в отдел кадров территориального представительства федерального органа власти, где гражданин, претендующий на пенсионные выплаты, находился на федеральной должности перед своим увольнением. Заявление будет оформлено на имя представителя органа правления ПФР.

В случае, когда нет возможности обращения в государственный орган по причине его сокращения или реорганизации, обращение происходит в представительство государственного органа, которое в данный момент имеет полномочия ликвидированного органа либо в который тот был реорганизован.

Отдельным категориям государственных служащих, расчет пенсионных отчислений и их выплату производит не Пенсионный фонд, а государственный аппарат, которому подконтрольны их органы, то есть Министерство обороны и Министерство внутренних дел.

Помимо правильно составленного заявления, предоставляются дополнительные документы:

  1. Документ, подтверждающий личность — оригинал паспорта, а также его копии.
  2. Доверенность, подтверждающая полномочия законного представителя.
  3. Другие документы, которые подтверждают отдельные обстоятельства, влияющие на размер начислений при их расчете.

Порядок расчета доли страховой пенсии

Государственные служащие, как и другие пенсионеры, сохраняют также право и на получение положенных выплат страховой части трудовой пенсии по старости или инвалидности. Происходит это только при условии, что у заявителя имеется профессиональный стаж в других областях, помимо службы на федеральных или муниципальных должностях. При работе в иных сферах также происходят отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.

При таких обстоятельствах пенсионер может рассчитывать на получение доли страховой части, оформленной и получаемой гражданином вместе с начисленной пенсией по выслуге лет.

Вычисление этой доли совершается на основании и соответствии с действующим законодательным актом «О трудовых пенсиях». Ее величина будет равна отношению суммы расчетного пенсионного капитала (за время с момента назначения до обращения за пенсией по старости) к периоду ожидаемой выплаты в месяцах.

Документ

Затем вычисление происходит на основании федерального закона «О страховой пенсии». Ожидаемые выплаты высчитываются исходя из нескольких коэффициентов, которые в каждом случае индивидуальны, и известной доли страховой части накоплений. В случае если на этот момент гражданин продолжает трудиться, то происходит увеличение доли страховой пенсии за счет роста пенсионного капитала.

Как происходит на практике

Несмотря на наличие действующего законодательства, где подробно рассмотрен порядок и условия формирования и начисления пенсий госслужащим, на практике этот процесс сопряжен с определенными трудностями для пенсионеров и частым явлением стало разрешение споров по этому вопросу в судебном порядке.

Основные причины для обращения в суд:

  1. Решение вопроса о наличии у пенсионера прав на получение пенсии по выслуге лет.
  2. Внесение изменений в местное законодательство, влияющие на размер уже назначенной пенсии в сторону уменьшения.

Если в первом случае, это связано с проблемой подсчета стажа, необходимого для назначения пенсионных выплат, то во втором случае, причина спорной ситуации является возможность изменения муниципального законодательства в сфере пенсионного обеспечения, что влечет за собой изменение порядка, условий и размера начисляемых пенсий. В данном случае, интересы пенсионеров страдают в связи с тем, что пенсия по местному законодательству – это лишь дополнительная гарантия от государства, а не обязательство, как делают вывод судебные органы.

Департаментом пенсионного обеспечения Минтруда России рассмотрено обращение относительно продолжительности стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, поступившее из Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

В 2016 году было принято решение об оптимизации пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих Российской Федерации и муниципальных служащих и, в частности, о повышении возраста, дающего права на страховую пенсию по старости, и повышении стажевых критериев для права на специальный вид пенсионного обеспечения - пенсию за выслугу лет.

Как известно, право на пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу и иные виды государственной службы (за исключением гражданской), возникает при выслуге 20 лет.

Право на пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих до 2017 года возникало при наличии стажа государственной службы 15 лет, а право на пенсионное обеспечение гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих - при наличии стажа от 10 - до 15 лет, что порождало необоснованное различие в пенсионном обеспечение лиц, проходивших различные виды государственной службы и муниципальной службы.

Вместе с тем законодательство о системе государственной службы Российской Федерации, о государственной гражданской службе и муниципальной службе устанавливает, что взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов, а также гражданской и муниципальной службы обеспечивается, в т.ч. соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения.

Такая ситуация требовала урегулирования, в связи с чем было принято решение о повышении стажа государственной (муниципальной) службы для возникновения права на пенсию за выслугу лет до 20 лет.

Рассматривались различные способы повышения стажа - одномоментно, поэтапно - в год по году или в год по полгода (например, в 1999 году, стаж государственной службы для права на дополнительное пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих и государственных служащих отдельных субъектов, муниципальных служащих отдельных органов местного самоуправления был повышен одномоментно для женщин на 5 лет, для мужчин на 2,5 года).

И хотя параметры указанного стажа не корректировались с 1999 года целесообразным принято его повышение по полгода в год, что закреплено в статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и приложении 2 к нему.

В частности, продолжительность стажа государственной гражданской (муниципальной) службы для права на пенсию за выслугу лет определяется для соответствующего года приложением 2 к названному Федеральному закону.

Так, для возникновения права на пенсию за выслугу лет в 2020 году необходимая продолжительность стажа составляет 17 лет, в 2021 году - 17,5 лет, в 2022 - 18 лет, в 2023 - 18,5 лет и т.д. согласно приложению. При этом право на назначение пенсии за выслугу лет у лица возникает не по достижении пенсионного возраста, как полагаете Вы, а по совокупности всех установленных условий, в т.ч. увольнении с государственной гражданской (муниципальной) службы.

Исключение составляют лица, за которыми сохранено право на назначение указанной пенсии по нормам законодательства (муниципальных актов), действовавшего до 1 января 2017 г.

К таким лицам (из числа муниципальных служащих) относятся лица, указанные в части 3 статьи 7 Федерального закона от 23 мая 2016 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», а именно:

за лицами, приобретшими право на пенсию за выслугу лет и уволенными с муниципальной службы до 1 января 2017 года;

за лицами, замещавшими на 1 января 2017 года должности муниципальной службы и имевшими на этот день стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет;

за лицами, замещавшими на 1 января 2017 года должности муниципальной службы, имевшими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности).

Заместитель директора Департамента пенсионного обеспечения - начальник отдела Г.И.Сысойкина

(письмо № 21-4/10/ФС-866 от 01.06.2020 г.)

Читайте также: