Как рассчитать индексацию пенсии с 2010 года

Опубликовано: 18.05.2024

1 апреля 2012 года

1 февраля 2013 года

Накопительная часть трудовой пенсии (НЧП) не индексируется. Когда трудовая пенсия по старости (в т.ч. ее накопительная часть - как в обычном порядке, так и в виде срочной пенсионной выплаты) назначена, ее размер подлежит ежегодной, с 1 августа, корректировке на специальный, рассчитанный Пенсионным фондом или негосударственным пенсионным фондом (в зависимости от того, где формировалась и кто выплачивает НЧП) корректирующий коэффициент [3] , по результатам инвестирования средств выплатного резерва и (или) пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» [4] . Такая корректировка осуществляется автоматически, то есть для нее не требуется обращение застрахованного лица.

Перечисленные выше виды индексаций применяются уже тогда, когда пенсия назначена и человек ее получает. А если гражданин еще не вышел на пенсию или вышел, но продолжает при этом работать, у него накапливаются пенсионные права (пенсионный капитал ПК1 и ПК2 , а после 1 января 2010 года в пенсионный капитал еще включается и сумма валоризации СВ). Чтобы до наступления момента, когда он сможет получить их в виде страховой части пенсии (в момент назначения или перерасчета страховой части пенсии), они не обесценились в результате инфляционных процессов, Законом о трудовых пенсиях предусмотрена индексация расчетного пенсионного капитала (суммы ПК1 и ПК2, и после 01.01.2010 г. - СВ). Конкретная величина индексации определяется Правительством РФ, исходя из тех же критериев, что используются для индексации и дополнительного увеличения страховой части пенсии (индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, индекс роста доходов Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий).

Таким образом, пока гражданину не назначена страховая часть трудовой пенсии, индексируется его расчетный пенсионный капитал (в соответствии с пунктом 2 статьи 29.1 и пунктом 11 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях). С того момента, как гражданин становится получателем трудовой пенсии, его расчетный пенсионный капитал «преобразуется» в страховую часть его пенсии и с этого момента индексируется уже она (в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 17) , а не расчетный пенсионный капитал.

Таблица 7. Коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц

Дата, с которой
производится
индексация

Дата вступления в силу нормативного акта, устанавливающего размер коэффициента индексации

1 января 2011 года

1 января 2010 года

1 января 2009 года

1 апреля 2010 года

1 января 2008 года

1 апреля 2009 года

1 января 2007 года

1 апреля 2008 года

1 января 2006 года

1 апреля 2007 года

1 января 2005 года

1 апреля 2006 года

1 января 2004 года

1 августа 2005 года

1 января 2003 года

1 апреля 2004 года

1 января 2002 года

1 апреля 2003 года

Иногда возникает вопрос, должна ли производиться (и каким образом) индексация расчетного пенсионного капитала работающего пенсионера (состоящего из поступивших за него после назначения пенсии страховых взносов).

ü Заметим, что данный вопрос в настоящее время регламентирован пунктом 24 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях (до 01.01.2010 – п. 10 ст. 14).

Разберем данную ситуацию подробно на двух примерах.

Пример 1. Допустим, продолжающий трудовую деятельность пенсионер отказался от автоматического ежегодного перерасчета размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях . Т.е. на его пенсионном счете постепенно накапливается новый пенсионный капитал , состоящий из поступивших за него после выхода на пенсию, но не ранее 1 января 2002 года, страховых взносов (прежний пенсионный капитал (ПК1, ПК2, сумма валоризации СВ) к этому моменту уже учтен при назначении пенсии – преобразован в страховую составляющую страховой части трудовой пенсии этого гражданина). В этом случае индексации подлежит как страховая составляющая страховой части пенсии этого гражданина (на коэффициенты индексации и дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии), так и его еще не «преобразованный» в страховую часть страховой части пенсии расчетный пенсионный капитал (на коэффициенты индексации расчетного пенсионного капитала).

Индексация сумм уплаченных страховых взносов, принимаемых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для назначения трудовых пенсий, производится после включения их в расчетный пенсионный капитал [5] (отметим, что в приведенной по ссылке телетайпограмме речь идет о периоде 2002-2009 гг., когда учет уплаченных за работника страховых взносов был ежегодный; в 2010 году – учет полугодовой; с 2011 года – поквартальный. Более подробно о порядке и сроках учета поступающих за застрахованное лицо страховых взносов – см. в подразделе «Случаи изменения размера страховой составляющей страховой части пенсии (ССП) у работающих пенсионеров» в разделе «Изменение размера трудовой пенсии» ).

Пример 2. Гражданину была назначена трудовая пенсия 01.05.2003 года. Он продолжал работать и обратился за перерасчетом страховой части как работающий пенсионер (речь идет о периоде 01.01.2002 – 13.07.2009 (дата вступления в силу Федерального закона от 30.06.2009 № 142-ФЗ), когда перерасчет страховой части пенсии работающим пенсионерам производился только в заявительном порядке). Соответствующий перерасчет был произведен 01.07.2004 г.

Разберемся, как индексировался расчетный пенсионный капитал (ПК) в этом примере.

Итак, индексация ПК произошла еще до назначения гражданину трудовой пенсии. Смотрим данные в таблице 7. 1 апреля 2003 года был проиндексирован имевшийся у гражданина на 01.01.2002 пенсионный капитал (фактически он состоял только из ПК1). Затем с 01.05.2003 по 01.07.2004 производились индексации уже страховой части пенсии, одновременно на пенсионном счете гражданина формировался новый пенсионный капитал из продолжающих поступать за него страховых взносов.

1 апреля 2004 года вступило в силу постановление Правительства, предусматривающее индексацию расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, который имелся у них на 01.01.2003 г. Однако, если четко следовать букве закона (в п . 10 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях в ред. до 01.01.2010 пояснялось, что «в случае установления трудовой пенсии по старости…средства,…учтенные при назначении этой пенсии, не принимаются во внимание…при индексации расчетного пенсионного капитала» ) индексация пенсионного капитала, приобретенного с 01.01.02 по 01.01.03 не производится, так как он уже был учтен в страховой части пенсии, которая в этот период и индексировалась. Аналогично не будет индексироваться и пенсионный капитал, приобретенный впоследствии, так как на момент когда такая индексация может быть произведена, он уже будет учтен в страховой части пенсии при ее перерасчете (расчетный пенсионный капитал на 01.01.2004, который проиндексирован с 1 апреля 2005 года, уже учтен при перерасчете страховой части пенсии 01.07.2004 г.).

С ум м а же пенсионных накоплений ( ПН ), п ока пенсия еще не назначена , не индексируется, она лишь меняется (не обязательно увеличивается) в зависимости от результатов их инвестирования.

ПРИМЕР РАСЧЕТА ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ

Мужчина – 01.01.1967 г.р.

З/п – на уровне средней по стране

Начало работы – 01.01.1987 год

Дата выхода на пенсию – 01.01.2027 год

«Период дожития» для подсчета страховой части пенсии (Т) – 228 месяцев

Величина «периода дожития» (Т), применяемого для расчета накопительной части трудовой пенсии по старости, в примере принимается равной показателю Т, который используется для подсчета страховой части пенсии

Застрахованное лицо изначально относится к категории «молчунов», т.е. пенсионные накопления остаются в Пенсионном фонде РФ, в расширенном инвестиционном портфеле (управляет ими государственная управляющая компания)

Ежегодная индексация расчетного пенсионного капитала (ПК) с учетом темпов инфляции и роста средней заработной платы в стране

Доходность от инвестирования пенсионных накоплений (ПН) не ниже инфляции

Зарплата работника на протяжении трудовой деятельности находится в таких пределах, что до 1 января 2010 года на подлежащие уплате за работника страховые взносы в ПФР регресс не распространялся, а после 1 января 2010 года облагаемая страховыми взносами также находится в пределах максимальной суммы, облагаемой взносами, идущими на формирование пенсионных прав.

Кроме того, учитывая планируемые с 2014 года изменения в порядке реализации застрахованным лицом своего права на управление средствами пенсионных накоплений и возможности перераспределения взносов, идущих на страховую и на накопительную часть пенсии [6] , предположим, что работник выразил желание продолжать формировать свои пенсионные накопления в ПФР в расширенном инвестиционном портфеле и за него продолжают и в 2014 году перечисляться взносы в размере 10 % на страховую часть пенсии (ПК2) и 6 % на накопительную часть (ПН).

Конечный результат (размер пенсии) указан в масштабе цен 2013 года.

Условные обозначения: ИЛС – индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в Пенсионном фонде РФ, где отражаются данные о поступающих за работника взносах, из которых формируются его пенсионные права (страховая (ПК2) и накопительная часть пенсии).

Пенсия = СЧ+НЧ

1. СЧ – страховая часть трудовой пенсии.

СЧ = Б + ССП

Б – фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости, определенный на дату назначения пенсии.

Поскольку конечный результат расчета дан в масштабе цен 2013 года, в данном примере Б рассчитан исходя из величины фиксированного базового размера на 01.02.2013 – 3495 рублей (размер Б на 01.12.2009 - когда он последний раз на сегодняшний день был установлен в абсолютном размере - 2562 рубля умножаем на коэффициенты индексации и дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии за период с 01.12.2009 по 01.02.2013). Учитывая, что начиная с 1 января 2015 года фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости подлежит увеличению на 6 % за каждый полный год страхового стажа сверх норматива стажа (30 лет для мужчин), размер Б составит 5 592 рубля (3495 + 3495 * 6% * 10 лет).

ü Более подробно о вводимой с 1 января 2015 года зависимости размера Б от страхового стажа пенсионера - см. подраздел «Фиксированный базовый размер страховой части пенсии (Б)» раздела «Размер трудовой пенсии по старости».

ССП – страховая составляющая страховой части трудовой пенсии по старости.

ССП = ПК / Т = (сумма расчетного пенсионного капитала по состоянию на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости) / (период дожития Т на момент назначения страховой части пенсии по старости (228 мес.)).

ПК = (ПК1 (пенсионный капитал, приобретенный до 2002 г.)+СВ(сумма валоризации)+ПК2 (пенсионный капитал, приобретенный после 2002 г.)).

Окончательный размер ПК считается с учетом индексации расчетного пенсионного капитала в соответствии с п. 8 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.

Индексация расчетного пенсионного капитала на:

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

После нескольких публикаций в "Российской газете" о валоризации (или, проще говоря, одномоментном пересчете пенсионных прав - и пенсий - с 1 января 2010 года) к нам посыпались многочисленные телефонные звонки и письма. И даже организованная редакцией "горячая линия" не сняла все вопросы.

Звонят и пишут по одному поводу: как рассчитывается прибавка, которую получат пенсионеры с 1 января следующего года, и не завышены ли ее средние размеры, приведенные в газете. Наиболее четко сформулировал опасения пенсионеров наш читатель из Ставрополя Владислав Терентьевич Сороквашин. Вот его письмо (с небольшими сокращениями):

"Здравствуйте! "Российская газета" обрадовала пенсионеров - те, кому за 70 лет, с 1 января 2010 года будут получать на 1650-1700 (в среднем) больше.

Мне 73 года, подсчитал свою прибавку. Расчет элементарно прост. Моя пенсия на 01.01.2002 года (именно на эту дату оцениваются права пенсионеров) - 1903 руб., в том числе базовая часть - 560 руб., страховая часть - 1343 руб. Только страховая часть и участвует в дальнейших расчетах.

Мой "советский" стаж с 1960 по 1991 год, то есть 31 год. Методика "переоценки" пенсионных прав, заработанных в советские годы, объявлена официально, в том числе и в газете: 10 проц. каждому пенсионеру + 1 проц. за каждый год "советского" стажа конкретного лица. Для меня всего будет: 10+31 = 41 проц. Таким образом, прибавка к пенсии с 1.01.2010 года составит 1343 руб. x 0.41 = 550 руб.

Сообщаю для сведения и дальнейших выводов: я 17 лет отработал геологом на Чукотке, так что пенсия у меня северная, то есть далеко не самая маленькая. Если даже (для полноты картины) взять максимально возможный трудовой стаж 45 лет (у меня-то 31 год), то и тогда объявленные вашей газетой (со ссылкой на минздравсоцразвития) размеры прибавки никак не получаются.

Откуда же взялись эти средние размеры прибавок: 1650-1700 руб. для тех, кто старше 70 лет, 1300 - для 65-70-летних, до 950 - для тех, кто моложе 65 лет?!

Предлагаю честно (и немедленно) признать официально, что суммы прибавок были опубликованы в "РГ" ошибочно и преждевременно".

В.Т. Сороквашин

Мы направили письмо нашего читателя в минздравсоцразвития с просьбой еще раз разъяснить, каким образом будет проводиться пересчет пенсий. И получили официальный ответ.

Сергей Афанасьев, директор Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России:

- Прибавка к пенсии с 1 января 2010 года действительно рассчитывается исходя из увеличения денежной оценки пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, то есть расчетного пенсионного капитала. Сумма этого капитала увеличивается на 10 проц. + 1 проц. за каждый полный год "советского" стажа до 01.01.1991 года.

Чтобы получить размер прибавки к пенсии, сумму увеличения капитала необходимо поделить на ожидаемый период выплаты пенсии по старости, применявшийся при оценке пенсионных прав в момент назначения пенсии. Тем, например, кому пенсия назначалась в 2002 году (или пересчитывалась ранее назначенная пенсия), этот показатель применялся в размере 144 месяца.

Для упрощения расчетов увеличение пенсии лицам старшего поколения можно определить либо исходя из сегодняшнего размера выплачиваемой страховой части трудовой пенсии (при условии, что с 2002 года пенсионер не работал и не имел прибавки к пенсии за счет уплаты страховых взносов). Либо из размера страховой части, установленной на 01.01.2002 года, если вы его хорошо помните.

При этом нельзя забывать, что расчетный пенсионный капитал, определяемый по состоянию на 01.01.2002 года, и соответствующая ему страховая часть пенсии повышаются на все коэффициенты индексации и дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии, утвержденные правительством в период с 01.01.2002 года до даты перерасчета пенсии или ее назначения (в нашем случае до 01.01.2010 г.).

Таких коэффициентов утверждено на настоящий момент 15 (см. таблицу). Если все коэффициенты увеличения последовательно перемножить (1,175 х1,08 х1,075 х1,12 х1,092 х1,062 х1,063 х1,06 х1,048 х1,063 х1,09 х1,08 х1,126 х1,09 х1,065 = 3,421779), то увидим, что капитал и соответствующую страховую часть пенсии, рассчитанные по состоянию на 01.01.2002 года, необходимо увеличить более чем в 3,42 раза для получения их актуальных, действующих сегодня размеров.

Кроме того, с 1 августа 2009 года ожидается индексация страховой части трудовой пенсии не менее чем на 7,5 проц. (в 1,075 раза) с учетом роста цен в I полугодии 2009 года. Таким образом, накопленный с 01.01.2002 года коэффициент увеличения может составить к 01.01.2010 года свыше 3,678.

А теперь - для примера - посчитаем конкретно для читателя "Российской газеты" В.Т. Сороквашина по данным, приведенным в его письме.

Если страховая часть его "северной" трудовой пенсии по состоянию на 01.01.2002 года составляла 1343 руб., то сегодня ее размер с учетом индексации равен приблизительно 4595 руб. С 1 августа она будет проиндексирована и может составить 4940 руб. Если "советский" стаж - 31 полный год, то прибавка к пенсии у автора письма с 01.01.2010 года будет около 4940 руб. х (10%+31%) = 2025 руб.

Страховая часть обычной (не "северной") трудовой пенсии по старости не могла превышать по состоянию на 01.01.2002 года 1054 руб. (к 01.01.2010 года с учетом произведенной индексации - 3876 руб.). Как правило, лица старше 70 лет имеют 32 и более полных лет трудового стажа до 1991 года и максимально учитываемые стаж и заработок для оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 года в указанном выше размере. При таких условиях они могут рассчитывать на повышение 1600-1700 руб. с 01.01.2010 года. Средний размер прибавки по всем пенсионерам составит около 1100 руб., а для "молодых" пенсионеров, вышедших на пенсию после 2002 года, в том числе досрочно, средний размер прибавки будет скромнее - 300-700 руб. в зависимости от менее продолжительного "советского" стажа.

Разумеется, в законопроектах, подготовленных правительством и уже принятых Государственной Думой в первом чтении, все эти вопросы подробно урегулированы, а пересчет размеров пенсий будет производиться Пенсионным фондом в строгом соответствии с принятым законом и на основании материалов пенсионного дела.

В России законодательно утверждена ежегодная индексация страховых пенсий всех ее видов — по старости, инвалидности и потере кормильца. Процедура индексации заключается в увеличении на определенный процент стоимости фиксированной выплаты к пенсии (ФВ) и пенсионного коэффициента (СПК). Именно эти две величины применяются при расчете размера пенсионного обеспечения. Из-за повышения на определенный процент СПК и ФВ сумма страховой пенсии тоже увеличивается на тот же самый процент.

Законом установлено, что индексация должна осуществляться на процент не ниже инфляции предыдущего года. Однако фактически ежегодное повышение проходило несколько иначе (см. таблицу по годам).

Схема, в соответствии с которой увеличивали пенсионное обеспечение, начиная с 2015 года, выглядит следующим образом:

Таблица процентов индексации пенсий по годам с 2016 года

Инфографика: индексация пенсий по годам с 2015 по 2020

  • Из инфографики видно, что в 2016 году пенсии были значительно недоиндексированы. Однако впоследствии это компенсировали путем перечисления всем пенсионерам единовременной выплаты в 5000 рублей.
  • В дальнейшем индексацию проводили с темпами, опережающими инфляцию. Причем такой подход планируют применять как минимум до 2024 г.

Как индексируется пенсия

Повышение страховых пенсий осуществляется путем увеличения стоимости пенсионного балла (СПК) и фиксированной выплаты (ФВ). Эти два параметра используются в формуле расчета размера страховой пенсии (СП):

в которой ИПК — это индивидуальный пенсионный коэффициент пенсионера, а именно количество баллов, накопленных на его лицевом счете в ПФР. В результате увеличения ФВ и СПК на определенный процент страховая пенсия тоже увеличивается на этот же процент, то есть индексируется.

По закону, увеличение стоимости балла и фиксированной выплаты производится ежегодно в два этапа:

  • С 1 февраля эти параметры увеличиваются на процент, не ниже инфляции предыдущего года. Это закреплено в части 21 ст. 15 и части 6 ст. 16 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.
  • С 1 апреля может быть проведена дополнительная индексация, однако такое повышение не является обязательным. Решение о назначении прибавки пенсионерам принимается Правительством РФ в зависимости от доходов ПФР. Это предусмотрено частью 22 ст. 15 и частью 7 ст. 16 закона № 400-ФЗ.

Индексация пенсий с 2015 по 2020 г. (таблица)

Ежегодная индексация страховых пенсий в период с 2015 по 2020 г. осуществлялась в соответствии со следующей таблицей:

Дата Процент индексации Фиксированная выплата в рублях Стоимость 1 ИПК в рублях
с 01.01.2015 3935.00 64.10
с 01.02.2015 11.4% 4383.59 71.41
с 01.02.2016 4% 4558.93 74.27
с 01.02.2017 5.4% 4805.11 78.28
с 01.04.2017 0.38% 78.58
с 01.01.2018 3.7% 4982.90 81.49
с 01.01.2019 7.05% 5334.19 87.24
с 01.01.2020 6.6% 5686.25 93.00

При этом повышение с 1 февраля в соответствии с инфляцией предыдущего года прошло только один раз — в 2015 году. В дальнейшем порядок повышения значительно отличался.

  • Например, из-за сложной экономической ситуации в стране в 2016 году не удалось проиндексировать пенсии в соответствии с фактической инфляцией — на 12,9%. Пенсионное обеспечение проиндексировали только на 4%, то есть недоиндексация составила 8.9%.
  • Однако уже в 2017, 2018, 2019 и 2020 годах выплаты увеличили на процент, превышающий индекс роста потребительских цен. Причем такой порядок планируют применять и в последующие годы. К примеру, на 2021 г. уже запланировано повышение на 6.3%, хотя по прогнозам инфляция составит около 4%.

Также стоит отметить, что с 2016 г. перестали индексировать пенсии работающих пенсионеров. Причем этот мораторий вводился временная мера, однако его действие продолжается и в настоящее время.

Индексация пенсий в 2015 году

С 1 февраля 2015 года прошла индексация пенсий в соответствии с инфляцией предшествующего года. По данным Росстата, инфляция за 2014 год составила 11.4%. Поэтому Постановлениями Правительства № 39 и № 40 от 23.01.2015 г. была утверждена индексация пенсионного обеспечения на 11.4%. В результате стоимость одного балла увеличилась с 64.10 до 71.41, а величина ФВ выросла с 3935.00 до 4383.59 руб. Средний размер страхового пенсионного обеспечения в России увеличился на 1265 и составил 12464 руб.

Нужно отметить, что в 2016 г. еще не действовал мораторий на индексацию для работающих пенсионеров. Поэтому повышение на 11.4% коснулось всех получателей страховой пенсии — как неработающих, так и работающих пенсионеров.

Повышение пенсий в 2016 году

С 1 января 2016 года вступил в силу закон № 385-ФЗ от 29.12.2015 г., отменяющий ежегодную индексацию пенсий для работающих пенсионеров. На такие изменения Правительство пошло из-за ухудшения прогноза социально-экономического развития страны и высокой вероятности дефицита бюджета РФ. С этого времени работающие пенсионеры стали получать «замороженный» размер выплат.

При этом сложности в экономике страны отразились в 2016 г. и на пенсионном обеспечении неработающих пенсионеров.

  • С 1 февраля его проиндексировали не по фактической инфляции предыдущего года — 12.9%, а только на 4%. Таким образом, недоиндексация составила 8.9%.
  • С 01.02.2016 г. цена одного ИПК составила 74.27, а величина фиксированной выплаты — 4558.93 руб.

Индексация и единовременная выплата пенсионерам в 2017 году

Год начался с того, что всем пенсионерам выплатили компенсацию за неполную индексацию, прошедшую в 2016 г. Это были единовременные выплаты в размере 5000 рублей, которые выплатили с 1 января 2017 г. в соответствии с законом № 385-ФЗ от 22.11.2016 г. Разовую выплату в 5 тыс. руб. получили все пенсионеры, независимо от их статуса — и работающие, и неработающие. Причем 5 тысяч перечислили не только получателям страховых пенсий, а также тем, кто получает социальные, государственные и военные пенсии.

Индексация в 2017 г. коснулась только неработающих пенсионеров. Ее произвели в два этапа:

  • В феврале 2017 г. прошло традиционное повышение в соответствии с инфляцией предыдущего года — на 5.4%. С 01.02.2017 г. стоимость одного коэффициента увеличилась до 78.28 руб., а фиксированная выплата — до 4805.11.
  • В апреле 2017 г. произвели дополнительное повышение стоимости пенсионного коэффициента — на 0.38%. Его цена изменилась с 78.28 до 78.58 руб. При этом размера ФВ такое повышение не коснулось — ее величина осталась равной 4805.11 руб.

Индексация в 2018 году

Порядок проведения индексации страховых пенсий в 2018 году регулировался законом № 420-ФЗ от 28.12.2017 г. Согласно этому закону, пенсионное обеспечение проиндексировали на процент, превышающий инфляцию предыдущего года. Повышение составило 3.7% при фактической инфляции в 2.5%. При этом дата повышения была перенесена на 1 января 2018 г. вместо 1 февраля. С 01.01.2018 г. размер фиксированной выплаты составил 4982.90 руб., а один балл — 81.49. Изменения в очередной раз коснулись только неработающих пенсионеров.

Нужно отметить, что это было единственное повышение, произведенное для пенсионеров в 2018 г. Дополнительную прибавку в апреле и единовременные выплаты, как это было в 2017 г., не осуществляли.

Повышение пенсий в 2019 году

С 2019 года в России приступили к проведению пенсионной реформы. В рамках этой реформы не только увеличили пенсионный возраст на 5 лет для мужчин и женщин, но и изменили порядок ежегодной индексации:

  • Теперь с 2019 по 2024 г. включительно страховые пенсии будут увеличивать ежегодно в среднем на 1000 рублей.
  • Также в течение этого периода индексировать выплаты будут с 1 января, а не с 1 февраля.

Так индексация страховой пенсии с 1 января 2019 года составила 7.05% при инфляции предшествующего года в 4.3%. В результате стоимость балла выросла до 87.24 руб., а ФВ — до 5334.19. Относительно среднего размера пенсионной выплаты (это примерно 14.3 тыс.) прибавка от индексации действительно составила около 1 тыс. руб. При этом повышение по-прежнему произвели только для неработающих пенсионеров.

Нужно отметить, что в 2019 г. изменился порядок индексации пенсии для получателей социальной доплаты до прожиточного минимума.

  • Ранее такие пенсионеры не ощущали фактического увеличения своих выплат. В результате ежегодных индексаций сама их пенсия увеличивалась, и ровно на эту же сумму уменьшалась величина социальной доплаты до ПМП. В целом, сумма не изменялась.
  • Однако с 1 апреля 2019 г. вступил в силу закон № 49-ФЗ, в соответствии с которым пенсионное обеспечение стали индексировать «сверх прожиточного минимума». Это означает, что величина социальной доплаты теперь не уменьшается из-за проводимой индексации.

Повышение в 2020 году

С 1 января 2020 г. страховые пенсии проиндексировали на 6.6%. Это практически в два раза выше индекса роста потребительских цен за предыдущий год — ровно 3% по данным Росстата. С 01.01.2020 г. цена одного коэффициента увеличилась до 93.00 руб., а фиксированной выплаты — до 5686.25. Прибавку назначили только неработающим пенсионерам, а для работающих граждан продолжили выплачивать «замороженный» размер пенсионного обеспечения.

Индексация пенсий с 2021 года

С 1 января 2021 года индексация страховых пенсий составила 6,3% и снова коснулась только неработающих пенсионеров. Мораторий на повышение пенсий работающих пенсионеров пока продолжает действовать, хотя в Госдуме отмечают, что уже в 2021 г. могут вернуть индексацию для этой категории граждан в связи с положениями обновленной Конституции РФ. Однако законодательно такое изменение пока не утверждено.

Нужно отметить, что уже известен порядок ежегодной индексации до 2024 г. включительно. Он утвержден законом № 385-ФЗ от 03.10.2018 г.

Ежегодное повышение будет проходить с 1 января в соответствии с данными таблицы:

Коэффициенты индексации

ДАННЫЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА ПЕНСИИ

С 1 января 2015 года трудовая пенсия трансформируется в два вида пенсий (страховую и накопительную) и действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан, а также расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования - т.н. "новая пенсионная формула".

По новой пенсионной формуле размер страховой пенсии рассчитывается исходя из индивидуальных пенсионных коэффициентов, отражающих в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица. В свою очередь, индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы) рассчитываются с учетом суммы уплаченных страховых взносов, продолжительности страхового стажа и возраста выхода на пенсию.

Размер страховой пенсии по старости определяется как произведение индивидуального пенсионного коэффициента на его стоимость по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

С 2015 года индексация страховых пенсий осуществляется через индексацию стоимости пенсионного балла и фиксированной выплаты к страховой пенсии (аналога бывшего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости).

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон ), размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:

В соответствии с частью 6 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в 2015 году стоимость одного пенсионного коэффициента:

Структура трудовой пенсии по старости


Новое - 2015

Как сообщают представители пенсионного фонда, сегодня размер трудовой пенсии по старости зависит в первую очередь от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за сотрудника в систему обязательного пенсионного страхования. При этом длительность страхового (трудового) стажа практически не влияет на размер пенсии.

Уравнительный принцип расчета пенсий приводит к тому, что пенсионные выплаты гражданам, имеющим незначительный страховой (трудовой) стаж, осуществляются примерно в том же объеме, что и гражданам с продолжительным трудовым стажем.

Поэтому представители Пенсионного фонда предлагают для экономически активного населения, то есть для тех, кто планирует вести долгую и активную трудовую жизнь, повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.

Что изменится с 1.01.2015

1. Впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент», которым будет оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению официальной зарплаты человека, с которой в этом году уплачивались страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, и максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС. То есть чем выше зарплата, тем выше и годовой пенсионный коэффициент.

Если общий страховой стаж гражданина (периоды, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему) к дате назначения трудовой пенсии будет более 35 лет, то, по новым правилам, трудовая пенсия будет назначена в повышенном размере.

За каждый год трудового стажа от 30 до 40 лет для женщин и от 35 до 45 лет для мужчин дополнительно начисляется один пенсионный коэффициент. За стаж в 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин дополнительно начисляется 5 пенсионных коэффициентов.

2. В новых правилах расчета трудовой пенсии будут засчитываться в стаж такие значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии и отпуска по уходу за ребенком до трех лет. За эти так называемые «нестраховые периоды» присваиваются особые коэффициенты.

3. К 2025 году минимальный общий стаж для получения трудовой пенсии по старости достигнет 15 лет. Он будет ежегодно увеличиваться в течение 10 лет, начиная с 2015 года. Женщины, у которых пенсионный стаж будет меньше 15 лет, смогут обратиться в ПФР за социальной пенсией по достижении 60 лет, мужчины — 65 лет. Кроме этого, будет производиться социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

4. По новым правилам будет выгодно выходить на пенсию позже. С каждым годом страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если гражданин проработает после достижения пенсионного возраста три года без обращения за назначением трудовой пенсии, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия — на 24%. А если стаж сверх пенсионного возраста без обращения за назначением пенсии будет 8 лет, то фиксированный платеж будет увеличен на 73%, а страховая часть — на 90%.

Право на страховую пенсию
зависит от года назначения страховой пенсии

* С 2015 по 2020 год независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы начисленных страховых взносов.
В связи с этим максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента одинаково для любого варианта формирования пенсии.

* Мораторий на формирование накопительной пенсии продлен до окончания 2022 года.
(Федеральный закон от 16.12.2019 № 435-ФЗ)

Минимальный уровень пенсионного обеспечения с учетом предоставляемых мер социальной поддержки и установления социальной доплаты к пенсии у неработающих пенсионеров будет поддерживаться на уровне прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ.

Пенсия пенсионера с московской пропиской
(с доплатой из бюджета Москвы):

  • Пенсия в 2020 году – 19500 руб.
  • Пенсия в 2018 году – 17500 руб.
  • Пенсия в 2017 году – 14500 руб.
  • .
  • Пенсия в 2010 году – 10275 руб.
  • Пенсия в 2011 году – 11000 руб.
  • Пенсия в 2012 году – 12000 руб.

У кого есть «советский» стаж, тому надо знать, что сумма по состоянию на 1 января 2002 года, находящаяся на страховой части будет проиндексирована на 10% за первый год стажа. За каждый проработанный год до 1991 года будет добавляться по 1%. Таким образом, получается, что если вы, допустим, проработали до указанного года 10 лет, то прибавка к пенсии составит 20%.

Корректировка и индексация пенсий c 2015

С 01.01.2015г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которым:

    упразднено понятие «фиксированный базовый размер», вместо него введено понятие «фиксированная выплата к страховой пенсии», которая с 01.01.2015 является самостоятельным видом выплаты и индексируется в порядке, предусмотренном статьёй 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;

вместо понятия «страховая часть трудовой пенсии по старости», «трудовая пенсия» используется понятие «страховая пенсия». Термин «индексация трудовой пенсии» заменён на понятие «корректировка страховой пенсии», порядок которой регулируется частью 10 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Таким образом, начиная с 01.01.2015 года фиксированная выплата к страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению индексируются, а страховые пенсии — корректируются.

И корректировка, и индексация — это увеличение размера получаемой выплаты (пенсии или фиксированной выплаты к страховой пенсии), основанием для которого является необходимость компенсировать пенсионерам снижение покупательской способности пенсии в связи с происходящими в стране инфляционными процессами.

Индексация фиксированной выплаты

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Корректировка размера страховой пенсии

Размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:

  1. с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год. При этом индекс роста потребительских цен за прошедший год устанавливается Правительством Российской Федерации.
  2. с 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату. При этом стоимость одного пенсионного коэффициента на 1 апреля устанавливается в соответствии с формулой:

где
СПКi — стоимость одного пенсионного коэффициента соответствующего года;
ОбССi — объем поступлений от страховых взносов на выплату страховых пенсий;
ТрФБ — трансферты из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховых пенсий, учитываемые для расчета СПКi;
∑ ИПК — сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий, учитываемых для расчета СПКi.

Стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период. При этом ежегодное увеличение стоимости пенсионного коэффициента не может быть менее индекса роста потребительских цен за прошедший год.
Методика определения стоимости одного пенсионного коэффициента утверждается Правительством Российской Федерации.

В случае, если установленная в соответствии с пунктом 2 части 20 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» стоимость пенсионного коэффициента превысит размер стоимости пенсионного коэффициента, установленной в соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 15 указанного Федерального закона, с 1 апреля производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии на указанную разницу.

Индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению
(в том числе социальных пенсий)

Пенсии, предусмотренные Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» индексируются в следующем порядке:

  1. пенсии федеральных государственных гражданских служащих — при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих с учетом положений, предусмотренных статьями 14 и 21 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г., в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  2. пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей) — в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  3. социальные пенсии — ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации;
  4. пенсии военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и пенсии членов их семей, пенсии участников Великой Отечественной войны, пенсии граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и пенсии членов их семей, пенсии граждан из числа работников летно-испытательного состава — при индексации размера социальных пенсий;
  5. пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей — в случае повышения заработной платы, получаемой в соответствии с Положением о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации, исходя из размера повышенной заработной платы с даты, с которой произошло повышение указанной заработной платы. В случае, если повышение заработной платы в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) не производилось, пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей пересчитываются с 1 января следующего года в размере, равном суммарному размеру индексации (изменению) размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г., произведенной (произведенному) в прошедшем году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для справки:

Коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии,
расчетного пенсионного капитала, социальной пенсии
с 1 января 2010 года по 31 декабря 2014:

Коэффициенты индексации базовой, страховой части трудовой пенсии,
расчетного пенсионного капитала, социальной пенсии
с 1 января 2002 года по 31 декабря 2009 года

Коэффициенты индексации
размера страховой части трудовой пенсии по старости

  • с 01.04.2014 - 1,017
  • с 01.02.2014 - 1,065
  • с 01.04.2013 - 1,033
  • с 01.02.2013 - 1,066
  • с 01.04.2012 - 1,0341
  • с 01.02.2012 - 1,070
  • с 01.02.2011 - 1,088
  • с 01.04.2010 - 1,063
  • с 01.08.2009 - 1,075
  • с 01.04.2009 - 1,175
  • с 01.04.2008 - 1,075
  • с 01.02.2008 - 1,120

Читайте также: