Как начисляется пенсия адвокатам

Опубликовано: 17.05.2024

Я подготовил Вам расчет пенсии на примере жителя Крыма. Это потому, что пенсионный калькулятор, тот что на сайте ПФР - вещь совершенно бессмысленная. Он не дает возможности сделать расчет пенсии в настоящее время. Или хотя бы на обозримое будущее. Он для будущих поколений, потомков так сказать.


Расчет пенсии занимает 1,5 недели

Расчет пенсии занимает 1,5 недели

Время чтения: 20 минут

Если Вам необходима помощь в составлении расчета или проверке правильности начислений пенсии обращайтесь по телефонам или контактам на сайте. Работаем по всей России.

А что, если пенсионеру нужно рассчитать пенсию в 2021 году например? Калькулятор так не работает.

Получается, что выход один — считать ручками.

Кстати, перед подготовкой статьи я промониторил специалистов - экспертов. Оказалось, что дешевле 40 тысяч рублей (по состоянию на конец 2020 года) никто за работу не берется. Да и никто не обещает, что перепроверить расчет получиться.

Поэтому выход один — считать самостоятельно. Тем более, что ни один специалист не давал рекомендаций что сделать для увеличения размер пенсии. А вообще, по разговору похоже было, что никто расчеты раньше не делал в принципе.

Что потребуется для расчета

Считаем на примере. Мы же не теоретики. Дано — пенсионер (девушка 1962 года рождения. Вышла на пенсию в 2017 (можно брать любой год после 2002 . Общий страховой стаж — 33 года. Стаж до 1991 года — 11 лет. Стаж до 2002 года — 20 лет. Есть справка от работодателя за период с 1985 по 1990 с указанием размера зарплаты. Средняя зп по данным работодателя составила 199,20 рублей (советских). С умм а страховых взносов и иных поступлений в ПФ РФ за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года составила 604267,42. Эта сумма актуальная для крымчан и рассчитывается автоматически. ПФР любезно предоставил эти цифры. Пенсионер работающий, как и многие другие.

Паладины ордена пенсионного фонда говорят, что пенсию считаем следующ ей простой формулой . И действительно, страховая пенсия это всего лишь индивидуальный пенсионный коэффициент умноженный на его стоимость.

СПст = ИПК x СПК (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Причем стоимость пенсионного коэффициента это установленная величина. Найти его размер на просторах сети не сложно. Для примера, на 2021 год СПК составляет 98,86. На 2017 год его стоимость составляла 78,58.

Считаем индивидуальный пенсионный коэффициент

Правда, для расчета размера индивидуального пенсионного коэффициента, нужно использовать вторую формулу. Нужно к индивидуальному пенсионному коэффициенту до 2015 года ( ИПКс) прибавить индивидуальн ый пенсионный коэффициент ( ИПКн ) с 2015 и полученную сумму умножить на коэффициент повышения ИПК - КвСП .

ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП (ч. 9 ст. 15 ФЗ № 400)

Коэффициент повышения указан в приложении к ФЗ № 400 и составляет 1, если вы решили получить пенсию вовремя. То есть как только достигли пенсионного возраста. Если не обраща ться за пенсией год, то этот коэффициент увеличивается до 1,07. Если еще год то до 1,15 и так далее. Максимальный КвСП равен 2,32 и применяется в случае, если за пенсией не обращаться больше 10 лет. Если не обращаться за пенсией больше 20 лет КвСП все равно равен 2,32. Видимо таких случаев не предвидится.

Считаем ИПК до 2015 года

Вернемся к ИПК до 2015, он же ИПКс.

Этот показатель считается по третьей формуле. Размер страховой части трудовой пенсии (П) по старости делим 64 рубля 10 копе ек (стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года). Пока что формулу будем считать не полностью. Возьмем только П / СПКк. Оставшаяся часть формулы ( E Н П i / К / КН) обычно равна 0.

ИПКс = П / СПКк + E Н П i / К / КН (ч. 10 ст. 15 ФЗ № 400)

Считаем размер страховой части

Рассчитываем размер страховой части трудовой пенсии (П) . Сумму расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК) делим на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (Т) , применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

П= ПК/Т (п. 1 ст. 14 ФЗ № 173)

В стандартной формуле есть Б. То есть она выглядит как П= ПК/Т + Б. Но Б не прибавляем (не смотря на то что в основной формуле он есть), потому что в п. 10 ст. 15 ФЗ № 400 содержит указание на формулу без Б.

Считаем расчетный пенсионный капитал

Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК) считается путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК1) , исчисленного в соответствии со статьей 30 ФЗ № 173, суммы валоризации (СВ) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года (ПК2).

ПК=ПК1+СВ+ПК2 (ст. 29.1 ФЗ № 173)

Часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК1) считаем так. Из расчетного размер трудовой пенсии (РП) вычитаем 450 рублей и то что получилось умножаем на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т). Т равен 198 месяцев.

Первая часть пенсионного капитала

ПК1 = (РП - 450 рублей) x T x Пнс (ч. 1 ст. 30 ФЗ № 173)

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) рассчитывается двумя способами (право выбора которых принадлежит пенсионеру). Это очень важно, поскольку сильно влияет на размер пенсии.

В первом случае умножаем среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы (можно взять за любые 60 месяцев работы подряд) на стажевый коэффициент (СК) . Если общий трудовой стаж для женщины составляет 20 лет, то СК равен 0,55. За каждый год свыше 20 лет стажа СК увеличивается на 0,01. Максимальный СК равен 0,75. Проблема в том, что стаж считается по состоянию на 2002 год, а не на момент обращения за пенсией (п. 1 ст. 30 ФЗ № 400).

Первый способ расчета РП

РП = ЗР x СК (п. 4 ст. 30 ФЗ № 173)

Обратите внимание, что по этой формуле РП составляет всего 199,20 x 0,55 =

109,56 рублей. Если брать эту формулу в последующем ПК1 будет с отрицательным значением, что не позволит получить пенсию больше минималки. Эту формулу выгодно брать при зп после 90х годов, когда размер зп был под 1000 рублей и выше.

Второй способ расчета РП

Во втором случае делаем все то же самое и получившийся результат делим на среднемесячную зарплату по РФ за тот же период и потом умножаем на 1671 рубль 00 копеек.

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП (п. 3 ст. 30 ФЗ № 173)

На примере

РП = 0,55 x 199,20 / 199,20 x 1671,00 = 0,55 x 1 x 1671,00 = 919,05 (рублей)

Если пользуетесь второй формулой, то нужно учесть что для соотношения ЗР / ЗП составляет не более 1,2 и может быть увеличен только по региональным надбавкам.

Т — величина почти всегда стандартная, которая составляет 228

Пнс — пропорция неполного стажа. Неполный стаж — считаем периоды работы до 2002 года и если стаж меньше 20 лет для женщин, то делим стаж на 20 лет. (абз. 3 п. 1 ст. 30 ФЗ № 173).

ПК1 = ( 919,05 — 450,00) х 228 х 0,75 = 469,05 х 228 х 0,75 = 80 207,55

Валоризации и индексация и бонус

Теперь СВ (сумма валоризации). СВ это 10 процентов от ПК плюс 1 процент за каждый год трудового стажа до 1991 года. (п. 1 ст. 30.1 ФЗ № 173). Наш стаж до 1991 года составляет 11 лет. Поэтому СВ это 10 + 11 процентов умноженные на ПК.

СВ = 80 207,55 х 21% = 16843,59.

ПК1 и СВ подлежат индексации (п. 2 ст. 29.1 ФЗ № 173). Размер индексации нам предоставил пенсионный фонд. Он составляет 5,61481656.

Поэтому ПК1 = 80 207,55 х 5,61481656 = 450350,68

СВ = 16843,59 х 5,61481656 = 94573,66

ПК2 в нашем случае была сгенерирована автоматически (ее предоставил пенсионный фонд) и составила 604267,42

Теперь мы можем рассчитать ПК:

ПК = 450350,68 + 94573,66 + 604267,42 = 1149191,76

Теперь считаем П:

П = 1149191,76/228 = 5040,31

ИПКс = 5040,31/64,1 = 78,63

ИПКн в нашем случае — базовая величина, которую мы не проверяем. Составляет наш ИПКн 1,956

ИПК = 78,63 + 1,956 = 80,586

Спст = 80,586 х 78,58 = 6 332,45 (рублей).

Статья 16 ФЗ № 400 говорит о том, что к рассчитанной пенсии положена фиксированная выплата в размере 4 982 рубля 90 копеек (по состоянию на 2017 год). Эта сумма увеличивается иногда и для отдельных категорий пенсионеров (инвалидов и тех, у кого есть иждивенцы) выплачивается в повышенном размере.

Таким образом, пенсия, которая должна быть выплачена пенсионеру составляет 6 332,45 + 4 982,90 = 11 315,35 (рублей).

ПФР на момент обращения насчитал нашему подопытному всего 8742,04 рубля пенсионеру, поэтому расч ет имеет практическое значение.

К сожалению, расчет зависит от многих показателей и его составление в формате калькулятора, как например калькулятор УДО требует затрат.

Если Вам необходима помощь в составлении расчета или проверке правильности начислений пенсии обращайтесь по телефонам или контактам на сайте. Работаем по всей России.

В этой статье юрист Евгения Санарова отвечает на вопрос «Какая пенсия у адвоката в россии?»

1 Правоотношения по пенсионному обеспечению в системе отношений по социальному обеспечению адвокатов

2 Порядок уплаты адвокатами страховых взносов В ПФР

2.1 Общие положения

2.2 Обязанность адвокатов по регистрации в ПФР

2.3 Ответственность адвокатов за неисполнение обязанностей по регистрации в ПФР

2.4 Порядок исчисления страховых взносов адвокатским образованием с вознаграждений адвоката

2.5 Взаимоотношения с ПФР адвоката, осуществляющего свою деятельность через адвокатский кабинет

Российская Федерация, являясь социальным государством, гарантирует социальную защиту всем гражданам. Нормы права отрасли права социального обеспечения содержатся во многих нормативных актах, даже в таком законе как Федеральном законе от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[1] , ч. 4 ст. 3 которого гарантирует адвокатам социальную защиту, неотъемлемой частью которой является пенсионное обеспечение.

Сразу необходимо отметить, что правовая регламентация пенсионного обеспечения адвокатов в части назначения, начисления и выплаты пенсий ничем не отличается от других категорий граждан, а вот порядок уплаты страховых взносов имеет свои существенные особенности, которые по своей сути никак не влияют на качество пенсионного обеспечения, а только вносят путаницу и лишние бюрократические процедуры во взаимоотношениях адвокатов и отделений Пенсионного фонда РФ.

Ввиду изложенного данная работа, посвященная рассмотрению пенсионного обеспечения адвокатов будет построена следующими образом: сначала будет рассмотрено место пенсионного обеспечения адвокатов в системе их социального обеспечения, а затем будут рассмотрены вопросы правовой регламентации уплаты адвокатами страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Данная сфера правоотношений не являлась ни предметом научных исследований, ни научных дискуссий. Поэтому работа выполнена в идее анализа нормативных актов.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В числе способов реализации права на социальное обеспечение, которые поощряются государством, часть 3 указанной статьи называет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Подобная формулировка не случайна, поскольку основным гарантом достойного уровня социального обеспечения человека в Российской Федерации является государство, что вытекает из содержания статьи 7 Конституции РФ.

На это указывает и местоположение статьи 7 в главе 1 Конституции, закрепляющей основы конституционного строя. Таким образом, социальная функция современного российского государства представляет собой синтез двух направлений:

· государственной поддержки лиц, утративших в силу определенных обстоятельств средства к существованию;

· повышения социальной активности трудоспособных лиц посредством вовлечения их в механизм формирования фондов социального обеспечения.

Сообразно данным направлениям развиваются две основные формы социального обеспечения:

· социальное обеспечение за счет средств бюджетов различных уровней

· обязательное социальное страхование.

Обязательное социальное страхование относится к числу динамично развивающихся форм социального обеспечения, доказательством чему являются активная нормотворческая и правоприменительная деятельность в данной сфере, появление дополнительных форм страхования, например в виде добровольной уплаты взносов на обязательное социальное и пенсионное страхование, признание в качестве социального страхового риска не только риска утраты заработной платы, но и дохода, полученного от осуществления иных видов деятельности. Тем самым к числу застрахованных лиц относятся как работающие по трудовому договору, так и самостоятельно обеспечивающие себя работой, в частности лица, осуществляющие адвокатскую деятельность в установленных федеральным законом формах, к каковым и относятся адвокаты.

Часть 4 статьи 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[2] гласит: «Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации».

На адвокатов в полной мере распространяются положения ТК РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы труда, отдыха и социального обеспечения[3] .

Адвокаты участвуют в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию двояко. Во-первых, как страхователи по отношению к наемным работникам — помощникам, стажерам адвоката и иному персоналу адвокатского образования. Так, статья 20 ТК РФ, определяя виды работодателей — физическое лицо либо юридическое лицо, относит адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, к работодателям — физическим лицам. В этом случае на адвоката нормы трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении распространяются как на работодателя в полном объеме с целью обеспечения прав и законных интересов работающих у него по трудовому договору лиц.

Во-вторых, адвокаты могут одновременно выступать в качестве страхователей и застрахованных лиц. Статья 6 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»[4] содержит определение понятия «застрахованные лица», называя в их числе лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой. Статья 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[5] относит к страхователям по данному виду страхования лиц, производящих выплаты физическим лицам, и адвокатов. Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Адвокатская деятельность является одной из форм реализации человеком своей способности к труду. В сфере социального обеспечения осуществление трудовой деятельности, понимаемой в широком смысле, т.е. не только как работы по трудовому договору, в ряде случаев является обязательным условием предоставления определенного вида обеспечения либо гарантирует более высокий размер обеспечения по сравнению с обеспечением неработающих лиц.

Формулировка части 4 статьи 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» подчеркивает то обстоятельство, что некоторые виды социального обеспечения гарантируются адвокату именно в силу его статуса, а не как члену общества, т.е. имеют страховую природу. Анализируемая норма носит бланкетный характер, отсылая к Конституции РФ, а конституционная формулировка направляет к тексту федерального закона о конкретном виде социального обеспечения. Именно на уровне федерального закона урегулированы формы и порядок участия адвокатов в отношениях по обязательному социальному страхованию, а также указаны виды социального обеспечения, предоставляемого адвокату как застрахованному лицу.

Часть 3 статьи 1 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» определяет обязательное социальное страхование как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. В данной дефиниции акцент сделан на цели обязательного социального страхования — в первую очередь обеспечить защиту работающих граждан от разнообразных социальных рисков. Причем термин «работающий гражданин» с учетом систематического толкования нормы означает именно лицо, работающее по трудовому договору. Действительно, обязательное социальное страхование исторически возникает и длительное время существует именно как форма социальной защиты работников.

Далее в этой же статье законодатель устанавливает, что действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов и (или) установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогов, средства от уплаты которых поступают на финансирование конкретных видов обязательного социального страхования.

Иными словами, непременным условием возникновения правоотношений по обязательному социальному страхованию у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе адвокатов, является факт уплаты страховых взносов. На различие в правовом регулировании отношений по обязательному социальному страхованию работников и адвокатов указывает и нормативное определение оснований возникновения социально-страховых отношений: у работника они возникают с момента заключения трудового договора, а у адвоката — с момента уплаты страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).


Повышение страховых взносов, считают в Федеральной палате адвокатов, лишит российских граждан квалифицированной юридической помощи

Адвокаты протестуют против повышения страховых взносов в Пенсионный фонд. Президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Евгений Семеняко направил спикеру Госдумы Сергею Нарышкину письмо, в котором предупредил, что в случае увеличения страховых взносов две трети адвокатов буду вынуждены уйти из профессии, а люди останутся без защиты. ФПА обжалует этот закон в Конституционном суде РФ, как не соответствующий ст. 48 Конституции, которая гарантирует каждому гражданину получение юридической помощи.

— Если законопроект будет принят, то со следующего года страховой взнос для адвокатов вырастет более чем в два раза — срублей дорублей, а в 2015 году — дорублей, — объясняет Евгений Семеняко. — И это не окончательный расчет, поскольку размер взноса будет расти вместе с увеличением размера МРОТ, а также в результате индексации тарифа страховых взносов.

В ФПА считают, что такой подход представляет серьезную угрозу развитию адвокатуры, которая выполняет возложенную на нее государством публично-правовую функцию по защите прав, свобод и интересов граждан и обеспечивает их доступ к правосудию. Как следствие, может начаться отток квалифицированных кадров.

Между тем, по сведениям Судебного департамента при Верховном суде РФ, вся Россия поделена на 1647 районов, которые обслуживаются адвокатами, в 27 из них адвокатов нет вообще.

Критическая ситуация с оказанием юридической помощи сложилась в Республике Саха (Якутия), Красноярском и Хабаровском краях, Томской и Омской областях, на Чукотке и Сахалине. Чуть лучше, но тоже сложная — в Архангельской, Новгородской и Владимирской областях, в Карелии и Мордовии.

Заместитель руководителя адвокатской палаты Владимирской области Олег Денисов тоже считает, что повышать страховые взносы ни в коем случае нельзя, иначе из адвокатуры начнется отток профессионалов.

— Это всё слухи, что адвокаты зарабатывают баснословные деньги, — рассказывает Денисов. — На самом деле многие из коллег, особенно в отдаленных районах, получают минимум, выступая госзащитникам. Повышение страховых взносов в первую очередь скажется на них. Лучшие уйдут.

По закону в России предусмотрена и бесплатная юридическая помощь малоимущим людям, федеральный закон уже принят, сейчас аналогичные готовятся на уровне субъектов РФ.

Член экспертного совета комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов зампред РПСМ Игорь Ковальчук поясняет, что повышение страховых взносов коснется не только адвокатов, но и всех самозанятых граждан — от мелких предпринимателей до моряков, работающих на иностранных судах.

По словам Ковальчука, реальный срок дожития гораздо меньше расчетного. Последний составляет около 17 лет жизни на пенсии. Однако по статистике большинство мужчин до пенсии даже не доживают.

д. Для расчёта страховой пенсии им необходимо указать, сколько лет они планируют осуществлять трудовую деятельность, самостоятельно обеспечивая себя работой, а также годовой доход в текущих ценах. Пенсионный калькулятор был запущен в середине 2013 года. Его основная задача – разъяснение правил формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии по новым правилам, а также демонстрация того, как на размер страховой пенсии влияют такие показатели как размер зарплаты, продолжительность стажа, выбранный вариант пенсионного обеспечения, военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком и др.

Интересно, что в конце прошлого года председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев заявил, что лично звал многих адвокатов стать судьями, но они отказались. По его мнению, причина в том, что многие защитники слишком успешны и не горят желанием менять свои высокие гонорары на судейскую рутину. По заданию председателя Верховного суда была проанализирована работа квалификационных коллегий.

  • справка по установленной форме о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд (до 1 января 2002 года).

Сразу необходимо отметить, что правовая регламентация пенсионного обеспечения адвокатов в части назначения, начисления и выплаты пенсий ничем не отличается от других категорий граждан, а вот порядок уплаты страховых взносов имеет свои существенные особенности, которые по своей сути никак не влияют на качество пенсионного обеспечения, а только вносят путаницу и лишние бюрократические процедуры во взаимоотношениях адвокатов и отделений Пенсионного фонда РФ. Ввиду изложенного данная работа, посвященная рассмотрению пенсионного обеспечения адвокатов будет построена следующими образом: сначала будет рассмотрено место пенсионного обеспечения адвокатов в системе их социального обеспечения, а затем будут рассмотрены вопросы правовой регламентации уплаты адвокатами страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Для ряда профессий или категорий (например, сварщик 6-го разряда) не нужно доказывать полноту рабочего дня, так как определенная категория предполагает только полный рабочий день. Но чтобы доказать это инспектору ПФ, придется долго искать необходимые доказательства, инструкции, разъяснения. Часто убедить инспектора не представляется возможным, и полученный отказ в пенсии перетекает в суд.

Достаточно часто Пенсионный фонд при начислении и расчете пенсии не принимает во внимание некоторые годы работы, некорректно (с ошибками) оформленные работодателями документы, или предоставленными не по форме. Должности, указанные в трудовых книжках, могут не соответствовать их официальному наименованию в квалификационных справочниках. Либо в Пенсионном фонде может вообще отсутствовать информация о начисленной Вам заработной плате, и, хуже того, нет перечислений по уплаченным (или умышленно неуплаченным) налогам.

Автор: адвокат МОКА Морозова О.В.
март, 2020

Всем известно, что военный пенсионер – лицо, получающее пенсию по линии министерств обороны или внутренних дел, - имеет право на одновременное получение второй пенсии - страховой, выплачиваемой Пенсионным фондом РФ.

Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 прямо указал в статье 7, что военные пенсионеры при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

И если военный пенсионер решил заняться трудовой деятельностью – любой и в любой форме, то он лично либо его работодатель принуждается налоговым органом к уплате страховых взносов в бюджет ПФР.

Почему ПФР право военных пенсионеров на вторую пенсию превращает для них в обязанность по ее "зарабатыванию"? Почему сегодня военный пенсионер, 1967 г.р. и младше, обязан в течении 15 лет платить страховые взносы в ПФР, отчисляя 22% своего заработка, чтобы к 70 годам иметь право на получение второй пенсии в усеченном наполовину размере по сравнению с другими застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования?

Да, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами. Обязанность по их уплате лежит на страхователе, т.е организации-работодателе или на военном пенсионере лично, если он относится к частно практикующим лицам (ИП, адвокаты и пр.). Если есть страхователь, значит, он кого-то страхует - застрахованное лицо в обязательном пенсионном страховании. Но военный пенсионер уже имеет пожизненное обеспечение от государства и следовательно, не может потерять доход, риск утраты которого и страхуется в обязательном пенсионном страховании.

Так можно ли отказаться от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, если военный пенсионер не хочет получать вторую пенсию за "гражданский" трудовой стаж? Для ответа на данный вопрос достаточно ответить на еще один вопрос: а за кого страховые взносы уплачиваются в ПФР в обязательном порядке? - за застрахованное лицо. А кто является застрахованным - сам военный пенсионер, при чем от риска, которого у него нет.

Ответ лежит на поверхности – правоприменитель предпочитает применять только федеральный закон, касающийся непосредственно системы обязательного пенсионного страхования (далее по тесту – система ОПС). Речь идет о Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Даже разъяснения Конституционного суда не смущают, - принуждает работающих военных пенсионеров (в том числе индивидуальных предпринимателей, адвокатов, др.) быть застрахованными в системе ОПС, а значит нести обязанность по уплате страховых взносов в его бюджет.

Если говорить не юридическим языком, который из-за множества терминов и необходимых отсылок, многим покажется абракадаброй, то обязательное пенсионное страхование в отношении военных пенсионеров может иметь только добровольный характер. Еще проще – налоговые органы нарушают закон и игнорируют прямой запрет, наложенный Конституционным судом РФ, на такое применение положений закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, которое обязывало бы военных пенсионеров вступать в систему обязательного пенсионного страхования.

Вступление в систему ОПС военными пенсионерами осуществляется только добровольно. Соответственно, и выход из нее для военного пенсионера тоже добровольный – ПФР не имеет права принуждать военного пенсионера уплачивать ему пенсионные взносы.

При этом военный пенсионер должен четко знать и осознавать, что вступив в систему ОПС, он будет нести обязанности такие же как и остальные застрахованные лица, т.е. на равных условиях он будет в течении 15 лет (с учетом переходного периода) уплачивать страховые взносы, чтобы заработать 30 ИПК (баллов), но страховая пенсия у него будет урезанная, т.к. права на фиксированную выплату к страховой пенсии он не имеет.

Кроме того, то страховое обеспечение, которое ПФР будет выплачивать военному пенсионеру при выполнении последним всех необходимых условий, не может считаться эквивалентным ранее уплаченным суммам пенсионных взносов при существующей тарификации.

Тариф страховых взносов в бюджет ПФР состоит из солидарной и персональной частей. Солидарная (общая) часть идет на те выплаты, на которые военный пенсионер не может претендовать (его такого права лишили в силу закона). Ситуация в следующем, ты платишь солидарную часть как все, а гарантировано ничего не получаешь.

Кроме этого, ПФР будет выплачивать военному пенсионеру страховую пенсию не тогда, когда он достигнет общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – для женщин и 65 – для мужчин, с учетом переходного периода), а когда он выполнит условия, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях».

Строго говоря, вторая пенсия, на которую имеет право военный пенсионер не совсем страховая и совсем не пенсия. Эта выплата хоть и имеет такое наименование и должна выплачиваться при наступлении страхового случая, но страховой пенсией не является минимум по двум причинам: 1) на эту сумму прожить невозможно без получения военной пенсии, и речь идет именно об увеличении имеющейся, 2) это прибавка к имеющейся пенсии за выслугу лет, не связана с реализацией страхового риска. Система ОПС является способом "зарабатывания" прибавки к имеющейся военной пенсии.

Момент вступления в систему ОПС для военного пенсионера не связан со страховым риском, поскольку у него отсутствует вероятность потери заработка (у него уже есть пожизненная государственная пенсия).

Принудительно загонять человека в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС) без наличия у него страхового риска никто не имеет права. В противном случае это будет прямое нарушение законодательства о страховании, а также прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ.

По правде у военного пенсионера есть право отказаться от уплаты страховых взносов, но на сегодня реализовать это право невозможно из-за несогласия налоговых органов, поэтому никто не рискует ввязываться в судебные тяжбы с налоговой, которую всегда суд поддержит.

Но что интересно в данной ситуации беззаявительное участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании, также подразумевает и беззаявительный отказ от такого участия.
Но я все-таки написала заявление, и вот, что вышло.

Защита победила: права военных пенсионеров - адвокатов будут пересмотрены

Личный опыт отказа от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

С 2 июля 2014 года я вышла в отставку по болезни, в возрасте 45 лет, и получаю пенсию за выслугу лет, назначенную мне в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", то есть являюсь военным пенсионером.
11 апреля 2017 года, в возрасте 47 лет, мною получен статус адвоката.
19 мая 2017 года мною получена выписка о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, из которой следует, что по состоянию на апрель 2017 года на моем индивидуальном лицевом счете учтены пенсионные права в размере 3,73 ИПК и 2 года 7 месяцев страхового стажа.
С учетом риска дожития до 60 лет страховой случай обязательного пенсионного страхования для меня наступит через 13 лет от начала работы адвокатом. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере позволяет накапливать около 1 ИПК в год, а значит, на моем индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не будет величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, что является невыполнением требований частей 2 и 3 статьи 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, при наступлении страхового случая я получу отказ в назначении страховой пенсии по старости.
21 июня 2017 года я обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Московской области с просьбой не ставить меня на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку я получаю пенсию за выслугу лет и отказываюсь от участия в обязательном пенсионном страховании в связи с тем, что к 2024 году у меня будет только 11 лет страхового стажа, которого недостаточно для назначения страховой пенсии, и, следовательно, система обязательного пенсионного страхования мне не гарантирует предоставление соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая, а на иное социальное обеспечение по возрасту я не имею прав.
На мое заявление налоговый орган ответил письмом о том, что я как адвокат обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
18 сентября 2017 года мною подано административное исковое заявление в Люберецкий городской суд Московской области с требованием о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области от 10 июля 2017 г. № 12-26/29683@ в части признания административного истца плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку оно нарушает мои права, предусмотренные статьями 19, 35, 39, 55 Конституции РФ, так как (а) уплатив страховые взносы, я не буду получать никакого пенсионного обеспечения не только при наступлении страхового случая, но и в последующем; (б) по сравнению с иными застрахованными лицами для военных пенсионеров установлены значительно худшие условия для получения страхового пенсионного обеспечения.
19 декабря 2017 года Люберецким городским судом Московской области принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований (дело № 2а-7749/2017).
23 апреля 2018 года Московским областным судом отказано в удовлетворении моей апелляционной жалобы и решение Люберецкого городского суда Московской области от 19 декабря 2017 года оставлено без изменения.
31 октября 2018 года Московским областным судом отказано в передаче моей кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
10 апреля 2019 года судьей Верховного Суда Российской Федерации вынесено определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

19 июня 2019 года заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации отказано в жалобе об отмене определения об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

28 января 2020 года Конституционный суд РФ рассмотрел мою жалобу и вынес решение.
Я очень надеялась, что с новым решением КС в обязательном пенсионном страховании (ОПС) завершится эра безусловного отнесения законом работающих пенсионеров к застрахованным лицам, и для них участие в ОПС станет реально добровольным, а не принудительным как сейчас. Но я не смогла защитить свои права в рамках национальной судебной системы, что возможно повлечет для меня санкции в виде взыскания своевременно неуплаченных страховых взносов, несмотря на то, что я не нуждаюсь в увеличении размера получаемой пенсии, тем более принудительно.

То, что теперь возложение обязанности по уплате взносов на таких как я признанно не противоречащим Конституции, одновременно означает признание конституционным принудительного порядка пенсионного страхования работающих военных пенсионеров. Полагаю, такой результат судебного обжалования политическим и не основанным на праве.

При этом все обжалуемые мною погрешности закона КС признал неконституционными. Согласно постановления КС № 5-П от 28.01.20 я обязана принудительно страховаться и платить взносы в ПФР с целью увеличения размера получаемой пенсии в рамках ОПС, в котором не определены ни объем, ни условия формирования и реализации моих страховых пенсионных прав. Правомерность привлечения к ответственности за неисполнение такой обязанности, конечно, сомнительна. Сама я взносы в ПФР не платила и платить не буду, но пока за мною не числится задолженности, что не позволяет продолжить диспут с государственными органами в юридической плоскости.

ОПС - это механизм реализации социального страхования, который нельзя безусловно использовать для увеличения размера военной пенсии. Получатель социального обеспечения не является лицом, нуждающимся в защите государства, ведь в отношении него государство выполнило свою социальную миссию, и он как гражданин должен считаться социально защищенным.

Заставлять человека увеличивать свою пенсию само по себе лишено здравого смысла, поскольку назначаемые нам пенсии, по закону, считаются достаточными по размеру, который обеспечивает достойное проживание при утрате трудоспособности.

Возложение обязанности самостоятельно уплачивать взносы на ОПС в зависимости от ведения трудовой деятельности безотносительно пенсионного статуса, нарушает конвенционное право собственности военного пенсионера. Осталась одна надежда, что моя жалоба в ЕСПЧ (№ 42408/19), принятая в августе 2019 года, будет рассмотрена по существу и нарушения имущественных прав граждан РФ, получающих пенсии и продолжающих при этом трудиться, в части возложения на них обязанности по уплате обязательных страховых платежей на ОПС, будут признаны на международном уровне.

В общем, моя оценка отличается от оценки Российской газеты, опубликовавшей статью о новом решении КС о победе защиты.


Статья 7. Право выбора пенсии

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". // Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 03.04.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"

О юридической помощи и законах от адвоката МОКА

Вопрос: Об уплате страховых взносов адвокатами, являющимися пенсионерами

Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 28.10.2019 по вопросу уплаты страховых взносов адвокатами, являющимися пенсионерами, и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

При этом законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 и подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса адвокаты признаются плательщиками страховых взносов и уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Для указанных плательщиков при доходе до 300 000 рублей за 2019 год обязательный фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование составляет 29 354 рубля (26 545 рублей за расчетный период 2018 года), а на обязательное медицинское страхование — 6 884 рубля (5 840 рублей за расчетный период 2018 года).

При этом положениями главы 34 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов — адвокатов, являющихся пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 — 8 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ, а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», вступающей в силу с 01.01.2020).

Следует отметить, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в целях получения гражданином обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, а в случае, если гражданин — пенсионер, уплачиваемые страховые взносы влияют на перерасчет получаемой пенсии.

Учитывая вышеизложенное, своевременная и полная уплата страховых взносов является необходимым условием реализации в обязательном социальном страховании принципов устойчивости и автономности его финансовой системы, а также отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.

Вместе с тем пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса определено, что, если адвокат прекращает осуществлять профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором адвокат снят с учета в налоговых органах. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату снятия с учета в налоговых органах адвоката включительно.

В случае прекращения физическим лицом статуса адвоката уплата им страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия его с учета в налоговом органе в качестве адвоката (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса).

Исходя из положений пункта 5 статьи 84 и пункта 2 статьи 85 Налогового кодекса в случае прекращения статуса адвоката снятие его с учета осуществляется налоговым органом на основании сведений об адвокате, исключенном из реестра адвокатов субъекта Российской Федерации, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 10-го числа каждого месяца.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у физического лица — адвоката сохраняется до момента снятия его с учета в налоговом органе в качестве адвоката.

Одновременно сообщаем: позиция, изложенная в упомянутом в запросе письме Минфина России от 08.08.2017 N 03-15-05/50651, не изменилась.

В случае смерти пенсионера родственники имеют право на недополученную часть пенсии. Право наследников на получение пенсии, невыплаченной при жизни гражданина, закреплено в статье 1183 ГК РФ.

Содержание статьи:

Внимание: наш адвокат по оформлению наследства расскажет, как получить недополученную пенсию наследодателя: профессионально, четко и ясно. Звоните уже сейчас!

Кому достанется пенсия после смерти?

Законодатель установил специальное право следующих лиц на недополученную пенсию:

  • члены семьи, совместно проживавшие с пенсионером. К ним относятся – супруг/супруга, дети, родители, братья, сестры, внуки, бабушки, дедушки;
  • иждивенцы (независимо от совместного проживания). Речь идет о лицах, находившихся на обеспечении умершего в силу возраста, болезни, иной уважительной причины нетрудоспособности.

Указанные лица должны заявить требования о причитающейся им выплате в течение 4 месяцев с момента открытия наследства, в противном случае, недополученная пенсия будет включена в состав наследственной массы и распределена в общем порядке.

Как получить недополученную пенсию умершего?

kak-poluchit-nedopoluchennuyu-pensiyu

Невыплаченная часть пенсии не включается в состав наследственной массы при своевременном обращении в пенсионный фонд лиц, имеющих право на ее получение. Обращение представляет собой заявление в письменной форме, направленное в территориальный отдел ПФР по месту жительства пенсионера. Заявление может быть направлено дистанционно, через сайт Госуслуг или личный кабинет Пенсионного фонда РФ, но приехать в отдел, все же, придется для предъявления оригиналов документов.

Пенсия, начисленная гражданину и оставшаяся в связи с его смертью, перечисляется на банковский счет заявителя или выдается наличными денежными средствами. Способ получения денежных средств указывается в подаваемом заявлении.

Документы для получения недополученной умершим пенсии

К заявлению в ПФР, для начисления остатка пенсии, необходимо приложить:

  1. паспорт;
  2. свидетельство о рождении или браке для подтверждения родства;
  3. номера СНИЛС заявителя и умершего;
  4. свидетельство о смерти;
  5. документ, подтверждающий совместное проживание (при необходимости);
  6. документы, подтверждающие нахождение на иждивении (при необходимости);
  7. реквизиты банковского счета (для перечисления причитающихся денежных средств).

Указанный список не является исчерпывающим, следовательно, специалисты пенсионного фонда могут запросить дополнительные документы. Как делится наследство — читайте по ссылке.

Заявление о выплате недополученной пенсии

Заявление о выплате недополученной пенсии составляется в простой письменной форме и направляется в территориальный орган ПФР, который занимался начислением пенсии умершему гражданину.

В заявлении обязательно указывается следующая информация:

  • данные заявителя (фамилия с инициалами, номер СНИЛС, место регистрации и пребывания, паспортные данные);
  • основания для получения оставшейся части пенсии умершего (указание на родство и на совместное проживание или на нахождение на иждивении);
  • расчет оставшейся суммы;
  • способ получения денежных средств;
  • подтверждение достоверности указанных сведений (подтверждается подписью с расшифровкой, ставится дата заполнения).

ПОЛЕЗНО: читайте, какие наследственные дела ведет наш адвокат по наследству

Как рассчитать недополученную пенсию после смерти получателя?

Начисление пенсии прекращается в следующем после смерти гражданина месяце, поэтому, получатель может рассчитывать на денежные средства в размере месячной суммы пенсии умершего.

Расчет оставшейся части пенсии производит ПФР, в связи с чем, обращение в местное отделение с запросом оставшейся суммы будет наиболее удобным и точным способом узнать оставшуюся сумму. В запросе следует указать и документально подтвердить свое право на недополученную пенсию. В ответе ПФР должна быть указана точная сумма недополученной пенсии. В последствии данный ответ можно прилагать к заявлению на выплату недополученной пенсии.

Сроки выплаты недополученной пенсии умершего

Недополученная пенсия ПФР выплачивается заявителю в течение 5 рабочих дней с момента получения им соответствующего обращения от гражданина. Для перечисления денежных средств Пенсионным фондом России требуется также получение от организации, занимающейся доставкой пенсии, подтверждения того, что ранее пенсия действительно доставлена не была. Получение данного подтверждения на практике часто увеличивает фактический срок на выплату получателю.

В случае отсутствия обращений в государственный орган для перечисления недополученной пенсии, денежные средства, начисленные умершему, включаются в общую наследственную массу и будут переданы наследнику по истечению 6 месяцев с момента открытия наследства.

Помощь адвоката по наследству

При возникновении вопросов или сложностей с получением недополученной части пенсии после смерти пенсионера, иных вопросов — специалисты Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» готовы оказать правовую помощь в их разрешении.

Отзыв о работе нашего юриста по защите наследников


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

Читайте также: