Из чего формируется пенсионный фонд украины

Опубликовано: 18.05.2024

Пенсия (от лат. pensio, платёж) — регулярное (обычно — ежемесячное) денежное пособие, которое платят лицам, которые: достигли пенсионного возраста (пенсии по старости); имеют инвалидность; потеряли кормильца (пенсии по случаю потери кормильца)

I. Орган управления по вопросам администрирования поступлений в ПФ:


ПЕНСИОННЫЙ ФОНД УКРАИНЫ

Пенсионный фонд Украины — центральный орган исполнительной власти, который осуществляет управление социальной системой всеобщего обязательного государственного пенсионного страхования, проводит сбор, аккумуляцию и учёт страховых взносов; назначает пенсии и готовит документы по их выплате; обеспечивает своевременное и в полном объеме финансирование и выплату пенсий, социальных оплат, осуществляемых в соответствии с законодательством за счет Пенсионного Фонда Украины; осуществляет контроль целевого использования средств Пенсионного Фонда Украины.

Пенсионный фонд Украины в установленном законодательством порядке вносит на рассмотрение министра труда и социальной политики предложения по вопросам формирования государственной политики в сфере пенсионного обеспечения и социального страхования, обеспечивает ее реализацию.

Деятельность ПФ Украины направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра труда и социальной политики Украины.

II. Источники формирования средств Пенсионного фонда:

Источниками формирования средств Пенсионного фонда являются (Статья 72 Закона Украины "Об пенсионном страховании"):
1) страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, кроме части взносов, направляемой в Накопительный фонд;
2) инвестиционный доход, получаемый от инвестирования резерва средств для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущих периодах;
3) средства государственного бюджета и целевых фондов, перечисляемые в Пенсионный фонд в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
4) суммы от финансовых санкций, примененных в соответствии с настоящим Законом и другими законами к юридическим и физическим лицам за нарушение установленного порядка начисления, исчисления и уплаты страховых взносов и использования средств Пенсионного фонда, а также суммы административных взысканий, наложенных в соответствии с законом на должностных лиц и граждан за эти нарушения;
5) благотворительные взносы юридических и физических лиц;
6) добровольные взносы;
7) другие поступления в соответствии с законодательством.

Источники поступлений в ПФ фискальной направленности:

Единый социальный взнос

Cбор на обязательное государственное пенсионное страхование

III. Пенсионный возраст в Украине в 2014 году:

Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» в статье 26 устанавливает единый возраст — 60 лет, как для мужчин, так и для женщин, по достижении которого и наличии страхового стажа не менее 15 лет можно претендовать на получении пенсии по возрасту.

До достижения этого возраста имеют право на пенсию по возрасту женщины 1961 года рождения и старше:

Возраст для выхода на пенсию Дата рождения
55 лет до 30 сентября 1956 г.
55 лет и 6 месяцев с 1 октября 1956 г. по 31 марта 1957 г.
56 лет с 1 апреля 1957 г. по 30 сентября 1957 г.
56 лет и 6 месяцев с 1 октября 1957 г. по 31 марта 1958 г.
57 лет с 1 апреля 1958 г. по 30 сентября 1958 г.
57 лет и 6 месяцев с 1 октября 1958 г. по 31 март 1959 г.
58 лет с 1 апреля 1959 г. по 30 сентября 1959 г.
58 лет и 6 месяцев с 1 октября 1959 г. по 31 марта 1960 г.
59 лет с 1 апреля 1960 г. по 30 сентября 1960 г.
59 лет и 6 месяцев с 1 октября 1960 г. по 31 марта 1961 г.
60 лет с 1 апреля 1961 г. по 31 декабря 1961 г.

Если же женщина, родившаяся до 31 декабря 1961 года, все же решит выйти на пенсию позже, ей будет положена прибавка в размере 2,5% за каждые 6 месяцев более позднего выхода на пенсию, начиная с 55 и до 60 лет.

До 1 января 2015 года женщины, которым исполнилось 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 30 лет и при условии увольнения с работы, имеют право досрочного выхода на пенсию. В этом случае ее размер уменьшается на 0,5 % за каждый месяц досрочного выхода на пенсию.

Также до достижения возраста, предусмотренного ст. 26 Закона, назначается:

  • пенсия на льготных условиях в соответствии со ст. 13 ЗУ «О пенсионном обеспечении» (работникам, занятым на работах по Списку 1, Списку 2 и на других тяжелых работах);
  • пенсия больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), диспропорциональным карликам (мужчинам с 45 лет при наличии страхового стажа 20 лет, женщинам — с 40 лет и при наличии страхового стажа 15 лет);
  • пенсия женщинам, которые родили более 5 детей и воспитали их до 6-летнего возраста, а также матерям детей-инвалидов с детства по достижении 50 лет при стаже не менее 15 лет;
  • пенсия инвалидам по возрасту — слепым и инвалидам с детства 1 группы (мужчинам по достижении 50 лет при стаже 15 лет, женщинам по достижении 40 лет при стаже 10 лет);
  • пенсия по выслуге лет в соответствии со ст.ст. 52, 54, 55 ЗУ «О пенсионном обеспечении» и специальными законами.

IV. Основные законодательные акты:


  • Закон Украины "Об обязательном государственном пенсионном страховании"

  • Закон Украины "О пенсионном обеспечении"

  • Закон Украины "О государственной службе" (пенсия госслужащего, статья 49 Закона)

  • Закон Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование"

  • Закон Украины "О сборе и учете единого взноса на общегосударственное социальное страхование"

Создание эффективной пенсионной системы очень острое и актуальный вопрос для любого общества. Для Украины существующая система пенсионного обеспечения была и остается одним из самых серьезных факторов в напряженности в обществе ее необходимо реформировать, причем так, чтобы обеспечить пожилым людям достойную жизньтя.

Само понятие о пенсии возникло еще в. Древнем. Риме и в. Древней. Греции, где институт государства был тогда развитым. Свой правовой статус близок к современному пониманию пенсия нашла в законодательств е. Франции в 1790 году. Здесь впервые сформулированы принципы пенсионного обеспечения, которые не потеряли своей актуальности и сегодняі:

- на государстве лежит обязанность выплачивать пенсию, нация обязана платить жертвы, принесенные гражданами ради общественного блага;

- всякий, кто служил родине, защищал, просвещал или прославил ее, вправе требовать от нации признательности и претендовать на вознаграждение, соответствует характеру и продолжительности оказанных им услуг

Вообще впервые в мире проект. Закона об обязательном пенсионном страховании по возрасту был внесен. Томасом. Пейном в 1772 г в английском парламенте, но принят этот проект закона не был. Первые принятые и. Законы о пенсионном обеспечении были в. Германии, и основали впервые в истории систему компенсаций потери заработной платы вследствие износа рабочей силы в связи с достижением пенсионного возраста. Прежде и пенсионные фонды в. России были внедрены в 1888 году, а в 1894 году императором было утверждено"Положение о пенсионные кассы служащих и рабочих в частных кредитных учреждениях", в котором вы проложены основные принципы пенсионного обеспечения в империйння в імперії.

В Украине с 1 января 2004 года вступили в силу два закона, которые обеспечивают осуществление пенсионной реформы:. Закон Украины"Об общеобязательном государственном пенсионном страховании"и. Закон Украины"О не едержавне пенсионном обеспечении"Вместе эти законы охватывают регулирования пенсионного обеспечения на трех уровнячення на трьох рівнях.

1. Солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования. Размер пенсии по солидарной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования в первую очередь зависит от стажа и размера заработной платы застрахованного лица, которые берутся для расчет унку коэффициента страхового стажа и пенсии целом для застрахованного лица на размер заработной платы, которая учитывается для исчисления пенсии, влияющие на размер средней заработной платы работников занятых во всех сферах экономики за календарный год, предшествующий году выхода застрахованного лица на пенсию, а также показатели среднемесячной заработной платы работников, занятых в отраслях экономик и Украине за период, соответствующий периоду, указанному в заявлении застрахованного лицби.

2. Накопительная пенсионная система - это целевой внебюджетный фонд, который образуется. Пенсионным фондом. Активы указанного фонда используются для оплаты договоров страхования пожизненных пенсий или одноразовых пенсионных выплат. Наприкл порядок, после выхода работника на пенсию он сможет получать, кроме пенсионных выплат из солидарной системы, доплату из средств, которые накапливались на его персональном счете в внебюджетном фондеді.

3. Негосударственные пенсионные фонды - отдельные юридические лица, заключать контракты пенсионного страхования со своими клиентами-вкладчиками. Если такой контракт заключен, застрахован одновременно должен платить взносы не только к в солидарных и накопительных фондов, но и в негосударственные пенсионные фондев.

Негосударственные пенсионные фонды делятся на:

• открытые - для всех физических лиц;

• корпоративные - для физических лиц, которые находились или находятся в трудовых отношениях с работодателем (уплачивающий взносы в такой фонд);

Основными задачами. Пенсионного фонда Украины:

1. Обеспечение финансирования расходов на выплату пенсий в соответствии с законами страны

2. Сбор и аккумуляция взносов, предназначенных для пенсионного обеспечения и выплаты пособия

3. Расширенный воспроизведения средств. Пенсионного фонда Украины на основе принципов самофинансирования

4. Участие в финансировании программ социальной поддержки пенсионеров, инвалидов и других категорий населения и в страховании здоровья пенсионеров через страховые компании

5. Организация международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения

6. Контроль за своевременным поступлением страховых взносов в этот фонд

7. Контроль за правильным расходованием средств фонда

8. Участие в подготовке предложений в государственные программы социального развития

9. Участие в подготовке нормативных актов, направленных на совершенствование системы пенсионного обеспечения и порядке повышения размера пенсий

Бюджет. Пенсионного фонда утверждается. Кабинетом. Министров Украины. Временно свободные средства при отсутствии задолженности по выплате пенсий могут быть использованы фондом исключительно на приобретение государственных х ценных бумаг. Средства. Пенсионного фонда зачисляются на единый счет. Пенсионного фонда и хранятся на отдельных счетах территориальных органов. Пенсионного фонда в уполномоченном банкеку.

. Величина ресурсов пенсионного обеспечения определяется следующими причинами:

1. Демографическими:

- средняя продолжительность жизни и ее динамика;

- количество лиц пенсионного возраста;

- численность трудоспособного населения

2 экономически:

- экономическое состояние страны в целом;

- соотношение уровней заработной платы и пенсий;

- надбавки за стаж, условия работы и т.д.;

- наличие и доля лиц, имеющих право на льготы при определении уровня пенсионного обеспечения

. Пенсионный фонд Украины формируется из следующих источников:

1. Обязательные взносы на пенсионное страхование предприятий и граждан

2. Инвестиционный доход, получаемый от инвестирования резерва средств для покрытия дефицита бюджета. Пенсионного фонда в будущих периодах

3. Средства государственного бюджета и целевых фондов, перечисляемых в. Пенсионный фонд

4. Суммы от финансовых санкций за нарушение установленного порядка начисления, исчисления и уплаты страховых взносов и использования средств. Пенсионного фонда, а также суммы административных взысканий

5. Благотворительные взносы предприятий, организаций, учреждений, населения

6. Другие поступления

Наибольшую часть в бюджете. Пенсионного фонда Украины занимают платежи на государственное пенсионное страхование (таблица 101)

. Средства. Пенсионного фонда Украины используются на:

1. Выплата пенсий:

2. Предоставление социальных услуг в соответствии с действующим законодательством

3 финансирования административных выплат, связанных с выполнением функций, возложенных на органы. Пенсионного фонда

4. Оплата услуг по выплате и доставке пенсий

5. Формирование резерва средств. Пенсионного фонда

6. Реализацию государственных, региональных и областных программ социальной поддержки пенсионеров, инвалидов, детей и других категорий граждан, нуждающихся в помощи

Итак, несмотря на коренную реформу, проведенную в сфере пенсионного страхования, остается множество проблем, требующих немедленного решения. Пенсионная система начала терять присущую ей функцию пе енсийного страхования, превращаясь постепенно в систему обеспечения. Философией новой пенсионной системы был переход от пенсионного обеспечения к системе пенсионного страхования, базирующаяся на за лежности размера пенсии от заработка и осуществленных взносов в систему пенсионного страхования. Но увы, при определении размера пенсии предпочтение отдается страховому стажу, зато размер заработка и уплаченных взносов перестал играть ключевую роль есть вместо укрепления связи между взносами, уплаченными участниками системы, и получаемыми пенсиями произошло ослабление этой связи, сви дчить об отходе от задекларированных пенсионной реформой принципеипів.

Виды обязательных страховых взносов на государственное пенсионное страхование


Пенсионная система требует решения следующих основных задач: 1. Сегодня пенсионное обеспечение регламентирует более 28 нормативно-правовых и законодательных актов, а именно:. Закон Украины"О общеобязательные общеобязательном государственном пенсионном страховании",. Закон Украины"О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц",. Закон Украины"О государственной службе", закон Украины"О статусе народного депутата","О научной и научно-технической деятельности"и т.д.. Средний размер пенсионного обеспечения для граждан, имеющих право на получение пенсий по специальным законом, превышает средний размер пенсий в 4-5 раз. Все это дает основание утверждать, что пенсионная политика Украины не признает равенства граждан и правопорядку. П отрибно привести в соответствие целый ряд законодательных актов по вопросам пенсионного обеспечения и сократить количество лиц, которые гарантированно получают повышенную пенсиикість осіб, які гарантовано отримують підвищену пенсію.

23 учитывая старение нации и необходимости содержания пенсий на должном уровне нужно постепенно повышать пенсионный возраст. В пользу такого предложения свидетельствует опыт многих стран. Центральной и. Восточно й. Европы (таблица 102.2).

Пенсионный возраст в некоторых странах. Центральной и. Восточной. Европи_


3. Активизация развития негосударственного пенсионного обеспечения и приближения средней пенсии до уровня средней заработной платы и ее прямой зависимости от уровня заработной платы

Реформа пенсионной системы: что готовят украинцам

В Украине в очередной раз заговорили о пенсионной реформе. Власти планируют наконец запустить второе, накопительное звено пенсионной системы, чтобы работники не только "скидывались" на выплаты нынешним пенсионерам, но и откладывали деньги себе, пишет Александра Панасицкая, Анастасия Иванцова, Евгений Синчук, Экономическая правда.

В начале апреля премьер-министр Денис Шмыгаль пообещал ввести такую систему до конца 2021 года. Хотя еще в мае 2020 он уверял украинский о реалистичности запуска накопительного звена с 1 января 2021 года.

Что происходит с пенсионной системой

Все работники и работодатели платят взносы в Пенсионный фонд, и эти средства идут на нужды нынешних пенсионеров. Пенсии нынешним работникам будут обесечивать следующие поколения украинцев. Так работает солидарная пенсионная система. Она дает сбой, когда нация стареет, то есть когда доля пенсионеров растет, а трудоспособных - нет.

По данным Пенсионного фонда, в Украине проживает около 11,3 млн пенсионеров, а занятого населения - 16 млн, более 20% из которых работают неофициально, то есть за них не уплачиваются взносы в Пенсионный фонд. Получается, что одиннадцать официально трудоустроенных обеспечивают десять пенсионеров.

Однако не хватает и этого: ежегодно более трети поступлений ПФ составляют доплаты из госбюджета, в 2021 году - более 38 млрд грн. Хотя часть денег из этой суммы - это выплаты госслужащим, другая часть - чистый дефицит средств.

Зачем пенсионной системе накопительная звено

Волшебной таблетки, чтобы сделать систему устойчивой, а пенсионеров - обеспеченными, нет. Однако понятно, что только солидарное звено не может долго обеспечивать выплату пенсий. Сейчас почти 40% пенсионеров получают 2-3 тыс грн. Еще 16% живут на менее чем 2 тыс грн, а 19% получают от государства 3-4 тыс грн.

По прогнозу ООН, население Украины к 2050 году сократится почти на 20%, в частности, из-за меньшей рождаемость и миграцию молодежи. Число пенсионеров будет увеличиваться, а молодежи, которая зарабатывает им на пенсии, становиться меньше. Чтобы пенсии хотя бы не уменьшались, придется увеличивать налоговую нагрузку.

Итак, логичными выглядят поиски новых способов накопления на старость. Обязательное накопление под контролем государства - один из них.

65098c8-1.jpg

Источник: Пенсионный фонд

Что предлагается

Единой мысли, как вводить второй пенсионный уровень, нет. Правительство предлагает экономить 2% от нынешнего ЕСВ и 2% - от налога на доходы физических лиц. Сейчас работодатель платит минимум 1430 грн (22% ЕСВ на минимальную заработную плату), а с работника высчитывают 18% НДФЛ.

Другой вариант внесли на рассмотрение парламента четыре депутата из "Слуги народа".

Они предлагают, чтобы на накопление шло не менее 3% от текущей заработной платы: 2% платить работодатель и 1% - работник, который может платить и больше. Этот законопроект уже включили в повестку дня парламента. Сейчас он проходит обсуждение в профильных комитетах.

В конце концов, и обязательные, и добровольные накопления ограничены постоянством экономики, доверием к государственным институтам и развитием рынка ценных бумаг в Украине.

Какие есть риски

Дело не только в том, как собирать сбережения. Не менее важный вопрос - куда инвестировать средства, чтобы их хотя бы не "съела" инфляция.

Поскольку фондовый рынок в Украине отсутствует, выбор инструментов невелик: вкладывать средства можно будет в ОВГЗ и некоторые корпоративные облигации.

В инвесткомпании ICU неразвитость фондового рынка считают скорее плюсом. Благодаря этому на рынке почти отсутствуют высокорисковые инструменты, инвестиции в которые могут привести к потере части накопленных средств будущих пенсионеров.

Принятие закона "О фондовом рынке" поможет сектору. Это будет способствовать развитию государственных и негосударственных накопительных пенсионных фондов, а больший объем сбережений создавать спрос на новые финансовые инструменты.

Долгосрочные пенсионные сбережения - это стабильный источник инвестиций в проекты с длительным сроком окупаемости. Чтобы этот механизм работал, люди должны ему доверять, а для этого нужны эффективные институты защиты прав собственности.

Почему второе звено сложно ввести

Во-первых, любая пенсионная реформа не приносит политических дивидендов. Как отмечают в "реанимационном пакете реформ", смена пенсионных систем - это вызов для правительств, ведь реформа касается большой части политически активных людей.

Большинство правительств мира, которые внедряли пенсионные реформы, на следующих выборах теряли поддержку электората. Исключением была лишь Великобритания, где кабинет "железной леди" Маргарет Тэтчер после изменений в пенсионной системе смог переизбраться.

Во-вторых, введение накопительного уровня может угрожать макрофинансовой стабильности. Если часть средств "перевести" с солидарной системы на накопительные счета, дефицит ПФ придется чем-то перекрывать.

Если это сделать за счет государственного бюджета, то есть других налогов, останется меньше денег на финансирование других расходов. Если же путем заимствований - вырастет госдолг и соответственно увеличатся расходы на его обслуживание.

Солидарная или накопительная

Говоря об успехе накопительной пенсионной системы, обычно вспоминают знаменитую Чилийскую систему, введенную в 1981 году. Страна сделала ставку на обязательные накопительные взносы (10% от зарплаты), которыми управляли частные пенсионные фонды. Впоследствии эту модель ввели более 30 других стран мира.

Однако оказалось, что в пенсионной системе участвовали лишь около 20% населения - те, кто работал официально. Большая часть работников не делала пенсионных взносов, а те, кто их делал, получали значительно ниже пенсии, чем надеялись. В частности - из-за высокой инфляции в течение 1980-1990-х годов.

Итак, в 2008 году в Чили ввели солидарную составляющую пенсионной системы, чтобы обеспечить тех, кто не участвовал в накопительных фондах. Более того, сейчас из-за коронакризиса чилийские депутаты разрешили гражданам снимать до 10% своих накоплений из пенсионных фондов. Это может угрожать стабильности этих фондов.

Как трудовым мигрантам получать пенсию в Украине и за рубежом

На другом конце спектра - Грузия, которая в 2004 году ликвидировала пенсионный фонд и выплачивала пенсии напрямую из бюджета. При этом пенсии были одинаковые для всех, кто достиг пенсионного возраста (60 лет для женщин и 65 лет для мужчин).

Такую модель общество восприняло как несправедливую, ведь пенсия не зависела от зарплаты или трудового стажа. После длительных дискуссий в 2019 году в Грузии в дополнение к солидарной системы ввели обязательную накопительную составляющую.

Пенсионное обеспечение - пожалуй, одна из самых сложных тем экономической политики. Здесь нужно делать прогнозы на десятки лет вперед. Здесь нет устоявшегося алгоритма, поскольку успех пенсионной системы состоит из многих факторов.

В 2019 году консалтинговая компания Mercer и CFA Institute оценила пенсионные системы 37 стран по более 40 показателям, которые включают дизайн системы, общеэкономические (рост ВВП, государственный долг) и демографические показатели.

Вывод - успешные пенсионные системы имеют Нидерланды, Дания и Австралия. По мнению аналитиков, для достижения устойчивости пенсионной системы людям необходимо позже выходить на пенсию, то есть дольше оставаться экономически активными.

Нужен и высокий уровень сбережений. Например, в Нидерландах в дополнение к обязательным первому и второму уровню также один из самых высоких в Европе процент молодых граждан, которые делают добровольные пенсионные сбережения - 28%.

Накопительная пенсионная система в Украине 2021 – плюсы и минусы

Украина поэтапно переходит к системе добровольных взносов. Для этого в 2021 хотят сделать накопительные пенсии обязательными. Украинцы будут выбирать негосударственные пенсионные фонды и там открывать индивидуальный счет.

Украинцы смогут откладывать на собственную пенсию, а не платить за чужую. Соответствующий законопроект рассмотрят в Верховной Раде. 24 канал разбирался в достоинствах и недостатках.

Обязательные взносы делать украинцы

В Верховной Раде зарегистрировали законопроект №2683 "Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении", который предусматривает обязательные отчисления на счет своей будущей "второй" пенсии.

В проект закона говорится о том, что работники должны будут платить как минимум 1% от дохода на свой накопительный счет.

"Работодатели будут платить 2% от размера заработной платы работников, а участники системы (работающие лица) будут платить взносы в размере 1 процента от заработной платы (дохода). По желанию работника, размер его самостоятельных взносов может быть увеличен. Работодатель обязан пропорционально дополнять взносы работника собственными взносами в размере до 5% от суммы заработной платы такого работника", – указывают в объяснительной записке к законопроекту.

В то же время премьер Шмыгаль уверяет, что накопительная система не предусматривает никаких дополнительных выплат со стороны населения. "Обсуждается следующий вариант: 2% от нынешнего ЕСВ выделяем на накопления, не увеличивая нагрузки ни для фирмы, ни для человека, еще 2% берем по НДФЛ", – рассказал Денис Шмыгаль.

ЕСВ – это единый социальный взнос. То есть именно та часть налогов, которая идет на пенсии. В 2020 году его размер – 22% от зарплаты или по меньшей мере 918 гривен 6 копеек.

НДФЛ – налог на доходы физических лиц. Это общегосударственный налог, взимаемый с доходов. Доля НДФЛ колеблется от 5% до 18% в зависимости от видов дохода.

Пока слова премьера лишь обещание, не закрепленное в документах. Возможно, к законопроекту №2683 таки внесут изменения и будет так, как анонсировал Шмыгаль. Но в том виде, в котором законопроект зарегистрировали, украинцам придется платить хотя бы 1% от зарплаты.

Заметим, что уплата ЕСВ в размере 1039 гривен пока остается.

Как законопроект изменит получение пенсии для будущих пенсионеров

В Украине уже действует накопительная система пенсий, но на добровольной основе. Этот законопроект сделает его обязательным. Денис Шмыгаль отметил, что когда человек достигнет пенсионного возраста, то у него будет 3 варианта получения своих пенсионных накоплений:

  • единовременная выплата 100% накоплений;
  • ускоренные выплаты: разбивка суммы на ежемесячные платежи в течение 5-10 лет
  • пожизненное содержание. Это фиксированные ежемесячные выплаты.

Накопительную пенсию можно унаследовать.

По словам Шмыгаля, 4% сбор позволит при нынешних ценах накопить до выхода на пенсию 1 миллион гривен. Впрочем, журналисты 24 канала подсчитали, что эта сумма преувеличена в несколько раз. И при нынешней средней зарплаты такие накопления придется делать 182 года. А за 35 лет удастся накопить разве около 190 тысяч гривен.

Плюсы накопительных пенсий

Сам аргумент, что такая система действует в США, Великобритании, Германии и других высокоразвитых государствах свидетельствует о ее эффективности. Вот еще несколько преимуществ:

    Украинцы станут менее зависимыми от государства, которое осуществляет и регулирует пенсионные выплаты.

  • Накопление будут индивидуальными и будут зависеть от человека, а не компании или государства.
  • Размер будущей пенсии можно легче контролировать и идти к желаемой цели. Сейчас абсолютное большинство пенсионеров получают пенсию близкую к минимальной. Критерии дифференциации размера пенсии станут более справедливыми.
  • Пенсию можно унаследовать, если человек застрахован.
  • Система становится более эффективной, ведь на поле вступают негосударственные компании.
  • Накопленные деньги можно инвестировать различным образом: акции, ценные бумаги, золото, депозиты, недвижимость и т. Это помешает обесцениванию пенсии на выходе, поскольку, во-первых, украинская валюта нестабильна, а во-вторых, инфляция достаточно высока. Инвестициями занимается фонд, который вы выбираете.
  • Минусы накопительных пенсий

    В украинских условиях накопительная пенсионная система немет ряд рисков и недостатков. Одним из рисков является давление на госбюджет, ведь поступления в Пенсионный фонд уменьшатся. Государство и сейчас дофинансирует миллиарды гривен в Пенсионный фонд, потому что взносов ЕСВ не хватает. В ближайшие годы количество пенсионеров будет увеличиваться, а с новой системой количество плательщиков именно в Пенсионный фонд – уменьшится. Понятно, что тогда придется в больших масштабах дофинансировать выплату пенсий, а это образовует "дыру" в бюджете или заставит экономить на других программах.

    Инфляция заставлять что-то делать с пенсионными сбережениями, чтобы они не потеряли свою покупательную способность спустя годы или десятки лет. Это может быть как преимуществом (если удастся благодаря инвестиционной деятельности увеличить накопления), так и недостатком, когда нет уверенности и стабильности, что спустя столько лет накопления будут обладать той же ценностью.

    Накопительная пенсия более уязвима к экономическим кризисам, пришли к выводу в профильном комитете. А вот солидарная пенсия (действующая система) во времена кризиса более стабильна. Для Украины, которая пока не способна противостоять экономическим вызовам, – это проблема.

    При выборе ненадежного НПФ (негосударственный пенсионный фонд) можно остаться без пенсии.

    Для работы накопительной системы в Украине создадут новые органы, среди которых Пенсионное казначейство. Его работу нужно будет дофинансировать из госбюджета в течение первых 2 лет. Это также создает дополнительное давление на госбюджет.

    Негосударственные пенсионные фонды

    В Украине более 60 негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Общее количество участников НПФ год назад составляло 860,8 тысячи человек. Украинцы заплатили в эти фонды 2,07 млрд грн (90,5% всех вкладов поступили от работодателей). То есть вовлечены в добровольные пенсионные программы лишь 7% работающего населения.

    Как выбрать НПФ

    Нужно брать два основных критерия во внимание: надежность и доходность. Посмотрите сколько лет на рынке соответствующий НПФ, кто владелец, не является ли этот фонд оффшорным (для этого следует найти конечного бенефициара). Доходность можно увидеть на сайте фонда за каждый год работы. В кризисные времена доходность может быть отрицательной, но в другие годы должна приносить прибыль. Кроме этого, стоит обратить внимание на структуру активов. Если фонд их диверсифицирует, вкладывая в акции, депозиты, облигации и другие финансовые инструменты – это хорошо.

    Как открыть пенсионный счет

    Для этого нужны лишь паспорт и идентификационный номер налогоплательщика. В Фонде вы отмечаете с какой периодичностью и какие размеры взносов будете делать. Это можно менять. Затем нужно делать онлайн-переводы денег или через кассы банков. Оформить счет можно и на кого-то из семьи и тогда выступать вкладчиком.

    Причины перехода на накопительную систему

    Накопительная система – это переходный этап от солидарной пенсии до добровольных взносов, которые практикуют в странах Запада. Это система, где каждый ответственен за свое будущее и именно от него зависит размер будущей пенсии. В Украине уже давно хотят перейти к этой системе, но демографические прогнозы заставляют законодателей спешить, иначе будущие пенсионеры останутся без пенсий.

    В Украине каждый четвертый – пенсионер. По данным Пенсионного фонда в начале 2020 было 11,3 миллиона пенсионеров. Пока их меньше чем трудоспособного населения, но в ближайшие годы это соотношение изменится. В Украине быстрый темп "старения нации".

    Сейчас больше налогоплательщиков, которые платят взносы в Пенсионный фонд, чем пенсионеров, которые из этих взносов получают пенсии. Однако по прогнозам, уже к 2040 году доля пенсионеров станет выше доли плательщиков, а к 2050 году пенсионеров будет уже на 21% больше, чем плательщиков этих взносов.

    Если сейчас при низких пенсиях, Украина приходится все время дофинансировать Пенсионный фонд, потому что не хватает денег, то понятно, что при таких прогнозах речь не будет идти не то, что о повышении уровня жизни пенсионеров. Денег не будет даже для того, чтобы обеспечить пенсионеров минимальными выплатами. Поэтому переход к системе добровольных взносов – не только модернизация пенсионной системы в Украине, но и необходимый шаг.

    1. Пенсионные фонды создаются на основании решения учредителя (собрания учредителей) и не имеют целью получения прибыли в пользу единоличного учредителя или для его дальнейшего распределения между учредителями.

    2. Негосударственное пенсионное обеспечение является для пенсионных фондов исключительным видом деятельности. Производство пенсионными фондами другой деятельности, не предусмотренной настоящим Законом, запрещается.

    3. Активы пенсионного фонда формируются за счет взносов в пенсионный фонд (пенсионных взносов) и других поступлений в пенсионный фонд.

    4. По видам пенсионные фонды могут образовываться как открытые пенсионные фонды, корпоративные пенсионные фонды и профессиональные пенсионные фонды.

    Пенсионным фондам запрещается изменять их вид и наименование, указанные в уставе пенсионного фонда, после включения в Государственный реестр финансовых учреждений Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг.

    5. Разрешается присоединения и слияния нескольких пенсионных фондов одного вида. В случае слияния или присоединения нескольких пенсионных фондов одного вида новообразованный пенсионный фонд (фонд, к которому осуществляется присоединение) должен быть того же вида, что и фонды, которые слились или присоединились.

    Запрещается передача имущества, прав и обязанностей пенсионного фонда другим, чем негосударственные пенсионные фонды юридическим лицам - правопреемникам в связи с прекращением пенсионного фонда путем слияния или присоединения.

    Прекращение пенсионного фонда путем разделения или преобразования в другой вид пенсионного фонда запрещается.

    Особенности проведения присоединения и слияния пенсионных фондов устанавливаются Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг.

    6. Пенсионный фонд имеет собственное наименование, в котором должны быть указаны вид фонда, слова "негосударственный пенсионный фонд" или "пенсионный фонд", и которое отличается от наименований любых других пенсионных фондов, созданных на территории Украины.

    Слова "негосударственный пенсионный фонд" и "пенсионный фонд" не могут использоваться в названиях юридических лиц, создаваемых не за этим Законом, за исключением использования слов "пенсионный фонд" Пенсионным фондом Украины и его органами, а также предприятиями, учреждениями и организациями, находятся в управлении Пенсионного фонда Украины.

    7. Органами управления пенсионного фонда является собрание учредителей и совет пенсионного фонда (совет фонда).

    Создание других органов управления пенсионного фонда запрещено.

    8. Пенсионный фонд для обеспечения своей деятельности пользуется услугами лиц, определенных этим Законом, на основании соответствующих договоров, заключаемых с этими лицами советом фонда. Пенсионный фонд пользоваться услугами по администрированию только одного администратора.

    9. Пенсионный фонд не может брать на себя обязательства, не связанные с деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению. Пенсионный фонд не несет ответственности по обязательствам третьих лиц и не имеет права передавать свои обязательства перед участниками и вкладчиками фонда третьим лицам, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом.

    10. Пенсионный фонд не несет ответственности по обязательствам государства, а государство не несет ответственности по обязательствам пенсионного фонда, указывается в каждом пенсионном контракте.

    11. Бюджетное учреждение вправе быть учредителем корпоративного пенсионного фонда или осуществлять пенсионные взносы в уже созданных пенсионных фондов только в случае, если создание таких фондов или осуществление пенсионных взносов предусмотрено законами Украины, решениями Кабинета Министров Украины или решениями соответствующих местных советов. Основание такими бюджетными учреждениями открытых пенсионных фондов запрещается. Средства, перечисленные в любой пенсионный фонд любым вкладчиком, не являются собственностью государства или органов местного самоуправления.

    12. Пенсионный фонд не может быть объявлен банкротом и ликвидирован по законодательству о банкротстве. Порядок создания, функционирования и ликвидации пенсионных фондов, а также особенности их регистрации как финансового учреждения определяются этим Законом.

    Читайте также: