Громкая отставка главы пенсионного фонда рф что произошло

Опубликовано: 25.04.2024

Отставка главы ПФР Максима Топилина изрядно наделала шума. А назначение на его место Андрея Кигима – руководителя Фонда социального страхования – породила много вопросов. Пока неизвестно, что будет с Пенсионным фондом. По странному совпадению, в этот же момент Минфин задумал очередную пенсионную реформу, но документ сейчас имеет гриф "секретно". О том, что ждёт ПФР и как происходящее отразится на пенсионерах – в программе "Интервью" ведущая Анна Вавилова и эксперты.

Анна Вавлова - Реформе по повышению пенсионного возраста исполнилось три года, обещанных позитивных изменений никто так не увидел. Какие можно подвести итоги? Стали ли мы жить лучше или в экономике дела поправились? На эти вопросы ответят доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве, член высшего совета "Сильной России" Наталья Оганова и доктор экономических наук, директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.

Наталья Оганова – Говорить о том, что мы стали лучше жить, когда продолжается и пандемия, и вызванный ею экономический кризис, довольно сложно. В принципе президент признаёт то, что уровень жизни населения ощутимо падает. Растёт и безработица, какие бы нам радужные цифры ни показывали, сейчас мы сталкиваемся с тем, что в среднем на сто человек работающих приходится порядка тридцати неработающих. В ближайшие 5-10 лет эта цифра может увеличиться в два раза.

Что такое пенсия? Кто-то считает, что вот, он всю жизнь проработал, неважно, сколько ты получал, но, достигнув определённого возраста, он получает волшебный ларчик с деньгами. Но эти деньги должны откуда-то взяться. Откуда? Из налогов, которые платит работающий бизнес и трудоспособное население. Они и формируют содержимое волшебного ларчика.

А у нас на сегодняшний день старение населения, безработица, объём поступлений в Пенсионный фонд сокращается. Более того, всё, что там было, разворовано, если говорить откровенно. И это подтверждают результаты проверки, которую проводила Счётная палата. Понятно, что в таких условиях никакая пенсионная реформа проводиться не может. Отмечу, что власти не всегда это называют реформой. Нам говорят: мы не трогаем обязательную часть, мы говорим только о накопительной. Но тут надо дискутировать.

Владимир Климанов – На самом деле, пенсионная реформа назрела давно. Я наблюдаю дефицит Пенсионного фонда с 2005 года, соотношение объёма его расходов к доходам, которые сформированы прямыми платежами работодателей, год от года увеличивалось. В прошлом году это более 3,3 триллиона рублей. То есть Пенсионный фонд недобирал за счёт прямых взносов работодателей, и вынужденно формировался межбюджетный трансфер в ПФР из федерального бюджета, в котором есть много иных направлений расходования средств, жизненно необходимых для нашей страны.

Правда, надо учитывать, что Пенсионный фонд у нас последнее время занимается также другими вопросами, например, материнским капиталом. Так что с точки зрения бюджета пенсионная реформа, действительно, назрела. Пенсии нужно индексировать, количество пенсионеров растёт, растут и суммарные расходы Пенсионного фонда. Деньги брать уже почти неоткуда, то есть увеличивать платежи работодателей, связанные с заработными платами, которые идут как раз в виде поступлений в Пенсионный фонд, нерационально, и возможности здесь тоже ограниченные.

С этим было и связано повышение пенсионного возраста и другие изменения, которые касались как раз пенсионной реформы. Поэтому такие действия были оправданны. Прямо скажу, мы их откладывали несколько лет. О том, что нужно переходить на какие-то другие отношения, говорилось давно, как минимум десять лет назад, может, и больше. Но то, что случилось, то случилось. Сейчас преобразования, которые обсуждаются, касаются, скорее, административных вопросов. И забегая вперёд, могу сказать, что, по некоторым оценкам, в результате объединения фондов мы получим экономию в 120 миллиардов рублей. Мне кажется, это завышенные оценки, но, безусловно, какую-то экономию мы на этом получим.

– Давайте поговорим о недавней отставке главы ПФР Максима Топилина, который не продержался и года на этой должности. Как вы считаете, в чём причина его отставки?

В. К. – Происходит какая-то естественная ротация кадров. Но то, что сейчас назрела административная перестройка структур, которые занимаются доходами бюджетов, это очевидно. То есть мы видим попытку саккумулировать все ресурсы, поступающие в виде доходов бюджетов разных уровней, с точки зрения единого принятия решений.

Отставка главы ПФР Максима Топилина наделала много шума. А назначение на его место Андрея Кигима, руководителя Фонда социального страхования, породила много вопросов. Фото: Alexei Nikolsky/Kremlin Pool/Globallookpress.

Несколько лет назад произошла централизация системы управления и системы учёта этих платежей. Они были выведены из ведения государственных внебюджетных фондов и отданы федеральной налоговой службе. В свою очередь, все основные администраторы доходов бюджетов, собираемых на федеральном уровне, оказались в ведении Минфина – и ФНС, и таможенная служба, и даже Росалкогольрегулирование, которое у нас поставляет значимую часть доходов бюджета.

– То есть назрело время навести порядок во всей этой сфере. Наталья Валерьевна, как вы считаете, нужен ли нам ПФР как организация, которая ничем другим, кроме распределения средств и выдачи пенсионерам на руки не занимается? Эта организация настолько дорогостоящая, что любая экономия, которая идёт от урезания пенсий и повышения пенсионного возраста, фактически уходит на содержание Пенсионного фонда России.

Н. О. – Хочу добавить к ответу коллеги. После проверки Счётной палаты в Пенсионном фонде недосчитались порядка 400 миллионов рублей. Этому способствовало некорректное с юридической точки зрения ведение расчётов, отсутствие единой базы или портала, куда можно было бы вносить сведения о получателях пенсии. Кроме того, никто не контролировал правильность начислений. Были случаи, когда один и тот же номер СНИЛС присваивался нескольким гражданам.

Более того, родственники умерших пенсионеров по нескольку лет продолжали получать их пенсии. Именно поэтому сейчас премьер-министр Михаил Мишустин выступил с инициативой о порядке получения накопительной части пенсии родственниками умерших. То есть потихоньку этим всем начинает заниматься правительство.

И я перехожу к ответу на ваш вопрос. Сейчас многие говорят, что необходимо реформировать замороженную с 2014 года накопительную часть пенсии и создать комфортные условия для того, чтобы граждане сами копили собственные пенсионные деньги, получая при этом различные льготы, бонусы и так далее. Это дало бы возможность аккумулировать на специально открытых счетах денежные средства, которые передавались бы в доверительное управление и приносили дополнительный доход. Получится это или нет – вопрос дискуссионный. Поправки, которые в связи этим принимаются, ясности в вопросе не прибавляют. Да и гриф "секретно" тоже не позволяет понять, что в них содержится.

Предыдущие поправки, которые представлялись в 2016 и в 2019 годах, которые получили название "индивидуальный пенсионный продукт", должны были рассматриваться как инвестиции для граждан. Но объяснить, скажем, бабушке, живущей в какой-нибудь области, что это такое – инвестиции – очень сложно, учитывая общую финансовую неграмотность населения.

Есть и другие варианты, к которым склоняются многие экономисты и юристы. Конечно, необходимо анализировать мировой опыт. Ведь мы не единственная страна, которая сталкивается с такими проблемами.

– Мне бы хотелось задать вопрос ещё одному участнику нашей беседы – экономисту Антону Любичу. Нужен ли нам этот самый раздутый в мире по штату Пенсионный фонд?

Антон Любич – Начну с того, что пенсионной реформы как таковой у нас не проводилось. Просто был повышен пенсионный возраст. А пенсионная реформа заключалась бы в том, чтобы у ПФР появились бы деньги в управлении, которые можно было бы направлять на инвестиционные цели, зарабатывать на выплаты пенсий будущим пенсионерам. Как и поступают фонды. Он и был когда-то создан именно для того, заниматься этой деятельностью. Это его предназначение изначальное по реформе 2002 года, если мне память не изменяет.

С тех пор было сделано всё для того, чтобы у него не осталось денег для управления, а накопительная часть пенсии была заморожена. Потому сейчас он просто выполняет функцию по получению денег из бюджета, передачи их пенсионерам и параллельно содержит секретарш, охранников, автомобили, здания и ведёт какую-то непрофильную деятельность, которая только уменьшает пенсии пенсионеров.

– ПФР, у которого более ста тысяч сотрудников, не стеснял никогда себя в тратах. Через десять дней после того как правительство объявило о повышении пенсионного возраста, фонд спустил 95,6 миллиона рублей на аренду служебных автомобилей. Эта организация, как вы считаете, осознаёт свои действия? Что происходит в Пенсионном фонде сейчас?

В. К. – Я хочу выступить несколько в защиту Пенсионного фонда. Всё-таки даже нарушения, которые выявлены Счётной палатой, несопоставимы с масштабом тех действий, которые Пенсионный фонд у нас осуществляет. Всё-таки у нас 40 с лишним миллионов пенсионеров, плюс есть ещё различного рода получатели средств из Пенсионного фонда, и нужно сказать, что в целом система функционирует без сбоев, то есть ежемесячно пенсионеры всюду по стране получают положенные им из бюджета средства.

Н. О. – Они же получают деньги из бюджета. Не секрет, что правительство туда эти деньги вбрасывает, а в последний период времени – это точно.

В. К. – Ещё раз повторю, что примерно из 9 триллионов рублей, которые сейчас составляют объём Пенсионного фонда, 3,5 – это межбюджетный трансфер из федерального бюджета. А остальное – это те платежи, которые связаны, в основном, с 22 процентами от заработных плат, которые платят работодатели повсюду по стране напрямую в бюджет Пенсионного фонда. Мы видим, что сбоев в доведении средств до конкретных граждан из бюджета происходит немало. К примеру, в прошлом году сложности были с доведением доплат медикам.

Казалось бы, простая задача, ограниченный круг получателей, что тут сложного? Тем не менее и правительство, и конкретные чиновники были подвергнуты справедливой критике из-за того, что механизм оказался очень сложным и запутанным. Пеняли на губернаторов, пеняли на работников медицинских учреждений и руководителей, но задача оказалась сложной.

Здесь задача, решаемая для 40 с лишним миллионов получателей. Это сложная административно-управленческая задача, потому что остановить работу Пенсионного фонда на какое-то время просто невозможно. Нельзя сказать, что мы сейчас на 2-3 месяца его закрываем, чтобы провести перестройку и сделать тут какой-то новый механизм. Внедрить, в конце концов, новую информационную систему.

Кстати, многие работодатели жаловались, что когда в 2017 году переводили администрирование этих платежей из Пенсионного фонда в ФНС, то достаточно много огрехов выявилось с точки зрения чисто информационного учёта работодателей. Поэтому вместе с критикой нужно говорить и о позитивных вещах.

А то, что вы говорите насчёт администрирования, да, наверное, это так. Действительно, больше ста тысяч сотрудников, занятых в Пенсионном фонде, при средней зарплате 80 тысяч рублей, это расточительность.

– Да, зарплаты там неплохие. Экономисты Всемирного банка, который, как известно, приветствует пенсионные реформы, отметили, цитирую, что в России – это не реформа, а конфискация почти миллиона рублей у каждого из представителей старшего поколения при средней пенсии 15 тысяч рублей в месяц, пять лет невыплаченных пенсий складываются в 900 тысяч. Об этом писали журналисты издания "Аргументы недели".

Однако с этим комментарием специалистов Всемирного банка в корне не согласен кандидат экономических наук Константин Добромыслов.

Константин Добромыслов – Деньги, которые сегодня уплачиваются за работника работодателем, сразу же направляются на выплату пенсий. Люди, которые уплачивают страховые взносы, перед ними возникают обязательства, а те лица, которые платили до этого страховые взносы и сегодня вышли на пенсию, перед ними эти обязательства исполняются. Тут мы видим вполне понятный принцип компенсации уплаченных страховых взносов.

Так что ни о какой конфискации средств речь идти не может, это в корне неправильное определение или непонимание этими специалистами того, как работает российская пенсионная система. Я с этим непониманием подобных специалистов сталкивался уже в начале 2000 годов. Я думаю, что они до сих пор так ничего и не поняли.

– Эксперты Всемирного банка не понимают, как устроена наша пенсионная система. А мы понимаем, как она устроена? Можно какую-то ретроспективу того, что происходило с нами на протяжении последних 7-10 лет? С нашей пенсионной реформой? Что изменилось?

Н. О. – Я хочу закончить ту мысль об альтернативе Пенсионному фонду. Наше правительство может выполнять функции Пенсионного фонда, аккумулировать на своих счетах все те налоги, которые выплачивают наши предприниматели, и дальше эти денежные средства распределять. Возможно, мы к этому придём, но не раньше 2026 года, тем не менее такая мысль есть. Я думаю, что количество денежных средств, которые будут поступать из бюджета, только увеличится.

То, что касается ретроспективы и почему Всемирный банк не понимает, объясню, что до 2014 года у нас существовала накопительная часть, у нас существовала вот эта солидарная часть, она и сейчас существует, солидарная часть, только вопрос в размерах. Помимо старения есть ещё второй враг пенсионной реформы, это увеличение доходов населения. У нас только пять процентов населения способны копить деньги. Если сравнивать те пенсии, которые получают пенсионеры на Западе, то они совершенно от других сумм отчисляют эти проценты. И те проценты, которые у нас сейчас, и те базовые доходы, с которых исчисляется размер пенсий, они несопоставимы с тем, что происходит на Западе.

Сейчас активно говорят о том, что социальные пенсии мы как социальное государство никуда не денем, и, может, мы придём к тому, что будет существовать один для всех одинаковый базовый доход социальной пенсии, который будет всем выплачиваться. Если вы хотите получать свыше этого – открывайте накопительный счёт и дальше пытайтесь передавать ваши деньги в доверительное управление. Но это подойдёт только для продвинутой части населения.

Чему научился Пенсионный фонд за это время? Я, как юрист, сталкиваюсь с этим регулярно на практике. Пенсионный фонд научился за последние годы штрафовать за несвоевременную уплату взносов работодателей. Не успеваешь оглянуться, как на генерального директора штраф, счёт заблокирован, дело уже в суде, и судья уже озвучивает решение.

Вот плюс Пенсионного фонда. Во всяком случае, сейчас это работает как часы. И плюс ликвидировать компанию без согласия Пенсионного фонда, если есть малейшая задолженность, вы не сможете никогда – ПФР держит это всё в своих руках.

– Как вы считаете, Топилина отстранили от дел с какой целью?

Н. О. – Я думаю, что формируется новая команда, которая в тесном сотрудничестве с правительством будет продвигать все те идеи и задачи, которые связаны с тем самым законопроектом Минфина под грифом "секретно".

– То есть речь идёт о новой реформе, которая нас ждёт в декабре 2021 года. Вам что-то известно, Владимир Викторович, об этом?

В. К. – В СМИ идёт достаточно много дискуссий по этому поводу. Уже есть информация о том, что в правительстве готовится новая стратегия развития до 2030 года. Что касается возможных и обсуждаемых объединений Пенсионного фонда с Фондом социального страхования, вкупе с ними ещё и с Фондом обязательного медицинского страхования, эта идея просто высказывалась многими. Я помню, Голикова, будучи председателем Счётной палаты, лет пять назад эту идею тоже продвигала.

Но всё-таки под этим есть какая-то основа для того, чтобы подобные решения нашли политическое обоснование и вылились в конкретный законопроект. И сейчас такие основания действительно есть, поскольку правительство очень активно внедряет систему унификации разного рода информационных систем, и если предполагается создание так называемого социального казначейства, то почему бы это не сделать в виде единой структуры, которая их будет администрировать?

Как слияние Пенсионного фонда РФ и соцстраха изменит систему выплат населению?

Сергей Аксенов

На фото: здание ПФР





Глава Пенсионного фонда России (ПФР) Максим Топилин снят с должности. На его место назначен глава Фонда социального страхования Андрей Кигим. Постановление правительства подписал Михаил Мишустин, сообщает Газета.ру.

Не исключено, что речь идет о смене парадигмы пенсионной системы. Максим Топилин не подходит под поставленную задачу объединения социальных фондов, считают, близкие к правительству источники РБК. Напомним, Топилин в качестве министра труда был основным «толкателем» пенсионной реформы, которую стали называть «людоедской». Продавив ее, он возглавил ПФР.

За объединение социальных фондов (ПФР, ФСС и ФМС) в единую структуру в бытность главой Счетной палаты (2018 год) выступала вице-премьер Татьяна Голикова. Объединенный фонд, говорила она, станет «уникальной управленческой структурой, находящейся не в государственной, а в публичной собственности».

К слову, за неделю до отставки Топилина стало известно, что его предшественник на посту главы ПФР Антон Дроздов по сокращению штата покидает Минфин, где курировал пенсионное направление в ранге замминистра, и переходит на работу в Промсвязьбанк. Непонятные пертурбации, чехарда в пенсионной системе на фоне политической турбулентности не могут не вызывать опасения.

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Вера Ганзя уверена, что любая реорганизация ведомств проводится только тогда, когда от них нет должной отдачи.

— Отставка Топилина, видимо, говорит о провале пенсионной реформы. Ведь именно он и добивался ее реализации. Как минимум речь идет о его неэффективной работе в части реализации позитивных пожеланий, которые озвучивали, когда принимали пенсионную реформу. Ничего, кроме негатива людям и экономике страны он не принес.

«СП»: — Интересно, что ПФР все-таки ликвидируют, сливая его с ФСС…

— Эти фонды по сути дела посредники, которые имеют огромные материальные ресурсы, кадры. И при этом они пользуются бюджетными деньгами. Например, в ПФР вливается 3,3 трлн. рублей из федерального бюджета. Зачем? Наверное, это не совсем правомерно. Поэтому обсуждается идея объединить социальные фонды. В этом есть определенный смысл.

Но наша — КПРФ, позиция заключается в том, что эти избыточные структуры вообще не нужны. Зачем их содержать? Выплаты можно проводить напрямую из бюджета.

Смысл планируемых преобразований «СП» пояснил проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

— Назначенный на ПФР Андрей Кигим — человек абсолютно командный, работает в системе соцстраха долго и поэтому с тематикой знаком хорошо. Более того, он в последнее время очень активно внедрял все, что связано с работой больших баз данных и прочие прогрессивные информационные технологии.

Вспомните, как в прошлом году, через ФСС проходили выплаты по больничным, и людям не надо было ходить по этому поводу ни в поликлиники, ни к работодателю. Все это в автоматическом режиме передавалось из медучреждений в ФСС, который производил выплаты гражданам. Поэтому в рамках объединения ФСС и ПФР Кигим максимально подготовлен к решению предстоящих задач.

«СП»: — А объединение фондов вопрос решенный? В каком конкретно формате? Голикова говорила об объединении не только ПФР и ФСС, но и ФМС…

— Есть поручение правительства Минтруду, ПФР и ФСС подготовить предложения. Оно было дано еще в прошлом году. ФМС это объединение касаться не будет.

«СП»: — Также Голикова говорила, что новая структура должна находиться не в государственной, а в публичной собственности. Что это значит?

— В 2019 годы мы с финансовым омбудсменом Юрием Ворониным написали для Центра стратегических разработок доклад, его потом передали Голиковой, о реформе системы социального страхования в России. Там мы предложили объединение всех социальных фондов (включая медстрах) и изменение формата собственности объединенной структуры.

Сейчас фонд является, по сути, казенным предприятием. Это некий технический оператор денежных средств, которые приходят, а потом уходят. В этом смысле как любое подведомственное учреждение он не имеет самостоятельности.

В то время как на Западе, например, в Германии (родине пенсионной системы — авт.) пенсионный фонд — это совместная собственность работников, работодателей и государства. Это, конечно, не акционерное общество, но национальное достояние, управляемое в соответствии с законом выборным органом из числа представителей упомянутых трех сторон.

Их решения независимы от правительства. Именно фонд определяет политику тарифов, определяет пенсионный возраст. Волюнтаристски поднять пенсионный возраст или изменить тариф отчислений или увеличить размер пенсии невозможно. Все решения там принимаются консенсусом. Стороны должны договориться. Поэтому все принимаемые решения устойчивы. Все стабильно.

Средства, которые могут оставаться на счетах в качестве резервов, совет директоров направляет на приращение — занимается инвестиционной политикой. И все проценты, которые приходят в пенсионный фонд являются достоянием граждан и никакой минфин их изъять оттуда не может. Он по решению правительства просто осуществляет софинансирование обязательств государства.

Сейчас эти предложения прорабатываются на уровне экспертов. Потому что прежде чем написать закон и принять его в парламенте, должна быть сделана колоссальная техническая работа. Например, нужно объединить базы данных. В ПФР — это в основном граждане, в ФСС — юрлица. Когда это будет сделано, гражданам не придется бегать по разным фондам. Все будет в одном месте.

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ Андрей Песоцкий считает, что в правительстве возобладали прогосударственные тенденции.

— Отставку Максима Топилина я бы не драматизировал с политической точки зрения. Хотя, конечно, он был сторонником скандальной пенсионной реформы. Но в тот период таким сторонником было все правительство, в котором Топилин не отличился как особо одиозный персонаж. Скорее всего, дело исключительно в планируемом объединении ПФР с Фондом социального страхования.

Топилин был назначен на пост руководителя ПФР еще во времена премьера Медведева, в 2012 году. Теперь же Мишустин подобрал на эту должность нового человека. Правительство Мишустина делает ставку на укрупнение «институтов развития» — создание структуры, более понятной с точки зрения управленческой логики. ПФР будет встраиваться в более крупную систему, перед которой будут ставиться четко сформулированные задачи, увязанные с развитием страны.

Таким образом, отставку Топилина стоит рассматривать с точки зрения построения своего рода плановой экономики, идейным вдохновителем которой является первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов. Экономики, в которой государство — не просто контролер и наблюдатель, а субъект, который планирует и выполняет определенные задачи всероссийского масштаба.

Судя по оценке директора Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина, процесс объединения фондов может быть продолжен под некую политическую фигуру.

— Очень может быть, что это является еще одним латентным признаком приближающейся открытой фазы транзита власти. Потому что в закрытой фазе он идет с конца прошлого года. Слухи о том, что собираются объединять три социальных фонда, циркулируют уже года два. Тогда назывались разные фамилии людей, которые должны были освободить свою должность в рамках транзита. Именно это было «легендой» для создания «суперфонда». Поэтому главный вопрос в том, под кого это делается, ведь объединенный фонд — колоссальный ресурс. Само же решение — чисто аппаратное. Какая разница кто будет администрировать финансовые потоки? Принципиальные подходы не изменятся.

Эксперты оценили идею отказа от ПФР: как повлияет на размер выплат

Смена руководителя Пенсионного фонда РФ, случившаяся накануне, подняла новую волну рассуждений о том, что ПФР надо ликвидировать, а деньги пожилым россиянам платить напрямую из бюджета. Очевидно, отставка 53-летнего Максима Топилина, фигуры политической – до этого долгое время работавшего министром в правительстве Медведева, и замена его на 63-летнего Андрея Кигима, известного лишь в узких профессиональных кругах, была воспринята многими, как «игра на понижение». На этом фоне сразу несколько депутатов Госдумы выступили с идеей закрыть Пенсионный фонд, сэкономив на этом немалые госсредства. Насколько реализуема эта идея, и как она может повлиять на размер пенсий в стране, «МК» выяснил у экспертов.

Эксперты оценили идею отказа от ПФР: как повлияет на размер выплат

Перестановки в руководстве Пенсионного фонда России, активизировали выступления ряда депутатов Госдумы - в основном, из партий «меньшинства» - о необходимости скорейшего закрытия ПФР. Не в первый раз обратился к этой идее лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. «Мы настаиваем на том, что Пенсионный фонд необходимо ликвидировать как ненужного посредника между пенсионерами и госбюджетом», - заявил депутат.

Ему вторит коллега по Госдуме Алексей Журавлев. «Странная ситуация вокруг главы ПФР — лишний повод напомнить о целесообразности упразднения самой этой сомнительной конторы. Аккумулируют колоссальные средства россиян, прокручивают миллиарды, а возвращают копейки», — написал на своей страничке в соцсети народный избранник.

А другой депутат Госдумы Вера Ганзя заявила в радиоэфире, что Пенсионный фонд России является ненужным посредником при выплате пенсий. Парламентарий отметила, что пенсии россиянам должны выплачиваться напрямую из бюджета. Свою позицию Ганзя мотивировала тем, что накоплений, поступающих из страховых взносов в ПФР, явно недостаточно для выплаты нормальных пенсий, «дыру» приходится закрывать из федерального бюджета. «Если ликвидировать ПФР, то пенсии россиянам можно увеличить уже в ближайшее время, так как государство сможет сэкономить миллиарды рублей, которые сейчас тратятся на зарплаты сотрудников Пенсионного фонда, его пиар и недвижимость», - утверждает депутат.

Прокомментировать идеи ликвидации Пенсионного фонда, обоснованность претензий к нему и возможности за счет этого поднять пенсии россиянам, «МК» попросил финансовых экспертов - старшего аналитика ИАЦ «Альпари» Анну Бодрову и шеф-аналитика «ТелеТрейд» Петра Пушкарева.

- Означает ли отставка Топилина шаг в сторону ликвидации Пенсионного фонда России?

Пушкерев: Новый глава Пенсионного фонда уже назначен – это Андрей Кигим. Ранее он возглавлял Фонд социального страхования, который занимается выплатами пособий по безработице, больничных, декретных денег и родовыми сертификатами. Вероятнее всего, в правительстве сочли, что работа этих направлений налажена более эффективно, тогда как Пенсионный фонд нуждается в усилении, так что вряд ли верны слухи о предстоящем слиянии социальных внебюджетных фондов в некую общую копилку или, тем более, о ликвидации Пенсионного фонда. Но у этих фондов вполне может появиться общий куратор — для контроля за процессом и для централизации новых инициатив по улучшению и притирке всего механизма.

- Но к Пенсионному фонду ранее возникали серьезные претензии, в частности, со стороны Счетной палаты. Разделяете ли вы критику в адрес его деятельности?

Бодрова: Рассуждать о неэффективности работы ПФР можно бесконечно - деятельность многоуровневая, связанная с большим количеством документов и согласований, и к тому же постоянно находящаяся в процессе реформирования. Здесь совершенно точно можно найти недостатки и нестыковки, даже не особо напрягаясь. Но все эти недостатки - некритичны, иначе бы система давно перестала работать. Но она функционирует и не простаивает без дела. Зачем ломать то, что работает?

Пушкарев: Пенсионный фонд с его системой баллов и сбором взносов от работодателей в соответствии с уровнем зарплаты конкретного сотрудника — пока незаменимое звено в российской солидарной пенсионной системе. Однако на всех уровнях понимают, что поднять кардинально размер страховых пенсий по старости возможно исключительно за счёт увеличения дотаций Пенсионному фонду из федерального бюджета. И если значительные средства в казне на эти цели в какой-то момент найдутся, то это не заменит сегодняшнюю систему начислений от Пенсионного фонда, а только её дополнит. Размер пенсии каждого гражданина России определяется на основе таких важных вводных, как наработанный трудовой стаж и от соотношения среднего дохода человека со средней зарплатой по стране — потому такая система учёта необходима и дальше, и функции ПФР как раз и состоят в эффективном выполнении этих расчётов.

- Но если не ликвидация, то, по крайней мере, совершенствование работы ПФР предстоит. В каком направлении?

Бодрова: Никто не мешает разработать более современную систему, решающую ряд социальных вопросов без того стресса, который все это сейчас сопровождает. Документооборот давно должен быть общим с другими социальными ведомствами, чтобы не множить ненужные бумаги и не тянуть время, пока нуждающийся в социальной поддержке соберет все справки. Он совершенно точно должен быть электронным виде, на базе блокчейна - нужно шагать в ногу со временем, а тут есть огромное поле для развития. Упразднить систему можно всегда - но что придет ей на смену? Если какой-то «сырой» механизм, внедряемый в спешке и с ошибками, то лучше не надо. Основная целевая аудитория ПФР - это люди старшего возраста, они могут и не понять, что делать с такими технологиями и сбоями внутри них. Стратегия начисления социальных и пенсионных выплат должна быть прозрачной, без сложных баллов или индексов, максимально защищенной, чтобы власть в лице государства не могла по желанию «заморозить» часть средств. Чтобы механизм управления этим капиталом был эффективным. Все довольно просто, и это вполне реализуемо на базе того ПФР, который есть сейчас.

Пушкарев: Конечно, россияне в массе своей получают сейчас небольшие пенсии - во всяком случае меньше, чем человек заслужил всей своей жизнью и работой. Но это не означает, что имеющуюся систему учёта нужно полностью перечеркнуть и вместо этого всё поделить поровну, как предлагал ещё Шариков в бессмертном «Собачьем сердце» у Булгакова. Скорее всего, пенсионная система России может реформироваться в двух направлениях: при наилучшем сценарии, в виде пропорционального дофинансирования к имеющемуся уровню каждой российской пенсии - скажем, по 20 или 30 копеек дополнительно плюс к каждому сегодняшнему пенсионному рублю. Для этого нужно поднять если не всю экономику, то хотя бы налоги на экспортёров. А при базовом сценарии — задача повысить пенсии будет решаться исключительно за счёт накоплений, которые граждане станут сами делать из своего кармана, через новую систему накопительного страхования, где государство будет выступать гарантом, но вряд ли донором или соинвестором.

Топилин

Автор фото, Alexei Nikolsky/TASS

Глава Пенсионного фонда России Максим Топилин покинул свою должность. Его место занял Андрей Кигим, занимавший ранее пост главы Фонда социального страхования РФ. Накануне "Коммерсант" сообщал, что Топилин "не вписался в команду нынешнего правительства".

"Новым руководителем Пенсионного фонда России (ПФР) стал Андрей Кигим. Распоряжение о его назначении подписал председатель правительства Михаил Мишустин. Максим Топилин освобождён от этой должности", - сообщили в пресс-службе правительства России.

53-летний Топилин руководил фондом чуть больше года. Его преемник Андрей Кигим до сих пор возглавлял Фонд социального страхования (ФСС). В этой должности он проработал почти восемь лет. До этого дважды избирался на пост президента Всероссийского союза страховщиков, был президентом Национального союза страховщиков ответственности, Российского союза автостраховщиков.

Вчера об отставке Топилина сообщила газета "Коммерсант" со ссылкой на источники в правительстве. По словам собеседников издания, Топилин в среду вечером объявил о своем уходе сотрудникам фонда. Он не сказал, кто придет ему на смену. Топилин не стал отвечать по телефону на вопрос корреспондента Би-би-си и повесил трубку.

По информации источника издания VTimes, он уйдет в РЖД.

Один из собеседников "Коммерсанта" в ПФР утверждает, что отставка Топилина может быть связана с предстоящим объединением социальных внебюджетных фондов.

"Эта идея обсуждается давно, но в контексте реформы институтов развития она может стать реальностью. Скорее всего, его сочли неподходящей кандидатурой на роль руководителя этого процесса", - сказал источник издания.

Другой источник сказал, что Топилин "не вписался в команду нынешнего правительства", которое с начала прошлого года возглавляет Михаил Мишустин.

До января прошлого года Топилин занимал пост министра труда и социальной защиты. Он был одним из долгожителей в правительстве Дмитрия Медведева.

В 1994-2001 годах он работал в аппарате правительства России, в июле 2001 года стал заместителем министра труда. Покинул министерство весной 2004 года, чтобы возглавить Федеральную службу по труду и занятости, а в мае 2012 года вернулся на пост министра.

После ухода кабинета Медведева в отставку Топилин был назначен председателем правления Пенсионного фонда России. Минтруд вместо него возглавил занимавший до того момента пост заместителя министра финансов Антон Котяков.

До Топилина ПФР на протяжении многих лет возглавлял Антон Дроздов - с июля 2008 года до января 2020-го. Дроздов перешел на должность замминистра финансов России, а на прошлой неделе, 5 февраля, был освобожден от должности в связи с ее сокращением.

"Скорее всего, это просто плановая ротация кадров, которая проходит сейчас в правительстве, - сказал Би-би-си проректор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов, комментируя сообщения об отставке Топилина. - Это происходит с учетом понимания аппарата, кто лучше подходит под те задачи, которые они перед собой ставят".

По его словам, в прошлом году вокруг ПФР возник лишь один громкий скандал - когда Счетная палата России выявила выплаты пенсий умершим гражданам на сотни миллионов рублей. "Но это все же была не проблема Пенсионного фонда - это проблема, связанная с работой загсов и МВД, которые вовремя не ставят в известность ПФР", - считает эксперт.

Сафонов также напомнил, что в 2020 году Пенсионный фонд реализовал "большой социальный проект" - выплаты детских пособий в связи с карантинными мерами из-за пандемии коронавируса, которые "пришли непосредственно на расчетные счета граждан". "Никаких крупных провалов за этот период [руководства Топилина] в общем не было, была обычная текущая работа", - оценивает Сафонов.

Топилин

Автор фото, Alexei Nikolsky/TASS

Глава Пенсионного фонда России Максим Топилин покинул свою должность. Его место занял Андрей Кигим, занимавший ранее пост главы Фонда социального страхования РФ. Накануне "Коммерсант" сообщал, что Топилин "не вписался в команду нынешнего правительства".

"Новым руководителем Пенсионного фонда России (ПФР) стал Андрей Кигим. Распоряжение о его назначении подписал председатель правительства Михаил Мишустин. Максим Топилин освобождён от этой должности", - сообщили в пресс-службе правительства России.

53-летний Топилин руководил фондом чуть больше года. Его преемник Андрей Кигим до сих пор возглавлял Фонд социального страхования (ФСС). В этой должности он проработал почти восемь лет. До этого дважды избирался на пост президента Всероссийского союза страховщиков, был президентом Национального союза страховщиков ответственности, Российского союза автостраховщиков.

Вчера об отставке Топилина сообщила газета "Коммерсант" со ссылкой на источники в правительстве. По словам собеседников издания, Топилин в среду вечером объявил о своем уходе сотрудникам фонда. Он не сказал, кто придет ему на смену. Топилин не стал отвечать по телефону на вопрос корреспондента Би-би-си и повесил трубку.

По информации источника издания VTimes, он уйдет в РЖД.

Один из собеседников "Коммерсанта" в ПФР утверждает, что отставка Топилина может быть связана с предстоящим объединением социальных внебюджетных фондов.

"Эта идея обсуждается давно, но в контексте реформы институтов развития она может стать реальностью. Скорее всего, его сочли неподходящей кандидатурой на роль руководителя этого процесса", - сказал источник издания.

Другой источник сказал, что Топилин "не вписался в команду нынешнего правительства", которое с начала прошлого года возглавляет Михаил Мишустин.

До января прошлого года Топилин занимал пост министра труда и социальной защиты. Он был одним из долгожителей в правительстве Дмитрия Медведева.

В 1994-2001 годах он работал в аппарате правительства России, в июле 2001 года стал заместителем министра труда. Покинул министерство весной 2004 года, чтобы возглавить Федеральную службу по труду и занятости, а в мае 2012 года вернулся на пост министра.

После ухода кабинета Медведева в отставку Топилин был назначен председателем правления Пенсионного фонда России. Минтруд вместо него возглавил занимавший до того момента пост заместителя министра финансов Антон Котяков.

До Топилина ПФР на протяжении многих лет возглавлял Антон Дроздов - с июля 2008 года до января 2020-го. Дроздов перешел на должность замминистра финансов России, а на прошлой неделе, 5 февраля, был освобожден от должности в связи с ее сокращением.

"Скорее всего, это просто плановая ротация кадров, которая проходит сейчас в правительстве, - сказал Би-би-си проректор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов, комментируя сообщения об отставке Топилина. - Это происходит с учетом понимания аппарата, кто лучше подходит под те задачи, которые они перед собой ставят".

По его словам, в прошлом году вокруг ПФР возник лишь один громкий скандал - когда Счетная палата России выявила выплаты пенсий умершим гражданам на сотни миллионов рублей. "Но это все же была не проблема Пенсионного фонда - это проблема, связанная с работой загсов и МВД, которые вовремя не ставят в известность ПФР", - считает эксперт.

Сафонов также напомнил, что в 2020 году Пенсионный фонд реализовал "большой социальный проект" - выплаты детских пособий в связи с карантинными мерами из-за пандемии коронавируса, которые "пришли непосредственно на расчетные счета граждан". "Никаких крупных провалов за этот период [руководства Топилина] в общем не было, была обычная текущая работа", - оценивает Сафонов.

Читайте также: