Этапы пенсионного реформирования в россии плюсы и минусы эссе

Опубликовано: 06.05.2024

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.

Пенсионная реформа в 2021 году - последние новости

Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.

Как будет начисляться пенсия в России в 2021 году

Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2021 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2021 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2021 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2021 года:

Cтраховую пенсию по старости в 2021 году повысили на 6,3%.

Средние размеры пенсии на 2021 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2021 года:

  • С 1 января 2021 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 98,86 рублей
  • В 2021 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

like
5

С 1 января 2019 года в силу вступает новый законопроект о реформировании пенсионного возраста. Большинство граждан Российской Федерации против осуществления данного проекта, это не удивительно, кому же, хочется работать лишние пару лет? Постановление об увеличении пенсионного возраста вызвало массу протестов.

Причина увеличения пенсионного возраста

Во многих развитых странах последовала волна увеличения минимального возраста для выхода людей на пенсию, правительство РФ также решило внести поправки в пенсионном законодательстве.

По словам правительства, принятие данного законопроекта связано с демографическими факторами, а именно со значительным увеличением продолжительности жизни граждан страны. Трудоспособного населения становится меньше, упала рождаемость.

Так как пенсии начисляются из зарплат трудоспособного населения, а оно постепенно снижается, то принято решение увеличить минимальный возраст выхода на пенсию, тем самым продлить работоспособность пожилым людям.

Согласно словам президента, уже много лет часть пенсионных выплат осуществляется с государственного бюджета, что негативно сказывается на экономическом положении страны. Что уже через 10 лет не будет хватать средств у государства датировать пенсионный фонд. Новый законопроект способен улучшить экономическое положение Российской Федерации.

Суть законопроекта

Простыми словами, с 1 января следующего года на пенсию граждане Российской Федерации будут уходить позже, чем раньше. Пенсионный возраст увеличен на 5 лет для лиц обоих полов. Мужчины теперь будут уходить на пенсию в 65 лет, вместо прежних 60, а женщины в 60, вместо прежних 55. Переход будет проходить постепенно, полностью будет достигнут в 2028 году.

Этапы перехода для мужчин

· Все мужчины до 1958 года рождения выходят на пенсию по старому пенсионному возрасту (60 лет).

· Для 1959 года в выход на пенсию будет составлять 60,5 лет.

· Для 1960 – 61,5 лет.

· Для 1961 – 63 года.

· Для 1962 – 64 года.

· Начиная с 1963 года рождения, пенсионный возраст 65 лет.

Этапы перехода для женщин

  • Для женщин по 1963 года рождения выход на пенсию осуществляется в 55 лет.
  • Для 1964 – 55,5 лет.
  • Для 1965 – 56,5 лет.
  • Для 1966 – 58 года.
  • Для 1967 – 59 года.
  • Начиная с 1968 года рождения, выход на пенсию будет в 60 лет.

Законопроект не распространяется

Прежний возраст выхода на пенсию остается для следующих групп лиц:

  • военные и силовики;
  • для работающих во вредных и тяжелых условиях;
  • малочисленный Северный народ.
  • люди, которые уже пенсионеры;
  • для женщин, у которых более пяти детей.

Преимущества пенсионной реформы

Несмотря на то, что данная реформа имеет множество негативных мнений со стороны более чем 90% населения, преимущества ее введения все же есть.

  • Уменьшение дефицита пенсионного фонда страны.

Как уже говорилось выше, принятию реформы способствовали демографические факторы. Увеличив пенсионный возраст, тем самым увеличив количество трудоспособного населения, поднимется пенсионный фонд России, который на данный момент находится в убыточном состоянии и пенсии финансируются из федерального бюджета.

  • Повышение пенсий

Глава счетной палаты обещает, что благодаря введению новой реформы, к 2030 году размер пенсий вырастут примерно 30%.

  • Увеличение федерального бюджета. Так как теперь меньше средств будут тратиться на пенсии, то соответственно в федеральной казне будет значительно больше располагаемых средств.

Недостатки пенсионной реформы

Преимущества касаются в основном государственных интересов, а вот недостатки реформы ощущаются гражданами.

  • Проблемы с трудоустройством. Людям, которым около 60 лет тяжело трудоустроится, так как работодатели отдают предпочтение более молодым специалистам. Государство в свою очередь будет поддерживать людей старшего возраста в трудоустройстве, и защищать от незаконного увольнения, но как показывает практика, проблема трудоустройства все же есть.
  • Снижение доходов населения. На данный момент существует множество работающих пенсионеров, которые получают пенсионные выплаты и работают. С введением законопроекта, работающих пенсионеров станет значительно меньше, что уменьшит уровень доходов их семей.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Всем финансовых успехов!

Пенсионная реформа – плюсы, минусы и сухой остаток

Суть пенсионной реформы в России

Точка в обсуждении пенсионной реформы поставлена.

  • Статистика знает все
  • Каждый пенсионер за год получит 12 тысяч рублей
  • Реформа предусматривает досрочный выход на пенсию
    • Забрать накопительную пенсию досрочно
    • Заморозка накоплений
    • Сокращение трудового стажа для досрочной пенсии
  • Предпенсионерам заботу и внимание правительства
  • Пенсионная реформа как «большой скачок», чтобы обогнать Америку

Депутаты Госдумы за счет большинства, представленного фракцией партии «Единая Россия», проголосовали в третьем чтении за проект закона, предложенный правительством. Закон поддержан Советом Федерации и подписан президентом Владимиром Путиным.

Статистика знает все

Поправки, которые и в самом деле могли бы смягчить это наступление на социальные права российских граждан, не приняты. Единственное смягчение – президентская поправка. Женщины будут выходить на пенсию не в 63 года, а в 60 лет. О том, что произойдет именно так, стало понятно еще 28 августа во время телеобращения к гражданам России Владимира Путина.

Правда, он говорил о смягчении пенсионной реформы. Но почему бы не предположить, что все именно так и было запланировано? В самом деле, министры предложили вариант, для оценки которого даже трудно подобраться слова, имеющиеся в русском языке. Президент сбавил пенсионный возраст женщина с 63 до 60, плюс дополнительное снижение для многодетных матерей, да еще что-то…

Что касается граждан, то им нужно будет работать на пять лет дольше, а пенсия станет для них подобна миражу в пустыне. Кто-то, конечно, доберется до нее. Но значительная часть, выбившись из сил, просто «сойдет с дистанции». Почему? Всего лишь потому… Впрочем, ответ может найти любой. Достаточно просто пройти по кладбищу, посчитав, какова на самом деле средняя продолжительность жизни тех, кто живет рядом: в одном городе, в одном селе.

Статистика уверяет, что по состоянию на 2018 год средняя ожидаемая продолжительность жизни в стране – это 71,9 года. В том числе, у мужчин – 66,4, у женщин – 77,2. Много это или мало? Смотря, что брать за точку отсчета. Если от 66,4 лет отнять 65, то получится всего 1,4 года. Вот сколько российские власти отводят среднему мужчине на заслуженный отдых, точнее, на «дожитие», именно так теперь называют время, в точение которого человек может находиться на пенсии. Согласитесь, термин просто «великолепный», достоин размещения в категории «глумление».

Но вернемся к статистике. Она клянется, что всего через пять лет средний российский мужчина будет жить 73,3 года, а женщина 82,1 года. К сожалению, работники статистики не приводят данные, на основании которых они дают такое заключение. И потому у многих граждан появляется подозрение – уж не с потолка ли взяты такие цифры? А насчет среднего показателя… Известно, что кто-то в России ест мясо, а кто-то капусту. В результате в среднем получаются голубцы. Впрочем, известно, что статистика все знает гораздо лучше граждан.

Каждый пенсионер за год получит 12 тысяч рублей

Теперь несколько слов о тех плюсах, которые, как уверяют правительство, представители законодательной власти, центральные СМИ, будут сыпаться на граждан как манна небесная. Ежегодно, как сообщает глава Минтруда Максим Топилин, пенсии будут увеличиваться на 7 процентов. Уже в 2019 году средняя пенсия составит 15,4 тысячи. На каждого пенсионера в год государство будет дополнительно тратить по 12 тысяч рублей.

Правда, что будет подниматься быстрее: пенсия или цены – не известно. Хотя, судя по предыдущим событиям, рост цен всегда опережает любые прибавки хоть к пенсиям, хоть к зарплатам. По прогнозу Минэкономразвития инфляция составит всего 4,3 процента. Центробанк прогнозирует рост цен всего на 5 – 5,5 процентов. Но российские граждане, уже давно усвоили, что реальный рост цен всегда минимум вполовину превышает прогнозируемый.

Что касается увеличения пенсий, то, как и в прежние годы, работающим пенсионерам компенсации не предусмотрены. Исключение – прибавка в августе в среднем на 200 рублей. В Минтруде обещали вернуться к вопросу индексации пенсий работающим пенсионерам позднее. Но, судя по предыдущим событиями, эта категория опять не получит ничего.

По убеждению премьера Медведева, пенсионеры продолжают работать лишь потому, что они отличаются отменным здоровьем. Создается впечатление, что Дмитрий Анатольевич просто не понимает, что пенсионеры продолжают работать из-за того, что восьми с половиной тысяч рублей или немногим более им не хватит даже на нищенское существование.

Реформа предусматривает досрочный выход на пенсию

Забрать накопительную пенсию досрочно

Еще один плюс – возможность получить выплаты из накопленной пенсии до наступления пенсионного возраста. Это для тех, кто в 55 или в 60 лет захочет получить средства, накопленные на счетах НПФ, УК и ВЭБ (система обязательного пенсионного страхования). С 2014 года эта часть пенсионных взносов отправляется на общий счет – ПФР. «Заморозку» денег постоянно продлевают. Экономия за счет этого, как сообщал Максим Топилин, составила почти 2 триллиона рублей.

Заморозка накоплений

В прошлом году президент Владимир Путин продлил «заморозку» до 2020 года. Что будет дальше? Бюджет ПФР на 2021 год сформировали, учитывая эту «заморозку». На счетах в НПФ сейчас 5,53 триллионов рублей. Услугами этих фондов пользуются почти 37 миллионов граждан. Ориентировочный срок пожизненной выплаты – 240 месяцев. Значит, на каждого с месяц в среднем около 300 рублей.

Впрочем, судьба этой накопительной части теперь оказывается, вообще, под вопросом. Очередная инициатива правительства предусматривает перевод этих средств, как и последующих выплат, в фонд, происхождение которого пока покрыто туманом. При этом желания граждан власти учитывать не собираются. Поскольку подавляющее большинство граждан останется в неведении, решено просто воспользоваться принципом «молчание – знак согласия».

Сокращение трудового стажа для досрочной пенсии

Третий плюс предусматривает сокращение общего стажа для досрочной пенсии. В первом варианте реформы предполагалось, что для выхода на пенсию женщинам нужно будет 40 лет непрерывного стажа, мужчинам – 45. Депутаты выбрали более мягкий вариант: женщинам – 37, мужчинам – 42 года. Досрочный выход на пенсию предоставляется и многодетным матерям. А еще на полгода раньше смогут уйти на пенсию те, кто достигнет пенсионного возраста в 2019 – 2020 годы. Как утверждает главный экономист «Экспорт РА» Антон Табах, такими льготами могут воспользоваться 30 процентов российских граждан.

Предпенсионерам заботу и внимание правительства

Выше было уже упомянуто о защите людей предпенсионного возраста от увольнений и от отказа в приеме на работу. Такой плюс будет действовать до завершения пенсионной реформы, то есть, до 2034 года. Затем, вероятно, работодатель сможет увольнять тех, кому до пенсии осталось 5 лет, когда захочет по причине их возраста.

Предпенсионерам заботу и внимание правительства

Чтобы предпенсионеры могли конкурировать с молодыми работниками, Минтруд готов выделять каждый год до 5 миллиардов рублей для обучения таких людей по специальным программам. Если же они все равно не смогут найти работу, то ежемесячное пособие для них составит 11280 рублей. Правда, получать они его смогут лишь год. Что будет позже? То же самое, что достается тем, кого отказываются учитывать в качестве безработных. А выход здесь один – серый схемы, получение зарплат в конвертах, или иной способ выживания.

По утверждению вице-премьера по социальным вопросам Татьяны Голиковой: «Балльная система не заработала в полном объеме… Пенсия должна зависеть от стажа и того заработка, который получал работник во время своей трудовой деятельности».

Перечет денежных взносов ПФР начал в 2015 году. Система оказалась не просто сложной, но и несколько запутанной. Пенсия зависела, главным образом, от стоимости балла. Получалось так. Фиксированной суммой становились 5 тысяч. Далее – баллы, которые обеспечивались тем, что за человека платит работодатель. Для выхода на пенсию требовалось определенное число баллов. При этом число это увеличивалось. Так, для выхода на пенсию в 2019 году надо 16 баллов, в 2025 году – 32.

Конечно, отменить такую систему, которая с каждым годом отдаляет от работника пенсию, было бы и в самом деле плюсом. Однако, после заявления Голиковой прошло совсем немного времени, и в правительстве заговорили о том, что с отменой балльной системы торопиться не следует. Да и сама «социальный» вице-премьер плавно «пошла на попятную», заявив, что «говорить об отмене пенсионных баллов не корректно». Что касается изменения системы расчета пенсии, то раньше 2025 года делать это нельзя.

Пенсионная реформа как «большой скачок», чтобы обогнать Америку

Когда-то в СССР существовало нечто вроде лозунга, призыва, плана (название роли не играет) «Догнать и перегнать Америку». Похоже, что посеянные в то время зерна, перетерпев некоторые изменения, ожили в российских властных структурах. Майские указы президента направлены, в том числе и на то, чтобы догнать по уровню развития экономики США и Германию. В сентябрьском докладе Центробанка сказано, что именно повышение пенсионного возраста обеспечит прибавку к ВВП на целых 0,1 процентного пункта в 2019 году, а в 2020 – 2021 годах – до 0,3 процентных пункта.

Как ЦБ, так и в правительстве уверены, что за счет повышения пенсионного возраста в стране увеличится число занятых. Исчезнет дефицит кадров. За счет этого ВВП получит весомую прибавку. Россия наконец-то догонит Америку, а вместе с ней и всех остальных. То есть, речь идет об экономическом рывке, российском чуде или еще чем-то подобным.

В самом деле, иногда страны за короткий промежуток времени, за счет каких-то реформ, и в самом деле довольно быстро поднимают свою экономику. Достаточно вспомнить о «японском чуде». Но, в данном случае, наверно, лучше говорить о близости в решении проблемы «догнать и перегнать» к чуду китайскому. Точнее, к «Большому скачку». Тому самому, который позволил поднять производство чугуна за счет строительства в каждом дворе небольшой домны, а для увеличения запасов зерна истреблять в стране воробьев.

Эссе на тему : «Повышение пенсионного возраста в Российской Федерации: за и против» .

В своем эссе я рассмотрю такую тему как «повышение пенсионного возраста в Российской Федерации: за и против». В России в настоящее время обострилась дискуссия противники данного решения выдвигают множество аргументов: низкая продолжительность жизни, трудности с поиском работы для пожилых.

Есть интересное мнение французских ученых на сей счет.

Они обследовали почти полмиллиона человек – владельцев небольших магазинов или ремесленников. Средний возраст участников исследования составил 74 года, все они вышли на пенсию около 12 лет назад. Выяснилось, что почти у 3% развивалось старческое слабоумие, но риск этого заболевания уменьшался в зависимости от того, в каком возрасте люди ушли с работы. Например, у тех, кто уволился в 65, риск слабоумия был на 15% ниже, чем у тех, кто сделал это в 60.

Каждый дополнительный год работы уменьшает шансы на развитие слабоумия на 3,2%, говорят исследователи. Работа помогает человеку поддерживать физическую, умственную и социальную активность, что, в свою очередь, помогает предотвратить снижение ментальных способностей. Людям нужно позволять работать столько, сколько они хотят.

Рассмотрим аргументы «за» и «против» повышения пенсионного возраста

1) В рамках распределительной пенсионной системы другого способа повысить соотношение средней заработной платы и средней пенсии в долгосрочном периоде не существует. Напомню, что уже к середине 2020-х годов при сохранении нынешнего уровня расходов на пенсии, который, государство едва-едва тянет, коэффициент замещения вернется к дореформенному уровню (25%). Если государство попытается сохранить его на уровне 2010 года (37%), то в скором времени понадобится 7% ВВП для финансирования дефицита пенсионной системы. Чтобы покрыть данный дефицит за счет страховых взносов, тариф на пенсионное страхование придется увеличить с нынешних 20% до 54%. Иными словами, для пенсионных выплат надо будет отдать государству сумму, равную половине вашей заработной платы.

2) Повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин до 65 лет при некотором изменении правил индексации пенсий позволит снизить расходы на пенсионное обеспечение почти в два раза при стабилизации коэффициента замещения.

3) Низкий возраст выхода на пенсию стимулирует ранний отказ от трудовой деятельности и сужает горизонты полноценной жизни человека

1) «В России низкая продолжительность жизни, мужчины просто не доживают до пенсии». Низкая продолжительность жизни в России складывается из высокой младенческой смертности, смертности от алкоголизма, наркомании. Если же рассмотреть целевую для пенсионной системы социальную группу, то есть людей, которые столкнулись с риском снижения доходов в результате достижения пожилого возраста, то картина будет иной. Ожидаемая продолжительность жизни мужчины, дожившего до 60 лет, — 73 года, женщины — 78 лет. При этом речь идет о большинстве россиян: до 60 лет доживают около 60% мужчин и около 90% женщин. Кроме того, процесс повышения пенсионного возраста — это очень длительный процесс, нельзя рывком повысить возраст, когда увеличится продолжительность жизни. Это надо сделать заранее и постепенно.

2) «Пожилые граждане не найдут работу». Эта точка зрения сложилась из-за того, что до недавнего времени Россия находилась в ситуации, когда численность населения в трудоспособном возрасте увеличивалась. В этот период работодатели по объективным и субъективным причинам нередко отдавали предпочтение более молодым сотрудникам. В среднесрочном периоде действие этого фактора уменьшится: Россия уже вступила в длительный период сокращения трудовых ресурсов. Численность занятого населения согласно прогнозам Минэкономразвития, в ближайшие 10 лет сократится на 4 млн. человек, а численность населения в трудоспособном возрасте — на 12 млн человек! Востребованность пожилых людей на рынке труда неизбежно возрастет.

3) «Повышение пенсионного возраста приведет к росту расходов на пенсионное обеспечение». Этот аргумент подтверждается расчетами Пенсионного фонда России. Возникает вопрос, что ж за такая страна у нас уникальная, что во всем мире увеличение пенсионного возраста приводит к сокращению расходов, а у нас, наоборот, к росту? Расчеты Пенсионного фонда России исходят из следующей логики. Повышение пенсионного возраста приведет к тому, что люди больше будут работать. Следовательно, вырастет их пенсионный капитал, то есть обязательства государства по выплате им пенсии. Кроме того, из-за правил индексации пенсий снижение числа пенсионеров автоматически заставит государство повысить пенсии. Рассмотрим обе составляющие приведенных рассуждений.

Увеличение пенсионного возраста может привести к росту пенсионного капитала, люди будут получать больше пенсий, но снизится продолжительность пребывания на пенсии (причем существенно больше, чем вырастут пенсии), что приведет к заметному снижению расходов на пенсионное обеспечение. В итоге удастся достичь как увеличения коэффициента замещения, так и снижения дефицита пенсионной системы.

Повышение пенсионного возраста приведет к снижению числа пенсионеров и к увеличению индекса роста доходов бюджета ПФР в расчете на одного пенсионера. Данный индекс является ограничителем индексации по темпу роста заработной платы. Если он равен темпу роста заработной платы или превысит его, то индексация проводится по темпу роста заработной платы. В условиях старения населения индексация пенсий по заработной плате — это очень дорогое удовольствие. При этом цена этого решения доводится до абсурда фантастическим прогнозом роста заработной платы в России, на котором строит свои расчеты Пенсионный фонд России. Рост этот линеен и опережает темп роста ВВП. Очевидно, что, когда вы индексируете пенсии в соответствии с таким ростом заработной платы, никакое повышение возраста (разве что лет до 75) не способно снизить расходы на выплату пенсий.

Итак, аргументы «за» повышение пенсионного возраста исходят из трезвой оценки будущего, аргументы «против» — из эмоционального восприятия прошлого и настоящего, а также из абсолютизации некоторых норм пенсионного законодательства, которые можно и нужно поменять.

У Правительства России будет 5–10 лет на то, чтобы убедить общество в правильности этого шага, добиться повышения эффективности системы здравоохранения, развеять страхи насчет невозможности найти работу за счет развития экономики, в том числе малого и среднего бизнеса. Повышение пенсионного возраста станет и для власти, и для населения хорошим стимулом быть более эффективными и адаптироваться к данному решению.

Выполнила :преподаватель экономических дисциплин

Читайте также: