Если обратиться за пенсией позже срока

Опубликовано: 30.04.2024

ответы на вопрос:

ПФР мог бы доплатить вам только в том случае если бы вы назначили пенсию, но отказались от ее получения.

Моя мама оформила пенсию на год позже, должны ли ей вернуться эти деньги за год?

ответы на вопрос:

пенсия начисляет со дня обращения, но не ранее срока наступления события, поэтому если Ваша мама просто пропустила срок назначения ей пенсии и за ней не обращалась, то выплаты за этот период не производятся.

Мама оформила пенсии на год позже положенного срока. Должны ли ей выплатить за пропущенный год пенсию?

ответы на вопрос:

Нет не должны, только с момента обращения

Статья 19. Сроки назначения трудовой пенсии

[Закон "О трудовых пенсиях"] [Глава V] [Статья 19]

1. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

2. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. К указанному заявлению прилагаются документы, необходимые для установления трудовой пенсии.

3. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

4. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), определенного пунктом 2 настоящей статьи, в следующих случаях:

1) трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) - со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

2) трудовая пенсия по инвалидности - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

4.1. Трудовая пенсия по старости лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и имеющему не менее пяти лет страхового стажа, назначается со дня достижения указанного возраста без истребования от него заявления о назначении трудовой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 дней со дня вынесения решения о назначении трудовой пенсии по старости лицу, указанному в абзаце первом настоящего пункта, извещает данное лицо о назначении ему трудовой пенсии по старости.

5. Заявление о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), заявление о переводе на трудовую пенсию или заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.

6. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается на следующие сроки:

1) трудовая пенсия по старости (часть указанной трудовой пенсии) - бессрочно;

2) трудовая пенсия по инвалидности - на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не долее чем до дня назначения трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) либо до дня достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, при наличии пяти лет страхового стажа, а при отсутствии права на трудовую пенсию по старости - до дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца - на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно.

7. Перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами, представляемыми заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.

Я оформил пенсию на год позже, как добиться выплаты за потерянные 12 месяцев?

ответы на вопрос:

Если вы не обращались в орган пфр с требованием назначить пенсию ранее - то никак.

Я невовремя оформил пенсию на два года позже имею я право получить компенсацию.

ответы на вопрос:

Если вы подали заявление о назначении пенсии на два года позднее возникновения на неё права, то ни о какой компенсации речи быть не может.

Назначение пенсии имеет заявительный характер, без вашего заявления никакого назначения быть не может.

Эту норму закона можете оспорить в Конституционном суде, как нарушающую ваше право на социальное обеспечение.

Если же подача заявления откладывалась по причине того, что какое-то предприятие отказывалось выдать вам подтверждающую справку, или еще какие-то виновные действия третьих лиц, то компенсацию можно требовать с виновных. Судебная практика по этому поводу существует.

Пенсию оформлена на 3 года позже. Как вернуть невыплаченные пенсии.

ответы на вопрос:

Пенсию за этот период не вернете, поскольку выплата пенсии производится с момента обращения за ее назначением.

Нужно разбираться в Вашей ситуации более детально. Из описания проблемы не возможно дать однозначный ответ.

Статья 22. Сроки назначения страховой пенсии

1. Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

2. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

3. В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

4. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.

5. Страховая пенсия назначается ранее дня обращения за страховой пенсией, определенного частью 2 настоящей статьи, в следующих случаях:

1) страховая пенсия по старости - со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

2) страховая пенсия по инвалидности - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

Консультант Плюс: примечание. Размер страховой пенсии по старости лиц, получавших страховую пенсии по инвалидности, при соблюдении условий, содержащихся в нижеследующей части, и размер страховой пенсии по старости лиц, получавших страховую пенсию по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет, не может быть менее размера ранее установленной им страховой пенсии по инвалидности по состоянию на день, с которого была прекращена выплата указанной пенсии (часть двадцать четвертая статьи 15 данного документа).

6. Страховая пенсия по старости лицу, получающему страховую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 или 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, имеющему не менее 15 лет страхового стажа и величину индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, назначается со дня достижения им указанного возраста без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по старости извещает данное лицо о назначении ему страховой пенсии по старости.

(в ред. Федерального закона от 23.05.2016 N 143-ФЗ)

7. Заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

8. В случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

9. В случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.

10. Страховая пенсия назначается на следующие сроки:

1) страховая пенсия по старости - бессрочно;

2) страховая пенсия по инвалидности - на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не более чем до дня назначения (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости либо до дня достижения возраста, предусмотренного частью 1 или 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, а при отсутствии 15 лет страхового стажа и (или) величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 - до дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

(в ред. Федерального закона от 23.05.2016 N 143-ФЗ)

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца - на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно.

11. Перевод с одного вида страховой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на страховую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой либо с другой пенсии на страховую пенсию со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (если их нет в его выплатном деле), но не ранее дня приобретения права на страховую пенсию.

Инструкция ПФР: Что нужно сделать за полгода до пенсии?

Инструкция ПФР: Что нужно сделать за полгода до пенсии?

Некоторые думают, что пенсия назначается автоматически, со дня наступления пенсионного возраста. На самом деле основанием для выплаты служит соответствующее заявление. При этом в ПФР подаются и документы, подтверждающие стаж и заработок. Если в бумагах есть какие-либо недочеты, их приходится оформлять заново. Поэтому лучше заранее подготовиться к заслуженному отдыху, чтобы все полагающиеся выплаты получить в полном объеме и в срок. Об этом сегодня расскажем в нашей инструкции ПФР.

Когда надо начать оформление документов для назначения пенсии?

Специалисты ПФР настоятельно рекомендуют: лучше начать оформление пенсии за полгода до 55 или 60 – летнего юбилея. Для этого надо обратиться в Пенсионный фонд для проверки всех документов. Проверка документов необходима для расчета размера будущей пенсии и сокращение сроков назначения пенсии. Тем более, что иногда из-за частой смены работы, профессии или региона проживания не удается оперативно собрать все необходимые бумаги.
Существуют и исключения, например опасные или физически тяжелые производства, при работе на которых вы получаете право на досрочную пенсию. Для людей, которые проработали меньше пяти лет, существует социальная пенсия, и оформляется она на пять лет позже, чем обычная трудовая.

Как подать документы на проверку?

Нужно лично обратиться в территориальное подразделение ПФР по месту регистрации. Если зарегистрированы временно, это не важно, в ПФР вас все равно обязаны принять. Если Вы живете в одном городе, а работаете в другом, обратитесь в Пенсионный фонд по месту фактического проживания.

Чем поможет сотрудник ПФР?

Какие документы нужны?

1. Паспорт (для граждан РФ) или вид на жительство (для иностранных граждан и лиц без гражданства).
2. Свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).
3. Документы, подтверждающие продолжительность страхового стажа.
4. Справка о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности.
5. Другие документы, необходимые для подтверждения дополнительных обстоятельств. Например, если у гражданина есть иждивенцы, нужно будет это подтвердить

Будущий пенсионер должен проверить:

1. Трудовую книжку.
Посмотрите: хорошо ли читаются записи, нет ли помарок, исправлений, подчисток, не смазаны ли печати. Если менялась фамилия, об этом должна быть отметка. Все исправления должны быть заверены печатью, а записи – иметь дату и основание для их внесения – номер приказа, распоряжения.
Если речь идет о назначении «северной» пенсии, в трудовой книжке должно быть указано, что организация находится на территории, где действует «северный» коэффициент. Если такой записи нет, нужна будет справка.

2. Проверьте соответствие всех записей.
Часто в трудовой книжке запись о приеме на работу содержит название одной организации, а запись об увольнении заверена печатью другой. Это происходит, например, если организация была реорганизована. Если в трудовой книжке записи о реорганизации или переименовании компании нет, необходимо взять справку, подтверждающую, что название организации, где вы работали, изменилось. Если предприятие ликвидировано, нужно получить справку от организации-правопреемника либо обратиться в архив.

3. Позаботьтесь подтвердить стаж и заработок.
Если в трудовой книжке не оказалось записей о каких-то периодах работы. За подтверждением стажа нужно обратиться в ту организацию, где вы работали (вне зависимости от того, сколько времени прошло после вашего увольнения). Если предприятие ликвидировано (обанкротилось и т.д.), можно обратиться в вышестоящую организацию. Перед тем как направлять запрос в то или иное архивное учреждение, стоит предварительно связаться с ним по телефону, чтобы уточнить, имеются ли там на хранении нужные документы.

Если в документах полный порядок:

Тогда подать заявление на назначение пенсии можно дистанционно, достаточно иметь выход в Интернет. Сделать это надо за месяц до наступления соответствующего возраста. Сначала надо зарегистрироваться на Едином портале государственных услуг www.gosuslugi.ru. Затем, используя логин и пароль сайта госуслуг, на официальном сайте ПФР http://www.pfrf.ru перейти в Личный кабинет застрахованного лица и заполнить электронную форму заявления.

После подачи заявления через личный кабинет на вашу электронную почту в течение нескольких дней придет уведомление о том, что ваше заявление принято.
Вы сможете проследить, как меняется статус вашего заявления на назначение пенсии (принято, рассмотрено и т.д.).

Если Пенсионный фонд РФ располагает всеми документами для назначения пенсий, то в уведомлении укажут, что пенсия будет назначена и осуществлена ее доставка в соответствии с вашим заявлением.


Верховный Суд опубликовал Определение № 93-КГ20-3, которым разрешил спор между Управлением ПФР и правопреемниками умершего лица, на счету которого остались пенсионные накопления.

Восстановить срок обращения за выплатой накоплений не получилось

В апреле 2019 г. Анатолий и Светлана Драницыны подали в Магаданский городской суд иск о восстановлении пропущенного срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений Марины Драницыной – их умершей матери.

Женщина скончалась в ноябре 2016 г., однако истцы, по их словам, не знали о возможности обратиться в ПФР за получением ее пенсионных накоплений. О том, что такие накопления имеются у их умершей матери, им стало известно только в конце 2018 г. от своей бабушки, которая сама узнала об этом тогда же. Сотрудник пенсионного органа подтвердил наличие средств на пенсионном счете Марины Драницыной и посоветовал обратиться в суд за восстановлением срока их получения.

Анатолий и Светлана Драницыны, ссылаясь на то, что Управление ПФР в г. Магадане не уведомило их о возможности получения пенсионных накоплений матери, посчитали, что срок обращения за выплатой был пропущен по уважительной причине. Истцы также сообщили суду, что из-за смерти близкого человека состояние их здоровья значительно ухудшилось.

Магаданский городской суд согласился с тем, что дети умершей вправе обратиться с заявлением о выплате ее пенсионных накоплений, однако решил, что срок для такого обращения истек 15 мая 2017 г. Первая инстанция отказалась признать уважительной причиной пропуска ухудшение здоровья Светланы Драницыной, поскольку та не смогла доказать наличие заболеваний, препятствующих обратиться в ПФР вовремя.

Отклоняя доводы о том, что истцы не были извещены Управлением ПФР о возможности получения пенсионных накоплений матери, суд сослался на реестр отправлений простой корреспонденции, согласно которому УПФР в декабре 2016 г. направило извещение о наличии накоплений на счете Марины Драницыной по последнему адресу ее проживания. В заседании истцы подтвердили, что также проживали в тот момент по этому адресу. То, что дети умершей не получили указанное извещение, не свидетельствует о бездействии ответчика, заметила первая инстанция. Кроме того, добавила она, доводы истцов об их юридической неграмотности также не подтверждают наличие уважительных причин пропуска срока.

Апелляция, оставляя в силе решение городского суда, отметила, что незнание Драницыных о наличии у их матери пенсионных накоплений и о сроках подачи соответствующего заявления не является уважительной причиной пропуска этого срока, поскольку граждане «имели реальную возможность узнать о своих правах», если бы ознакомились с соответствующими нормативными актами.

Судья Магаданского областного суда отказался передавать кассационную жалобу Драницыных на рассмотрение в заседании, поэтому истцы обратились в ВС РФ.

ВС призвал внимательнее изучить причины пропуска срока

Изучив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам ВС обнаружила, что первая и апелляционная инстанции существенно нарушили процессуальные нормы, а также неверно истолковали и применили материальное право.

Проанализировав пенсионное законодательство и применимые разъяснения из Обзора законодательства и судебной практики ВС за третий квартал 2008 г., Суд сформулировал несколько правовых позиций. Так, пояснил он, если смерть застрахованного лица наступила до назначения накопительной пенсии или до корректировки ее размера с учетом дополнительных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии средства выплачиваются территориальным органом ПФР по месту жительства умершего его правопреемникам. Круг этих лиц может определить сам застрахованный в соответствующем заявлении. При отсутствии заявления выплата производится правопреемникам по закону: в первую очередь детям, супругу и родителям, во вторую – братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.

Далее, указал ВС, территориальный орган Пенсионного фонда, получив документ о смерти застрахованного лица, при наличии информации о его правопреемниках обязан уведомить их о возможности обратиться за выплатой накоплений умершего. По общему правилу правопреемникам необходимо обратиться в ПФР в течение 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица. Однако, подчеркнула судебная коллегия, в случае пропуска такого срока он может быть восстановлен в судебном порядке при наличии уважительных причин. «Поскольку какого-либо перечня уважительных причин законом не установлено, вопрос о причинах пропуска срока обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица и об уважительности этих причин подлежит разрешению судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств», – разъяснил Суд.

В своем определении он прямо указал те обстоятельства, которые нижестоящим инстанциям следовало установить по данному делу. Так, по мнению ВС, необходимо было выяснить, направлялось ли по месту жительства умершей или ее правопреемников уведомление о наличии накопительной пенсии, а также располагали ли правопреемники Марины Драницыной информацией о наличии у нее пенсионных накоплений. Реестр почтовых отправлений, представленный ответчиком в первую инстанцию, сведений о составе направленной по адресу умершей корреспонденции не содержит, заметил ВС.

Кроме того, судам следовало оценить уважительность причин, по которым дети умершей не обратились в Управление ПФР вовремя. Так, например, остались без внимания доводы Светланы Драницыной и ее бабушки о том, что на момент смерти матери Светлане едва исполнилось 18 лет. Оба истца говорили о своих заболеваниях и о том, что после смерти Марины Драницыной не только морально страдали, но и длительное время болели, были вынуждены адаптироваться к новым жизненным условиям. При этом Драницыны представили документы, подтверждающие, с их точки зрения, неудовлетворительное состояние здоровья, однако обе инстанции эти сведения оценивать не стали.

Перечень уважительных причин, дающих суду право восстановить лицу пропущенный срок, законодательством не установлен, еще раз подчеркнул Суд. «Поскольку закон не содержит условие о необходимости подтверждения гражданином наличия каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих ему своевременно обратится в пенсионный орган за выплатой средств пенсионных накоплений умершего лица, вывод суда о том, что приводимые истцами доводы не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, непосредственно связанных с их личностью как правопреемников, повлекших пропуск ими срока обращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств пенсионных накоплений умершей матери , является неправомерным», – указала судебная коллегия.

На этом основании акты нижестоящих инстанций были отменены, ВС направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. Поскольку месяцем ранее Суд вынес аналогичное решение по делу Любови Штряниной – бабушки истцов и матери умершей (№ 93-КГ20-1), первой инстанции рекомендовано разрешить вопрос о возможности объединения обоих дел в одно производство.

Эксперты согласились с Судом

«Уникальное определение Верховного Суда, дающее людям надежду на получение причитающихся по закону пенсионных средств, – прокомментировала решение адвокат АК “Гражданские компенсации” Ирина Фаст. – Высшая инстанция дала указание о порядке восстановления срока обращения за выплатами и фактически встала на защиту слабой стороны в процессе, в который раз указав на необходимость защиты прав граждан».

Очевидная позиция ВС в отношении данной категории споров, по мнению эксперта, сводится к необходимости качественно извещать наследников о наличии права на получение накоплений, а если речь идет о восстановлении срока для обращения – рассматривать такое требование без «пробюджетного» уклона.

По словам адвоката АП г. Москвы Анжелики Тамбовской, ВС обращает внимание судов на необходимость более внимательно относиться к обстоятельствам, препятствующим правопреемникам своевременно реализовывать права на пенсионные накопления умерших. «Следует заметить, что средства пенсионных накоплений признаются собственностью РФ. За счет средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц, не выплаченных правопреемникам, формируется резерв Пенсионного фонда, а потому неудивительно, что позиция ПФР в судебных заседаниях по восстановлению срока очень активна», – рассказала адвокат.

Как правило, добавила она, заявители, пропустившие 6-месячный срок обращения за накопительной пенсией, ссылаются на незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства. «Вместе с тем оценку таким обстоятельствам Пленум ВС уже давал в п. 40 своего Постановления от 29 мая 2012 г. № 9 по делам о наследовании: незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства не является уважительной причиной пропуска», – напомнила Анжелика Тамбовская.

Однако поскольку подобная причина является наиболее распространенной в делах о восстановлении срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений умершего, необходимо дать ей оценку на уровне специального Постановления Пленума ВС, убеждена адвокат. «Более того, представляется необходимым установить в законе порядок и сроки информирования правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений умершего гражданина в целях своевременного обращения за выплатой», – заключила эксперт.

Libra

AVE

Согласна с Libra, формальное право есть

Вопрос в том, что справку по зарплате, если только дело в ней - проверять имеют право. Но если у Вас выработан необходимый стаж, необходимое количество баллов, то Вы можете написать жалобу в пенсионный фонд, описать ситуацию и просить назначить пенсию по имеющимся в деле документам, указав, что по результатам проверки - просите сделать корректировки.

Дело в том, что если Вам назначат пенсию сейчас, а в этом случае выносится решение и в пенсионной справке - указывается размер пенсии, то перерасчет по справке - будет происходить как новый перерасчет, но не уверена, что с даты подачи заявления.
Так как вины ПФ нет, в том, что Вы потребовали назначить пенсию по имеющимся справкам.

Если дело в справке, то по истечении 3 месяцев будет вынесено решение, но пенсию выплатят с даты наступления пенсионного возраста, если Вы вовремя подали заявление, т.е. эти три месяца оплатят.

Субсидию малоимущим Вы можете оформить без пенсионной справки, т.к. она назначается по фактическим доходам на члена семьи независимо от выхода на пенсию.

Бесплатный проезд конечно удобен, как и городские добавки,
Но основное - в чем причина и необходимость проверки? Обычно, справки проверяют, если возникли сомнения. Чем вызвана необходимость проверки? Из Вашего сообщения не совсем понятно. Но ПФ имеет право проверять исходные документы и бухгалтерские ведомости, на основании которых указаны суммы заработков и пока нарушений не вижу, чтобы обращаться в Прокуратуру

rzd



Libra

AVE


Libra


Libra


AVE

cosmos402



AVE


Постановлением Правительства Москвы №805-ПП от 31.10.2017 принято решение, что с 01.01.2018 года минимальная пенсия для столичных жителей, зарегистрированных в Москве 10 и более лет составляет 17 500 рублей. Моя пенсия в период с 01.02.2018 по 01.05.2018 составила 10149 руб.85 коп. Налицо нарушение закона.И вызвано это нарушение исключительно действиями Пенсионного фонда и соцзащиты, так как они лишили меня возможности воспользоваться моим правом подать заявление на социальную помощь в срок! Правительство Москвы сознательно не вносит изменения в правила дабы получить дополнительную экономию на законных основаниях. В собесе всё прекрасно знают. Они открыто говорят что жалоб очень много. Но дальше переписки дело не идет. Ведь отстаивать свои права пытаются малоимущие граждане, а у них нет денег на хороших адвокатов. Вот такая у нас защита малоимущих! Скорее ОТ МАЛОИМУЩИХ!


mvvtoma

В августе у меня предстоит та же история в Москве.

С 3-х месячными проверками справок.

Ясно как день, что Московской ГСС (17500руб) не будет еще как минимум 3 месяца.

Я только не понял: в эти месяцы выплачивается Федеральная доплата (11800руб) или просто пенсия? (Пенсия у меня будет примерно 7000руб).


mvvtoma

mvvtoma

Продолжение(может кому пригодится):

Посетил пенсионный Кунцево. Документы взяли. Вопросов не было. Лишь сказали, что будут проверять справку о зарплате за 5 лет. В течении 1.5 месяца.

Но через неделю позвонили: нужна справка о моем рождении!

И плохие печати в Трудовой, поэтому будут посылать запросы в архивы и сказали, что времени потребуется больше.

Т.е. все по плану как и ожидалось. Процесс нахлобучки пошел по схеме Матильды.

Зашел в собез. Ради интереса спросил: на что мне жить три месяца проверок моих справок? И можно ли оформить сейчас социальную помощь?

Сказали, что ничем помочь не могут, только можно подать заявление на бесплатные обеды)).



Существует Регламент, который работники ПФ обязаны исполнять. Приказ Минтруда России от 19.01.2016 N 14н (ред. от 13.02.2018) "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41131)

88. Основанием для начала административной процедуры является необходимость истребования документов, предусмотренных пунктами 44 - 54 Административного регламента.

(44. – место жительства, 45-место пребывания, 46-постоянное проживание, 47-пост. Прож. иностранца, 48-гражданство, 49- факт получения (неполучения) пенсии,50- отказа от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии,51-иные периоды, безработица,супруги военных, прож. за границей, 52-предприниматели, 53-народы Севера, 54-инвалидность)

Изучите сами, других оснований для запросов нет.

90. Должностное лицо не позднее рабочего дня, следующего за днем приема заявления территориальным органом ПФР, направляет в государственные….

91. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, необходимые для установления пенсии, не позднее 5 рабочих дней со дня поступления указанного запроса представляют их в территориальный орган ПФР.

Полагаю, если мы апеллируем к закону, то отвечает нам как бы весь ПФ, а вот если мы указываем на неисполнение конкретных статей Регламента, то тут уже возникает конкретный работник, который нарушает процедуру.

Нормативные документы:

1.Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596 – ХII «О пенсионном обеспечении»;
2.Положение о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 777).
3.Положение о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденное приказом Министра социальной защиты Республики Беларусь от 23.05.1997 №44.

ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ ЗА ПЕНСИЕЙ

Заявление о назначении трудовой пенсии неработающим гражданам, индивидуальным предпринимателям, членам крестьянского (фермерского) хозяйства, творческим работникам, не работающим по трудовым и гражданско-правовым договорам, домашним работникам, работникам религиозных организаций, лицам, обучающимся в учреждениях образования, и другим, и членам их семей, а также о назначении социальной пенсии подается непосредственно в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя.
В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением работодателя об отказе в представлении его к назначению пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.
Заявление о назначении пенсии несовершеннолетнему или недееспособному лицу подается в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства его законного представителя (родителя, усыновителя, опекуна, попечителя) либо по месту нахождения учреждения, в котором находится на содержании несовершеннолетний (недееспособный).
Заявление о назначении трудовой пенсии лицам, находящимся в местах лишения свободы, подается в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения исправительного учреждения через администрацию этого учреждения.
Заявление о назначении пенсии и необходимые документы могут быть поданы доверенным лицом, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, выданной на представление этим лицом документов для назначения пенсии в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите, сбор недостающих для назначения пенсии документов и получение пенсионного удостоверения.

СРОКИ ОБРАЩЕНИЯ ЗА ПЕНСИЕЙ

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком. Обращение за назначением трудовой пенсии по возрасту может осуществляться и до наступления пенсионного возраста, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
Пенсии по возрасту назначаются со дня наступления пенсионного возраста, если обращение за пенсией последовало не позднее дня наступления пенсионного возраста. В случае обращения за пенсией после достижения пенсионного возраста - пенсия будет назначена со дня обращения.
Днем обращения за пенсией считается день приема заявления (представления) о назначении пенсии со всеми документами, необходимыми для определения права на пенсию и ее размера.
Если заявление о назначении пенсии пересылается по почте, и при этом прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления.
В тех случаях, когда к заявлению (представлению) о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, работодателю или заявителю сообщается, какие документы должны быть представлены дополнительно. Если они будут представлены не позднее одного месяца со дня уведомления о необходимости представления дополнительных документов, то днем обращения за пенсией считается день приема заявления (представления) о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления.
Пенсии по инвалидности назначаются со дня установления инвалидности, если обращение за пенсией последовало не позднее 3 месяцев со дня установления инвалидности. В случае обращения за пенсией после по истечении указанного срока - пенсия будет назначена со дня обращения.
Пенсии по случаю потери кормильца назначаются со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев перед обращением за пенсией.
В случае, если заявитель является получателем пенсии по другому основанию, перевод на другой вид пенсии осуществляется со дня подачи заявления.

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ

При обращении за назначением пенсии (независимо от вида пенсии) заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство.
Документом, удостоверяющим личность, возраст, принадлежность к гражданству и подтверждающим место жительства для граждан Республики Беларусь, является паспорт гражданина Республики Беларусь.
В случае временного жительства гражданина Республики Беларусь на территории республики документом, подтверждающим его проживание в Республике Беларусь, является адресный листок прибытия установленной формы, содержащий сведения об адресе места прописки гражданина и сроке прописки.
В том случае, если паспорт гражданина Республики Беларусь, проживающего на территории Республики Беларусь, утрачен, в качестве документа, удостоверяющего его личность и гражданство до выдачи паспорта взамен утраченного, принимается справка установленной формы, выдаваемая органом внутренних дел по месту жительства.
Документом, удостоверяющим личность, возраст и гражданство несовершеннолетних лиц, не достигших 16 лет, является свидетельство о рождении или паспорт.
Документом, удостоверяющим возраст умершего кормильца, является свидетельство о смерти или иной документ, содержащий необходимые сведения.
Документом, удостоверяющим личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, является национальный паспорт и (или) вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства.

К заявлению (представлению) о назначении трудовой пенсии должны быть приложены:

1. трудовая книжка и представление (для работающих граждан), копия трудовой книжки (для неработающих);
2. документ о получении образования по дневной форме обучения;
3. военный билет;
4. свидетельство о рождении детей;
5. документ, подтверждающий изменение фамилии, имени, отчества;
6. справки о заработной плате за последние 22 года стажа работы в 2016 году,в 2017 году - 23 года.
7. справка о нахождении в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста до 3-х лет (если имело место) и другие документы, подтверждающие стаж и заработок заявителя.

Для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимы следующие документы :

1. паспорт заявителя;
2. трудовая книжка и другие документы, подтверждающие стаж кормильца;
3. справки о заработной плате за последние 22 года стажа работы в 2016 году, в 2017 году - 23 года.
4. документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем;
5. свидетельство о смерти кормильца;

В необходимых случаях представляются:
при назначении пенсии многодетным матерям - документы о рождении детей и воспитании их до 8-летнего (16-летнего) возраста;
документы, подтверждающие, что ребенок заявителя признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом, и о воспитании его не менее 8 лет в период до его совершеннолетия;
при назначении пенсии в соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения» - документы, подтверждающие, что заявитель имеет право на назначение пенсии по возрасту досрочно;
документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии;
документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии с законодательством о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС;
документ, содержащий сведения о составе семьи, выданный организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, или сельским (поселковым) Советом депутатов (для решения вопроса о признании заявителя одиноким).

ПОДГОТОВКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ

Подготовка документов, необходимых для назначения пенсии, и представление к ее назначению осуществляется работодателем по месту последней работы заявителя (кормильца).
Приказом или распоряжением работодателя определяется работник (группа работников), ответственный за подготовку пенсионных документов и своевременное представление их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите (далее - представитель работодателя).
Таким представителем, как правило, назначается работник, который по роду своей основной деятельности связан с оформлением документов о приеме на работу и увольнении, учетом личного состава, ведением трудовых книжек. Работодатель за месяц до достижения работником пенсионного возраста и приобретения права на пенсию извещает его о порядке обращения за пенсией.
Заявление о назначении пенсии заполняется заявителем по установленной форме и регистрируется в журнале регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий.
Работодатель в 10-дневный срок со дня регистрации заявления оформляет все необходимые документы и свое представление, знакомит с ним заявителя (под расписку в представлении) и рассматривает вопрос о возможности представления данного работника к назначению пенсии.
При положительном решении вопроса заявление, представление и все документы передаются в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя.
По требованию работника работодатель выдает ему документы, необходимые для перерасчета пенсии, возобновления ее выплаты, перевода с одной пенсии на другую.

УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕРЫ ПЕНСИЙ ПО ВОЗРАСТУ

С 01 января 2017 года общеустановленный пенсионный возраст ежегодно повышается на 6 месяцев, аналогично на 6 месяцев увеличивается требуемый страховой стаж. Период, из которого определяется среднемесячный фактический заработок и индивидуальный коэффициент, ежегодно увеличивается на 1 год:

год пол возраст дата рождения право на пенсию возникает страховой стаж, требуемый для назначения пенсии за сколько лет работы перед назначением пенсии исчисляется заработок
2017 м 60,5 1 половина 1957 2 половина 2017 16 23
ж 55,5 1 половина 1962
2018 м 61 2 половина 1957 2 половина 2018 16,5 24
ж 56 2 половина 1962
2019 м 61,5 1 половина 1958 2 половина 2019 17 25
ж 56,5 1 половина 1963
2020 м 62 2 половина 1958 2 половина 2020 17,5 26
ж 57 2 половина 1963
2021 м 62,5 1 половина 1959 2 половина 2021 18 27
ж 57,5 1 половина 1964
2022 м 63 2 половина 1959 2 половина 2022 18,5 28
ж 58 2 половина 1964
2023 м 63 1960 2023 19 29
ж 58 1965
2024 м 63 1961 2024 19,5 30
ж 58 1966
2025 м 63 1962 2025 20 31
ж 58 1967

Пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка (статья 56 Закона «О пенсионном обеспечении»), но не ниже минимального размера пенсии.

Трудовая пенсия увеличивается:

мужчинам за каждый полный год стажа работы (статьи 51 – 53 Закона) сверх 25 лет - на один процент среднемесячного заработка (статья 56 Закона), но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту. При этом для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы более 35 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера (статья 70 Закона) (далее – средняя заработная плата работников). Для лиц, имеющих стаж работы 45 лет и более, новый минимальный размер увеличения применяется начиная с 26-го года стажа работы;

женщинам за каждый полный год стажа работы сверх 20 лет – на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту. При этом для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы более 30 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 30 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников. Для лиц, имеющих стаж работы 40 лет и более, новый минимальный размер увеличения применяется начиная с 21-го года стажа работы.

Увеличение производится в пределах 45 лет стажа работы у мужчин и 40 лет у женщин.

Лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, пенсии дополнительно увеличиваются на 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5 процента среднемесячного заработка (либо на 0,7 процента средней заработной платы работников – в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45-й год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40-й год включительно у женщин;

Минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала.

При продолжении работы без получения государственной пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях размер пенсии по возрасту увеличивается на:

6, 8, 10 и 12 процентов заработка, из которого в соответствии со статьей 56 Закона исчисляется пенсия, – соответственно за каждый полный первый, второй, третий и четвертый годы работы, на 14 процентов такого заработка – за полный пятый и каждый последующий год работы. Указанные размеры увеличения пенсии суммируются между собой;

1 процент заработка, из которого в соответствии со статьей 56 настоящего Закона исчисляется пенсия, – за каждые полные два месяца неполного года работы. Данный размер увеличения пенсии суммируется с размерами увеличения пенсии за полные годы работы.

Под работой без получения государственной пенсии, дающей право на увеличение пенсии понимаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь согласно законодательству о государственном социальном страховании.

Читайте также: