Если бывший госслужащий пенсионер нужно ли уведомлять

Опубликовано: 15.05.2024

Трудовые взаимоотношения организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях, неоднозначны. О том, какие хлопоты ожидают кадровика при заключении трудового договора с бывшим госслужащим, рассказывает руководитель отдела экономики труда и материальной мотивации ЗАО «ПФ «СКБ Контур» Елена Булатова.

Каждое действие любого человека оставляет след, который влияет не только на его дальнейшую жизнь, но и на деятельность других людей. Круги прошлого расходятся по реке времени, воздействуя на ее течение. Особенно точно этот образ передает нюансы трудовых взаимоотношений организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях.

— Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего?

— Принимая на работу такого сотрудника, работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить в госорганизацию. Напомню, как об этом написано в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ «работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

— А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?

— В теории обязанность сообщать о местах государственной службы в течение двух лет после увольнения с нее возложена на самого бывшего госслужащего. Это предусмотрено ст. 64.1 ТК РФ.

При этом если гражданин — бывший госслужащий устраивается в коммерческую организацию, а во время прохождения им госслужбы отдельные функции государственного управления этой организацией входили в его должностные обязанности, он имеет право устроиться туда на работу только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Если такого согласия нет, то в дальнейшем трудовой договор с бывшим госслужащим может быть расторгнут по требованию надзорных органов.


Любые приказы о приеме на работу и увольнении составляйте в программе Контур-Персонал.

— Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?

— Специалисту кадровой службы, который оформляет на работу новых сотрудников, в любом случае необходимо выполнить несколько действий.

Во-первых, внимательно просмотреть все записи в трудовой книжке принимаемого работника за последние два года, чтобы понять, состоял ли человек на государственной службе в этот период. Подсказкой может служить основание увольнения. Например, при увольнении с государственной гражданской службы запись об увольнении вносится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а не в соответствии с Трудовым кодексом.

Во-вторых, если обнаружилось, что в течение последних двух лет (на момент приема в компанию) человек состоял на государственной службе, следует сообщить об этом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его работы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. Сообщение необходимо оформить в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Важный момент: согласно ТК РФ сообщать бывшему работодателю нужно только в том случае, если должность бывшего государственного служащего входила в перечень, установленный Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Данные перечни достаточно трудно найти в открытых источниках. В связи с этим советуем информировать предыдущих работодателей нанимаемого сотрудника во всех случаях, независимо от того, какую должность он занимал.

И в-третьих, до заключения трудового договора порекомендуйте бывшему госслужащему (если он этого еще не сделал) обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению по месту прохождения госслужбы, чтобы получить согласие на право занимать должности в коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законодательством.

— Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим?

— Есть несколько наиболее распространенных ошибок. Обычно работодатели забывают спросить кандидатов о прохождении госслужбы в прошлом / проверить трудовую книжку и, как следствие, не сообщают бывшим работодателям по месту прохождения госслужбы или сообщают с нарушением сроков. Иногда, не найдя соответствующего перечня, работодатели решают, что необходимости оформлять сообщение нет.

— И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего?

— Если работодатель не сообщает или не соблюдает порядок сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим, он несет ответственность в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ: административный штраф, возлагаемый на должностных лиц, — от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

Как правило, при определении меры административного взыскания учитывается тяжесть нарушения и тот факт, первичное это нарушение или нет.

Если бывший госслужащий нарушил требования Закона № 273-ФЗ, не уведомил нового работодателя или не стал получать согласия специальной комиссии по прежнему месту службы, то трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а бывший госслужащий — уволен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Если же бывший госслужащий исполнил все требования законодательства, но согласия комиссии не получил, трудовые отношения прерываются согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В этом случае никаких штрафных санкций к работодателю не применят, но ему самому придется потратить дополнительные средства на поиск и обучение нового сотрудника.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Кадры


Прием на работу бывшего государственного (муниципального) служащего сопровождается определенными трудностями правового и организационного характера. Это обусловлено реализацией антикоррупционных мер, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ).

В соответствии со статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), пунктами 4, 5 статьи 12 Закона № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

В новом номере разберем порядок уведомления, ответственность за невыполнение требований антикоррупционного законодательства, а также наиболее часто встречающиеся вопросы.

Минтруд разъяснил, что не все бывшие государственные (муниципальные) служащие обязаны сообщать предыдущему работодателю о трудоустройстве, а только те, которые указаны:

  • в разделе I или разделе II перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (далее – Перечень);
  • в перечне должностей, определенном руководителем государственного органа в соответствии с разделом III Перечня;
  • в перечне должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, утвержденном руководителями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 Указа Президента РФ от 27.07.2010 № 925).
Указанные списки достаточно объемны и трудны для восприятия. Поэтому советуем узнать у сотрудника, в каком госоргане он работал, зайти на официальный сайт этого органа и в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, можно узнать, относилась ли замещаемая должность к той, которая требует соблюдение особого порядка при приеме сотрудника на работу.

Таким образом, если новый сотрудник состоял на государственной либо муниципальной службе менее двух лет и должность, им замещаемая, была указана в Перечне, то работодатель должен уведомить соответствующий орган о заключении трудового договора.

Обязанность уведомить бывшего нанимателя возложена и на самого работника.

Помимо заключения трудового договора, возможно заключение гражданско-правового договора. При заключении гражданско-правового договора уведомление требуется в тех случаях, когда одновременно соблюдаются два условия:

  • договор предусматривает оказание гражданином услуг или выполнение работ для организации;
  • вознаграждение по этому договору превышает 100 000 рублей в месяц.

Уведомление

Правила сообщения работодателем о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29(далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил работодатель обязан уведомить нанимателя на последнем месте работы бывшего служащего в письменной форме.

В соответствии с пунктом 3 Правил уведомление должно быть подготовлено на бланке организации, подписано руководителем или иным уполномоченным лицом, заверено печатью (при наличии).

Пункт 5 Правил предусматривает содержание такого уведомления:

  • фамилия, имя, отчество бывшего служащего;
  • дата и место его рождения;
  • наименование занимаемой должности по последнему месту работы в точном соответствии с указанным в трудовой книжке.
В случае заключения трудового договора указываются:

  • наименование организации-работодателя (полное и сокращенное);
  • дата и номер приказа о приеме на работу;
  • дата заключения трудового договора и срок его действия;
  • название должности по штатному расписанию, а также перечень должностных обязанностей по новому месту работы.
В случае заключения гражданско-правового договора указываются:

  • дата и номер гражданско-правового договора;
  • срок действия (сроки начала и окончания работ или оказания услуг);
  • предмет договора (с описание работы или услуги и ее результата);
  • размер вознаграждения по договору.
Уведомление направляется в адрес государственного (муниципального) органа, бывшего места работы сотрудника, в течение 10 дней с момента заключения договора.

Уведомление рассматривается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению бывших госслужащих.

Важно! Дальнейшая работа нового сотрудника возможна только с согласия такой комиссии.

По итогам рассмотрения заявления служащего о даче согласия на работу в коммерческой (некоммерческой) структуре комиссия конкретного государственного органа принимает одно из двух решений:

  • дача согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации;
  • отказ в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации.
Решение комиссии оформляется соответствующим протоколом и является обязательным для коммерческих структур.

Копия протокола в трехдневный срок с момента проведения заседания комиссии предоставляется самому служащему и по решению комиссии может быть предоставлена новому работодателю.

Если комиссия отказала бывшему служащему в работе в данной должности, работодатель должен расторгнуть с ним трудовой договор и уволить в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 83 ТК РФ. Однако после увольнения тот же работодатель может принять его на работу на другую должность, работа по которой будет разрешена комиссией.

Согласно части 3 статьи 12 Закона № 273-ФЗ несоблюдение вышеперечисленных требований при трудоустройстве бывшего государственного или муниципального служащего может привести к прекращению трудового договора.

В случае неуведомления работником нового работодателя трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а работник - уволен (абзац 5 части 1 статьи 84 ТК РФ). Увольнение производится по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Ответственность за невыполнение обязанности уведомлять бывшего нанимателя

Под нарушением требований здесь понимается именно отсутствие уведомления бывшего нанимателя.

Как разъясняет Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, несоблюдение работодателем части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы

К административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.

Санкция статьи предусматривается ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

Вопросы уведомления бывшего нанимателя и административной ответственности

  • если работник не сообщил будущему работодателю о несении им ранее государственной или муниципальной службы, при этом указанные сведения отсутствовали в трудовой книжке, документах воинского учета, анкете, заполняемой гражданином при трудоустройстве, работодатель освобождается от административной ответственности;
  • обязанность направлять уведомления сохраняется в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы независимо от его последнего места работы и количества заключенных им за этот период трудовых договоров. Данная обязанность сохраняется в том числе при заключении трудового договора по совместительству;
  • если на момент заключения трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим государственный (муниципальный) орган, в котором данное лицо проходило службу, реорганизован или упразднен, сообщение следует направлять в орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного);
  • предусмотренный десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим нужно исчислять со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом либо его фактического допущения к работе;
  • не является нарушением несообщение о переводе бывшего служащего на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также о заключении с ним трудового договора о внутреннем совместительстве.
Бывший государственный служащий может оказаться отличным специалистом в какой-либо области, обладать знаниями, необходимыми для организации, поэтому несколько усложненный (по сравнению с «обычным») порядок приема на работу бывшего госслужащего не должен стать непреодолимым препятствием при получении высококвалифицированных кадров.

Если чиновник после отставки пойдет в бизнес, он должен сообщить об этом в свое бывшее ведомство. Фото: Аркадий Колыбалов/ РГ

Закон о противодействии коррупции прописывает ряд ограничений на так называемые "запасные аэродромы" для бывших начальников. В течение двух лет после отставки чиновники, чьи должности попадают под такое ограничение, обязаны сообщать в свое бывшее ведомство о новом месте работы.

За молчание накажут нового работодателя. КоАП предусматривает серьезные санкции за нарушение этого правила. Должностные лица новой организации рискуют заплатить штраф от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Для юридических лиц предусмотрены штрафы от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Но есть важное условие: согласовывать надо только в том случае, если фирма занимается бизнесом в той сфере, которую чиновник регулировал. Возможно, он даже инспектировал эту компанию, проверял, не нарушает ли та закон.

Естественно, если чиновник после увольнения вдруг занимает высокий пост в такой организации, это может вызвать подозрения. А вдруг он специально закрывал глаза на какие-то недостатки, чтобы потом обеспечить себе теплое местечко на пенсии? Поэтому у фирмы, взявшей на работу отставника, есть десять дней, чтобы послать сигнал по адресу. То есть в антикоррупционное подразделение того ведомства, где раньше служил человек. Там, в свою очередь, разберутся, нарушил или нет отставник какие-то запреты своим трудоустройством.

Суды уже несколько лет активно штрафуют различные организации за молчание. По данным Судебного департамента при Верховном суде России, за шесть месяцев этого года были оштрафованы более 2,3 тысячи должностных лиц и организаций.

Например, в Йошкар-Оле недавно прокуратура оштрафовала местный мясокомбинат. Как сообщили в прокуратуре Республики Марий Эл, установлено, что в 2016 году бывший муниципальный служащий - ведущий специалист отдела предпринимательства, транспорта и потребительского рынка администрации Йошкар-Олы был принят на работу в данную коммерческую организацию на должность менеджера по маркетингу. Администрацию города в известность не поставили. За это мясокомбинат оштрафован на 100 тысяч рублей. Вряд ли бы чиновнику запретили трудоустройство на завод. Все дело именно в молчании.

Согласно проекту постановления пленума извещать о том, что берут на работу бывших чиновников, должны будут, например, адвокаты и нотариусы. Если следователь после отставки устраивается в адвокатское бюро на хороший контракт, об этом надо будет сообщить его бывшему руководству.

"Граждане (физические лица) подлежат административной ответственности в случае привлечения ими к трудовой деятельности на договорной основе иных физических лиц, являвшихся бывшими государственными (муниципальными) служащими, - говорится в проекте. - Например, к таким гражданам могут быть отнесены занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой".

При этом, как поясняют эксперты, на работу в государственных учреждениях, никак не связанных с бизнесом, ограничения не распространяются. Например, в Самарской области некий бывший сотрудник Росреестра устроился программистом в местный аграрный техникум. Должность, которую человек замещал на государственной службе, хоть и была небольшой, но все равно попадала под антикоррупционные ограничения. Прокуратура посчитала, что техникум был обязан просигнализировать о трудоустройстве экс-чиновника. Однако Верховный суд России с такой позицией не согласился.

Денис Паньшин, заместитель председателя Правления Ассоциации юристов России

Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в установленный перечень, должен в течение двух лет после увольнения получать согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению в своем бывшем ведомстве на трудоустройство в организацию, входившую в сферу его компетенции.

Подобная мера направлена на предотвращение коррупции. Например, чтобы чиновник не создавал протекции какой-либо организации в обмен на трудоустройство и высокую зарплату после отставки. С другой стороны, здесь необходимо выработать разумный баланс, чтобы успешная государственная служба не приводила к запрету на профессию для хорошего специалиста. Опыт и знания бывшего чиновника вполне могут быть востребованы в бизнесе. Но система трудоустройства должна быть прозрачной. Поэтому и предусмотрены штрафы именно за неинформирование комиссий, а не за сам факт трудоустройства. Каждый случай надо внимательно разбирать. Постановление пленума Верховного суда России поможет в выработке единой судебной практики в данном вопросе.

Разъясняет старший помощник Кунцевского межрайонного прокурора г. Москвы Лисин Н.С.
Гражданин, который ранее замещал должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с соответствующей службы обязан при заключении трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 000 руб. в месяц; далее - гражданско-правовой договор) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Такой вывод следует из положений ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее - Закон N 273-ФЗ).

Данная обязанность налагается на тех бывших служащих, чьи должности в соответствии с положениями указанных норм включены в специальные устанавливаемые нормативными правовыми актами РФ перечни. Под ними следует понимать перечни, изданные во исполнение Закона N 273-ФЗ.

К таким перечням, например, относятся Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, перечни, предусмотренные ведомственными нормативными правовыми актами, в частности Приказом ФССП России от 26.01.2018 N 38. Кроме того, исходя из положений п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557 соответствующие перечни должностей устанавливаются на региональных и муниципальных уровнях власти и управления. Сказанное также подтверждается, в частности, положениями Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925.

Ознакомиться с перечнями можно в справочно-правовых системах, на официальном сайте госоргана или органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу. Помимо этого, информацию о включении той или иной должности в конкретный перечень можно получить по запросу в соответствующем госоргане, органе местного самоуправления (пп. 1 п. 51 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией; далее - Методические рекомендации).

Работодатель при заключении трудового договора с указанным гражданином, замещавшим соответствующие должности, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщить представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы этого лица о заключении договора (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ). Данная обязанность возникает при заключении трудового договора как по основному месту работы, так и по совместительству, независимо от размера заработной платы (п. п. 61 - 63 Методических рекомендаций, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). При этом согласно позиции Верховного Суда РФ о заключении трудового договора по совместительству необходимо сообщить, если по основному месту работы бывший служащий трудится у другого работодателя, т.е. совместительство является внешним. О внутреннем совместительстве можно не сообщать (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Необходимо иметь в виду и то, что вышеназванная обязанность работодателя подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной службы независимо от последнего места работы бывшего госслужащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Двухлетний срок, указанный в ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, может начинаться в том числе и с момента перевода с должности, входящей в перечень, устанавливаемый нормативными правовыми актами РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2018 N 46-АД18-8).

Если с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещавшим соответствующие должности, заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), сообщать об этом на последнее место его службы нужно в следующих случаях (ч. 1, 4 ст. 12Закона N 273-ФЗ, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46):

- стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору превышает 100 000 руб. в месяц;

- договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает 100 000 руб.

Сообщение о заключении гражданско-правового договора также должно быть направлено в 10-дневный срок (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).

Срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора исчисляется в календарных днях. Он отсчитывается со дня, следующего за днем заключения договора или фактического допущения бывшего служащего к работе с ведома или по поручению работодателя (его уполномоченного на это представителя). Если последний день срока совпадает с нерабочим днем, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Сообщение должно быть направлено с соблюдением Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29, далее - Правила N 29) (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Некоторые примеры неоднозначного толкования ст. 19.29 КоАП РФ и положений Закона N 273-ФЗ Верховный Суд РФ рассмотрел в Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016).

Следует отметить, что законодательно не урегулирован порядок уведомления о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшими служащими в случае, когда орган, в котором они замещали должности государственной (муниципальной) службы, упразднен или реорганизован.

Указанное следует учитывать, направляя сообщение о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшими государственными (муниципальными) служащими, если орган, в котором они замещали должности, упразднен или реорганизован.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Государственные служащие – это специалисты с высокой квалификацией. Связано это с повышенными требованиями, предъявляемыми при приеме на госслужбу. Этим объясняется охотный прием этих сотрудников на работу. Однако в отношении госслужащих применяется ряд правил и ограничений. О них должны знать работодатели.

Вопрос: Надо ли уведомлять представителя нанимателя бывшего госслужащего по последнему месту его службы о факте заключения с ним трудового договора по внутреннему совместительству?
Посмотреть ответ

Нормативные акты

В статье 64.1 ТК РФ указано, что при приеме лица в фирму работодатель должен поставить в известность об этом факте представителей государственного органа, в котором был занят служащий. Ряд ограничений накладывается и на самого сотрудника. Предостережения связаны с тем, что госслужащие могут располагать важными сведениями, полученными в ходе государственной работы.

Эта информация может считаться государственной тайной. То есть ее нельзя применять для коммерческих нужд на основании части 3 статьи 17 ФЗ от 27.07.2004 №79.

В части 1 статьи 64.1 ТК РФ приведены ограничения относительно трудоустройства в структуры, в которых госслужащие работали ранее. Сделать это можно исключительно при наличии одобрения комиссии. Комиссия проверяет наличие конфликта интересов и коррупционной составляющей. Если ничего подобного нет, предоставляется разрешение на трудоустройство. В части 1 статьи 17 ФЗ от 25.12.2008 №273 приведено еще одно ограничение.

В частности, госслужащий может быть принят на работу только в том случае, если его зарплата в компании будет составлять меньше 100 000 рублей. Если предполагается более высокая зарплата, для трудоустройства нужно получить одобрение комиссии. Особенности ее организации и порядок деятельности оговорены в Указе Президента от 01.07.2010 №821. Рассмотрим все акты, регулирующие устройство на работу бывшего госслужащего:

  • ТК РФ.
  • ФЗ о госслужбе.
  • ФЗ №273 от 25 декабря 2008 года.
  • Указ Президента №821 от 1 июля 2010 года.

В части 1 статьи 12 ФЗ №273 указано, что уведомлять государственный орган о трудоустройстве нужно в течение 2 лет после увольнения из структуры. Кроме того, нормативные акты устанавливают необходимость проверки трудовых или гражданско-правовых соглашений, на основании которых служащий будет работать в компании. Проверяются они на предмет наличия коррупционной составляющей.

Должности, в отношении которых действуют правила

ВАЖНО! Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего от КонсультантПлюс доступно по ссылке

Не все госслужащие имеют доступ к государственной тайне. Следовательно, ограничения действуют в отношении не всех соискателей. Перечень госслужащих оговорен в Указе Президента от 18.05.2009 №557.

  • Руководство, представляющее исполнительную власть.
  • Военное руководство.
  • Административно-хозяйственные работники.
  • Сотрудники, занятые на организационно-распорядительной, контрольной работе.
  • Распорядители бюджетных средств.
  • Распорядители имущества.
  • Лица, занятые выдачей лицензии.
  • Распределители технических объектов.

Все эти госслужащие должны соблюдать установленные ограничения.

Особенности уведомления

К примеру, это может быть заказное письмо с уведомлением. Отправлять его нужно по точному адресу государственной структуры.

Уведомление отправлять нужно обязательно. Обусловлено это тем, что в течение 2 лет государственные структуры имеют право следить за деятельностью своих бывших сотрудников. Это оговорено в статье 12 ФЗ «О противодействии коррупции» №280. Аналогичная норма содержится в статье 64.1 ТК РФ. Однако работодатель может не отправлять уведомление в том случае, если служащий был занят на должностях, не включенных в этот список:

  • Содержащийся в Указе №557.
  • Установленный законом федеративного субъекта, в котором работал госслужащий.

ВАЖНО! Уведомление нужно отправлять в течение 10 суток со дня подписания трудового соглашения.

У бывшего госслужащего также возникает ряд обязанностей. В частности, он должен уведомить работодателя о своей работе в государственных структурах в прошлом. Также он должен рассказать, на какой именно должности он работал. Письменного уведомления составлять не требуется. Вполне достаточно устного предупреждения. Связана эта особенность с тем, что все требуемые сведения и так содержатся в трудовой книжке.

Содержание уведомления

Установленного образца уведомления нет. Составляться оно может в свободной форме. Однако в нем четко и понятно должна быть изложена информация. В частности, в уведомлении должны содержаться эти сведения:

  • ФИО служащего.
  • Должность, которую работодатель занимал в государственном органе.
  • Наименование государственной структуры.
  • Сведения о распоряжении о приеме в компанию (номер, дата).
  • Дата заключения трудового соглашения.

Уведомление нужно распечатать на фирменном бланке. Если фирменного бланка нет, нужно проставить в правом верхнем углу штамп с реквизитами ЮЛ. На бумаге ставится подпись руководителя или уполномоченного лица. Бумагу следует направлять заказным письмом с уведомлением. Также не помешает сделать опись вложений, иначе государственная структура может обвинить фирму в том, что в конверте ничего не было. Квитанцию и полученное уведомление о получении письма рекомендуется хранить в течение 6 лет. Именно на протяжении этого периода документы могут запросить.

Ответственность за сокрытие информации

Если служащий скроет информацию, работодатель может уволить его при раскрытии правды. Соответствующее правило оказано в статье 84 ТК РФ. Увольнение производится на основании пункта 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Если работодатель не отправил уведомление, он привлекается к административной ответственности в форме штрафа. Размеры штрафов согласно статье 19.29 КоАП РФ:

  • 20 000-50 000 рублей для ИП и должностных лиц.
  • 100 000-500 000 рублей для ЮЛ.

Ответственность может налагаться на протяжении 6 лет после оформления лица на работу. Если фирма уволила работника раньше этого срока, это не освобождает ее от штрафа. Работодатель может избежать санкций в том случае, если он докажет, что сокрытие информации было не по его вине. То есть нужно доказать, что сведения скрыл именно сотрудник. В качестве доказательств можно предъявить эти аргументы:

  • Сотрудник заявил, что трудовая книжка утеряна. В связи с этим была заведена новая книжка.
  • Сотрудник был занят на основании гражданско-правового соглашения.

В качестве доказательств работодатель должен предъявить документы.

К СВЕДЕНИЮ! Основная функция всех рассматриваемых предосторожностей – предупреждение коррупции и различных махинаций.

Читайте также: