Будет ли повышаться пенсионный возраст в беларуси

Опубликовано: 23.04.2024

С 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем. TUT.BY рассказывает, какие пенсионные изменения ожидают белорусов в 2021 году.

Как изменится пенсионный возраст

Напомним, повышение пенсионного возраста началось с 2017 года. Каждый год он будет прибавлять по полгода до тех пор, пока не достигнет 63 лет для мужчин и 58 – для женщин. Это произойдет в 2022 году.

В 2019 году мужчины выходили на пенсию в 61,5 года, а женщины – в 56,5 года. В 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин – 57 лет и 6 месяцев.

В 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины – в 58 лет.

В 2019 году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. А в этом году Александр Лукашенко поручил властям оценить эффективность пенсионной реформы. Однако официально о дальнейшем повышении пенсионного возраста чиновники пока не говорят.

– Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, – объясняла министр труда Ирина Костевич.

Как изменится минимальный страховой стаж

В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 – с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины – с 65 лет, женщины – с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 129,06 рубля.

Напомним, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

Что изменится по пенсиям для многодетных матерей

С 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, будут засчитывать в трудовой стаж для назначения пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет в общей сложности (сейчас – 9 лет). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).

Сейчас многодетные мамы, которые воспитывают четверых детей, рискуют не выработать требуемый страховой стаж, а значит, могут угодить в «пенсионную ловушку» – не получить трудовую пенсию, а только социальную. Дело в том, что сейчас матерям троих детей декретный отпуск включается в общий трудовой стаж в полном объеме. Для матерей, у которых пятеро и более, предусмотрены дополнительные льготы. А вот матерям четверых детей в общий стаж идет только 75% всего периода декретного отпуска.

Этот вопрос поднимали не один год. При этом в Минтруда выступали против того, чтобы матерям четверых детей декретный отпуск засчитывать в полном объеме в общий трудовой стаж.

– В многодетных семьях, как правило, дети рождаются без значительных перерывов между рождениями. Поэтому максимальный 9-летний период может охватывать время ухода мамы за четвертым, пятым и даже последующими детьми, – поясняли ранее в Минтруда, почему не видят ловушки страхового стажа для многодетных.

Что изменится для людей с инвалидностью

С 2021 года инвалидам I и II группы, у которых инвалидность более 10 лет, снизят требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности). Инвалидам с детства на 5 лет снизят требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).

Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии – до минимальной пенсии по возрасту (с 129,06 рубля до 272,57 рубля).

Какие новшества введут для тех, к кого неполный страховой стаж

Предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) будут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такая пенсия будут назначать при достижении 60 лет, а мужчинам – 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Ранее в Минтруда поясняли, что за 10 лет страхового стажа размер пенсии составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера, или 142,46 рубля на сегодняшний день. «Размер пенсии будет увеличиваться на каждые 3% этого бюджета за дополнительный год страхового стажа больше 10», – уточняли в ведомстве.

Сейчас те, кто не смог выработать трудовой стаж, может претендовать на социальную пенсию.

Планомерное повышение будет идти до 2023 года, когда мужчины станут выходить на пенсию в 63 года, а женщины - в 58. Фото: shutterstock.

Планомерное повышение будет идти до 2023 года, когда мужчины станут выходить на пенсию в 63 года, а женщины - в 58. Фото: shutterstock.

Когда наступит пенсионный возраст в 2021-м?

Пенсионная реформа в Беларуси началась в 2017 году. В будущем году пенсионный возраст в стране подрастает еще на 6 месяцев. Так, с 1 января 2021-го для мужчин он составит 62,5 года, для женщин - 57,5 года. Планомерное повышение будет идти до 2023 года, когда мужчины станут выходить на пенсию в 63 года, а женщины - в 58.

Напомним, сейчас более четверти жителей Беларуси - пожилые люди, а на 100 работающих приходится 61 пенсионер. А по прогнозам, через 30 лет число последних и вовсе может превысить все экономически активное население. Поэтому Беларусь, как и многие другие страны, столкнувшиеся с подобным риском, стали повышать пенсионный возраст. Например, реформа в соседней России продлится девять лет: к 2028-му возраст выхода на пенсию для мужчин там увеличится с 60 до 65 лет, а для женщин - с 55 до 60. А в стране долгожителей - Японии - изменения растянули аж на 25 лет, они закончатся к 2025 году. За это время пенсию отсрочат всего на 5 лет: на заслуженный отдых японцы обоих полов станут выходить в 65. Многие страны сейчас находятся в процессе реформы, увеличивая время выхода на пенсию в среднем на 1 - 6 месяцев в год.

На данный момент минимальный пенсионный возраст для женщин по всему миру находится в диапазоне от 50 лет (во столько уходят на отдых труженицы заводов в Китае) до 67 лет (в Греции и Исландии). Для мужчин планка выше - от 59 лет в Бангладеш до 67 лет в Италии.

Пенсионный возраст для женщин может повыситься?

Эксперты считают, что это будет не последнее повышение пенсионного возраста в Беларуси. По их мнению, уже с 2023-го начнется второй этап реформы. Скорее всего, он коснется только женщин, ведь по данным Минздрава, в среднем женщины у нас живут до 78 лет, а мужчины - всего до 64 лет. Соответственно, и пенсии для женщин выплачивают куда дольше, что оказывается существенным фактором для нашей экономики. К слову, в правительстве вариант увеличить пенсионный возраст для женщин до 60 лет рассматривали еще при разработке действующей пенсионной реформы, но в итоге от него отказались.

- У нас продолжает стареть население, а люди трудоспособного возраста нередко иммигрируют из страны, - академический директор исследовательского центра BEROC Катерина Борнукова приводит аргументы в пользу того, что пенсионная реформа не закончится в 2023 году и пенсионный возраст придется поднимать . - При этом логичнее начать повышать пенсионный возраст для женщин и немного выровнять его с мужским, а уже потом поднимать снова для мужчин.

Кстати, по такому пути в 2011 году пошла Украина, увеличивая возраст выхода женщин на пенсию. К 2021-му он уравняется для обоих полов и составит 65 лет.

Схема пенсионной реформы в Беларуси.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Страховой стаж к 2021-му дойдет до 18 лет?

Трудовой стаж показывает, сколько времени вы официально работали, а страховой стаж - сколько времени вы (или ваш наниматель за вас) платили взносы на соцстрахование в Фонд соцзащиты населения. Почему важно наработать именно последний? Если вам по достижении пенсионного возраста не хватило страхового стажа - вместо пенсии по возрасту вы будете получать маленькую социальную пенсию (сейчас она составляет 129 рублей).

Порог страхового стажа также решили увеличивать во время пенсионной реформы. Хотя за последние годы он и без этого заметно вырос: до 2014 года страховой стаж составлял 5 лет, но его увеличили до 10 лет, а в 2015 году - до 15 лет. В 2021 году он составит 18 лет, а в 2025-м достигнет 20 лет для обоих полов. Впрочем, если сравнивать с другими европейскими странами, 20 лет страхового стажа в Беларуси - это немного. Например, жителям Чехии требуется 35 лет, чтобы рассчитывать на пенсию.

Кому «простят» недостающий страховой стаж?

Около 3,5 тысячи белорусских пенсионеров попали в пенсионную ловушку и не смогли наработать свой страховой стаж. Многие из них работали неофициально или за границей, а за тех, кто работал по закону, наниматель мог просто не платить взносы в ФСЗН. Как раз для них 2021-й принесет изменения к лучшему: с 1 января начнет действовать указ президента, по которому мужчины от 65 лет и женщины от 60 лет, которые наработали не менее 10 лет страхового стажа, получат право на трудовую пенсию по возрасту. Ее размер составит 73% наибольшей величины БПМ пенсионера плюс еще 3% за каждый год страхового стажа сверх этого. То есть, если сейчас такой пенсионер получает 129 рублей, то с нового года станет получать минимум 142,5 рубля. Также на уменьшение минимального страхового стажа до 10 лет могут рассчитывать матери четырех детей, которые раньше были обделены законом.

Важно: для того чтобы вам пересчитали стаж и выплатили повышенную пенсию в январе, нужно обратиться с заявлением в свой отдел ФСЗН с паспортом и трудовой книжкой уже в декабре этого года. Иначе перерасчет произойдет только на следующий месяц после подачи заявления. Автоматически перерасчет не производят.

Правда ли, что введут обязательные частные пенсионные накопления?

Пенсионная система многих развитых стран состоит минимум из двух частей: минимальная часть от государства плюс собственные накопления. Например, пенсионер в Дании получает две пенсии: минимальную от государства и частную, которая высчитывается пропорционально заработку человека. Если человек получал хорошую зарплату и имеет неплохие пенсионные накопления, государственная пенсия будет ниже. И наоборот. В итоге средний житель Дании получает на пенсии 65 - 70% от своего прошлого заработка, или примерно 2,5 тысячи евро в месяц. А в Нидерландах и вовсе трехуровневая пенсионная система: добровольное страхование, государственная и профессиональная пенсии.

В Беларуси пенсия состоит лишь из минимальной части государства, а разговоры о введении обязательных дополнительных пенсионных накоплений ведутся долгие годы. В декабре премьер-министр Беларуси Роман Головченко анонсировал «переформатирование пенсионной системы»:

- Для сохранения стабильности пенсионного обеспечения предстоит переформатировать пенсионную систему. Для этого будет максимально задействован механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей, - заявил он.

Как и когда пенсионеров будут стимулировать вести дополнительные пенсионные накопления самостоятельно, остается неизвестным. К тому же темпы роста реальных располагаемых денежных доходов снижаются, а годовая инфляция пока что может побить рекорд 2016 года. То есть возможность накапливать для многих пенсионеров пока довольно призрачна (см. «ТОЛЬКО ЦИФРЫ»).

Похоже, быстро внедрить систему собственных накоплений на пенсию в Беларуси не удастся - для этого нужен высокий уровень доверия людей к финансовым институтам.

– Реформирование пенсионной системы можно проводить в двух направлениях, - объясняет социолог Елена Артеменко. – Первое направление – это количественные изменения, которые не влияют на общий принцип работы пенсионной системы. Например, повышение пенсионного возраста, изменение требований к стажу, изменение размера пенсионных выплат и т.д. Но при этом нужно понимать, что повышение пенсионного возраста женщин до уровня мужчин могут решить проблему дефицита ФСЗН в краткосрочной перспективе, но демографическая ситуация такова, что скоро работники не смогут обеспечивать пенсионеров, и нужно менять общий принцип - вводить накопительную часть. Поэтому второе направление - это изменение принципов аккумулирования и распределения средств. Накопительная часть может формироваться из отчислений предприятий на конкретных сотрудников (а не в общий фонд, из которого обеспечиваются пенсии нынешних пенсионеров) и из собственных отчислений сотрудников. Но для того чтобы развивать систему собственных пенсионных накоплений, нужен высокий уровень доверия к финансовым институтам. В нынешней политической и экономической ситуации сложно ожидать, что подобные меры могут быть быстро и безболезненно внедрены, потому что доверие в обществе низкое.

Средний размер начисленных пенсий увеличился с 432,3 рубля в прошлом августе до 458 рублей в августе 2020 года (+25,7 рубля). А вот в долларах средние пенсии скатились с 210,5 до 181,6 доллара за год (-29 долларов).

Как откладывать на пенсию, если у человека зарплата 500 рублей?

- Проблема в том, что мы начинаем задумываться о пенсии где-то к 40 годам, а в Европе - с рождения, - рассказывал в интервью председатель Минского городского объединения организаций профсоюзов Александр Щекович. - Сейчас мы предлагаем на стадии заключения коллективных договоров предприятий такой пункт: условных 50 рублей накопительной пенсии берет на себя работник и 50 рублей - наниматель. Дальше планируем передать эти вопросы на рассмотрение правительству. Снять накопления со счета можно будет только в день выхода на пенсию. В идеале на пенсию нужно откладывать около 10% зарплаты - выходит, даже с зарплаты в 500 рублей можно отложить 50. Пусть иногда и не получается или получается меньше 10%, но важно откладывать хоть сколько.

Пенсионный возраст в Беларуси. Новые данные на 2021 год


Указ Президента Республики Беларусь №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» от 11 апреля 2016 года предусматривает поэтапное увеличение пенсионного возраста.

Согласно этому документу, с 1 января 2017 года общеустановленный пенсионный возраст в стране повышается ежегодно на 6 месяцев на протяжении шести лет, и к 2022 году достигнет отметок 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Благодаря увеличению пенсионного возраста количество пенсионеров сокращается, что дает возможность увеличивать пенсии более высокими темпами, чем даже заработную плату. В настоящее время в Беларуси живут около 2,5 млн пенсионеров по возрасту.

Пенсионный возраст в Беларуси 2021

Таким образом, выход на пенсию в Беларуси происходит:

до 2017 года – у мужчин в 60 лет, у женщин в 55 лет;

· с 1 января 2017 года – у мужчин в 60 лет и 6 месяцев, у женщин в 55 лет и 6 месяцев;

· с 1 января 2018 года – у мужчин в 61 год, у женщин в 56 лет;

· с 1 января 2019 года – у мужчин в 61 год и 6 месяцев, у женщин в 56 лет и 6 месяцев;

· с 1 января 2020 года – у мужчин в 62 года, у женщин в 57 лет;

· с 1 января 2021 года – у мужчин в 62 года и 6 месяцев, у женщин - 57 лет и 6 месяцев;

· с 1 января 2022 года – у мужчин в 63 года, у женщин в 58 лет.

Указом также предусмотрено аналогичное увеличение возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет (за 6 лет на 3 года).

Стоит отметить, что размер пенсии зависит от стажа трудовой деятельности и уровня заработной платы, с которой человек уходит на пенсию. Также существуют понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж», и важно понимать их различия.

Общий трудовой стаж– это период трудовой, предпринимательской, общественной и иной деятельности, установленной законодательством.

Страховой стаж– это продолжительность только того времени трудовой деятельности, на протяжении которого производились обязательные страховые отчисления в государственный бюджет.

Человек, который не накопил требуемый стаж, может претендовать на социальную пенсию. Однако назначена она будет по достижении мужчинами возраста 65 лет, женщинами – 60 лет.

Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается. Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2015 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2017 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Какой пенсионный возраст у мужчин и женщин в Беларуси

Право на трудовую пенсию в Беларуси имеют граждане, накопившие страховой стаж:

· В 2017 году – минимум 16 лет:

· В 2018 году – минимум 16,5 лет;

· В 2019 году – минимум 17 лет;

· В 2020 году – минимум 17,5 лет;

· В 2021 году – минимум 18 лет;

· В 2022 году – минимум 18,5 лет:

· В 2023 году – минимум 19 лет;

· В 2024 году – минимум 19,5 лет;

· В 2025 году – минимум 20 лет.

18 мая 2020 года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ №171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан».

Согласно этому документу, предусмотрено с 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2021 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2021 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).

Также согласно указу, с 1 января 2021 годаинвалидам I и II группы, имеющим инвалидность более 10 лет, будут снижены требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности).Инвалидам с детства на 5 лет снизятся требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии до уровня, сопоставимого с минимальной пенсией по возрасту.

Указом предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) с 1 января 2021 годабудут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такая пенсия будет назначаться при достижении 60 лет, а мужчинам - 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Также Президент Беларуси Александр Лукашенко 10 февраля 2020 года подписал Указ №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно этому документу военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца. А это значит, что этот период будет включен в страховой стаж, который необходим для права получения трудовой пенсии.

Белорусское государство держит под контролем пенсионные активы и реализует распределительную систему выплат. Пенсионеров обеспечивают социальными гарантиями, покрывая дефицит ФСЗН из республиканского бюджета. Назревает ситуация для кардинальной реформы пенсионной системы. На 2020 год пенсионный возраст в Беларуси для женщин составляет 57 лет, мужчин – 62 года. Но к 2032 году его планируется увеличить до 63 лет для всех.

Рост пенсионного возраста

Какой минимальный стаж требуется для выхода на пенсию

Величина суммы выплат при выходе на заслуженный отдых зависит от места и продолжительности работы, в течение которой переводились регламентированные взносы фонду соцзащиты населения.
Начисляя пенсию учитывают возраст заявителя, дату обращения и его стаж.

К 2020 году необходимо отработать минимум 17, 5 лет. Учитывают тот фактор, что специалисты при начислении пенсии не берут во внимание:

  • службу в армии;
  • отпуск по уходу за ребенком;
  • учебу.

Выплачивают социальную пенсию при отсутствии минимального стажа по достижению следующего возраста:

  • мужчины – 65 лет;
  • женщины – 60 лет.

Работники получают возможность пенсионных выплат при потере рабочего места и наличии большого трудового стажа за 12 месяцев до достижения ими оговоренного возраста.

Повышают постепенно на 3 года минимальный срок рабочей деятельности и для льготной категории граждан.

Эксперты BBQcash рекомендуют обращение за консультацией к специалистам соцобеспечения. Специальные условия для многодетных матерей и инвалидов предполагают рассмотрение точной даты получения пенсии индивидуально.

Даты выхода на пенсию

Весной 2016 года Президент Белоруссии подписал Указ №137, призванный усовершенствовать пенсионное обеспечение. В течение 6 лет, пошагово, каждые полгода, повышают возраст выхода на заслуженный отдых.

Таблица от BBQcash, считаем вместе :

Год Минимальный стаж Пенсионный возраст Дата рождения Сроки выхода на заслуженный отдых
Муж. Жен. Муж. Жен
2020 17,5 62 57 С июля 1958 г. С июля 1963 г. С июля 2020 г.
2021 18 62, 5 57,5 С января 1959 г. С января 1964 г. С июля 2021 г.
2022 18,5 63 58 С июля 1959 г. и младше С июля 1964 г. и младше С июля 2022 г.

Интересное от BBQcash : Количество пенсионеров в 2019 году было около 2,6 млн. человек. Это составляет почти 28 % от 9,5 млн. жителей республики.

Повышение пенсионного возраста

Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.

Считают, что это спасет ФСЗН от увеличения дефицита и сохранит выплаты на прежнем уровне, который составляет 40 % среднемесячной оплаты труда. Такой мерой предотвращают и рост суммы взносов фонду.

Женщины в Беларуси живут дольше мужчин на 10 лет. Поэтому повышение пенсионного возраста для них практически неизбежно.

Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.

Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.

Интересное от BBQcash : 1 % ФСЗН отчисляют граждане Белоруси от своей зарплаты, 28 % – вклад работодателей.

Планируют определенные расходы фонда соцзащиты населения перенести в бюджет республики. Государство обеспечивает, например, выплаты пенсионерам, дожившим до 80 лет. Военные, госслужащие, депутаты также обеспечиваются из госбюджета. Указанные меры снижают дефицит ФСЗН, но слухи о больших пенсиях у данной категории граждан становятся дестабилизирующим фактором для республики.

Пенсионный возраст – это количество лет, прожив которое, гражданин имеет право на получение пенсии по возрасту (по старости).

Плательщиками пенсии по возрасту являются пенсионные фонды, чаще государственные или контролируемые государством. Как правило, в трудоспособном возрасте гражданин делает отчисления в такого рода фонды. В некоторых странах есть возможность выбирать пенсионную систему, размер взносов в нее и другие условия, в некоторых существует одна, государственная система, порядок и размер платежей в нее определяется законодательно. Последнее в полной мере относится к Республике Беларусь.

Впервые пенсии по возрасту и, соответственно, понятие пенсионного возраста появилось в Германии в 80-х годах 19 века. Тогда он равнялся 70-ти годам. Ввиду того, что в тот период средняя продолжительность жизни была значительно меньше 70 лет, выплата пенсий не была слишком обременительной для государственного бюджета, но само существование такого закона создавало у населения чувство защищенности и доверия к государству.

С течением времени выплачивать пенсии по возрасту стали в других европейских странах, США, СССР. В настоящий момент на получение пенсии по старости могут претендовать граждане большинства государств мира.

Первоначальной и главной целью назначения пенсии по старости являлось обеспечение средств к существованию лицам, которые потеряли трудоспособность в силу преклонного возраста.

Следует, однако, заметить, что планка пенсионного возраста нигде не определяется индивидуально исходя из работоспособности конкретного человека.

С течением времени появилась иная трактовка пенсии по возрасту, связанная более с понятием заслуженного отдыха: при условии занятия общественно полезным трудом, выплаты взносов в пенсионные фонды, у человека, по достижении определенного возраста, появляется право получать из этих фондов пенсионные выплаты.

В настоящий момент применяются обе концепции. На практике это приводит к тому, что право на пенсию по возрасту имеет право любой гражданин, даже не занимавшийся никой полезной деятельностью, но у трудившихся и делавших пенсионные отчисления – размер пенсий существенно выше.

Пенсионный возраст в большинстве стран составляет 60-65 лет. Как правило, он назначался одновременно с появлением пенсий по возрасту и в целом был близок к возрасту реальной потери трудоспособности на момент формирования пенсионной системы. Затем пенсионный возраст мог снижаться под давлением профсоюзов, социалистических и правозащитных движений.

Со временем, параллельно с увеличением продолжительности жизни и улучшением здоровья населения, в экономически и социально благополучных странах сложилось положение, при котором большинство выходящих на пенсию находилось во вполне трудоспособном состоянии и по здоровью и по профессиональным навыкам. Вкупе со снижением рождаемости в этих же государствах такое положение приводило к заметным социально-экономическим перекосам. Независимо от принципов пенсионной системы, материальное обеспечение пенсионеров ложится на плечи работающих групп населения, однако их численность падала, а количество пенсионеров росло.

Понимание этого факта положило начало дискуссиям о повышении пенсионного возраста.

Их суть можно свети к противоречию между желанием социального благополучия и социальной же ответственностью.

В настоящий момент назрела необходимость экономически уравновесить соотношение трудящегося населения и пенсионеров. В противном случае обществу придется повышать пенсионные взносы для работающих и снижать средний размер пенсий, что может оказаться неприемлемым для обеих сторон.

В перспективе уже определилась тенденция приведения пенсионного возраста к некоторому приемлемому равновесию между реальным возрастом потери трудоспособности и возрастом выхода на пенсию. Также все чаще происходит отказ от более низкого пенсионного порога для женщин, которые по продолжительности жизни возрасту потери трудоспособности обычно превосходят мужчин.

Таково общее положение дел в большинстве экономически и промышленно развитых стран.

Для большей информативности приведем таблицу с данными о возрасте выхода на пенсию по данным 2008-2017 годов.

Стоит добавить, что в Китае всеобщая пенсионная система отсутствует по сей день, пенсии получает ограниченное число лиц. Обеспечение пожилых людей является обязанностью их детей, других родственников или общины.

Многие государства планируют повышение пенсионного возраста в ближайшей перспективе, так:

  • Украина намерена постепенно повысить пенсионный возраст для женщин до 60 лет к 2021 году;
  • Казахстан планирует с 2018 года уравнять пенсионный возраст для женщин с мужским (63 года);
  • Польша и Великобритания планируют поднять планку пенсионного возраста для обоих полов до 67 лет;
  • Россия активно обсуждает такое же повышение до 65 лет;
  • В США дискутируется вопрос повышения возраста выхода на пенсию с 65 до 69 лет;
  • Во Франции возможно повышение пенсионного порога до 62 лет.

Республика Беларусь получила в наследство от Советского Союза систему пенсионного обеспечения и, в частности, пенсионный возраст в 60-55 лет, для мужчин и женщин соответственно. Однако, с 2017 года в Беларуси проведена пенсионная реформа, которая предусматривает повышение пенсионного возраста..

В СССР пенсионное обеспечение по старости появилось еще в 1932 году. Тогда же был определен пенсионный возраст в 60 лет для мужчин и 55 – для женщин. Стоит помнить, что средний срок жизни в этот период составлял примерно 45 лет, таким образом, выплата пенсий не была обузой для государства.

Сегодня средняя продолжительность жизни в Беларуси составляет 70,2 года (64,3 – для мужчин; 76,1 – для женщин). Это явно недотягивает до 78-81 в благополучных странах Европы, но и производительность труда у нас заметно ниже.

Старение населения стало реальностью для Республики.

По данным переписи населения 2009 года соотношение граждан назвавших основным источником дохода работу ровно вдвое превышало число живущих на пенсию. Данные о соотношении числа работающих и пенсионеров отличаются в разных источниках, однако все сходятся во мнении, что число трудящихся явно недостаточно для обеспечения растущего числа пенсионеров. Для сохранения устойчивости экономики на каждого пенсионера должно приходиться, как минимум четверо работников.

Несмотря на не слишком хорошее состояние здоровья лиц предпенсионного возраста в Беларуси, некоторый «запас здоровья» все-таки есть. Так примерно четверть получателей пенсии по возрасту продолжают работать еще некоторое время, вероятно еще столько же желало бы остаться на рабочих местах при возможности. Однако, идея повышения пенсионного порога популярностью не пользуется, особенно нервно на подобные планы воспринимают ожидающие пенсии в ближайшие годы.

Возможно, по этой причине в Республике Беларусь повышение пенсионного возраста не планировалось. Об это прямо говорил Президент, заявляли другие официальные лица.

С другой стороны, выхода из сложившегося демографического тупика не обещают самые оптимистичные прогнозы. Даже в случае резкого увеличения рождаемости, положительного экономического эффекта придется ждать не меньше 20-30 лет. Резкого повышения производительности также не происходит. А население продолжает стареть …

Однако, на основании указа от 11 апреля 2016 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 2017 по 2022 годы будет приводиться в действие пенсионная реформа. Каждый год с 1 января 2017 года минимальный возраст для оформления трудовой пенсии будет увеличиваться на 6 месяцев и к началу 2022 года составит 58 лет для представителей женского пола и 63 года – для мужского. В соответствии с указом от 31 декабря 2015 ежегодно на те же шесть месяцев будет возрастать минимальный страховой стаж, необходимый для оформления пенсии по возрасту (на 2021 год он составляет 18 лет, а к 2025 достигнет отметки 20).

Читайте также: