Экспорт пенсий из казахстана в россию когда будет

Опубликовано: 09.05.2024

Получение пенсии в России

Казахстанцы представляют одну из самых многочисленных групп переселенцев в РФ, вопрос, возможен ли перевод пенсии из Казахстана в Россию, с каждым годом становится все актуальней. Переезжающим людям пенсионного возраста важно знать процедуру получения пенсионного обеспечения на новой родине, возможно ли оно, и что нужно сделать, чтобы в старости не остаться без гроша в кармане?

Миграция пенсионеров из РК в Россию

Ежегодно большое количество граждан Республики Казахстан принимает решение жить в России. Вслед за молодежью спешат оформить РВП, а затем и вид на жительство представители старших поколений. Многие воссоединяются с молодыми представителями рода, так как на старости лет нуждаются в помощи.

Детальнее о переезде из Казахстана в Россию можно узнать на сайте.

Законодательная база РФ в отношении переезжающих пенсионеров

Для казахстанцев-пенсионеров пенсия в России при переезде из Казахстана стала возможной благодаря Соглашению, заключенному некоторыми странами СНГ. Оно дает гарантии в области пенсионного обеспечения. Этот документ, датированный мартом 1992 года, стал справедливым шагом российского правительства и правительств других участников навстречу гражданам, некогда жившим в Советском Союзе.

Граждане государств, подписавших документ, могут получать пенсию как на родине, так и при переезде в Российскую Федерацию.

Смотрите видео: Пенсия в РФ для приезжающих пенсионеров из Казахстана.

Гарантии Соглашения

Пенсионеры каждого из государств получают одинаковые гарантии на территории любой из стран-участниц. Равно как казахи имеют право оформить пенсию в России, россияне вправе при переселении оформлять пенсионное обеспечение на территории Казахстана.

Соглашение гарантирует следующее:

  • Если на новом месте переехавшим положены социальные выплаты, начисление аналогичных пособий на старом месте проживания будет прекращено.
  • При начислении пенсии в трудовом стаже подавшего заявление будут учтены все годы работы в любом из государств, а также в Советском Союзе до времени вступления в силу Соглашения.
  • Пособия назначаются исключительно по месту проживания.
  • Расходы по всем описываемым выплатам несет страна, делающая эти выплаты.
  • Пенсии пенсионерам предоставляются в соответствии с законами страны, на территории которой они проживают.

Итак, выплата пенсий переселенцам, если это живущие в РФ приезжие, производится на основании законов Российской Федерации. Выплаты рассчитываются на основании нормативов, установленных в РФ.

Как переводится пенсия из Казахстана в РФ

Для того чтобы подать заявление в социальную службу на получение пенсии, гражданин Казахстана должен узаконить свой статус официально проживающего на территории России.

Заявление о назначении пенсии в РФ

Так выглядит заявление о назначении пенсии для иностранных граждан, проживающих на территории РФ

Что нужно для перевода пенсии на территории РФ

Необходим следующий алгоритм предварительных действий:

  1. Законное пересечение границы.
  2. Постановка на учет в миграционном органе РФ.
  3. Определение положения в стране. Статус, который может быть получен:
    -переселенец;
    -беженец;
    -обладатель ВНЖ.
  4. Обращение в ПФ РК с уведомлением о смене места жительства.
  5. Предоставление в Пенсионный фонд (ПФ) Российской Федерации информации об имеющемся трудовом стаже.

Справка о трудовом стаже

Образец справки о трудовом стаже

Вопросом выплаты пенсий и пособий мигрантам занимается специальная комиссия. Она изучает предоставляемые документы на правильность оформления, достоверность и принимает решение, а также устанавливает размер выплаты.

К этому времени у переселяющихся пенсионеров должны быть открыты карточные счета, на которые будут перечисляться денежные средства. А также пенсию могут доставлять почтой, как предусмотрено законодательством России.

Получение пенсии на карту

Пенсионерам необходимо открыть счет для получения пенсии на карту

Документы для предоставления

Экспортировать пенсии из РК в РФ будут при таких условиях:

  • Наличии факта законного пересечения российской границы.
  • Легальном нахождении на территории России.
  • Подтверждении прав на получение социальных выплат.

Все перечисленное должны подтвердить удостоверения, справки и другие документы, представленные в комиссию. Следует подготовить:

  • Свидетельство, если речь идет об участнике программы переселения соотечественников.
  • ВНЖ — для остальных граждан.
  • Удостоверение личности гражданина Казахстана.
  • Трудовую книжку, в которой имеется фиксация имеющегося стажа соискателя.

Трудовая книжка

Так выглядит трудовая книжка с записями о стаже

Справка о прописке в РФ

Образец справки о прописке в РФ

В зависимости от обстоятельств могут понадобиться дополнительные бумаги. Инвалиды подают:

    Справку о составе семьи.

Справка о составе семьи

Пример справки о составе семьи

Гражданам, оформляющим пособие по потере кормильца, требуется подать:

  • Свидетельство об уходе из жизни кормильца.
  • Бумаги, подтверждающие родство с ним заявителя.
  • Справку о полученных доходах, если таковые имеются.
  • Справку об отсутствии доходов, если их нет.

Беженцы и переселенцы обязаны предоставить все, что подтвердит их статус.

Согласно заключенному странами договору экспорт пенсии не требует легализации всех предоставляемых бумаг.

Сколько будут платить в России пенсионеру из Казахстана

Для того чтобы понять, каковы будут размеры выплат пенсионерам, намеренным переезжать в РФ из РК, следует подробно остановиться на российском пенсионном обеспечении.

Обеспечение пенсионеров в РФ

Начиная с 2001 года в России было проведено пенсионное реформирование, в результате которого значительно изменилась используемая ранее советская модель. Пенсионное обеспечение переведено на новые условия. На 2021 год выплаты равны 22 %, из которых 6 % — накопительные, а 16 % — страховые.

Пенсионное обеспечение в РФ

Как происходит пенсионное обеспечение в РФ

Эта модель применяется и к приезжающим из Казахстана. Как и прочие пенсионеры, они делятся на группы:

  1. Государственного обеспечения.
  2. Выплат из внесенных в течение жизни страховых взносов.
  3. Негосударственных выплат.

У страховой пенсии, учитывающей стаж, есть разновидности:

  • По достижении установленного законом возраста.
  • По потере кормильца.
  • По полученной в трудоспособном возрасте инвалидности.

Виды пенсий в РФ

Виды пенсий в РФ по способам обеспечения

В данный момент женщины отправляются на пенсию в 55 лет, а мужчины в 60. При этом предъявляются требования к страховому стажу. Он должен быть не менее пяти лет.

Сколько будут получать граждане Казахстана

Переселившемуся гражданину Казахстана будут выплачивать не эквивалент бывшей казахской пенсии, основанием для которой послужили страховые накопления на родине, а новую пенсию. То есть будет осуществлен перерасчет.

Для получения пенсии необходимо следующее:

  • Достижение установленного в России пенсионного возраста.
  • Стаж не менее 15 лет.
  • Не меньше 30 баллов коэффициента.
  • Для инвалидов — результаты МСЭК, полученные на территории РФ.

Так выглядит Выписка из акта освидетельствования в МСЭК

Свидетельство о смерти

Внешний вид свидетельства о смерти

В результате для тех, кто ранее жил в Казахстане, пенсия будет складываться из двух составляющих:

  • Фиксированной основы — 6044,48 рублей.
  • Страховой части (коэффициент умножается на 74,27 — стоимость одного балла). Ежегодно стоимость баллов повышается, вместе с ними возрастает и размер пенсии.

Смотрите видео: Как начисляется пенсия в РФ.

Сколько получают бывшие военнослужащие из РК?

Отдельно остановимся на начислении пособий пенсионного плана для военных пенсионеров, вышедших в отставку в Казахстане. Данная категория граждан в России рассматривается как выходящая на заслуженный отдых по выслуге лет.

Военнослужащим, прибывшим из Казахстана, нужно обратиться в военный комиссариат по новому месту и получить документы для предоставления в орган ПФ.

Военные пенсионеры из Казахстана

Военным пенсионерам из Казахстана за документами для предоставления в орган ПФ нужно обратиться в военный комиссариат по месту жительства.

Если место регистрации было изменено

Если гражданин приехал из Казахстана и зарегистрировался в одном из регионов РФ, это не означает, что он должен быть привязан к месту, где было произведено оформление пенсии.

Если появилась необходимость сменить место жительства на иной регион, следует сняться с учета в местной службе ПФ, выплачивающей пенсию, и заново зарегистрироваться на новом месте.

Как оформить получение пенсии при смене места жительства.

Закон дает вам право: живите, где хотите на территории страны, но не забывайте, что есть правила, которые вы обязаны соблюдать. Для пенсионеров, переехавших из Казахстана, в России созданы все условия для нормальной жизни.

С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза - Республики Армения, Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и Кыргызской Республики (далее - ЕАЭС).

Соглашение определяет порядок и механизм экспорта пенсии из одной страны союза в другую, предусматривает суммирование стажа работы в государствах ЕАЭС для определения права на пенсии.

Цель Соглашения о пенсионном обеспечении

Основной целью Соглашения является формирование пенсионных прав трудящихся государств-членов ЕАЭС на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Это означает, что каждое государство-член ЕАЭС должно гарантировать гражданам других государств-членов ЕАЭС объем прав на пенсионное обеспечение, равный объёму прав, предоставляемому своим гражданам на аналогичных условиях.

Назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

  • за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом ЕАЭС, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
  • за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии c законодательством государств-членов ЕАЭС и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Ранее этот вопрос не регулировался, и период работы казахстанцев в других государствах ЕАЭС фактически не учитывался при расчете их пенсионных выплат.

С полным текстом Соглашения можно ознакомиться на сайте Евразийской экономической комиссии здесь.

Каков объем прав на пенсионное обеспечение для граждан других государств-членов ЕАЭС

Получать пенсию они будут вправе на территории государства проживания либо государства – члена ЕАЭС, назначившего пенсию.

К примеру, гражданин Кыргызстана, работая в России, платил необходимые отчисления, при этом пенсию за период работы в России не получал.

После вступления документа в силу трудящиеся ЕАЭС будут получать пенсию за периоды работы и у себя на родине, и в других государствах ЕАЭС.

Так, например, гражданин Армении, который после вступления соглашения в силу проработает пять лет в России, три года в Беларуси, один год в Казахстане и оставшееся время в Армении, будет получать пенсию от четырех стран – от каждой за конкретный период работы.

Учитывая, что каждое государство-член ЕАЭС будет выплачивать трудящемуся часть пенсии, адекватную периоду работы и отчислениям пенсионных взносов в стране трудоустройства, необходимо, чтобы трудящиеся-граждане стран ЕАЭС официально оформляли трудовые отношения с работодателями в государствах-членах ЕАЭС, в том числе в Казахстане, то есть в обязательном порядке своевременно заключали трудовые или гражданско-правовые договоры.

Соглашение подразумевает, что легальные трудовые мигранты будут получать пенсии от стран, где они работали не менее 1 года.

Размер пенсии и перечень документов для назначения и выплаты пенсии будет регулироваться национальным законодательством каждого государства - члена ЕАЭС.

Соглашение определяет порядок и механизм экспорта пенсии из одной страны союза в другую, предусматривает суммирование стажа работы в государствах ЕАЭС для определения права на пенсии.

Каждая страна-участница ЕАЭС будет выплачивать (экспортировать) пенсию трудящемуся за стаж работы, выработанный на ее территории.

Таким образом, пенсии будут выплачиваться тем государством, где трудящийся осуществлял свою деятельность, в том числе и в случае его проживания на территории другого государства-члена ЕАЭС.

Если у человека не хватило для пенсии рабочего стажа, заработанного на территории одного государства – члена Союза, то допускается учет стажа работы, приобретенного на территориях других стран ЕАЭС.

Вместе с тем, если трудящийся стран ЕАЭС, осуществлявший трудовую деятельность в РК, переехал на постоянное место жительство в другую страну (не в страну ЕАЭС), то в соответствии с национальным пенсионным законодательством РК, он имеет право на пенсионные выплаты из ЕНПФ за счет своих пенсионных накоплений, но только при наступлении пенсионного возраста.

В случае смерти трудящегося (гражданин государства-члена у которого формируются, либо формировались пенсионные права посредством осуществления трудовой или иной деятельности на территории другого государства-члена) член семьи имеет право на пенсию в соответствии с законодательством государств-членов.

То есть пенсионные накопления умершего трудящегося передаются его наследникам в соответствии с нормами Гражданского кодекса.

Если стажа работы трудящегося, приобретенного на территории одного государства-члена, будет недостаточно для возникновения права на пенсию (за исключением накопительной пенсии), то будет учитываться стаж работы, приобретенный в других странах ЕАЭС, в том числе до вступления Соглашения в силу, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.

Для этого компетентные органы стран ЕАЭС будут обмениваться информацией о наличии трудового стажа у трудящегося через соответствующие информационные формуляры, разработанные уполномоченными и компетентными органами стран ЕАЭС совместно с ЕЭК.

До перехода к цифровому взаимодействию через интегрированную информационную систему ЕАЭС стороны будут использовать бумажный документооборот.

В какие органы необходимо обращаться за назначением пенсии

В Казахстане Соглашение распространяется на пенсионные выплаты:

  • по достижении пенсионного возраста;
  • при установлении инвалидности первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;
  • единовременная выплата наследникам.

Пенсионные выплаты будут осуществляться из единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ).

Работодатель, привлекший трудящегося из стран ЕАЭС в рамках трудового договора либо гражданско-правового договора, обязан с 1 января 2021 года осуществлять регулярное перечисление обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ в размере 10% от ежемесячного дохода трудящегося, но не более 50-кратного размера минимальной заработной платы.

Заключение договора о пенсионном обеспечении с ЕНПФ не требуется, так как обязательные пенсионные взносы перечисляются на индивидуальный пенсионный счет в ЕНПФ, который открывается при их поступлении.

Обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд подлежат уплате агентами в порядке и в сроки, определяемые Законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (п.1, п.7 статьи 24 Закона).

По всем вопросам назначения пенсионных выплат граждане РК и других государств-членов ЕАЭС должны обращаться непосредственно в ЕНПФ.

В ЕНПФ также в последующем надо обращаться при формировании права на пенсионное обеспечение - с документами для направления в компетентные органы государств-членов, в которых они осуществляли трудовую деятельность и будут иметь право на получение пенсии за проработанные периоды.

Если, к примеру, гражданин РК работал в РФ, то при наступлении права на пенсию по законодательству РФ, ему не обязательно для этого ехать в РФ и подавать заявление и соответствующие документы на назначение пенсии. Достаточно обратиться в компетентный орган страны проживания, т.е. в ЕНПФ.

Такой же механизм подачи заявления при наступлении права на пенсию и в других государствах-членах ЕАЭС.

Может ли гражданин РК получать пенсию в странах ЕАЭС, если он там не работал

Нормы Соглашения, ратифицированного 7 декабря 2020 года, касаются только трудящихся мигрантов, то есть лиц, временно находящихся в другой стране по причине осуществления там трудовой деятельности.

Таким образом, на граждан Казахстана, не работавших в странах ЕАЭС до вступления в силу нового Соглашения и переехавших жить туда уже после выхода на пенсию, действие данного Соглашения не распространяется.

Данный вопрос регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, участниками которого являются все государства - члены ЕАЭС.

В соответствии с Соглашением 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения 1992 года производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения 1992 года.

При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных Соглашением 1992 года.

В конце декабря Казахстан в составе Евразийского экономического союза (ЕАЭК) подписал Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся в государствах-членах союза. К этому документу пять стран-участниц, а это кроме Казахстана еще Россия, Беларусь, Кыргызстан и Армения, шли несколько лет. И вот наконец под соглашением поставлены подписи глав государств, и ожидается ратификация документа.

Первоначально предполагалось, что он вступит в силу уже с 2020 года. Сейчас разные источники говорят о более отдаленном будущем – возможно, соглашение активизируется лишь с 2021 года.

Документ интересный по содержанию. Из контекста становится совершенно очевидно – что он написан под запросы трудовых мигрантов и экспатов, которые сегодня представляют существенный пласт рабочей силы в той же России. Они трудятся, зарабатывают деньги, и, возможно, даже имеют социальные отчисления, но и в то же время они бесправны, как рабы. Неизбежно в жизни каждого мигранта наступает момент, когда он уже стар и немощен, и должен выйти на заслуженный отдых. Но, вернувшись в свою страну, он не может претендовать на пенсию, поскольку у него нет ни стажа, ни пенсионных отчислений.

Вот именно здесь включится «автопилот», и трудовой мигрант мягко приземлится на родную землю и даже сможет получать пенсию из той страны, где он работал. Собственно, соглашение об этом.

То, что страны сумели продвинуться в таком безусловно спорном вопросе – уже большое достижение. Сделать это было нелегко в первую очередь потому, что во всех странах пенсионные системы разные. Вот, например, что подразумевает под собой простейшее понятие – «пенсионные взносы», которые, собственно, и будут служить основанием для начисления пенсии. Так, в Армении это налоги и (или) иные взносы, дающие право на пенсию. В Беларуси — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В Казахстане — пенсионные взносы в ЕНПФ. В Кыргызстане — страховые взносы в Пенсионный фонд и Государственный накопительный пенсионный фонд. В России — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Главный смысл документа революционен: трудящиеся смогут получать пенсию не только за периоды работы у себя на родине, но и за периоды работы в других государствах ЕАЭС. При этом перечень документов для назначения и выплаты пенсии будет отдельно регулироваться в каждом государстве — члене ЕАЭС национальным законодательством.

Если, например, граждане любой другой страны-участницы ЕАЭС после вступления в силу Соглашения будет работать в Казахстане по трудовому или гражданско-правовому договору, то он будет участвовать в накопительной пенсионной системе путем ежемесячного перечисления пенсионных взносов в ЕНПФ в порядке и на условиях, которые установлены национальным пенсионным законодательством Республики Казахстан. Право на их получение возникнет не тогда, когда человек вернется в свою страну, а когда наступит его пенсионный возраст по казахстанскому законодательству, либо при установлении инвалидности 1-й, 2-й групп бессрочно, либо в случае смерти – его деньги смогут забрать из ЕНПФ наследники.

С другой стороны, если гражданин Казахстана проработает на территории страны — члена ЕАЭС не менее 12 месяцев, то при возникновении права на пенсию по условиям пенсионного законодательства страны трудоустройства государство, в котором трудился мигрант, назначит пенсию за отработанный трудовой стаж именно в этой стране. При этом гражданин Казахстана будет вправе подать заявление с документами на назначение и выплату пенсии в пенсионный фонд страны трудоустройства или в ЕНПФ.

Против таких изменений возражать не стоит – они действительно в интересах тех людей, которые своим трудом обеспечивают себе старость.

И все-таки этот документ – спорный. Например, вопрос: будет ли экспортироваться заработанная пенсия в другую страну: скажем, человек после выхода на пенсию из Казахстана решил переехать в Россию. Совершенно непонятно, как для него будет обстоять дело с назначением обычной пенсии. Будет ли он там получать пенсию, назначенную в Казахстане? Ведь кроме накопительной пенсии, которая обозначена в данном соглашении, у человека есть право, если он трудился до 1998 года, и на часть солидарной пенсии. Будет ли экспортироваться другой компонент этой пенсии – по заслугам – базовая пенсия?

Исходя из контекста соглашения, на все эти вопросы мы получим в итоге отрицательный ответ: нет, нет, нет. Казахстан очень удачно, как Алдар Косе, избежал в этом соглашении «солидарной ответственности».

Правильно ли это? Конечно, нет. Поэтому, совершенно очевидно, сегодня требуется экспертиза соглашения на предмет соблюдения пенсионных прав различных групп населения. Но есть ли у нас такие эксперты, кто может взяться за доказательство очевидных истин?

Ну и еще одна не очень приятная новость для вкладчиков ЕНПФ. Если раньше человек, выезжая на ПМЖ в Россию или Беларусь, мог забрать свои пенсионные накопления из ЕНПФ, то с момента, как только соглашение вступит в законную силу, это станет невозможно: пенсия будет «экспортироваться», следовать за вкладчиком ЕНПФ в Россию, Беларусь, Кыргызстан или Армению. В отношении других стран все остается по-старому.

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.

Главное условие для получения пенсий ЕАЭС - работа в России на легальной основе. Фото: Темир Сыдыкбеков

О необходимости скорейшего принятия соглашения на саммите в Нур-Султане заявил президент КР Сооронбай Жээнбеков. По его словам, подписание документа станет большим шагом в достижении равноправия трудящихся в ЕАЭС. Главу республики поддержал Владимир Путин.

- Не могу не согласиться с президентом Киргизии. Это очень важная сфера деятельности. Соглашение даст возможность при начислении пенсии учитывать стаж за весь период работы на территории ЕАЭС. Для простого человека это имеет большое значение, - отметил он.

Фото: Евгения Евреинова

Фото: Евгения Евреинова

После саммита о том, как проходит обсуждение документа, рассказали в Евразийской экономической комиссии. По словам директора департамента трудовой миграции и социальной защиты Паизы Суюмбаевой, соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - участников союза может вступить в силу уже с 2020 года.

- Когда это произойдет, гражданин из любой страны ЕАЭС сможет уплачивать страховые взносы в пенсионную систему там, где работает. Если он возвращается на родину, то выплаты "экспортируют" в его страну, и человек сможет получать пропорциональную пенсию согласно заработку, - сказала Паиза Суюмбаева.

По словам спецпредставителя правительства КР по делам в Евразийском экономическом союзе Алмаза Сазбакова, подписать соглашение планируется на следующей встрече глав государств интеграционного объединения. Когда она состоится, он не сказал.

Ранее власти Киргизии не раз призывали как можно скорее принять этот документ. По словам заместителя председателя Социального фонда (СФ) страны Уланбека Асанова, соглашение выгодно в первую очередь киргизстанцам, особенно тем, кто находится на заработках в России. По последним официальным данным, в РФ трудится более 600 тысяч граждан КР.

- Этот документ важен для страны по нескольким причинам. Во-первых, в проект договора заложили равные, не зависящие от гражданства права трудящихся. Трудовые мигранты смогут получать пенсию по месту проживания либо на территории страны, назначившей пенсию. Во-вторых - суммирование трудового стажа. Будет учитываться весь накопленный стаж вне зависимости от того, в какой стране ЕАЭС он был получен. И, конечно же, экспорт пенсий. Все страховые взносы будут перечисляться в государства союза. Если человек проработал определенное время в одной из стран объединения, то после выхода на заслуженный отдых в Киргизии он будет получать как киргизскую пенсию, так и зарубежную, - сказал зампредседателя Соцфонда.

Фото: Темир Сыдыкбеков

Фото: Темир Сыдыкбеков

Как отметил Уланбек Асанов, чем дольше будет затягиваться принятие документа, тем хуже для трудовых мигрантов. "Именно в России сегодня работает более 600 тысяч граждан Киргизии. Фактически они каждый год теряют баллы, теряют стаж. Поэтому подписать соглашение нужно как можно быстрее. Как только это произойдет, сразу начнется экспорт страховых взносов", - добавил он.

Обсуждение проекта соглашения продолжается уже четвертый год. Объясняется это тем, что пенсионные системы России, Киргизии, Казахстана, Армении, Беларуси существенно отличаются друг от друга. В начале 2018-го стало известно, что большую часть документа в странах ЕАЭС согласовали. Тогда, по данным СФ КР, неурегулированными оставались некоторые вопросы.

Но судя по тому, что на днях Соцфонд выставил проект соглашения о пенсионном обеспечении в ЕАЭС на общественное обсуждение, стороны, наконец, уладили все спорные моменты.

Как говорится в справке-обосновании документа, "подавляющее большинство киргизстанцев осуществляет трудовую деятельность на территории России. Их доходы на родине не регистрируются, они не делают взносы в систему государственного социального страхования и, соответственно, не будут иметь возможности получать пенсию в будущем. В связи с чем на сегодня проблема социального страхования граждан КР, трудящихся в государствах-участниках ЕАЭС, становится особенно актуальной".

В Соцфонде приводят следующие данные: на начало 2018 года работодатели в РФ уплачивали страховые взносы за 217 тысяч киргизстанцев, средняя заработная плата которых составила около 20 тысяч рублей.

Фото: Пресс-служба президента КР

Фото: Пресс-служба президента КР

- В соответствии с соглашением для получения пенсии необходимо наличие не менее 12 месяцев стажа после вступления в силу документа. Предположительно первые выплаты пенсий начнутся в 2021 году, и количество граждан, которые будут иметь право их получать в России, составит 30479 человек. В 2021-м у граждан КР по итогам работы в 2020-м пенсия составит 534, через пять лет - 1575, десять лет - 3924 рубля. Предварительные расходы по реализации соглашения в 2021 году составят 195,3 миллиона, через пять лет - 2,672 миллиарда, десять лет - 20,8 миллиарда рублей, - отмечают в ведомстве.

Как рассказали в Соцфонде, продолжительное время стороны не могли прийти к единому мнению относительно исчисления величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в России. Это особая пенсионная формула, которая повышает значение "белой" заработной платы. На формирование пенсионных прав влияет число индивидуальных коэффициентов (баллов) - их должно быть 30.

Российская сторона предлагала присваивать гражданам других стран по одному баллу за год трудовой деятельности в РФ. Партнеры по союзу, в том числе и Киргизия, настаивали на двух, обосновывая это тем, что в противном случае их граждане, даже проработав в РФ в течение длительного срока, не смогут набрать необходимого для получения пенсионных прав количества баллов.

В итоге, как говорится в справке-обосновании документа, в правительстве КР было принято решение согласиться с предложением Российской Федерации в отношении исчисления величины ИПК в размере одного балла за один год стажа работы на территориях государств-участников ЕАЭС.

Справка "РГ"

Согласно проекту, нормы документа распространяются на следующие виды пенсии в Российской Федерации: страховая пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии; накопительная пенсия; выплаты за счет средств пенсионных накоплений.

"Работодатели в России менее охотно соглашаются трудоустраивать на легальной основе мигрантов из Киргизии, так как для них это влечет за собой дополнительные издержки. Поэтому граждане КР все реже заключают официальные договоры". Об этом говорится в исследовании, посвященном вопросам защиты в РФ прав трудовых мигрантов из республики после вхождения страны в ЕАЭС. Эксперты российского Центра миграционных исследований опросили более 700 киргизстанцев, находящихся в России на заработках в столице РФ, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

"Мигранты из Киргизии в целом не рассматривают трудовой договор как средство защиты от недобросовестных действий работодателя. Хотя именно в рамках ЕАЭС механизмы защиты работников предусмотрены, они крайне редко используются", - отмечается в исследовании.

С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года.

Весь трудовой стаж (1977-2015 гг) наработан в Казахстане (37 лет). С 2017 г получили гражданство РФ, оформили пенсию по старости, где стаж с 2002-2015 гг ПФР не учитывает, какая из сторон АЭС, РК или РФ учтёт мой стаж - 13 лет, подтверждённый справкой об обязательных пенсионных отчислениях от уполномоченного органа РК?

ответы на вопрос:

Россия и Казахстан являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.

В соответствии со статьей 6 Соглашения при назначении пенсии в одном из государств — участников Соглашения учитывается и стаж, и заработок, полученный в другом государстве.

При этом по законодательству РФ на размер пенсии непосредственно влияет только стаж, приобретенный до 01.01.2002 (учитываемый при конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал).

Начиная с 01.01.2002 на пенсию влияют только периоды стажа, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Отчисления в пенсионный фонд Казахстана не дают право на учет периодов стажа при назначении пенсии в России.

Повлиять на эту ситуацию Вы никак не можете. Перевод накоплений из Пенсионного фонда Казахстана в Пенсионный фонд РФ невозможен, такая процедура не установлена законодательством РФ и международными договорами.

Есть уточнение – если в этот период Вы рожали детей, то периоды ухода за каждым ребенком до полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, могут быть учтены в страховой стаж как нестраховые периоды со «стоимостью» 1,8 индивидуального пенсионного коэффициента (балла) за каждый год ухода.

Документ предусматривает обеспечение граждан стран ЕЭС, работающих на территории других союзных государств, пенсиями на тех же условиях, что и «коренное» население, а также их выплату независимо от места проживания.

Именно положение об экспорте пенсии и открывает возможность ее получения гражданами стран ЕЭС, которые работали в других странах союза.

Позволяет ли созданный Евразийский Экономический Союз гражданам РК получить гражданство РФ по упрощенной схеме в 2015 году?

ответы на вопрос:

Увы, не позволяет.

Требуют в соцзащите справку о доходах за год, если подать в конце января, лучше брать справку с января по январь или с января по декабрь?

ответы на вопрос:

Вы спросите, какая справка вам нужна и за какой период. Если за 2019 г. год, то с января по декабрь 2019 г. Если за предшествующий год, то с января по январь.

Внимание! Ответ от пользователя, не зарегистрированного в качестве юриста.

Закажите лучше 2 варианта, с января 2019 по декабрь 2019 и с февраля 2019 по январь 2020, только обычно они справки запрашивают за 6 месяцев.

Я гражданин Молдовы с ВНЖ в РФ с 2017 года. Хочу сейчас приобрести в Приднестровье (Молдова) автомобиль. Смогу ли я ввезти его на территорию РФ по временному ввозу на 1 год и пользоваться им в личных целях? На таможне говорят, что нельзя. Если можно, то в ответе указать на статьи нормативных актов. Заранее благодарна.

ответы на вопрос:

Это возможно, если Молдавия входила бы в Евразийский экономический союз.

Статья 264. Временный ввоз транспортных средств для личного пользования

1. Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 259 настоящего Кодекса, транспортных средств для личного пользования, не зарегистрированных в государствах-членах и в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза физическими лицами государств-членов транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

2. Положения пунктов 1 и 4 настоящей статьи не применяются в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, и не зарегистрированных в государствах-членах и в государстве, не являющемся членом Союза, временно ввозимых на таможенную территорию Союза физическими лицами, которые в соответствии со статьями 298 и 299 настоящего Кодекса вправе ввозить на таможенную территорию Союза транспортные средства для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Временный ввоз на таможенную территорию Союза указанных транспортных средств для личного пользования допускается на срок предоставления указанным физическим лицам привилегий в государстве пребывания, подтверждаемый в соответствии с законодательством этого государства.

В случае продления указанного срока срок временного ввоза на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования продлевается таможенным органом по обращению лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, на период такого продления.

3. Временный ввоз на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования, указанных в абзацах втором и третьем пункта 1 настоящей статьи, за исключением транспортных средств для личного пользования, временно ввозимых физическими лицами государств-членов, являющимися сотрудниками дипломатических представительств государств-членов, работниками консульских учреждений государств-членов, сотрудниками представительств государств-членов при международных организациях, расположенных за пределами таможенной территории Союза, допускается при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 271 настоящего Кодекса.

4. Временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами второго и последующих транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах, не являющихся членами Союза, при наличии не вывезенных с таможенной территории Союза ранее временно ввезенных такими лицами транспортных средств для личного пользования допускается при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 271 настоящего Кодекса.

Для целей применения настоящего пункта под вторым и последующими транспортными средствами для личного пользования понимаются транспортные средства для личного пользования того же типа (авто-и автотранспортное средство, прицеп к авто-и мото транспортному средству, водное судно или воздушное судно), что и транспортное средство для личного пользования, ранее временно ввезенное на таможенную территорию Союза и не вывезенное с таможенной территории Союза.

5. Временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев, когда указанные транспортные средства для личного пользования конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена по решению суда, либо приобрели статус товаров Союза в соответствии с пунктом 2 статьи 16 или пунктом 6 статьи 382 настоящего Кодекса, либо в отношении указанных транспортных средств для личного пользования наступили обстоятельства, предусмотренные подпунктом 8 пункта 7 статьи 14 настоящего Кодекса.

До истечения срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут временно находиться на таможенной территории Союза, декларант вправе поместить такие транспортные средства под таможенные процедуры в порядке, установленном настоящим Кодексом.

По истечении срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут временно находиться на таможенной территории Союза, такие транспортные средства помещаются под таможенные процедуры в порядке, установленном настоящим Кодексом, либо в отношении таких транспортных средств осуществляется таможенное декларирование в целях вывоза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей.

В случае изъятия временно ввезенных транспортных средств для личного пользования либо наложения на них ареста в соответствии с законодательством государств-членов течение срока временного ввоза в отношении таких транспортных средств для личного пользования приостанавливается.

В случае принятия решения об отмене изъятия временно ввезенных транспортных средств для личного пользования либо наложения на них ареста течение срока временного ввоза в отношении таких транспортных средств для личного пользования возобновляется с даты вступления такого решения в законную силу, за исключением случаев, когда изъятие либо наложение ареста на такие транспортные средства для личного пользования было связано с нарушением условия передачи декларантом на таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств для личного пользования, предусмотренного пунктом 9 настоящей статьи.

Временно ввезенные транспортные средства для личного пользования, в отношении которых до истечения срока, указанного в пункте 1 или пункте 2 настоящей статьи, не совершены действия, предусмотренные настоящим пунктом, задерживаются таможенным органом государства-члена, на территории которого находятся такие транспортные средства, в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда до такого задержания наступили обстоятельства, указанные в подпункте 5 пункта 2 статьи 268 настоящего Кодекса.

6. Временно ввезенные транспортные средства для личного пользования должны находиться на таможенной территории Союза в фактическом владении и пользовании декларанта, если иное не установлено настоящей статьей.

Временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут быть переданы декларантом иному лицу, в том числе лицу, которому такое транспортное средство принадлежит на праве собственности, в случаях и на условиях, которые установлены настоящей статьей.

7. Допускается передача временно ввезенных транспортных средств для личного пользования, указанных в пункте 2 настоящей статьи, если такие транспортные средства для личного пользования передаются:

1) физическим лицам, которые в соответствии со статьями 298 и 299 настоящего Кодекса вправе ввозить на таможенную территорию Союза транспортные средства для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, - после осуществления таможенного декларирования в целях временного ввоза на таможенную территорию Союза таких транспортных средств для личного пользования физическими лицами, которым осуществляется такая передача;

2) лицам, не указанным в подпункте 1 настоящего пункта, - после осуществления таможенного декларирования в целях свободного обращения таких транспортных средств для личного пользования физическими лицами, которым осуществляется такая передача.

8. Без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования допускается передача декларантом следующих транспортных средств для личного пользования:

1) временно ввезенное транспортное средство для личного пользования - во владение иному лицу для проведения технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации) и (или) для хранения;

2) транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное физическим лицом государства-члена, - его родителям, детям, супругу (супруге), состоящему (состоящей) в зарегистрированном браке;

3) транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное иностранным физическим лицом, - иным иностранным физическим лицам;

4) временно ввезенное водное или воздушное судно для личного пользования - капитану водного судна, командиру воздушного судна, членам экипажа для управления в целях эксплуатации данного транспортного средства в случаях, когда техническое устройство судна не предполагает его эксплуатацию без участия указанных лиц;

5) транспортное средство для личного пользования, зарегистрированное на дипломатическое представительство и (или) консульское учреждение государства-члена, представительство государства-члена при международной организации, расположенное за пределами таможенной территории Союза, временно ввезенное физическим лицом государства-члена, работающим в таких дипломатическом представительстве и (или) консульском учреждении, представительстве государства-члена при международной организации, - иному сотруднику таких дипломатического представительства и (или) консульского учреждения государства-члена, представительства государства-члена при международной организации, расположенного за пределами таможенной территории Союза.

9. С разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования допускается передача декларантом следующих транспортных средств:

1) транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное иностранным физическим лицом, - физическому лицу государства-члена при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 271 настоящего Кодекса;

2) временно ввезенное транспортное средство для личного пользования - иному лицу для вывоза такого транспортного средства для личного пользования с таможенной территории Союза, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине его смерти, тяжелой болезни или иной объективной причине.

10. Форма разрешения таможенного органа, указанного в абзаце первом пункта 9 настоящей статьи, и порядок его выдачи таможенным органом определяются Комиссией.

11. Физические лица, которым временно ввезенное транспортное средство для личного пользования было передано на условиях, установленных пунктами 8 и 9 настоящей статьи, не вправе передавать такое транспортное средство на таможенной территории Союза иным лицам, за исключением декларанта.

12. Передача декларантом на таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств для личного пользования в иных случаях, чем установленные пунктами 7 - 9 настоящей статьи, допускается после осуществления их таможенного декларирования в целях свободного обращения.

В случае выявления фактов передачи временно ввезенных транспортных средств для личного пользования в иных случаях, чем установленные пунктами 7 - 9 настоящей статьи, до осуществления их таможенного декларирования в целях свободного обращения такие транспортные средства задерживаются таможенными органами государства-члена, на территории которого выявлены указанные нарушения и находятся такие транспортные средства, в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса.

13. Передача декларантом на таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств для личного пользования иному лицу в случаях, установленных пунктами 8 и 9 настоящей статьи, не освобождает декларанта от обязанности соблюдать требования, установленные настоящей статьей, а также не приостанавливает и не продлевает срок временного ввоза таких транспортных средств для личного пользования.

Ст. 264, "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)

Читайте также: