Что такое финансовые санкции пфр

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Постановление Правления Пенсионного фонда России от 28 августа 2017 г. № 600п “Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию и списания финансовых санкций за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, а также за несоблюдение страхователем порядка представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронных документов”

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 14, ст. 1401; 2001, № 44, ст. 4149; 2003, № 1, ст. 13; 2009, № 30, ст. 3739; 2011, № 29, ст. 4291; № 49, ст. 7057; 2013, № 52, ст. 6986; 2014, № 30, ст. 4217; 2016, № 1, ст. 5; № 27, ст. 4183; 2017, № 1, ст. 12) Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок признания безнадежными к взысканию и списания финансовых санкций за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, а также за несоблюдение страхователем порядка представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронных документов согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правления ПФР Чижик Л.И.

Председатель А. Дроздов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2017 г.

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правления ПФР
от 28 августа 2017 г. № 600п

Порядок признания безнадежными к взысканию и списания финансовых санкций за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, а также за несоблюдение страхователем порядка представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронных документов

1. Настоящий Порядок устанавливает правила принятия решений органами системы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) о признании безнадежными к взысканию и списании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, а также за несоблюдение страхователем порядка представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронных документов (далее - финансовые санкции).

2. Признаются безнадежными к взысканию и списываются финансовые санкции в следующих случаях:

а) ликвидация организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) признание банкротом индивидуального предпринимателя, признание гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 43, ст. 4190; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 18, 46; № 44, ст. 4471; 2006, № 30, ст. 3292; № 52, ст. 5497; 2007, № 7, ст. 834; № 18, ст. 2117; № 30, ст. 3753, 3754; № 41, ст. 4845; № 48, ст. 5814; № 49, ст. 6078, 6079; 2008, № 30, ст. 3616; № 49, ст. 5748; 2009, № 1, ст. 4, 14; № 18, ст. 2153; № 29, ст. 3582, 3632; № 51, ст. 6160; № 52, ст. 6450; 2010, № 17, ст. 1988; № 31, ст. 4188, 4196; 2011, № 1, ст. 41; № 7, ст. 905; № 19, ст. 2708; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4301; № 30, ст. 4576; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7015, 7024, 7040, 7061, 7068; № 50, ст. 7351, 7357; 2012, № 31, ст. 4333; № 43, ст. 5787; № 53, ст. 7607, 7619; 2013, № 23, ст. 2871; № 26, ст. 3207; № 27, ст. 3477, 3481; 2013, № 30, ст. 4084; № 51, ст. 6699; № 52, ст. 6975, 6979, 6984; 2014, № 11, ст. 1095, 1098; № 30, ст. 4217; № 49, ст. 6914; № 52, ст. 7543; 2015, № 1, ст. 10,11, 35; № 27, ст. 3945, 3958, 3967, 3977; № 29, ст. 4341, 4350, 4355, 4362; 2016, № 1, ст. 11, 27, 29; № 23, ст. 3296; № 26, ст. 3891; № 27, ст. 4225, 4237, 4293, 4305; 2017, № 1, ст. 29; № 18, ст. 2661; № 25, ст. 3596; № 31, ст. 4767, 4830; официальный интернет портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.11.2017, № 0001201711250001) (в части непогашенных сумм финансовых санкций по причине недостаточности имущества должника);

в) смерть физического лица - плательщика платежей в бюджет ПФР или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;

г) принятие судом акта, в соответствии с которым ПФР утрачивает возможность взыскания финансовых санкций в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании финансовых санкций;

д) исключение юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц*;

е) вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849; 2011, № 30, ст. 4573; 2013, № 52, ст. 6948, 7006; 2014, № 11, ст. 1099), если с даты образования задолженности по уплате финансовых санкций прошло более пяти лет, в следующих случаях:

размер финансовых санкций не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;

судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

ж) суммы финансовых санкций, списанные со счетов страхователей в банках, но не перечисленные в бюджет ПФР, в случае, если на день принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы.

3. Решение о признании безнадежными к взысканию и списании финансовых санкций, подлежащих уплате в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (приложение 1 к настоящему Порядку), принимается при наличии следующих документов:

а) в случае, указанном в подпункте «а» пункта 2 настоящего Порядка, - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица;

б) в случае, указанном в подпункте «б» пункта 2 настоящего Порядка, - копия определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, определения арбитражного суда о завершении реализации имущества гражданина (в случае признания должника банкротом);

в) в случае, указанном в подпункте «в» пункта 2 настоящего Порядка, - копия свидетельства о смерти физического лица или копия решения суда об объявлении физического лица умершим, или сведения органа записи актов гражданского состояния о государственной регистрации смерти, или выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, содержащая сведения о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с его смертью;

г) в случае, указанном в подпункте «г» пункта 2 настоящего Порядка, - копия вступившего в законную силу акта суда, в соответствии с которым органы ПФР утрачивают возможность взыскания финансовых санкций в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании финансовых санкций;

д) в случае, указанном в подпункте «д» пункта 2 настоящего Порядка, - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения об исключении юридического лица из этого реестра по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц*;

е) в случае, указанном в подпункте «е» пункта 2 настоящего Порядка, - постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, определения суда о возвращении заявления о признании должника банкротом или о прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

ж) в случае, указанном в подпункте «ж» пункта 2 настоящего Порядка, - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о государственной регистрации в связи с ликвидацией банка, и выписка банка, содержащая сведения о списании сумм финансовых санкций со счета страхователя.

4. При наличии документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган ПФР оформляет справку о задолженности по финансовым санкциям (приложение 2 к настоящему Порядку).

5. Решение о признании безнадежными к взысканию и списании финансовых санкций, подлежащих уплате в бюджет ПФР, принимается территориальным органом ПФР в течение 1 рабочего дня с даты оформления документа, указанного в пункте 4 настоящего Порядка.

* Пункт 1 и 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; 2014, № 19, ст. 2304; 2017, № 31, ст. 4808).

Приложение 1
к Порядку признания безнадежными к взысканию
и списания финансовых санкций за непредставление
в установленные сроки необходимых для осуществления
индивидуального (персонифицированного) учета в системе
обязательного пенсионного страхования сведений либо
представление страхователем неполных и (или) недостоверных
сведений о застрахованных лицах, а также за несоблюдение
страхователем порядка представления сведений индивидуального
(персонифицированного) учета в форме электронных документов,
утвержденному постановлением Правления ПФР
от 28 августа 2017 г.
№ 600п

территориального органа ПФР

о признании безнадежными к взысканию и списании

финансовых санкций, подлежащих уплате в бюджет Пенсионного фонда

от _________________ № _______________

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г.

№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе

обязательного пенсионного страхования»* признать финансовые санкции,

подлежащие уплате в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации,

числящимися за страхователем ____________________________________________

(полное наименование юридического лица,

фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя,

физического лица, регистрационный номер в ПФР, ИНН/КПП)

в размере __________________ рублей;

на основании ____________________________________________________________

(указывается основание для признания безнадежными к взысканию

и списания финансовых санкций, подлежащих уплате в бюджет ПФР)

(указывается конкретный документ для признания безнадежными к

взысканию и списания финансовых санкций, подлежащих уплате в

безнадежными к взысканию и произвести их списание.

Руководитель (заместитель руководителя)

____________________________________________ ___________ ____________

(наименование территориального органа ПФР) (подпись) (Ф.И.О.)

территориального органа ПФР

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 14, ст. 1401; 2001, № 44, ст.4149; 2003, № 1, ст. 13; 2009, № 30, ст. 3739; 2011, № 29, ст. 4291; № 49, ст. 7057; 2013, № 52, ст. 6986; 2014, № 30, ст. 4217; 2016, № 1, ст. 5; № 27, ст. 4183; 2017, № 1, ст. 12.

Приложение 2
к Порядку признания безнадежными к взысканию
и списания финансовых санкций за непредставление
в установленные сроки необходимых для осуществления
индивидуального (персонифицированного) учета в системе
обязательного пенсионного страхования сведений либо
представление страхователем неполных и (или) недостоверных
сведений о застрахованных лицах, а также за несоблюдение
страхователем порядка представления сведений индивидуального
(персонифицированного) учета в форме электронных документов,
утвержденному постановлением Правления ПФР
от 28 августа 2017 г. № 600п

территориального органа ПФР

о задолженности по финансовым санкциям

на «__» ______________ года

(полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при

наличии), дата рождения физического лица)

Регистрационный номер в ПФР ¦ ¦ - ¦ ¦ - ¦ ¦

Финансовые санкции, подлежащие уплате в бюджет

Пенсионного фонда Российской Федерации в размере _______ рублей;

(должность руководителя структурного подразделения, наименование

территориального органа ПФР)

(подпись) (фамилия, инициалы)

____________________________________ ____________ /__________________/

(должность специалиста, составившего (подпись) (фамилия, инициалы)

Обзор документа

Если страхователь не представил либо подал неполные и (или) недостоверные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС, к нему применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов к нему применяются финансовые санкции в размере 1 000 руб.

Установлено, как признаются безнадежными и списываются указанные финансовые санкции.

Это производится в следующих случаях: организация ликвидирована; ИП или гражданин признан банкротом; плательщик умер или объявлен умершим; юрлицо, фактически прекратившее деятельность, исключено из ЕГРЮЛ; истек срок взыскания; окончено исполнительное производство; суммы списаны со счета страхователя, но не перечислены в бюджет ПФР из-за ликвидации банка.

Установлен перечень документов, необходимых для принятия решения.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отчетность в ПФР


Небольшой штраф за пенсионную отчетность — теперь не повод для судебного разбирательства. Правительство запретило Пенсионному фонду подавать иски, если сумма штрафа меньше 3 000 руб. Рассмотрим это нововведение подробнее.

Как сейчас наказывает ПФР

Поправки в ст. 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете. » уже опубликованы и вступят в силу 31 июля 2020 года. Речь идет о работодателях, которые несвоевременно сдают отчет или отправляют недостоверные сведения. Это считается нарушением, за которое накажут:

  • 500 руб. — за просрочку и неполную информацию (по каждому сотруднику);
  • 1 000 руб.— за несоблюдение порядка подачи сведений в электронном виде.

Если ПФР обнаружит нарушение, то составит акт. Его вручат работодателю под расписку, отправят заказным письмом или электронным файлом по ТКС. Директору дадут 15 дней для разъяснения своей точки зрения. Если фирма будет спорить, то подаст возражение на имя начальника территориального отделения. Потом создадут комиссию, пригласят директора фирмы или представителя по доверенности. По итогам заседания вынесут решение о привлечении к ответственности либо об отмене санкции.

Если наказание оставят в силе, то руководителю выдадут требование о перечислении штрафа в течение 10 дней. Когда сумма не поступает в казну, ее взыскивают принудительно. Правда, решать такие вопросы может только суд. Поэтому ПФР составит иск и отправит его судье. Если требования удовлетворят, то приставы спишут деньги с расчетного счета предприятия.

Суды буквально завалены исками от ПФР о взыскании мелких штрафов с работодателей. На присуждение виновнику 500 рублей уходит уйма времени. Тогда как серьезные дела, например по взысканию средств на реабилитацию тяжелобольного, ждут своей очереди. Правительство разгрузит систему. И теперь пенсионный фонд не будет подавать иски по каждому поводу.

Как будут взимать штрафы в ПФР по новым правилам

Порядок наказания работодателей не изменится — за нарушения все так же будут штрафовать и высылать требования. Просто сумма, с которой у ПФР примут иск, теперь должна быть не меньше 3 000 руб. Это значит, что за 1 000 руб. не подадут в суд. Но наказание не исчезнет, а будет «висеть» на фирме до момента, пока она не нарушит еще что-нибудь. Когда фонд накопит 3 тыс. руб., то сразу подаст иск.

Пример

Предприятие просрочило отправку СЗВ-М и получило 1,5 тыс. штрафа. Этой суммы недостаточно, чтобы взыскать ее по суду. ПФР ждет. В следующем квартале бухгалтер предоставил неверную информацию — оштрафовали еще на 500 руб. Чтобы подать иск, осталось накопить 1 000 руб. Через пару месяцев фирма снова забывает про отчет и получает наказание — 1,5 тыс. Итого сумма штрафа — 3 500 руб. Теперь фонд может идти в суд, на подготовку иска у него есть 6 месяцев.

Срок давности по взысканию — 3 года. В течение этих лет (с даты первого наказания) пенсионный фонд будет копить штрафы предприятий до нужной суммы. А если за это время фирма больше ничего не нарушит, то ПФР все равно потребует взыскания, но предварительно выждет 36 месяцев — вдруг еще что-то появится или директор сам погасит долг. Проще говоря, эту 1 000 руб. все равно придется платить, не сейчас так через 3 года.

Зная, что ПФР копит штрафы, директор может прикинуть начало судебных разборок и опередить фонд — самостоятельно перечислить долг. На это есть 3 года. Допустим, фирма получила два требования общей суммой 2 800 руб. Понимая, что следующий штраф приведет в суд, директор оплатит один из них. Так он уменьшит «санкционные накопления» и отсрочит подачу иска.

Напоминаем, что с 1 января 2020 года изменился КБК по уплате штрафов по ст. 17 Закона № 27-ФЗ. Теперь перечислять деньги нужно на КБК 392 1 16 07090 06 0000 140 — «Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед Пенсионным фондом Российской Федерации».

Код 392 1 16 20010 06 6000 140 применялся до 01.01.2020 и уже не действует.

Штраф Пенсионного фонда грозит тем, кто не вовремя сдал отчеты. Это, в первую очередь, такие формы, как СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД. Разберемся в штрафах подробно.

Как штрафует Пенсионный фонд

ПФР штрафует страхователей за непредставление сведений или за неверные предоставленные сведения своих работников.

Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 27 сентября 2019 года № 485п утверждены формы, которые фирма должна представлять в Пенсионный фонд при регистрации, изменении сведений о застрахованных лицах, и инструкция по их заполнению.

Отчетность, представляемая в Пенсионный фонд РФ

Так, Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлен штраф 500 рублей:

за несоблюдение страхователем срока представления сведений за каждое застрахованное лицо;

за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений в отношении каждого застрахованного лица.

Что значит за каждое застрахованное лицо?

Например, если форма СЗВ-М будет сдана позже срока, а у страхователя работает 20 человек, то размер штрафа составит 10 000 рублей (20 чел. × 500 руб.).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

ПФР оштрафует и за неэлектронную форму отчетности: если организация с численностью работающих более 25 человек сдаст отчет не в электронном формате, а на бумаге, штраф составит 1000 рублей.

За что штрафует ПФР

В какой срок устранять ошибки без штрафа

Страхователи смогут без санкций устранять свои ошибки и расхождения, выявленные специалистами ПФР при камеральной проверке сданной отчетности, в течение 5 рабочих дней.

То есть срок устранения страхователями несоответствий и ошибок – 5 рабочих дней со дня получения от органа ПФР уведомления об ошибке. Если работодатель уложится в этот срок и представит исправленный отчет, тогда он избежит штрафа.

На протяжении пятидневного срока к ним не будут применяться финансовые санкции, а на шестой день специалисты ПФР составят Акт о выявлении правонарушения и применят штраф. Далее органы ПФР будут обращаться в суд, чтобы взыскать санкции, если страхователь не уплатит или уплатит их не полностью.

Часто встречается, что уволенный работник восстанавливается на рабочем месте по решению суда. В данной ситуации страхователь может избежать нарушения срока представления сведений, если отчитается за все периоды, когда работник числился уволенным, не позднее следующего отчетного периода с даты вынесения судебного акта.

Когда ПФР обратиться в суд за штрафом

Недавно принятый Федеральный закон от 20 июля 2020 года № 237-ФЗ установил, что ПФР вправе обращаться в суд за взысканием санкций со страхователей только в случае, когда общая сумма финансовых санкций, подлежащих взысканию, превышает 3000 рублей.

Срок у ПФР – шесть месяцев с даты превышения.

Если же за три года со дня истечения срока исполнения самого раннего требования штрафы не превысили 3000 рублей, то ПФР вправе обратиться в суд за взысканием в течение 6 месяцев со дня истечения этого трехлетнего срока.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Административная ответственность должностных лиц

Не нужно забывать, что должностных лиц могут оштрафовать по КоАП РФ.

Согласно статье 15.33.2 КоАП РФ за нарушение порядка и сроков представления сведений (документов) персонифицированного учета в органы ПФР должностные лица организаций-страхователей будут привлекаться к административной ответственности в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

А с 2021 года вводится отдельная ответственность за нарушение работодателями порядка и срока предоставления в ПФР сведений о трудовой деятельности.

Так, статья 15.33.2 КоАП РФ дополнена нормой, устанавливающей ответственность за несвоевременное представление СЗВ-ТД, а также за сдачу СЗВ-ТД с неполными и/или недостоверными данными. За такой проступок должностным лицам организации также будет грозить штраф в размере от 300 до 500 рублей.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 декабря 2004 г. N КА-09-25/13379

О ПРИМЕНЕНИИ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ

В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

ОТ 01.04.1996 N 27-ФЗ

Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с обращениями территориальных органов ПФР рассмотрел вопрос о применении финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", и сообщает.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.

Нормы, освобождающей от ответственности за указанные правонарушения, вышеназванным Федеральным законом не предусмотрено.

Однако на практике возникают ситуации, при которых:

страхователь самостоятельно выявил ошибку в представленных сведениях по персонифицированному учету и сообщил об этом территориальным органам ПФР;

при представлении страхователем индивидуальных сведений о застрахованных лицах в установленный частью 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ) срок - не позднее 1 марта года, следующего за расчетным периодом, территориальные органы ПФР обнаруживают ошибку и возвращают страхователю формы документов персонифицированного учета для ее исправления. После чего в предусмотренный пунктом 29 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 (в редакциях Постановлений Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 N 422 и от 12.02.2004 N 73), 2-недельный срок страхователь представляет исправленные формы.

В указанных случаях следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Наличие ошибки формально образует состав нарушения Постановления Правления ПФР от 21.10.2002 N 122п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению".

Однако формальный подход к наложению штрафа недопустим.

Пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис" предусматривает, что при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.

Таким образом, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.

Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.

Если работодатель вовремя не сдаст отчетность, ПФР применит к нему меры административной ответственности в виде штрафов. В первую очередь данный момент касается отчетов по форме СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД.

Самые частые вопросы, которые мы решаем в течении 1 часа:

Как назначается штраф от ПФР

Штраф назначается Пенсионным фондом, если работодатель не представит в срок сведения на своих сотрудников или же представит их, но с ошибками. В Постановлении Правления ПФР от 27.09.2019 г. № 485п содержатся формы документов, представляемые работодателями в ПФР при регистрации или изменении информации о физлицах, а также инструкция по их заполнению.

Если работодатель нарушит правила представления сведений о сотрудниках, к нему применяется ответственность согласно Федеральному закону от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ, а именно штраф 500 руб. Такая ответственность налагается, если компания:

  • не соблюдет сроки представления информации по каждому застрахованному лицу;
  • представляет в ПФР неполные или недостоверные сведения по каждому застрахованному лицу.

Важно! "По каждому застрахованному лицу" означает, что штраф назначается по каждому сотруднику, в отношении которого нарушено законодательство в части представления информации в ПФР.

К примеру, в компании работает 30 человек. Работодатель не сдал отчет по форме СЗВ-М. В этом случае размер штрафа составит

30 чел. * 500 руб. = 15 000 руб.

ПФР применяет штрафные санкции и в том случае, когда работодатель нарушает формат представления отчетности - бумажный вместо электронного. Если в организации работает более 25 человек, то отчетность нужно сдавать только в электронном формате. В противном случае на работодателя налагается штраф в размере 1 000 руб.

В какой срок устранить ошибки, чтобы не было штрафа от ПФР

Работодатели могут избежать штрафа, если вовремя исправят ошибки по отчетности. Пенсионным фондом установлен срок - 5 рабочих дней со дня получения от фонда уведомления о наличии ошибок, выявленных в ходе камеральной проверки отчетности. Если уложиться в этот срок и сдать скорректированную отчетность, штрафа вполне можно избежать.

По окончании этих 5-ти рабочих дней сотрудники ПФР составляют Акт о выявлении правонарушения и назначают штраф. Если работодатель не заплатит его добровольно, Пенсионный фонд будет обращаться в судебные органы для взыскания штрафа в принудительном порядке.

Внимание! Иногда возникает ситуация, что уволенный сотрудник восстанавливается на рабочем месте по решению суда. Работодатель может избежать штрафа за нарушение срока сдачи информации, если представит отчетность за все периоды, когда сотрудник считался уволенным. Но сделать это нужно не позже следующего отчетного периода с момента принятия судебного решения.

В каком случае ПФР обращается в суд

На основании Федерального закона от 20.07.2020 г. № 237-ФЗ ПФР имеет право обращаться в суд для взыскания штрафа с работодателя, если общая сумма финансовых санкции более 3 000 руб. При этом срок обращения составляет 6 месяцев с даты указанного превышения.

Если же за 3 года с момента истечения срока исполнения самого раннего требования штрафы не превысили 3 000 руб., то ПФР имеет право обратиться в судебные органы в течение 6 месяцев с момента истечения этого трехлетнего срока.

Административная ответственность должностных лиц

Должностные лица работодателя несут административную ответственность согласно ст. 15.33.2 КоАП РФ за нарушение правил представления отчетности в ПФР по персонифицированному учету. Штраф составляет 300 - 500 руб.

С 2021 г. для них предусмотрена дополнительная ответственность за нарушение порядка и сроков представления в ПФР отчета по форме СЗВ-ТД. В соответствии со ст. 15.33.2 КоАП РФ должностные лица будут наказываться на 300 - 500 руб., если работодатель не представит вовремя этот отчет в ПФР или же в нем будут содержаться ошибки.

Чтобы не возникло никаких дополнительных проблем со сдачей СЗВ-ТД, рекомендуется передавать его через 1С: Отчетность. Программа автоматически проверит документ на ошибки, а при их наличии выдаст пользователю соответствующее уведомление. Подключить 1С: Отчётность можно бесплатно в рамках договора ИТС.Проф. Наши специалисты подробно расскажут о преимуществах сервиса, а также подключат его к вашей программе «1С:Предприятие».

Читайте также: