Что собиралась открыть в родном городе катерина ивановна на пенсионные деньги

Опубликовано: 22.04.2024

Образ Катерины Ивановны из романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» — это образ женщины, испытавшей много горя, страдавшей от нищеты, но сохранившей чувство собственного достоинства и веру в человеческую порядочность.

Описание внешности

Катерина Ивановна — женщина лет тридцати, очень худая, тонкая, стройная, довольно высокая. У неё прекрасные тёмно-русые волосы, блестящие, точно в лихорадке, глаза, щёки из-за чахотки раскраснелись до пятен.

Судьба Катерины Ивановны

О жизненном пути героини читатель узнаёт от её мужа Семёна Захаровича Мармеладова. Она характеризуется в исповеди Мармеладова перед Раскольниковым как «особа образованная и урождённая штаб-офицерская дочь». Катерина Ивановна воспитывалась в благородном губернском институте. На выпускном балу она танцевала с шалью при губернаторе как отличившаяся воспитанница и за это получила похвальный лист и золотую медаль.

Затем Катерина Ивановна сбежала из родительского дома и вышла замуж за пехотного офицера, человека бесшабашного, который был азартным игроком. Он попал из-за карточного проигрыша под суд и вскоре умер.

Осталась вдова с тремя малолетними детьми (двумя девочками и мальчиком) в глубокой нищете. Познакомившись с ней, Семён Захарович испытал к этой молодой женщине жалость и сделал ей предложение. Катерина Ивановна вышла замуж за Мармеладова, потому что не видела выхода из нищеты. Но ей не повезло и со вторым мужем, который, столкнувшись с жизненными трудностями, начал пить. После того, как Мармеладова сократили по службе, он начал заливать своё горе алкоголем вместо того, чтобы искать средства к существованию. Надеясь, что глава семейства, имеющий чин титулярного советника, найдёт место службы в столице, семья Мармеладовых переехала в Петербург и стала жить в съёмной проходной комнате. Место службы нашлось, но скоро Семён Захарович потерял и его из-за пьянства. Собравшись с силами, он всё же взялся за ум и снова устроился на службу. Получив через месяц жалование, он отдал его Катерине Ивановне, но на следующий день выкрал деньги из её сундука и пьянствовал пять дней, не показываясь дома.

Бедная больная женщина страдает, видя своих голодных и холодных детей. Она бьёт пьяного мужа (которого привёл домой Раскольников), так как он пропил деньги и на питание, и на плату за жильё.

В конце концов, Мармеладов попал в пьяном виде под лошадей и умер. В день его похорон вдова во время поминок, деньги на которые дал Раскольников, говорит гостям о своей мечте создать пансион для благородных девиц в родном городе. Затем произошла ссора с хозяйкой квартиры, и Мармеладова с детьми покидает жилище, на улице у неё открывается кровотечение.

Смерть Катерины Ивановны наступила в комнатке, снимаемой её падчерицей Соней. Бедная Катерина Ивановна закричала: «Уездили клячу. Надорвала-а-ась!» — и умерла.

Характер

Мармеладов характеризует Катерину Ивановну как женщину гордую, горячую, благородную, мечтательную. Спасаясь от жестокой реальности, она уходит в мир грёз, «собственными воображениями сама себя тешит», как говорит о ней муж.

По натуре Катерина Ивановна не грубая женщина, но иногда бывает груба, и вызвано это не характером, а бедностью и нищетой.

Автор отмечает, что от природы характер героини миролюбивый, весёлый, смешливый. Но от постоянных неудач и бед она стала нервной, часто относится к людям предвзято. Их недостатки, плохое отношение друг к другу приводят её в исступление, так как она «яростно стала желать и требовать, чтобы все жили в мире и радости и не смели жить иначе». Катерина Ивановна часто восхищается людьми, о которых нечего не знает, когда же разочаровывается в них, резко разрывает с ними отношения.

В разговоре с Раскольниковым Соня выделяет такое качество Катерины Ивановны как великодушие. Она считает свою мачеху человеком нравственной чистоты.

Хотя саму Катерину Ивановну бьёт жизнь, она умеет сострадать другим людям. Она жалеет Соню, хотя сама, в отчаянии от бедности, косвенно подтолкнула её к занятию проституцией. Когда две дамы, живущие по соседству, не пришли на поминки Мармеладова, потому что не желали сидеть рядом с Соней, эту обиду Катерина Ивановна не смогла простить и хотела доказать, что её падчерица достойная девушка.

Катерина Ивановна — аккуратная, чистоплотная женщина. Хотя она болеет чахоткой (туберкулёзом), с утра до вечера работает: приводит в порядок своё жилище, «скребёт и моет и детей обмывает».

Главной чертой характера Катерины Ивановны является гордость, которая и привела к тому, что после ссоры с квартирной хозяйкой на поминках мужа Катерина Ивановна оказалась с детьми на улице, так как хозяйка выгнала их из квартиры. От всех этих бед на Катерину Ивановну нашло безумие, она заставляла детей петь и плясать перед прохожими и жаловалась, до чего довели люди детей чиновника.

Заключение

Образ Катерины Ивановны из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» олицетворяет борьбу в человеке отчаяния с надеждами на лучшую жизнь. Образ этой героини заставляет читателя задуматься: можно ли сохранить благородство и чистоту души, будучи на грани нищеты.

Характеристика образа Катерины Ивановны, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

История создания

Писатель Федор Достоевский


Писатель Федор Достоевский
Вероятный прототип Катерины Ивановны — первая жена Достоевского, Мария Дмитриевна, умершая из-за туберкулеза в тридцать девять лет. По отзывам современников, Мария Дмитриевна была женщиной страстной и экзальтированной, и Достоевский списывал с той героиню в период, когда жена уже находилась на последней стадии болезни.

Некоторые эпизоды в жизни Марии Дмитриевны похожи на то, что произошло с выдуманной героиней в романе Достоевского. До того, как выйти замуж за писателя, Марина Дмитриевна уже была замужем и после смерти первого супруга осталась одна посреди Сибири с сыном на руках, без поддержки со стороны родственников или друзей.

Федор Достоевский и его жена Мария Дмитриевна


Федор Достоевский и его жена Мария Дмитриевна

У образа Катерины Ивановны есть и еще один возможный прототип — некая Марфа Браун, знакомая Достоевского. Дама, которая вышла замуж за одного пьющего литератора и в конечном счете оказалась в ситуации ужасной бедности. По характеру Катерина Ивановна похожа на эту женщину.

Семейство Мармеладовых

Мармеладовы занимают практически центральное место в романе, очень тесно связаны с главным героем. Они в судьбе Раскольникова сыграли очень важную роль почти все.

На момент знакомства Родиона с этим семейством, оно состояло из:

  1. Мармеладов Семен Захарович — глава семьи;
  2. Катерина Ивановна — его супруга;
  3. Софья Семеновна — дочь Мармеладова (от первого его брака);
  4. дети Катерины Ивановны (от ее первого брака): Поленька (10-ти лет); Коленька (семи лет); Лидочка (шести лет, еще звалась Ленечкой).

Семья Мармеладовых — типичное семейство обывателей-мещан, опустившихся практически на самое дно. Они даже не живут, они – существуют. Достоевский описывает их так: словно они даже не пытаются выжить, а просто обитают в беспросветной нищете — такой семье «идти больше некуда». Страшно даже не столько то, что и дети оказались в таком положении, сколько то, что взрослые словно смирились с таким своим статусом, не ищут выхода, не стремятся выбраться из такого тяжелого существования.

«Преступление и наказание»

Катерина Ивановна Мармеладова — супруга господина Мармеладова, спивающегося чиновника, которому уже за пятьдесят. Самой Катерине Ивановне около тридцати лет. Эта несчастная и больная женщина происходит из семьи надворного советника, хорошо воспитана и образована. Отец героини был влиятельным человеком и собирался добиться должности губернатора, семья героини принадлежала к высшему обществу.



А.Фрейндлих в роли Катерины Ивановны

На момент действия героиня выглядит крайне исхудавшей и болезненной женщиной. Глаза Катерины Ивановны нездорово блестят, на щеках проступают красные пятна, губы иссохлись и покрыты запекшейся кровью. Героиня страдает туберкулезом, но в ее облике еще можно разглядеть следы былой красоты — стройную фигуру, прекрасные темно-русые волосы.

Героиня бедна и носит единственное оставшееся ситцевое платье, темное в полоску. У Катерины Ивановны нервный впечатлительный характер. Будучи во «взволнованных чувствах», Катерина Ивановна выглядит еще более жалко и болезненно и начинает тяжело и страшно дышать.

Юность Катерины Ивановны была беззаботной. Героиня росла в некоем провинциальном городе и воспитывалась в губернском институте для благородных девиц из дворянских семей. Там Катерину Ивановну обучали французскому языку. При выпуске героиня танцевала на балу при губернаторе и прочих влиятельных лицах, а также получила «похвальный лист» и золотую медаль.

Семен Мармеладов


Семен Мармеладов

Вероятно, семья готовила героине безоблачное будущее, однако Катерина Ивановна по молодости лет влюбилась в некоего пехотного офицера и сбежала с тем из родительского дома, чем обрекла себя на печальную судьбу. От первого мужа у Катерины Ивановны родилась дочь Поля и еще двое детей.

Семья героини была категорически против этого брака, отец Катерины Ивановны был невероятно рассержен, но героиня все же вышла замуж за своего избранника против воли родителей. Героиня чрезмерно любила мужа, но тот пристрастился к карточным играм, попал под суд и в результате умер.

Еще молодая героиня осталась совершенно одна «в далеком и зверском уезде» с тремя малолетними детьми на руках. Денег у Катерины Ивановны не было, родственники отказались от героини, та впала в безнадежную нищету и оказалась с детьми на улице. Господин Мармеладов, который в то время тоже находился в том уезде, был вдовцом. От первой супруги у героя осталась дочь-подросток Соня. Познакомившись с Катериной Ивановной, Мармеладов проникся к той сочувствием и решил жениться из жалости.

Катерина Ивановна на улице с детьми


Катерина Ивановна на улице с детьми

Мармеладов был на двадцать лет старше Катерины Ивановны и происхождение имел более низкое, однако женщина от отчаяния согласилась выйти за него замуж, «плача и рыдая».

Новый брак не принес героине счастья. Муж ничем не мог угодить ей, хотя и прикладывал для этого усилия, а через год потерял работу по изменению штатов и начал пить. На этом стабильная жизнь закончилась, и Катерина Ивановна снова оказалась во власти нищеты. Мармеладовы живут в скверных условиях, «в холодном углу», из-за чего чахотка, которой страдает Катерина Ивановна, прогрессирует. Из-за болезни и эмоционального напряжения героиня понемногу сходит с ума.

Из-за бедности героиня вынуждена сидеть на черном хлебе, самостоятельно мыть пол и заниматься домашней работой. Однако женщина с детства приучена к чистоте и не выносит грязи, поэтому ежедневно мучает себя непосильной работой, чтобы держать дом и одежду детей и мужа в чистоте. У самой Катерины Ивановны не осталось одежды, за исключением единственного платья. Всю одежду героини пришлось продать, чтобы получить деньги на жизнь семьи, а последние чулки и платок из козьего пуха пропил муж.

Соня Мармеладова


Соня Мармеладова

Тяжелая жизнь сделала Катерину Ивановну нервной и раздражительной, так что детям и падчерице пришлось многое от нее вытерпеть. Соня говорит, что прежде героиня была умной, доброй и великодушной, но ослабела рассудком от горя. Катерина Ивановна принуждает падчерицу к занятиям проституцией, но позже корит себя и считает Соню святой.

У героини гордый и горячий характер, Катерина Ивановна не терпит неуважения к себе, ни о чем не просит окружающих и не прощает грубости. Первый муж бил героиню, а обстоятельства ее жизни сложились скверно, при этом сломить или запугать Катерину Ивановну было невозможно. Героиня никогда не жаловалась.

Героиня умирает в день похорон господина Мармеладова, который погибает, попав пьяным под лошадь. Раскольников, главный герой романа, отдает Катерине Ивановне последние деньги, чтобы та смогла похоронить мужа. Причиной смерти самой героини становится внезапно открывшееся чахоточное кровотечение. На этом биография героини подошла к концу. Осиротевших детей Катерины Ивановны отдают в приют.

Дети Катерины Ивановны

Мастерство писателя проявилось высочайшим образом в описании детей Катерины Ивановны — так трогательно, подробно, реалистично он описывает этих вечно голодных детей, обреченных жить в нищете.

«…Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Его, вероятно, только что прибили. Старшая девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовомбурнусике, сшитом ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь и до колен, стояла в углу подле маленького брата, обхватив его шею своею длинною, высохшею как спичка рукой. Она… следила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на ее исхудавшем и испуганном личике…»

— это трогает до глубины души. Кто знает — возможно то, что они в итоге попадают в детский дом, более лучших выход, чем остаться на улице и попрошайничать.

Экранизации

Майя Булгакова в роли Катерины Ивановны


Майя Булгакова в роли Катерины Ивановны
В двухсерийном советском фильме 1969 года «Преступление и наказание» роль Катерины Ивановны исполнила актриса Майя Булгакова. В 2007 году вышла еще одна экранизация — сериал «Преступление и наказание» режиссера Дмитрия Светозарова, состоящий из восьми эпизодов. Роль Катерины Ивановны здесь сыграла актриса Светлана Смирнова.

Характер персонажа

В своем нашумевшем романе Федор Достоевский четкую характеризует Мармеладова. Можно сразу выявить слабые стороны героя, понять, каким характером обладает персонаж. Об этом читателю рассказывает поведение Семена Захаровича, образ жизни, взаимодействие с другими книжными «жителями». Чиновник в отставке начал спиваться после утраты высокооплачиваемой работы и должности. Будучи ранее титулярным советником, он превращается в нищего человека, ищущего истину в вине.

Чем примечателен второстепенный персонаж романа (характеристика Мармеладова, анализ поведения):


  • Любит своих детей, особенно родную старшую дочку Сонечку, которую воспитывает по своему уставу, делясь жизненным опытом. Приемных же мужчина обучает чтению, грамматике. Именно поэтому дети принимают его, называя папочкой. Будучи пьяным, он всегда достает из кармана малышам пряничного петушка.
  • Уважает женщин, никогда не поднимает руку на супругу, хотя та всячески провоцирует изрядно выпившего мужа на скандал, пытаясь вразумить.
  • Слабохарактерный человек. Он не способен противостоять жизненным виражам, поэтому спивается. Подчиняясь всему, что происходит, Семен пускает на самотек судьбу и признает этот факт.
  • Добрый и благородный мужчина. Доверчивый Мармеладов постоянно попадает под влияние алкоголиков и развратных людей. При этом манеры его остаются неизменными, говорящими о хорошем воспитании.
  • Скромный человек, в котором нет ни грамма зависти, наглости, хамства, развратности. Самокритичный герой постоянно ругает себя за отсутствие воли, часто рассуждает о жизни, но не навязывает свое мнение окружающим.

Несмотря на пагубную привычку, Семен не утратил умение красиво говорить. Витиеватый в рассуждениях персонаж речист в словах. Именно ему от автора достался букетик самых положительных человеческих качеств.

Характеристика

Соня не получила достойного образования, однако она умна, честна. Ее искренность и отзывчивость стали для Родиона примером и пробудили в нем совесть, раскаяние, а затем — любовь и веру. Девушка немало настрадалась в своей столь недолгой жизни, натерпелась от мачехи, но зла не затаила, не обиделась. Несмотря на малообразованность, Соня совсем не глупенькая, она читает, она умница. Во всех испытаниях, выпавших на ее долю за столь короткую пока жизнь, она сумела не потерять себя, сохранила внутреннюю чистоту души, собственное достоинство.
Девушка оказалась способна на полное самопожертвование ради блага ближних; она наделена даром чувствовать чужое страдание как свое. И тогда она менее всего думает о себе, но исключительно о том, как и чем она может помочь тому, кому очень плохо, кто страдает и нуждается еще более, чем она сама.

Сонечка Мармеладова

«Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Дочь Мармеладова. Чтобы помочь голодающей семье, начала заниматься проституцией. Сначала мы узнаем о ней из рассказа Мармеладова. В первый раз вернувшись домой с деньгами, Сонечка отдала их своей мачехе Катерине Петровне и легла лицом к стене, «только плечики да тело все вздрагивают».

Раскольников признается девушке в своем преступлении, перекладывает на нее часть своей муки и ненавидит ее за это.

По мысли Достоевского, Соня - тоже преступница. Она преступила через себя ради других. Готовность к самопожертвованию превратилась у нее в осквернение собственной души.
Сонечка полюбила Раскольникова. Она сострадает ему, готова разделить судьбу юноши и вместе с ним нести его крест. Именно Соня читает Раскольникову Евангелие, главу про воскрешение Лазаря, которая символизирует возможность воскрешения любой, даже самой мертвой, души. И именно Соня подталкивает Раскольникова к покаянию. Она следует за ним, когда он идет признаваться. Девушка едет за Раскольниковым на каторгу. Там все заключенные относятся к ней с большим уважением и любовью. Сама же героиня своей любовью воскрешает Раскольникова к новой жизни. «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» - эта героиня является символом самопожертвования во имя ближнего и бесконечного страдания.

Катерина Ивановна

Всю свою жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и лишения. Гордая, горячая, непреклонная, оставшись вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была вынуждена, "плача и рыдая, и руки ломая, выйти замуж за невзрачного чиновника, вдовца с четырнадцатилетней дочерью Соней, который, в свою очередь, женится на Катерине Ивановне из чувства жалости и сострадания.

Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня. Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими.

Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же _ натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая.

Поведение Катерины Ивановны в день смерти Мармеладова показывает, что любовь к ближнему глубоко заложена в человеческой душе, что она естественна для человека, даже если он этого не сознает. "И слава богу, что помирает! Убытку меньше!" - восклицает Катерина Ивановна у постели умирающего мужа, но в то же время она суетится около больного, даст ему пить, оправляет подушки.

Узы любви и сострадания связывают Катерину Ивановну и Соню. Соня не осуждает мачеху, которая когда-то толкнула падчерицу на панель. Напротив, девушка защищает Катерину Ивановну перед Раскольниковым, "волнуясь и страдая и ломая руки". А немного позднее, когда Лужин публично обвиняет Соню в краже денег, Раскольников видит, с каким ожесточением бросается Катерина Ивановна па защиту Сони.

Нужда, нищета давят семью Мармеладова, доводят Катерину Ивановну до чахотки, но в ней живет чувство собственного достоинства. Сам Достоевский говорит о ней: "А Катерина Ивановна была сверх того и не из забитых, ее можно было совсем убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю нельзя было". Вот это стремление почувствовать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить шикарные поминки. Достоевский постоянно подчеркивает это стремление словами "гордо и с достоинством осмотрела своих гостей", "не удостоила ответом", "громко заметила через стол". Рядом с чувством самоуважения в душе Катерины Ивановны живет другое большое чувство — доброта. Она старается оправдать своего мужа, говоря: "Вообразите, Родион Романович, в кармане у него пряничного петушка нашла: мертво-пьяный идет, а про детей помнит". Она, крепко прижимая Соню, как будто грудью хочет защитить ее от обвинений Лужина, говорит: "Соня! Соня! Я не верю!" В поисках справедливости Катерина Ивановна выбегает на улицу. Она понимает, что после смерти мужа дети обречены на голодную смерть, что судьба немилостива к ним. Так Достоевский, противореча себе, опровергает теорию утешительства и смирения, якобы приводящую всех к счастью и благополучию, когда Катерина Ивановна отвергает утешение священника. Трагичен конец Катерины Ивановны. В беспамятстве бежит она к генералу, чтобы просить о помощи, но их сиятельство обедают, и перед ней закрывают двери. Больше нет надежды на спасение, и Катерина Ивановна решается на последний шаг: она идет просить милостыню. Очень впечатляет сцена смерти бедной женщины. Слова, с которыми она умирает, ("уездили клячу", "надорвалась")В лице Катерины Ивановны запечатлен трагический образ горя. Этот образ заключает в себе огромную силу протеста. Он встает в ряд вечных образов мировой литературы.

Лизавета – младшая, сводная сестра старухи-процентщицы. «Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, 35-ти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои». У нее было смуглое доброе лицо.

Л. была знакома с Раскольниковым, которому стирала рубашки, а также она дружила с Сонечкой Мармеладовой, с которой обменялась крестами. Л. была «тихая, кроткая, безответная, на все согласная». Этой безответностью пользовались мужчины, и Л. была постоянно беременна.

Во время убийства своей сестры она неожиданно возвратилась домой и тоже стала жертвой Раскольникова. Именно подаренное ею Евангелие Соня позже будет читать Раскольникову. И это неслучайно. Убийство такого беззащитного и доброго существа подтверждает страшную греховность «идеи» Раскольникова, осквернение им нравственного закона и человеческой души.

Лужин Петр Петрович – деловой человек 45-ти лет, «с осторожною и брюзгливою физиономией». Чопорный, угрюмый и высокомерный. Выбившись из ничтожества, он высоко ценит свой ум и способности, любуется собой. Больше всего в жизни Лужин ценит деньги, интересуется только ими. Но он хочет показаться сведущим и прогрессивным человеком. Поэтому Лужин, со слов своего друга Лебезятникова, разглагольствует о роли «науки и экономической правды» в жизни человека. Лужин, пораженный красотой и образованностью Дуни Раскольниковой, делает ей предложение. Его самолюбию льстит, что такая девушка будет благодарна ему всю жизнь. Кроме того, Лужин считает, что красивая и умная жена будет способствовать росту его карьеры. Лужин ненавидит Раскольникова за то, что тот выступает против его женитьбы на Дуне. Он пытается поссорить Раскольникова с матерью и сестрой. С этим героем в романе связан неприятный эпизод: на похоронах Мармеладова он незаметно сует в карман Соне сто рублей, а затем обвиняет ее в краже. С помощью Раскольникова Лужина позорно разоблачают.

Мармеладов Семен Захарович. Этот образ связан с одной из ведущих тем в творчестве Достоевского – темой нищеты и унижения, в которых погибает достойный человек.
Мармеладов - титулярный советник, отец Сонечки. «Это был человек лет уже за 50,… с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто безумие». Мармеладов лишился места в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить. Историю жизни этого героя мы узнаем из его собственных уст. Он рассказал Раскольникову, что пропил вещи своей второй жены, Катерины Ивановны. Из-за пьянства Мармеладова и страшной нищеты их семьи Сонечка пошла на панель. Мармеладов сознавал всю свою ничтожность и глубоко раскаивался во всех своих грехах. Но в то же время он не имел сил что-то изменить. Свою слабость и свои пороки герой представлял как драму вселенского масштаба. Часто он вел себя очень театрально. «Жалеть! Зачем меня жалеть! – вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов…» В конце концов Мармеладов погиб, попав пьяным под копыта лошадей.

Порфирий Петрович – пристав следственных дел, правовед. «Лет 35-ти… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать». Порфирий Петрович расследует убийство, совершенное Раскольниковым. Между этими героями происходит своеобразный поединок. Порфирий Петрович не только стремиться уличить Раскольникова в преступлении. Ему, как тонкому и умному психологу, интересна личность героя, его «идеи». Порфирий Петрович не имеет доказательств против Раскольникова. Допрашивая его, он жестко и целенаправленно подводит героя к признанию. И почти добивается своего, но в последний момент убийство на себя берет красильщик Миколка. Раскольникова отпускают. Но вскоре Порфирий Петрович снова приходит к нему и прямо обвиняет в убийстве процентщицы. Следователь предлагает Раскольникову самому признаться во всем ради облегчения наказания. Это подтверждает, что несмотря ни на что, Порфирий Петрович уважает Раскольникова как сильную личность, способную «заглянуть за край».

Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 7 | Нарушение авторских прав

История персонажа

Второстепенный персонаж романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Жена чиновника Мармеладова, мачеха Сони Мармеладовой, бедная женщина 30 лет, умирает из-за чахотки (туберкулеза).

История создания

Писатель Федор Достоевский

Писатель Федор Достоевский

Вероятный прототип Катерины Ивановны — первая жена Достоевского, Мария Дмитриевна, умершая из-за туберкулеза в тридцать девять лет. По отзывам современников, Мария Дмитриевна была женщиной страстной и экзальтированной, и Достоевский списывал с той героиню в период, когда жена уже находилась на последней стадии болезни.

Некоторые эпизоды в жизни Марии Дмитриевны похожи на то, что произошло с выдуманной героиней в романе Достоевского. До того, как выйти замуж за писателя, Марина Дмитриевна уже была замужем и после смерти первого супруга осталась одна посреди Сибири с сыном на руках, без поддержки со стороны родственников или друзей.

Федор Достоевский и его жена Мария Дмитриевна

Федор Достоевский и его жена Мария Дмитриевна

У образа Катерины Ивановны есть и еще один возможный прототип — некая Марфа Браун, знакомая Достоевского. Дама, которая вышла замуж за одного пьющего литератора и в конечном счете оказалась в ситуации ужасной бедности. По характеру Катерина Ивановна похожа на эту женщину.

«Преступление и наказание»

Катерина Ивановна Мармеладова — супруга господина Мармеладова, спивающегося чиновника, которому уже за пятьдесят. Самой Катерине Ивановне около тридцати лет. Эта несчастная и больная женщина происходит из семьи надворного советника, хорошо воспитана и образована. Отец героини был влиятельным человеком и собирался добиться должности губернатора, семья героини принадлежала к высшему обществу.

 А.Фрейндлих в роли Катерины Ивановны

А.Фрейндлих в роли Катерины Ивановны

На момент действия героиня выглядит крайне исхудавшей и болезненной женщиной. Глаза Катерины Ивановны нездорово блестят, на щеках проступают красные пятна, губы иссохлись и покрыты запекшейся кровью. Героиня страдает туберкулезом, но в ее облике еще можно разглядеть следы былой красоты — стройную фигуру, прекрасные темно-русые волосы.

Героиня бедна и носит единственное оставшееся ситцевое платье, темное в полоску. У Катерины Ивановны нервный впечатлительный характер. Будучи во «взволнованных чувствах», Катерина Ивановна выглядит еще более жалко и болезненно и начинает тяжело и страшно дышать.

Юность Катерины Ивановны была беззаботной. Героиня росла в некоем провинциальном городе и воспитывалась в губернском институте для благородных девиц из дворянских семей. Там Катерину Ивановну обучали французскому языку. При выпуске героиня танцевала на балу при губернаторе и прочих влиятельных лицах, а также получила «похвальный лист» и золотую медаль.

Семен Мармеладов

Семен Мармеладов

Вероятно, семья готовила героине безоблачное будущее, однако Катерина Ивановна по молодости лет влюбилась в некоего пехотного офицера и сбежала с тем из родительского дома, чем обрекла себя на печальную судьбу. От первого мужа у Катерины Ивановны родилась дочь Поля и еще двое детей.

Семья героини была категорически против этого брака, отец Катерины Ивановны был невероятно рассержен, но героиня все же вышла замуж за своего избранника против воли родителей. Героиня чрезмерно любила мужа, но тот пристрастился к карточным играм, попал под суд и в результате умер.

Еще молодая героиня осталась совершенно одна «в далеком и зверском уезде» с тремя малолетними детьми на руках. Денег у Катерины Ивановны не было, родственники отказались от героини, та впала в безнадежную нищету и оказалась с детьми на улице. Господин Мармеладов, который в то время тоже находился в том уезде, был вдовцом. От первой супруги у героя осталась дочь-подросток Соня. Познакомившись с Катериной Ивановной, Мармеладов проникся к той сочувствием и решил жениться из жалости.

Катерина Ивановна на улице с детьми

Катерина Ивановна на улице с детьми

Мармеладов был на двадцать лет старше Катерины Ивановны и происхождение имел более низкое, однако женщина от отчаяния согласилась выйти за него замуж, «плача и рыдая».

Новый брак не принес героине счастья. Муж ничем не мог угодить ей, хотя и прикладывал для этого усилия, а через год потерял работу по изменению штатов и начал пить. На этом стабильная жизнь закончилась, и Катерина Ивановна снова оказалась во власти нищеты. Мармеладовы живут в скверных условиях, «в холодном углу», из-за чего чахотка, которой страдает Катерина Ивановна, прогрессирует. Из-за болезни и эмоционального напряжения героиня понемногу сходит с ума.

Из-за бедности героиня вынуждена сидеть на черном хлебе, самостоятельно мыть пол и заниматься домашней работой. Однако женщина с детства приучена к чистоте и не выносит грязи, поэтому ежедневно мучает себя непосильной работой, чтобы держать дом и одежду детей и мужа в чистоте. У самой Катерины Ивановны не осталось одежды, за исключением единственного платья. Всю одежду героини пришлось продать, чтобы получить деньги на жизнь семьи, а последние чулки и платок из козьего пуха пропил муж.

Соня Мармеладова

Соня Мармеладова

Тяжелая жизнь сделала Катерину Ивановну нервной и раздражительной, так что детям и падчерице пришлось многое от нее вытерпеть. Соня говорит, что прежде героиня была умной, доброй и великодушной, но ослабела рассудком от горя. Катерина Ивановна принуждает падчерицу к занятиям проституцией, но позже корит себя и считает Соню святой.

У героини гордый и горячий характер, Катерина Ивановна не терпит неуважения к себе, ни о чем не просит окружающих и не прощает грубости. Первый муж бил героиню, а обстоятельства ее жизни сложились скверно, при этом сломить или запугать Катерину Ивановну было невозможно. Героиня никогда не жаловалась.

Героиня умирает в день похорон господина Мармеладова, который погибает, попав пьяным под лошадь. Раскольников, главный герой романа, отдает Катерине Ивановне последние деньги, чтобы та смогла похоронить мужа. Причиной смерти самой героини становится внезапно открывшееся чахоточное кровотечение. На этом биография героини подошла к концу. Осиротевших детей Катерины Ивановны отдают в приют.

Экранизации

Майя Булгакова в роли Катерины Ивановны

Майя Булгакова в роли Катерины Ивановны

В двухсерийном советском фильме 1969 года «Преступление и наказание» роль Катерины Ивановны исполнила актриса Майя Булгакова. В 2007 году вышла еще одна экранизация — сериал «Преступление и наказание» режиссера Дмитрия Светозарова, состоящий из восьми эпизодов. Роль Катерины Ивановны здесь сыграла актриса Светлана Смирнова.

Начнём с общей характеристики: Мармеладовы – бедная и нищая семья. У них нет своего жилья, то есть дома или имения – они снимают комнату в доме у немки. Кормильцем, что нетипично, выступает Соня – старшая дочь главы семейства – Семёна Захарыча Мармеладова, о котором мы сейчас и поговорим.

Начнём с описания внешности:

Мармеладов одет бедно в соответствии с бедственным финансовым положением своей семьи. Хотя у него был служебный мундир – Семён Захарыч – бывший титулярный советник; однако мужчина потерял и мундир, и должность. Здесь важно отметить, что, несмотря на это, Мармеладов сохранил солидно-чиновничьи повадки в общении с другими людьми.

Семён Захарыч не глуп: как отмечает сам Достоевский, в его взгляде были ум и смысл, но и безумие. Мармеладов умеет рассуждать, как пример, его слова о нищете и бедности:

Главным грехом Семёна Захарыча является пьянство. Оно отчасти привело к бедственному положению его семьи, а позже станет причиной других трагичных событий. А пока Мармеладов – типичный посетитель кабака:

Тем не менее, Семён Захарыч понимает свою ничтожность и то, насколько низко он опустился:

вплоть до того, что пропил чулки своей жены:

а позже и вовсе украл у неё деньги:

Однако Мармеладов любит свою семью: жену и детей, но «болезненной любовью»:

И тут возникает вопрос: что значит «болезненная любовь?»

Ещё одна отличительная черта Семёна Захарыча – это справедливость по отношению к себе и своим поступкам. Он не требует жалости, а признаёт свою вину:

Мармеладов будто готов страдать за свои грехи, но не готов искупить их.

Но несмотря на всё это Семён Захарыч умеет сострадать:

то есть у него может быть и слабая воля, но сердце вероятнее всего доброе.

Главный вопрос, связанный с образом Мармеладова следующий: почему Семён Захарыч не вызывает отвращения, неприятия, злости? Почему мы сочувствуем ему?

Теперь о Катерине Ивановне. Это женщина благородного происхождения:

но из-за бедности вынуждена трудится на работе для «низших» сословий. Катерина Ивановна слаба здоровьем, чистоплотна:

В своё время женщина получила хорошее образование и была в высшем свете:

однако её не повезло с мужем-игроком, который позже умер, оставив Катерину Ивановну одну с детьми. Несмотря на это женщина продолжает любить своего бывшего мужа:

Главная черта Катерины Ивановны – гордость, которая в дальнейшем приведёт к тому, что Мармеладовы окажутся на улице:

Катерина Ивановна может быть груба, но её грубость вызвана внешними обстоятельствами – бедностью, а не характером:

В то же время она умеет ценить чужую жертву, быть благодарной:

Также несмотря на бедность женщина старается поддерживать своё благородство (когда в семье появляются хоть какие-то деньги). И всё же большую часть времени Катерина Ивановна проводит в грёзах и выдумках:

пытаясь себя утешить.

Через образ Катерины Ивановны Достоевский показывает, как человек в попытках спастись от жестокой реальности сбегает в мир грёз.

Внешность Катерины Ивановны Фёдор Михайлович описывает значительно позже её характера:

Подводя итог, Мармеладова – это женщина на пороге отчаяния. Она – олицетворение борьбы в человека благородства с бедностью. Герой, заставляющий читателя задуматься: может ли человек остаться человеком, сохранить своё благородство, будучи на грани нищеты?

Немного о детях. Их трое: девочка шести лет, мальчик лет семи и ещё одна девочка девяти лет (она высокая и худая, успокаивает плачущего брата):

Дети Мармеладовых ходят голодные:

и очень боятся своей матери, когда она ругается с Семёном Захарычем:

Дети выступают в качестве отражения бедности семьи Мармеладовых.

Теперь о Соне. Большая часть её характера будет раскрыта позже в ходе сюжета. Однако во второй главе Семён Захарыч Мармеладов описывает свою старшую дочь как девушку, не получившую воспитания, хотя Соня в своё время прочла несколько книг, то есть попыталась заняться самообразованием.

Внешность Сони Семён Захарыч описывает так:

Из черт характера девушки можно выделить жертвенность и кротость.

Соня Мармеладова не осуждает своего отца за его пьянство, а скорее жалеет его, ведь пойдя по жёлтому билету, она сама также стала грешницей. И считая своё нынешнее положение неприличным, ушла из дома:

И здесь возникает сразу один вопрос: является ли Соня жертвой, то есть заложницей ситуации?

Мой ответ – нет, конечно, её выбор был вызван обстоятельствами, но Соня сама решила пожертвовать собой ради других, в этом, кстати, проявляется её сходство с другой Соней – Ростовой из «Войны и мира» Толстого. Эта девушка пожертвовала своей любовью ради благополучия (финансового) своего возлюбленного.

Подводя общий итог, хочется вспомнить слова Раскольникова о семье Мармеладовых:

их можно трактовать так: Мармеладовы привыкли жить в нищете, а потому не могут из неё вырваться.

Читайте также: