Будет ли включено в стаж для назначения пенсии время работы в эстонии

Опубликовано: 29.04.2024

что делать, если пенсионный при предоставлении документов для начисления пенсии отказывается включать стаж работы и справку о заработной плате в Эстонии (года с 1983-1988г.г.) все документы имеются, выход на пенсию январь 2018г., спасибо.

Ответы юристов ( 4 )

Юрист - Руслан

Здравствуйте! В первую очередь необходимо разобраться с причиной отказа. Причина содержится в письменном ответе отделения пенсионного фонда. Далее необходимо искать основания для оспаривания этого отказа в вышестоящий отдел пенсионного фонда или в суд в порядке искового производства.

Уточните пожалуйста причину отказа.

Пока отойду, буду ждать уточнений по поводу отказа, так как в пфр все таки работают обученные специалисты и о договоре между РФ и Эстонией прекрасно знают.

Юрист - Олег

Здравствуйте! Существует Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения Ратифицирован Федеральным закономот 31 января 2012 года N 1-ФЗ ссылка на договор http://docs.cntd.ru/document/9.

Согласно ст.5 данного Договора

Поэтому действия ПФР по сути незаконны. Нужно получить письменный отказ и обжаловать в судебном порядке, обязать ПФР включить соответствующий период в стаж учитываемый для начисления Вашей пенсии.

Ах, если бы везде были обученные специалисты, тогда ни юристов, ни судов не нужно было бы, везде бы царила справедливость.

Судебной практики с положительными результатами обжалования отказов ПФР сколько угодно много

Ну не драматизируйте.

Никто и не спорит, что если есть стаж РФ то конечно легче его зачесть. Хотя думаю если бы у человека была возможность без эстонского стажа обойтись, она бы тут нам наверное вопросы не задавала. Возможно не всё так однозначно, как может показаться с первого взгляда, разумеется при обжаловании действий нужно ссылаться на конкретную бумагу — ответ ПФР, но сам факт, что период стажа в ЭССР согласно международного договора должен быть засчитан — есть.

Юрист - Михаил

пенсионный при предоставлении документов для начисления пенсии отказывается включать стаж работы

Татьяна

Чем мотивирован данный отказ?

Между РФ и Эстонией заключен Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (Таллин, 14 июля 2011 г.) Российская Федерация ратифицировала настоящий Договор Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ

3. Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон,то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.

кроме того в договоре отмечено, что

Из приведенных положений следует, что применить к расчету пенсионный стаж, за указанный Вами период за время осуществления трудовой деятельности в ЭССР возможно лишь в случае, если Вам недостаточно «российского стажа» для назначения пенсии.

Такой позиции придерживается и судебная практика

Постановление Президиума Волгоградского областного суда от 20 января 2016 г. по делу N 4Г-18/2016

14 июля 2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее Договор от 14. 07.2011 года), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 года N 1-ФЗ и вступивший в силу 1 апреля 2012 года.

Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации — к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике — к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).

Согласно статье 3 указанного Договора, он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющихся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора.

При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающая Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо (пункт 2 статьи 5 Договора).


Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

Таким образом, Международный договор от 14 июля 2011 года в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

Следовательно, в соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.

06 октября 2011 года между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики заключено Соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года (далее — Соглашение), согласно которому назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. Для назначения эстонской пенсии лицу, проживающему в Российской Федерации, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет формуляр об обращении за пенсией (приложение 1), формуляр о пенсионном стаже (приложение 2), при необходимости формуляр о сведениях медицинского обследования (приложение 3) и другие необходимые документы в Департамент социального страхования Эстонской Республики, где принимается соответствующее решение (статья 5).

Судом установлено и видно из материалов дела, что в соответствии с порядком, предусмотренным Соглашением, УПФР в г.Волжском Волгоградской области направило формуляр об обращении за пенсией Г.Н.П. и формуляр о пенсионном стаже истца в Департамент социального страхования Эстонской Республики.

Согласно информации Департамента Социального Страхования Эстонской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N ЕД-495/11-1, изложенной в формуляре о пенсионном стаже Г.Н.П. следует, что продолжительность периода страхового (трудового) стажа на территории Эстонской Республики составляет "… " лет "… " месяцев "… " дней.

Следовательно, у Г.Н.П.. имеется право на пенсионное обеспечение по законодательству Эстонской Республики с учетом продолжительности страхового (трудового) стажа и заработной платы, начисленной за данный период в Эстонской Республике.

При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для возложения на УПФР в г.Волжском Волгоградской области обязанности по включению в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии периодов работы в Эстонской Республике, а также назначить трудовую пенсию по старости на основании пункта 1 статьи Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173 -ФЗ с зачетом среднемесячного заработка (60 месяцев подряд) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, суд в нарушение положений Договора и Соглашения возложил на Российскую Федерацию обязанность выплатить Г.Н.П. денежные средства, полагающиеся к выплате Эстонской Республикой.

Доводы Г.Н.П. о том, что работа на территории Эстонии подлежит зачету в «российский» стаж на общих основаниях, противоречит условиям Договора. Положений о том, что стаж, приобретенный в период до распада СССР, при определении размера пенсии по старости подлежит учету на общих основаниях, без особенностей, установленных Договором, данный международный акт не содержит.


Указанные доводы основаны на ошибочном понимании положений закона и условий Договора, учитывая, что право на «российскую» пенсию по старости у истца возникло без учета пенсионного стажа, приобретенного по законодательству Эстонии (п.2 ст. 5 Договора).

Пункт 3 статьи 5 Договора, устанавливающий суммирование пенсионного стажа, в данном случае не может быть применен, поскольку регулирует вопросы назначения пенсии при недостаточности пенсионного стажа, дающего право на назначение пенсии.


Ссылка Г.Н.П. на п.2 ст. 6 Договора является необоснованной, поскольку указанный пункт касается конвертации пенсионных прав, и не влияет на размер пенсии, а поэтому и оснований для его применения не имеется.


В связи с изложенным, решение Волжского городского суда Волгоградской области от 17 июня 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 25 сентября 2015 года об удовлетворении исковых требований Г.Н.П. к УПФР в г.Волжском Волгоградской области нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции установлены, однако судами первой и апелляционной инстанций неправильно истолкованы подлежащие применению к спорным отношениям нормы материального права, Президиум Волгоградского областного суда находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Г.Н.П. — отказать.

Руководствуясь ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Волжского городского суда Волгоградской области от 17 июня 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 25 сентября 2015 года — отменить.

Принять по делу новое решение, которым Г.Н.П. в удовлетворении исковых требований по гражданскому делу по иску Г.Н.П. к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г. Волжском Волгоградской области о признании незаконным отказа во включении в пенсионный стаж периодов работы, перерасчете размера трудовой пенсии с учетом среднемесячного заработка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — отказать.

Пенсионный стаж

Пенсионный стаж формируется деятельностью, происходившей на вашем жизненном пути – обучением, воспитанием детей, работой и военной службой.

Пенсионный стаж подразделяется на две категории:

1. пенсионно-правовой стаж до 31.12.1998, который рассчитывается на основании трудовой книжки и документов;

2. стаж пенсионного страхования начиная с 01.01.1999, который рассчитывается на основании уплаченного за вас социального налога.

Пенсионный стаж может состоять также только из пенсионно-правового стажа или только из стажа пенсионного страхования.

Дополнительная информация

  • Содержание
  • Пенсия по старости
  • Мои пенсии, пособия и компенсации

Пенсионно-правовой стаж

В состав пенсионно-правового стажа (до 31.12.1998) входят следующие виды деятельности:

1. работа;
2. работа в качестве предпринимателя – физического лица, если вы платили социальный налог;

3. служба в Силах обороны Эстонии;

4. учеба в профессиональном учебном заведении, прикладном высшем учебном заведении или университете на стационарной форме обучения;

5. уход за маленьким ребенком до достижения последним трехлетнего возраста (одному из воспитателей ребенка);

6. воспитание ребенка в течение не менее восьми лет (одному из воспитателей ребенка – по два года на каждого ребенка);

7. участие в обучении для рынка труда при посредничестве службы трудовой занятости и время, в течение которого вы получали пособие по безработице;

8. забота об инвалиде I группы или о ребенке-инвалиде в возрасте до 18 лет;

9. деятельность в качестве члена творческих союзов и профессиональных объединений;

10. работа на хуторе, если хутор был освобожден от уплаты налогов;

11. работа в обязательном порядке лица, наказанного условным лишением свободы, участие в исправительных работах без лишения свободы или работа в лечебно-трудовом профилактории.

Воспитание детей

Лица, воспитывающие детей, договариваются между собой, кто может использовать пенсионный стаж:

  • за заботу о маленьком ребенке до достижения ребенком трехлетнего возраста;
  • за воспитание ребенка (8 лет).

Договоренность выражается в виде письменного согласия (ссылка на письменное согласие).

Пример 1. Андрей и Юлия не были женаты, обоим было около двадцати лет, и у них родилась дочь Марина. Андрей внесен в свидетельство о рождении как отец Марины. Когда дочери исполнилось два года, Андрей ушел из семьи. Сейчас Юлия ходатайствует о пенсии. К ходатайству необходимо приложить согласие Андрея на то, что воспитание Марины будет засчитано как стаж Юлии.

Пример 2. Петр и Лилия были женаты, и у них было двое детей – Майя и Илья. Геннадий и Кристина были женаты, и у них также было двое детей – Юра и Ира. Шли годы, жизнь менялась, и Геннадий развелся со своей первой супругой Кристиной и женился на Лилии, которая только что рассталась со своим мужем Петром. Дети Лилии от первого брака Илья и Майя, а также младшая дочь Геннадия Ира, которая была на момент заключения нового брака отца семилетней, росли вместе с Лилией и Геннадием.

Сейчас Лилия выходит на пенсию. Она получила от Петра согласие на причисление стажа за воспитание Майи и Ильи к своему стажу. Поскольку Лилия в течение 8 лет растила младшую дочь Геннадия Иру и была в это время замужем за отцом Иры Геннадием, при согласии обоих биологических родителей (Геннадия и Кристины) она сможет также использовать и стаж за воспитание Иры.

Служба в Советской Армии

К пенсионно-правовому стажу относится работа и обучение на территории Советского Союза до 31.12.1990, если у вас имеется не менее 15 лет пенсионного стажа в Эстонии.

К пенсионно-правовому стажу относится время обязательной воинской службы и альтернативной службы на территории бывшего Советского Союза до 31.12.1990 при условии, что все следующие условия выполнены:

  • вы были призваны на службу из Эстонии;
  • у вас имеется не менее 15 лет пенсионного стажа в Эстонии;
  • никакое другое государство не платит пенсию за данный стаж.

  • до и после призыва на службу за пределами Эстонии вы проживали в Эстонии;
  • у вас имеется не менее 15 лет пенсионного стажа в Эстонии;
  • никакое другое государство не платит пенсию за данный стаж.

Дополнительная информация

  • Содержание
  • Правовые акты
  • Бланки
  • Мои пенсии, пособия и компенсации

Стаж пенсионного страхования

Начиная с 1 января 1999 года основанием для расчета стажа пенсионного страхования служит социальный налог. На основании стажа пенсионного страхования проверяются проработанные вами годы и наличие у вас права на пенсию.

Стаж пенсионного страхования не служит основанием для расчета размера пенсии. Один год стажа пенсионного страхования мы засчитываем в том случае, если за вас платилась или начислялась часть пенсионного страхования в составе социального налога, по меньшей мере, с минимальной ставки заработной платы.

Пример 1: Если вы в течение 15 лет получали минимальную заработную плату, то у вас имеется 15 лет стажа пенсионного страхования. Если за вас платили социальный налог с меньшей суммы, чем минимальная заработная плата, то ваш стаж пенсионного страхования будет меньше 1.

Пример 2: Если вы проработали 15 лет на полставки, и ваша заработная плата составляла половину минимальной заработной платы, то ваш стаж пенсионного страхования составляет 7,5 лет. Для получения полных 15 лет стажа вы должны в таком случае проработать 30 лет.

Дополнительная информация

  • Содержание
  • Правовые акты
  • Бланки
  • Э-государство

Страховой пай

При расчете размера пенсии учитывается страховой пай.

Страховой пай – это соотношение уплаченного за вас социального налога и среднего социального налога в Эстонской Республике. Размер вашего страхового пая составляет сумма всех ваших страховых паев, оплаченных с 01.01.1999 по сегодняшний день. Размер страховых паев можно проверить с помощью справки из регистра (ссылка на сайт eesti.ee).

Следующий пример описывает формирование страхового пая в 2015 году, когда средняя заработная плата составляла 11 628,60 евро в месяц. Если вся ваша заработная плата в 2015 году составляла 11 628,60 евро, независимо от количества проработанных месяцев, размер вашего страхового пая составляет 1.

Пример 1. Если в 2015 году вы работали и получали каждый месяц заработную плату в размере 969,05 евро (или 12 x 969,05 = 11 628,60 евро), то размер вашего страхового пая за 2015 год составляет 1.

Если в 2015 году вы проработали 3 месяца и все три месяца получали заработную плату в размере 3876,20 евро (или 3 х 3876,20 = 11 628,60 евро), то размер вашего страхового пая за 2015 год также составляет 1.

Следующий пример описывает, как размер дохода влияет на размер страхового пая в 2015 году. При получении заработной платы выше среднего уровня увеличивается ценность страхового пая, начисляемого за 2015 год.

Пример 2. Если в 2015 году вы работали и получали за каждый месяц заработную плату в размере 1520 евро (или в течение всего года 12 x 1520 = 18 240 евро), то размер вашего страхового пая за 2015 год составит 1,569. Если в 2015 году вы проработали 4 месяца и все четыре месяца получали заработную плату в размере 4560 (или в течение всего года 4 x 4560 = 18240 евро), то размер вашего страхового пая за 2015 год также составит 1,569.

Следующий пример описывает, как размер дохода влияет на размер страхового пая в 2015 году. При получении дохода ниже среднего уровня, размер страхового пая, начисляемого за 2015 год, составляет менее 1.

Пример 3. Если в 2015 году вы работали и получали за каждый месяц заработную плату в размере 879 евро, то размер вашего страхового пая за 2015 год составляет 0,898.

Резюме

Годовой страховой пай равен 1, если годовая сумма социального налога, уплаченного с ваших доходов, равна годовой сумме социального налога, уплаченного со средней заработной платы в Эстонской Республике.

Страховой пай больше 1, если социальный налог, уплаченный с полученного вами за год дохода, больше социального налога, уплаченного со средней по государству заработной платы в этом году.

Пример 4. С 1999 по 2015 год Ану работала директором крупного учреждения. Работодатель платил за нее социальный налог в течение 17 лет. Поскольку заработная плата Ану была больше средней заработной платы по Эстонии, то размер страхового пая Ану за 17 лет составил 32,456.

Страховой пай меньше 1, если уплаченный социальный налог меньше социального налога, уплаченного со средней заработной платы за год.

Пример 5. С 1999 по 2015 год Тоомас работал младшим продавцом в магазине электроники. Работодатель в течение 17 лет платил за него социальный налог. У Тоомаса имеется 17 лет стажа пенсионного страхования. Поскольку зарплата Тоомаса была меньше, чем средняя зарплата по Эстонии, размер страхового пая за 17 лет составил 14,567.

Подробнее о расчете пенсии (здесь – ссылка на страницу «Расчет пенсии»).

Размер своего пая вы можете проверить с помощью справки из регистра (ссылка на сайт eesti.ee).

Страховой единицей является отношение социального налога и средней ставки социального налога в Эстонской Республике, рассчитанной или выплаченной в год. Сумма вашей страховой доли - это сумма всех ваших страховых акций с 1 января 1999 года по сегодняшний день. Размер страховых единиц можно проверить registriteatiselt.

Вы можете проверить размер своего устройства на государственном портале registriteatiselt.

С 16 ноября 2011 года Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой* применялся на основании временного порядка до окончательного утверждения документа.

С 1 апреля 2012 года Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой вступил в силу.

Одновременно вступило в силу Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики.**

Настоящий Договор применяется в части пенсионного обеспечения к гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики, лицам без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон.

Указанные лица должны проживать на территории либо России, либо Эстонии.

Согласно нормам Договора указанным лицам могут быть назначены:

в Российской Федерации:

  • страховые пенсии по старости,
  • инвалидности,
  • по случаю потери кормильца
  • социальные пенсии (назначаются и выплачиваются только в период постоянного проживания на территории России, перевод социальной пенсии в Эстонию не осуществляется).

в Республике Эстония:

  • пенсии по государственному пенсионному страхованию, включая народные пенсии.

Договор основан на пропорциональном принципе. За стаж, приобретенный на территориях Эстонии и России, пенсия устанавливается по законодательству и за счет той Стороны, на территории которой он был приобретен.

Таким образом, российская пенсия устанавливается лицам, трудовая деятельность которых протекает (протекала) на территории Российской Федерации.

Если право на назначение пенсии (согласно законодательству Российской Федерации) возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству Эстонской Республики, то назначение пенсии производится только за пенсионный стаж, учитываемый на основании российского законодательства.

Если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, подлежащий учету при установлении пенсии, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно, то назначение пенсии производится только за пенсионный стаж, учитываемый на основании российского законодательства.

Следует обратить внимание на вопрос учета при исчислении размера пенсии периодов военной службы и периодов ухода за ребенком. Учитывая, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии исходя из стажа, приобретенного на своей территории, данный вопрос решается в зависимости от места прохождения военной службы и места осуществления ухода за ребенком.

В практическом плане это означает, что периоды прохождения военной службы и осуществления ухода за ребенком могут быть засчитаны в страховой (трудовой) стаж при установлении российской пенсии только в случае, если указанные периоды протекали на территории Российской Федерации.

Для установления и выплаты российской пенсии гражданин, проживающий в Эстонии, должен обращаться в Департамент социального страхования Эстонской Республики. Данная компетентная организация Эстонской Республики осуществляет необходимое взаимодействие с Пенсионным фондом Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения.

В случае переезда гражданина, которому была установлена пенсия в соответствии с Договором, из России в Эстонию или наоборот выплата пенсии продолжается той Договаривающейся Стороной, которая осуществила ее назначение.

*Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года

**Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики о применении Договора, подписанное 6 ноября 2011 года и регламентирующее порядок реализации Договора

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Пенсии


Стаж работы для выхода на пенсию — это количество лет, которые человек должен отработать официально, чтобы получать минимальное пенсионное обеспечение. В 2019 году это 9 лет, в будущем его увеличат до 15.

О чем идет речь

При определении суммы пособия по старости трудовой стаж для начисления пенсии (ТС) является наиболее важным критерием, поскольку чем он больше, тем выше размер этой выплаты. Главным документом о продолжительности профессиональной деятельности является трудовая книжка, форма которой определена в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2003 № 225.

Пенсионный стаж бывает общим (сейчас его называют страховым) и специальным. Страховой стаж (СС) — это учитываемое при назначении трудовой пенсии общее время работы без учета перерывов в ней, когда в Пенсионный фонд РФ поступали страховые взносы, плюс другие периоды, которые перечислены в ст. 11 ФЗ от 17.12.2001 № 173.

Специальным стажем является суммарное время трудовой практики (без учета перерывов в ней):

  • на отдельных должностях (например, педагогам в детских учреждениях для получения выплат от государства нужна минимальная выработка 25 лет; медикам, работающим на селе, — 25, и 30 — для тех, кто трудится в городе);
  • в конкретных отраслях (у военнослужащих — 25 лет, иногда используют смешанный стаж для пенсии в МВД);
  • в специфических условиях — опасных или вредных (например, на судах Морфлота рыбной промышленности мужчинам — 25, женщинам — 20);
  • в установленных местностях (на Крайнем Севере — 15 лет).

Отдельный вид специального ТС — это выслуга лет — установленная продолжительность труда, достижение которой позволяет получать пенсионные выплаты при увольнении с работы независимо от возраста. Выслугой пользуются, например, трудящиеся в летном составе гражданской авиации мужчины и женщины, для которых она равна 25 и 20 годам соответственно.

Как и где посчитать трудовой стаж

При подсчете того, какой стаж необходим для начисления пенсии как для граждан России, так и иностранцев, постоянно проживающих в РФ, которым положены выплаты по старости, необходимо учитывать подтверждение времени их работы на территории РФ и за ее пределами. Последнее реально проделать при условии, что эта норма прописана в законодательстве или международном договоре РФ либо в ПФ РФ поступали страховые взносы.

Важно! Исключения для не граждан России устанавливаются ФЗ или международными договорами.

В такую выработку входят еще и сроки из указанной выше ст. 11. Эти периоды до регистрации лица в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 № 27, доказываются трудовой книжкой или другими документами, перечисленными в ст. 62 ТК.

Если они утеряны и восстановить их невозможно, помогут показания минимум двух свидетелей. Характер работы этим способом подтвердить не удастся.

После регистрации в системе удостоверение нужных периодов происходит через сведения персонального учета.

Режим вычисления и обоснования стажа, включая применение для этого цифровой информации, свидетельских показаний, прописан в Постановлении Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015.

Расчеты, сколько лет стажа нужно для пенсии, происходят в календарном порядке из целого года (12 месяцев). Каждые 30 дней такой выработки сводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев — в полные годы. Когда несколько периодов совмещаются по времени, то учитывают один из них по выбору обратившегося или используют более выигрышный период.

Продолжительность каждого срока определяют через вычитание из даты его окончания даты его начала плюс день.

Соответствующие периоды включаются в выработку по день, предшествующий дню обращения за определением пенсии, исключая случаи, обозначенные в частях 5 и 6 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 № 400. В этих случаях используется дата, предшествующая дню назначения страховой пенсии.

Для граждан разработан специальный сервис, объясняющий, как узнать пенсионный стаж через госуслуги. Зарегистрированные пользователи для этого заказывают выписку о состоянии лицевого счета в ПФР.


Сколько необходимо отработать для страховой пенсии

Страховая пенсия по старости устанавливается и платится при следующих условиях:

  1. Достижение мужчинами возраста 60, женщинами — 55 лет. Отдельные категории граждан вправе претендовать на досрочные пенсионные выплаты (некоторые из них приведены выше). Мужчинам, находящимся на госслужбе, сейчас повысили возраст до 61 года, женщинам — до 56 лет. В дальнейшем следует повышение возраста каждые 12 месяцев (до 2032 г.) до достижения 65 (у мужчин) и 63 лет (у женщин).
  2. Наличие СС в текущие 12 месяцев — минимум девять лет с последующим увеличением каждые 12 месяцев до 15 лет в 2024 г.
  3. Величина индивидуального пенсионного коэффициента в 2019 г. — минимум 16,2 с последующим увеличением каждые 12 месяцев до 30 баллов в 2025 г.

Детальнее об условиях назначения таких выплат стоит прочитать в ст. 8, 35 ФЗ от 28.12.2013 № 400.

Для расчета указанной выплаты проще всего применить соответствующие онлайн-калькуляторы на официальном сайте ПФР и на госуслугах. Расчетная формула приведена в ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 400.

Дата выхода на пенсию

Минимальное количество баллов

Что делать, если стажа не хватает

Если минимальный трудовой стаж для выхода на пенсию (баллы) отсутствует, выплаты не будут назначены. Одновременно число баллов, которое есть на момент достижения пенсионного возраста, закрепляется. Это позволяет продолжить труд с условием страховых выплат в ПФ РФ и докопить необходимые (до 16,2 в настоящий момент) баллы. Иной вариант — ожидание социальной пенсии в 65 — для женщин и 70 лет — для мужчин.

Иностранцам учтут весь стаж

Работники — выходцы из стран ЕАЭС смогут претендовать на расчет и получение пенсии в России с учетом периода работы на родине. Как сообщил Президент Владимир Путин, соответствующее соглашение практически подготовлено Евразийской комиссией.

Из проекта документа, опубликованного на официальном сайте Евразийского экономического союза, следует, что гражданин сможет обращаться за пенсией при наступлении возраста выхода на заслуженный отдых как в стране своего проживания, так и в государстве, где он трудится. Получать деньги он сможет от обоих государств за фактически отработанное время. То есть стаж, полученный за время работы в Российской Федерации, учитывается ПФР, а период, когда у него шел трудовой стаж для пенсии на родине, учтут компетентные органы в сфере пенсионного обеспечения другой страны.

Интересно, что в Российской Федерации для расчета индивидуального пенсионного коэффициента гражданина готовы учитывать стаж работы, приобретенный не только на территории РФ, но и на территории государств бывшего Союза Советских Республик. А если и этого окажется мало, то зачтут периоды работы на территории стран ЕАЭС. То есть речь идет фактически о суммировании трудового стажа при наличии у гражданина подтверждающих документов. Вероятно, власти готовы и на пересчет пенсии за стаж более 40 лет.

Планируется, что размер пенсии и правила ее установления будут определяться национальным законодательством. Но отказать в назначении выплат по причине отсутствия гражданства или иного места проживания иностранному гражданину, имеющему возможность претендовать на пенсию по старости, инвалидности либо за выслугу, больше не смогут.

В Евразийской комиссии договорились, что государства подготовятся к подписанию соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся до конца 2019 г. Сам документ, вероятно, вступит в силу уже со следующего года.

Напомним, сейчас в состав ЕАЭС входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан. По некоторым оценкам, из соседних стран на работу в РФ приехало не менее половины всех трудовых мигрантов. После подписания соглашения о пенсионном обеспечении они будут заинтересованы в получении официальной работы и белой заработной платы, чтобы впоследствии получать хорошую пенсию. Как это отразится на работодателях, скоро увидим.

На «горячую линию», (8 495.987 09 19), Главного управления Пенсионного фонда №5 , обслуживающего жителей, проживающих на территории САО г. Москвы и подмосковных городов Химки и Долгопрудный, в последнее время поступает много вопросов о праве на пенсию бывших граждан СНГ, живущих в России. На этот непростой вопрос отвечает начальник ГУ ПФР №5 Александр Акименко.

Александр Акименко - Начальник Главного управления Пенсионного фонда №5.jpg

Он сообщил, что механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, подробно прописан в соответствующих международных договорах:

- Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/sng.doc ;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/moldova.doc ;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/gruzia.doc ;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/litva.doc ;

- Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/belarus.doc ;

- Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/latviya.doc ;

- Договор между Российской Федерации и Эстонской Республикой в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/dogrosest.pdf.

пенсии.jpg

При этом он особо отметил, что для применения международных соглашений необходимым условием для назначения пенсии на территории РФ является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства; свидетельством о регистрации по месту пребывания;

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

- видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе и с отметкой о регистрации по месту жительства

Александр Акименко, также разъяснил и какие периоды работы или иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дают право на страховую пенсию по старости.

- Страховой стаж засчитывается, прежде всего, гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, -говорит Александр Акименко.- Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Он также пояснил права граждан прибывшим из разных стран СНГ, при этом, трудовой стаж, заработанный в той или иной стране имеет свою специфику. Так, к примеру, гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Гражданам, прибывшим из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: