Входит ли декретный отпуск в льготный трудовой стаж для начисления пенсии днр

Опубликовано: 27.04.2024

Пенсионная реформа прошла, но вопросы остались. Главный — что идёт в формирование стажа, а что нет, поскольку от этого зависит время выхода на пенсию и размеры выплат. Например, если женщина была в отпуске по уходу за ребёнком — это считается или нет? Недобросовестные работодатели тоже добавляют проблем, поскольку из-за их халатности будущий пенсионер может лишиться и льгот, и стажа, и повышенной пенсии. Не было бы всяких НО, люди бы выходили на пенсию раньше.

Досрочно на 2 года

С 2019 года законодательство ввело понятие «длительный стаж», по достижении которого можно выйти на пенсию на 2 года быстрее, но не раньше 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Для этого надо отработать 37 и 42 года соответственно. Однако сюда не входят служба в армии, декретный отпуск, уход за инвалидом и учёба. То есть, сюда берутся только периоды, в которые работодатель делал отчисления.

Посчитаем. Например, женщина сразу после института, в 23 года, пошла на работу. Два раза уходила в декрет по 1,5 года. На досрочную пенсию она не сможет претендовать. Впрочем, и без детей тоже (23+37=60). Чтобы выйти на пенсию досрочно, надо начать работать максимум в 20 лет, а в декретный отпуск либо сходить на 1 год, либо не ходить вообще. Но и здесь есть оговорка.

Следи за работодателем

Чтобы получить озвученный выше стаж, необходимо работать официально. Но и этого мало — работодатель должен делать страховые отчисления и подавать отчёты в ПФ РФ.

Например, человек официально работал 3 года в небольшой фирме. По неизвестным причинам бухгалтер делал отчисления в Пенсионный фонд, но не сдавал отчёт. Этот период не пойдёт в зачёт стажа.


Не все бухгалтеры одинаково ответственны. Фото: gregemslife.ru

Проблема вскроется только при попытке выйти на пенсию, когда работодателя уже не найти.

Чтобы избежать проблем, надо присматривать за бухгалтерией и проверять формирование баллов. Справку о пенсионных начислениях можно бесплатно получить на портале госуслуг.

Проблема не только в досрочном выходе, на которые многие и не претендуют, но и в льготах. Например, тем, кто работал в сельской местности, полагаются надбавки. Те, кто этот стаж не сможет доказать, ничего не получат.

Дети пенсии не помеха

В СМИ регулярно появляется информация о том, что отпуск по уходу за ребёноком не учитывается для формирования пенсионного стажа. Причём информация преподносится так, что кажется — эти годы вообще вычитаются из стажа. Логика такая: женщина родила двух детей, 6 лет пробыла в декрете, а потом получает маленькие выплаты или вообще не может вовремя выйти на пенсию из-за того, что декрет не вошёл в стаж.

На самом деле, надо придерживаться другой линии рассуждений. Согласно ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности. Баллы начисляются не более чем за 4 детей.

Итак, в период, когда женщина находится в отпуске по уходу за ребёнком, работодатель не делает отчисления в Пенсионный фонд, но эти годы входят в страховой стаж и за них начисляются баллы (цифры за год):

  • 1,8 балла – период ухода за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы;
  • 1,8 балла – период ухода одного из родителей за первым ребенком до 1,5 лет;
  • 3,6 балла – период ухода одного из родителей за вторым ребенком до 1,5 лет;
  • 5,4 балла – период ухода одного из родителей за третьим (четвертым) ребенком до 1,5 лет.

Обращаем внимание, что страховой стаж и накопление баллов идёт только до достижения ребёнком 1,5 лет. Если не удалось получить ясли, и женщина сидит дома до 3 лет, то теряет 1,5 года стажа и баллы.


Многодетные женщины имеют пенсионные льготы, но выплаты могут быть маленькими. Фото: ptzgovorit.com

Почему возникают вопросы? Указанный период не входит в длительный стаж, который даёт право на досрочную пенсию.

Ещё одна оговорка в законе — отпуск по уходу за ребёнком включается в страховой стаж при условии, что до него и после него гражданин работал. Длительность не имеет значения.

Многодетные женщины имеют право на досрочную пенсию. В целом им можно не переживать за стаж, но баллов будет мало, поэтому и выплаты будут низкие.

Итак, о будущей пенсии лучше позаботиться заранее. Официальное трудоустройство — залог будущей пенсии. Не можешь или не хочешь работать официально — делай отчисления самостоятельно (в случае с ИП или самозанятыми) или копи.

Во исполнение подпункта 4.2 пункта 4 Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31 мая 2016 г. № 7-25 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Донецкой Народной Республики», руководствуясь подпунктом 5 пункта 2.2.1 Положения о Министерстве труда и социальной политики Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 17 декабря 2016 г. № 13-24, с целью реализации прав работников на пенсионное обеспечение на льготных условиях за работу в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, а также во вредных и тяжелых условиях труда,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях (прилагается).

2. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной политики Донецкой Народной Республики Стрельченко Д.И.

3. Настоящий Приказ вступает в силу с момента опубликования.

НПА ДНР

Порядок применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях

1. Настоящий порядок применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях (далее – Порядок) регулирует применение Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (далее – Список № 1) и Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (далее – Список № 2), занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденных Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31 мая 2016 г. № 7-25 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Донецкой Народной Республики», при исчислении стажа работ, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях (далее – льготный стаж) работникам предприятий, учреждений и организаций (далее – предприятие) на территории Донецкой Народной Республики.

2. Пенсионное обеспечение застрахованных лиц, работавших или работающих на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по Списку № 1 и на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку № 2, и по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация), осуществляется в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики при условии достижения пенсионного возраста и наличия трудового стажа.

3. Под полным рабочим днем следует понимать выполнение работ в условиях, предусмотренных Списками № 1 и № 2, не менее 80 процентов рабочего времени, установленного для работников данного производства, профессии или должности, с учетом подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, связанных с выполнением своих трудовых обязанностей.

4. При определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются Списки № 1 и № 2, которые действовали в период работы лица в льготных условиях. В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям, независимо от даты их внесения в Списки.

До 21.08.1992 г. период работы с вредными и тяжелыми условиями труда подтверждается документально оформленными соответствующим образом справками предприятий, а после 21.08.1992 г. – с учетом результатов проведенной аттестации.

До вступления в силу Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31 мая 2016 г. № 7-25 (далее – Порядок проведения аттестации рабочих мест), следует применять нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу Конституции Донецкой Народной Республики в части, не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики.

5. При назначении пенсии по возрасту на льготных условиях для зачисления в льготный стаж определенного 5-летнего периода работы с вредными и тяжелыми условиями труда такой период должен быть подтвержден результатами аттестации.

6. Аттестация проводится в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет.

7. Вновь созданные предприятия с вредными и тяжелыми условиями труда, использующие наёмный труд, в обязательном порядке проводят первичную аттестацию.

Результаты первичной аттестации действуют в течение 5 лет после даты издания приказа по предприятию о результатах проведения аттестации и распространяются на 5-летний период работы, который предшествует дате его издания.

8. Результаты аттестации (как первичной, так и очередной) применяются при исчислении льготного стажа в течение 5 лет после их утверждения при условии, что в течение этого периода времени на данном предприятии существенно не изменялись условия и характер труда (производство, работа, рабочее место), наличие которых дает право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях.

Такой же порядок применяется в случае прекращения деятельности предприятия с определением правопреемника.

В случае существенного изменения условий и характера труда или в случае реорганизации предприятия правопреемником для подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях проводится внеочередная аттестация.

9. В случае неподтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях результатами очередной аттестации, проведенной в течение 5 лет с момента проведения предыдущей аттестации, в льготный стаж засчитывается период работы на данном предприятии до даты издания приказа о проведении аттестации, по результатам которой соответствующее право не подтверждено.

10. Результаты аттестации, проведенной предприятиями (включая предприятия-нерезиденты), в том числе до регистрации в Донецкой Народной Республике, должны быть подтверждены заключением Государственной экспертизы условий труда Донецкой Народной Республики.

Результаты подтвержденной аттестации сохраняют юридическую силу в случае, если со дня издания приказа о результатах проведения такой аттестации прошло не более 5 лет

11. Работникам специализированных предприятий (ремонтных, ремонтно-строительных, монтажных и др.), занятым полный рабочий день при выполнении работ с вредными и тяжелыми условиями труда непосредственно в производственных структурных подразделениях других предприятий по профессиям и на должностях, предусмотренных Списками № 1 или № 2, в льготный стаж засчитываются периоды работы, отработанные на этих предприятиях, по результатам аттестации соответствующих рабочих мест, проведенной предприятиями, на которых непосредственно выполняются работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда и на других работах вредными и тяжелыми условиями труда по Списку № 1 и Списку № 2.

12. В случае приостановления работы предприятия, вызванного отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или другими обстоятельствами (ведение боевых действий), подсчет льготного стажа осуществляется в следующем порядке: общее количество дней, в течение которых работник полный рабочий день был занят на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, делится на 25,4 – при шестидневной рабочей неделе и на 21, 2 – при пятидневной рабочей неделе.

Этот же порядок применяется при исчислении льготного стажа работников, указанных в пункте 11 настоящего Порядка.

13. Пенсии при совмещении работ, профессий и должностей работникам, занятым в производствах и на работах, предусмотренных Списками № 1 и № 2, назначаются:

1) по Списку № 2, если одна из выполняемых работ, профессий или должностей предусмотрена в Списке № 1, а другая в Списке № 2;

2) на общих основаниях, если одна из выполняемых работ, профессий или должностей предусмотрена в Списке № 1 или Списке № 2 (и при этом не выполняется условие п. 3 настоящего Порядка), а другая этими списками не предусмотрена.

14. Стаж работы во вредных и тяжелых условиях труда подтверждается надлежащим образом оформленными в трудовой книжке записями о занимаемой должности и периодом выполняемой работы, выпиской из приказа по предприятию об итогах проведения аттестации на соответствующем рабочем месте. В случае отсутствия в трудовой книжке сведений, определяющих право на пенсию на льготных условиях, предоставляется уточняющая справка.

Наименования профессий или должностей в трудовой книжке или уточняющей справке должны соответствовать профессиям или должностям, внесенным в Списки № 1 и № 2.

Пенсия в ДНР

  1. Бесплатная консультация юриста!
  2. Кто платит пенсию?
  3. Официальный сайт
  4. Оформление пенсионных выплат
  5. Доплаты к пенсионным отчислениям
  6. Средняя сумма пенсионных отчислений
  7. Минимальная пенсия в ДНР
  8. Расчет пенсионных выплат
  9. Штраф за двойные пенсионные выплаты
  10. Индексация 2017 года
  11. Видеоматериал: инструкция получения пенсии в ДНР
  12. Бесплатная консультация юриста!

Бесплатная консультация юриста!

В связи с военным положением в ДНР, большинство средств из федерального бюджета поступают на военные нужды. В итоге в бюджете нет средств на пенсионные выплаты. Поэтому многих пожилых людей интересуют ответы на следующие вопросы: Кто формирует выплаты? Какая нужна документация? Каким будет размер пенсионных отчислений? На эти и другие вопросы ответим в нашем материале.

Кто платит пенсию?

С мая 2014 года Донецкая Народная Республика (далее ДНР) является суверенным государством. С этого момента украинская власть отказывается выплачивать пенсию жителям Донецкой и Луганской республики. Общественность обращалась к органам власти Украины для возобновления выплат, но все оказалось безуспешным.

Пенсия в ДНР


Таким образом, в 2015 году был подписан Указ №158, на основании которого пенсионные выплаты производит Центральный Республиканский Банк и ГП «Почта Донбасса» в срок с 4 – 25 числа. При этом пенсионные отчисления должны выплачиваться в рублях (Указ № 119 от 25.03.2015).

Для получения соответствующих выплат нужно подать заявление и перечень документов в Пенсионный фонд. При этом граждане пенсионного возраста не имеют права получать пенсионные выплаты с Украины.

Для получения консультации граждане ДНР могут обратиться в Министерство информации, Министерство труда и социальной политики либо в Пенсионный фонд ДНР (далее ПФ ДНР).

Официальный сайт

В настоящее время пенсионная реформа ДНР подлежит изменениям. Для того чтобы быть в курсе последних новостей стоит посещать официальный сайт ДНР, а именно: .

Кроме того, можно позвонить на номер «горячей линии», а именно:

  • Министерство труда – 8-800-500-39-20.
  • Пенсионный фонд – (062)-300-25-76, 066-607-72-99.

Полный перечень контактных телефонов территориальных управлений ПФ ДНР можно найти по следующей ссылке: .

Оформление пенсионных выплат

Граждане, проживающие в ДНР, вправе получать пенсионные выплаты в возрасте 55 и 60 лет – соответственно женщины и мужчины.

Для назначения пенсионных выплат, стоит подготовить перечень документации для ПФ ДНР, а именно:

  • паспортные данные;
  • заявление;
  • идентификационный код;
  • документация, подтверждающая наличие трудовой активности;
  • аттестат об образовании (либо диплом);
  • свидетельство о рождении детей;
  • военный билет;
  • документы о браке (либо о расторжении);
  • справка об окладе за 5 лет (до 01.07.2000);
  • документы, подтверждающие наличие дополнительных льгот (по Спискам 1,2);
  • свидетельство о регистрации частного предпринимательства (при наличии).

Пенсионные выплаты назначаются всем пенсионерам, независимо от имеющегося дохода. Единственное условие – пожилые люди обязаны своевременно уведомлять ПФ об официальном трудоустройстве или увольнении.

Срок рассмотрения документации – 10 дней. Выплаты производятся с нового месяца.

Пенсия в ДНР


Кроме того, документацию разрешено передавать через доверенное лицо. Доверенность можно применять в следующих случаях:

  1. Пожилой человек находится на лечении в РФ, ДНР или в ЛНР.
  2. Пенсионер находится в пунктах дислокации военной части.
  3. Местонахождение пенсионера – следственный изолятор.

Доплаты к пенсионным отчислениям

К основным доплатам ДНР относят:

  • Наличие детей до 18-летнего возраста.
  • Уход за инвалидами 1, 2 категории.
  • Доплата за удостоверение «Почетный донор».
  • Надбавка при размерах пенсионных выплат ниже прожиточного минимума.
  • Индексация.
  • Инвалидность любой категории.

Средняя сумма пенсионных отчислений

В соответствии с официальными данными, средний размер пенсионных выплат в ДНР равен 5000 рублей. По предварительным расчетам, органы власти ДНР тратят на пенсионные выплаты 28 миллиардов в год.

Что касается размера пенсии по категориям, то можно выделить такие показатели, как:

  • инвалиды – 2 600 до 5300 рублей;
  • потеря кормильца – до 5300;
  • дети инвалиды – 3500.

Пенсионные выплаты реализуются не позднее 25 числа каждого месяца, но не раньше 4 числа.

Минимальная пенсия в ДНР

В 2017 минимальная пенсия по ДНР составляет 2600 рублей. По мнению Правительства ДНР, данная сумма покрывает текущие расходы пожилого человека. Данное решение было реализовано в Указе № 409 от 29.11.2016.

Пенсия в ДНР

Следовательно, граждане, которые получают более низкую пенсию, вправе обратиться в ПФ ДНР для назначения соответствующей доплаты.

Расчет пенсионных выплат

Пенсия = средний размер оклада (за три крайних года)*коэффициент заработной платы*коэффициент стажа

Коэффициент стажа рассчитывается с помощью такой формулы, как:

Стаж (в годах)* 0,0135

Месячный коэффициент по окладу определяется следующим образом:

Оклад за один из месяцев/средняя заработная плата по стране в том же месяце

В период, по которому формируется оклад для расчета будущей пенсии, входит стаж от 01.07.2000. Из такого периода можно вычеркнуть не больше 10% месяцев с пониженным коэффициентом окладной части.

Штраф за двойные пенсионные выплаты

В связи с низким размером пенсионных выплат, большинство жителей ДНР и ЛНР оформляют двойную пенсию – одна от Донецкой республики, другая – от Украины. При этом сотрудники ПФ ДНР не имеют права спрашивать о наличии второй пенсии.

Но при обнаружении данного факта, пенсионер должен будет не только отказаться от украинской пенсии, но и выплатить штраф. Поэтому органы власти ДНР рекомендуют отказаться от двойной пенсии, в пользу одной, донецкой пенсии. Но сумма штрафа до сих пор документально не зафиксирована.

Индексация 2017 года

Одной из составляющих пенсионных отчислений является ежегодная индексация, которая позволяет увеличивать размер пенсии в соответствии с уровнем инфляции.

В 2017 власти ДНР планируют провести индексирование пенсионных выплат на 5-10%. В денежном эквиваленте прибавка в среднем составит 400 рублей. Однако еще не установлена точная дата планируемого повышения пенсии.

Последний перерасчет пенсии состоялся в октябре 2016 года. Тогда пенсию подняли на 10%.

Стоит выделить особенности индексации:

  • граждане, одновременно получающие минимальные выплаты, государственную и адресную помощь, не имеют права на перерасчет пенсии;
  • пенсионные выплаты, связанные со смертью родственника, должны быть индексированы независимо от суммы выплат;
  • когда шахтеры получают пенсионные выплаты в размере трех прожиточных минимумов, тогда индексация не положена.

Видеоматериал: инструкция получения пенсии в ДНР


Пенсионная политика в ДНР только-только начинает набирать обороты, при этом цены на продукты и иные предметы обихода только растут, а пенсия увеличивается ежегодно всего на 5-10%. Поэтому каждый гражданин пенсионного возраста и действующие пенсионеры должны изучать последние новости по пенсионным начислениям в ДНР. Для этого подойдет данный материал.

Услуги

Заявительница Р-кая работает медсестрой городской больнице с 1985 года. Считая, что имеет право на досрочную пенсию по выслуге лет, она обратилась с документами в Управление Пенсионного Фонда с просьбой назначать ей досрочную пенсию. В устной беседе специалисты Пенсионного Фонда ей сообщили, что для назначения пенсии ей не хватает страхового стажа, а в стаж для досрочного назначения пенсии не входит время нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до 1, 5 лет, а также периоды повышения квалификации.

Вопрос: правы ли сотрудники Пенсионного фонда, не включающие в страховой стаж для досрочного начисления пенсии вышеуказанные периоды?

Ответ юриста.

В соответствии с под. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях» лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.

Досрочная пенсия по старости медицинским работникам назначается в соответствии со Списком работ, профессий, должностей, специальностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781. Согласно этому списку профессия медсестры входит в перечень, имеющих право на досрочную пенсию.

При этом в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516.. в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Аналогичная позиция изложена в информационном письме Минтруда Российской Федерации № 7392-ЮЛ, Пенсионного фонда Российской Федерации № ЛЧ-25-25/10067 от 04.11.2002 г. «О зачете в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщины в отпуске по беременности и родам»…период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, период временной нетрудоспособности входит в страховой стаж для назначения досрочной пенсии по старости.

Согласно ст. 256 Трудового кодекса РФ отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости). В период действия КЗоТ РСФСР ст. 167 предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Однако, с принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25.09.1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Таким образом, дата 06 октября является пресекательной, то есть до нее включительно войдет в зачет отпуск по уходу за ребенком. Это подтверждается постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в п.15… при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости».

В отношении периодов повышения квалификации. В правилах утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 ничего про это не сказано. Однако следует иметь в виду, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию. Подзаконные акты конкретизируют эту обязанность. В частности, приказ Минздрава России от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» устанавливает периодичность повышения квалификации для таких специалистов - не реже чем раз в пять лет. Совершенно очевидно, что повышение квалификации - обязанность рассматриваемой категории работающих, связанная с высокой ответственностью за результат труда. Судебная практика также защищает интересы работников об этом свидетельствует постановление Президиума ВС РФ от 07.06.2006 г. и от 14.06.2006, определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 02.07.2009 № 11-В09-7. Рассуждения Верховного Суда РФ основаны на положениях п. 4 Правил исчисления периодов работы., утв. постановлением Правительства РФ № 516, согласно которым в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата. Соответственно, период обучения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен отчислять страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, согласно некоторым нормативным актам для отдельных категорий работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Из изложенного Верховный Суд РФ делает вывод о том, что период обучения на курсах повышения квалификации (в т. ч. с отрывом от производства) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

С учетом изложенного, можно утверждать, что в страховой стаж заявительныцы для досрочного назначения пенсии должны включаться периоды во время нахождения в отпуске по беременности и родам, а также на курсах повышения квалификации. Отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3–х лет в страховой стаж не войдут, поскольку они были представлены ей с 28.12.1997 г., то есть после вступления в силу (06.10.1992 г.) Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25.09.1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». Действующий Трудовой Кодекс РФ время нахождения в отпуске для досрочного назначения пенсии не засчитывает.

Заявительнице было предложено обратиться с заявлением в отделение Пенсионного Фонда в УР с заявлением о включении спорных периодов в стаж для досрочного начисления пенсии. В случае отказа Пенсионного Фонда ей предложено для защиты своего права обратиться с исковым заявлением в суд.

Скворцов Алексей Валерьевич, консультант правового отдела ФСС по УР, 8-950-175-32-59

Консультация дана в ноябре 2013 г.

Повышение пенсионного возраста оказалось не единственным новшеством, с которым россиянам пришлось столкнуться в наступившем году. Поправки, предусмотренные законом №350 ФЗ, принятым в октябре 2018 года, ужесточили требования к пенсионному стажу для граждан. При этом нововведения, в отличие от основных параметров пенсионной "реформы", были приняты практически незаметно, население стало узнавать о них только при обращении за начислением досрочных пенсий.

письмо в пенсионный фонд(2019)|Фото: Лена Миро

430? '430px': '100%' ); width:100%;" title="письмо в пенсионный фонд(2019)|Фото: Лена Миро" />

В публикуемых документах говорится о том, что ограничения действуют для назначения страховых пенсий по старости раньше общеустановленного возраста в 2019 году. В ПФР, отвечая на официальный запрос Накануне.RU, заявили, что новшества распространяются именно на досрочные пенсии, а не на все, выплачиваемые по старости.

В ПФР также добавили, что досрочное назначение пенсии людям с большим стажем: женщинам со стажем 37 лет и мужчинам со стажем 42 года, – одна из "льгот" по досрочному выходу на пенсию, вступившая в силу с 2019 года. Введена она, как известно, параллельно со стартом повышения пенсионного возраста ежегодно с шагом один год до 60/65 лет и преподносилась как смягчение условий "реформы".

Однако неожиданно для граждан выяснилось, что на льготу им претендовать крайне сложно, если вообще возможно. Право, установленное как "поблажка" при начале "реформы", нивелируется тем, что для досрочного выхода на пенсию нестраховые периоды ухода за ребенком или службы в армии уже не включаются в трудовой стаж.

"Правила учета стажа для назначения пенсии не изменились. Периоды службы в армии по призыву и ухода за ребенком, как и раньше, засчитываются в страховой стаж, и за них начисляются пенсионные баллы. С 2019 года вступили в силу новые льготы по досрочному выходу на пенсию. Одна из таких льгот – досрочное назначение пенсии людям с большим стажем: женщинам со стажем 37 лет и мужчинам со стажем 42 года. Пенсия им назначается на два года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений, но не раньше 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин). При подсчете стажа, позволяющего выйти на пенсию по новым льготам, учитываются только те периоды, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы, а также периоды временной нетрудоспособности, когда предоставляется пособие по обязательному социальному страхованию. Поэтому нестраховые периоды ухода за ребенком или службы в армии в таких случаях не учитываются. Новая льгота и порядок подсчета стажа по ней введены федеральным законом 350-ФЗ, принятом в 2018 году", – заявили в пресс-службе ПФР в ответе на запрос нашей редакции.

О том, что скрывается за нововведениями, Накануне.RU рассказал депутат Госдумы, вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин.

– В силу вступил федеральный закон от 18 октября 2018 года №350, ужесточающий требования к начислению пенсионного стажа, а люди начали узнавать о них только сейчас. Это какой-то новый виток пенсионной "реформы"?

Госдума, Олег Шеин(2018)|Фото: duma.gov.ru
– Эти позиции не подлежали пересмотру летом, когда рассматривался этот антисоциальный пакет, я его очень внимательно смотрел, но не помню, чтобы там исключались какие-то периоды из стажа. Между тем, как и служба в армии, и время воспитания детей, и время, когда жена военнослужащего находилась в военном городке по определенной системе, ранее в стаже учитывались. Я сам пока таких заявлений [о том, что периоды не учитываются] не имею. Если есть такие случаи, мне бы было интересно их посмотреть, чтобы мы ситуацию поправили.

– А досрочный выход на пенсию – это новая льготная мера, как это представляют в ПФР?

– Это существовало последние лет 15 как минимум, а скорее всего, даже и больше. В 2001-м, в эпоху Зурабова, это уже пытались убрать. Как раз тогда приняли новые пенсионные правила, по которым ввели эту накопительную систему, ранее не существовавшую и ныне обанкротившуюся. В тот период власти довольно основательно прошлись по всему законодательству, в том числе, была идея убрать эту норму, по которой человек имеет право на досрочный выход на пенсию, если он был уволен по сокращению штатов.

Право досрочного выхода на пенсию не является новым, возможно, Пенсионный фонд пытается ввести в заблуждение общественность и представить дело как некие поблажки, которые они раздают.

– Есть ли еще какие-то подводные камни для желающих уйти на досрочную пенсию?

– Для того, чтобы выйти на досрочную пенсию, работник должен быть уволен по сокращению штатов, либо по ликвидации организации. Если он уволился по собственному желанию, по несоответствию занимаемой должности, то у него права на досрочную пенсию нет. Хитрости в этом заключаются.

Я буквально недавно помогал одной женщине выйти на досрочную пенсию. Я работал тогда с астраханской службой занятости, тем более, я федеральный депутат, у меня много возможностей, я всех начальников знаю, имею возможность им позвонить по телефону, не только письма писать. И то у меня на это ушло месяца два и несколько телефонных контактов пришлось осуществлять. Эта процедура крайне сложная для обычного человека.

– Досрочную пенсию можно получить, при новых параметрах пенсионного возраста, не ранее 60 и 55 лет при стаже в 42 и 37 лет. Получается, для этого нужно работать с 18-ти, не служа в армии и не уходя в декретный отпуск?

– Это означает, что никто этим правом воспользоваться не сумеет, потому что человек должен всю жизнь не учиться и работать, заниматься физическим трудом на свежем воздухе, вроде чабана, например. Но люди на таких профессиях нужны, только когда они не являются слишком пожилыми. Поэтому такой стаж выработать практически невозможно. Реально, может быть, один человек из ста сможет воспользоваться такой льготой.

– Но ведь действительно при повышении пенсионного возраста возможность досрочного выхода на пенсию при большом стаже преподносилась как льгота и смягчение условий. К чему теперь дополнительные сложности?

– Закон о повышении пенсионного возраста я считаю преступным, и у него логика только одна – сэкономить деньги для капитала. Ничего другого больше нет. Демографической ямы нет, наоборот, идет демографическая волна. Количество рождающихся сегодня будет иметь значение для рынка труда к середине или даже ближе к концу 2030-х годов. Сегодня имеет значение, кто рождался в начале нулевых, а тогда рождаемость была повышенная, и поэтому сегодня на рынок труда выходит довольно много молодежи. И с каждым годом молодежи на рынок труда будет выходить все больше и больше. В результате "реформы" в 2019 году по стране пенсии не получат 2 млн человек. И работы у этих людей тоже, очевидно, не будет.

– Таким образом, неправда, что работающие пенсионеры мешают трудоустроиться молодежи?

– А поправки эти не смогут создавать рабочие места. Это юридическая казуистика, количество рабочих мест сокращается. В прошлом году, по данным Росстата, рабочих мест стало меньше на 450 тыс. И это обычная статистика обычного года. То же самое и в 2017-м и, и в 2016-м. Я брал статистику за последние десять лет, ее изучал, и везде одно и то же. Число рабочих мест сокращается. Как раз закон, по которому люди могли выходить на пенсию в 55 и 60 лет, убирал с рынка труда ненужную на нем рабочую силу, "абсорбировал" ее. Когда Топилин рассказывал, что 70% людей продолжали трудиться по достижении пенсионного возраста, он говорил полуправду. Они продолжали трудиться, но в среднем они продолжали трудиться года два-три. То есть, 58 лет наступало женщине и она увольнялась с работы вообще.

Причина, по которой люди продолжают работать, тоже всем понятна – это низкий размер пенсии. Но эти люди не сидели до 70 лет. Эти люди просто инерционно работали два-три года и потом все равно выходили на пенсию. Ситуация на рынке труда сейчас ухудшается и будет ухудшаться дальше.

– Значит ли это, что требования по стажу для "льготных" пенсий со временем распространятся и на обычные пенсии по старости?

– Зачем? Власти будут идти по пути уничтожения права на пенсию в принципе. Сейчас они поднимают возраст к отметке 60/65. Это объясняется необходимостью индексировать выплаты тем, кто еще их получает. Но поскольку сам по себе этот источник является, очевидно, иссякаемым, и, условно, через пять-семь лет уже этого источника не будет, то при сохранении самой логики, чтобы дальше проводить индексацию в условном 2025 году, надо будет еще раз поднять пенсионный возраст, а в 2030-м – еще раз. И так лет до 100. Поэтому зачем властям возиться с мелочевкой типа действия страховых периодов, когда все решается широкими мазками?

Читайте также: