Почему платеж в пфр висит на невыясненных на сайте налог ру

Опубликовано: 23.04.2024

Никто не застрахован от случайной ошибки в перечислении налога, сбора, страхового сбора, пени или штрафа.

Благодаря утвержденному ФНС России "Порядку организации работы налоговых органов с невыясненными платежами", с декабря 2017 года все возможные ошибки в платежных документах на перечисление налогов, сборов, страховых взносов, пени и штрафов, влияющие на правильное зачисление этих платежей по назначению, унифицированы и закодированы.

В настоящее время большинство ошибок в платежных документах налогоплательщиков работники налоговых органов исправляют самостоятельно, направляя налогоплательщику Извещение о принятом налоговым органом решении об уточнении платежа .

Получив Извещение, от налогоплательщика не требуется, как правило, никакого реагирования на него, кроме ознакомления и, на всякий случай, проверки того, что наш платеж уточнен таким образом, как мы изначально планировали заплатить, формируя платежный документ.

В этом случае они направят нам Информационное сообщение о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа , где будет указан код или даже несколько кодов выявленных ошибок.

    К таким ошибкам относятся отсутствие или указание неверной информации в реквизитах платежного документа:
  • 01 — КБК не указан или указан с ошибкой;
  • 03 — ОКТМО не указан или указан с ошибкой;
  • 05 — ИНН налогоплательщика отсутствует или указан с ошибкой;
  • 06 — указанный ИНН принадлежит другому налогоплательщику;
  • 07 — КПП налогоплательщика отсутствует или указан с ошибкой;
  • 08 — ИНН получателя отсутствует или указан с ошибкой;
  • 09 — КПП получателя отсутствует или указан с ошибкой;
  • 10 — налогоплательщик не состоит на учете в налоговой инспекции;
  • 11 — перечислен налог за третьих лиц;
  • 12 — отсутствует или указано неверно основание платежа;
  • 13 — присутствуют ошибки в наименовании получателя и в номере расчетного счета;
  • 14 — в налоговой инспекции не открыта карточка расчета с бюджетом;
  • 15 — отсутствует или указан неверный статус плательщика;
  • 16 — налоговый период не указан или указан с ошибкой.

Получение от налогового органа Информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа всегда можно считать большой удачей, так как налоговые органы не всегда направляют нам такое сообщение.

Если мы в платежном документе, к примеру, ошибочно указали другое КБК (вместо налога на прибыль организаций, допустим, НДФЛ), то узнать об этом мы сможем только тогда, когда получим из налогового органа не Информационное сообщение, а Требование об уплате налога. Как снег на голову.

И нам еще в этом случае понадобится время, чтобы проанализировать все и сообразить, что к чему, откуда взялась недоимка по налогу, который мы вроде бы своевременно уплачивали. А если сразу не сообразим в потоке бесконечных дел, то придется запрашивать у налогового органа справку о состоянии расчетов и заказывать сверку расчетов, на проведение которой уйдет еще больше времени, сил и нервов.

Для экономии времени можно вместо запросов сверки проанализировать подробную информацию в личном кабинете организации или ИП на сайте ФНС России, если у нас есть доступ к нему по электронной подписи. Это будет нагляднее, быстрее и, в конечном счете, удобнее!

    При формировании обязательных платежей особое внимание следует уделять правильности указания:
  1. номера банковского счета Управления Федерального казначейства;
  2. наименования банка-получателя;
  3. ОКТМО (с 2019 года!)

Если мы допустим ошибки в этих реквизитах, то платеж в лучшем случае или вообще не будет исполнен банком (в случае с номером банковского счета УФК или наименовании банка-получателя, т.е. отделения Центрального банка России) или же - в худшем случае - средства поступят на другой счет федерального казначейства.

А это значит, что сумму платежа придется заплатить заново.

В случае обнаружения таких ошибок уже после того, как платеж будет исполнен банком, исправление их возможно только повторным перечислением денег по правильным реквизитам. А первоначально уплаченную сумму придется возвращать как уплаченную излишне. Иначе - никак не получится.

Все остальные ошибки в платежном документы - поправимы без необходимости повторной уплаты путем зачета или уточнения платежа.

    Уточнение платежа по страховым взносам, отправленных после 01.01.2017 году, происходит следующим, несколько усложненным, образом:
  • страхователь подает заявление об уточнении платежа в налоговый орган;
  • налоговый орган направляет наш запрос в ПФР;
  • в ПФР рассматривают наше заявление в течение 5 рабочих дней и отправляют в налоговую сообщение о возможности/невозможности уточнения;
  • и только в случае положительного ответа из ПФР налоговый орган принимает решение об уточнении платежа.

Пируэты из Анси

Вот так и будешь перед ней всю жизнь плясать на задних лапках.

Если компания отправляет неверно оформленную платежную документацию (к примеру, есть ошибки, неточности), казначейство регистрирует невыясненный платеж.

Вопрос: Победитель электронного аукциона подтвердил внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, предоставив вместе с подписанным контрактом платежное поручение. Однако счет, указанный в этом платежном поручении, — это расчетный счет заказчика, взятый из реквизитов контракта, а не тот счет, который был специально указан в аукционной документации для внесения на него обеспечения исполнения контракта. В результате деньги пришли на «невыясненные платежи». Как следует поступить заказчику в этом случае?
Посмотреть ответ

Что собой представляет невыясненный платеж

Невыясненный платеж – это неверно оформленный платеж. К примеру, в сопутствующей документации могут содержаться следующие ошибки, являющиеся основанием для регистрации невыясненного платежа:

  • В поручении содержатся неверные ИНН/БИК плательщика налогов.
  • Неправильно зафиксирован идентификационный номер налоговой структуры.
  • Назначение направленных средств, указанное в письменной форме, не соответствует коду назначения средств.
  • Выплата направлена в налоговую структуру, в которой налогоплательщик не зарегистрирован.
  • Налогоплательщику не нужно платить тот вид налога, который он уплатил.
  • Не прописан номер лицевого счета (или он прописан неверно).

Как правило, ошибки содержатся в кодах. Они наиболее вероятны при использовании платежных терминалов. Если платежные документы оформлены неверно, платеж не засчитывается. У компании таким образом копятся долги.

ВНИМАНИЕ! Невыясненные платежи должны быть отображены в бухучете.

Учет невыясненных платежей

Невыясненный платеж отражается по коду формы дохода. Детализация кода определяется формой бюджета. Невыясненный платеж нужно зафиксировать на счете 1 205 82. Соответствующее правило прописано в п. 77 Инструкции №162н. Используемые проводки определяются тем, будет ли уточнен платеж или он направляется обратно налогоплательщику. Рассмотрим используемые проводки:

  • ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие невыясненного платежа к учету. Первичным документом в этом случае является выписка из лицевого счета.
  • ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Списание невыясненного платежа после того, как была установлена принадлежность средств. Первичная документация: выписка со счета, приложение.
  • ДТ1 210 02 100 КТ1 205 00 660. Зачет денег по обновленному КДБ.
  • ДТ1 205 00 560 КТ1 401 10 100. Начисление дохода (актуально только в том случае, если раньше эта процедура не проводилась).

Эти проводки актуальны при уточнении платежей. Если же деньги возвращаются налогоплательщику, используется эти бухгалтерские проводки:

  • ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие к учету невыясненного платежа. Первичная бумага, на основании которой создается проводка – выписка со счета.
  • ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Перечисление невыясненного платежа налогоплательщику. Первичный документ – заявление налогоплательщика.

Бухгалтерские проводки могут создаваться только на основании информации из первичных документов.

Документальное оформление

Особенности создания письма об уточнении

Записка составляется представителем бухотдела или сотрудником с соответствующими полномочиями. На документе обязательно проставляется подпись руководителя фирмы. Если лицо, направившее письмо, узнало об ошибке, актуален следующий порядок действий:

  1. Обращение в банк для получения доказательств о фактическом перечислении средств. Банк должен выдать доказательство в письменной форме.
  2. Отправка в налоговую письма, уточняющего платеж.

Специальной формы для письма нет, поэтому при его составлении можно пользоваться локальными актами. В документе в обязательном порядке прописывается эта информация:

  1. Название структуры, которая получила платеж.
  2. Адрес фирмы.
  3. Данные о получателе платежа.
  4. Номер поручения, составленного с ошибками, дата его создания.
  5. Указание на ошибку (к примеру, неверное указание кодов).
  6. Способ удаления ошибки.

Если в поручении содержится несколько ошибок, отдельно нужно указывать каждую из них. Существуют рекомендательные требования к бумаге:

  • Деловой стиль.
  • Отсутствие двусмысленностей.
  • Краткое изложение исключительно по существу вопроса.

ВНИМАНИЕ! Если из-за ошибок платеж не учтен в расчетной карте, в письме следует сформулировать просьбу перерасчета пени.

ВАЖНО! Сроки отправки письма нормативными актами не установлены. Его можно направлять в любое удобное время.

Существуют следующие способы отправки запроса об уточнении средств:

  • при личной встрече;
  • пользуясь услугами курьерской службы;
  • отправка заказного письма через почту;
  • через интернет.

Интернетом можно воспользоваться только в том случае, если у отправителя есть цифровая подпись, зарегистрированная в законном порядке.

Как уточнить реквизиты на оплату страховых взносов

Ошибиться можно не только при отправке налоговых платежей, но и при отправке взносов. Уточнять сумму в данном случае нужно в стандартном порядке. Однако существуют некоторые нюансы:

  • Уточнять сумму взносов не нужно в том случае, если информация о сумме учтена на лицевом счете фирмы. Основанием для этого является пункт 9 статьи 45 НК РФ.
  • Порядок уточнения определяется датой, в которую совершен платеж. Если он произведен за отчетный период до 1 января, заявление об уточнении нужно направлять в ПФР. Рассмотрение заявки занимает 5 дней. Если перевод осуществлен после 1 января, заявка направляется в налоговую.

После того как структура рассмотрит документ, принимается решение о возможности уточнения реквизитов.

Особенности возврата невыясненных платежей

Порядок возврата невыясненного платежа в бюджет установлен Порядком №125 от 18 декабря 2013 года. Возврат осуществляется при наличии этих условий:

  • Указанное назначение платежа говорит о том, что платеж отправлен не в бюджет.
  • Зачисление невыясненного платежа выполнено из-за ошибки банковского учреждения.

Возврат может быть выполнен в течение 3 дней. Основание для него – поданная налогоплательщиком заявка на возврат. Составляется она на основании письма от фирмы, поступившего в Казначейство.

Что делать, если условий для возврата, оговоренных законодательно, нет? Для подобных случаев есть другой нормативный акт – статья 1102 ГК РФ. Согласно этой статье лицо, необоснованно получившее чужую собственность, должно ее возвратить. Для возврата фирме нужно обратиться к лицу, которое получило перевод. Если лицо отказалось возвращать средства, фирме следует обратиться в суд.

ВАЖНО! Если фирма получила ошибочный платеж, ей следует в течение 10 дней обратиться в свой банк. Списание возвращенных средств предполагает использование проводки ДТ76 КТ51.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

– номера счета Федерального казначейства;

– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

– платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);

– платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

– платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

– платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;

– платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!

Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

Обратная связь с налоговиками

Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:

– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

– несоответствие ИНН наименованию плательщика;

– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

– уплата налога производится за третьих лиц;

– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

К сведению

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.

В порядке работы Федерального казначейства с платежами, которые попали в раздел невыясненных, порталу «Финансист» помогли разобраться специалисты ПАО «Дальневосточный банк».

В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации Федеральное казначейство осуществляет учет невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, по коду бюджетной классификации доходов 10011701010016000180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет» (далее — невыясненные поступления) без разделения по типам плательщиков.

Информация о невыясненных поступлениях находится в открытом доступе и размещена на официальном сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru в разделе «Исполнение бюджетов», подразделе «Федеральный бюджет», вид отчета — годовой/ежеквартальный, финансовый период — 2017 год/2018 год.

Наиболее частыми причинами отнесения платежей на невыясненные поступления являются:
• отсутствие или некорректное указание в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя значения «ИНН» и «КПП» администратора доходов бюджета;
• отсутствие или некорректное указание в реквизите «104» расчетного документа кода бюджетной классификации доходов;
• отсутствие или некорректное указание в реквизите «105» расчетного документа кода ОКТМО.

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
• принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
• принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.

Таким образом, в случае необходимости возврата или уточнения платежей в бюджет, плательщику необходимо обращаться к администратору доходов бюджета с письменным заявлением.

Порядок учета, уточнения и возврата невыясненных поступлений установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 № 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (далее — Порядок № 125н).

В соответствии с положениями Порядка № 125н орган Федерального казначейства для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежа, формирует Запрос на выяснение принадлежности платежа (код формы по КФД 0531808) (далее — Запрос) и направляет его администратору поступлений в бюджет.

Администратор доходов бюджета в срок, не превышающий двадцати рабочих дней (если законодательством Российской Федерации не установлен иной срок) со дня представления в его адрес Запроса на выяснение принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, направляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.
Невыясненные поступления подлежат возврату соответствующим органом Федерального казначейства плательщику при поступлении от него заявления в случае, если все администраторы поступлений в бюджет, которым направлялся Запрос, и (или) администратор поступлений в бюджет, указанный в заявлении плательщика в качестве получателя, которому предназначался платеж, предоставили Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа с отказом от принятия на учет данного поступления.

Невыясненные поступления по расчетным документам, в которых в реквизите «104» и (или) текстовом поле «Назначение платежа» расчетного документа не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет, возвращаются плательщику при поступлении от него заявления.

Поступления, ошибочно зачисленные на счет органа Федерального казначейства и учтенные им как невыясненные поступления, получателем которых в соответствии с законодательством Российской Федерации является государственное или муниципальное учреждение (далее — учреждение), которому открыт лицевой счет в органе Федерального казначейства, подлежащие зачислению на другой счет органа Федерального казначейства, перечисляются учреждению на основании полученного от данного учреждения письменного обращения с приложением копии заявления плательщика. ПАО «Дальневосточный банк» 19 Сентября 2018

Право-инфо

По материалам журнала "Главная книга"

Л.А. Елина, ведущий эксперт

Страховые взносы, начисленные за месяцы 2017 г., надо уплачивать в ФНС. Правда, не все - исключение составляют взносы "на травматизм". При перечислении взносов в инспекцию надо использовать новые КБК, а в поле 101 платежки организациям надо ставить код "01". Если компания в чем-то ошиблась, мы подскажем, как действовать дальше.

Неверный код в поле 101 при перечислении взносов в ИФНС

Суть ошибки. Организация при уплате в инспекцию пенсионных взносов, взносов на обязательное медицинское страхование и взносов на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - взносы на ВНиМ) указала в поле 101 код "08" или "14".

Напомним историю вопроса и причину ошибок. По утвержденным Минфином правилам в поле 101 "Статус плательщика" надо ставить код "08" . Но налоговая служба сначала рекомендовала при уплате страховых взносов ставить код "01", через некоторое время - код "14". Банки внесли свою лепту в сложившуюся сумятицу: кто-то пропускал платеж, только если в поле 101 был указан код "08", кто-то требовал указать код "14".

Справка. Для уточнения платежа нужно составить заявление в произвольной форме. В нем надо указать:

- реквизиты ошибочной платежки;

- ошибку, которая была в ней допущена;

- правильные сведения, которые позволят налоговым органам отразить суммы в карточке расчетов с бюджетом.

К заявлению надо приложить платежное поручение с отметкой банка.

После принятия решения об уточнении платежа ИФНС пересчитает пени, начисленные на сумму взносов, за период со дня их уплаты до дня принятия решения об уточнении платежа .

Как правильно. ФНС совместно с Минфином решили, что организациям правильнее ставить код "01" . Минфин уже подготовил соответствующий проект для внесения изменений в правила заполнения платежек.

Предпринимателям при уплате взносов в ИФНС надо указывать в поле 101 код "09" .

Последствия. Налоговики должны были сами перекодировать код поля 101 на "01" . Поэтому организации ничего делать не надо.

При уплате взносов в ИФНС указан старый КБК, действовавший в 2016 г.

Суть ошибки. Вместо КБК, действующего для платежей 2017 г., организация указала старый КБК, действовавший в 2016 г. при уплате взносов в фонды.

Как правильно. В 2017 г. применяются новые КБК для перечисления страховых взносов, которые надо уплачивать в налоговые органы.

Последствия. Если вы указали в платежке 2017 г. старый КБК, то инспекция должна автоматически перекодировать этот код на актуальный . И учесть этот платеж в составе текущих платежей по взносам.

Внимание. Если была ошибка в платежке и есть сомнения в правильности разнесения уплаченной суммы на нужную карточку расчетов с бюджетом, обратитесь в свою инспекцию с запросом на проведение сверки.

При уплате взносов в ИФНС указан действующий КБК, но неверный

Суть ошибки. В платежке для перечисления взносов в ИФНС проставлен КБК, хотя и действующий в 2017 г., но не относящийся к проводимому платежу. К примеру, при уплате пенсионных взносов за январь 2017 г. указан КБК для декабрьских взносов 182 1 02 02010 06 1000 160, хотя нужно было указать код платежей 2017 г. - 182 1 02 02010 06 1010 160.

Как правильно. Сейчас для каждого вида страховых взносов, перечисляемых в ФНС, установлены разные КБК:

- для взносов за периоды 2017 г.;

- для взносов за декабрь 2016 г. или более ранние периоды - если они уплачиваются в инспекцию в 2017 г.

Последствия. Платеж мог отразиться не в той карточке расчетов с бюджетом, заведенной в ИФНС для вашей организации. Ведь налоговая служба открыла вашей организации разные карточки для каждого КБК. В результате:

- суммы отразились в карточке расчетов с бюджетом именно по тому коду, который был указан вами в платежке, и там числится переплата;

- по карточке с кодом для учета взносов, которые вы намеревались заплатить, числится недоимка. Более того - капают пени.

В платежке указали ПФР/ФСС вместо ИФНС, но реквизиты счета верные

Суть ошибки. При перечислении страховых взносов в 2017 г. в платежке в качестве получателя платежа числится управление Федерального казначейства, указан его верный расчетный счет. Однако в поле "Получатель" стоит не наименование инспекции, а указано отделение ПФР или ФСС. В качестве ИНН и КПП получателя также приведены ИНН и КПП фонда.

Как правильно. Взносы, начисленные за периоды 2017 г., надо перечислять на реквизиты инспекций. Это касается пенсионных взносов, взносов на медицинское страхование и взносов на ВНиМ.

Последствия. Такую ошибку в платежке можно вообще не исправлять. Деньги поступили на нужный бюджетный счет. А ФНС совместно с Федеральным казначейством уже наладила автоматическую перекодировку платежек на уплату страховых взносов.

В частности, это касается и перекодировки неправильных реквизитов получателя платежа: ИНН, КПП и наименования .

Взносы "на травматизм" уплачены в ФНС

Суть ошибки. Взносы "на травматизм" перечислены в налоговую инспекцию (по аналогии со взносами на ВНиМ).

Как правильно. Взносы "на травматизм" по-прежнему надо уплачивать на счет ФСС. Налоговая инспекция их не администрирует - даже если эти взносы начислены по выплатам, относящимся к 2017 г.

Справка. В платежке на уплату взносов нельзя уточнить :

- неправильно указанный номер счета управления Казначейства (получателя платежа);

- наименование банка получателя средств.

Платеж с такими ошибками банк вообще может не провести или же проведет, но деньги не попадут на нужный счет.

Если платеж нельзя уточнить, то страховые взносы придется заплатить заново. И быть готовым к уплате пеней.

За возвратом денег надо обратиться к получателю платежа (в налоговую инспекцию, ПФР или ФСС), если деньги не попали на нужный бюджетный счет.

Последствия. На лицевом счете в ФСС образуется недоимка. Уточнить этот платеж для перевода денег из инспекции в ФСС не получится. Так что придется:

- заплатить взносы "на травматизм" еще раз - по правильным реквизитам отделения ФСС. Уточните их в отделении Фонда или на сайте ФСС. Они могли измениться по сравнению с 2016 г.;

- смириться с необходимостью уплаты пеней.

На карточке расчетов с бюджетом в налоговой инспекции могла образоваться переплата, либо деньги попали в разряд невыясненных платежей. Есть два пути:

В заявлении уточняете назначение платежа и КБК взносов. Если вы указали в поле 101 код "08", лучше уточнить и его.

После уточнения деньги отразятся на правильной карточке расчетов с бюджетом, которая ведется в налоговых органах;

- или вернуть ошибочно перечисленные инспекции деньги. Для этого надо написать в ИФНС заявление на возврат уплаченных взносов.

Внимание. По взносам "на травматизм" организации по-прежнему указывают код "08", перечисляя их на счет отделения ФСС.

Как видим, некоторые ошибки в платежках по взносам налоговики должны исправлять автоматически. Но на всякий случай узнайте в инспекции, отражены ли ваши платежи на нужной карточке расчетов с бюджетом. Если ошибка не была исправлена автоматически, обратитесь в инспекцию с заявлением об уточнении платежа.

Приложение N 5 к Приказу Минфина от 12.11.2013 N 107н

п. 7 ст. 45 НК РФ

Письма ФНС от 17.02.2017 N БС-4-11/3043@, от 15.02.2017 N ЗН-3-1/978@, от 10.02.2017 N ЗН-4-1/2451@

Письмо ФНС от 15.02.2017 N ЗН-3-1/978@

Письмо ФНС от 03.02.2017 N ЗН-4-1/1931@

Письмо ФНС от 17.01.2017 N ЗН-4-1/540@

Письмо ФНС от 17.01.2017 N ЗН-4-1/540@

п. 4 ст. 45 НК РФ

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2017, N 07

Читайте также: