Ст 7 закона о государственных пенсиях устанавливает что пенсии не подлежат обложению налогами

Опубликовано: 30.04.2024

  • +
    –
    Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 6)
    • Статья 1. Законодательство Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в целях настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом
    • Статья 4. Граждане, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению
    • Статья 5. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению
    • Статья 6. Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению
  • +
    –
    Глава II. Условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению (ст.ст. 7 - 13)
    • Статья 7. Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим
    • Статья 7.1. Условия назначения пенсий гражданам из числа космонавтов и членам их семей
    • Статья 7.2. Условия назначения пенсий гражданам из числа работников летно-испытательного состава
    • Статья 8. Условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей
    • Статья 9. Условия назначения пенсий участникам Великой Отечественной войны , гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", и гражданам, награжденным знаком "Житель осажденного Севастополя"
    • Статья 10. Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей
    • Статья 11. Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам
    • Статья 12. Порядок установления инвалидности
    • Статья 13. Применение норм Федерального закона "О страховых пенсиях" при назначении пенсии по случаю потери кормильца
  • +
    –
    Глава III. Размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению (ст.ст. 14 - 18)
    • Статья 14. Размеры пенсий федеральных государственных гражданских служащих
    • Статья 15. Размеры пенсий военнослужащих и членов их семей
    • Статья 17. Размеры пенсий граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей
    • Статья 17.1. Размеры пенсий гражданам из числа космонавтов и членов их семей
    • Статья 17.2. Размеры пенсий гражданам из числа работников летно-испытательного состава
    • Статья 18. Размер социальной пенсии нетрудоспособных граждан
  • +
    –
    Глава IV. Стаж государственной службы. Трудовой стаж. Среднемесячный заработок (ст.ст. 19 - 21)
    • Статья 19. Стаж государственной гражданской службы
    • Статья 20. Трудовой стаж
    • Статья 21. Среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих
  • +
    –
    Глава V. Установление пенсии, индексация, выплата и доставка пенсий (ст.ст. 22 - 25.1)
    • Статья 22. Установление пенсии
    • Статья 23. Срок, на который назначается пенсия и с которого изменяется ее размер
    • Статья 24. Порядок назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии
    • Статья 25. Порядок индексации пенсий
    • Статья 25.1. Обеспечение размещения информации об установлении и о выплате пенсий по государственному пенсионному обеспечению
  • +
    –
    Глава VI. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона (ст.ст. 26 - 28)
    • Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 27. Сохранение ранее установленного размера пенсии
    • Статья 28. О распространении положений настоящего Федерального закона на иностранных граждан, проходивших военную службу в Российской Федерации, и членов их семей
  • Приложение 1. Возраст, по достижении которого возникает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению
  • Приложение 2. Стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября, 21 декабря 2006 г., 9 апреля 2007 г., 22 июля 2008 г., 18, 24 июля, 25 декабря 2009 г., 21 июня, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 28 марта, 3 мая, 1 июля 2011 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 21 июля 2014 г., 28 ноября, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля 2016 г., 1, 18 июля 2017 г., 7 марта, 3 октября, 12 ноября, 27 декабря 2018 г., 1 октября 2019 г., 8, 22 декабря 2020 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ гражданам, постоянно проживающим на территории РФ и являющимся по состоянию на 31 декабря 2016 г. получателями пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом, в январе 2017 г. осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей

Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

15 декабря 2001 г.

Устанавливаются основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения. Определяется круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Право на пенсию имеют граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению могут быть различных видов в зависимости от категории граждан, которым они назначаются. Назначаются следующие виды пенсий: за выслугу лет, по старости, по инвалидности и социальная пенсия. Определяются условия одновременного получения двух пенсий.

Устанавливаются условия назначения пенсий различным категориям граждан, их размеры, порядок подсчета стажа, перерасчета пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, индексации, выплаты и доставки.

Определяется порядок установления до 1 января 2004 года пенсий гражданам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности. Ранее назначенные пенсии пересчитываются по новым нормам. Если размер ранее назначенной пенсии превышает размер пенсии, исчисленной по новым нормам, то продолжает выплачиваться пенсия в прежнем размере. Лица, получавшие социальную пенсию, предусмотренную Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), имеют право на получение ранее назначенной пенсии в сохраненном размере и в прежнем порядке.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в "Российской газете" от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие абзацев четвертого и шестого статьи 25 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 3 мая 2011 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 2011 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2009 г. N 341-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном пунктом 2, 3 статьи 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 196-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 8 мая 2004 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

1. Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).

Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом "а" пункта 1, пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.

1.1. Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

2. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.

3. Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих. При последующем увольнении с государственной службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.

3.1. Лицам, имеющим одновременно право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, назначается пенсия за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей или одна из иных указанных выплат по их выбору.

4. Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

Описание ФЗ 173

Федеральный закон № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 30 ноября 2001 года и утверждён Советом Федерации 5 декабря 2001 года. Президент подписал закон 17 декабря 2001 года, после чего он вступил в силу.

173-ФЗ регулирует порядок назначения пенсии гражданам Российской Федерации, а также определяет права на её получение. В соответствии с государственным пенсионным обеспечением, выплата пенсий из федерального бюджета дополнительно регламентируется Федеральными законами № 166-ФЗ и № 4468-1.

ФЗ о трудовых пенсиях определяет следующие категории трудовых пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по причине потери кормильца.

Фз о занятости населения в РФ смотрите здесь:

Трудовая пенсия по старости подразделяется в свою очередь на:

  • страховую часть;
  • накопительную часть.

Гражданам, которые претендуют на получение разных пенсий предоставляется выбор одной из них по своему желанию. В некоторых случаях допускается выплата двух пенсий:

  • одна, предусмотренная законом № 166, о государственном пенсионном назначении;
  • вторая, предусмотренная текущим законодательством № 173, о трудовых пенсиях РФ.

Лица, претендующие на получение трудовой пенсии, могут обратиться за ней в любое время с момента возникновения у них соответствующего права.

Правом на получение трудовой пенсии обладают следующие лица:

  • Граждане РФ, застрахованные согласно закону № 167, об обязательном пенсионном страховании, и которые выполнили все предписанные условия;
  • Нетрудоспособные члены семьи вышеуказанной категории граждан;
  • Граждане иностранных государств, а также лица без гражданства, которые проживают в РФ на постоянной основе, имеют право на получение пенсии наряду с гражданами Российской Федерации, если текущий ФЗ или международный договор не устанавливает других условий.

Условиями для получения пенсионных выплат являются:

  • достижение пенсионного возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55;
  • наличие не менее 5 лет трудового стажа;
  • признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности (I, II, III);
  • установление факта потери кормильца.

173-ФЗ о трудовых пенсиях неоднократно изменялся и дополнялся с момента его вступления в силу. Последние поправки в законодательство были внесены Федеральным законом № 145-ФЗ от 04.06.2014 и Постановлением Конституционного суда № 29-П от 19.11.2015.

Выбор города

Какие были внесены изменения?

Изменения Федерального закона № 145-ФЗ в текущем законодательстве о трудовых пенсиях в РФ изменили следующие части статьи 30, предусматривающей условия оценивания пенсионных прав застрахованных лиц:

  • абзац 22 пункта 3 был дополнен словами “и федеральных государственных органах”, что относится к дополнительным условиям подсчёта коэффициента стажа для работников государственных и военных служб.
  • абзац 14 пункта 4 был дополнен выражением “и федеральных государственных органах”, что касается прибавок к коэффициенту стажа для работников, отработавших сверх положенной законом нормы на государственных и военных службах.

Постановление Конституционного суда РФ № 29-П от 19.11.2015 изменило следующие части текущего закона о трудовых пенсиях в РФ:

  • Пункт 1 статьи 10, а также статьи 19 (часть 1 и 2), 39 (часть 1 и 2) и 53, были признаны несоответствующими Конституции РФ. Тем самым было исключено препятствие в восстановлении пенсионных прав гражданина, который был необоснованно привлечён к уголовной ответственности, а в последствии реабилитирован, вследствие чего период вынужденного отстранения от работы не включался в трудовой стаж.
  • Был создан правовой механизм восстановления пенсионных прав реабилитированных лиц, обеспечивая им пенсию на тех же условиях, что и при отсутствии необоснованного уголовного разбирательства.

Статья 1 пункт 1 предусматривает установку и выплату трудовой пенсии согласно Федеральному закону № 173-ФЗ. Любые изменения в порядке и условиях назначения и выплаты трудовых пенсий происходят только со внесением изменений и поправок в настоящее законодательство.

Статья 9 устанавливает условия для выплаты трудовой пенсии при потере кормильца. Статья состоит из следующих частей:

  1. Трудовую пенсию по причине потери кормильца имеют право получить члены его семьи, которые состояли на иждивении умершего, кроме лиц, которые стали причиной гибели кормильца. Если безвестная пропажа гражданина устанавливается в предусмотренном порядке, то его семья приравнивается к семье умершего кормильца.
  2. Нетрудоспособными могут признать следующих членов семьи умершего:
      несовершеннолетние дети, братья, сёстры и внуки погибшего, а также обучающиеся на очном отделении основных образовательных учреждений, но только до достижения ими 23-х лет и только при условии, что до 18 лет они были признаны инвалидами. Также родственники покойного кормильца признаются нетрудоспособными при отсутствии трудоспособных детей.
  3. один из близких родственников погибшего кормильца, который ухаживает за детьми, братьями, сёстрами или внуками покойного, которые не достигли 14 лет имеют право на трудовую пенсию в соответствии с настоящим законом;
  4. родители и супруг погибшего кормильца, достигшие пенсионного возраста или являющиеся инвалидами;
  5. прародители умершего кормильца, достигшие пенсионного возраста, при условии, что некому их содержать.
  6. Члены семьи погибшего кормильца имеют право на пенсию, если состояли на иждивении у него.
  7. Содержание детей погибшего является обязательным и не требует дополнительных доказательств, если дети не достигли совершеннолетия или не признаны дееспособными.
  8. Если нетрудоспособный супруг или родители покойного кормильца, которые не состояли у него на иждивении, утрачивают источник своего дохода, они имеют право на трудовую пенсию.
  9. Члены семьи погибшего кормильца, которые получали от него помощь, являвшейся основным средством существования, но при этом сами получали какое-либо пенсионное пособие, могут перейти на трудовую пенсию.
  10. Трудовая пенсия по причине смерти супруга-кормильца остаётся после заключения нового брака.
  11. Право на пенсию по причине смерти кормильца распространяется на усыновителей как и родители, а на усыновлённых детей как на родных;
  12. Трудовая пенсия по причине гибели кормильца предоставляется все зависимости от страхового стажа кормильца, а также независимо от времени и причины его смерти.
  13. Если у погибшего кормильца полностью отсутствует страховой стаж или если он совершил уголовное преступление, которое повлекло его смерть, его родственникам назначается социальная пенсия вместо трудовой.

О деятельности частных детективов можно узнать подробнее из статьи:

Статья 11 предусматривает дополнительные условия, которые засчитываются в страховой стаж. Наряду с периодами работы и другими видами деятельности, указанными в ст. 10, засчитываются следующие периоды:

  • прохождение военной службы и другой службы, которая приравнивается к ней; получение пособия по временной нетрудоспособности;
  • уход родителя за детьми до полуторалетнего возраста, но не больше 4,5 лет в общем, получение пособия по безработице, участие в общественных работах, приносящих прибыль или переезд, в связи назначением госслужбы по трудовой занятости населения, в другой город.
  • содержание под арестом по необоснованному уголовному обвинению с последующей реабилитацией;
  • уход трудоспособного лица за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом, а также за лицом старше 80 лет;
  • проживание в местностях, где отсутствует возможность трудоустройства, по причине прохождения супругом контрактной военной службы, но не больше 5 лет;
  • проживание за рубежом супругов служащих дипломатических и консульских представительств РФ, но не более 5 лет.

Перечисленные периоды учитываются только если им предшествовали или последствуют периоды работы, установленные в статье 10 настоящего законодательства.

Статья 28 предусматривает права граждан на получение досрочного пенсионного назначения. Трудовая пенсия по старости назначается раньше положенного срока следующим лицам:

  • Женщинам, которые родили более пяти детей и воспитали их до восьмилетнего возраста, по достижению ими возраста 50 лет, если их страховой стаж составляет не меньше 15 лет;
  • Женщинам, родившим больше двух детей, по достижению 50 лет при условии, что их страховой стаж составляет не меньше 20 лет, включая 12 лет на территориях Крайнего Севера или 17 лет в прилегающих районах.
  • Военным инвалидам по достижению 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами, если их страховой стаж составляет не меньше 25 и 20 лет соответственно.
  • Инвалидам I группы по зрению, если они достигли 50 лет — мужчины и 40 лет — женщины, при страховом стаже не меньше 15 и 10 лет соответственно.
  • Лицам, страдающим гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам по достижению 45 и 40 лет соответственно мужчинами и женщинами, если их страховой стаж составляет не меньше 20 и 15 лет;
  • Мужчинам с 55 лет и женщинам с 50 лет, если они проработали не меньше 15 лет на Крайнем Севере или не меньше 20 лет на прилегающих территориях и их страховой стаж составляет не меньше 25 и 20 лет;
  • Мужчинам и женщинам по достижению 50 и 45 лет соответственно, которые проживают постоянно на Крайнем Севере или прилегающих территориях, которые проработали не меньше 25 и 20 лет оленеводами, рыбаками или промысловыми охотниками.

Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2021

Об этой тематике рано или поздно задумывается любой работающий гражданин, потому что по закону (и по сути) такая пенсия является компенсацией заработной платы, которая не получена по причине старости, профессиональной болезни, инвалидности или утрате кормильца. Закон «О трудовых пенсиях» устанавливает и особенности выплаты пенсий работникам, условия труда которых отличаются от обычных, часто являясь более тяжелыми.

Этот закон состоит из семи глав и тридцати двух статей. Главы, кроме общих положений и механизма вступления закона в силу, рассматривают вопросы определения страхового стажа, определения суммы пенсии, видов пенсий и категорий граждан, имеющих на нее право.

Действующий закон о пенсиях в РФ 2021: изменения, новые положения

Правительство уверяет, что даже если пенсионные отчисления ниже минимального порога, то будут осуществляться дополнительные выплаты. Такие меры призваны искоренить слой населения страны, находящихся за чертой бедности.

Таким образом, закон о выходе на пенсию введен в действие в 2001 году и с тех пор не раз корректировался и дополнялся. На сегодняшний день политика Правительства РФ направлена на повышение благосостояния малообеспеченных слоев населения. В связи с этим страховые пенсии в РФ с 2021 года станут индексироваться по новым ставкам.

Страховая часть по закону о трудовых пенсиях – расчет

Закон РФ (статья 7) определяет — пенсия по старости мужчинам от 60 лет и женщинам от 55, имеющим стаж минимум 5 лет. Так как Конституция РФ гарантирует минимальное обеспечение всем гражданам, то даже если условие стажа не выполнено, то будет распространяться норма о социальной пенсии.

Закон РФ 173 (пункт и подпункт ст. 14) четко определяют порядок, как именно рассчитывается трудовая пенсия.

Страховая часть (как определяет законодательство) ровняется: накопленный капитал на момент расчета деленный на количество месяцев (чаще всего это 228) плюс дополнение страховой выплаты (В РФ определяют эту сумму индивидуально, но она не менее 2562 руб.).

Далее каждый подпункт и пункт данной статьи определяют какие будут изменения данной базы и как от этого меняется страховая часть.

По старости

Давыдов Александр Юрьевич

Консультант по вопросам гражданского права с 20-летней практикой. Автор множества статей на юридическую тематику

В соответствии со статьей 7 ФЗ право на выплаты по старости имеют мужчины, которые достигли возраста 60 лет, и женщины, которым исполнилось 55 лет. Кроме этого, она выплачивалась при наличии стажа работы не менее 5 лет.

Современный Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ в значительной мере ужесточил требования к претендентам на получение денег. Так, в ходе пенсионной реформы увеличился пенсионный возраст на 5 лет, а также значительно возросли требования к страховому стажу.

Кроме этого, основанием для назначения пенсии также является такой параметр, как ИПК, значение которого влияет и на размер выплат.

В целом же переходный период продлится в той или иной форме до 2028 года. На время его действия требования для получения обеспечения будут возрастать поэтапно.

Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению

На получение страховых пенсионных платежей по инвалидности по 400-ФЗ могут рассчитывать инвалид всех трех групп. При этом не имеет значения, какая причина послужила причиной частичной или полной потери трудоспособности. Также не играет роли трудовой стаж соискателя, и когда трудоспособность была потеряна — до, во время или после работы.

Несмотря на то, что немногочисленные изменения не меняют сути документа, наиболее актуальной версией является редакция на начало 2021 года. Именно в ней вся информация соответствует внесенным на сегодняшний день поправкам и подтверждена комментариями.

Это важно знать: Сколько действует справка 2 НДФЛ для соцзащиты


  • Подоходный налог с пенсии
  • Возврат подоходного налога пенсионерам
  • Куда выгоднее перевести накопительную часть пенсии
  • Итоги

Подоходный налог с пенсии

В соответствии с п. 1.7 ст. 208 НК РФ пенсии признаются доходом, полученным из источников РФ по выплатам от российских организаций или за ее пределами от иностранной компании через обособленное подразделение в РФ. А доходы подлежат налогообложению по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Чтобы разобраться с вопросом, облагается ли ваша пенсия НДФЛ, необходимо учесть следующее:

  • Пенсии государственного обеспечения, согласно п. 2 ст. 217 НК РФ, не подлежат налогообложению НДФЛ, за исключением выплат при наличии у физлица добровольного страхования накопительной части пенсии.
  • Пенсии негосударственного обеспечения облагаются НДФЛ в силу норм п. 2 ст. 213.1 НК РФ (за исключением выплат, предусмотренных п. 1 ст.213.1 НК РФ).

Следует отметить, что пенсии в РФ могут аккумулироваться либо в государственном пенсионном фонде (в том числе по договорам добровольного страхования накопительной части пенсии), либо негосударственном. Действие государственного обеспечения пенсии регулируется законами «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 № 166-ФЗ и «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Негосударственное пенсионное обеспечение производится в соответствие с законом «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ.

В рамках НК РФ порядок налогообложения пенсий, формируемых путем перечисления взносов в государственные или негосударственные фонды, имеет разную специфику.

Таким образом, НДФЛ облагаются пенсии негосударственного обеспечения.

О том, какая будет пенсия при отсутствии трудового стажа, узнайте из этой публикации.

Возврат подоходного налога пенсионерам

Вернуть подоходный налог пенсионер может в следующих случаях:

  1. Пенсионер работает и получает налогооблагаемый доход.
  2. Пенсионер работал в течение трех последних лет, которые предшествовали периоду возникновения вычета, и получал доход, который он может перенести (абз. 4 п. 3 ст. 210 НК РФ, п. 10 ст. 220 НК РФ).
  3. Обязательные пенсионные взносы перечислялись в негосударственный пенсионный фонд или перечислялись добровольные взносы.

О нюансах расчета пенсии расскажет эта статья.

Куда выгоднее перевести накопительную часть пенсии

После введения моратория в 2014 году многие начали задумываться, а стоит ли переводить накопительную часть пенсии – ту часть, что была саккумулирована до введения запрета на выплату. Ответ прост: если нет желания терять на доходности пенсионных накоплений, то лучше перевести накопительную часть пенсии в 2018-2019 гг., ведь мораторий был продлен.

Можно ли перевести накопительную часть пенсии? Да, это не запрещено и весьма желательно, поскольку по умолчанию накопительная часть будет переводиться в страховую и, естественно, никакого роста доходности ожидать не стоит.

Куда можно перевести накопительную часть пенсии? В любой негосударственный пенсионный фонд (далее — НПФ). От будущего пенсионера потребуется лишь выбрать, куда лучше перевести накопительную часть пенсии. Весьма желательно остановить свой выбор на НПФ, входящий в систему гарантирования и имеющий несколько управляющих компаний.

Как перевести накопительную часть пенсии? Необходимо подать соответствующие заявления о переводе в выбранный НПФ и в ПФР.

Итоги

Все пенсии, которые получают пенсионеры, являются доходом. Однако НДФЛ не облагаются государственные пенсии, а обложению подлежат лишь пенсии, выплаты которых осуществляются негосударственными фондами. Таким образом, если неработающий пенсионер решит воспользоваться, например, имущественным вычетом по НДФЛ, то он сможет это сделать, если до возникновения права на вычет в течение трех предшествующих лет он получал налогооблагаемый доход либо получает негосударственную пенсию.

Согласно статистическим данным на начало 2019 года в России проживало чуть менее 44 миллионов лиц, которые имеют право на получение пенсионных выплат. Это весьма внушительная цифра относительно всего населения в стране. При этом данная статистика не учитывает получателей военных пенсий.

Обобщенно под пенсионерами обычно воспринимаются граждане преклонного возраста, которые получают денежные выплаты по факту стажа работы. В данном случае речь идет о получателях страховой (ранее трудовой) пенсии по старости.

Бесплатно по России

Действительно, среди пенсионеров их подавляющее количество. Однако существуют и другие виды материального и денежного обеспечения, на которые могут рассчитывать отдельные категории граждан. В частности, сейчас речь пойдет об особенностях государственной пенсии, аспекты назначения которой регулируются соответствующим федеральным законом.

Основные положения ФЗ 166 о государственном пенсионном обеспечении

Под государственным обеспечением пенсией следует понимать форму материального обеспечения особых групп граждан и членов их семей, являющую собой компенсацию за утраченный заработок в силу достижения определенного возраста, утраты трудоспособности из-за болезни или травмы, а также по достижению достаточной выслуги лет.

Вопросы, связанные с определением круга лиц, которые могут рассчитывать на гособеспечение, а также основанием и порядком его назначения, регулируются Федеральным законом от 15. 12. 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ.

Данный нормативный акт быть принят обеими палатами Парламента и подписан Президентом в конце 2001 года. Однако основные его положения вступили в силу с первого января 2002 года. На сегодняшний день закон является действующим, а его нормы подлежат применению на всей территории РФ.

Структурно рассматриваемый нормативный акт состоит из 28 статей, которые, в свою очередь, объединены в 6 глав. Кроме этого, неотъемлемой частью документа являются приложения к нему.

Разберем подробнее краткое содержание каждой из глав.

Глава 1

Содержит в себе основные положения, раскрывая суть данного нормативного акта. Отдельные статьи вводят специальную терминологию и понятия, которые используются в законе. Кроме этого, конкретизируются лица, имеющие право на данный тип обеспечения, устанавливаются виды государственных пенсий.

Глава 2

Нормы данной главы устанавливают основания для назначения рассматриваемого вида материального обеспечения по каждой категории лиц, которые имеют соответствующее право.

Глава 3

Глава 3 устанавливает размер пенсии для различных категорий граждан, которые в силу закона могут обращаться за получением выплат.

Глава 4

Нормы данной главы вводят такие понятия, как «трудовой стаж», «стаж государственной службы» и «среднемесячный заработок». Кроме этого, устанавливается порядок расчета стажа и заработка соответственно.

Глава 5

Нормами этой главы регулируется порядок установления материального обеспечения, выплат, организации доставки, индексации и перерасчета (в случае возникновения оснований для этого).

Глава 6

В данном разделе содержатся нормы, устанавливающие порядок введения в действие федерального закона и определяющие некоторые специальные положения.

Приложение 1

Содержит таблицу, в которой указывается возраст, когда граждане, занятые в сфере государственного управления, могут выйти на отдых.

Приложение 2

Данное приложение содержит таблицу стажа государственных служащих, при наличии которого данная категория граждан может рассчитывать на назначение денежного обеспечения.

Условия назначения пенсии по закону 166

Выплаты, рассматриваемые в рамках данной статьи, назначаются различным категориям граждан. Соответственно, основания и условия для назначения также будут являться разными, а соответствующие положения могут быть применимы только к конкретной группе получателей пенсий.

Далее подробно разберем основания и условия назначения финансовых выплат различным категориям пенсионеров, руководствуясь ст. ст. 7-13 федерального закона.

Федеральные гражданские служащие

Госслужащие, трудящиеся в федеральных ведомствах, имеют право на получение материального обеспечения при наличии соответствующей выслуги. Следует отметить, что пенсионная реформа затронула и эту категорию лиц.

В этой связи требования к выслуге гражданских служащих растут с каждым годом. Так, до 2017 года для получения денег было необходимо трудиться не менее 15 лет. В 2020 году количество лет выслуги должно быть не менее 17. Максимально жесткие требования к выслуге будут установлены после 2026 года, когда гражданские служащие начнут выходить на отдых при условии отработки не менее 20 лет.

Космонавты и летчики-испытатели

Космонавты вправе рассчитывать на получение государственной поддержки при наличии выслуги не менее 25 лет у лиц мужского пола и 20 лет у женщин. При этом также предъявляются требования к количеству лет, проведенных в составе авиационных подразделений (10 и 7,5 лет у мужчин и женщин соответственно).

Аналогичные требования к выслуге предъявляются и к летчикам-испытателям, однако при оставлении данного вида деятельности из-за ухудшения здоровья они могут рассчитывать на оформление пенсионных выплат и при наличии меньшего количества лет выслуги (20 и 15 лет у мужчин и женщин соответственно).

Военнослужащие

Назначение пенсионных денег служащим армии и флота имеет определенную специфику. Порядок назначения государственных выплат военным, а также иным сотрудникам силовых структур устанавливается соответствующим федеральным законом, что прямо указано в п. 1 ст. 8 федерального закона.

Ветераны ВОВ и «блокадники»

Установлено, что право на особую материальную поддержку от государства имеют лица, являющиеся ветеранами ВОВ, а также граждане со статусом «житель блокадного Ленинграда», которым установлена инвалидность.

Лица, пострадавшие от техногенных (в том числе радиационных) аварий

По большей части, речь идет о так называемых «чернобыльцах» – гражданах, на жизнь и здоровье которых, так или иначе, отразилась авария на ЧАЭС.

Так, лица, которые непосредственно заняты работой на АЭС или пострадали вследствие ликвидации катастрофы, выходят на отдых в 55 и 50 лет, если отработали не менее 5 лет. Граждане, получившие инвалидность, становятся пенсионерами в 50 и 45 лет при наличии аналогичного трудового стажа.

Социальная пенсия

На социальную пенсию могут рассчитывать лица в силу соответствующего статуса или при достижении определенного возраста, относящиеся к следующим категориям:

  • инвалиды (в том числе инвалиды детства и несовершеннолетние инвалиды);
  • представители малых северных народов, достигшие возраста 55 и 50 лет.

Кроме этого, на социальную выплату могут рассчитывать граждане преклонного возраста, которые по тем или иным причинам не подпадают под критерии для назначения страховой пенсии. Социальная выплата назначается на 5 лет позже, чем страховая пенсия.

Размеры пенсии

Размер государственной пенсии может быть различным у разных категорий ее получателей.

  1. Гражданские служащие. Федеральные чиновники получают пенсию в размере 45% от среднемесячной зарплаты. Следует отметить, что если госслужащий имеет стаж более установленного для выхода на пенсию, то за каждый «лишний» год ему добавляется 3% от среднего заработка к пенсии.
  2. Военнослужащие. Армейская пенсия зависит от материального довольствия в последние годы службы, а также некоторых иных условий. Ст. 15 рассматриваемого нормативного акта также устанавливает размер матобеспечения военнослужащих, ставших нетрудоспособными, а также выплат членам семьи погибшего военного. Он непосредственно зависит от множества факторов, связанных с формой военной службы, характером и степенью выраженности причин, которые повлекли к невозможности дальнейшей службы в рядах ВС или гибели.
  3. Ветераны ВОВ и «блокадники». Так, для ветеранов ВОВ сумма составляет (в процентах от размера установленной социальной пенсии): I группа – 250%; II группа – 200%; III группа – 150%. Для граждан, бывших жителей блокадного Ленинграда: I группа — 200%; II группа – 150%; III группа – 100%.
  4. Лица, пострадавшие от радиационных и техногенных аварий. Размер выплат этим лицам также зависит от величины социальной пенсии. В подавляющем большинстве случаев она составляет 250% от нее. Это касается не только тех, кто имеет отношение к ЧАЭС, но и пострадавших при других форс-мажорных обстоятельствах такого порядка. Гражданам, живущим в загрязненной зоне, платят 200% от соцпенсии.
  5. Космонавты и летчики-испытатели. Космонавты при наличии достаточной выслуги получают пенсию в размере 55% от оклада. Летчики могут рассчитывать на пенсию в размере 1000% от социальной.
  6. Социальная пенсия. Базовая социальная пенсия в России на начало 2020 года составляет 5283,85 рубля. На такой же размер обеспечения могут рассчитывать и некоторые иные категории граждан.

Выплаты и перерасчеты

Выплаты государственных денег производятся один раз в месяц в национальной валюте РФ. Если при установлении выплат была допущена ошибка, то пенсия подлежит перерасчету с учетом требований законодательства.

Кроме этого, государственная пенсия подлежит периодической ежегодной индексации.

Виды пенсионных выплат по государственному обеспечению

Статья 5 рассматриваемого нормативного акта выделяет следующие виды выплат:

  1. За выслугу лет.
  2. По инвалидности.
  3. По потере кормильца.
  4. По старости.
  5. Социальная выплата.

Установлено, что государственные выплаты по причине отсутствия трудоспособности, старости и утере кормильца получают лица, которые не могут рассчитывать на получение пенсионных выплат страхового типа. Как правило, это связано с несоответствием критериям, предъявляемым к ИПК и страховому стажу граждан.

Последние поправки к закону

Федеральный закон от 25. 12. 2001 года № 166-ФЗ применяется уже в течение 18 лет, а за это время в него было внесено большое количество правок и изменений. Среди них наиболее значимыми были изменения, связанные с реализацией целей пенсионной реформы, направленной на увеличение возраста, когда граждане могут подавать заявления о назначении им выплат.

Так, статья 4 Федерального закона от 03. 10. 2018 года № 350-ФЗ внесла следующие существенные корректировки в рассматриваемый в статье нормативный акт:

  • изменение возраста получения различных видов государственного денежного обеспечения в сторону его увеличения на 5 лет;
  • «Приложение 1» было изменено и изложено в иной редакции;
  • введено «Приложение 2», в котором отражены требования к выслуге федеральных чиновников в свете ужесточения к ее срокам.

Федеральный закон, основные положения которого рассматривались по ходу данной статьи и были вкратце прокомментированы и проанализированы, является действующим нормативным актом, который регулирует вопросы установления и предоставления гражданам различных видов денежного государственного обеспечения.

Объем правоотношений и количество лиц, которых затрагивает данный правовой документ, весьма значительно, в связи с чем любые его возможные изменения подвергаются тщательному анализу и общественному обсуждению. Последние значимые корректировки в закон были внесены в связи с проводимой в стране пенсионной реформой, суть которой – поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию.

Читайте также: