Что дает льготная пенсия по спецстажу если она была доказана позже в суде

Опубликовано: 25.04.2024


Все чаще отделения ПФР отказывают в назначении пенсии по льготным основаниям. Доказывать свое право на льготную пенсию гражданам приходится в суде. Как правило, суд встает на сторону работника, и пенсия оформляется, но уже на основании решения суда. Почему так происходит, в связи с чем возрастает количество обращений в суды по вопросу назначения льготной пенсии мы и постараемся разобрать в этой статье

Прежде всего вспомним, что право на льготную пенсию имеет достаточно обширная категория лиц. В том числе на основании так называемых списков №1 и №2. Это списки профессий, должностей, производств с вредными и тяжелыми (список № 2), особо вредными и особо тяжелыми (список №1) условиями труда. Работник, отработав установленный законодательством стаж на таком производстве имеет право на снижение возраста выхода на пенсию:

  • на 5 лет по списку №2
  • на 10 лет по списку №1

Казалось бы, все понятно: отработал стаж и в 55 лет несешь документы в ПФР. Однако нюансов при оформлении льготной пенсии существует огромное количество. На их основании ПФР может не засчитать льготный (специальный) стаж в стаж работы, соответственно работник уже и не имеет права на льготную пенсию по списку 1 или 2. Более того, участились случаи приостановки выплаты пенсии уже назначенной в связи, как уточняет пенсионный фонд, с вновь открывшимися обстоятельствами. Пенсионеру в таком случае приходится направлять обращение в суд, и пенсия восстанавливается, только уже на основании решения суда. Наиболее распространенная причина отказа ПФР состоит в несоответствии должности, профессии, специальности, поименованной в списках №1 и 2. В подавляющем большинстве отказ о принятии к учету специального стажа касается периода девяностых годов.

Впечатление создается что у отделений ПФР есть установка как можно меньше оформить пенсий по льготным основаниям, тем самым сэкономить бюджетные средства. Может это и так: кто-то в суд не пойдет, а кто-то суд и проиграет. Вот и экономия. Кроме того, как было сказано выше, даже если суд и будет выигран работником, пенсия ему все равно будет назначена не по льготным основаниям, а по решению суда. Видимо это важно для статистики ПФР.

Более подробно о стаже работы для назначения пенсии, его значении при определении размера пенсии и возраста выхода на пенсию, можно прочитать в книге «Пенсия для умных. Как получить свое?» юриста и эксперта в данном вопросе М. Медведевой.

В случае с отказами в назначении льготной пенсии я не склоняюсь к версии заговора против «льготников». На мой взгляд причина более прозаична. Для анализа ситуации давайте вспомним начало 90-х годов. Когда предприятия закрывались, создавались новые формы производств, появились предприниматели и бизнесмены. Тогда мало кто понимал на какие нормативные акты основываться в управлении предприятием, ведь Советского Союза больше нет, вроде бы и его нормы не действуют, и новых норм еще нет. Вот и творили каждый на что горазд. А на новых предприятиях и вовсе наплевали на все эти списки, вредность, ЕТКС и т.п. Хочешь получать деньги – работай, не хочешь – до свидания. Поэтому во многих случаях нет вообще никаких записей о том, что работник работал на вредном производстве. Но чаще всего отказ ПФР в принятии специального стажа связан с неверными, на их взгляд, формулировками. Поэтому, даже если работник честно трудился на вредном производстве в девяностые годы, это не говорит еще о том, что на пенсию он пойдет раньше своих сверстников.

Один из таких примеров – военизированный горноспасательный взвод Колымской ГЭС в Магаданской области. Колымская ГЭС – уникальнейшее сооружение, основное оборудование которого расположено в подземных выработках. В процессе строительства были заняты сотни людей на подземных работах. Эти работы продолжаются и сейчас – ведь оборудование необходимо эксплуатировать, реконструировать, ремонтировать, проводить техническое обслуживание и т.д. Поэтому без горноспасательного обслуживания функционирование этого сооружения невозможно.

В период активного строительства горноспасательное обслуживание осуществлялось военизированной горноспасательной частью, которую ликвидировали в 90-м году. Естественно предприятие тут же получило предписание Гостехнадзора о необходимости организации горноспасательного обслуживания, в противном случае эксплуатация ГЭС будет невозможна. Остановка КГЭС, осуществляющий производство 95% электроэнергии в Магаданской области означала бы катастрофу регионального масштаба. Поэтому было принято решение об организации горноспасательного взвода в составе КГЭС.

В соответствии с нормативными документами СССР того времени работники горноспасательных подразделений пользовались льготами, в том числе и по досрочному выходу на пенсию по списку 1, на основании того, что их работа связана с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда: в подземном комплексе, загазованной атмосфере, с применением изолирующих дыхательных аппаратов. Да и вообще, трудно представить работу горноспасателя в отрыве от особо вредных и особо тяжелых условий труда. В последствии, после того, как было организовано Министерство по чрезвычайным ситуациям, изданы соответствующие нормативные акты, начался постепенный переход горноспасательных подразделений в МЧС. К слову сказать, он длится и по сей день. На работников МЧС распространяются другие нормы пенсионного законодательства, мы этот вопрос здесь не рассматриваем.

Сейчас, по прошествии почти четверти века после организации горноспасательной службы на Колымской ГЭС, подошло время оформления льготной пенсии работникам военизированного горноспасательного взаода, основной период льготного стажа которых приходится на девяностые годы. Однако в отделениях ПФР их встречает отказ. Причина – несоответствие должности, в которой работал горноспасатель, поименованной в списке 1. А именно: должность спасателя на КГЭС «респираторщик горноспасательного взвода», в списке 1 - «респираторщик горноспасательной части». То, что далее, в том же списке указана структура горноспасательных частей, в которые входят взводы в том числе, то, что допускается создание отдельных взводов, ПФР, почему-то не касается. Кроме того, условия работы для горноспасателя взвода ничем не отличаются от горноспасателя части – должностные обязанности идентичны, Боевой Устав для всех один.

Вот и приходится горноспасателям обращаться в суд. Нужно сказать, что все исковые требования работников ВГСВ судами удовлетворяются и ПФР на основании решения суда пенсию назначает, однако нервы многим эта ситуация уже потрепала. А многим только предстоит.

Имея личный опыт судебных тяжб с ПФР по вопросу льготного стажа, посоветую не бояться заявлять в суд исковые требования. В данном конкретном случае прав работник и это подтверждается судебной практикой. Со своей стороны, готов помочь любому советом или документами.

Отдельного разговора заслуживает отношение специалистов ПФР к своей работе. В моем конкретном случае было очевидно, что они даже не пытаются вникнуть в суть дела. В решении об отказе в назначении пенсии, отзывах в суды, звучали порой смехотворные заявления, причины назывались, которые иначе как «взятыми с потолка» или «притянутыми за уши» назвать невозможно. Юристы ПФР зачастую оперировали нормативными актами, не имеющими к рассматриваемому случаю никакого отношения, действующими за пределами рассматриваемого периода, в качестве доказательств приводились ничем не подтвержденные домыслы.

В качестве иллюстрации приведу пару примеров. Одна из причин, вследствие которой мне отказано в льготной пенсии, которую юристы изложили в суде(!) было то, что Колымская ГЭС производит электроэнергию еще с восьмидесятых годов, а значит она является действующей и горноспасательное обслуживание там не нужно(. ). Естественно, суд принял мои возражения о том, что Государственной комиссией принята в эксплуатацию КГЭС в 2007 году, и, самое главное, то, что необходимость горноспасательного обслуживания определяется контролирующими органами, в частности - Гостехнадзором. ПФР к таким органам отнести, наверное, нельзя. Иначе юристы ПФР начнут задавать вопросы порядка: «А зачем вашему предприятию сварщик, проволокой прикрутите и так пойдет!».

Второй пример – положение о профилактической работе ВГСВ КГЭС, на основании которого юристы ПФР посчитали, что работники ВГСВ занимаются только профилактикой и назначать им льготную пенсию не за что. Однако, мало того, что это положение было издано уже после того, как я уволился из ВГСВ, но, самое главное, оно не отменяет никаких обязанностей горноспасательного подразделения по спасению людей и ликвидации аварий, а наоборот, увеличивает объем работы профилактическими мерами, которые выполняются, в большинстве своем, в подземном комплексе, т.е. в тех же особо вредных и особо опасных условиях.

Еще, на что бы хотелось обратить внимание – отношение специалистов и руководителей КГЭС и Колымаэнерго, в состав которого входит КГЭС, к бывшим своим работникам, в частности – при оформлении льготной пенсии по списку 1. Мне, например, никакой помощи не было оказано – ни советом, ни документами, словом – никакой. За исключением предоставления некоторых документов от заместителя главного инженера и директора Колымской ГЭС, а также командира взвода ГСВ КГЭС, и то исключительно благодаря дружеским отношениям. Думаю, что вряд ли какая-то помощь будет с этой стороны и бывшим работникам ВГСВ, которые сейчас пытаются оформить пенсию по списку 1.

Более того, эта организация заявляет о том, что работ по списку 1 не производится на Колымской ГЭС с двухтысячного года. Однако, если эта информация верна, то как же относиться к справке, имеющейся в распоряжении пенсионного фонда в моем личном деле, уточняющей особый характер работы с особо вредными и особо опасными условиями труда в период, в том числе, в 2000-м и 2001-м году. Эта справка была мне выдана отделом кадров Колымской ГЭС при увольнении. И какие льготы в пенсионном плане имеют горноспасатели ВГСВ КГЭС сейчас в таком случае? Выходит – никаких.

Всем коллегам, которые намерены обратиться в суд для оформления льготной пенсии, я готов оказать помощь – советом или документами. Некоторые из них как пример выкладываю здесь:

Выкладывать апелляционные определения судов высших инстанций думаю нет смысла, так как ими решение суда первой инстанции было оставлено без изменения. Кому интересно – обращайтесь через контакты. Тоже самое и в отношении подтверждающих документов, одно перечисление наименований которых займет порядка 2 – 3 страниц.

Хотелось бы узнать мнение коллег по данному вопросу, а также горноспасателей аварийно-спасательного формирования "Горноспасательный взвод" Колымской ГЭС, руководства и специалистов станции. Обсудить вопрос предлагаю здесь в комментариях или в нашей группе на «Одноклассниках».

Как проверить, все ли периоды работы включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости? Почему их могут не учесть и что делать в таком случае?

Если ПФР не включил в специальный стаж периоды работы на вредном производстве

Гарантии и компенсации – за вредность

Дополнительные гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, с 2014 г. предоставляются по результатам специальной оценки условий труда на основании Трудового кодекса РФ.

Объем предоставляемых льгот и компенсаций зависит от класса условий труда. Статья 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» содержит подробную классификацию производств по степени вредности: 1 – оптимальные, 2 – допустимые, 3 – вредные, 4 – опасные.

Виды гарантий и компенсаций

Опасные условия труда

Повышенный размер оплаты труда – не менее чем на 4% (ст. 147 ТК РФ)

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 дней (ст. 117 ТК РФ)

Сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов (ст. 92 ТК РФ)

Обязательное прохождение всеми работниками предварительных, периодических и (по медицинским показаниям) внеочередных медосмотров, а для работников на подземных работах ‒ еще и в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) (ст. 213, 330.3 ТК РФ)

Независимо от подкласса вредности или опасности, за счет средств работодателя

Бесплатная выдача всем работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами (ст. 221 ТК РФ)

Независимо от подкласса вредности или опасности, за счет средств работодателя

Выдача молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н)

При воздействии
определенных вредных
производственных факторов

Досрочная трудовая пенсия по старости (ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537; Постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10)

Работодатель платит в Пенсионный фонд повышенные страховые взносы. Вредный или опасный класс условий труда подтвержден результатами СОУТ

Статья 219 ТК РФ позволяет расширить указанный перечень гарантий и компенсаций в коллективном договоре и других локальных нормативных актах предприятия с учетом финансового положения работодателя. Также в коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества, условия труда, более благоприятные по сравнению с указанными в законах, иных нормативных правовых актах и соглашениях (ст. 41 ТК РФ; Письмо Минтруда России от 21 августа 2019 г. № 15-1/ООГ-1867).

Работникам, для которых гарантии и компенсации были установлены до 1 января 2014 г., а также тем, кто трудоустроился после этой даты, гарантии и компенсации должны предоставляться в виде, установленном по результатам аттестации рабочих мест, до проведения специальной оценки условий труда (п. 3 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ). Результаты аттестации, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г., применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленных п. 2.1 ст. 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ и п. 3 ст. 428 НК РФ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными или опасными.

Размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным, трудовым договорами. Если работодатель присоединился к отраслевому (межотраслевому) соглашению, должен применяться размер доплаты за вредность, указанный в таком соглашении. О том, распространяется ли на работодателя действие отраслевого (межотраслевого) соглашения, можно узнать на сайте Минтруда или ГИТ субъекта РФ, в котором находится организация.

Работодатель вправе изменить уровень гарантий и компенсаций в рамках установленных трудовым законодательством пределов, только если по результатам специальной оценки условий труда было зафиксировано изменение условий труда работников в лучшую сторону (Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 20 июня 2017 г. № 33-2171/2017). При этом работодатель вправе оставить повышенные гарантии и компенсации согласно условиям трудового договора, только в этом случае они уже не будут признаваться установленными законодательством.

Необходимо помнить, что пункт о компенсациях за работу во вредных условиях с указанием характеристик условий труда на рабочем месте является обязательным для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ), а его соблюдение – обязанность работодателя (ст. 22 ТК РФ). Следовательно, пока соответствующие условия не будут изменены или исключены из трудовых договоров, работодатель обязан предоставлять работникам компенсации в прежних размерах и порядке. Внести в договор такие изменения можно либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо по инициативе работодателя с соблюдением требований ст. 74 ТК РФ (т.е. предупредив работника за 2 месяца до изменений условий труда).

Как проверить, включены ли периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости?

Главное условие для включения периодов работы на вредных или опасных производствах в специальный стаж – уплата работодателем за работника повышенных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Такая обязанность установлена с 1 января 2013 г. Если стаж работы во вредных условиях не будет учтен на индивидуальном лицевом счете работника в системе обязательного пенсионного страхования, он не сможет претендовать на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Чтобы этого не допустить, проверьте соответствие наименования вашей должности нормативным актам и спискам; узнайте, какой дополнительный тариф установлен для вашего работодателя; выясните, платит ли предприятие дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (за невыполнение этой обязанности работодатель несет ответственность).

Чтобы проверить работодателя, направьте ему по почте заказным письмом с уведомлением письменное заявление о предоставлении информации об уплаченных за вас в период работы страховых взносах с указанием адреса для направления ответа и контактного номера телефона. Заявление можно вручить лично (в двух экземплярах, на одном из которых работодатель поставит отметку о получении). Если вы сменили место работы, направьте заявление бывшему работодателю. Заверенные копии документов, связанных с вашей трудовой деятельностью, работодатель обязан предоставить в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления. Полученные у работодателя документы при необходимости нужно передать в ПФР.

Кроме того, вы самостоятельно можете отслеживать уплату работодателем дополнительных страховых взносов путем получения выписки из своего лицевого счета в ПФР через сайт Пенсионного фонда или клиентскую службу его территориальных органов, через Портал госуслуг или МФЦ.

А если не все периоды работы включили в специальный стаж?

Редакция «АГ» получила от читателя такое письмо: «Я работал бортпроводником в “Трансаэро” с 2011 г. по декабрь 2015 г. Стаж по вредности, по данным ПФР, только по январь 2015 г. Куда делись 10 месяцев? Можно ли через суд признать недостающий стаж вредным?»

10 месяцев могли быть не учтены ПФР из-за неуплаты работодателем дополнительных страховых взносов или непредставления соответствующих сведений о работе.

Полагаем, читателю следует обратиться к работодателю за уточнением информации об отсутствии в ПФР данных о стаже по вредности за указанный период. Возможно, имела место ошибка при уплате дополнительных взносов, и добросовестный работодатель согласится устранить допущенное нарушение. В случае отказа работодателя от добровольного исполнения своей обязанности можно обратиться за защитой своих прав в суд. Исковые требования могут быть адресованы как к работодателю, так и к ПФР.

Предельный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора к работодателю составляет 3 месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 392 ТК РФ). В данном случае полагаем возможным считать этим моментом дату получения официального документа в ПФР. В пределах установленного законом срока к работодателю можно обратиться с иском о начислении и уплате дополнительных страховых взносов.

К ПФР предъявляем иск о включении соответствующих периодов работы в специальный стаж в пределах общего трехгодичного срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ). Полагаем, что следует предпочесть этот вариант, поскольку при положительном решении суда по иску к работодателю все равно будет необходимо обратиться в ПФР за включением в специальный стаж этих периодов. Кроме того, их могут включить в стаж вне зависимости от исполнения работодателем обязанности по уплате дополнительных страховых взносов. Неисполнение им данной обязанности не может ограничить работника в конституционно гарантированных пенсионных правах, а потому права работника не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения или невыполнения работодателем обязанностей, возложенных на него законом (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июля 2020 г. по делу № 88-10639/2020).

Что учесть при обращении в суд?

На практике подобные ситуации встречаются часто, и решения судов по ним весьма неоднозначны. При рассмотрении данной категории дел суды придерживаются позиции, что спорные периоды могут быть включены ПФР в специальный стаж только в случае предоставления работником доказательств работы в это время в особых условиях. Если такие доказательства не будут предоставлены или суд посчитает их недостаточными или недопустимыми (ст. 60 ГПК), спорные периоды в специальный стаж не включат (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14 июня 2019 г. по делу № 33-9696/2019, Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июня 2020 г. № 88-9230/2020).

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30, «в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, периода работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».

Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. № 258н. Полагаем, в качестве доказательств работы в особых условиях суду могут быть предоставлены следующие документы: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные ст. 66.1 ТК РФ, трудовой договор, приложения и дополнительные соглашения к нему, архивные справки, справки от работодателя, приказы о назначении на должность, переводе и пр., личные карточки и личные дела, расчетные (платежные) ведомости и лицевые счета, расчетные листки с указанием нормы времени и выработанных часов, выписки из журнала и табеля рабочего времени, а также иные документы по личному составу.

Документом, подтверждающим выполнение полетов в составе летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и налет часов, является летная книжка. В случае отсутствия летной книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений указанная информация может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями в установленном порядке, а также справками Федерального агентства воздушного транспорта (Правила исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2003 г. № 155)).

Как следует из п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ, специальный стаж (характер работы) не может быть подтвержден свидетельскими показаниям (Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 13 февраля 2012 г. по делу № 33-81-17).

С вопросами о документах, подтверждающих стаж работы в особых условиях труда, следует обращаться в органы Пенсионного фонда РФ.


Решением Верховного Суда РФ от 09.06.2016 № АКПИ16-452 «О признании недействующим абзаца второго пункта 11 Указания Минсоцзащиты РСФСР от 20.04.1992 N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» признано недействующим положение о невключении в специальный стаж для назначения льготной пенсии по старости периодов обучения и службы в армии.

Принимая такое решение, Верховный Суд РФ исходил из следующего. Конституцией РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» (далее - Закон СССР от 14.07.1956), Законом СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С 1 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан России на страховые пенсии.
Статьей 30 названного федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В силу ч. 8 ст. 13 указанного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Правительством РФ принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», согласно п. 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзаце третьем подпункта «б» и абзаце третьем подпункта «в» п. 1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (далее – Положение)
В период действия Закона СССР от 14.07.1956 пунктом 109 Положения было определено, что в общий стаж работы засчитывались, кроме прочего, обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (пп. «з»); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, КГБ при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (пп. «к»).
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, действовавшее до введения в действие Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды обучения в училищах, школах и прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавший в период с 01.03.1991 до 01.01.2002, закрепляя право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ время обучения и прохождения службы.
Судом установлено, что спорное предписание абзаца второго пункта 11 Указания о том, что при назначении пенсии на льготных условиях периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) не включаются в специальный трудовой стаж после 1 января 1992 г., разъясняет положения утратившего силу закона официально не отменено и продолжает применяться.
Вместе с тем данное нормативное положение противоречит приведенным выше нормам действующего законодательства, так как по своему содержанию исключает возможность исчисления после 1 января 1992 года специального трудового стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и (или) иной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

Тавдинская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях

advokat-Ushakova-N-M

Споры по назначению трудовой пенсии в настоящее время являются весьма распространенными. Дела по назначению досрочной пенсии, зачета льготного стажа - всегда представляют серьезную сложность, в том числе и для опытных юристов по пенсионному праву. Дело в том, что как правило такие ситуации регулируются не только законодательством РФ, но и законами СССР, а главное большим количеством, так называемых подзаконных актов. Более того, как правило такие споры бывают весьма индивидуальны и не имеют массового характера однотипных дел. По этому в каждом таком споре приходится разбираться тщательно, не имея, как правило судебной практики по аналогичным делам.

Возникают пенсионные споры по разным причинам:

- в виду не четкой, а иногда и ошибочной записи в трудовой книжке, либо вообще отсутствие данных в трудовой книжке;

- расхождение указанной должности в трудовой книжке с фактически выполняемыми работами на предприятии;

- допущена ошибка работником пенсионного фонда при начислении трудовой пенсии, либо исчислении трудового стажа в том числе и досрочного;

- не четко и/или не полноценно отражены те или иные данные по специальностям, спискам, отраслям трудовой деятельности в различных нормативных документах изданных как в РФ, так и в СССР.

Ниже приведено решение суда, из судебной практики московских адвокатов - "Ушаковы, Путиловы". Дело пожалуй, как и все дела о назначении досрочной пенсии и включении в неё специального стажа представляло определенную сложность. Однако в результате все исковые требования по назначению пенсии нашего клиента были удовлетворены.

Именем Российской Федерации

21 января 20хх года г. Мытищи

Мытищ инский городской суд Московской области в составе :

судьи Николаевой Л.С., при секретаре Япринцевой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-248/13 (2-5363/хх) по заявлению С. к ГУ - Главному Управлению ПФР №6 по г. Москве и Московской области :

о включении периодов работы в специальный стаж, назначении трудовой пенсии ,

Решением комиссии ГУ-ГУПФР №6 по г. Москве и Московской области от 07 августа 20хх года С . было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в соответствии с п.п.1 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия требуемого специального стажа, в связи с непринятием к зачету в специальный стаж периодов работы с 03 декабря 1990 года по 25 марта 1991 года и с 26 марта 1991 года по 05 июня 1998 года, так как не подтверждена занятость на подземных работах 50% и более рабочего времени в учетном периоде в соответствии с требованиями, установленными Списком №1 и № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

Истец обратился в суд с иском, в котором просил зачесть исключенный ответчиком период работы в его специальный трудовой стаж и обязать ГУ ГУПФР № 6 по г. Москве и Московской области назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости, указав в обоснование заявленных требований на то, что с 03 декабря 990 года по 25 марта 1991 года и с 26 марта 1991 года по 05 июня 1998 года он работал в должности главного маркшейдера и и.о. главного маркшейдера, и его работа была связана с регулярными спусками в шахту, однако ответчик не зачел спорные периоды в специальный стаж (л.д.5-8).

В судебном заседании представитель по доверенности и ордеру адвокат Москвы - Ушакова Н.М. поддержала заявленные исковые требования и указала, что в спорный период истец работал в должности главного маркшейдера и и.о. маркшейдера, и . его работа специализировалась по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту шахт и горных выработок Московского метрополитена и других подземных сооружений, поэтому подлежит зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Представитель ответчика по доверенности Медведева Е.В. иск не признала, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований, по основаниям изложенным в письменных возражениях (л.д. 30-31).

Представитель ОАО «Мосметрострой» в судебное заседание не явился, представил суду письменный отзыв, в котором просил рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ОАО «Мосметрострой», а также подтвердил вес доводы истца, изложенные в исковом заявлении, указал, что архивные документы соответствуют действительности, и истец имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии, а отказ ГУ-ГУПФР № 6 считает незаконным и необоснованным (л . д. 29).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что иско вые требования подлежат удовлетворению, учитывая следующее.

В соответствии с п.п. 1 п.1, п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного ФЗ, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 .Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 1 производств, цехов. профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. X 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом указанного подпункта.

Списком №1 производств, работ, профессий, должностей и показателен не подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условнее: труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 предусмотрены: 10100000 «Строительство, реконструкций техническое перевооружение и капитальный ремонт шахт, рудных приисков, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений»; 10101006 «Руководители и специалисты подземных участков : 1010100г «Рабочие, руководители, специалисты и служащие, занятые н а подземных работах 50 процентов и более ра бочего времени в году (в учетном периоде)»; 1010100г. -20807 «Главные маркшейдеры, их заместители».

Из имеющейся в материалах дела копии трудовой книжки истца сле дует, что 03 декабря 1990 года он был принят на работу на «Строитель но-монтажное управление № 15 Мосметростроя» на должность и.о. главного маркшей дера 24 марта 1991 года назначен на должность главного маркшейдера на подземных работах, 05 июня 1998 г. был уволен по с обственному желанию (л.д. 13-18) .

Как было указано, отказывая в назначении истцу пепсин, исключая период трудовой деятельности из льготного стажа истца с 24 марта 1991 года и с 26 марта 1991 года по 05 июня 1998 , отв етчик ссылался на отсутствие документального подтверждения занятости истца в указанный период на подземных работа х 50% и более рабочего времени в учетом периоде.

Между тем, спорный период работы истца, имел место до 05 июня 1998 года, и на него распространяется действие Постановления Правительст ва РФ от 18 июля 2002 г. - N 537, которым установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", время работы па подземных работах в период до 1 января 1992 г., в том числе в должности «Главные маркшейдеры, их заместители» полностью включается в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости без каких-либ о дополнительных условий, на что было также указано в Определении Верховною Суда РФ от 09.07.2003 N ГКПИОЗ -382 «О прекращении производства по делу о признании частично незаконным подпункта "г" пункта 1 Раздела "Горные работы" Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10».

Суд принимает во внимание, что из Справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии от 26.04.20хх г. № 2637-49/11Ф, выданной ОАО «Мосметрострой» следует, что ЗАО «СМУ -15 Мосметростроя» специализировалась но строительству, реконструкции, техническому перевооружению и капитальном) ремонту шахт и горных выработок Московского метрополитена и других подземных сооружений; занятость С . в качестве главною маркшейдера (код профессии 1010300 6-20807) с 26 марта 1991 года по 05 июня 1998 года составляет 50 % и более рабочего времени в учетном периоде, что предусмотрено Списком 1, разделом I 2 п. «б» «Подземные работы на строительстве тоннелей и метрополитенов», утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, дающим право ил получение пенсии по возрасту на льготных условиях по п. 1 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ; истец pa боты выполнял в режиме полной рабочей недели с полным рабочим днем. Без совмещения других профессий, без простоев, без прогулов, без отпуска сохранения заработной платы и без учебно го отпуска ( л.д. 23-24).

Из архивной справки Объединенного Архива ОАО «Мосметроетрои» ш 27 января 20хх г. № 00071 I следует, что С . работал в «Строительно-монтажном управлении 15 Мосметростроя» в должности «и.о. главного маркшейдера» с 03 декабря 1990 года на основании приказа №259 от 29 ноября 1990 г., в должности «главный маркшейдер» с 26 марта 1991 г. на оснований приказа № 60 от 19 апреля 1991 г., был уволен в соответствии со ст. 3 I КЗОТ РФ с 05 июня 1998 г. на основании приказа № 86к от 04 июня 1998 г.; отпуска без сохранения заработной платы, учебные отпуска, обучение на курсах повышения квалификации и другие отвлечения от основной работы не указаны (л.д. 22).

В этой связи суд учитывает, что обязанность по определению перечня рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам, которым з соответствии с приведенными Спискам и установлено льготное пенсионное обеспечение, была возложена на руководителей и администрации предприятии постановлением Ка бинета Министров СССР от 26 янв аря 1991 № 10 (в ред. 02.10.1991)- «Об утверждении Списков производств, работ, профессии, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (пункт 3), то есть по окончании спорного периода трудовой деятельности истца.

Таким образом, до 1998 года, и в том числе в спорные периоды, документация, подтверждающая занятость на подземных работах, была не­ обязательна к ведению, при этом предельные сроки хранения документов Государственного архивного фонда СССР в ведомственных архивах для документов учреждений, организаций и предприятий краевого, областного, окружного подчинения, составляли в спорный период - 10 лет, что было предусмотрено Положением о Государственном архивном фонде СССР (утв. постановлением Совета Министров СССР от 4 апреля 1980 г. N 274).

При таких обстоятельствах, отсутствие документов, подтверждающих занятость истца на подземных работах 50% и более рабочего времени в году, в спорный период, не может являться основанием для отказа в зачете указанного периода в специальный тру довой стаж истца, тем более, что факт его занятости на подземных работах в указанное время, подтвержден другими доказательствами, предусмотренными ст.55 ГПК РФ, имеющимися в материалах дела.

Так, в личной карточке ф. Т-2 указано, что истец работал в должности главного маркшейдера с 26 марта 1991 года на основании приказа № 60 от 19 апреля 1991 года по 05 июня 1998 года (приказ № 86 от 04 июня 1998 года) без отпуска без сохранения заработной платы, учебного отпуска и других отвлечений от основной работы (л.д. 25). Между тем, из трудовой книжки истца следует, что в должности главного маркшейдера истец работал постоянно с 03 декабря 1990 г. по 05 июня 1998 г., то есть в спорный период.

Так, из пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» следует, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых . истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.

Оценив в совокупности приведенные объяснения представителя истца в судебном заседании, а также письменные доказательства, исходя из характера, специфики и условий осуществляемой истцом работы, нагрузки, учитывая направление деятельности организации, в которой он работал, (подземные работы по строительству тоннелей и подземных сооружений Московского метрополитена) суд приходит к выводу о том, что спорный период трудовой деятельности истца подлежит зачету в его специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку его должность и направление деятельности организации, указанные в трудовой книжке, полностью соответствовали требованиям подлежащего применению в данном случае Списка №1 утв. Постановлением Кабинета Минис тров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

Учитывая по длежащие зачету к специальный ста ж истца периода работы право на назначение досрочно трудовой пенсии по стрости возникло 23 мая 20хх (дата исполнения возраста 50 лет), и ответчик на основании ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Р Ф», обязан назначить истцу трудовую пенсию с указанной даты.

На основа нии изложенною, руководствуясь с т.ст. 194-198 ГПК РФ,

check
Исковые требования С. к Главному Управлению ПФР №6 по г. Москве и Моск овской области - удовлетворить.

check
Признать, что работа С. в должности главного маркшейдера и и.о. главного маркшейдера с 03 декабря 1990 года 24 марта 1991 года и c 26 марта 1991 года по 05 июня 1998 года, подлежит зачету в трудовой стаж, дающий право па досрочное назначение трудовой пенс ии по старости.

check
Обязать Главн ое Управление ПФР №6 по г. Москве и Московской области назначить пенсию С. , с учетом подлежащих зачету в специальный стаж периодов работы, с 23. мая 20хх г.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной , через Мытищинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

При копировании части или полного текста с данной статьи сылка на первоисточник обязательна!


В данной статье будет освещена тема что такое льготная пенсия, как происходит назначение досрочной пенсии, кому она положена, как оформить, как рассчитать размер пенсии.

Если что-то из страхового стажа у человека не было учтено при определении его возможности на использование права на пенсию, в том числе на льготную пенсию, он может предоставить дополнительные документы и добиться пересмотра, принятого Пенсионным Фондом решения. Чаще всего приходится доказывать наличие стажа.

После ознакомления с данной статьей если у Вас останутся вопросы, а также при необходимости юридической помощи по вопросам оформления пенсии, подтверждения стажа или если Вам необоснованно отказали в начислении пенсии, исчисления трудового стажа, юристы Фонда «Без барьеров» всегда рады проконсультировать и оказать помощь ( инвалидам, пенсионерам и их представителям – бесплатно ), в том числе судебных органах.

Понятие льготной (досрочной) пенсии.

Льготная (досрочная) пенсия – это право людей, достигших определенного возраста, выйти на заслуженный отдых с получением содержания от государства.

Ее выплата осуществляется за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть за счет тех средств, которые ранее на свои счета перечислили работники, пока были официально трудоустроены.

Свое название льготной пенсии это право получило от того, что человек, который им воспользовался, уходит на заслуженный отдых раньше, чем его ровесники, у которых такой привилегии нет. Назначаться льготная пенсия может в силу достижения определенного стажа (например, для педагогических работников, врачей) либо в силу работы на определенных территориях или по иным причинам (рождение или воспитание трех и более детей и т. д.).

Законодательство

– В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» происходит установление общего возраста выхода на пенсию женщин и мужчин на территории Российской Федерации;

– На основании главы 6 Федерального закона «О страховых пенсиях» происходит определение перечня лиц, которые имеют право на досрочный выход на пенсию по достижении определенного стажа работы по своей специальности или по причине достижения специального возраста выхода на пенсию;

– На основании статьи 32 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» происходит регулирование вопроса выхода на пенсию лиц, обладающих статусом предпенсионеров в случае, если они были уволены со своей работы и не могут найти новую (при условии, что им до пенсии осталось два года);

– Постановление Правительства Российской Федерации № 665 от 16 июля 2014 года, в соответствии с которым были утверждены списки работ, профессий и должностей, а также специальностей и различных учреждений, учитывая которые, может быть назначена досрочная пенсия;

На сегодняшний день Министерством экономического развития разработан проект поправок к закону «О занятости», в соответствии с которыми могут быть изменены условия досрочного выхода на пенсию. Однако на сегодняшний день эти поправки к закону не приняты и пока рассматриваются в составе специального плана по поддержке экономики в условиях пандемии коронавирусной инфекции.

Планируемые нововведения в законодательстве Российской Федерации

В течение мая 2020 года неоднократно появлялись законопроекты о внесении изменений в действующее пенсионное законодательство. В соответствии с ними планировалось:

– позволить уходить на пенсию досрочно людям, которые отработали не менее 12 лет 6 месяцев (для женщин) и 15 лет (для мужчин) на предприятиях Дальнего Востока с особыми условиями труда. Данный законопроект не был поддержан Правительством Российской Федерации, что не позволило ему перейти на этап публичного обсуждения (в соответствии с регламентными процедурами подготовки и последующего рассмотрения законопроектов);

– позволить предпенсионерам уходить на пенсию в случае отсутствия возможности трудоустроиться не за два, а за три года до официального наступления возраста выхода на заслуженный отдых. Данный законопроект в настоящее время готовится к этапу публичных слушаний.

Существовавшие ранее основания для выхода на досрочную пенсию планируется так же сохранить в полном объеме.

В соответствии с позицией Министерства экономического развития Российской Федерации расширение условий, на основании которых может быть применено право выхода граждан Российской Федерации, связано со сложной экономической ситуацией.

Ранее досрочный выход на пенсию назначался в основном за определенные заслуги перед государством (на трудовом или демографическом фронте) либо в случае наличия определенных проблем со здоровьем (но при условии сохранения человеком трудоспособности).

С 2020 года планируется также оказывать меры поддержки тем лицам, которые остались без работы, в том числе по причине усложнившейся экономической ситуации в государстве на фоне пандемии COVID-19.

В отношении ранее определенных в статьях 31 и 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» категорий лиц, имеющих право на досрочный выход на заслуженный отдых, возраст выхода на пенсию не меняется: он рассчитывается либо от фактического возраста обладающего правом выхода на льготную пенсию гражданина, либо от наработанного стажа и установленного размера сокращения пенсионного возраста. Так, например, при наличии определенного стажа за работу в условиях Крайнего Севера человек может сократить себе выход на пенсию в сумме до пяти лет и выйти не в 60 или 65 лет в зависимости от пола, а в 55 или 60 лет соответственно.

Изменение планируется только в отношении безработных предпенсионеров, которые в силу возраста не могут найти себе работу, но накопили необходимый стаж (20 лет для женщин и 25 лет для мужчин) и не менее 18,6 пенсионных баллов.

Если ранее для них существовала возможность уйти на пенсию на два года раньше своих ровесников (если встали на учет на биржу труда, но работу найти не удается), то теперь эта разница должна составить три года (в случае одобрения данного законопроекта).

Начать реализацию данной меры планируется в ближайшее время и распространить ее на весь 2020 год с возможным его продлением на 2021 год. Мера по снижению пенсионного возраста для оставшихся без работы предпенсионеров входит в национальный план по стабилизации экономики после пандемии.

Однако на сегодняшний день неизвестно, когда он начнет действовать, но, скорее всего, его реализация начнется в ближайшее время после того, как он будет одобрен В. Путиным.

Сейчас, до введения в действие изменений относительно снижения планки выхода на досрочную пенсию, женщины, если по решению органов занятости населения они получили это право, могут обратиться за оформлением досрочного выхода на заслуженный отдых в возрасте 53 лет 6 месяцев, а мужчины – 58 лет 6 месяцев.

Если поправки будут приняты, то этот возраст снизится: для женщин – до 52 лет 6 месяцев, а для мужчин – до 57 лет 6 месяцев.

При этом когда возраст таких людей достигнет планки, на которой можно будет оформлять пенсию по возрасту, документы придется переоформить, чтобы воспользоваться этим правом уже на уровне со своими ровесниками.

Общий порядок получения досрочной пенсии.

  1. Собрать документы, подтверждающие возможное существование права на льготный выход на заслуженный отдых;
  2. Подать заявление в Пенсионный Фонд;
  3. Дождаться результатов рассмотрения такого заявления;
  4. Подать комплект сопровождающих документов (если это не было сделано ранее);
  5. Написать заявление на перечисление денежных средств либо на карту платежной системы «МИР» (с 01.10.2020г., перечисления пенсии только на карту «МИР»), которая была открыта в имеющих специальную государственную аккредитацию кредитных учреждениях, либо в почтовое отделение по месту постоянного или фактического проживания, или временного пребывания. Если заявление подается на перечисление средств на карту, сотрудники пенсионных органов помогут в оформлении этой карты;
  6. Начать получать выплаты;
  7. По достижении возраста выхода на официальную пенсию (стандартную для всех) – переоформить документы.

Лица, имеющие право претендовать на досрочную пенсию.

Определение категорий работников, которые имеют право рассчитывать на получение досрочной (то есть льготной) пенсии, происходит на основании статей 31-33 указанного выше Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»:

  • люди, которые входили в круг работников летно-испытательного состава и были освобождены от занимаемых должностей в силу достижения определенного стажа (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) либо в силу состояния здоровья (тогда стаж сокращается до 20 лет для мужчин и 15 лет для женщин);
  • женщины, которые родили троих или более детей и воспитали их до возраста восьми лет (здесь работает принцип «чем больше детей родила и воспитала женщина, тем раньше может уйти на пенсию»);
  • один из родителей ребенка-инвалида (если ребенка воспитали до восьми лет, а у самого родителя страховой стаж составляет 15 лет для женщины и 20 для мужчины, а возраст выхода на пенсию достиг для женщины 50 лет, а для мужчины 55 лет);
  • инвалиды, получившие группу из-за военной травмы, если страховой стаж у мужчин и женщин равен 25 и 20 годам соответственно, а возраст ухода на заслуженный отдых – 55 и 50 годам соответственно;
  • инвалиды по зрению с присвоенной первой группой, если мужчина достиг возраста 50 лет, а женщина – 40 лет, при условии наличия страхового стажа в 15 и 10 лет соответственно;
  • лилипуты и карлики в возрасте 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин при наличии стажа в 20 и 15 лет соответственно;
  • работники районов Крайнего Севера и территорий, которые приравнены к ним по своему статусу (на основании пунктов 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 указанного федерального нормативного акта);
  • предпенсионеры, которые официально зарегистрированы в статусе безработных в территориальных центрах занятости и для которых нет подходящих вакансий (при условии, что до выхода на пенсию по возрасту им осталось два года) в соответствии со статьей 32 Закона РФ «О занятости».

Оформление льготной пенсии.

Для того чтобы получить льготную пенсию, необходимо обращаться в территориальное подразделение Пенсионного Фонда. Однако в зависимости от того, по какому основанию она предоставляется, будет различаться первая инстанция.

Если льготная пенсия предоставляется на основании общего стажа в той или иной профессиональной области, обращаться надо сразу в ПФР.

Если речь идет о безработном предпенсионере, то первой инстанцией станет территориальное подразделение службы занятости населения. Сотрудники данного государственного органа рассматривают заявление конкретного безработного и принимают решение о возможности или невозможности его выхода на досрочную пенсию. Только в том случае, если принято положительное решение, он может дальше перейти к оформлению всех документов в Пенсионном Фонде.

Подать заявление можно либо лично, либо через многофункциональные центры, либо онлайн через личный кабинет на сайте Госуслуг или на сайте ПФР.

Оформление льготной пенсии онлайн

Для того чтобы подать заявление, необходимо:

  • авторизоваться на портале в личном кабинете (потребуется подтвержденная учетная запись, которую можно оформить в любом многофункциональном центре «Мои документы»);
  • выбрать из списка доступных услуг на стартовой странице раздел о назначении и выплате пенсий, пособий и льгот;

  • далее необходимо выбрать подраздел о назначении различных видов пенсий;
  • в открывшейся группе происходит выбор страховой пенсии;
  • так как заявление в данном случае подается онлайн, необходимо перейти к оформлению заявления посредством портала;
  • система оповестит о дате формирования заявления. Именно от этой даты необходимо вести отсчет срока в один рабочий день, который дан сотрудникам территориального подразделения Пенсионного фонда для приема и регистрации заявления;
  • выбрать способ, которым в последующем будет осуществляться подача оригиналов документов на предоставление льготной пенсии;
  • система предложит проверить все данные заявителя начиная от фамилии, имени и отчества и заканчивая адресом регистрации и проживания. В данном разделе следует особое внимание уделить верности указания номера СНИЛС, а также реквизитов паспорта. Важно обратить внимание на дату выдачи паспорта, так как иногда в дате выдачи может быть указано значение предыдущего документа в силу разных технических сбоев;
  • указать адрес регистрации и отметить, совпадает ли он с адресом фактического проживания;
  • дополнительно отметить, какой способ извещения выбирает заявитель о рассмотрении своего заявления;
  • выбрать, какая именно пенсия оформляется (в конкретном случае – досрочная пенсия по старости);
  • так как поданное заявление необходимо будет подтвердить с помощью оригиналов документов, дающих право на получение пенсии, в самом заявлении на сайте Госуслуг потребуется указать, где будет происходить подача документов – по месту жительства, временного пребывания (если есть временная регистрация) либо по месту фактического проживания (в случае, если все три адреса не совпадают;
  • после чего ставится «галочка» о согласии на обработку поданного заявления (если ее не поставить, кнопка о подаче заявления не появится);
  • и становится доступна кнопка «Подать заявление».

Оно будет зарегистрировано в Пенсионном Фонде (выбранное территориальное подразделение), как уже говорилось выше, в течение одного рабочего дня с момента получения. После этого в течение десяти дней будет проведен его анализ, и сотрудник примет решение о возможности или невозможности назначить досрочную пенсию. Если решение положительное, заявителя уведомят одним из указанных им способов о необходимости предоставления подтверждающего пакета документов.

Список документов.

  • паспорт заявителя либо иной документ, который является удостоверяющим личность и был указан в заявлении о предоставлении досрочной пенсии (если документы не будут совпадать, в предоставлении пенсии может быть отказано);
  • документы, подтверждающие право на получение льготной пенсии (трудовая книжка с указанием всех периодов работы, а также указанием тех регионов, где такая работа осуществлялась);
  • свидетельства о рождении или паспорта на всех детей (если их количество позволяет уйти на пенсию досрочно);
  • свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • другие документы, которые позволят воспользоваться правом на досрочный выход на пенсию (например, заключение комиссии органов занятости населения о невозможности трудоустроить предпенсионера).

Все документы подаются в оригиналах и копиях, которые заверяет сам сотрудник пенсионных органов. Если документы подаются по почте (такой вариант так же доступен), то копии должны быть заверены нотариально в установленном государством порядке, а сами документы направляются с помощью письма с объявленной ценностью и уведомлением о вручении.

Формула расчета и средний размер пенсии

Для расчета примерного размера льготной пенсии в 2020 году можно воспользоваться онлайн-калькулятором на сайте Пенсионного фонда, где потребуется указать возраст выхода на пенсию и страховой стаж, а также примерное количество баллов. Также можно обратиться в Пенсионный Фонд для того, чтобы его специалисты подготовили точный расчет той суммы, которую будет получать человек, если воспользуется своим правом. Любые формулы, которые действуют на сегодняшний день, являются условными, так как пенсионные баллы начисляются только с 2015 года, а общий стаж, который был получен до этого, пересчитывается по-своему.

Общая формула расчета сегодня выглядит так:

  • ежемесячная пенсия = количество баллов х стоимость одного балла + фиксированная выплата.

В 2020 году один пенсионный балл стоит 93 рубля.

Если человек за всю свою трудовую деятельность накопил 100 баллов, то его пенсия будет равна в 2020 году:

(100 Х 93) + 5 686,25 = 14 986, 25 рубля.

Право человека, вышедшего на пенсию досрочно по предложению службы занятости, опять трудоустроиться.

Досрочная пенсия, назначаемая по предложению органов занятости населения, является льготной в том случае, если человеку, официально стоящему на учете на бирже труда, не предложили никакой работы. Она оформляется по представлению органов занятости и начинает выплачиваться с того момента, как сотрудники Пенсионного Фонда сформировали выплатное дело.

Но в том случае, если человек нашел официальную работу, уже получая льготную пенсию, в получении последней ему будет отказано, так как у него появился постоянный источник дохода. Как только он с работы уволится, он снова сможет получать свою пенсию.

В случае соответствия всем требованиям законодательства и правильного соблюдения алгоритма первое начисление пенсии произойдет не позднее, чем в следующем месяце за месяцем подачи полного пакета документов.

Многие инвалиды не могут отстоять свои права и получить помощь, которая им положена по закону. Мы помогаем людям добиться справедливости, рассказываем их о том, как они могут изменить свою жизнь к лучшему. Мы защищаем их право на жилье, работу, медицинское обслуживание и достойную жизнь. Эта ежедневная работа юристов невозможна без вашей поддержки. Пожалуйста, нажмите на кнопку, переведите любую сумму и помогите нам защитить права инвалидов и других людей, которым ежедневно нужна помощь.

Читайте также: