Страховые взносы в 2011 году в пенсионный фонд какие были проценты

Опубликовано: 15.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Информация Пенсионного фонда России от 11 января 2011 г. "Изменения для плательщиков страховых взносов в 2011 году"

С 1 января 2011 года вступили в силу изменения, внесенные в закон о страховых взносах*. Плательщики страховых взносов по-прежнему должны сдавать отчетность в два фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации, но сроки и состав отчетности стали иными.

Отчетность в ПФР теперь необходимо представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Таким образом, последними датами сдачи отчетности в 2011 году становятся 15 февраля, 16 мая**, 15 августа и 15 ноября.

С 2011 года ежеквартально надо сдавать не только расчеты по страховым взносам в ПФР, ФФОМС и ТФОМС, но и сведения по персонифицированному учету в режиме "одного окна", что позволит работодателям сэкономить время. Напомним, что в 2010 году такие сведения представлялись раз в полугодие, в 2009 году и ранее - один раз в год. Представление сведений персучета более одного раза в год вызвано необходимостью чаще обновлять и пополнять сведения о пенсионных правах граждан, включая накопительную составляющую их будущей трудовой пенсии. Это, в свою очередь, будет влиять на полноту данных о пенсионных правах застрахованных лиц, учитываемых при назначении им пенсии.

В 2011 году изменились и тарифы страховых взносов. Напомним, что в 2010 году тарифы страховых взносов были сохранены на уровне 2009 года. Работодатели продолжали платить совокупный тариф в 26%, из которых 20% направлялись в ПФР, 2,9% - в ФСС, 1,1% - в ФФОМС и 2,0% - в ТФОМС.

В 2011 году по закону ставка страховых взносов возрасла до 34%. Из них 26% работодатели будут платить в Пенсионный фонд Российской Федерации, 2,9% - в Фонд социального страхования Российской Федерации, 3,1% и 2% - в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно.

Помимо этого проиндексирована и облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Он вырос с 415 тысяч рублей до 463 тысяч рублей.

Помимо этого, с начала 2011 года изменился список тех, кто имеет право на пониженный тариф страховых взносов. Теперь в этот список дополнительно входят следующие организации:

- хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями;

- организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны;

- организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, при условии соблюдения условий установленных законодательством о страховых взносах.

В 2011-2014 годах пониженные тарифы страховых взносов устанавливаются для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск и издание средств массовой информации. Льготы коснутся организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах. Льготы предусмотрены для определенных видов экономической деятельности в производственной сфере и сфере оказания социальных услуг.

С 2011 года законом предусмотрены пониженные тарифы для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".

Кроме того, с 2011 года работодатели, численность сотрудников которых по состоянию на 1 января 2011 года составит более 50 человек, должны представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью (в 2010 году эта норма составляла более 100 человек). Внедрение электронного документооборота между страхователями и органами ПФР сокращает трудозатраты как организаций, так и территориальных органов ПФР при приеме и обработке отчетности, обеспечивает своевременность и оперативность представления отчетности страхователями.

Напомним, с 1 января 2010 года все российские работодатели вместо единого социального налога в Федеральный бюджет уплачивают страховые взносы в бюджеты Пенсионного фонда, фондов обязательного медицинского и социального страхования. При этом контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование осуществляют ПФР и его территориальные органы, а взносов, поступающих в систему социального страхования, - Фонд социального страхования.

Это позволило осуществить переход на страховые принципы и объединить в лице ПФР функции администратора платежей и страховщика по обязательному пенсионному страхованию, обеспечив тем самым персонифицированный учет пенсионных прав всех работающих граждан. Пенсионный фонд в свою очередь в наступающем году продолжит совершенствовать механизмы администрирования страховых взносов с использованием новейших технологий и программно-технических комплексов, что выведет на более качественный высокий уровень работу с российскими работодателями.

* Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (с учетом изменений и дополнений).

** Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Информация Пенсионного фонда России от 11 января 2011 г. "Изменения для плательщиков страховых взносов в 2011 году"

Текст информации размещен на сайте Пенсионного фонда России в Internet (http://www.pfrf.ru)

Обзор документа

С 1 января 2011 г. вступили в силу изменения в Закон о страховых взносах.

Как и ранее, плательщики должны сдавать отчетность в ПФР и ФСС России.

Однако сведения в ПФР теперь необходимо направлять не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Таким образом, последними датами передачи данных в 2011 г. становятся 15 февраля, 16 мая, 15 августа и 15 ноября.

С 2011 г. ежеквартально нужно представлять не только расчеты по взносам, но и сведения по персонифицированному учету в режиме "одного окна".

Ставка страховых взносов увеличилась до 34%. Из них 26% работодатели должны платить в ПФР, 2,9% - в ФСС России, 3,1% и 2% - в ФФОМС и ТФОМС.

Проиндексирована облагаемая база каждого сотрудника. Речь идет о предельном годовом заработке. Он вырос с 415 до 463 тыс. руб.

Уточнен список тех, кто имеет право на пониженный тариф. Включены созданные после 13 августа 2009 г. бюджетными научными учреждениями хозяйственные общества; резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны; организации, занимающиеся деятельностью в области информационных технологий.

Для большинства строительных компаний с этого года увеличились тарифы взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды. Но не для всех одинаково, как планировалось первоначально. Есть и другие поправки – по составу учитываемых выплат, по срокам сдачи отчетности и т. д. Обо всех изменениях по взносам – в нашей статье.

Какие тарифы применять

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212ФЗ, регулирующий уплату страховых взносов, действует уже второй год. Период применения прежних ставок завершился. Теперь компании должны производить начисления по иным тарифам.

Основные ставки. C 1 января 2011 года взносы распределяются так:

– в Пенсионный фонд РФ – 26 процентов. При этом для лиц 1967 года рождения и моложе 6 процентов направляются на финансирование накопительной части пенсии, 20 процентов – на финансирование страховой части; для лиц 1966 года рождения и старше – 26 процентов – полностью на финансирование страховой части трудовой пенсии (п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ);

– в ФСС России – 2,9 процента;

– в Федеральный фонд обязательного медстрахования – 3,1 процента;

– в территориальные фонды обязательного медстрахования – 2,0 процента.

Такие тарифы установлены в пункте 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ. Кстати, со следующего года (2012-го) в территориальные фонды медстрахования ничего платить не придется – всю сумму надо будет направлять в Федеральный ФОМС (по тарифу 5,1%).

Сроки уплаты и реквизиты не поменялись. Напомним, ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который начисляется этот платеж.

Пониженные тарифы. В конце прошлого года законодатели все-таки приняли дополнение, устанавливающее пониженный тариф страховых взносов в ПФР для организаций, применяющих упрощенную систему и осуществляющих определенные виды деятельности, в том числе и строительство. Для них на 2011–2012 годы утвержден тариф страховых взносов в ПФР – 18 процентов. Сумма взносов для лиц 1966 года рождения и старше распределяться не будет (полностью пойдет на страховую часть пенсии). Для лиц 1967 года рождения и моложе 12 процентов перечисляются на страховую часть и 6 процентов на накопительную. В остальные фонды эти компании будут платить взносы, как все – по тем же тарифам (мы привели их выше).

Таким образом, общий размер взносов для строительных фирм на «упрощенке» повысится пока с 14 до 26 процентов (а не до 34 процентов, как предполагалось).

Льготы. Кроме того, некоторые компании, упомянутые в пункте 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, также могут применять пониженные тарифы. В частности, организации, выплачивающие вознаграждения инвалидам. В 2011 году с этих выплат взносы они начисляют так:

– в ПФР – 16 процентов (с распределением: 10 процентов на страховую часть и 6 процентов на накопительную часть трудовой пенсии – для лиц 1967 года рождения и моложе и без распределения – для остальных);

– в ФСС России – 1,9 процента;

– в Федеральный ФОМС – 1,1 процента;

– в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 1,2 процента (п. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Что еще изменилось в 2011 году

Есть и другие нововведения.

Предел базы для начисления взносов увеличен

Предельную величину базы для начисления взносов, подлежащую ежегодной индексации, теперь определяет Правительство РФ, округляя ее до полной тысячи рублей, при этом сумма менее 500 руб. отбрасывается (п. 5 ст. 8 Закона № 212ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 933 установлено, что предел выплат для 2011 года – 463 000 руб.

Перечень необлагаемых выплат пополнен

Во-первых, Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 339-ФЗ уточнен сам объект обложения взносами. Им признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц «в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров»… (а не «по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам», как было сформулировано в предыдущей редакции п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).

Во-вторых, есть изменения и в составе необлагаемых выплат. К ним добавлены взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством о дополнительном соцобеспечении отдельных категорий работников (подп. 6.1 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). А вот компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением, взносами должны облагаться согласно подпункту 2 («и») пункта 1 той же статьи.

Сроки сдачи отчетности перенесены

Законом № 339-ФЗ внесены исправления в сроки сдачи отчетов. Предлог «до» заменен на словосочетание «не позднее», что исключит двусмысленность в определении конечного срока. На две недели продлен период, в течение которого нужно отчитаться в Пенсионный фонд. Правда, теперь вместе с расчетом по взносам компания представляет сведения персонифицированного учета.

Итак, форму 4 ФСС РФ в соцстрах нужно сдавать в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом. В ПФР компании должны отчитываться не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Такие сроки действуют с 1 января 2011 года. Распространяются они и на отчетность за 2010 год, представляемую после 1 января 2011 года (в ПФР это подтвердили). Таким образом, сдать годовую форму РСВ-1 ПФР можно не позднее 15 февраля 2011 года (включительно). Персонифицированную же отчетность за второй отчетный период 2010 года (календарный год) – до 1 февраля (31 января 2011 года) – такой срок установлен в пункте 12 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ. А затем уже – за отчетные периоды 2011 года (кварталы) – сроки сдачи отчетов в ПРФ – по взносам и персонифицированных – будут совпадать, что, конечно, удобнее (подп. 1 п. 9 ст. 15 Закона № 212ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27ФЗ).

Информация ПФР от 11 января 2011 г. «Изменения для плательщиков страховых взносов в 2011 году» размещена здесь.

Порядок представления расчетов уточнен

Напомним, в 2010 году в электронном виде обязаны были отчитываться только те компании, у которых за предшествующий период (то есть за 2009 год) среднесписочная численность работников превысила 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) компании, у которых численность превышает данный предел. Такой порядок изложен в статье 61 Закона № 212-ФЗ. Отметим, это правило действует и в отношении представления отчета за 2010 год, несмотря на то, что сдается он уже в 2011 году. Поскольку расчет численности ведется за предыдущий год.

А для отчетности 2011 года порядок меняется – в электронном формате отчитываться придется уже всем компаниям (в том числе вновь созданным) с численностью более 50 человек (п. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Если организация с меньшей численностью пожелает отчитаться электронно (хотя она и не обязана), препятствий нет. Отчет у нее примут и направят подтверждение. Раньше это тоже не запрещалось, но законодательное уточнение в пункте 10 статьи 15 Закона № 212-ФЗ действует с этого года.

Зачет расходов возможен

Кроме положений по зачету и возврату взносов, приведенных в статье 26 Закона № 212-ФЗ, дополнительное правило внесено в статью 15 – это новый пункт 2.1. В нем определено, что, если расходы организации на выплату обязательных пособий по нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах расчетного периода (календарного года) превысили сумму начисленных взносов по указанному виду страхования, сумму превышения расходов компания вправе зачесть в счет предстоящих платежей в ФСС по соответствующим взносам.

Исправление некоторых ошибок возможно

Но это касается только неточностей, не повлекших за собой неперечисление взносов в бюджет соответствующего фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.

Обнаружив неверное оформление поручения на перечисление взносов, пеней и штрафов, организация вправе подать в ПФР или ФСС заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату. Теперь это прямо определено в новом пункте 8 статьи 18 Закона № 212-ФЗ.

А сверить платежи помогут совместные сверки, проводимые как по предложению фонда, так и по предложению организации.

Результаты оформляются актом, который подписывается обеими сторонами (п. 9 ст. 18 Закона № 212-ФЗ). Причем полученные данные учитываются при принятии решения по заявлению об исправлении ошибок: фонд может пересчитать (уменьшить) пени, начисленные за время «выяснений».

Контроль ужесточен

В целях контроля над обоснованностью применения пониженных тарифов к проверкам подключатся налоговые органы. Они не только предоставят контролирующим органам (ПФР и ФСС России) необходимую информацию по налогоплательщикам, но и примут участие в выездных проверках фондов (п. 5, 6 ст. 33 Закона № 212ФЗ). Раньше это не предусматривалось.

Совмещение режимов

Еще раз подчеркнем, что строительные фирмы, применяющие «упрощенку» или «вмененку», с 1 января 2011 года платят страховые взносы по пониженным тарифам (мы привели их выше). А вот для ЕНВД пониженные тарифы не предусмотрены (их общий размер увеличен до 34 процентов).

Поэтому в случае совмещения режимов все равно нужно обеспечить раздельный учет. При «вмененке» и упрощенной системе с объектом «доходы» сумма налога по-прежнему уменьшается на сумму страховых взносов (не более чем наполовину). Если же, например, применяются упрощенная система с объектом «доходы минус расходы» и ЕНВД, нужно отделять сумму взносов, уменьшающих единый налог на вмененный доход (с выплат работникам, занятым в деятельности, переведенной на «вмененку»), от суммы взносов, учитываемых в составе расходов (в части остальной деятельности, облагаемой по упрощенному режиму).

Обособленные подразделения

Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования РФ страхователей – юридических лиц по местонахождению обособленных подразделений утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 959н (далее – Порядок). В течение 2010 года был дан ряд разъяснений по его применению. Обобщим их.

Итак, если у организации есть подразделения, ей нужно учесть следующие нюансы.

Самостоятельная уплата взносов

Обособленные подразделения – это подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Они исполняют обязанности по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также по представлению расчетов по взносам по своему местонахождению исходя из величины базы для начисления взносов, относящейся к этому подразделению.

Cпециалисты Минздравсоцразвития России пояснили, что, если подразделение не обладает хотя бы одним из указанных признаков, взносы за него должна платить организация по своему местонахождению, то есть по месту ее регистрации в территориальных органах ПФР и ФСС (письмо от 9 марта 2010 г. № 492-19).

База при переводе работников

При переводе работников в течение года из одного подразделения строительной компании в другое не следует путать два показателя, связанные с расчетом базы для начисления взносов:

– в базе для начисления взносов каждого обособленного подразделения учитывают только те выплаты, которые начислены за период работы человека в данном подразделении;

– при определении базы для начисления взносов (в целях контроля лимита) по конкретному работнику должны учитываться выплаты, начисленные ему с начала расчетного периода (то есть по всем подразделениям данной организации).

Это отмечено в письме Минздравсоцразвития России от 12 марта 2010 г. № 551-19.

Открытие (закрытие) подразделений

Организация обязана письменно сообщать в контролирующие органы – ПФР и ФСС – по своему местонахождению (по месту своей регистрации в указанных фондах) о создании или закрытии любого территориально обособленного от нее подразделения, если на срок более одного месяца где-то ею оборудованы стационарные рабочие места. Причем эта обязанность (по сообщению) не ставится в зависимость от наличия у такого подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также начисления выплат в пользу физических лиц (письмо Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2010 г. № 2891-19).

В соцстрах достаточно одного заявления

Постановка обособленных подразделений на учет в качестве страхователей в территориальных органах Фонда социального стархования осуществляется одновременно по двум видам страхования: от несчастных случаев на производстве и по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Значит, регистрация производится согласно двум документам.

– Порядок, утвержденный постановлением ФСС России от 23 марта 2004 г. № 27;

– Порядок, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 959н.

Однако ставить на учет обособленное подразделение в органах фонда по обоим видам страхования можно по одному заявлению (письмо ФСС России от 6 сентября 2010 г. № 02-03-09/06-1922П).

Важно запомнить

Тарифы взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2011 год остались без изменений. Как и в 2010 году, они уплачиваются в порядке, установленном Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ (это предусмотрено Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 331-ФЗ). При начислении взносов «на травматизм» следует учесть, что объект обложения и база их начисления с 1 января 2011 года унифицированы – по аналогии с нормами Закона № 212-ФЗ: уточнены понятия «объект обложения страховыми взносами», «база для начисления страховых взносов», «страховой тариф», а также установлен перечень выплат, на которые страховые взносы не начисляются. Изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ внесены Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 348-ФЗ. Прежний перечень необлагаемых выплат утратил силу, приведены в соответствие с действующим законодательством и другие документы (постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1231). Таким образом, теперь объект обложения всеми взносами (включая взносы от несчастных случаев) и база для их начисления совпадают, хотя и регулируются по-прежнему разными законами.

В 2010 году страховые взносы начисляются на выплаты в пользу застрахованных лиц до того момента, пока сумма этих начислений не превысит 415 000 рублей. Выплаты рассчитываются нарастающим итогом с начала года (часть 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2010 г. № 212-ФЗ).

Причем было установлено, что указанный предел ежегодно индексируется в соответствии с ростом средней заработной платы. А размер данной индексации определяет Правительство (часть 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Недавно в этот порядок были внесены изменения Законом от 16 октября 2010 г. № 272-ФЗ.

Теперь Правительство устанавливает не только коэффициент индексации, но и конкретный размер предельной величины базы. Правда, ориентироваться оно при этом также будет на рост средней заработной платы. На 2011 год указанные коэффициент и лимит уже известны: индексация проведена на 1,1164, а размер базы составит 463 000 рублей (постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 933).

Отметим еще один немаловажный момент, связанный с порядком округления лимита. Если предельную базу проиндексировать на установленный коэффициент, то получится 463 306 рублей (415 000 руб. х 1,1164). Лимит на 2011 год, как мы видим, несколько меньше. Это объясняется тем, что сумму 500 рублей и более нужно округлять до полных тысяч, а менее 500 рублей – отбрасывать.

Тарифы страховых взносов

Как известно, с 1 января 2011 года общий тариф взносов для всех страхователей составит 34 процента (часть 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Разбивка по фондам при этом будет следующая:

  • в Пенсионный фонд РФ - 26 процентов;
  • в ФСС РФ — 2,9 процента;
  • в ФФОМС — 3,1 процента;
  • в ТФОМС — 2,0 процента.

Закон № 272-ФЗ внес существенные изменения в размеры тарифов, которые планировались на 2011 год: перечень льготных категорий страхователей был расширен. Пониженные тарифы имеют право применять:

  • сельскохозяйственные товаропроизводители;
  • организации и индивидуальные предприниматели на ЕСХН;
  • плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, — в отношении указанных выплат и вознаграждений.

Указанные организации и предприниматели будут уплачивать взносы в 2011-2014 годах в следующих размерах (часть2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):

Наименование фонда

2013-2014 годы

Но это еще не все льготники.

В 2011- 2019 годах право платить страховые взносы в меньшем размере получили следующие категории:

  • хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями;
  • организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на указанной территории;
  • организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны).

Для указанных организаций тарифы в переходный период будут такие (часть 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):

Наименование фонда

2012-2017 годы

Причем для каждой из категорий предусмотрены определенные, достаточно жесткие требования, при соблюдении которых они имеют право на указанные тарифы. В случае несоответствия этим требованиям компания вынуждена будет платить взносы в размере 34 процентов.

Важно

Контроль за соблюдением обоснованности применения тарифов некоторыми льготниками фонды смогут осуществлять с помощью налоговых органов. Дело в том, что за налоговиками теперь закреплена обязанность представлять по запросу Пенсионного фонда и ФСС необходимую для этого информацию. А кроме того, налоговым органам предоставлено право участвовать вместе с органами контроля в выездных проверках для осуществления такого контроля (п. 5, 6 ст. 33 Закона № 212-ФЗ).

Тарифы страховых взносов также снижены для некоторых видов деятельности в области средств массовой информации (Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. № 339-ФЗ). Для того, чтобы иметь право на применение пониженных тарифов, придется подтвердить основной вид экономической деятельности.

В 2011-2014 годах, при условии подтверждения основного вида экономической деятельности указанные плательщики вправе применять следующие тарифы:

Наименование Фонда

Выплаты в рамках трудовых отношений облагаются страховыми взносами

Рассмотрим другие изменения Закона № 212-ФЗ (в редакции Закона № 339-ФЗ). Для начала остановимся на тех нормах, которые по большому счету носят уточняющий (технический) характер.

Документ дополнен статьей 5.1, которая устанавливает правила для представителей плательщиков страховых взносов. Как и во всех других правоотношениях, уполномоченное представительство будет осуществляться на основании доверенности. Без нее от имени юридического лица вправе действовать лицо, уполномоченное учредительными документами (например, директор).

Теперь перейдем к более существенным поправкам. В разряд облагаемых взносами попали компенсации за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников (подп. «и» п. 2 часть 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Причем ранее Минздравсоцразвития разъясняло, что такие выплаты не подлежат включению в базу по страховым взносам (письмо от 19 мая 2010 г. № 1239-19). Что касается компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемой при увольнении, то здесь никаких изменений не произошло. Указанная выплата как и прежде облагается взносами (подп. «д» п. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, с 1 января 2011 года компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением, будет включаться в базу по страховым взносам (подп. «и» п. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ ).

С 1 января 2011 года объектом обложения страховыми взносами будут признаваться выплаты и вознаграждения, которые производятся в рамках трудовых отношений (часть 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, в ред. Закона № 339-ФЗ ). В старой редакции Закона № 212-ФЗ указывалось, что облагаются исключительно выплаты, предусмотренные трудовым договором.

Чиновники же на протяжении всего 2010 года поясняли, что взносами следует облагать все выплаты работнику независимо от того, предусмотрены они в указанных документах или нет. Главное, чтобы они были произведены в рамках трудовых отношений. Исключение составляют выплаты, перечисленные в статье 9 Закона № 212-ФЗ (письма Минздравсоцразвития России от 23 марта 2010 г. № 647-19, от 19 мая 2010 г. № 1239-19).

Установлены иные сроки сдачи отчетности

Важное изменение касается переноса сроков сдачи отчетности. Теперь отчетность в ПФР нужно сдавать не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Ранее этот срок был установлен до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом ( п. 1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ, в ред. Закона № 339-ФЗ). Таким образом, отчетность за 2010 календарный год страхователям необходимо представить не позднее 15 февраля 2011 года, а за 2011 год — не позднее 16 мая, 15 августа, 15 ноября 2011 года и 15 февраля 2012 года. На основании этого ждем соответствующих изменений в форму РСВ-1 (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. № 894н).

Обращаем ваше внимание, что, согласно новой редакции закона, одновременно с этим расчетом организация обязана будет представлять сведения о каждом работающем застрахованном лице. Речь идет о персонифицированных сведениях.

Аналогичные изменения о сроках внесены в Закон № 27-ФЗ. Если ранее предполагалось, что в 2011 году сведения персонифицированного учета нужно будет сдавать также поквартально, но в другие сроки до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля следующего года, то теперь, как уже было сказано, эти данные следует представить вместе с расчетом в Пенсионный фонд.

Что касается расчета в ФСС, то его нужно будет сдать не «до 15-го числа» календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а «не позднее 15-го числа» указанного месяца. Форму-4 ФСС РФ (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 6 ноября 2009 г. № 871н). Таким образом форму необходимо будет подать не позднее 15 апреля, 15 июля, 17 октября 2011 года и не позднее 16 января 2012 года.

Напомним, что плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц за 2010 год превысит 50 человек, сдают отчетность в фонды в электронной форме.

Уточнение платежа и правила зачета взносов

Уточнение платежа. Новой редакцией закона установлено: если плательщик обнаружит ошибку в поручении, которая не повлекла непоступление денег в бюджет, он вправе подать заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату взносов (п. 4 часть 6 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

По предложению органа контроля или плательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных взносов. Результаты такой сверки оформляются актом.

На основании данного заявления и акта совместной сверки (если она проводилась) орган контроля принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов, причем орган контроля должен уведомить плательщика в течение пяти дней после принятия данного решения. Кроме того, органы ПФР и ФСС вправе затребовать у банка копию платежки на перечисление взносов. Кредитная организация обязана ее представить в течение пяти рабочих дней с момента получения соответствующего требования (часть 10 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

После этого фонды проведут пересчет пеней за период со дня фактической уплаты взносов в бюджет до дня принятия органом контроля указанного решения. Рассмотренный порядок уточнения платежа применяется также в отношении пеней и штрафов (часть 12 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

В связи с поправками интерес вызывает постановление ФАС Поволжского округа от 15 сентября 2010 г. № А55-38937/2009. Суть спора заключалась в том, что компания перечислила взносы, но при этом неправильно указала КБК в платежном поручении. И Пенсионный фонд посчитал обязанность организации по уплате неисполненной. Это объяснялось тем, что в порядке исполнения обязанности по уплате страховых взносов существует особенность. Она не считается исполненной, если в платежном поручении указан неверный КБК (ст. 18 Закона № 212-ФЗ). Действительно, законом не установлен порядок уточнения платежа. Однако в Бюджетном кодексе указано, что в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства. Таким образом, Пенсионный фонд как администратор пенсионных взносов с 2010 года обладает полномочиями по уточнению платежа, несмотря на то что это прямо не предусмотрено Законом № 212-ФЗ.

Зачет взносов. Теперь прямо закреплено право организации на зачет перерасхода по пособиям в счет предстоящих платежей по страховым взносам, но только в рамках одного расчетного периода (часть 2.1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Напомним, что такая ситуация возникает в случае превышения расходов на выплату страхового обеспечения над суммой начисленных взносов.

Однако это «нововведение» лишь закрепило позицию ФСС, которую он высказал ранее: нормы действующего законодательства не содержат запрета по выплате пособия в счет предстоящих платежей по страховым взносам в ФСС. Поэтому при превышении суммы расходов на выплату пособий в определенном месяце над суммой начисленных за этот же месяц страховых взносов организация вправе:

  • обратиться в территориальный орган фонда за необходимыми средствами на выплату пособий;
  • зачесть сумму превышения расходов на выплату страхового обеспечения в счет предстоящих платежей по взносам в соцстрах (письмо ФСС России от 21 июня 2010 г. № 02-03-13/08-4917).

Еще одна интересная поправка касается пересмотра правил зачета излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей. Если сейчас такой зачет проводится только по заявлению плательщика, то после вступления поправок в силу орган контроля получит право проводить его самостоятельно. Но это не будет препятствием для плательщика подать заявление о зачете или возврате.

Е. Антипова, налоговый консультант

Вопросы начисления и уплаты страховых взносов регулирует Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее - Закон).

С 1 января 2011 г. большинство плательщиков перечисляет взносы по тарифам, указанным в таблице 1. Отметим, что в Законе указана общая ставка взносов на пенсионное страхование. Распределение тарифа на страховую и накопительную части пенсии по каждому случаю приводится в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.

Таблица 1. Тарифы страховых взносов в 2011 году

Пенсионный фонд (для лиц
1966 года рождения и старше)

страховая часть
пенсии

Пенсионный фонд (для лиц
1967 года рождения и моложе)

страховая часть
пенсии

Фонд социального страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского
страхования

Таким образом, общий тариф составит 34 процента. Заметим, что страховые взносы в указанном размере перечисляют в том числе коммерсанты, применяющие УСН (на кого не распространяются льготы) и ЕНВД. В 2010 г. эти лица перечисляли взносы исходя из тарифа 14 процентов.

Для некоторых категорий бизнесменов установлен переходный период, предусматривающий пониженные тарифы взносов. Тарифы переходного периода 2011 - 2019 гг. регулирует ст. 58 Закона, в которую внесены изменения Федеральными законами от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ и от 28 декабря 2010 г. N 432-ФЗ. Оба Закона вступили в силу с 1 января 2011 г.

Тарифы для "упрощенцев"

Для предпринимателей и организаций, применяющих УСН, на период 2011 - 2012 гг. предусмотрены пониженные ставки взносов. Общий тариф для них составит 26 процентов (таблица 3).

Таблица 3. Тарифы страховых взносов на период 2011 - 2012 гг. для "упрощенцев", осуществляющих определенные виды деятельности

Пенсионный фонд (для лиц
1966 года рождения и старше)

страховая
часть пенсии

Пенсионный фонд (для лиц
1967 года рождения и моложе)

страховая
часть пенсии

Фонд социального страхования

Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования

Но льгота предоставляется только "упрощенцам", осуществляющим определенные виды деятельности (таблица 2), причем данный вид деятельности должен быть для коммерсанта основным. Это означает, что доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Доходы определяются по правилам ст. 346.15 Налогового кодекса, которая устанавливает общий порядок определения доходов на "упрощенке". Коммерсанты и фирмы должны подтверждать основной вид деятельности в порядке, установленном Минздравсоцразвития.

Таблица 2. Виды деятельности, при осуществлении которых "упрощенцы" вправе применять пониженные тарифы страховых взносов

Производство пищевых продуктов

Производство минеральных вод и других безалкогольных напитков

Текстильное и швейное производство

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

Обработка древесины и производство изделий из дерева

Производство резиновых и пластмассовых изделий

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

Производство готовых металлических изделий

Производство машин и оборудования

Производство электрооборудования, электронного и оптического
оборудования

Производство транспортных средств и оборудования

Производство спортивных товаров

Производство игр и игрушек

Научные исследования и разработки

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Деятельность спортивных объектов

Прочая деятельность в области спорта

Обработка вторичного сырья

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств

Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность

Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность

Предоставление персональных услуг

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона
и изделий из них

Производство музыкальных инструментов

Производство различной продукции, не включенной в другие
группировки

Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

Управление недвижимым имуществом

Деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов

Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа
(за исключением деятельности клубов)

Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий

Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников

Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и
информационных технологий, за исключением индивидуальных
предпринимателей и организаций, имеющих статус резидента технико-
внедренческой особой зоны или осуществляющих деятельность в области
информационных технологий (пп. 5, 6 п. 1 ст. 58 Закона)

Вид деятельности определяется в соответствии с Общероссийским
классификатором видов экономической деятельности

Если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид деятельности не будет соответствовать заявленному основному виду, коммерсант лишится права на применение льготных тарифов и с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено несоответствие, должен перечислить взносы по общему тарифу. При этом на недоимку начисляются пени. Таковы правила п. 1.4 ст. 58 Закона, и они требуют разъяснений, которые могут дать только ведомства.

В Законе приводится список видов деятельности и дается отсылка к ОКВЭД. Конечно, было бы проще, если бы в Законе указали конкретные коды видов деятельности в соответствии с Классификатором. Изучать перечень кодов законотворцы оставили на долю бизнесменов.

При расчете основного вида деятельности коммерсанты учитывают только доходы, то есть суммы, фактически поступившие в кассу и на расчетный счет. В Законе не уточняется, но, скорее всего, расходы (даже если "упрощенец" уплачивает налог с разницы доходов и расходов) для определения 70-процентной доли не учитываются.

И наконец, основной вопрос - подтверждение вида деятельности. Не исключено, что будет разработана отдельная форма, а до ее появления коммерсантов заставят руководствоваться существующим порядком. В настоящий момент подтверждать основной вид деятельности должны только организации. Для индивидуальных предпринимателей эта обязанность не установлена. Компании ежегодно подают сведения в Порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. N 55.

Необходимо это для установления класса риска деятельности и тарифа взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Предприниматели основной вид деятельности не подтверждают. У них основным считается вид деятельности, указанный таковым в ЕГРИП, и ежегодного подтверждения не требуется (п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 713). Напомним, что при регистрации ИП может указать в заявлении несколько видов деятельности, но только один из них (он указывается первым) является основным. В дальнейшем коммерсант вправе внести изменения в сведения, внесенные в госреестр, в том числе добавить или исключить какие-либо виды деятельности, заменить основной вид. В этом случае, конечно, следует обратиться в соцстрах для установления нового класса профессионального риска и тарифа взносов по "травме".

Закон требует соблюдения 70-процентной доли по итогам отчетного (расчетного) периода. В отношении страховых взносов таковыми являются квартал, полугодие, 9 месяцев и календарный год. Нужно ли будет ежеквартально сообщать в ведомства об уровне доходов - неясно. Закон не обязывает, но ведомства вполне могут разработать правила, по которым придется отчитываться по доходам ежеквартально. Срока подтверждения основного вида деятельности Закон не устанавливает.

Льготы для СМИ

Пониженные ставки установлены еще для одной категории страхователей - предпринимателей и организаций, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации, в том числе в электронном виде (таблица 4). Исключение - СМИ, специализирующиеся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера.

Таблица 4. Тарифы страховых взносов на период 2011 - 2014 гг. для предпринимателей и организаций, относящихся к СМИ

В 2010 году страховые взносы начисляются на выплаты в пользу застрахованных лиц до того момента, пока сумма этих начислений не превысит 415 000 рублей. Выплаты рассчитываются нарастающим итогом с начала года (часть 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2010 г. № 212-ФЗ).

Причем было установлено, что указанный предел ежегодно индексируется в соответствии с ростом средней заработной платы. А размер данной индексации определяет Правительство (часть 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Недавно в этот порядок были внесены изменения Законом от 16 октября 2010 г. № 272-ФЗ.

Теперь Правительство устанавливает не только коэффициент индексации, но и конкретный размер предельной величины базы. Правда, ориентироваться оно при этом также будет на рост средней заработной платы. На 2011 год указанные коэффициент и лимит уже известны: индексация проведена на 1,1164, а размер базы составит 463 000 рублей (постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 933).

Отметим еще один немаловажный момент, связанный с порядком округления лимита. Если предельную базу проиндексировать на установленный коэффициент, то получится 463 306 рублей (415 000 руб. х 1,1164). Лимит на 2011 год, как мы видим, несколько меньше. Это объясняется тем, что сумму 500 рублей и более нужно округлять до полных тысяч, а менее 500 рублей – отбрасывать.

Тарифы страховых взносов

Как известно, с 1 января 2011 года общий тариф взносов для всех страхователей составит 34 процента (часть 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Разбивка по фондам при этом будет следующая:

  • в Пенсионный фонд РФ - 26 процентов;
  • в ФСС РФ — 2,9 процента;
  • в ФФОМС — 3,1 процента;
  • в ТФОМС — 2,0 процента.

Закон № 272-ФЗ внес существенные изменения в размеры тарифов, которые планировались на 2011 год: перечень льготных категорий страхователей был расширен. Пониженные тарифы имеют право применять:

  • сельскохозяйственные товаропроизводители;
  • организации и индивидуальные предприниматели на ЕСХН;
  • плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, — в отношении указанных выплат и вознаграждений.

Указанные организации и предприниматели будут уплачивать взносы в 2011-2014 годах в следующих размерах (часть2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):

Наименование фонда

2013-2014 годы

Но это еще не все льготники.

В 2011- 2019 годах право платить страховые взносы в меньшем размере получили следующие категории:

  • хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями;
  • организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на указанной территории;
  • организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны).

Для указанных организаций тарифы в переходный период будут такие (часть 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):

Наименование фонда

2012-2017 годы

Причем для каждой из категорий предусмотрены определенные, достаточно жесткие требования, при соблюдении которых они имеют право на указанные тарифы. В случае несоответствия этим требованиям компания вынуждена будет платить взносы в размере 34 процентов.

Важно

Контроль за соблюдением обоснованности применения тарифов некоторыми льготниками фонды смогут осуществлять с помощью налоговых органов. Дело в том, что за налоговиками теперь закреплена обязанность представлять по запросу Пенсионного фонда и ФСС необходимую для этого информацию. А кроме того, налоговым органам предоставлено право участвовать вместе с органами контроля в выездных проверках для осуществления такого контроля (п. 5, 6 ст. 33 Закона № 212-ФЗ).

Тарифы страховых взносов также снижены для некоторых видов деятельности в области средств массовой информации (Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. № 339-ФЗ). Для того, чтобы иметь право на применение пониженных тарифов, придется подтвердить основной вид экономической деятельности.

В 2011-2014 годах, при условии подтверждения основного вида экономической деятельности указанные плательщики вправе применять следующие тарифы:

Наименование Фонда

Выплаты в рамках трудовых отношений облагаются страховыми взносами

Рассмотрим другие изменения Закона № 212-ФЗ (в редакции Закона № 339-ФЗ). Для начала остановимся на тех нормах, которые по большому счету носят уточняющий (технический) характер.

Документ дополнен статьей 5.1, которая устанавливает правила для представителей плательщиков страховых взносов. Как и во всех других правоотношениях, уполномоченное представительство будет осуществляться на основании доверенности. Без нее от имени юридического лица вправе действовать лицо, уполномоченное учредительными документами (например, директор).

Теперь перейдем к более существенным поправкам. В разряд облагаемых взносами попали компенсации за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников (подп. «и» п. 2 часть 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Причем ранее Минздравсоцразвития разъясняло, что такие выплаты не подлежат включению в базу по страховым взносам (письмо от 19 мая 2010 г. № 1239-19). Что касается компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемой при увольнении, то здесь никаких изменений не произошло. Указанная выплата как и прежде облагается взносами (подп. «д» п. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, с 1 января 2011 года компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением, будет включаться в базу по страховым взносам (подп. «и» п. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ ).

С 1 января 2011 года объектом обложения страховыми взносами будут признаваться выплаты и вознаграждения, которые производятся в рамках трудовых отношений (часть 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, в ред. Закона № 339-ФЗ ). В старой редакции Закона № 212-ФЗ указывалось, что облагаются исключительно выплаты, предусмотренные трудовым договором.

Чиновники же на протяжении всего 2010 года поясняли, что взносами следует облагать все выплаты работнику независимо от того, предусмотрены они в указанных документах или нет. Главное, чтобы они были произведены в рамках трудовых отношений. Исключение составляют выплаты, перечисленные в статье 9 Закона № 212-ФЗ (письма Минздравсоцразвития России от 23 марта 2010 г. № 647-19, от 19 мая 2010 г. № 1239-19).

Установлены иные сроки сдачи отчетности

Важное изменение касается переноса сроков сдачи отчетности. Теперь отчетность в ПФР нужно сдавать не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Ранее этот срок был установлен до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом ( п. 1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ, в ред. Закона № 339-ФЗ). Таким образом, отчетность за 2010 календарный год страхователям необходимо представить не позднее 15 февраля 2011 года, а за 2011 год — не позднее 16 мая, 15 августа, 15 ноября 2011 года и 15 февраля 2012 года. На основании этого ждем соответствующих изменений в форму РСВ-1 (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. № 894н).

Обращаем ваше внимание, что, согласно новой редакции закона, одновременно с этим расчетом организация обязана будет представлять сведения о каждом работающем застрахованном лице. Речь идет о персонифицированных сведениях.

Аналогичные изменения о сроках внесены в Закон № 27-ФЗ. Если ранее предполагалось, что в 2011 году сведения персонифицированного учета нужно будет сдавать также поквартально, но в другие сроки до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля следующего года, то теперь, как уже было сказано, эти данные следует представить вместе с расчетом в Пенсионный фонд.

Что касается расчета в ФСС, то его нужно будет сдать не «до 15-го числа» календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а «не позднее 15-го числа» указанного месяца. Форму-4 ФСС РФ (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 6 ноября 2009 г. № 871н). Таким образом форму необходимо будет подать не позднее 15 апреля, 15 июля, 17 октября 2011 года и не позднее 16 января 2012 года.

Напомним, что плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц за 2010 год превысит 50 человек, сдают отчетность в фонды в электронной форме.

Уточнение платежа и правила зачета взносов

Уточнение платежа. Новой редакцией закона установлено: если плательщик обнаружит ошибку в поручении, которая не повлекла непоступление денег в бюджет, он вправе подать заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату взносов (п. 4 часть 6 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

По предложению органа контроля или плательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных взносов. Результаты такой сверки оформляются актом.

На основании данного заявления и акта совместной сверки (если она проводилась) орган контроля принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов, причем орган контроля должен уведомить плательщика в течение пяти дней после принятия данного решения. Кроме того, органы ПФР и ФСС вправе затребовать у банка копию платежки на перечисление взносов. Кредитная организация обязана ее представить в течение пяти рабочих дней с момента получения соответствующего требования (часть 10 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

После этого фонды проведут пересчет пеней за период со дня фактической уплаты взносов в бюджет до дня принятия органом контроля указанного решения. Рассмотренный порядок уточнения платежа применяется также в отношении пеней и штрафов (часть 12 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

В связи с поправками интерес вызывает постановление ФАС Поволжского округа от 15 сентября 2010 г. № А55-38937/2009. Суть спора заключалась в том, что компания перечислила взносы, но при этом неправильно указала КБК в платежном поручении. И Пенсионный фонд посчитал обязанность организации по уплате неисполненной. Это объяснялось тем, что в порядке исполнения обязанности по уплате страховых взносов существует особенность. Она не считается исполненной, если в платежном поручении указан неверный КБК (ст. 18 Закона № 212-ФЗ). Действительно, законом не установлен порядок уточнения платежа. Однако в Бюджетном кодексе указано, что в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства. Таким образом, Пенсионный фонд как администратор пенсионных взносов с 2010 года обладает полномочиями по уточнению платежа, несмотря на то что это прямо не предусмотрено Законом № 212-ФЗ.

Зачет взносов. Теперь прямо закреплено право организации на зачет перерасхода по пособиям в счет предстоящих платежей по страховым взносам, но только в рамках одного расчетного периода (часть 2.1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Напомним, что такая ситуация возникает в случае превышения расходов на выплату страхового обеспечения над суммой начисленных взносов.

Однако это «нововведение» лишь закрепило позицию ФСС, которую он высказал ранее: нормы действующего законодательства не содержат запрета по выплате пособия в счет предстоящих платежей по страховым взносам в ФСС. Поэтому при превышении суммы расходов на выплату пособий в определенном месяце над суммой начисленных за этот же месяц страховых взносов организация вправе:

  • обратиться в территориальный орган фонда за необходимыми средствами на выплату пособий;
  • зачесть сумму превышения расходов на выплату страхового обеспечения в счет предстоящих платежей по взносам в соцстрах (письмо ФСС России от 21 июня 2010 г. № 02-03-13/08-4917).

Еще одна интересная поправка касается пересмотра правил зачета излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей. Если сейчас такой зачет проводится только по заявлению плательщика, то после вступления поправок в силу орган контроля получит право проводить его самостоятельно. Но это не будет препятствием для плательщика подать заявление о зачете или возврате.

Е. Антипова, налоговый консультант

Читайте также: