Страховые взносы в 2003 году в пенсионный фонд какие были проценты

Опубликовано: 22.04.2024


Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

Действия


Часть IV. ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен статьями 22 и 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.

Данными статьями тариф страховых взносов установлен отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Для правильного применения тарифов страховых взносов необходимо разделить всех физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, на три возрастные группы:

1) мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше;

2) мужчины с 1953 по 1966 годы рождения и женщины с 1957 и 1966 годы рождения;

3) мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе.

Для первых двух групп применяется тариф страховых взносов, установленный статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, для третьей группы - в 2002 - 2005 годах применяется тариф переходного периода, установленный статьей 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, а с 2006 года и дальше - тариф, установленный статьей 22, как и для двух первых групп.

Следует также отметить, что в пункте 3 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, регулирующем порядок применения регрессивной шкалы тарифов страховых взносов, содержится ссылка на аналогичную норму статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть доступ к регрессии по страховым взносам аналогичен доступу к регрессии по единому социальному налогу.

Вместе с тем пункт 2 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2002 претерпел значительные изменения. Начиная с указанной даты страхователь может применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога (тарифов страховых взносов) независимо от размера выплат застрахованным лицам в предыдущем году. Таким образом, теперь осталось только одно условие для применения регрессивной шкалы, согласно которому налоговая база в среднем на одного работника, разделенная на количество месяцев, прошедших с начала года, должна составлять сумму не менее 2500 руб. (в 2001 году указанный норматив составлял 4200 руб.). Но если хотя бы в одном из месяцев данное условие будет нарушено, страхователь не сможет применять регрессивную шкалу до конца налогового периода (года).

Как и прежде, в данном расчете нельзя учитывать суммы, выданные 10 процентам (если численность работников превышает 30 человек) или 30 процентам (если работает менее 30 человек) наиболее высокооплачиваемых сотрудников.

С 2002 года применяются следующие тарифы страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше Для мужчин с 1953 по 1967 год рождения и женщин с 1956 по 1967 год рождения
на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 14,0 процентов 0,0 процента 12,0 процентов 2,0 процента
От 100 001 рубля до 300 000 рублей 14 000 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 0,0 процента 12 000 рублей + 6,8 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 2 000 рублей + 1,1 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600 000 рублей 29 800 рублей + 3,95 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 0,0 процента 25 600 рублей + 3,39 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 4 200 рублей + 0,56 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 41 650 рублей 0,0 процента 35 770 рублей 5 880 рублей

2) для выступающих в качестве работодателей - организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше Для мужчин с 1953 по 1967 год рождения и женщин с 1956 по 1967 год рождения
на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 10,3 процента 0,0 процента 8,3 процента 2,0 процента
От 100 001 рубля до 300 000 рублей 10 300 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 0,0 процента 8 300 рублей + 6,8 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 2 000 рублей + 1,1 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600 000 рублей 26 100 рублей + 3,95 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 0,0 процента 21 900 рублей + 3,39 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 4 200 рублей + 0,56 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 37 950 рублей 0,0 процента 32 070 рублей 5 880 рублей

Для лиц 1967 г.р. и моложе будут действовать следующие тарифы страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств составят:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года 2002 - 2003 годы 2004 год 2005 год 2006 год и далее
на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 11,0 процентов 3,0 процента 10,0 процентов 4,0 процента 9,0 процентов 5,0 процентов 8,0 процентов 6,0 процентов
От 100 001 рубля до 300 000 рублей 11 000 рублей + 6,21 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 3 000 рублей + 1,69 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 10 000 рублей + 5,64 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 4 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 9 000 рублей + 5,08 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 5 000 рублей + 2,84 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 8 000 рублей + 4,5 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 6 000 рублей + 3,4 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600 000 рублей 23 420 рублей + 3,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 6 380 рублей + 0,85 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 21 280 рублей + 2,82 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 8 520 рублей + 1,13 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 19 160 рублей + 2,54 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 10 640 рублей + 1,41 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 17 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 12 800 рублей + + 1,69 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 32 720 рублей 8 930 рублей 29 740 рублей 11 910 рублей 26 780 рублей 14 870 рублей 23 780 рублей 17 870 рублей

2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года 2002 - 2003 годы 2004 год 2005 год 2006 год и далее
на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 7,3 процента 3,0 процента 6,3 процента 4,0 процента 5,3 процента 5,0 процентов 4,3 процента 6,0 процентов
От 100 001 рубля до 300 000 рублей 7 300 рублей + 6,21 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 3 000 рублей + 1,69 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 6 300 рублей + 5,64 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 4 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 5 300 рублей + 5,08 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 5 000 рублей + 2,84 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 4 300 рублей + 4,5 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 6 000 рублей + 3,4 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600 000 рублей 19 720 рублей + 3,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 6 380 рублей + 0,85 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 17 580 рублей + 2,82 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 8 520 рублей + 1,13 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 15 460 рублей + 2,54 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 10 640 рублей + 1,41 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 13 300 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 12 800 рублей + + 1,69 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 29 020 рублей 8 930 рублей 26 040 рублей 11 910 рублей 23 080 рублей 14 870 рублей 20 080 рублей 17 870 рублей

После определения сумм страховых взносов для трех различных возрастных групп страховые взносы, подлежащие уплате на страховую часть и на накопительную часть, суммируются и получаются две суммы страховых взносов - на страховую часть трудовой пенсии в целом по организации и на накопительную часть трудовой пенсии в целом по организации.

Ключевыми законами в области пенсионного обеспечения на сегодняшний день являются:

• Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ);

• Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (в ред. Федерального закона от 11.10.2003 N 141-ФЗ);

• Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ);

• Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. Федерального закона от 29.11.2003 N 154-ФЗ);

• Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (в ред. Федерального закона от 10.11.2003 N 135-ФЗ);

• Федеральный закон от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия делится на базовую часть, страховую часть и накопительную часть.

Базовая часть одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Ее размер увеличивается только для лиц, достигших 80 летнего возраста, для инвалидов III степени, а также в случае наличия иждивенцев. Базовая часть пенсии индексируется с учетом инфляции. С 1 августа 2003 года ее размер для большинства пенсионеров равен 598 рублей.

Страховая часть напрямую зависит от суммы полученных за данного гражданина пенсионных взносов, которые учитываются на так называемом «условно-накопительном счете». Данная часть пенсии подлежит ежегодной индексации (на ту же величину, что и базовая часть) с учетом уровня инфляции, размера средней заработной платы и индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. За счет именно этой части трудовой пенсии в настоящий момент должна осуществляться дифференциация выплачиваемых пенсий, так как размер отчислений зависит от уровня прежней зарплаты застрахованного лица.

Как базовая, так и страховая часть являются элементами распределительной системы: они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений.

Средний размер трудовой пенсии с 1 августа 2003 года составляет 1903 рубля, средний коэффициент замещения 31,2%. Общая сумма выплаченных трудовых пенсий, согласно бюджету ПФР за 2003 год, должна была составить 729,1 млрд. рублей (или в среднем 1847 руб./чел. в месяц).

Что касается накопительной части трудовой пенсии, то ее финансирование будет осуществляться за счет определенного процента поступающих в ПФР пенсионных средств , который [процент] зависит, также как и в страховой части, от возраста работника и его годового заработка. Эти средства накапливаются в Пенсионном фонде и отражаются в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица», а затем инвестируются. При этом стоит отметить, что разные возрастные группы работающих в разной степени участвуют в накопительной схеме. Кроме того, «старшие возраста» (мужчины старше 50 лет и женщины старше 45 лет.) вообще не участвуют в этой системе. «Средние возраста» (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы, но ограниченно: обязательные взносы за них в накопительную часть не превышают 2%. «Младшие возраста» (1967 г.р. и моложе) участвуют в максимальном объеме - до 6% (см. табл. 1).

Таблица 1. Общий тариф страхового взноса на финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения Для лиц 1967 года рождения и моложе
На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100000 рублей 14,0 % 0,0 % 12,0 % 2,0 % 8,0 % 6,0 %
От 100001 до 300000 рублей 14000 рублей + 7,9 % с суммы, превышающей 100000 рублей 0,0 % 12000 рублей + 6,8 % с суммы, превышающей 100000 рублей 2000 рублей + 1,1 % с суммы, превышающей 100000 рублей 8000 рублей + 4,5 % с суммы, превышающей 100000 рублей 6000 рублей + 3,4 % с суммы, превышающей 100000 рублей
От 300001 до 600000 рублей 29800 рублей + 3,95 % с суммы превышающей 300000 рублей 0,0 % 25600 рублей + 3,39 % с суммы, превышающей 300000 рублей 4200 рублей + 0,56 % с суммы, превышающей 300000 рублей 17000 рублей + 2,26 % с суммы, превышающей 300000 рублей 12800 рублей + 1,69 % с суммы, превышающей, 300000 рублей
Свыше 600000 рублей 41650 рублей 0,0 % 35770 рублей 5880 рублей 23780 рублей 17870 рублей

Источник: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ст. 22, п. 2, пп. 1.

Как видно из таблицы, размер накопительной части в процентном отношении весьма мал. К этому стоит добавить, что в переходный период с 2002 по 2005 годы действуют еще более низкие процентные отчисления для младших возрастов (см. табл. 2). Также на размер накопительной части трудовой пенсии влияет и регрессивная шкала единого социального налога (ЕСН), из которого поступают пенсионные взносы: в случае превышения определенного размера годового заработка процентные отчисления в накопительную часть, также как и в страховую, сначала сокращаются, а затем и вовсе прекращаются.

Все это делает новую пенсионную систему очень похожей на ныне действующую, так как накопительные взносы значительно ниже, чем в других странах, использующих аналогичные схемы пенсионного обеспечения. Так, например, в Казахстане работники могут «распоряжаться» 10 % всех отчислений, польские – 7,3 %. При этом на финансирование настоящих пенсионеров поступает 15 % и 12,2 % соответственно.

О том, что установленные нормативы отчисления крайне малы говорят и эксперты Мирового банка. По их расчетам, накопительная часть в России к 2040 году составит всего лишь 5-6 % от средней зарплаты, а в структуре общей пенсии не превысит 30 %. Кроме того, после снижения базовой ставки единого социального налога норматив накопительных отчислений может также снизиться.

Все это приводит к тому, что у работников не возникает особых стимулов требовать от работодателя «белую» зарплату.

Таблица 2. Ставки страхового взноса для работников 1967 года рождения и моложе в переходный период 2002-2005 гг.

Источник: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ст. 33, пп. 1.

Следовательно, за 2002 и 2003 годы ни у одного работника, даже самого высокооплачиваемого, не могло накопиться в «специальной части индивидуального лицевого счета» более чем 8930 рублей. Однако принимая во внимание, что официальная средняя зарплата по стране составила в 2002/2003 годах 4416 /5512 рублей в месяц, или около 53000/66000 рублей в год, то при тарифе 2% (или 3% для младших возрастов) накопления «среднего » гражданина за 2002/2003 годы составили около 1060/1320 рублей (1590/1980 рублей соответственно).

Эти приблизительные оценки практически совпадают с данными Пенсионного фонда. Так в 2002 году страховые взносы на накопительную часть пенсии составили 35,1 млрд. рублей (или около 900 рублей на человека), а в 2003 году – 48,4 млрд. рублей (1210 рублей/чел.).

Однако несмотря на то, что общая сумма выглядит весьма значительной, при сопоставлении ее с общим количеством застрахованных граждан, а это 38-42 млн. человек, которые уплачивают взносы, картина получится не столь радужной. В среднем на одного человека придется около 2000 рублей за два года.

Что касается инвестирования денежных средств в 2002 и 2003 годах, то оно осуществлялось Центробанком и Внешэкономбанком, причем деньги вкладывались исключительно в государственные ценные бумаги. Результаты этого инвестирования в 2002 году являются предметом гордости ПФР, поскольку вложения в рублевые и валютные гособлигации, сделанные в 2002 году, принесли фонду доходность от 20 до 40 % годовых. Однако проверить эти данные крайне сложно, поскольку ПФР представляет из себя тщательно закрытую федеральную структуру. Поэтому приходится доверять публикациям в прессе и заявлениям руководства ПФР.

Следует однако сделать одну оговорку. Такой высокой доходности ПФР достиг не в результате продуманного и профессионально управления денежными средствами. Дело в том, что прибыль была получена главным образом не за счет купонных выплат, а благодаря росту курса российских госбумаг, который происходил на протяжении почти всего 2002 года. Причинами этого роста послужили следующие факторы. Во-первых, это повышение надежности России в качестве заемщика, а следовательно и рост инвестиционной привлекательности нашей страны. А во-вторых, рост спроса со стороны инвесторов на государственные ценные бумаги. Причем ПФР сыграл в этом росте одну из ключевых ролей. Тем не менее очевидно, что такой рост котировок российских госбумаг не может продолжаться бесконечно долго. К этому стоит добавить и сложившуюся ситуацию на рынке: Минфин РФ постоянно указывает на то, что не нуждается в деньгах, и занимает под ставки заведомо более низкие, чем ожидаемая инфляция, поэтому ПФР вряд ли сможет повторить свои успехи 2002 года в отношении доходности от инвестиций.

Что касается инвестирования средств, поступивших в 2003 году, то распорядиться ими граждане смогут только в конце 2004 года, когда получат очередное ежегодное письмо от ПФР, а до этого времени деньги будут находиться под управлением ПФР и инвестироваться только в государственные ценные бумаги.

Следует добавить, что в том случае, если граждане предпочтут и в дальнейшем оставлять свои средства под управлением государственной УК, как это произошло в 2003

году, они не только уменьшат свою потенциальную пенсию, но и дополнительно обременят государство. Дело в том, что на все накопления будет куплен государственный долг, а значит для государства это будет не накопительная пенсионная система, а более дорогой вариант распределительной.

Дело в том, что при распределительной системе государство обеспечивает свои обязательства перед пенсионерами за счет текущих налоговых поступлений. При накопительной системе, если почти все средства инвестированы в госбумаги, государству также придется платить пенсии из «своего кармана» либо за счет будущих налоговых поступлений, либо за счет новой эмиссии долговых бумаг. Такая ситуация приведет не только к низкой доходности на вложенные средства, но и может обернуться новым долговым кризисом, аналогичным тому, что мы наблюдали в 1998 году.

То, что государственные бумаги не лучший инструмент для инвестиций, подтверждает и мировая практика. Так, по исследованиям Всемирного банка, в 90-е годы из 22 государственных фондов в разных странах мира, которые инвестировали от 70 до 80 % всех средств в долговые бумаги своих правительств, только десять смогли получить реальный доход, то есть доход, превышающий темпы инфляции, при этом у всех фондов доходность была ниже, чем даже доходность по банковским депозитам в этих странах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ в статью 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 22. Тариф страхового взноса

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ установлен дополнительный тариф страховых взносов в ПФР для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в размере 14 процентов выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу членов летных экипажей

1. Утратил силу с 1 января 2017 г.

Информация об изменениях:

2. Утратил силу с 1 января 2010 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 2.1 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 306-ФЗ

ГАРАНТ:

О пониженных тарифах страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период см. статью 33 настоящего Федерального закона

2.1. Определение суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии) в отношении застрахованных лиц осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - на финансирование накопительной пенсии) по следующим тарифам:

Тариф страхового взноса

Тариф страхового взноса для лиц 1966 года рождения и старше

Тариф страхового взноса для лиц 1967 года рождения и моложе

Вариант пенсионного обеспечения 0,0 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - на финансирование накопительной пенсии)

Вариант пенсионного обеспечения 6,0 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - на финансирование накопительной пенсии)

на финансирование страховой части трудовой пенсии

(с 1 января 2015 года - на финансирование страховой пенсии)

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

(с 1 января 2015 года - на финансирование накопительной пенсии)

на финансирование страховой части трудовой пенсии

(с 1 января 2015 года - на финансирование страховой пенсии)

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

(с 1 января 2015 года - на финансирование накопительной пенсии)

22,0 процента (в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов)

22,0 процента на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - на финансирование страховой пенсии), из них:

6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов;

16,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

22,0 процента, из них:

6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов;

16,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

0,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

16,0 процента, из них:

6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов;

10,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

6,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

10,0 процента (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов)

10,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

10,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

10,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

Информация об изменениях:

Пункт 2.2 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 306-ФЗ

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П пункт 2.2 статьи 22 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П пункт 2.2 статьи 22 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признан не противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой он, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагает на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию

2.2. При исчислении страхового взноса в фиксированном размере, уплачиваемого страхователями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, применяются тарифы страховых взносов в размере 22,0 процента, которые определяются пропорционально тарифам страховых взносов, установленным пунктом 2.1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в пункт 2.3 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

2.3. Страховые взносы, исчисленные сверх страхового взноса в фиксированном размере, направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии и финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии) в размерах, определяемых пропорционально тарифам страховых взносов, установленным пунктом 2.1 настоящей статьи.

3. Утратил силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ пункт 4 статьи 22 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

4. Предельная величина базы для начисления страховых взносов определяется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.


>
Тариф страхового взноса в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства
Содержание
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

От чего зависит ее размер, и как может на него повлиять работник? Как рассчитывается сумма? Может ли сам гражданин проверить инспектора, сделавшего расчет? Сегодня "РГ - Неделя" вместе с Пенсионным фондом РФ начинают серию публикаций, цель которых - как можно более простым языком ответить на эти и многие другие вопросы . Начнем мы с простых, но базовых вещей. Не разобравшись в них, трудно будет вникнуть в детали.

Почему "трудовая" пенсия теперь называется "страховой"?

- Принципиально ничего не поменялось. Но законодатели, поменяв название, решили подчеркнуть страховой характер пенсии. Работодатель обязан платить за работника страховые пенсионные взносы в течение всего времени его работы. Работает человек долго и с большой "белой" зарплатой - значит, взносов больше и пенсия у него тоже будет больше. Получает зарплату "в конверте", то есть страховых взносов с нее работодатель не платит, и пенсия тогда будет соответствующая. Такой вот предельно простой подход. Но надо признать, что размер пенсии зависит не только от самого человека, но и от условий ее формирования, принятых государством и отраженных в законе.

Из каких частей состоит страховая пенсия?

- По новой формуле пенсионные права граждан за каждый год формируются не в рублях, как раньше, а в относительных единицах - баллах (см. рис.). Это дает возможность не пересчитывать каждый год накопившийся "пенсионный капитал" с учетом инфляции. Баллы копятся в течение всех лет работы. А на момент выхода на пенсию их сумма умножается на стоимость балла в текущем году. Эту стоимость законодатели будут утверждать ежегодно с учетом доходов ПФР, численности пенсионеров в стране и других факторов. К этой величине добавляется фиксированная выплата (аналог недавней базовой части пенсии). В итоге получим размер страховой пенсии. Это, конечно, только схема. Причем очень упрощенная. Позже сделаем детальные расчеты на конкретных примерах.

Куда идут пенсионные взносы?

- Система обязательного пенсионного страхования введена в России в 2002 году. Тариф страховых отчислений для работодателей устанавливает государство. В 2015 году он равен 22% от фонда оплаты труда. А предельный годовой заработок, с которого начисляются страховые взносы, составляет 711 000 рублей (то есть в среднем 59 250 рублей в месяц).

Тариф 22% делится на две неравные части:

6% из них - это солидарный тариф. Из этих отчислений в масштабах всей страны формируется денежная сумма, которая идет на фиксированную выплату. Оставшиеся 16% - это индивидуальный тариф. Эта сумма взносов отражается на индивидуальном лицевом счете каждого будущего пенсионера в ПФР.

Что происходит с индивидуальным тарифом 16%?

- Еще в 2002 году было решено, что часть пенсионных взносов будет идти на формирование накопительной пенсии. Сначала это были 4%, а потом - 6%, то есть более третьей части от суммы индивидуальных взносов.

Будущим пенсионерам дали право распоряжаться этой частью самостоятельно: граждане могут выбрать один из негосударственных пенсионных фондов либо управляющую компанию, чтобы инвестировать эти средства. Полученный доход фиксируется на накопительном счете работника, и к моменту выхода на пенсию всё, что накопилось, выплачивается ему в виде накопительной части пенсии в дополнение к страховой части.

За 12 лет существования этой системы выяснилось, что далеко не все НПФ и УК работают эффективно. В течение последних лет в правительстве шла упорная борьба: сохранять или отменять накопительный компонент. В итоге было решено дать людям самим выбрать: продолжать формировать накопительную пенсию или "вернуться" целиком и полностью в государственную систему и в дальнейшем получать только страховую пенсию.

Этот выбор граждане могут сделать до конца 2015 года. У тех, кто решит остановиться полностью на страховой модели, все взносы работодателя (все 16%) пойдут на формирование страховой пенсии.

Те, кто предпочтет сохранить накопление, будут отправлять на финансирование страховой пенсии 10%, а оставшиеся 6% - на накопительную.

В следующем выпуске мы будем детально разбираться в новой формуле. Постараемся наглядно показать, каким будет размер пенсии у разных людей, выбравших разные варианты участия в пенсионной системе.

Пример формирования пенсии

Средний размер фонда оплаты труда работника - 30 000 рублей в месяц (это зарплата, премии, отпускные, больничные, сумма НДФЛ), или 360 000 рублей в год.

Общая сумма страховых пенсионных взносов (22% от ФОТ) - 79 200 рублей в год.

Из них: 21 600 рублей в год - на финансирование фиксированной выплаты (6% тарифа);

57 600 рублей в год - на формирование "индивидуальной" части пенсии (16% тарифа).

Вариант 1. "Остаюсь в страховой солидарной государственной системе".

Все 57 600 рублей (все 16% тарифа) идут на формирование страховой пенсии.

Вариант 2. "Сохраняю участие в накопительной модели, буду получать накопительную часть пенсии).

36 000 рублей (10% из 16% тарифа) - идут на формирование страховой пенсии;

21 600 рублей (оставшиеся 6%) - на накопительную пенсию.

glavbukha_net_vznos_ip

Взносы в фиксированном размере обязаны платить все индивидуальные предприниматели , независимо от своей системы налогообложения, ведения (или отсутствия) коммерческой деятельности и наличия доходов. Если предприниматель осуществляет трудовую деятельность по найму по трудовому договору, и за него уплачиваются страховые взносы работодателем, то это не может быть основанием для освобождения ИП от уплаты взносов в фиксированном размере.

1 ЭТАП (для всех ИП)

В 2020 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе 300 тыс. рублей и меньше составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 32 448 руб.

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 8 426 руб.

Всего за 2020 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 40 874 руб. Перечислить сумму фиксированных взносов необходимо в срок до 31 декабря 2020 года включительно.

2 ЭТАП (Только для ИП, годовой доход которых превысил 300 000 руб.)

В 2020 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе больше 300 тыс. рублей составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — по тарифу 1% С полученных доходов ИП свыше 300 000 руб. за год. При этом сумма всех платежей ИП за себя ограничена суммой 268 010 руб.

Перечислить сумму пенсионных взносов с дохода свыше 300 тыс. рублей за 2020 год необходимо в срок до 01 июля 2021 года включительно.

1 ЭТАП (для всех ИП)

В 2019 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе 300 тыс. рублей и меньше составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 29 354 руб.

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 6 884 руб.

Всего за 2019 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 36 238 руб.

2 ЭТАП (Только для ИП, годовой доход которых превысил 300 000 руб.)

В 2019 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе больше 300 тыс. рублей составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — по тарифу 1% С полученных доходов ИП свыше 300 000 руб. за год. При этом сумма всех платежей ИП за себя ограничена суммой 234 832 руб.

Уплачиваются с 1 января 2017 года не в Пенсионный фонд, а в территориальную налоговую инспекцию по месту регистрации предпринимателя. Это касается и уплаты долгов по взносам за прошлые годы.

1 ЭТАП (для всех ИП)

В 2018 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе 300 тыс. рублей и меньше составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 26 545 руб.

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 5 840 руб.

Всего за 2018 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 32 385 руб.

2 ЭТАП (Только для ИП, годовой доход которых превысил 300 000 руб.)

В 2018 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе больше 300 тыс. рублей составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — по тарифу 1% С полученных доходов ИП свыше 300 000 руб. за год. При этом сумма всех платежей ИП за себя ограничена суммой 212 360 руб.

Уплачиваются с 1 января 2017 года не в Пенсионный фонд, а в территориальную налоговую инспекцию по месту регистрации предпринимателя. Это касается и уплаты долгов по взносам за прошлые годы.

1 ЭТАП (для всех ИП)

В 2017 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе 300 тыс. рублей и меньше составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 23 400 руб.

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 4 590 руб.

Всего за 2017 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 27 990 руб.

2 ЭТАП (Только для ИП, годовой доход которых превысил 300 000 руб.)

В 2017 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе больше 300 тыс. рублей составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — по тарифу 1% С полученных доходов ИП свыше 300 000 руб. за год. При этом сумма всех платежей ИП за себя ограничена суммой 187 200 руб.

Уплачиваются с 1 января 2017 года не в Пенсионный фонд, а в территориальную налоговую инспекцию по месту регистрации предпринимателя. Это касается и уплаты долгов по взносам за прошлые годы.

1 ЭТАП (для всех ИП)

В 2016 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе 300 тыс. рублей и меньше составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 19 356 руб. 48 копеек

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 3 796 руб. 85 копеек

Всего за 2016 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 23 153 руб. 33 копейки

2 ЭТАП (Только для ИП, годовой доход которых превысил 300 000 руб.)

В 2016 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе больше 300 тыс. рублей составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — по тарифу 1% С полученных доходов ИП свыше 300 000 руб. за год. При этом сумма всех платежей ИП за себя ограничена суммой 154 851 руб. 84 копейки

1 ЭТАП (для всех ИП)

В 2015 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе 300 тыс. рублей и меньше составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 18 610 руб. 80 копеек

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 3 650 руб. 58 копеек

Всего за 2015 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 22 261 руб. 38 копеек

2 ЭТАП (Только для ИП, годовой доход которых превысил 300 000 руб.)

В 2015 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе больше 300 тыс. рублей составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — по тарифу 1% С полученных доходов ИП свыше 300 000 руб. за год. При этом сумма всех платежей ИП за себя ограничена суммой 148 886 руб. 40 копеек

1 ЭТАП (для всех ИП)

В 2014 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе 300 тыс. рублей и меньше составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 17 328 руб. 48 копеек

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 3 399 руб. 05 копеек

Всего за 2014 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 20 727 руб. 53 копейки

2 ЭТАП (Только для ИП, годовой доход которых превысил 300 000 руб.)

В 2014 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе больше 300 тыс. рублей составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — по тарифу 1% С полученных доходов ИП свыше 300 000 руб. за год. При этом сумма всех платежей ИП за себя ограничена суммой 138 628 руб.

В 2013 году тарифы для платежей ИП «за себя» составляют:

1966 год рождения и старше

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 32 479 руб. 20 копеек

1967 год рождения и моложе

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 24 984 руб. 00 копеек

v В Пенсионный фонд (накопительная часть) — 7 495 руб. 20 копеек

Независимо от года рождения

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 3 185 руб. 46 копеек

Всего за 2013 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 35 664 руб. 66 копеек

В 2012 году тарифы для платежей ИП «за себя» составляют:

1966 год рождения и старше

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 14 386 руб. 32 копеек

1967 год рождения и моложе

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 11 066 руб. 40 копеек

v В Пенсионный фонд (накопительная часть) — 3 319 руб. 92 копеек

Независимо от года рождения

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 2 821 руб. 93 копеек

Всего за 2012 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 17 208 руб. 25 копеек

В 2011 году тарифы для платежей ИП «за себя» составляют:

1966 год рождения и старше

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 13 509 руб. 00 копеек

1967 год рождения и моложе

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 10 392 руб. 00 копеек

v В Пенсионный фонд (накопительная часть) — 3 117 руб. 60 копеек

Независимо от года рождения

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 1 610 руб. 76 копеек

v В Территориальный фонд обязательного медицинского страхования — 1 039 руб. 20 копеек

Всего за 2011 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 16 158 руб. 96 копеек

В 2010 году тарифы для платежей ИП «за себя» составляют:

1966 год рождения и старше

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 10 392 руб. 00 копеек

1967 год рождения и моложе

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 7 274 руб. 40 копеек

v В Пенсионный фонд (накопительная часть) — 3 117 руб. 60 копеек

Независимо от года рождения

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 571 руб. 56 копеек

v В Территориальный фонд обязательного медицинского страхования — 1 039 руб. 20 копеек

Всего за 2010 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 12 002 руб. 76 копеек

В 2009 году тарифы для платежей ИП «за себя» составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 4 849 руб. 60 копеек

v В Пенсионный фонд (накопительная часть) — 2 424 руб. 8 0 копеек

Всего за 2009 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 7 274 руб. 40 копеек

В 2008 году тарифы для платежей ИП «за себя» составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 2 576 руб. 00 копеек

v В Пенсионный фонд (накопительная часть) — 1 288 руб. 00 копеек

Всего за 2008 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 3 864 руб. 00 копеек

Вам нужна помощь в подготовке платежных документов на уплату пенсионных взносов ИП, подготовке налоговой и бухгалтерской отчетности, расчету налоговых платежей, регистрации, изменению в ЕГР ИП или ликвидации ИП? Специалисты компании ГлавБуха.net рады предложить свою помощь. Работаем со всеми регионами РФ. Предлагаем услуги удаленного бухгалтера и юриста.

Читайте также: