Страховые взносы в 2001 году в пенсионный фонд какие были проценты

Опубликовано: 17.04.2024

Бюджет пенсионного фонда формировался за счет взносов работодателя в составе Единого социального налога (ЕСН). Единый социальный налог введенный в 2001 году объединил в себе отдельные платежи, уплачиваемые предприятиями в три фонда - Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Ставка ЕСН стала составлять на тот момент 35,6% от фонда оплаты труда, что сократило страховые отчисления организаций и работников более чем на 3%. [1] Основная ставка перечислений в Пенсионный фонд осталась прежней и составляла 28% с применением регрессивной шкалы. После вступления в силу ЕСН был принят закон №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» 17 декабря 2001 года и закон №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». В результате в распределительный механизм пенсионной системы встроен накопительный элемент, как уже упоминалось ранее, и пенсия стала состоять из трех частей. Изменился и порядок распределения ЕСН в части пенсионных взносов. Общий тариф составлял 28%, его поделили на 2 части: одна часть в размере 14%, направлялась в федеральный бюджет на выплату базовой части пенсии текущим пенсионерам, а вторая часть - 14%, направлялась в Пенсионный фонд и распределялась еще на 2 составляющих. 8% из нее отчислялось на страховую часть и 6% на накопительную часть, но это касалось только лиц моложе 1967 года рождения. Для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1956 года все 14% перечислялись на страховую часть пенсии. Для мужчин с 1953 по 1966 г.р. и женщин с 1957 по 1966 г.р. на страховую часть отчислялось 12% и на накопительную 2%. Однако такой порядок сохранялся только до 2007 года. После 2007 года были внесены изменения в закон, в результате накопительные счета граждан старше 1967 года рождения с 2007 года и по сей период не пополняются обязательными страховыми взносами на накопительную часть трудовой пенсии. Таким образом, на текущий момент времени накопительная часть будущей пенсии присутствует у мужчин моложе 1953 года рождения и женщин моложе 1957 года рождения включительно, но с 2007 года накопительная часть пополняется только у граждан моложе 1967 года рождения. Это означает, что около 30 миллионов человек (почти 40% экономически активного населения страны на тот период времени) были исключены из системы накопительного пенсионного страхования. По данным Федеральной службы государственной статистики, именно в период приблизительно с 1950 по 1965 год наблюдался всплеск рождаемости в стране. [2] Первые пенсионеры этого периода появятся в 2012 году. Допустив граждан этого возраста к участию в накопительной программе, можно было немного снизить нагрузку на работающее население в период, когда эти люди выйдут на пенсию. Но в таком случае необходимо больше средств выделять из федерального бюджета фактическим пенсионерам на выплаты пенсии, к чему очевидно государство не готово.

Введение ЕСН вызвало ряд противоречий. Проблемы заключались в следующем: с 2001 года доходы ПФР формировались за счет поступивших сборов ЕСН, порядок уплаты ЕСН и размер тарифов регламентировались Налоговым кодексом. Это означает, что решения об увеличении размеров пенсий и решения об изменении тарифов налоговых сборов в пенсионную систему принимались различными ведомствами, цели которых не всегда совпадали. На ЕСН была возложена задача не только выступать источником финансирования социальных обязательств государства, но и одновременно с этим служить катализатором политики легализации доходов населения. В связи с чем, с 1 января 2005 года максимальный тариф ЕСН уменьшен с 35,6% до 26%, в том числе доля поступлений на пенсионное обеспечение снизилась на 8 пунктов и составила 20%. Изначально распределение осуществлялось следующим образом: на накопительную часть - 4% на страховую - 10%, на базовую- 6%. [3] Такой порядок зафиксирован на период с 2005 до 2007 года, позже проценты перераспределили: на страховую часть отчислялось 8%, на накопительную - 6%, базовая осталась без изменений (детально описано в предыдущем абзаце). Однако обязательства по выплатам пенсий пенсионерам продолжали увеличиваться. Сокращение ЕСН привело к уменьшению поступлений в ПФР средств, обеспечивающих выплаты базовой и страховой частей трудовой пенсии. В результате увеличилась зависимость ПФР от средств федерального бюджета. Так в 2007 году доля поступлений из федерального бюджета в общем бюджете ПФР превысила 50%. [4] Ожидания в отношении того, что снижение ставки ЕСН приведет к выводу из «тени» заработной платы налогоплательщиков и компенсирует новыми поступлениями сниженный тариф - не оправдались. Становится очевидным, что переход от способа сбора доходной части бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) за счет страховых взносов, собираемых самим ПФР, к уплате налогов (ЕСН) оказался неэффективным. И, как следствие, с 2011 года ЕСН отменен. Все вышеописанные изменения представлены в таблице 3.1.

Ставки социальных взносов с 1997 по 2012 гг. в России 121


П?пСЬМО М?пН?пСТЕРСТВА РОСС?пЙСКОЙ ФЕДЕРАЦ?п?п ПО НАЛОГАМ ?п СБОРАМ
от 15.01.2002 ФС-6-10/34@

"Об изменении в 2002 году порядка уплаты взносов на государственное пенсионное страхование (обеспечение)"

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в целях реализации Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в свете Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" сообщает следующее:

Положениями Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" установлено, что взносы на государственное пенсионное страхование (обеспечение) разделены на две части:
- единый социальный налог, поступающий в федеральный бюджет и направляемый на финансирование базовой части трудовой пенсии;
- страховые взносы, поступающие в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и направляемые на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии.

В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" средства, поступающие от налогоплательщиков в счет пога?/ения задолженности, образовав?/ейся на 1 января 2002 года по единому социальному налогу, ?/трафы и пени за несвоевременную уплату указанного налога, в части, зачисляв?/ейся ранее в бюджет Пенсионного фонда, учитываются в доходах федерального бюджета.

Уплата единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет, задолженности по указанному налогу, включая пени и ?/трафы в доле Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам за 2001 год, взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую и накопительную составляющие трудовой пенсии производится налогоплательщиками отдельными платежными поручениями по соответствующим кодам бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2001 118н:

Наименование статей доходов

Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет

Задолженность, ?/трафы, пени по единому социальному налогу (взносу) на 1 января 2002 года, ранее зачисляв?/иеся в бюджет пенсионного фонда РФ

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплаты страховой части трудовой пенсии

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии

Учет денежных средств, поступающих в 2002 году в счет уплаты единого социального налога (взноса), зачисляемого в доход федерального бюджета, и в счет пога?/ения задолженности, образовав?/ейся на 1 января 2002 года по единому социальному налогу, ?/трафов и пени за несвоевременную уплату указанного налога в части, ранее зачисляв?/ейся в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также страховых взносов, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и направляемых на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, осуществляется органами федерального казначейства Минфина России на балансовом счета 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации".

Для учета средств, поступив?/их в пога?/ение задолженности по социальному налогу (включая пени и ?/трафы) в доле Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам за 2001 год, налоговые органы открывают дополнительные карточки лицевых счетов налогоплательщиков с кодом бюджетной классификации доходов бюджетов 1010511, куда переносится сальдо расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации за 2001 год, учитываемый ранее по коду бюджетной классификации доходов бюджетов 1010510.

С 2002 года код бюджетной классификации доходов бюджетов 1010510 используется для учета текущих платежей по единому социальному налогу (взносу), зачисляемых в федеральный бюджет, по начислениям 2002 года.

Для учета поступив?/их страховых взносов на обязательно пенсионное страхование, направленных на выплату страховой части трудовой пенсии и выплаты накопительной части трудовой пенсии налоговые органы открывают с "нулевым" сальдо новые карточки лицевых счетов налогоплательщиков с кодами бюджетной классификации доходов бюджетов 1010610 и 1010620 соответственно.

В целях реализации положений Федерального закона от 31.12.2001 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в свете Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" налоговым органам следует осуществить соответствующие организационные мероприятия по оповещению налогоплательщиков об изменении в 2002 году порядка уплаты взносов на государственное пенсионное страхование (обеспечение).

Об изменениях в налоговой отчетности в связи с проведением пенсионной реформы будет сообщено дополнительно.

Государственный советник налоговой службы 1 ранга Ф.К. Садыгов

История вопроса

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 148-ФЗ от 31 июля 1998 года “О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности” (в ред. ФЗ от 31.03.1999 № 63-ФЗ, от 13.07.2001 № 99-ФЗ) со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов РФ с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19 – 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, за исключением сборов и налогов, перечисленных в той же статье Закона № 148-ФЗ.

С введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации все платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ, за исключением взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в силу ст. 11 ФЗ от 05.08.2000 года № 118-ФЗ), были объединены в Единый социальный налог.

30 ноября 2001 года Государственной думой ФС РФ был принят Федеральный закон № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ”, в соответствии с которым на территории Российской Федерации введена система обязательного пенсионного страхования.

Федеральным законом от 31 декабря 2001 года № 198-ФЗ внесены существенные изменения и дополнения в главу 24 НК РФ – ЕСН. Указанный закон также изменил и дополнил ФЗ № 148-ФЗ: из абзаца первого части третьей ст. 1 исключены слова “платежи в государственные внебюджетные фонды, а также”, а перечень налогов и сборов, от уплаты которых “вменёнщики” не освобождаются, дополнен единым социальным налогом.

Далее последовал Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 104-ФЗ, который снова “освободил” плательщиков единого налога на вменённый доход от уплаты ЕСН, строчка о платежах в государственные внебюджетные фонды, однако, восстановлена не была.

Письмом от 13 августа 2002 года Управление МНС РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу сообщило, что ФЗ от 24 июля 2002 года № 104-ФЗ, вступивший в силу 30.08.2002 года, освобождает “вменёнщиков” от уплаты единого социального налога, но не освобождает их, как страхователей, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренных ФЗ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ. Попробуем разобраться, насколько этот вывод правомерен?!

ЕНВД и "травма"

Основной проблемой при решении указанного вопроса на наш взгляд является следующее: была ли строчка “с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды” в ФЗ № 148-ФЗ основанием для освобождения “вменёнщиков” от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование или не является.

На первый взгляд ответ “является” очевиден. По своей природе единый налог на вменённый доход является специальным налоговым режимом (ст. 18 НК РФ), в соответствии с которым уплата большинства налогов и сборов заменена одним платежом. В Федеральном законе “О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности” от 31.07.1998 года № 148-ФЗ указано, что со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов РФ с его плательщиков не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды. В Федеральном законе “Об обязательном пенсионном страховании в РФ” нет специальной нормы, согласно которой “вменёнщики” являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, применяя в дополнение п. 7 ст. 3 НК РФ (о толковании неустранимых сомнений в пользу налогоплательщика), следует сделать вывод об отсутствии у плательщиков единого налога обязанности уплачивать указанные страховые взносы.

На практике, однако, данное утверждение может встретиться с активными протестами со стороны налоговых органов, а также Пенсионного фонда РФ. Здесь уместным будет вспомнить споры “вменёнщиков” по поводу уплаты ими страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обосновывали они свою позицию изложенными выше аргументами. Федеральные арбитражные суды занимали как сторону налогоплательщиков (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.04.2000 года по делу № Ф08-757/2000-210А, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.07.2001 года по делу № А56-7936/01), так и сторону Фонда социального страхования (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 февраля 2001 года по делу № Ф03-А49/01-2/262).

Не “порадовал” налогоплательщиков и Президиум ВАС РФ, который в своём Постановлении от 04.09.2001 года № 3218/01 указал, что “следует признать, что работодатели – страхователи, являющиеся плательщиками единого налога на вменённый доход, должны уплачивать страховые взносы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

Необходимо, однако, отметить, что обосновал свою позицию Президиум весьма слабо. ВАС сослался на статью 5 ФЗ от 20.11.1999 года № 197-ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год”, в соответствии с которой “плательщики страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, перешедшие на уплату единого налога на вменённый доход в соответствии с ФЗ № 148-ФЗ, уплачивают страховые взносы по ставкам и в порядке, которые установлены указанным ФЗ”.

Сразу оговоримся, что в ФЗ “О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности” нет и никогда не было указания на ставки и порядок уплаты каких-либо страховых взносов. Таким образом, в статье 5 ФЗ № 197-ФЗ законодатель, видимо, допустил ошибку, прописав слово “указанным”, вместо “настоящим”. Тот же вывод сделал Президиум ВАС, отметив, что “однако это положение (ст. 5) распространяется на те страховые взносы, размер (тариф) которых установлен ФЗ от 20.11.99 № 197-ФЗ”. Далее в Постановлении следует вывод об обязательности уплаты “вменёнщиками” страховых взносов и это представляется нам по меньшей мере странным.

Напомним, что с 1998 года существует отдельная законодательная база, регулирующая обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это Федеральный закон от 24.07.1998 года № 125-ФЗ и ежегодно принимаемые Федеральные законы о страховых тарифах на этот вид социального страхования. В 2000 году действовал ФЗ от 02.01.2000 № 10-ФЗ “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год”, в котором, в отличие от аналогичных законов 2001 и 2002 годов, не было ни слова о плательщиках единого налога на вменённый доход. Таким образом, ссылка Президиума ВАС на ФЗ № 197-ФЗ не только не логична, но и не правомерна, а Постановление от 4 сентября 2001 года не может рассматриваться в качестве бесспорного прецедента для решения аналогичных споров.

Правовая природа пенсионных взносов

Вторая проблема – это исключение Федеральным законом № 198-ФЗ от 31 декабря 2001 года из ФЗ № 148-ФЗ указания на освобождение плательщиков единого налога от уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды (ст. 2 ФЗ № 198-ФЗ). Напомним, что той же статьёй законодатель ввёл для “вменёнщиков” с 1 января 2002 года обязанность по уплате единого социального налога. Введение ЕСН вызвало бурную реакцию со стороны налогоплательщиков. Большинство юристов сошлись во мнении, что обязанность по уплате ЕСН плательщиками единого налога на вменённый доход возникнет лишь с 1 января 2003 года, но ни у кого почему-то не возникло вопросов относительно обязанности платить взносы в государственные внебюджетные фонды. На наш взгляд это весьма схожие проблемы.

Мотивируя незаконность введения ЕСН с 1 января 2002 года, юристы и налогоплательщики ссылались на ст. 5 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее очередного налогового периода по соответствующему налогу, который наступит после истечения месяца с момента опубликования закона. Отсюда вполне правомерно делался вывод о том, что датой вступления Закона № 198-ФЗ (относительно ЕСН) в силу будет 1 января 2003 года. Отметим, что в сентябре 2002 года эту позицию налогоплательщиков впервые поддержал ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 11 сентября 2002 года по делу № А05-6231/02-352/13).

Давайте же разберёмся со страховыми взносами в Пенсионный фонд. Статья 2 Федерального закона № 198-ФЗ, внесшая изменение в ФЗ № 148-ФЗ “О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности”, превратила “вменёнщиков” в плательщиков указанных выше взносов. Но с какого момента, "вмененщики" стали нести эту обязанность?

Конституционный суд Российской Федерации в своём Постановлении от 24 февраля 1998 года № 7-П указал следующее: “В законодательном определении страховых взносов не раскрыта социально-правовая природа этих платежей, хотя некоторые содержательный признаки их названы – установление этих платежей законом, их обязательность и целевой характер. Указанные признаки страховых взносов не позволяют, однако, отграничить их от налогов, сборов,… Более того, содержание и характер норм о порядке регистрации плательщиков страховых взносов, о порядке и сроках уплаты страховых взносов, о мерах ответственности плательщиков, об осуществлении Пенсионным фондом Российской Федерации контроля за своевременной и полной их уплатой плательщиками с участием органов Государственной налоговой службы Российской Федерации, о наделении этого Фонда при взыскании в бесспорном порядке недоимок по страховым взносам с работодателей - организаций правами, предоставленными налоговым органам по взысканию не внесенных в срок налогов и налоговых платежей, сближают страховые взносы с налоговыми платежами.”

Далее КС РФ сделал вывод о том, что “… согласно действующему законодательству страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации представляют собой установленные законом особые обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных на началах безвозвратности и индивидуальной безвозмездности. Это означает, что при установлении таких платежей должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничениям прав и свобод граждан (статья 55, части 2 и 3; статья 57 Конституции Российской Федерации).”

По смыслу указанного Постановления, страховые взносы максимально приближены к налогам и сборам, и к ним должны применяться все установленные законом правила и ограничения для налогов и сборов, в том числе общие условия установления налогов и сборов (ст. 17 НК РФ) и порядок действия актов законодательства о налогах и сборах во времени (ст. 5 НК РФ). Добавим, что эта позиция также не раз подтверждалась Федеральными арбитражными судами (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.03.2001 года про делу № А05-9064/00-638/13, от 21.08.2001 года по делу № 2182).

Обратимся теперь к самому Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (далее по тексту – Закон № 67-ФЗ или Закон). В соответствии с ним законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании состоит их Конституции РФ, самого закона № 167-ФЗ, законодательства РФ о налогах и сборах (часть первая ст. 2), а правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируется законодательством РФ о налогах и сборах (часть третья ст. 2).

Резюме

Итак, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей сути являются самостоятельной составляющей налоговой системы России. Они никак не связаны с единым налогом на вменённый доход и не зависят от него. Создаётся ситуация, аналогичная конфликту ЕНВД и ЕСН начала 2002 года. Следовательно, должен применяться аналогичный принцип его разрешения, основанный на статье 5 НК РФ.

В соответствии с абзацем первым п. 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Для применения статьи 5 НК РФ нам важно определить налоговый период для страховых взносов в Пенсионный фонд. Из положений статей 23 и 24 Закона № 167-ФЗ следует, что налоговым периодом (в Законе он назван расчётным периодом) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является календарный год. Следовательно, очередным расчётным (налоговым) периодом по этим взносам, наступающим после окончания месячного срока со дня официального опубликования ФЗ № 198-ФЗ, является период с 01.01.2003 года по 31.12.2003 года. Таким образом, обязанность плательщиков единого налога на вменённый доход уплачивать страховые взносы на пенсионное страхование возникнет лишь 1 января 2003 года.

Возможно, приведённое обоснование в чём-то ошибочно, но, отметим, что в соответствии с Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 11 сентября 2002 года налогоплательщику-истцу были возвращены как единый налог на вменённый доход, так и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Прецедент создан, дело за остальными налогоплательщиками.

Мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.


Баннерная реклама в рассылке


10 Самых популярных книг магазина "Налоговая помощь"

Использование материалов рассылки возможно только с разрешения авторов.

Если Вы хотите предложить свой материал для рассылки или у Вас есть какие-либо предложения о сотрудничестве, то пишите.



О рассылке "Как не платить лишние налоги и деньги?!"

Мы являемся не только ведущими почтовой рассылки "Налоговый кодекс …", но и по совместительству авторами другое популярной рассылки "Как не платить лишние налоги?!".

Эта рассылка посвящена разрешению сложных правовых вопросов, возникающих в ходе осуществления предпринимательской деятельности. В каждом выпуске рассылки мы рассматриваем ту или иную конфликтную ситуацию с налоговым или иным государственным органом или между контрагентами. Приводятся возможные аргументы противников. Предлагается свое видение разрешения конфликта. Вооружившись этой информацией, вы сможете отвоевать обратно свои деньги. Ведь наши ситуации как правило прошли испытание практикой.

Если вы не подписались на наши налоговые рассылки, то сделайте это прямо сейчас. Для тех, кто не в курсе, все это абсолютно бесплатно.



О компании "ТаксХелп"

Налоги в России всегда были мощнейшим фактором, влияющим на деятельность предприятий, на финансовое и стратегическое планирование, взаимоотношения между партнерами. И вполне естественно, что для бизнеса любые налоги воспринимаются как лишние издержки. Никто не спорит с необходимостью платить налоги, однако, эти издержки, как любые другие, могут и должны быть оптимизированы.

Практикой доказано – на налогах можно экономить.

Я подготовил Вам расчет пенсии на примере жителя Крыма. Это потому, что пенсионный калькулятор, тот что на сайте ПФР - вещь совершенно бессмысленная. Он не дает возможности сделать расчет пенсии в настоящее время. Или хотя бы на обозримое будущее. Он для будущих поколений, потомков так сказать.


Расчет пенсии занимает 1,5 недели

Расчет пенсии занимает 1,5 недели

Время чтения: 20 минут

Если Вам необходима помощь в составлении расчета или проверке правильности начислений пенсии обращайтесь по телефонам или контактам на сайте. Работаем по всей России.

А что, если пенсионеру нужно рассчитать пенсию в 2021 году например? Калькулятор так не работает.

Получается, что выход один — считать ручками.

Кстати, перед подготовкой статьи я промониторил специалистов - экспертов. Оказалось, что дешевле 40 тысяч рублей (по состоянию на конец 2020 года) никто за работу не берется. Да и никто не обещает, что перепроверить расчет получиться.

Поэтому выход один — считать самостоятельно. Тем более, что ни один специалист не давал рекомендаций что сделать для увеличения размер пенсии. А вообще, по разговору похоже было, что никто расчеты раньше не делал в принципе.

Что потребуется для расчета

Считаем на примере. Мы же не теоретики. Дано — пенсионер (девушка 1962 года рождения. Вышла на пенсию в 2017 (можно брать любой год после 2002 . Общий страховой стаж — 33 года. Стаж до 1991 года — 11 лет. Стаж до 2002 года — 20 лет. Есть справка от работодателя за период с 1985 по 1990 с указанием размера зарплаты. Средняя зп по данным работодателя составила 199,20 рублей (советских). С умм а страховых взносов и иных поступлений в ПФ РФ за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года составила 604267,42. Эта сумма актуальная для крымчан и рассчитывается автоматически. ПФР любезно предоставил эти цифры. Пенсионер работающий, как и многие другие.

Паладины ордена пенсионного фонда говорят, что пенсию считаем следующ ей простой формулой . И действительно, страховая пенсия это всего лишь индивидуальный пенсионный коэффициент умноженный на его стоимость.

СПст = ИПК x СПК (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Причем стоимость пенсионного коэффициента это установленная величина. Найти его размер на просторах сети не сложно. Для примера, на 2021 год СПК составляет 98,86. На 2017 год его стоимость составляла 78,58.

Считаем индивидуальный пенсионный коэффициент

Правда, для расчета размера индивидуального пенсионного коэффициента, нужно использовать вторую формулу. Нужно к индивидуальному пенсионному коэффициенту до 2015 года ( ИПКс) прибавить индивидуальн ый пенсионный коэффициент ( ИПКн ) с 2015 и полученную сумму умножить на коэффициент повышения ИПК - КвСП .

ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП (ч. 9 ст. 15 ФЗ № 400)

Коэффициент повышения указан в приложении к ФЗ № 400 и составляет 1, если вы решили получить пенсию вовремя. То есть как только достигли пенсионного возраста. Если не обраща ться за пенсией год, то этот коэффициент увеличивается до 1,07. Если еще год то до 1,15 и так далее. Максимальный КвСП равен 2,32 и применяется в случае, если за пенсией не обращаться больше 10 лет. Если не обращаться за пенсией больше 20 лет КвСП все равно равен 2,32. Видимо таких случаев не предвидится.

Считаем ИПК до 2015 года

Вернемся к ИПК до 2015, он же ИПКс.

Этот показатель считается по третьей формуле. Размер страховой части трудовой пенсии (П) по старости делим 64 рубля 10 копе ек (стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года). Пока что формулу будем считать не полностью. Возьмем только П / СПКк. Оставшаяся часть формулы ( E Н П i / К / КН) обычно равна 0.

ИПКс = П / СПКк + E Н П i / К / КН (ч. 10 ст. 15 ФЗ № 400)

Считаем размер страховой части

Рассчитываем размер страховой части трудовой пенсии (П) . Сумму расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК) делим на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (Т) , применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

П= ПК/Т (п. 1 ст. 14 ФЗ № 173)

В стандартной формуле есть Б. То есть она выглядит как П= ПК/Т + Б. Но Б не прибавляем (не смотря на то что в основной формуле он есть), потому что в п. 10 ст. 15 ФЗ № 400 содержит указание на формулу без Б.

Считаем расчетный пенсионный капитал

Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК) считается путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК1) , исчисленного в соответствии со статьей 30 ФЗ № 173, суммы валоризации (СВ) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года (ПК2).

ПК=ПК1+СВ+ПК2 (ст. 29.1 ФЗ № 173)

Часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК1) считаем так. Из расчетного размер трудовой пенсии (РП) вычитаем 450 рублей и то что получилось умножаем на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т). Т равен 198 месяцев.

Первая часть пенсионного капитала

ПК1 = (РП - 450 рублей) x T x Пнс (ч. 1 ст. 30 ФЗ № 173)

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) рассчитывается двумя способами (право выбора которых принадлежит пенсионеру). Это очень важно, поскольку сильно влияет на размер пенсии.

В первом случае умножаем среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы (можно взять за любые 60 месяцев работы подряд) на стажевый коэффициент (СК) . Если общий трудовой стаж для женщины составляет 20 лет, то СК равен 0,55. За каждый год свыше 20 лет стажа СК увеличивается на 0,01. Максимальный СК равен 0,75. Проблема в том, что стаж считается по состоянию на 2002 год, а не на момент обращения за пенсией (п. 1 ст. 30 ФЗ № 400).

Первый способ расчета РП

РП = ЗР x СК (п. 4 ст. 30 ФЗ № 173)

Обратите внимание, что по этой формуле РП составляет всего 199,20 x 0,55 =

109,56 рублей. Если брать эту формулу в последующем ПК1 будет с отрицательным значением, что не позволит получить пенсию больше минималки. Эту формулу выгодно брать при зп после 90х годов, когда размер зп был под 1000 рублей и выше.

Второй способ расчета РП

Во втором случае делаем все то же самое и получившийся результат делим на среднемесячную зарплату по РФ за тот же период и потом умножаем на 1671 рубль 00 копеек.

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП (п. 3 ст. 30 ФЗ № 173)

На примере

РП = 0,55 x 199,20 / 199,20 x 1671,00 = 0,55 x 1 x 1671,00 = 919,05 (рублей)

Если пользуетесь второй формулой, то нужно учесть что для соотношения ЗР / ЗП составляет не более 1,2 и может быть увеличен только по региональным надбавкам.

Т — величина почти всегда стандартная, которая составляет 228

Пнс — пропорция неполного стажа. Неполный стаж — считаем периоды работы до 2002 года и если стаж меньше 20 лет для женщин, то делим стаж на 20 лет. (абз. 3 п. 1 ст. 30 ФЗ № 173).

ПК1 = ( 919,05 — 450,00) х 228 х 0,75 = 469,05 х 228 х 0,75 = 80 207,55

Валоризации и индексация и бонус

Теперь СВ (сумма валоризации). СВ это 10 процентов от ПК плюс 1 процент за каждый год трудового стажа до 1991 года. (п. 1 ст. 30.1 ФЗ № 173). Наш стаж до 1991 года составляет 11 лет. Поэтому СВ это 10 + 11 процентов умноженные на ПК.

СВ = 80 207,55 х 21% = 16843,59.

ПК1 и СВ подлежат индексации (п. 2 ст. 29.1 ФЗ № 173). Размер индексации нам предоставил пенсионный фонд. Он составляет 5,61481656.

Поэтому ПК1 = 80 207,55 х 5,61481656 = 450350,68

СВ = 16843,59 х 5,61481656 = 94573,66

ПК2 в нашем случае была сгенерирована автоматически (ее предоставил пенсионный фонд) и составила 604267,42

Теперь мы можем рассчитать ПК:

ПК = 450350,68 + 94573,66 + 604267,42 = 1149191,76

Теперь считаем П:

П = 1149191,76/228 = 5040,31

ИПКс = 5040,31/64,1 = 78,63

ИПКн в нашем случае — базовая величина, которую мы не проверяем. Составляет наш ИПКн 1,956

ИПК = 78,63 + 1,956 = 80,586

Спст = 80,586 х 78,58 = 6 332,45 (рублей).

Статья 16 ФЗ № 400 говорит о том, что к рассчитанной пенсии положена фиксированная выплата в размере 4 982 рубля 90 копеек (по состоянию на 2017 год). Эта сумма увеличивается иногда и для отдельных категорий пенсионеров (инвалидов и тех, у кого есть иждивенцы) выплачивается в повышенном размере.

Таким образом, пенсия, которая должна быть выплачена пенсионеру составляет 6 332,45 + 4 982,90 = 11 315,35 (рублей).

ПФР на момент обращения насчитал нашему подопытному всего 8742,04 рубля пенсионеру, поэтому расч ет имеет практическое значение.

К сожалению, расчет зависит от многих показателей и его составление в формате калькулятора, как например калькулятор УДО требует затрат.

Если Вам необходима помощь в составлении расчета или проверке правильности начислений пенсии обращайтесь по телефонам или контактам на сайте. Работаем по всей России.

Статья 10. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации

1. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

2. Объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Судебная практика и законодательство — 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации. Статья 10. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации

1. С 1 января 2002 года обязательное пенсионное страхование регламентируется, в частности, Федеральным законом от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьей 10 которого устанавливается, что суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете (пункт 1); объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2). При этом в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации обложению единым социальным налогом не подлежат суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.

К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с оспариваемыми нормами статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.

Вопрос 5. Учитываются ли в составе прямых расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль расходы в виде страховых взносов, исчисляемых в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ)?

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 167-ФЗ базой для начисления страховых взносов является налоговая база по единому социальному налогу, установленная главой 24 Кодекса и отраженная в гр. 6 индивидуальной карточки.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по налогу, установленные главой 24 НК РФ, при этом налоговые льготы, установленные статьей 239 НК РФ, при расчете страховых взносов не учитываются.

Согласно Федеральному закону N 167-ФЗ база для начисления страховых взносов соответствует налоговой базе по единому социальному налогу, отражаемой по строкам 0100 - 0140, и не предусмотрено предоставление льгот, аналогичных перечисленным в статье 239 Кодекса.

Таким образом, нормы, установленные Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, распространяются только на застрахованных лиц, указанных в статье 7 Закона.

На основании изложенного страховые взносы на денежное довольствие военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников органов налоговой полиции, уголовно - исполнительной системы, таможенных органов, судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания, не начисляются.

Статья 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусматривает, что объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу.

При этом необходимо иметь в виду, что согласно статьям 17 и 52 Налогового кодекса Российской Федерации объект налогообложения, налоговая база и налоговые льготы являются различными элементами налогообложения. Налоговые льготы применяются лишь после того, как будет исчислен сам налог исходя из налоговой базы и налоговой ставки.

Читайте также: