Платит ли пенсионер взносы омс

Опубликовано: 22.04.2024

Автор: адвокат МОКА Морозова О.В.
март, 2020

Всем известно, что военный пенсионер – лицо, получающее пенсию по линии министерств обороны или внутренних дел, - имеет право на одновременное получение второй пенсии - страховой, выплачиваемой Пенсионным фондом РФ.

Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 прямо указал в статье 7, что военные пенсионеры при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

И если военный пенсионер решил заняться трудовой деятельностью – любой и в любой форме, то он лично либо его работодатель принуждается налоговым органом к уплате страховых взносов в бюджет ПФР.

Почему ПФР право военных пенсионеров на вторую пенсию превращает для них в обязанность по ее "зарабатыванию"? Почему сегодня военный пенсионер, 1967 г.р. и младше, обязан в течении 15 лет платить страховые взносы в ПФР, отчисляя 22% своего заработка, чтобы к 70 годам иметь право на получение второй пенсии в усеченном наполовину размере по сравнению с другими застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования?

Да, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами. Обязанность по их уплате лежит на страхователе, т.е организации-работодателе или на военном пенсионере лично, если он относится к частно практикующим лицам (ИП, адвокаты и пр.). Если есть страхователь, значит, он кого-то страхует - застрахованное лицо в обязательном пенсионном страховании. Но военный пенсионер уже имеет пожизненное обеспечение от государства и следовательно, не может потерять доход, риск утраты которого и страхуется в обязательном пенсионном страховании.

Так можно ли отказаться от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, если военный пенсионер не хочет получать вторую пенсию за "гражданский" трудовой стаж? Для ответа на данный вопрос достаточно ответить на еще один вопрос: а за кого страховые взносы уплачиваются в ПФР в обязательном порядке? - за застрахованное лицо. А кто является застрахованным - сам военный пенсионер, при чем от риска, которого у него нет.

Ответ лежит на поверхности – правоприменитель предпочитает применять только федеральный закон, касающийся непосредственно системы обязательного пенсионного страхования (далее по тесту – система ОПС). Речь идет о Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Даже разъяснения Конституционного суда не смущают, - принуждает работающих военных пенсионеров (в том числе индивидуальных предпринимателей, адвокатов, др.) быть застрахованными в системе ОПС, а значит нести обязанность по уплате страховых взносов в его бюджет.

Если говорить не юридическим языком, который из-за множества терминов и необходимых отсылок, многим покажется абракадаброй, то обязательное пенсионное страхование в отношении военных пенсионеров может иметь только добровольный характер. Еще проще – налоговые органы нарушают закон и игнорируют прямой запрет, наложенный Конституционным судом РФ, на такое применение положений закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, которое обязывало бы военных пенсионеров вступать в систему обязательного пенсионного страхования.

Вступление в систему ОПС военными пенсионерами осуществляется только добровольно. Соответственно, и выход из нее для военного пенсионера тоже добровольный – ПФР не имеет права принуждать военного пенсионера уплачивать ему пенсионные взносы.

При этом военный пенсионер должен четко знать и осознавать, что вступив в систему ОПС, он будет нести обязанности такие же как и остальные застрахованные лица, т.е. на равных условиях он будет в течении 15 лет (с учетом переходного периода) уплачивать страховые взносы, чтобы заработать 30 ИПК (баллов), но страховая пенсия у него будет урезанная, т.к. права на фиксированную выплату к страховой пенсии он не имеет.

Кроме того, то страховое обеспечение, которое ПФР будет выплачивать военному пенсионеру при выполнении последним всех необходимых условий, не может считаться эквивалентным ранее уплаченным суммам пенсионных взносов при существующей тарификации.

Тариф страховых взносов в бюджет ПФР состоит из солидарной и персональной частей. Солидарная (общая) часть идет на те выплаты, на которые военный пенсионер не может претендовать (его такого права лишили в силу закона). Ситуация в следующем, ты платишь солидарную часть как все, а гарантировано ничего не получаешь.

Кроме этого, ПФР будет выплачивать военному пенсионеру страховую пенсию не тогда, когда он достигнет общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – для женщин и 65 – для мужчин, с учетом переходного периода), а когда он выполнит условия, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях».

Строго говоря, вторая пенсия, на которую имеет право военный пенсионер не совсем страховая и совсем не пенсия. Эта выплата хоть и имеет такое наименование и должна выплачиваться при наступлении страхового случая, но страховой пенсией не является минимум по двум причинам: 1) на эту сумму прожить невозможно без получения военной пенсии, и речь идет именно об увеличении имеющейся, 2) это прибавка к имеющейся пенсии за выслугу лет, не связана с реализацией страхового риска. Система ОПС является способом "зарабатывания" прибавки к имеющейся военной пенсии.

Момент вступления в систему ОПС для военного пенсионера не связан со страховым риском, поскольку у него отсутствует вероятность потери заработка (у него уже есть пожизненная государственная пенсия).

Принудительно загонять человека в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС) без наличия у него страхового риска никто не имеет права. В противном случае это будет прямое нарушение законодательства о страховании, а также прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ.

По правде у военного пенсионера есть право отказаться от уплаты страховых взносов, но на сегодня реализовать это право невозможно из-за несогласия налоговых органов, поэтому никто не рискует ввязываться в судебные тяжбы с налоговой, которую всегда суд поддержит.

Но что интересно в данной ситуации беззаявительное участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании, также подразумевает и беззаявительный отказ от такого участия.
Но я все-таки написала заявление, и вот, что вышло.

Защита победила: права военных пенсионеров - адвокатов будут пересмотрены

Личный опыт отказа от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

С 2 июля 2014 года я вышла в отставку по болезни, в возрасте 45 лет, и получаю пенсию за выслугу лет, назначенную мне в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", то есть являюсь военным пенсионером.
11 апреля 2017 года, в возрасте 47 лет, мною получен статус адвоката.
19 мая 2017 года мною получена выписка о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, из которой следует, что по состоянию на апрель 2017 года на моем индивидуальном лицевом счете учтены пенсионные права в размере 3,73 ИПК и 2 года 7 месяцев страхового стажа.
С учетом риска дожития до 60 лет страховой случай обязательного пенсионного страхования для меня наступит через 13 лет от начала работы адвокатом. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере позволяет накапливать около 1 ИПК в год, а значит, на моем индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не будет величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, что является невыполнением требований частей 2 и 3 статьи 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, при наступлении страхового случая я получу отказ в назначении страховой пенсии по старости.
21 июня 2017 года я обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Московской области с просьбой не ставить меня на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку я получаю пенсию за выслугу лет и отказываюсь от участия в обязательном пенсионном страховании в связи с тем, что к 2024 году у меня будет только 11 лет страхового стажа, которого недостаточно для назначения страховой пенсии, и, следовательно, система обязательного пенсионного страхования мне не гарантирует предоставление соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая, а на иное социальное обеспечение по возрасту я не имею прав.
На мое заявление налоговый орган ответил письмом о том, что я как адвокат обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
18 сентября 2017 года мною подано административное исковое заявление в Люберецкий городской суд Московской области с требованием о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области от 10 июля 2017 г. № 12-26/29683@ в части признания административного истца плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку оно нарушает мои права, предусмотренные статьями 19, 35, 39, 55 Конституции РФ, так как (а) уплатив страховые взносы, я не буду получать никакого пенсионного обеспечения не только при наступлении страхового случая, но и в последующем; (б) по сравнению с иными застрахованными лицами для военных пенсионеров установлены значительно худшие условия для получения страхового пенсионного обеспечения.
19 декабря 2017 года Люберецким городским судом Московской области принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований (дело № 2а-7749/2017).
23 апреля 2018 года Московским областным судом отказано в удовлетворении моей апелляционной жалобы и решение Люберецкого городского суда Московской области от 19 декабря 2017 года оставлено без изменения.
31 октября 2018 года Московским областным судом отказано в передаче моей кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
10 апреля 2019 года судьей Верховного Суда Российской Федерации вынесено определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

19 июня 2019 года заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации отказано в жалобе об отмене определения об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

28 января 2020 года Конституционный суд РФ рассмотрел мою жалобу и вынес решение.
Я очень надеялась, что с новым решением КС в обязательном пенсионном страховании (ОПС) завершится эра безусловного отнесения законом работающих пенсионеров к застрахованным лицам, и для них участие в ОПС станет реально добровольным, а не принудительным как сейчас. Но я не смогла защитить свои права в рамках национальной судебной системы, что возможно повлечет для меня санкции в виде взыскания своевременно неуплаченных страховых взносов, несмотря на то, что я не нуждаюсь в увеличении размера получаемой пенсии, тем более принудительно.

То, что теперь возложение обязанности по уплате взносов на таких как я признанно не противоречащим Конституции, одновременно означает признание конституционным принудительного порядка пенсионного страхования работающих военных пенсионеров. Полагаю, такой результат судебного обжалования политическим и не основанным на праве.

При этом все обжалуемые мною погрешности закона КС признал неконституционными. Согласно постановления КС № 5-П от 28.01.20 я обязана принудительно страховаться и платить взносы в ПФР с целью увеличения размера получаемой пенсии в рамках ОПС, в котором не определены ни объем, ни условия формирования и реализации моих страховых пенсионных прав. Правомерность привлечения к ответственности за неисполнение такой обязанности, конечно, сомнительна. Сама я взносы в ПФР не платила и платить не буду, но пока за мною не числится задолженности, что не позволяет продолжить диспут с государственными органами в юридической плоскости.

ОПС - это механизм реализации социального страхования, который нельзя безусловно использовать для увеличения размера военной пенсии. Получатель социального обеспечения не является лицом, нуждающимся в защите государства, ведь в отношении него государство выполнило свою социальную миссию, и он как гражданин должен считаться социально защищенным.

Заставлять человека увеличивать свою пенсию само по себе лишено здравого смысла, поскольку назначаемые нам пенсии, по закону, считаются достаточными по размеру, который обеспечивает достойное проживание при утрате трудоспособности.

Возложение обязанности самостоятельно уплачивать взносы на ОПС в зависимости от ведения трудовой деятельности безотносительно пенсионного статуса, нарушает конвенционное право собственности военного пенсионера. Осталась одна надежда, что моя жалоба в ЕСПЧ (№ 42408/19), принятая в августе 2019 года, будет рассмотрена по существу и нарушения имущественных прав граждан РФ, получающих пенсии и продолжающих при этом трудиться, в части возложения на них обязанности по уплате обязательных страховых платежей на ОПС, будут признаны на международном уровне.

В общем, моя оценка отличается от оценки Российской газеты, опубликовавшей статью о новом решении КС о победе защиты.


Статья 7. Право выбора пенсии

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". // Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 03.04.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"

О юридической помощи и законах от адвоката МОКА

Наталья Потапкина

Автор статьи — Аналитик-эксперт Контур.Бухгалтерии

Содержание статьи

  • Кто платит страховые взносы
  • Выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами
  • Предельная база для начисления страховых взносов
  • Тарифы страховых взносов в 2020 и 2021 году
  • Сроки уплаты страховых взносов в 2020 и 2021году

Кто платит страховые взносы

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Любой работодатель каждый месяц платит различные страховые взносы с выплат своим сотрудникам. Если они работают по трудовому договору, то это взносы:

  • в Пенсионный фонд России (в ПФР);
  • в Фонд медицинского страхования (в ФФОМС);
  • на социальное страхование от болезней и травм или по материнству (в ФСС).
  • на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (тоже в ФСС).

Также взносы платятся с выплат тем сотрудникам, которые оформлены в компании по гражданско-правовым договорам:

  • в ПФР;
  • в ФФОМС;
  • на социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, если это прописано в договоре.

Мы поговорим о взносах за сотрудников на пенсионное, медицинское страхование и страхование от болезней и травм или по материнству. Они регламентируются главой 34 НК РФ. О страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний читайте в ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ.

Выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами


Страховыми взносами облагаются выплаты сотрудникам исходя из трудовых отношений и согласно гражданско-правовым договорам по выполнению работ, оказанию услуг и авторским заказам.

Выплаты, с которых взносы не уплачиваются, перечислены в ст. 422 НК РФ:

  1. Государственные и социальные пособия;
  2. Компенсационные выплаты при увольнении, выплаты по возмещению вреда, оплате жилья или питания, оплате спортивной или парадной формы, выдаче натурального довольствия и т.д.;
  3. Призы, доплаты к пенсии бывших сотрудников и стипендии по ученическим договорам;
  4. Полевое довольствие;
  5. Суммы единовременной материальной помощи, например, при рождении или усыновлении ребенка, при потере члена семьи, при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. Доходы, помимо оплаты труда, полученные членами общин коренных малочисленных народов от реализации продукции традиционного промысла;
  7. Страховые платежи по обязательному и добровольному личному страхованию;
  8. Оплата обучения сотрудников, связанная с профессиональной необходимостью;
  9. Другие компенсации и выплаты.


В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия легко начислять и учитывать взносы, формировать платежные поручения.

Предельная база для начисления страховых взносов

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Взносы в ПФР и ФСС ограничены предельными базами для начисления взносов, которые ежегодно индексируются исходя из роста средней зарплаты:

Предельная база для взносов в ПФР в 2020 году — 1 292 000 рублей.

Предельная база для взносов в ПФР в 2021 году — 1 465 000 рублей.

Предельная база рассчитывается исходя из дохода работника нарастающим итогом. Как только его доход за год достигнет предельной базы — в дальнейшем взносы нужно платить по новым правилам. При выплате взносов по основному тарифу при превышении этой базы взносы уплачиваются по уменьшенной ставке — 10%. Если организация на льготном тарифе, то при превышении взносы не платятся.

Предельная база для взносов в ФСС в 2020 году — 912 000 рублей.

Предельная база для взносов в ФСС в 2021 году — 966 000 рублей.

Если база превышена, то взносы платить не нужно.

Для взносов на ОМС и травматизм предельная база не устанавливается, поэтому весь доход, полученный работником, облагается взносами.

Тарифы страховых взносов в 2020 и 2021 году

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Рассмотрим основные тарифы страховых взносов за работников в 2020 и 2021 году. Они остаются неизменными:

  1. На обязательное пенсионное страхование — 22 %.
  2. На обязательное медицинское страхование — 5,1 %.
  3. На случай временной нетрудоспособности и материнства — 2,9 %;
  4. На травматизм — от 0,2 % до 8,5 % в зависимости от класса профессионального риска, присвоенного основному осуществляемому виду деятельности.

В таблице указаны специальные пониженные тарифы взносов для некоторых категорий плательщиков, установленные в 2020 и 2021 году.

В 2021 году большинство работодателей на УСН будут платить взносы по общему тарифу в 30 %, так как переходный период подошел к концу. До 2024 года льготной ставкой в 20 % смогут пользоваться благотворительные и некоммерческие организации на УСН.

С 2020 года на основные тарифы перешли еще несколько категорий страхователей:

  • хозяйственные общества и партнерства, которые применяют или внедряют результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат их участникам или учредителям — бюджетным или автономным научным учреждениями либо образовательным учреждениям высшего образования;
  • организации и предприниматели, которые осуществляют технико-внедренческую деятельность и платят сотрудникам, работающим в технико-внедренческих или промышленно-производственных особых экономических зонах;
  • организации и ИП, заключившие соглашение о ведении туристско-рекреационной деятельности, которые платят сотрудникам, ведущим эту деятельность в особых экономических зонах.

С 2020 года эти категории платят взносы по общему тарифу — 30%, а при превышении предельной базы для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование не отменяют уплату, а снижают процент взносов в ПФ до 10%.

Сроки уплаты страховых взносов в 2020 и 2021 году

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Страховые взносы перечисляются в ИФНС за каждый месяц до 15-го числа последующего месяца. Если последний день уплаты — выходной или праздничный, то уплатить взносы можно в ближайший рабочий день. Со взносами на травматизм порядок аналогичный, но уплачивать их надо по-прежнему в ФСС.

Предприниматели уплачивают страховые взносы за себя в другие сроки. Взносы за прошедший год нужно уплатить до его окончания или в ближайший следующий рабочий день. За 2019 год деньги перечисляйте в налоговую до 31 декабря, а если ваш доход превысил 300 000 рублей, то сумму доплаты переведите в ИФНС до 1 июля 2020 года.

Автор статьи: эксперт Контур.Бухгалтерии Наталья Потапкина

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.

Подскажите, пожалуйста, можно ли как-то отказаться от пенсионных отчислений от меня в пользу государства? Я вообще не хочу переводить им свои деньги.

Если нет, то безопасно ли переводить пенсию в частные пенсионные фонды? Какие из них наиболее надежны?

Пенсионные отчисления — это большая часть обязательных страховых взносов. Уже по слову «обязательные» понятно, что отказаться от них нельзя. Строго говоря, вы их и не платите — это делает работодатель. Если вы индивидуальный предприниматель, то как бы выступаете работодателем для самого себя и поэтому уплачиваете взносы.

Хотя база для расчета обязательных страховых взносов — это зарплата, их из нее не вычитают. Работодатель переводит в бюджет свои деньги сверх официальной зарплаты до вычета налога.

Эти деньги и дальше не становятся вашими — распорядиться ими никак не получится. Часть идет на выплаты по обязательному медицинскому страхованию, часть — на соцстрахование, часть переводят в пенсионные баллы. На их основе потом рассчитают вашу страховую пенсию.

Перевести взносы за 2014—2023 годы в негосударственный пенсионный фонд тоже нельзя. У будущих пенсионеров действительно существуют деньги, которыми они могут распорядиться. Они называются пенсионными накоплениями и сформировались за счет отчислений работодателей, но с 2014 года эти отчисления направили на страховую пенсию. Вы можете перевести деньги, которые успели накопиться раньше, в частный фонд, но текущие обязательные страховые взносы туда попадать не будут до 2023 года точно.

Расскажу, насколько безопасно переводить пенсионные накопления в НПФ, и дам пару советов, как все-таки можно законно избежать пенсионных отчислений.

Познакомьтесь с Учебником Т⁠—⁠Ж

Что такое обязательные страховые взносы и куда они идут

Система социального обеспечения в России работает по принципу страхования. Сначала работодатели делают за работника взносы, а если наступает страховой случай, за счет этих денег человека поддерживают, лечат и платят ему пенсию. Причем работник и работодатель не вправе выбирать, будут они участвовать в такой системе или нет. Обязательные страховые взносы как налоги: их нельзя не платить.

По этому же принципу появились названия медицинской и пенсионной систем, а также системы соцзащиты: обязательное медицинское страхование, обязательное пенсионное страхование, обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В ОМС страховой случай — это болезнь или ее профилактика, в ОПС — достижение пенсионного возраста, в соцстрахе — болезнь, декрет, уход за ребенком.

Сколько составляют пенсионные отчисления. Основной совокупный тариф страховых взносов — 30% от зарплаты до вычета НДФЛ. Бывают льготные тарифы, когда процент ниже, а бывают, наоборот, дополнительные взносы на вредных производствах. Малый бизнес платит 15% с сумм, которые превышают МРОТ на одного человека в месяц. В 2021 году МРОТ — 12 792 Р .

Эти деньги не вычитаются из зарплаты — работодатель платит их за счет собственных средств.

Например, ваша официальная зарплата — 100 000 Р . Тогда работодатель без права на льготы дополнительно платит в бюджет 30 000 Р обязательных страховых взносов.

Для удобства в статье я буду называть это «сверх зарплаты», чтобы можно было отличить от 13% НДФЛ, которые из зарплаты вычитаются. НДФЛ к медицинскому, пенсионному и социальному страхованию отношения не имеет.

Сумма уплаченных страховых взносов распределяется по трем компонентам: социальное, обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование.

Тарифы взносов за сотрудников по общим правилам

Страхование Тариф от выплат сотруднику
Пенсионное 22%, а если общая сумма выплат человеку с начала 2021 года достигла 1 465 000 Р — 10% от величины превышения
Медицинское 5,1%
Социальное 2,9%, а если общая сумма выплат человеку с начала 2021 года достигла 966 000 Р , то взносы можно не платить

Тарифы взносов за сотрудников для компаний и ИП из реестра МСП

Страхование Тариф от выплат сотруднику в пределах МРОТ в месяц и свыше него
Пенсионное 22% от 12 792 Р и 10% с превышения
Медицинское 5,1% от 12 792 Р и 5% с превышения
Социальное 2,9% от 12 792 Р и 0% с превышения

Поступившие на ОПС 22% до 2014 года делились на две пенсии: страховую и накопительную. На страховую шло 16%, на накопительную — 6%. С 2014 года все 22% идут на страховую пенсию. Это называется мораторием, или заморозкой накопительного компонента. Мораторий действует пока до 2023 года, но его уже не раз продляли.

Закон от 08.12.2020 № 405-ФЗ PDF, 82,7 КБ

У предпринимателей нет зарплаты, поэтому за себя они платят фиксированную сумму обязательных страховых взносов. В 2021 году это 40 874 Р : 8426 Р на ОМС и 32 448 Р на ОПС. Если доход больше 300 000 Р в год, ИП должен заплатить сверху 1% с превышения — деньги пойдут на ОПС.

За счет поступлений 6% на накопительный компонент до 2014 года у будущих пенсионеров появились деньги, за счет которых будет выплачиваться накопительная пенсия. Этими деньгами вы можете распорядиться — перевести их в негосударственный пенсионный фонд или частную управляющую компанию. На судьбу страховых взносов, которые делают за нас с 2014 по 2023 год, мы точно повлиять не можем.

Допустим, вы работаете с 2008 года. За шесть лет до 2014 года у вас сформировались пенсионные накопления — будущая накопительная пенсия. Эту накопительную пенсию вы можете перевести в НПФ или УК или оставить в ПФР.

Если вы начали работать в 2014 году, страховые взносы уже не попали на накопительный компонент, поэтому переводить в НПФ нечего. Возможно, в 2024 году мораторий прекратится и отчисления на накопительную пенсию возобновятся — тогда вы сможете распорядиться частью страховых взносов, которые за вас будет отчислять работодатель.

Как пенсионные отчисления превращаются в пенсию. 22%, которые идут на страховую пенсию, тоже делятся на две части: солидарную и индивидуальную — 6 и 16% соответственно.

За счет солидарной части тарифа пенсионерам платят фиксированную выплату — она одинакова для всех и в 2021 году равна 6044,48 Р . 16%, которые пошли на индивидуальную часть тарифа страховой пенсии, переводят в баллы. Сумма баллов, которую набрал будущий пенсионер, называется индивидуальным пенсионным коэффициентом — ИПК. Балл имеет свою цену, в 2021 году — 98,86 Р . ИПК умножают на цену балла, прибавляют фиксированную выплату — получается сумма страховой пенсии.

Накопительная пенсия — это уже не баллы, а реальные деньги. Пенсионные накопления делят на специальное число, которое называется периодом дожития, и получается ежемесячная накопительная пенсия. Период дожития, или ожидаемый период выплаты, — это количество месяцев, которое рассчитывают на основе данных Росстата о продолжительности жизни. В 2021 году период дожития равен 264 месяцам — 22 годам.

Люди, чей накопительный компонент меньше 5% от страхового, получат накопительную пенсию в виде единовременной выплаты.

Хотя накопительная пенсия с 2014 года за счет обязательных страховых взносов не пополняется, она все-таки растет. ПФР или НПФ передают пенсионные накопления в распоряжение УК, которые инвестируют деньги в разрешенные законом финансовые инструменты, например акции и облигации. Инвестиции приносят доход — будущая пенсия увеличивается.

Например, благодаря отчислениям до 2014 года и инвестдоходу у вас сформировалось 264 000 Р пенсионных накоплений. Ваша накопительная пенсия на 2021 год равна:

264 000 Р / 264 месяца = 1000 Р

Эти деньги пойдут плюсом к страховой пенсии и вместе составят трудовую пенсию по старости. Если ежемесячная страховая пенсия будет больше 20 000 Р , то 1000 Р накопительной к ней прибавлять не будут, а заплатят все 264 000 Р разом.

Безопасно ли переводить накопительную пенсию в НПФ

Взносы на накопительную пенсию делали только с 2002 по 2013 год и только за людей 1967 года рождения и моложе. С 2002 по 2004 год отчисления делали еще за мужчин 1953 года рождения и моложе, а также женщин 1957 года рождения и моложе, но в размере 2% сверх зарплаты. Так что много накопить эта категория пенсионеров не успела.

Только если эти 12 лет вы работали официально, у вас сформировались пенсионные накопления и вы можете ими распорядиться. Вариантов три:

  1. Пенсионный фонд России и государственная управляющая компания. Если вы ничего не делаете и не выбираете себе страховщика, им по умолчанию становится ПФР. Он направляет деньги в государственную управляющую компанию «Внешэкономбанк» — ВЭБ. Деньги вкладываются в инвестиционный портфель «Расширенный». Портфель состоит из российских государственных и ипотечных ценных бумаг, корпоративных облигаций, депозитов и счетов доверительного управления в рублях и валюте. Тех граждан, кто пошел по такому сценарию, называют молчунами. Можно не быть молчуном и выбрать УК ВЭБ через заявление.
  2. Пенсионный фонд России и частная управляющая компания. ПФР не настаивает на «Внешэкономбанке» — он еще предлагает на выбор частные управляющие компании. Выбрать можно только одну. В 2020 году перечень доступных УК насчитывал 15 компаний.
  3. Негосударственный пенсионный фонд. Он, так же как и ПФР, отдает ваши деньги управляющим компаниям, но не одной, а сразу нескольким. Выбирать эти УК фонд будет сам. На начало 2021 года в России действуют 43 НПФ, но лицензию на ОПС получили только 29.

Никто не знает, какой вариант в итоге принесет больше выгоды, но перевести деньги в НПФ не опаснее, чем оставить их в ПФР. Вот почему я так думаю.

На безопасность инвестиций влияют три момента:

  1. Надежность организации, которой вы доверили деньги. То есть что будет, если НПФ развалится.
  2. Инвестиционная стратегия. Если НПФ и не развалится, насколько велика вероятность, что он проиграет часть денег из-за более рискованной стратегии.
  3. Низкая доходность. Если НПФ не развалится и ничего не проиграет, сможет ли он прирастить пенсионные накопления в сравнении с ПФР и инфляцией.

Надежность НПФ. По закону пенсионные накопления — это бюджетные деньги, и их нельзя использовать как залог. Эти деньги нельзя забрать у негосударственного пенсионного фонда за долги или арестовать, если это не долги перед самими застрахованными в НПФ. Управляющие компании не вправе распоряжаться средствами как хотят: в законе прописаны принципы инвестирования и обязанность страховать риски.

В ОПС работает система гарантирования пенсионных накоплений. Возврат инвестиций в случае банкротства или отзыва лицензии негосударственного пенсионного фонда гарантирует Агентство по страхованию вкладов. В отличие от банковских вкладов по пенсиям нет максимального размера, свыше которого гарантия не действует. Но накопленную доходность АСВ не вернет — только номинал.

Негосударственные пенсионные фонды контролируются ПФР и Центробанком. ЦБ выдает лицензии, собирает отчетность, принимает жалобы. ПФР ведет базу данных всех будущих пенсионеров. Переводят накопительную пенсию всегда через ПФР, даже если накопления переходят из одного НПФ в другой.

За накопительной пенсией следят Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений и Ассоциация негосударственных пенсионных фондов. Они устраивают проверки, принимают меры по устранению нарушений, собирают отчетность, вырабатывают правила деятельности НПФ.

Хранит пенсионные средства и осуществляет ежедневный контроль за НПФ особая организация — специализированный депозитарий. Если спецдепозитарий выявит нарушения в работе фонда или компании, он обязан на следующий рабочий день уведомить об этом Центральный банк и ПФР. Также специализированный депозитарий контролирует перечисления на выплаты за счет пенсионных накоплений. Поэтому владельцы НПФ не могут взять ваши деньги и сбежать с ними.

Еще фонды проверяют независимый актуарий и аудитор. Актуарий проверяет, соответствуют ли возможности фонда его обязательствам перед застрахованными лицами, а аудитор — соответствие бухгалтерского учета требованиям законодательства.

Насколько рискованна инвестиционная стратегия НПФ. Раньше УК ВЭБ инвестировала деньги молчунов только в государственные ценные бумаги, а НПФ и частные УК — в облигации, акции и валюту. Поэтому перевод пенсии означал увеличение риска. Сейчас молчунов определили в расширенный портфель, который тоже предполагает вложения в валюту, российские и международные облигации. Теперь клиенты НПФ и «Внешэкономбанка» рискуют примерно одинаково.

Обгоняет ли доходность НПФ инфляцию и доходность молчунов. Никто не знает заранее, как сработают негосударственный пенсионный фонд и Пенсионный фонд России. Они не гарантируют определенный процент прибыли от инвестиций. Какую доходность дал НПФ, становится известно только к апрелю следующего года. Например, за 2020 год фонды отчитаются к апрелю 2021.

Пенсионные накопления — долгосрочные инвестиции. Их нельзя забрать, когда захочется, и нельзя переводить в другой фонд без потерь чаще одного раза в 5 лет. Поэтому, чтобы оценить их доходность, лучше брать как можно более длинный отрезок времени. Я взял данные Центробанка за 2011—2019 годы, причем только те фонды, которые все это время работали по ОПС.

Получилось, что клиенты усредненного НПФ проигрывают молчунам: доходность «Внешэкономбанка» в среднем равна 7,7% годовых, а НПФ — 6,9%. Такое сравнение не совсем справедливо, потому что все фонды, плохие и хорошие, сравниваются всего с одним инвестиционным портфелем УК ВЭБ.

Поэтому еще я сравнил результаты молчунов с семью НПФ-лидерами по инвестдоходу. Их средняя доходность — 8,5% годовых, а это уже выше молчунов. Получается, что в среднем НПФ зарабатывают хуже государственной УК, но лучшие из них опережают ВЭБ.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения

Согласно статье 22 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты, устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Главным администратором доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 1 января 2017 года является Федеральная налоговая служба, до 1 января 2017 года – Пенсионный фонд Российской Федерации.

Для основной категории плательщиков страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения уплачиваются исходя из тарифа страхового взноса в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 5,1%, для «льготных» категорий плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование – исходя из пониженных тарифов страховых взносов, установленных статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации.

Плательщики страховых взносов, не производящие выплаты в иные вознаграждения физическим лицам, уплачивает страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере. Порядок их исчисления и уплаты установлен статьями 430 и 432 Налогового кодекса Российской Федерации.

По вопросам уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения за отчетные (расчетные) периоды истекшие до 1 января 2017 года следует обращаться в отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по месту постановки на учет, после 1 января 2017 года – в налоговые органы по месту постановки на учет.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения

В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона № 326-ФЗ годовой объем бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом субъекта Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения, не может быть меньше произведения численности неработающих застрахованных лиц в субъекте Российской Федерации на 1 января года, предшествующего очередному, и тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленного Федеральным законом от 30.11.2011 № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения».

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 326-ФЗ порядок и методика определения численности застрахованных лиц, в том числе неработающих, в целях формирования бюджета Федерального фонда, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно Правилам определения численности застрахованных лиц в целях формирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2018 № 1337, численность застрахованных лиц, в том числе неработающих, определяется на основе данных персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования.

Тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в субъекте Российской Федерации рассчитывается как произведение тарифа страхового взноса в размере 18 864,6 рубля, коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг. Указанные коэффициенты определяются согласно приложению к Федеральному закону № 354-ФЗ и ежегодно устанавливаются федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период.

Главными администраторами доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения являются территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Страхователи для неработающих граждан ежеквартально в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальные фонды обязательного медицинского страхования по месту своей регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.04.2013 № 182н.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в срок не позднее 28-го числа текущего календарного месяца страхователь самостоятельно начисляет пени на всю сумму недоимки за период просрочки в порядке, установленном статьей 25 Федерального закона № 326-ФЗ.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения или после уплаты таких сумм в полном объеме, а в случае их неуплаты страхователями в добровольном порядке территориальные фонды обязательного медицинского страхования обеспечивают их взыскание в судебном порядке.

Забери пока не поздно: как получить всю накопительную пенсию в 2021 году

Разбираемся, как получить всю сумму сразу, а не по частям. Кто имеет такое право и какие документы потребуются.

Ирина Леонова из Кемерова обратилась в местное отделение Пенсионного фонда, чтобы уточнить, каким образом получить накопительную часть пенсии. Но дать ответ там не смогли. С вопросом, положена ли ей единовременная выплата этой части пенсии, женщина обратилась в Центр защиты прав граждан.

– Закон дает право забрать накопительную пенсию единовременно женщинам в 55 лет, мужчинам – в 60 лет. Для этого должно быть соблюдено одно из условий: не хватает стажа или баллов для назначения страховой пенсии, либо если накопительная часть пенсии – менее 5% от размера выплат по старости. Заявление на выплату нужно подавать в Пенсионный фонд России или в негосударственный пенсионный фонд, если накопления копятся там, – рассказала специалист кемеровского Центра защиты прав граждан Ирина Леончук.

Пенсионерке помогли составить заявление на выплату. В результате женщина получила накопленные 15 тысяч рублей.

Центр защиты прав граждан – неполитический проект партии «Справедливая Россия», который поддержал Президент России Владимир Путин. Задача центров – научить граждан защищать свои права и заставить власть исполнять законы. Первые Центры появились в 2015 году. Сегодня в 73 регионах России открыты 82 приемные. Узнать адрес ближайшего Центра можно по ссылке.

ЧТО ТАКОЕ НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ

Пенсия в России делится на две части:

Страховая часть пенсии формируется из страховых взносов, которые за работника платит работодатель (16% от зарплаты до 2014 года, затем пенсионные накопления были заморожены). Размер этой части пенсии зависит от стажа и уровня заработной платы. Правда, копят работники не живые деньги, а баллы. Когда придет время выйти на пенсию, накопленные баллы умножат на стоимость одного балла и превратят в деньги.

А еще страховая пенсия включает фиксированную часть – это минимум, который пенсионер получит гарантированно. Ее размер ежегодно устанавливает государство. С 1 января 2021 года она составляет 6044,48 руб. При наличии определенных условий, например, при достижении 80 лет, наличии иждивенцев, фиксированная часть выплачивается в повышенном размере.

Накопительная часть — это своеобразная прибавка к пенсии. Она появилась в 2002 году. В отличие от страховой – эта часть копится живыми деньгами на специальном счете гражданина (в ПФР или негосударственном пенсионном фонде).

Чтобы не перегружать систему, накопителей решили ограничить по возрасту. Отчисления производились только за следующие категории граждан:

  • Мужчины 1953 - 1966 годов рождения и женщины 1957 - 1966 годов рождения. У них в накопительную часть шло от 2 до 6% от зарплаты в период с 2002 по 2004 годы. С 2005 года отчисления за них прекратились.
  • Граждане, родившиеся в 1967 году и позднее. За них с самого начала действия реформы отчислялось по 6% от зарплаты. Отчисления прекратились в конце 2013 года. Тогда накопительная система была заморожена.

ВАЖНО! С 2014 года Правительство заморозило накопительную часть пенсии. Это значит, что все 22% страховых взносов уходят на формирование только страховой части. Эти деньги идут на выплаты нынешним пенсионерам. Мораторий действует до 2024 года. Накопительная часть продолжает увеличиваться у тех, кто делает дополнительные взносы, участвует в Программе государственного софинансирования или направил в накопительную часть материнский капитал.

Узнать размер накопительной части пенсии можно в ПФР или на портале Госуслуг. Получить выписку о состоянии пенсионного счета возможно в приложении «Сбербанк Онлайн» – во вкладке «каталог» (в нижней части приложения) нужно найти раздел «Госуслуги» – «Выписка из ПФР».

ПОЛУЧИТЬ НАКОПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ПЕНСИИ

Накопительную часть пенсии можно получить женщинам при достижении возраста 55 лет и мужчинам при достижении 60 лет. Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений разделить на 264 месяца.

Единовременно и целиком получить накопительную часть пенсии имеют право:

  • граждане, которые достигли пенсионного возраста, но у них не хватает стажа или баллов;
  • граждане, у которых накопительная часть пенсии менее 5% от размера выплат по старости.

Порядок получения

Чтобы получить накопительную пенсию, необходимо обратиться с заявлением к вашему страховщику – в Пенсионный фонд России (ПФР) или негосударственный пенсионный фонд. И в заявлении указать вариант получения денег – единовременная выплата.

Заявление на получение накопительной пенсии можно подать:

– лично или через представителя в отделении ПФР или НПФ (в зависимости от того, где хранятся ваши деньги);

– в электронном виде – на «Госуслугах» или в личном кабинете на сайте ПФР.

К заявлению приложите следующие документы и их копии:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • трудовая книжка и иные бумаги, связанные с рабочей деятельностью.

Сотрудники Пенсионного фонда вправе потребовать и иные документы в случае установления неточностей и при возникновении дополнительных вопросов.

Сроки оформления

Пенсионный фонд рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней. Если по заявлению вынесено положительное решение, то деньги пенсионер получит в течение 1 месяца со дня принятия решения о выплате.

Получить единовременно накопительную часть пенсии могут и работающие пенсионеры.

Читайте также: