Нужно ли платить доп взносы если права на досрочную пенсию нет

Опубликовано: 16.04.2024


Конституционный Суд РФ опубликовал Определение от 24 декабря 2020 г. № 2890-О, в котором указал, что обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу распространяется на всех работодателей, чьи сотрудники заняты на работах с особыми условиями труда, независимо от режима занятости (полной или частичной).

Работодатель счел, что у него отсутствовали основания для исчисления в отношении работника страховых взносов по доптарифу

Территориальное управление ПФР вынесло решение о привлечении ООО «Торговый дом “Аврора”» к ответственности за неуплату в 2015 г. страховых взносов по доптарифу в отношении Л., работающего электрогазосварщиком и по совместительству слесарем МСР. Обществу была доначислена недоимка до дополнительному тарифу, и начислены пени.

Общество, полагая, что у него как работодателя отсутствовали основания для исчисления страховых взносов по доптарифу, поскольку Л., занятый на вредном производстве (как сварщик) менее 80% рабочего времени, не обладал правом на досрочное назначение трудовой (с 1 января 2015 г. – страховой) пенсии по старости, обжаловало решение в арбитражный суд.

Решением суда, которое впоследствии было поддержано апелляцией и кассацией, обществу было отказано в удовлетворении исковых требований со ссылкой на определения Верховного Суда РФ от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 и от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800.

В жалобе в Конституционный Суд общество указало, что оспариваемые нормы (ч. 2 ст. 58.3 Закона о страховых взносах, а также абз. 7, 9, 10 ст. 3 и п. 2 ст. 33.2 Закона об обязательном пенсионном страховании и ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС), предусматривающие необходимость уплаты страховых взносов по доптарифу за работников, занятых на работе с вредными условиями труда неполное рабочее время, и тем самым – введение тарифа взносов, не эквивалентного страховому обеспечению в системе ОПС, не учитывают конституционные принципы справедливости и равенства, не имеют экономического обоснования и не соответствуют социально-правовой природе страховых взносов.

КС напомнил специфику взносов на ОПС

Рассмотрев материалы жалобы, КС не нашел оснований для ее принятия к рассмотрению. При этом Суд напомнил, что, в отличие от налогов, страховые взносы имеют правовую специфику. Так, для страхователей-работодателей они являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы, а для застрахованных лиц – материальной гарантией пенсионного обеспечения в случаях лишения возможности иметь заработок (доход) или его утраты в силу возраста, состояния здоровья и т.д. При этом уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений (постановления от 24 февраля 1998 г. № 7-П; от 10 июля 2007 г. № 9-П; от 30 ноября 2016 г. № 27-П и др.).

Это гарантируется, отметил КС, структурой тарифа взносов на ОПС, который с 1 января 2012 г. включает солидарную и индивидуальную части, из которых только последняя предназначена для персонифицированного формирования пенсионных прав застрахованного лица и подлежит учету в общей и специальной частях его индивидуального лицевого счета. Взносы в составе солидарной части тарифа предназначены для формирования денежных средств на осуществление в том числе фиксированной выплаты к страховой пенсии (до 1 января 2015 г. – фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца), устанавливаемой в твердой сумме безотносительно к размеру уплаченных за застрахованного взносов (абз. 9 ст. 3 Закона об ОПС). Соответственно, они не учитываются в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (подп. 13 и 15 п. 2 ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС).

Кроме того, согласно ст. 58.3 Закона о страховых взносах (с 1 января 2017 г. – ст. 428 НК РФ), а также ст. 33.2 Закона об ОПС работодатели, чьи сотрудники трудятся в особых условиях (выполнение работ сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности – тяжелыми условиями), с 1 января 2013 г. обязаны платить страховые взносы по доптарифам с учетом их поэтапного повышения в 2014 и 2015 гг.

Данные законоположения, подчеркивается в определении, не содержат исключений относительно начисления взносов по доптарифу в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, в зависимости от режима занятости (полной или частичной). Обязанность по уплате взносов по доптарифу распространяется на всех работодателей, чьи работники трудятся в особых условиях.

При этом, подчеркнул КС, для таких работодателей законодательством предусмотрена возможность применения взамен установленных ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона о взносах (с 1 января 2017 г. – п. 1 и 2 ст. 428 НК) доптарифов взносов в ПФР на финансирование страховой пенсии, доптарифов (в том числе нулевого тарифа), дифференцированных в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, а также класса условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона о взносах; с 1 января 2017 г. – п. 3 ст. 428 НК).

Данное правило, напомнил Конституционный Суд, было введено параллельно с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», основной целью которого является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты взносов в ПФР и механизма предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

В определении также отмечается, что в соответствии со ст. 33.2 Закона об ОПС доптариф составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. Из положений ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС также следует, что доптариф не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на соответствующих работах. При этом абз. 2 п. 2 ст. 17 Закона об ОПС, определяющей порядок формирования бюджета ПФР, предусматривает, что трансферт на ОПС определяется в том числе с учетом досрочного назначения страховых пенсий лицам, указанным в ст. 30–32 Закона о страховых пенсиях (уменьшенных на сумму доходов от доптарифов взносов, уплачиваемых в соответствии со ст. 33.2 Закона об ОПС). Это, подчеркнул Конституционный Суд, означает, что взносы по доптарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, предназначены для создания финансового источника для выплаты пенсий всем работникам соответствующей категории.

«Данное регулирование, с одной стороны, призвано обеспечить реализацию права на пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах с особыми условиями труда, с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а с другой – публичные интересы, состоящие в необходимости улучшения условий и охраны труда в целях защиты жизни и здоровья граждан, и в реализации принципов всеобщности, справедливости и солидарности 8 поколений, имея в виду, что все работодатели, использующие труд работников, занятых на работах с особыми условиями труда, в режиме как полной, так и частичной занятости, объективно составляют одну категорию, а потому оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные принципы справедливости и равенства и как не имеющее экономического обоснования. Следовательно, оспариваемые законоположения в системе действующего правового регулирования не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя», – резюмируется в документе.

Что касается довода заявителя о несоответствии оспариваемого регулирования правовым позициям КС, изложенным в Постановлении от 23 декабря 1999 г. № 18-П, то, как указал Суд, в данном постановлении рассматривался вопрос о тарифах страховых взносов в ПФР для самозанятых граждан – индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав КФХ, а также адвокатов, имеющих статус как плательщиков страховых взносов, так и получателей страхового обеспечения, а заявитель к данной категории не относится.

Эксперты оценили выводы КС

Комментируя «АГ» определение, партнер практики «Страхование» АБ КИАП Дмитрий Шнайдман отметил, что выводы КС окончательно закрепили правоприменительную практику, которая сложилась по вопросу правомерности исчисления и уплаты работодателем дополнительных тарифов страховых взносов в отношении любых выплат в пользу работников, занятых на видах работ с особыми условиями труда, перечень которых закреплен соответствующими нормативными актами.

Основным предметом разногласий в спорах между ПФР и юрлицами по данному вопросу, заметил эксперт, являлась обязанность уплаты указанных тарифов в случае, когда работник был занят на соответствующих работах менее 80% рабочего времени. «Поскольку в данном случае работник не обладает правом на включение соответствующих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работодатели полагали, что у них отсутствует обязанность для начисления и уплаты взносов по доптарифам с выплат, произведенных этим работникам», – пояснил он.

До 2018 г., добавил Дмитрий Шнайдман, такие споры в основном разрешались в пользу работодателей, поскольку суды соглашались с позицией о том, что если у конкретного работника в силу его неполной занятости на работах с особыми условиями нет права на досрочную пенсию, то и работодатель не обязан финансировать дополнительными страховыми тарифами ее досрочный характер в отношении данного работника.

«Ситуация изменилась с принятием Экономколлегией ВС определений от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 и от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800, – отметил он. – Именно указанные судебные акты изменили правоприменительную практику в отношении данного вопроса, определив подход, в соответствии с которым базовым условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по доптарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима занятости (полной или частичной)». По мнению судов, пояснил Дмитрий Шнайдман, именно такой подход соответствует сущности обязательного соцстрахования, включая пенсионное, поскольку уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений, закрепленного в том числе Конституцией РФ.

В качестве правового обоснования применения указанного подхода, пояснил эксперт, определено, что законодательство не содержит исключений относительно начисления страховых взносов по доптарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ с особыми условиями меньше 80% рабочего времени. Кроме того, в силу ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС следует, что доптариф, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных, занятых на упомянутых видах работ. «Поэтому доптариф, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение – обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе», – подчеркнул Дмитрий Шнайдман.

Таким образом, заключил эксперт, определение не изменило, а окончательно закрепило хоть и в достаточной степени формальный, но прагматичный и экономически обоснованный подход судов к спорной проблеме, направленный, в первую очередь, на пополнение бюджета ПФР.

По мнению адвоката АП Тульской области Дмитрия Анищенко, в данном деле КС сделал выбор между «коллективными» и «индивидуальными» интересами в пользу первых. «Как неоднократно указывал Верховный Суд (определения от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800; от 7 сентября 2018 г. № 309-КГ18-5069; от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 и от 16 июля г. 2018 № 309-КГ18-5069), особенностью страховых взносов, уплачиваемых по доптарифам, является их “солидарный” характер: из положений ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС следует, что дополнительный тариф, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на вредных видах работ», – отметил он.

Именно на этом факте, пояснил эксперт, выстроил свою позицию Конституционный Суд в рассматриваемом определении: не так важно, получит ли конкретный работник право на досрочную пенсию, – главное, что будет создан «источник» для ее финансирования для других работников, занятых на вредном производстве, чье право на досрочную пенсию однозначно и не оспаривается (эта логика изложена на стр. 7–8 определения).

Как считает эксперт, данное определение может негативно сказаться на судебной практике по аналогичным спорам. «На сегодняшний день суды в основном придерживаются позиции о том, что право на назначение досрочной пенсии должно корреспондировать обязанности страхователя уплачивать взносы по доптарифу. То есть если отдельные периоды трудовой деятельности застрахованного лица не подлежат включению в расчет трудового стажа для назначения досрочной пенсии, то и взносы по доптарифу за эти периоды уплачиваться не должны (постановления АС Северо-Западного округа от 23 июля 2020 г. № Ф07-7298/2020 по делу № А13-21007/2019; АС Центрального округа от 14 марта 2018 г. № Ф10-60/2018 по делу № А14-3052/2017 и от 11 октября 2017 г. № Ф10-3959/2017 по делу № А14-15419/2016)», – пояснил он.

Таким образом, по мнению Дмитрия Анищенко, КС отринул данный принцип, указав, что обязанность работодателя уплачивать взносы по доптарифам не должна ставиться в зависимость от права конкретного застрахованного лица на досрочную пенсию, поскольку «бенефициаром» таких страховых взносов является не конкретный человек, а «неопределенная группа работников», занятых на вредном производстве.

Старший партнер, руководитель группы практик юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин считает, что позиция КС в данном случае понятна: государство, сильно «обжегшись» на повышении пенсионного возраста, не готово больше никаким образом уменьшать пенсионные платежи, включая дополнительные тарифы страховых взносов в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда.

«Вопрос, который на самом деле возник в данном деле, гораздо более “неудобен” для государства: в чем социально-экономический смысл доптарифа страховых взносов на работников с вредными условиями труда, если эти деньги, уплаченные работодателем, на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на соответствующих работах, не зачисляются? – пояснил он. – То есть денежные средства, уплаченные в рамках доптарифа страховых взносов на конкретного работника с вредными условиями труда, размер пенсии этого работника не увеличивают, а учитываются “в составе солидарной части тарифа” и могут быть потрачены ПФР не на выплату пенсии конкретному работнику, занятому на работах с вредными условиями труда».

Этот в целом частный вопрос, добавил Роман Речкин, вытекает из общего вопроса о построении российской пенсионной системы, которая в принципе не основана на каких-то разумных социально-экономических принципах: размер пенсии конкретного лица определяется на основании произвольного расчета и реально не зависит ни от продолжительности работы, ни от размера взносов, перечисленных работодателем. «Более того, государство регулярно и в одностороннем порядке меняет правила начисления пенсий – например, “замораживая” накопительную часть, что означает искусственное занижение размера пенсии для всех лиц, так как “замороженная” часть попросту не учитывается в расчете платежей, эту самую пенсию формирующих», – заключил он.

Если работники заняты во вредных, тяжелых и опасных условиях труда, работодатели должны платить пенсионные взносы по дополнительному тарифу. Рассказываем, за какую работу платят допвзносы в ПФР в 2021 году, как и по каким ставкам их рассчитывают.


Особенности работы во вредных условиях труда

Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.

Насколько рабочие места вредные и (или) опасные, определяют по результатам спецоценки условий труда (СОУТ). Работодатели обязаны проводить её раз в 5 лет. Оценивают все рабочие места сотрудников, которые трудятся у ИП или организаций по трудовым договорам, за исключением надомников и дистанционщиков. Есть условия, при которых спецоценку проводят ещё до истечения пяти лет, например:

  • внедрили новое оборудование, которое существенно изменило производственный процесс;
  • ввели новое рабочее место и работник приступил на нём к своим обязанностям, в том числе после открытия организации или ИП;
  • переместили рабочее место в другое помещение и др.

В этих случаях провести внеплановую спецоценку нужно в течение 12 месяцев после изменений.

Если при проведении СОУТ у вас выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, занятым на них работникам вы обязаны предоставить доплаты, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Конкретный перечень льгот для «вредников» зависит от класса и подкласса условий труда, присвоенных по результатам спецоценки. Например, за работу с вредными условиям труда 3 или 4 степени или опасными условиями работникам полагается:

  • сокращённый рабочий день — не более 36 часов в неделю;
  • повышенная оплата труда — не менее 4% от ставки или оклада, установленных для работы с обычными условиями труда;
  • как минимум 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Гарантии и компенсации закреплены в ст. 92, 117 и 147 ТК РФ, но работодатель может самостоятельно их дополнить.

Есть профессии, должности и производства, которые по умолчанию предполагают работу во вредных или тяжелых условиях, даже когда спецоценка ещё не проводилась. Например, если они числятся в Списке № 1 и Списке № 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 г.

В каких случаях нужно платить взносы в ПФР за «вредность»

На выплаты «вредникам» работодатель обязан начислять пенсионные страховые взносы по общим (или пониженным) тарифам и по дополнительным (ст. 428 НК РФ).

Но касается это только определённых видов работ, которые дают право на досрочное назначение пенсии:

  • из п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» (Список № 1);
  • из п. 2–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (Список № 2).

Если сотрудник не занимается работами, которые указаны в пунктах 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, страховые взносы по доптарифам начислять не надо, и не важно, что спецоценкой его условия труда признали вредными или опасными. Это неоднократно подтверждал Минфин, в частности, письмом № 03-15-06/74288 от 27 сентября 2019 г.

Начислять взносы в ПФР по доптарифам нужно и в отношении «вредников», которые уже получают льготную пенсию по старости, но продолжают работать во вредных и (или) опасных условиях труда.

Ставки доптарифов страховых взносов в ПФР в 2021 году

Если спецоценки ещё не было, страховые взносы на «вредников» надо начислять по общим доптарифам:

  • 9% — для работников из п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 (Список № 1);
  • 6% — для работников из п. 2–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (Список № 2).

Если спецоценку провели, тариф будет зависеть от присвоенного подкласса условий труда.


Ставки доптарифов по результатам СОУТ

Как начислять взносы по доптарифам

Тарифы, которые нужно применять по результатам спецоценки, начинают действовать с даты внесения её результатов в федеральную государственную информационную систему (Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» ). Компания-оценщик должна сообщить вам об этом не позднее трёх рабочих дней после внесения сведений.

За месяц, в котором сведения появились во ФГИС СОУТ, доптарифы по результатам спецоценки рассчитывают не со всех выплат, а начиная со дня появления сведений в системе и до конца месяца.

На выплаты работникам из пунктов 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, начисленные до этой даты, взносы за «вредность» считают по общим ставкам — 6% или 9%.

Если в результатах СОУТ есть сведения, которые нельзя разглашать (государственная или иная охраняемая законом тайна), доптарифы можно применять со дня утверждения отчёта о проведении спецоценки.

Начислять допвзносы нужно, как и обычные страховые взносы в ПФР — на все облагаемые выплаты отдельно по каждому работнику, с начала календарного года по конец каждого месяца нарастающим итогом. Но есть и особенности.

  1. Если у обычных страховых взносов есть ограничения по предельной годовой зарплате, свыше которой взносы снижаются, дополнительные начисляются одинаково с любых сумм.
  2. Применение доптарифов зависит от периода, в котором были начислены выплаты, а не за который они начислены. Например, в 2021 году работнику начислили премию по итогам прошлого года. В месяце начисления он занят на вредной и опасной работе. Премию нужно включить в базу для расчёта взносов «за вредность», даже если весь прошлый год, за который выдают премию, работник трудился в обычных условиях.
  3. Начисление доптарифов не зависит от режима работы. Если работник занят во вредных и тяжёлых условиях менее 80% рабочего времени, этот период не входит в льготный стаж для досрочной пенсии. Но взносы по доптарифам всё равно нужно начислять.
  4. Рассчитать их нужно и в случаях, когда «вредник» отсутствовал из-за болезни, командировки, отпуска (ежегодного оплачиваемого, по уходу за ребёнком, по беременности и родам) и в другие периоды, которые включаются в льготный стаж. В таких случаях работник считается занятым на работах, дающих право на досрочную пенсию.
  5. В течение месяца «вредник» может быть занят попеременно на работах, указанных и в Списке № 1, и в Списке № 2. Тогда допвзносы нужно начислить по разным ставкам. Если раздельный учёт выплат на предприятии не ведётся, взносы по доптарифам нужно рассчитать пропорционально — фактически отработанные дни по каждому виду работ разделить на общее количество календарных дней месяца и умножить на выплаты за месяц и на соответствующий тариф.
  6. Если работник в течение месяца был занят и во вредных, и в нормальных условиях труда, то доптарифы нужно начислить только на выплаты за фактически отработанное во вредных условиях время. Рассчитывают их так же, как и в предыдущей ситуации (если нет раздельного учёта выплат).
  7. Периоды, когда «вредник» находится отпуске без содержания или в учебном отпуске не засчитываются в стаж для досрочного назначения пенсии. И здесь Пенсионный фонд и Минфин расходятся во мнении о том, нужно ли начислять допвзносы. Позиция ПФР — не начислять, так как работник не был занят на работах с особыми условиями труда. Минфин считает, что выплаты за этот период облагаются допвзносами в полном объёме. Безопаснее их всё же начислить. Так, Минтруд в письме № 17-3/В-256 от 17 июня 2016 г. разъяснил, что база для начисления взносов по доптарифам не зависит от периодов, входящих или не входящих в льготный стаж. Эта позиция подтверждается и судебной практикой.

Когда и как уплачивать

Взносы по доптарифу перечисляют в те же сроки, что и для обычных страховых взносов — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были начислены. Если последний день уплаты — выходной или нерабочий, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.

При оформлении платёжки для дополнительных страховых взносов в ПФР за вредные условия труда в 2021 применяют особые коды бюджетной классификации (КБК). Они будут разными в зависимости от того, на каких видах работ заняты «вредники» и проводилась ли спецоценка.

Если доптарифы установлены по результатам СОУТ, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1020 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1020 160. Если СОУТ не проводилась, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1010 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1010 160.

Что будет, если не платить взносы за «вредников»

За неуплату или неполную уплату предусмотрен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов (п. 1 ст. 122 НК РФ). Штрафные санкции применяют, если плательщик:

  • ошибочно занизил базу для начисления страховых взносов;
  • неправильно рассчитал взносы (например, применил пониженный тариф);
  • совершил другие неправомерные действия (бездействия).

Штраф увеличится до 40% от неуплаченной суммы, если всё это сделано умышленно (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Какую отчётность сдавать

Сведения о допвзносах на выплаты «вредникам» входят в несколько отчётов.

Расчёт по страховым взносам

РСВ сдают в налоговую инспекцию, организации — по месту своего нахождения, а ИП — по месту жительства.

Суммы выплат, на которые начислены взносы по доптарифу, и сами взносы нужно отразить:

  • в подразделе 1.3.2 или 1.3.2 приложения № 1 к разделу 1;
  • в подразделе 3.2.2 раздела 3, в котором отражаются сведения по конкретному работнику.

С помощью специального сервиса «Моё дело» можно бесплатно сформировать расчёт страховых взносов.

СЗВ-СТАЖ и ОДВ-1

Эти формы сдают в комплекте в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту регистрации.

Коды условий труда, которые дают право на досрочное назначение пенсии, указывают в графе 9 отчёта СЗВ-СТАЖ. Коды берут из классификатора Постановления Правления ПФР № 507п от 06.12.2018. Например, условия труда электросварщика ручной сварки, которой входит в Список № 1, помечают кодом 27-1.

Если в формы СЗВ-СТАЖ указаны особые условия труда, то в ОДВ-1 нужно заполнить раздел 5.

С помощью специального сервиса «Моё дело» можно бесплатно сформировать расчёт страховых взносов.

4-ФСС

В отчёте для соцстраха на титульном листе заполняют численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и таблицу 5.

Перечень льготных профессий

Эту отчётность сдают только те, у кого работают «вредники». Она не регламентируется нормативно-правовыми актами, но её требует Пенсионный фонд.

Отчёт состоит из двух документов.

  1. Перечень льготных должностей, профессий и рабочих мест, занятость на которых даёт право на досрочное назначение трудовых пенсий.
  2. Поимённый список льготников с указанием «льготного» периода работы по каждому из них.

Для формирования отчёта по льготникам ПФР предлагает скачать на официальном сайте фонда программу «Перечень ЛП».

В разных регионах требования по представлению отчётности по льготным профессиям могут отличаться, так как общего документа с правилами нет. Свяжитесь с отделом оценки пенсионных прав вашего отделения ПФР и уточните следующие моменты:

  • в какие сроки нужно представить отчёт;
  • как заполнять Перечень ЛП и поимённый список — нарастающим итогом или отдельно за каждый отчётный период;
  • какие подтверждающие документы нужно прикладывать (штатное расписание, табель учёта рабочего времени, наряды на выполнение работ, список используемого оборудования).

Упростить ведение учёта поможет сервис «Моё дело Профбухгалтер». Он сам рассчитает налоги и взносы, сформирует отчёты, а по сложным вопросам вы сможете получать бесплатные консультации экспертов.

Как условия труда на рабочих местах влияют на дополнительные тарифы взносов в ПФР?

С 1 января 2014 года практически все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"; далее – закон о спецоценке). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест, и одной из ее целей является пополнение бюджета ПФР за счет установления дополнительных тарифов взносов в зависимости от результатов оценки (п. 7 ст. 7 закона о спецоценке). На сегодняшний день достижение данной цели вызывает большое количество вопросов. Прежде всего это связано с тем, что для установления дополнительных тарифов могут использоваться результаты ранее проведенной аттестации (ч. 4 ст. 27 закона о спецоценке, ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"; далее – Закон № 421-ФЗ). Здесь и начинаются все сложности.

Но Минтруд России не оставил страхователей (работодателей) в беде и разъяснил, как результаты спецоценки и аттестации влияют на размер страховых взносов по дополнительным тарифам (письмо Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113). Рассмотрим подробнее, что же посоветовало министерство.

Если работнику не положена досрочная пенсия, то взносы по дополнительному тарифу начислять не нужно

Как известно, взносы в ПФР по дополнительным тарифам уплачиваются в отношении некоторых работников, которым положена досрочная трудовая пенсия по старости (ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"; далее – закон о страховых взносах). К таким работникам относятся лица, перечисленные в пп.пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – закон о пенсиях). Согласно этим подпунктам досрочная пенсия назначается в зависимости от стажа и вида работы, на которой заняты сотрудники.

В свою очередь размер дополнительного тарифа, который применяется к выплатам соответствующим работникам, зависит от (части 1-2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, ч. 4 ст. 27 закона о спецоценке):

  • вида работы;
  • результатов спецоценки или аттестации на рабочих местах.

На основании этого Минтруд России делает логичный и очень значимый для многих вывод: если сотрудник не занят на соответствующих видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам не начисляются на его вознаграждение. При этом не имеет значения, какой класс условий труда установлен в отношении его рабочего места по результатам аттестации или специальной оценки.

Иными словами, если в отношении рабочих мест ваших сотрудников установлен вредный или опасный класс условий труда, но эти сотрудники не имеют права на досрочную пенсию, то вы не должны исчислять взносы в ПФР по дополнительным тарифам в отношении выплат этим работникам.

Обратите внимание, что взносы в ПФР по дополнительным тарифам (ст. 58.3 закона о страховых взносах) не следует путать с "дополнительными" взносами в ПФР в размере 10% (ч. 1 ст. 58.2 закона о страховых взносах). Последние исчисляются в отношении всех застрахованных лиц с выплат, превышающих предельную величину базы по страховым взносам.

Как определить, какой тариф нужно применить?

Как уже говорилось, размер дополнительного тарифа взносов в ПФР зависит от вида работы, на которой занят сотрудник, и результатов спецоценки (аттестации).

Так, в отношении выплат лицам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется дополнительный тариф 6% в 2014 году и 9% в 2015 и последующих годах (ч. 1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, пп. 1 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях). А в отношении вознаграждений сотрудникам, которые заняты на работах, перечисленных в пп.пп. 2-18 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях, используется тариф 4% в 2014 году и 6% в 2015 и последующих годах.

Однако эти тарифы применяются, только если на рабочих местах не проведена специальная оценка. В противном случае используются тарифы, закрепленные в ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах. Их размер варьируется от 0% до 8% в зависимости от класса (подкласса) условий труда, установленного на рабочем месте.

В то же время в ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ указано, что результаты ранее проведенной аттестации применяются при определении размера дополнительных тарифов по ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными.

Основываясь на этом, Минтруд России разъясняет следующее. Если по результатам аттестации условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то взносы начисляются по тарифам, предусмотренным ч. 1 и ч. 2 ст. 58.3 закона о страховых взносах – соответственно по 6% и 4% (в 2014 году). То есть тариф 0%, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, к ним не применяется. Напомним, что такой же вывод ранее был сделан ПФР в письме от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707.

Стоит ли таким страхователям скорее проводить специальную оценку, сказать сложно. Это достаточно дорогостоящая процедура, поэтому выгоды от ее проведения каждый должен определить самостоятельно.

Как исчислять взносы по дополнительным тарифам, если в течение месяца сотрудник занят на различных рабочих местах

Иногда лица, с выплат которым начисляются взносы по дополнительным тарифам, в течение месяца заняты на нескольких рабочих местах. В свою очередь на этих рабочих местах установлены различные классы (подклассы) условий труда либо отсутствуют результаты аттестации или специальной оценки. Возникает вопрос, как с производимых указанным лицам выплат начислять взносы по дополнительным тарифам.

По мнению министерства, такие взносы следует исчислять со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат (независимо от того, за какие периоды производятся выплаты). Начисление происходит пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве рабочих дней (часов) в месяце. При этом в общем количестве рабочих дней (часов) нужно учитывать сверхурочную работу, а также работу в выходные и праздничные дни.

Такое положение дел существенно усложняет заполнение формы РСВ-1 ПФР, но в некоторых случаях помогает экономить на страховых взносах, поскольку разным классам (подклассам) соответствуют разные тарифы взносов.

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР)

С другими формами, образцами и бланками документов, используемыми при исчислении страховых взносов, можно ознакомиться в разделе "Бланки"

Как начисляются взносы по дополнительным тарифам в отношении выплат совместителям?

Согласно ст. 60.1 ТК РФ сотрудник вправе заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) или у другого работодателя (внешнее совместительство). Следовательно, работа по совместительству выполняется в рамках отдельных трудовых отношений.

Проанализировав эти нормы, Минтруд России сделал следующий вывод. Если сотрудник во время совместительства не занят на работах, перечисленных в пп.пп. 1-18 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях, то взносы в ПФР по дополнительным тарифам не начисляются на производимые ему выплаты.

Получается, что если по основной работе сотрудник выполняет соответствующие работы, а по совместительству – нет, то дополнительные тарифы применяются только к выплатам по основному месту работы.

Дополнительные тарифы, размер которых зависит от результатов спецоценки, применяются с даты утверждения отчета об этой оценке

Частью 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах установлены дифференцированные дополнительные тарифы взносов в ПФР, которые зависят от класса условий труда, присвоенного по результатам специальной оценки.

В свою очередь результаты этой оценки отражаются в отчете о ее проведении. Данный отчет составляется организацией, проводившей спецоценку, подписывается членами комиссии, сформированной работодателем, и утверждается председателем этой комиссии (ст. 15 закона о спецоценке). То есть датой завершения специальной оценки считается день утверждения отчета.

Основываясь на этом, Минтруд России указал следующее. Раз результаты спецоценки используются с даты утверждения отчета, то с этого же дня применяются дополнительные тарифы, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах. При этом за месяц, в котором был утвержден отчет, взносы по указанным тарифам уплачиваются только с части суммы, начисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца.

Однако при таком подходе проблематично заполнить расчет по форме РСВ-1 ПФР: нужно внести данные сразу в несколько подразделов (2.2, 2.3 и 2.4) и пропорционально высчитать суммы, облагаемые по разным тарифам.

Результаты аттестации, оформленные в 2014 году, использоваться не могут

Как уже говорилось, с 1 января 2014 года упразднена аттестация рабочих мест (ст. 12, ст. 15 Закона № 421-ФЗ). В то же время не все работодатели (страхователи) успели оформить результаты проведенной в 2013 году аттестации до указанной даты, то есть сделали или сделают это уже в 2014 году. По мнению министерства, результаты такой аттестации использоваться не могут. Иными словами, работодатели (страхователи) не могут их применить, в частности, для определения размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.

Но что же делать таким работодателям? Ведь получается, что деньги за такую аттестацию выкинуты на ветер. Мы считаем, что работодатели могут заключить дополнительное соглашение с организациями, проводившими аттестацию. В этом соглашении нужно прописать, что в связи с изменением законодательства вместо аттестации будет проведена специальная оценка, то есть следует изменить предмет договора. Кроме того, в соглашении нужно указать, какие дополнительные исследования будут осуществлены, чтобы проводимая процедура соответствовала всем требованиям закона о спецоценке. Отметим, что организации, аккредитованные на проведение аттестации рабочих мест, вправе проводить спецоценку до истечения срока действия имеющихся аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно (ч. 2 ст. 27 закона о спецоценке).

Также стоит отметить, что заключить такое соглашение могут только работодатели, которые до сих пор не оформили результаты аттестации. Если же результаты уже оформлены, то придется заново оценивать условия труда на рабочих местах, но уже заключая новый договор о проведении спецоценки.

Документы по теме:

Материалы по теме:

И.о. Заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Дегтярь П.С.

Специальная оценка условий труда
И.о. Заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Дегтярь П.С.

Сроки проведения спецоценки условий труда: отвечаем на вопросы читателей

Сроки проведения спецоценки условий труда: отвечаем на вопросы читателей
Что делать, если не успели завершить аттестацию рабочих мест в прошлом году, в каких случаях проводится внеплановая спецоценка и можно ли ее проведение разбить на несколько частей? Об этом наш материал.

Инфографика:

Форма РСВ-1 ПФР: изменения

Форма РСВ-1 ПФР: изменения
За I квартал 2014 года расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должен предоставляться по новой форме РСВ-1 ПФР. Какие разделы исключены из этой формы, какие добавлены, а также какие другие изменения внесены, узнайте из нашей инфографики.

Граждане, работающие с тяжёлыми и вредными условиями труда, могут рассчитывать на разные льготы помимо досрочного выхода на пенсию. За такого работника руководство должно уплачивать взносы по доп тарифам за вредные условия труда, иначе стаж просто не будет учитываться. Главное – заранее определиться с подходящими условиями.

Что это такое

Бесплатно по России

В старости граждане могут получить материальное обеспечение как только в страховой части, так и в страховой и накопительной одновременно.

Первая разновидность пенсии – это денежная выплата компенсационного характера. Граждане получают её в связи с тем, что утрачивают способность к труду. Такая часть перечисления обязательна для формирования у каждого гражданина. Учитывают страховые взносы, которые работодатель платит за своих подчинённых по стандартной процедуре.

Денежные средства аккумулируются в ПФР, потом их переводят в пенсионные баллы, за счёт чего формируется индивидуальный пенсионный коэффициент. В результате получается объём прав, которым обладает тот или иной гражданин.

Накопительная пенсия – отдельный вид перечислений для материального обеспечения граждан. Здесь формирование связано с волеизъявлением обычного гражданина.

Дополнительные тарифы по взносам для пенсионного страхового обеспечения – явление, заслуживающее отдельного рассмотрения. Руководитель обязан платить за тех, у кого трудовые обязанности связаны с вредными и опасными условиями труда.

В этом случае гарантирован выход на пенсию раньше по сравнению с другими категориями граждан. Размер взносов может составлять до 8% от общей заработной платы для сотрудников в том или ином случае. Точные цифры зависят от того, какие результаты дала специальная оценка труда. До 9% составляет тариф для тех, кто не проводил оценку.


За какую работу положены

В ТК РФ описан порядок, согласно которому та или иная работа относится к тяжёлой и опасной.

Пример профессий, для которых могут действовать соответствующие виды компенсаций:

  1. Водители грузовиков и автомобилей в технологических процессах, которые организованы для шахт и других объектов, на которых ведётся добыча полезных ископаемых.
  2. Рабочие локомотивных бригад и отдельные категории рабочих, которые на тех же объектах обеспечивают перевозку и безопасность для всего персонала, различных видов транспорта.
  3. Бригады, партии и отряды по изыскательным и лесоустроительным, гидрологическим, гидрографическим, геофизическим, топографо-геодезическим и геолого-разведочным работам.
  4. Текстильная промышленность при выполнении операций повышенной сложности.
  5. Трактористы-машинисты и просто трактористы в разных отраслях.
  6. Подземные и горячие цеха.
  7. Электрогазосварщики.
  8. Тяжёлые и вредные условия труда.

Перечень дополнительных страховых платежей

Особая и индивидуальная технология определения – вот чем этот вид сборов отличается от других, применяемых для предприятий и работодателей. Практически по каждому из классов по профессиональному риску есть отдельные программы.

Действует и специфичный способ установления при использовании таких тарифов:

  • Специалисты соцстраха ежегодно вносят корректировки, а затем устанавливают цифры отдельно, индивидуально по отношению к каждому из страхователей.
  • Класс профессионального риска основной работы для предприятия – главный фактор, который зачастую влияет на результат.
  • В ФСС предоставляют пакет документов, чтобы подтвердить основной вид деятельности. Процедура проводится ежегодно, максимум до 15 апреля.
  • Тариф устанавливается контролирующими органами, когда специалисты установят, какой вид труда для предприятия можно считать самым опасным.

В случае с ИП уплата взносов происходит по двум возможным схемам, как и расчёты:

  1. В качестве работодателей, когда опираются на доходы сотрудников.
  2. За себя. Здесь не важно, имеются ли наёмные работники.

ОПС и медстрахование становятся обязательными, когда взносы уплачивают только за себя. Этими понятиями обязательная часть и ограничивается. Но в рамках страхования допустимо уплачивать взносы добровольно. Например – на случай наступления материнства или другие ситуации, когда трудоспособность будет утрачена. Пособия выплачиваются, когда наступает страховой случай.

Суммы во время командировки во многом рассчитываются так же, как и при других обстоятельствах. Пока идут служебные командировки, за гражданами сохраняют средний заработок вместе с должностью и рабочим местом.

Статья 422 НК РФ отдельно устанавливает список расходов из-за командировок, которые взносами не облагаются, среди них:

  • Оплата услуг связи.
  • Найм помещений жилого назначения.
  • Расходы по проезду с документальной фиксацией.
  • Суточные, и так далее.

Из необлагаемых выплат исключают средний заработок, который сохраняется на указанное время. Поэтому страховые взносы и применяются согласно общему тарифу, который действует в настоящее время. Дополнительные действующие правила тоже применяют по отношению к работодателям. Как и в других ситуациях, здесь опираются на то,какая степень опасности присвоена рабочему месту после оценки рабочих условий.

Заключение

Уплата таких страховых взносов идёт так же, как и в случае обычного тарифа – в следующем месяце, когда определяют итоги прошедшего. Не позднее 15 числа в следующем периоде по отчётности происходят непосредственные начисления.

От проведения аттестации и специальной оценки на рабочих местах зависит корректность оценки, которая применяется по отношению к тому или иному работодателю. Иногда применяется правило, согласно которому работник должен достичь определённого возраста. Это обычно касается текстильной промышленности для женщин или подземных работ для мужчин.

Автор: Тяпухин С. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных в туберкулезных учреждениях, имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. На практике у бухгалтеров нередко возникает вопрос, нужно ли начислять страховые взносы в повышенном размере тем или иным работникам (например, работающим в должности «сестра-хозяйка»). Самих же работников интересует, имеют ли они право на досрочную пенсию.

Дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяются в целях досрочного назначения страховых пенсий по старости ранее достижения пенсионного возраста лицам, занятым в опасных и вредных условиях труда. В частности, дополнительные тарифы действуют в отношении выплат в пользу лиц, занятых на работах, указанных в п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (п. 1 – 3 ст. 428 НК РФ).

Начислять страховые взносы на ОПС по дополнительным тарифам должно учреждение, где работники заняты на названных в п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях работах, дающих право на досрочную пенсию, согласно спискам 1 и 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Если обратиться к разд. XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка 2, то можно увидеть, что досрочная пенсия положена младшему и среднему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающему больных в туберкулезных учреждениях, отделениях, кабинетах.

По вопросам, касающимся назначения льготной пенсии медперсоналу, следует изучить Указание Минсоцзащиты РФ от 26.04.1993 № 1-31-У и Письмо Минздрава РФ от 23.08.1993 № 05-16/30-16.

В них разъяснено, что непосредственное обслуживание больных – это работа, которая осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и больных (например, массаж, инъекции, процедуры, манипуляции, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т. д.).

В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, непосредственно обслуживающие больных в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).

Минздрав и ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ подготовили примерные перечни видов деятельности и должностей медицинского персонала, которые могут быть отнесены к непосредственному обслуживанию больных.

Обозначим виды деятельности среднего медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию больных:

прием больных в учреждение, отделение;

организация питания больных;

контроль за лечебно-охранительным режимом;

замена отсутствующего среднего медицинского персонала в отделении старшей медицинской сестрой (палатные, процедурные, перевязочные и т. д.);

инъекции, манипуляции, процедуры (лечебные и диагностические), забор материала для исследования;

участие в обезболивании и оказании анестезиологической, хирургической и реанимационной помощи больным;

проведение занятий по лечебной физкультуре;

осуществление различных видов массажа;

лечение больных в объеме терапевтической, стоматологической помощи, санация полости рта;

обследование и наблюдение инфекционных и туберкулезных очагов.

Видами деятельности младшего медицинского персонала, относящимися к непосредственному обслуживанию больных, являются:

перевозка, переноска тяжелобольных из отделений в диагностические кабинеты, из приемного отделения в стационар и т. д.;

санитарная обработка (мытье) больных, смена нательного и постельного белья;

санитарно-гигиеническая обработка ванной, мытье посуды, инструментария, инвентаря, карманных плевательниц и т. д.;

раздача пищи, индивидуальное кормление больных;

уход за больными, уборка палат и вспомогательных помещений в отделении.

Приведем примерный перечень должностей медицинских работников, непосредственно обслуживающих больных, вошедших в разд. XXIV Списка 2.

Средний медицинский персонал

Младший медицинский персонал

старшая медицинская сестра;

палатная медицинская сестра;

процедурная медицинская сестра;

медицинская сестра по физиотерапии;

медицинская сестра по массажу;

инструктор по лечебной физкультуре;

медицинская сестра по функциональной диагностике;

медицинская сестра, фельдшер приемного отделения;

операционная медицинская сестра;

участковая медицинская сестра диспансера;

перевязочная медицинская сестра;

медицинская сестра отделения реанимации и интенсивной терапии;

палатная санитарка, младшая медицинская сестра по уходу за больными;

Нужно понимать, что окончательное решение по определению перечня рабочих мест и должностей работников, которые пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, принимает администрация учреждения, которая подтверждает характер работы и доводит до сведения работников ее результаты.

В отношении работников, которые не заняты на «вредных» работах, взносы по дополнительным тарифам платить не надо, даже если по итогам проведения спецоценки условий труда работнику установлен опасный или вредный класс условий труда (письма Минфина РФ от 25.09.2018 № 03-15-07/68350 (доведено до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС РФ от 01.10.2018 № БС-4-11/19048@), от 24.05.2018 № 03-15-06/35161, от 24.03.2017 № 03-15-06/17278).

А вот если работник занят на «вредных» работах менее 80% рабочего времени, претендовать на досрочную пенсию он не вправе, однако уплачивать за него страховые взносы по дополнительным тарифам работодателю все же придется.

История одного дела

Прокомментируем Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 06.05.2019 № 16-КГ19-6 о рассмотрении спора между Пенсионным фондом и сотрудницей тубдиспансера (сестрой-хозяйкой) в части предоставления ей досрочной пенсии.

Позиция «против»

Представители ПФР отказали сотруднице в предоставлении досрочной пенсии, сославшись на должностную инструкцию сестры-хозяйки. Согласно ей основное рабочее время по указанной должности связано с осуществлением организационно-хозяйственной деятельности, не относящейся к непосредственному обслуживанию больных, то есть в условиях отсутствия контакта работника и пациента.

Факты указания работодателем в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в отношении данной сотрудницы кода льготной работы и уплаты за нее дополнительных страховых взносов не имели для представителей ПФР правового значения при установлении права гражданина на досрочную страховую пенсию по старости.

Позиция «за»

Суд учел, что в примерном перечне должностей младших медицинских работников, непосредственно обслуживающих больных в лечебных учреждениях, вошедших в Список 2, указана должность «сестра-хозяйка».

Работница представила доказательства наличия у нее специального стажа работы в тяжелых условиях труда (локальные нормативные акты):

приказы работодателя об установлении ей надбавок к заработной плате за работу с опасными для здоровья условиями труда;

приказы работодателя об установлении ей доплат за работу в условиях, связанных с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза;

карты аттестации по условиям труда рабочего места сестры-хозяйки, в которых установлен класс 3.3 по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса и предусмотрено льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком 2.

По мнению судей, к должностям младшего медицинского персонала, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, относится в том числе должность сестры-хозяйки, непосредственно обслуживающей больных в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) в туберкулезных учреждениях.

Целый ряд профессий среднего и младшего медицинского персонала туберкулезных диспансеров, функции которых неочевидны и могут различаться в разных учреждениях, вызывают споры о том, положена ли работникам досрочная пенсия и нужно ли уплачивать за них страховые взносы по дополнительным тарифам. Однозначного ответа дать невозможно. Окончательное решение по определению перечня рабочих мест и должностей работников, которые пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, остается за администрацией медицинского учреждения, которая подтверждает характер работы сотрудников.

Например, сотрудница, работающая в должности «сестра-хозяйка», может претендовать на досрочную пенсию:

если согласно проведенной спецоценке условия труда на ее рабочем месте признаны опасными или вредными;

если работодатель уплачивал за нее страховые взносы по дополнительным тарифам;

если она непосредственно ухаживала за больными не менее 80% рабочего времени.

При этом желательно, чтобы обязанность ухода за больными была предусмотрена трудовым договором и должностной инструкцией. В противном случае велик риск того, что в назначении досрочной пенсии будет отказано.

В отношении работников, которые не заняты на «вредных» работах, взносы по дополнительным тарифам платить не надо, даже если по результатам спецоценки работнику установлен опасный или вредный класс условий труда.

А вот если работник занят на «вредных» работах менее 80% рабочего времени, претендовать на досрочную пенсию он не вправе, однако уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам за него придется.

Читайте также: