Может ли уплачивать взносы за жену с целью обеспечения права на пенсию муж

Опубликовано: 26.03.2024

Маленькие пенсии толкают людей на хитроумные решения. Например, подать заявление на пенсию умершего мужа. Такая возможность действительно есть. Рассказываем, кто может получать пенсию умершего супруга и в чём подвох этой схемы.

Это другой вид пенсии

Для начала определимся с понятиями. В народе процедуру называют «переводом на пенсию супруга», однако в законодательстве подобного понятия нет. Для пенсионного фонда это «пенсия по потере кормильца», то есть отдельный вид выплат, а вовсе не замещение пенсии одного человека на пенсию другого человека.


Выплата носит заявительный характер. Фото: yandex.ru

То есть, человек должен сделать выбор, какая выплата ему выгоднее. Ответ не очевиден. Если женщина получает 12 000 рублей, а её муж — 13 000 рублей, то выгоды может и не быть.

Почему пропадает выгода?

Это распространённый вопрос в адрес Пенсионного фонда: «почему при попытке перейти на пенсию мужа мне назначили выплаты меньше, чем он получал?»

Потому что это не переход на пенсию мужа, а пенсия по потере кормильца. Да, она привязана к его стажу и пенсионным баллам, но на 100% не совпадает.

Пенсия по потере кормильца тоже состоит из двух частей: фиксированной и страховой.

В 2020 году фиксированная часть для обычных пенсий — 5686 рублей. Для пенсий по потере кормильца в два раза меньше — 2 843 рубля.

Например, умерший супруг получал 13 000 рублей. Из них: 5 686 — фиксированная часть, 7314 рублей — страховая. Получается, что его вдова будет получать по потере кормильца примерно 10 157 рублей (Фиксированная часть 5 686 делённая на два плюс страховая часть). Как видим, не столь много.

К тому же при переходе на пенсию по потере кормильца не полагаются доплаты: за нетрудоспособного ребёнка, северный и сельский стаж.

Например, у женщины 79 лет была пенсия 13 000 рублей. После смерти мужа она перешла на пенсию по потере кормильца 16 000 рублей. Явно есть выгода. Однако через год, когда ей исполнится 80 лет, собственная пенсия станет уже 18 686 рублей (13 000 + 5 686).

Надо решать: либо оставться при своих выплатах, либо на время переходить на пенсию по потере кормильца, а затем менять обратно обратно (закон это не запрещает).

Когда назначают пенсию по потере кормильца?

Не каждый вдовец может претендовать на эту выплату. Вчитаемся в название. Оно предполагает, что умерший должен был быть кормильцем, то есть содержать семью.

Пенсия назначается в двух случаях:

  1. Супруг был иждивенцем.
  2. Супруг не был иждивенцем, но впоследствии утратил источник дохода (уволился с работы или отказался от собственной пенсии в пользу пенсии по потере кормильца).

То есть неработающий пенсионер имеет все шансы получить выплаты за супруга, а работающий — только после увольнения.


Выплаты можно получить даже задним числом. Фото: mzgazeta.ru

Если до назначения нового вида пенсии вдова повторно вышла замуж, ПФР откажет в переводе выплаты. Если же брак заключить уже после назначения пенсии по потере кормильца, то это никак не скажется на выплатах.

Обратим внимание на нюансы назначения выплаты

Если вдовец доказал факт иждивения, то пенсия по потере кормильца назначается со дня смерти супруга (не ранее, чем за 12 месяцев), но с зачётом сделанных выплат собственной пенсии.

Например, пенсия по потере кормильца 17 000 рублей, а собственная — 12 000 рублей. От момента смерти до назначения пенсии по потери кормильца прошло 6 месяцев. Считаем: государство должно уплатить вдове 102 000 рублей, но 72 000 рублей уже получены в виде собственной пенсии. Можно рассчитывать только на разницу — 30 000 рублей.

Это редкий случай, когда выплаты делаются задним числом до даты обращения в ПФР.

Если основание для выплат не иждивение, а утрата источника дохода, то выплата назначается со дня обращения.

Как видим, выгоднее доказать иждивение.

Как получить пенсию по потере кормильца?

Чтобы получать выплату по потере кормильца, надо обратиться в территориальный орган ПФР. Для начала следует посчитать будущие выплаты и уточнить, какие льготы сохранятся, а какие пропадут.

Необходимые документы:

  • паспорт
  • свидетельство о смерти
  • свидетельство о заключении брака
  • пенсионное удостоверение заявителя
  • ИНН
  • СНИЛС
  • трудовая книжка умершего

Это не исчерпывающий список документов. По обстоятельствам ПФР может запросить военный билет, свидетельство о рождении детей, справку о составе семьи и доказательства иждивения.

Автор: адвокат МОКА Морозова О.В.
март, 2020

Всем известно, что военный пенсионер – лицо, получающее пенсию по линии министерств обороны или внутренних дел, - имеет право на одновременное получение второй пенсии - страховой, выплачиваемой Пенсионным фондом РФ.

Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 прямо указал в статье 7, что военные пенсионеры при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

И если военный пенсионер решил заняться трудовой деятельностью – любой и в любой форме, то он лично либо его работодатель принуждается налоговым органом к уплате страховых взносов в бюджет ПФР.

Почему ПФР право военных пенсионеров на вторую пенсию превращает для них в обязанность по ее "зарабатыванию"? Почему сегодня военный пенсионер, 1967 г.р. и младше, обязан в течении 15 лет платить страховые взносы в ПФР, отчисляя 22% своего заработка, чтобы к 70 годам иметь право на получение второй пенсии в усеченном наполовину размере по сравнению с другими застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования?

Да, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами. Обязанность по их уплате лежит на страхователе, т.е организации-работодателе или на военном пенсионере лично, если он относится к частно практикующим лицам (ИП, адвокаты и пр.). Если есть страхователь, значит, он кого-то страхует - застрахованное лицо в обязательном пенсионном страховании. Но военный пенсионер уже имеет пожизненное обеспечение от государства и следовательно, не может потерять доход, риск утраты которого и страхуется в обязательном пенсионном страховании.

Так можно ли отказаться от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, если военный пенсионер не хочет получать вторую пенсию за "гражданский" трудовой стаж? Для ответа на данный вопрос достаточно ответить на еще один вопрос: а за кого страховые взносы уплачиваются в ПФР в обязательном порядке? - за застрахованное лицо. А кто является застрахованным - сам военный пенсионер, при чем от риска, которого у него нет.

Ответ лежит на поверхности – правоприменитель предпочитает применять только федеральный закон, касающийся непосредственно системы обязательного пенсионного страхования (далее по тесту – система ОПС). Речь идет о Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Даже разъяснения Конституционного суда не смущают, - принуждает работающих военных пенсионеров (в том числе индивидуальных предпринимателей, адвокатов, др.) быть застрахованными в системе ОПС, а значит нести обязанность по уплате страховых взносов в его бюджет.

Если говорить не юридическим языком, который из-за множества терминов и необходимых отсылок, многим покажется абракадаброй, то обязательное пенсионное страхование в отношении военных пенсионеров может иметь только добровольный характер. Еще проще – налоговые органы нарушают закон и игнорируют прямой запрет, наложенный Конституционным судом РФ, на такое применение положений закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, которое обязывало бы военных пенсионеров вступать в систему обязательного пенсионного страхования.

Вступление в систему ОПС военными пенсионерами осуществляется только добровольно. Соответственно, и выход из нее для военного пенсионера тоже добровольный – ПФР не имеет права принуждать военного пенсионера уплачивать ему пенсионные взносы.

При этом военный пенсионер должен четко знать и осознавать, что вступив в систему ОПС, он будет нести обязанности такие же как и остальные застрахованные лица, т.е. на равных условиях он будет в течении 15 лет (с учетом переходного периода) уплачивать страховые взносы, чтобы заработать 30 ИПК (баллов), но страховая пенсия у него будет урезанная, т.к. права на фиксированную выплату к страховой пенсии он не имеет.

Кроме того, то страховое обеспечение, которое ПФР будет выплачивать военному пенсионеру при выполнении последним всех необходимых условий, не может считаться эквивалентным ранее уплаченным суммам пенсионных взносов при существующей тарификации.

Тариф страховых взносов в бюджет ПФР состоит из солидарной и персональной частей. Солидарная (общая) часть идет на те выплаты, на которые военный пенсионер не может претендовать (его такого права лишили в силу закона). Ситуация в следующем, ты платишь солидарную часть как все, а гарантировано ничего не получаешь.

Кроме этого, ПФР будет выплачивать военному пенсионеру страховую пенсию не тогда, когда он достигнет общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – для женщин и 65 – для мужчин, с учетом переходного периода), а когда он выполнит условия, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях».

Строго говоря, вторая пенсия, на которую имеет право военный пенсионер не совсем страховая и совсем не пенсия. Эта выплата хоть и имеет такое наименование и должна выплачиваться при наступлении страхового случая, но страховой пенсией не является минимум по двум причинам: 1) на эту сумму прожить невозможно без получения военной пенсии, и речь идет именно об увеличении имеющейся, 2) это прибавка к имеющейся пенсии за выслугу лет, не связана с реализацией страхового риска. Система ОПС является способом "зарабатывания" прибавки к имеющейся военной пенсии.

Момент вступления в систему ОПС для военного пенсионера не связан со страховым риском, поскольку у него отсутствует вероятность потери заработка (у него уже есть пожизненная государственная пенсия).

Принудительно загонять человека в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС) без наличия у него страхового риска никто не имеет права. В противном случае это будет прямое нарушение законодательства о страховании, а также прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ.

По правде у военного пенсионера есть право отказаться от уплаты страховых взносов, но на сегодня реализовать это право невозможно из-за несогласия налоговых органов, поэтому никто не рискует ввязываться в судебные тяжбы с налоговой, которую всегда суд поддержит.

Но что интересно в данной ситуации беззаявительное участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании, также подразумевает и беззаявительный отказ от такого участия.
Но я все-таки написала заявление, и вот, что вышло.

Защита победила: права военных пенсионеров - адвокатов будут пересмотрены

Личный опыт отказа от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

С 2 июля 2014 года я вышла в отставку по болезни, в возрасте 45 лет, и получаю пенсию за выслугу лет, назначенную мне в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", то есть являюсь военным пенсионером.
11 апреля 2017 года, в возрасте 47 лет, мною получен статус адвоката.
19 мая 2017 года мною получена выписка о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, из которой следует, что по состоянию на апрель 2017 года на моем индивидуальном лицевом счете учтены пенсионные права в размере 3,73 ИПК и 2 года 7 месяцев страхового стажа.
С учетом риска дожития до 60 лет страховой случай обязательного пенсионного страхования для меня наступит через 13 лет от начала работы адвокатом. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере позволяет накапливать около 1 ИПК в год, а значит, на моем индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не будет величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, что является невыполнением требований частей 2 и 3 статьи 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, при наступлении страхового случая я получу отказ в назначении страховой пенсии по старости.
21 июня 2017 года я обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Московской области с просьбой не ставить меня на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку я получаю пенсию за выслугу лет и отказываюсь от участия в обязательном пенсионном страховании в связи с тем, что к 2024 году у меня будет только 11 лет страхового стажа, которого недостаточно для назначения страховой пенсии, и, следовательно, система обязательного пенсионного страхования мне не гарантирует предоставление соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая, а на иное социальное обеспечение по возрасту я не имею прав.
На мое заявление налоговый орган ответил письмом о том, что я как адвокат обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
18 сентября 2017 года мною подано административное исковое заявление в Люберецкий городской суд Московской области с требованием о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области от 10 июля 2017 г. № 12-26/29683@ в части признания административного истца плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку оно нарушает мои права, предусмотренные статьями 19, 35, 39, 55 Конституции РФ, так как (а) уплатив страховые взносы, я не буду получать никакого пенсионного обеспечения не только при наступлении страхового случая, но и в последующем; (б) по сравнению с иными застрахованными лицами для военных пенсионеров установлены значительно худшие условия для получения страхового пенсионного обеспечения.
19 декабря 2017 года Люберецким городским судом Московской области принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований (дело № 2а-7749/2017).
23 апреля 2018 года Московским областным судом отказано в удовлетворении моей апелляционной жалобы и решение Люберецкого городского суда Московской области от 19 декабря 2017 года оставлено без изменения.
31 октября 2018 года Московским областным судом отказано в передаче моей кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
10 апреля 2019 года судьей Верховного Суда Российской Федерации вынесено определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

19 июня 2019 года заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации отказано в жалобе об отмене определения об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

28 января 2020 года Конституционный суд РФ рассмотрел мою жалобу и вынес решение.
Я очень надеялась, что с новым решением КС в обязательном пенсионном страховании (ОПС) завершится эра безусловного отнесения законом работающих пенсионеров к застрахованным лицам, и для них участие в ОПС станет реально добровольным, а не принудительным как сейчас. Но я не смогла защитить свои права в рамках национальной судебной системы, что возможно повлечет для меня санкции в виде взыскания своевременно неуплаченных страховых взносов, несмотря на то, что я не нуждаюсь в увеличении размера получаемой пенсии, тем более принудительно.

То, что теперь возложение обязанности по уплате взносов на таких как я признанно не противоречащим Конституции, одновременно означает признание конституционным принудительного порядка пенсионного страхования работающих военных пенсионеров. Полагаю, такой результат судебного обжалования политическим и не основанным на праве.

При этом все обжалуемые мною погрешности закона КС признал неконституционными. Согласно постановления КС № 5-П от 28.01.20 я обязана принудительно страховаться и платить взносы в ПФР с целью увеличения размера получаемой пенсии в рамках ОПС, в котором не определены ни объем, ни условия формирования и реализации моих страховых пенсионных прав. Правомерность привлечения к ответственности за неисполнение такой обязанности, конечно, сомнительна. Сама я взносы в ПФР не платила и платить не буду, но пока за мною не числится задолженности, что не позволяет продолжить диспут с государственными органами в юридической плоскости.

ОПС - это механизм реализации социального страхования, который нельзя безусловно использовать для увеличения размера военной пенсии. Получатель социального обеспечения не является лицом, нуждающимся в защите государства, ведь в отношении него государство выполнило свою социальную миссию, и он как гражданин должен считаться социально защищенным.

Заставлять человека увеличивать свою пенсию само по себе лишено здравого смысла, поскольку назначаемые нам пенсии, по закону, считаются достаточными по размеру, который обеспечивает достойное проживание при утрате трудоспособности.

Возложение обязанности самостоятельно уплачивать взносы на ОПС в зависимости от ведения трудовой деятельности безотносительно пенсионного статуса, нарушает конвенционное право собственности военного пенсионера. Осталась одна надежда, что моя жалоба в ЕСПЧ (№ 42408/19), принятая в августе 2019 года, будет рассмотрена по существу и нарушения имущественных прав граждан РФ, получающих пенсии и продолжающих при этом трудиться, в части возложения на них обязанности по уплате обязательных страховых платежей на ОПС, будут признаны на международном уровне.

В общем, моя оценка отличается от оценки Российской газеты, опубликовавшей статью о новом решении КС о победе защиты.


Статья 7. Право выбора пенсии

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". // Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 03.04.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"

О юридической помощи и законах от адвоката МОКА

Доклад на конференции "Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ", 20 - 28 апреля 2021 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.

Адвокаты – военные пенсионеры отстояли в Конституционном Суде РФ право на добровольное пенсионное страхование. Но законодатель проигнорировал некоторые поручения Конституционного Суда РФ. Такая ситуация дает основание указанным гражданам, не желающим получать страховое возмещение (быть страхователями и застрахованными лицами), обратиться в налоговые органы с заявлением о возврате всех ранее внесенных страховых взносов на пенсионное обеспечение как внесенных излишне, а гражданам, получившим право на страховую пенсию по старости, требовать от отделения ПФР выплаты её вместе с фиксированной выплатой. В случае отказа – оспаривать его в суде.

Конституционный Суд РФ неоднократно обращался к проблеме пенсионного обеспечения адвокатов

Относительно пенсионных взносов адвокатов Конституционный суд РФ разъяснял, что правовое регулирование, предоставляющее самозанятым возможность формировать свои пенсионные права независимо от получения дохода, который для указанных категорий граждан не является постоянным и гарантированным, направлено на реализацию права на пенсионное обеспечение, а поэтому не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права[1]; отнесение самостоятельно обеспечивающих себя работой к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате за себя страховых взносов – с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, тем более что самозанятые лица подвержены такому же социальному риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, а уплата ими страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на трудовую пенсию[2].

Конституционный Суд на защите прав адвокатов – военных пенсионеров

Распространяя приведенную правовую позицию на самозанятых граждан из числа военных пенсионеров, Конституционный Суд в определении от 24 мая 2005 г. № 223-О подчеркнул, что их участие в обязательном пенсионном страховании и возложение на них обязанности уплачивать страховые взносы в ПФР должно гарантировать им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами. Возложение такой обязанности конституционно допустимо лишь при наличии надлежащего правового механизма, гарантирующего плательщикам наряду с выплатой пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, предоставление с учетом уплаченных сумм страховых взносов также страхового обеспечения в виде трудовой пенсии по старости[3].

В Определении Конституционного Суда РФ от 11 мая 2006 г. № 187-О по жалобе гражданина Наумчика В.В. сделан вывод о том, что исключение для военных пенсионеров, работающих по трудовому договору, возможности получить без отказа от военной пенсии страховое обеспечение с учетом объема накопленных страховых взносов лишает смысла пенсионное страхование, которое в подобных условиях превращается лишь в институт изъятия денежных средств, что не согласуется с целями и предназначением такого страхования и приводит к ущемлению их социальных прав, которое не имеет объективного и разумного оправдания и несовместимо с требованиями статей 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Право на назначение страховой части трудовой пенсии по старости предоставлено пенсионерам силовых ведомств Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», вступившим в силу 25 июля 2008 г. Однако измененное пенсионное законодательство по-прежнему не отвечало не на все актуальные вопросы заинтересованных лиц[4].

В частности, нерешенным остался вопрос: а если такое лицо не успевает заработать необходимый трудовой стаж для получения этой второй пенсии, вправе ли он от нее отказаться и не платить страховые взносы в ПФР? Именно такой вопрос поставила перед Судом адвокат-военная пенсионерка О.В. Морозова в 2020 г.

28 января 2020 г. Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 5-П, согласно которому спорные нормы законов:

– признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (п. 1),

– но признаны противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п. 2),

– федеральному законодателю надлежит – исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления – незамедлительно принять меры по устранению неопределенности их нормативного содержания (п. 3).

Такая сложная конструкция резолютивной части решения (платить в ПФР надо, как ПФР начислять пенсии – неясно, законодателю разобраться) привело к тому, что решение Конституционного Суда РФ в полном объеме исполнено не было.

Во исполнение этого Постановления Конституционного Суда РФ принят Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”».

Согласно этим изменениям адвокаты из числа военных пенсионеров больше не являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и у них отсутствует обязанность по уплате страховых взносов в фиксированном размере. Для этой категории граждан такое страхование стало добровольным: они вправе продолжать платить взносы в ПФР и сохранить право на страховую пенсию по старости, а могут перестать их платить, но на эту пенсию могут не рассчитывать в будущем.

Нерешенные вопросы

  1. В случае отказа от продолжения пенсионного страхования непонятна судьба уже внесенных ими страховых взносов. Неясно, вправе ли адвокаты – военные пенсионеры вернуть их как излишне уплаченные и за какой период?
  2. Вправе ли адвокаты-военные пенсионеры претендовать на страховую пенсию по старости в размере, пропорционально уже внесенным платежам при неполном трудовом стаже (количестве баллов, индивидуального пенсионного коэффициента)?

Представляется, что ответ на вопрос № 1 напрямую зависит от ответа на вопрос № 2.

Законодатель не урегулировал ситуацию № 2, несмотря на то, что такая задача перед ним прямо ставилась Конституционным Судом РФ в указанном постановлении.

Это дает основание заинтересованным лицам, не желающим получать страховое возмещение (быть страхователями и застрахованными лицами), обратиться в налоговые органы с заявлением о возврате всех ранее внесенных страховых взносов на пенсионное обеспечение как внесенных излишне. Поскольку с даты вступления Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 502-ФЗ в силу (10 января 2021 г.) эти платежи перестали быть для адвокатов-военных пенсионеров возмездными, их нахождение в ПФР становится необоснованным, оно вступает в противоречие с конституционно-правовой природой платежей (см. выше).

Право страхователя вернуть излишне внесенные страховые взносы уже было поддержано Конституционным Судом РФ, несмотря на возражения, что такой возврат может затронуть права застрахованных лиц[5].

Прогнозируемый аргумент налогового органа о пропуске заявителями 3-х летнего срока для возврата платежей, внесенных ранее 3-х лет (п. 7 ст. 78 НК РФ) также можно парировать ссылкой на правовые позиции Конституционного Суда РФ.

Так, в определениях Конституционного Суда РФ от 21 июня 2001 г. № 173-О, от 26 марта 2019 г. № 815-О, от 29 мая 2019 г. № 1436-О провозглашена правовая позиция, согласно которой в случае пропуска срока для подачи в налоговый орган заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – три года исчисляются со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ)[6].

По общему правилу заявители обязаны обосновать суду причины (обстоятельства), по которым не могли узнать о возникшей переплате по налогу раньше[7]. В данном случае уважительность причины пропуска срока давности налицо: до вступления в силу закона № 502-ФЗ (10 января 2021 г.) адвокаты – военные пенсионеры по закону не знали и не могли знать, что у них есть право не быть застрахованными лицами и не платить взносы на необязательное для них пенсионное обеспечение. Более того, в Постановлении от 28 января 2020 г. №5-П Конституционный Суд РФ подтвердил конституционность такой обязанности, т.е. обязал адвокатов из числа военных пенсионеров платить их в ПФР до изменения законодательства.

Понятно, что в силу неисполнительности законодательной власти и косности исполнительной власти такой вопрос можно будет разрешить только в судебном порядке.

Судьба фиксированной платы к страховой пенсии

Законодатель не ответил еще на один вопрос, который перед ним поставил Конституционный Суд в Постановлении№5-П от 28 января 2020 г.: почему адвокаты – военные пенсионеры лишены права на фиксированную выплату к страховой пенсии?

Ретроспективно разбирая правовую природу социальной и базовой частей трудовых пенсий, Суд вывел, что они ранее могли устанавливаться раздельно и финансироваться из разных источников (одна - за счет взносов, другая – напрямую из федерального бюджета). Это объясняло, почему адвокаты – военные пенсионеры по закону лишались права на базовую часть трудовой пенсии: во избежание «задвоения» бюджетного финансирования по сути одного права на государственное пенсионное обеспечение.

Последовательно в системе обязательного пенсионного страхования базовая часть трудовой пенсии преобразовалась сначала в фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, а затем – в фиксированную выплату к страховой пенсии. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в действующей редакции относит фиксированную выплату к страховой пенсии к числу видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию наряду со страховыми пенсиями, но при этом не включает ее (в отличие от страховой и накопительной пенсий, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших на день смерти обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) в определение обязательного страхового обеспечения (абзац третий статьи 3, подпункты 1 – 4 пункта 1 статьи 9).

В пункте 6 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии определяется как обеспечение лиц, имеющих право на страховую пенсию в соответствии с данным Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

Суд пришел к выводу, что право на фиксированную выплату к страховой пенсии производно от права на страховую пенсию, возникает лишь при соблюдении предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» условий для назначения пенсии, а сама фиксированная выплата не может устанавливаться отдельно от страховой пенсии и в этом смысле может быть соотнесена с базовой частью трудовых пенсий, что отражает преемственность в развитии системы обязательного пенсионного страхования и законодательства, регулирующего отношения в этой сфере.

Между тем в отличие от базовой части трудовой пенсии финансовым источником, за счет которого производится фиксированная выплата к страховой пенсии, являются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплаченные по солидарной части тарифа страховых взносов. Это прямо следует из положений статьи 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании».

По логике Конституционного Суда РФ фиксированная выплата к страховой пенсии является тем самым одним из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, которое финансируется за счет страховых взносов, уплачиваемых по солидарной части тарифа.

Суд счел неконституционным законоположение, при котором застрахованным лицам из числа военных пенсионеров, у которых при наступлении страхового случая в виде достижения пенсионного возраста соблюдены прочие условия назначения страховой пенсии по старости (т.е. имеется страховой стаж продолжительностью не менее 15 лет и индивидуальный пенсионный коэффициент величиной не менее 30), она устанавливается без фиксированной выплаты к ней, несмотря на то что страховые взносы по солидарной части тарифа уплачиваются ими на общих основаниях.

Несмотря на это, законодатель в течение длительного периода (более года) ничего в этой части не изменил.

Что в таком случае остается делать адвокату – военному пенсионеру?

Требовать от отделения ПФР выплаты страховой пенсии по старости вместе с фиксированной выплатой. В случае отказа – оспаривать его в суде. Правовым обоснованием такого заявления может стать правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная выше и ссылка на тот факт, что нормы закона, препятствующие такой выплате, уже признаны неконституционными, т.е. юридически ничтожны.

Представляется, что результативные обращения в суды адвокатов – военных пенсионеров скорее заставят законодателя привести пенсионное законодательство в соответствие с Конституцией РФ, чем сам Конституционный Суд РФ, чьи решения законодатель исполнять не торопится.

Проблема неисполнения решений Конституционного Суда РФ не нова[8]. Не решена она потому, что причины, её породившие, никуда не исчезли. По-прежнему Суд прибегает к неоднозначным формулировкам, не рассматривает жалоб заявителей в публичных заседаниях с участием сторон, судей, экспертов, поручает исполнение решения органу, допустившему нарушение Конституции РФ, не защищает конституционных прав заявителей путем исключения из правового поля неконституционных норм, препятствующих им реализовывать свои права при помощи наиболее выгодного толкования закона.

[1] См. определения Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2013 г. № 620-О, от 22 марта 2012 г. № 622-О-О.

[2] См. определения Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2005 г. №164-О и № 165-О, от 29 сентября 2011 г. № 1179-О-О, от 25 января 2012 г. № 226-О-О и др.

[3] Соответствующий правовой механизм был установлен Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», которым лицам, проходившим военную службу по контракту, и приравненным к ним в области пенсионного обеспечения лицам при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, закрепленных ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», было предоставлено право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

[4] Примечательно, что еще в 1998 г. в конституционных жалобах работающих пенсионеров – адвокатов Ю.А. Андриевского, Д.В. Анисимова, Л.А. Белкиной, А.И. Иванова и А.Н. Ситникова ставился вопрос о неконституционности (противоречие ст. 39 Конституции РФ) нормы закона, на основании которой они обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации даже при условии получения ими пенсии по возрасту. Однако, по формальным основаниям эти жалобы не были рассмотрены Конституционным Судом Российской Федерации.

[5] См. постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 2019 г. № 32-П.

[6] См. также письма Минфина РФ от 8 ноября 2019 г. № 03-02-08/86022, от 4 ноября 2019 г. № 03-02-07/2/87318.

[7] См., например, постановление Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2009 г. № 12882/08 по делу № А65-28187/2007-СА1-56.

[8] См., например, Сасов К.А. О причинах неисполнения решений Конституционного Суда РФ //Налоговед, 2007. №7.

Женщина пересчитывает деньги

При каких условиях можно получить накопительную пенсию? Чем отличаются единовременная, срочная и пожизненная выплаты? Куда обратиться за назначением накопительной пенсии и какие документы предоставить? Об этом – в статье.

Как формируется накопительная пенсия

Около двадцати лет назад пенсию разделили на две части – страховую и накопительную. Если раньше отчисления с зарплат шли на ежемесячные выплаты пенсионерам, то после 2002 года часть средств стала накапливаться на личных пенсионных счетах работающих граждан. С каждой зарплаты наш работодатель отчисляет 16% на страховую часть пенсии (именно из этих денег делают выплаты нынешним пенсионерам) и 6% – на накопительную. Взносы на накопительную пенсию остаются на индивидуальном пенсионном счете. Ее выплатят «в старости» вместе со страховой пенсией, которую будут оплачивать работающие граждане.

Накопительная пенсия появилась не так давно, в 2002 году. А в 2014 был объявлен мораторий на ее пополнение за счет взносов работодателя: сейчас они идут на выплату страховой пенсии. Мораторий будет действовать до 2021 года включительно.

Чтобы проверить, сколько вам уже удалось накопить, можно запросить на портале «Госуслуги» информацию о состоянии своего индивидуального лицевого счета (услуга называется «Получение сведений о состоянии индивидуального лицевого счета»).

Условия получения накопительной пенсии

Пенсионные накопления можно получить, если соблюдены два главных условия:

  1. Наличие собственно накоплений на счете.
  2. Достижение прежнего пенсионного возраста: для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет. Повышение пенсионного возраста не повлияло на правила получения накопительной пенсии.

Если эти условия соблюдены, накопления будут выплачены. А вот в каком виде – единовременно, в течение нескольких лет или пожизненно – зависит от дополнительных условий. Срочная или пожизненная выплаты назначаются, когда:

  1. Достигнута минимальная продолжительность стажа: в 2020 году – 11 лет, в 2021 году – 12 лет
  2. Накоплено необходимое количество пенсионных коэффициентов (ранее – пенсионных баллов): в 2020 году – 18,6, в 2021 году – 21. Количество коэффициентов зависит от уровня зарплаты. К примеру, при ежемесячной зарплате в 10 тыс. рублей за год начисляется всего 1 коэффициент.
  3. Расчетный размер ежемесячной выплаты из средств пенсионных накоплений составляет не менее 5% от всей пенсии (об этом подробнее ниже).

При невыполнении какого-то из этих условий выплата будет единовременной – всей накопленной суммой сразу.

Способы выплаты накопительной пенсии

Есть три способа получения накопительной пенсии:

1. Можно получать пенсию пожизненно. Чтобы рассчитать сумму положенных ежемесячных выплат, необходимо разделить все накопленные средства на 264 месяца (то есть 22 года – установленный Правительством срок дожития в 2021 году). Причем если обратиться за назначением пенсии не в 60 лет, а позже, то размер ежемесячной выплаты будет выше. Пример: если мужчине в 2018 году исполнилось 60 лет, но за назначением накопительной пенсии он обратился только в 2021 году, по достижению 63 лет, то общая сумма накоплений будет поделена на 228, а не на 264. Ведь из-за более позднего обращения за накопительной пенсией ожидаемый период ее выплаты теперь составляет 19 лет, а не 22.

2. Если размер накопительной части не превышает 5% от всей пенсии, вы получите всю сумму сразу и в полном объеме. Право на единовременную выплату накопленной части пенсии имеют также те, кто получает пенсию по инвалидности, в результате потери кормильца или государственную пенсию. Последняя назначается людям, которые не сумели набрать нужное количество коэффициентов или стажа для получения страховой пенсии.

3. Накопления можно получить в срочном режиме. А именно, получатель пенсии имеет право установить свой срок (не менее десяти лет), в течение которого ему будут выплачены все его сбережения. В этом случае платеж будет несколько больше, чем при выборе пожизненного варианта.

Однако право на получение такой – срочной – выплаты есть не у всех. Она формируется только за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть будущей пенсии гражданина, в том числе:

– добровольных взносов, которые гражданин сам перечислил в рамках Программы государственного софинансирования пенсий;

– средств софинансирования его взносов со стороны государства (по правилам упомянутой Программы государство удваивает взнос гражданина в пределах от 2 до 12 тысяч рублей в год);

– дополнительных взносов работодателей. Это средства, которые работодатель уплачивал на накопительную часть трудовой пенсии участников Программы государственного софинансирования сверх взносов в рамках обязательного пенсионного страхования;

– дохода от инвестирования всех названных выше средств;

– средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и дохода от их инвестирования.

Чтобы получить накопительную пенсию, необходимо обратиться с заявлением к вашему страховщику – в Пенсионный фонд России (ПФР) или негосударственный пенсионный фонд. И в заявлении указать вариант получения денег – срочный или пожизненный.

В случае если вам положена единовременная выплата накоплений, она будет произведена вашим страховщиком (отказаться в пользу двух других схем в данном случае нельзя).

Куда обратиться и какие документы предоставить

Заявление на получение накопительной пенсии можно подать:

  • лично или через представителя в отделении ПФР или НПФ (в зависимости от того, где хранятся ваши деньги);
  • через МФЦ;
  • по почте;
  • через работодателя;
  • в электронном виде – на «Госуслугах» или в личном кабинете на сайте ПФР.

Если ваши накопления находятся в ПФР (а значит за их инвестирование отвечает либо государственная корпорация ВЭБ.РФ, которая управляет пенсионными накоплениями в том числе «молчунов» по договору с Пенсионным фондом России, либо частная управляющая компания), вам понадобятся вот эти документы. В зависимости от выбранного способа получения накопительной пенсии потребуется написать заявление о назначении единовременной, срочной или пожизненной выплаты.

Пенсия умершего

Отдельно стоит рассмотреть случай, когда накопительную пенсию получают правопреемники. Если умершему была установлена пожизненная выплата накопительной пенсии, его родственникам деньги не полагаются. Во всех остальных случаях (при установлении единовременной выплаты сбережений или срочной пенсии, а также до выхода на пенсию) правопреемники имеют право на получение накопленных средств.

Накопления наследуются так же, как и имущество. Если при жизни человек не успел определить в своем заявлении (адресованном пенсионному фонду) правопреемников пенсии, то деньги достанутся родственникам первой линии – то есть детям (в том числе усыновленным), супругу и родителям. Если же таких родственников нет, значит, на пенсию могут претендовать представители второй линии – братья, сестры, бабушки, дедушки и внуки.

Для того чтобы получить деньги с индивидуального пенсионного счета умершего родственника, правопреемники должны обратиться в фонд, где формировались накопления. Потребуются документы, которые подтверждают смерть владельца накоплений, а также родство с ним. Подать документы в фонд по закону необходимо не позднее шести месяцев со дня смерти гражданина, который формировал накопления. Правопреемники, пропустившие указанный срок, могут восстановить его в судебном порядке.

Фиксированная выплата, установленная вместе со страховым пенсионным обеспечением, составляет на сегодняшний момент 4 982 рубля 90 копеек. Однако если имеются особо значимые социальные обстоятельства, то размер фиксированной выплаты может увеличиться.

доплата за супруга

Наиболее распространенное основание, позволяющее увеличить размер пенсионного обеспечения, это наличие у пенсионера иждивенцев.

Иждивенцев определяют из числа членов семьи (нетрудоспособных), соответственно, это может быть не только несовершеннолетний ребенок, но и супруг, который также относится к числу близких родственников. Так, пенсионер имеет право на дополнительные выплаты за своего супруга.

  • 1 Когда можно получить доплату за супруга?
  • 2 Позиция суда в признании супруга иждивенцем
  • 3 Какие документы нужны?

Когда можно получить доплату за супруга?

Для получения дополнительных выплат должны быть основания. В законе описаны обстоятельства, на фоне которых устанавливается факт иждивения супруга:

  1. У него нетрудоспособность (то есть человек инвалид либо достиг пенсионного возраста).
  2. Требуется постоянная помощь материального характера. То есть супруг постоянно получает от второго супруга (пенсионера) средства к существованию, которые являются для него основным источником дохода.

Доказать инвалидность и пенсионный возраст легко, но вот со вторым условием возникает много проблем.

Сотрудникам Пенсионного фонда надо представить документы, касающиеся доходов обоих супругов. Также нужны справка из управляющей компании о совместном проживании; документы, которые прямо или косвенно указывают, что один супруг находится на иждивении второго.

Изучив представленную документацию, сотрудники ПФР выносят положительное или отрицательное решение – признать факт иждивения либо нет.

Ситуация, когда один из супругов вовсе не имеет никаких доходов, встречается редко. Например, если у него оформлена инвалидность либо он на пенсии, то обеспечение какое-то есть. Поэтому в большинстве случаев требуется установить иждивение супруга, имеющего какие-то доходы, но при этом доказать, что они намного меньше, чем у второго.

В такой ситуации Пенсионный фонд придерживается мнения – супруга, который имеет собственный доход, можно считать иждивенцем только в той ситуации, когда его суммарный месячный доход не больше величины прожиточного минимума.

Предполагается, что в такой ситуации человек однозначно не может обеспечить собственное существование. Но это позиция ПФР, суды же придерживаются несколько другого мнения.

Позиция суда в признании супруга иждивенцем

Верховным судом неоднократно акцентировалось внимание на том, что наличие доходов у супруга – это не основание отказывать ему в признании иждивенцем. Ведь главное условие – это подтвердить факт постоянной финансовой помощи от второго супруга.

Самое интересное то, что законодательно не установлен какой-то минимум доходов, при увеличении которого нельзя признать супруга состоящим на иждивении.

Поэтому если сотрудники Пенсионного фонда вынесли отрицательный вердикт, можно обжаловать их решение в судебном порядке. Для этого требуется доказать, что личный доход у супруга-иждивенца намного меньше, и второй каждый месяц выдает ему определенную сумму денежных средств – на покупку лекарственных препаратов, оплату коммунальных услуг и пр.

Рассмотрим на примере. У гражданина М. суммарный доход в месяц 20 тыс. рублей, у гражданки Н. – супруги, пенсионное пособие 9 тыс. рублей. Супруга тратит свою пенсию на оплату коммунальных услуг, покупку продуктов и другие необходимые вещи, но при этом нуждается в дорогостоящей терапии. Но ее дохода не хватает на лечение. И М. – супруг дает каждый месяц Н. пять тысяч рублей на покупку лекарств.

На фоне таких обстоятельств у суда появляются основания признать, что Н. находится на иждивении М., и тогда гражданину М. повысят фиксированную выплату на 1/3. На сегодняшний день сумма повышения составляет 1660 рублей 97 копеек.

Какие документы нужны?

Оформление дополнительной выплаты на основании иждивенца в семье осуществляется в соответствии с установленным регламентом. Требуется обратиться в ПФР по месту жительства.

Базовый пакет документов включает в себя:

  • паспорт для удостоверения личности;
  • свидетельство СНИЛС;
  • заявление.

Заявление пишут в ПФР. Оно содержит в себе ФИО заявителя, паспортные данные, адрес проживания и пр. Также надо указать основания, которые дают право на получение дополнительной выплаты. Заявления можно составить в свободной форме, либо получить форму документа у сотрудников ПФР.

При заявлении на получение дополнительной выплаты за супруга-иждивенца надо будет представить другие документы, которые подтверждают право заявителя на получение такой надбавки. ПФР обязательно попросит свидетельство о браке, справку о совместном проживании, справки о доходах обоих супругах.

Если основание – нетрудоспособность супруга, то доплата назначается пожизненно; если инвалидность, то выплата осуществляется до момента снятия инвалидности или пожизненно (если инвалидность не снимут).

Выплаты могут прекратить раньше, если станет известно, что была предоставлена ложная информация. Основание для отмены выплат – только решение суда.

Читайте также: