Условия и порядок назначения и выплаты пенсий может быть изменен и дополнен

Опубликовано: 17.04.2024


Страховая пенсия

Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или другого дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии. Размер выплаты ежегодно индексируется государством.

Виды страховых пенсий:

  • страховая пенсия по старости;
  • страховая пенсия по инвалидности;
  • страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Страховая пенсия по старости

Страховая пенсия по старости – самый распространенный вид пенсии в России. Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства). Отдельные категории граждан могут получить право на страховую пенсию раньше. Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, утверждены Правительством РФ.

Для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, для назначения страховой пенсии по старости, с 1 января 2017 года действует повышенный пенсионный возраст.

Так, указанным лицам возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, с 1 января 2017 года ежегодно будет увеличиваться на 6 месяцев до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин (а досрочно назначаемых пенсий: на 5 лет для мужчин и на 8 лет для женщин позднее приобретения права на страховую пенсию.

Для назначения страховой пенсии по старости должны быть соблюдены три условия.

Первое – достижение общеустановленного возраста: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Здесь стоит отметить, что некоторые граждане могут выйти на пенсию раньше. Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, утверждены Правительством РФ.

Второе – страховой стаж не менее 15 лет. Повышение требований к стажу происходит постепенно: в 2017 году он составляет 8 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году, увеличится к 2024 году до 15 лет.

Третье – 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов (коэффициентов). Требование по наличию 30 коэффициентов также вводится постепенно: в 2017 году – 11,4 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины к 2025 году.

Страховая пенсия по инвалидности

Страховая пенсия по инвалидности назначается инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения, и независимо от причины инвалидности и времени ее наступления. Также не имеет значения, работает в данный момент инвалид или нет.

Для назначения страховой пенсии по инвалидности должны быть соблюдены следующие условия:

признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности (осуществляет федеральное учреждение медико-социальной экспертизы);

наличие хотя бы одного дня страхового стажа. Если полностью отсутствует страховой стаж, то назначается социальная пенсия по инвалидности.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца

Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Исключение – лица, совершившие умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке.

Для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца должны быть соблюдены следующие условия:

  • наличие страхового стажа у умершего кормильца (хотя бы одного дня);
  • наступление смерти кормильца не связано с совершением нетрудоспособным членом семьи умышленного уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке.

Виды государственных пенсий:

  • пенсия за выслугу лет (федеральные государственные служащие, военнослужащие, космонавты, работники летно-испытательного состава);
  • пенсия по старости (граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф);
  • пенсия по инвалидности (военнослужащие, участники Великой Отечественной войны, граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавты);
  • социальная пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца (нетрудоспособные граждане);
  • пенсия по случаю потери кормильца (нетрудоспособные члены семей погибших (умерших): военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов).

Накопительная пенсия

Накопительная пенсия - это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования.

Для назначения накопительной пенсии должны совпасть два фактора: человек должен иметь право на назначение страховой пенсии и иметь средства пенсионных накоплений. Пенсионные накопления в основном формируются у людей 1967 года рождения и моложе, а также у участников Программы государственного софинансирования пенсий и владельцев сертификата на материнский (семейный) капитал, которые направили его средства на свою будущую пенсию.

Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

В правилах выплат на детей от 3 до 7 лет в 2021 году все поменялось. С одной стороны, появился шанс получать в два раза больше денег — не 50, а 100% детского прожиточного минимума. С другой — многие семьи потеряли право на выплату, даже если нуждаются в господдержке. Потому что теперь кроме среднедушевого дохода оценивается наличие имущества и готовность родителей самим обеспечивать семью.

Если недвижимости или транспорта больше нормы — выплаты не будет. Если взрослые в семье не работают без уважительной причины — тоже.

Правила назначения выплаты на детей от 3 до 7 лет настолько сложные, что о них будет несколько разборов:

  1. Общие условия назначения с 1 апреля 2021 года.
  2. Заявление для продления и повышения выплаты.
  3. Правило нулевого дохода и как его обойти — об этом и пойдет речь ниже.
  4. Нормы имущества для назначения выплаты — в следующий раз.

Кого это касается

С правилом нулевого дохода нужно разобраться семьям с детьми от 3 до 7 лет. И тем, кто получает выплату, и тем, кому она раньше не полагалась. И даже тем, кто по доходам точно имеет право на продление выплаты: возможно, на самом деле такие семьи ее не получат из-за формальностей и новых правил.

Если ребенку еще нет 3 лет, но в будущем вы рассчитываете на выплату, тоже разберитесь с правилом нулевого дохода. Дальше станет понятно, почему это стоит сделать заранее.

Что такое правило нулевого дохода

Правилом нулевого дохода условно называют новое требование для назначения выплаты. Его суть в том, что семьи, где хотя бы один из взрослых не имеет официального дохода в расчетном периоде, выплату не получат.

Предпосылки такие: многие родители живут только на детские выплаты и сами не пытаются как-то зарабатывать. Например, если в семье трое детей, которым 6 месяцев, 2 года и 5 лет, ежемесячные выплаты в регионе составят в среднем 35 250 Р . А с учетом повышения выплаты с 3 до 7 лет семья будет получать 40 тысяч в месяц. Для поселка в средней полосе это две зарплаты. Если дети старше 3 лет, на каждого из них соцзащита назначит по 11 300 Р до восьмилетия. Некоторые родители так и живут: если государство платит, можно и не работать. Они не становятся на учет в центре занятости, не пытаются искать работу, не регистрируются как самозанятые. Кто-то так экономит на налогах, работая без оформления.

Но государство решило помогать только тем, кто сам прилагает усилия, чтобы обеспечить семью. А тем, у кого весь доход — это пособия, хотя могла бы быть и зарплата, доступ к господдержке теперь ограничен.

Суть правила: если можете получать доход, но не получаете — выплат с 3 до 7 лет не будет.

Например, в семье двое детей, 4 и 6 лет. Отец работает водителем, официальная зарплата — 30 000 Р , остальное — в конверте. Мама не работает. Реальный доход семьи — 100 000 Р в месяц. Но по документам среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. В прошлом году была назначена ежемесячная выплата на двоих детей — по 50% прожиточного минимума для ребенка. Но в 2021 году ее не продлят. Сработает правило нулевого дохода: мама ничего не получает, поэтому выплата семье не положена.

А если в такой же семье мама оформлена как самозанятая и получает около 3000 Р в месяц за написание текстов, на детей назначат выплату на новый срок. Потому что все взрослые получают какой-то доход и могут его подтвердить.

Какие доходы подойдут для назначения выплаты

Все взрослые члены семьи, которые учитываются в ее составе для назначения выплаты, должны иметь хотя бы один вид дохода:

  1. Зарплату на работе.
  2. Выплаты по гражданско-правовым договорам — за услуги или работы.
  3. От бизнеса или самозанятости.
  4. Пенсию.
  5. Стипендию.

Алименты и пособия учитываются при расчете среднедушевого дохода , но одних этих поступлений для назначения выплаты недостаточно. А вот если есть хотя бы 1000 Р от самозанятости или пенсия по инвалидности — этого хватит.

Доход от продажи или сдачи в аренду имущества тоже не подойдет. Даже если семья сдает квартиру в Москве и живет только на эти деньги, доход все равно будет считаться нулевым — выплату не назначат.

Можно ли получить выплату, если нет дохода

Да, если у нулевого дохода есть уважительная причина, в выплате из-за этого правила уже не откажут.

Вот уважительные причины отсутствия дохода:

  1. Его не может подтвердить один из родителей в многодетной семье.
  2. Выплату оформляет единственный родитель — второго нет в документах, он умер или пропал без вести.
  3. Родитель ухаживает за ребенком до 3 лет.
  4. У члена семьи оформлен уход за инвалидом или престарелым от 80 лет.
  5. Дохода нет у студента-очника до 23 лет.
  6. Член семьи служит в армии. Или после демобилизации прошло не больше 3 месяцев.
  7. Проходит лечение длительностью от 3 месяцев.
  8. Есть статус безработного — не более 6 месяцев.
  9. Член семьи отбывает наказание. Или после освобождения прошло не больше 3 месяцев.

Если в течение расчетного периода у члена семьи подтверждается одна или несколько уважительных причин, то нулевой доход не будет поводом для отказа в выплате.

Расчетный период — это 12 месяцев, предшествующих 4 месяцам до месяца обращения. Если подавать заявление в мае 2021 года, расчетный период — это весь 2020 год.

С января по декабрь 2020 года нужно подтвердить доход — за каждый месяц. А если его в каком-то месяце нет, должна быть уважительная причина. Они могут быть разными в течение года. Также уважительные причины могут быть у обоих родителей.

Например, с января по май 2020 года отец работал. Потом попал под сокращение и встал на учет в центре занятости. Через четыре месяца он снова устроился на работу. В течение этих четырех месяцев у мужчины фактически был нулевой доход — пособие по безработице не считается. Но статус безработного — это уважительная причина. Оснований для отказа в выплате нет.

Мама в той же семье находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. На него платят пособие и ежемесячную выплату. Эти суммы учитываются в расчете среднедушевого дохода, но доход все равно нулевой. Зато у мамы есть уважительная причина, поэтому ее нулевой доход тоже не повод для отказа.

В этой семье есть старший сын, ему 18 лет. Он учится очно, учитывается в составе семьи, но не получает стипендию. Это не проблема: очное обучение считается уважительной причиной. Достаточно справки из вуза — и отказа в выплате из-за нулевого дохода тоже не будет.

Уважительная причина может быть у мамы и папы одновременно. Например, отец официально безработный, мама в том же периоде находится в отпуске по уходу за ребенком. Может даже быть так, что у обоих супругов весь расчетный период не было дохода и есть уважительные причины, — тогда семья получит выплату, даже если жила на пособия.

С 1 января 2019 г. вступил в силу ФЗ № 350 от 3 октября 2018 г. Согласно этому документу, пенсионный текущий возраст увеличили только тем лицам, которые еще не являются пенсионерами.

Ниже разобраны все основные изменения пенсионной реформы, которые подробно прописаны в Федеральном законе № 350-ФЗ.

Основные нововведения


Согласно основным положениям Федерального закона № 350-ФЗ, с 2019 г. введены в действие такие правила:

  • мужчинам пенсию по старости теперь начисляют после достижения 65, а не 60 лет. Работающим женщинам такие деньги дают не в 55, а в 60 лет. Исключением являются госслужащие женского пола, которые теперь могут стать пенсионерками на 8 лет позже;
  • пособие по старости теперь назначают на 2 года позже. Такие выплаты положены при наличии конкретного стажа работы, который теперь равен 42 (ранее 40 годам) для работников-мужчин и 37(ранее 35 годам) — для работающих женщин;
  • пенсионные пособия назначают матерям с несколькими детьми — с 56 лет (с 4 несовершеннолетними или взрослыми детьми и если каждому из них уже есть 8 лет), с 57 лет — матери 3 детей, которым как минимум 8 лет. В обоих случаях страховой стаж равен 15 годам как минимум.

Согласно последней редакции ФЗ № 1032-11 от 19 апреля 1991 года, теперь граждан относят к лицам предпенсионного возраста на протяжении 5 лет до наступления предельного возраста для выплат. Раньше этот срок был равен 2 годам.

Текст закона — документа

Пенсионный закон № 350 был одобрен Госдумой в 2018 г. и вступил в юридическую силу в январе 2019 г.

Какие изменения произошли в законодательстве РФ

В тексте закона о повышении пенсионного текущего возраста есть несколько поправок, которые касаются таких граждан РФ:

  • деятелей культуры, врачей и учителей;
  • северян;
  • госслужащих;
  • нетрудоспособных лиц.

С 2019 г. был введен переходный продолжительный период, на протяжении которого работающим гражданам РФ будут ежегодно прибавлять несколько месяцев (лет) к пенсионному текущему возрасту. Такое правило будет действовать до 2028 г. для рабочих мужского пола и до 2034 г. — для трудящихся женщин.

Понятие трудовой пенсии и при каких условиях она выплачивается


Согласно ст. 2 ФЗ № 173 от 17 декабря 2001 г., трудовой пенсией считают ежемесячное пособие, которое выплачивают после получения группы инвалидности или по достижению конкретного возраста (по старости). В этом законе указано 3 вида трудовых пенсий:

  1. Страховая выплата по старости;
  2. Пособие по состоянию своего здоровья (инвалидам 1,2 или 3 группы);
  3. Выплата при потере кормильца.

Согласно ст. 8 ФЗ № 400 от 28 декабря 2013 года, лицам, которые до 31 декабря 2021 года доработают до 60 лет (работающие мужчины) или до 55 лет (трудящиеся женщины), пенсию назначат на полгода раньше периода, указанного в Федеральном законе № 350 о повышении пенсионного текущего возраста. Такие деньги выплатят тем гражданам РФ, которые проработали как минимум 15 лет.

Основные сроки

С января 2019 г. трудящимся гражданам РФ начали увеличивать пенсионный текущий возраст. Причем это делают поэтапно. Таким образом государство ежегодно повышает трудовой стаж не сразу на 5 лет, а на 1 год — до 2028 или до 2034 г. (для работающих граждан РФ мужского пола и трудящихся женщин соответственно).

Такое решение президента РФ смягчает последствия быстрого перехода на скорректированную пенсионную систему РФ. Ниже в отдельной таблице указаны новые сроки получения положенных от государства денег.

Срок выхода на пенсию по прежним правилам (в возрасте 55/60 лет)Возраст выхода с 01.01.2019Наступление пенсионного возраста по ФЗ № 350 от 3 октября 2018 г.
МужчиныЖенщины
1 полугодие 201960 + 0,555 + 0,52 полугодие 2019
2 полугодие 201960 + 0,555 + 0,51 полугодие 2021
1 полугодие 202160 + 1,555 + 1,52 полугодие 2021
2 полугодие 202160 + 1,555 + 1,51 полугодие 2022
202160 + 355 + 32024
202260 + 455 + 42026
2023 и следующие года60 + 555 + 52028 и следующие года

Когда по новым правилам назначают пенсию по старости

Пенсию по старости считают ежемесячной распространенной выплатой, которую платят всем работающим гражданам после отработки конкретного страхового стажа. Согласно пенсионному закону № 350, теперь мужчины становятся пенсионерами в 65 лет, а женщины — в 60 лет. До 2019 г. такой предельный возраст выхода был равен 60 и 55 годам соответственно.

Новые сроки назначения и получения социальных выплат


Социальную пенсию считают материальной государственной помощью тем гражданам РФ, которые долгое время или вообще не работали. С 2019 г., по Федеральному закону № 350 о пенсионной реформе, сроки получения такой выплаты существенно увеличены.

До 1 января 2019 г. безработные получали подобные деньги от государства в 65 лет (женщины) и в 70 лет (представители мужского пола). Теперь эти нормативы увеличили — до 70 и 75 лет соответственно. Такие положения ФЗ № 350 заработают в 2021 г.

В 2028 г. безработные мужчины, которым исполнится 70 лет, а также нигде не работающие женщины 65 лет, получат такую выплату.

Льготы для медработников, педагогов и работников культуры


Педагоги, врачи, артисты балета, гимнасты цирка, оперные певцы получают различные льготы. Так, согласно пенсионному закону № 350, для этих граждан России страховой минимальный стаж остался прежним — 25-30 лет.

Что изменилось для северян


Для граждан РФ, которые живут и трудятся на Крайнем Севере, по ФЗ № 350 также изменили пенсионный текущий возраст. С 2019 г. ежегодно этот срок увеличивают на 1 год.

В итоге, в 2028 г. северяне станут пенсионерами на 5 лет позже (работники мужского пола — в 60 лет, а трудящиеся женщины — в 55 лет).

Однако, такая реформа не затронула таких северян, у которых уже есть минимальный трудовой стаж:

  • рыбаков;
  • оленеводов;
  • женщин с 2 и более детьми (если работали на территории Крайнего Севера);
  • охотников и др.

Срок получения денег госслужащими


В Федеральном законе о пенсиях № 350-ФЗ есть пункт о том, что до 31 декабря 2021 г. пенсионный текущий возраст для госслужащих повышают на 6 мес. на протяжении 1 года. С 2021 г. такой срок возрастного увеличения будет равен 1 году.

В итоге, работники мужского пола к 2028 г. официально станут пенсионерами в 65 лет. С 2034 г. трудящимся женщинам будут давать пенсию в 60-летнем возрасте.

В 2019 г., согласно Федеральному закону № 350-ФЗ, пенсию госслужащим назначали следующим образом: женщинам — с 56 лет и их коллегам мужского пола — с 61 года. Выплату за выслугу лет с 2019 года назначают при наличии 16,5 лет стажа работы.

Кого не коснулось изменение пенсионного возраста


Новый пенсионный закон не затрагивает всех российских пенсионеров. Эти граждане РФ продолжат получать все положенные им деньги.

Также, по закону о пенсиях № 350, трудовой стаж остается прежним у таких трудящихся:

  • работников, которую ежедневно трудятся в опасных окружающих условиях (инженеры самолетов, трактористы, пилоты и др.);
  • физлиц, которые получили группу инвалидности (дети-инвалиды, участники ВОВ и др.);
  • граждан, которые получили различные увечья и травмы 26 апреля 1986 года при ликвидации катастрофы на АЭС г. Чернобыль, 29 сентября 1957 года — на химическом комбинате «Маяк» и на иных аналогичных объектах.

Определение размера выплат


В начале 2019 года многим пенсионерам уже выплатили ощутимую прибавку. Периодичность такого повышения, как и прежде, равна 1 разу в 1 год.

Согласно положениям Федерального закона № 350 о введении в России пенсионного нового возраста, современным пенсионерам будут повышать пенсии вплоть до 2024 г. На ближайшие несколько лет разработаны такие планы индексации:

  • 2020 г. — 6,6%;
  • 2021 г. — 6,3%.

При среднем размере трудовой пенсии, равном 14151 руб. (по данным ПФР за 2018 г.), доплата к ней в 2019 г. составила 997,64 руб. Такую прибавку уже дали многим пенсионерам в январе этого года.

Порядок назначения и время выплаты


Согласно ст. 24 ФЗ № 166 от 15 декабря 2001 года, назначение и начисление пенсии производят в Пенсионном фонде России (ПФР), по месту прописки работника, который обратился за такой выплатой. Для получения этих денег граждане составляют и подают заявление и в МФЦ, если между этим органом и местным ПФР заключено соглашение о взаимодействии.

Согласно положениям Федерального закона № 350, после истечения переходного срока работающие мужчины смогут подать заявку о начислении им пенсии с 65 лет, а трудящиеся женского пола — с 60 лет. В этом документе введен льготный порядок, по которому рабочий становится пенсионером на 6 мес. раньше.

Ничего не изменилось для таких лиц:

  • нынешних пенсионеров;
  • горняков;
  • спасателей;
  • женщин, которые трудятся на текстильной фабрике или занимаются лесозаготовкой;
  • летчиков-испытателей и др.

Досрочное начисление


Согласно новому пенсионному закону Российской Федерации № 350, с 1 января 2019 года досрочно получают пенсию такие лица:

  • работающие женщины и работники мужского пола, которые уже отработали трудовой конкретный стаж (37 лет и 42 года соответственно);
  • многодетные матери, которые имеют более 3 детей;
  • отец или мать 1 или нескольких детей-инвалидов;
  • граждане с 1 группой инвалидности, инвалиды по зрению и войны.

Заключение

Когда назначается социальная пенсия

Назначение социальной пенсии является важной государственной гарантией для субъектов, чей правовой статус не дает возможности рассчитывать на установление трудовой пенсии на общих основаниях. Заявителям нет необходимости доказывать наличие стажа активной работы и ее продолжительность. Назначение и выплата социальных пенсий позволяют гарантировать получателям данного пособия минимально возможный уровень денежного содержания.

Порядок назначения пенсии по социальному обеспечению непосредственно зависит от видов выплат:

  1. Социальная пенсия по достижении определенного законом возраста.
  2. Государственное обеспечение по случаю потери кормильца.
  3. Выплаты по факту подтверждения различных групп инвалидности.

Условия назначения социальной пенсии по указанным видам существенно различаются.

Порядок назначения социальной пенсии по возрасту


Основополагающие правила и принципы установления социальных пенсионных платежей по достижению возраста регламентированы Законом № 166-ФЗ.

Стандартным возрастом, предоставляющим право на подачу заявления в отдел ПФР , является:

  • 70 лет — для мужчин;
  • 65 лет — для женщин.

До недавнего времени даже такой вариант государственного соцобеспечения требовал подтвердить период труда — не менее пяти лет. Сейчас это требование снято законодателем, для назначения обеспечения со стороны государства необходимо:

  1. Наступление возрастного показателя 70 и 65 лет.
  2. Подтвержденного проживания в России на протяжении 15 лет и более.

Подтверждение возрастного показателя осуществляется в соответствие с документами, идентифицирующими личность заявителя. Факт постоянного проживания в России без проблем доказывается гражданами России на основании сведений персонального лицевого счета (его ведет ПФР в отношении каждого человека). Если субъект переехал на постоянное жительство в РФ, подтверждение периода проживания осуществляется информации служб ФМС и регистрационных органов МВД .

При этом допускается подача документов для назначения соцпенсии как по месту постоянного, так и фактического проживания.

Для лиц, принадлежащих к малочисленным коренным народам Севера, регламентировано снижение возраста для оформления социального пособия — 55 лет и 50 лет.

Для данной категории субъектов требуется подтверждение:

Если после установления указанного вида пособия у получателя возникнет право на иные виды обеспечения со стороны государства, он имеет право самостоятельно выбрать дальнейший вариант получения денежных средств.

Порядок назначения выплат по инвалидности


В случае полной или частичной потери трудоспособности гражданам может устанавливаться инвалидность одной из трех групп. Подтверждение указанного факта осуществляется на основании медицинского обследования МСЭК , а право на пенсию социального характера доступно для каждой из групп.

Условия установления инвалидности


Официальное установление обеспечения со стороны государства по факту признания человека инвалидом осуществляется с учетом следующих особенностей:

Если на дату подачи документов у инвалида у него имеется стаж и средства на персональном счете, могут возникнуть основания для установления страховой пенсии. Этот факт будут устанавливать сотрудники ПФР , поскольку одним из условий назначения платежей по инвалидности является отсутствие стажа работы, позволяющего получать пособие социального характера по общим основаниям.

Специальную категорию льготников составляют дети-инвалиды и инвалиды с детства. Статус дети-инвалиды устанавливается до достижения ими возраста 18 лет, затем, при необходимости их переводят на другую категорию получателей пенсии (инвалид I, II, III, группы или инвалид с детства). Также, для данных лиц возможно установление инвалидности как краткосрочно, так и пожизненно.

Важно! Размеры государственных пособий по инвалидности напрямую зависят от установленной группы.

Условия выплат по случаю потери кормильца


Данный вид обеспечения государственного характера доступен для субъектов, у которых основным источником материального содержания являлись доходы умершего лица.

В состав получателей данного пособия входят:

  • несовершеннолетние граждане, потерявшие родителей;
  • дети до достижения возраста 23 лет, проходящие обучение очного характера в учреждениях образовательного типа;
  • дети умершей одинокой матери.

Помимо этого, право на установление выплат пенсионного характера по случаю потери кормильца может возникать у субъектов, находившихся на обеспечении умершего лица и не имеющих возможности обеспечить себя самостоятельным доходом.

Внимание! Для несовершеннолетних граждан не требуется подтверждение факта нахождения на иждивении, если документально подтверждаются отношения родственного характера.

В ряде случаев нужно дополнительно подтверждать факт родственных связей (например, если родной отец не был указан в официальном свидетельстве о рождении, однако при жизни материально содержал ребенка) и факт нахождения на иждивении. Как правило, для этого нужно подавать документы в судебные инстанции, поскольку у органов
ПФР отсутствуют полномочия по самостоятельной оценке таких доказательств.

В качестве доказательства нахождения на иждивении рассматриваются не только факты выделения денежных средств, но и выделение продуктов, приобретение вещей и т.д. Для защиты интересов ребенка при обращении в суд представителем будет выступать законный представитель — второй родитель или органы опеки (если у ребенка умерли оба родителя).

Внимание! Размеры перечислений со стороны государства будут различаться в зависимости от количества умерших кормильцев.

Если у ребенка умерли оба родителя либо скончалась одинокая мать, сумма выплат будет выше почти в два раза.

Сроки установления выплат


Срок назначения выплат различается в зависимости от условий обеспечения пенсионного характера:

  1. пособие по возрасту — устанавливается на пожизненных условиях;
  2. обеспечение по инвалидности — назначается в зависимости от периода инвалидности, в том числе в бессрочном порядке;
  3. пособия по случаю потери кормильца — на срок, в течение которого получатель официально признается нетрудоспособным, в том числе в бессрочном порядке.

Продолжительность назначения пособия будет указана в справке, которую субъекты получат по итогам проверки документов в местном отделе ПФР .

Внимание! Для продления срока обеспечения государственного характера потребуется дополнительное обращение в учреждение
ПФР .

Размеры социальных выплат


По официальной информации службы ПФР размеры выплат составляют:

  1. 5180,24 рубля — для получателей пенсии по достижению возрастного показателя, инвалидов второй группы и лиц, потерявших одного родителя;
  2. 12432,44 рублей — для детей-инвалидов, а также инвалидов с детства первой группы;
  3. 10360,52 рубля — получают инвалиды первой группы, инвалиды с детства второй группы, а также несовершеннолетние граждане, потерявшие обоих родителей или одинокую мать;
  4. 4403,24 рублей — размер выплаты для инвалидов третьей группы.

Если у получателей пособия по инвалидности наступил возраст 70 лет и 65 лет, сумма перечислений не будет уменьшена при переходе на иные условия обеспечения со стороны государства. Если субъекты на постоянной основе проживают в районах Крайнего Севера или приравненных к ним регионах, суммы перечислений подлежат пропорциональному увеличению на районный коэффициент.

Важно! При переезде получателей за пределы указанных территорий начисление данного коэффициента прекращается.

Последние изменения

В 2018 г. добавлена еще одна категория получателей соцпенсии: дети, чьи оба родителя не были установлены. К ним относятся несовершеннолетние и лица старше 18 лет, обучающиеся очно в ОУ , но не дольше, чем до 23 лет. Их пенсия так же равна 10360,52 руб.

С апреля 2019 года размер социальных пенсий был проиндексирован на 2%.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Каждый гражданин Российской Федерации, который на протяжении определенного времени осуществлял трудовую деятельность на территории страны, имеет право на получение материального обеспечения в старости в форме пенсии.

При этом следует отметить, что понятие «пенсия» необходимо толковать значительно более расширительно, поскольку к ней относятся не только выплаты денежных средств по факту достижения преклонного возраста, но и по некоторым иным основаниям. В их число входят инвалидность и потеря кормильца.

Бесплатно по России

Вопросы, связанные с особенностями назначения и выплатами средств пенсионного обеспечения, имеют нормативно-правовое регулирование. Так, на протяжении почти 14 лет пенсии в России выплачивались по правилам, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ. В 2015 году на смену ему пришел новый нормативный акт – Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, положения которого в большей степени отражают современные реалии.

Несмотря на это, правовая конструкция ФЗ № 400 во многом построена на положениях предшествующего закона, в этой связи анализ последнего имеет важное значение для понимания эволюции пенсионной системы страны в целом.

Основные понятия и общие положения 173 ФЗ

Сфера применения рассматриваемого федерального закона была ограничена отношениями, возникающими по поводу трудовых пенсий, под которой, согласно ст. 2 данного документа, следует понимать ежемесячную денежную выплату компенсаторного характера, выплачиваемую гражданам при достижении определенного возраста.

Тут же следует отметить, что трудовая пенсия непосредственно связана с особенностями профессиональной деятельности гражданина. Иными словами, размер пенсии и основания для ее назначения зависят от того, имел ли гражданин стаж трудовой детальности.

Ст. 1 ФЗ о трудовых пенсиях указывает на то, что выплаты государственных и военных пенсий не входят в сферу регулирования данного нормативного акта.

Статья 2 данного закона вносит понятие «страховой стаж», под которым следует понимать те периоды, когда за работника производились отчисления страховых взносов в систему ОПС. Страховой стаж станет основополагающим параметром, используемым при начислении пенсии по 400-ФЗ в последующем.

Кроме этого, отдельно следует выделить понятие «пенсионные накопления», которое выражало объем пенсионных прав граждан в целом. В новом законе пенсионные накопления, которые формируют страховую часть пенсии, выражены в баллах.

Кто имеет право на трудовые пенсии

В соответствии с рассматриваемым законом правом на получение трудовых выплат могут воспользоваться граждане РФ, которые имеют на то основания. Под последними следует понимать, в первую очередь, утрату трудоспособности по различным причинам, как то: достижение возраста выхода на отдых, заболевание или травма, не позволяющая осуществлять трудовую деятельность.

Кроме этого, отдельно следует выделить лиц, находившихся на иждивении умерших, но ранее трудившихся граждан. Они могли рассчитывать на выплаты им трудовой пенсии по утрате кормильца.

Закон предусматривал, что право на получение данного вида материального обеспечения может возникнуть не только у лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, но и у иностранцев, а также апатридов, но при соблюдении ряда условий.

Категории лиц, имеющих право на трудовые пенсионные выплаты, установлены статьей 3 данного ФЗ.

В общем, схожие положения действуют и в современном законе «О страховых пенсиях».

Право на выбор пенсии по закону

На практике часто возникают случаи, когда у гражданина возникает право на получение выплат сразу по нескольким основаниям. Здесь следует отметить, что статья 4 рассматриваемого ФЗ предусматривала возможность выбора того или иного вида обеспечения.

Дело в том, что пенсии по различным основаниям могут иметь разный размер, в этой связи граждане, как правило, выбирали тот вид выплат, который по факту был наибольшим в материальном выражении.

Какие виды трудовых пенсий прописаны в ФЗ № 173

Статья 5 рассматриваемого федерального закона содержала в себе перечень видов выплат. Их три:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Ст.ст. 7-9 устанавливали основания, по которым производятся данные выплаты. Разберем их подробнее.


По старости

В соответствии со статьей 7 ФЗ право на выплаты по старости имеют мужчины, которые достигли возраста 60 лет, и женщины, которым исполнилось 55 лет. Кроме этого, она выплачивалась при наличии стажа работы не менее 5 лет.

Современный Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ в значительной мере ужесточил требования к претендентам на получение денег. Так, в ходе пенсионной реформы увеличился пенсионный возраст на 5 лет, а также значительно возросли требования к страховому стажу. Кроме этого, основанием для назначения пенсии также является такой параметр, как ИПК, значение которого влияет и на размер выплат.

В целом же переходный период продлится в той или иной форме до 2028 года. На время его действия требования для получения обеспечения будут возрастать поэтапно.

По инвалидности

Согласно статье 8 ФЗ № 173 выплаты по инвалидности могут получать лица, которые в установленном порядке (по итогам экспертизы) признаны инвалидами той или иной группы. При этом важным обстоятельством при назначении материального обеспечения данного типа выступает то, что нетрудоспособное лицо должно иметь хотя бы минимальный трудовой стаж.

По потере кормильца

Статья 9 рассматриваемого ФЗ гласит, что правом на ее получение могут воспользоваться лица, которые находились на иждивении умершего, ранее работавшего гражданина. При этом они не должны быть трудоспособными. Как правило, к их числу относят: детей, супругов, родителей, иных родственников погибшего кормильца.

Выбор выплаты

Гражданин, у которого возникло право сразу на несколько видов выплат в рамках действующего на тот момент закона, вправе выбрать любую из них, исходя из собственных интересов.

Финансирование

Вопросы, связанные с источником средств для выплат, рассматривались в статье 6 данного федерального закона. Так, п. 1 ст. 6 гласил, что порядок финансирования частей трудовой пенсии прописывается в нормах Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Кроме этого, отдельно был вынесен порядок установления накопительной части. Законом была установлена специальная часть индивидуального лицевого счета, на которой аккумулировались денежные средства в счет формирования накопительной части. Выплата же данной части пенсии могла быть произведена только при наличии на счете денежных средств (п. 3, ст. 6).

Система финансирования не была в достаточной мере эффективной, что, в конечном итоге, и привело к принятию нового закона, где эти вопросы решены в несколько ином ключе.

Что говорится в статье 7 ФЗ 173

Статья 7 рассматриваемого федерального закона устанавливала показатель пенсионного возраста в стране. Согласно этой норме правом на пенсию могли воспользоваться граждане, достигшие возраста 55 (жен.) и 60 (муж.) лет.

Кроме этого, существовало обязательное требование о наличии страхового стажа, составляющего не менее 5 лет.

Стаж и периоды, которые засчитываются

Как было указано выше, для того, чтобы рассчитывать на трудовую пенсию по старости, необходимо было иметь не менее 5 лет страхового стажа. В то же время минимальный стаж нужен был для назначения обеспечения инвалидам и лицам, находившимся на иждивении у умершего кормильца.

В соответствии со статьей 10 данного нормативного акта в страховой стаж входят периоды, когда трудящийся был занят непосредственно исполнением своих трудовых обязанностей, в рамках установленной трудовым договором продолжительности рабочего времени и графика работы. При этом важным условием являлось то, что работодатель осуществлял взносы в пенсионный фонд на цели ОПС.

В целом, данное положение актуально и на сегодняшний момент.

В статье 11 содержится перечень периодов, которые также входят в стаж при условии, что работник не был непосредственно занят исполнением своих прямых обязанностей.

К ним, кроме прочего относится:

  • военная и приравненная к ней служба;
  • отпуск по БиР и по уходу за ребенком;
  • периоды временной нетрудоспособности;
  • отпуска основные и дополнительные.

Следует отметить, что перечень нестраховых периодов в современном законе № 400-ФЗ значительно сокращен и урезан. К примеру, это касается военной службы по призыву.


Досрочная трудовая пенсия

Нормы рассматриваемого федерального закона устанавливали, что некоторые работники вправе выйти на отдых значительно раньше установленного возраста. Перечень льготников, содержащийся в статье 27 данного федерального закона, довольно обширен.

Здесь же приведем часть льготных категорий:

  • работники вредных производств;
  • лица, трудившиеся в тяжелых северных климатических условиях;
  • педагоги;
  • медработники;
  • представители творческих профессий.

Новый закон также предусматривает подобного рода льготы, однако, в большинстве случаев, по факту работники будут все же выходить на отдых на 5 лет позже, чем раньше.

Важные моменты 30 статьи

Статья 30 рассматриваемого правового документа устанавливала методику конвертации пенсионных прав граждан, которые осуществляли трудовую деятельность до 2002 года, в расчетный пенсионный капитал, параметр которого можно использовать в целях данного закона.

Последний же подлежал процедуре валоризации, то есть некоторой переоценке с учетом новых реалий, в которых оказалась экономика и социальная сфера страны. Подробно о валоризации и соответствующих методиках расчета прописано в ст. ст. 30.1 – 30.3 данного закона.

Расчет трудовых пенсий по закону

Формулы и методики расчета трудовых выплат разных типов приводились в ст. ст. 14-17.2.

Так, статья 14 устанавливала порядок расчета трудовой пенсии по старости при помощи формулы:

СЧтп = ПК/Т+Б, где:

ПК – расчетный пенсионный капитал (некий аналог современного ИПК).

Т – примерный срок выплаты пенсии (срок дожития), составляющий, по общему правилу, 228 месяцев.

Б – базовый размер пенсии, устанавливаемый государством.

Важно! Расчет иных видов пенсии производится по аналогичной методике, однако с другими переменными.

Что положено лицам, выезжающим на ПМЖ в другое государство

Статья 24 устанавливает формы реализации пенсионных прав граждан, которые убывают на ПМЖ заграницу. Так, они могут получать свою пенсию и там.

При этом существует несколько возможностей для этого:

  • получение третьим лицом по доверенности в РФ;
  • перевод денег на счет банка в РФ;
  • перевод денег на счет иностранного банка с конвертацией в валюту зарубежного государства по соответствующему курсу.

Какие изменения произошли в 2015 году

В 2015 году произошла очередная реформа системы пенсионного обеспечения, в рамках которой произведена масса изменений, связанных с порядком назначения, расчета и выплат пенсий. Понятие «трудовая пенсия» было заменено на «страховая пенсия». Общий трудовой стаж практически перестал учитываться при назначении того или иного вида материального обеспечения.

С 1 января 2015 года Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ прекратил свое действие. Вместо него были приняты положения Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.

Нормы рассматриваемого законопроекта прекратили свое действие за исключением тех, которые регулируют порядок исчисления размера трудовой пенсии, что может быть необходимо для расчета пенсии страховой. К таким нормам следует отнести отдельные пункты и подпункты ст.ст. 14-17.2.

Федеральный закон о трудовых пенсиях действовал в нашей стране порядка 14 лет. За это время сформировались основные положения и конструкция пенсионной системы. Однако в целях укрепления стабильности последней с 2015 года порядок формирования, начисления и выплат пенсий был изменен, в связи с чем данный нормативный акт был признан утратившим силу.

Читайте также: