Несут ли государственные органы ответственность за несвоевременную выплату пенсий или пособий

Опубликовано: 16.04.2024

Часть 3 ст.145.1 УК РФ предусматривает единственный квалифицирующий признак данного состава преступления в виде наступления тяжких последствий.

Тяжкие последствия являются оценочной категорией, которая используется законодателем при конструировании конкретной правовой нормы при невозможности перечислить все возможные признаки юридически значимого явления.

Содержание понятия «тяжкие последствия» определяется, в конечном счете, судом при постановлении приговора с учетом конкретных обстоятельств дела, продолжительности пре­ступления, количества потерпевших, размера невыплаченных сумм и др[1].

Определение содержания тяжких последствий в связи с оценочным, относительно-определенным характером данного понятия представляет некоторые сложности как в теории, так и в правоприменительной практике.

Ориентир для определения содержания тяжких последствий в ч.3 ст.145.1 УК РФ имеет правоприменительная практика в виде руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по применению уголовно-правовых норм, в диспозиции которых также имеется указание на тяжкие последствия. Так, п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 15 июня 2004 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации» в качестве тяжких обязывает оценивать последствия, которые не связаны с причинением по неосторожности тяжкого вреда здоровью потерпевшего лица либо заражением его ВИЧ-инфекцией, в частности, самоубийство потерпевшего[2]. В п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 05 июня 2002 г. «О судебной практике по делам о нарушении, правил пожарной безопас­ности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» предлагается квалифицировать как тяжкие последствия причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку либо причинение средней тяжести вреда здоровью двум и более лицам; оставление потерпевших без жилья или средств к существованию; длительная приостановка или дезорганизация работы предприятия, учреждения или организации; длительное отключение потребителей от источников жизнеобеспечения - электроэнергии, газа, тепла, водоснабжения и т.п[3].

В теории также приводятся различные перечни обстоятельств, относимых к тяжким последствиям.

Так, А.В. Кладков относит к тяжким последствиям смерть, болезнь (вследствие голодовки как формы протеста), возникновение забастовок, которые причинно связаны с невыплатой заработной платы и иных средств[4]. Л.Л. Кругликов конкретизирует данный перечень указанием на такие тяжкие последствия, как дистрофия работника, нарушение его психической деятельности, выкидыш, вызванный недоеданием[5]. Д.Л. Кокорин в качестве тяжких последствий рассматриваемого состава преступления отмечает вред здоровью потерпевшего, причиненный вследствие отсутст­вия средств на медицинскую помощь, необходимые лекарственные средства, а также истощение его организма либо организ­ма лиц, находящихся на его иждивении[6]. А. Беляев в качестве тяжких последствий отмечает выселение работника бюджетного учреждения из жилого помещения в связи с неуплатой комму­нальных платежей[7]. Н.И. Ветров в качестве тяжких последствий указывает тяжелое материальное положение голод, бродяжничество, попрошайничество[8]. По мнению Б.И. Шалыгина преступление, предусмотренное ч. 3 ст.145.1 УК РФ считается оконченным с момента наступления хотя бы одного тяжкого последствия[9].

Для определения содержания используемого в ч.3 ст.145.1 УК РФ понятия «тяжкие последствия» допустимо применение аналогии, определяя содержание данного квалифицирующего признака, используемого при конструировании других уголовно-правовых норм. В ряде случаев законодатель формулирует соответствующий признак, указывая рядом с ним другие альтернативные отягчающие обстоятельства. Так, в п. «в» ч.3 ст.126, в ч.3 ст.127 и в ч.2 ст.128 УК РФ указано причинение смерти по неосторожности потерпевшему или наступление иных тяжких последствий. В п. «а» ч.3 ст.127.1 и в ч.3 ст.127.2 УК РФ данные отягчающие обстоятельства дополняются указанием на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

С.В. Землюков считает, что использование в уголовном законодательстве понятия «иные тяжкие последствия» имеет место в тех случаях, когда пре­ступлением может быть причинен различный по характеру тяжкий вред[10]. По его мнению, содержание иных тяжких последствий охватывает причинение тяжкого вреда здоровью одному человеку, либо причинение вреда здоровью средней тяжести двум или более лицам[11]. Однако данный анализ базируется на утратившем силу УК РСФСР.

В настоящее время в ряде статей УК РФ (ч.2 ст.237, ч.2 ст.228.2, ст.246, ч.1 ст.248) наряду с иными тяжкими последствиями указывается причинение вреда здоровью человека безотносительно степени его тяжести. При этом п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» отмечается, что под причинением по неосторожности вреда здоровью человека понимается наступление последствий, связанных, например, с нарушением нормальной деятельности его органов, их физиологических функций, длительным заболеванием, возникновением наркотической зависимости, а под иными тяжкими последствиями понимается наступивший по неосторожности крупный материальный ущерб собственнику, длительное нарушение работы предприятия, учреждения и т.п[12]. В п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» прямо указывается, что под причинением вреда здоровью человека при совершении экологических преступлений, предусматривающих данный квалифицирующий признак, следует понимать причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам[13].

Представляется необходимой конкретизация понятия тяжких последствий путем определения примерного перечня таких обстоятельств именно в отношении ч. 3 ст.145.1 УК РФ, которая возможна как в тексте уголовного закона, так и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, которое должно быть посвящено вопросам применения и квалификации рассматриваемого преступления. Полагаем, что в целях сохранения лаконичности нормативных формулировок второй вариант более предпочтителен. Считаем возможным рекомендовать высшей судебной инстанции в своем постановлении отразить в качестве тяжких последствий, предусмотренных ч. 3 ст.145.1 УК РФ, обусловленные невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, смерть потерпевшего, его самоубийство, неосторожное причинение вреда здоровью любой степени тяжести, голод, попрошайничество, бродяжничество, лишение права на жилище, отказ от предоставления потерпевшему коммунальных услуг, возникновение забастовок, дезорганизация работы хозяйствующего субъекта.

[1] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В. М. Лебедев. - М.: Юрайт, 2007. – С.217.

[2] Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 15 июня 2004 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Российская газета. - 2004. - 29 июня.

[3] Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 05 июня 2002 г. «О судебной практике по делам о нарушении, правил пожарной безопас­ности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» // Российская газета. - 2002. - 19 июня.

[4] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.И. Рарог. – М.: ТК Велби: изд-во Проспект, 2004. – С.269.

[5] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. Л.Л. Круликов. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – С.226.

[6] Кокорин Д.Л. Уголовно-правая характеристика невыплаты заработной платы: дис. … канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2009. – С.113.

[7] Беляев А. Виды ответственности работодателя при задержке заработной платы и иных причитающихся работнику выплат // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2006. - № 9.

[8] Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Н.Г. Кадникова. - 2005. - С.339.

[9] Шалыгин Б.И. Правовая ответственность за нарушение прав граждан на оплату труда // Трудовое право. – 2007. - № 8. – С.28.

[10] Землюков С.В. Уголовно-правовые проблемы преступного вреда. - Новоси­бирск, 1991. - С. 127.

[11] Там же. С. 198.

[12] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 (ред. от 23 декабря 2010 г.) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2006. - № 8.

[13] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2012. - № 12.

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Уголовная ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат

Прокуратура области (Рязанская область). 26 февраля 2015, 10:35

Нарушение конституционных прав граждан в области трудовых отношений и социального обеспечения в последнее время составляет значительную часть правонарушений социального блока.

Частью 3 ст. 47 Конституции РФ предусмотрено право каждого гражданина на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу ст. 129 ТК РФ заработная плата есть вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Соответственно, невыплата заработной платы и иных выплат является одним из нарушений конституционных прав граждан. Уголовная ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат предусмотрена ст. 145.1 УК РФ.

Объективная сторона состава преступления выражается в двух формах.

1. В форме частичной невыплаты свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат (ч. 1 ст. 145.1 УК РФ).

Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат следует понимать осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы (примечание к ст. 145.1 УК РФ).

2. В форме полной невыплаты свыше 2-х месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплаты заработной платы свыше 2-х месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 2 ст. 145.1 УК РФ).

Уголовная ответственность наступает при условии, если работодатель имел реальную возможность произвести выплаты в установленные законом сроки.

Сроки обязательных выплат устанавливаются или федеральным законом, или органом власти, или приказами по образовательному учреждению.

Субъективная сторона состава характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает незаконность невыплат и желает этого.

Обязательным признаком состава является мотив - корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстный мотив предполагает, что виновное лицо при помощи невыплат желает приобрести какие-либо материальные выгоды или освободить себя от каких-либо материальных затрат.

Иная личная заинтересованность выражается в стремлении удовлетворить личные интересы (продвижение по службе, удовлетворение интересов «полезных» людей, формирование общественного мнения и т.п.).

Отсутствие корыстной или иной личной заинтересованности руководителя исключает уголовную ответственность по ст.145.1 УК РФ.

Субъект преступления специальный - руководитель организации, работодатель - физическое лицо, руководитель филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.

Под руководителем организации следует понимать такое лицо, которое уполномочено принимать решение о выплатах. Работодатель - физическое лицо-это лицо, являющееся или не являющееся индивидуальным предпринимателем, заключившее с работником трудовой договор, предусматривающий выплату заработной платы.

В ч.3 ст. 145.1 УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак - наступление тяжких последствий. Данное понятие является оценочным.

Оно может выражаться в самоубийстве работника, в тяжком заболевании его и членов его семьи, в массовых беспорядках и т.д.

Преступление считается оконченным с момента наступления последствий, которые находятся в причинной связи с деянием.

По ст.145-1 УК РФ предусмотрены следующие максимальные виды наказания: штраф до 500 тыс. руб., или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до 3-х лет, лишение свободы до 5-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.

Выплата заработной платы, детских пособий, пенсий и иных видов пособий предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации, в частности, Конституцией Российской Федерации как основным законодательным актом государства. Однако нередко случаются ситуации, в которых лица, ответственные за такие гарантированные государством выплаты используют денежные средства, предназначенные для передачи лицам, имеющим на них право, в своих интересах. В этом случае происходит привлечение таких виновных к уголовной ответственности.

  1. Что такое невыплаты полагающихся денежных средств?
  2. Виды невыплат
  3. Как доказать невыплату?
  4. Куда обращаться?
  5. Ответственность

Что такое невыплаты полагающихся денежных средств?

Невыплата полагающихся денежных средств – это нарушение действующего законодательства, которое чаще всего совершается из корыстных побуждений лицами, в должностные обязанности которых входит осуществление таких выплат, в том числе при нахождении на руководящих должностях. В случае если такой факт был выявлен, может наступить период привлечения к ответственности.

Так как сумма осуществляемых выплат в каждом конкретном случае может быть различной, то будет различаться также и то, к какой именно ответственности может быть привлечен виновный – уголовной или административной.

В срезе уголовного законодательства невыплата пособий рассматривается в том случае, если речь идет о невыплате полагающихся денежных средств, которая совершается из-за личной заинтересованности или личных корыстных мотивов.

Виды невыплат

Действующее законодательство в трудовой и социальной сфере говорит о том, что осуществление различного рода выплат является необходимым требованием для обеспечения должного уровня существования людей на территории Российской Федерации. Для того, чтобы такой уровень поддерживался, существует несколько видов выплат: заработная плата, пособия на детей и для детей, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности. В зависимости от того, о невыплате какого пособия идет речь, будет изменяться и вид совершаемого правонарушения, а именно:

  • невыплата заработной платы. На сегодняшний день это наиболее распространенный вид нарушения, который может быть совершен как неумышленно (например, у работодателя сорвалась крупная сделка, в результате чего он не может набрать денег для выплаты своему сотруднику), так и умышленно (то есть по собственному нежеланию перечислять денежные средства своим работникам, хотя в зарплатном фонде средства для этого имеются). В случае если невыплата осуществляется неумышленно, привлечение к ответственности будет осуществлено в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. Санкции будут применяться к нарушителю трудового законодательства, если речь идет о невыплате заработной платы в течение срока, не превышающего одного месяца, либо если выплаты осуществлены в размере, превышающем половину установленной суммы. В остальных случаях привлечение к ответственности будет осуществляться на основании положений Уголовного Кодекса Российской Федерации;
  • невыплата компенсаций по временной нетрудоспособности. Нередко частные компании отказываются оплачивать своим сотрудникам «больничные» свыше установленного внутри организации количества дней. Однако зачастую такое установление ограниченного количества дней является незаконным, в результате чего люди, заболевшие и находящиеся на листке нетрудоспособности, в течение длительного времени не получают в должном объеме денежного возмещения. Выплата такого пособия контролируется Фондом социального страхования;
  • невыплата пособий по уходу за ребёнком. Обязанность выплачивать данный вид пособий целиком лежит на работодателе (если речь идёт о человеке, который работает с заключением официального трудового договора). Невыплата этого вида пособия может быть осуществлена по нежеланию работодателя (если денежные средства есть в соответствующем фонде) либо из-за отсутствия таковых средств. На законодательном уровне определён период, в течение которого такие выплаты должны регулярно осуществляться государством – до достижения ребёнком возраста полутора лет, а для некоторых категорий – возраста трех лет, при условии, что тот родитель, в адрес которого такие выплаты осуществляются, не работает до достижения ребёнком указанного возраста;
  • невыплата единовременного пособия на рождение ребёнка. Такое пособие выплачивается в зависимости от региона либо на основании соответствующего распоряжения работодателя (если такая обязанность возложена на него на основании соответствующего законодательного акта субъекта федерации), либо из регионального фонда социального финансирования. Контроль за осуществлением такой выплаты осуществляет Фонд социального страхования, а также Пенсионный Фонд России, куда работодатель направляет все сведения об осуществлённых выплатах, равно как и Комитет соцзащиты;
  • детские пособия. Данный вид пособий выплачивается после того, как ребёнок достиг возраста полутора лет (или трёх в определенных законом случаях), если родитель, которому осуществлялись выплаты на ребёнка, вышел на работу, а осуществление таких выплат предусмотрено в коллективном трудовом договоре. Выплачиваются такие пособия не всем лицам, имеющим детей, а участникам специализированного коллективного трудового договора. В случае если работодатель не выплачивает такое пособие умышленно, его будут привлекать к ответственности по нормам, предусмотренным Уголовным Кодексом. Если речь идёт о неумышленной невыплате, то привлечение к ответственности будет происходить в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях;
  • стипендии. В зависимости от того, где именно учится лицо, которое должно получать данную выплату (образовательное учреждение профессионального образования всех ступеней или производственные объединения, после обучения в которых будет осуществляться трудоустройство в рамках такого объединения), изменяется и круг ответственных за невыплату лиц. В случае с образовательным учреждением – это его руководитель или руководитель финансового отдела, а в случае с производственным объединением – потенциальный работодатель. Главной целью выплаты стипендии является обеспечение возможности для существования тому человеку, который ее получает, если у ее получателя нет других видов доходов;
  • пенсии носят различный характер по своему содержанию и могут назначаться в различные периоды жизни тех или иных людей. Все такие выплаты осуществляются только из бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации. Главной целью такой выплаты, как и в случае со стипендией, является осуществление обеспечения надлежащего уровня жизни того лица, которое такую выплату получает. За невыплату этого пособия привлечение к ответственности осуществляется в соответствии с положениями Уголовного Кодекса.

Как доказать невыплату?

Для того, чтобы привлечь виновных лиц к административной или уголовной ответственности за совершенное правонарушение с невыплатой денежных средств, необходимо подготовить пакет документов, которые докажут неполучение денежных средств. В качестве таких доказательств будут выступать:

  • выписки с банковских счётов (если речь идёт о перечислении денежных средств на карты или счета независимо от того, о какой выплате идёт речь);
  • справка из Фонда социального страхования о наличии перечислений в него от работодателя;
  • справка о движении средств на собственном счете из Пенсионного Фонда России;
  • справка из органов соцзащиты о перечислении полагающихся денежных средств (если их перечисление контролируется данным государственным органом).

Перечисленные справки предоставляются в случае, если речь идёт о выплатах денежных средств «на руки», и предоставить выписки с банковского счёта не представляется возможным.

Куда обращаться?

При подаче документов осуществляется составление заявления с просьбой о проведении прокурорской проверки по факту неосуществления выплат в надлежащем размере. В тексте такой жалобы следует указать, когда должны быть выплаты, в каком размере, а также в течение какого периода они перестали осуществляться. К заявлению необходимо приложить пакет документов, который был собран в качестве доказательств о том, что выплаты перестали поступать.

Ответственность

Если речь идёт о злостной невыплате или аналогичном преступлении, совершённом умышленно, то в этом случае привлечение к ответственности осуществляется на основании положения статей Уголовного Кодекса Российской Федерации. В качестве основных наказаний рассматриваются:

  • штраф в размере до пятисот тысяч рублей;
  • лишение права занимать определённые должности (в качестве основного или дополнительного наказания) на срок до пяти лет;
  • принудительные работы с максимальным сроком наказания до трёх лет;
  • лишение свободы с максимальным сроком заключения до пяти лет.

Конкретный размер наказания установит суд на основании предоставленных государственным обвинением материалов.

В законодательстве РФ четко прописываются правила и требования, на основании которых выплачиваются зарплаты, стипендии или иные пособия от государства или работодателя. Основные сведения содержатся в Конституции, которая представлена главным нормативным актом страны.

Но граждане часто сталкиваются с неприятной ситуацией, когда им по разным причинам не перечисляют положенные средства. Лица, ответственные за выдачу целевых средств, пользуются этим деньгами в собственных целях. Поэтому они привлекаются за незаконные действия к уголовной ответственности.

  • 1 Требования законодательства
  • 2 Меры ответственности
  • 3 Виды невыплат
  • 4 Куда обращаться
  • 5 Основные доказательства невыплат
  • 6 Полезное видео
  • 7 Заключение

Требования законодательства

Если граждане не получают в установленные сроки свои средства, то это является серьезным нарушением законодательства. Обычно причиной таких ситуаций выступают незаконные действия со стороны должностных лиц, которые обязаны перечислять выплаты. Нередко они занимают руководящие должности и пользуются своим положением, а также нарушают требования законодательства в корыстных целях.

Тяжесть совершенного преступления зависит от размера выплаты, поэтому во время принятия решения о мерах воздействия суд учитывает особенности задержки или невыплаты средств. К гарантированным выплатам относятся стипендии, пенсии или детские пособия. В зависимости от степени нанесенного вреда применяется административная или уголовная ответственность.

Меры наказания по УК используются только при наличии доказательств, что нарушитель во время совершения преступления преследовал корыстные цели.

Меры ответственности

Если нанесен небольшой вред, то применяются к нарушителям штрафы по КоАП. Их уплачивают должностные лица и компании. Точный размер санкции определяется судом с учетом всех обстоятельств правонарушения.

Если действия совершаются намеренно или имеются доказательства злостной невыплаты, то к нарушителям применяются меры по УК, в частности по статье 145.1. Поэтому используются следующие наказания:

  • штраф, размер которого достигает 500 тыс. руб.;
  • лишение права занимать высокие и управляющие должности в течение 5 лет;
  • принудительные работы, причем максимально они осуществляются в течение трех лет;
  • тюремный срок на период до 5 лет.

Точная мера наказания выбирается только судьей после изучения всех обстоятельств дела и материалов, представленных прокурором.


Виды невыплат

Для обеспечения оптимального уровня жизни граждан требуются определенные выплаты, которые предусматриваются Конституцией и назначаются в трудовой и социальной области. Поэтому невыплата любого пособия представлена серьезным преступлением.

Это касается многочисленных выплат, к которым относится зарплата, пособия на несовершеннолетних, больничные выплаты, пенсии или иные перечисления. От вида пособия зависит вид правонарушения и меры ответственности. К основным разновидностям относится:

  • Зарплата. Невыплата заработка считается популярным нарушением со стороны работодателей. Задержки могут быть умышленными или случайными. Если у руководителя организации срывается подписание крупного контракта, то у него просто отсутствуют средства для выплаты зарплаты сотрудникам предприятия. В этом случае он все равно привлекается к ответственности, но по ст. 5.27 КоАП. Но при этом задержка не должна превышать 1 месяца. Если же деньги не перечисляются наемным специалистам умышленно, поскольку директор желает сэкономить или получить проценты от банковского вклада, то он привлекается к ответственности по УК.
  • Пособие по временной нетрудоспособности. Средства на эти выплаты перечисляются из ФСС, но владельцы коммерческих предприятий без законных оснований отказываются сотрудникам оплачивать больничный свыше предела дней, установленных в компании. Такие ограничения предназначены для того, чтобы работники предприятия выходили на больничный как можно реже. Но такие условия являются незаконными, поэтому по листку нетрудоспособности любой гражданин должен получать полную выплату, так как средства перечисляются из ФСС. Отказ работодателя выдавать средства представлен нарушением трудовых прав сотрудников.
  • Пособие по уходу за ребенком. Руководитель предприятия, в котором трудится гражданин, обязан выплачивать это пособие. Отказ от перечисления средств по личному желанию директора фирмы является нарушением закона. Деньги должны перечисляться в ограниченные сроки, поэтому при их нарушении работодатель привлекается к ответственности.
  • Единовременное пособие при рождении малыша. На эту выплату могут рассчитывать даже неработающие женщины, а ее размер зависит от региона проживания. Контролируется процесс перечисления специалистами ФСС и ПФ. Перечисляются средства работодателем или работниками соцзащиты.
  • Детские пособия. Эти выплаты перечисляются после достижения ребенком возраста 1,5 лет, если мама вышла на работу. В коллективном договоре компании должны предусматриваться такие перечисления, поэтому нарушение требований данного документа наказывается по КоАП и УК.
  • Стипендии. Они выплачиваются разными государственными образовательными учреждениями. За их невыплату ответственность несет сразу несколько должностных лиц, к которым относится не только руководитель организации, но и директор финансового отдела. Если назначается стипендия производственным объединением, то меры наказания предусматриваются для потенциального работодателя.
  • Пенсии. Они представлены в многочисленных видах, поэтому отличаются получателями, условиями назначения, предназначением и другими особенностями. Средства перечисляются из ПФ, а целью их выдачи выступает обеспечение оптимального уровня жизни получателей. Если работники ПФ по разным причинам не выплачивают пенсии, то для них предусматриваются наказания в рамках УК.

Куда обращаться

Для защиты прав и интересов нужно подавать официальные обращения представителям прокуратуры. Для этих целей выбираются отделения, находящиеся по месту прописки, так как это упростит процесс поиска информации должностными лицами.

Для начала проверки составляется заявление, в котором содержится просьба о проведении проверки относительно отсутствия обязательных выплат. Текст обязательно содержит сроки перечисления и размеры данных пособий. К заявлению прикладывается документация, доказывающая отсутствие перечислений.

Основные доказательства невыплат

Чтобы привлечь нарушителей к ответственности, нужно не только правильно написать заявление в прокуратуру, но и приложить к нему документы, подтверждающие факт отсутствия средств.

К таким доказательствам относится следующая документация:

  • выписки со счетов в банках, куда должны перечисляться средства путем безналичного перевода;
  • справки, полученные от работников ФСС и подтверждающие, что средства из данного фонда были направлены работодателю, но при этом не получены работником;
  • справка о движении денег на счете в ПФ, если гражданин должен получать пенсии или иные выплаты от ПФ;
  • справка, выданная представителем соцзащиты и доказывающая, что руководителю предприятия, где трудится гражданин, были перечислены деньги для сотрудника.

Вышеуказанные справки требуются исключительно при условии, если гражданин получает деньги в безналичном виде.

Полезное видео

Советы специалиста — что делать, если не платят заработную плату:

Заключение

При необходимости можно прикладывать к заявлению и другие доказательства, представленные аудиозаписями, видеороликами или иными бумагами. Чем больше материалов сможет собрать гражданин, тем выше вероятность оперативного проведения прокурорской проверки, перечисления средств и привлечения нарушителей к ответственности.

Информация об изменениях:

Статья 56 изменена с 1 января 2018 г. - Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 401-ФЗ

Статья 56. Общий порядок выплаты пенсий и органы, их выплачивающие

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 56 настоящего Закона

О конституционно-правовом смысле части первой статьи 56 настоящего Закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2013 г. N 23-П

Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

Правительство Российской Федерации на основании предложений федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, вправе определить иные банки, осуществляющие указанные выплаты, при этом каждый такой банк должен соответствовать одновременно следующим критериям:

а) банк имеет собственные средства (капитал) по состоянию на первое число отчетного месяца в размере не менее 100 миллиардов рублей;

б) банк находится под контролем Российской Федерации или Центрального банка Российской Федерации (Банка России). В целях настоящего Закона под контролем Российской Федерации или Банка России понимается возможность Российской Федерации или Банка России прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые банком посредством распоряжения более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал банка, назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава наблюдательного совета (совета директоров) банка;

в) банк должен иметь лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти, федеральными государственными органами и банками, определенными в соответствии с настоящей статьей.

Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, путем перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи и доставка пенсий по месту жительства или месту пребывания пенсионеров осуществляются за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей.

Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится за текущий месяц.

Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется в сроки, устанавливаемые соответствующими федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами по согласованию с публичным акционерным обществом "Сбербанк России" или иными банками, определенными в соответствии с настоящей статьей, либо организациями федеральной почтовой связи.

Часть седьмая утратила силу с 1 января 2018 г. - Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 401-ФЗ

Информация об изменениях:

Порядок выплаты пенсий, предусмотренных настоящим Законом, пенсионерам из числа лиц, указанных в пункте "б" статьи 1 настоящего Закона, и членов их семей, которые проживают на территории государств - бывших республик СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, в том числе в валюте соответствующего государства, определяется Правительством Российской Федерации исходя из соглашений, заключаемых с этими государствами.

При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.

По желанию пенсионера пенсия может выплачиваться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта регистрации его по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации.

Суммы пенсии, перечисленные в соответствии с настоящей статьей на соответствующий счет после смерти пенсионера, подлежат возврату в федеральный бюджет.

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Читайте также: