Какие компьютерные программы используются для назначения и выплаты пенсий

Опубликовано: 26.03.2024


ПК «ПЕРС» (ПК «Подготовка документов в ПФР страхователями») версии 8.0

ПК «ПЕРС» (ПК «Подготовка документов в ПФР страхователями») предназначен для подготовки документов индивидуального (персонифицированного) учета за расчетные периоды 1997 – 2013г.г., а так же единой формы отчетности РСВ-1, представляемой с 2014-2016 г.г.

Внимание! ПК «ПЕРС» не позволяет подготовить отчетность по формам ОДВ-1, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-КОРР и СЗВ-ИСХ. Для подготовки указанных документов следует использовать программное обеспечение, размещенное в разделе «Страхователям» \ «Бесплатные программы, формы и протоколы» (Документы ПУ 6, SPU_ORB, ПД СПУ).

Для распаковки программного комплекса «ПЕРС» необходимо:

  1. Создать на локальном диске папку Perswsetup;
  2. Cкачать с сайта на локальный диск в папку Perswsetup все части архива;
  3. Запустить распаковку всего архива кликом по первой части архива, указав путь к папке Perswsetup;
  4. В результате разархивации будет получен самораспаковывающийся архив Instal_persw_ver_N_N.exe (где N_N - номер версии) и файл readme.doc, в котором описаны все дальнейшие действия по установке.

Внимание! При нарушении целостности частей архива рекомендуем скачать инсталляционный пакет еще раз. Кроме того страхователи могут скопировать указанный пакет на машинный носитель информации в любом территориальном УПФР.

Внимание! Форматно-логический контроль xml-файлов отчетности с 2014 года осуществляется версией программы CheckPFR, установленной на рабочем месте пользователя.

Перед представлением отчетности в ПФР файлы следует проверить актуальной версией программы CheckPFR, размещенной на официальном сайте ПФР скачать

ПК "Добровольное страхование - заявления и реестры ДСВ"

«Программный комплекс «Добровольное страхование – заявления и реестры ДСВ» предназначен для подготовки в электронном виде страхователями информации по «Заявлениям о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию» и «Реестрам застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачены взносы работодателя».

Программное обеспечение "Перечень льготных профессий предприятия"

Данное программное обеспечение предназначено для подготовки страхователями в электронном виде Перечня рабочих мест, профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со ст. 30 – 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», а также Поименного списка работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение (далее – Перечень и Поименный список).

Программное обеспечение предполагается к использованию на рабочих местах специалистов кадровых служб либо специалистов, ответственных за ведение индивидуального (персонифицированного) учета на предприятии и позволяет выполнять следующие функции:

  • создание и корректировка Перечня;
  • создание Поименного списка;
  • выгрузка и загрузка сформированного Перечня в формате файла XML;
  • печать Перечня;
  • печать Поименного списка;
  • получение статистики с выводом на экран и принтер;
  • формирование списка лиц, уходящих на пенсию.

Руководство пользователя: скачать Инструкция по установке: скачать

Программное обеспечение "Сверка ИС и перечней"

Данное программное обеспечение предназначено для осуществления в автоматизированном режиме сверки данных Перечня рабочих мест, профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное пенсионное обеспечение (далее – Перечень), с информацией, содержащейся в индивидуальных сведениях (далее – ИС), в целях обеспечения контроля достоверности информации о стаже застрахованных лиц на соответствующих видах работ, предоставляемой страхователями в ПФР в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете».

Программное обеспечение предполагается к использованию на рабочих местах специалистов территориальных органов ПФР, а также на рабочих местах специалистов кадровых служб либо специалистов, ответственных за ведение индивидуального (персонифицированного) учета на предприятии и позволяет выполнять следующие функции:

  • Загрузка базовых данных для сверки:
  • файла Перечня по выбору регистрационного номера страхователя;
  • пачек с ИС форм СЗВ–6–1, СЗВ–6–4, СЗВ–6–2, СПВ–1, СПВ–2, РСВ–1 формата 7.0;
  • Автоматическая сверка ИС с позициями штатного расписания подразделений, указанных в Перечне: по количеству рабочих дней (ставок) по одноименной профессии (позиции Перечня) с количеством рабочих дней, отраженных страхователем в ИС, и по наличию в позициях штатного расписания Перечня позиций, указанных страхователем в ИС.
  • Автоматическая сверка ИС с поименным списком к Перечню по следующим параметрам:
  • на наличие (отсутствие) в поименном списке застрахованных лиц, на которых представлены ИС (сверяются страховой номер и Ф.И.О);
  • по основанию предоставления «льготы» (коду по классификатору);
  • по коду профессии, указанному в Списках № 1 и № 2;
  • по периоду стажа в границах дат приема и увольнения (без учета нестраховых периодов и периодов работы без указания «льготы»);
  • по величинам ставок и продолжительности фактически отработанного времени за конкретный период работы;
  • по проверке проставления доп. тарифа и сумм выплат по доп. тарифу в ИС.
  • Формирование протокола результатов сверки с выводом на экран и возможностью его распечатывания.

Руководство пользователя: скачать Инструкция по установке: скачать

Программа
перехода отделов социального обеспечения
на новую технологию назначения и выплаты
пенсий и пособий
(утв. постановлением Главы Администрации Томской области от 2 сентября 1996 г. г. N 251)

1. Предпосылки перехода на новую технологию
выплаты пенсий и пособий

Технология обработки информации в структурах пенсионной службы развивалась по мере усложнения возлагаемых на них задач и возникновения технических предпосылок по внедрению более совершенных информационных технологий.

До 1979 года обработка выплатной информации на получателей пенсий в Томской области велась вручную непосредственно в отделах социального обеспечения.

С конца 1978 года начался процесс механизации, а в последующем - автоматизации обработки пенсионной информации на базе общеотраслевых вычислительных центров управлений статистики с использованием ЭВМ типа СМ-1600, что повлекло за собой внедрение централизованных средств автоматизации в сферу социального обеспечения населения и централизацию процесса выплаты и учета выплаты пенсий и пособий.

С 1992 года возник ряд объективных факторов, настоятельно требующих качественного изменения технологии обработки информации, удовлетворяющего современным требованиям. Основные из них:

постоянное увеличение объемов обрабатываемой информации и необходимость сокращения сроков ее обработки;

напряженная обстановка в пенсионных отделах из-за несвоевременной выплаты пенсий и пособий;

интенсивная компьютеризация различных сфер управленческой деятельности, базирующаяся на широком распространении относительно дешевых ПЭВМ с быстро прогрессирующими техническими характеристиками, обеспечивающих всем пользователям оперативный доступ к базе данных и оперативную обработку больших массивов информации.

Указанные факторы обусловливают необходимость возврата к ранее существовавшему способу децентрализованной обработки информации, но уже на качественно иной программно-технической базе, и создания отраслевой автоматизированной системы обработки информации в органах социальной защиты населения.

2. Цели и задачи программы

Программа предусматривает разработку и реализацию мер по обеспечению перехода отделов социального обеспечения на новую технологию назначения и выплаты пенсий и пособий с использованием персональных компьютеров.

Основной целью программы является организация и координация работы областного центра по начислению и выплате пенсий и пособий и отделов социального обеспечения на этапе перехода на новую технологию выплаты пенсий и пособий.

Задачи, решаемые в Программе для достижения поставленной цели:

аттестация работающих по эксплуатации программных средств автоматизированных систем;

разработка единого графика перевода отделов социального обеспечения на новую технологию;

организация процесса передачи выплатных документов из областного Центра по начислению и выплате пенсий и пособий в отделы социального обеспечения;

обеспечение контроля за сохранностью базовой информации на получателей пенсий и пособий;

организация материально-технического обеспечения автоматизированных рабочих мест (АРМ) и профилактический ремонт вычислительной техники;

организация контроля за правильностью назначения и выплаты пенсий и пособий.

3. Первоочередные мероприятия по обеспечению перехода
отделов социального обеспечения на новую технологию
выплаты пенсий и пособий

4. Сбор и хранение баз данных на получателей
пенсий и пособий. Обмен информацией

Сохранность информации на получателей пенсий и пособий гарантируется:

на районном уровне - ежедневным копированием базы данных на дискеты и хранение их в сейфе;

на областном уровне - хранением базы данных на файл-сервере управления социальной защиты населения и на гибких магнитных дисках (ГМД) - месячной и годовой копии баз данных двух поколений.

В случае невозможности выпуска выплатных документов на районном уровне подготовка этих документов обеспечивается отделом автоматизации областного управления социальной защиты населения.

После образования областного Центра сбора и обработки информации по пенсионному обеспечению и социальной защите населения функции хранения баз данных и, при необходимости, печати выплатных документов передаются соответствующим подразделениям Центра.

Обмен оперативной информацией с отделами социального обеспечения производится через имеющиеся каналы связи: телефон, телефакс, телетайп, электронную почту. Для доставки информации больших объемов используется почтовая доставка, а в экстренных случаях - спецсвязь.

5. Контроль за назначением и выплатой пенсий и пособий

Первичный контроль за правильностью назначения и выплаты пенсий и пособий осуществляется контролерами отдела социального обеспечения с использованием автоматизированной системы контроля, предусмотренной программными средствами, а в необходимых случаях - визуально.

Внутриведомственный контроль за правильностью назначения и выплаты пенсий и пособий (ревизии, тематические проверки) осуществляется ревизорами управления социальной защиты населения.

Контроль за состоянием настройки параметров автоматизированной системы и соблюдением технологии массовых перерасчетов пенсий и пособий осуществляется специалистами отдела автоматизации управления социальной защиты населения. По мере образования областного центра сбора и обработки информации этот контроль обеспечивается специалистами соответствующего подразделения областного центра.

  • Приложение N 1. График Перевода отделов социального обеспечения на новую технологию выплаты пенсий и пособий
  • Приложение N 2. Порядок внедрения выплаты пенсий и пособий в отделах соцобеспечения
  • Приложение N 3. Рекомендуемые нормативы нагрузки на сотруднников отделов социального обеспечения в связи с внедрением автоматизированных рабочих мест (АРМ) инспектора по назначению и выплате пенсий и пособий на 1996-1997 гг.

>
N 1. График Перевода отделов социального обеспечения на новую технологию выплаты пенсий и пособий
Содержание
Постановление Главы Администрации Томской области от 2 сентября 1996 г. N 251 "О переходе отделов социального обеспечения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Действующая в Российской Федерации система обязательного пенсионного страхования (ОПС) предполагает, что одним из ее субъектов являются работодатели. Они выступают в роли страхователей.

Законом определено, что под страхователями в рамках ОПС следует понимать предпринимателей, юридических и физических лиц, которые осуществляют выплаты гражданам, предусмотренные трудовыми и гражданско-правовыми договорами.

Бесплатно по России

В силу этого работодатели имеют обязательства перед пенсионным фондом и своими работниками в части формирования их пенсионных прав. Следует отметить, что взаимодействие с ПФР предполагает сложный документооборот и сдачу большого количества отчетных документов.

Обзор программ ПФР для работодателей и как скачать их бесплатно

Чтобы снять нагрузку на работодателей и оптимизировать процедуры их взаимодействия с государственным пенсионным фондом, специалистами ПФР были разработаны специальные инструменты для сдачи отчетности в электронном виде. Компьютерные программы находятся в открытом доступе, воспользоваться ими может неограниченный круг заинтересованных лиц.

Далее вкратце разберем основные из них, позволяющие минимизировать временные затраты, связанные с подготовкой документации и отчетности для подачи в пенсионный фонд.

Программы размещены на официальном сайте ПФР и в бесплатном доступе, их можно скачать, а также на сайтах территориальных подразделений ПФР.

Следует отметить, что данное программное обеспечение содержат и некоторые сторонние интернет-ресурсы. Однако пользователям следует использовать их с крайней осторожностью. Это связано с тем, что в некоторых случаях вместо рабочей программы можно скачать нежелательное ПО или вирусы.


Кроме этого, на отдельных ресурсах за скачивание программы могут потребовать плату. В этой связи настоятельно рекомендуется скачивать программы ПФР только с официального сайта фонда или с сайтов его структурных подразделений.

Для подготовки до 2014 года

Среди программ, разработанных ПФР для подготовки отчетности до 2014 года, следует выделить две наиболее часто используемых: CheckXML и CheckXML-UFA. Они служат для оценки правильности заполнения электронных документов, направляемых в государственный пенсионный фонд.

CheckXML

Данное программное обеспечение используется как страхователями, так и самим пенсионным фондом. В первую очередь, оно служит для осуществления сверки электронных документов, подготовленных для отправки в Пенсионный фонд России.

Программа CheckXML используется для осуществления проверки документов, содержащих следующие сведения:

  1. расчет сумм, уплаченных в качестве страховых взносов за имеющихся в штате сотрудников;
  2. информации о документах, использующихся при осуществлении персонифицированного учета.

Кроме этого, CheckXML позволяет осуществить проверку корректности заполнения сведений о персонифицированном учете при использовании унифицированных форм.

CheckXML-UFA

Данная программа была разработана для осуществления проверки файлов, которые содержат сведения о страховых взносах, как уплаченных, так и подлежащих уплате. Кроме этого, при помощи нее можно проверять правильность заполнения электронных файлов на предмет существующих для этого требований.

CheckXML-UFA также позволяет осуществлять проверки электронных документов, содержащих сведения персонифицированного учета, а также начисленных и уплаченных страховых взносов.

Использовать программное обеспечение могут как страхователи (работодатели), так и сотрудники территориальных органов ПФР при приеме отчетности, связанной данными персонифицированного учета и уплаченных страховых взносов.

PU_RSV

При помощи данного программного обеспечения возможно ведение документов по форме РСВ-1, в том числе и для использования их в печатном виде. В целом, программа используется в целях ввода специальных данных о начисленных страховых взносах, а также применяется для их расчета.

Возможность осуществления заполнения формы РСВ-1 при помощи PU_RSV предусмотрена как для одной, так и для нескольких организаций. Таким образом, программа удобна при использовании в филиалах и обособленных структурных подразделениях конкретного страхователя.

Документы ПУ-5

Данный программный комплекс позволяет формировать документацию персонифицированного учета, которая подлежит передаче в территориальные органы ПФР.

Функционал его довольно широк и позволяет формировать документы самых различных форм (АДВ, СЗВ, ДСВ).

ПД СПУ

Программное обеспечение ПД СПУ служит для подготовки сведений персонифицированного учета.

Spu_orb

Данное программное обеспечение используется страхователями для подачи учетных сведений в пенсионный фонд. Программа подходит для работы с подавляющим большинством унифицированных форм.

Psv_RSV

По своей сути данный программный комплекс представляет собой инструмент для ввода данных стандартных форм отчетности в ПФР, которые применяются с 2010 года.

Рассмотренные выше решения позволяют использовать их практически на любом рабочем месте, оборудованном компьютером с операционной системой Windows (от MS Windows 98 и более поздних). Для подачи отчетности в электронной форме необходим доступ к интернету. Кроме этого, для создания печатных документов в формате А4 потребуется принтер.

После 2014 года

В первую очередь, наибольшей популярностью у работодателей пользуются программы, которые разработаны для формирования электронных документов и сдачи отчетности в ПФР. Среди них особо следует выделить:

Spu_orb

Данное программное обеспечение позволяет осуществлять работу с подавляющим большинством унифицированных форм. Здесь можно вводить данные, загружать документы, а также распечатывать их при необходимости.

PsV_RSV

Данный инструмент позволяет вводить необходимые данные для формирования отчетов по наиболее распространенным формам отчетности.

ПК «ПЕРС»

Программный комплекс может быть использован для подготовки документов по персонифицированному учету за периоды с 1997 по 2013 год. Кроме этого, ПК «ПЕРС» используется и для формирования отчетов по форме РСВ-1, используемой и в настоящее время.

Документы ПУ 5

Программный комплекс представляет собой мощный инструмент для формирования документов и отчетности практически по всем имеющимся унифицированным формам. Данная программа пользуется наибольшей востребованностью у страхователей. Следует отметить, что разработан комплекс был территориальным отделом ПФР по Республике Коми.

Кроме программ, помогающих формировать различные документы для подачи их в государственный пенсионный фонд, для работодателей не менее важными являются инструменты проверки самой отчетности.

Для этого разработан и широко используется инструмент CheckPFR. Она применяется для проверки всей отчетности, которая направляется в ПФР на предмет их соответствия нормам законодательства об ОПС.

Для подготовки документов персонифицированного учета

В целом, для подготовки необходимой документации работодатели могут воспользоваться следующими программами, описание которых представлено выше:

  • CheckXML;
  • PsvRSV;
  • Документы ПУ 5;
  • ПД СПУ;
  • Spu_orb.

Данные программы могут использоваться хозяйствующими субъектами без каких-либо ограничений.

Какими функциями обладают программы

Бесплатные решения ПФР для работодателей позволяют в значительной мере упростить и оптимизировать делопроизводство и подготовку отчетности в пенсионный фонд.

При помощи программного обеспечения пенсионного фонда можно выполнять следующее:

  • формировать и заполнять формы для отчетности по рассчитанным страховым взносам и сведениям персонифицированного учета;
  • осуществлять проверку уже готовых форм документов на предмет соответствия их заполнения установленным требованиям.

Для оптимизации данного процесса специалистами фонда были разработаны специальные компьютерные программы, позволяющие формировать отчетные формы документов и осуществлять проверку их заполнения на предмет соответствия действующим требованиям. Данное программное обеспечение является совершенно бесплатным, а скачать его можно с официального сайта ПФР.

Термин «пенсия» в переводе с латинского слова «pension» означает «платеж», в нашем изложении подразумевает регулярные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам утраченного дохода в связи с нетрудоспособностью, утерей кормильца, достижением соответствующего возраста.

Государственное пенсионное обеспечение является частью пенсионной системы, обеспечивающей за счет средств Пенсионного фонда и федерального бюджета выплаты отдельным категориям граждан. Исторический опыт показывает, что государственная система пенсионного обеспечения должна быть централизованной, обладать достаточным уровнем финансовой и административной независимости, иметь обязательные для исполнения на всей территории страны законы.

В настоящее время в России все еще действует так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Ее суть в следующем: все средства, уплачиваемые за счет работающих граждан в виде обязательных пенсионных взносов, распределяются между пенсионерами с учетом продолжительности их трудовой деятельности. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, т.к. те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Подобные системы существуют и успешно функционируют во многих развитых странах (страны Европы, США, Канада, Япония и т.д.).

Начавшаяся пенсионная реформа затрагивает весь комплекс отношений, функционирующий в обществе, связанных с пенсионным обеспечением: по образованию соответствующих финансовых источников, материальному обеспечению граждан в виде пенсий, управлению пенсионным обеспечением и т.д. На федеральном уровне сделаны попытки полностью перестроить правовое регулирование общественных отношений в этой сфере.

Главным предназначением пенсионной реформы является замена распределительной системы пенсионного обеспечения на принципиально иную – накопительную.

Суть накопительной пенсионной системы состоит в том, что страховые взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выйдет на пенсию, эти сбережения и обеспечат в будущем выплату пенсии. Потенциальный пенсионер при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть «пенсионной уравниловки», в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений.

Предполагается, что элементы накопительного финансирования будут поэтапно внедряться в обязательную систему пенсионного страхования. При этом в обязательную накопительную систему одновременно включаются все работающие независимо от возраста, профессии и места работы.

Работодатели уплачивают страховые взносы в установленном порядке в общей сумме, исходя из совокупного тарифа к фонду заработной платы, включая сумму страховых взносов, подлежащую зачислению на накопительный счет. Вся сумма страховых взносов зачисляется на счета Пенсионного фонда, который переводит фактически поступившие страховые взносы пропорционально, исходя из установленного тарифа, на отдельный банковский счет по учету страховых взносов в накопительной схеме. Затем указанные денежные средства направляются на расчетные счета управляющих компаний.

Таким образом, данными средствами Пенсионный фонд не управляет, для этих целей функционируют управляющие компании, отвечающие за их размещение и работу.

По истечении года в установленные сроки плательщики страховых взносов представляют в службу Пенсионного фонда по месту их регистрации в качестве плательщиков, сведения по каждому работнику об уплаченных в накопительную систему суммах для их отражения на именных накопительных счетах в рамках системы персонифицированного учета. Управляющая компания с определенной периодичностью направляет Пенсионному фонду информацию о начислении инвестиционного дохода, который определяет среднюю величину инвестиционного дохода для учета на именных накопительных счетах застрахованных.

Таким образом, основными преимуществами накопительной системы являются:

- зависимость размера пенсии от заработной платы;

- отсутствие факта влияния демографической ситуации в стране на финансовую устойчивость пенсионной системы;

- увеличение объема сбережений способствует ускорению экономического роста.

Необходимо отметить, что основные черты будущей пенсионной системы предопределены ее нынешним содержанием. Реформой предусматривается не разрушение, а сохранение и укрепление оправдавшей себя государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения. С введением в государственную систему пенсионного обеспечения так называемых социальных пенсий и провозглашением права на создание негосударственных пенсионных систем возникли предпосылки для развития трехуровневой пенсионной системы.

Сфера распространения социальных пенсий зависит от социально-экономического развития общества в прошлом, которое характеризовалось полной занятостью трудоспособного населения и правом практически каждого нетрудоспособного гражданина на трудовую пенсию. Однако по мере развития рыночной экономики круг лиц, не имеющих страхового стажа, будет расширяться, а роль социальных пенсий, соответственно, возрастать. Естественно, что государство с социально ориентированной экономикой не может игнорировать проблемы материального обеспечения значительного круга нетрудоспособных, по разным причинам не охваченных социальным страхованием. Таким образом, первым уровнем внедренной системы является базовая часть пенсии, которая в перспективе должна заменить социальную.

В качестве второго уровня выступает страховая часть пенсии, ее роль определяет всю организацию социального, и в первую очередь пенсионного, страхования. В контексте реформы она должна быть освобождена от несвойственных ей функций, и перестать соответствовать природе солидарности поколений, на которой сейчас базируется социальное страхование. Из чего вытекает принципиальное требование к реформе трудовых пенсий: соответствие условий предоставления и размеров пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица, зависящему от продолжительности страхования и величины взносов.

Третий уровень системы пенсионного обеспечения должны составлять негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств в страховых компаниях или пенсионных фондах.

В современной России проблема совершенствования системы пенсионного обеспечения становится одной из актуальных задач, ведь без ее эффективного функционирования не может быть стабильности и прогресса в обществе.

Следует отметить, что активное распространение высоких технологий способствовало внедрению в практику автоматизированной системы расчета размера пенсии.

В Кабардино-Балкарской Республике с 1998 года при исчислении пенсий применяется программное обеспечение. Автоматизированная система «Назначение и выплата пенсий и пособий», (в дальнейшем система), разработана в среде CLIPPER 5.01 и функционирует под управлением операционной системы MS DOS 3.3 и выше. Система предназначена для работы на персональных компьютерах типа IBM PC/AT (XT). Она заполняется информацией из пенсионных дел вручную. Для эффективной работы специалиста на один персональный компьютер вводится около 7-8 тыс. пенсионных дел.

Следует отметить, что система не требует специальных знаний в области компьютерной техники и программирования, при работе допускается широкое применение команды «Помощь».

Система выполняет следующие функции:

1. Ведение картотеки пенсионных дел:

- назначение пенсии или пособия;

- ввод ранее рассчитанного пенсионного дела;

- корректировка и перерасчет пенсионных дел;

- расчет стажа, среднего заработка, повышений и надбавок;

2. Ведение картотеки получателей пособий.

3. Ведение словарей и классификаторов.

4. Ежемесячный расчет выплачиваемой суммы пенсии с учетом удержаний и доплат.

5. Выдача выплатных и сопроводительных документов для выплаты пенсии:

- ведомостями через отделение связи;

- почтовыми переводами через отделение связи;

- разовыми поручениями через отделение связи;

- списками через сбербанк;

- разовыми почтовыми переводами;

6. Формирование платежных поручений для расчетов с узлом связи и сбербанком.

7. Учет выплаты при расчетах с узлом связи и сбербанком.

8. Массовый перерасчет пенсий:

- при увеличении минимального размера пенсии;

- при изменении районного коэффициента;

- при изменении размера компенсации;

9. Сервисное обслуживание:

- выбор принтера, управление печатью, цветом;

- сжатие, индексация, очистка и слияние информационных массивов;

- копирование на дискету и восстановление с дискеты правовой и выплатной информации;

- ввод (вывод) правовой и выплатной информации с другого компьютера через дискету.

Основными функциями специалиста при работе с Системой являются ведение картотеки получателей пенсий, пособий и алиментов и выдача выплатных и сопроводительных документов.

После запуска программы на экране появляется главное меню и системная дата, установленная в компьютере.

На первом этапе работы в режиме «Словари» вводятся словари и служебная информация. Словари используются в дальнейшем при вводе выплатной информации и для хранения информации в закодированном виде. Служебная информация используется при расчетах и выдаче выходных форм. Заполнение словарей и служебной информации выполняется до начала работы с картотекой. В Системе используются следующие словари:

► Источники финансирования выплат;

► Причин прекращения выплаты;

Следует отметить, что в процессе работы «Словари» могут дополняться и корректироваться.

В режиме «Назначение и выплата» производится ввод пенсионных дел в картотеку. В режиме «Картотека» осуществляется ввод новых и корректировка старых пенсионных дел (пособий, алиментов), ввод правовой и выплатной информации, поиск получателя и просмотр информации о выплате.

На первом этапе заполняется картотека новых назначений, где находятся дела, по которым еще не оформлен протокол и не производится выплата. После заполнения общих сведений о пенсионере, получателе пособия или алиментов, производится ввод правовой информации в режиме «Правовая информация» и автоматический расчет пенсии или пособия. В картотеке новых назначений на каждого получателя необходимо ввести выплатную информацию (способ выплаты, источник финансирования, отдел связи, сбербанк, и т.д.).

Для того чтобы начать выплачивать назначенную пенсию (пособие) необходимо перевести получателя из картотеки новых назначений в основную картотеку.

В режиме «Статистика» основным используемым режимом является режим «Учет выплаты». В этом режиме выдаются документы, необходимые специалисту для проверки расчетов с узлом связи и сбербанком, а также реестры алиментов, удержаний и доплат. Кроме того, выдаются документы по учету ежемесячных выплат по алиментам и удержаниям.

В режиме «Сервис» при необходимости производится установка принтера, управляющих символов для печати, изменение цвета и отключение звуковых сигналов.

Выдача выплатных и сопроводительных документов осуществляется в режиме «Выплата». Порядок выпуска таких документов зависит от способов выплаты. В Системе предусмотрено 4 постоянных способа выплаты.

1. Ведомостями через отделение связи.

2. Почтовыми переводами только за пределы района (по адресу фактического проживания или получателю алиментов).

Внутри района предусмотрены только разовые почтовые переводы.

3. Списками через сбербанк.

4. Списками (разовыми поручениями - талонами) через отделение связи.

После заполнения общей информации о пенсионере вводятся данные о стаже и заработке, затем осуществляется конвертация пенсионных прав, т.е. определяется пенсионный капитал, который необходим в дальнейшем для расчета размера пенсии.

С помощью АРМ «Назначение и выплата пенсий и пособий» расчет размера пенсии осуществляется автоматически после ввода данных о стаже и заработке.

Так как пенсионное дело находится в новой картотеке, выплата пенсии по нему невозможна. Дело должно быть переведено в основную картотеку, после чего печатается распоряжение.

В АРМ предусмотрена выдача следующих выходных форм:

► Справка (информация о порядке расчета размера пенсии);

► Распоряжение (финансовый документ);

► Стаж (информация о периодах трудовой деятельности);

► Средний заработок (данные о заработной плате);

► Иждивенцы (возраст, срок выплаты, родственные отношения с пенсионером и др.).

АРМ «Назначение и выплата пенсий и пособий» является стандартной программой, разработанной в централизованном порядке. Необходимо отметить, что в практике пенсионного обеспечения Кабардино-Балкарской Республики распространена разработка отдельных внутренних программ.

Так, в Отделении Пенсионного фонда России по КБР создана база данных регионального уровня «Назначение, начисление и выплата пенсий». Ее формирование происходило на основании данных о назначении, начислении и выплате пенсий каждого из Управлений ОПФР по КБР. Создание такой базы данных обусловлено необходимостью получения в ОПФР по КБР оперативной информации о каждом пенсионере Кабардино-Балкарии из единой картотеки.

На основе базы данных «Назначение, начисление и выплата пенсий» в Отделении и Управлениях ПФР по КБР эксплуатируется комплекс задач аналитического характера для получения выходной информации в целом по Республике и в разрезе Управлений.

На основе сведений базы данных регионального уровня в ОПФР по КБР функционирует информационно-справочная служба «Пенсионер», с помощью которой каждый пенсионер имеет возможность получить информацию о своем пенсионном деле, о документах, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, ознакомиться с законами и другими нормативными правовыми документами, регулирующими нормы пенсионного обеспечения, которые поступают из информационно-правовой службы «Консультант Плюс».

Также установлена и функционирует программа «Документооборот», позволяющая регистрировать и прослеживать порядок обработки документов, служащих основанием для назначения, перерасчета, изменения сроков выплаты или других изменений пенсии. В программе фиксируются справки БМСЭ, Министерства здравоохранения и социального развития населения, ЗАГСов, похоронных бюро и других организаций. Также регистрируются поступившие из Управлений по районам и городам КБР пенсионные дела и дела прибывших из других регионов пенсионеров. Все заносимые данные анализируются и отражаются в различных выходных формах, которые используются в дальнейшей работе.

Информационно-поисковая система «Информирование застрахованных лиц» позволяет застрахованному лицу получить информацию о состоянии своего индивидуального лицевого счета в разрезе каждого работодателя, при необходимости распечатать ее. Также посетитель может воспользоваться справочной информацией для ознакомления с законодательными актами по информированию застрахованных лиц.

Для решения более специализированных задач разрабатываются отдельные программы, например для получения списков пенсионных дел с истечением срока выплаты и т.д.

Вместе с тем, следует отметить, что действующая автоматизированная система назначения пенсий не совершенна. Она функционирует под управлением операционной системы MS DOS. Она занимает много оперативной памяти, позволяет выводить на печать только текстовые форматы и обладает рядом других недостатков. В настоящее время в практике получил распространение более усовершенствованный вид операционной системы – Windows, который плохо работает с задачами MS DOS. Таким образом, необходимо трансформировать программу «Назначение и выплата пенсий и пособий» из операционной системы MS DOS в Windows.

АРМ «Назначение и выплата пенсий и пособий» является стандартной программой, разработанной в централизованном порядке и не допускающей каких-либо корректировок при эксплуатации. Ее обновление происходит регулярно, вследствие чего новые версии поступают достаточно часто. На наш взгляд обеспечение версий хотя бы кратким комментарием, содержащим характер изменений, значительно упростит работу пользователя и позволит отслеживать имеющие место изменения.

При эксплуатации данной программы возникают проблемы и более частного характера. К примеру, в Управлениях отсутствует возможность в ее рамках контролировать появление лиц, зарегистрированных и получающих пенсию в разных городах и районах КБР, ввиду чего появляется необходимость формирования дополнительных вспомогательных программ. Также необходимо отметить, что в случае повторной корректировки суммы уплаченных страховых взносов отсутствует возможность просмотра в базе данных ранее учтенной суммы, что усложняет процесс установления пенсий. В данном случае необходимо доработать программный комплекс, указывая новую сумму дополнительной строкой.

Применение автоматизированных форм обработки данных в системе пенсионного обеспечения населения значительно расширяет возможности получения аналитической информации, а также ускоряет процесс назначения пенсий и повышает качество определения ее размера.

Не маловажную роль в совершенствовании пенсионной системы играют информационные системы. Использование, этих систем приводит к наиболее упрощенной работе с информацией. Все информация аккумулирована в определенных компьютерных программах. Такими программами являются:

  • - клиентская служба;
  • - программа с базой страховых номеров;
  • - региональная база пенсионеров;
  • - региональная база страхователей;
  • - программа подготовки данных персонифицированного учета;
  • - АРМ «Страхователь»;
  • - АРМ «Юрист»;
  • - АРМ «Прием»;
  • - АРМ «PERSO» и т.д.

Одной из таких программ используемая в работе Отделения ПФР Октябрьского АО г.Омска является -Автоматизированная Система "Назначение и выплата пенсий и пособий", в дальнейшем "Система", разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в РФ" и нормативными актами, регулирующими его применение.

Система предназначена для работы на персональных компьютерах типа IBM PC/AT(XT).

Система разработана в среде CLIPPER 5.01 и функционирует под управлением операционной системы MS DOS 3.3 и выше. Система предназначена для инспектора районного или городского отдела социального обеспечения и работает в режиме децентрализованного назначения и выплаты пенсий и пособий. Система не требует от инспектора специальных знаний в области компьютерной техники и программирования [51, с.9].

При работе систем широко используется Система "Помощь", которую можно вызвать в любой момент работы системы.

Система устанавливается на компьютер находящийся в райгорсобесе и заполняется информацией из пенсионных дел вручную или производится конвертирование информационных массивов с СМ или ЕС ЭВМ (при наличии программ конвертации и дополнительного оборудования).

Для эффективной работы инспектора на один персональный компьютер вводится примерно 7-8 тыс. пенсионных дел.

Система выполняет следующие функции:

  • · ведение картотеки пенсионных дел:
  • · назначение пенсии или пособия;
  • · ввод ранее рассчитанного п/дела;
  • · коррекция и перерасчет пенсионных дел;
  • · расчет стажа, среднего заработка, повышений и надбавок;
  • · выдача протоколов, распоряжений, справок о стаже, заработке, иждивенцах, отказе от пенсии;
  • · ведение картотеки получателей алиментов;
  • · ведение картотеки получателей пособий;
  • · ведение словарей и классификаторов;
  • · регистрация исполнительных документов по удержаниям и доплатам;
  • · ежемесячный расчет выплачиваемой суммы пенсии с учетом удержаний и доплат;
  • · выдача выплатных и сопроводительных документов для выплаты пенсии:
    • - ведомостями через отделение связи;
    • - почтовыми переводами через отделение связи;
    • - разовыми поручениями через отделение связи;
    • - списками через сбербанк;
    • - разовыми почтовыми переводами;
    • - формирование платежных поручений для расчетов со сбербанком и узлом связи;
    • - учет выплаты при расчетах с узлом связи и сбербанком;
    • - учет алиментов, прочих удержаний и доплат;

    В Системе используются функциональные клавиши, которые можно использовать в любой момент времени:

    F8 - вызов календаря;

    F9 - вызов встроенного калькулятора;

    F10 - выдача на экран информации о размере свобод ной памяти, о количестве места на диске, где расположены файлы базы данных, и путь к файлам базы данных.

    Alt-F9 - Выход из нескольких вложенных меню.

    Alt-F8 - Просмотр текстовых файлов.

    Описание работы с Системой приводится для ручного ввода пенсионных дел. При конвертации информационных массивов с другой ЭВМ порядок работы зависит от программы конвертирования и будет описан в соответствующей документации.

    В этом разделе дается общее описание работы основных режимов Системы. Более подробное описание всех режимов приведено в соответствующих разделах.

    Основные функции инспектора при работе с Системой:

    • - ведение картотеки получателей пенсий, пособий и алиментов;
    • - выдача выплатных и сопроводительных документов.

    После запуска Системы на экране появится главное меню и системная дата установленная в компьютере.

    Если системная дата установлена не правильно, то введите текущую дату.

    На первом этапе работы с Системой в режиме "Словари" вводятся словари и служебная информация. Словари используются в дальнейшем при вводе выплатной информации и для хранения информации в закодированном виде. Служебная информация используется при расчетах и при выдаче выходных форм. При необходимости в режиме "Сервис" производится установка принтера, управляющих символов для печати, изменение цвета и отключение звуковых сигналов.

    В режиме "Назначение и выплата" производится ввод пенсионных дел в картотеку. На первом этапе заполняется картотека новых назначений. После заполнения общих сведений о пенсионере, получателе пособия или алиментов, производится ввод правовой информации в режиме "Правовая информация" и автоматический расчет пенсии или пособия. После расчета необходимо выдать протокол назначения и, если необходимо, будет выдано распоряжение. Для получателя алиментов заполняется информация из исполнительного листа.

    В дальнейшем получатели пенсий, получатели пособий и получатели алиментов будут называться просто получатели. В картотеке новых назначений на каждого получателя нужно ввести выплатную информацию (способ выплаты, источник финансирования, отделение связи, сбербанк и т.д.). Более подробное описание выплатной информации см. в разделе "Выплатная информация".

    Для того, чтобы начать выплачивать назначенную пенсию(пособие) или алименты необходимо перевести получателя из картотеки новых назначений в основную картотеку в режиме "Перевод".

    При этом необходимо задать номер и дату протокола и задать постоянный номер пенсионного дела, а также проверить размер первой выплаты (Р1), которая рассчитывается автоматически для простейшего случая. Если за период расчета Р1 произошли изменения в размере пенсии (перерасчет, изменение инвалидности и т.д.), то Р1 нужно рассчитать и ввести вручную. Выплата будет осуществляться с начала следующего месяца после даты протокола.

    В случае поступления на получателя исполнительных документов на выплату алиментов, штрафов или других удержаний, инспектор должен ввести данные из исполнительного документа в режиме "Удержания", после чего Система будет автоматически ежемесячно рассчитывать и удерживать необходимую сумму у данного получателя.

    Аналогично вводятся разовые доплаты (материальная помощь, компенсация инвалидам, пособие на погребение и др.).

    В случае прекращения выплаты инспектор должен ввести необходимую информацию в режиме "Прекращение выплаты". Прекращение может быть временным или постоянным. При временном прекращении задается период, во время которого получатель не будет попадать в выплатные документы. При постоянном прекращении получатель перестает получать пенсию(пособие) и хранится в картотеке до тех пор, пока не потеряет актуальность информация о выплаченных ему суммах(примерно 1-3 года). В случае необходимости, выплату пенсии(пособия) можно восстановить.

    При изменении правовой информации у получателя, инспектор в основной картотеке, в режиме "Правовая информация", вносит соответствующие изменения и Система перерасчитывает размер пенсии (пособия) с учетом этих изменений. После перерасчета новый размер пенсии (пособия) будет выплачиваться получателю с первого числа, следующего месяца.

    Выдача выплатных и сопроводительных документов осуществляется в режиме "Выплата".

    Порядок выпуска выплатных и сопроводительных документов зависит от способов выплаты, которые используются в данном райгорсобесе. Сроки выпуска документов зависят от регламента взаимодействия райгорсобеса с отделениями связи и сбербанком, а также т временных характеристик работы СИСТЕМЫ. На временные характеристики влияет быстродействие компьютера, на котором производится обработка данных объем информации, который нужно обработать для получения выплатных и сопроводительных документов (алименты, удержания, неоплаты и т.д.), а также быстродействие печатающего устройства.

    Выбрав нужный способ выплаты, инспектор вводит необходимые данные для получения выплатного документа (номер док-та, год, месяц и т.д.). Получив, все необходимые выплатные и сопроводительные документы инспектор, отправляет их на отделение связи, узел связи или в сбербанк. По результатам выплаты, отделение связи или сбербанк возвращают сведения о неоплате, которые инспектор вводит в компьютер для каждого пенсионера в режиме "Ввод неоплаты".

    По результатам выплаты (с учетом неоплаты) за прошедший месяц инспектор выдает ведомость взаиморасчетов с узлом связи или сбербанком в режиме "Учет выплаты".

    Таким образом, Автоматизированная Система "Назначение и выплата пенсий и пособий" является одной из ведущих и используемых программ, необходимых при работе с информационными данными.

    Читайте также: