Во сколько лет судьи уходят на пенсию в казахстане

Опубликовано: 14.05.2024

Пенсия судей в России

  1. Бесплатная консультация юриста!
  2. Пенсия у судьи в России
  3. Федерального судьи
  4. Судей в отставке
  5. Военных судей
  6. Арбитражных судей
  7. Конституционного судьи
  8. Мирового судьи
  9. Размер пенсии судей в России
  10. Средняя пенсия
  11. Как рассчитать пенсию судьи
  12. Выход на пенсию
  13. Во сколько лет судьи уходят на пенсию?
  14. Досрочная пенсия
  15. Уход на пенсию по болезни
  16. Вопрос-ответ
  17. Бесплатная консультация юриста!

Бесплатная консультация юриста!

Люди, посвятившие свою жизнь служению закона и его исполнению, обладают особым привилегированным статусом. Судьям оказывается уважение и почет со стороны общества и государства. Поэтому многие думают, что и пенсионные выплаты у отошедшего от дел судьи будут сильно разниться от выплат обычному гражданину. Но это не так, у них нет какой-то особой пенсии. Им также, как и всем начисляется трудовое пенсионное обеспечение. Однако есть разница в объемах выплат, которые действительно в разы больше, чем у других пенсионеров.

Пенсия судей в России

Пенсия у судьи в России

На вид будущего начисления выплат стражу правосудия оказывает влияние выслуга лет. Статья 19 ФЗ «О статусе судей» зафиксировала положение о прерогативе судьи на пожизненное содержание, отработавшего не меньше 25 лет в юридической сфере, из которых 10 лет – на судебном поприще. Если стажа до нужного количества не набирается, то начисление осуществляется в общем порядке.

Федерального судьи

По сути к федеральным судьям относятся все служители Фемиды, за исключением мирового. К ним относятся служители:

  • КС РФ, ВС РФ;
  • ВС субъектов;
  • районные, областные, краевые судьи;
  • служители Арбитража.

На величину пенсионной выплаты оказывает влияние должностной оклад трудящегося.

Оклад каждого судьи обусловлен процентным соотношением относительно оклада представителя Конституционного суда, а также уровнем судебного учреждения, где проходила служба.

Нижеследующая таблица подробно разъясняет зависимость выплат судей различных судов от оклада служителя Фемиды Конституционного суда РФ:

Процентное соотношениеНаименование судаОклад
85-100%ВС5,9 -7,9
72-80%Суды субъектов+2.2
82-90%Арбитраж+2,2
67-70%Районные, городские+2,2
72-77%Районные, гарнизонные суды ГФЗ+2,2 или 2,3

Судей в отставке

Размер пенсионного обеспечения, вид выплат напрямую зависят от причины ухода в отставку и выслуги лет в судейской сфере. Возникновение прерогативы оформления выплаты может возникнуть в результате:

  1. Заслуженного ухода с поста.
  2. Увольнения по собственному желанию.
  3. Был уволен.

Как правило, первый случай предполагает преклонный возраст, достаточную выслугу лет, что позволило ему с почетом выйти на покой. В этой ситуации служителю правосудия разрешается сделать выбор между начислением пенсии в стандартном порядке и пожизненным содержанием.

При бессрочном содержании не разрешается продолжать осуществлять судейские полномочия и претендовать помимо данной выплаты еще и на трудовую пенсию.

Военных судей

Пенсии военным представителям правосудия, их начисление, каких-либо отличительных моментов не имеет. Также, как и гражданским правозащитникам им разрешается выбрать между пенсией и содержанием. Содержание оформляется по общим основаниям.

Стаж для начисления бессрочного содержания военным судьям определяется в 15 лет.

Арбитражных судей

До изменений законодательства в 2014 году арбитражные судьи подавали заявление и пакет документов на ПСС по последнему месту службы. Оттуда дело направлялось в Комиссию ВАС (Верховного Арбитражного Суда). На протяжении 10 дней принималось решение об удовлетворении или отказе прошения.

Сейчас обращение подается в Управление Судебного департамента по своему месту службы.

Особенностей исчисления величины выплаты для госарбитров не существует.

Конституционного судьи

Для Конституционного судьи, находящегося в отставке предусмотрено пенсионное обеспечение или ПСС. Назначение выплат происходит при стаже не меньше 15 лет.

Пенсия судей в России

Объем ежемесячного бессрочного содержания обусловлен ныне зафиксированной зарплатой действующего судьи Конституционного суда. От нее высчитывается 80%, что и является величиной выплат помесячно для заслуженного судьи.

Мирового судьи

Нижнюю строчку судебной системы РФ занимают мировые суды. Структура судов России иллюстрирует значимость и сложность дел, доверяемых справедливому разрешению тому или другому судебному учреждению. В соответствии с этим есть определенная градация по зарплате служащих, которая была приведена в таблице.

Так, зарплата мирового судьи составляет 60% от оклада Конституционного судьи плюс выплаты за выслугу, квалификацию, наличие ученого звания. Получаемая зарплата и приобретенные звания впоследствии напрямую влияют на размер ПСС, так как его величина составляет 80% от зарплаты.

Размер пенсии судей в России

Выплаты судьям пенсионного возраста бывают 2-х видов – стандартная пенсия, как и у всех граждан, или бессрочное содержание. ПСС наиболее привлекательно, поэтому молодым специалистам есть куда стремиться. Величина содержания намного больше, чем пенсионного обеспечения при расчете по общим правилам.

Средняя пенсия

По действующему законодательству сумма пенсионной компенсации формируется из накопленных баллов за весь трудовой период в жизни. Ежегодное начисление баллов, а точнее их количество напрямую зависит от уровня зарплаты. Чем выше зарплата, тем большее число баллов будет начислено. Затем все баллы преумножают на фиксированную стоимость одного, прибавляется определенная фиксированная сумма – 4982 рубля с 2018 года.

Объем выплат судье в отставке с признанным прижизненным содержанием довольно велик – 4/5 часть от зарплаты ныне действующего судьи.

В то время как самая низкая зарплата мирового судьи в каком-нибудь районе, с малым опытом работы, неимением ученой степени составляет в среднем 70 тыс. рублей. Поэтому содержание с ежемесячной оплатой в 100 тыс. не считается необычным явлением.

Как рассчитать пенсию судьи

При различных условиях к моменту выхода на пенсию у каждого судьи формируется сумма накопленных баллов, зависящая от выслуги лет и заработной платы. Таким образом, нет каких-то четких объемов выплат, расчет ведется в сугубо индивидуальном порядке:

  • При зарплате в 70000 и трудовом стаже 20 лет, 8,23 балла начисляются ежегодно. Сумма одного балла – 81,49 рубля. За 20 лет – 164,6. (164,6×81,49) +4982=18395 руб.
  • Оклад со всеми прибавками в 120 000 рублей, выслуга лет – 25. 8,7 балла за год, всего за период – 217,5. (217,5×81,49) +4982= 22706 руб.
  • Сумма ежемесячной компенсации при пожизненном содержании от 120 000 руб. составит – 96 000 руб.

Выход на пенсию

Выход на пенсию допускается при достижении пенсионного возраста, для мужчин – 60 лет, для женщин – 55. Однако для судейского сообщества есть некоторые привилегии в этой области. При работе в районах Крайнего Севера стаж рассчитывается в полуторном размере аналогично обычной местности.

Во сколько лет судьи уходят на пенсию?

Каких-либо ограничений по возрасту на службе для судьи не существует. Однако предельный возраст пребывания в должности составляет 70 лет. Таким образом, в случае желания покинуть свой пост, возможно воспользоваться ссылкой на общепринятый возраст в 55 и 60 лет.

Чтобы оформить выплату пенсии надлежит предоставить нижеследующие документы:

  1. Заявление с обязательным указанием причины отставки – по возрасту, по болезни, при сокращении.
  2. Удостоверение личности.
  3. Бумаги, доказывающие уровень квалификации.
  4. Трудовая книжка.
  5. Доказательства труда в юридической сфере.
  6. Документы о фактическом присвоении звания, класса и прочее.
  7. Выписка об объеме текущей пенсии.

Указанный перечень может расширяться в зависимости от причины ухода на пенсию, местности осуществления полномочий.

Вся документация передается в уполномоченную Комиссию, которая на протяжении 15 дней принимает решение о назначении пенсии заявителю или об отказе в выплатах. Если назначение происходит, то выплаты производятся на следующий месяц. При существовании иной пенсии, ее выплата прекращается, а вновь установленная выплачивается.

Досрочная пенсия

Досрочная пенсия по старости может назначаться судьям, осуществлявшим долгое время правосудие в местности Крайнего Севера. На территории необходимо потрудиться не меньше 15 лет. Также досрочное освобождение должности и назначение выплат возможно при болезни.

К списку документации добавляется бумаги, доказывающие осуществление полномочий в районах Крайнего Севера.

Уход на пенсию по болезни

Уход в отставку по состоянию здоровья может настигнуть каждого. Если судья вынужден покинуть свой пост именно по этой причине, то за ним сохраняются все преференции, полагающиеся ему при нахождении в должности. За судьей сохраняются безвозмездное медобслуживание, выплата единовременной суммы, сохранение участия в судебном сообществе.

В этом случае в Комиссию нужно предоставить заключение медкомиссии о невозможности дальнейшего продолжения службы.

Вопрос-ответ

Законодатель устанавливает, что судьи, ставшие нетрудоспособными вследствие несения своих полномочий или вне зависимости от служебной деятельности, обладают прерогативой начисления пенсии в пропорциональном объеме от зарплаты ныне осуществляющего службу судьи.

Может ли судья на пенсии работать судьей?

Судьям в отставке с недавних пор разрешается занимать государственные посты, а также работать третейским судьей и выступать в качестве арбитра. Причем зарплата никак не влияет на выплату пенсионного обеспечения.

Пенсия помощнику судьи

Как удалось убедиться ранее объем зарплаты влияет на будущую величину пенсии, а также выслуга лет имеет значение. Так, зарплата помощника судьи в разы меньше своего начальника. Помощник при мировой судье получает в среднем 25 000 рублей. При стаже в 20 лет, пенсия составит – 9773 руб. в месяц.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • при наличии выслуги лет судья вправе выбирать между пенсией и пожизненным содержанием;
  • ПСС по объему выплат намного привлекательнее обычного пенсионного компенсирования;
  • После заслуженного ухода судьи на отдых он остается участником судейского сообщества, за ним сохраняются все преференции;
  • Для конституционного судьи необходимо прослужить на посту 15 лет, чтобы обладать прерогативой оформления ПСС;
  • 80% от зарплаты ныне действующего судьи положено на бессрочное содержание ушедшего в отставку;
  • Отличительной чертой начисления содержания для военного судьи считается стаж 15 лет;
  • Работники судейского аппарата получают в 2-3 раза меньший заработок, чем стражи правосудия. Следовательно, и пенсионные выплаты у них небольшие;

Вопросы назначения содержания рассматривает Комиссия при Судебном департаменте.

В РК действует смешанная пенсионная система. Базовая пенсия в Казахстане имеет единый размер.

Выплаты для пенсионеров в Казахстане

Пенсионный возраст

Выход на пенсию в стране зависит от следующих факторов:

  • трудовой стаж;
  • должность;
  • гендерная принадлежность.

Как и в РФ, пенсионерки Казахстана уходят на заслуженный отдых раньше, чем мужчины.

В соответствии с законом «О пенсионном возрасте», на получение пособия имеют право граждане с определенным трудовым стажем. Чем он выше, тем солиднее выплата.

Для того чтобы получить пенсию по стажу, человек обязуется отработать определенное время. Минимум для мужчин и женщин будет разниться. Женщинам нужно отработать на государство в течение 20 лет. Оформить уход на заслуженный отдых для мужчин возможно только после 25 лет непрерывного стажа.

Сегодня возраст выхода на пенсию для женщин – 60 лет, для мужчин – 63 года.

Пенсионный возраст в Казахстане

План повышения пенсионного возраста в Казахстане

Вплоть до 2027 года планируется постепенное увеличение пенсионного возраста для лиц женского пола. Начиная с 2018 года, график выхода будет постепенно сдвигаться, и увеличиваться на 6 месяцев.

В 2027 году женщины тоже будут выходить на пенсию в 63 года.

Досрочное оформление пенсии

Досрочный выход на пенсию актуален для следующих категорий граждан Республики:

  1. Казахстанцы, родившиеся в период с 29.08.49 до 05.07.63, проживающие в зонах экологического риска не менее 5 лет и подорвавшие здоровье на фоне испытаний на Семипалатинском полигоне.
  2. Лица мужского пола, возраст которых к 01.01.98 составлял 50 лет, а стаж – 25 лет.
  3. Лица женского пола, возраст которых к 01.01.98 составлял 45 лет, а стаж – 20 лет.

А также уйти на досрочную пенсию может многодетная мать. К 53 годам многодетной маме нужно успеть родить или взять на воспитание более 5 детей и вырастить их до восьмилетнего возраста.

Устройство пенсии в Казахстане

Пенсионная система Республики Казахстан

Подсчет трудового стажа

При назначении пенсии по возрасту учитываются следующие виды деятельности:

  1. Служба в министерстве внутренних дел.
  2. Воинская служба.
  3. Бизнес-деятельность.
  4. Уход за родителем-инвалидом.
  5. Уход за ребенком-инвалидом.
  6. Уход неработающей матери за маленьким ребенком.
  7. Уход за любым другим родственником-инвалидом 1 группы, а также 2 и 3 группы.
  8. Уход за любым неродственным лицом, оформившим пенсию по инвалидности.

А также берется в расчет период совместной жизни супругов, служащих в МВД, и проживающих в областях, где отсутствовала возможность их трудоустройства. Это же относится ко всем военнослужащим, кроме срочников. Принимается во внимание и выслуга лет.

И также учитывается учеба в институте.

Размер пенсии в странах Содружества и Грузии

Средний размер пенсии в странах Содружества и Грузии

Льготное исчисление трудового стажа

Для оформления пенсии по старости при льготном расчете трудового стажа принимается во внимание следующее:

  • военная служба на период ведения боевых действий;
  • участие в ВОВ;
  • работа в инфекционных учреждениях;
  • участие в шахтерских мероприятиях;
  • служба в полиции или войсках в регионах, примыкающих к Семипалатинскому полигону;
  • работа на водном транспорте.

Виды пенсионных выплат

Основные виды пенсионных отчислений представлены в таблице.

Вид пенсии Описание
Базовая Ее получают все казахстанские пенсионеры, вне зависимости от трудового стажа и отчислений. Размер базовой пенсии сегодня составляет 15,2 тыс. тенге/30 календарных суток.
Солидарная пенсия в Казахстане Выплачивается тем казахам и представителям других национальностей, стаж которых до 98 года составлял 6 месяцев.
Накопительная Это новый вид пенсии, получать который казахстанцы стали с 2014 года. Выплаты накоплений происходят как единожды, так и каждый год или месяц. В первом случае максимальная сумма не должна превышать 249 МРП.

Как начисляются пенсионные выплаты

Размер пенсии в Казахстане постепенно повышается. Перерасчет суммы ожидает тех, кто получает базовую пенсию.

Повышение пенсии пенсии в Казахстане

Повышение трудовой пенсии в Казахстане

Узнать примерный размер минимальной пенсии, рассчитанной по новой формуле, можно при помощи онлайн-калькулятора.

Расчет базовой пенсии

Сегодня размер базовых пенсионных выплат составляет 50% от ПМ. После повышения, ее процент будет варьироваться от 53 до 100% ПМ.

Социальные доплаты будут начисляться на основании трудового стажа, который был выработан до 01.01.98. А также при подсчете будет учтен период поступления пенсионных взносов в накопительную часть ПС после 1998 года.

При десятилетнем трудовом стаже размер пенсии в Казахстане составит 54% от ПМ. За каждые 12 месяцев свыше десятилетнего стажа будет добавлено по 2%.

Базовая пенсия исчисляется на основании совокупного трудового стажа.

Расчет солидарной пенсии

Исчисление солидарной пенсии осуществляется на основании 2 показателей: трудовой стаж и среднемесячный доход.

Солидарная пенсия в Казахстане

Размер солидарной пенсии в Казахстане

Рассчитать второй показатель за 36 месяцев работы можно, поделив общую сумму дохода за все 3 года на 36.

Размер солидарной пенсии рассчитывается в размере 59% от среднемесячной прибыли гражданина РК за любые 36 месяцев с 01.01.95.

В соответствии с новым расчетом пенсии в Казахстане, каждые 12 мес. стажа пенсионные выплаты будут пересчитаны и увеличены на 1%. Следует знать, сколько это будет в итоге: средняя пенсия в Республике будет составлять 74%.

Минимальный и средний размер

В соответствии с законом о пенсионном обеспечении, был определен косвенный минимум солидарных пенсионных выплат. Он называется «минималкой». Это нижняя гарантированная граница для казахстанцев, которые имеют требуемый трудовой стаж.

Размер минимальной пенсии сегодня составляет 43272 тенге. Учитывая то, что сейчас пенсия в Казахстане начисляется по новой схеме, после суммирования всех коэффициентов средний размер пенсии составляет 95 тыс. тенге. Размер максимальной пенсии после индексации – 522 тыс. тенге.

При этом согласно новому расчету пенсий, будет учитываться как базовая, так и солидарная выплата.

Для тех казахстанцев, которые уже находятся на заслуженном отдыхе, в 2021 году, в соответствии с новым порядком начисления пенсий, увеличение базового пособия будет произведено автоматически. Предоставления специальных справок в государственный центр по выплате пенсий не требуется.

Выплаты военным и полицейским

Повышение пенсий в стране также коснется бывших военных и сотрудников МВД.

До проведения пенсионной реформы пособие бывшим военным выплачивалось с 45 лет. Также дело обстоит и сегодня. Пенсия в Казахстане для военных и бывших сотрудников МВД будет рассчитываться в соответствии с:

  • выслугой лет;
  • инвалидностью;
  • наличием смешанного стажа.

Размер пособия для этой категории граждан постепенно увеличивается с 2015 года.

Жилье для военных в Казахстане

Обеспечение военных жильем в Казахстане

В 2021 году отработанный год будет оцениваться отдельно. Это обусловлено введением ГПК – годового пенсионного коэффициента.

Помимо основного пособия, бывшие военные и сотрудники полиции, могут рассчитывать на дополнительные средства. Размер надбавки к пенсии указан в табличке.

Категория Размер надбавки
Участники ВОВ до 80 лет 31%
Участники ВОВ от 80 лет 41%
Инвалиды от 80 лет 100%
Неработающие лица пенсионного возраста, имеющие иждивенцев 33–100%

Общий объем индексации в 2018 году составил 7–8%.

Индексация иных выплат

В соответствии с законом Республики Казахстан «О соцпособиях по инвалидности, по потере кормильца и по возрасту в РК», пособие по потере кормильца в стране назначается и выплачивается нетрудоспособным членам его семьи.

В первую очередь это касается детей-инвалидов 1, второй и третьей групп.

Пособие по потере кормильца предоставляется на весь период, в течение которого член семьи безвременно ушедшего человека считается недееспособным.

Человеку, претендующему на пособие, необходимо предъявить ксерокопию любого документа, который подтверждает родственную связь с умершим:

  1. Свидетельства о заключении брака.
  2. Документа об установлении отцовства (материнства).
  3. Удостоверения личности.

Более подробную информацию можно получить, обратившись в государственный центр по выплате пенсий. Там же можно будет уточнить, увеличатся ли выплаты в ближайшем будущем.

Еще одним пунктом, где можно получить достоверную информацию, является Департамент по контролю и соцзащите населения. Обращаться нужно строго по месту пребывания.

Возможность перевода пособия

Человек, желающий переехать в Россию или любую другую страну, имеет право забрать свои пенсионные накопления. Главным критерием является правильное оформление ПМЖ.

Сегодня между странами-участниками евразийского союза разрабатывается пенсионный договор. В соответствии с ним, перевод ежемесячного пенсионного платежа возможен при смене гражданства внутри союза.

Соглашение между странами СНГ

Вопрос пенсионного обеспечения для переселенцев из одной страны в другую регулируется Соглашением, которое было подписано в 1992 году.

Выделяют следующие принципы этого соглашения:

  • денежные средства выплачиваются в соответствии с законодательством той страны, на территории которой проживают пенсионеры;
  • расходы по выплатам ложатся на плечи родного государства;
  • пособия назначаются только по месту проживания.

Трудовой стаж включает в себя все годы работы, учтенные на территории любой из стран СНГ, подписавших соглашение.

Трудовая миграция и социальное обеспечение граждан в ЕАЭС

Трудовая миграция и социальное обеспечение граждан в ЕАЭС

Как перевести пособие

Для того чтобы перевести свои накопления на территорию Российского государства, будет нужно заранее подготовить список справок. Дальнейшие действия выглядят следующим образом:

Перевод пособия мигрантам осуществляется только после того, как сотрудники специальной комиссии изучат пенсионное дело ходатайствующего лица и подтвердят достоверность всех предоставленных документов.

Выплаты переводятся на карту одного из российских банков. Но также деньги могут переводиться пенсионеру по почте. Порядок предусматривается российским законом.

Минимальный размер прожиточного минимума в Казахстане в 2018 году

Изменение минимального размера прожиточного минимума в Казахстане

Оформление пособия

Представляются следующие документы для оформления пенсии:

  • ВНЖ;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • трудовая книжка, в которой фиксируется рабочий стаж;
  • справка из ПФ РК, подтверждающая, что мигрант не получает никаких выплат;
  • справка с места проживания на территории РФ;
  • документ, фиксирующий размер взносов из страхового фонда.

Если в оформлении пенсии нуждается переселенец или беженец, то к основному списку документов нужно будет приложить удостоверение, которое подтверждает его статус.

В соответствии с принятым в 1992 году Соглашением, легализация справок для подачи в пенсионный фонд России не нужна.

Какая сумма выплачивается

Перерасчет выплат осуществляется на условиях, которые представлены в табличке.

Вид пособия Условия
По старости. Ходатайствующее лицо должно быть старше 58 лет. Рабочий стаж – от 15 лет. Пенсионный коэффициент должен составлять 30 баллов.
По инвалидности. Для осуществления перерасчета ходатайствующему лицу будет нужно повторно пройти МСЭК. Нетрудоспособность подтверждается на территории РФ.
По потере кормильца. Первым делом требуется подтверждение смерти кормильца. Затем представляются все документы, удостоверяющие факт родства.
По выслуге. Необходимо представить доказательство работы на вредном производстве.

Вне зависимости от оснований, пенсия включает в себя страховую и фиксированную оплату.

Гарантии государства

Во время экономического кризиса некоторые казахстанские ПФ понесли серьезные убытки. На этом фоне была отмечена отрицательная доходность по накоплениям.

В убытках остались и вкладчики фондов.

В соответствии с казахстанским законодательством, страна дает гарантии того, что доходность будет не ниже уровня инфляции. По этой причине некоторые вкладчики могут претендовать на единовременную выплату.

Заключение

После проведения пенсионной реформы изменения коснулись и накопительного пособия. В случае внезапной кончины вкладчика его накопления могут забрать наследники.

При этом будет нужно представить документы, доказывающие факт родства. Процедура не занимает большого количества времени.

Автор: Абеева Молдир, пенсионное обеспечение, выход на пенсию, размер пенсии, пенсионный возраст

Всех граждан нашей республики в том или ином возрасте интересуют вопросы пенсионного обеспечения от государства: как выйти на пенсию, как подсчитать размер полагаемых пенсионных выплат и, в целом, какая государственная поддержка реализуется для граждан, уже вышедших на пенсию? Более подробную информацию по всем вопросам о пенсионном обеспечении в Республике Казахстан вы сможете найти, прочитав данную статью.

В соответствии со статьей 28 Конституции Республики Казахстан гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца и по иным законным основаниям.

Пенсионное обеспечение в республике осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее – Закон).

Пенсия – это совокупность государственной базовой пенсионной выплаты и (или) пенсионных выплат по возрасту и (или) пенсионных выплат за выслугу лет и (или) из единого накопительного пенсионного фонда, и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда.

Право на пенсионные выплаты имеют граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.

Виды пенсии

В настоящее время в Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.

первый уровень (базовый) – государственная базовая пенсионная выплата (республиканский бюджет);

второй уровень (обязательный) – пенсии из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов;

третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

На базовом уровне предусмотрена государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается гражданам, а также лицам, постоянно проживающим на территории республики, при достижении пенсионного возраста и осуществляется независимо от получения солидарной и/или накопительной пенсии.

Получателями государственной базовой пенсионной выплаты являются более 2 млн. чел.

В реализацию Послания с 1 июля 2018 года изменена методика ее назначения. Размер ее зависит от стажа участия в пенсионной системе.

Новый механизм назначения базовой пенсии заключается в следующем:

Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии равен 54% от величины прожиточного минимума (ПМ).

За каждый год, отработанный сверх 10 лет, базовая пенсия будет увеличивается на 2%. Например, стаж 20 лет – базовая пенсия 74% от ПМ, работал 30 лет – базовая пенсия – 94% от ПМ, при стаже 33 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ.

При этом в стаж участия в пенсионной системе включаются:

- трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года,

- накопительный стаж (фактический стаж уплаты пенсионных взносов) после 1 января 1998 года;

- иные социально-значимые периоды (уход за ребенком до 3 лет – (в пределах 12-ти лет), периоды ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, инвалидом с детства до 16 лет, время проживания супруг военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, дипломатических работников и др. (совокупно не более 10 лет).

Новая методика назначения базовой пенсии соответствует принципу социальной справедливости, так как не только улучшает материальное положение пенсионеров, но и служит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан. То есть, чем дольше человек работает – тем больше у него пенсия (как накопительная, так и базовая).

Второй уровень (обязательный) – это:

1) солидарные пенсии, выплачиваемые за счет республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года;

2) выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ) за счёт пенсионных накоплений работников.

При назначении солидарной пенсии по возрасту трудовой стаж учитывается только до 1 января 1998 года, так как с этой даты начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд всеми работающими.

За трудовой стаж после 1 января 1998 года осуществляются пенсионные выплаты из ЕНПФ исходя из индивидуальных пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

В соответствии с Законом исчисление размера пенсионных выплат по возрасту осуществляется исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года. При этом размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные 10-процентные пенсионные взносы в ЕНПФ.

Законом предусмотрен предельный размер среднемесячного дохода (СМД), принимаемого для исчисления солидарной пенсии (учитывается в пределах 46-кратного месячного расчетного показателя), устанавливаемого ежегодно законом о республиканском бюджете), а также ограничение максимального размера пенсионной выплаты (75 % от СМД).

В соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 841, для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента.

Пенсии из накопительной пенсионной системы

С переходом к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов всеми работающими, при этом каждый работодатель обязан осуществлять регулярное перечисление ОПВ в размере 10% от ежемесячного дохода работника (не более 50-кратного размера минимальной заработной платы) на индивидуальный пенсионный счет работника, открытый в ЕНПФ.

В соответствии со статьей 31 Закона право на пенсионные выплаты имеют лица, имеющие пенсионные накопления в ЕНПФ:

1) при достижении пенсионного возраста – 60 лет для женщин / 63 года для мужчин;

2) при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии, мужчины по достижении 55 лет и женщины – 52 года путем заключения договора пенсионного аннуитета;

3) инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;

4) выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранцы и лица без гражданства, представившие документы, подтверждающие факт выезда.

Пенсионные выплаты из ЕНПФ с 1 января 2018 года осуществляются по графику ежемесячно и определяется как одна двенадцатая годовой суммы пенсионных выплат, исчисленной в соответствии с Методикой осуществления расчета размера пенсионных выплат, а также установления минимального размера ежемесячной пенсионной выплаты из ЕНПФ не менее 70 процентов от прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Право изъять «единовременно», то есть получить пенсионную выплату из ЕНПФ разово смогут только те лица, у которых общая сумма пенсионных накоплений не превышает 12-кратного размера минимальной пенсии.

В случае, если остаток пенсионных накоплений на индивидуальном пенсионном счете после осуществления очередной ежемесячной выплаты составляет сумму менее 70 процентов от прожиточного минимума, данный остаток выплачивается вместе с суммой очередной выплаты.

Введенные с 1 января 2018 года в порядок осуществления пенсионных выплат из ЕНПФ изменения способствуют как увеличению размера совокупных ежемесячных пенсионных выплат за счет бюджетных средств и за счет накопительной пенсии из ЕНПФ, так и продолжительности ежемесячных выплат из ЕНПФ.

Пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов наследуются и на них распространяется гарантия по сохранности обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции.

C октября 2018 года упрощен порядок оформления пенсионных выплат.

Назначение 3-х видов выплат (солидарная, базовая и накопительная пенсии) оказываются на основании одного заявления и одного пакета документов (так называемая композитная услуга), а выплата госгарантии производится в беззаявительном порядке (проактивном формате).

Третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

Добровольные пенсионные взносы – деньги, вносимые вкладчиками по своей инициативе в ЕНПФ и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд за себя или третьими лицами. Их ставка, период уплаты определяются договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.

Вкладчиками добровольных пенсионных взносов является физическое или юридическое лицо, осуществляющее за счет своих собственных средств добровольные пенсионные взносы.

В целом, добровольный уровень пенсионного обеспечения стимулирует личную ответственность граждан за пенсионное обеспечение.

Таким образом, действующая модель пенсионного обеспечения ориентирована на персональную ответственность каждого гражданина за свое будущее пенсионное обеспечение.

Многоуровневая модель социальной защиты в Республике Казахстан

В Республике Казахстан социальная защита лиц, утративших трудоспособность либо потерявших кормильца, является многоуровневой и состоит из следующих выплат:

первый уровень (базовый) – государственные социальные пособия по инвалидности или потере кормильца из государственного бюджета.

Размеры государственных социальных пособий зависят от величины прожиточного минимума, поэтому пересматриваются в связи с изменением этой величины.

С начала 2021 года размеры указанных государственных социальных пособий были повышены еще на 5%.

второй уровень (обязательный) – социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования, если за пострадавшего работника работодатель уплачивал социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (введены с 2005 года).

Система обязательного социального страхования направлена на создание дополнительной формы социальной защиты работников формального сектора при наступлении социальных рисков на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца.

Размеры социальных выплат напрямую зависят от дохода работника, степени утраты общей трудоспособности, количества иждивенцев умершего кормильца и продолжительности отчислений в систему обязательного социального страхования.

С 1 января 2020 года размеры социальных выплат на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца были повышены на 50%.

третий уровень (дополнительный) – предусматривает страховые выплаты из страховой организации, если утрата трудоспособности связана с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, и если в пользу пострадавшего работника был заключен договор обязательного страхования работника от несчастных случаев. Размер указанных выплат зависит от заработной платы, получаемой до увечья и степени утраты профессиональной трудоспособности.

Таким образом, если несчастный случай произошел с работником при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, то этот работник, а в случае его гибели иждивенцы, в дополнение к государственным социальным пособиям по инвалидности или потери кормильца имеет право на дополнительные виды выплат, предусмотренные законодательством об обязательном социальном страховании и страховании работника от несчастных случаев.

Право на назначение государственного специального пособия по Списку №1, №2 регулируется Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 года № 414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда».

Так, граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины – по достижении 48 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Размер пособия зависит от месячного расчетного показателя, утверждаемого республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год.

С 1 января 2021 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 с учетом повышения составили 27 479 тенге и 24 445 тенге соответственно.

Пенсионный возраст в РК

Пенсионный возраст для мужчин составляет в 63 года, для женщин – 60 лет (в 2021 году). В соответствии с ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионный возраст для женщин повышается ежегодно по 6 месяцев в течение 10 лет до 2027 года.

Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин:

  • с 1 января 2018 года - по достижении 58,5 лет;
  • с 1 января 2019 года - по достижении 59 лет;
  • с 1 января 2020 года - по достижении 59,5 лет;
  • с 1 января 2021 года - по достижении 60 лет;
  • с 1 января 2022 года - по достижении 60,5 лет;
  • с 1 января 2023 года - по достижении 61 года;
  • с 1 января 2024 года - по достижении 61,5 года;
  • с 1 января 2025 года - по достижении 62 лет;
  • с 1 января 2026 года - по достижении 62,5 лет;
  • с 1 января 2027 года - по достижении 63 лет.

В более раннем возрасте выход предусмотрен для:

1) граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне;

  • мужчины – по достижении 50 лет;
  • женщины – по достижении 45 лет.

2) женщин, родивших (усыновивших, удочеривших) 5 и более детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, , имеют право на пенсионные выплаты по возрасту по достижении 53 лет.

Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 52 года в случае приобретения пенсионного аннуитета.


С 1 июля возраст выхода на пенсию судей может составлять 50 лет 6 месяцев как для мужчин, так и для женщин. Позднее, каждый год пенсионный возраст будет увеличиваться на шесть месяцев, так что в 2025 году судьи будут выходить на пенсию в возрасте 63 лет.

Положения содержатся в проекте, разработанном Министерством здравоохранения, труда и социальной защиты, который уже был передан правительству.


Додон о молдавской юстиции: “Царьки” должны уйти из этой системы!

В настоящее время судья, достигший 50 лет и имеющий трудовой стаж не менее 20 лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев занимал должность судьи, имеет право на пенсию по возрасту.

Размер пенсии по возрасту сохранится на уровне 55% среднемесячной заработной платы, а за каждый полный год работы сверх общего трудового стажа – 3%, но в целом не более 80% средней заработной платы в месяц.

Авторы проекта говорят, что не существует международной рекомендации относительно пенсионного возраста, трудового стажа и стажа работы в должности судьи при назначении пенсии. При установлении этих критериев государства имеют широкие пределы усмотрения для регулирования своей социальной политики в соответствии с международными стандартами, касающимися независимости судебной власти в целом и судей в частности.

В то же время в информационной записке проекта упоминается, что конституционные положения не гарантируют expressis verbis обязательство специальной пенсии судьи и установление особых условий выхода на пенсию, более высокие стандарты социального страхования по отношению к другим категориям граждан. Поэтому разумная корректировка условий отставки судей в части, касающейся изменения условий возраста и стажа работы, не повлияет на мандат судьи, его независимость и безопасность.

Напомним, что в 2016 году, когда была начата реформа пенсионной системы, власти предложили, чтобы судьи имели право на особые условия выхода на пенсию. Однако это положение было объявлено неконституционным.

В конце прошлого года аналогичный проект был зарегистрирован в парламенте. В документе предусматривается, что с 2021 года судьи должны выходить на пенсию в 59 лет и 6 месяцев, а к 2028 году возраст выхода на пенсию увеличится до 63 лет. В то же время было предложено увеличить обязательный трудовой стаж.

Правительство недавно приняло решение о том, что нынешние судьи больше не смогут пользоваться перерасчетом пенсии в соответствии с размером их месячной зарплаты. Они, как и все граждане, будут проходить индексацию пенсии два раза в год.

С другой стороны, Ассоциация судей Молдовы неоднократно заявляла, что проекты, направленные на ограничение специального пенсионного права судей, подрывают независимость правосудия и особенно обладателей этой власти – судей. Отмена компонентов специального пенсионного права судей не соотнесены с ограничениями, несовместимостью и профессиональными рисками судей. Ассоциация напомнила о решении Конституционного суда, в котором нормы, предусматривающие ограничение права на пенсию судей, признаны неконституционными.

«Обосновывая свое решение, Конституционный суд постановил, что единственным представителем судебной власти является судья. Конституционный статус судьи – это не его личная привилегия, а благо всего общества, призванное обеспечить эффективную защиту прав каждого члена общества. Вознаграждение судьи, которое включает любые средства материального или социального страхования, представляет собой один из основных компонентов его независимости, является противовесом ограничениям, запретам и обязанностям, налагаемым на них обществом. Только поддержание этого баланса позволяет судьям демонстрировать уверенность в компетентности, независимость и беспристрастность судей», – напоминает Ассоциация судей Молдовы.

М-1872/2017 М-1872/2017 от 21 ноября 2017 г. по делу № 2-1998/2017

именем Российской Федерации

21 ноября 2017 года г. Муром Владимирской области

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Кротова С.Л.

при секретаре Серяковой Ю.Р.,

с участием представителя истца Ставицкой М.Д. по доверенности Симоновой Н.В.,

представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Муроме Владимирской области Гуреевой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ставицкой М.Д. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Муроме Владимирской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, признании права на данную пенсию и ее назначении,

обязать ответчика включить ей в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы в должности учителя начальных классов в средней школе № 82 г. Караганда Республики Казахстан: с 15.08.1989 г. по 30.11.1991 г. (до распада СССР), с 01.12.1991 г. по 19.01.1998 г., с 25.01.1998 г. по 21.08.1998 г., с 29.08.1998 г. по 01.06.2001 г.;

признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью;

обязать ответчика назначить ей данную пенсию со дня подачи заявления в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Муроме Владимирской области, то есть с 16.02.2017 г.;

взыскать с ответчика в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 300 руб., оформлению нотариальной доверенности на представителя 2000 руб. и на оплату услуг представителя 15 000 руб.

В обоснование заявленных требований указала, что 16.02.2017 г. она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Муроме Владимирской области (далее - УПФ РФ в г.Муроме) с заявлением о назначении данной пенсии, однако ответчик своим решением от 28.08.2017 г. № 347 неправомерно отказал ей в ее назначении из-за отсутствия необходимого 25-летнего стажа, не включив в него вышеуказанные периоды работы, что противоречит положениям Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанного, в том числе Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан в г. Москве 13.03.1992 г.

В судебном заседании представитель истца Ставицкой М.Д. по доверенности Симонова Н.В. поддерживает ее уточненные требования.

Истец Ставицкая М.Д., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась. В направленном в адрес суда заявлении исковые требования поддержала и просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика УПФ РФ в г. Муроме Гуреева И.Н. иск не признала по основаниям, изложенным в вышеназванном решении Управления, согласно которому на момент обращения истца за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ее стаж специальный работы составлял лишь 15 лет 01 месяц 06 дней, что недостаточно для реализации права на досрочное пенсионное обеспечение. Кроме того, по мнению представителя ответчика, ссылка истца и ее представителя на вышеуказанное Соглашение является неосновательной, поскольку его положения об учете трудового стажа, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости, действовали только до 13.03.1992 г. и никаких изменений в данное Соглашение по этому вопросу после указанной даты не вносилось. При этом с 1996 года в Республике Казахстан пенсия за выслугу лет, в том числе педагогическим работникам не назначается.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи (ред. от 08.12.2020) > "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" > Глава VI. Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав > Статья 28. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан" target="_blank">28, пунктов 1 и (ред. от 08.12.2020) > "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" > Глава I. Общие положения > Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе" target="_blank">2 статьи (ред. от 08.12.2020) > "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" > Глава VII. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона > Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона" target="_blank">31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указано, что, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

В соответствии с п.19 ч.1 ст. (ред. от 19.12.2016, с изм. от 31.10.2019) > "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" > Глава 4. Права и обязанности плательщиков страховых взносов и органов контроля за уплатой страховых взносов > Статья 30. Обязанности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов" target="_blank">30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Соответствующие Списки и Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Согласно ст.55 закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 07.08.2000 г.) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет.

Судом установлено, что Ставицкая М.Д. с 1989 года и по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в различных образовательных учреждениях для детей, что подтверждается записями в ее трудовой книжке.

16.02.2017 г. истец обратилась в УПФ РФ в г. Муроме с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, однако ответчик своим решением от 28.08.2017 г. № 347 отказал ей в ее назначении, исключив из специального стажа периоды ее работы в должности учителя начальных классов в средней школе № 82 г.Караганда Республики Казахстан: с 15.08.1989 г. по 30.11.1991 г. (до распада СССР), с 01.12.1991 г. по 19.01.1998 г., с 25.01.1998 г. по 21.08.1998 г., с 29.08.1998 г. по 01.06.2001 г., включив в данный стаж только часть периодов ее педагогической деятельности (работы) в количестве 15 лет 01 месяца 06 дней, указав, что этого недостаточно для реализации права на досрочное пенсионное обеспечение.

Однако суд считает, что исключение указанных периодов работы истца в Республике Казахстан из специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, является неправомерным по следующим основаниям.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) урегулированы Соглашением от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение), подписанным как Правительством Российской Федерации, так и Правительством Республики Казахстан.

Как следует из преамбулы указанного Соглашения, Правительства государств-участников настоящего Соглашения, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, сознавая, что каждое государство-участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, признавая, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения, согласились о следующем:

пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (статья 1);

все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение (статья 3);

государства-участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении (статья 4);

настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения (статья 5);

назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства (п.1 статьи 6);

для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (п.2 статьи 6);

необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации (статья 11).

Таким образом, по смыслу норм международного права данного Соглашения, являющегося, по сути, международным договором, государства-участники СНГ подтвердили свои обязательства по созданию необходимых взаимных инструментов и условий правового и организационного характера для реализации гражданами государств, входящих в СНГ, своих пенсионных прав, причем не только на дату подписания данного Соглашения, но и на будущее время, иное противоречило бы духу и букве указанного акта.

В соответствии с письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 г. № 1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР (прекратил свое существование 12.12.1991 г.) за время до 13.03.1992 г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г.

Кроме этого, из Распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06. 2004 г. № 99-Р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» следует, что признается возможность включения в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, трудового стажа работы на территории государств-участников СНГ после 13.03.1992 г. при условии уплаты страховых взносов в соответствующие органы указанных государств.

Таким образом, включение Пенсионным фондом РФ периодов после вступления Соглашения от 13.03.1992 г., свидетельствует о том, что данный орган добровольно признал возможность включения в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, трудового стажа работы на территории государств-участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13.03.1992 г., но и после этой даты.

Судом установлено, что занимаемая истцом должность и наименование образовательного учреждения для детей, в котором протекала ее педагогическая деятельность в спорные периоды, поименованы Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., и были поименованы ранее действовавшими Списками, что подтверждается копией ее трудовой книжки, то есть надлежащим средством доказывания и не оспаривается ответчиком.

Таким образом, суд считает, что спорные периоды работы истца в должности учителя начальных классов в средней школе № 82 г. Караганда Республики Казахстан: с 15.08.1989 г. по 30.11.1991 г. (до распада СССР), с 01.12.1991 г. по 19.01.1998 г., с 25.01.1998 г. по 21.08.1998 г., с 29.08.1998 г. по 01.06.2001 г. в количестве 11 лет 10 месяцев 10 дней должны быть включены в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Кроме того, данные периоды работы истца подлежат зачету в специальный стаж на основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.09.2002 года № 781, которыми установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

Таким образом, с учетом включенных ответчиком периодов работы истца Ставицкой М.Д., а именно 15 лет 01 месяц 06 дней и установленных судом - 11 лет 09 месяцев 04 дня, ее специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью составляет 26 лет 10 месяцев 10 дней, что является достаточным для реализации права истца на досрочное пенсионное обеспечение.

Доводы представителя ответчика в обоснование возражений по иску являются несостоятельными и не могут быть положены в основу решения, поскольку основаны на неверном толковании вышеуказанных норм международного права. При этом ссылка ответчика на то обстоятельство, что с 01.01.1998г. вступил в силу закон Республики Казахстан от 20.06.1997 г. № 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», в котором не предусмотрены пенсии за выслугу лет Республики Казахстан, и досрочная пенсия педагогическим работникам не назначается с 27.07.1996 г., правового значения для разрешения данного спора не имеет, поскольку согласно положениям вышеуказанного Соглашения от 13.03.1992 г. пенсия истцу должна быть назначена по законодательству государства, на территории которого она в настоящее время проживает, то есть Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. Раздел I > Глава 2. Права и свободы человека и гражданина > Статья 19" target="_blank">19, Раздел I > Глава 2. Права и свободы человека и гражданина > Статья 39" target="_blank">39 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Поскольку на день обращения истца к ответчику за назначением пенсии, с учетом спорных периодов (11 лет 09 месяцев 04 дня) Ставицкая М.Д. имела необходимый специальный и страховой стаж (26 лет 10 месяцев 10 дней), то исковые требования истца о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и назначении указанной пенсии с даты обращения за ней, то есть с 16.02.2017 г. также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Кроме того, в соответствии со ст.ст. Раздел I. Общие положения > Глава 7. Судебные расходы > Статья 94. Издержки, связанные с рассмотрением дела" target="_blank">94, Раздел I. Общие положения > Глава 7. Судебные расходы > Статья 98. Распределение судебных расходов между сторонами" target="_blank">98, Раздел I. Общие положения > Глава 7. Судебные расходы > Статья 100. Возмещение расходов на оплату услуг представителя" target="_blank">100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 300 руб., оформлению нотариальной доверенности на представителя 2000 руб. и на оплату услуг представителя в разумных пределах и с учетом видов, характера и объема оказанной юридической помощи 13 000 руб., а всего 15 300 руб.

Исковые требования Ставицкой М.Д. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Муроме Владимирской области включить Ставицкой М.Д. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы в должности учителя начальных классов в средней школе № 82 г. Караганда Республики Казахстан:

с 15.08.1989 г. по 30.11.1991 г. (до распада СССР), с 01.12.1991 г. по 19.01.1998 г., с 25.01.1998 г. по 21.08.1998 г., с 29.08.1998 г. по 01.06.2001 г.

Признать за Ставицкой М.Д. право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Муроме Владимирской области назначить Ставицкой М.Д. досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 16.02.2017 г.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Муроме Владимирской области в пользу Ставицкой М.Д. в возмещение судебных расходов 15 300 руб.

На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Читайте также: