Во сколько идут на пенсию госслужащие в рб

Опубликовано: 08.05.2024

Право на пенсию за выслугу лет предоставляется при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 года указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет (статьи 47-49 2 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596- XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) и статья 54 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»).

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» работникам, имеющим право на досрочную профессиональную пенсию, которые до 01.01.2009 выработали не менее половины полного стажа работы с особыми условиями труда, требуемого для пенсии за выслугу лет, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена быть пенсия за выслугу лет.

Статья 47 Закона

Право на пенсию за выслугу лет имеют следующие категории рабочих и служащих авиации, а также летно-испытательного состава независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они заняты:

а) работники летного и летно-испытательного состава при выслуге лет в этих должностях не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин (при этом не менее 12 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 10 лет у женщин в период до 01.01.2009).

Указанные работники, уволенные с летной работы по состоянию здоровья (болезни), при наличии выслуги лет у мужчин не менее 20 лет и у женщин не менее 15 лет (при этом у мужчин не менее 10 лет и у женщин не менее 7 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009) имеют право на пенсию пропорционально отработанному времени. Последующая работа в службах управления воздушным движением и инженерно-авиационной в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (пункты «б» и «в» настоящей статьи), засчитывается в календарном порядке для назначения полной пенсии за выслугу лет.

Перечень должностей работников летного состава, порядок исчисления сроков выслуги лет для назначения им пенсий, а также порядок назначения и выплаты пенсий работникам летно-испытательного состава утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

б) работники, осуществляющие управление воздушным движением и имеющие свидетельство диспетчера, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет:

  • мужчины - при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев (при этом не менее 6 лет 3 месяцев в период до 01.01.2009) работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов;
  • женщины - при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 01.01.2009) работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов.

В выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным движением, засчитывается также работа, указанная в пункте «а» настоящей статьи;

в) инженерно-технический состав – по перечню должностей и работ, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:

  • мужчины - при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет (при этом не менее 10 лет в период до 01.01.2009) в указанных должностях;
  • женщины - при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет (при этом не менее 7 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009) в указанных должностях.

В выслугу лет работникам инженерно-технического состава засчитывается также работа, указанная в пунктах «а» и «б» настоящей статьи;

  • мужчины - со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет (при этом не менее 7 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009) бортпроводником;
  • женщины - со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 01.01.2009) бортпроводницей.

Статья 48 Закона

Право на пенсию за выслугу лет имеют отдельные категории медицинских и педагогических работников со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:

  • мужчины - при наличии специального стажа работы не менее 30 лет (при этом не менее 15 лет в период до 01.01.2009);
  • женщины - при наличии специального стажа работы не менее 25 лет (при этом не менее 12 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009).

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей, утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 49 Закона

Право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой деятельности от 20 до 30 лет (при этом не менее половины этого стажа в период до 01.01.2009) имеют отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных организаций и коллективов - по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь

Статья 49-2 Закона

Право на пенсию за выслугу лет имеют спортсмены со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:

  • мужчины - при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет (при этом не менее 7 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009) профессиональной спортивной деятельности;
  • женщины - при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 01.01.2009) профессиональной спортивной деятельности.

Отдельные категории спортсменов, находившиеся в штате сборных команд Республики Беларусь и (или) национальных команд Республики Беларусь по видам спорта не менее 5 лет (при этом не менее 2 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009), имеют право на пенсию за выслугу лет при стаже работы не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

Перечень категорий спортсменов, имеющих право на пенсию в соответствии с частью второй настоящей статьи, утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 54 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»

Государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет и ее выплату в полном размере при достижении общеустановленного пенсионного возраста и при наличии стажа государственной службы не менее 20 лет (при этом не менее двух лет работы на государственных должностях после 1 марта 1994 года).

Государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет и ее выплату в размере 50 процентов пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста не более чем на 5 лет. Данное ограничение не распространяется на государственных служащих, которым установлена I или II группа инвалидности.

Государственным служащим, уволенным в результате ликвидации государственного органа (прекращения его полномочий), сокращения численности или штата работников, пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается в полном размере досрочно, но не более чем за два года до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

В период работы по трудовому договору (контракту) или занятия предпринимательской деятельностью выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается.

В Беларуси с 1 января начнут поэтапно повышать пенсионный возраст. К 2023 году женщины будут выходить на заслуженный отдых в 58 лет, а мужчины — в 63 года. Изменения затронут также чиновников и некоторых военнослужащих — в звании до подполковника включительно. FINANCE.TUT.BY разбирался, кто и когда будет выходить на пенсию.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Не все силовики попадут под повышение

Один из вопросов, который поднимался при обсуждении пенсионной реформы, — увеличивать ли возраст выхода на заслуженный отдых для силовиков. К примеру, заместитель председателя комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Владимир Шитько предложил начать поэтапно повышать пенсионный возраст именно с силового блока и госслужащих. Правда, особой поддержки это предложение не вызвало.

Уже в конце марта министр труда и социальной защиты населения Марианна Щеткина анонсировала, что повышение пенсионного возраста затронет и военных, и госслужащих. «По полгода с 1 января 2017 года будет касаться и гражданского населения, и военнослужащих, и государственных служащих, — уточнила министр. — Если рассматривать льготные пенсии, то все правила выхода останутся прежними, но планка на право получения досрочной пенсии тоже со всеми вместе будет повышаться».

В итоге указом президента предусмотрено повышение пенсионного возраста для военнослужащих, но не для всех.

Выдержка из текста указа № 137 от 11 апреля 2016 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения»:

Установить, что начиная с 1 января 2017 года предельный возраст состояния на военной службе (службе в военизированных организациях) военнослужащих (сотрудников) в воинских (специальных) званиях до подполковника включительно повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Изменения коснутся военнослужащих в званиях до подполковника (включительно). Сейчас они уходят на заслуженный отдых, когда достигают предельного возраста состояния на военной службе — 45 лет. Они могут выйти на отдых и раньше, если уже имеется 20-летняя выслуга, но начислять пенсию им будут только при достижении 45 лет. К 2023 году эта планка будет поэтапно увеличена до 48 лет — на полгода в течение 6 лет.

Для военнослужащих в звании полковник и выше ничего не изменится. Так, полковники по-прежнему будут выходить на пенсию в 50 лет, генерал-майоры и генерал-лейтенанты — в 55 лет, а генерал-полковники — в 60 лет.

— Но при увольнении в запас по состоянию здоровья военнослужащие получают пенсию и до наступления пенсионного возраста. Сейчас это 45 лет для категории до подполковника и 50 лет для категории полковника (с 2023 года — 48 и 50 лет соответственно. — Прим. FINANCE.TUT.BY), — пояснил нам Владимир Макаров, полковник, начальник управления информации главного управления идеологической работы Министерства обороны.

Военнослужащих, которые достигли предельного возраста состояния на службе, при необходимости при должном здоровье могут оставить на службе до пяти лет, а затем повторно продлить службу на этот же срок. Для тех, кто в звании до подполковника (включительно), такое решение принимают руководители соответствующих силовых ведомств, а для полковников и выше — президент.

Справка FINANCE.TUT.BY. В число военизированных организаций входят Следственный комитет, органы внутренних дел, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.

Указ не будет иметь обратной силы, пояснил начальник управления информации и общественных связей МВД Константин Шалькевич.

Министр внутренних дел Игорь Шуневич, выступая на прошлой неделе в Палате представителей, рассказал, что основная масса сотрудников МВД «нормально» восприняла новость о повышении пенсионного возраста. «Не буду лукавить, конечно, есть те, которые восприняли ненормально. Но мы им сказали, что они под этим предлогом могут уволиться из органов внутренних дел. Таких не более двух тысяч (те, кто сейчас имеет право уволиться, отслужив положенный срок. — TUT.BY). Для всей системы МВД это не фатально, практически незаметно, с одной стороны. С другой стороны, я понимаю, что эти люди выслужили сроки по тому законодательству, которое существовало, и имеют право на пенсию. Абсолютно демократично», — сказал министр.

​Как изменится пенсионный возраст госслужащих

В Беларуси сохраняются действующие пенсионные льготы по раннему выходу на пенсию социально уязвимых граждан, за работу в неблагоприятных условиях труда, а также госслужащим и военнослужащим, рассказал в интервью БЕЛТА заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков.

По его словам, пенсионный возраст для льготных (досрочных) пенсий увеличится соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста. «Тем самым будет обеспечен одинаковый, равный подход ко всем категориям», — уточнил представитель Минтруда.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Сегодня госслужащие могут выходить на льготную пенсию: женщины — в 50 лет, а мужчины — в 55 лет. Но до достижения общеустановленного пенсионного возраста (сейчас — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) им выплачивается 50% назначенной пенсии. Это ограничение не распространяется на госслужащих, которым установлена I или II группа инвалидности.

«При этом необходимо иметь в виду, что пенсия госслужащего в период работы по трудовому договору (контракту) и занятия предпринимательской деятельностью не выплачивается», — уточняют специалисты Минтруда.

Госслужащих также коснется поэтапное увеличение пенсионного возраста — ежегодно на полгода в течение 6 лет. То есть уже во втором полугодии 2022 года они смогут выходить на льготную пенсию на три года позже: женщины — в 53 года, а мужчины — в 58 лет. Полную пенсию они смогут получать также на три года позже — в 58 и 63 года соответственно.

Пенсия работников вредных производств

Президент Александр Лукашенко еще в начале апреля заверял, что льготу по пенсионному возрасту для работников на вредных производствах сохранят. Но пенсионный возраст для этих работников все равно будет постепенно повышаться, как и для других категорий, хотя разбежка будет сохранена, отмечал президент.

«Работникам, занятым в неблагоприятных условиях труда, также будет повышен возраст, дающий право на назначение льготной (досрочной) пенсии, соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста, но не более чем на 3 года в общей сложности», — поясняют в Минтруда.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утверждается и изменяется Совмином.

В перечень включены, к примеру, производства, работы, профессии, должности и показатели на подземных работах, на работах с особо вредными (вредными) и особо тяжелыми (тяжелыми) условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда.

Многодетные матери и родители детей-инвалидов

Сегодня отдельным категориям лиц (родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства), многодетным матерям, родившим пять и более детей, инвалидам с детства и некоторым другим) назначаются досрочные пенсии по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, как правило, на пять лет.

— Им также будет повышен возраст, дающий право на назначение указанной пенсии, соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста, но не более чем на 3 года в общей сложности, — уточняют специалисты Минтруда.

Как изменится пенсионный возраст для учителей

Учителя сегодня могут выходить на пенсию за выслугу лет со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины — в 55 лет (при наличии специального стажа работы не менее 30 лет), а женщины — в 50 лет (при специальном стаже не менее 25 лет).

Льготные пенсии за учителями сохраняются, но поэтапное увеличение пенсионного возраста их также затронет. Начиная со второго полугодия 2022 года мужчины смогут выходить на отдых в 58 лет, а женщины — в 53 года.

На льготную пенсию могут претендовать также некоторые медики: мужчины — в 55 лет (стаж работы не менее 30 лет), а женщины — в 50 лет (специальный стаж — не менее 25 лет).

Список должностей, работа в которых позволяет уходить на заслуженный отдых за выслугу лет, утверждается Совмином. Для них также увеличат на 3 года пенсионный возраст.

Кроме того, выходить на пенсию за выслугу лет могут также работники летного и летно-испытательного состава, бортпроводники, а также работники, осуществляющие управление воздушным движением и имеющие свидетельство диспетчера. Такие же льготы значатся за некоторыми артистами театров и других театрально-зрелищных организаций и коллективов, а также за некоторыми спортсменами (список должностей, которые попадают под льготы, утверждается Совмином). При этом все эти работники также с 2023 года будут выходить на пенсию на 3 года позже.

Изменения в законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение, все еще вызывают у белорусов вопросы. В каком возрасте я уйду на пенсию? Сколько я буду получать? Как рассчитывается пенсия и что влияет на ее размер? Есть ли у меня льготы и надбавки? Вместе с заместителем председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома – начальником управления пенсий и пособий Алиной Воронюк мы разложили по полочкам все эти моменты. Кроме того, рассмотрели основные изменения пенсионного законодательства, которые вступили в силу в этом году.

Пенсионный стаж

Пенсионный возраст и страховой стаж в 2020 году

Пенсионный возраст в Беларуси в 2020 году для женщин составляет 57 лет, а для мужчин 62 года. Ежегодно до 2022-го он будет увеличиваться на полгода. И к 2022 году женщины будут выходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины – в 63 года. Вместе с пенсионным возрастом увеличивается и необходимый страховой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет. В этом году он составляет 17,5 года, а к 2025-му достигнет 20 лет. Те, кто не набрал нужный страховой стаж, могут рассчитывать только на социальную пенсию, сейчас это 119,94 рубля.

Есть категории граждан, для которых требуется страховой стаж меньшей продолжительности.

– Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством), – отмечает Алина Воронюк.

Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж. В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Страховой стаж нужно «оплачивать»

В стаж, необходимый для назначения пенсии, не будут засчитаны периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодатель не уплачивал или уплачивал в неполном объеме.

– Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников – 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж, – объясняет специалист.

То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются. Чтобы оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, интересуйтесь информацией об уплате работодателем обязательных страховых взносов на ваше имя. По этому вопросу можно обратиться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.

Что касается уплаты взносов с учетом заработной платы ниже установленной в республике минимальной заработной платы, то в таком случае стаж будет скорректирован в сторону уменьшения в соответствии с частью первой статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Включается ли в страховой стаж советский стаж

– В Советском Союзе наемные работники подлежали государственному социальному страхованию, взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями. Соответственно, время работы в период СССР или так называемый «советский стаж» включается в стаж работы с уплатой страховых взносов, необходимый для назначения трудовой пенсии, – поясняет Алина Воронюк.

Какие виды пенсий существуют

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Самый большой удельный вес в общей численности пенсионеров составляют получатели трудовой пенсии по возрасту – 81 процент, 11 процентов получают пенсии по инвалидности, по 3 процента – пенсии по потере кормильца и социальные пенсии, 2 процента – пенсии за выслугу лет. Согласно данным комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома средний размер трудовой пенсии по возрасту в области в феврале текущего года составляет 439,40 рубля.

– В назначении досрочных пенсий по возрасту и за выслугу лет с января 2020 года произошли существенные изменения. Президент 17 января подписал Указ № 15, согласно которому работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, которые выработали до 1 января 2009 г., то есть до введения профессионального пенсионного страхования, не менее половины требуемого льготного стажа, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсия за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» из средств общей пенсионной системы.

До вступления в силу указа действовала норма, согласно которой при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась досрочная профессиональная пенсия до достижения пенсионного возраста. Формировалась она исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Как определяется размер пенсии

Здесь стоит обратить внимание на два критерия: стаж и заработок до обращения за назначением пенсии.

В стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также период службы в Вооруженных Силах СССР и Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности) или за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Засчитываются также периоды получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования в дневной форме; пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.

– Среди последних изменений – нормы Указа Президента Республики Беларуси от 10 февраля 2020 года №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно документу с 1 января 2020 года военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Уплата взносов на пенсионное страхование в бюджет фонда социальной защиты населения за указанных военнослужащих будет производиться за счет средств республиканского бюджета за периоды срочной военной службы, начиная с 1 января 2020 г. и позднее (независимо от даты начала прохождения срочной военной службы). С учетом этого в страховой стаж для назначения трудовой пенсии будут включаться только периоды срочной военной службы после 1 января 2020 г. и позднее, за которые были уплачены взносы в бюджет фонда, – дополняет Алина Воронюк.

Периоды срочной военной службы, протекавшей до 1 января 2020 г. и не сопровождавшиеся уплатой взносов, будут по-прежнему включаться только в общий стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера.

Чем подтверждается трудовой стаж? Основным документом является трудовая книжка. При отсутствии трудовой в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 г. принимаются справки, выданные работодателями (их правопреемниками) или архивными учреждениями на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. дополнительно должны быть подтверждены справкой о заработной плате с указанием информации об уплате обязательных страховых взносов.

При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных периоды работы до 1 июля 1998 г. могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за то время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Периоды работы после 1 января 2003 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).

В 2020 году пенсия исчисляется исходя из заработка за последние 26 лет стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике, а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

Если нет документов о зарплате

– На практике часто бывают ситуации, когда документы о заработке не сохранены по вине работодателя. Выход из такой ситуации есть: работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы по труду, занятости и социальной защите для решения пенсионного вопроса. Кроме того, пенсионер вправе обратиться в суд с иском к работодателю о возмещении причиненного ущерба в связи с недополучением по вине работодателя пенсии в полном объеме (если это имело место) за период до установления судом юридического факта получения им заработной платы, – пояснила Алина Воронюк.

Как рассчитывается пенсия для ИП или самозанятых

Индивидуальные предприниматели каждый месяц, помимо подоходного налога, платят взнос в фонд социальной защиты населения. Минимальная планка – 35 процентов от минимальной заработной платы по стране. В IV квартале 2019 года эта сумма равнялась 115,5 рубля. С января 2020 года минимальная зарплата по стране выросла до 375 рублей, поэтому и размер минимального взноса увеличился до 131,25 рубля. При таком показателе за год индивидуальный предприниматель направит в фонд соцзащиты 1575 рублей. Меньше этой суммы заплатить нельзя, больше – можно.

Для чего нужны эти выплаты? Они аналогичны страховым взносам, которые работодатель уплачивает за работников. Поэтому, если ИП работал весь год и исправно платил взносы, эти 12 месяцев засчитываются ему в страховой стаж.

Представим, что человек практически всю жизнь проработал ИП вплоть до пенсии, уплачивая взнос по минимальному порогу. В таком случае индивидуальный коэффициентзаработка у него будет небольшой, а данный показатель напрямую влияет на размер пенсии.

Что касается самозанятых граждан (ремесленники, фотографы), то они имеют право не платить страховые взносы. Однако в таком случае ими не будет формироваться страховой стаж, а без этого они рискуют остаться без пенсии. Если ремесленник захочет платить страховые взносы, то они должны быть не менее 29 процентов минимальной зарплаты по стране. На данный момент это 108,75 рубля.

Куда обращаться за назначением пенсии

Статьей 75 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» определен порядок обращения за назначением пенсии. Согласно данному порядку работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Неработающие граждане подают заявление о назначении пенсии сами в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (регистрации). Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Виктор Мохань, «Гродзенская праўда», 26 февраля 2020 г.

Пенсионный возраст в Беларуси. Новые данные на 2021 год


Указ Президента Республики Беларусь №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» от 11 апреля 2016 года предусматривает поэтапное увеличение пенсионного возраста.

Согласно этому документу, с 1 января 2017 года общеустановленный пенсионный возраст в стране повышается ежегодно на 6 месяцев на протяжении шести лет, и к 2022 году достигнет отметок 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Благодаря увеличению пенсионного возраста количество пенсионеров сокращается, что дает возможность увеличивать пенсии более высокими темпами, чем даже заработную плату. В настоящее время в Беларуси живут около 2,5 млн пенсионеров по возрасту.

Пенсионный возраст в Беларуси 2021

Таким образом, выход на пенсию в Беларуси происходит:

до 2017 года – у мужчин в 60 лет, у женщин в 55 лет;

· с 1 января 2017 года – у мужчин в 60 лет и 6 месяцев, у женщин в 55 лет и 6 месяцев;

· с 1 января 2018 года – у мужчин в 61 год, у женщин в 56 лет;

· с 1 января 2019 года – у мужчин в 61 год и 6 месяцев, у женщин в 56 лет и 6 месяцев;

· с 1 января 2020 года – у мужчин в 62 года, у женщин в 57 лет;

· с 1 января 2021 года – у мужчин в 62 года и 6 месяцев, у женщин - 57 лет и 6 месяцев;

· с 1 января 2022 года – у мужчин в 63 года, у женщин в 58 лет.

Указом также предусмотрено аналогичное увеличение возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет (за 6 лет на 3 года).

Стоит отметить, что размер пенсии зависит от стажа трудовой деятельности и уровня заработной платы, с которой человек уходит на пенсию. Также существуют понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж», и важно понимать их различия.

Общий трудовой стаж– это период трудовой, предпринимательской, общественной и иной деятельности, установленной законодательством.

Страховой стаж– это продолжительность только того времени трудовой деятельности, на протяжении которого производились обязательные страховые отчисления в государственный бюджет.

Человек, который не накопил требуемый стаж, может претендовать на социальную пенсию. Однако назначена она будет по достижении мужчинами возраста 65 лет, женщинами – 60 лет.

Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается. Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2015 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2017 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Какой пенсионный возраст у мужчин и женщин в Беларуси

Право на трудовую пенсию в Беларуси имеют граждане, накопившие страховой стаж:

· В 2017 году – минимум 16 лет:

· В 2018 году – минимум 16,5 лет;

· В 2019 году – минимум 17 лет;

· В 2020 году – минимум 17,5 лет;

· В 2021 году – минимум 18 лет;

· В 2022 году – минимум 18,5 лет:

· В 2023 году – минимум 19 лет;

· В 2024 году – минимум 19,5 лет;

· В 2025 году – минимум 20 лет.

18 мая 2020 года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ №171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан».

Согласно этому документу, предусмотрено с 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2021 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2021 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).

Также согласно указу, с 1 января 2021 годаинвалидам I и II группы, имеющим инвалидность более 10 лет, будут снижены требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности).Инвалидам с детства на 5 лет снизятся требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии до уровня, сопоставимого с минимальной пенсией по возрасту.

Указом предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) с 1 января 2021 годабудут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такая пенсия будет назначаться при достижении 60 лет, а мужчинам - 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Также Президент Беларуси Александр Лукашенко 10 февраля 2020 года подписал Указ №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно этому документу военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца. А это значит, что этот период будет включен в страховой стаж, который необходим для права получения трудовой пенсии.

Дата публикации 03 июня 2013 .

Условия назначения пенсии за выслугу лет государственному служащему установлены статьей 54 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее – Закон), в которой предусмотрены три основания пенсионирования государственных служащих:

Первое основание: по достижении возраста мужчинами 60 лет, женщинами – 55 лет и наличии стажа государственной службы не менее 20 лет, общего стажа для мужчин не менее 25 лет (из них не менее 10 лет с уплатой обязательных страховых взносов (далее – страховой стаж работы) 1 , для женщин – не менее 20 лет (из них не менее 10 лет страхового стажа работы 1 ), при этом не менее двух лет работы на государственных должностях после 1 марта 1994 года (пункт 1 статьи 54 Закона).

По данному основанию выплата пенсии производится в полном размере за исключением случаев работы по трудовому договору (контракту) или занятия предпринимательской деятельностью.

Второе основание: досрочно со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет (мужчинам – в 55 лет, женщинам – в 50 лет) при наличии стажа государственной службы не менее 20 лет, общего стажа работы для мужчин не менее 25 лет (из них не менее 10 лет страхового стажа работы 1 ), для женщин – не менее 20 лет (из них не менее 10 лет страхового стажа работы 1 ), при этом не менее двух лет работы на государственных должностях после 1 марта 1994 года (пункт 5 статьи 54 Закона).

По данному основанию выплата пенсии производится в размере 50 процентов полного размера назначенной пенсии, но не ниже минимального размера пенсии по возрасту, до достижения мужчинами возраста 60 лет, женщинами – 55 лет. Исключение установлено для государственных служащих, которым установлена I и II группа инвалидности. Выплата пенсии им производится в полном размере со дня установления группы инвалидности.

Выплата назначенной пенсии не производится в случае работы по трудовому договору (контракту) или занятия предпринимательской деятельностью.

Третье основание: государственным служащим, уволенным в связи с ликвидацией государственного органа (прекращением его полномочий), сокращением численности или штата работников, пенсия за выслугу лет назначается со снижением общеустановленного пенсионного возраста досрочно, но не более чем за два года до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Выплата пенсии производится в полном размере (пункт 6 статьи 54 Закона).

Для назначения пенсии по данному основанию необходимо выполнение следующих условий:

- увольнение с работы в связи с ликвидацией государственного органа либо сокращением;

- достижение возраста мужчинами 58 лет, женщинами - 53 года;

- наличие стажа государственной службы не менее 20 лет, при этом не менее двух лет работы на государственных должностях после 1 марта 1994 года;

- наличие общего стажа работы для мужчин не менее 25 лет (из них не менее 10 лет страхового стажа работы 1 ), для женщин – не менее 20 лет (из них не менее 10 лет страхового стажа работы 1 ).

Обращаем Ваше внимание, что условия выхода на пенсию и порядок выплаты пенсии рассматриваются только в рамках каждого основания (суммировать основания нельзя).

Пример 1: гражданин Х. закрепил право на пенсию за выслугу лет на 5 лет ранее общеустановленного пенсионного возраста по пункту 5 статьи 54 Закона. После назначения пенсии продолжает работать на государственной службе, пенсию за выслугу лет не получая. В этот период попадает под сокращение. Несмотря на это оснований для выплаты ему пенсии в полном размере до достижения общеустановленного пенсионного возраста не имеется. Выплата пенсии будет производиться в размере 50 процентов полного размера назначенной пенсии, но не ниже минимального размера пенсии по возрасту.

Пример 2: гражданка Х., 1963 года рождения, в 2014 году попадает под сокращение. Обращается в органы по труду, занятости и социальной защите за назначением пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 54 Закона. В этом случае ей может быть предложено два варианта пенсионирования:

- по пункту 5 статьи 54 Закона. В этом случае выплата пенсии ей будет производиться в размере 50 процентов полного размера назначенной пенсии, но не ниже минимального размера пенсии по возрасту, до достижения общеустановленного пенсионного возраста;

- по пункту 6 статьи 54 Закона. Пенсия за выслугу лет ей может быть назначена по достижении 53 лет (после сокращения не должно быть другой работы). В этом случае выплата пенсии ей будет производиться в полном размере.

Право выбора остается за пенсионером.

1 С 1 января 2015 г. – не менее 15 лет страхового стажа работы , с 1 января 2016 г. – не менее 15 лет 6 месяцев страхового стажа работы. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 534 «О вопросах социального обеспечения» начиная с 1 января 2017 г. страховой стаж работы будет ежегодно увеличиваться на 6 месяцев до достижения 20 лет.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6