Входит ли в пенсионный стаж учеба в училище и служба в армии

Опубликовано: 02.05.2024

К нестраховым периодам относятся:

  • прохождение военной службы;
  • время, когда человек находился на больничном и получал пособие по обязательному социальному страхованию;
  • отпуск по уходу за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 года, но не более 6 лет в общей сложности;
  • Этот порядок действует с января, а до этого учитывалось время ухода за 3 детьми - не более 4,5 года в общей сложности.
  • время ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или престарелым гражданином от 80 лет и старше;
  • периоды, когда гражданин, будучи безработным, был на учете в службе занятости, получал пособие по безработице, участвовал в общественных работах, или время переезда для трудоустройства в другую местность по направлению службы занятости;
  • время нахождения под стражей, если выяснилось, что привлечение к уголовной ответственности было необоснованным; то же самое относится и к периодам отбывания наказания в тюрьме или ссылке;
  • время нахождения жен военнослужащих-контрактников вместе с мужьями по месту службы, где не было возможности трудоустроиться. Максимальный период - 5 лет в общей сложности;
  • аналогично с женами военных 5 лет разрешено включать в страховой стаж и женам дипломатов и сотрудников консульств, торговых представительств за рубежом, если они не имели возможности работать, находясь вместе с мужьями.

Нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж только если до момента их наступления (или сразу после окончания) человек работал, и за него платились страховые взносы в ПФР. Причем продолжительность этой работы может быть любой.

До 2002 года, в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством, при назначении пенсии учитывался общий трудовой стаж. Потому пенсионные права, сформировавшиеся до 2002 года, учитываются с учетом общего трудового стажа. В основном общий трудовой стаж формируется так же, как и страховой: в расчет принимаются все периоды официальной работы, служба в армии, периоды временной нетрудоспособности (во время работы), периоды, когда гражданин был зарегистрирован в качестве безработного и получал пособие по безработице и т.д. В общий трудовой стаж (до 2002 года) также включаются:

Фото: PhotoXPress.ru

Фото: PhotoXPress.ru

  • время обучения в училищах, на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации, вузах, техникумах, аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
  • время ухода матери за ребенком до 3 лет, плюс 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности;
  • в "зачет" женам военных и дипломатов до 2002 года шли 10 лет пребывания вместе с мужем по месту его службы при невозможности найти работу.

В "РГ" от 01.04.2015 г. рассказано о получении второй пенсии военным пенсионером, но не раскрыт тот момент, что с этого года трудовой стаж ежегодно будет повышаться на один год в течение последующих 10 лет. Я военный пенсионер и мне 59 лет. После моего увольнения со службы имею трудовой стаж "на гражданке" 4 года. По старому пенсионному законодательству в 60 лет я набирал 5 лет трудового стажа и получил бы небольшой прибавок в виде второй пенсии. Сейчас по новому закону право на прибавку у меня наступит, когда мне будет 71 год? Прошу вас более подробно раскрыть эту ситуацию, которая интересует, уверен, не меня одного.

У меня 42 года выслуги, из них 36 календарных. Для назначения максимальной военной пенсии надо 32 года. Могу ли я "лишние" годы службы, которые не учтены при начислении пенсии в силовом ведомстве, использовать в моем варианте для получения трудовой?

Действительно, требования к минимальному стажу для назначения страховой пенсии по новому законодательству, вступившему в силу с 1 января, постепенно увеличиваются - в 2015 году это 6 лет, в 2016-м - 7 и так далее до 15 лет в 2024 году. Таким образом, для выхода на страховую пенсию в 2015 году достаточно иметь 6 лет стажа. Если вы решите оформить пенсию в 2016 году, это можно будет сделать, если ваш стаж на тот момент будет не менее 7 лет, и так далее.

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Однако важно отметить, что требуемый страховой стаж определяется на дату достижения общеустановленного пенсионного возраста. То есть если, к примеру, мужчине в 2015 году исполняется 60, для него требуемый стаж "фиксируется" на уровне, установленном для 2015 года, - то есть 6 лет. При оформлении пенсии этим гражданином в следующем, 2016 году, необходимый минимальный стаж для него составит не 7, а те же 6 лет, и в дальнейшем увеличиваться не будет.

В итоге бесконечно "догонять" возможность получения страховой пенсии, как считает Евгений, ему не потребуется. Если общеустановленного возраста выхода на пенсию - 60 лет для мужчин - он достигнет в 2016 году, необходимый стаж для получения пенсии у него составит 7 лет. Если, как он пишет, сейчас его стаж равен 4 годам и он продолжит работать, необходимые 7 лет он выработает в 2018 году.

Но вполне вероятно, что страховую пенсию он сможет оформить и раньше. Законодательство предусматривает, что периоды, не учтенные при назначении пенсии по линии "силового" ведомства, могут быть учтены при назначении пенсии по линии Пенсионного фонда. Обращаясь за оформлением пенсии в ПФР, Евгению нужно будет представить справку из минобороны (или другого силового ведомства, по чьей линии он получает пенсию) с указанием периодов, исходя из которых назначалась его военная пенсия. Другие периоды его службы ПФР учтет при назначении второй, "гражданской" пенсии.

В некоторых случаях "нерабочие" периоды, включаемые в общий трудовой стаж (до 2002 года), рассчитываются с повышающим коэффициентом.

  • в полуторном размере:

- время работы в зоне отчуждения после аварии на Чернобыльской АЭС;

- время работы на Крайнем Севере и приравненных территориях;

  • в двойном размере:

- время военной службы по призыву;

- периоды работы во время Великой Отечественной войны (за исключением времени работы на оккупированных территориях);

- периоды проживания в блокадном Ленинграде и нахождения в концлагерях;

- периоды работы в лепрозориях и противочумных учреждениях;

  • в тройном размере:

- время службы в действующей армии, в партизанских отрядах во время боевых действий, а также время излечения после получения военной травмы; периоды военной службы в зоне отчуждения после аварии на Чернобыльской АЭС;

- периоды работы в блокадном Ленинграде;

- периоды содержания под стражей, в тюрьме, в ссылке граждан, которых привлекли к уголовной ответственности необоснованно и впоследствии реабилитировали.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Трудовое право


Страховой стаж (выработка) — это время, когда за гражданина производились пенсионные отчисления. Основное его значение в том, что он влияет на формирование пенсионных отчислений (сейчас минимум для назначения пенсии — 15 лет).

Пенсионное законодательство постоянно меняется, но новый закон не может ухудшать положение гражданина. По действующему ранее закону, время обучения учитывалось при назначении пенсионного обеспечения, по действующему сейчас — нет. Поэтому входит ли в стаж учеба в институте зависит от того, на какой период она пришлась.

Включают ли учебу в общий трудовой стаж

До 1992 года пенсии назначались на основании постановления Совета министров СССР № 590 от 03.08.1972, с 1992 до 2002 — по закону о пенсиях № 340-I от 20.11.1990. В соответствии с этими законодательными актами, годы учебы входят в общий трудовой стаж, если гражданин получал образование в высших и средних специальных учебных заведениях.

С 2002 в России введен в действие Федеральный закон № 173 от 17.12.2001 о пенсиях. В соответствии со ст. 10-11 этого закона, период обучения не учитывается при назначении пенсии. Само понятие «трудовой стаж» заменено на «страховой».

В 2015 законодательство опять поменялось. Вступил в действие ФЗ № 400, принятый еще 28.12.2013 и действующий по сей день. Он увеличил количество периодов, засчитываемых в трудовую выработку, но период получения образования в него не вошел.

В соответствии со ст. 11 нового 400-ФЗ, в страховую выработку входят периоды:

  • службы в армии;
  • получения пособия по безработице или нетрудоспособности;
  • ухода за малолетним ребенком, не достигшим полутора лет;
  • ухода за инвалидом, престарелым гражданином старше 80 лет, ребенком-инвалидом;
  • необоснованного содержания под стражей;
  • проживания вместе с супругом-военнослужащим (или супругой-военнослужащей) в местности, где не представилось возможности осуществлять рабочую деятельность;
  • проживания с супругом, супругой за границей.

По законодательству получается, и это указано в п. 8 ст. 13 400-ФЗ, что учеба входит в стаж для пенсии, если она осуществлялась до 2002 года. Под этим термином понимается получение знаний в средних и высших учебных заведениях.

В техникуме

Из системного толкования норм законодательства получается, что ответ на вопрос, входит ли учеба в техникуме в стаж работы, зависит от времени прохождения обучения в этом среднем образовательном заведении. Период до 2002 включается, после — уже нет. Смена наименования с техникума на колледж не имеет значения.

В вузе

По советскому законодательству, учеба в вузе входит в трудовой стаж, по новому российскому — в страховой нет. Если студент обучается на заочном отделении, работает в свободное от получения знаний время (по трудовому договору или в качестве ИП) и за него производятся отчисления или он сам их производит, эти периоды включаются в выработку.

В аспирантуре и интернатуре

Послевузовское образование в виде аспирантуры по новому законодательству не учитывается, а в советское время учитывалось. Интернатура — это специализация в медицинской организации после получения высшего образования. Интернам выплачивается заработная плата, этот период включается в страховую выработку.

Когда засчитают время обучения

Вуз, техникум, аспирантура принимаются во внимание при назначении пенсии, училище входит в трудовой стаж для пенсии, но не школьные годы, обучение в общеобразовательной школе никогда в выработку не включалось. И они засчитываются только при прохождении обучения до 2002 года.

Исключение составляют случаи, когда студент осуществлял трудовую деятельность в свободное от занятий время.

По советскому законодательству, профессиональное образование приравнивалось к этим видам образования, поэтому ответ на вопрос, входят ли курсы в пенсионный стаж, положительный, если они пройдены до 2002 и касались профессионального обучения (повышение квалификации и т. д.).

Студент работает или платит взносы самостоятельно

На основании ст. 11 400-ФЗ, период трудовой деятельности или иной деятельности, когда производилось отчисление пенсионных взносов, учитывается при назначении пенсионного обеспечения. Поэтому если студент работал или осуществлял предпринимательскую деятельность и платил взносы самостоятельно в период получения образования, учеба в университете входит в трудовой стаж и засчитывается Пенсионным фондом.

Обучение проходило в ведомственном вузе

В соответствии с законом № 4468-1 от 12.02.1993 и постановлением правительства РФ № 941 от 22.09.1993, обучение входит в выслугу лет для получения пенсии в органах внутренних дел в пределах 5 лет. Это правило распространяется на сотрудников, поступивших на службу до 01.01.2012 при условии окончания образовательного заведения (ч. 2 ст. 17, ст. 22 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», приказ Министра обороны РФ от 07.04.2015 № 185).

На основании 342-ФЗ от 30.11. 2011, 53-ФЗ от 28.03.1998, приказа Минобороны РФ № 185 от 07.04.2015, зачисление в вузы МВД или МО фактически является поступлением на службу с подписанием контрактов.

Военнослужащий обучался в гражданском вузе

Вид учебного заведения не имеет значения, но учет производится по следующему принципу: два месяца обучения приравниваются к одному месяцу службы.

Ответ на вопрос, какая учеба входит в общий трудовой стаж, следующий: до 2002 года, если обучение проходило в университете, академии, вузе, училище, техникуме, аспирантуре, докторантуре, на курсах повышения квалификации.

На «горячую» линию ГУ ПФР № 5 (8-495-987-09-19), обслуживающего граждан САО г. Москвы и подмосковных городов Химки, Лобня и Долгопрудный, обратился рабочий производственного предприятия Игорь Рязанцев:

- Этой весной буду призван в армию. Учитывается ли служба в армии при формировании пенсионного стажа ? Ходят слухи, что с 2019 года служба в армии исключается из стажа по новому закону? Отразится ли это на размере страховой пенсии по новым правилам? Я прочитал новый пенсионный закон и не разобрался.

Консультирует начальник ГУ ПФР №5 Александр Акименко.

- Служба в армии входит в трудовой стаж каждого человека, служившего в ней по призыву или контракту. Однако в различных видах стажа она учитывается со своими особенностями в зависимости от ряда обстоятельств, - сообщил А. Акименко.

По его словам, согласно действующему законодательству, в современной пенсионной системе Российской Федерации пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах (пенсионных баллах). Они суммируются за каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

– Также пенсионные баллы начисляются и за нестраховые периоды, то есть когда гражданин не работал, но осуществлял социально значимую деятельность, – поясняет Александр Акименко. – К таким социально значимым периодам в жизни человека причисляется и служба в рядах Российской армии по призыву. Согласно федеральному закону «О страховых пенсиях», один год военной службы по призыву оценивается в 1,8 пенсионных балла.

А.Акименко отметил, что помимо срочной службы, в пенсионный стаж засчитываются и периоды военной службы солдат контрактников. На пенсию могут рассчитывать и жены военнослужащих, которые проживают с мужьями в отдаленных гарнизонах, где нет возможности устроиться на работу.

Он подчеркнул, что в 2019 году в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации . Но только при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. Новый закон предусматривает, что в страховой стаж также может включаться период прохождения военной службы.

Однако армия не будет включена в страховой стаж, если до этого периода, либо сразу после него гражданин не осуществлял трудовую или иную деятельность, за которую работодатель перечислял взносы в ПФР. Это ограничение предусмотрено в ч. 2. ст. 12 закона № 400-ФЗ.

Срок служения Родине будет учтён и в том случае, если в трудовой книжке нет о нём отметки. Достаточно предъявить военный билет. Если военный билет утрачен, подойдёт архивная выписка или справка из воинской части.

Как сообщил А.Акименко, с 2019 года начала действовать новая льгота, согласно которой граждане, имеющие продолжительный стаж работы (42 года у мужчин и 37 лет у женщин), могут выйти на пенсию на 2 года раньше. Этот стаж для досрочной пенсии рассчитывают по особой схеме — включают только периоды работы и больничные. Соответственно, служба в армии не входит в стаж для досрочной пенсии по стажу.

Также с 1 января 2019 года некоторым гражданам полагается увеличенная индексация пенсии на 25 процентов. Речь идет о сельских жителях. Для получения такой индексации сельчанам требуется не менее 30 лет стажа. Многим стажа не хватает. И они стали выяснять, можно ли зачесть службу в армии в стаж. Но как гласит новый норматив, работа требуемой продолжительности должна осуществляться непосредственно в сельском хозяйстве и при этом юридически значимым является термин «проработавшим». Период службы в армии в «сельский» стаж зачету не подлежит.

Таким образом, служба в армии по новому пенсионному законодательству включается в страховой стаж и влияет на размер пенсии. Для подтверждения периода службы понадобится военный билет. Но служба в армии исключается из “сельского” стажа, дающего право на повышенную индексацию с 1 января 2019 года, также служба в армии не идет в зачет при определении права на досрочный выход на пенсию.

А.Акименко сообщил, что узнать о своих заработанных пенсионных правах, о будущем праве на страховую пенсию по старости, можно в Личном кабинете на сайте Пенсионного фонда.

Наша справка:

Если в 2018 году для получения права на страховую пенсию необходимо было иметь не менее 9 лет стажа и 13,8 пенсионных балла, то в 2019 году - не менее 10 лет стажа и 16,2 пенсионных балла.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

М-428/2014 2-567/2014 от 12 мая 2014 г.

Дело № 2-567/14 12 мая 2014 г.

Именем Российской Федерации

Мысковский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего - судьи Титовой Т.Н.,

при секретаре судебных заседаний Кирсановой А.С.,

с участием истца Струбнева В.П.,

представителя ответчика - юрисконсульта Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Мыски Кемеровской области Никитиной О.А., представившей доверенность от 15.01.2014 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Мыски гражданское дело по исковому заявлению Струбнева В.П. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Мыски Кемеровской области о включении в специальный трудовой стаж периода учебы в СПТУ и периода прохождения службы в рядах Советской Армии, о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии

Струбнев В.П. обратился в суд с иском к УПФР в г. Мыски Кемеровской области о включении в специальный трудовой стаж периодов учебы в СПТУ, прохождения военной службы в рядах Советской Армии, о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, требования мотивировал тем, что 30.04.2013 года истец обратился в Управление ПФР г. Мыски с заявлением о зачете в специальный стаж периода службы в Советской Армии. В качестве документа подтверждающего службу в армии представил военный билет и диплом об образовании. После чего, на заседании Комиссии УПФР в г. Мыски по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от 14 февраля 2014 года, был рассмотрен вопрос о реализации пенсионных прав о зачете в специальный стаж периода учебы и в армии, где истцу отказано со ссылкой на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, поскольку период учебы и военной службы в специальный стаж не засчитывается, так как нормы действующего пенсионного законодательства, в том числе Правила Постановления Правительства Российской Федерации № 516, не предполагают суммирование стажа на соответствующих видах работ и службе в составе Вооруженных сил. Данной нормы не содержалось и в предыдущем пенсионном законодательстве, отраженном в Законе № 340-1. Истец считает, что поскольку в силу п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования и служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы, а до поступления на работу он обучался в училище и после службы в Вооруженных Силах СССР у него следовала работа по Списку в качестве подземного электрослесаря с особыми условиями труда в шахте, и законодательство включало такую деятельность в общий стаж работы, поэтому дальнейшее изменение законодательства не могло служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

В связи с чем, истец просит включить в специальный стаж период его учебы в СГПТУ с 01.09.1979 г. по 13.01.1983 г. и период службы в Советской Армии с 07.05.1984 года по 24.05.1986 года

В судебном заседании Струбнев В.П. уточнил исковые требования и отказался от части требований о назначении ему доплаты к пенсии, о чем вынесено определение суда. В остальном требования поддержал полностью, пояснив суду, что до момента трудоустройства на шахту в качестве подземного электрослесаря он проходил учебу в СГПТУ-37 с 01.09.1979 г. по 11.01.1983 года, после чего, был призван в армию. С 07.05.1984 г. по 24.05.1986 г. он проходил службу в армии. После чего, 23 июня 1986 года был принят на шахту электрослесарем. На период его учебы в СГПТУ и службы в армии закон предусматривал включение периодов учебы и прохождения военной службы в армии в специальный подземный стаж работы. Считает решение Пенсионного фонда об отказе включить ему периоды учебы у училище и службы в армии в специальный стаж работы на шахте незаконным, поскольку закон обратной силы не имеет. Пенсионный фонд обязан ему включить учебу и службу в армии специальный стаж и произвести перерасчет пенсии. Отказ Пенсионного фонда является незаконным, полностью не соответствует нормам действовавшего ранее законодательства, а также нарушает его права на пенсионное обеспечение гарантированное государством и на получение соответствующих доплат к пенсии.

В судебном заседании представитель ответчика - УПФР в г. Мыски Кемеровской области Никитина О.А. иск не признала, пояснив суду, что согласно протоколу заседания комиссии Пенсионного фонда в г. Мыски включение периода службы в армии и учебы в СПТУ не засчитывается в специальный трудовой стаж работы. Ранее действующее законодательство предусматривало возможность включения службы в армии в период трудовой деятельности. Однако в настоящее время Положение «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 утратило силу, поэтому включить Струбневу период службы в армии и учебы невозможно.

Выслушав стороны, исследовав доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п. 1 ст. 18 и ст. 19 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

Пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии, только за тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении трудовой пенсии.

В силу п. 7 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" граждане вправе оспорить решения пенсионного органа в суде.

Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. «з, к» п. 109 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также:… обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации; …., служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Из копии протокола заседания комиссии Управления ПФР в г. Мыски от 14 февраля 2014 года следует, что принято решение рекомендовать органу ПФР вынести решение об отсутствии правовых оснований для зачета в специальный стаж Струбнева В.П. периода службы в СА с 07.05.1984 по 24.05.1986 и учебы в СГПТУ с 01.09.1979 по 11.01.1983 в соответствии со ст. 27.1.11 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ (л.д. 8 - 9).

Согласно диплому на имя Струбнева В.П., выданного СГПТУ видно, что он обучался в период с 01.09.1979 г. по 11.01.1983 года, дата выдачи указанного диплома 13 февраля 1983 года (л.д. 10).

Согласно представленному военному билету Струбнева В.П. видно, что он в период с 07 мая 1984 года по 24 мая 1986 года проходил военную службу в рядах Советской Армии (л.д. 11 - 12).

Из трудовой книжки Струбнева В.П. следует, что он проходил учебу в СГПТУ-37 с 01.09.1979 г. по 11.01.1983 года, после чего, был призван в армию. По окончанию службы в рядах Советской Армии вновь трудоустроен на шахту «Томская» и был принят 04.02.1983 г. в качестве подземного электрослесаря по 4 разряду и уволен 02.11.1983 г. в связи с призывом в армию. С 23.11.1983 по 27.04.1984 г. работал на шахте слесарем. С 07.05.1984 г. по 24.05.1986 г. вновь проходил службу в армии. После чего, Струбнев В.П. 23 июня 1986 года принят на шахту электрослесарем (л.д. 13 -18).

В ст. 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" предусмотрено право работников организаций, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ежемесячную доплату к пенсии за счет дополнительных взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. В качестве условия назначения такой доплаты предусматривается наличие длительного стажа работы в организациях угольной промышленности на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт - не менее 25 лет, а также в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин - не менее 20 лет.

Этой же нормой установлено, что в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах.

В соответствии с п.п. «з, к» п. 109 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также:… обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования…, служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Согласно абз. 3 ст. 109 вышеуказанного положения, период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Согласно ст. 90 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 (в ред. № 1) "О государственных пенсиях в Российской Федерации" служба в составе Вооруженных Сил СССР, пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн, служба в органах государственной безопасности и внутренних дел (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому) включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

Статьей 91 вышеуказанного закона (Учеба, включаемая в общий трудовой стаж) также указано, что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

Таким образом, по смыслу закона о пенсионном обеспечении, действовавшего в период учебы в училище и службы Струбнева В.П. в армии и в последующем, данные периоды подлежали включению в специальный трудовой стаж.

Между тем, при отказе Струбневу В.П. о включении в специальный стаж периодов обучения в среднем специальном профессиональном училище и службы в армии УПФР в г. Мыски не принял во внимание то обстоятельство, что пункт 109 действовавшего Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, предусматривал, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период учебы и службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, поскольку в период учебы в профессиональном училище и прохождения истцом службы в армии законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы и данный период приравнивался к работе, которая следовала за окончанием этого периода, поэтому дальнейшее изменение законодательства не могло служить основанием для ущемления прав Струбнева В.П. в области пенсионного обеспечения.

При таких обстоятельствах доводы ответчика суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном и неверном толковании норм материального права.

Суд считает, что вышеизложенные выводы суда вместе с исследованными доказательствами по делу не находятся в противоречии с п.п. 1 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в котором указано, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются следующие периоды, указанные в статье 11 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": период прохождения военной службы.

В связи с чем, суд считает отказ УПФР в г. Мыски Кемеровской области о включении Струбневу В.П. в специальный стаж время учебы в СГПТУ в период с 01 сентября 1979 года по 13 января 1983 года и прохождения военной службы в период с 07 мая 1984 года по 24 мая 1986 года является незаконным.

Поскольку специальный стаж Струбнева В.П. на момент его обращения 13.02.2014 года с учетом периодов его учебы и службы в армии составил более 25 лет, то у него возникло право на назначение ему пенсии по старости досрочно.

Таким образом, исковые требования Струбнева В.П. о включении в специальный трудовой стаж периода учебы и прохождения военной службы следует удовлетворить полностью и назначить ему пенсию со дня обращения за назначением досрочной пенсии с момента его обращения 13.02.2014 года.

Исковое заявление Струбнева В.П. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Мыски Кемеровской области о включении в специальный трудовой стаж периода учебы в СПТУ и периода службы в рядах Советской Армии удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Мыски Кемеровской области от 14 февраля 2014 года № 37 об отказе включения в специальный трудовой стаж периода учебы в СПТУ с 01 сентября 1979 года по 13 января 1983 года и периода прохождения действительной военной службы в рядах Советской Армии с 07 мая 1984 года по 24 мая 1986 года.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Мыски Кемеровской области включить в специальный трудовой стаж Струбнева В.П. период учебы в СПТУ с 01 сентября 1979 года по 13 января 1983 года и период прохождения действительной военной службы в рядах Советской Армии с 07 мая 1984 года по 24 мая 1986 года, с момента его обращения 13.02.2014 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Кемеровский областной суд, через суд города Мыски со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.Н. Титова

Решение в окончательной форме принято 16.05.2014 г.


Адвокат Антонов А.П.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»;

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; 7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;

9) период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

10) период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

11) период осуществления судьей полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации». Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.

Согласно п.4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются: периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве; периоды творческой деятельности членов творческих союзов СССР и союзных республик — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и других, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов; служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны; периоды подготовки к профессиональной деятельности — обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре; периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и инвалидности I и II группы вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения; периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности; периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства; периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности; периоды пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; периоды выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства; периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным; гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, — время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление; гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), а также гражданам — узникам фашистских концлагерей — время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Таким образом, период обучения засчитывается в трудовой стаж, только если обучение происходило до 1 января 2002 года.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Читайте также: