В редакцию газеты обратился гражданин с вопросом может ли одинокий пенсионер

Опубликовано: 15.05.2024

Задача 1: Иванов выстроил баню размером 2,5x3м за пределами предлежащего ему дачного участка, поближе к реке. Свое право на место, где он выстроил баню, Иванов не оформлял никакими документами. Можно ли в этом случае говорить о возникновении земельных правоотношений? Что является признаком возникновения и прекращения земельных правоотношений?

Ответ: В соответствии с ч.1 Гражданского кодекса РФ основаниями возникновения и прекращения правоотношений являются юридические факты-договоры и административные акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также судебные решения, в которых объективно выражены обстоятельства. Например, желание гражданина приобрести в собственность земельный участок не является основанием для возбуждения дела по приобретению этого участка. Это желание обретет статус юридического факта лишь тогда, когда будет выражено объективно: будет подан соответствующий документ в местную администрацию, выдвинута оферта (предложение о заключении договора купли-продажи земли), поэтому в данном случае земельные правоотношения не возникают.

Задача 2: Гражданин Иванов и Сидоров, проживающие на территории сельскохозяйственного предприятия, заключили договор об обмене жилыми домами, принадлежавшими им на праве собственности. Одновременно с обменом домами оговаривался и обмен земельными участками. Сельская администрация отказала Иванову и Сидорову в регистрации этого договора. Правомерно ли вынесенное решение?

Ответ: На основании ст. 35, п.1 Земельного Кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Следовательно, данное решение не правомерно.

Задача 3: Некоторые рабочие и служащие мясокомбината в течение ряда лет использовали самовольно огороды около 5 га земли, принадлежащей соседнему сельскохозяйственному предприятию. Дирекция сельскохозяйственного предприятия предупредила рабочих и служащих о том, чтобы они не производили посадку картофеля на их земле. Несмотря на это рабочие и служащие посадили картофель на земле сельскохозяйственного предприятия. Каковы последствия возникают в этом случае?

Ответ: На основании ст. 60, п.1.2 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка и согласно ст.76, п.2 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Задача 4: Краевой комитет по охране окружающей среды потребовал прекратить финансирование строительства местной ТЭЦ, так как проект строительства не проходил государственной экологической экспертизы. Заказчик возражал против назначения экспертизы проекта, сославшись на то, что под строительство уже выделен земельный участок и утверждена вся необходимая документация. Тогда краевой комитет обратился в арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставлении земельного участка для строительства ТЭЦ. Какое решение примет арбитражный суд?

Ответ: В соответствии со ст. 36, п. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01. 2002 года №7-ФЗ проекты, по которым не имеются положительные заключения государственной экологической экспертизы, утверждению не подлежат, и работы по их реализации финансировать запрещается.

Задача 5: На землях СХПК без предоставления земель в установленном порядке расположены лесоперевалочные базы одного завода. Всего занято под базы около 9 га земли. За пользование землей база завода отпускает СХПК лесоматериалы. В чем состоит нарушение земельного законодательства?

Ответ: Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ, обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

Согласно ст. 78 Земельного кодекса, использование земель сельскохозяйственного назначения.

1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей

Таким образом, нарушение законодательства заключается в использовании земель сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению.

Задача 6: Гражданин Аликин приобрел в порядке приватизации муниципальный мебельный магазин. После этого он обратился в мэрию с просьбой предоставить ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором находится магазин. Получив отказ, Аликин обратился в суд. В своем заявлении он сослался на ст. 268 и 271 ГК РФ, подтверждающие его право на постоянное (бессрочное) пользование участком, а также на то, что этим видом права на землю магазин как юридическое лицо пользовался до приватизации. Однако суд подтвердил решение местного самоуправления. Чем руководствовался суд в своем решении?

Ответ: Согласно ст.268 ГК РФ: Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

Таким образом, физическим лицам передавать земельные участки на этом праве собственности не допускается.

Задача 7: В местную администрацию обратился гражданин с вопросом: может ли одинокий пенсионер, имеющий на правах собственности приусадебный участок, продать (подарить, завещать, сдать в аренду) часть приусадебного участка? Может ли наследник этой части участка продать (подарить) ее?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе своим имуществом:

  • а) владеть, то есть реально им обладать;
  • б) пользоваться, то есть извлекать из него выгоду,
  • в) распоряжаться, то есть определять его юридическую судьбу: продавать, дарить, сдавать в аренду, отдавать в залог и т.п.

Также согласно 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Собственник может использовать свое имущество в предпринимательских целях и даже уничтожить его, если этим не будут нарушены нормы закона и иных правовых актов, а также права и охраняемые законом интересы других лиц.

Таким образом, если собственник решил продать (подарить, завещать, сдать в аренду) то он может сделать это.

Возникшее у наследников право собственности на земельный участок или право пожизненного наследуемого владения подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Законом о регистрации прав на недвижимость.

Если гражданин не оформил право собственности на указанный земельный участок, после его смерти участок, на котором находились соответствующие объекты недвижимости, то согласно ст. 35 Земельного кодекса наследники приобретают право на использование части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и их прежний собственник.

Задача 8: По проекту протокола о распределении функций по управлению землей и другими природными ресурсами в ведение краевой администрации отнесено управление и распоряжение землями, занятыми аэропортами регионального и местного значения, детскими дачами и садами предприятий федерального значения, отведенными для размещения бань, прачечных, аптек, кинотеатров и других объектов. По поводу этих записей в протоколе возникли разногласия в части отнесения перечисленных выше земельных участков к землям федерального, регионального и муниципального значения. Какими документами следует руководствоваться при решении подобных разногласий?

Ответ: При решении возникших разногласий необходимо руководствоваться Земельным Кодексом РФ (гл.3, ст.15-19) и Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.2001 № 101-ФЗ

Задача 9: В Конституциях субъектов РФ установлено, что: А) «земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории Республики Башкортостан являются достоянием (собственностью) ее многонационального народа»; Б) «земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории Республики Ингушетии являются ее собственностью»; В) «в ведении Республики Адыгея находится установление порядка владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесами и водами, охрана окружающей среды»; Г) «вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными богатствами, другими ресурсами регулируются законодательством Республики Башкортостан; соглашения с федеральными органами власти РФ по этим вопросам заключается на добровольной основе»; Д) «земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, коллективной и иных формах собственности в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Республики Северная Осетия - Алания; граждане и их объединения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться землей, ее недрами и другими природными ресурсами в соответствии с законом Республики Северная Осетия - Алания».

Соответствует ли Конституции РФ положения Конституций субъектов РФ?

Ответ: В соответствии со ст. 15 Конституции РФ Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

А) не соответствует, так как разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами;

В соответствии со ст. 18 Земельного кодекса РФ в собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

  • - которые признаны таковыми федеральными законами;
  • - право собственности субъектов РФ, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • - которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  • Б) нет, так как в соответствии со ст. 18 Земельного кодекса РФ в собственности субъектов РФ находятся земельные участки:
    • - которые признаны таковыми федеральными законами;
    • - право собственности субъектов РФ, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • -которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  • В) нет, так как в соответствии с п.п. «в» п. 1 ст. 72 Конституции РФ установление порядка владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесами и водами, охрана окружающей среды является совместным ведением РФ и субъектов РФ;
  • Г) да, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными богатствами, другими ресурсами регулируются законодательством Республики Башкортостан совместно с РФ;
  • Д) земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, коллективной и иных формах собственности в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Республики Северная Осетия - Алания; граждане и их объединения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться землей, ее недрами и другими природными ресурсами не только в соответствии с законом Республики Северная Осетия - Алания, но и в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, Земельным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

М-1218/2015 М-1218/2015 от 7 июля 2015 г. по делу № 2-276/2015

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Дивное 07 июля 2015 года.

Апанасенковский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Куцаенко И.С.,

с участием истца Козловой Л.В. и ее представителя Мирошниченко А.А.,

представителя ответчика Управлению труда и социальной защиты населения администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края Ревенко О.Г.

при секретаре Щербатюк С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Козловой Д.В. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края о признании одиноко проживающим гражданином при оказании государственной социальной помощи,

Козлова Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края о признании ее одиноко проживающим гражданином при оказании государственной социальной помощи, мотивировав свои доводы на следующим.

Человек и его права, свободы есть высшая ценность, которую признает, защищает и соблюдает государство. Права человека определяют смысл и применением законов, деятельности органов и управления обеспечиваются правосудием.

В квартире № в двухквартирном № по ул. принадлежащей на праве собственности ФИО1 Козлова Л.В. более 13 лет проживает одна, сын проживает в другом населенном пункте.

Пожилые люди - одна из самых уязвимых категорий населения, а лица пенсионного возраста, проживающие отдельно от своих близких родственников в особенности. Это объясняется тем, что им не на кого рассчитывать в сложных ситуациях. Первая проблема, с которой сталкивается одиноко проживающие пенсионеры, является материальная, вторая защита права и т.д.

Термин «одиноко проживающий человек» используется в правовых документах, регулирующих порядок назначения и выплаты мер социальной защиты. Можно ли считать одиноко проживающим человека, если в его квартире зарегистрирован, но фактически не проживают, его родственники (члены семьи бывшего собственника квартиры). Однозначного ответа на данный вопрос нет.

Истица неоднократно обращалась к должностным лицам УТСЗН с прошением признать ее одиноко проживающей при оказании государственной социальной помощи.

Должностные лица УТиСЗН заявили, что признают Козлову Л.В. одиноко проживающей только в том случае, если собственник снимется с регистрационного учета в данном жилом помещении. Письмо от № №, отзыв на исковое заявление от № №. В заявлении должностных лиц УТиСЗН о не признании истицы одиноко проживающей при оказании государственной социальной помощи прослеживается правовой нигилизм.

Поскольку в Семейном Кодексе не дано определение «семья». В законодательстве отсутствует определение «одиноко проживающий гражданин», то при определении прав Козловой Л.В. на получение государственной социальной помощи можно ли признать истицу пенсионера, инвалида, не состоящую в браке «одиноко проживающей».

Министерство труда и социального развития Российской Федерации дает следующие разъяснения. Понятие «одиноко» и «одиноко проживающего», законодательно не определено. Одиноко проживающий гражданин из числа лиц пожилого возраста и инвалид - гражданин, достигший возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости или получающий пенсию по инвалидности, имеющий близких родственников, обязанных содержать их и ухаживать за ними по закону, которые не могут в связи с отдаленностью проживания, болезнью и другими объективными причинами обеспечить им помощь и уход. Письмо от № 1154-14.

В судебное заседании истец Козлова Л.В. не явилась.

Суд с учетом мнения представителя ответчика Ревенко О.Г. и представителя истца Мирошниченко А.А., полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца с участием его представителя.

Представитель истца Мирошниченко А.А. в суде пояснила, что Козлова Л.В., не имеет возможности кроме как в судебном порядке признать статус одиноко проживающего, поскольку, она проживает одна. У Козловой Л.В. имеется сын, который является собственником домовладения, где она проживает по договору найма жилого помещения. Сын проживает совместно со своей семьей в . Признание ее одиноко проживающей, даст ей возможность получения социальной помощи. Исковые требования, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Ревенко О.Г. с иском не согласилась представив суду письменное возражение на исковое заявление согласно доводам которого,

В соответствии с Федеральным законом от N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отдельными государственными полномочиями в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан переданными Законом Ставропольского края от 11 декабря 2009 года N 92- кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, и отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области труда и " и Положением об Управлении труда и социальной защиты населения администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, утвержденным решением совета Апанасенковского муниципального района Ставропольского края второго созыва от 10 декабря 2009 г. № 55, Управление не наделено полномочиями в части признания пожилого человека одиноко проживающим.

Козлова Л.В. проживающая по адресу за назначением государственной социальной помощи (ГСП) в Управление не обращалась. ГСП оказывается малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, имеющим по независящим от них причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ставропольском крае для соответствующих социально - демографических групп населения. ГСП назначается и оказывается в соответствии с Законом Ставропольского края от 19 ноября 2007 г. № 56-кз и постановлением правительства Ставропольского края от 21 мая 2008 г. № 79 - п «Об утверждении положения о размере, условиях и порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи населению в Ставропольском крае».

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

Согласно ст. (ред. от 29.12.2020) > "О государственной социальной помощи" > Глава 3. Оказание государственной социальной помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации > Статья 7. Получатели государственной социальной помощи" target="_blank">7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственной социальной помощи", получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

Согласно ст. (ред. от 29.12.2020) > "О государственной социальной помощи" > Глава 3. Оказание государственной социальной помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации > Статья 8. Порядок назначения государственной социальной помощи" target="_blank">8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственной социальной помощи", государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 258-ФЗ).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 258-ФЗ)

В соответствии с Законом Ставропольского края от 19.11.2007 N 56-кз (ред. от 10.10.2013) "О государственной социальной помощи населению в Ставропольском крае" (принят Государственной Думой Ставропольского края 01.11.2007). Государственная социальная помощь малоимущей семье, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным лицам, предусмотренным статьей 2 настоящего Закона, назначается решением органа исполнительной государственной власти специальной компетенции в сфере социальной защиты населения.

Пунктом 1 статьи 7, вышеуказанного закона, определяется порядок обращения за государственной социальной помощью, согласно которому, для получения государственной социальной помощи гражданин от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо опекун, попечитель, другой законный представитель гражданина (далее - заявитель) обращается в орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением в электронной либо письменной форме, в котором им указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, подтвержденные соответствующими документами по перечню, утвержденному Правительством Ставропольского края.

Механизм оказания дополнительной социальной помощи утвержден разделом III. Условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, Постановления Правительства Ставропольского края от 21.05.2008 N 79-п "Об утверждении Положения о размере, условиях и порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи населению в Ставропольском крае", согласно которым, гражданин, претендующий на получение государственной социальной помощи, его законный представитель либо доверенное лицо (далее - заявитель) подает в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Ставропольского края по месту жительства либо по месту пребывания гражданина, претендующего на получение государственной социальной помощи (далее - орган социальной защиты населения), либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае (далее - многофункциональный центр) заявление о предоставлении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты или натуральной помощи с указанием в нем почтового адреса, реквизитов счета, открытого заявителем в кредитной организации (далее - заявление).

Как установлено в судебном заседании Козлова Л.В., в Управление труда и социальной защиты населения администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, с соответствующим заявлением не обращалась. На данное обстоятельство как на обоснование своих возражений относительно исковых требований ссылался представитель ответчика Ревенко О.В. и не оспаривался представителем истца Мирошниченко А.А., поэтому суд в соответствии со ст. Раздел I. Общие положения > Глава 6. Доказательства и доказывание > Статья 61. Основания для освобождения от доказывания" target="_blank">61 ГПК РФ относит данное обстоятельство к общепризнанным сторонами.

Из смысла и содержания указанного выше Федерального закона, следует, что процедура признания гражданина одиноко проживающим при оказании государственной социальной помощи истцом не соблюдена, Козлова Л.В., не обратилась в орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания с заявлением.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Козловой Л.В.

В иске Козловой Д.В. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края о признании одиноко проживающим гражданином при оказании государственной социальной помощи - отказать.

На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в Ставропольский краевой суд через Апанасенковский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Вопрос. Право собственности на землю

Задача 1. Глава крестьянского хозяйства Реутов ведет на выделенном ему земельном участке разработку щебня и песка. Реутов полагает, что полезные ископаемые в границах его участка принадлежит ему на правах собственника так же, как и часть реки, протекающая по территории его хозяйства.

Объясните, какие права на природные ресурсы имеет крестьянское хозяйство.

Из условий задачи понятно, что земельный участок для разработки щебня и песка выделен Реутову в аренду.

Земля и природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных организаций являются государственной собственностью.

Песок и щебень являются общедоступными природными ресурсами, которые используются человеком для собственных нужд.

Согласно статье 606 ч. 2 ГК РФ по общему правилу плоды, продукция, доходы, полученные от арендованного имущества в соответствии с договором аренды, поступают в собственность арендатора, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, на выделенном земельном участке щебень и песок принадлежит Реутову на правах собственника.

В соответствии со статьей 18 закона «О недрах», когда пользование недрами осуществляется юридическими лицами и гражданами в границах уже имеющихся в их владении земельных участков. В этом случае решения о предоставлении земельного участка не требуется. Чаще всего в такой ситуации нет необходимости в получении лицензии. Лицензия нужна тогда, когда добыча полезных ископаемых ведется свыше норм, установленных ст. 19 закона «О недрах», а также в объемах свыше 50 тыс. куб.м.

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе.

Полезные ископаемые, не являющиеся общераспространенными предоставляются в пользование только на основании лицензии. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр (статья 11 закона «О недрах»). Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Таким образом, на выделенном земельном участке щебень и песок принадлежит Реутову на правах собственника.

Полезными ископаемыми, не являющимися общераспространенными, Реутов имеет право распоряжаться только на основании выданной лицензии.

Задача 2. В редакцию газеты обратился гражданин с вопросом: может ли одинокий пенсионер, имеющий на правах личной собственности дом с приусадебным участком, продать (подарить, завещать, сдать в аренду) часть приусадебного участка? Может ли наследник этой части участка продать (подарить) его?

Право собственности включает в себя право владения, пользования, распоряжения вплоть до отчуждения имущества, находящегося у собственника на правах собственности, поэтому никаких принципиальных ограничений не существует.

Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе своим имуществом: а) владеть, то есть реально им обладать; б) пользоваться, то есть извлекать из него выгоду, для которой имущество предназначено; по общему правилу, именно собственник получает от своего имущества плоды, продукцию и доходы; в) распоряжаться, то есть определять его юридическую судьбу: продавать, дарить, сдавать в аренду, отдавать в залог и т.п.

Кроме названных, собственник обладает правами, перечисленными в п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Он может использовать свое имущество в предпринимательских целях и даже уничтожить его, если этим не будут нарушены нормы закона и иных правовых актов, а также права и охраняемые законом интересы других лиц.

Единственным условием при продаже (дарении, завещании, сдаче в аренду) части приусадебного участка является необходимость соблюдения условия возможности пользования той частью дома и участка, которые отчуждаются.

Таким образом, если собственник решил продать часть земельного участка, он должен произвести раздел участка, провести кадастровую оценку вновь образованного земельного участка и только после этого его отчуждать.

На основании статьи 1181 ГК РФ при наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.

Объектами земельных отношений при наследстве являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. В собственности граждан могут находиться земельные участки и их части.

На принятие наследства, в состав которого входит земельный участок, специального разрешения не требуется.

Возникшее у наследников право собственности на земельный участок или право пожизненного наследуемого владения подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Законом о регистрации прав на недвижимость.

Если гражданин не оформил право собственности на указанный земельный участок, после его смерти участок, на котором находились соответствующие объекты недвижимости, то согласно ст. 35 ЗК наследники приобретают право на использование части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и их прежний собственник.

При дарении части приусадебного участка, на основании статьи 574 ГК РФ недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.

В аренду можно сдать как здание в целом, так и его часть – помещение (статья 607 ГК РФ). Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Задача 3 При подготовке к рассмотрению материалов о предоставлении земельных участков для строительства железной дороги выяснилось, что два сельскохозяйственных предприятия, через земли которых должна быть проложена дорога, не дают согласия на изъятие у них земельных участков. В связи с этим управлению дороги было отказано в предоставлении земель и предложено пересмотреть проект строительства дорог. Управление дороги обжаловало это решение.

Какой орган вправе решить этот спор, и в каком порядке? Какое решение может быть принято по существу спора?

На основании статьи 49 ЗК РФ изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, например таких, как:

- размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

- объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. По данному заявлению обеспечивается выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Орган местного самоуправления информирует о возможном выкупе землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также граждан и юридических лиц, у которых земельные участки являются их собственностью.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Споры, связанные с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа относятся к компетенции арбитражных судов.

Принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ (статья 279 ГК РФ), органов местного самоуправления (статьи 11, 63 ЗК РФ).

В случае несогласия собственника земельного участка с таким решением или не достижения соглашения с ним о выкупной цене перечисленные органы могут предъявить в арбитражный суд иск о выкупе земельного участка не ранее чем по истечении одного года с момента получения собственником земельного участка письменного уведомления о принятии решения об изъятии и не позднее двух лет с момента направления такого уведомления.

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда (статья 55 ЗК РФ).

Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд, должна быть также возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен в собственность равноценный земельный участок (статья 63 ЗК РФ).

Таким образом, в случае, если нельзя проложить дорогу в другом месте, то необходимо было изъять земельные участки для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем выкупа у сельскохозяйственных предприятий.

Если данные земли принадлежат к землям сельскохозяйственного назначения, то тогда земельное законодательство исходит из того, что сельскохозяйственные угодья должны использоваться только по целевому назначению, и предоставление их для любых иных нужд нежелательно. Но поскольку в жизни возникают ситуации, когда перевода сельскохозяйственных земель в иные категории избежать нельзя, Земельный кодекс РФ (ст. 79) и Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (ст. 7) устанавливают подход к возможности такого перевода в зависимости от качества и ценности угодий.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случае строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов и в других случаях.

Таким образом, управление дороги при подготовке к рассмотрению материалов о предоставлении земельных участков для строительства железной дороги, должно было подать ходатайство о переводе земель из одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или органы местного самоуправления на рассмотрение этого ходатайства (статья 2 ФЗ «О переводе земель или земельных участка из одной категории в другую»).

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (статья 3 пункт 4 ФЗ «О переводе земель или земельных участка из одной категории в другую»). Данный акт может быть обжалован в суд.

В этом случае при переводе земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, согласно ст. 58 Земельного кодекса РФ подлежат возмещению потери сельскохозяйственного производства. Они возмещаются в трехмесячный срок после принятия решения о таком переводе лицами, на основании ходатайства которых данное решение было принято. При расчете потерь сельскохозяйственного производства используются нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий, а также в зависимости от качества сельскохозяйственных угодий иные установленные Правительством РФ методики.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации, в другую категорию не допускается (статья 7 ФЗ «О переводе земель или земельных участка из одной категории в другую»). В этом случае отказ управлению дороги в предоставлении земель является правомерным.

Список использованной литературы

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ в ред. ФЗ от 22.07.2008 № 141-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской федерации от 30.11.94 № 51-ФЗ, в ред. ФЗ от 04.07.2008 N 118-ФЗ.

3. ФЗ от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в ред. ФЗ от 13.05.08 № 66-ФЗ.

4. ФЗ от 21.12.04 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в ред. ФЗ от 13.05.08 № 66-ФЗ.

5. Закон «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ;

6. Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2007.

7. Павловский И.А. Земельное право: конспект лекций. М.: МИЭМП, 2007.

8. Соловьев А.А. Земельное право: конспект лекций. Изд. А - Приор, 2008.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

Задача 1. Глава крестьянского хозяйства Реутов ведет на выделенном ему земельном участке разработку щебня и песка. Реутов полагает, что полезные ископаемые в границах участка принадлежат ему на правах собственника так же, как и часть реки, протекающая по территории его хозяйства.
Объясните, заявителю, какие права имеет глава крестьянского хозяйства на выделенном земельном участке и на какие природные ресурсы имеет право крестьянское хозяйство.
Задача 2. В редакцию газеты обратился гражданин с вопросом: может ли одинокий пенсионер, имеющий на правах личной собственности дом с приусадебным участком, распорядиться в какой-либо форме (продать, подарить, завещать, сдать в аренду) частью приусадебного участка?
Может ли наследник этой части участка распорядиться им по своему усмотрению: продать, подарить, обменять на иную собственность, включая квартиру в другом населенном пункте?
Подготовьте ответ.
Задача 3 При подготовке к рассмотрению материалов о предоставлении земельных участков для строительства железной дороги выяснилось, что два сельскохозяйственных предприятия, через земли которых должна быть проложена дорога, не дают согласия на изъятие у них земельных участков. В связи с этим управлению дороги было отказано в предоставлении земель и предложено пересмотреть проект строительства дорог. Управление дороги обжаловало это решение.
Какой орган вправе решить этот спор, и в каком порядке? Какое решение может быть принято по существу спора?

Содержание работы
Файлы: 1 файл

земельное право +.docx

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Уральский Государственный экономический университет

Центр дистанционного образования

По дисциплине: «Земельное право»

Вариант 2
Право собственности на землю

Выполнил: студент _2_ курса

Группы __ЭПБ-10 СВ__

Задача 1. Глава крестьянского хозяйства Реутов ведет на выделенном ему земельном участке разработку щебня и песка. Реутов полагает, что полезные ископаемые в границах участка принадлежат ему на правах собственника так же, как и часть реки, протекающая по территории его хозяйства.

Объясните, заявителю, какие права имеет глава крестьянского хозяйства на выделенном земельном участке и на какие природные ресурсы имеет право крестьянское хозяйство.

Из условий задачи понятно, что земельный участок для разработки щебня и песка выделен Реутову в аренду.

Земля и природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных организаций являются государственной собственностью.

Песок и щебень являются общедоступными природными ресурсами, которые используются человеком для собственных нужд.

Согласно статье 606 ч. 2 ГК РФ по общему правилу плоды, продукция, доходы, полученные от арендованного имущества в соответствии с договором аренды, поступают в собственность арендатора, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, на выделенном земельном участке щебень и песок принадлежит Реутову на правах собственника.

В соответствии со статьей 18 закона «О недрах», когда пользование недрами осуществляется юридическими лицами и гражданами в границах уже имеющихся в их владении земельных участков. В этом случае решения о предоставлении земельного участка не требуется. Чаще всего в такой ситуации нет необходимости в получении лицензии. Лицензия нужна тогда, когда добыча полезных ископаемых ведется свыше норм, установленных ст. 19 закона «О недрах», а также в объемах свыше 50 тыс. куб.м.

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе.

Полезные ископаемые, не являющиеся общераспространенными предоставляются в пользование только на основании лицензии. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр (статья 11 закона «О недрах»). Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Таким образом, на выделенном земельном участке щебень и песок принадлежит Реутову на правах собственника.

Полезными ископаемыми, не являющимися общераспространенными, Реутов имеет право распоряжаться только на основании выданной лицензии.

Задача 2. В редакцию газеты обратился гражданин с вопросом: может ли одинокий пенсионер, имеющий на правах личной собственности дом с приусадебным участком, распорядиться в какой-либо форме (продать, подарить, завещать, сдать в аренду) частью приусадебного участка?

Может ли наследник этой части участка распорядиться им по своему усмотрению: продать, подарить, обменять на иную собственность, включая квартиру в другом населенном пункте?

Право собственности включает в себя право владения, пользования, распоряжения вплоть до отчуждения имущества, находящегося у собственника на правах собственности, поэтому никаких принципиальных ограничений не существует.

Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе своим имуществом: а) владеть, то есть реально им обладать; б) пользоваться, то есть извлекать из него выгоду, для которой имущество предназначено; по общему правилу, именно собственник получает от своего имущества плоды, продукцию и доходы; в) распоряжаться, то есть определять его юридическую судьбу: продавать, дарить, сдавать в аренду, отдавать в залог и т.п.

Кроме названных, собственник обладает правами, перечисленными в п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Он может использовать свое имущество в предпринимательских целях и даже уничтожить его, если этим не будут нарушены нормы закона и иных правовых актов, а также права и охраняемые законом интересы других лиц.

Единственным условием при продаже (дарении, завещании, сдаче в аренду) части приусадебного участка является необходимость соблюдения условия возможности пользования той частью дома и участка, которые отчуждаются.

Таким образом, если собственник решил продать часть земельного участка, он должен произвести раздел участка, провести кадастровую оценку вновь образованного земельного участка и только после этого его отчуждать.

На основании статьи 1181 ГК РФ при наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.

Объектами земельных отношений при наследстве являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. В собственности граждан могут находиться земельные участки и их части.

На принятие наследства, в состав которого входит земельный участок, специального разрешения не требуется.

Возникшее у наследников право собственности на земельный участок или право пожизненного наследуемого владения подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Законом о регистрации прав на недвижимость.

Если гражданин не оформил право собственности на указанный земельный участок, после его смерти участок, на котором находились соответствующие объекты недвижимости, то согласно ст. 35 ЗК наследники приобретают право на использование части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и их прежний собственник.

При дарении части приусадебного участка, на основании статьи 574 ГК РФ недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.

В аренду можно сдать как здание в целом, так и его часть - помещение (статья 607 ГК РФ). Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Задача 3 При подготовке к рассмотрению материалов о предоставлении земельных участков для строительства железной дороги выяснилось, что два сельскохозяйственных предприятия, через земли которых должна быть проложена дорога, не дают согласия на изъятие у них земельных участков. В связи с этим управлению дороги было отказано в предоставлении земель и предложено пересмотреть проект строительства дорог. Управление дороги обжаловало это решение.

Какой орган вправе решить этот спор, и в каком порядке? Какое решение может быть принято по существу спора?

На основании статьи 49 ЗК РФ изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, например таких, как:

  • размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
  • объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. По данному заявлению обеспечивается выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Орган местного самоуправления информирует о возможном выкупе землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также граждан и юридических лиц, у которых земельные участки являются их собственностью.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Споры, связанные с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа относятся к компетенции арбитражных судов.

Принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ (статья 279 ГК РФ), органов местного самоуправления (статьи 11, 63 ЗК РФ).

В случае несогласия собственника земельного участка с таким решением или не достижения соглашения с ним о выкупной цене перечисленные органы могут предъявить в арбитражный суд иск о выкупе земельного участка не ранее чем по истечении одного года с момента получения собственником земельного участка письменного уведомления о принятии решения об изъятии и не позднее двух лет с момента направления такого уведомления.

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда (статья 55 ЗК РФ).

Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд, должна быть также возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен в собственность равноценный земельный участок (статья 63 ЗК РФ).

Таким образом, в случае, если нельзя проложить дорогу в другом месте, то необходимо было изъять земельные участки для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем выкупа у сельскохозяйственных предприятий.

Если данные земли принадлежат к землям сельскохозяйственного назначения, то тогда земельное законодательство исходит из того, что сельскохозяйственные угодья должны использоваться только по целевому назначению, и предоставление их для любых иных нужд нежелательно. Но поскольку в жизни возникают ситуации, когда перевода сельскохозяйственных земель в иные категории избежать нельзя, Земельный кодекс РФ (ст. 79) и Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (ст. 7) устанавливают подход к возможности такого перевода в зависимости от качества и ценности угодий.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случае строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов и в других случаях.

Достигшие пенсионного возраста пожилые люди очень часто нуждаются в дополнительной поддержке. Помогают им собственные совершеннолетние дети, родственники, но бывают и другие ситуации. Иногда пожилой человек остаётся без любой поддержки, и в этом случае он может претендовать на льготы одиноко проживающим пенсионерам.

Льготы для одиноких пенсионеров

пенсионер

В российском законодательстве существует чётко закреплённое понятие, дающее определение тому, кто именно может считать себя одиноким пенсионером. А также есть распространённое определение – гражданин пенсионного возраста без родственников. Рассмотрим официальное определение подробнее, а также перечислим льготы для одиноких пенсионеров.

Кто считается одиноким пенсионером

В ФЗ №148 сообщается, что тот человек, чей возраст соответствует пенсионному, но который не имеет детей и родственников, способных предоставлять ему помощь, может считаться одиноким пенсионером.

Эта категория граждан не может рассчитывать на финансовую или материальную поддержку со стороны своих сестёр или братьев, а также трудоспособных детей совершеннолетнего возраста.

Пенсионера можно считать одиноким, если его родственники:

  • сами достигли пенсионного возраста;
  • официально признаны нетрудоспособными;
  • являются инвалидами 1 и 2 группы.

Виды льгот

Какие льготы положены одиноким пенсионерам? Данный статус может являться основанием для предоставления нескольких видов преференций. Однако для этого необходимо официально узаконить статус одинокого пенсионера через органы социальной защиты.

Часто соцорганы сталкиваются с ситуацией, где люди не живут вместе давно, но почему-то не расторгли брак. В этом случае получить статус невозможно, хоть один из субъектов и нуждается в помощи, а супруги ведут хозяйство самостоятельно.

Одинокий пенсионер может получать следующие льготы:

  1. материальную поддержку в виде дополнительных финансовых поступлений;
  2. льготный или бесплатный проезд в общественном транспорте, но не в такси;
  3. предоставление бесплатного курортно-санитарного лечения;
  4. освобождение от уплаты или скидка на коммунальные счета;
  5. поддержка от соцзащиты.

Когда гражданин имеет правительственные награды или почётные звания со всеми соответствующими документами, он может получать привилегии постоянно.

Социальная помощь для одиноких пенсионеров

Помощь от государства не всегда ограничивается выплатами, ведь при обращении в органы соцзащиты пенсионер может получить и физическую помощь.

В пакет услуг входит:

  • помощь в уходе и обслуживании человека на дому, если он не может сделать это самостоятельно;
  • покупка продуктов питания с доставкой на дом, приобретение предметов одежды, а также бытовой техники;
  • уборка дома или квартиры;
  • готовка еды, мытьё посуды;
  • сопровождение при походах к врачу или в государственные учреждения.

Оформление пособия для одиноко проживающих пенсионеров

Для оформления любых преференций гражданин обязан обратиться в службу соцобеспечения по месту проживания. Также он может в многофункциональном центре выяснить то, какие именно льготы полагаются одиноким пенсионерам в его регионе.

Порядок действий

После выяснения доступных в регионе льгот для одиноко проживающих пенсионеров, можно приступать к сбору необходимых документов. Уточнить то, какие документы требуются, также можно в соцслужбе или многофункциональном центре. Далее можно собирать документы и обращаться в соответствующие органы.

Необходимые документы

В пакет необходимых документов входят:

  1. Паспорт гражданина РФ или другой удостоверяющий личность документ.
  2. Свидетельство о факте регистрации.
  3. Пенсионное удостоверение.
  4. Если есть инвалидность, то нужна справка подтверждающая это.
  5. Справка о доходе предоставляется по требованию соцзащиты.

Список документов может меняться в зависимости от того, куда именно гражданин обращается.

Куда обращаться

После сбора пакета документов пенсионер может обратиться в местное отделение МФЦ или в органы самоуправления. Если ему необходимы налоговые льготы, он должен обратиться в налоговую инспекцию.

Прочие льготы оформляют представители службы социальной защиты. Медицинские учреждения должны предоставлять преференции без обращения в соцзащиту.

Заключение

Государство заботиться об одиноко проживающих пенсионерах, если у них нет родственников и детей, которые могут оказывать им помощь. Обратившись в социальную помощь или многофункциональный центр по месту жительства, пенсионер может выяснить, какие льготы существуют в его регионе. После сбора документов на получение преференций гражданин обращается в МФЦ, органы самоуправления, отделение налоговой инспекции. Остальные льготы оформляют сотрудники соцзащиты.

Если вы нашли ошибку
Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также: