Топилин уходит из пфр что дальше

Опубликовано: 14.05.2024

Неведомая структура. Как изменится Пенсионный фонд после ухода Топилина

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин освободил от должности главу Пенсионного фонда России (ПФР) Максима Топилина. На его место назначен Андрей Кигим, почти восемь лет возглавлявший Фонд социального страхования (ФСС), сообщила пресс-служба кабмина.

Отставка Топилина связана с будущим объединением ПФР с другими социальными фондами, утверждает источник «Коммерсанта». Другой собеседник издания сообщил, что чиновник «не вписался в команду нынешнего правительства». Оба варианта возможны.

Выясняем, что будет с Пенсионным фондом и как на самом деле оценивали его работу в руководстве страны.

А что Топилин?

Совпадение ли, но в начале февраля работу ПФР как отдельной внебюджетной структуры неоднократно критиковал глава думских эсеров Сергей Миронов. Его предложение ликвидировать Пенсионный фонд «как ненужного посредника между бюджетом страны и пенсионерами» на удивление широко освещалось в российских СМИ.

«Проще воспользоваться готовой инфраструктурой и базой той же ФНС [Федеральной налоговой службы, — прим.ред.]», — подчеркивал парламентарий.

11 февраля в комитете Госдумы по бюджету и налогам повторили буквально слово в слово: «посредник в виде ПФР не нужен, пенсия должна выплачиваться через бюджет». 12 февраля за «упразднение сомнительной конторы» высказались в партии «Родина».

С другой стороны, версия о том, что Топилин «не сработался» с новой командой правительства, звучит правдоподобно. Чиновник проработал в кабмине Мишустина чуть больше года, а в кабмине Дмитрия Медведева восемь лет (с 2012 по 2020 год) был министром труда и соцзащиты. Возможно, дальше кадровой перестановки дело не пойдет — по крайней мере, в ПФР на «слияние» с другими структурами явно не рассчитывали. Планы у фонда на текущий год грандиозные.

Дорогой фонд

Осенью стало известно, что ПФР потратит более 706 миллионов рублей из бюджета на приобретение новых помещений в Свердловской, Курганской областях и Крыму с 2021 по 2023 год. Еще 115 миллионов решили потратить на обучение сотрудников. В парламенте на дорогостоящие запросы обратили пристальное внимание.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин, обратившись к Топилину, заметил, что фонду нужно быть скромнее в планах на строительство.

«Зачем эти здания, какую задачу они решают и есть ли возможность поработать в старых зданиях?», — вопрошал председатель нижней палаты парламента.

Топилин отвечал: мол, покупаем здания из экономии, только в том случае, если аренда на десять лет «очень дорогая», да и денег еще много, покупка недвижимости — не самые большие расходы.

«Эти расходы, которые идут на инвестпрограмму ПФР, составляют 0,01 процента расходов Пенсионного фонда», — заявил Володину Топилин.

При этом в проекте бюджета ПФР, с учетом всех запланированных индексаций, средний размер пенсий за 2021 год вырастет на 752 рубля, до 14 781 рубля. Рост социальных пенсий скромнее — на 252 рубля, до 10 112 рублей. Может быть, в руководстве страны поняли, что возглавляемый Топилиным посредник между бюджетом и пенсионерами обходится этому бюджету весьма недешево.

ПФР больше не будет? За какие грехи Пенсионный фонд объединят с двумя другими

Трехглавая структура

На слияние ПФР с другими внебюджетными фондами намекали и парламентарии, и заместитель председателя правительства Татьяна Голикова, и источник «Коммерсанта». Политтехнолог Марат Баширов называет конкретные структуры: ПФР соединят с фондами социального (ФСС) и медицинского страхования (ФОМС).

«Думаю, что на самом деле будет объединение трех фондов, которые занимаются вопросами социального, пенсионного и медицинского обеспечения. Это абсолютно верное решение и с точки зрения удобства для гражданина, и с точки зрения администрирования этих трех фондов», — рассказал эксперт в комментарии «Политике Сегодня».

Не случайно кадровую перестановку и вероятное слияние начал Мишустин, выступающий за полную цифровизацию госуправления. Именно по такому пути ранее пошла Федеральная налоговая служба, которую он возглавлял с 2010 года. ПФР хоть и подключен к порталу Госуслуг, но интегрирован с этой системой более ограничено, чем те же «налоговики». Они за десять лет полностью ушли в «цифру».

ПФР больше не будет? За какие грехи Пенсионный фонд объединят с двумя другими

Руководство двух других фондов тоже будет меняться, прогнозирует Баширов. В марте Мишустин назначил главой ФОМС Елену Чернякову. Получается, вскоре можно будет подвести первые итоги ее работы. В феврале начался анонсированный ею двумя месяцами ранее переход медучреждений на электронный документооборот, а из последних новостей не слишком обнадеживающая информация: в бюджете ФОМС на 2021 год не заложено конкретных сумм на борьбу с пандемией. Чернякова надеется, что эпидемиологическая ситуация позволит минимизировать расходы.

Кто займет место руководителя ФСС — неизвестно. Может, нового назначения в структуре после перехода Кигима в ПФР и вовсе не будет. Назначенец, кстати, тоже из «цифровизаторов».

«Очевидно, что требуется полный перевод на цифровую платформу управления теми задачами, которые перед ними [фондами, — прим.ред.] ставятся. В ближайшее время мы услышим о кадровых решениях, связанных с другими социальными фондами», — предполагает Баширов.

Ранее в Госдуме пророчили «трудное время» из-за отмены накопительной пенсии. Подробнее о пенсионной «заморозке» и прогнозах по выплатам в 2022 году читайте в нашей статье.

Отставка главы ПФР Максима Топилина изрядно наделала шума. А назначение на его место Андрея Кигима – руководителя Фонда социального страхования – породила много вопросов. Пока неизвестно, что будет с Пенсионным фондом. По странному совпадению, в этот же момент Минфин задумал очередную пенсионную реформу, но документ сейчас имеет гриф "секретно". О том, что ждёт ПФР и как происходящее отразится на пенсионерах – в программе "Интервью" ведущая Анна Вавилова и эксперты.

Анна Вавлова - Реформе по повышению пенсионного возраста исполнилось три года, обещанных позитивных изменений никто так не увидел. Какие можно подвести итоги? Стали ли мы жить лучше или в экономике дела поправились? На эти вопросы ответят доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве, член высшего совета "Сильной России" Наталья Оганова и доктор экономических наук, директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.

Наталья Оганова – Говорить о том, что мы стали лучше жить, когда продолжается и пандемия, и вызванный ею экономический кризис, довольно сложно. В принципе президент признаёт то, что уровень жизни населения ощутимо падает. Растёт и безработица, какие бы нам радужные цифры ни показывали, сейчас мы сталкиваемся с тем, что в среднем на сто человек работающих приходится порядка тридцати неработающих. В ближайшие 5-10 лет эта цифра может увеличиться в два раза.

Что такое пенсия? Кто-то считает, что вот, он всю жизнь проработал, неважно, сколько ты получал, но, достигнув определённого возраста, он получает волшебный ларчик с деньгами. Но эти деньги должны откуда-то взяться. Откуда? Из налогов, которые платит работающий бизнес и трудоспособное население. Они и формируют содержимое волшебного ларчика.

А у нас на сегодняшний день старение населения, безработица, объём поступлений в Пенсионный фонд сокращается. Более того, всё, что там было, разворовано, если говорить откровенно. И это подтверждают результаты проверки, которую проводила Счётная палата. Понятно, что в таких условиях никакая пенсионная реформа проводиться не может. Отмечу, что власти не всегда это называют реформой. Нам говорят: мы не трогаем обязательную часть, мы говорим только о накопительной. Но тут надо дискутировать.

Владимир Климанов – На самом деле, пенсионная реформа назрела давно. Я наблюдаю дефицит Пенсионного фонда с 2005 года, соотношение объёма его расходов к доходам, которые сформированы прямыми платежами работодателей, год от года увеличивалось. В прошлом году это более 3,3 триллиона рублей. То есть Пенсионный фонд недобирал за счёт прямых взносов работодателей, и вынужденно формировался межбюджетный трансфер в ПФР из федерального бюджета, в котором есть много иных направлений расходования средств, жизненно необходимых для нашей страны.

Правда, надо учитывать, что Пенсионный фонд у нас последнее время занимается также другими вопросами, например, материнским капиталом. Так что с точки зрения бюджета пенсионная реформа, действительно, назрела. Пенсии нужно индексировать, количество пенсионеров растёт, растут и суммарные расходы Пенсионного фонда. Деньги брать уже почти неоткуда, то есть увеличивать платежи работодателей, связанные с заработными платами, которые идут как раз в виде поступлений в Пенсионный фонд, нерационально, и возможности здесь тоже ограниченные.

С этим было и связано повышение пенсионного возраста и другие изменения, которые касались как раз пенсионной реформы. Поэтому такие действия были оправданны. Прямо скажу, мы их откладывали несколько лет. О том, что нужно переходить на какие-то другие отношения, говорилось давно, как минимум десять лет назад, может, и больше. Но то, что случилось, то случилось. Сейчас преобразования, которые обсуждаются, касаются, скорее, административных вопросов. И забегая вперёд, могу сказать, что, по некоторым оценкам, в результате объединения фондов мы получим экономию в 120 миллиардов рублей. Мне кажется, это завышенные оценки, но, безусловно, какую-то экономию мы на этом получим.

– Давайте поговорим о недавней отставке главы ПФР Максима Топилина, который не продержался и года на этой должности. Как вы считаете, в чём причина его отставки?

В. К. – Происходит какая-то естественная ротация кадров. Но то, что сейчас назрела административная перестройка структур, которые занимаются доходами бюджетов, это очевидно. То есть мы видим попытку саккумулировать все ресурсы, поступающие в виде доходов бюджетов разных уровней, с точки зрения единого принятия решений.

Отставка главы ПФР Максима Топилина наделала много шума. А назначение на его место Андрея Кигима, руководителя Фонда социального страхования, породила много вопросов. Фото: Alexei Nikolsky/Kremlin Pool/Globallookpress.

Несколько лет назад произошла централизация системы управления и системы учёта этих платежей. Они были выведены из ведения государственных внебюджетных фондов и отданы федеральной налоговой службе. В свою очередь, все основные администраторы доходов бюджетов, собираемых на федеральном уровне, оказались в ведении Минфина – и ФНС, и таможенная служба, и даже Росалкогольрегулирование, которое у нас поставляет значимую часть доходов бюджета.

– То есть назрело время навести порядок во всей этой сфере. Наталья Валерьевна, как вы считаете, нужен ли нам ПФР как организация, которая ничем другим, кроме распределения средств и выдачи пенсионерам на руки не занимается? Эта организация настолько дорогостоящая, что любая экономия, которая идёт от урезания пенсий и повышения пенсионного возраста, фактически уходит на содержание Пенсионного фонда России.

Н. О. – Хочу добавить к ответу коллеги. После проверки Счётной палаты в Пенсионном фонде недосчитались порядка 400 миллионов рублей. Этому способствовало некорректное с юридической точки зрения ведение расчётов, отсутствие единой базы или портала, куда можно было бы вносить сведения о получателях пенсии. Кроме того, никто не контролировал правильность начислений. Были случаи, когда один и тот же номер СНИЛС присваивался нескольким гражданам.

Более того, родственники умерших пенсионеров по нескольку лет продолжали получать их пенсии. Именно поэтому сейчас премьер-министр Михаил Мишустин выступил с инициативой о порядке получения накопительной части пенсии родственниками умерших. То есть потихоньку этим всем начинает заниматься правительство.

И я перехожу к ответу на ваш вопрос. Сейчас многие говорят, что необходимо реформировать замороженную с 2014 года накопительную часть пенсии и создать комфортные условия для того, чтобы граждане сами копили собственные пенсионные деньги, получая при этом различные льготы, бонусы и так далее. Это дало бы возможность аккумулировать на специально открытых счетах денежные средства, которые передавались бы в доверительное управление и приносили дополнительный доход. Получится это или нет – вопрос дискуссионный. Поправки, которые в связи этим принимаются, ясности в вопросе не прибавляют. Да и гриф "секретно" тоже не позволяет понять, что в них содержится.

Предыдущие поправки, которые представлялись в 2016 и в 2019 годах, которые получили название "индивидуальный пенсионный продукт", должны были рассматриваться как инвестиции для граждан. Но объяснить, скажем, бабушке, живущей в какой-нибудь области, что это такое – инвестиции – очень сложно, учитывая общую финансовую неграмотность населения.

Есть и другие варианты, к которым склоняются многие экономисты и юристы. Конечно, необходимо анализировать мировой опыт. Ведь мы не единственная страна, которая сталкивается с такими проблемами.

– Мне бы хотелось задать вопрос ещё одному участнику нашей беседы – экономисту Антону Любичу. Нужен ли нам этот самый раздутый в мире по штату Пенсионный фонд?

Антон Любич – Начну с того, что пенсионной реформы как таковой у нас не проводилось. Просто был повышен пенсионный возраст. А пенсионная реформа заключалась бы в том, чтобы у ПФР появились бы деньги в управлении, которые можно было бы направлять на инвестиционные цели, зарабатывать на выплаты пенсий будущим пенсионерам. Как и поступают фонды. Он и был когда-то создан именно для того, заниматься этой деятельностью. Это его предназначение изначальное по реформе 2002 года, если мне память не изменяет.

С тех пор было сделано всё для того, чтобы у него не осталось денег для управления, а накопительная часть пенсии была заморожена. Потому сейчас он просто выполняет функцию по получению денег из бюджета, передачи их пенсионерам и параллельно содержит секретарш, охранников, автомобили, здания и ведёт какую-то непрофильную деятельность, которая только уменьшает пенсии пенсионеров.

– ПФР, у которого более ста тысяч сотрудников, не стеснял никогда себя в тратах. Через десять дней после того как правительство объявило о повышении пенсионного возраста, фонд спустил 95,6 миллиона рублей на аренду служебных автомобилей. Эта организация, как вы считаете, осознаёт свои действия? Что происходит в Пенсионном фонде сейчас?

В. К. – Я хочу выступить несколько в защиту Пенсионного фонда. Всё-таки даже нарушения, которые выявлены Счётной палатой, несопоставимы с масштабом тех действий, которые Пенсионный фонд у нас осуществляет. Всё-таки у нас 40 с лишним миллионов пенсионеров, плюс есть ещё различного рода получатели средств из Пенсионного фонда, и нужно сказать, что в целом система функционирует без сбоев, то есть ежемесячно пенсионеры всюду по стране получают положенные им из бюджета средства.

Н. О. – Они же получают деньги из бюджета. Не секрет, что правительство туда эти деньги вбрасывает, а в последний период времени – это точно.

В. К. – Ещё раз повторю, что примерно из 9 триллионов рублей, которые сейчас составляют объём Пенсионного фонда, 3,5 – это межбюджетный трансфер из федерального бюджета. А остальное – это те платежи, которые связаны, в основном, с 22 процентами от заработных плат, которые платят работодатели повсюду по стране напрямую в бюджет Пенсионного фонда. Мы видим, что сбоев в доведении средств до конкретных граждан из бюджета происходит немало. К примеру, в прошлом году сложности были с доведением доплат медикам.

Казалось бы, простая задача, ограниченный круг получателей, что тут сложного? Тем не менее и правительство, и конкретные чиновники были подвергнуты справедливой критике из-за того, что механизм оказался очень сложным и запутанным. Пеняли на губернаторов, пеняли на работников медицинских учреждений и руководителей, но задача оказалась сложной.

Здесь задача, решаемая для 40 с лишним миллионов получателей. Это сложная административно-управленческая задача, потому что остановить работу Пенсионного фонда на какое-то время просто невозможно. Нельзя сказать, что мы сейчас на 2-3 месяца его закрываем, чтобы провести перестройку и сделать тут какой-то новый механизм. Внедрить, в конце концов, новую информационную систему.

Кстати, многие работодатели жаловались, что когда в 2017 году переводили администрирование этих платежей из Пенсионного фонда в ФНС, то достаточно много огрехов выявилось с точки зрения чисто информационного учёта работодателей. Поэтому вместе с критикой нужно говорить и о позитивных вещах.

А то, что вы говорите насчёт администрирования, да, наверное, это так. Действительно, больше ста тысяч сотрудников, занятых в Пенсионном фонде, при средней зарплате 80 тысяч рублей, это расточительность.

– Да, зарплаты там неплохие. Экономисты Всемирного банка, который, как известно, приветствует пенсионные реформы, отметили, цитирую, что в России – это не реформа, а конфискация почти миллиона рублей у каждого из представителей старшего поколения при средней пенсии 15 тысяч рублей в месяц, пять лет невыплаченных пенсий складываются в 900 тысяч. Об этом писали журналисты издания "Аргументы недели".

Однако с этим комментарием специалистов Всемирного банка в корне не согласен кандидат экономических наук Константин Добромыслов.

Константин Добромыслов – Деньги, которые сегодня уплачиваются за работника работодателем, сразу же направляются на выплату пенсий. Люди, которые уплачивают страховые взносы, перед ними возникают обязательства, а те лица, которые платили до этого страховые взносы и сегодня вышли на пенсию, перед ними эти обязательства исполняются. Тут мы видим вполне понятный принцип компенсации уплаченных страховых взносов.

Так что ни о какой конфискации средств речь идти не может, это в корне неправильное определение или непонимание этими специалистами того, как работает российская пенсионная система. Я с этим непониманием подобных специалистов сталкивался уже в начале 2000 годов. Я думаю, что они до сих пор так ничего и не поняли.

– Эксперты Всемирного банка не понимают, как устроена наша пенсионная система. А мы понимаем, как она устроена? Можно какую-то ретроспективу того, что происходило с нами на протяжении последних 7-10 лет? С нашей пенсионной реформой? Что изменилось?

Н. О. – Я хочу закончить ту мысль об альтернативе Пенсионному фонду. Наше правительство может выполнять функции Пенсионного фонда, аккумулировать на своих счетах все те налоги, которые выплачивают наши предприниматели, и дальше эти денежные средства распределять. Возможно, мы к этому придём, но не раньше 2026 года, тем не менее такая мысль есть. Я думаю, что количество денежных средств, которые будут поступать из бюджета, только увеличится.

То, что касается ретроспективы и почему Всемирный банк не понимает, объясню, что до 2014 года у нас существовала накопительная часть, у нас существовала вот эта солидарная часть, она и сейчас существует, солидарная часть, только вопрос в размерах. Помимо старения есть ещё второй враг пенсионной реформы, это увеличение доходов населения. У нас только пять процентов населения способны копить деньги. Если сравнивать те пенсии, которые получают пенсионеры на Западе, то они совершенно от других сумм отчисляют эти проценты. И те проценты, которые у нас сейчас, и те базовые доходы, с которых исчисляется размер пенсий, они несопоставимы с тем, что происходит на Западе.

Сейчас активно говорят о том, что социальные пенсии мы как социальное государство никуда не денем, и, может, мы придём к тому, что будет существовать один для всех одинаковый базовый доход социальной пенсии, который будет всем выплачиваться. Если вы хотите получать свыше этого – открывайте накопительный счёт и дальше пытайтесь передавать ваши деньги в доверительное управление. Но это подойдёт только для продвинутой части населения.

Чему научился Пенсионный фонд за это время? Я, как юрист, сталкиваюсь с этим регулярно на практике. Пенсионный фонд научился за последние годы штрафовать за несвоевременную уплату взносов работодателей. Не успеваешь оглянуться, как на генерального директора штраф, счёт заблокирован, дело уже в суде, и судья уже озвучивает решение.

Вот плюс Пенсионного фонда. Во всяком случае, сейчас это работает как часы. И плюс ликвидировать компанию без согласия Пенсионного фонда, если есть малейшая задолженность, вы не сможете никогда – ПФР держит это всё в своих руках.

– Как вы считаете, Топилина отстранили от дел с какой целью?

Н. О. – Я думаю, что формируется новая команда, которая в тесном сотрудничестве с правительством будет продвигать все те идеи и задачи, которые связаны с тем самым законопроектом Минфина под грифом "секретно".

– То есть речь идёт о новой реформе, которая нас ждёт в декабре 2021 года. Вам что-то известно, Владимир Викторович, об этом?

В. К. – В СМИ идёт достаточно много дискуссий по этому поводу. Уже есть информация о том, что в правительстве готовится новая стратегия развития до 2030 года. Что касается возможных и обсуждаемых объединений Пенсионного фонда с Фондом социального страхования, вкупе с ними ещё и с Фондом обязательного медицинского страхования, эта идея просто высказывалась многими. Я помню, Голикова, будучи председателем Счётной палаты, лет пять назад эту идею тоже продвигала.

Но всё-таки под этим есть какая-то основа для того, чтобы подобные решения нашли политическое обоснование и вылились в конкретный законопроект. И сейчас такие основания действительно есть, поскольку правительство очень активно внедряет систему унификации разного рода информационных систем, и если предполагается создание так называемого социального казначейства, то почему бы это не сделать в виде единой структуры, которая их будет администрировать?

В 2020 году алтайский ПФР получил официальную информацию о начале большой реорганизации фонда. Однако после ухода главы ПФР России Максима Топилина ( экс-куратора Алтайского края в части борьбы с бедностью) и назначения нового руководителя контуры реорганизации стали не понятными. Руководитель алтайского ПФР Борис Трофимов , отвечая на вопросы журналистов , рассказал , что ему известно и неизвестно.

Пенсия, старость.

Операция централизация

О большой управленческой реорганизации ПФР стало известно в 2020 году. В отделение ПФР пришла информация , что в 2021 году необходимо начать централизацию , завершить ее предполагалось к июлю-августу , объяснил Борис Трофимов.

Сейчас в Алтайском крае работает 18 управлений ПФР в городах и районах края , региональный центр по выплате пенсий и 64 клиентские службы. В том или ином формате фонд представлен во всех муниципалитетах.

По словам управляющего , отделение ПФР должно было перейти на одно юрлицо. В части районов , где есть полномасштабные управления , планировалось оставить только клиентские службы , привел пример планировавшейся реорганизации Трофимов.

В алтайском отделении ПФР к этой работе только приступили.

Борис Трофимов.

Универсальные солдаты

Предполагалось также перераспределение человеческого потенциала. Так , в Барнауле количество сотрудников ПФР должно было увеличиться на 185 человек. А на местах , наоборот , уменьшиться.

По словам Бориса Трофимова , в алтайском отделении фонда проработали возможность переезда части сотрудников в Барнаул.

Наши специалисты клиентской службы — это универсальные солдаты , способные оказать все виды услуг , а их у нас 26 , плюс еще 28 дополнительных вопросов, — сказал руководитель.

Но сама по себе задача найти 185 специалистов , не такая простая — и в алтайском ПФР предполагали , что кроме своих специалистов с мест смогут подобрать себе сотрудников из числа выпускников и работников других сфер.

Пенсионный фонд по Алтайскому краю:

Точки присутствия

Возможные результаты реорганизации Борис Трофимов прокомментировал очень сдержанно. Так , он предположил , что качество услуг после реорганизации может «не отвечать требованиям наших клиентов по срокам и достоверности».

Разработчики , например , предполагали вводить вместо прежних структур ПФР «точки присутствия» и «центры компетенции». Но четкого понимания их функционала и будущей структуры фонда на местах так и не сложилось.

Пенсии. Пенсионный фонд РФ.

Перспективы неясные

Однако в феврале глава ПФР и экс-куратор Алтайского края Максим Топилин покинул свой пост. На его место назначен Андрей Кигим , бывший глава Фонда соцстраха.

И вот теперь перспективы реорганизации ПФР стали еще менее ясными. Будет ли она происходить по плану , разработанному при Топилине , появится ли новый план и будет ли реорганизация вообще , неизвестно.

«Мы не знаем , что будет дальше», — признался Борис Трофимов. По его словам , централизация алтайского ПФР не произошла и пока все остается по-прежнему , работают все 18 управлений и 64 клиентские службы.

Мы ждем , какую установку даст нам новый председатель. Если он скажет: продолжаем — будем продолжать. В апреле-мае подготовим постановление Пенсионного фонда и осенью начнем работать в новом формате. Кадровые , технологические , коммуникационные вопросы у нас решены", — сказал управляющий отделением ПФР.

Максим Топилин.

Объединение с соцстрахом

Надо добавить , что многие СМИ сообщали о том , что в правительстве России всерьез намерены объединить Пенсионный фонд и Фонд соцстрахования. Борис Трофимов рассказал , что движение к этому в алтайском отделении ПФР началось еще в прошлом году.

«Мы предоставили пять площадок для наших партнеров из Фонда социального страхования на территории Пенсионного фонда. Они работают по принципу одной двери: человек заходит в помещение , где работали как сотрудник пенсионного фонда , так и специалист фонда соцстраха», — сказал Трофимов.

В ближайшее время крае откроется еще пять таких площадок. А в 2022-м от одной двери намеревались перейти к одному окну — чтобы клиенты в одном месте получали услуги всех организаций , которые сегодня куририрует Минтруда России.

Но опять же — сегодня неясно , произойдет ли это. Можно лишь предполагать , что назначение на пост руководителя ПФР человека из Фонда соцстраха — сигнал к тому , что задуманное сбудется.

«Все задачи мы выполняем , и находимся в состоянии высокого психологического и организационного напряжения. Мы живые люди», — отметил управляющий отделением ПФР.

Как слияние Пенсионного фонда РФ и соцстраха изменит систему выплат населению?

Сергей Аксенов

На фото: здание ПФР





Глава Пенсионного фонда России (ПФР) Максим Топилин снят с должности. На его место назначен глава Фонда социального страхования Андрей Кигим. Постановление правительства подписал Михаил Мишустин, сообщает Газета.ру.

Не исключено, что речь идет о смене парадигмы пенсионной системы. Максим Топилин не подходит под поставленную задачу объединения социальных фондов, считают, близкие к правительству источники РБК. Напомним, Топилин в качестве министра труда был основным «толкателем» пенсионной реформы, которую стали называть «людоедской». Продавив ее, он возглавил ПФР.

За объединение социальных фондов (ПФР, ФСС и ФМС) в единую структуру в бытность главой Счетной палаты (2018 год) выступала вице-премьер Татьяна Голикова. Объединенный фонд, говорила она, станет «уникальной управленческой структурой, находящейся не в государственной, а в публичной собственности».

К слову, за неделю до отставки Топилина стало известно, что его предшественник на посту главы ПФР Антон Дроздов по сокращению штата покидает Минфин, где курировал пенсионное направление в ранге замминистра, и переходит на работу в Промсвязьбанк. Непонятные пертурбации, чехарда в пенсионной системе на фоне политической турбулентности не могут не вызывать опасения.

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Вера Ганзя уверена, что любая реорганизация ведомств проводится только тогда, когда от них нет должной отдачи.

— Отставка Топилина, видимо, говорит о провале пенсионной реформы. Ведь именно он и добивался ее реализации. Как минимум речь идет о его неэффективной работе в части реализации позитивных пожеланий, которые озвучивали, когда принимали пенсионную реформу. Ничего, кроме негатива людям и экономике страны он не принес.

«СП»: — Интересно, что ПФР все-таки ликвидируют, сливая его с ФСС…

— Эти фонды по сути дела посредники, которые имеют огромные материальные ресурсы, кадры. И при этом они пользуются бюджетными деньгами. Например, в ПФР вливается 3,3 трлн. рублей из федерального бюджета. Зачем? Наверное, это не совсем правомерно. Поэтому обсуждается идея объединить социальные фонды. В этом есть определенный смысл.

Но наша — КПРФ, позиция заключается в том, что эти избыточные структуры вообще не нужны. Зачем их содержать? Выплаты можно проводить напрямую из бюджета.

Смысл планируемых преобразований «СП» пояснил проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

— Назначенный на ПФР Андрей Кигим — человек абсолютно командный, работает в системе соцстраха долго и поэтому с тематикой знаком хорошо. Более того, он в последнее время очень активно внедрял все, что связано с работой больших баз данных и прочие прогрессивные информационные технологии.

Вспомните, как в прошлом году, через ФСС проходили выплаты по больничным, и людям не надо было ходить по этому поводу ни в поликлиники, ни к работодателю. Все это в автоматическом режиме передавалось из медучреждений в ФСС, который производил выплаты гражданам. Поэтому в рамках объединения ФСС и ПФР Кигим максимально подготовлен к решению предстоящих задач.

«СП»: — А объединение фондов вопрос решенный? В каком конкретно формате? Голикова говорила об объединении не только ПФР и ФСС, но и ФМС…

— Есть поручение правительства Минтруду, ПФР и ФСС подготовить предложения. Оно было дано еще в прошлом году. ФМС это объединение касаться не будет.

«СП»: — Также Голикова говорила, что новая структура должна находиться не в государственной, а в публичной собственности. Что это значит?

— В 2019 годы мы с финансовым омбудсменом Юрием Ворониным написали для Центра стратегических разработок доклад, его потом передали Голиковой, о реформе системы социального страхования в России. Там мы предложили объединение всех социальных фондов (включая медстрах) и изменение формата собственности объединенной структуры.

Сейчас фонд является, по сути, казенным предприятием. Это некий технический оператор денежных средств, которые приходят, а потом уходят. В этом смысле как любое подведомственное учреждение он не имеет самостоятельности.

В то время как на Западе, например, в Германии (родине пенсионной системы — авт.) пенсионный фонд — это совместная собственность работников, работодателей и государства. Это, конечно, не акционерное общество, но национальное достояние, управляемое в соответствии с законом выборным органом из числа представителей упомянутых трех сторон.

Их решения независимы от правительства. Именно фонд определяет политику тарифов, определяет пенсионный возраст. Волюнтаристски поднять пенсионный возраст или изменить тариф отчислений или увеличить размер пенсии невозможно. Все решения там принимаются консенсусом. Стороны должны договориться. Поэтому все принимаемые решения устойчивы. Все стабильно.

Средства, которые могут оставаться на счетах в качестве резервов, совет директоров направляет на приращение — занимается инвестиционной политикой. И все проценты, которые приходят в пенсионный фонд являются достоянием граждан и никакой минфин их изъять оттуда не может. Он по решению правительства просто осуществляет софинансирование обязательств государства.

Сейчас эти предложения прорабатываются на уровне экспертов. Потому что прежде чем написать закон и принять его в парламенте, должна быть сделана колоссальная техническая работа. Например, нужно объединить базы данных. В ПФР — это в основном граждане, в ФСС — юрлица. Когда это будет сделано, гражданам не придется бегать по разным фондам. Все будет в одном месте.

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ Андрей Песоцкий считает, что в правительстве возобладали прогосударственные тенденции.

— Отставку Максима Топилина я бы не драматизировал с политической точки зрения. Хотя, конечно, он был сторонником скандальной пенсионной реформы. Но в тот период таким сторонником было все правительство, в котором Топилин не отличился как особо одиозный персонаж. Скорее всего, дело исключительно в планируемом объединении ПФР с Фондом социального страхования.

Топилин был назначен на пост руководителя ПФР еще во времена премьера Медведева, в 2012 году. Теперь же Мишустин подобрал на эту должность нового человека. Правительство Мишустина делает ставку на укрупнение «институтов развития» — создание структуры, более понятной с точки зрения управленческой логики. ПФР будет встраиваться в более крупную систему, перед которой будут ставиться четко сформулированные задачи, увязанные с развитием страны.

Таким образом, отставку Топилина стоит рассматривать с точки зрения построения своего рода плановой экономики, идейным вдохновителем которой является первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов. Экономики, в которой государство — не просто контролер и наблюдатель, а субъект, который планирует и выполняет определенные задачи всероссийского масштаба.

Судя по оценке директора Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина, процесс объединения фондов может быть продолжен под некую политическую фигуру.

— Очень может быть, что это является еще одним латентным признаком приближающейся открытой фазы транзита власти. Потому что в закрытой фазе он идет с конца прошлого года. Слухи о том, что собираются объединять три социальных фонда, циркулируют уже года два. Тогда назывались разные фамилии людей, которые должны были освободить свою должность в рамках транзита. Именно это было «легендой» для создания «суперфонда». Поэтому главный вопрос в том, под кого это делается, ведь объединенный фонд — колоссальный ресурс. Само же решение — чисто аппаратное. Какая разница кто будет администрировать финансовые потоки? Принципиальные подходы не изменятся.

Отставка главы Пенсионного фонда (ПФР) Максима Топилина абсолютно закономерна. Равно как – приход на его место Андрея Кигима, который без малого восемь лет руководил Фондом социального страхования. Такую мысли высказали большинство опрошенных нами экспертов. Свою мысль они обосновывали двумя факторами.

Понадобился менеджер-универсал

Во-первых, не за горами намеченное слияние государственных внебюджетных фондов в некий глобальный институт «социального казначейства», во главе которого потребуется не политик, а опытный финансовый менеджер. Во-вторых, Топилин, в недавнем прошлом глава Минтруда, был неплох именно как министр, но вот с управлением ПФР справился не вполне.

Распоряжение относительно отставки Топилина и назначения Кигима подписал 12 февраля премьер Михаил Мишустин. В карьере нового шефа Пенсионного фонда обращает на себя внимание мощная финансовая составляющая. С 1991 года он работал на различных должностях в Сбербанке, с 1998-го – в компании «Росгосстрах» финансовым директором, с 2000-го – в Федеральной службе по финансовому оздоровлению и банкротству (замруководителя). С 2004 года Кигим – исполнительный директор, а затем президент Российского союза страховщиков. С марта 2013-го по сегодняшний день – глава Фонда соцстраха.

Очевидно, что случившееся не имеет чисто кадровой подоплеки. Это не ротация, не банальная смена одного чиновника на другого по неким личностно-конъюнктурным причинам. Похоже, Топилин как управленец не соответствовал масштабу тех задач, которые государство в целом и премьер Мишустин в частности ставили и ставят перед Пенсионным фондом. Масла в огонь подлила и грядущая оптимизация ПФР.

Возглавляя в свое время Минтруд, Топилин курировал и ПФР, и Фонд социального страхования, отмечает профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. По его словам, формально это организации более низкого уровня, однако обе имеют предельно жесткую, по сути, военизированную внутреннюю систему управления. Обе располагают колоссальными материальными ресурсами и IT-мощностями (серверы, базы данных), обе заточены на быстрое и качественное оказание услуг населению. Все это вместе кратно превосходит по сложности административно-бюрократический механизм Минтруда.

И ПФР, и Фонд соцстраха – фактически финансовые корпорации, а не ведомства, как Минтруд. С абсолютно разными функционалом, степенью ответственности, требованиями к дисциплине, отчетностью. На взгляд Зубца, с чисто чиновничьей ролью руководителя Минтруда Топилин в целом справлялся, но когда его отправили этажом ниже, в «кочегарку» ПФР, выяснилось, что он не вполне пригоден к столь многогранной, требующей порой нестандартных подходов, черновой работе.

Что касается планируемого слияния Пенсионного фонда, Фонда соцстраха и Фонда обязательного медстрахования в институт «социального казначейства», то Зубец не находит этому внятного объяснения. Ясно лишь, рассуждает собеседник «МК», что в этой ситуации лучше проявит себя менеджер-универсал, способный в равной степени использовать на всех своих постах кнут, пряник, а заодно – и кочергу. Такой как Андрей Кигим.

Реформа ПФР может начаться уже в ближайшие месяцы, поскольку в нацплане восстановления экономики РФ текущий год указан как год создания института «социального казначейства», напоминает ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников. По его словам, на основе этой структуры, которая вберет в себя ресурсы трех государственных внебюджетных фондов, власти намерены повысить адресность социальных трансфертов – при помощи новейших IT-технологий. Вероятно, предполагает Масленников, Топилин почувствовал, что в новые реалии никак не вписывается. «В перспективе такой переход потребует эффективных технических навыков управления, которыми как раз может обладать Андрей Кигим. Как известно, сфера социального страхования — это понятная для него стезя, а в будущем может появиться необходимость оптимизировать деятельность ПФР», - говорит эксперт.

Такого рода кадровые решения планируются заблаговременно, утверждает проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов . «Еще с прошлого года обсуждается тема объединения двух фондов – ФСС и ПФР. На первых этапах организационных процессов, необходимо уделить внимание технической стороне реорганизации. Важно скоррелировать две системы учета данных, разобраться с офисами, поменять функционал и создать технологию единого окна для объединенного фонда. Вероятно, в правительстве решили, что Андрей Кигим более подготовлен для решения этих задач. Видимо, показательным стал проект реализованный Фондом соцстраха проект «Электронный больничный. Кигим обладает хорошими профессиональными навыками и стратегически понимает необходимость внедрения современных технологий», - говорит наш собеседник.

«В нынешних условиях финансовой нестабильности назначение Андрея Кигима вполне оправдано. Он хорошо знаком с финансами, работал в банковской и страховой системе. То есть он определенно понимает, как деньгами управлять», - комментирует назначение завкафедрой государственного и муниципального управления РЭУ им.. Плеханова Руслан Абрамов. Кроме того, эксперт напоминает, что Кигим долго руководил ФСС, а сейчас в приоритете правительства именно социальная составляющая. «Это как бы реверанс в сторону населения, которые недовольны пенсионной реформой. Сегодня пришел человек, который социальную составляющую выдвинет на первый план и пенсионное страхование получит дальнейшее развитие», - надеется эксперт.

Читайте также: