Сколько сэкономили денег на пенсионной реформе

Опубликовано: 24.04.2024


Фото Susana Vera / Reuters
Фото Susana Vera / Reuters

В России планируется реформа, которая впервые с 20-х годов прошлого века изменит возраст выхода россиян на пенсию. Для женщин он поднимется на 8 лет, до 63 лет, для мужчин — на 5, до 65 лет. Наши аналитики подсчитали, будет ли выгодной для государства эта реформа, если учесть косвенные расходы.

Реакция населения — неоднозначная. С одной стороны, по актуальным данным, для женщин в возрасте 55 лет средняя продолжительность жизни от этой отметки составляет около 26 лет. Это самый высокий в мире показатель длительности получения пенсии. У мужчин ситуация не настолько позитивная (они в среднем получают пенсию около 16 лет), но это тоже весьма неплохой показатель по общемировым меркам.

С другой стороны, по показателям средней продолжительности жизни (СПЖ) мы значительно отстаем от западных стран (чтобы расчитывать на пенсию, надо сначала дожить до нее). Несмотря на положительную динамику (в последний год СПЖ выросла на 8,5 месяца), мы до сих пор не переросли показатели позднего советского периода.

Средняя продолжительность жизни

Важно, что СПЖ очень отличается для разных регионов в России. В Москве она составляет около 80 лет, в Дагестане и Ингушетии показатели сопоставимые. А вот, например, в республике Тыва и в некоторых других субъектах Сибирского федерального округа СПЖ не доходит и до 60 лет.

Популярное заблуждение — в низкой СПЖ виновата несовершенная система здравоохранения. На самом деле, как показывает общемировой опыт, на этот показатель больше всего влияет образ жизни. Так, среди внешних причин смерти в России лидирует алкогольное отравление, в Японии — суицид, а в США — передозировка наркотических веществ. Ведущие естественные причины смерти в нашей стране свидетельствуют скорее об общем высоком уровне стресса среди населения — это ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда.

Расчет экономии

Новость о повышении пенсионного возраста вызвала волну возмущения в социальных сетях и в СМИ, где основным тезисом было: «Повышать пенсионный возраст с такой низкой СПЖ — значит заставлять нас работать до смерти». Действительно, в связи с переменами часть россиян до пенсии не доживет. На основе открытых данных мы составили прогноз по каждой половозрастной группе, чтобы увидеть, сколько их будет в абсолютных числах.

В расчетах мы учитывали динамику ожидаемой численности людей определенного года рождения, смертность и новые условия выхода на пенсию. Таким образом мы получили следующую диаграмму:


Мы получили общее количество — 1 498 427 человек до 2035 года. Общая закономерность: смертность мужчин в предпенсионном возрасте значительно превышает женскую.

Мы также попытались предположить, сколько сэкономит государство на повышении пенсионного возраста. В расчетах мы опирались на средний размер пенсии, указанный в открытых данных Пенсионного фонда на конец 2017 года — 13 800 рублей. Также мы учли инфляцию, с учетом которой к 2035 году средняя пенсия в месяц составит 26 870 рублей.

По нашим подсчетам, к 2027 году общая сумма сэкономленных средств составит 8,474 трлн рублей. Она складывается из двух составляющих: экономия не невыплатах людям, которые вышли на пенсию позже, и на невыплатах гражданам, которые не дожили до пенсии. Важно, что второй показатель значительно ниже первого — 108 млрд рублей против 8,366 трлн миллиардов. Общий показатель выше, чем расходы Пенсионного фонда на обеспечение россиян в 2017 году.


Помимо этого, государство экономит за счет отсроченного выхода граждан на пенсию. Мы рассчитали этот показатель, диаграмма с суммами в рублях представлена ниже. Общая закономерность — численность женщин предпенсионного возраста выше мужчин, следовательно, вклад женского населения по данной позиции будет преобладать.


Интересно, что, по нашим данным, среди работающих пациентов в возрасте от 55 до 63 лет для женщин и от 60 до 65 для мужчин продолжительные больничные и дорогостоящие медицинские услуги встречаются реже, чем среди их более молодых коллег.

Мы наблюдаем повышенный интерес молодых людей в возрасте до 30 лет к собственным показателям здоровья и видим в этом тренд на более ответственное отношение к своему образу жизни. На наш взгляд, это говорит о возможном значительном увеличении СПЖ в перспективе 15-20 лет.


Напомним, у работающих пенсионеров ежегодная индексация пенсий сейчас "заморожена". То есть пока работник, оформивший получение пенсии, продолжает трудиться, он ее получает без индексации, в первоначальном назначенном размере в течение всех лет "переработки".

Правда, стоит отметить, что поскольку с зарплаты таких граждан работодатели продолжают платить взносы в Пенсионный фонд, пенсию им ежегодно пересчитывают с учетом размера поступивших отчислений - это происходит с 1 августа каждого года. А вот когда гражданин увольняется, пенсия ему пересчитывается с учетом всех пропущенных индексаций. Например, пенсионер продолжал трудиться три года - значит, когда он прекратит карьеру, пенсия ему будет проиндексирована с коэффициентами, действовавшими в последние три года.

Этот принцип "отложенных индексаций" предполагается сохранить для работающих пенсионеров и после начала реформы. Но поскольку правительство обещает увеличить коэффициент индексации после введения новой возрастной планки, эта группа пенсионеров в итоге также окажется в выигрыше, ведь повышенные коэффициенты будут действовать для всех.

Добрый доктор

Более 60 лет отработала в родной больнице в Рязани старейший хирург России (а может, и мира) Алла Ильинична Левушкина.

Ей 90 лет, а оперировать она перестала всего месяц назад. Более 60 лет приходила в ординаторскую первого хирургического отделения 11-й горбольницы Рязани.

"Ни разу не изменила ни больнице, ни хирургии, и о том, чтобы оставить работу, даже не думала", - говорит доктор. А пациенты всегда стремились попасть лечиться к ней - маленькой, хрупкой, но с твердой рукой и бесконечной добротой.




C премьер-министром Дмитрием Медведевым встретилось руководство партии и фракции "Единой России", чтобы обсудить трудовые гарантии для граждан в рамках предстоящей пенсионной реформы.

С одной стороны, речь идет о людях в возрасте после 50 лет, которым необходимо гарантировать трудоспособное будущее. Сейчас такие работники в зоне риска с точки зрения потери работы. Также им довольно сложно в случае увольнения найти новое место.

Нужны гарантии, чтобы людей в этом возрасте не увольняли, либо, если увольнение произошло, чтобы они могли пройти переобучение. Впрочем, в Роструде уже сообщили, что для возрастных работников будут предложены особые программы помощи в трудоустройстве.

Еще одна возрастная категория - молодые люди, у которых нередко возникают проблемы с поиском стартового места работы. Один из обсуждаемых вариантов: дать выпускникам вузов гарантию первого рабочего дня. Другая возможность - вернуться к старой системе распределения выпускников.


Реальное повышение пенсионного возраста, о чем многие сегодня не помнят, началось 1,5 года назад. И первой категорией, для которой было принято такое решение, стали государственные служащие.

Поправки в Закон "О страховых пенсиях" вступили в силу с 1 января 2017 года. Параметры повышения, кстати, были те же самые, что предлагаются сегодня для всех остальных работников (за исключением льготников): возраст увеличивается с 60 лет до 65 для мужчин и с 55 до 63 для женщин. Только шаг повышения тогда был выбран более плавный: по полгода увеличения за год.

Одновременно с возрастом были изменены и некоторые другие параметры для назначения пенсий - например, минимальный стаж работы на госслужбе.

Теперь возраст выхода на пенсию для госслужащих предлагается привести в соответствие с предстоящим увеличением общеустановленного возраста. С 1 января 2020 года шаг уже проводимого второй год увеличения трудоспособного возраста будет ускорен - по принципу "год за год".


Для "обычных" работников, которые по действующему законодательству выходят на пенсию в возрасте 60 лет - мужчины, и 55 лет - женщины, предполагается повысить возрастную планку на 5 лет для сильной половины и на 8 лет - для женского населения. То есть когда реформа закончится, мужчины смогут оформить страховую пенсию по старости в 65 лет, а женщины - в 63 года. Но это повышение не будет скачкообразным. Как показал опыт других стран, чтобы люди адаптировались и спокойнее принимали перемены, возраст надо повышать постепенно.

Начать правительство предлагает уже с 1 января 2019 года, при этом предусматривается достаточно длительный переходный период: с 2019 по 2028 год для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, возраст выхода на пенсию предлагается увеличивать по принципу "на год за год, пропуская год" в течение 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. (См. инфографику выше)

Если законопроект будет принят в нынешнем виде, увеличение пенсионного возраста первыми затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения. Граждане этого возраста с учетом переходных положений получат право выйти на пенсию в 2020 году - в возрасте соответственно 61 год и 56 лет.

Отметим, что когда рассматривались разные варианты реформы, эксперты просчитывали и другие параметры, например, более медленное увеличение возраста "по полгода за каждый год". В пользу такого подхода высказалась на днях глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. Так что дискуссии и в правительстве, и среди парламентариев продолжаются. Окончательные параметры станут ясны позднее.

Много вопросов возникло и по поводу, что правительство собирается сделать с льготными пенсиями. Категорий льготников у нас очень много. Для некоторых сегодняшний порядок выхода на пенсию решено не менять. Для других - изменения все же будут.


Граждане, отработавшие определенный срок (иногда его называют "северным стажем") в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к северным территориям, имеют право на досрочную пенсию. Правительство предложило для тех северян, кому сейчас установлен возраст выхода на пенсию в 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), постепенно его повысить. Предусматривается повышение пенсионного возраста до 60 лет и 58 лет соответственно у мужчин и женщин.

Досрочные пенсии для северян ввели в 50-е годы прошлого века, когда нужно было осваивать северные территории. Условия работы и жизни в отдаленных северных регионах были чрезвычайно сложными, инфраструктура, всевозможные социальные объекты, обеспечивающие нормальную жизнь, отсутствовали и строились с нуля. Фактически льготой по раннему выходу на пенсию правительство компенсировало людям жизнь и работу в очень непростых условиях.

Сейчас ситуация другая. А продолжительность жизни у северян растет даже быстрее, чем в среднем по стране. За 2010-2016 годы в целом по России ожидаемая продолжительность жизни выросла на 2,93 года. За это же время на Чукотке стали жить дольше на 6,93 года, в Ненецком автономном округе - на 6,16 года, а в Сахе (Якутии) - на 4,09 года.

Порядка 42 тысяч россиян получают сегодня социальную пенсию. Это граждане, которые не работали вообще или трудились непродолжительное время. В результате они не наработали полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсии. В таких случаях государство берет на себя обязательство выплачивать им небольшую по размеру социальную пенсию.

До сих пор социальная пенсия назначалась женщинам, достигшим 60 лет, и мужчинам - в 65 лет.

Сроки ее получения также предлагается отодвинуть. Если законопроект будет принят, социальная пенсия будет назначаться женщинам на восемь лет позже нынешнего срока - в 68 лет, а мужчинам - позже на пять лет, то есть, соответственно, по достижении 70 лет.

Увеличение возраста для получения социальной пенсии будет проходить точно таким же образом, как и в случае с обычными страховыми пенсиями: плавно и постепенно.

Что касается пенсий по инвалидности, порядок их назначения остается, по сути, прежним. Граждане, имеющие значительные нарушения жизнедеятельности, как и раньше, имеют право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении (независимо от возраста) получать социальную пенсию по инвалидности. Средний размер социальной пенсии с 1 апреля 2018 г. составил 9072 рубля.


Главный момент: досрочные пенсии бюджетникам льготных категорий решено сохранить. Но время их назначения планируется постепенно сдвигать одновременно с увеличением общеустановленного пенсионного возраста.

Напомним, право оформить пенсию досрочно есть у педагогов, медиков и артистов. Сейчас к конкретному возрасту момент назначения пенсии не привязан: нужно только выработать специальный стаж по профессии: от 15 до 30 лет. Например, школьные учителя должны отработать по профессии 25 лет. У врачей, работающих на селе или в поселках городского типа, спецстаж 25 лет, а если доктор работает в городской поликлинике и больнице, он должен отработать не менее 30 лет. У артистов право на льготную пенсию появляется в 50-55 лет, и лишь у некоторых категорий не зависит от возраста.

Требования к стажу разные: у профессий с большими физическими нагрузками, у солистов стаж меньше, у "массовки" - больше. Ключевой момент: требования к величине стажа менять не планируется. "Исходя из общественной значимости этих работников институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме, - пояснили "РГ-Неделе" в минтруде. - Никакого ужесточения требований по спецстажу не будет". Тем не менее порядок назначения досрочных пенсий предлагается изменить. Параллельно с увеличивающимся общеустановленным пенсионным возрастом будут постепенно (по году за год) "сдвигать" и сроки назначения льготной пенсии. В итоге, когда закончится переходный период, срок оформления этого вида пенсий сдвинется на 8 лет.

"Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки спецстажа и приобретения права на досрочную пенсию, - уточнили в минтруде. - Сейчас таким работникам необходимо выработать от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить "досрочную" пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений" (см. рисунок).

Снижение пенсионного возраста в России

Вопрос о повышении возраста выхода граждан России на пенсию остаётся актуальным и болезненным. Возможно ли сейчас вернуть его к дореформенным показателям, и что на этот счёт думают эксперты и представители Кремля, расскажет информационное агенство ВикиПрофит.

Возраст выхода на пенсию могут снизить – эксперт назвал условия для новой пенсионной реформы

С 1 января 2019 года в России была осуществлена масштабная пенсионная реформа, направленная на повышение возраста выхода на пенсию практически всех граждан страны. Нововведение вызвало массу недовольств, которые продолжаются до сих пор.

Перспективы возврата в дореформенное положение пенсионной сферы в настоящее время неясны, но есть ряд условий, при которых это становится более реальным.

Ключевым шагом к достижению этой цели должна стать выгодная продажа российской нефти и газа. По словам Валерия Миронова именно это принесёт дополнительную прибыль стране и сделает возможным наполнение казны Пенсионного фонда, и, соответственно, ввести послабления по возрасту для российских пенсионеров.

Изменения вряд ли произойдут в 2021 году, так как Федеральный бюджет на текущее время сформирован и утверждён, и изменения в финансировании пенсионных реформ в него заложено не было.

Новый законопроект готовят в Госдуме – «Справедливая Россия» добивается снижения пенсионного возраста

На рассмотрение в Госдуму внесено предложение депутатами партии «Справедливая Россия». Чиновники ходатайствуют за возврат в стране прежнего возраста выхода на пенсию, который был до 1 января 2019 года.

Одной из причин повышения пенсионного возраста в РФ было стремление последовать примеру запада, где, по большей части, этот показатель завышен.

Также представитель партии отметил, что поднятие пенсионного возраста еще сильнее усугубило одну из главных социальных проблем России – низкие заработные платы и удешевление рабочей силы. По его мнению, возврат к прежним возрастным показателям способен несколько улучшить общее положение в стране.


Кому из россиян положена досрочная пенсия и её повышение – категория льготников и список профессий

В 2021 году обновлён список профессий, которые могут уйти на заслуженный отдых раньше своих соотечественников. Об этом сообщило Министерство труда и разработало для Пенсионного фонда России законопроект, который расширил список специальностей и организаций, работники которых могут выйти на пенсию досрочно.

К их числу относятся:

  1. Учителя.
  2. Медицинские работники.
  3. Пожарные и спасатели.
  4. Машинисты железнодорожного транспорта.
  5. Шахтёры.
  6. Водители автобусов и троллейбусов.
  7. Работники лесозаготовок.
  8. Сотрудники метро.
  9. Деятели искусства.
  10. Работники текстильного производства.

У каждой категории необходимый стаж выхода на пенсию варьируется от 25 до 30 лет, таким образом, средний возраст граждан на этот момент составляет 45-50 лет.

Почетный член президиума Союза пенсионеров России Людмила Пискунова рассказала, что некоторым категориям льготников положено повышение пенсионных выплат в 2021 году. Это касается людей, имеющих государственные награды и звания. Также повышение коснется граждан, верных деятельности в своём регионе – их стаж должен быть не менее 40 лет в одном субъекте России.

Отмена пенсионной реформы в России возможна в 2021 году

Отмена пенсионной реформы в России возможна в 2021 году

Какой период работы войдет в стаж для начисления досрочного выхода на пенсию – решение премьерминистра

В марте 2021 года Михаилом Мишустиным был подписан новый законопроект, который касался изменений в подсчёте трудового стажа для выхода на льготный заслуженный отдых.

По словам Пенсионного фонда это условие станет доступно только в том случае, если работодатели на время учёбы будут продолжать отчислять налог в ведомство и сохранят за сотрудниками их рабочие места.

Как и прежде в стаж будет включаться оплачиваемые отпуска и время получения пособий по безработице.


Повышение пенсий работающим пенсионерам стало реальностью – новый законопроект рассмотрят в Госдуме в феврале 2021 года


Будет ли в России индексация пенсии в апреле 2021 года работающим пенсионерам и повышение социальных пенсий


«Всем положена доплата»: социальная прибавка 6000₽ и 8000₽ неработающим пенсионерам с февраля 2021 года

Решение о повышении пенсионного возраста для миллионов людей в нашей стране стало незаживающей раной. И понятно почему: многие рассчитывали, что скоро начнут получать пенсию, а им вдруг объявили, что срок выхода на заслуженный отдых сдвигается, а потому на выплаты от государства они пока могут не надеяться. Так что хочешь не хочешь, а давайте работайте дальше.

И сегодня это решение о повышении пенсионного возраста вспоминается как-то особенно остро — потому что в последние месяцы резко ускорилась инфляция. Казалось бы, какая связь между сроком выхода на заслуженный отдых и ростом потребительских цен? А вы вспомните, как власти в 2018 году аргументировали необходимость повышения пенсионного возраста. Пожалуй, важнейшим аргументом у них был следующий: повышение пенсионного возраста необходимо для того, чтобы в опережающем темпе по сравнению с инфляцией увеличивать размер пенсий. Именно для этого нужны дополнительные деньги, а их можно взять, только если повысить пенсионный возраст.

Так вот к середине марта 2021 года текущая инфляция в годовом выражении достигла 5,8%. Замечу, что официальный прогноз Минэкономразвития по инфляции на текущий год — 3,7%. А вот индексация пенсий по итогам 2021 года должна составить 6,3%. То есть по сравнению с «бумажной» инфляцией опережающий рост налицо, а по сравнению с реальной его практически нет — разве что на доли процента. И как тогда воспринимать обещания властей по индексации пенсий? Получается, что обман?

В связи с этим мне как экономисту и финансовому аналитику уже давно хотелось сделать следующее: оценить, сколько денег потеряли люди в масштабах страны из-за повышения пенсионного возраста. Цена вопроса — это всегда важно и интересно. Стоило ли вообще все это затевать и можно ли было обойтись без повышения срока выхода на заслуженный отдых?

Каждый человек, который попадает под повышение пенсионного возраста, легко может сам оценить собственные потери. Так, если назначение ему пенсии сдвинулось на один год, неполученные выплаты составят его прямые денежные потери. При пенсии, к примеру, в 17 тыс. рублей в месяц годовые потери человека превысят 200 тыс. рублей. Ну а каковы масштабы потерь несостоявшихся вовремя пенсионеров в масштабах всей России? По идее, конечно, расчеты оценки должны были сделать правительство и Пенсионный фонд РФ еще при подготовке этой так называемой реформы. Однако что-то я не видел, чтобы они обнародовали подобные цифры. И понятно почему: очень уж высокой могла получиться эта оценка потерь для людей.

Отправная точка для наших расчетов — это прогноз численности населения трудоспособного возраста в двух вариантах (если пенсионный возраст увеличивается до 60 лет у женщин и до 65 лет у мужчин и если он остается прежним — 55 и 60 лет соответственно). Соответственно, мы будем знать и данные по прогнозируемой численности пенсионеров. В 2018 году в России насчитывалось 36,3 млн пенсионеров по старости. А в 2028 году их будет, исходя из демографического прогноза Росстата, 32,3 млн человек с повышением пенсионного возраста и 40,8 млн человек в варианте, если бы пенсионный возраст не был повышен. Разница, как видим, достаточно существенная — 8,5 млн человек. Одна эта цифра уже заставляет предположить, что для государства получается огромная экономия в результате повышения пенсионного возраста.

Отталкиваясь от этих цифр, а также принимая во внимание другие важные прогнозные параметры (количество работающих пенсионеров, размер среднемесячной страховой пенсии по старости, величину индексации пенсий по годам, показатели инфляции и пр.), можно рассчитать, какова будет для государства и Пенсионного фонда России экономия на выплате пенсий в результате повышения пенсионного возраста. Она составит более 11 трлн рублей. Если мы учтем, что, как было обещано, индексация пенсий будет превышать величину инфляции, то потеря для государства от повышенной индексации может составить в период до 2028 года более 800 млрд рублей. Уменьшим на эту величину полученную ранее цифру общей экономии на выплате пенсий в результате повышения пенсионного возраста и получим 10,2 трлн рублей, которые мы можем смело назвать «чистой» экономией для государства.

И это минимум, потому что вряд ли государству, судя по тому, что происходит с инфляцией сегодня, удастся так индексировать размер пенсий, чтобы это значительно превосходило инфляцию. Но 10,2 трлн рублей экономии для государства — это одновременно и потери для людей. А если это так, в чем не приходится сомневаться, то получается, что повышение пенсионного возраста — это самая что ни на есть конфискационная реформа.

В 2019–2020 годах потери людей были, по понятным причинам, еще не столь значительными. Для мужчин, родившихся в 1959–1960 годах, и женщин, родившихся в 1964–1965 годах, была предусмотрена льгота — выход на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста. Но даже за эти два года люди потеряли суммарно из-за повышения пенсионного возраста более 200 млрд рублей. Далее с каждым годом величина потерь будет возрастать, и, к примеру, в 2028 году она составит уже огромную сумму — почти в 2,5 трлн рублей.

Много это или мало — 10,2 трлн рублей суммарных потерь? Для сравнения: все расходы федерального бюджета на образование в 2021 году должны составить немногим менее 1,1 трлн рублей. То есть суммарные потери людей из-за повышения пенсионного возраста на период до 2028 года почти в 10 раз превышают величину всех расходов федерального бюджета на образование в 2021 году.

Продолжать сравнивать еще с чем-либо, наверное, не стоит. И так понятно, что люди теряют из-за повышения пенсионного возраста колоссальные деньги. Но, может быть, без этих денег государству было никак нельзя обойтись?

Что же, тогда еще одно сравнение: в Фонде национального благосостояния (ФНБ) — этой «заначке» в масштабах государства — по состоянию на 1 марта 2021 года, по данным Минфина России, было накоплено более 13,5 трлн рублей. Таким образом, в фонде денег сегодня на несколько триллионов больше, чем государство получит за весь переходный период до 2028 года от повышения пенсионного возраста. Важно и то, что этот фонд изначально создавался государством именно для обеспечения устойчивости пенсионной системы. Ну вот вам и ответ на вопрос, можно ли было обойтись без повышения пенсионного возраста. Безусловно, можно!

Но Фонд национального благосостояния у нас, судя по всему, создан для другого. Его сейчас собираются активно тратить на разного рода инфраструктурные проекты. А Минфин на днях так вообще предложил кредитовать за счет средств ФНБ иностранцев, чтобы они на эти деньги могли закупать продукцию российского экспорта. Понятно: деньги на пенсионерах сэкономили, можно и так…

Таким образом, деньги у государства были и есть. Никакой неотложной необходимости повышать пенсионный возраст не было. Плохо еще и то, что эта пенсионная реформа (на самом деле, конечно, никакая это не реформа, а просто повышение пенсионного возраста) наложилась на общую тенденцию снижения реальных располагаемых доходов населения. Выпадающие из-за повышения пенсионного возраста доходы людей сегодня сами вносят вклад в то, что общие доходы россиян падают. С 2014 года реальные располагаемые доходы населения в стране снизились, согласно Росстату, на 10,6%.

А тут еще пандемия коронавируса с экономическим кризисом! Понятно, что об этом никто не мог и подумать в 2018 году, когда принималось решение повысить пенсионный возраст. Однако о том, что у нас беда с реальными располагаемыми доходами населения, знали. И тем не менее решение было принято. Решение непросчитанное и несвоевременное. Что же, приходится считать задним числом. Цена вопроса ясна: 10,2 трлн рублей составят потери людей от повышения пенсионного возраста.

Расчёты были построены на средней величине пенсии (порядка 15,5 тыс. рублей в месяц) и индексации, а также среднего периода невыхода на пенсию (3,5 месяца), пояснили в НРА.

Как стало известно, за 9 месяцев прошлого года численность получателей страховой пенсии по старости сократилась на 401,3 тысячи человек (1,1%).

По подсчётам экспертов агентства, в 2020 году эффект для национального бюджета может вырасти до 48 млрд рублей. Вырученные деньги будут перераспределены на индексацию выплат тем, кто уже вышел на пенсию.

Президент Владимир Путин в октябре 2018 года подписал закон о совершенствовании пенсионной системы. Согласно ему, с 2019 года начнётся поэтапное повышение возраста выхода на пенсию на пять лет — до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин. Кроме того, в законе учитываются меры по защите лиц предпенсионного возраста.

Изначально правительственный законопроект предусматривал постепенное повышение возраста выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. Однако во втором чтении в Госдуме были учтены предложения президента. В итоге закон предусматривает повышение для всех на пять лет.

Маленькие деньги

Закономерно, что бюджет смог сэкономить эти средства, но если сравнивать данную сумму в целом с существующим дефицитом Пенсионного фонда, то это совсем незначительная сумма, считает доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ РЭУ имени Плеханова Людмила Иванова-Швец.

Да, она может быть направлена на индексацию пенсий неработающим пенсионерам или отдельным категориям, но никак не решит проблему дефицита Пенсионного фонда, поскольку всё время принимаются новые программы выплат из него: индексация пенсий, материнский капитал. И эти сэкономленные суммы не смогут серьёзно решить проблему дефицита Пенсионного фонда, и размер трансфертов из бюджета будет просто меньше на эту сумму.


Людмила Иванова-Швец

доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ РЭУ имени Г. В. Плеханова

Но в то же время, говорит она, нет данных о том, сколько бюджет потратил, например, на выплату пособий предпенсионерам, которым вместо пенсии выплачивали пособие по безработице, оплату больничных листов. Деньги на эти выплаты идут из других источников, но основной упор делают только на снижение дефицита Пенсионного фонда, отметила эксперт.

Когда государство должно платить гражданам меньше, это всегда экономия для казны. Людям приходится работать ещё несколько лет, если нет пенсии по выслуге, как у социальных работников, работников образования, силовых структур, медицины и т. д. Так называемая экономия и будет ежегодно расти, поскольку меньше людей будет выходить на пенсию и содержаться государством.


Алексей Кричевский

эксперт Академии управления финансами и инвестициями

Поэтому фраза про «экономить» в данном контексте звучит слишком кощунственно, подчёркивает он.

Кричевский находит, что говорить об экономии бюджета при упоминании проекта, который привёл в бешенство почти всё население государства, «весьма странно». Он полагает, что пенсионные реформы в России становятся образцом непрофессионализма и подгонки статистики до приемлемых уровней.

Есть мнение, что одним из факторов принятия реформы было сокращение числа пенсионеров к 2028 году на 1,5 млн человек, что в какой-то степени соответствует проекту «Демография». Проблема в том, что и населения больше не будет, и заходить стоило с другой стороны — не со стороны людей, своё отработавших, а через молодое поколение, — сказал эксперт.

Аналитик отмечает и ещё один момент, когда «правительство РФ потратило на 1 трлн рублей меньше заложенного в бюджете». Экономия нескольких десятков миллиардов рублей на том, что люди не могут выйти на заслуженный отдых, это, в целом, интересно, но как будут распоряжаться этой сэкономленной суммой — вопрос уже к кабинету Мишустина, замечает он.

Кричевский верит, что с этим новый состав правительства справится лучше предшественников.

Как ранее уже высказывалась аудитор Счётной палаты Светлана Орлова, сейчас помимо несбалансированности пенсионной системы необходимо решить ещё ряд проблем. В частности — завершить оценку эффективности льгот по уплате страховых взносов, преобразовать систему досрочных пенсий для граждан, которые работают в особых условиях. Остаётся открытым и вопрос с накопительной частью пенсии.

Yandex Zen

Самое интересное - в нашем канале Яндекс.Дзен

Читайте также: