Сколько работающих в беларуси пенсионеров

Опубликовано: 02.05.2024








« Из тех, кто достиг пенсионного возраста, работать после назначения пенсии продолжают почти 23%, то есть 485 тыс. человек. В нашей стране разрешено получать и зарплату, и пенсию. Причем размер пенсии ограничивается незначительно, и только у части пенсионеров » , - рассказала Ирина Костевич.

Из тех, кто получает трудовые пенсии, в возрасте 70-79 лет работают около 40 тыс. человек, в возрасте 80-89 лет - 1395 человек, а в 90 лет и старше - 25 человек.


Больше всего возрастных сотрудников в таких сферах, как наука, культура, образование, здравоохранение, социальное обслуживание.

Причины для продолжения трудовой деятельности разные: это и желание иметь дополнительный доход, и стремление оставаться в коллективе, быть активным и полезным, передавать опыт молодым.

Средняя пенсия по возрасту в сентябре этого года составила Br446,84, что на 19% больше, чем год назад. В зависимости от стажа и заработка, а также различных повышений, надбавок и доплат размеры для каждого индивидуальны.

1 октября Беларусь отмечает Международный день пожилых людей. В республике проживает чуть более двух миллионов пожилых граждан. По прогнозам экспертов эта цифра будет ежегодно расти.








Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

  • Какую рыбу добывают в Беларуси?
  • Можно ли отказаться от прививки от коронавируса?
  • Курс на отдых. Как изменилась средняя стоимость путевки на море
  • Дом вверх дном! Ошибки, которые мы допускаем при хранении вещей
  • В Беларуси прекратили вещание две иностранные телепрограммы

Свидетельство Министерства информации Республики Беларусь №1040 от 14.01.2010

Правила комментирования

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)

В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.

Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.

Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.

Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.

Ключевое направление государственной политики в сфере пенсионного обеспечения – обеспечение реального роста пенсий, сообщают в Минтруда, передает TUT.BY.

В ФСЗН сообщали, что на 2021 год запланировано как минимум одно повышение трудовых пенсий. Пенсии в этом году, как и в целом в ближайшую пятилетку, планируют поднять и удержать на уровне 40% от средней зарплаты. К этой планке чиновники стремятся последние годы, но взять эту высоту если и удается, то в отдельные месяцы.

В нынешнюю пятилетку чиновники хотят заняться расширением использования механизма отложенных пенсий, усилить дифференциацию размеров пенсий (с учетом стажа и заработка), а также развивать добровольное дополнительное накопительное пенсионное страхование.

Что касается отложенных пенсий, то речь идет про возможность отказаться от получения пенсии после достижения пенсионного возраста и продолжить работать. В таком случае в будущем можно получить прибавку к пенсии.

— В этом случае пенсия увеличивается за счет дополнительного стажа и за счет так называемой премии. Отказавшись от ее получения в период работы, за первый год такой работы пенсия увеличится на 6% заработка, из которого исчисляется пенсия, за второй — на 8%, за третий — на 10% и т.д. Отработав 5 лет без получения пенсии, можно увеличить ее размер в 1,5−1,8 раза, — объясняли в Минтруда.

Что хотят чиновники изменить в этом вопросе, пока неизвестно.

Про то, что в Беларуси надо заняться дифференциацией размеров пенсий, говорится уже давно. В нашей стране действует так называемый уравнительный принцип формировании пенсий, при котором отсутствует четко выраженная дифференциация в размере начисленных выплат на заслуженном отдыхе в зависимости от уровня зарплаты. Проще говоря, пенсии работников с высокой зарплатой и низкой отличаются не так значительно, как отличались их «получки».

Неважно, какая у тебя зарплата — пенсии у всех будут почти одинаковыми. Объясняем, что можно сделать

В последнее время чиновники достаточно часто говорят про планы развивать добровольное дополнительное накопительное пенсионное страхование. Речь про дополнительную пенсию через страховые компании.

«Будет уделено детальное внимание развитию добровольного накопительного пенсионного страхования, повышению его востребованности у граждан, в том числе за счет финансового стимулирования со стороны государства. В совокупности с

государственной пенсией это позволит каждому работнику иметь комфортный уровень дохода в пенсионный период», — поясняют в Минтруда.

Уточним, что вопрос об этой пенсионной проблеме чиновники поднимают не первый год, но конкретные варианты ее решения не озвучиваются.

Ранее Минфин предлагал сделать накопительное пенсионное страхование «добровольно-принудительным». Но, по словам замминистра труда Валерия Ковалькова, если вводить обязательную накопительную пенсию, то придется увеличить и отчисления в Фонд соцзащиты, поскольку фонд уже для текущих выплат вынужден привлекать средства республиканского бюджета. На повышение взносов не согласятся наниматели, работники тоже к этому не готовы.

А вот добровольное пенсионное страхование развиваться будет. По словам министра труда Ирины Костевич, «стоит задача по расширению практики участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии».

В декабре прошлого года премьер-министр Роман Головченко анонсировал «переформатирование пенсионной системы». Чиновники хотят «максимально задействовать механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей». Речь про дополнительные пенсии через страховые компании — чтобы белорусам заключать такие договоры как самим, так и через нанимателя.

В Минтруда констатируют, что добровольными накопительными пенсиями (как корпоративными, так и индивидуальными) охвачено менее 5% работающих. Как собираются стимулировать белорусов делать самостоятельные отчисления на пенсии?

— Сейчас разрабатывается проект указа о стимулировании добровольного пенсионного накопления, — пояснял TUT.BY заместитель министра труда Валерий Ковальков в начале этого года. — Пока еще что-то говорить рано, пока все в стадии проработки.

Примечательно, что на прошлую пятилетку, которая закончилась в 2020-м, у чиновников также были планы стимулировать белорусов «на самостоятельное формирование сбережений для дополнения госгарантий» на пенсии. Однако белорусы не спешат заключать страховки на дополнительные пенсии.

 Оплата труда, служебные командировки

 Трудовые отношения

 Государственная служба

 Охрана труда

 Государственная экспертиза условий труда

 Государственная инспекция труда

 Рынок труда. Занятость населения

 Национальная система квалификаций

 Народонаселение, гендерная и семейная политика

 Международное сотрудничество

 Социальное партнерство

 Государственная социальная поддержка

 Стационарное социальное обслуживание

 Санаторно-курортное лечение и оздоровление ветеранов войны, труда и инвалидов

 Пенсионное обеспечение

 Профилактика домашнего насилия

 Альтернативная служба

 Контрольная (надзорная) деятельность

 Общественно-консультативный совет при Министерстве труда и социальной защиты

 Цели устойчивого развития в Беларуси

О пенсионных новациях


Ковальков Валерий Валерьевич
Заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь

ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ:

Изменение в размере пенсии в связи с трудоустройством распространяется на пенсионеров, имеющих индивидуальный коэффициент заработка (ИКЗ) от 1,3 до 4,0: по действующим правилам в период работы пенсия начисляется с учетом ИКЗ не свыше 1,3.

Почти у 60% работающих пенсионеров при трудоустройстве размер пенсии не меняется, поскольку ИКЗ у них менее чем 1,3. Не изменяется также размер пенсии в период работы и у пенсионеров, непосредственно занятых в производстве сельскохозяйственной продукции.

Нет, не рассматривается. Пенсионная система заинтересована в выходе на рынок труда как можно большего числа работников и их длительной занятости. Это стало одной из причин повышения до 15 лет минимального стажа работы (с уплатой обязательных взносов), требуемого для назначения пенсии.

При уплате обязательных взносов за матерей в периоды ухода за ребенком до 3 лет страховой стаж и право на пенсию формировались бы без участия на рынке труда. Более того, это право формировалось бы одновременно с получением пособия на детей. При этом обе формы государственной поддержки финансировались бы за счет отчислений (налогов), занятых на рынке труда.

В белорусском законодательстве реализован иной механизм предоставления матерям дополнительных гарантий в пенсионном обеспечении. Периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком засчитываются в стаж. Однако для приобретения права на трудовую пенсию нужно еще и поработать.

Согласно статьям 51 и 66 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» периоды работы после назначения пенсии по возрасту (в том числе, досрочной по условиям труда) или за выслугу лет могут быть засчитаны в стаж только при условии неполучения пенсии в такие периоды. Данная норма действует с 1 августа 2006 г.

Таким образом, если требования указанных статей выполняются, перерасчет пенсии производится по обращению гражданина на основании соответствующего заявления и документов, подтверждающих стаж работы после назначения пенсии.

Вопрос не совсем соответствует теме заявленной теме online-конференции, но могу сказать, что в случае несвоевременной выплаты заработной платы в соответствие с законом РБ «Об индексации доходов населения» она подлежит индексации.

Индексации подлежит заработная плата, задержка выплаты которой составляет календарный месяц и более по сравнению со сроком, установленным законодательством, локальным нормативным актом, трудовым договором (контрактом) работника.

Индексация несвоевременно выплаченных сумм осуществляется в полном размере за каждый месяц в отдельности путем их корректировки на индекс потребительских цен, рассчитанный нарастающим итогом за период задержки.

Согласно статье 23 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов заработка, принятого для исчисления пенсии.

За каждый полный год стажа работы сверх 20 лет женщинам и 25 лет мужчинам пенсия увеличивается на один процент заработка[1], но не менее чем на 1 процент минимальной пенсии по возрасту. В январе 2015 г. это составляло 14740 руб. (1 % от 1474070 руб.).

Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2014 г. № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста, с 1 января 2015 г. минимальная цена одного года стажа работы сверх 30 лет у женщин и 35 лет у мужчин увеличена до 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера. В январе 2015 г. это – 39377 руб. (0,7 % от 5625309 руб.). Указанная минимальная цена стажа у лиц со стажем более 30 лет у женщин и 35 лет у мужчин применяется начиная с 31 и 36 года стажа соответственно.

Отметим, что цена одного года стажа работы сверх 30 лет у женщин и сверх 35 лет у мужчин составляет 39377 руб., если пенсия им исчислена с учетом индивидуального коэффициента заработка 1,16.

Таким образом, если пенсия Вашей матери исчислена с учетом индивидуального коэффициента заработка ниже, чем 1,16, то с января 2015 г. размер ее пенсии увеличился.

Индивидуальный коэффициент заработка Вашего отца вероятно выше, чем 1,16, поэтому размер его пенсии с января 2015 г. не увеличился.

[1] У каждого пенсионера цена одного года стажа работы своя в зависимости от величины индивидуального коэффициента заработка, с учетом которого ему исчисляется пенсия.

Из Вашего вопроса не усматривается, в каком году Вы обращались за назначением пенсии.

Вместе с тем по указанным Вами данным о периоде, за который определён заработок для пенсии (с 1993 по 2013 годы), можно предположить, что это имело место в 2014 году.

В 2014 году пенсии исчислялись из заработка за любые 20 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 30 лет стажа работы.

Для выбора оптимальных 20 лет необходимо было представить сведения о заработке за последние 30 лет стажа работы.

Дать разъяснения относительно правильности определения заработка для исчисления размера Вашей пенсии возможно только после изучения документов, представленных в управление по труду, занятости и социальной защите для её назначения.

По этому вопросу рекомендуем обратиться в названное управление по месту получения пенсии.

Ваш вопрос не относится к заявленной тематике он-лайн конференции. Вместе с тем отметим следующее. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 г. «О дополнительных мерах поддержки семей, воспитывающих детей» (далее – Указ) реализовать право на назначение семейного капитала можно в течение шести месяцев со дня рождения, усыновления (удочерения) третьего или последующего ребенка.

Указ вступил в силу 1 января 2015 г., за исключением пунктов 5 и 6, вступивших в силу после официального опубликования Указа (13 декабря 2014 г.).

В частности, пунктом 5 Указа Совету Министров Республики Беларусь дан трехмесячный срок на принятие мер по реализации его положений. В соответствии с данным пунктом порядок назначения семейного капитала и перечень необходимых документов будут утверждены Правительством в установленный срок, то есть не позднее 12 марта 2015 г.

После принятия нормативного правового акта информация о порядке назначения семейного капитала будет размещена на сайте Министерства, на стендах местных исполнительных и распорядительных органов, озвучена в средствах массовой информации.

Статистика по занятости от Белстата: где работают белорусы, сколько среди них работников предпенсионного возраста и что нас ждет в будущем

Белстат представил данные, посвященные занятым в национальной экономике. Приведенная статистика демонстрирует картину, сложившуюся на начало года, и еще не отражает всех последствий кризисных явлений, затронувших белорусскую экономику в I квартале.
Мы восполним этот пробел и обратим ваше внимание на тревожные сигналы в статистике занятости, которые уже начинают поступать со всех сторон.

В каких отраслях работает половина белорусов

По состоянию на 1 января 2020 г. в национальной экономике было занято 4330,1 тыс. человек, что на 0,18% меньше, чем в начале 2019 года. Если сравнить это значение с общей численностью населения нашей страны, то получится, что в экономике занято только 46% населения.

Отраслевая структура занятости характеризуется более высокой долей работающих в сфере услуг. По итогам 2019 года она составила 61,2%.

В разрезе отдельных отраслей больше всего белорусов работает в:

  • промышленности (23,6% от общего количества);
  • оптовой и розничной торговле, ремонте автомобилей и мотоциклов (14,6%);
  • сельском, лесном и рыбном хозяйстве (9%).

Только на три эти отрасли приходится 47,2% от общего количества населения, занятого в национальной экономике.

Удельный вес занятых в сфере образования (10,4%) оказался больше, чем в здравоохранении и оказании социальных услуг (7,6%).

Частные, но не совсем

Не менее интересно распределение работников по предприятиям различной формы собственности. 39,4% всех занятых в экономике белорусов работают на госпредприятиях. Соответственно 60,6% остальных – в организациях частной и иностранной форм собственности.


Однако нужно учесть, что у 18,2% занятых работодателями выступают юридические лица, которые хоть и не являются государственными, но функционируют с участием государства.

Это могут быть акционерные общества, которые хоть и являются формально частными, фактически же находятся под контролем государства, как, например, ОАО «МАПИД» (доля государства в уставном фонде – 92,2%). А могут быть и такими, как ОАО «Элема», где доля государства составляет 16,78% и не мешает предприятию полноценно развиваться как частному бизнесу.

Однако если сравнить представленные данные с 2016 годом (см. табл.), видно, что доля государственных предприятий и частных с долей государства сократилась: с 40,2 до 39,4% и с 20,8 до 18,2% соответственно.

Это подтверждается и данными по госсектору, которые мы приводили в статье «Неожиданная статистика по госсектору» («ЭГ» № 19 от 13.03.2020). В 2019 году предприятий госсектора стало меньше на 117 по сравнению с 2018 годом, а их общая среднесписочная численность работников снизилась на 48,5 тыс. человек.

Если посмотреть на динамику по отраслям, можно посчитать, что больше всего людей потеряли промышленность (15,5 тыс. чел.), сельское хозяйство (13,8 тыс. чел.) и строительство (9 тыс. чел.).

То есть в общем госсектор не создает новых рабочих мест, наоборот, численность занятых на государственных предприятиях из года в год сокращается.

И это в предыдущие годы, в целом неплохие для белорусской экономики, когда ВВП демонстрировал ежегодный рост, кредитные ресурсы дешевели по мере снижения ставки рефинансирования, а белорусский рубль оставался стабильным.

Гендерный и возрастной следы в статистике по занятости


Любопытна статистика, отражающая распределение занятых по полу.

Самыми «женскими» сферами занятости (удельный вес женщин в общем количестве занятых – 70% и выше) стали:

  • общественное питание и услуги по временному проживанию (71,1%);
  • финансовая и страховая деятельность (75,2%);
  • образование (81,3%);
  • здравоохранение и социальные услуги (85,6%).

А вот сфер, где преобладали бы мужчины (с их удельным весом 70% и выше), немного. Единственная ярко выраженная «мужская» отрасль – строительство, где из 10 работников 8 являются мужчинами.

Традиционно много мужчин работает в сферах сельского, лесного и рыбного хозяйств (60,8%), транспорта (64,2%). Из представленной ниже инфографики можно также выделить сферы, в которых наблюдается более-менее равное соотношение обоих полов.

Интересно, что у женщин, как правило, более высокий уровень образования, чем у мужчин. Если 39,2% женщин, занятых в экономике, имели высшее образование, то среди мужчин таких работников только 27%.

Женщины превосходят мужчин и по доле работников со средним специальным образованием: 27,2% у женщин и 19% у мужчин. А вот по профессионально-техническому об­разованию мужчин уже больше – 36,2 и 20,9% соответственно.

Снижение зарплат как признак надвигающегося кризиса

Спецвыпуск Белстата не содержит детализированной статистики по динамике заработной платы. А данные эти не очень радуют.

Дело в том, что по сравнению с данными за IV квартал 2019 г. уже наблюдается сокращение фонда оплаты труда по большинству отраслей экономики.

Наиболее заметное снижение зарплат наблюдается в:

– производстве продуктов питания, напитков и табачных изделий (-9,23%);

– производстве химических продуктов (-7,98%);

– туристической деятельности (-9,5%);

– почтовой и курьерской деятельности (-11%);

– предоставлении услуг парикмахерскими и салонами красоты (-8%).

Однако заработки упали не у всех, в некоторых сферах они даже выросли.

Например, увеличился размер сред­ней начисленной зарплаты в сферах информационных технологий (+24,37%) и финансовых услуг (+20,92%).

Можно предположить, что повышение зарплат в этих сферах связано со стремлением нанимателей компенсировать работникам снижение доходов в долларовом эквиваленте из-за падения национальной валюты в I квартале 2020 г.

Зарплаты упали. Что в этом хорошего?

Несмотря на то что снижение зарплат при ускоряющейся инфляции не способствует росту доходов населения, происходящее сейчас в долгосрочном плане пойдет на пользу национальной экономике. Сокращается разрыв между ростом производительности труда и зарплат, нездоровый эффект которого мы наблюдали в прошлые годы.

Долгосрочно это усилит запас финансовой прочности предприятий, даст шанс выйти на операционную безубыточность даже в условиях сокращения доходов под влиянием неблагоприятых экономических факторов.

Прямо сейчас на относительно благополучных предприятиях это позволит меньше увольнять, сохранять рабочие места. А отдельные организации урезание фонда оплаты труда просто спасет от банкротства.

Однако государство очень беспокоит снижение доходов населения. Как мы писали ранее, 16 апреля 2020 г. Совмин принял постановление № 234, в соответствии с которым государственным предприятиям разрешено повышать зарплаты работникам без привязки к производительности труда.

В период сокращения доходов, роста кредитной нагрузки, образования значительных курсовых разниц сохранение старого размера заработных плат при прежней численности работников будет самоубийственной политикой для многих предприятий государственного сектора экономики.

Субъектам хозяйствования придется выбирать: или рост зарплат, или сохранение численности. Усидеть на обоих стульях в текущих обстоятельствах получится вряд ли.

В любом случае рынок труда будет штормить вне зависимости от того, к какому сектору относится предприятие, – государственному или частному.

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК, финансовый эксперт «ЭГ»


Такой важный для граждан вопрос, как пенсия, Россия и Беларусь решили сообща, заключив в январе 2006 года специальный договор, регулирующий взаимоотношения государств в социальной сфере. В документе, который вступил в силу в марте 2007 года, досконально рассматривается вопрос предоставления пенсии россиянам и белорусам, решившим сменить место жительства.

Выплата пенсий гражданам России и Беларуси

Перспективы российских и белорусских пенсионеров

У каждого российского или белорусского гражданина пенсионного возраста при смене места жительства на другую страну (одну из двух) есть право выбора получения социальных выплат из таких вариантов:

  1. Согласно нормам, установленным договором.
  2. Согласно законодательству страны гражданства.

От переехавшего получателя пенсии требуется обращение в соответствующий орган, ПФ или управление, с заявлением о назначении ему пенсионных выплат, в котором будет отражен выбор из двух предложенных выше вариантов.

Что представляет собой договор?

В основе документа, датированного 2006 годом, лежит принцип пропорциональности. Это означает, что каждая из стран-участниц назначает гражданам пенсию на тот период, который белорус или россиянин работал на ее территории.

Пенсионное удостоверение республики Беларусь

Так выглядит пенсионное удостоверение республики Беларусь

При этом речь идет исключительно о страховой пенсии. Пункты соглашения не относятся к социальным выплатам. Имеются в виду начисления по таким поводам:

  • выслуге лет;
  • потере кормильца;
  • инвалидности;
  • возрасту.

В расчет не берется стаж, который был приобретен гражданами на территории СССР до 13.03.1992.

Принцип оплаты по договору

Все, кто желает получать пенсию на основании российско-белорусского социального соглашения, могут самостоятельно рассчитать ее значение. Выплата будет складываться из двух составляющих:

  1. За стаж, который был приобретен соискателем в период после 13.03.92. Если гражданин трудился в РФ, начисление будет делать Российская Федерация, если в РБ — Республика Беларусь. Если гражданин частично совершал трудовую деятельность в одной стране, а частично в другой, оба государства будут принимать участие в начислении ему пенсии в соответствии с годами, наработанными на их территории.
  2. За стаж, который был приобретен до указанной даты в Светском Союзе. Платить данный отрезок обязуется та страна, на территории которой гражданин зарегистрирован. То есть россиянин на территории своей страны получает пенсию за указанный промежуток времени в России. Если он захочет переехать и прописаться в Беларуси, бремя оплаты пенсии за советский стаж ляжет на РБ.

Трудовая книжка СССР

Платить за стаж, приобретенный до 1992 года, обязуется та страна, на территории которой гражданин зарегистрирован

Решение, каким путем идти, принимает пенсионер.

Принцип оплаты по закону государства гражданской принадлежности

Выбор пенсии, выплачиваемой по закону своей страны, означает, что гражданин, живя, к примеру, в России, но являясь гражданином Беларуси, может получать свою белорусскую пенсию в полном объеме. Важным условием является то, что решение о выборе типа пенсионного обеспечения может приниматься единожды. По законам стран пересмотру оно не подлежит.

Виды пенсий

Виды пенсионного обеспечения в РФ

Сумма пенсии, начисленной в другом государстве, поступает раз в квартал (последний месяц) на банковский счет пенсионера в валюте государства проживания.

Социальные пенсии

Получатели социальных пенсий должны принимать во внимание тот факт, что все вышеперечисленное к данному виду выплат не имеет отношения. Такой вид пенсии можно оформить и получать только на территории страны проживания в четком соответствии с ее законодательством. При переезде в другую страну выплата будет прекращена.

Смотрите видео: Кто может получать социальную пенсию.

Пенсии военных

Такое понятие, как «военная пенсия» в социальном договоре, заключенном между Россией и Беларусью, не рассматривается. Ни на военнослужащих, ни на граждан, приравниваемых к ним, договор не распространяется.

Для военных пенсионеров актуален другой документ, подписанный большинством государств СНГ, в том числе Россией и Беларусью, — Соглашение о пенсионном обеспечении данной категории, датированное маем 1992 года.

Согласно документу военные, вышедшие в отставку, получают пенсию в соответствии с законодательством страны, на территории которой они постоянно проживают.

Пенсии военных

Это означает, что белорусский военный пенсионер, прописанный на территории России, будет получать пенсию, начисляемую за выслугу лет по российским нормам. И, наоборот, получение выплат россиянами данной категории, прописанными на территории РБ, будет соответствовать нормам белорусского законодательства.

Подробнее о пенсии военных в Республике Беларусь можно узнать на сайте.

Что нужно сделать для получения пенсии при переезде?

И в России, и в Беларуси алгоритм действий переехавших пенсионеров примерно одинаков.

Смотрите видео: Как начисляется российская пенсия при переезде.

Действия белорусов при переезде в РФ

  1. Убедиться, что на вас распространяется действие договора.
  2. Выбрать вариант оплаты пенсии.
  3. Обратиться с необходимыми документами в отделение пенсионного фонда, расположенное в зоне вашего проживания.
  4. Получать пенсию.

Действия россиян при переезде в РБ

  1. Проверяете, подпадаете ли вы под нормы договора.
  2. Выбираете тип пенсионного обеспечения.
  3. Подаете документы и заявление в Комитет по труду, занятости и социальной защиты.
  4. Получаете пенсию раз в квартал.

Документы, прилагаемые к заявлению

Вместе с заявлением в пенсионный орган обязательно нужно подать:

  • Подтверждение наличия стажа.
  • Справку о размере заработка.

Справка о наличии стажа

Образец справки о наличии стажа

Остальное зависит от индивидуальных обстоятельств. К примеру, для работающих пенсионеров важно предоставление документального подтверждения факта продолжения трудовой деятельности.

Заключение

Важно учитывать законодательные нормы стран. Так, в России женщины выходят на заслуженный отдых в 55 лет, мужчины — в 60. В Беларуси пенсионный возраст каждый год повышается на полгода до достижения возрастной границы: женщинами — 58 лет, мужчинами — 63. На настоящий момент женщины выходят на пенсию в 56 лет, а мужчины в 61 год.

Пенсионный возраст

Изменения пенсионного возраста в разных странах

Значение также имеет размер страхового стажа. В России на 2021 год он должен быть не менее девяти лет. Кроме того, в РФ гражданам начисляют пенсионные баллы. К 2025 году минимум для получения пенсии должен будет равняться 30 баллам.

Читайте также: