С какого года начались отчисления в пенсионный фонд в беларуси

Опубликовано: 15.05.2024

Социальные отчисления.jpg

В Беларуси могут рассмотреть вопрос отчислений в ФСЗН. Среди причин, по которым власти задумались о пересмотре отчислений в фонд, — наша страна сегодня проигрывает государствам ЕАЭС по налоговой нагрузке. https://finance.tut.by/ сравнил, как отличаются социальные взносы в Беларуси и других странах.

Беларусь: работник платит в ФСЗН 1% от зарплаты, работодатель — 34%

Сейчас работник в Беларуси отчисляет в ФСЗН 1% от своей зарплаты. Наниматель уплачивает ещё 34% процента — 28% от заработка работника на пенсионное страхование и 6% на соцстрахование.

По особой схеме уплачивают взносы в ФСЗН индивидуальные предприниматели. Минимальная сумма, которую предприниматели должны внести в фонд, составляет 35% от минимальной зарплаты — 29% на пенсионное страхование плюс 6% на социальное страхование. К примеру, за 2017 год — 1113 рублей (или по 92,75 рубля в месяц). Для расчёта за прошлый год берётся минимальная зарплата в 265 рублей (с 1 января этого года она выросла до 305 рублей).

О том, что в Беларуси намерены рассмотреть вопрос налоговых отчислений в Фонд социальной защиты населения, ранее сообщила заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая. Представитель МНС уточнила, что вопрос пересмотра взносов в ФСЗН «будет обсуждаться со всех сторон».

— Основа всего — это возможное снижение налоговой нагрузки на наших плательщиков, в том числе с учётом отчислений в Фонд социальной защиты населения. Если говорить о налоговой нагрузке не только в рамках налогов, несмотря на то, что отчисления в фонд — это неналоговые платежи, у нас она (налоговая нагрузка) сегодня достаточно высокая. И мы в этой связи несколько проигрываем нашим партнёрам по евразийскому пространству, — отметила Элла Селицкая.

Ранее Минфин предлагал снизить нагрузки по взносам в ФСЗН для предприятий и сделать пенсионное накопительное страхование добровольно-принудительным.

В Госконтроле считают, что повышение наполняемости бюджета фонда возможно за счёт повышения для отдельных плательщиков размеров обязательных страховых взносов по пенсионному страхованию и льгот, установленных при начислении по высокооплачиваемым работникам. Так, взносы по пенсионному страхованию не начисляют на часть дохода высокооплачиваемых работников резиденты ПВТ, индустриального парка «Великий камень» — на часть дохода, превышающую её однократный размер.

Тему пересмотра взносов в ФСЗН поднимают не в первый раз. В Минэкономики еще в 2011 году заявляли, что правительство Беларуси готово пойти на сокращение пенсионной нагрузки на фонд заработной платы предприятий. Однако уточняли, что процесс перераспределения пенсионной нагрузки с нанимателей на работников займёт много времени. Представители бизнес-сообщества предполагали, что, при заинтересованности со стороны государства, это можно сделать довольно быстро.

Россия: работодатель отчисляет на пенсии 22%

Основной тариф на обязательное пенсионное страхование составляет 22% от заработной платы работника (с выплат сверх установленной предельной величины базы для начисления взносов — 10%), обязательное медицинское страхование — 5,1%, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством — 2,9%, отмечают в Федеральной налоговой службе. В общей сложности получается 30% от заработной платы работника.

Казахстан: для нанимателей уменьшили социальные взносы

В Казахстане обязательные пенсионные взносы составляют 10% от сумм, которые подлежат уплате таких взносов.

Выплаты на обязательное медстрахование в Казахстане сейчас составляют 1,5% от дохода каждого работника. С 1 января 2020 года они вырастут до 2%, с 1 января 2022 года — до 3%. При этом в 2017 году этот взнос составлял 1% от зарплаты работника.

Размер социальных отчислений в государственный фонд социального страхования в Казахстане c 2018 года уменьшили. Теперь наниматель перечисляет не 5% от дохода работника, как было раньше, а 3,5%.

То есть в Казахстане страховые взносы составляют порядка 15% от заработной платы работника.

Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты и профессиональные медиаторы не будут платить за себя в 2018 и 2019 годах. Однако с 1 января 2020 года они будут платить за себя 5% от двух минимальных заработных плат. За своих работников — как работодатели — они начали делать ежемесячные взносы с 1 июля 2017 года. В 2018 и 2019 годах эта сумма составит 1,5% от зарплаты работника, 2% — в 2020 году, 3% — после 2022 года.

Самозанятые казахи уплачивают 3,5% от объекта исчисления социальных отчислений, но не меньше 3,5% от минимальной зарплаты.

Кыргызстан: на соцстрахование уходит больше четверти зарплаты

В Кыргызстане взносы по государственному социальному страхованию для нанимателей составляют 27,25% от всех видов выплат, начисленных работнику. Тариф, который направляется в пенсионный фонд, составляет 15% от дохода сотрудника. На обязательное медицинское страхование отправляется 2%, еще 0,25% идёт в фонд оздоровления трудящихся.

Оставшиеся 10% распределяются в зависимости от категории работника. Если ему до пенсии осталось менее 15 лет, весь объём взносов направляется в пенсионный фонд. Для остальных работников в пенсионный фонд идёт только 8%, оставшиеся 2% отправляются в государственный накопительный пенсионный фонд. Для работников-пенсионеров установлен тариф в размере 8%, которые полностью направляются в пенсионный фонд.

Индивидуальные предприниматели в Кыргызстане уплачивают страховые взносы в 10% от размера среднемесячной заработной платы. Из них в пенсионный фонд идёт 8,75%, в фонд обязательного медицинского страхования — 1%, в фонд оздоровления трудящихся — 0,25 процента.

Украина: ввели единый соцвзнос вместо четырех разных налогов

В Украине существует единый социальный взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, который подлежит уплате в пенсионный фонд. Он заменил собой четыре ранее существовавших обязательных государственных социальных сбора: пенсионный, «безработицу», соцстрах (больничные), «несчастный случай», сообщает Минфин этой страны. Ставки единого соцвзноса дифференцировались в зависимости от вида плательщика, а также в зависимости от классов профессионального риска вида деятельности.

Для всех категорий плательщиков минимальный единый соцвзнос сейчас составляет 22% от размера минимальной зарплаты. Его размер определяется независимо от суммы начисленной заработной платы. Сейчас минимальный единый соцвзнос составляет около 62 белорусских рублей в пересчёте, а максимальный — 934 рубля.

Латвия: социальный налог для работника составляет 11%

В Латвии в этом году провели налоговую реформу, в результате которой ставку обязательного взноса государственного социального страхования (социального налога) увеличили на 1%. В итоге с 2018 года общая ставка обязательных платежей в стране составила 35,09% (в 2017-м она составляла 34,09%). Из них 24,09% платит работодатель, а 11% — наёмный работник.

Работник это на своей зарплате не ощущает, так как в трудовом договоре указана сумма зарплаты, не включающая ту часть социальных налогов, которую платит работодатель. В то же время из указанной в трудовом договоре брутто-зарплаты работника вычитаются страховые взносы в объеме 11%.

Армения: работник отчисляет 2,5% от доходов

Работник выплачивает страховой взнос в 2,5% от дохода. Государство перечисляет 7,5% из средств бюджета, наниматель ничего не платит. До июля платёж вносился следующим образом: 5% отдавал работник, ещё 5% — работодатель.

Тем временем в Армении хотят ввести обязательное медицинское страхование.

  • 6818 36
  • 03 апреля 2021, 09:41
  • аналитикамнениепенсияБеларусьэкономика
Либо падение пенсий, либо сильный рост налогов, либо реформа. Как Беларусь может поступить с устаревшей пенсионной системой

С 2014 года в Фонде социальной защиты населения периодически не хватает денег, и с каждым годом все больше и больше приходится брать из бюджета. При этом число работающих белорусов неумолимо сокращается. Еще десять лет назад на одного пенсионера приходилось 1,9 работника, сейчас — всего 1,7. А это значит, что в будущем либо пожилые, либо работающие могут столкнуться с падением доходов. Какие у нас есть варианты решения этой проблемы, рассказывает Onliner.by.

«Наша пенсионная система — это не уникальный пример Беларуси, да и не ее вина»

Если вы думаете, что у каждого белоруса есть свой накопительный счет, куда идут пенсионные отчисления, то вы ошибаетесь. Рассказываем. 34% взносов в ФСЗН идет от работодателя, еще 1% — от работника. Деньги распределяются по условной схеме 29% + 6%, где 29% — это отчисления в пенсионный фонд, остальное — выплаты больничных, пособий и так далее.

Все деньги, которые поступают в пенсионный фонд, сразу же распределяются между ныне живущими пенсионерами. Такая система называется солидарной или распределительной.

— Наша пенсионная система — это не уникальный пример Беларуси, да и не ее вина, — говорит старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Лев Львовский. — Солидарная пенсионная система создавалась очень давно, в середине XX века, когда население росло большими темпами и в развитых странах, и в развивающихся. В таких случаях солидарная система выглядит довольно привлекательно.


Если упрощенно, такая система работает по принципу финансовой пирамиды. В данный момент у нас есть один пенсионер. С двух молодых людей мы берем по 50 рублей и даем пенсионеру 100. Если у нас население вырастет в два раза, когда эти люди постареют, схема повторится. Но такое работает, пока есть постоянный приток новых людей в эту систему и пока у страны идет быстрый экономический рост.

Начиная с 1970-х годов ситуация в мире изменилась. Рождаемость упала и пересекла ключевую границу в 2,1 ребенка на женщину. Почему это ключевая граница? Если у вас в среднем женщина рожает 2 ребенка или меньше, то население начинает сокращаться и стареть. И тогда солидарные системы, как и пирамиды без притока новых клиентов, начинают схлопываться (конечно, в пенсионной системе процессы происходят гораздо медленнее и занимают десятилетия). Мы сейчас живем как раз в период схлопывания. Рождаемость у нас упала, а средняя продолжительность жизни выросла по сравнению с белорусами середины прошлого века.


Какие новшества появлялись в пенсионной системе Беларуси?

Существующая пенсионная система не устраивает ни руководство страны, ни самих белорусов. Власти видят, что в фонд приходится выделять все больше и больше денег из бюджета. Судите сами: если в 2014-м бюджет давал фонду 1,5% от всех поступлений, то на этот год запланировано уже 8,5%. Дальше, по прогнозам ООН, ситуация будет только ухудшаться: работающих будет все меньше, а пенсионеров — все больше.

Самих белорусов больше всего не устраивают размер средней пенсии и уравниловка при ее начислении — когда зарплата может отличаться в разы, а пенсия — всего на 20—30%.

О том, что пенсионной системе страны нужна реформа, говорили еще 20 лет назад. Правда, пока кардинальных изменений не произошло. Но все же власти вводили определенные новшества.

К примеру, с 2001 года в Беларуси появилась возможность страхования пенсии, а также частные и государственные организации, которые этим занимаются. Правда, к сожалению, добровольное страхование не стало популярным.


По данным генерального директора Белорусской ассоциации страховщиков Ирины Мерзляковой, всего около 5% работающих откладывают на дополнительную пенсию. Между тем нынешний министр финансов Юрий Селиверстов еще в должности замминистра объяснял такой невысокий процент добровольного пенсионного страхования тем, что «череда девальваций подорвала доверие к финансовым инструментам».

В 2009 году ввели систему пенсионного страхования для работающих в особых условиях труда (горняки, летчики гражданской авиации, работники химических производств и так далее). Дополнительно к 34% отчислений их работодатели переводят 6% и 9%, и потом это влияет на размер пенсии таких работников.

С 2013-го страховой стаж увеличили с 5 до 10 лет, еще через два года — до 15. С 2016 по 2025 год минимальный страховой стаж будет расти каждый год на полгода и в итоге станет составлять 20 лет. Правда, нескольким тысячам белорусов не хватило страхового стажа, и они оказались с совсем невысокими социальными пенсиями.


Но одним из самых значимых изменений стало повышение пенсионного возраста. На непопулярную меру в стране пошли пять лет назад. Этот процесс идет до сих пор. В 2022-м мужчины должны будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58. Аналогичная ситуация и с военными — к 2023-му они будут выходить на пенсию в 48 лет.

Причем не исключено, что к вопросам повышения пенсионного возраста еще придется вернуться — в частности, к вопросу о пенсионном возрасте женщин.

В конце прошлого года премьер-министр Роман Головченко заявил о том, что нужно «переформатировать пенсионную систему». Он предложил максимально задействовать «механизм частных и корпоративных пенсионных сбережений». В нынешнем году во время своего выступления на Всебелорусском народном собрании Александр Лукашенко рассказал подробности.

«Видится правильным сохранить статус государства как оплота гарантированной пенсионной поддержки, поэтапно внедрять элементы накопительной пенсионной системы, позволяющей каждому работающему гарантированно увеличить будущую пенсию. Государство создаст для этого нужную инфраструктуру»,— сказал Лукашенко.

Он предложил программу «3+3». Суть ее заключается в том, что на личный пенсионный счет работник сможет перечислять до 3% от зарплаты, столько же добавит и наниматель.

Правда, пока остается много вопросов, и главный — уменьшат ли взносы в ФСЗН для тех, кто воспользуется этой накопительной программой, или «3+3» будет дополнительной нагрузкой к существующим взносам?


Мы взяли среднюю зарплату по годам и посчитали взносы в ФСЗН с учетом всех деноминаций. Таким образом белорус со средней зарплатой за 30 лет отдал в ФСЗН почти 50 тысяч рублей

Какая пенсионная система нам нужна?

В настоящее время в мире существует три типа пенсионных систем: распределительная (солидарная), накопительная и смешанная. Для Беларуси, как и для других стран со стареющим населением, солидарная система не подходит по вышеописанным причинам. Накопительная система в чистом виде не всегда может противостоять экономическим потрясениям и далеко не во всех случаях выполняет социальную функцию.


По данным журнала Forbes, лучшими пенсионными системами в мире считаются смешанные системы с двумя уровнями: первый — минимальные пенсии, которые гарантирует государство, второй — личные и корпоративные накопления. Это дает возможность работникам самим влиять на будущие пенсии и повысить их сумму.

— Смешанный тип — самый распространенный тип пенсионных систем в современных развитых государствах, — говорит Лев Львовский. — Дальше идут детали касательно того, какая должна быть доля этой солидарной пенсии и какие должны быть условия ваших сбережений.

Проценты распределения могут быть разными. К примеру, в соседней Польше из 19,52% отчислений в Управление социального страхования (ZUS — аналог нашего ФСЗН) 12,2% отчислений идет в государственную систему, 7,3% — на собственный счет. При этом на счет в ZUS можно перевести все 7,3%, а можно 4,38% (остальное — на счет частного фонда).

В Эстонии из 33% отчислений на специальный пенсионный счет обязательно идет 4% от начисленной зарплаты (переводит государство) и 2% сам человек.

В Латвии взнос также составляет 34% от начисленной зарплаты. Но здесь распределение выглядит по-другому: 20% идет на выплату текущих пенсий, а остальное — накапливается на личный счет.


При проведении пенсионной реформы остро стоит вопрос и о переходном периоде. Нужно понимать, что он будет небыстрым (скорее всего, займет 10—15 лет) и довольно затратным. Какой может быть эта сумма для Беларуси? Пока таких расчетов нет.

— На пенсионную реформу нужны деньги, и деньги немаленькие, — объясняет аналитик. — И вот почему. У нас есть уже вышедшие на пенсию и люди предпенсионного возраста. Если мы им сейчас скажем, что вот теперь у нас смешанная система, они уже не успеют ничего накопить. Пенсию им мы все равно вынуждены будем выплачивать Мы же не можем допустить, чтобы в Беларуси пожилые люди умирали от голода. Но вместе с этим мы хотим, чтобы значительная часть пенсионных начислений работающих уже с момента старта реформы шла на персональный накопительный счет.


Именно поэтому во время переходного периода нужно серьезное вливание денег. Каждая страна по-своему решает эти проблемы. Чаще всего при подобном переходе стараются сократить базу получателей пенсии. Если во время этой реформы увеличить пенсионный возраст (тем более что люди действительно живут дольше), то расходная часть уменьшится. Правда, в Беларуси с реформой получилось не очень хорошо. Мы увеличили пенсионный возраст, а реформу не провели.

В данный момент остался потенциал повышения пенсионного возраста для женщин и мужчин. Напомним, в прошлом году средняя продолжительность жизни мужчин в Беларуси составила 64 года, а женщин — 78. А между тем женщины выходят на пенсию на пять лет раньше. Кроме того, есть потенциал и в пересмотре льгот для различных категорий пенсионеров.

Повышение пенсионного возраста и пересмотр льгот, по словам Льва Львовского, позволит провести реформу чуть легче в финансовом плане.


— Кроме того, многие экономики переходного типа, которые шли от командной к рыночной, часто использовали средства от приватизации советских предприятий. Это уже больше вопрос к министерству финансов, где изыскать средства, — отмечает аналитик. — Если мы посмотрим на траты из бюджета, то поймем, что, в принципе, деньги на реформу найти можно. Правительство часто тратит деньги на вещи, которые не так важны и не так окупаемы, как пенсионная реформа. К примеру, миллиарды долларов вложили в не самую необходимую модернизацию, которая не дала ожидаемого эффекта. Можно проанализировать расходы бюджета и сэкономить на тратах, которые являются внеочередными, но провести необходимую реформу.

Одним из бонусов пенсионной реформы аналитик называет развитие инфраструктуры для пенсионных фондов.

— Экономике всегда нужны длинные деньги, то есть инвестиции на долгий срок, — говорит Лев Львовский. — Пенсионные накопления — это как раз такие длинные деньги. Конечно же, будет оптимально, если пенсионная реформа совпадет с реформой и созданием полноценного фондового рынка в Беларуси. Тогда пенсионные фонды (они могут быть как государственными, так и частными, пусть их будет много и они будут конкурировать друг с другом) смогут вкладывать накопления и приумножать их на финансовом рынке.


Казалось бы, реформу стоит начинать уже сейчас. Но есть один подводный камень: именно для проведения пенсионной реформы (как ни для какой другой) должна быть высокая степень доверия между государством и обществом.

— Потому что здесь идет речь про очень долгосрочное планирование. Люди сейчас принимают пенсионные решения, которые аукнутся им через 30—40 лет. И поэтому людям нужно понимать и верить, что они живут в стабильной стране, где государство не меняет свое мнение каждый год, где устойчивые институты смены власти, чтобы следующие лидеры выполняли обязательства и так далее. Если не будет такой серьезной степени доверия, то реализация этой реформы практически невозможна, — говорит аналитик.

Есть способы повысить это доверие. К примеру, дать вам понять, что пенсионные накопления — это ваши деньги. Например, в США пенсионные накопления разрешается расходовать на отдельные категории важных и безрисковых покупок. К примеру, если вам не хватает 10% стоимости квартиры и вам еще много лет до пенсии, то вы можете взять в долг у будущего себя, то есть снять часть пенсионных накоплений. Таким образом, граждане США понимают, что это лично их деньги.


Что будет, если медлить и дальше?

Несмотря на увеличение страхового стажа, введение добровольного страхования и повышение пенсионного возраста, ситуация с минусом в ФСЗН остается острой. Это одна из главных причин, по которым нужна глубокая пенсионная реформа. Но что будет, если ничего не предпринимать? Нужно будет все больше и больше средств на выплату пенсии. Откуда брать деньги? На первый взгляд, есть несколько вариантов.

Можно, конечно, понадеяться на супервзрывной рост белорусской экономики в ближайшее время, но пока особенных предпосылок ни МВФ, ни Всемирный банк, ни само белорусское правительство не видят.


Вариант второй — увеличить налоги. Самые весомые поступления в бюджет (74,8%) в прошлом году давали пять позиций: НДС (7,85 млрд рублей), подоходный налог с физических лиц (6,67 млрд), акцизы (2,96 млрд), налог на прибыль (2,79 млрд), налог на недвижимость (1 млрд).

Для того чтобы решить вопрос с сегодняшним дефицитом ФСЗН в 1,63 млрд, нужно повысить эти налоги, грубо говоря, на восемь процентных пунктов. Это означает рост НДС с 20 до 28%, подоходного налога — с 13 до 21%, а налога на прибыль — с 18 до 26%. Правда, при таком резком повышении многие бизнесы уйдут в тень или переедут в соседние государства, где подобные налоги ниже. То есть после повышения налоговых ставок бюджет может недополучить значительную часть денег, и проблема только усугубится.


Вариант третий — повысить отчисления в ФСЗН. В этом году фонд ждет от бюджета 1,63 млрд рублей, или 8,5% от всех планируемых поступлений. Для этого ставку взноса в ФСЗН нужно повысить до 42—43%. Правда, даже нынешние 34% работодатели называют неподъемными. Более того, подобное повышение уж никак не поспособствует решению вопроса с зарплатами в конвертах, о проблеме которых говорил Лукашенко.

Вариант четвертый — занять. Несмотря на то что наша страна преуспела в заимствованиях, занять у кого-то в ближайшее время будет довольно сложно. Уровень внешнего госдолга у нас уже и так достаточно высок — 30,7% ВВП. Вдобавок одолженные деньги все равно не решат проблему, а всего лишь отодвинут ее на неопределенный срок.


Как видим, рабочих вариантов, где брать деньги, на данный момент у нас нет. То есть в будущем при отсутствии реформы придется уменьшать пенсии. Мы не сможем платить даже те 447 рублей в среднем за прошлый год.

«Да это нескоро случится и нас вряд ли коснется», — махнут рукой нынешние 20—30-летние. Самый пессимистичный прогноз ООН: к 2050 году на 1 пенсионера будет приходиться 1 работающий. Тогда нынешним молодым людям будет уже 50—60 лет, и пенсионный вопрос для них будет стоять довольно остро.

У белорусов, которым в ближайшее время нужно выходить на пенсию, в последнее время только и разговоров, что о страховом стаже. В него входит только то время, в которое вы работали, а работодатель платил за вас взносы в Фонд соцзащиты. Еще недавно достаточно было проработать всего пять лет, чтобы потом получить полную пенсию. Однако за последние годы минимальный страховой стаж увеличился до 16 лет и продолжает расти на полгода каждый год до тех пор, пока не достигнет 20 лет (это произойдет в 2025). Так что теперь каждый год стажа на счету, пишет kp.by.

Включается ли в страховой стаж советский стаж?

– Конечно. В Советском Союзе все работавшие по найму подлежали обязательному государственному социальному страхованию, и на их заработную плату начислялся так называемый соцстрах. Соответственно, этот период работы включается в страховой стаж, – объясняет Лариса Яшкова, заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и соцзащиты.

А как учитывается стаж после советских времен?

Здесь главный критерий – чтобы организация, в которой вы работали, перечисляла в период вашей работы взносы в Фонд социальной защиты населения. Взносы есть – значит, и страховой стаж у вас тоже есть.

Начиная с 2003 года отследить взносы проще: с этого момента ведется их персонифицированный учет. В результате у Фонда соцзащиты есть данные, благодаря которым можно определить, сколько лет страхового стажа есть у каждого конкретного человека. До 2003 года такого детального учета не было, а потому есть нюансы.

– В период с 1991 года по 1 июля 1998 года в страховой стаж идет та работа, которая записана в вашей трудовой книжке (если записи сделаны в надлежащем порядке). Начиная с 1 июля 1998 года и до 2003 года, кроме трудовой книжки, нужна еще и справка о заработке от вашего работодателя за этот же период работы. В ней должна быть указана ваша зарплата, на которую начислялись страховые взносы, а также сведения об их уплате в Фонд соцзащиты, – рассказывает Лариса Яшкова.

Такая справка нужна не только чтобы доказать, что ваш наниматель честно платил взносы в Фонд, но и чтобы понять, с какой именно зарплаты он эти отчисления делал. От уровня заработной платы зависит, сколько именно страхового стажа вам зачтут.

– Предположим, что вы проработали весь 1999 год в одной организации. Если зарплата в течение всего этого времени была выше минимальной, установленной в том году, то в стаж войдет весь 1999 год. Если ниже, то продолжительность страхового стажа будет исчислена с применением поправочного коэффициента и составит меньше года, – объясняет Лариса Яшкова.

Если компании, где я работал с 1 июля 1998 года по 2003 год, уже не существует, то где взять справку о зарплате?

– Если организация прекратила деятельность, справка о размере заработка выдается ее правопреемником или архивом (районным или городским – по месту нахождения организации. – Ред.). Если правопреемника или документов о заработке на хранении в архиве нет, то можно запросить в Фонде соцзащиты сведения о том, был ли ваш работодатель зарегистрирован в качестве плательщика обязательных страховых взносов и уплачивал ли их за работников в конкретные периоды работы. Если фонд сможет подтвердить уплату взносов, то размер зарплаты за эти периоды можно будет установить в судебном порядке, – говорит Лариса Яшкова.

Если же работодатель взносы не платил, то, соответственно, этот период нельзя будет включить в стаж, в том числе страховой.

А что делать, если нет ни работодателя, ни даже записей в трудовой книжке?

В таком случае начинать следует также с запроса в архив. В архиве может храниться какая-либо информация о вашей работе: например, о приеме, увольнении, зарплате. Если в архиве сведений нет, то есть еще один способ – подтверждение периодов работы на основании свидетельских показаний.

– При отсутствии документов о работе, невозможности их получения и отсутствии архивных данных периоды работы могут устанавливаться на основании показаний не менее двух свидетелей. Вопрос об установлении стажа на основании свидетельских показаний рассматривают комиссии по назначению пенсий, которые созданы при исполкомах, – объясняет Лариса Яшкова. – Чтобы установить стаж таким образом, человек должен найти не менее двух свидетелей, которые работали вместе с ним и могут подтвердить его работу на конкретном предприятии в конкретном периоде. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за все время, в отношении которого они свидетельствуют.

При этом установленным будет считаться тот период времени, который смогли подтвердить оба свидетеля. Если, например, вы работали на предприятии с 1989 по 1997 год, но у свидетелей есть документы о работе за 1995-1996 годы, то и в стаж вам засчитают только 1995-1996 годы. И еще один важный момент: показаниями свидетелей можно подтвердить только период работы до 1 июля 1998 года.

Как будет учитываться стаж, если какое-то время работал за границей?

– Все зависит от того, в какой именно стране и в какое время человек работал. Если это страна, с которой у нас заключено соглашение или договор в области пенсионного обеспечения, то в нем будет прописан порядок подтверждения и учета стажа для назначения пенсии. Предположим, человек обращается за назначением пенсии в Беларуси, но у него есть стаж в России, в том числе в советское время. В этом случае стаж работы на территории России после 13 марта 1992 года будет подтверждать компетентный орган в России. А стаж работы на территории РСФСР до 13 марта 1992 года будет оцениваться уже компетентным органом Беларуси, назначающим пенсию. Такой порядок установлен соответствующим договором между двумя странами, – объясняет Лариса Яшкова.

Если в годы СССР вы работали в другом государстве, с которым Беларусь не установила особый порядок подтверждения стажа, то оценивать этот стаж будут по правилам, которые действуют в Беларуси.

Кто должен собирать все документы для подтверждения стажа?

Если вы работаете, то заниматься этим должен ваш нынешний работодатель. На предприятиях об этом знают и начинают собирать документы заранее, за год или даже раньше. А вот если вы не работаете, то все предстоит делать самому.

– Конечно, работник тоже не должен оставаться в стороне, поскольку это отвечает его интересам. Разобраться со своим стажем можно и нужно заранее, чтобы потом вас не ждало никаких неприятных сюрпризов, – предупреждает Лариса Яшкова. – Сделать это можно, обратившись в управление или отдел по труду, занятости и социальной защите исполкома или администрации района по месту жительства с трудовой книжкой и другими имеющимися документами о работе. Специалист управления объяснит, какие документы и по каким периодам работы вам нужны. А подробную выписку, позволяющую определить продолжительность страхового и общего стажа начиная с 2003 года, можно получить в отделе Фонда соцзащиты по месту жительства. Для этого понадобится только паспорт.

На VI Всебелорусском народном собрании Президент отметил, что будет правильным сохранить статус государства как оплота гарантированной пенсионной поддержки, и в то же время надо поэтапно внедрять элементы накопительной пенсионной системы, позволяющей каждому работающему гарантированно увеличить получаемые на заслуженном отдыхе выплаты. Что в этом направлении уже сделано?

Пенсионное удостоверение

Могилевчанка Тамара Васильевна ежемесячно выплачивает страховые взносы на дополнительную пенсию. Она рассказывает:

– Я работаю на крупном предприятии, которое на протяжении нескольких лет из собственных средств производило отчисления на дополнительные пенсии своим работникам. Сейчас из-за пандемии мы переживаем экономически непростое время, этот пункт коллективного договора приостановлен на год. Однако мой лицевой счет в страховой компании остался, и ранее перечисленные деньги на нем сохранились, теперь какое-то время я буду пополнять его самостоятельно. Ведь уже настроилась, что, когда, как говорится, отойду от дел, получится ежемесячная прибавка 50 рублей. А после того как ситуация на предприятии наладится, за меня опять будет платить наниматель.

Моя собеседница рассказала, что даже если бы сейчас она ничего не платила, то все равно из ранее накопленной суммы ей уже гарантированы определенные ежемесячные выплаты.

В Беларуси задержек с пенсиями нет. Но за счет чего можно увеличить их размер?

Недавно в коллективном договоре Чаусского райпо появился пункт о добровольном страховании дополнительных пенсий, рассказала председатель первичной профсоюзной организации предприятия Ольга Леванкова:

– К единому мнению, что это выгодно, пришли руководство и профсоюз. Правда, взносы в нашем случае платит не наниматель, их будут удерживать из зарплаты работников по их заявлениям. Есть приятный бонус: эта сумма не облагается подоходным налогом.

Каждый работник сам выбирает сумму и периодичность внесения средств: ежемесячно, поквартально или ежегодно. В страховой компании готовы предложить каждому индивидуальную программу с учетом возраста человека, предполагаемого размера будущей прибавки и других факторов.

Можно делать отчисления в белорусских рублях, долларах или евро по курсу. Впрочем, все эти варианты больше интересуют пожилых сотрудников. Те, кто пока молод, заботятся о карьерном росте, улучшении жилищных условий, путешествиях. Не принято у нас еще строить планы на отдаленную перспективу. Хотя специалисты по страховому делу утверждают: начинать копить надо лет в тридцать, а еще лучше – с самого старта трудовой деятельности, чтобы успеть собрать сумму посущественней. Ведь во многих странах большинство людей так и делают.

Между тем в Белыничском райпо, где недавно появился такой же пункт в коллективном договоре, уверены, что задумываться о «подушке безопасности» к старости очень важно. Председатель первичной профсоюзной организации Раиса Татаринова приводит веские аргументы:

– Мы подсчитали, что добровольное страхование дополнительной пенсии имеет достаточно высокую доходность – до семи процентов. Конечно, каждый работник сам определяет сумму взносов. Но если, к примеру, перечислять ежемесячно 35 долларов в течение десяти лет, доходность составит 1200 условных единиц.

Заведующий отделом социального партнерства и трудовых отношений Могилевского областного объединения профсоюзов Наталия Москалева комментирует:

– С целью оказания дополнительной финансовой поддержки работникам при выходе на пенсию профсоюзными органами региона совместно с нанимателями прорабатывается вопрос включения в коллективные договоры организаций нормы по добровольному страхованию дополнительной пенсии. Отчисления на страхование дополнительной пенсии производятся как из средств работника, так и из средств нанимателя, в зависимости от того, что установлено коллективным договором. В настоящее время данная норма содержится в 101 коллективном договоре Могилевской области. На высоком уровне эта работа проводится в организациях агропромышленного комплекса, торговли, потребкооперации и предпринимательства, а также энергетики, газовой и топливной промышленности, местной промышленности, коммунально-бытовых предприятий, леса и природопользования.

Проректор по научной работе Могилевского государственного университета имени А.А.Кулешова, доктор экономических наук, профессор Наталья Маковская назвала беспочвенными опасения, что взносы за долгие годы могут обесцениться:

– В большинстве стран формируется пенсионный доход, а у нас пока – пенсионное пособие. При этом наши страховые взносы не лежат на счетах, они работают. Любой пенсионный фонд является одновременно инвестиционным фондом – размещает деньги под проценты в надежные активы. Так что любой гражданин, заключивший договор добровольного страхования дополнительной пенсии, содействует государству в обороте средств, одновременно на его счету накапливаются проценты. Поэтому чем раньше человек начнет задумываться о будущей пенсии, тем лучше. Причем по такому пути сегодня идет весь мир.

ЦИФРОВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

На 2020 год в одной из страховых компаний, действующих в нашей стране, насчитывалось 190 тысяч застрахованных по программе страхования дополнительной пенсии.

ОСТОРОЖНО, МОШЕННИКИ

Нужно помнить, что договор страхования дополнительной пенсии можно заключать только со страховыми компаниями, официально работающими на белорусском рынке. Несколько лет назад во многих постсоветских странах – Беларусь не исключение – появились страховщики, действовавшие от имени зарубежной компании, страховые полисы якобы оформлялись в Австрии. А чтобы стать клиентом фирмы, нужно было всего лишь написать заявление и перечислить немалые деньги – обычно первый взнос составлял 2000 долларов – на кипрский счет, показать квитанцию местному представителю и дожидаться выдачи полиса. Фирма предлагала очень выгодные условия будущим пенсионерам – высокие проценты, возможность досрочного расторжения договора без потерь. Правда, офисы «респектабельной фирмы» располагались в обычных съемных квартирах, а клиентов они находили по типу сетевого маркетинга – среди знакомых, через презентации. Несмотря на то что очень быстро «страховщиков» вывели на чистую воду, многие белорусы клюнули на «выгодные» предложения, перечислили и потеряли крупные суммы.

Ирина Менделева, «Народная газета», 19 марта 2021 г.
(фото – «СБ. Беларусь сегодня»)

Нормативные документы:

1.Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596 – ХII «О пенсионном обеспечении»;
2.Положение о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 777).
3.Положение о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденное приказом Министра социальной защиты Республики Беларусь от 23.05.1997 №44.

ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ ЗА ПЕНСИЕЙ

Заявление о назначении трудовой пенсии неработающим гражданам, индивидуальным предпринимателям, членам крестьянского (фермерского) хозяйства, творческим работникам, не работающим по трудовым и гражданско-правовым договорам, домашним работникам, работникам религиозных организаций, лицам, обучающимся в учреждениях образования, и другим, и членам их семей, а также о назначении социальной пенсии подается непосредственно в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя.
В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением работодателя об отказе в представлении его к назначению пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.
Заявление о назначении пенсии несовершеннолетнему или недееспособному лицу подается в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства его законного представителя (родителя, усыновителя, опекуна, попечителя) либо по месту нахождения учреждения, в котором находится на содержании несовершеннолетний (недееспособный).
Заявление о назначении трудовой пенсии лицам, находящимся в местах лишения свободы, подается в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения исправительного учреждения через администрацию этого учреждения.
Заявление о назначении пенсии и необходимые документы могут быть поданы доверенным лицом, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, выданной на представление этим лицом документов для назначения пенсии в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите, сбор недостающих для назначения пенсии документов и получение пенсионного удостоверения.

СРОКИ ОБРАЩЕНИЯ ЗА ПЕНСИЕЙ

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком. Обращение за назначением трудовой пенсии по возрасту может осуществляться и до наступления пенсионного возраста, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
Пенсии по возрасту назначаются со дня наступления пенсионного возраста, если обращение за пенсией последовало не позднее дня наступления пенсионного возраста. В случае обращения за пенсией после достижения пенсионного возраста - пенсия будет назначена со дня обращения.
Днем обращения за пенсией считается день приема заявления (представления) о назначении пенсии со всеми документами, необходимыми для определения права на пенсию и ее размера.
Если заявление о назначении пенсии пересылается по почте, и при этом прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления.
В тех случаях, когда к заявлению (представлению) о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, работодателю или заявителю сообщается, какие документы должны быть представлены дополнительно. Если они будут представлены не позднее одного месяца со дня уведомления о необходимости представления дополнительных документов, то днем обращения за пенсией считается день приема заявления (представления) о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления.
Пенсии по инвалидности назначаются со дня установления инвалидности, если обращение за пенсией последовало не позднее 3 месяцев со дня установления инвалидности. В случае обращения за пенсией после по истечении указанного срока - пенсия будет назначена со дня обращения.
Пенсии по случаю потери кормильца назначаются со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев перед обращением за пенсией.
В случае, если заявитель является получателем пенсии по другому основанию, перевод на другой вид пенсии осуществляется со дня подачи заявления.

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ

При обращении за назначением пенсии (независимо от вида пенсии) заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство.
Документом, удостоверяющим личность, возраст, принадлежность к гражданству и подтверждающим место жительства для граждан Республики Беларусь, является паспорт гражданина Республики Беларусь.
В случае временного жительства гражданина Республики Беларусь на территории республики документом, подтверждающим его проживание в Республике Беларусь, является адресный листок прибытия установленной формы, содержащий сведения об адресе места прописки гражданина и сроке прописки.
В том случае, если паспорт гражданина Республики Беларусь, проживающего на территории Республики Беларусь, утрачен, в качестве документа, удостоверяющего его личность и гражданство до выдачи паспорта взамен утраченного, принимается справка установленной формы, выдаваемая органом внутренних дел по месту жительства.
Документом, удостоверяющим личность, возраст и гражданство несовершеннолетних лиц, не достигших 16 лет, является свидетельство о рождении или паспорт.
Документом, удостоверяющим возраст умершего кормильца, является свидетельство о смерти или иной документ, содержащий необходимые сведения.
Документом, удостоверяющим личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, является национальный паспорт и (или) вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства.

К заявлению (представлению) о назначении трудовой пенсии должны быть приложены:

1. трудовая книжка и представление (для работающих граждан), копия трудовой книжки (для неработающих);
2. документ о получении образования по дневной форме обучения;
3. военный билет;
4. свидетельство о рождении детей;
5. документ, подтверждающий изменение фамилии, имени, отчества;
6. справки о заработной плате за последние 22 года стажа работы в 2016 году,в 2017 году - 23 года.
7. справка о нахождении в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста до 3-х лет (если имело место) и другие документы, подтверждающие стаж и заработок заявителя.

Для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимы следующие документы :

1. паспорт заявителя;
2. трудовая книжка и другие документы, подтверждающие стаж кормильца;
3. справки о заработной плате за последние 22 года стажа работы в 2016 году, в 2017 году - 23 года.
4. документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем;
5. свидетельство о смерти кормильца;

В необходимых случаях представляются:
при назначении пенсии многодетным матерям - документы о рождении детей и воспитании их до 8-летнего (16-летнего) возраста;
документы, подтверждающие, что ребенок заявителя признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом, и о воспитании его не менее 8 лет в период до его совершеннолетия;
при назначении пенсии в соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения» - документы, подтверждающие, что заявитель имеет право на назначение пенсии по возрасту досрочно;
документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии;
документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии с законодательством о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС;
документ, содержащий сведения о составе семьи, выданный организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, или сельским (поселковым) Советом депутатов (для решения вопроса о признании заявителя одиноким).

ПОДГОТОВКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ

Подготовка документов, необходимых для назначения пенсии, и представление к ее назначению осуществляется работодателем по месту последней работы заявителя (кормильца).
Приказом или распоряжением работодателя определяется работник (группа работников), ответственный за подготовку пенсионных документов и своевременное представление их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите (далее - представитель работодателя).
Таким представителем, как правило, назначается работник, который по роду своей основной деятельности связан с оформлением документов о приеме на работу и увольнении, учетом личного состава, ведением трудовых книжек. Работодатель за месяц до достижения работником пенсионного возраста и приобретения права на пенсию извещает его о порядке обращения за пенсией.
Заявление о назначении пенсии заполняется заявителем по установленной форме и регистрируется в журнале регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий.
Работодатель в 10-дневный срок со дня регистрации заявления оформляет все необходимые документы и свое представление, знакомит с ним заявителя (под расписку в представлении) и рассматривает вопрос о возможности представления данного работника к назначению пенсии.
При положительном решении вопроса заявление, представление и все документы передаются в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя.
По требованию работника работодатель выдает ему документы, необходимые для перерасчета пенсии, возобновления ее выплаты, перевода с одной пенсии на другую.

УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕРЫ ПЕНСИЙ ПО ВОЗРАСТУ

С 01 января 2017 года общеустановленный пенсионный возраст ежегодно повышается на 6 месяцев, аналогично на 6 месяцев увеличивается требуемый страховой стаж. Период, из которого определяется среднемесячный фактический заработок и индивидуальный коэффициент, ежегодно увеличивается на 1 год:

год пол возраст дата рождения право на пенсию возникает страховой стаж, требуемый для назначения пенсии за сколько лет работы перед назначением пенсии исчисляется заработок
2017 м 60,5 1 половина 1957 2 половина 2017 16 23
ж 55,5 1 половина 1962
2018 м 61 2 половина 1957 2 половина 2018 16,5 24
ж 56 2 половина 1962
2019 м 61,5 1 половина 1958 2 половина 2019 17 25
ж 56,5 1 половина 1963
2020 м 62 2 половина 1958 2 половина 2020 17,5 26
ж 57 2 половина 1963
2021 м 62,5 1 половина 1959 2 половина 2021 18 27
ж 57,5 1 половина 1964
2022 м 63 2 половина 1959 2 половина 2022 18,5 28
ж 58 2 половина 1964
2023 м 63 1960 2023 19 29
ж 58 1965
2024 м 63 1961 2024 19,5 30
ж 58 1966
2025 м 63 1962 2025 20 31
ж 58 1967

Пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка (статья 56 Закона «О пенсионном обеспечении»), но не ниже минимального размера пенсии.

Трудовая пенсия увеличивается:

мужчинам за каждый полный год стажа работы (статьи 51 – 53 Закона) сверх 25 лет - на один процент среднемесячного заработка (статья 56 Закона), но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту. При этом для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы более 35 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера (статья 70 Закона) (далее – средняя заработная плата работников). Для лиц, имеющих стаж работы 45 лет и более, новый минимальный размер увеличения применяется начиная с 26-го года стажа работы;

женщинам за каждый полный год стажа работы сверх 20 лет – на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту. При этом для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы более 30 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 30 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников. Для лиц, имеющих стаж работы 40 лет и более, новый минимальный размер увеличения применяется начиная с 21-го года стажа работы.

Увеличение производится в пределах 45 лет стажа работы у мужчин и 40 лет у женщин.

Лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, пенсии дополнительно увеличиваются на 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5 процента среднемесячного заработка (либо на 0,7 процента средней заработной платы работников – в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45-й год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40-й год включительно у женщин;

Минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала.

При продолжении работы без получения государственной пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях размер пенсии по возрасту увеличивается на:

6, 8, 10 и 12 процентов заработка, из которого в соответствии со статьей 56 Закона исчисляется пенсия, – соответственно за каждый полный первый, второй, третий и четвертый годы работы, на 14 процентов такого заработка – за полный пятый и каждый последующий год работы. Указанные размеры увеличения пенсии суммируются между собой;

1 процент заработка, из которого в соответствии со статьей 56 настоящего Закона исчисляется пенсия, – за каждые полные два месяца неполного года работы. Данный размер увеличения пенсии суммируется с размерами увеличения пенсии за полные годы работы.

Под работой без получения государственной пенсии, дающей право на увеличение пенсии понимаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь согласно законодательству о государственном социальном страховании.

Читайте также: