Последний указ токаева о пенсиях

Опубликовано: 17.05.2024

До 1 июля все будут получать бесплатную медпомощь, независимо от статуса в системе ОСМС. Ежемесячные выплаты смогут получать самозанятые граждане.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил в эфире республиканских каналов с заявлением по вопросам, связанным с режимом ЧП в стране и антикризисными мерами государства в экономике и социальной сфере.

"К сожалению, работа и жизнь в режиме ЧП всегда приводит к значительным экономическим и социальным издержкам. Многие казахстанцы сегодня сталкиваются с большими трудностями. Мы это прекрасно понимаем. Правительство и акимы уже приступили к реализации первого пакета антикризисных мер", – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Он рассказал о мерах поддержки, которые государство окажет гражданам и бизнесу.

1. Индексация пенсий и пособий на 10%

Президент поручил проиндексировать пенсии и государственные пособия, включая адресную социальную помощь, на 10% в годовом выражении. Это позволит увеличить доходы соответствующих категорий граждан на общую сумму более 200 млрд тенге.

2. Соцвыплаты для большего количества казахстанцев

Глава государства поручил расширить охват дополнительными социальными выплатами в размере одной минимальной заработной платы.

"Считаю, что эти деньги – 42 500 тенге – должны получать не только те, кто ранее имел официальную работу и зарплату. Нужно помочь нашим гражданам, которые являлись и являются самозанятыми или работали неофициально. Для этого им достаточно формализовать свой статус, после чего на весь период ЧП они начнут получать ежемесячную соцвыплату от государства. В целом меры, высказанные мной 23 марта и сегодня, охватят порядка 3 миллионов наших граждан", – отметил президент.

3.Бесплатная медпомощь до июля

Касым-Жомарт Токаев поручил продлить с 1 апреля до 1 июля право незастрахованных граждан получать медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). В этот период казахстанцев будут обслуживать в медучреждениях в полном объёме, независимо от статуса в системе ОСМС.

4. Продуктовые наборы для большего количества людей

Президент заявил о необходимости расширить перечень категорий граждан, которым должны предоставлять бесплатные продуктово-бытовые наборы.

"Такой пакет помощи должен быть дополнительно предоставлен инвалидам первой, второй, третьей групп, детям-инвалидам и официально зарегистрированным безработным. Это мера охватит более 800 тысяч человек. Причём нужно утвердить минимальный размер таких наборов в натуральном выражении. Важно задействовать местный малый и средний бизнес для производства и доставки", – сказал он.

Глава государства отметил, что в дальнейшем нужно постепенно перейти от натуральных наборов к перечислению средств для самостоятельного выбора и покупки.

5. Помощь для фермеров

Крайне важно своевременно провести весенне-полевые работы, подчеркнул Касым-Жомарт Токаев. Для этого 70 млрд тенге будет выделено из бюджета, фермеры получат эти деньги через АО "Аграрная кредитная корпорация". Ставка для конечных заёмщиков не будет превышать 5%.

6. Трудоустройство потерявших работу из-за карантина

Из-за введённых карантинных мер вокруг Нур-Султана, Алматы и Шымкента наблюдается избыток трудоспособного населения, прежде всего молодёжи, отметил глава государства. Поэтому Правительству и акимам по программе Дорожной карты занятости следует незамедлительно начать конкретные проекты именно в этих регионах.

"У людей должен быть источник заработка, чтобы они не сидели у закрытых шлагбаумов без средств к существованию. Гражданам, которые готовы выехать на работу в рамках Дорожной карты занятости, будут предоставлены подъёмные в размере двух минимальных зарплат или 85 тысяч тенге сразу же после прибытия к месту работы. Не взамен, а в дополнение к регулярной заработной плате", – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.

Будут развернуты мобильные рекрутские пункты, в рамках которых акиматы проведут разъяснительную работу, экспресс-тестирование на коронавирус, сбор и транспортировку работников до места новой работы. Всех занятых по Дорожной карте бизнеса работодатели обязаны обеспечить достойными условиями труда и средствами защиты, сказал президент.

7. Освобождение от налогов на зарплатный фонд

Большое количество мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, уже реализуют госорганы. Это касается расширения видов деятельности, признаваемых приоритетными для целей господдержки, снижения и унификации ставки кредита, увеличения объёма государственных гарантий.

"Агентство по финансовому регулированию работает с банками и другими финорганизациями по вопросу отсрочки и реструктуризации платежей по кредитам МСБ. Многие предприниматели просят приказать банкам не начислять проценты на кредиты за период ЧП. Следует понимать, что для банков это упущенная выгода, убыток. Банки – тоже неотъемлемая часть нашей экономики. Поэтому я вновь обращаюсь к банкам второго уровня проявить конструктивизм, гражданскую ответственность и солидарность. В трудные для банков моменты государство оказало им значительную помощь. Сейчас от вас нужна поддержка населению и отечественному бизнесу", – сказал президент.

Глава государства добавил, что при необходимости могут быть приняты дополнительные директивные меры. В случае дальнейшего ухудшения ситуации Правительство и финансовые регуляторы примут меры по решению этого вопроса.

"Наши предприниматели нуждаются в дополнительной поддержке в части снижения налогового бремени. Это в особенности важно с точки зрения сохранения занятости и выплаты зарплат. Поэтому для субъектов МСБ в наиболее пострадавших секторах экономики на 6 месяцев (с 1 апреля до 1 октября этого года) отменяется начисление и уплата налогов и других платежей с фонда оплаты труда", – добавил президент.

Эти сектора включают в себя: общественное питание, отдельные сектора торговли, транспортные услуги, консультационные услуги, IT-сектор, гостиничный бизнес, туризм и так далее. Госкомиссия по ЧП утвердит окончательный перечень и будет актуализировать его по мере необходимости.

"В обращении предпринимателей я также отметил просьбу о неначислении любых налогов на период кризисной ситуации. Оперативное решение было принято, по моему поручению Правительство приостановило уплату всех налогов для МСБ на три месяца. То есть на данный момент конструкция такова, что налоги в этот период платить не надо, но придётся заплатить позднее", – отметил Касым-Жомарт Токаев.

Правительство проводит работа с партнёрами по Евразийскому экономическому союзу в части обнуления ввозных пошлин для наиболее важного для нас импорта. Решение по средствам индивидуальной защиты, сырью для их производства, вакцинам, наборам для диагностики уже принято. Продолжается работа по снижению импортных пошлин по продовольственным товарам, по которым мы не являемся самодостаточными, добавил президент.

"Крайне важно также задействовать потенциал местного малого и среднего бизнеса. Акиматы и Правительство должны наладить механизм гарантированной закупки продукции у отечественных сельхоз и перерабатывающих предприятий как минимум на шесть месяцев вперёд, то есть внедрить так называемый форвардный закуп или "покупку под урожай". Предстоит определить чёткий механизм интеграции предприятий по всей цепочке – от поля до прилавка и обеспечить их льготным кредитованием. Бизнес в свою очередь должен взять на себя встречные обязательства по обеспечению объема производства, сохранению цен, поддержанию занятости", – сказал Касым-Жомарт Токаев.

8. Прямое финансирование через нацкомпании

Глава государства поручил Правительству и Нацбанку задействовать для реализации всех мер поддержки все необходимые источники средств, включая Государственный фонд социального страхования, ресурсы и инструменты Национального банка.

"Средства Национального фонда, созданного нашим Первым Президентом, следует расходовать рационально. В целях оперативного и точечного доведения средств до реальной экономики не стоит исключать возможность и прямого финансирования через государственные институты развития: "Байтерек", "Аграрная кредитная корпорация" и другие. Этот механизм должен быть нацелен на помощь средним быстрорастущим компаниям с экспортной направленностью. Эти компании могут выступить нашими локомотивами и в посткризисный период", – сказал он.

Президент поручил Счётному комитету следить за обеспечением целевого и эффективного расходования выделяемых средств, соблюдения принципов открытости и прозрачности при оказании поддержки гражданам и бизнесу.

"Дорогие казахстанцы, я понимаю, жизнь поставила каждого из нас в непростые условия. Но эпидемия коронавируса – временное явление, и мы обязательно его победим. Единство и сплочённость нашего общества придают нам сил и уверенности в том, что вместе мы преодолеем все трудности", – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Отдельные слова поддержки глава государства высказал больным коронавирусом. Он призвал заражённых казахстанцев не отчаиваться, помнить о том, что болезнь не является абсолютно фатальной, от неё излечиваются.

"Мы, государство и общество, сделаем всё возможное, чтобы помочь вам", – заверил он.

Президент Казахстана ввёл режим чрезвычайного положения по всей стране из-за распространения коронавируса с 16 марта до 15 апреля. На сегодняшний день в РК подтверждено 340 случаев заражения Covid-19.

Излечились уже 22 пациента. 26 марта одна из заражённых, 64-летняя женщина, скончалась в больнице Нур-Султана. 31 марта в столице умер 50-летний пациент.

Все новости о пандемии коронавируса читайте здесь.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем
Telegram-канале и на странице в Facebook

В связи с увеличением МРП на 139 тенге изменится и размер пенсий и пособий - все цифры в материале Sputnik Казахстан

АЛМАТЫ, 20 дек – Sputnik. С 1 января 2021 года в Казахстане изменится месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей. Он составит 2 917 тенге (6,9 доллара), тогда как с 1 января текущего года МРП составлял 2 651 тенге, с 1 апреля - 2 778 тенге.

В Казахстане с 2021 года в связи с увеличением месячного расчетного показателя пенсии повысятся на 7%, пособия по инвалидности, утере кормильца, многодетным семьям вырастут на 5%.

Размер минимальной зарплаты останется прежним – 42 500 тенге (чуть больше 100 долларов. Здесь и далее расчеты производились по официальному курсу тенге на 20 декабря 2020 года – 420 тенге за доллар).

Расходы на социальные отчисления в следующем году увеличатся до 15,2 миллиарда тенге (36,2 миллиона долларов). Деньги будут выделять за счет перераспределения средств из резерва правительства страны.

Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат установлена на уровне 34 302 тенге (81,6 доллара). В этом году величина прожиточного минимума составляет 32 668 тенге (77,7 доллара).

Минимальный размер заработной платы не изменится и составит 42 500 тенге.

Минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты увеличится до 18 524 тенге, или до 44 долларов. В прошлом году эта выплата составляла 17 641 тенге.

Минимальный размер пенсии увеличится с 40 441 тенге до 43 272 тенге (103 доллара).

Как изменятся пособия по инвалидности

Инвалиды общего заболевания, военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел в зависимости от группы инвалидности будут получать от 35 675 до 65 860 тенге (от 85 до 157 долларов). Ранее размер этого пособия составлял от 33 975 до 62 723 тенге.

Дети-инвалиды до 16 лет будут получать 48 023 тенге (114,3 доллара) вместо 45 736 тенге (107,5 доллара).

Размер пособия для инвалидов с детства и детей-инвалидов с 16 до 18 лет в зависимости от группы инвалидности увеличится до 41 163-65 860 тенге (98-157 долларов). Ранее они получали от 39 202 до 62 723 тенге.

Военнослужащие срочной службы, ликвидаторы ядерных аварий, инвалиды вследствие экологического воздействия с 2021 года будут получать 68 948-96 389 тенге (164-229 долларов) в зависимости от группы инвалидности.

Размер пособий для военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, которые стали инвалидами, исполняя служебный долг, увеличился до 68 948-117 999 тенге (164-281 доллара).

Пособия по уходу за ребенком-инвалидом до 16 лет и инвалидом первой группы с детства вырастут до 48 023 тенге (114 долларов). Столько же будут платить матери или отцу, опекуну, воспитывающему ребенка-инвалида.

Пособия по уходу за ребенком до года и многодетным матерям

Пособия по уходу за одним ребенком до года увеличатся до 16 802 тенге (40 долларов), за двумя – до 19 865 тенге (47 долларов), за тремя – до 22 899 тенге (54,5 доллара), за четырьмя и более – до 25 962 тенге (62 доллара).

Размер пособия для многодетных матерей увеличится до:

  • 46 760 тенге, или 114 долларов, на четвертого ребенка;
  • 58 457 тенге, или 139 долларов, на пятого ребенка;
  • 70 154 тенге, или 167 долларов, на шестого ребенка;
  • 81 852 тенге, или 195 долларов, на седьмого ребенка;
  • 93 344 тенге, или 222 доллара, на восьмого ребенка;
  • 105 012 тенге, или 250 долларов, на девятого ребенка;
  • 116 680 тенге, или 278 долларов, на десятого ребенка.

Многодетные матери, награжденные подвесками "Кумыс Алка" и "Алтын Алка" с 2021 года будут получать 18 669 тенге, или 44,5 доллара в месяц.

Также увеличится размер единовременного пособия по рождению ребенка:

  • от одного до четырех детей – 110 846 тенге, или 264 доллара;
  • от четырех детей и более – 183 771 тенге, или 474 доллара.

Специальные государственные пособия

С 2021 года изменится размер специальных государственных пособий взамен льгот.

  • Обладатели звания "Халык Кахарманы", "Казакстаннын гарышкер-ушкышы" и "Казахстаннын енбек ери" будут получать 404 384 тенге, или 963 доллара.
  • участники и инвалиды Великой Отечественной войны – 46 672 тенге, или 111 долларов;
  • лица, приравненные по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны, – 18 057 тенге, или 43 доллара;
  • лица, приравненные по льготам и гарантиям к инвалидам Великой Отечественной войны, – 22 024 тенге, или 52,5 доллара;
  • вдовы воинов, погибших (умерших, пропавших без вести) в Великой Отечественной войне, не вступившие в повторный брак, – 13 069 тенге, или 31 доллар;
  • семьи военнослужащих, погибших (пропавших без вести) или умерших вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных в период боевых действий в Афганистане или в других государствах, в которых велись боевые действия, – 13 390 тенге (31,8 доллара);
  • семьи погибших при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, а также семьи умерших вследствие лучевой болезни или умерших инвалидов, а также граждан, смерть которых в установленном порядке связана с воздействием катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения и ядерных испытаний – 6 214 тенге, или 15 долларов;
  • жены (мужья) умерших инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов, а также жены (мужья) умерших участников войны, партизан, подпольщиков, граждан, награжденных медалью "За оборону Ленинграда" или знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признававшихся инвалидами в результате общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением противоправных), которые не вступили в повторный брак – 7 468 тенге, или 18 долларов;
  • Герои Социалистического Труда из числа участников Великой Отечественной войны - 217 755 тенге, или 518 долларов;
  • Герои Социалистического Труда, кавалеры орденов Трудовой Славы трех степеней - 28 004 тенге, или 67 долларов;
  • инвалиды 1 и 2 групп – 4 374 тенге, или 10,5 доллара;
  • инвалиды 3 группы – 1 867 тенге, или 4,5 доллара;
  • дети-инвалиды до 16 лет - 2 801 тенге, или 7 долларов;
  • жертвы политических репрессий, лица, пострадавшие от политических репрессий, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, – 3 122 тенге, или 7,5 доллара.

Пособия по потере кормильца

Размеры пособия по случаю потери кормильца будут составлять от 29 500 тенге до 72 378 тенге в зависимости от количества иждивенцев.

  • с одним нетрудоспособным гражданином - будет получать 29 500 тенге, или 70 долларов;
  • с двумя – 51 110 тенге, или 122 доллара;
  • с тремя – 63 459 тенге, или 151 доллар;
  • с четырьмя – 67 232 тенге, или 160 долларов;
  • с пятью – 69 634 тенге, или 166 долларов;
  • с шестью и более - 72 378 тенге, или 172 доллара.

Круглые сироты будут получать 40 477 тенге (96 долларов), остальные члены этой семьи – 18 524 тенге, или 44 доллара.

Напомним, 2 декабря 2020 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон "О республиканском бюджете на 2021-2023 годы". Он вводится в действие с 1 января 2021 года.

Заведомо убыточный ЕНПФ: сможет ли Токаев реформировать казахстанскую пенсионную систему?

В первом же своем Послании народу президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ уделил место проблемам накопительной пенсионной системы. В частности, заморозил уже принятые решения по 5-процентным взносам с работодателей и предложил использовать часть накоплений для обзаведения жильем и получения образования. Автор настоящей статьи, который является членом Общественного совета при Едином накопительном пенсионном фонде (ЕНПФ), не раз предлагал и это тоже, но как раз попытки фрагментарных решений только подчеркивают необходимость решения комплексного.

Так предложения президента могут иметь практическую значимость лишь менее чем для ста тысяч (из более чем девяти миллионов) наиболее состоятельных вкладчиков ЕНПФ, имеющих накопления от 8 млн тенге и выше. При том, что эта часть граждан, надо полагать, способна решать вопросы жилья и образования и без подобной помощи. Тогда как основная масса трудящихся либо вообще не имеет пенсионных накоплений, либо имеет их в заведомо недостаточном объеме.

И вот еще что, с точки зрения оценки сконцентрированных на ЕНПФ проблем и возможности их решения необходимо понимать: накопительная система – это зеркало всей экспортно-сырьевой модели экономики Казахстана, выпукло отражающее как достижения, так и провалы. Особенно сейчас, когда такая модель в фактическом кризисе: по внешнеэкономическим показателям отъехала примерно на десятилетие назад и топчется, в лучшем случае, на месте.

Так и накопительная пенсионная система: она была внедрена в 1998 году, по предложению Всемирного банка, как раз по ходу формирования общей модели включения Казахстана в мировой рынок, и стала важной ее частью.

Так предполагалось, что накопительная система заменит прежнее солидарное пенсионное обеспечение, что помимо экономического, имело и ключевое идеологическое наполнение, – подобно обязательной ликвидации символов советской эпохи – колхозов и совхозов.

Далее предполагалось исключительно портфельное, но ни в коем случае не прямое (производственное) инвестирование пенсионных накоплений. И это решение тоже несло и продолжает нести, помимо экономического, идеологическое наполнение. Портфельное инвестирование есть ключевой элемент системы, в которой экономика Казахстана инвестируется, равно как и кредитуется, в основном внешним образом – при целевом подавлении национальной инвестиционной и кредитной потенции. А именно предполагалось, что пенсионные накопления будут циркулировать исключительно на фондовом рынке, казахстанский сектор которого должен был стать сквозной частью мирового. Соответственно, пенсионные средства с него уходили бы на рынки зарубежные, с которых и инвестировались бы интересовавшие внешний рынок секторы казахстанской экономики.

Наконец, идеологически важным посылом был демонтаж унаследованной от СССР коллективистской системы социальной защиты, с переводом этой защиты в формат индивидуальных отношений «гражданин – государство». Финальной частью которого должен был стать отказ государства от социальных обязательств перед теми гражданами, которые остались вне системы взимания с них обязательных пенсионных отчислений. С распространением того же на медицинское обеспечение, а в перспективе – и на обязательства государства по образованию детей таких «не включенных» граждан.

Между тем, встраивание Казахстана в мировое «разделение труда», хотя и произошло по канонам Всемирного банка, ВТО и МВФ, но отнюдь не полностью. Так, непубличная приватизация – в основном – в пользу иностранных или квази-иностранных собственников – системообразующих экспортно-сырьевых комплексов не позволила создать сколько-нибудь серьезный фондовый рынок. А ограниченная сырьевой моделью легальная занятость позволила охватить регулярным участием в накопительной системе лишь меньшую часть казахстанцев.

Пройдемся по пунктам: что же отражается в зеркале ЕНПФ?

Структурная безработица: социальная рознь вместо социального государства

В экономике Казахстана занято 8,7 млн человек (здесь и далее данные округляются для удобства), но при этом штатная численность всех наемных работников составляет лишь 3,8 млн. То есть, вся совокупность крупных, средних и малых предприятий Казахстана обеспечивает официальное трудоустройство, с бухгалтериями, автоматически осуществляющими социальные платежи и отчисления от зарплат, и отделами HR, отвечающими за учет кадров, менее 44% всей трудовой занятости. И даже если добавить к этому всех находящихся на государственной и воинской службе, другие категории граждан, состоящих в упорядоченных отношениях с государством или бизнесом, структурная занятость в Казахстане охватывает никак не более пяти миллионов человек трудоспособного возраста.

Что и подтверждает статистика ЕНПФ: относительно регулярных плательщиков – от 12 до 6 взносов за год – чуть менее 5 млн человек, из них действительно регулярные взносы поступают от примерно 2,5 млн.

Приходится напомнить Конституцию, по которой Казахстан – демократическое, правовое и социальное государство. Такое государство вправе вводить не требующие согласия работающих пенсионные отчисления, но при условии равноправного участия всех трудящихся и равно достаточного пенсионного обеспечения. В нашем же случае граждане делятся на имеющих легальную работу и «самозанятых», с неодинаковыми правами и социальными гарантиями. А такая сегрегация есть база для разделения граждан на сословия, разжигание розни между которыми является, по казахстанскому же законодательству, уголовно наказуемым деянием.

Мизерные накопления, придаточное положение при сохраненной «солидарке»

Если судить по взносам в ЕНПФ, доля работников наемного труда в структуре национального потребления – всего 14% от ВВП. Тогда как нормальная величина – хотя бы процентов 40-50.

Соответственно, невысоки накопления даже постоянных участников. У 97% вкладчиков накопления не более 5 млн тенге, а ещё у 68% - не более 1 млн. Накопления свыше 5 млн только у 282 тыс. человек, а свыше 8 млн – только у 95 тыс. человек.

Результат: вместо замены солидарной системы накопительная все 20 лет существует при ней как охватывающее далеко не всех и в целом небольшое дополнение. В бюджете 2019 года затраты на солидарные пенсии заложены величиной 2,3 трлн тенге, тогда как выплаты из ЕНПФ прогнозируются чуть более 200 млрд. Итого доля накопительной компоненты – порядка 8%. И даже парадная статистика ЕНПФ, охватывающая только участников пенсионного накопительства, дает такое соотношение: средняя солидарная пенсия – 54 387 тенге, средняя ежемесячная пенсия из ЕНПФ – 20 177 тенге. Итого, даже для «выпускников» ЕНПФ доля солидарной пенсии более чем в два раза существеннее.

Показательна вилка между поступлениями взносов в ЕНПФ и выплатами выходящим из накопительной системы. В 2018 году при поступлении более 847 млрд тенге взносов выплаты составили менее 169 млрд тенге. За первое полугодие этого года на 549 млрд взносов выплаты составили 124 млрд тенге. Разница между тем, что забирается у трудящихся и выплачивается достигающим пенсии, устойчиво пятикратная, - при том, что система функционирует уже более двадцати лет и должна бы приближаться к балансу.

Основное объяснение этому – «плавающий» курс национальной валюты. Накопления в тенге еще до девальваций 2009, 2014 и, особенно, 2015-2016 годов, арифметически мало заметны на фоне более чем двукратно обесцененной и продолжающей девальвировать национальной валюты. По сути, людям выплачиваются суммы, набежавшие лишь в последние годы, тогда как предыдущие их накопления попросту «растворились» в курсовых манипуляциях.

Основу для таких манипуляций создает само инвестирование пенсионных накоплений в инструменты, номинированные не только в национальной валюте. Так, на август нынешнего года накопления в инструментах, номинированных в тенге, составили чуть менее 65%, в долларах – почти 35% и еще 0,3% в рублях, тогда как с января тенге успел потерять 11% стоимости к доллару и 5,5% к рублю. Фактически – убыток, но арифметика в тенге исправно растет, зато пересчет «дорожающих» валютных активов дает дополнительную «доходность».

Яркий пример: перед девальвацией августа-2015, в тенге было номинировано 88,8% пенсионных активов, в долларах - 10,5% и 0,5% в рублях. Тогда произошла буквально девальвационная катастрофа, однако… пересчет показал по итогам 2015 года инвестиционную доходность, даже превысившую утроенную в том году инфляцию.

Подчеркнем: сама идея хоть сколько-нибудь длительного накопления средств в национальной валюте при «плавающем» курсе этой валюты – несостоятельна.

Выгода «накопителей»

Зато полную и не девальвируемую выгоду от такого накопительства извлекают не вкладчики, а сами «накопители», вкупе с участниками рынка «инструментов». Так, по итогам 2018 года при выплатах вкладчикам 169 млрд тенге, комиссионного вознаграждения было начислено более 60 млрд. За первое полугодие 2019 при выплатах 124 млрд на вознаграждения ушло 33 млрд тенге – до четверти всех расходов накопительная система тратит на обеспечение собственного администрирования.

Не даром Национальный банк не первый год говорит о возвращении к частным КУПА, - желание бизнеса получить доступ к столь крупным и гарантированным комиссионным, принимается близко к сердцу.

Фактическая убыточность

Закон о пенсионном обеспечении гарантирует сохранность пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент достижения пенсионного возраста. Во исполнение чего, разумеется, в отношении каждого вкладчика и массы пенсионных взносов в целом, в режиме поступления этих взносов, то есть – ежемесячно, должен осуществляться соответствующий накопительный учет и публичная информация: масса накопленных взносов, накопленный инвестиционный доход, накопленная инфляция и, как результат, накапливаемая компенсация из бюджета

Однако такой отчетности ЕНПФ не ведет. Зато выходящие на пенсию вкладчики ЕНПФ отсылаются в Государственную корпорацию «Правительство для граждан», где им начисляется компенсация инфляции. Корпорация, получая от ЕНПФ выписку на вкладчика по всем годам и месяцам, делает сквозной расчет компенсации путем перемножения месячных взносов на помесячную инфляцию. То есть, выполняет работу ЕНПФ, но в разовом и закрытом режиме. При этом вкладчику отправляется всего лишь SMS на телефон, а далее просто перечисляется насчитанная компенсация. Право вкладчика поинтересоваться результатами расчета, проверить их или опротестовать не оговаривается.

Причина разнесения учета инфляции по разным ведомствам и деления информации на доступную и закрытую понятна – убыточность пенсионного накопительства. Что подтверждается и бюджетной отчетностью: в первом полугодии-2019 начисленная госгарантия составила 2,44 млрд тенге, при выплатах из ЕНПФ 124 млрд, то есть убыточность пенсионного накопительства для покидающих систему в этом году граждан оценивается в 2%. В 2018 году госгарантия составила 6,3% от выплат. Но здесь надо учесть, что компенсируется лишь базовая инфляция, официальная величина которой вряд ли может служить критерием реального роста цен. К тому же, закрытость расчета не исключает (даже предполагает) сознательное занижение.

Так, по нашим собственным оценкам, сделанным по конкретным индивидуальным выпискам, сохранение покупательной способности накоплений лежит в пределах 70% их фактической стоимости. То есть, вкладчики получают на руки суммы, эквивалентные тому, как если бы у них за трудовую деятельность изымали не по десять, а по семь процентов зарплаты. Не говоря уже о том, что изымаемая без согласия работающих «десятина» должна бы не просто возвращаться, а с вознаграждением.

Искусственная доходность

При том, что начисляемая на взносы доходность отстает от инфляции, большая половина ее носит искусственный характер и паразитирует на бюджете и банковских клиентах.

Так, на август 2019 года в государственные ценные бумаги вложено почти 40%, в облигации казахстанских банков и депозиты в них – 15%. Итого, больше половины «инвестиционной» доходности создается за счет налогоплательщиков и отвлечения бюджетных средств, а также ценой еще большего удорожания и без того неподъемной стоимости кредитов.

Если в цифрах, то такие «инструменты» в очередной раз обойдутся бюджету примерно в 330 млрд тенге, и банковским клиентам – порядка 150 млрд. Для сравнения: в республиканском бюджете 2019 года на оборону предусмотрено 613 млрд тенге, образование 635 млрд, на ЖКХ 318 млрд, а на всю культуру, спорт, туризм и информационное пространство 139 млрд тенге.

Неучастие в экономическом развитии

Ну и финал: если самим вкладчикам накопительная пенсионная система много не дает, то кому, кроме самих «накопителей», от нее польза?

Напомним, сейчас в ЕНПФ уже более 10 трлн тенге - сопоставимо с таким ключевым для благополучия национальной экономики показателем, как инвестиции в основной капитал, В 2018 году инвестировано было 11,2 трлн тенге, менее 19 % от ВВП, тогда как надо бы раза в два больше.

Каков же вклад пенсионных накоплений в этот недостаточный объем? Этого вклада… нет. Что, собственно, и требовалось доказать: три четверти так недостающих Казахстану инвестиций – иностранные, направленные, само собой, на закрепление той же экспортно-сырьевой модели.

Круг замкнулся: проблемы пенсионного накопительства и пенсионного обеспечения в целом, равно как и медицинского страхования, решаемы лишь на путях преобразования «вывозной» экономической модели в ориентированную на национальное развитие, на базе собственной инвестиционной и кредитной потенции. Где накопительной системе – самое место.

А как перейти к такому, - евразийскому развитию – отдельный разговор.

Информация о снижении пенсионного возраста является фейком

  • UPD: 12:08, 08.02.2021
  • Depositphotos

    Информация об изменении пенсионного возраста в Казахстане, распространяемая в мессенджерах и социальных сетях, не соответствует действительности. В соответствии с действующим законодательством, пенсионный возраст для мужчин наступает в 63 года, для женщин на текущий момент – в 60 лет, с дальнейшим постепенным повышением до 63 лет в 2027 году, сообщает пресс-служба МТСЗН РК.

    На сегодняшний день в республике действует трехуровневая пенсионная система, включающая солидарную, базовую и накопительную (из Единого накопительного пенсионного фонда – далее ЕНПФ) пенсионные выплаты. Совокупный размер пенсии привязан к трудовому стажу.

    Как известно, система солидарных пенсий постепенно сворачивается, так как при их назначении учитывается трудовой стаж, выработанный только до 1 января 1998 года, то есть до введения накопительной системы.

    В связи с этим повышается роль накопительной пенсии, формируемой за счет обязательных пенсионных взносов (чем больше период перечисления и размер пенсионных взносов, тем выше ее размер).

    Базовая пенсия предоставляется всем гражданам, достигшим пенсионного возраста, в размере от 54 до 100% от прожиточного минимума в зависимости от стажа участия в пенсионной системе (как до 1998 года, так и после этой даты). То есть чем дольше работал гражданин, тем выше размер базовой пенсии.

    Для обеспечения достаточного объема пенсионных накоплений для получения адекватных пенсионных выплат в старости в Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной в 2014 году, было предусмотрено постепенное повышение пенсионного возраста для женщин в период с 2018 по 2027 годы на 6 месяцев ежегодно.

    При этом повышение пенсионного возраста не коснулось женщин, которые в настоящее время имеют право на льготы по раннему выходу на пенсию:

    - женщин, родивших (усыновивших, удочеривших) 5 и более детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста – в 53 года;

    - женщин, проживавших в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска Семипалатинского испытательного ядерного полигона в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 5 лет – в 45 лет.

    Сохранена для женщин и льгота по зачету в трудовой стаж для назначения пенсии времени ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 12 лет в общей сложности.

    Вместе с тем граждане при достаточности пенсионных накоплений в ЕНПФ могут воспользоваться правом на пенсионный аннуитет (правом на пенсионные выплаты из пенсионных накоплений до наступления пенсионного возраста). С 1 января т.г. возраст для заключения договора пенсионного аннуитета снижен и начинается с достижения 45 лет. При этом аннуитетные выплаты начинаются для мужчин с 55 лет, для женщин – с 52 лет. Граждане, работающие во вредных условиях труда, могут воспользоваться пенсионным аннуитетом с 40 лет, при этом выплаты по таким договорам начинаются с 50 лет. В связи с данными изменениями, а также снижением минимального размера ежемесячных аннуиттных выплат до 70% от величины прожиточного минимума (ранее аннуитетные выплаты не должны были быть ниже минимального размера пенсии), заключение договоров пенсионного аннуитета стало доступным для большего числа вкладчиков ЕНПФ. Так, по оценке экспертов, сумма минимальной достаточности накоплений в ЕНПФ для заключения договора пенсионного аннуитета с 40-летнего возраста составит порядка 7,5 млн тенге.

    Установленный в Казахстане пенсионный возраст основан на результатах исследований и долгосрочных актуарных прогнозов, проведенных международными и отечественными экспертами. Пенсионный возраст в РК соответствует международной практике и складывающейся экономической и демографической ситуации в мире.

    Поэтому вопрос об изменении пенсионного возраста в Казахстане не рассматривается.

    Просим граждан не обращать внимание на фейки и использовать информацию только из официальных источников.

    Напоминаем, распространение ложной информации карается по закону.

    Снижение пенсионного возраста в России

    Вопрос о повышении возраста выхода граждан России на пенсию остаётся актуальным и болезненным. Возможно ли сейчас вернуть его к дореформенным показателям, и что на этот счёт думают эксперты и представители Кремля, расскажет информационное агенство ВикиПрофит.

    Возраст выхода на пенсию могут снизить – эксперт назвал условия для новой пенсионной реформы

    С 1 января 2019 года в России была осуществлена масштабная пенсионная реформа, направленная на повышение возраста выхода на пенсию практически всех граждан страны. Нововведение вызвало массу недовольств, которые продолжаются до сих пор.

    Перспективы возврата в дореформенное положение пенсионной сферы в настоящее время неясны, но есть ряд условий, при которых это становится более реальным.

    Ключевым шагом к достижению этой цели должна стать выгодная продажа российской нефти и газа. По словам Валерия Миронова именно это принесёт дополнительную прибыль стране и сделает возможным наполнение казны Пенсионного фонда, и, соответственно, ввести послабления по возрасту для российских пенсионеров.

    Изменения вряд ли произойдут в 2021 году, так как Федеральный бюджет на текущее время сформирован и утверждён, и изменения в финансировании пенсионных реформ в него заложено не было.

    Новый законопроект готовят в Госдуме – «Справедливая Россия» добивается снижения пенсионного возраста

    На рассмотрение в Госдуму внесено предложение депутатами партии «Справедливая Россия». Чиновники ходатайствуют за возврат в стране прежнего возраста выхода на пенсию, который был до 1 января 2019 года.

    Одной из причин повышения пенсионного возраста в РФ было стремление последовать примеру запада, где, по большей части, этот показатель завышен.

    Также представитель партии отметил, что поднятие пенсионного возраста еще сильнее усугубило одну из главных социальных проблем России – низкие заработные платы и удешевление рабочей силы. По его мнению, возврат к прежним возрастным показателям способен несколько улучшить общее положение в стране.


    Кому из россиян положена досрочная пенсия и её повышение – категория льготников и список профессий

    В 2021 году обновлён список профессий, которые могут уйти на заслуженный отдых раньше своих соотечественников. Об этом сообщило Министерство труда и разработало для Пенсионного фонда России законопроект, который расширил список специальностей и организаций, работники которых могут выйти на пенсию досрочно.

    К их числу относятся:

    1. Учителя.
    2. Медицинские работники.
    3. Пожарные и спасатели.
    4. Машинисты железнодорожного транспорта.
    5. Шахтёры.
    6. Водители автобусов и троллейбусов.
    7. Работники лесозаготовок.
    8. Сотрудники метро.
    9. Деятели искусства.
    10. Работники текстильного производства.

    У каждой категории необходимый стаж выхода на пенсию варьируется от 25 до 30 лет, таким образом, средний возраст граждан на этот момент составляет 45-50 лет.

    Почетный член президиума Союза пенсионеров России Людмила Пискунова рассказала, что некоторым категориям льготников положено повышение пенсионных выплат в 2021 году. Это касается людей, имеющих государственные награды и звания. Также повышение коснется граждан, верных деятельности в своём регионе – их стаж должен быть не менее 40 лет в одном субъекте России.

    Отмена пенсионной реформы в России возможна в 2021 году

    Отмена пенсионной реформы в России возможна в 2021 году

    Какой период работы войдет в стаж для начисления досрочного выхода на пенсию – решение премьерминистра

    В марте 2021 года Михаилом Мишустиным был подписан новый законопроект, который касался изменений в подсчёте трудового стажа для выхода на льготный заслуженный отдых.

    По словам Пенсионного фонда это условие станет доступно только в том случае, если работодатели на время учёбы будут продолжать отчислять налог в ведомство и сохранят за сотрудниками их рабочие места.

    Как и прежде в стаж будет включаться оплачиваемые отпуска и время получения пособий по безработице.


    Повышение пенсий работающим пенсионерам стало реальностью – новый законопроект рассмотрят в Госдуме в феврале 2021 года


    Будет ли в России индексация пенсии в апреле 2021 года работающим пенсионерам и повышение социальных пенсий


    «Всем положена доплата»: социальная прибавка 6000₽ и 8000₽ неработающим пенсионерам с февраля 2021 года

    Читайте также: