Последние постановления правительства рф в сфере пенсионного обеспечения

Опубликовано: 17.05.2024

В 2021 году на пенсионном рынке России произошел и еще ожидается ряд изменений, важных для российских граждан с точки зрения формирования их нынешней и будущей пенсий. События эти касаются как бизнеса негосударственных пенсионных фондов, так и вопросов расчета и начисления страховых и накопительных пенсий.

Еще немного повысится пенсионный возраст, требования к стажу и накопленным баллам

В 2021 году продолжают меняться условия получения страховой пенсии. Как мы помним, с 2019 года в России начал постепенно повышаться общеустановленный возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения происходят поэтапно в течение длительного переходного периода, который составляет 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин — 60 лет.

Для получения страховой пенсии есть еще требования по стажу и пенсионным коэффициентам (их иногда еще называют пенсионными баллами). В течение десяти лет, пока идет реформа, эти показатели также будут меняться и к 2029 году составят — 15 лет рабочего стажа и 30 баллов.

Условия назначения страховой пенсии в 2021 году: выход на пенсию для мужчин в 61 год 6 месяцев, для женщин — в 56 лет и 6 месяцев. Страховой стаж должен составлять не менее 12 лет, число накопленных коэффициентов (баллов) — 21.

В 2021 году будут произведены индексации и корректировки пенсионных выплат

С 1 января 2021 года страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы на 6,3%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2020 года. В результате индексации страховая пенсия по старости большинства неработающих пенсионеров увеличилась не меньше чем на тысячу рублей в месяц, а ее средний размер достиг 17,5 тыс. рублей.

Также повысилась стоимость одного пенсионного коэффициента, тоже на 6,3%, и фиксированной выплаты. Стоимость одного коэффициента в новом году повышена с 93 рублей до 98,86 рубля, размер фиксированной выплаты — с 5 686,25 до 6 044,48 рубля.

С 1 апреля будут проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные. Изменения будут осуществлены в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера за 2019 год.

С 1 августа Пенсионный фонд России и НПФ проведут ежегодную корректировку размера накопительных пенсий и срочных пенсионных выплат по обязательному пенсионному страхованию.

Финансовый уполномоченный теперь рассматривает досудебные споры граждан с негосударственными пенсионными фондами. Такой закон начал действовать с 1 января 2021 года. Процедура такая: сначала гражданин должен попробовать уладить спор с самой организацией, направив ей претензию. Затем он может обратиться к финомбудсмену — если есть имущественные требования к финансовой организации (в нашем случае — к НПФ) на сумму до 500 тыс. рублей. И только потом подавать иск в суд. Для гражданина обращение к финомбудсмену бесплатно. Решение уполномоченного может быть обжаловано в суде как потребителем, так и финансовой организацией.

Однако урегулирование споров с НПФ, связанных с неправомерными переходами между фондами, не входит в компетенцию финомбудсмена. Ранее в интервью газете «КоммерсантЪ» финансовый уполномоченный Юрий Воронин предположил, что «основной объем споров потребителей и НПФ будет связан с выплатами. Сюда войдут вопросы расчета их размера, сроков и формы, корректного исчисления периода, за который назначается пенсия».

Институт финуполномоченного создан для повышения эффективности защиты прав потребителей финансовых услуг и снижения количества судебных споров между компаниями и их клиентами. Например, на страховом рынке за 2019 год количество судов по ОСАГО и каско сократилось на 40%.

Граждан оградили от пенсионных агентов

В России с января 2021 года вступил в силу закон, который прямо запрещает работу пенсионных агентов. Теперь посредники — будь то сотрудники банков, «поквартирные» агенты, поверенные — не могут предлагать гражданам заключить договор об обязательном пенсионном страховании между застрахованным лицом и НПФ от имени негосударственного пенсионного фонда.

Кроме того, теперь гражданин имеет право запретить Пенсионному фонду России рассматривать заявления на перевод накоплений, поданные любым способом, за исключением личного визита в ПФР. Заявление также можно подавать через доверенное лицо, которое имеет нотариальную доверенность на это. В законе прописан механизм проверки ПФР подлинности нотариально удостоверенной доверенности — запрос будет направляться нотариусу через единую информационную систему нотариата. Идентификация личности нотариусом может происходить удаленно, с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи или единой системы идентификации и аутентификации биометрических данных.

Также закон наделяет Банк России правом устанавливать дополнительные требования к порядку заключения договоров по обязательному пенсионному страхованию, а также к лицам, которые имеют право заключать такие соглашения от имени НПФ.

НПФ будут обязаны раскрыть состав своих портфелей по эмитентам

С 1 июля 2021 года вступают в силу некоторые положения указания Банка России , которые устанавливают определенные требования к раскрытию информации на сайтах негосударственных пенсионных фондов. Все фонды должны будут в обязательном порядке обнародовать состав своих портфелей пенсионных резервов и накоплений вплоть до каждого эмитента, с указанием идентификационного номера ценной бумаги. Это надо будет делать ежемесячно с временным лагом в шесть месяцев. Сейчас все фонды обязаны раскрывать только структуру инвестиционных портфелей — то есть в какие именно активы (акции, ОФЗ, корпоративные облигации или депозиты) — вложились фонды.

При этом часть НПФ уже раскрывает свои активы для клиентов и других заинтересованных сторон на своих порталах. Например, НПФ «САФМАР» начиная с февраля 2020 года делает это ежеквартально с временным лагом в десять дней.

Раскрытие портфелей дает гражданам возможность понять, куда вложены их пенсионные сбережения, а также повышает прозрачность и контролируемость деятельности НПФ.

НПФ будут инвестировать добровольные пенсионные сбережения россиян по новым правилам

С 1 января 2021 года начали действовать новые требования к инвестированию пенсионных резервов. Речь идет о добровольных сбережениях, которые формируются за счет взносов граждан и в рамках корпоративных пенсионных программ.

Новые требования во многом повторяют правила инвестирования пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию, в которые тоже внесен ряд существенных изменений. Раньше возможности вложений именно резервов были очень широкими, теперь их спектр сузился. Это должно повлиять на устойчивость фондов, хотя может снизить доходность пенсионных резервов, так как менее рисковые активы всегда менее доходные.

Ограничиваются возможности НПФ вкладывать пенсионные накопления резервы в инструменты с дополнительным уровнем риска. Единый лимит на такие вложения к 1 января 2025 года составит 7%. Указание также вводит отдельный пятипроцентный лимит на инвестиции в ипотечные ценные бумаги и ужесточает требования к вложениям в бессрочные облигации. Изменения вступают в силу поэтапно, чтобы НПФ могли подготовиться к ним, в том числе с учетом последствий пандемии, и не распродавали уже имеющиеся в портфеле активы по сниженным ценам.

В России изменился срок дожития

С 1 января 2021 года в России вступил в силу закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии — или, как его еще называют, срока дожития. Это ожидаемый период выплаты накопительной пенсии. Он устанавливается специальным законом в соответствии со среднестатистическим сроком жизни гражданина после выхода на заслуженный отдых. Используется для расчета накопительной пенсии (для этого все накопления надо поделить на срок дожития). В 2020 году составляет 258 месяцев, в 2021 году — 264 месяца. Дальнейшее изменение этого показателя непредсказуемо.

Для пенсионеров по-новому рассчитывают прожиточный минимум

С этого года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум рассчитываются исходя не из потребительской корзины, как раньше, а из медианного дохода россиян. Медианный доход означает, что половина работающих получает больше этой величины, половина — меньше.

Размер МРОТ в 2021 году составляет 42% от медианной заработной платы (12 792 рубля), а прожиточный минимум в целом по РФ равен 11 653 рубля. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения составит 109% от прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ, прожиточного минимума пенсионеров — 86%, прожиточного минимума детей — 97%.

Показатель прожиточного уровня пенсионера нужен для того, чтобы рассчитать размеры доплат к пенсиям. Если у неработающего пенсионера все доходы — страховая или социальная пенсия, дополнительные выплаты и льготы — не достигают величины минимума в регионе его проживания, то государство устанавливает ему федеральную или социальную доплату.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий и единовременной выплаты средств пенсионных накоплений.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 декабря 2018 г. N 1482

Изменения,
которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий и единовременной выплаты средств пенсионных накоплений

1. В Правилах единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1047 "Об утверждении Правил единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений застрахованным лицам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6577; 2012, N 23, ст. 3022; 2015, N 33, ст. 4824):

а) пункт 2.1 изложить в следующей редакции:

"2.1. Единовременная выплата осуществляется:

а) лицам, которые не приобрели право на получение накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О накопительной пенсии", - по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины);

б) лицам, размер накопительной пенсии которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", - по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), а лицам, указанным в части 2 статьи 6 Федерального закона "О накопительной пенсии", - по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 г., и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).";

подпункт "г" признать утратившим силу;

подпункт "д" изложить в следующей редакции:

"д) документов, подтверждающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и документов, необходимых для определения размера страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", - для застрахованных лиц, указанных в подпункте "б" пункта 2.1 настоящих Правил.";

в) в абзаце втором пункта 4.1 слова "подпунктах "г" и" заменить словом "подпункте";

г) в абзаце первом пункта 4.2 слова "страховую пенсию по старости (в том числе досрочную пенсию)" заменить словами "досрочное назначение страховой пенсии по старости";

подпункты "б" и "в" изложить в следующей редакции:

"б) проверяет (на день обращения застрахованного лица) наличие (отсутствие) условий назначения застрахованному лицу накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О накопительной пенсии" - в отношении застрахованных лиц, указанных в подпункте "а" пункта 2.1 настоящих Правил;

в) определяет право на накопительную пенсию и размер накопительной пенсии по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", рассчитанных на день, с которого могла бы быть назначена накопительная пенсия в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", - в отношении застрахованных лиц, указанных в подпункте "б" пункта 2.1 настоящих Правил;";

подпункт "д" изложить в следующей редакции:

"д) выносит решение о назначении единовременной выплаты или мотивированное решение об отказе в ее назначении по формам, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. При наличии договора, указанного в подпункте "а" настоящего пункта, в решении об отказе в назначении единовременной выплаты приводится также наименование негосударственного пенсионного фонда, в который застрахованному лицу следует обратиться с заявлением, и одновременно выдается (направляется) справка по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, подтверждающая наличие (отсутствие) условий назначения застрахованному лицу накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О накопительной пенсии" с указанием размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" на день, с которого могла бы быть назначена накопительная пенсия в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии".".

2. В Правилах единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1048 "Об утверждении Правил единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений застрахованным лицам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6578; 2012, N 23, ст. 3022; 2015, N 33, ст. 4824):

а) пункт 2.1 изложить в следующей редакции:

"2.1. Единовременная выплата осуществляется:

а) лицам, которые не приобрели право на получение накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О накопительной пенсии", - по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины);

б) лицам, размер накопительной пенсии которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", - по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), а лицам, указанным в части 2 статьи 6 Федерального закона "О накопительной пенсии", - по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 г., и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).";

б) подпункт "г" пункта 4 изложить в следующей редакции:

"г) справки территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (при наличии), подтверждающей наличие (отсутствие) условий назначения застрахованному лицу накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О накопительной пенсии" с указанием размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" на день, с которого могла бы быть назначена накопительная пенсия в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.";

в) подпункты "а" и "а.1" пункта 10 изложить в следующей редакции:

"а) уточняет (на день обращения застрахованного лица) наличие (отсутствие) условий назначения застрахованному лицу накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О накопительной пенсии". В случае непредставления застрахованным лицом справки, предусмотренной подпунктом "г" пункта 4 настоящих Правил, фонд запрашивает ее в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;

а.1) определяет право на накопительную пенсию и размер накопительной пенсии по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", рассчитанных на день, с которого могла бы быть назначена накопительная пенсия в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", - в отношении застрахованных лиц, указанных в подпункте "б" пункта 2.1 настоящих Правил;".

3. Абзацы двадцать пятый и двадцать шестой подпункта "г" пункта 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 г. N 525 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления единовременной выплаты средств пенсионных накоплений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 23, ст. 3022), признать утратившими силу.

4. Подпункт "о" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4306) дополнить предложением следующего содержания: "При этом начиная с 1 января 2019 г. в отношении лиц, осуществлявших творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), которым в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается по достижении определенного возраста, указанный Список применяется с учетом положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".".

5. Абзац третий пункта 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 41, ст. 5545; 2017, N 20, ст. 2931), изложить в следующей редакции:

"Факт и период нахождения на инвалидности подтверждаются сведениями об инвалидности, содержащимися в федеральном реестре инвалидов, или документами, поступившими от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.".

6. В постановлении Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 г. N 531 "Об утверждении методики оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 23, ст. 3331):

а) в пункте 3 слова ", установленном статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" заменить словами "соответственно 60 и 55 лет";

б) в методике оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, утвержденной указанным постановлением:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Настоящая методика устанавливает порядок оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии в целях подготовки федерального закона об установлении величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни мужчин и женщин в возрасте соответственно 60 и 55 лет.";

абзац первый изложить в следующей редакции:

"2. Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии при ее назначении застрахованным лицам - мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет (далее соответственно - ожидаемый период выплаты, пенсионный возраст), рассчитывается по формуле:";

в абзацах пятом-восьмом слово "общеустановленного" исключить;

в абзацах первом и четвертом слова "части 1 статьи 30 и части 1 статьи 32" заменить словами "части 1 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 32 и части 2 статьи 33";

в абзаце пятом слово "общеустановленного" исключить;

в абзаце первом слово "общеустановленном" исключить;

в абзаце четвертом слово "общеустановленного" исключить;

в абзацах первом и четвертом слово "общеустановленном" исключить;

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"M 1 - количество месяцев сокращения ожидаемого периода выплаты (из расчета сокращения на 12 месяцев за каждый полный год (12 месяцев), истекший со дня назначения пенсии);";

в абзаце первом слово "общеустановленном" исключить;

в абзаце третьем слово "общеустановленного" исключить;

в) наименование приложения к указанной методике изложить в следующей редакции:

"Максимальное значение ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии (на период с 2016 по 2020 год) при ее назначении мужчинам и женщинам, достигшим соответственно возраста 60 и 55 лет".

С 1 января 2019 г. вносятся изменения в акты Правительства РФ, которые касаются назначения и выплаты пенсий и единовременной выплаты средств пенсионных накоплений.

Основная часть изменений отражает проведенную пенсионную реформу. Кроме того, факт и период нахождения на инвалидности теперь будут подтверждать данными федерального реестра инвалидов или документами, поступившими от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. Сейчас используют выписку из акта освидетельствования, выдаваемую такими учреждениями.

Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2018 г. N 1482 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий и единовременной выплаты средств пенсионных накоплений"

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.

Список изменяющих документов

(с изм., внесенными письмом Минтруда России от 27.03.2020 N 14-4/10/П-2741)

В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет Рекомендации работникам и работодателям в связи с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" с целью разъяснения порядка работы в период с 30 марта по 3 апреля 2020 г.

РАБОТНИКАМ И РАБОТОДАТЕЛЯМ В СВЯЗИ С УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 25 МАРТА 2020 ГОДА N 206

"ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕРАБОЧИХ ДНЕЙ"

С 04.04.2020 по 08.05.2020 включительно также установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы (Указы Президента РФ от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294).

Таким образом, наличие в календарном месяце (март, апрель 2020 года) нерабочих дней не является основанием для снижения заработной платы работникам.

В этих целях работникам, оплачиваемым сдельно, за указанные нерабочие дни выплачивается соответствующее вознаграждение, определяемое локальным нормативным актом работодателя. Суммы расходов на эти цели относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

2. Если работник находится в отпуске, то нерабочие дни с 30 марта по 3 апреля 2020 года в число дней отпуска не включаются и отпуск на эти дни не продлевается.

3. Нерабочий день не относится к выходным или нерабочим праздничным дням, поэтому оплата производится в обычном, а не повышенном размере.

4. Введение нерабочих дней в соответствии с Указом не распространяется на работников организаций, упомянутых в пункте 2 Указа, в частности:

- медицинских и аптечных организаций, организаций, обеспечивающих непрерывность их производственно-технологической деятельности, а также организаций социального обслуживания;

- непрерывно действующих организаций, в которых невозможна приостановка деятельности по производственно-техническим условиям. Кроме того, организаций в сфере энергетики, теплоснабжения, водоподготовки, водоотчистки и водоотведения; эксплуатирующих опасные производственные объекты и в отношении которых действует режим постоянного государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности; организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения; организаций атомной промышленности; строительных организаций, приостановка деятельности которых создаст угрозу безопасности, здоровью и жизни людей; организаций сельскохозяйственной отрасли, занятых на весенних полевых работах;

- организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости; организаций, которые в целях обеспечения населения продуктами питания и товарами первой необходимости оказывают складские услуги, транспортно-логистические услуги; организаций торговли;

- организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия населения, в том числе предприятий, выпускающих средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, лекарственные средства, медицинские изделия, теплотелевизионные регистраторы, бесконтактные термометры и установки обеззараживания воздуха, а также предприятий, выпускающих материалы, сырье и комплектующие изделия, необходимые для их производства; организаций, деятельность которых связана с защитой здоровья населения и предотвращением распространения новой коронавирусной инфекции; организаций в сфере обращения с отходами производства и потребления; организаций, осуществляющих жилищно-коммунальное обслуживание населения; организаций системы нефтепродуктообеспечения; организаций, предоставляющих финансовые услуги в части неотложных функций; организаций, осуществляющих транспортное обслуживание населения; организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;

- Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов, обеспечивающих выплату пенсий, а также осуществление иных социальных выплат гражданам;

- Фонда социального страхования Российской Федерации и его территориальных органов, обеспечивающих организацию и осуществление выплат по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;

- Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, выполняющих функции по обеспечению оплаты медицинским организациям оказанной медицинской помощи.

5. Вопросы, связанные с прекращением работы работников, работающих вахтовым методом, на которых распространяется действие Указа, решаются по соглашению сторон трудовых отношений.

6. Работники органов (организаций), перечисленных в пункте 2 - 5 Указа, которые продолжают осуществлять трудовую (служебную) деятельность, должны руководствоваться соответствующими методическими рекомендациями по профилактике новой коронавирусной инфекции, изданными Минздравом России и Роспотребнадзором. Кроме того, вышеуказанные работники по соглашению с работодателем могут работать удаленно (дистанционно), если служебные обязанности и организационно-технические условия работы это позволяют.

7. Руководители федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также руководители организаций, осуществляющих производство и выпуск СМИ, самостоятельно определяют численность служащих и работников, которые будут обеспечивать функционирование этих органов (организаций), включая возможность работы дистанционно, а также численность служащих и работников, для которых вводятся нерабочие дни. Указанные решения оформляются приказом (распоряжением) соответствующего органа, локальным нормативным актом организации.

8. Руководители организаций, на которые распространяется режим нерабочих дней с 30 марта по 3 апреля 2020 года, обязаны обеспечить на вверенных им объектах соблюдение требований законодательства в области антитеррористической защищенности, промышленной, транспортной безопасности, а также иных обязательных требований, норм и правил.

Письмом Минтруда России от 27.03.2020 N 14-4/10/П-2741 в дополнение к Рекомендациям сообщено следующее:

1. В пункте 4 Рекомендаций к организациям сельскохозяйственной отрасли следует относить, в том числе, организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции всех видов, организации сельскохозяйственного машиностроения, а также организации, задействованные в весенне-полевых работах.

Под организациями, деятельность которых связана с защитой здоровья населения и предотвращением новой коронавирусной инфекции, также следует понимать организации медицинской промышленности.

К организациям, обеспечивающим население продуктами питания и товарами первой необходимости, следует также относить организации, осуществляющие производство продуктов питания и товаров первой необходимости, в том числе, выпускающие материалы, ингредиенты, сырье и комплектующие, необходимые для их производства.

К непрерывно действующим организациям также относятся организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий и связи, включая почтовую связь, организации в сфере дорожного хозяйства, в том числе осуществляющие деятельность по строительству, эксплуатации дорог, мостов и тоннелей.

2. Режим нерабочих дней не распространяется на работников, обеспечивающих непрерывность производственно-технологического цикла в отраслях, перечисленных в пункте 4 Рекомендаций. Работодатели вправе по согласованию с работниками определять необходимость участия конкретного работника в непрерывном производственном процессе.

3. Работники, осуществляющие удаленный режим работы, по согласованию с работодателем имеют право на его продолжение в период действия Указа с обязательным соблюдением требований Минздрава России и Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции.

В период действия Указа изменения в части перехода на удаленный режим работы могут оформляться путем обмена электронными образами документов при необходимости с последующим их оформлением в установленном порядке.

Пенсии по новой Конституции РФ: что изменилось1

Пенсии (регулярные денежные выплаты лицам, которые достигли пенсионного возраста, имеют инвалидность, потеряли кормильца или в связи с длительной про­фессиональной деятельностью) по новенькой Конституции 2020 года потерпят изменения, о которых нужно знать каждому. Таким образом, в 2020 году корректировки внесли в статью 75 действующего основного указа Российской Федерации. Изменения коснулись условий выплаты пенсий и пособий, а также уточнили новенькую информацию об индексации.

Основные сведения о поправках

Правительством были пересмотрены некие моменты в социальной сфере жизни, например, малый размер оплаты труда. Пенсии граждан тоже перетерпели некоторые изменения. За социальное и пенсионное обеспечение в основном законе державы отвечает статья 75, в которую внесли нововведения.

Пенсии по новой Конституции РФ: что изменилось3

Видоизменения затронут не только лиц, достигших пожилого возраста, но и юное трудоспособное население. Данная ситуация связана с тем, что большую часть страховых пенсионных взносов рабочих государство будет начислять в качестве пенсии старым людям. Фактически так государство освобождает себя от неотклонимых выплат населению со стороны государства.

Новая Конституция Русской Федерации затрагивает следующие вопросы, касающиеся пожилых людей:

1) сведения об индексации пенсий: будет ли она отменена в 2020 году;

2) вопрос о возвращении к прежнему возрастному цензу;

3) общие положения о начислении пенсии: уточнение принципа солидарности;

4) последующие прогнозы пенсионной реформы.

Структура поправок в Конституцию РФ

Статья 75 основного указа Российской Федерации содержит общие положения о состоянии социальной сферы в стране. Корректировки не только изменили статьи 70, 75, 79, 81, 93 и другие, но и добавили свежие пункты. Так официально утвердился принцип всеобщности в выплате пенсий. Также было введено понятие «солидарность», под которым предполагается обеспечение пенсионеров не за счет государства, а с помощью юного трудоспособного населения.

В точности эта часть пункта 6 статьи 75 звучит последующим образом:

«В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения людей на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее действенное функционирование».

Индексация пенсий

В статье 75 пункте 6 указывается информация о пересчете выплат. Были пересмотрены не только лишь условия получения социальных и страховых пенсий, но и их размер.

С 1 июля индексация будет возрастать в соответствии с экономической обстановкой по всей стране, а конкретно уровню инфляции. Но все преобразования имеют длительные сроки. Реформу планируют окончить только в 2024 году.

Положение об индексации в новенькой Конституции (основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу):

«Осуществляется индексация пенсий не реже 1-го раза в год в порядке, установленном федеральным законом».

Работающим пенсионерам такая преференция со стороны гос-ва по-прежнему не будет предоставлена. Остальные сведения в основном законе остаются не тронутыми. Пункт 2 статьи 39 о муниципальных пенсиях и их правовом регулировании сохраняется в исходном виде.

Порядок индексирования

Новенькая конституция официально закрепляет пересчет средств для пожилых людей. Это означает, что их действующая пенсия будет пересчитана в взаимосоответствии с недавно принятыми критериями.

Пенсии по новой Конституции РФ: что изменилось5

Ранее было заявлено, что индексация в 2020 году уже завершена и больше проводиться не будет. Но все изменили корректировки, вошедшие в 75 статью основного закона.

Новенькая Конституция официально закрепила ежегодный пересчет определенным категориям людей:

1) граждане, которые получают страховые пенсионные выплаты;

2) лица, вышедшие на заслуженный отдых и являющиеся опекунами несовершеннолетних детей или их официальными попечителями.

Новый порядок вводится с 1 июля 2020 года. С этого дня будет выполняться перерасчет всех выплат, которые должны быть зачислены старым гражданам. Для этого необходимо обратиться в ПФР по месту жительства или в функциональный центр. При посещении обязательными документами станут доказательство на опекунство, попечительство или получение страховой пенсии.

Индексация для работающих пожилых людей

Также с внесением изменений в основной закон державы, в Государственной Думе начали разрабатывать законопроект, который подразумевает индексацию для работающих лиц, достигших пенсионного возраста. В последний раз для данной категории она проводилась 6 лет назад.

Пенсии по новой Конституции РФ: что изменилось7

Работающие пожилые люди смогут рассчитывать на следующие условия:

  • постоянные выплаты в размере 5 680 рублей;
  • начисление пенсионных баллов величиной 94 рубля.

Если законопроект воспримут, то работающие пенсионеры смогут получать дополнительный и размеренный ежемесячный доход со стороны государства, помимо заработной платы. На данный момент пенсионеры, которые по-прежнему продолжают работать, могут рассчитывать на данную преференцию только лишь по окончании своей трудовой деятельности.

Снижение пенсионного возраста

Вопрос о том, возвратят ли старый возрастной критерий пенсионного возраста, корректировки так и не осветили. Новая Конституция, принятая в 2020 году, не включает никакой информации о повторном изменении возрастного порога для получения статуса пенсионера.

Потому на данный момент сохраняется все тот же возрастной ценз – женщины работают до 60 лет, мужчины трудятся до 65. Допустимо, в будущем будет пересмотрена социальная политика в этом вопросе, так как пенсионная реформа продолжается.

Как будет формироваться пенсия в взаимосоответствии с поправками

Пенсионные выплаты теперь формируются на базе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений. Об этом сообщается в статье 75 новой Конституции Российской Федерации. Это значит, что часть из средств пенсионного страхования молодого трудоспособного населения будет составлять размер пенсии для 1-го гражданина.

Таким образом, государство фактически переводит пожилых людей на обеспечение со стороны страховых накоплений молодого населения. На данных средствах и будут строиться пенсионные резервы.

Как часто будут индексироваться пенсии

Согласно принятым поправкам в Конституцию, индексация (или индексирование (от лат. index) могут означать: Индексация (экономика) — средство защиты от инфляции путём привязки к индексу потребительских цен) сейчас будет производиться ежегодно. В 2020 году она уже осуществлялась, но так как указ новый и вступил в силу недавно, то с 1 числа последующего месяца уже будет проводиться повторный пересчет пенсионных выплат.

Обратите внимание: под эту категорию попали только лишь те, кто получают страховую пенсию или являются опекунами и попечителями. Для работающих пожилых людей (общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры) на данный момент такой привилегии не предусмотрели.

Таким образом, корректировки в Конституцию 2020 года вносят новый порядок в социальную сферу публичной жизни. Также вводится принцип солидарности поколений и каждогодная индексация для неработающих пенсионеров. В настоящее время разрабатывается указ о пересчете для работающего населения, достигшего пенсионного возраста.

Президент РФ Владимир Путин

Смотрите также

пенсии иллюстрация

Как предлагается усовершенствовать пенсионную систему

Напомним, что законопроект о совершенствовании пенсионной системы был внесен Правительством РФ в Государственную Думу 16 июня. После принятия 19 июля в первом чтении документ был разослан во все субъекты РФ для подготовки поправок ко второму чтению. Срок их предоставления был продлен до 24 сентября.

29 августа Президент РФ Владимир Путин выступил с обращением к гражданам России, в ходе которого подчеркнул, что принятый в первом чтении правительственный законопроект требует доработок. 6 сентября в Государственную Думу был направлен пакет поправок, содержащий озвученные Владимиром Путиным предложения.

Снизить предлагаемый правительственным законопроектом возраст выхода на пенсию для женщин

В принятом в первом чтении законопроекте предлагается увеличить возраст выхода на пенсию для женщин до 63 лет, для мужчин – до 65. В своем обращении Владимир Путин назвал такое повышение «неправильным» и предложил уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет – с 63 до 60 лет соответственно.

«В проекте закона предлагается увеличить пенсионный возраст для женщин на 8 лет – до 63 лет, тогда как для мужчин он повышается на 5 лет. Так не пойдет, конечно. Это неправильно. И в нашей стране отношение к женщинам особое, бережное. Мы понимаем, что они не только трудятся по основному месту работы, на них, как правило, весь дом, забота о семье, воспитание детей, хлопоты о внуках. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин», — отметил Президент РФ в ходе обращения.

Досрочный выход на пенсию для многодетных матерей

Согласно поправкам, женщина с тремя детьми сможет выйти на пенсию на три года раньше срока, с четырьмя — на четыре года раньше, с пятью и более — в 50 лет.

Возможность оформить пенсию на полгода раньше

Такую меру предлагается предусмотреть для людей, которые в ближайшие два года должны были выйти на пенсию.

Например, если человек должен по правительственному законопроекту выйти на пенсию в январе 2020 года, он сможет сделать это в июле 2019 года.

В связи с предлагаемым Правительством повышением пенсионного возраста Владимир Путин в обращении отметил, что у людей должна быть возможность «адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы».

«Но хорошо понимаю, что сложнее всего придется тем, кто первым столкнется с повышением пенсионного возраста. Уже совсем скоро. И мы должны это учитывать», — сказал он.

Увеличить максимальное пособие по безработице для людей предпенсионного возраста

29 августа Владимир Путин предложил с 1 января 2019 года увеличить максимальное пособие по безработице для людей предпенсионного возраста с 4 тысяч 900 рублей до 11 тысяч 280 рублей.

«А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашел новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии», — объяснил Президент.

Сокращение стажа, дающего право на досрочный выход на пенсию

Президент предложил сократить такой стаж до 37 лет для женщин и 42 лет для мужчин.

В правительственном законопроекте установлено 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин.

«Считаю, что у тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учетом заработанного стажа», — сказал Владимир Путин.

Выплачивать 25%-ную надбавку к пенсиям для неработающих пенсионеров, живущих на селе

Президент РФ предложил начать выплачивать с 1 января 2019 года 25‑процентную надбавку к страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе и имеющих не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве.

«Мы должны поддержать и жителей села», — подчеркнул Владимир Путин в обращении.

Дополнительно

Поправки Президента РФ к законопроекту о совершенствовании пенсионной системы

С текстом предлагаемых Президентом поправок можно ознакомиться в прилагаемом документе, а также на сайте Президента РФ.

Помимо поправок в правительственный законопроект об изменениях в пенсионной системе Президент РФ внес 6 сентября в Государственную Думу два законопроекта, которыми предлагает сохранить льготы по имущественным налогам, а также ввести ответственность для работодателей за необоснованное увольнение или отказ в приеме на работу людей предпенсионного возраста.

Сохранение действующих льгот по имущественным налогам

Законопроектом, внесенным 6 сентября в Государственную Думу Президентом РФ, предлагается сохранить федеральные льготы по имущественным налогам (земельному налогу и налогу на имущество физлиц). Предполагается, что льготы, предоставляемые в настоящее время пенсионерам, будут сохранены для женщин, достигших возраста 55 лет, и для мужчин с 60 лет до завершения переходного периода, связанного с изменениями в пенсионной системе.

«Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, еще до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок», — сказал Владимир Путин в своем обращении.

Введение уголовной ответственности для работодателей за необоснованные отказ в приеме на работу или увольнения людей предпенсионного возраста

Такое предложение содержится во втором законопроекте, внесенном 6 сентября Президентом РФ в Государственную Думу. Предполагается, что за эти действия работодатель будет нести ответственность в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательных работ на срок до 360 часов.

В тексте документа отмечается, что под предпенсионным возрастом понимается период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению гражданину страховой пенсии по старости.

«Что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы, — отметил Владимир Путин 29 августа. – Ведь после пятидесяти лет работу действительно сложно найти». «В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда», — сказал Президент.

Кроме того, 6 сентября в Государственную Думу были внесены поправки, подготовленные депутатами ГД и членами Совета Федерации на основании озвученных Владимиром Путиным предложений

Два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты

В соответствии с озвученным предложением, работодатель должен будет предоставлять своим работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

Сохранить прежний возраст выхода на пенсию для малочисленных коренных народов Севера

Предлагается сохранить прежний возраст выхода на пенсию для данной категории граждан: 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин.

Читайте также: