Последние изменения в пенсионном законодательстве украины

Опубликовано: 13.04.2024

Социальные пенсии со следующего года заменят мизерной помощью в 600 гривен месяц, и то не для всех. Фото из открытых источников

Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

Пенсионный возраст и надбавки с 1 апреля 2021: какие изменения для пенсионеров

В Украине с 1 апреля на пол года повысили пенсионный возраст для женщин. Теперь они смогут уходить на заслуженный отдых с 60 лет. Кроме того, некоторых пенсионеров ждут надбавки.

До конца марта женщины еще могут выходить на пенсию в возрасте 59,5 лет. Нововведение предусмотрели в законе об обязательном государственном пенсионном страховании.

Новый пенсионный возраст

  • Женщины, родившиеся до 1 апреля 1961 года, в этом году смогут выходить на заслуженный отдых с 59,5 лет. Однако с 1 апреля пенсионный возраст поднимут до 60 лет.
  • Такое решение приняли еще в 2011 году. С тех пор ежегодно поднимают пенсионный возраст женщин на полгода. В 2021 году запланирован последний этап повышения.

Заметим, украинцам, которых уволят накануне достижения пенсионного возраста, например, в 58,5 лет, смогут досрочно назначать пенсии.

Новые требования к стажу

Стаж и выход на пенсию:

  • чтобы выйти на пенсию в 60 лет нужно иметь 28 лет стажа (раньше – 27 лет);

  • чтобы выйти на пенсию в 63 года нужно иметь от 18 до 28 лет стажа;
  • чтобы выйти в 65 лет нужно иметь от 15 до 18 лет стажа.
  • Стаж можно будет докупить

    Если человеку, которому уже исполнилось 60 лет официального страхового стажа для выхода на пенсию недостаточно, его можно докупить.

    Чтобы докупить год стажа, придется заплатить 31 680 гривен. До 1 апреля 2021 года эта сумма была на шесть тысяч меньше – 24 937 гривен.

    Перерасчет пенсий с 1 апреля

    С 1 апреля 2021 года некоторые пенсионеры могут получить прибавку к пенсии. Все потому, что проведут индексацию выплат, но только тем, кто официально устроен на работу.

    Кто получит дополнительные деньги

    Формула расчета пенсий состоит из средней зарплаты, умноженной на страховой стаж и индивидуальный коэффициент заработка. Трудовой стаж считают в процентах, где 1 год = 1%. Поэтому если пенсионер стал зарабатывать больше, то его коэффициент увеличится, если нет – останется таким же, когда человек выходил на пенсию. Для надбавки нужен сверхнормативный стаж, награды, почетные звания.

    Кстати, выплаты пересчитают для тех, кто за 2 года пенсии работал не все это время, а меньше. Люди, которые только недавно стали получать пенсии, дополнительные деньги не получат.

    Когда пенсионеры получат надбавки

    Пенсионный фонд пока не анонсировал дату этих выплат. По информации Федерации профсоюзов Украины, выплаты, вероятно, будут в мае – июне.

    Необходимо ли обращаться в ПФУ для перерасчета пенсий

    Пенсии перерасчитывают автоматически, поэтому обращаться в ПФУ не требуется. Лишь в некоторых случаях надо обратиться в госорганы:

    • Если пенсионер вышел на пенсию по выслуге лет, а потом проработал еще 10 лет по другой профессии. Таким образом после пересчета выплата по возрасту может оказаться больше, чем за выслугу лет.
    • Если пенсионер работает, то пенсию проиндексируют, учитывая стаж, который был приобретен и после выхода на пенсию.

    показать все скрыть

    Главные новости 27 апреля: Зеленский созывает СНБО, на Донбассе подорвалось авто военных

    Зеленский поручил подготовить заседание СНБО

    Встреча Зеленского с Путиным может стать действительно исторической, – Ермак

    Вооруженные силы Украины получили помощь от США на почти 8 миллиардов долларов

    Чем вкусным побаловать себя при похудении: невероятный десерт

    Настя Каменских показала утро с Потапом в постели: откровенное видео 18+

    Главные новости 27 апреля: Зеленский созывает СНБО, на Донбассе подорвалось авто военных

    Главные новости 27 апреля: Зеленский созывает СНБО, на Донбассе подорвалось авто военных

    ЭДО, лидерство и стартапы 5 онлайн-курсов для предпринимателей

    ЭДО, лидерство и стартапы 5 онлайн-курсов для предпринимателей

    • Редакция сайта
    • О нас
    • Редакционная политика
    • Про телеканал
    • Телеведущие
    • Видеоблоггеры 24
    • Техническая информация
    • Архив
    • Правила пользования сайтом
    • Политика конфиденциальности
    • Рекламодателям
    • Вакансии
    • Контакты
    • Структура собственности
    • smart tv
    • apple
    • android
    • samsung smart tv

    Мы руководствуемся нормами Закона Украины "О рекламе" и собственной коммерческой политикой. Все коммерческие рекламные материалы обозначены словами "Спецпроект", "Партнерский материал", "Эксперт", "Позиция" и отделены от журналистских информационных материалов 24tv.ua. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.

    Интернет-изданиям разрешается бесплатно использовать цитаты (короткие отрывки) в объеме не более 25% от объема статьи (информации), размещенной на сайтах Компании, при условии открытой гиперссылки и упоминания первоисточника не ниже первого абзаца. Для печатных изданий перепечатка материалов Компании разрешается на платной основе и только с письменного согласия редактора. Для мобильных приложений и SmartTV использование материалов разрешается на платной основе и только с письменного согласия Компании. Все права защищены. © 2005-2021, ЗАО «Телерадиокомпания" Люкс "», Телеканал новостей «24»

    Пенсионная реформа в действии: с 1 января десятки тысяч украинцев могут начать побираться

    Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

    В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

    Плюс 75 тысяч нищих и более

    Выживайте сами: почему на Украине не будет пенсий

    Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

    И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

    Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

    Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

    Коллапс государственного Пенсионного фонда

    Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.

    Пенсий на Украине не будет: неприятная правда для украинских властей

    Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

    В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

    Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

    Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

    Частные пенсионные фонды с признаками аферы

    В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

    1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

    2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

    3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

    Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

    1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

    2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

    3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).

    На Украине 8 из 10 пенсионеров живут за чертой бедности

    Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

    «После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

    Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

    «Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

    В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

    По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

    Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.

    «Всё, приплыли. Денег нет»: соцсети о пенсиях на Украине, которых не будет

    «Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

    На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

    Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

    Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

    «Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.

    Пенсионная реформа в Украине: изменения для женщин и мужчин, шахтеров, инвалидов.

    Краткое содержание и ссылки по теме

    1. Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно увеличения пенсий
    2. Величина оценки страхового стажа снижена
    3. Размер стажа, который дает право на назначение пенсии, увеличивается
    4. Изменится порядок определения заработной платы для расчета пенсий
    5. Индексация пенсии будет проводиться автоматически
    6. Понижение пенсий работающим пенсионерам отменяется с 1 октября 2017 года
    7. Получающих льготные пенсии и пенсии за выслугу лет станет меньше
    8. Уточнены периоды, которые будут входить в страховой стаж
    9. Накопительная система должна заработать с 1 января 2019 года
    10. Банки для пенсионеров в Украине

    Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно увеличения пенсий

    3 октября 2017 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно увеличения пенсий». Что изменится в начислении и пересчете пенсий? – узнавал prostopravo.

    Во-первых, размер всех пенсий будет приведен в соответствие с прожиточным минимумом. Таким образом, все, кто имеет право на минимальную пенсию, будут получать не менее 1312 грн., с декабря 2017 года – 1373 грн., с декабря 2018 года – 1497 грн.

    Во-вторых, отменяется несправедливое положение о пожизненном понижении пенсий для женщин, вышедших на пенсию досрочно, в 55 лет. Теперь, по достижении определенного возраста, они будут получать ту пенсию, которую заслужили за годы работы.

    Отменяется и снижение на 15% пенсий работающих пенсионеров. После вступления Закона в силу, работающие пенсионеры будут получать пенсии в полном размере.

    Кроме того, все ранее назначенные пенсии пересчитываются с применением средней заработной платы по Украине за 2014, 2015 и 2016 годы. Автоматически ( а не по воле правительства) будет проводиться индексация пенсий, в соответствии с ростом потребительских цен и средней заработной платы по Украине.

    Но у тех, кто еще пока не собирается на пенсию, поводов для радости меньше. Во-первых, постепенно будет увеличиваться размер страхового стажа, необходимый для выхода на пенсию. К 2028 году, для того, чтобы претендовать на пенсию по возрасту в 60 лет, нужно будет иметь не менее 35 лет страхового стажа.

    Во-вторых, уменьшается коэффициента оценки одного года стажа в солидарной системе- с 1,35% до 1%. Что касается накопительной системы пенсионного страхования, то пока до конца непонятно, когда она заработает.

    В-третьих, некоторые категории работающих больше не смогут выходить на пенсию досрочно. Как, например, учителя, медики, социальные работники по выслуге лет.

    Величина оценки страхового стажа снижена

    На сегодняшний день коэффициент страхового стажа работника, который применяется при определении размера его пенсии, рассчитывается по формуле:

    Кс= См*Вс/100%*12, где: Кс - коэффициент страхового стажа; См - сумма месяцев страхового стажа; Вс - определенная в соответствии с Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» величина оценки одного года страхового стажа (в процентах).

    Так, согласно ранее действовавшему законодательству, за период участия только в солидарной системе величина оценки одного года страхового стажа равняется 1,35%, а за период участия в солидарной и накопительной (напомним, что накопительная система в Украине все никак не заработает) системах пенсионного страхования - 1,08%.

    После вступления в силу «пенсионной реформы» величина оценки одного года страхового стажа в солидарной системе составляет 1%.

    Сама же пенсия рассчитывается по такой формуле: П= Зп*Кс, где Зп – заработная плата, определенная в соответствии с законодательством; Кс – уже известный нам коэффициент страхового стажа.

    Поскольку размер пенсии напрямую зависит от коэффициента страхового стажа, чтобы не заявляло правительство, уменьшение значения коэффициента с 1, 35% до 1% повлечет и уменьшение размера начисленной пенсии.

    Размер стажа, который дает право на назначение пенсии, увеличивается

    Теперь украинцам будет недостаточно иметь страховой стаж 15 лет для выхода на пенсию по возрасту в 60 лет.

    Только до 31 декабря 2017 года минимальный размер страхового стажа для выхода на пенсию будет составлять 15 лет.

    Начиная с 1 января 2018 года для назначения пенсии по возрасту по достижении возраста 60 лет нужно будет иметь такой стаж:

    • с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 - не менее 25 лет;
    • с 1 января 2019 по 31 декабря 2019 - не менее 26 лет;
    • с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 - не менее 27 лет;
    • с 1 января 2021 по 31 декабря 2021 - не менее 28 лет;
    • с 1 января 2022 по 31 декабря 2022 - не менее 29 лет;
    • с 1 января 2023 по 31 декабря 2023 - не менее 30 лет;
    • с 1 января 2024 по 31 декабря 2024 - не менее 31 года;
    • с 1 января 2025 по 31 декабря 2025 - не менее 32 лет;
    • с 1 января 2026 по 31 декабря 2026 - не менее 33 лет;
    • с 1 января 2027 по 31 декабря 2027 - не менее 34 лет;
    • начиная с 1 января 2028 - не менее 35 лет.

    В случае отсутствия, начиная с 1 января 2018 года, необходимого страхового стажа, право на назначение пенсии по возрасту по достижении возраста 63 лет будут иметь украинцы при наличии страхового стажа:

    • до 31 декабря 2018 - от 15 до 25 лет;
    • с 1 января 2019 по 31 декабря 2019 - от 16 до 26 лет;
    • с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 - от 17 до 27 лет;
    • с 1 января 2021 по 31 декабря 2021 - от 18 до 28 лет;
    • с 1 января 2022 по 31 декабря 2022 - от 19 до 29 лет;
    • с 1 января 2023 по 31 декабря 2023 - от 20 до 30 лет;
    • с 1 января 2024 по 31 декабря 2024 - от 21 до 31 года;
    • с 1 января 2025 по 31 декабря 2025 - от 22 до 32 лет;
    • с 1 января 2026 по 31 декабря 2026 - от 23 до 33 лет;
    • с 1 января 2027 по 31 декабря 2027 - от 24 до 34 лет;
    • начиная с 1 января 2028 - от 25 до 35 лет.

    А с 1 января 2019 года, в случае отсутствия необходимого страхового стажа, право на назначение пенсии по возрасту в 65 лет будет у тех, кто имеет следующий стаж:

    • с 1 января 2019 по 31 декабря 2019 - от 15 до 16 лет;
    • с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 - от 15 до 17 лет;
    • с 1 января 2021 по 31 декабря 2021 - от 15 до 18 лет;
    • с 1 января 2022 по 31 декабря 2022 - от 15 до 19 лет;
    • с 1 января 2023 по 31 декабря 2023 - от 15 до 20 лет;
    • с 1 января 2024 по 31 декабря 2024 - от 15 до 21 лет;
    • с 1 января 2025 по 31 декабря 2025 - от 15 до 22 лет;
    • с 1 января 2026 по 31 декабря 2026 - от 15 до 23 лет;
    • с 1 января 2027 по 31 декабря 2027 - от 15 до 24 лет;
    • начиная с 1 января 2028 - от 15 до 25 лет.

    Всем же остальным придется выходить на пенсию в том возрасте, в котором «позволит» стаж или же получать социальное пособие.

    А вот начиная с 1 января 2028, при наличии 40 и более календарных лет страхового стажа, пенсия будет назначаться независимо от возраста.

    В период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 лицам, достигшим возраста, определенного частью первой статьи 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", но не имеющим страхового стажа, предусмотренного нормами указанной статьи, при условии наличия у них не менее 15 лет страхового стажа, будет назначена временная государственная социальная помощь неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату. Указанная временная государственная социальная помощь назначается органами социальной защиты населения и выплачивается до достижения такими лицами возраста, с которого они приобретают право на назначение пенсии. Временная государственная социальная помощь неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату, назначается с учетом его имущественного положения и среднемесячного совокупного дохода в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, и выплачивается за счет средств государственного бюджета.

    Изменится порядок определения заработной платы для расчета пенсий

    Согласно действующему законодательству, заработная плата (второй показатель, от которого зависит размер пенсии, наравне с коэффициентом стажа), рассчитывается по такой формуле:

    Зп = Вс х (Ск: К), где Зп - заработная плата (доход) застрахованного лица для исчисления пенсии, в гривнах;

    Зс - средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии. Порядок определения показателей указанной заработной платы утверждается Пенсионным фондом Украины по согласованию с центральными органами исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, государственной политики в сферах экономического развития, статистики;

    Ск - сумма коэффициентов заработной платы (дохода) за каждый месяц (Кз1 + Кз2 + Кз3 + . + Кзn)

    К - страховой стаж за месяцы, учтенные для определения коэффициента заработной платы (дохода) застрахованного лица.

    Согласно изменениям, в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, заработная плата (доход) для назначения пенсии будет определяться из средней заработной платы (дохода) в Украине за 2016 и 2017 годы, а не за три предыдущих года (2015, 2016 и 2017), но с коэффициентом оценки одного года страхового стажа 1% (а не 1, 35% как сейчас).

    Ранее назначенные пенсии с 1 октября 2017 пересчитываются с применением средней заработной платы по Украине, исчисленной как средний показатель за 2014, 2015 и 2016 годы с применением величины оценки одного года страхового стажа в размере 1%.

    С 1 октября 2017 по 31 декабря 2017 при назначении пенсии применяется средняя заработная плата, исчисленная как средний показатель за 2014, 2015 и 2016 годы с применением величины оценки одного года страхового стажа 1, 35%.

    Индексация пенсии будет проводиться автоматически

    Еще одна новелла, которая отразится на благосостоянии пенсионеров в лучшую сторону: автоматическая индексация пенсий. До этого индексация проводилась по решению Кабинета Министров.

    После внедрения пенсионной реформы, для обеспечения индексации пенсии ежегодно будет производится перерасчет ранее назначенных пенсий путем увеличения показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, и который учитывается для исчисления пенсии.

    Показатель средней заработной платы (дохода) в Украине, который будет применяться для исчисления пенсии, будет ежегодно увеличивается на коэффициент, соответствующий 50 процентам показателя роста потребительских цен за предыдущий год и 50 процентам показателя роста средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году, в котором проводится увеличение по сравнению с тремя календарными годами, предшествовавших году, который является предыдущим относительно года, в котором проводится увеличения. Однако в полной мере это правило начнет действовать с 2021 года, в 2019-2020 годах решение будет приниматься на год, в соответствии с возможностями государственного бюджета.

    В случае отсутствия дефицита средств Пенсионного фонда размер ежегодного увеличения показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, который применяется для исчисления пенсии, может быть увеличен до 100 процентов показателя роста средней заработной платы (дохода) в Украине. Такое увеличение уже будет происходить по решению Кабинета Министров.

    Также с 1 января 2016 года в случае увеличения размера прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом, а также в случае увеличения размера минимальной заработной платы, установленной законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, повышается размер минимальной пенсии (кроме работающих пенсионеров).

    Перерасчет пенсии проводит ся со дня установления нового размера прожиточного минимума или минимальной заработной платы. Пенсионерам, которые работают, после увольнения с работы пенсия будет пересчитывается с учетом прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность / минимальной заработной платы, определенных законом на дату увольнения .

    Таким образом, все неработающие пенсионеры должны начать получать пенсию не ниже прожиточного минимума.

    Понижение пенсий работающим пенсионерам отменяется с 1 октября 2017 года

    Напомним, что в 2015 году было введено временное понижение пенсий до 85% работающим пенсионерам, чей размер пенсии превышает 150% прожиточного минимума (кроме инвалидов 1,2 группы, инвалидов войны 3 группы, участников боевых действий). Также временно не выплачивались пенсии пенсионерам - государственным служащим. Временная мера была введена до 31 декабря 2017 года, правительство же посчитало возможным отменить ее уже с 1 октября 2017 года.

    Важно также, что уменьшение размера пенсии женщинам, вышедшим на пенсию досрочно, в 55 лет, будет применяться не пожизненно, а до достижения пенсионного возраста, предусмотренного частью первой статьи 26 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», и в течение периода, равного количеству полных и неполных месяцев досрочного выхода на пенсию по достижении женщиной пенсионного возраста. После завершения этого периода размер пенсии пересматривается без применения снижения пенсии со дня, следующего за днем завершения этого периода.

    Получающих льготные пенсии и пенсии за выслугу лет станет меньше

    Право выхода на пенсию на льготных условиях сохранится за работавшими в особо тяжелых и тяжелых условиях (по Спискам №1 и №2). Причем финансирование таких пенсий будет происходить через профессиональные и корпоративные фонды. Также право на льготную пенсию (т.е. возможность выйти на пенсию раньше) сохранится за трактористами-машинистами, доярками, работницами текстильного производства, занятыми на сельскохозяйственных работах матерями 5 детей, водителями, шахтерами.

    Право на пенсию по выслуге лет сохраняется за артистами (при наличии страхового стажа от 25 до 30 лет). А вот другим категориям, которые имеют право на пенсию по выслуге лет согласно действующему законодательству (в том числе: педагогам, медикам, социальным работникам, спортсменам) о возможности досрочного выхода на пенсию придется забыть. Исключение составляют те, у кого на момент вступления изменений в пенсионное законодательство в силу уже будет необходимый для назначения пенсии по выслуге лет стаж. Такие работники смогут выйти на пенсию по выслуге лет по их заявлению.

    Уточнены периоды, которые будут входить в страховой стаж

    В страховой стаж для определения права на назначение пенсии согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» будут включаться (кроме непосредственно периодов уплаты страховых взносов) такие периоды:

    1)ведение предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения:

    с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 включительно, при подтверждении справкой о регистрации в качестве субъекта предпринимательскойдеятельности;

    с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 включительно, при условии уплаты страхових взносов независимо от уплаченного размера (кроме случав освобождения (отказа) от уплаты единого взноса)

    2)прохождение военной службы по 31 декабря 2017 включительно;

    3) пребывание в отпуске в связи с беременностью и родами с 1 января 2004 года по 30 июня 2013 включительно;

    4)пребывание в отпуске по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста с 1 января 2004 года до момента введения уплати страхових взносов женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

    Накопительная система должна заработать с 1 января 2019 года

    Участниками накопительной системы пенсионного страхования будут все те, кто по состоянию на 1 января 2019 будут подлежать общеобязательному государственному пенсионному страхованию.

    Застрахованные лица, которым на 1 января 2019 осталось менее 10 лет до достижения пенсионного возраста, смогут принять решение не платить страховые взносы в накопительную систему пенсионного страхования.

    Также не будут плательщиками страховых взносов в Накопительный фонд те, кто на 1 января 2019 года, достигнет пенсионного возраста.

    Вопрос пенсионного обеспечения в Украине на протяжении многих лет остается важнейшим, требуя эффективного и грамотного решения. В течение долгого времени велись жаркие дискуссии среди чиновников и парламентариев о том, как реформировать пенсионную систему.

    В результате Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий», проделав длительный путь согласований, уточнений, корректировок, был принят депутатами Верховной Рады Украины 3 октября 2017 года. В этой статье изложены основные тезисы, изменения и принципы расчета пенсий для разных категорий граждан в свете новых законодательных новшеств. В чем их суть – речь пойдет ниже.

    На сегодняшний день планы по изменению пенсионной системы становятся реальностью. Благодаря принятому Закону стартовала процедура осовременивания пенсий, за которым последуют и другие нормы, прописанные в документе. Принятие этого важнейшего документа является серьезным шагом на пути реформирования пенсионной системы и сферы социального обеспечения в целом.

    Население Украины, в частности, пенсионеры и те, кто вот-вот перешагнет границу пенсионного возраста, пытаются понять, чего ждать от пенсионной реформы, в чем состоит суть изменений, какие планы государства на этот счет и в какие сроки следует ждать нововведений. Разобраться в сложностях пенсионных реформ поможет эта статья, в которой изложена информация из официальных источников, мнения аналитиков и ответы на самые «горячие» вопросы.

    В чем суть пенсионной реформы в Украине

    Итак, еще в 2017 году в Украине стартовал первый этап пенсионной реформы, что неоднократно анонсировалось как на правительственном уровне, так и в средствах массовой информации. Более ранние версии пенсионной реформы оказывались нежизнеспособными, при всей их амбициозности не принесли ожидаемого повышения уровня пенсий и не стали гарантией обеспеченной старости для граждан Украины.

    Новые шаги по реформированию стали результатом партнерства Украины с МВФ (International Monetary Fund), с которым был заключен Меморандум о сотрудничестве. В соответствии с принятым документом, Правительство Украины должно предпринять ряд существенных шагов по реформированию пенсионной системы, разработав соответствующую законодательную базу и подготовив условия для администрирования. Как известно, пенсионное обеспечение является показателем благополучности общества и экономической устойчивости государства.

    Именно эти условия способствовали разработке и принятию поправок в Закон о пенсиях, за которые проголосовали народные избранники 3 октября 2017 года.

    В сфере социальной политики государство обязано заботиться о своих гражданах, достигших преклонного возраста или утративших способность продолжать трудовую деятельность. Эта забота должна заключаться в регулярной выплате пенсий, размер которой обеспечивает насущные потребности лиц преклонного возраста. Как дело обстоит на самом деле, - поговорим чуть позже, а пока перейдем к сути пенсионной реформы.

    Реформирование заключается во внедрении трехуровневого пенсионного обеспечения, которое до настоящего дня состоит из солидарной системы и накопительной пенсии. Если первая часть пенсионной системы худо-бедно работает в стране, то накопительные пенсии практически остаются нереализованным сектором.

    В планах Правительства Украины – запуск механизма солидарной пенсии в комплексе с добровольным пенсионным страхованием, которое должно стать неотъемлемой частью всей пенсионной системы в стране:

    • солидарная система
    • общая накопительная
    • добровольная негосударственная накопительная

    В планах Кабмина и профильных министерств – сокращение дефицита ПФУ, который составляет более 145 млрд грн. Этот разрыв между доходной и расходной частью покрывается средствами Государственного бюджета Украины.

    Средний размер пенсий увеличится и это также приведет к росту расходной части бюджета ПФУ. Таким образом, при возросшей расходной части сокращение дефицита ПФУ можно воспринимать как существенный шаг по исправлению ситуации в пенсионном обеспечении.

    Статья 26 Закона Украины «Об общем государственном пенсионном страховании», в соответствии с принятыми поправками теперь регламентирует пенсионный возраст 60 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет (см. таблицу).

    Условия пенсии по возрасту в Украине

    Право на досрочный выход на пенсию имеют женщины 1961 года рождения и старше, которые имеют необходимое количество лет страхового стажа.

    Пенсионный возраст женщин в Украине

    В возрасте 65 лет могут выйти на пенсию лица, имеющие на 1 января 2019 года количество лет страхового стажа, указанного в таблице ниже.

    страховой стаж в Украине

    На данный момент проводится существенное осовременивание пенсий, а работающим пенсионерам предоставляется право получения пенсий в полном объеме.

    В чем заключается смысл осовременивания пенсий:

    • Единый показатель средней зарплаты, используемый при назначении пенсии на уровне 3764,4 грн
    • Стоимость показателя страхового стажа – 1%
    • Страховой стаж для женщин – 30 лет, для мужчин – 35 лет.
    • На переходный период для новых пенсий стоимость года страхового стажа останется 1,35%.
    • Для усовершенствования расчета пенсий предполагается их автоматический перерасчет.

    Если застрахованное лицо имеет стаж 30 лет (женщины) и 35 лет (мужчины), то предусматривается пенсия на уровне прожиточного минимума. Ежегодно будет проводиться индексация пенсий: в 2019-2020 г.г – по решению Кабинета Министров Украины, начиная с 2021 года, - с учетом индекса потребительских цен.

    Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты не должен превышать 10 прожиточных минимумов для трудоспособных граждан. Такая же норма предусматривается для страховых выплат лицам, утративших кормильца.

    Отменяются специальные пенсии для:

    • Государственных служащих
    • Научных деятелей
    • Должностных лиц местного самоуправления
    • Прокуроров
    • Депутатов
    • Журналистов

    Пенсии, которые были назначены в более ранние сроки, остаются в прежнем объеме. При недостатке страхового стажа предусматривается его «покупка» с коэффициентом 2 – до 12 месяцев и с коэффициентом 1,5 – до 24 месяцев.

    Поправки в Закон о пенсиях также предусматривает целый ряд механизмов совершенствования пенсионных начислений и выплат. Это касается и возможности автоматического перерасчета без обращения в Пенсионный фонд, и упрощение проверок документов о заработной плате, других процедурных вопросов.

    Виды пенсий

    Пенсии подразделяются на четыре вида:

    • по достижению определенного возраста
    • по получении инвалидности
    • при потере (отсутствию) кормильца
    • военные пенсии

    Пенсии, назначаемые по достижению определенного возраста, будут находиться под администрированием ПФУ, Фонд будет аккумулировать денежные средства и производить выплату пенсий.

    Пенсии по инвалидности будет выплачивать Фонд социального страхования. Пенсии по утрате кормильца также будет финансировать ФСС – Фонд социального страхования Украины.

    Пенсии по выслуге лет останутся только для военнослужащих, имеющих выслугу не менее 25 лет. Выслуга будет фиксированной, но взносы, уплачиваемые с фонда оплаты труда, будут перечисляться в двойном размере. По словам министра социальной политики, пенсионные выплаты военнослужащим до 60 лет будут производиться за счет средств Государственного бюджета, свыше 60 лет – за счет средств Пенсионного фонда.

    В связи с увеличением пенсионного возраста в Украине стоит отметить, что в нашей стране даже после повышения пенсионного возраста этот показатель остается одним из самых низких в Европе. Например, в ряде стран пенсионный возраст составляет 60-65 лет как для мужчин, так и для женщин, а в Швеции ведется обсуждение вопроса о повышении пенсионного возраста до 75 лет.

    Безусловно, не вполне корректно сравнивать социальное обеспечение достаточно благополучной Швеции и только выстраивающей свою национальную экономику Украины. Но постепенный переход на европейские социальные и жизненные стандарты является необходимым условием развития нашего общества на новом качественном уровне.

    Цели пенсионного реформирования

    Пенсионная реформа, кроме того, что она обусловлена требованиями Меморандума с МВФ, несет в себе механизм поступательного развития социального обеспечения в Украине. Специалисты сходятся во мнении, что пенсионное реформирование принесет ряд положительных результатов, а именно:

    • Обеспечит надежность и стабильность пенсионных выплат
    • Оптимизирует механизм управления средствами, поступающими в ПФУ
    • Стимулирует украинцев отказываться от зарплат в конвертах, чтобы своими взносами обеспечить себе пенсию по возрасту
    • Повышает сознательность граждан в части заботы о своем будущем
    • Повысит уровень жизни пенсионеров, что является самой главной целью пенсионной реформы.

    Забота о пенсионном обеспечении

    Одной из целей реформирования является развитие у каждого гражданина чувства ответственности за свое будущее. Перекладывать ответственность на государство, надеясь, что оно будет заботиться о человеке в старости, - несколько безответственно. К сожалению, наше государство пока не в состоянии обеспечить достойное денежное обеспечение пожилых людей.

    В стране, где экономика подорвана военными действиями на востоке страны, а также олигархическими и политическими распрями, снимать с себя ответственность за собственное благополучие, мягко говоря, неразумно. Говоря словами классика, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Эта мысль опосредованно заключена в третьей составляющей пенсионной системы, - в добровольном пенсионном страховании.

    Для справки: на сегодняшний день в Украине 12 млн пенсионеров, на которых приходится 10 млн работающих граждан. Взносы в виде ЕСВ, который удерживается с фонда оплаты труда, являются источником доходной части бюджета ПФУ. Становится очевидным, что выход из «тени» выплат по заработной плате будет способствовать увеличению объема поступлений в ПФУ.

    В минувшем году размер единого социального взноса был существенно снижен. Правительство надеялось таким образом ликвидировать дефицит бюджета пенсионного фонда за счет увеличения притока финансирования. К сожалению, этого не произошло, а дефицит бюджета ПФУ увеличился еще больше.

    Пенсионная реформа: таблица выхода на пенсию

    Ожидается, что реформирование пенсионной системы принесет пенсионерам стабильность и повышение размера пенсии.

    Пенсионная реформа в Украине

    Пенсионная реформа для работающих пенсионеров

    Для работающих граждан пенсионная система принесет четкое понимание, что ждать при наступлении пенсионного возраста, в каком возрасте он наступит в зависимости от года рождения. Пенсионное реформирование также даст возможность работоспособным гражданам активно участвовать в добровольном пенсионном страховании, чтобы подготовиться к выходу на пенсию и обеспечить себе благополучную старость.

    Со стороны государства для работающих, которые рассматриваются как потенциальные пенсионеры, следует ждать дальнейших шагов по реализации пенсионной реформы, улучшению администрирования финансовых потоков и стимулированию работодателей проводить регулярные отчисления в ПФУ.

    Читайте также: