После индексации пенсии изменяется социальная доплата к пенсии

Опубликовано: 17.05.2024

В целях реализации послания Президента Российской Федерации В.В. Путина к Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года принят Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и статью 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

В каких случаях рассчитывается социальная доплата к пенсии?

В соответствии с действующим законодательством социальную доплату к пенсии назначают, если общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (далее ПМП) в регионе его проживания. Как и размер пенсии, сумма социальной доплаты у каждого пенсионера индивидуальна.

При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются: пенсия, дополнительное материальное обеспечение (ДМО), ежемесячная денежная выплата, включая набор соцуслуг, срочная пенсионная выплата, а также меры социальной поддержки. Из подсчета исключаются только выплаты, носящие единовременный характер.

Как индексировали пенсии до принятия закона?

Каждая новая индексация увеличивала размер пенсии, но уменьшала размер социальной доплаты. В результате такие пенсионеры фактически не замечали индексацию, т.к. общий размер выплат вырастал незначительно или же оставался без изменений, на уровне прожиточного минимума пенсионера.

Как сейчас будут индексировать пенсии?

Сначала пенсионеру устанавливается социальная доплата в размере, необходимом для доведения его материального обеспечения до уровня ПМП в регионе, а затем индексируется пенсия и ЕДВ. В итоге, общая выплата неработающему пенсионеру в каждом году будет превышать уровень ПМП на сумму индексации пенсии и ЕДВ в текущем году.

Рассмотрим порядок индексации на конкретном примере:

Индексация по старым правилам.

Пенсионеру Куулару назначена пенсия в размере 8000 руб.

Прожиточный минимум пенсионера в Республике Тыва на 2018 год был 8726 руб.

Т.к. размер пенсии не достигал прожиточного минимума, ему была установлена федеральная социальная доплата к пенсии в сумме 726 руб. (8000+726=8726 руб.)

В результате индексации с 1 января 2019 г. на 7,05% его пенсия увеличилась на 564 руб., и составила 8564 руб.(8000 х 7,05%=8564 руб.)

Прожиточный минимум пенсионера в Республике Тыва в 2019 году – 8846 руб. С учётом федеральной социальной доплаты сумма выплаты составила 8846 рублей ( 8564 руб. пенсия + 262 руб. федеральная социальная доплата до ПМП). Таким образом общая сумма выплаты доведена до ПМП 8846 руб.

Индексация по новым правилам (сверх прожиточного минимума)

Сначала определяется социальная доплата к пенсии до ПМП с 01.01.2019 г. Прожиточный минимум пенсионера в Республике Тыва на 2019 год 8846 руб.

Т.к. размер пенсии не достигал прожиточного минимума, пенсионеру Куулару устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии в сумме 846 руб.

Затем пенсионеру будет произведён перерасчёт пенсии с января 2019 года на 7,05%. Увеличение составит 564 руб. И эти 564 руб. будут начислены сверх прожиточного минимума.

Пенсионер Куулар будет получать 8000 пенсия +846 ФСД + 564 индексация = 9410 руб. ежемесячно, то есть на 564 руб. больше, чем ему насчитали в январе.

Недополученная сумма индексации будет выплачена в мае 2019 года в размере 2256 руб. (564 х 4 месяца). Общая сумма к выплате 9410 руб., в том числе 8000 руб. пенсия + 846 руб. ФСД=8846 прожиточный минимум пенсионера + 564 руб. индексация = 9410руб.

Кому и когда сделают перерасчет?

Перерасчёт будет касаться только тех неработающих пенсионеров, чьи пенсии ниже прожиточного минимума пенсионера и им производилась социальная доплата до прожиточного минимума.

Перерасчет более 16 тыс. жителям нашей республики будет произведен автоматически.

Выплата будет произведена в мае с доплатой по следующему порядку:

  • 1) если страховая пенсия по старости проиндексирована с 01.01.2019 на 7,05%, то получатель федеральной социальной доплаты к страховой пенсии получит доплату суммы индексации страховой пенсии за 4 месяца 2019 года, с января по апрель.
  • 2) кроме того, получатель ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), которому установлена ФСД, получит доплату сумм индексации ЕДВ с 01.02.2019 г. за 3 месяца, с февраля по апрель.
  • 3) получатель социальной пенсии получит доплату сумм индексации пенсии за апрель 2019 года, с 01.04.2019 г. социальная пенсия была проиндексирована на 2%.

Новый механизм подсчета общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера (ОМО)

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Пенсии


Прожиточный минимум пенсионера на 2021 год для целей определения размера минимальной пенсии власти регионов должны утвердить до 15 сентября 2020 года.

К этому их обязывает пункт 4 статьи 4 Федерального закона №134-ФЗ от 24.12.1997 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Таблицу с данными по всем регионам мы традиционно опубликуем в начале следующего года.

В этом материале рассмотрим вопрос назначения доплаты к пенсии на примере одного региона. ОПФР Курской области на днях опубликовало материал, в котором приведены два примера расчета доплаты, один из которых вызвал у нас недоумение.

ПМП, ФСД и РСД

Для начала немного теории. Всем неработающим пенсионерам, проживающим в РФ, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная (ФСД) или региональная (РСД) социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.

До недавнего времени для неработающих пенсионеров ПМП представлял собой размер минимальной пенсии.

Однако в 2019 году ситуация поменялась, причем задним числом.

Изменение правил для ФСД и РСД в 2019

Многие пенсионеры жаловались, что январская индексация на 7,05 % почему-то обошла их стороной – и без того маленькая пенсия не выросла ни на копейку. Причина этого явления вполне вписывалась в рамки тогдашнего законодательства.

ПФР индексирует маленькую пенсию, но она все равно оказывается меньше ПМП. В этом случае ее доводят до размера ПМП. Наступает следующий год, пенсию вновь индексируют, а она снова не дотягивает до ПМП. Ее вновь доводят до размера ПМП. И если ПМП из года в год повышается незначительно, а то и вовсе не повышается, пенсионер никакой прибавки не получает.

Поднялась шумиха в СМИ. В дело вмешался Президент Владимир Путин.

В послании Федеральному собранию он заявил, что индексация пенсий должна осуществляться сверх уровня прожиточного минимума пенсионера.

Путин потребовал немедленно восстановить справедливость. Оперативно были приняты поправки в Федеральный закон №178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи».

В частности, статью 12.1 вышеназванного закона дополнили частью 8.2, которая гласит, что при определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией в текущем году, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размер пенсии без учета индексации, произведенной в текущем году.

Также добавили часть 8.3, согласно которой при определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением с 1 января текущего года величины ПМП, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включается пенсия с учетом их индексации, произведенной в предыдущем году.

То есть сначала старый (прошлогодний) размер пенсии сравнивают с прожиточным минимумом, определяют разницу (социальную доплату), а потом уже индексируют пенсию. В итоге пенсионер получает проиндексированную пенсию и социальную доплату.

Пример:

В 2018 году (на начало 2019 года) пенсия была 7 000, а ПМП в регионе — 8 600. Поэтому в 2019 году сначала надо высчитать ФСД. Она составит 1 600 (8 600 — 7 000).

Затем пенсию индексируют до 7 493,50 (7 000 * 1,0705).

Потом проиндексированную пенсию суммируют с ФСД и получается 9 093,50 (7 493,50 + 1 600). Это на 493,50 (то есть на размер индексации) больше, чем по старому способу. Все, как говорил Владимир Путин.

ФСД и РСД в 2020 году

Наступает 2020 год. Пенсионеры с маленькой пенсией снова возмущены – после индексации на 6,6 % прибавка составила 1 рубль.

Снова поднимается шумиха в СМИ. Пишут про пенсионерку, которая свою рублевую прибавку отправила в Кремль, заплатив за отправку письма 81 рубль.

Между тем такая маленькая прибавка объясняется незначительным ростом ПМП.

Пример:

В 2019 году (на начало 2020 года) пенсия была 7 493,50.

ПФР высчитывает ФСД, вычитая пенсию из ПМП.

ПМП в 2020 году в регионе точно такой же, как и в 2019, и как и в 2018 — 8 600.

ФСД = 8 600 — 7 493,50 = 1 106,50 руб.

Проиндексированная пенсия = 7 988,07 (7 493,50 * 1,066).

Итого пенсия в 2020 году 7 988,07 + 1 106,50 = 9 094,57 руб.

А в 2019 году пенсия была 9 093,50 руб.

То есть пенсионер получил прибавку в размере 1 руб. 07 коп.

Справедливости ради отметим, что если бы в 2019 году методика расчета ФСД не поменялась, то маленькая пенсия пенсионеров в 2020 году была бы еще меньше – 8 600 руб., а 9 094,57.

Подробно про алгоритм расчета доплаты в 2020 году мы писали ранее.

ФСД в 2021 году

Не за горами 2021 год. ОПФР по Курской области объявило размер ПМП на 2021 год – он составит 8 678 руб.

Уточним, в 2018, 2019 и 2020 году ПМП в регионе составлял 8 600 руб. То есть теперь спустя 3 года он вырос на 78 рублей. На столько подорожала жизнь для пенсионеров в Курской области.

Размер индексации тоже известен: в 2021 году он составит 6,3 %. Значит без труда можно посчитать размер пенсии с учетом доплаты бедным пенсионерам в 2021 году.

На сайте ПФР приводится два примера такого расчета.

1

Пример №1 вопросов не вызывает. Для наглядности представим все данные из этого примера в удобной таблице.

Пенсия в 2019 году (без учета ФСД)

ФСД в 2020 году

8 600 - 7 411 = 1 189

Индексация в 2020 году

7 411 * 106,6% = 7 900

Пенсия в 2020 году (всего)

7 900 + 1 189 = 9 089

ФСД в 2021 году

(8 678 – 7 900) = 778

Индексация в 2021 году

7 900 * 106,3 % = 8 397,70

Пенсия в 2021 году (всего)

8 397,70 + 778 = 9 175,70

Из таблицы видно, что в 2021 году пенсионер №1 получит пенсию на 86,70 руб. больше, чем в 2020 году.

Пример №2 вызывает вопросы.

2

По мнению ПФР, пенсионер №2 в 2021 году утратит право на доплату к пенсии, так как его проиндексированная пенсия превышает ПМП. Однако, как было сказано выше, по закону №178-ФЗ сравнивать ПМП нужно не с новой, проиндексированной пенсией, а со старой, прошлогодней. Она у этого пенсионера до ПМП не дотягивает, а значит доплата человеку положена и ПФР ошибочно полагает, что такое право утрачено.

Для наглядности представим все данные из этого примера в удобной таблице.

Сумма по расчетам ПФР

Сумма по нашим расчетам

Пенсия в 2019 году (без учета ФСД)

ФСД в 2020 году

8 600 – 7 786 = 814

8 600 – 7 786 = 814

Индексация в 2020 году

7 786 * 106,6% = 8 300

7 786 * 106,6% = 8 300

Пенсия в 2020 году (всего)

8 300 + 814 = 9 114

8 300 + 814 = 9 114

ФСД в 2021 году

8 678 – 8 300 = 378

Индексация в 2021 году

8 300 * 106,3 % = 8 822,90

8 300 * 106,3 % = 8 822,90

Пенсия в 2021 году (всего)

8 822,90 + 0 = 8 822,90

8 822,90 + 378 = 9 200,90

Как следует из таблицы, по нашим расчетам пенсионер №2 в 2021 году получит пенсию на 86,90 руб. больше, чем в 2020 году.

Если же опираться на расчеты из примера, которые приводит ПФР, то данный гражданин в 2021 году получит на 291,10 руб. меньше, чем в 2020 году.

Вот тебе и индексация пенсии. Что это за повышение такое, после которого размер пенсии уменьшается?

Между тем часть 8 статьи 12.1 Закона № 178-ФЗ гласит, что при пересмотре размеров социальных доплат к пенсии в связи с изменением величины ПМП в регионе общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года.

Напомним, ранее Счетная палата вывила ряд ошибок, которые ПФР допускал при расчете и индексации пенсий.

В феврале Владимир Путин утвердил список поручений, и мы следим за их исполнением. До сих пор было выполнено только одно — об удвоении выплат по уходу за детьми-инвалидами. И вот вступил в силу очередной закон: он изменил правила индексации пенсий и доплаты до прожиточного минимума.

В двух словах. Самые необеспеченные пенсионеры получат прибавку, чтобы их пенсия соответствовала прожиточному минимуму, а сверху еще и индексацию. В среднем размер прибавки — 400 рублей в месяц, или около 5 тысяч рублей в год. На 4 млн пенсионеров это стоит бюджету 20 млрд рублей в год.

Вот как работает новый закон об индексации — и вот кто получит больше денег уже с мая 2019 года.

Кому положена прибавка к пенсии

Закон уже работает:

  1. Прибавку получат неработающие пенсионеры, у которых пенсия ниже прожиточного минимума в регионе. У кого выше — не получат, потому что им и так платят прибавку с января.
  2. Пенсионерам с маленькой пенсией проиндексируют их начисления с 1 января и доплатят эту сумму сверх прожиточного минимума. Доплаты пройдут до 1 июля. Дальше будут платить с учетом индексаций.
  3. Раньше индексация входила в ежемесячную доплату и была незаметной. Теперь ее всегда будут платить отдельно.
  4. Пересчет сделают автоматически, ничего оформлять и писать не надо.
  5. Работающих пенсионеров индексация не касается: у них свои условия и другие сроки.

Поделитесь с теми, кто хочет узнать об изменениях в пенсии. В статье есть расчеты и таблица с размером индексации до 2024 года.

Кого это касается?

Это касается только неработающих пенсионеров, которым начислена пенсия меньше прожиточного минимума. Если пенсионер получает пенсию, но при этом работает — так можно, но прибавки и доплаты ему не положены. У работающих пенсионеров своя индексация с учетом страховых взносов, ее проводят в августе, а пенсию повышают по другой схеме.

О какой индексации речь?

Каждый год государство индексирует пенсии. Их повышают на какой-то процент. В 2019 году была самая заметная индексация страховых пенсий — на 7,05%. В результате средняя пенсия по старости выросла на 1000 рублей в месяц. Социальные пенсии с 1 апреля выросли на 2%.

То есть государство каждый год старается прибавлять к пенсиям какую-то сумму, чтобы компенсировать неработающим из-за возраста или инвалидности гражданам повышение цен.

При чем тут прожиточный минимум?

У некоторых пенсионеров пенсии ниже прожиточного минимума. Даже если учитель проработал в школе 25 лет, его пенсия по возрасту все равно может не превышать 8000 рублей. Хотя прожиточный минимум в регионе — 8700 рублей. А бывают пенсии даже по 6000 рублей, при этом у пожилого человека это единственный источник дохода.

Если пенсия меньше прожиточного минимума в регионе, пенсионеру доплачивают. То есть учитель все равно будет получать 8700 рублей — при условии, что он не работает. Деньги для доплаты берут из федерального и регионального бюджета. Все пенсионеры в России должны получать не меньше прожиточного минимума в своем регионе , независимо от реально начисленной пенсии: такой закон.

Что было не так с индексацией и прожиточным минимумом?

Допустим, у учителя пенсия по старости 8000 рублей. Ее индексируют на 7,05% — прибавка составляет 564 рубля. Но прожиточный минимум в регионе — 8700 рублей.

Раньше выплаты считали так:

8000 Р + 564 Р = 8564 Р — это начисленная пенсия с учетом индексации;

8700 Р − 8564 Р = 136 Р — это доплата до прожиточного минимума.

Это значит, что прибавка из-за индексации не увеличивала реальную выплату пенсионеру, а уменьшала доплаты из бюджета. Начисленная пенсия становилась больше, доплата меньше, а на руки пенсионер получал тот же прожиточный минимум. Миллионы пенсионеров не замечали этой индексации. Президент обратил на это внимание и сказал исправлять. Правительство разработало законопроект, дума быстро его приняла, и с 1 апреля он вступил в силу. Теперь прибавку к пенсии будут считать по-другому.

Прибавка больше не войдет в доплату до минимума

Раньше индексировали пенсию, а потом считали, сколько нужно доплатить до прожиточного минимума.

Теперь пенсии будут индексировать так:

  1. Сначала посчитают прибавку с учетом индексации.
  2. Сумму прибавки зафиксируют.
  3. Потом посчитают, сколько нужно доплатить до прожиточного минимума с учетом прежнего размера пенсии, до повышения.
  4. И только после этого к увеличенной до прожиточного минимума выплате прибавят зафиксированную сумму индексации. Прибавка не уменьшит доплату до минимума, а увеличит выплату на полную сумму.

Посчитаем на примере того же учителя-пенсионера, которому государство щедро начислило 8000 рублей:

8000 Р × 7,05% = 564 Р — прибавка при индексации;

8700 Р − 8000 Р = 700 Р — доплата до прожиточного минимума;

8000 Р + 700 Р + 564 Р = 9264 Р — окончательный размер пенсии с учетом индексации и доплаты.

Учитель получит на 564 рубля больше. Его пенсия реально вырастет на 7,05%, а доплату до минимума не уменьшат.

Индексацию прошлого года учтут при расчете доплаты до минимума

В следующем году государство снова проиндексирует пенсии. Уже известно, что с 2020 года выплаты по старости вырастут еще на 6,6%. То есть у того же учителя пенсия с учетом этой индексации составит 9129 рублей. И это точно будет больше прожиточного минимума, даже если он вырастет на 150 рублей.

Но в 2020 году выплаты этому пенсионеру посчитают так:

8564 Р × 6,6% = 565 Р — прибавка с учетом индексации в 2020 году;

8850 Р − 8564 Р = 286 Р — доплата до увеличенного прожиточного минимума;

8564 Р + 286 Р + 565 Р = 9415 Р — общая сумма выплат с учетом индексации и доплаты в 2020 году.

В 2021 году индексировать будут пенсию 2020 года. Но с прожиточным минимумом 2021 года сравнят ту сумму, которую платили в 2020 году. И только потом посчитают доплату и к ней прибавят новую индексацию.

У учителя из нашего примера доплаты к тому времени, скорее всего, уже не будет: общая индексация окажется больше увеличения прожиточного минимума. Его пенсия с 8000 рублей в 2018 году вырастет до 9704 рублей в 2021 году за счет индексации в течение трех лет: на 7,05%, 6,6% и 6,3%.

Общий алгоритм расчета прибавки в каждом следующем году:

  1. Пенсию прошлого года сравнивают с прожиточным минимумом нового года.
  2. Разницу между ними фиксируют — это доплата.
  3. Потом считают прибавку к пенсии с учетом индексации.
  4. К пенсии прошлого года прибавляют доплату до минимума нового года и индексацию.
  5. Когда пенсия прошлого года окажется больше прожиточного минимума нового года, доплата из бюджета уже не положена. Каждый год будут прибавлять только индексацию.

То есть не будет такого, что сверх доплаты до минимума платят все индексации за прошлые годы: только за текущий год. Каждую предыдущую прибавку уже учитывают при расчете доплаты.

Измененная летом 2019 года методика индексирования страховых пенсий ниже прожиточного минимума не работает. Пенсионеры получили вместо обещанных 6,6% прибавку в 1 рубль.

Эта статья уже устарела. Вот последние новости и изменения:

Еще больше полезной информации найдете в КонсультантПлюс: по этой ссылке получите доступ на 2 дня бесплатно.

Что случилось?

С 01.01.2020 года в России были проиндексированы все страховые пенсии по старости на 6,6%. Это выше уровня инфляции, как и обещали чиновники в рамках пенсионной реформы. Такую прибавку получили все пенсионеры, страховая пенсия которых — выше прожиточного минимума пенсионера. Малообеспеченные пенсионеры, которые получают страховую пенсию в размере ниже уровня прожиточного минимума пенсионера и социальную доплату к ней, прибавку или не получили (как в прошлом году), или получили ее в очень несмешном размере 1 рубль. В Пенсионном фонде ситуацию объяснили, но это объяснение не соответствует прошлогодним обещаниям чиновников и изменениям в законодательство.

Прибавка к пенсии в 1 рубль законна?

Пенсионеры ждали повышение пенсии в обещанном Правительством РФ размере 6,6%, но некоторые из них дождались только 1 рубля. В соцсетях и комментариях к публикациям СМИ появилось множество сообщений граждан, у которых прибавка к пенсии оказалась чуть больше одного рубля. Также о такой несправедливости начали писать на своих страницах в соцсетях родственники пенсионеров. Например, житель Кургана написал о ситуации с пенсией бабушки:

Моей бабушке принесли пенсию с добавкой 1 руб. 10 коп. Мы бабушке помогаем, она не нуждается, но второй день плачет от обиды.

Как быстро поняли сами пенсионеры, общее у таких прибавок к пенсии — все они с социальной доплатой (федеральной и региональной) до прожиточного минимума пенсионера. То есть, например, человеку назначена страховая пенсия в сумме 7500 рублей, а федеральный прожиточный минимум пенсионера составил в 2020 году 8750 рублей. Значит, ему должны доплатить 1250 рублей.

Как объяснили ситуацию в Курганском отделении Пенсионного фонда РФ, пенсионеры, которым начислена страховая пенсия меньше прожиточного минимума, получают федеральные социальные доплаты. Прибавка же положена, по мнению чиновников, только к начисленной страховой пенсии. Как прокомментировал конкретный случай пресс-секретарь Курганского управления ПФР Мария Метелева:

Пенсию женщины проиндексировали на 6,6%. Она достигла величины прожиточного минимума, и федеральная социальная доплата была сокращена. По итогу прибавка могла составить 1,1 рубля.

А как же закон и обещания президента?

В прошлом году страховые пенсии проиндексировали на 7,05% вместе с повышением пенсионного возраста граждан на 5 лет. Это повышение было компенсацией за такую непопулярную в обществе меру. Но примерно 18% пенсионеров, получающих страховые пенсии, никакой прибавки не получили (как и сейчас). И тогда ПФР точно так же объяснил, что все дело в пропорциональном уменьшении социальной доплаты к пенсии.

И хотя на тот момент все было по закону, Президент России Владимир Путин, к которому начали поступать жалобы граждан, назвал эту ситуацию несправедливой. По его поручению был разработан и оперативно принят Федеральный закон от 01.04.2019 N 49-ФЗ, которым были внесены изменения в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", предусматривающие механизм индексации пенсий сверх прожиточного минимума пенсионера.

Этим законом установлено, что с 2019 года и далее ежегодно подлежит индексации начисленная страховая пенсия, как и было раньше. Но при этом социальная доплата к ней не уменьшается. Минтруд России издал приказ от 15.04.2019 N 243н, направленный на корректировку правил расчета федеральной социальной доплаты к пенсии. Пенсии пересчитали? и все пенсионеры уже летом получили доплату сразу за несколько месяцев.

На сайте ПФР было опубликовано официальное объявление о новом порядке предоставления социальной доплаты к пенсии. В нем указано, что он предусматривает такой алгоритм:

  1. Сначала определяется размер социальной доплаты к пенсии исходя из размеров пенсии и ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) без учета индексации пенсий и ЕДВ.
  2. Затем установленный размер социальной доплаты к пенсии суммируется с пенсией и ЕДВ с учетом индексации текущего года.

То есть, если вернуться к нашему примеру, то пенсионеру должны были зафиксировать социальную доплату в сумме 1 250 рублей, а его пенсию 7 500 рублей увеличить на 6,6%. В этом случае пенсия после индексации должна составить:

(7500 + 6,6%) + 1250 рублей = 9 242 рубля

То есть, прибавка к пенсии — 495 рублей, а не один рубль. Неужели сотрудники ПФР забыли о новых правилах индексации минимальных пенсий? Приказ Минтруда № 243н и закон N 49-ФЗ перестали действовать, но гражданам об этом не сообщили? В ситуацию опять придется вмешиваться лично президенту России? Ответов на эти вопросы пока нет.

Егиазарян Арсен

Законодательство в сфере пенсионного обеспечения граждан зачастую меняется, причем далеко не в пользу пенсионеров. Не перестает удивлять и непродуманность некоторых законодательных изменений. С одним из примеров таких законодательных новшеств мне пришлось столкнуться на практике.

Гражданину исполнилось 60 лет 19 января 2018 г. Он обратился с заявлением о назначении пенсии 20 декабря 2017 г. Пенсионный фонд с целью проверки документов на основании ч. 8 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» 12 января 2018 г. приостановил срок рассмотрения заявления. Решение о назначении пенсии было получено им 5 апреля 2018 г., и через пять дней – 10 апреля 2018 г. – пенсионер с заявлением, а также копиями документов о назначении пенсии обратился в органы социального обеспечения, которые назначили ему социальную доплату с 1 мая 2018 г. Таким образом, за период, на который орган пенсионного фонда приостановил срок рассмотрения заявления (почти три месяца), пенсионер социальную доплату не получил.

Обжалование и законодательное регулирование

Гражданин обратился в органы социального обеспечения с просьбой компенсировать ему размер социальной доплаты и приложил документы, обосновывающие его заявление.

Однако орган социального обеспечения ответил отказом, ссылаясь на норму подп. «д» п. 14 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП, в соответствии с которой региональная социальная доплата назначается: «в остальных случаях – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением о назначении региональной социальной доплаты и всеми необходимыми документами» (п. 14 в редакции постановления правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 932-ПП). В постановлении правительства Москвы в предыдущей редакции было предусмотрено, что региональная социальная доплата назначалась с даты, когда пенсионеру начинается выплата пенсии. Но эта норма была изменена. Цель законодателя понятна – пресечь возникновение ситуации, когда пенсионер мог обращаться за получением региональной социальной доплаты после истечения года после назначения пенсии, и ему выплачивалась социальная доплата за весь период. Теперь такого быть не может, и это справедливо. Но как быть, если пенсионер не виноват в том, что не может своевременно предоставить документы в органы социального обеспечения? Указанная законодательная норма, на мой взгляд, существенно ущемляет права пенсионеров в г. Москве и ухудшает их положение.

Пенсионер обратился также с аналогичным заявлением в Пенсионный фонд и снова получил отказ. Фонд указал в ответе, что действовал в рамках действующего законодательства РФ, так как в соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря г. 2013 № 400-ФЗ (в ред. от 27 июня 2018 г.) «О страховых пенсиях» в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредоставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, предоставления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

Формально органы социального обеспечения действовали в рамках закона, поэтому оспаривать действия органа социального обеспечения не представляется возможным. В отношении органа пенсионного фонда еще можно ставить, например, вопросы, а была ли необходимость запрашивать сведения и запрашивались ли они в принципе, но ответы на них можно получить только в суде.

Получается, что ни Пенсионный фонд, ни органы социального обеспечения не виноваты в сложившейся ситуации, а права пенсионера существенно нарушены.

В данной ситуации кто-то скажет, что пенсионер мог сразу после достижения пенсионного возраста обратиться с заявлением в органы социального обеспечения за назначением социальной доплаты, а не ждать решения Пенсионного фонда.

Но для назначения социальной надбавки одного только заявления недостаточно, нужны еще документы, подтверждающие назначение пенсии. Поэтому даже наличие указанного заявления с отметкой органа социального обеспечения о получении не гарантирует положительного решения данного вопроса.

Получилось, что больше путей для получения утраченной социальной доплаты за период приостановления рассмотрения заявления нет. Единственный выход в данной ситуации – обращение в суд, а также принятие мер для внесения изменений в законодательство с целью устранения несправедливой нормы.

Обращение в компетентные органы

В интересах доверителя принял следующие меры: обратился в прокуратуру, в правительство Москвы и в Правительство РФ, обратив внимание властных органов на несправедливость нормы действующего законодательства и с предложением изменить его.

Ответа из прокуратуры пока нет, на письма в уполномоченные органы власти были даны формальные ответы об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Мной была изучена судебная практика, и я не нашел аналогичных споров по таким делам, тем не менее было принято решение обратиться в суд.

При подготовке иска встал вопрос, кто же будет надлежащим ответчиком – орган пенсионного фонда или социального обеспечения? Поскольку в законодательстве нет прямой нормы, предусматривающей выплату пенсионеру компенсации не полученной своевременно социальной доплаты, я счел, что указание в качестве ответчика органа социального обеспечения – заведомо проигрышный вариант.

Единственная норма, которую можно применить, – это п. 38 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП, в соответствии с которым суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по вине управления социальной защиты населения г. Москвы, выплачиваются пенсионеру за все прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (п. 38 в ред. постановления правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 932-ПП).

В таком случае становится очевидным, что основной ответчик – территориальный орган пенсионного фонда, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлекается территориальный орган социального обеспечения.

Иск в суд был заявлен о компенсации убытков, то есть о взыскании с органа пенсионного фонда компенсации региональной социальной доплаты, которую пенсионер не получил по вине органа пенсионного фонда.

Требования мной обосновывались следующим образом:

  • в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода);
  • согласно ст. 217 Налогового кодекса РФ, а также ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия отнесена законодателем к доходам гражданина.

Однако судебный спор моего доверителя завершился в Зеленоградском районном суде г. Москвы не в пользу пенсионера (дело № 02-2289/2018), суд исковые требования оставил без удовлетворения.

Отказ суда в удовлетворении иска обоснован ссылкой на то, что вопросы о назначении региональной социальной доплаты не находятся в ведении ответчика, а разрешаются органами социальной защиты населения.

Указанное решение будет обжаловаться мной вплоть до Верховного Суда РФ.

Предложение по внесению изменений в законодательство

Итак, по действующему законодательству пенсионер лишается минимум на три месяца региональной социальной доплаты и вынужден получать минимальную пенсию – ориентировочно 6 тыс. руб. на период рассмотрения Пенсионным фондом заявления о назначении пенсии, что существенно ниже минимального размера оплаты труда по г. Москве (в настоящий момент МРОТ по Москве составляет 18 742 руб.). При этом пенсионер никак не может повлиять на получение социальной доплаты за этот период.

Считаю целесообразным внести дополнения в п. 38 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП и изложить его в следующей редакции:

  • п. 38. Суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по вине управления социальной защиты населения г. Москвы, выплачиваются пенсионеру за все прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по причине приостановления срока рассмотрения заявления о назначении пенсии органом пенсионного фонда, выплачиваются пенсионеру за период, равный сроку рассмотрения заявления.

Сложившаяся ситуация требует того, чтобы законодатели обратили внимание на эту проблему и устранили несправедливую норму закона. Пока законодатели не внесут соответствующие изменения в законодательство, бороться с этим явлением остается только через суд.

Читайте также: