Положена ли пенсия ребенку с умственной отсталостью

Опубликовано: 16.05.2024

Войти через uID

Умственная отсталость (олигофрения) — слабоумие - недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или рано приобретенной (в первые 3 года жизни) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.

Эпидемиология
Умственная отсталость широко распространенна во всем мире (1—3% населения). Приблизительно 75% лиц, относимых к умственно отсталым, имеют легкую отсталость (IQ>50). Остальные, т. е. те, у кого IQ Этиология
-наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы);
-внутриутробное физическое, химическое или инфекционное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врождённый сифилис, токсоплазмоз);
-вредные факторы пренатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорождённого, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врождённая гидроцефалия).
-депривация общения в первые годы жизни (до 7—8 лет, дети джунглей)

По некоторым данным, значительная часть людей, которым в детстве был поставлен диагноз «умственная отсталость», не имеет никаких органических поражений мозга, а их недостаточно высокий уровень IQ является всего лишь результатом педагогической запущенности; как правило, это дети из малообеспеченных семей.
Профилактика олигофрении должна учитывать эти факторы и пытаться исключить их.

На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости (олигофрении).

1.Лёгкая степень умственной отсталости (F70.) — дебильность. IQ 50—69.
В зависимости от степени тяжести выделяют 3 формы дебильности:
-Легкая форма дебильности IQ 65-69.
-Умеренно выраженная форма дебильности IQ 60-64
-Тяжелая форма дебильности IQ 50-59

Дебильность - легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладевают несложными трудовыми процессами, возможно их социальное приспособление в известных пределах.

Легкую дебильность трудно отличить от психики на нижней границе нормы. В отличие от имбецилов дебилы нередко обнаруживают довольно высокое развитие речи, их поведение более адекватно и самостоятельно, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствуют хорошая механическая память, подражательность. Однако наблюдение и специальные исследования выявляют у дебилов слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Переход от простых к более сложным отвлеченным обобщениям для них затруднителен. В отличие от имбецильности при дебильности возможно обучение в школе, но при этом обнаруживаются отсутствие инициативы и самостоятельности в учении, медлительность и инертность. Лица с дебильностью овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теории им не удается.

Эмоции, воля и вся личность при дебильности более развиты, чем при имбецильности. Характерологические особенности представлены гораздо шире, поэтому простое разделение лиц с дебильностью на торпидных (заторможенных, вялых, апатичных) и эретичных (возбудимых, раздражительных, злобных) недостаточно и условно. При дебильности всегда можно отметить слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения, недостаточное обдумывание своих поступков, некоторую импульсивность поведения, повышенную внушаемость. Несмотря на это, лица с дебильностью неплохо приспосабливаются к жизни. Отставание в развитии отчетливее на ранних этапах, когда заметно запаздывание ходьбы, речи и других психических функций. С годами, особенно при умеренно выраженной дебильности, отставание становится менее выраженным и выступает не так явственно.

2.Умеренная степень умственной отсталости (F71.) — имбецильность.IQ 35—49.

3.Тяжёлая степень умственной отсталости (F72.) — имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность. IQ 20—34.

Имбецильность - средняя степень слабоумия. Речь и другие психические функции развиты больше, чем при идиотии, однако лица с имбецильностью крайне труднообучаемы, в большинстве случаев (особенно при тяжелой имбецильности)нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания.

Имбецилы обнаруживают довольно дифференцированные и разнообразные реакции на окружающее. Их речь косноязычна и аграмматична. Они могут произносить несложные фразы, словарный запас достигает иногда 200-300 слов. Хотя развитие статических и локомоторных функций происходит при имбецильности с большой задержкой, больные усваивают навыки опрятности, самостоятельно едят, способны себя обслуживать.

Лицам с имбецильностью доступны несложные обобщения, они обладают некоторым запасом сведений, неплохо ориентируются в обычной житейской обстановке. Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усвоить элементарные знания, которыми пользуются, как штампами. Некоторые лица с имбецильностью владеют порядковым счетом, знают отдельные буквы, но усваивают только простые трудовые процессы (уборка, стирка, мытье посуды, отдельные элементарные производственные функции). При этом отмечаются крайняя несамостоятельность, плохая переключаемость.

Эмоции бедны, однообразны, все психические процессы тугоподвижны и инертны. На перемену обстановки они дают своеобразную негативную реакцию. В то же время личность их более развита, чем при идиотии, они обидчивы, стесняются своих недостатков, адекватно реагируют на порицание или одобрение. Не обладая инициативой и самостоятельностью, лица с имбецильностью легко теряются в непривычных условиях и нуждаются в регулярном надзоре и опеке. Следует учитывать также повышенную внушаемость имбецилов и склонность к слепому подражанию.

4.Глубокая степень умственной отсталости (F73.) — идиотия. IQ Лечение
Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях (кретинизм, микседема) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Назначаются медикаменты, стимулирующие психическое развитие — ноотропы (аминалон, гаммалон, пирацетам), а также ниамид и другие психостимуляторы.
Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.

Медико-социальные критерии инвалидности вследствие умственной отсталости - базируются на комплексной оценке клинико-функционального, психологического, профессионального и социального статуса больного.

КРИТЕРИИ ИНВАЛИДНОСТИ ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ (ОЛИГОФРЕНИИ) У ВЗРОСЛЫХ В 2020 ГОДУ

Инвалидность не устанавливается в случае, если у больного имеется:
Легкая умственная отсталость (IQ 65 - 69 баллов) при отсутствии либо в сочетании с незначительными расстройствами поведения, соматоневрологическими нарушениями, существенно не влияющими на адаптацию в основных сферах жизнедеятельности.

Инвалидность 3-й группы устанавливается в случае, если у больного имеется:
1. Легкая умственная отсталость (IQ 50 - 64 балла) при отсутствии сопутствующей симптоматики;
легкая умственная отсталость (IQ 50 - 69 баллов) в сочетании с умеренными стойкими расстройствами поведения, психическими нарушениями (когнитивными, аффективными и прочими), соматоневрологическими нарушениями, существенно затрудняющими адаптацию в основных сферах жизнедеятельности.

2. Умеренная умственная отсталость (IQ 35 - 49 баллов) при отсутствии сопутствующей симптоматики, либо в сочетании с незначительными стойкими расстройствами поведения, психическими нарушениями (когнитивными, аффективными и прочими), соматоневрологическими нарушениями, существенно затрудняющими адаптацию в основных сферах жизнедеятельности.

Инвалидность 2-й группы устанавливается в случае, если у больного имеется:
1. Легкая умственная отсталость (IQ 50 - 69 баллов) в сочетании с выраженными стойкими расстройствами поведения с возможностью лишь частичной их коррекции; психическими нарушениями (когнитивными, аффективным и прочими), соматоневрологическими нарушениями, приводящими к дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности.
Нарушение контроля функции тазовых органов.

2. Умеренная умственная отсталость (IQ 35 - 49 баллов) при отсутствии сопутствующей симптоматики;
умеренная умственная отсталость (IQ 35 - 49 баллов) в сочетании с умеренными стойкими расстройствами поведения, психическими нарушениями (когнитивными, аффективными и прочими), соматоневрологическими нарушениями, приводящими к частичной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности.
Нарушение контроля функции тазовых органов.

Инвалидность 1-й группы устанавливается в случае, если у больного имеется:
1. Умеренная умственная отсталость (IQ 35 - 49 баллов) в сочетании с выраженными и значительно выраженными стойкими расстройствами поведения при невозможности их коррекции; психопатологическими нарушениями (затяжными психотическими состояниями, некоррегируемыми аффективными, двигательными нарушениями, расстройствами сферы влечений и иными нарушениями), грубыми соматоневрологическими нарушениями, снижением или отсутствием контроля функции тазовых органов, приводящими к полной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности с необходимостью постоянного ухода и надзора.

2. Тяжелая умственная отсталость (IQ 20 - 34 баллов), приводящая к полной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности с необходимостью постоянного ухода и надзора.
Отсутствие контроля функции тазовых органов.

3. Глубокая умственная отсталость (IQ КРИТЕРИИ ИНВАЛИДНОСТИ ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ (ОЛИГОФРЕНИИ) У ДЕТЕЙ В 2020 ГОДУ

Инвалидность не устанавливается в случае, если у ребенка имеется:
Для детей в возрасте 3 - 17 лет:
легкая умственная отсталость при отсутствии сопутствующей симптоматики, либо в сочетании с нарушениями поведения, соматоневрологической патологией, достигающими незначительной степени, что не приводит к существенным нарушениям адаптации
3 - 7: IQ = 70 - 79 баллов (детский WPPSI или WISC)
8 - 15: IQ = 70 - 79 баллов (детский WISC);
16 - 17 лет: IQ = 65 - 69 баллов (взрослый WAIS).

Категория "ребенок-инвалид" устанавливается в случае, если у больного имеется:
1. Для детей в возрасте 3 - 17 лет:
легкая умственная отсталость в сочетании с нарушениями поведения, соматоневрологической патологией, достигающими умеренной степени, существенно затрудняющими адаптацию в основных сферах жизнедеятельности.
3 - 7 лет: IQ = 50 - 79 баллов (детский, WPPSI или WISC);
8 - 15 лет: IQ = 50 - 79 баллов (детский WISC);
16 - 17 лет: IQ = 50 - 69 баллов (взрослый WAIS).

2. Для детей в возрасте 3 - 17 лет:
легкая умственная отсталость в сочетании с нарушениями поведения, соматоневрологической патологией, достигающими выраженной степени, что приводит к частичной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности.
3 - 7 лет: IQ = 50 - 79 баллов (детский, WPPSI или WISC).
8 - 15 лет: IQ = 50 - 79 баллов (детский WISC);
16 - 17 лет: IQ = 50 - 69 баллов (взрослый WAIS).
Нарушение контроля функции тазовых органов.

3. Для детей в возрасте 3 - 17 лет:
умеренная умственная отсталость (IQ = 35 - 49 баллов) при отсутствии или в сочетании с нарушениями поведения, соматоневрологической патологией, достигающими выраженной степени, что приводит к выраженной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности, требующей частичного ухода и надзора.
Нарушение контроля функции тазовых органов.

4. Для детей в возрасте 3 - 17 лет:
умеренная умственная отсталость (IQ = 35 - 49 баллов) в сочетании со значительно выраженными психопатологическими состояниями в структуре дефекта (некоррегируемые нарушения аффективной сферы, поведения, влечения, грубая соматоневрологическая симптоматика, значительно выраженные пароксизмальные расстройства и прочие расстройства), приводящие к полной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности с необходимостью постоянного ухода и надзора.
Нарушение или отсутствие контроля функции тазовых органов.

5. Для детей в возрасте 3 - 17 лет:
тяжелая умственная отсталость (IQ = 20 - 34 балла), приводящая к полной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности с необходимостью постоянного ухода и надзора.
Нарушение или отсутствие контроля функции тазовых органов.

6. Для детей в возрасте 3 - 17 лет:
глубокая умственная отсталость (IQ Получить официальное заключение о наличии (или отсутствии) оснований для установления инвалидности больной может только по результатам своего освидетельствования в бюро МСЭ соответствующего региона.

Порядок оформления документов для прохождения МСЭ (включая и алгоритм действий при отказе лечащих врачей направлять больного на МСЭ) достаточно подробно расписан в этом разделе форума:
Оформление инвалидности простым языком

Основными показателями социально-трудовой дезадаптации больных, нашедшими отражение в государственной статистике, остаются длительность временной нетрудоспособности больных и инвалидность.

При временной утрате трудоспособности психически больные получакт листок временной утраты трудоспособности (больничный лист), который при наличии показаний может продлеваться на срок до 10 мес.

При стойком снижении или утрате трудоспособности больному определяется одна из трех групп инвалидности. До последних лет решение этою вопроса осуществлялось врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК) на основе оценки степени утраты больным способности к труду, ее стойкости и необратимости.

Инвалидность I группы определялась при полной постоянной потере трудоспособности с необходимостью постороннего ухода (помощи и надзора) за больным. Лишь небольшой процент инвалидов этой группы мог быть приспособлен к отдельным видам трудовой деятельности в особо созданных индивидуальных условиях (спеццехах, работе на дому).

Инвалидность II группы устанавливалась лицам также с постоянной или длительной утратой трудоспособности вследствие нарушения функций организма, но не нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Она определялась, в частности, и тем больным, которым все виды труда на длительный период противопоказаны вследствие возможности ухудшения течения болезни под влиянием трудовой деятельности. Инвалидность III группы устанавливалась при нарушениях здоровья, влекущих за собой утрату прежней профессиональной пригодности, перевод на работу более низкой и хуже оплачиваемой квалификации.

В 1996 г. Правительством РФ было принято специальное положение, вменявшее решение вопросов инвалидности созданным на основе прежних ВТЭК Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭК) 2 . В последующих постановлениях инвалид определяется как "лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты". В соответствии с этим изменилось и содержание понятия инвалидность, которая в новой интерпретации подразумевает "социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты".

Вновь разработанные критерии определения инвалидности в отличие от прежних, ориентированных преимущественно на трудоспособность больного, основываются на трех основных признаках: 1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами; 2) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности и возможностей осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью); 3) необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Так, I группа инвалидности устанавливается при наличии социальной недостаточности, требующей социальной защиты и помощи вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, последствием травм и дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию: способности к самообслуживанию ( III степени); способности к передвижению ( III степени); способности к ориентации ( III степени); способности к общению ( III степени); способности контроля за своим поведением ( III степени).

В психиатрической практике инвалидность I группы чаще всего встречается при олигофрениях в степени идиотии или глубокой имбецилъ-ности, в конечных состояниях шизофрении, а также при далеко зашедших стадиях атрофического процесса при условии полной утраты способности к самообслуживанию и необходимости постоянного ухода и надзора за больным.

Критерии определения II группы инвалидности включают в себя стойко выраженное расстройство функций организма, приводящее к ограничению одной или нескольких категорий жизнедеятельности, но уже меньшей (2-й) степени выраженности. Наряду с вышеупомянутыми в этих случаях рассматриваются также такие категории, как способность к трудовой деятельности и обучению.

Психически больным II группа обычно оформляется при олигофрениях в степени дебильности или имбецильности, прогностически неблагоприятных формах шизофрении с хроническим безремиссионным течением, частыми затяжными рецидивами, формированием шизофренического дефекта с падением энергетического потенциала, а также в начальных стадиях атрофических процессов.

При определении III группы инвалидности учитываются те же основные проявления социальной недостаточности вследствие стойких незначительных и умеренно выраженных расстройств функций организма, сопровождающихся нерезко и умеренно выраженными (1-й степени) ограничениями одной из категорий жизнедеятельности организма или их сочетанием. Она устанавливается при малопрогредиентнъгх эндогенных психозах, патологическом развитии личности и раде других затяжных психопатологических состояний, сопряженных с необходимостью предоставления больному особых облегченных условий труда, а также смены профессии, приводящей к снижению квалификации. В последние годы в психиатрии III группа инвалидности в связи с малым размером предоставляемых при ее определении льгот назначается редко.

Новым положением предусмотрена возможность направления на МСЭК лиц без определенного места жительства. В случае отказа медицинского учреждения в направлении на МСЭК любое лицо или его законный представитель может обратиться в бюро МСЭК самостоятельно при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма, обусловленных заболеванием, последствием травм и дефектов, и связанное с этим ограничение жизнедеятельности. Таким образом, предоставляются дополнительные права лицам, претендующим на инвалидность.

В случае признания лица инвалидом должна быть разработана в месячный срок индивидуальная программа реабилитации больного, которая и направляется в органы социальной защиты населения. Итак, очевидно, что функции Бюро МСЭК по сравнению с функциями ВТЭК значительно расширены. При проведении МСЭК учитывается не только трудоспособность больного, но и проводится комплексная оценка состояния его здоровья, степени ограничения жизнедеятельности, разрабатывается индивидуальная реабилитационная программа, оказывается содействие в социальной защите инвалидов.

Инвалидность без срока переосвидетельствования устанавливается при невозможности устранения или уменьшения социальной недостаточности инвалида вследствие длительного ограничения его жизнедеятельности (при сроках наблюдения не менее 5 лет), вызванного нарушениями здоровья со стойкими необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма, а также неэффективности реабилитационных мероприятий, что приводит к необходимости долговременной (постоянной) социальной защиты.

Решение вопросов инвалидности у детей и подростков отличается от такового у взрослых. У лиц, не достигших 16 лет, оно осуществляется специальными комиссиями при органах здравоохранения без определения группы инвалидности.

Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 04.07.91 г. № 117 "О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет", к последним относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем. В этом документе практически впервые использована Международная классификация последствий болезней и травм, принятая ВОЗ в 1980 г. Под ограничением жизнедеятельности подразумеваются любые нарушения (в результате болезни или травмы) способности осуществлять нормальную для ребенка данного возраста деятельность, следствием чего является социальная несостоятельность, при которой ребенок может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для него роль в жизни и обществе в зависимости от возраста, пола, культуры, социального положения.

С принятием этих документов расширились возможности оформления инвалидности детям, а следовательно, увеличилось и число детей-инвалидов. Инвалидность сроком на 2 года у ребенка устанавливается при наличии затяжных психотических состояний продолжительностью 6 мес и более, умственной отсталости в степени дебильности в сочетании с выраженными нарушениями слуха, зрения, речи, функций других органов и систем, а также при наличии обусловленных психическими болезнями поведенческих расстройств, нарушений эмоционально-волевой сферы, приводящих к стойкой социальной дезадаптации. Врожденные и наследственные заболевания и синдромы, приводящие к частичному, нарушению жизнедеятельности и социальной дезадаптации, дают право на установление ребенку инвалидности сроком на 5 лет, а олигофрения или слабоумие различного генеза, соответствующие степени идиотии или имбецильности, — на срок до достижения 16-летнего возраста.

По данным ВОЗ, по частоте инвалидизации психическая патология вышла на 3-е место после легочных и сердечно-сосудистых заболеваний и составила 9,5 % от общего числа инвалидов.

К концу 1995 г. в России инвалидами вследствие психических болезней и умственной отсталости являлись 725 047 человек. По показателям первичного выхода на инвалидность (число лиц, впервые признанных инвалидами в учитываемом году) психические болезни и умственная отсталость в нашей стране занимают 5-е место. По общему же показателю инвалидности психические болезни и умственная отсталость находятся на 4-м месте (после онкологических, сердечно-сосудистых и легочных заболеваний). У сельских жителей по частоте инвалидизации психические болезни стоят среди первых трех категорий наряду с сердечно-сосудистыми болезнями и травмами. По данным за 1993 г., из числа психически больных трудоспособного возраста, не имеющих инвалидности, около 20—25 % также не работают. Следует заметить, что приведенные показатели касаются только контингентов больных, наблюдаемых в психоневрологических диспансерах. Поэтому истинные масштабы инвалидности среди страдающих психической патологией лиц могут оказаться еще выше.

Помимо высокой распространенности, инвалидность вследствие психических болезней и умственной отсталости характеризуется еще рядом особенностей, касающихся длительности, стабильности, степени тяжести и тенденцией динамики.

Несмотря на отмечающееся смещение контингентов больных в сторону пациентов с амбулаторным уровнем расстройств и наблюдающееся в последние десятилетия некоторое облегчение течения психических болезней (в частности, эндогенных), продолжается нарастание числа инвалидов. Так, с 1978 по 1988 г. оно увеличилось с 29,7 до 36,9, а к 1996 г. достигло 49,02 на 10 000 населения. При этом происходит преимущественное увеличение числа инвалидов I и II групп при снижении доли инвалидов III более легкой группы (с 16,9 % в 1978 г. до 5,8 % в 1995 г.). По степени тяжести инвалидность вследствие психических болезней и умственной отсталости уступает лишь таковой при онкологических заболеваниях. Так, на конец 1995 г. 95,2 % психически больных инвалидов являлись инвалидами I и II групп.

Ни при каком другом классе болезней не отмечается и столь длительных сроков инвалидности. Из общего числа инвалидов вследствие психических болезней и умственной отсталости свыше 80 % инвалидизируются в трудоспособном возрасте, 23—25 % — в возрасте до 29 лет, 45 % — от 30 до 45 лет. Подавляющее большинство из них сразу же признаются инвалидами I и II групп. Почти 95 % признанных нетрудоспособными остаются на пенсионном обеспечении пожизненно.

Инвалидность по психической патологии отличается также стабильностью показателей степени тяжести. Более чем у 70 % больных группа инвалидности на протяжении жизни не меняется. Число больных, которым удается полностью снять инвалидность, остается небольшим — 1—3 %.

Для психических болезней и умственной отсталости характерно также увеличение числа инвалидов в старших возрастных группах, что в существенной степени обусловливается прогредиентным течением психических заболеваний при манифестации наиболее инвалидизирующих из них в среднем и пожилом возрасте.

Если первичное определение инвалидности чаще всего сопряжено с клиническими характеристиками болезни — ее тяжестью, частотой обострений заболевания и их продолжительностью, а также степенью выраженности привнесенного болезнью личностного изъяна, то к продолжительной инвалидности в значительной мере предрасполагают не только медицинские, но и личностно-психологические, а также социально-средовые факторы. К ним относятся, с одной стороны, плохая социальная приспособляемость в пре-морбиде, преобладание в структуре личности астенического радикала, слабость трудовых установок, отсутствие стойких трудовых навыков, с другой — практическая невозможность трудоустройства психически больных-инва лидов, сохранивших остаточную трудоспособность или частично восстановивших ее уровень, малая заинтересованность предприятий в приеме на работу психически больных, низкая толерантность к ним общества, неразвитость эффективной социореабилитационной службы. В последние годы переходу на инвалидность способствовали также закрытие государственных предприятий, сокращение штатов и уменьшение числа рабочих мест.

Начиная с 1990 г. возрастает число больных, обращающихся с просьбой об установлении группы инвалидности в связи с расширением на федеральном и местном уровне льгот для этой категории населения. Так, в частности, высок процент психически больных, которые переходят с пенсии по старости на пенсию по инвалидности.

Несмотря на значительные расхождения показателей между отдельными регионами, можно считать, что основную часть инвалидов вследствие психических болезней и умственной отсталости по стране в целом составляют больные шизофренией (около 40 %), умственной отсталостью (32 %) и эпилепсией (10—13 %). Но в некоторых крупных городах, в частности в Москве, число больных шизофренией среди инвалидов равно 50—60 %, а в отдельных преимущественно периферийных регионах наиболее высок процент инвалидов вследствие умственной отсталости. Эти различия, по-видимому, объясняются как популяционными особенностями соответствующих территорий, так и различиями в психиатрической диагностике.

Особое место в проблеме инвалидности занимает ранняя инвалидность, формирующаяся у детей и подростков, т.е. у больных, не достигших трудоспособного возраста. По данным ВОЗ, дети-инвалиды составляют около 2 % детского населения планеты. В Российской Федерации в общей структуре инвалидности на их долю приходится 8—10 %. В последние годы данные медицинской статистики фиксируют рост показателей ранней инвалидности в 1,5 раза. Подобная динамика отчасти обусловлена введением новых нормативных документов, расширяющих перечень медицинских показаний к признанию ребенка инвалидом. Но отчасти это отражает и происходящие в стране социоэкономические преобразования, затрудняющие процесс трудового обучения и приспособления детей с психическими нарушениями и как следствие приводящих к их инвалидизации.

Наибольшее число — около 60 % детей-инвалидов — составляют больные олигофренией; около 25 % приходится на долю страдающих шизофренией. Ранняя инвалидность чаще всего наблюдается при глубоких степенях умственной отсталости и рано манифестирующих грубопрогредиентных формах эндогенного процесса. В целом процент инвалидов среди наблюдаемых психоневрологическими диспансерами детей и подростков в сопоставлении со взрослыми контингентами сравнительно невысок (10—12 и 30—35 % соответственно), что объясняется манифестацией наиболее часто приводящих к инвалидизации эндогенных психозов преимущественно в зрелом возрасте. Лишь больные шизофренией практически с одинаковой частотой (40—45 %) становятся инвалидами как в детско-подростковом возрасте, так и будучи взрослыми.

Большинство "ранних" инвалидов являются таковыми с детства и тем не менее оформление инвалидности в таких случаях, как правило, отстает от момента выявления явных признаков дезадаптации в среднем на 3,5 года. У 36 % этих инвалидов они появляются уже в 3—4-летнем возрасте, обу-словливаясь грубыми нарушениями психомоторного развития и задержкой в усвоении навыков самообслуживания; в 33 % случаев наступление дезадаптации совпадает с началом школьного обучения (7—9 лет) и сопряжено чаще всего с интеллектуальной недостаточностью и как следствие с трудностями усвоения школьной программы; еще у */з социальная дезадаптация выявляется в 10—16 лет, обусловливаясь грубыми формами девиантного поведения, невозможностью в силу ограниченных умственных способностей дальнейшего обучения, несостоятельностью в приобретении трудовых навыков.

Ранняя инвалидность, как и инвалидность в любом другом возрасте, представляет собой многофакторную проблему. Если степень дезадаптацил ребенка или подростка прежде всего коррелирует с тяжестью его психического состояния, то для оформления инвалидности значимым оказывается и ряд дополнительных факторов: наличие сопутствующей соматоневрологи-ческой патологии, низкое качество лечебно-профилактической помощи, микросоциальное неблагополучие. Ранняя инвалидность, как и длительная инвалидность у взрослых, представляет собой устойчивый феномен: лишь 1—2 % подростков, являющихся инвалидами детства, по достижении 16-летнего возраста обнаруживают способность к удовлетворительному социально-трудовому функционированию.


Семьям с детьми-инвалидами государство оказывает дополнительную поддержку, которая выражается в льготах в различных сферах жизни. Давайте подробнее разбираться с тем, на какие льготы и пособия могут рассчитывать семьи с детьми-инвалидами в 2021 году.

КАКИЕ ВИДЫ ЛЬГОТ ПОЛОЖЕНЫ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ?

ЖИЛИЩНЫЕ ЛЬГОТЫ.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ.

Налоговым законодательством установлена сумма для родителей детей-инвалидов, на которую не распространяется налог на доходы физ. Лиц (НДФЛ). В 2021 году эта сумма составляет 12000р. Проще говоря, за эту часть заработной платы родитель не будет платить налог, а будет уплачивать налог только за часть заработной платы сверх этой суммы.

Помимо этого, согласно ст. 407 Налогового кодекса РФ, дети-инвалиды освобождаются от уплаты налогов в отношении объекта налогообложения, находящегося в его собственности.

ТРУДОВЫЕ ЛЬГОТЫ.

В Трудовом кодексе РФ содержится целый ряд льгот для родителей, имеющих детей с инвалидностью на работе.

По каждому из пунктов необходимо дать дополнительные пояснения.

  1. Четыре оплачиваемых выходных дня может брать кто-то один из двух родителей, в таком случае второй берет по месту своей работы справку о том, что не пользуется дополнительными выходными днями. Либо четыре дня родители могут разделить поровну и каждому на месте работы будет предоставляться два дополнительных оплачиваемых выходных. Перенести выходные дни на следующий месяц не получится, если вы ими не воспользовались в текущем месяце, то они сгорают. Дополнительные выходные родителям предоставляются по письменному заявлению на имя работодателя.
  2. Родитель ребенка с инвалидностью вправе отказаться от любых переработок, командировок на дальние расстояния и работы в выходные и праздничные дни. Работодатель, в свою очередь, не праве на основании отказа работника объявить ему выговор, либо уволить.
  3. При переводе на неполное рабочее время или неполную рабочую неделю заработная плата пересчитывается с учетом количества отработанного сотрудником времени. Отпуск и стаж при этом сохраняются.
  4. Работникам, имеющим ребенка с инвалидностью, работодатель должен предоставлять приоритетное право выбора времени ухода в отпуск.
  5. Государство дополнительно защищает работников с детьми с инвалидностью
  6. На досрочное оформление страховой пенсии имеют оба родителя, воспользоваться льготой, в свою очередь может только один, либо мать, либо отец. Досрочное оформление страховой пенсии по старости возможно в возрасте 55-ти лет — для мужчин (если есть 20 лет трудового стажа), в возрасте 50-ти лет — для женщин (если есть 15 лет трудового стажа). Для того, чтобы в трудовой стаж включили время ухода за ребенком с инвалидностью необходимо подать заявление в Пенсионный фонд.

ТРАНСПОРТНЫЕ ЛЬГОТЫ.

В ряде регионов предусматривается бесплатный проезд на наземном городском транспорте, метро и в пригородных электропоездах для детей с инвалидностью и сопровождающего его родителя.

Кроме того, ребенок-инвалид и сопровождающее его лицо (родитель) имеют право на бесплатный проезд до места санаторно-курортного лечения. Чаще всего, бесплатный проезд предоставляется в поездах дальнего следования, но в случае, если до места санаторно-курортного лечения невозможно добраться на поезде или стоимость билетов на самолет дешевле проезда на поезде, то бесплатно можно получить проезд до места лечения на самолете.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ (Денежная компенсация).

Матери и отцу ребенка-инвалида положена помощь на федеральном и региональном уровнях. Льготы суммируются, они не исключают друг друга.

Льготы и выплаты считаются частью дохода семьи: если они выводят семью из категории малообеспеченных, из-за этого снимут с очереди на жилье.

ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ.

Помимо перечисленных выше льгот, родители имеют право на получение пособия по уходу за ребенком-инвалидом. Это пособие полагается не всем родителям, а только тем, кто подпадает под следующие условия.

Чтобы получить выплату, родитель подает документы в Пенсионный фонд РФ или МФЦ. Денежная выплата назначается с месяца обращения. В случае, если родитель, который получает выплату устраивается на работу или встает на биржу труда и оформляет пособие по безработице, он обязан сообщить об этом в Пенсионный фонд, после чего пособие прекращает выплачиваться. Если обнаружится незаконная переплата, придется вернуть все деньги в полном объеме. Период времени, который родитель ухаживает за ребенком-инвалидом входит в его трудовой стаж.

Размер пособия в 2021 году составляет 10000р. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях эта сумма умножается на региональный коэффициент.

Следует отметить, что льготы и пособия входят в общий доход семьи, следовательно, если благодаря этим выплатам семья больше не подпадает под категорию малообеспеченных, семью могут исключить из очереди на жилье.

КАК ОФОРМИТЬ ЛЬГОТЫ?

Для оформления льгот необходимо обратиться в отделение Пенсионного фонда РФ, либо МФЦ одному из родителей с пакетом документов.

В зависимости от вида услуги, от родителей могут потребоваться дополнительные документы. Кроме того, заявление с пакетом документов можно подать удаленно через официальный портал Госуслуги.

Также следует отметить, что за налоговыми льготами, например, за льготой на транспортный и жилищный налоги необходимо обращаться с заявлением непосредственно в налоговый орган.

За трудовыми льготами и налоговым вычетом родителю необходимо обращаться с заявлением к работодателю.

image

Ребенок инвалид с ЗПР в коляске

Некоторые дети, к сожалению, практически с рождения страдают сложными заболеваниями, мешающими им интегрироваться в общество, вести полноценный образ жизни. В таком случае они получают право на статус инвалида.

ЗПР у детей – это не всегда приговор, инвалидность дают при наличии грубой задержки речевого развития или тяжелой форме патологии, в других случаях – нет.

Так как заболевание поддается коррекции с раннего возраста, то даже установленный ранее статус при переосвидетельствовании могут снять. Разумеется, если больной показал достаточно уверенную динамику выздоровления.

Законодательная база

Существует перечень заболеваний и их тяжести, при которых положена инвалидность.

При ЗПР у ребенка, ее могут назначить в случае серьезных отклонений в речевом развитии.

Пенсия, субсидии, льготы и правила назначения регламентируются единой законодательной базой на территории страны:

Ребенок с ЗПР не умеет говорить

  • Постановление правительства РФ №95. В нем прописаны условия и прядок оформления групп инвалидности.
  • Постановление Министерства Труда и Социального развития № 75 определяет условия для назначения медицинской экспертизы, выявляющей необходимость в особом статусе.
  • Приказ Министерства Здравоохранения №317. По нему определяются правила, по которым проводится медицинская экспертиза.
  • Разъяснение Министерства Труда №1, в котором указан перечень медицинских учреждений, имеющих право на необходимое освидетельствование.
  • Федеральные законы и местные постановления правительства, регламентирующие порядок получения социальных выплат, права детей-инвалидов. В подобных актах указывают дополнительные моменты, необходимые для защиты положения ребенка-инвалида в обществе.

Получить инвалидность может любой ребенок, имеющий гражданство РФ, с врожденным или приобретённым заболеванием, мешающим ему жить полноценной жизнью наравне со сверстниками.

В зависимости от тяжести состояния, выделяют 3 группы:

  • 1 группа – самая тяжелая. В этом случае человек не может обойтись без помощи посторонних.
  • 2 группа – люди, способные к самообслуживанию, иногда с помощью специальных средств.
  • 3 группа, которую чаще всего и получают дети с диагнозом ЗПР – наиболее легкая. Ее присваивают детям, имеющим проблемы со здоровьем из-за перенесенных ранее травм или болезней.

Алгоритм получения инвалидности для детей с ЗПР

Врач занимается с ребенком инвалидом

Оформить инвалидность ребенку с ЗПР – задача сложная. Для этого вам придется собрать множество документов и пройти обследования, доказывающие, что заболевание проявилось в степени, не позволяющей пациенту интегрироваться в общество. Поэтому будьте готовы к сложной, длительной процедуре, состоящей из множества этапов.

Алгоритм оформления инвалидности ребенку с ЗПР:

  • Посещение невролога или педиатра для получения направления в психоневрологический диспансер.
  • Встаньте на учет в ПНД. Для этого необходимо пройти обследование у нескольких докторов: психиатра, психолога, логопеда.
  • На протяжении полугода посещайте занятия в ПНД, встаньте на очередь в специализированное учебное заведение.
  • Проходите дополнительное обследование по направлению от психиатра ПНД. При подтверждении ранее установленного диагноза, назначается более полное исследование здоровья пациента. Цель которого – установление причин возникновения, степени тяжести заболевания.
  • Психиатр выдает направление на обследование на инвалидность со списком необходимых к посещению врачей. Параллельно сдаются анализы для выявления ранее незамеченных отклонений.
  • Характеристика на ребенка берется в посещаемом образовательном учреждении (детский сад, школа). Если малыш не был нигде зарегистрирован, то в характеристике нужды нет.
  • Проходится ПМПК (часто прохождение этой комиссии автоматическое перед поступлением в детский сад или школу). Вам нужна будет заверенная копия заключения с печатью.
  • Собирается папка документов для подачи в ПНД. Вам понадобятся заключения медицинских обследований, копии паспортов родителей, свидетельство о рождении ребенка, его СНИЛС, полис.
  • После предоставления справок и заключений врачу ПНД, время ожидания вызова на комиссию составляет в среднем 2 недели. Если по истечении этого срока вам не позвонили, поинтересуйтесь вызовом самостоятельно.

Психические расстройства

Общее описание

Умственная отсталость (F70–79) — это задержка или недостаточное развитие психики, характеризующееся нарушением умственных, речевых способностей и затрудняющее существование человека в социуме.

Умственная отсталость часто может сочетаться с другими расстройствами, физическим недоразвитием. Люди с данным симптомом нередко становятся жертвами физического воздействия.

С рождения возникает отставание в умственном и физическом развитии по сравнению со сверстниками. Отмечаются трудности в освоении программы детского дошкольного учреждения, школьной программы, возможно дублирование классов в школе.

Предрасполагающие факторы: генетическая предрасположенность, родовая травма, перенесенные инфекции, интоксикации.

Симптомы умственной отсталости

Выделяют степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия.

Дебильность (легкая форма) характеризуется нарушением формирования абстрактности мышления.

Имбецильность (средняя форма) проявляется тем, что больные формируют только представление о чем-то, а формирование понятия для них затруднительно. Сохраняется способность к самообслуживанию. Запас слов в лексиконе ограничен. Больные адаптируются только в знакомой обстановке, их интересы примитивны.

При идиотии (тяжелая форма) у пациентов отсутствует познавательная деятельность, они не способны себя самообслуживать. В поведении таких людей отмечаются примитивные двигательные реакции монотонного или хаотичного характера.

Степень умственной отсталости определяют по уровню IQ: 55−69% — легкая, 40−54% — средняя, 25−39% — выраженная, 10−24% — глубокая.

Диагностика

  • Проведение общеклинических лабораторных анализов крови и мочи, инструментальных методов исследования для исключения соматической патологии.
  • Нейропсихологическое тестирование.
  • Шкалы социальной зрелости и адаптации.
  • Консультации невролога, логопеда.

  • Задержка психоречевого развития.
  • Психоорганический синдром.

Лечение умственной отсталости

  • Медико-генетическое консультирование при планировании беременности.
  • Занятия с педагогами в коррекционных классах.
  • Инструктирование родственников.
  • Медикаментозная коррекция.

Лечение назначается только после подтверждения диагноза врачом-специалистом.

Основные лекарственные препараты

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Депакин
Карбамазепин
Рисполепт
Флуоксетин

  • Депакин (противосудорожный препарат). Режим дозирования: внутрь, в начальной дозе 600 мг/сут. на 2-3 приема.
  • Карбамазепин (психотропное средство). Режим дозирования: внутрь, в начальной дозе 400–1600 мг/сут. на 2–3 приема.
  • Метилфенидат (психостимулирующее средство). Режим дозирования: внутрь, в первой половине дня, по 0,01-0,015 г на прием. Суточная доза 0,01 0,03 г. Курс лечения от 2-4 нед. до 3-4 мес.
  • Рисполепт (нейролептическое средство). Режим дозирования: внутрь, в начальной дозе 0,5 мг 1 раз в сутки.
  • Флуоксетин (антидепрессивное средство). Режим дозирования: внутрь, независимо от приема пищи, в начальной дозе 20 мг/сут. на один прием в первой половине дня.

Рекомендации

Рекомендуется консультация психиатра, нейропсихологическое тестирование.

Читайте также: