Почему состав потребительской корзины для детей и пенсионеров определяется отдельно
Опубликовано: 18.05.2024
«Клерк» Рубрика Экономика России
Госдума должна в весеннюю сессию принять закон о новом составе потребительской корзины, на которую мы сможем перейти уже с 2021 года. Ее структура станет, наконец, похожей на «полноценный рацион здорового питания», обещает премьер-министр Дмитрий Медведев. Но даже в обновленном виде наша потребительская корзина будет сильно уступать западноевропейским образцам, в которые включают вино, поездки на такси и корм для домашних животных. Не стоит рассчитывать, что эти символы буржуазной жизни появятся и в нашей корзине. И на то есть объективные причины.
Корзина станет «полноценной»
Осенью, рассказывая о нововведении в интервью телеканалу «Россия 24», Медведев сообщил, что «у нас есть минимальный набор, но правильнее переходить именно к базовому набору, который является основой для нормального рациона современного человека». Здоровым текущий набор питания станет, если последовать рекомендациям ФИЦ питания и биотехнологии и увеличить в корзине долю мяса на 5%, рыбы — на 16%, овощей, фруктов, птицы, яиц и творога — примерно на 10%, а долю сахара сократить на 12%.
«Сейчас в потребительской корзине очень много мучных изделий — порядка 126,5 килограмма в год на человека, тогда как норма Минздрава — всего 96 килограммов, а свежих фруктов всего 60 килограммов, тогда как должно быть 100 килограммов, — перечисляет начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. — Иными словами, нынешняя потребительская корзина россиянина — это корзина нездорового человека».
Но все же надо отдать должное: с 1990-х корзина россиянина значительно улучшилась и уже давно перестала быть «корзиной военного времени», как ее еще лет 10—15 назад называли врачи. Еще немного, и у нее есть шанс догнать по составу продуктовый набор поздней советской эпохи.
Раньше было лучше
Любопытно, что продуктовые нормы в 1970—1980-е годы больше соответствовали критериям здорового питания. «Выше были нормативы потребления мяса, рыбы, фруктов и овощей, ниже — хлебобулочных изделий», — продолжает Богданов.
Потом, в начале 1990-х, привычный уклад жизни стал рушиться. Первая потребительская корзина как критерий измерения бедности возникает в 1993 году. Но в ее составе — всего лишь 19 наименований, причем как продуктов питания, так и непродовольственных товаров. Через два года, в 1995 году, этот список состоял уже из 25 пунктов. Именно тогда врачи-диетологи заговорили о том, что представленный рацион, почти полностью состоявший из дешевых картошки и макарон, вполне вписывается в стандарты питания военного времени, когда ставится минимальная задача выжить здесь и сейчас, без учета разрушительных для здоровья долгосрочных последствий такой диеты. Например, в корзине 1995 года по сравнению с корзиной 1993-го стало меньше мяса и мясных изделий — 26,7 кг в год вместо 45,3 кг, но сократилось даже количество хлеба и круп — с 560 г до 464,8 г в сутки.
В 1999 году в России был впервые принят закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», согласно которому содержимое корзины должно пересматриваться каждые пять лет. Последняя версия закона датируется, кстати, 2012 годом, то есть она уже два года как «просрочена». При этом в 2016 году Минздрав выпустил нормы питания, которые не совпадали с этой корзиной. «В действующей корзине перебор хлебных продуктов и картофеля и, наоборот, маловато мясных и рыбных продуктов, овощей и фруктов, — сказал в начале 2018 года министр труда и социальной защиты России Максим Топилин в интервью «Российской газете». — Приблизить набор продуктов питания к оптимальному — главная задача новой потребительской корзины».
Почему же новая корзина, которая должна была быть принята еще в 2017 году, не утверждена до сих пор? Видимо, в тот момент власти не были готовы к росту издержек. Поскольку улучшение корзины автоматически повышает прожиточный минимум, то есть уровень бедности в стране, оно ведет к дополнительным расходам бюджета.
Потребительская корзина трудоспособного населения в СССР и Российской Федерации
Изменения и поправки
Комментарии Российской Газеты
В соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации.
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения, связанные с применением методических рекомендаций, утвержденных настоящим постановлением.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 214 "О порядке разработки методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 8, ст. 959);
постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. N 192 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 8, ст. 1039);
постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 232 "О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 13, ст. 1371);
постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2005 г. N 511 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. N 192" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 34, ст. 3505);
постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 342 "О внесении изменений в Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2912).
Председатель Правительства Российской Федерации
Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации
1. Настоящий документ устанавливает порядок определения потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации (далее - основные социально-демографические группы населения) с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления ими продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.
2. Настоящий документ обеспечивает единый методологический подход к определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения.
3. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения определяется с учетом:
а) научных рекомендаций по минимальным объемам потребления продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
б) фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях;
в) социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и структуру семей, а также возможностей соответствующих бюджетов по обеспечению установленных государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и социальной защиты населения;
г) объективных различий в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в субъектах Российской Федерации, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.
4. К основным социально-демографическим группам населения относятся:
а) трудоспособное население - мужчины в возрасте от 16 до 59 лет включительно и женщины в возрасте от 16 до 54 лет включительно, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста;
б) пенсионеры - мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности;
в) дети в возрасте 0 - 15 лет.
5. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения определяется на основе минимального набора продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, определяемых в соотношении со стоимостью продуктов питания.
6. Основными принципами формирования минимального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются:
а) удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания;
б) сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов питания в малоимущих семьях;
в) выбор продуктов питания, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных затратах.
7. Минимальный набор продуктов питания для трудоспособного населения формируется исходя из физиологических особенностей организма мужчин и женщин, не занятых тяжелым физическим трудом.
8. Минимальный набор продуктов питания для пенсионеров формируется с учетом возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания.
9. Минимальный набор питания для детей формируется с учетом необходимости их полноценного питания, нормального роста и развития.
10. Минимальный набор продуктов питания для основных социально-демографических групп населения формируется с учетом распределения субъектов Российской Федерации по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания. Распределение субъектов Российской Федерации по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания, приводится в приложении N 1.
11. Основой зонирования территории Российской Федерации для формирования минимального набора продуктов питания являются следующие факторы:
а) природно-климатические и экономические условия;
б) особенности производства продуктов питания;
в) национальные традиции и местные особенности в питании населения;
г) сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов питания в малоимущих семьях;
д) необходимость удовлетворения потребностей основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания;
е) более высокая энергетическая ценность продуктов питания для основных социально-демографических групп населения, проживающих в районах Севера.
12. Химический состав и энергетическая ценность минимального набора продуктов питания для основных социально-демографических групп населения по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания, приводятся в приложении N 2.
13. Минимальный набор продуктов питания для основных социально-демографических групп населения по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания, приводится в приложении N 3.
14. Продукты питания, включаемые в потребительскую корзину, объединяются в следующие группы:
а) хлебные продукты;
в) овощи и бахчевые;
г) фрукты свежие;
д) сахар и кондитерские изделия;
з) молоко и молокопродукты;
к) масло растительное, маргарин и другие жиры;
л) прочие продукты питания.
15. При включении в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения овощей и бахчевых, мясопродуктов, рыбопродуктов, масла растительного, маргарина, других жиров и прочих продуктов объемы потребления продуктов, входящих в соответствующую группу продуктов питания, складываются.
16. При включении в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения хлебных продуктов, сахара и кондитерских изделий, молока и молокопродуктов объемы потребления продуктов, входящих в соответствующую группу продуктов питания, пересчитываются в сырье (соответственно на муку, сахар и молоко) путем умножения на коэффициент пересчета и затем складываются. Коэффициенты пересчета хлебных продуктов, сахара и кондитерских изделий, молока и молокопродуктов в сырье (на муку, сахар и молоко соответственно) приводятся в приложении N 4.
17. Непродовольственные товары и услуги для основных социально-демографических групп населения определяются в соотношении со стоимостью продуктов питания.
18. Размеры соотношения непродовольственных товаров со стоимостью продуктов питания определяются исходя из удовлетворения потребности основных социально-демографических групп населения в одежде, обуви, товарах культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметах первой необходимости, санитарии и лекарствах с учетом фактических расходов на непродовольственные товары в малоимущих семьях.
При определении размеров соотношения непродовольственных товаров со стоимостью продуктов питания рекомендуется учитывать природно-климатические условия как основной фактор, влияющий на потребность населения в одежде и обуви.
Размеры соотношения услуг со стоимостью продуктов питания определяются исходя из удовлетворения потребности основных социально-демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении, культурном развитии с учетом фактических расходов на услуги в малоимущих семьях.
При определении размеров соотношения услуг со стоимостью продуктов питания для основных социально-демографических групп населения учитываются меры социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг и проезда на общественном транспорте, предоставляемые отдельным категориям населения в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
19. Размер соотношения непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания рекомендуется определять с учетом распределения субъектов Российской Федерации по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления непродовольственных товаров и услуг. Распределение субъектов Российской Федерации по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления непродовольственных товаров и услуг, приводится в приложении N 5.
20. Зоны, сформированные в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления непродовольственных товаров и услуг, подразделяются:
а) на зону с холодным и резко континентальным климатом;
б) на зону с умеренным климатом;
в) на зону с теплым климатом.
21. Примерное соотношение непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления непродовольственных товаров и услуг, приводится в приложении N 6.
22. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения определяется в соответствии с общими принципами и подходами, предусмотренными настоящим документом.
И как его считают
По мнению статистиков, рядовому россиянину вполне хватит 10 609 Р в месяц, чтобы обеспечить себя всем необходимым.
В этой статье расскажем, что представляет собой прожиточный минимум и зачем он вообще нужен.
Что такое прожиточный минимум
Законодательная основа. Прожиточный минимум — это стоимость потребительской корзины. Потребительская корзина — необходимый для выживания набор товаров. И то и другое рассчитывают для трех категорий населения: взрослых трудоспособного возраста, пенсионеров и детей.
Корзина состоит из трех частей: продукты питания, непродовольственные товары, услуги. При расчете прожиточного минимума для взрослых еще прибавляют налог на доходы физических лиц.
Кто устанавливает. Прожиточный минимум рассчитывает Росстат, а устанавливает Минтруд. Власти утверждают этот показатель раз в три месяца, ориентируясь на цены прошедшего квартала. Но делают это с небольшим опозданием. Например, в апреле 2020 года в России официальный прожиточный минимум установлен по ценам за четвертый квартал 2019 года. В целом по стране он равен 10 609 Р . Для трудоспособного населения — 11 510 Р , для пенсионеров — 8788 Р , для детей — 10 383 Р .
Отличия от МРОТ. МРОТ — это минимальный размер оплаты труда. То есть та сумма, меньше которой зарплата при полном рабочем времени быть не может. Если даже очень простую и низкоквалифицированную работу человек выполняет 8 часов 5 дней в неделю, ему нужно за месяц заплатить не меньше МРОТ. Минимальный размер оплаты труда устанавливают на год.
С февраля 2018 года правительство приравняло МРОТ к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения во втором квартале предыдущего года. Во втором квартале 2019 года этот показатель был равен 12 130 Р . Столько же составляет минимальный размер оплаты труда в 2020 году.
При этом последний раз прожиточный минимум установили за четвертый квартал 2019 года, и эта сумма отличается от МРОТ.
Потребительская корзина. Главный компонент потребительской корзины — необходимый для выживания набор продуктов питания. Его пересматривают каждые пять лет. Правда, нынешний утвердили еще в 2012 году, а в 2017 просто оставили без изменения. Нормы потребления считают сразу на год, а потом просто делят на двенадцать, чтобы получить месячный показатель.
Набор продуктов из потребительской корзины на год, кг
Продукт | Трудоспособное население | Пенсионеры | Дети |
---|---|---|---|
Молоко и молочные продукты | 290 | 257,8 | 360,7 |
Яйца (в штуках) | 210 | 200 | 201 |
Хлеб, макаронные изделия, крупы и бобовые | 126,5 | 98,2 | 77,6 |
Овощи и бахчевые | 114,6 | 98 | 112,5 |
Картофель | 100,4 | 80 | 88,1 |
Свежие фрукты | 60 | 45 | 118,1 |
Мясо | 58,6 | 54 | 44 |
Сахар и кондитерские изделия | 23,8 | 21,2 | 21,8 |
Рыба | 18,5 | 16 | 18,6 |
Растительное масло, маргарин и другие жиры | 11 | 10 | 5 |
Соль, чай и специи | 4,9 | 4,2 | 3,5 |
Набор продуктов из потребительской корзины на год
Так как в продуктовой корзине минимальный набор продуктов, многих привычных товаров там нет. Например, статистики считают, что мы прекрасно проживем без кофе и шоколада.
Каких-то хитростей, чтобы определить цены на все эти продукты, у государства нет. Моя мама 30 лет отработала статистиком — раз в месяц они всем отделом ходили по магазинам и просто переписывали цифры с ценников в блокнотик.
Какого-то конкретного перечня услуг и непродовольственных товаров нет. Статистики просто считают, что на услуги, одежду, бытовую технику и другие нужды человек тратит столько же, сколько на продукты. Прожиточный минимум — это две цены минимального набора продуктов питания на месяц.
Размер прожиточного минимума
Размер прожиточного минимума устанавливают на федеральном уровне и на уровне отдельного региона. Прожиточный минимум рассчитывается в среднем на душу населения и отдельно для трех социально-демографических групп: трудоспособного населения, пенсионеров и детей.
Размер прожиточного минимума устанавливают раз в квартал. Тот, что действует сейчас, был установлен в четвертом квартале 2019 года.
Прожиточный минимум на душу населения. Сначала статистики считают прожиточный минимум отдельно для трех групп: населения трудоспособного возраста, пенсионеров и детей. Потом перемножают эти показатели на долю численности группы в общей численности населения и складывают получившиеся значения. Так получается средний показатель на душу населения.
Если доля трудоспособного населения равна 50%, доля пенсионеров — 30%, а доля детей — 20%, то прожиточный минимум на душу населения будет равен:
ПМ трудоспособного населения × 0,5 + ПМ пенсионеров × 0,3 + ПМ детей × 0,2
В четвертом квартале 2019 года прожиточный минимум на душу населения равен 10 609 Р .
Для трудоспособного населения прожиточный минимум рассчитывают следующим образом: к стоимости потребительской корзины прибавляют налог на доходы физических лиц, НДФЛ.
В четвертом квартале 2019 года прожиточный минимум для трудоспособного населения составляет 11 510 Р .
Для пенсионеров и детей прожиточный минимум не включает НДФЛ и равен стоимости потребительской корзины.
ПМ в четвертом квартале 2019 года для пенсионеров — 8788 Р . Если пенсия меньше прожиточного минимума, пенсионер имеет право на доплату к ней.
Для детей — 10 383 Р .
Все это — прожиточные минимумы на федеральном уровне. В регионах значения будут другими.
Прожиточный минимум в Москве в четвертом квартале 2019 года на душу населения составляет 16 843 Р . Для трудоспособного населения — 19 233 Р , для пенсионеров — 11 952 Р , для детей — 14 440 Р .
Прожиточный минимум по регионам. ПМ в определенном регионе зависит от цен на продукты и товары в нем. Размер прожиточного минимума региона устанавливают в нормативных актах этого региона — найти нормативку можно по фразе «закон о прожиточном минимуме» с указанием названия региона.
Размеры ПМ по регионам можно смотреть на специальном сайте.
Примеры прожиточного минимума в различных регионах России
Регион | На душу населения | Для трудоспособного населения | Для пенсионеров | Для детей |
---|---|---|---|---|
Санкт-Петербург | 11 499,7 Р | 12 622,1 Р | 9331,7 Р | 11 209,7 Р |
Севастополь | 10 723 Р | 11 483 Р | 8820 Р | 11 349 Р |
Воронежская область | 8894 Р | 9689 Р | 7513 Р | 8697 Р |
Мурманская область | 16 688 Р | 17 379 Р | 13 869 Р | 16 670 Р |
Нижегородская область | 9699 Р | 10 450 Р | 8037 Р | 9800 Р |
Ростовская область | 10 039 Р | 10 699 Р | 8146 Р | 10 402 Р |
Тюменская область | 11 019 Р | 11 609 Р | 11 223 Р | 8857 Р |
Новосибирская область | 11 018 Р | 11 713 Р | 8899 Р | 11 274 Р |
Соответствует ли прожиточный минимум действительности
Методика расчета прожиточного минимума в России местами вызывает вопросы. Например, цены на некоторые продукты в продуктовой корзине считают по-особому . Кондитерские изделия по специальным коэффициентам пересчитывают на сахар. Килограмм конфет считается как 750 граммов сахара, а печенье — как полкилограмма.
По этой методике получается, что если килограмм сахара стоит 40 рублей, то килограмм конфет — 30 рублей. Хлеб, макароны и крупы пересчитывают на муку, молочные продукты — на молоко. Килограмм творога по методике Росстата — это четыре килограмма молока, а килограмм риса или гречки равноценен килограмму муки. И непонятно, какие именно мука и молоко берутся за основу расчета.
При этом Росстат — единственная структура в стране, которая проводит такой масштабный мониторинг цен — как по количеству товаров, так и по географии. Расчет прожиточного минимума — тоже прерогатива государственной статистики. Но верить или не верить официальной статистике — решать вам.
Прожиточный минимум за границей
Аналоги этого показателя для планирования экономики и статистического учета используют практически во всех странах мира. Чаще всего прожиточный минимум привязывают к минимальной зарплате. Например, нижней границей оплаты оперируют в Евростате — главном статистическом органе ЕС. Есть и международный аналог МРОТ — Всемирный банк считает минимальным доход 1,25 $ в день.
В США помимо прожиточного минимума рассчитывают так называемый продуктовый план — Food Plan. Это аналог нашей потребительской корзины, который составляет американский Минсельхоз. Его делают в четырех вариантах, рассчитанных на разный уровень расходов на продукты: экономный, низкий, средний и свободный. Экономный план используют для расчета стоимости продуктовых талонов для нуждающихся.
У продуктовой корзины американцев ассортимент гораздо шире, чем у российской. Например, туда включают попкорн, ореховую пасту, замороженные полуфабрикаты, например пиццу. А вот кофе тоже нет. Как, впрочем, и чая.
The Low-Cost, Moderate-Cost, and Liberal Food Plans, 2007, Минсельхоз СШАPDF, 2 МБ
В экономном плане американцы едят почти вдвое больше мучного и круп чем россияне — 251,6 кг в год против 126,5 кг; в три раза больше фруктов — 182 кг против 60; но в четыре раза меньше сахара и кондитерских изделий — 5,2 кг против 23,8 — и в три раза меньше рыбы — 5,7 кг против 18,5.
Все расчеты делаются для трех категорий граждан — дети до 12 лет, а также взрослые мужчины и женщины. Каждую из этих категорий разбивают в свою очередь на пять возрастных групп.
Изо дня в день мы отдаём деньги за продукты, покупаем одежду, платим за ЖКХ и другие услуги. Объём затрат непосредственно зависит от толщины кошелька каждого потребителя. Но в России, Европе, США и прочих странах предусмотрены стандарты, определяющие минимум, которые называются потребительской корзиной. Разберёмся, что это такое, и из чего она складывается.
Понятие потребкора
Бесплатно по России
Этим понятием характеризуют минимальный объём товаров и услуг, в которых нуждается один человек для более или менее комфортного проживания на территории РФ в течение одного календарного года. То есть потребительская корзина должна обеспечить необходимые потребности каждого гражданина. Её конечный состав корректируется с оглядкой на отдельные группы населения: дети, трудоустроенные и пенсионеры.
Нормы прописываются на законодательном уровне согласно научным рекомендациям. Последние указывают, какие именно объёмы тех или иных продуктов, изделий и услуг требуются одному человеку для обеспечения здоровья и поддержания его жизнедеятельности.
Чем отличается от прожиточного минимума
С оглядкой на позиции потребительской корзины корректируется прожиточный минимум. Этот показатель кроме продуктов питания дополнительно нагружен подоходным налогом для трудоустроенных. В то время как для пенсионеров и несовершеннолетних прожиточный минимум аналогичен бюджету потребительской корзины.
Прожиточный минимум в регионах РФ (без учёта Москвы и Санкт-Петербурга):
- на душу населения – 10 609 рублей;
- трудоустроенные – 11 510;
- дети – 10 383;
- пенсионеры – 9 311.
Правительство рассматривает законопроект, где планируется приравнять минимальный размер оплаты труда (МРОТ) к прожиточному минимуму. В случае принятия закона показатель для трудоустроенного населения вырастет до 12 130 рублей.
Законодательные нормы и контроль государства
Контроль за наполнением корзины с 2006 года осуществлялся посредством Федерального закона № 44 «О потребительской корзине». Но начиная с 2012 года он перестал действовать, а на смену ему пришли новые нормы – ФЗ № 227. Они действуют по настоящее время.
Закон чётко регламентирует список продуктов и услуг первостепенной важности, где подробно описан каждый пункт.
Согласно нормам, потребительская корзина включает в себя три категории:
- Продукты питания.
- Непродовольственные товары.
- Услуги.
Каждая категория имеет чёткую градацию с обозначением величины и соотношения. Продовольственная группа измеряется только в килограммах (за исключением яиц). Непродовольственные товары оцениваются в количественном выражении – штуках, а единица измерения услуг зависит от наименования таковых (м 2 , кубы, литры, киловатты и т.п.).
Что входит в состав
В зависимости от социально-демографической группы, к которой относится потребитель рассчитываются минимальные объёмы. Наибольшие показатели у трудоустроенных граждан, далее идут пенсионеры, а за ними дети.
Стоимость
Конкретные цифры зависят от региона, в котором проживает потребитель. Бюджет потребительской корзины по России колеблется в районе 14 000 рублей в месяц. Продовольственные и непродовольственные товары идут примерно в одинаковых пропорциях, а оставшаяся часть приходится на услуги.
Как менялась сумма в последние 20 лет
Согласно официальным статистическим данным за последние 20 лет бюджет корзины вырос более чем в 4 раза. При этом инфляция заметно обогнала этот показатель, что говорит об ухудшении благосостояния граждан.
По годам
Серьёзных колебаний стоимости потребительской корзины с 2000 по 2020 года не было. Её бюджет уверенно шёл вверх без падений.
По регионам
Субъект федерации, где проживает потребитель, напрямую влияет на бюджет потребительской корзины. К примеру, в столице заметно бо́льшие потребности, чем в том же Приволжье или Северном Кавказе. В последних бюджет корзины снижен почти вдвое.
Сравнение с другими странами
В других странах государство придерживается иной политики относительно потребительской корзины. Продуктовая корзина в США и Европе более внушительный, плюс предусмотрены отдельные статьи на посещение общественных мест, ремонт и даже визит в косметические салоны.
В Соединённых Штатах анализом потребительского спроса занимается специальное статистическое подразделение – BLS. Организация делает так называемую выборку населения из разных социальных групп (около 12 000 человек), где каждый ведёт свой собственный дневник.
В последнем отражаются покупки на определённых отрезках времени, а также траты на услуги. Гражданам за это ведение дневника платят деньги, причём немалые, поэтому сбор данных происходит достаточно активно. При этом BLS учитывает в основном статистику городских жителей, потому как большинство американцев (порядка 93%) проживает именно в городе.
Помимо дневников организация ежеквартально проводит опросы по части финансовых трат, пытаясь выяснить, куда конкретно уходят деньги населения. Все собранные данные тщательно анализируются, а на их основе и формируется потребительская корзина. Если какой-то продукт оказывается в подавляющем большинстве дневников и о нём упоминают в опросах, то специалисты дают рекомендации включить его в базовый продуктовый набор для граждан.
Подобный подход даёт реальную картину потребительского спроса, что учитывается при выплате пособий, дотаций и других обеспечений для малоимущих. В американскую корзину включены более 350 позиций, что отражено на официальном сайте BLS.
Германия
Германия считается самой развитой европейской страной с соответствующим уровнем жизни. Бюджет и конкретные позиции потребительской корзины корректируют как городские, так и сельские жители. Формирование данных происходит с периодичностью раз в пять лет.
Государственная статистическая организация проводит опрос 50-70 тысяч жителей из разных слоёв населения. На основе количественных и качественных показателей производится корректировка действующей потребительской корзины. Более того, раз в год сотрудники организации опрашивают 6-8 тысяч респондентов, чтобы удостовериться в правильности принятых решений.
Потребительская корзина имеет более 750 позиций, значительная часть которых отводится под услуги и продукты питания. Помимо привычных вещей обихода к непродовольственным товарам относятся, к примеру, электронные тонометры и велосипеды.
Что касается услуг, то государство обеспечивает своим гражданам содержание детей в яслях, проживание пенсионеров и инвалидов в домах престарелых, уход на дому, а также доставку продуктов питания нуждающимся.
Правительство Германии особенно заостряет внимание на жилищно-коммунальной группе услуг: вода, газ, электроэнергия и прочие виды топлива, что в общей доле потребительской корзины составляет около 32%. Также предусмотрены статьи расходов на транспорт (13%) и культурный отдых (11%). Около 7% предусмотрено на алкоголь, табачные изделия и мобильную связь.
Получается, что в России добрая половина потребительской корзины отдана под продукты питания, тогда как в Германии и США значительную долю занимают именно услуги.
Полезное видео
В дополнении к статье информация в видео:
Заключение
Специалисты Института социально-экономических проблем убеждены, что качественно питаться на утверждённую государством сумму нельзя. Поэтому они настаивают на радикальной корректировке потребительской корзины.
Гражданин РФ на выделенные 8-10 тысяч рублей будет покупать только дешёвые фрукты, овощи и посредственные мясные изделия с сомнительным составом. К тому же статьи «Питание вне дома» не предусмотрено, что заметно усложняет реалии трудоустроенного населения.
В итоге фактическая стоимость потребительской корзины занижена. Для доброй половины граждан РФ в принципе недоступны такие важные составляющие современной жизни, как отдых в санатории, спорт и персональный компьютер. Также остаются жилищные проблемы, где рядовой потребитель просто не в состоянии создать хоть какой-нибудь финансовый резерв.
Правительство прислушивается к рекомендациям специалистов и готовится пересмотреть состав потребительской корзины уже в первом квартале 2021 года. По примерным подсчётам её бюджет вырастет примерно в 3 раза. Но скорее всего законопроект передадут на корректировку, потому как в случае его одобрения нынешний уровень бедности переквалифицируется в нищету. А это дополнительные, а вместе с тем колоссальные расходы на материальное обеспечение малоимущих.
С 2012 года на территории РФ действует закон, в котором указано требование совершать перерасчет потребительской корзины каждые 5 лет. Ее стоимость устанавливает прожиточный минимум. С текущего года она также напрямую влияет и на минимальный размер оплаты труда. Из этой статьи вы узнаете, сколько стоит актуальная потребительская корзина, какие пункты в нее включены и насколько реальны внесенные в нее данные.
Основные положения
Закон №227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ» определяет основные статьи расчета корзины и всех касающихся ее пунктов. В дополнение к этому в официальном документе от 24.10.1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» раскрывается суть понятий, связанных с данной тематикой:
- Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, требующихся для поддержания на должном уровне здоровья и жизнедеятельности граждан. Также в нее включены непродовольственные товары и услуги, стоимость которых напрямую зависит от стоимости минимального набора продовольственных товаров.
- Прожиточный минимум – достаточная для обеспечения комфортного уровня жизни гражданина сумма, которая покрывает стоимость потребительской корзины, обязательные платежи и сборы (оплата ЖКХ, НДС и т.п.). Эта цифра напрямую влияет на размеры оплаты труда, пособий, стипендий, других социальных выплат.
Наряду с этим в законе определены следующие положения:
- Потребительскую корзину составляет трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Она может быть разработана на федеральном и региональном уровнях, но в любом из перечисленных случаев будет регулироваться пунктами ФЗ. При этом утверждается методика, с помощью которой происходит составление перечня необходимых продуктов.
- Размер потребительской корзины в отдельных субъектах РФ утверждается на особых условиях. Данные условия не могут предлагать набор, состав которого даже по одному из параметров в меньшей степени удовлетворяет потребности граждан, чем федеральный закон. Иными словами, в отдельных субъектах Российской Федерации ситуация с потребительской корзиной может быть либо схожей, либо даже лучше, чем в целом по стране.
При составлении перечня продуктов и товаров первой необходимости учитываются особенности климата, культуры и традиций конкретного региона. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2013 № 54 «Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ» отмечено 10 природно-климатических зон, различающихся по специфическому набору продуктов.
Структура и размер потребительской корзины
Минимальная потребительская корзина с 2018 года рассчитывается отдельно для каждой из 3-х основных групп:
- трудоспособных взрослых,
- детей,
- пенсионеров.
Основным недостатком корзины является то, что ее размер определяется только с учетом стоимости продуктов питания, необходимых человеку для комфортного проживания и поддержания здоровья. При этом не устанавливается конкретный перечень услуг и непродовольственных товаров. Законом регламентировано лишь соотношение данных пунктов с продовольственными продуктами – по 50% от стоимости еды. Для того, чтобы рассчитать полную цену на потребительскую корзину, необходимо определить стоимость набора продуктов и умножить ее на два.
В потребительскую корзину входят 3 пункта:
- Минимальный набор продуктов, объединенных в 11 основных групп.
- Предметы первой необходимости: одежда, обувь, лекарства.
- Платежи за услуги, преимущественно транспортные и коммунальные.
Состав потребительской корзины в России на 2018 год
Представленный ниже список самых необходимых продуктов питания утвержден на федеральном уровне.
Если сравнивать его с годовой потребительской корзиной, установленной в СССР, можно заметить, что раньше она включала в себя больше мяса (84 кг), рыбы (20 кг), яиц (280 штук), молока (380 л), фруктов и овощей (80 и 146 кг соответственно). В современном наборе больше мучного (в СССР было установлена норма в 110 кг).
Многие граждане на собственном опыте убедились, что состав нынешней потребительской корзины не соответствует реальной структуре потребления. Установленных в законе процентов не хватает на то, чтобы удовлетворить минимальные потребности населения. Из-за того, что в последние годы не было перерасчета корзины, а обязательные платежи выросли, граждане вынуждены тратить более 60% на непродовольственные товары и услуги. Однако новый список необходимых продуктов будет сформирован только в 2021 году, и какие изменения будут внесены, еще неизвестно.
Читайте также: