Почему нет городской доплаты к пенсии

Опубликовано: 25.04.2024

1. Какие основные доплаты к пенсии полагаются московским пенсионерам?

Пенсионеры, проживающие в Москве по месту жительства или пребывания, могут претендовать на одну из двух основных доплат к пенсии:

  1. На региональную социальную доплату к пенсии - неработающие пенсионеры.
  2. На ежемесячную компенсационную выплату к пенсии - пенсионеры, получающие пенсию в городе Москве, прожившие в Москве по месту жительства 10 лет и более, относящиеся к следующим категориям:
  • инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
  • пенсионеры старше 18 лет, получающие пенсию по потере кормильца или по инвалидности, совмещающие работу с обучением по очной форме ;
  • занятые на отдельных должностях в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, государственной ветеринарной службы, библиотеках (архивах), отделах ЗАГС, ГКУ Центре занятости населения Москвы (осуществляющих деятельность на территории Москвы или МО);
  • работающие в организациях ЖКХ Москвы в должностях: дворник; рабочий по комплексной уборке и содержанию домовладений; уборщик территорий уборщик мусоропроводов; уборщик служебных помещений, занятый на уборке лестничных клеток и общественных туалетов;
  • работающие в качестве дежурных по подъездам (консьержей, швейцаров) многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Москвы;
  • работающие гардеробщиками в ОАО «Комбинат гардеробного обслуживания», занятые в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, культуры, образования, физической культуры и спорта;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • инвалиды 3 группы, работающие в организациях, применяющих труд инвалидов, взаимодействующих с ДИПП Москвы , а также работающие в осуществляющих деятельность на территории Москвы специализированных организациях Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих и Всероссийского общества инвалидов;
  • работающие инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо выполнения работ по ликвидации ее последствий, а также аварии в 1957 года на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча;
  • работающие инвалиды из числа ветеранов подразделений особого риска, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986-1990 годов, граждан, эвакуированных из зоны отчуждения, переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Кроме того, для некоторых категорий граждан предусмотрены дополнительные ежемесячные выплаты. Такие выплаты предусмотрены для:

  • героев СССР и России, полных кавалеров ордена Славы;
  • героев Социалистического Труда и Труда России, полных кавалеров ордена Трудовой Славы;
  • инвалидов и участников Великой Отечественной войны;
  • участников обороны Москвы;
  • лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор СССР";
  • больных гипофизарным нанизмом (лилипуты) и диспропорциональных карликов;
  • детей, родители которых погибли в результате терактов, техногенных и других катастроф;
  • инвалидов вследствие участия в боевых действияхна территории Республики Афганистан, на Северном Кавказе с 1995 года;
  • родителей (в том числе отчимов, мачех) лиц, погибших вследствие военной травмы при прохождении военной службы;
  • ветеранов из числа летно-испытательного состава;
  • граждан, имеющих заслуги в области физкультуры и спорта;
  • граждан, имеющих заслуги в области культуры
  • лиц, родившихся в период с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года — «‎детей войны» .

2. Каков размер доплаты к пенсии для неработающих пенсионеров и кто может ее получать?

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается до городского социального стандарта — 20 222 рублей в месяц, если неработающий пенсионер зарегистрирован по месту жительства в Москве в общей сложности не менее 10 лет.

Если же пенсионер зарегистрирован по месту жительства в столице менее 10 лет или зарегистрирован по месту пребывания, региональная социальная доплата к пенсии устанавливается до прожиточного минимума пенсионера в Москве (в 2021 году он составляет 13 496 рублей в месяц).

Получать региональную социальную доплату к пенсии может любой московский неработающий пенсионер, получающий пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается).

Мой отец живет в регионе, где пенсия небольшая и нет никаких надбавок. По словам родителей, в период с 1980 по 2000 год было сложно устроиться официально, да и с работой в целом все было непросто. В общем, пенсия будет смешная. До нее отцу осталось десять с половиной лет.

У меня есть однокомнатная квартира в Москве. Мы с семьей думаем, что можно зарегистрировать папу в моей квартире, чтобы он мог получать московскую пенсию. Я планирую помогать сама, но разница с московской пенсией — 10 000 Р в месяц. Это хорошая прибавка.

Я прочитала в вашей статье «Как стать московским пенсионером» о двух условиях: нужно иметь в собственности от 11 м² и быть зарегистрированным в Москве не менее 10 лет.

Поясните, нужно ли мне подарить или продать отцу эти 11 м² или достаточно регистрации? Какие есть риски и какие права будут у отца в отношении квартиры? Переезжать он не будет, но истории о кредитах и обманах пенсионеров пугают.

Вы правы, что беспокоитесь о будущем отца заранее. Но даже если вы сейчас зарегистрируете его у себя, не факт, что через 10 лет он сможет получать московскую пенсию. Нужно, чтобы выполнялись и другие условия.

Московские доплаты к пенсии

Для начала давайте разберемся, о какой именно доплате к пенсии в Москве идет речь.

Социальная доплата до прожиточного минимума для пенсионеров. По закону регионы должны доплачивать к основной пенсии неработающим пенсионерам. Но не всем, а только тем, кто получает основную пенсию из федерального бюджета, и только если она ниже прожиточного минимума по субъекту, где пенсионер ее получает.

Правительство Москвы установило социальную доплату к пенсии всем пенсионерам, которые получают пенсию из федерального бюджета, независимо от того, сколько лет пенсионер постоянно живет в Москве. Прожиточный минимум для столичных пенсионеров в 2021 году — 13 496 Р . Если пенсия ниже этой суммы, пенсионер получит социальную доплату.

Региональная доплата до городского социального стандарта. Кроме того, правительство Москвы за счет средств городского бюджета перечисляет пенсионерам ежемесячную компенсационную выплату. Ее назначает управление соцзащиты по месту получения пенсии. Это региональная социальная доплата к пенсии до величины городского стандарта. В 2020 году стандарт был 19 500 Р , с января 2021 года — 20 222 Р .

Размер ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии для каждого московского пенсионера определяется индивидуально, но полный размер пенсии с доплатой с 2021 года должен составлять не менее 20 222 Р .

Региональную доплату пожизненно получают неработающие пенсионеры, которые зарегистрированы и живут в Москве уже 10 лет и там же получают пенсию. Этот срок не обязательно должен быть непрерывным.

Работающие пенсионеры тоже могут претендовать на ежемесячную компенсационную выплату. Но не все, а некоторые категории, например:

  • работники отдельных должностей в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, соцзащиты, культуры, физкультуры и спорта, библиотек или архивов;
  • работники государственной ветслужбы, отделов загса, центра занятости населения Москвы;
  • гардеробщики государственных и муниципальных учреждений;
  • дворники, уборщики, дежурные по подъездам, сторожа, консьержи, швейцары в организациях ЖКХ Москвы;
  • нетрудоспособные граждане с третьей группой инвалидности, которые получили ее вследствие ликвидации катастрофы на ЧАЭС.

Тут есть условие: зарплата таких работающих пенсионеров должна быть не выше 20 000 Р . Если работают ветераны ВОВ, а также инвалиды первой и второй группы, они получают региональную доплату независимо от уровня дохода и должности.

Остальные работающие пенсионеры не вправе претендовать на региональную доплату независимо от размера их пенсии и заработка. Они имеют право только на социальную доплату до величины прожиточного минимума для пенсионера в Москве, то есть с января 2021 года — до 13 496 Р .

А вот самозанятые пенсионеры, пенсионеры, которые получают доход с акций, процентов по вкладам, а также пенсионеры, которые сдают свободное жилое помещение в аренду, имеют право на компенсационную выплату до 20 222 Р . Такие пенсионеры считаются неработающими, поскольку не подлежат обязательному пенсионному страхованию.

Кроме региональных льгот московский пенсионер имеет право на все федеральные льготы, которые положены всем пенсионерам страны.

Региональная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма материального обеспечения получателя с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Московской области в целях установления социальной доплаты к пенсии.

Региональная доплата к пенсии назначается и выплачивается с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами. Региональная социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане, подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Региональная доплата к пенсии назначается и выплачивается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области по месту жительства (пребывания) получателя.

Региональная доплата к пенсии назначается и выплачивается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области.

Для назначения и выплаты региональной доплаты к пенсии представляются следующие документы:

а) заявление на имя руководителя территориального подразделения Министерства о назначении и выплате региональной доплаты к пенсии с указанием способа ее получения (перечисление на лицевой счет, открытый в кредитной организации (филиале, структурном подразделении); перечисление на счет федерального почтового отделения связи);

б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или пребывания в Московской области, выданный в установленном порядке органом регистрационного учета (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность);

г) пенсионное удостоверение;

д) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

е) трудовая книжка;

ж) справка о размере пенсий, в том числе суммы полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий (запрашивается МФЦ);

з) справка о размере дополнительного материального (социального) обеспечения (запрашивается МФЦ);

и) справка о размере ежемесячной денежной выплаты, включая стоимость набора социальных услуг, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (запрашивается МФЦ);

к) справка о размере ежемесячных денежных компенсаций по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (запрашивается МФЦ);

л) справка о размере ежемесячных денежных выплат, установленных Законом Московской области N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" (запрашивается МФЦ);

м) справка о размере ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате услуг местных телефонных соединений (запрашивается МФЦ);

н) справка о размере денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования Московской области, города Москвы, московском метрополитене и железнодорожном транспорте пригородного сообщения (запрашивается МФЦ);

о) справка, подтверждающая обучение по очной форме в образовательных учреждениях всех типов – для учащихся в возрасте от 18 до 23 лет (предоставляется ежегодно).

Заявление и документы для назначения и выплаты региональной доплаты к пенсии могут быть представлены в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Документы, указанные в подпунктах "а"-"е", "о" пункта 3 настоящего Порядка, представляются заявителем лично либо через представителя. При обращении за назначением региональной доплаты к пенсии представителем дополнительно предъявляется документ, подтверждающий его полномочия, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документы (кроме заявления) представляются в копиях с предъявлением подлинников для сверки. В случае отсутствия у получателя копий их изготовление обеспечивается работником территориального подразделения Министерства или работником многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. По усмотрению получателя заявление может быть подано в форме электронного документа с электронно-цифровой подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, Государственную информационную систему Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области", в порядке, определяемом соответствующими нормативными правовыми актами.

Страховая пенсия

В 2021 году пенсионерами по возрасту станут женщины в возрасте 56,5 лет и мужчины, достигшие 61,5 лет.

Страховая пенсия — это основная ежемесячная денежная выплата, которая обеспечивает потребности пенсионеров. Но только в том случае, если трудовой стаж человека не менее 12 лет. Это показатель для 2021 года, он увеличивается в течение всего переходного периода и к 2024 году должен достигнуть 15 лет. Также для начисления страховой пенсии необходим индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) не ниже минимального уровня. В 2021 году он равен 21. Стоимость единицы ИПК рассчитывается ПФ РФ на каждый год, сейчас это 98,86 рубля.

Используя данные величины, ПФ РФ рассчитывает страховую пенсию. Её получают бессрочно, её размер ежегодно индексируется.

Узнать свой трудовой стаж и размер ИПК можно в личном кабинете ПФ РФ — на сайте или в приложении.

Накопительная пенсия либо единовременная выплата

В 2002 году было введено два вида пенсий: накопительная и страховая. 22% от заработной платы по желанию плательщика делились на две части — на страховую пенсию 16% и на накопительную — 6%. Накопительной пенсией занимаются НПФ, поэтому она даёт доход от инвестирования. В 2014 году ввели мораторий на накопительную пенсию до 2023 года. И все 22% снова стали идти на страховую.

В результате на получение накопительной пенсии в 2021 году имеют право:

  • Мужчины, родившиеся в 1953–1966 гг., и женщины, родившиеся в 1957–1966 гг., если они уплачивали взносы на накопительную пенсию в период с 2002 по 2004 годы. В 2005 году законодательство изменилось, отчисления остановили. Поэтому сумма накоплений у этой группы составляет, как правило, всего несколько тысяч рублей. Но их тоже можно получить.
  • Граждане, которые участвовали в программе госсофинансирования пенсионных накоплений с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года и сделали взнос до 31 января 2015 года.

Накопительную пенсию можно получить как единовременную выплату, если её сумма менее 5% от страховой пенсии. Если сумма больше 5% от страховой пенсии, то накопительная часть выплачивается как ежемесячная прибавка к пенсии.

Для начисления накопительной пенсии в 2021 году надо иметь:

  • пенсионные накопления в НПФ;
  • возраст — 56,5 и 61,5 лет для женщин и мужчин соответственно;
  • стаж от 12 лет;
  • индивидуальный пенсионный коэффициент от 21.

Нужно подать в ПФР или НПФ заявление — в течение месяца его рассмотрят.

Социальная пенсия

Её ежемесячно получают граждане, которые достигли нетрудоспособного возраста, но не имеют достаточного стажа для начисления страховой пенсии. Возрастной порог для назначения социальной пенсии выше — 65 и 70 лет для женщин и мужчин соответственно. Размер такой выплаты ежегодно индексируется.

Федеральная социальная доплата

Если доход ниже федерального прожиточного минимума, то неработающий пенсионер имеет право на дополнительное обеспечение — доплату до этого минимума из госбюджета. Получить помощь можно, лично посетив Пенсионный фонд, МФЦ «Мои документы», или (для жителей всех регионов, кроме Москвы и Московской области) через сайт «Госуслуги ».

Региональная социальная выплата неработающим пенсионерам в 2021 году

Эта доплата назначается там, где уровня цен на основные товары и услуги прожиточный минимум пенсионера выше, чем установленный на федеральном уровне. В этом случае доплата производится из регионального бюджета.

Например, москвичи могут оформить заявку на региональную социальную выплату к пенсии через сайт mos.ru , а пенсионеры, проживающие в Подмосковье, через mosreg.ru . Помощь в оформлении выплаты пенсионерам также обеспечивает МФЦ.

Единая денежная выплата в 2021 году

Такую помощь выдают ежемесячно вместе с пенсией. На неё имеют право следующие льготные категории населения:

  • инвалиды;
  • ветераны ВОВ;
  • пострадавшие от воздействия радиации при авариях и так далее — полный список льготных категорий граждан можно найти здесь .

В сумму ЕДВ (единой денежной выплаты) входит также компенсация НСУ (набора социальных услуг), которую можно получить в денежной форме, если пенсионер не воспользовался натуральными льготами. Если оснований для получения ЕДВ несколько, то выплата будет назначена по тому из них, где сумма выплат выше. Подать заявление на ЕДВ можно в отделении Пенсионного фонда либо в МФЦ «Мои документы», а жителям Москвы — в соответствующем разделе сайта mos.ru .

Для всех дополнительных выплат потребуется одинаковый набор документов:

  • Паспорт.
  • Заявление (заполняется лично пенсионером при приёме в ПФ РФ или МФЦ), в котором должно быть указано основание для получения ЕДВ. Также нужно приложить документы, подтверждающие законность такого основания.
  • Обязательство пенсионера незамедлительно сообщать в ПФ РФ об изменениях обстоятельств, влияющих на получение социальных выплат. К таковым относится, например, устройство на работу.

Чек-лист: какие социальные выплаты должны получать пенсионеры

  • Пенсия по старости: её получают все, кто достиг 61,5 (мужчины) и 56,5 (женщины) лет, — это актуально на 2021 год.
  • Социальная пенсия: выплачивается пенсионерам без достаточного трудового стажа после 65 и 70 лет. Этот вид дохода ниже прожиточного минимума.
  • Федеральная или региональная доплата к пенсии: установлена пенсионерам, у которых пенсия меньше прожиточного минимума.
  • Компенсация НСУ (набора социальных услуг): положена тем, кто относится к льготной категории и может пользоваться этими услугами, но отказывается от них в пользу денежной выплаты.
  • Другие социальные выплаты могут назначаться лишь отдельным категориям пенсионеров (узнать об этом можно в отделении ПФ РФ).

Помните! Если пенсионер устраивается на работу после перерыва, он должен уведомить региональное отделение Пенсионного фонда об этом. Зачем это нужно? Работающим пенсионерам некоторые социальные выплаты не начисляются, они не имеют права на НСУ. Если факт получения дохода (зарплаты) будет раскрыт, то получение части выплат признают незаконным. Пенсионеру придется их возвращать.

Егиазарян Арсен

Законодательство в сфере пенсионного обеспечения граждан зачастую меняется, причем далеко не в пользу пенсионеров. Не перестает удивлять и непродуманность некоторых законодательных изменений. С одним из примеров таких законодательных новшеств мне пришлось столкнуться на практике.

Гражданину исполнилось 60 лет 19 января 2018 г. Он обратился с заявлением о назначении пенсии 20 декабря 2017 г. Пенсионный фонд с целью проверки документов на основании ч. 8 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» 12 января 2018 г. приостановил срок рассмотрения заявления. Решение о назначении пенсии было получено им 5 апреля 2018 г., и через пять дней – 10 апреля 2018 г. – пенсионер с заявлением, а также копиями документов о назначении пенсии обратился в органы социального обеспечения, которые назначили ему социальную доплату с 1 мая 2018 г. Таким образом, за период, на который орган пенсионного фонда приостановил срок рассмотрения заявления (почти три месяца), пенсионер социальную доплату не получил.

Обжалование и законодательное регулирование

Гражданин обратился в органы социального обеспечения с просьбой компенсировать ему размер социальной доплаты и приложил документы, обосновывающие его заявление.

Однако орган социального обеспечения ответил отказом, ссылаясь на норму подп. «д» п. 14 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП, в соответствии с которой региональная социальная доплата назначается: «в остальных случаях – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением о назначении региональной социальной доплаты и всеми необходимыми документами» (п. 14 в редакции постановления правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 932-ПП). В постановлении правительства Москвы в предыдущей редакции было предусмотрено, что региональная социальная доплата назначалась с даты, когда пенсионеру начинается выплата пенсии. Но эта норма была изменена. Цель законодателя понятна – пресечь возникновение ситуации, когда пенсионер мог обращаться за получением региональной социальной доплаты после истечения года после назначения пенсии, и ему выплачивалась социальная доплата за весь период. Теперь такого быть не может, и это справедливо. Но как быть, если пенсионер не виноват в том, что не может своевременно предоставить документы в органы социального обеспечения? Указанная законодательная норма, на мой взгляд, существенно ущемляет права пенсионеров в г. Москве и ухудшает их положение.

Пенсионер обратился также с аналогичным заявлением в Пенсионный фонд и снова получил отказ. Фонд указал в ответе, что действовал в рамках действующего законодательства РФ, так как в соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря г. 2013 № 400-ФЗ (в ред. от 27 июня 2018 г.) «О страховых пенсиях» в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредоставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, предоставления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

Формально органы социального обеспечения действовали в рамках закона, поэтому оспаривать действия органа социального обеспечения не представляется возможным. В отношении органа пенсионного фонда еще можно ставить, например, вопросы, а была ли необходимость запрашивать сведения и запрашивались ли они в принципе, но ответы на них можно получить только в суде.

Получается, что ни Пенсионный фонд, ни органы социального обеспечения не виноваты в сложившейся ситуации, а права пенсионера существенно нарушены.

В данной ситуации кто-то скажет, что пенсионер мог сразу после достижения пенсионного возраста обратиться с заявлением в органы социального обеспечения за назначением социальной доплаты, а не ждать решения Пенсионного фонда.

Но для назначения социальной надбавки одного только заявления недостаточно, нужны еще документы, подтверждающие назначение пенсии. Поэтому даже наличие указанного заявления с отметкой органа социального обеспечения о получении не гарантирует положительного решения данного вопроса.

Получилось, что больше путей для получения утраченной социальной доплаты за период приостановления рассмотрения заявления нет. Единственный выход в данной ситуации – обращение в суд, а также принятие мер для внесения изменений в законодательство с целью устранения несправедливой нормы.

Обращение в компетентные органы

В интересах доверителя принял следующие меры: обратился в прокуратуру, в правительство Москвы и в Правительство РФ, обратив внимание властных органов на несправедливость нормы действующего законодательства и с предложением изменить его.

Ответа из прокуратуры пока нет, на письма в уполномоченные органы власти были даны формальные ответы об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Мной была изучена судебная практика, и я не нашел аналогичных споров по таким делам, тем не менее было принято решение обратиться в суд.

При подготовке иска встал вопрос, кто же будет надлежащим ответчиком – орган пенсионного фонда или социального обеспечения? Поскольку в законодательстве нет прямой нормы, предусматривающей выплату пенсионеру компенсации не полученной своевременно социальной доплаты, я счел, что указание в качестве ответчика органа социального обеспечения – заведомо проигрышный вариант.

Единственная норма, которую можно применить, – это п. 38 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП, в соответствии с которым суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по вине управления социальной защиты населения г. Москвы, выплачиваются пенсионеру за все прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (п. 38 в ред. постановления правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 932-ПП).

В таком случае становится очевидным, что основной ответчик – территориальный орган пенсионного фонда, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлекается территориальный орган социального обеспечения.

Иск в суд был заявлен о компенсации убытков, то есть о взыскании с органа пенсионного фонда компенсации региональной социальной доплаты, которую пенсионер не получил по вине органа пенсионного фонда.

Требования мной обосновывались следующим образом:

  • в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода);
  • согласно ст. 217 Налогового кодекса РФ, а также ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия отнесена законодателем к доходам гражданина.

Однако судебный спор моего доверителя завершился в Зеленоградском районном суде г. Москвы не в пользу пенсионера (дело № 02-2289/2018), суд исковые требования оставил без удовлетворения.

Отказ суда в удовлетворении иска обоснован ссылкой на то, что вопросы о назначении региональной социальной доплаты не находятся в ведении ответчика, а разрешаются органами социальной защиты населения.

Указанное решение будет обжаловаться мной вплоть до Верховного Суда РФ.

Предложение по внесению изменений в законодательство

Итак, по действующему законодательству пенсионер лишается минимум на три месяца региональной социальной доплаты и вынужден получать минимальную пенсию – ориентировочно 6 тыс. руб. на период рассмотрения Пенсионным фондом заявления о назначении пенсии, что существенно ниже минимального размера оплаты труда по г. Москве (в настоящий момент МРОТ по Москве составляет 18 742 руб.). При этом пенсионер никак не может повлиять на получение социальной доплаты за этот период.

Считаю целесообразным внести дополнения в п. 38 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП и изложить его в следующей редакции:

  • п. 38. Суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по вине управления социальной защиты населения г. Москвы, выплачиваются пенсионеру за все прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по причине приостановления срока рассмотрения заявления о назначении пенсии органом пенсионного фонда, выплачиваются пенсионеру за период, равный сроку рассмотрения заявления.

Сложившаяся ситуация требует того, чтобы законодатели обратили внимание на эту проблему и устранили несправедливую норму закона. Пока законодатели не внесут соответствующие изменения в законодательство, бороться с этим явлением остается только через суд.

Читайте также: