Пенсионная реформа 2015 года что изменилось

Опубликовано: 15.05.2024

Воронин
Для того чтобы дать гражданам правильный совет: отказаться от накопительной части пенсии полностью, чтобы все 6% шли в страховую часть, либо оставить и инвестировать соответствующие средства через негосударственные пенсионные фонды, – необходимо оценить (причем оценить на протяжении продолжительного периода времени) большое количество переменных факторов, касающихся функционирования финансового рынка (опыт НПФ и управляющей компании, структуру активов, конъюнктуру доходности, инфляцию ). Напомню, таким правом выбора до 31 декабря 2015 года наших граждан наделила новая пенсионная реформа 1 . Изначально, этот выбор нужно было сделать на год раньше, но в ноябре 2012 года президент РФ Владимир Путин отложил нововведения по причине их дальнейшей проработки. Какой выбор сделать, каждый решает сам, потому что однозначного ответа на этот вопрос, в принципе, нет.

Кроме того, в нашей стране пока еще не принято (либо у людей нет соответствующих материальных возможностей) иметь собственного финансового консультанта. А в данной ситуации это было бы очень полезно.

Как юрист могут высказать только самые общие рекомендации. Если у вас относительно небольшая зарплата, то существенных накоплений вы не сможете сформировать, как не старайтесь, поэтому предпочтительно, чтобы уплачиваемые за вас страховые взносы направлялись на страховую пенсию, финансируемую по солидарному принципу. Это будет осуществляться автоматически, если вы специальным образом не выберите НПФ или УК. Солидарный принцип, кстати, позволяет определенным образом выравнивать размеры пенсий высоко- и низкооплачиваемых работников.

Если же вы молоды, не нуждаетесь в проявлении по отношению к вам механизмов социальной солидарности, готовы рисковать своими доходами на финансовом рынке, имеете высокий и стабильный во времени заработок, то тогда можно и принять решение о формировании пенсионных накоплений.

Много нареканий пенсионной реформы вызывает новый – «балльный» – порядок учета пенсионных прав. Но главная проблема заключается не в применяемых единицах их измерения – в баллах или в рублях. Какая разница, в чем измерять удава – в мартышках, в слонах или в попугаях? Его рост в зависимости от этого не изменится, хоть ему самому и будет казаться, что в попугаях он гораздо длиннее. Принципиально важно, какая закладывается в пенсионную формулу система сохранения пенсионных прав граждан во времени.

В новой формуле, которая начнет применяться с 1 января 2015 года, прямую индексацию пенсионных прав изменили на опосредованную – они будут измеряться не в рублях, а в баллах. Для этого индивидуальные взносы в каждом календарном году соотносят с максимально возможными к уплате в этом же году взносами. В момент назначения пенсии накопленные баллы в целях индексации умножат на их стоимость. Для того чтобы производимые отчисления от зарплаты (страховые взносы) стали полноценными пенсионными правами их надо индексировать на реальный рост заработной платы, который был в течение всего периода формирования пенсионных прав. В действующей формуле так и есть.

А в новой? По логике любой балльной формулы (хоть немецкой, хоть французской), накопленные баллы надо умножать на современное (актуальное) значение того показателя, с которым сопоставлялись индивидуальные взносы. Следовательно, в новой формуле сумму баллов было бы логичным умножать на размер максимально возможных к уплате взносов в году, в котором назначается пенсия. Однако принято иное решение. Стоимость баллов будет рассчитываться «обратным ходом», то есть не от современной зарплаты или суммы предельных взносов, а от поступления денег в Пенсионный фонд России, деленных на общую сумму баллов, заработанных всеми застрахованными лицами. Поэтому среди специалистов новая пенсионная формула получила наименование «трансфертной», учитывая, что решающее значение для стоимости баллов будет иметь объем трансферта, выделенного из федерального бюджета ПФР. Мне не известны аналоги подобного решения в мировой практике, оно подвержено многим рискам, что, безусловно, не может не смущать меня, как специалиста в области пенсионного обеспечения.

Многие очень скептически смотрят на постепенное повышение планки минимального трудового стажа: с пяти нынешних лет – до 15 в будущем. Для объективной профессиональной оценки подобного решения необходимо иметь в виду, что этот вопрос напрямую зависит от применяемой пенсионной формулы (порядка исчисления размера пенсии). В мировой практике используются пенсионные формулы двух типов: «с установленными выплатами» и «с установленными взносами».

В России до 1 января 2002 года применялась формула «с установленными выплатами», в которой учет пенсионных прав застрахованных лиц осуществлялся через фиксацию продолжительности трудового (страхового) стажа и величины заработка, подлежавшего взносообложению. Начиная с 1 января 2002 года и по настоящее время, в России действует пенсионная формула «с установленными взносами». Согласно ей учет пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется через фиксацию на индивидуальных лицевых счетах суммы начисленных за работника страховых взносов за весь период его работы. Именно поэтому в странах, применяющих пенсионную формулу «с установленными взносами», к числу которых в настоящее время относится и Россия, пенсионное законодательство либо вообще не содержит специальных требований о минимальном страховом стаже (например, в Швеции), либо предусматривает в таковом качестве самый минимальный норматив, позволяющий провести «водораздел» между правом на трудовую и социальную пенсию (пять лет, как установлено сейчас в России).

Новая пенсионная формула, которая начнет применяться с 1 января 2015 года, также является разновидностью этого типа пенсионных формул, поскольку основана на учете страховых взносов. В связи с этим увеличивать с пяти до 15 лет требования по минимальному страховому стажу, на мой взгляд, не представляется обоснованным.

Более того, следует принять во внимание, что в новой пенсионной формуле установлен иной минимальный ограничитель, который более органично соответствует ее характеру – требование по минимальному числу индивидуальных пенсионных коэффициентов. Поэтому установление еще одного минимального требования в виде увеличенной продолжительности страхового стажа не вызывается объективной необходимостью и чрезмерным образом ограничивает права застрахованных лиц.

В условиях продолжения действия пенсионной формулы «с установленными взносами» введение требования минимального стажа 15 лет будет фактически означать изъятие существенного объема пенсионных прав у работающих граждан. Связано это с тем, что за период до достижения 15 лет застрахованные лица, особенно имеющие высокие заработки, вполне способны «накопить» значительный объем индивидуальных пенсионных прав, воспользоваться которым действия нового стажевого «ценза» они не смогут. Таким лицам будет отказано в назначении страховой пенсии, даже несмотря на то, что перечисленная за них сумма страховых взносов в ПФР позволила бы профинансировать выплату им пенсии в размере, не ниже прожиточного минимума пенсионера, в течение всего пенсионного периода.

В качестве минимального «пропуска» в пенсионную систему более логичным представляется установление минимальной суммы страховых взносов, которая должна быть перечислена в ПФР за конкретного работника. Эта сумма должна обеспечить выплату ему пенсии в размере, не ниже прожиточного минимума пенсионера.

В целом же, и действующая, и новая пенсионная формула, как я уже отмечал, – это формулы одного и того же типа – «с установленными взносами». Различаются они только единицами измерения пенсионных прав, о чем мы также уже подробно говорили. Решайте сами, что вам понятнее и что вызывает у вас большее доверие, когда ваши пенсионные права фиксируют в конкретных рублях или в абстрактных баллах. Для меня лично предпочтительнее первый вариант. Я вовсе не идеализирую действующую пенсионную формулу – она имеет существенные недостатки, но переход на новую формулу с 1 января 2015 года, к сожалению, ситуацию не изменит. Именно поэтому я и являюсь последовательным сторонником пенсионной формулы (формулы «с установленными выплатами»), которая открыла бы дорогу для принятия принципиально иных решений по обустройству нашей пенсионной системы. Однако это тема для совсем другого разговора.

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»

Материалы по теме:

Новый формат НПФ, или Как негосударственные пенсионные фонды станут акционерными обществами

7 февраля 2014
Новый формат НПФ, или Как негосударственные пенсионные фонды станут акционерными обществами
Все негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельность по обязательному пенсионному страхованию, обязали стать акционерными обществами до 1 января 2016 года. О том, как это будет, наш материал.

Новая пенсионная формула: плюсы и подводные камни

9 декабря 2013
Новая пенсионная формула: плюсы и подводные камни
19 ноября 2013 года Госдума приняла в первом чтении ряд законопроектов, предполагающих серьезные изменения в правилах пенсионного обеспечения россиян. О том, что такое балльная система расчета пенсионных выплат, каким образом предполагается стимулировать работников к более позднему выходу на пенсию, каковы условия предоставления досрочной пенсии и почему экспертное сообщество в целом негативно оценивает новую пенсионную формулу, читайте в нашем материале.

1 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № «О накопительной пенсии», Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № «О страховых пенсиях».

С 2015 года в российской пенсионной системе произошли изменения, которые коснулись всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров, а также российских работодателей.

Новая пенсионная формула

С 1 января 2015 года введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Трудовая пенсия трансформировалась в два вида пенсий: страховую и накопительную.

Для расчета страховой пенсии по новым правилам впервые введено понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент», которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных коэффициентов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года. Минимальное количество коэффициентов, необходимых для назначения пенсии, в 2015 году составляет 6,6. Ежегодно эта величина будет повышаться на 2,4 до достижения 30 в 2025 году.

Меняются и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости: он вырастет до 15 лет. Как и в случае с пенсионными коэффициентами, предусмотрен переходный период: в 2015 году требуемый минимальный стаж составляет 6 лет. Ежегодно в течении 10 лет он будет увеличиваться на 1 год, до 15 лет в 2024 и последующих годах.

Стоит отметить, что в действующем пенсионном законодательстве, помимо периодов трудовой деятельности, коэффициенты также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и др.

С 1 января 2015 года стоимость пенсионного коэффициента составит 64,1 рубля, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – 3 935 рублей. В Мурманской области размер фиксированной выплаты к страховой пенсии рассчитывается с учетом районного коэффициента. С 1 февраля 2015 года стоимость коэффициента и размер фиксированной выплаты будут проиндексированы на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2014 год.

Личный кабинет застрахованного лица

В январе 2015 года Пенсионный фонд России запустил новый электронный сервис «Личный кабинет застрахованного лица». Он позволяет гражданам допенсионного возраста в режиме реального времени узнать о своих уже сформированных пенсионных правах. Кабинет размещен на официальном сайте ПФР www.pfrf.ru, доступ к нему имеют все пользователи, прошедшие регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) или на сайте госуслуг.

Через Кабинет гражданин может узнать о количестве накопленных пенсионных коэффициентов и длительности стажа, учтенных на его индивидуальном счете в ПФР. Важно отметить, что все представленные в Кабинете сведения о пенсионных правах граждан сформированы на основе данных, которые ПФР получил от работодателей. Поэтому, если гражданин считает, что какие-либо сведения не учтены или учтены не в полном объеме, у него появляется возможность заблаговременно обратиться к работодателю для уточнения данных и представить их в ПФР.

При этом сервис позволяет узнать, сколько пенсионных коэффициентов гражданину может быть начислено в 2015 году. Для этого достаточно ввести в соответствующее окно ожидаемый ежемесячный размер своего дохода от трудовой деятельности до вычета НДФЛ. Максимальное количество коэффициентов, которое можно набрать в 2015 году – 7,39.

Для удобства пользователей предусмотрена функция мгновенного формирования и печати извещения о состоянии индивидуального лицевого счета гражданина («письма счастья»).

Кроме того, сервис предоставляет информацию о пенсионных накоплениях, в том числе данные о добровольных взносах в рамках Программы государственного софинансирования пенсии и средствах госсофинансирования.

В Кабинете можно воспользоваться усовершенствованной версией уже известного всем пенсионного калькулятора. С 2015 года калькулятор становится персональным. В новой версии он учитывает уже сформированные пенсионные права в пенсионных коэффициентах и стаж.

Основной задачей калькулятора по-прежнему является разъяснение порядка формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии, а также демонстрация того, как на размер страховой пенсии влияют такие показатели, как размер зарплаты, продолжительность стажа, выбранный вариант пенсионного обеспечения, военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком и др.

Материнский капитал

Размер материнского капитала с 1 января 2015 года проиндексирован и составляет 453 026 рублей, что на 23,6 тыс. рублей больше, чем в 2014 году. На выплату его средств в 2015 году в бюджете ПФР заложено до 344,5 млрд. рублей. Это на 43,5 млрд. рублей больше, чем в 2014 году. Направления использования материнского капитала остаются прежними: улучшение жилищных условий семьи, обучение и содержание детей в образовательных учреждениях, увеличение пенсии мамы.

Страховые взносы и отчетность

Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2015 году остается на уровне 22%. Предельная величина базы для начисления страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, в 2015 году проиндексирована и составляет 711 тыс. рублей. В случае превышения базы для начисления страховых взносов, размер тарифа на обязательное пенсионное страхование составляет дополнительно 10% от суммы превышения. Предельная величина базы для начисления страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) не применяется. Т.е. начисление страховых взносов в ФОМС производится со всех сумм выплат в пользу физического лица, подлежащих обложением страховыми взносами, по тарифу 5,1%.

Дополнительный тариф страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах (если работодатель не проводит спецоценку условий труда) в 2015 году составляет по Списку №1 – 9%, по Списку №2 и «малым спискам» – 6%.

Численность работников организаций, которые должны представлять в ПФР отчетность в электронном виде, снизилась с 50 до 25 человек. То есть теперь, если количество сотрудников, которым производятся выплаты, в компании превышает 25 человек, то отчетность по страховым взносам представляется в форме электронного документа с электронной подписью. В Мурманской области более 70% страхователей уже перешли на электронное взаимодействие с ПФР.

С 2015 года суммы страховых взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды работодатели имеют право уплачивать в рублях и копейках. До 2015 года суммы страховых взносов уплачивали в полных рублях. Помимо этого с 2015 года с выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим на территории РФ, начисляются пенсионные взносы вне зависимости от срока действия заключенных трудовых договоров.

В 2015 году индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие физические лица, уплачивающие страховые взносы в фиксированном размере и чья величина дохода превышает 300 тыс. рублей, должны уплатить 1% от суммы превышения величины дохода за расчетный период не позднее 1 апреля, следующего за отчетным годом. Самозанятые граждане должны предоставлять в налоговые органы декларацию о доходах от деятельности за расчетный период. В случае непредоставления деклараций ПФР будет взыскивать с них страховые взносы в максимальном размере, который рассчитывается исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда.

Программа государственного софинансирования пенсии

31 декабря 2014 года прекратилось вступление в Программу государственного софинансирования пенсии. У всех тех, кто успел стать участником Программы до этого срока, есть возможность сделать первый взнос для ее «активации» – до 31 января 2015 года включительно.

Таким образом, всем тем, кто вступил в программу в период с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года и сделал или сделает первый взнос до 31 января 2015 года включительно, государство обеспечит софинансирование добровольных взносов на будущую пенсию в течение 10 лет (с года первого взноса) при условии уплаты взносов в сумме не менее 2 000 рублей за год.

Выбор варианта пенсионного обеспечения

Граждане 1967 года рождения и моложе в 2015 году имеют возможность выбрать вариант формирования пенсионных прав: либо формировать страховую и накопительную пенсии, либо выбрать формирование только страховой пенсии.

Выбор варианта будет напрямую влиять на количество пенсионных коэффициентов, которое гражданин может набрать за год. Если гражданин формирует только страховую пенсию, максимальное количество коэффициентов, которое он может заработать за год, – 10. Если гражданин формирует и страховую, и накопительную пенсии – 6,25.

При выборе соотношения процентов формирования страховой и накопительной пенсий следует помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством не ниже уровня инфляции. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд или управляющая компания.

Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, может быть и убыток от инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов.

Важно отметить, что в 2015 году независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы – 22% – начисленных страховых взносов.

Выплата средств пенсионных накоплений

В 2015 году Пенсионный фонд продолжит выплачивать средства пенсионных накоплений. Если гражданин уже является пенсионером или имеет право на назначение пенсии и при этом имеет средства пенсионных накоплений, то ему следует обратиться в ПФР за соответствующей выплатой. Если гражданин формирует свои пенсионные накопления через негосударственный пенсионный фонд, то с заявлением следует обратиться в соответствующий НПФ.

Важно отметить, что с 2015 года вносятся изменения в сроки обращения за назначением единовременной выплаты. Напомним, если при выходе на пенсию объем пенсионных накоплений гражданина в общей сумме его пенсии составляет пять или менее процентов, пенсионные накопления выплачиваются в виде единовременной выплаты. С 2015 года, если гражданин получил свои пенсионные накопления в виде единовременной выплаты, следующая единовременная выплата может быть произведена ему не раньше, чем через пять лет. Данное изменение в первую очередь касается участников Программы государственного софинансирования пенсии, являющихся пенсионерами.

В декабре 2013 года Государственной Думой были окончательно приняты два федеральных закона, открывающие очередную реформу пенсионного обеспечения российских граждан: «Закон о страховых пенсиях» и «Закон о накопительных пенсиях». В результате, с 1 января 2015 года изменился порядок расчёта пенсий.

История законов о страховых и накопительных пенсиях

С начала возникновения законодательства Российской Федерации, это уже третий закон, регулирующий пенсионное обеспечение. Первый из них, был принят 20 ноября 1990 года, ныне действующий закон о трудовых пенсиях — 17 декабря 2001, а новый закон вступит в силу с 1 января 2015 года.

Фактически, пенсионное законодательство меняется каждые десять лет и это обстоятельство не вселяет оптимизма. Верховный суд определил в 2004 году, что каждый гражданин вправе рассчитывать на то, что при назначении пенсии, каждый период его работы будет оцениваться по законодательству, действующему на период, когда протекала данная работа.
Это уже привело к тому, что в настоящее время пенсия рассчитывается по двум законам: за период до 31 декабря 2001 года, и за период с 1 января 2002 года. А с введением нового закона в расчёт пенсии вводится третья составляющая: за период после 2015 года.

Поэтому рядовому гражданину, выходящему на пенсию, разобраться, из каких же величин, в конечном счете, сложился тот или иной ее размер — очень и очень непросто. И это, безусловно, не вызывает никаких положительных эмоций у пока еще работающих граждан.

Главное в пенсионной реформе 2015 года

Новое наименование «страховая пенсия» отражает принципиально иной подход к пониманию пенсионной выплаты. И хотя закон определяет ее как ежемесячную выплату, компенсирующую утраченный гражданами заработок (так же как и в законе о «трудовых пенсиях»), отдельные положения закона настораживают.

Так, в преамбуле прямо указано, что страховая пенсия предоставляется на основе пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Рассмотрение такой неоднозначной категории, как «социальная значимость» до сего момента не входило в задачи пенсионного законодательства.

Законом вводится новая формула расчёта размера пенсии, которая непосредственным образом не основана ни на трудовом стаже, ни на размерах заработной платы гражданина. Это индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) и стоимость пенсионного коэффициента (СПК).

Размер первого из них только косвенно зависит от размера заработной платы, но исчисляется он не из средней заработной платы по стране (как это делается сейчас), а соотносится с максимальным размером заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы.

В 2014 году, например, эта величина составляет 52 000 рублей в месяц. Много ли граждан у нас в стране получает такую зарплату? Кроме того, эта величина ежегодно устанавливается (повышается!) Правительством. Так же ежегодно будет устанавливаться и стоимость коэффициента (СПК).

Вывод следует неутешительный в том плане, что работник, за которого уплачиваются взносы своевременно и в полном объеме, не сможет даже приблизительно оценить уровень своего будущего пенсионного обеспечения.

Существенные изменения в новом законе о пенсиях

Существенные изменения внесены в статью закона, определяющую условия назначения пенсий. Требующийся для назначения обязательный стаж работы теперь составляет 15 лет; повышается он постепенно, начиная с 2015 года— 6 лет, с 2016 — 7 лет и так далее, пока не составит величину, равную 15 (2024 год). Кроме условий по возрасту и стажу, введено еще одно дополнительное условие - величина индивидуального пенсионного коэффициента должна составлять не менее 30.

Законом изменяется порядок индексации фиксированного базового размера, устанавливаемого к страховой пенсии. Законом определена дата увеличения с 1 февраля каждого года; с 1 апреля – Правительство только «вправе» дополнительно увеличить это размер.

Вводятся повышающие коэффициенты к размеру страховой части и фиксированного базового размера, отдельно. Они предусмотрены для тех, кто при достижении возраста не обратился за назначением страховой пенсии или отказался от ее получения. Например, при назначении страховой пенсии позднее наступления права на пять лет, она увеличится на 45%. Фиксированный базовый размер будет больше на 36%.

В заключение можно отметить, что тем, кому на дату вступления нового закона в силу, пенсия уже назначена — беспокоиться не следует. При любых обстоятельствах, пенсия им будет выплачиваться в размере, не меньшем, чем прежний. То есть пенсионная реформа 2015 года никак не затронет действующих пенсионеров.

А вот в отношении тех, кто только начинает трудовую деятельность, возникают сомнения в том, что при данных условиях они смогут приобрести право на пенсию в установленном законом возрасте. Впрочем, им тоже не стоит расстраиваться. Скорее всего, через десять лет наступит время для очередной пенсионной реформы.


Сколько составляет пенсионный возраст мужчин и женщин в России? Ожидается ли его изменения? Насколько при этом российская «возрастная» действительность отличается от зарубежной?


Кто может уйти на пенсию до наступления пенсионного возраста? Что такое списки профессий, а также как подтвердить свой особый трудовой стаж?


Что входит в перечень документов, необходимых для оформления пенсии? Куда и в какие сроки их необходимо подать, а также что делать, если документы полностью или частично утеряны?

Одним из главных документов среди законов по новому пенсионному законодательству, безусловно, является Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» реализованы задачи:

· гарантирования приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан;

· создания необходимых условий для сбалансирования пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;

· сохранения приемлемого уровня страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет;

· усиления роста стажа, т.е. повысить стимул работников работать легально;

· стимулирования более позднего выхода на пенсию;

· обеспечения адекватности пенсионных прав заработной плате.

Согласно Закону с 1 января 2015 г. в России планируется ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования – новую пенсионную формулу.

По новой пенсионной формуле на размер пенсии будет влиять:

· размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия;

· длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, поскольку за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;

· возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией.

Трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформируется в страховую пенсию и накопительную пенсию. К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2014 г. – 3910,35 руб.).

Страховая пенсия по старости будет назначаться гражданам при соблюдении трех условий.

Первое – достижение возраста 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин). Важно отметить, что пенсионный возраст повышаться не будет.

Второе – наличие стажа: не менее 15 лет. Повышение требований к стажу будет происходить постепенно: в 2015 г. он составит 6 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году, увеличится до 15 лет.

Третье – необходимо сформировать пенсионные права в объеме 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов. Требование по наличию 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов также будет вводиться постепенно: в 2015 г. – 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины.

Для назначения страховой пенсии по новой формуле предлагается заработок, который гражданин получает в течение всей своей трудовой жизни, переводить в индивидуальные пенсионные коэффициенты. Например, если у гражданина предельная взносооблагаемая заработная плата, то он получит 10 баллов. Половина максимально облагаемой суммы – это 5 баллов и так далее.

Учет пенсионных прав в коэффициентах, а не в «живых» рублях, как сейчас, позволяет защитить пенсионные права граждан эффективнее, так как очевидно, что один рубль в 2014 г. по своей покупательной способности будет заметно отличаться от одного рубля, к примеру, в 2037 г.

Индивидуальные пенсионные коэффициенты суммируются. Например, гражданин проработал 30 лет, получая максимальный взносооблагаемый заработок, за год он получает 10 баллов, а за 35 лет работы сумма его индивидуальных пенсионных коэффициентов равна 350 баллам.

Сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) гражданина в год выхода на пенсию умножается на стоимость пенсионного коэффициента, таким образом, определяется размер страховой пенсии.

Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента определяется как соотношение общего объема доходов Пенсионного фонда России (страховые взносы, которые перечисляются работодателями за работающих, и трансферты федерального бюджета) к общей сумме индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов), которые накоплены всеми пенсионерами.

Стоимость пенсионного коэффициента будет ежегодно устанавливаться законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, при этом ежегодное увеличение стоимости пенсионного коэффициента не может быть менее индекса роста потребительских цен за прошедший год.

Стоимость пенсионного коэффициента выражена в деньгах и будет ежегодно расти.

Ежегодное увеличение назначенных страховых пенсий будет осуществляться исходя из роста стоимости пенсионного коэффициента (по сути, аналогично действующему сегодня порядку индексации пенсий и в те же сроки).

Также Законом предусмотрено ежегодно индексировать фиксированную выплату к страховой пенсии.

Таким образом, страховые пенсии будут гарантировано увеличиваться государством за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции.

Пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объеме будут формироваться у граждан, которые в 2015 г. вступят в трудовую жизнь. При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до 2015 г., фиксируются, сохраняются и гарантировано будут исполняться.

Трудовые пенсии граждан, которые уже назначены (будут назначены до 01 января 2015 г.), будут пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчете по новым правилам размер пенсии не достигнет размера пенсии, получаемой пенсионером на 01 января 2015 г., то пенсионеру будет выплачиваться пенсия в прежнем размере.

Условия назначения пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остаются прежними.

Законом предусмотрен ежегодный перерасчет пенсий для работающих пенсионеров (в пределах заработной платы до 18 тысяч рублей). Тем самым обеспечивается права значительной части пенсионеров, которые получают невысокую заработную плату. Для них перерасчет будет стопроцентным, для остальных же перерасчет ограничится тремя баллами.

Положениями статьи 12 Закона наравне с периодами работы и (или) иной деятельности предусмотрено, что в страховой стаж засчитываются такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти так называемые нестраховые периоды присваиваются особые годовые коэффициенты (1,8 за каждый год соответствующего периода, за уход за вторым ребенком – 3,6, а за третьим и четвертым – 5,4).

По новой пенсионной формуле выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия – на 45%; если на 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, страховая пенсия – в 2,32 раза.

Подготовлено ГУ – Главным Управлением ПФР № 7 по г. Москве и Московской области

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

С 1 января 2015 года пенсионное законодательство в России изменилось. Корреспондент Сибдепо Анжела Сейтаниди разобралась в новой формуле с помощью экспертов Пенсионного фонда. Как теперь рассчитывать будущую пенсию и от чего будет зависеть её размер, читайте в нашем материале.

Пенсионная формула

До 2015 года пенсионная формула выглядела относительно просто: пенсионные взносы, которые делал работодатель за всю трудовую жизнь сотрудника, суммировали, индексировали с учётом инфляции и делили на 228 – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (19 лет).

Новая пенсионная формула не касается нынешних пенсионеров и тех, кто вышел на пенсию до 2015 года. С 1 января трудовая пенсия трансформировалась в две самостоятельные части – страховую и накопительную. Страховая пенсия теперь будет высчитываться с помощью баллов или индивидуальных пенсионных коэффициентов, которые впоследствии будут переведены в рубли.

За каждый год трудовой деятельности человек будет получать индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы), с учётом того, сколько страховых взносов работодатель перечислит в пенсионный фонд. Количество баллов напрямую зависит от зарплаты: чем она выше, тем больше коэффициент. Но за год нельзя набрать больше 10 баллов — это максимум.


Стоимость одного балла будет устанавливаться ежегодно и меняться в зависимости от индекса роста потребительских цен. По состоянию на 1 января 2015 года стоимость одного балла равна 64 рублям 10 копейкам.

Далее количество баллов застрахованного лица умножается на стоимость одного балла. И в завершении – к этой сумме прибавляется фиксированная выплата, с 1 января 2015 года она составляет 3 935 рублей.

Предположим, некий Иван Петрович зарабатывает 35 тысяч рублей ежемесячно, и весь его пенсионный капитал идёт на страховую пенсию, то есть он не перечисляет 6 % в счёт накопительной пенсии. Получается, его годовая зарплата равна 420 000 рублей (35 000 рублей * 12 месяцев). Работодатель 22% от этой суммы (92 400 рублей) перечисляет в пенсионный фонд.

Для того чтобы перевести этот результат в баллы, нужно разделить его на сумму страховых взносов, уплаченных работодателем с зарплаты в текущем году по тарифу 16% с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы (в 2015 году – 733 0000 рублей) в страховую часть пенсии. Полученный результат умножаем на 10.

Получаем: 67 200 рублей/117 280 = 0,57. Теперь результат нужно умножить на 10, получается 5,7 баллов за год.

К дате выхода на страховую пенсию все баллы за каждый год трудовой деятельности суммируются.

После будет легко рассчитать страховую пенсию по формуле:

А (количество баллов) * В (стоимость балла, установленная правительством на дату выхода на пенсию) + С (фиксированная выплата).

То есть Иван Петрович, имея 30 лет трудового стажа, будет получать страховую пенсию в размере 14 896 рублей 10 копеек (5,7 баллов * 30 лет * стоимость балла 64 рубля 10 копеек + фиксированная выплата 3935 рублей).


Александр Ершов, начальник отдела персонифицированного учёта ПФР по городу Кемерово и Кемеровскому району

«На сайте Пенсионного фонда России есть пенсионный калькулятор. С его помощью вы можете рассчитать свою будущую пенсию: вы определяете для себя, сколько ещё времени вы будете работать, какая приблизительно будет зарплата. Конечно, всё это условно, но, заполнив определенные параметры, вы увидите, сколько у вас баллов, и сколько это будет в рублях». Надо учитывать, что это расчет по состоянию на 1 января 2015 году, где стоимость одного пенсионного коэффициента равна 64 рубля 10 копеек».

Для начисления трудовой пенсии необходимо было иметь минимум 5 лет стажа. Если же он отсутствовал или был меньше с наступлением 60 лет у женщин и 65 лет у мужчин, им начислялась социальная пенсия – примерно 6 000 рублей.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составит 6 лет. Далее ежегодно требуемый страховой стаж будет увеличиваться на один год.

К 2024 году, чтобы получить право на страховую пенсию, необходимо будет отработать 15 лет и иметь 30 баллов.

По новым правилам расчёта пенсии, предусмотрены пенсионные коэффициенты за «нестраховые периоды». За год военной службы, ухода за инвалидом 1 группы или отпуска по уходу за первым ребёнком – 1,8 балла. Один год отпуска по уходу за вторым ребёнком – 3,6 балла, за третьим или четвертым – 5,4 балла


Наталья Роменская, заместитель начальника отдела назначения пенсий ПФР по городу Кемерово и Кемеровскому району

«К 2024 году страховой стаж увеличится до 15 лет. Кроме того, за это время нужно будет заработать 30 баллов. Максимальное количество баллов, которые можно заработать за год — не более 10 (в 2015 году – 7,39)».

Накопительная часть формировалась у людей 1967 года рождения и моложе. Стандартно 22% от суммы зарплаты сотрудника, которые выделял работодатель, 16% шли на формирование страховой части пенсии, остальные 6% перечислялись в счёт накопительной части.

Страховая часть увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню инфляции и с учетом индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. Средства накопительной части пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином НПФ или УК. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования.

Теперь люди 1967 года рождения и моложе могут сами выбрать тариф страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой части.

Если те, кто никогда не подавал заявление о выборе управляющей компании (включая «Внешэкономбанк»), или негосударственного пенсионного фонда, так называемые «молчуны», хотят, чтобы страховые взносы (6% тарифа) по-прежнему направлялись на формирование накопительной части трудовой пенсии — им следует подать заявление о выборе УК либо НПФ.

Тем, кто в предыдущие годы уже подавал заявление о выборе УК и оно было одобрено, на накопительную часть пенсии по-прежнему будет перечисляться 6% тарифа. При этом дополнительное заявление подавать не нужно. В то же время эти люди могут отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии и подать соответствующее заявление.

У тех, кто не подаст заявление о выборе УК или НПФ до 31 декабря 2015 года, все страховые взносы будут направляться на формирование страховой части пенсии.

Из-за частых жалоб граждан на неправомерный перевод их пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды, с 2014 года изменился порядок выбора УК или НПФ. Сейчас подать заявление о выборе можно только в Пенсионный фонд. При этом, как и раньше, необходимо заключить с выбранным НПФ договор об обязательном пенсионном страховании.

Свои накопления после выхода на пенсию человек может забрать единовременно (если сумма пенсионных накоплений не превышает 100 тысяч рублей) или получать выплаты ежемесячно, если размер накопительной пенсии более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты.

Например, если Олег Константинович накопил 240 тысяч рублей, то размер накопительной пенсии составит 1052 рубля (228 месяцев).


Ежегодно 1 августа работающим пенсионерам по их заявлению пересчитывали пенсии. Прибавка зависела от заработной платы и возраста человека.

Например, в 2014 году рассчитать прибавку можно было так: годовую сумму страховых взносов разделить на ожидаемый период выплаты пенсии.

В 2014 году в результате корректировки пенсия работающих пенсионеров в среднем увеличилась на 172 рубля. В регионах средний размер прибавки составил от 122 до 263 рублей, в зависимости от сумм страховых взносов, уплаченных за пенсионеров.

С 1 августа 2014 года перерасчет производится без заявления пенсионера.

В прессе много говорили о повышении пенсионного возраста, в 2015 году этого не случилось. Женщины выходят на пенсию в 55 лет, мужчины – в 60 лет. Однако новая пенсионная реформа стимулирует граждан становиться пенсионерами позднее и продолжать дольше работать.

Например, Светлана Тимофеевна обратилась за назначением пенсии по старости через два года после достижения пенсионного возраста. За это она получит премиальные коэффициенты, фиксированная выплата – 3 935 рублей будет увеличена на 12%, а сумма баллов – на 15%. То есть, если при назначении страховой пенсии по старости женщине в 55 лет полагалась страховая пенсия – 12 345 рублей, то из-за того, что она позднее вышла на пенсию (в 57 лет), размер страховой пенсии составит 14 079 рублей. Если выйти на пенсию ещё позднее – премиальные баллы будут ещё выше.


Александр Ершов,
начальник отдела персонифицированного учёта ПФР по городу Кемерово и Кемеровскому району

«Если человеку уже назначена пенсия, и он продолжает работать, будет произведён её перерасчёт, но количество баллов за год может быть увеличено только на 3, даже если пенсионер заработал больше. Поэтому человеку даётся выбор: можно отказаться от пенсии, ты же ведь работаешь, а потом через несколько лет получить премиальные коэффициенты»

Узнать, как формируются ваши пенсионные накопления, можно, получив извещение от ПФР, обратившись в клиентскую службу или через личный кабинет на сайте ПФР.

Текст: Анжела Сейтаниди.
Фото: Сибдепо/Максим Киселёв.

Графика: Сибдепо.

Читайте также: