Отчисления в пенсионный фонд в рб с какого года

Опубликовано: 27.04.2024

Страховые взносы в ФСЗН – это регулярно уплачиваемые, обязательные отчисления от заработной платы и иных подобных доходов. Из сумм этих взносов финансируются пенсии, больничные листы и другие социальные выплаты. Порядок начисления и уплаты страховых взносов регулируется действующим законодательством Республики Беларусь. В частности такой порядок прописан в Законе Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» от 29 февраля 1996 года. В этом же документе даны основные определения, обозначен перечень лиц имеющих непосредственное отношение к действию Закона, прописаны их обязанности и ответственность за неисполнение Закона. Также информацию об обязательных страховых взносах можно найти на сайте Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь www.ssf.gov.by .

Обязанность уплачивать страховые взносы возлагается на:

  • Работодателей;
  • Наемных работников;
  • Физических лиц самостоятельно уплачивающих взносы;
  • Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».

В качестве работодателей в Законе рассматриваются:

  • Юридические лица всех организационных форм, индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и физические лица, заключающие с наемными работниками трудовые и гражданско-правовые договора;
  • Организации, предоставляющие работу на основании членства в них.

В законодательстве существует понятие обязательных страховых взносов. Это их минимальная величина, рассчитываемая как процент от доходов. Кроме того, существует и «абсолютный минимум» взносов, который вычисляется по общему принципу от величины минимальной зарплаты. Максимальное ограничение также существует: до 01.01.2015 применялась четырехкратная величина средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы в Фонд; с 01.01.2015 установлена пятикратная величина средней зарплаты.

Некоторые виды доходов не являются источником выплаты взносов в ФСЗН. Их список утвержден Постановлением №115 Совета министров Республики Беларусь от 25.01.1999 года с последующими дополнениями и изменениями.

Обязательные страховые взносы по своему назначению делятся на:

  • Взносы на пенсионное страхование – 29%;
  • Взносы на социальное страхование – 6%.

Размер обязательных пенсионных взносов определяется законодательно и имеет разную величину в зависимости от категории предприятия. В настоящий момент такие отчисления составляют:

  • Для работодателей производящих сельскохозяйственную продукцию, если ее доля составляет более половины общего объема производства – 25% от начисленной заработной платы;
  • Для объединений инвалидов, садовых товариществ, потребительских кооперативов и приравненных к ним организаций – 5%;
  • Для всех работодателей, не включенных в две вышеприведенные категории – 28%;
  • Для наемных работников – 1% вне зависимости от категории работодателя.

На практике взносы наемных работников удерживаются из суммы заработной платы, и уплачиваются вместе со взносами удерживаемыми с работодателей

Платежи по пенсионному страхованию не начисляются на зарплату работников инвалидов I и II групп.

Обязательные страховые взносы на социальное страхование составляют 6% от начисленной зарплаты. Их уплата полностью ложится на работодателей вне зависимости от рода деятельности, организационной формы и прочих обстоятельств.

Отдельного упоминания заслуживает система регулирования величины обязательных страховых взносов индивидуальных предпринимателей.

Для ИП расчет таких платежей следует производить по общей системе от величины минимальной зарплаты по стране. За 2019 год размер взноса за 12 месяцев составил 1 386‬ рублей. Нетрудно посчитать, что эта величина получается от сложения 35%-х отчислений (29% – пенсионное и 6% – социальное страхование) от сумм минимальных зарплат в соответствующие месяцы. Предприниматель вправе самостоятельно увеличить размер выплат. Благодаря этому должны вырасти будущие пенсионные платежи. Однако, в отсутствие системы накопительных пенсий, мало кто соглашается платить сверх необходимого.

Сроки уплаты взносов по обязательному страхованию также регулируются на законодательном уровне:

  • При работе по трудовым договорам сроком уплаты взносов является дата выплаты заработной платы;
  • При работе по гражданско-правовым договорам – момент выплаты вознаграждения по ним. Но не позднее дня выплаты зарплаты за прошедший месяц.
  • Небольшим коммерческим организациям (со среднесписочной численность до 100 человек) позволяется платить взносы раз в квартал, не позже установленной даты выплаты зарплаты за последний месяц квартала;
  • При назначении пенсии работодатель уплачивает взносы в течение 5 дней со дня подачи работником соответствующего заявления;
  • Для индивидуальных предпринимателей сроком обязательной оплаты взносов назначено 1 марта года, следующего за отчетным.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

29 февраля 1996 г. № 138-XІІІ

Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь

(в ред. Законов Республики Беларусь от 28.07.2003 N 232-З, от 16.05.2006 N 110-З, от 19.07.2006 N 155-З, от 06.01.2009 N 6-З, от 30.12.2011 N 334-З, от 14.07.2014 N 186-З, от 09.01.2017 №14-З)

Статья 1. Плательщики обязательных страховых взносов

Плательщиками обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) являются:

  • работодатели – юридические лица, их представительства и филиалы, выделенные на самостоятельный баланс; представительства иностранных организаций, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь; индивидуальные предприниматели, нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальных бюро, адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовой договор); физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам;
  • работающие граждане – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, физические лица, являющиеся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридического лица и выполняющие функции его руководителя;
  • физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, – индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы и адвокаты независимо от организационной формы осуществления нотариальной и адвокатской деятельности, творческие работники, физические лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц, граждане, работающие в представительствах международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь, а также граждане, работающие за пределами Республики Беларусь;
  • Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее – Белгосстрах), уплачивающее обязательные страховые взносы за неработающих инвалидов, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата по законодательству об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – ежемесячная страховая выплата); за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка при временном (до восстановления трудоспособности или установления ее стойкой утраты) переводе на более легкую нижеоплачиваемую работу в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (далее – доплата до среднемесячного заработка); за лиц, которым в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (далее – страховое пособие по временной нетрудоспособности).

Статья 2. Объект для начисления обязательных страховых взносов

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в бюджет фонда являются:

  • для работодателей и работающих граждан – выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования (далее – выплаты), включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
  • для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, – определяемый ими доход, но не менее суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством;
  • для Белгосстраха в отношении лиц, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата, – минимальная заработная плата, установленная законодательством и проиндексированная в месяце, за который подлежат уплате обязательные страховые взносы; в отношении лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности, – начисленные указанные доплата или пособие.

Статья 3. Размеры обязательных страховых взносов

Размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют:

  • для работодателей – 28 процентов;
  • для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 процентов общего объема произведенной продукции, – 24 процента;
  • для потребительских кооперативов (кроме организаций потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзов)); товариществ собственников; садоводческих товариществ; общественных объединений инвалидов (их законных представителей) и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений; общественных объединений пенсионеров – 5 процентов;
  • для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, для Белгосстраха – 29 процентов;
  • для работающих граждан – 1 процент.

Размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) для работодателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, Белгосстраха (за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности) составляет 6 процентов.

Уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда в размерах, установленных частями первой и второй настоящей статьи, производится плательщиками единым платежом в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании.

Статья 4. Освобождение от уплаты обязательных страховых взносов

От уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда на пенсионное страхование освобождаются работодатели в части выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I и II группы.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

  • 6814 36
  • 03 апреля 2021, 09:41
  • аналитикамнениепенсияБеларусьэкономика
Либо падение пенсий, либо сильный рост налогов, либо реформа. Как Беларусь может поступить с устаревшей пенсионной системой

С 2014 года в Фонде социальной защиты населения периодически не хватает денег, и с каждым годом все больше и больше приходится брать из бюджета. При этом число работающих белорусов неумолимо сокращается. Еще десять лет назад на одного пенсионера приходилось 1,9 работника, сейчас — всего 1,7. А это значит, что в будущем либо пожилые, либо работающие могут столкнуться с падением доходов. Какие у нас есть варианты решения этой проблемы, рассказывает Onliner.by.

«Наша пенсионная система — это не уникальный пример Беларуси, да и не ее вина»

Если вы думаете, что у каждого белоруса есть свой накопительный счет, куда идут пенсионные отчисления, то вы ошибаетесь. Рассказываем. 34% взносов в ФСЗН идет от работодателя, еще 1% — от работника. Деньги распределяются по условной схеме 29% + 6%, где 29% — это отчисления в пенсионный фонд, остальное — выплаты больничных, пособий и так далее.

Все деньги, которые поступают в пенсионный фонд, сразу же распределяются между ныне живущими пенсионерами. Такая система называется солидарной или распределительной.

— Наша пенсионная система — это не уникальный пример Беларуси, да и не ее вина, — говорит старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Лев Львовский. — Солидарная пенсионная система создавалась очень давно, в середине XX века, когда население росло большими темпами и в развитых странах, и в развивающихся. В таких случаях солидарная система выглядит довольно привлекательно.


Если упрощенно, такая система работает по принципу финансовой пирамиды. В данный момент у нас есть один пенсионер. С двух молодых людей мы берем по 50 рублей и даем пенсионеру 100. Если у нас население вырастет в два раза, когда эти люди постареют, схема повторится. Но такое работает, пока есть постоянный приток новых людей в эту систему и пока у страны идет быстрый экономический рост.

Начиная с 1970-х годов ситуация в мире изменилась. Рождаемость упала и пересекла ключевую границу в 2,1 ребенка на женщину. Почему это ключевая граница? Если у вас в среднем женщина рожает 2 ребенка или меньше, то население начинает сокращаться и стареть. И тогда солидарные системы, как и пирамиды без притока новых клиентов, начинают схлопываться (конечно, в пенсионной системе процессы происходят гораздо медленнее и занимают десятилетия). Мы сейчас живем как раз в период схлопывания. Рождаемость у нас упала, а средняя продолжительность жизни выросла по сравнению с белорусами середины прошлого века.


Какие новшества появлялись в пенсионной системе Беларуси?

Существующая пенсионная система не устраивает ни руководство страны, ни самих белорусов. Власти видят, что в фонд приходится выделять все больше и больше денег из бюджета. Судите сами: если в 2014-м бюджет давал фонду 1,5% от всех поступлений, то на этот год запланировано уже 8,5%. Дальше, по прогнозам ООН, ситуация будет только ухудшаться: работающих будет все меньше, а пенсионеров — все больше.

Самих белорусов больше всего не устраивают размер средней пенсии и уравниловка при ее начислении — когда зарплата может отличаться в разы, а пенсия — всего на 20—30%.

О том, что пенсионной системе страны нужна реформа, говорили еще 20 лет назад. Правда, пока кардинальных изменений не произошло. Но все же власти вводили определенные новшества.

К примеру, с 2001 года в Беларуси появилась возможность страхования пенсии, а также частные и государственные организации, которые этим занимаются. Правда, к сожалению, добровольное страхование не стало популярным.


По данным генерального директора Белорусской ассоциации страховщиков Ирины Мерзляковой, всего около 5% работающих откладывают на дополнительную пенсию. Между тем нынешний министр финансов Юрий Селиверстов еще в должности замминистра объяснял такой невысокий процент добровольного пенсионного страхования тем, что «череда девальваций подорвала доверие к финансовым инструментам».

В 2009 году ввели систему пенсионного страхования для работающих в особых условиях труда (горняки, летчики гражданской авиации, работники химических производств и так далее). Дополнительно к 34% отчислений их работодатели переводят 6% и 9%, и потом это влияет на размер пенсии таких работников.

С 2013-го страховой стаж увеличили с 5 до 10 лет, еще через два года — до 15. С 2016 по 2025 год минимальный страховой стаж будет расти каждый год на полгода и в итоге станет составлять 20 лет. Правда, нескольким тысячам белорусов не хватило страхового стажа, и они оказались с совсем невысокими социальными пенсиями.


Но одним из самых значимых изменений стало повышение пенсионного возраста. На непопулярную меру в стране пошли пять лет назад. Этот процесс идет до сих пор. В 2022-м мужчины должны будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58. Аналогичная ситуация и с военными — к 2023-му они будут выходить на пенсию в 48 лет.

Причем не исключено, что к вопросам повышения пенсионного возраста еще придется вернуться — в частности, к вопросу о пенсионном возрасте женщин.

В конце прошлого года премьер-министр Роман Головченко заявил о том, что нужно «переформатировать пенсионную систему». Он предложил максимально задействовать «механизм частных и корпоративных пенсионных сбережений». В нынешнем году во время своего выступления на Всебелорусском народном собрании Александр Лукашенко рассказал подробности.

«Видится правильным сохранить статус государства как оплота гарантированной пенсионной поддержки, поэтапно внедрять элементы накопительной пенсионной системы, позволяющей каждому работающему гарантированно увеличить будущую пенсию. Государство создаст для этого нужную инфраструктуру»,— сказал Лукашенко.

Он предложил программу «3+3». Суть ее заключается в том, что на личный пенсионный счет работник сможет перечислять до 3% от зарплаты, столько же добавит и наниматель.

Правда, пока остается много вопросов, и главный — уменьшат ли взносы в ФСЗН для тех, кто воспользуется этой накопительной программой, или «3+3» будет дополнительной нагрузкой к существующим взносам?


Мы взяли среднюю зарплату по годам и посчитали взносы в ФСЗН с учетом всех деноминаций. Таким образом белорус со средней зарплатой за 30 лет отдал в ФСЗН почти 50 тысяч рублей

Какая пенсионная система нам нужна?

В настоящее время в мире существует три типа пенсионных систем: распределительная (солидарная), накопительная и смешанная. Для Беларуси, как и для других стран со стареющим населением, солидарная система не подходит по вышеописанным причинам. Накопительная система в чистом виде не всегда может противостоять экономическим потрясениям и далеко не во всех случаях выполняет социальную функцию.


По данным журнала Forbes, лучшими пенсионными системами в мире считаются смешанные системы с двумя уровнями: первый — минимальные пенсии, которые гарантирует государство, второй — личные и корпоративные накопления. Это дает возможность работникам самим влиять на будущие пенсии и повысить их сумму.

— Смешанный тип — самый распространенный тип пенсионных систем в современных развитых государствах, — говорит Лев Львовский. — Дальше идут детали касательно того, какая должна быть доля этой солидарной пенсии и какие должны быть условия ваших сбережений.

Проценты распределения могут быть разными. К примеру, в соседней Польше из 19,52% отчислений в Управление социального страхования (ZUS — аналог нашего ФСЗН) 12,2% отчислений идет в государственную систему, 7,3% — на собственный счет. При этом на счет в ZUS можно перевести все 7,3%, а можно 4,38% (остальное — на счет частного фонда).

В Эстонии из 33% отчислений на специальный пенсионный счет обязательно идет 4% от начисленной зарплаты (переводит государство) и 2% сам человек.

В Латвии взнос также составляет 34% от начисленной зарплаты. Но здесь распределение выглядит по-другому: 20% идет на выплату текущих пенсий, а остальное — накапливается на личный счет.


При проведении пенсионной реформы остро стоит вопрос и о переходном периоде. Нужно понимать, что он будет небыстрым (скорее всего, займет 10—15 лет) и довольно затратным. Какой может быть эта сумма для Беларуси? Пока таких расчетов нет.

— На пенсионную реформу нужны деньги, и деньги немаленькие, — объясняет аналитик. — И вот почему. У нас есть уже вышедшие на пенсию и люди предпенсионного возраста. Если мы им сейчас скажем, что вот теперь у нас смешанная система, они уже не успеют ничего накопить. Пенсию им мы все равно вынуждены будем выплачивать Мы же не можем допустить, чтобы в Беларуси пожилые люди умирали от голода. Но вместе с этим мы хотим, чтобы значительная часть пенсионных начислений работающих уже с момента старта реформы шла на персональный накопительный счет.


Именно поэтому во время переходного периода нужно серьезное вливание денег. Каждая страна по-своему решает эти проблемы. Чаще всего при подобном переходе стараются сократить базу получателей пенсии. Если во время этой реформы увеличить пенсионный возраст (тем более что люди действительно живут дольше), то расходная часть уменьшится. Правда, в Беларуси с реформой получилось не очень хорошо. Мы увеличили пенсионный возраст, а реформу не провели.

В данный момент остался потенциал повышения пенсионного возраста для женщин и мужчин. Напомним, в прошлом году средняя продолжительность жизни мужчин в Беларуси составила 64 года, а женщин — 78. А между тем женщины выходят на пенсию на пять лет раньше. Кроме того, есть потенциал и в пересмотре льгот для различных категорий пенсионеров.

Повышение пенсионного возраста и пересмотр льгот, по словам Льва Львовского, позволит провести реформу чуть легче в финансовом плане.


— Кроме того, многие экономики переходного типа, которые шли от командной к рыночной, часто использовали средства от приватизации советских предприятий. Это уже больше вопрос к министерству финансов, где изыскать средства, — отмечает аналитик. — Если мы посмотрим на траты из бюджета, то поймем, что, в принципе, деньги на реформу найти можно. Правительство часто тратит деньги на вещи, которые не так важны и не так окупаемы, как пенсионная реформа. К примеру, миллиарды долларов вложили в не самую необходимую модернизацию, которая не дала ожидаемого эффекта. Можно проанализировать расходы бюджета и сэкономить на тратах, которые являются внеочередными, но провести необходимую реформу.

Одним из бонусов пенсионной реформы аналитик называет развитие инфраструктуры для пенсионных фондов.

— Экономике всегда нужны длинные деньги, то есть инвестиции на долгий срок, — говорит Лев Львовский. — Пенсионные накопления — это как раз такие длинные деньги. Конечно же, будет оптимально, если пенсионная реформа совпадет с реформой и созданием полноценного фондового рынка в Беларуси. Тогда пенсионные фонды (они могут быть как государственными, так и частными, пусть их будет много и они будут конкурировать друг с другом) смогут вкладывать накопления и приумножать их на финансовом рынке.


Казалось бы, реформу стоит начинать уже сейчас. Но есть один подводный камень: именно для проведения пенсионной реформы (как ни для какой другой) должна быть высокая степень доверия между государством и обществом.

— Потому что здесь идет речь про очень долгосрочное планирование. Люди сейчас принимают пенсионные решения, которые аукнутся им через 30—40 лет. И поэтому людям нужно понимать и верить, что они живут в стабильной стране, где государство не меняет свое мнение каждый год, где устойчивые институты смены власти, чтобы следующие лидеры выполняли обязательства и так далее. Если не будет такой серьезной степени доверия, то реализация этой реформы практически невозможна, — говорит аналитик.

Есть способы повысить это доверие. К примеру, дать вам понять, что пенсионные накопления — это ваши деньги. Например, в США пенсионные накопления разрешается расходовать на отдельные категории важных и безрисковых покупок. К примеру, если вам не хватает 10% стоимости квартиры и вам еще много лет до пенсии, то вы можете взять в долг у будущего себя, то есть снять часть пенсионных накоплений. Таким образом, граждане США понимают, что это лично их деньги.


Что будет, если медлить и дальше?

Несмотря на увеличение страхового стажа, введение добровольного страхования и повышение пенсионного возраста, ситуация с минусом в ФСЗН остается острой. Это одна из главных причин, по которым нужна глубокая пенсионная реформа. Но что будет, если ничего не предпринимать? Нужно будет все больше и больше средств на выплату пенсии. Откуда брать деньги? На первый взгляд, есть несколько вариантов.

Можно, конечно, понадеяться на супервзрывной рост белорусской экономики в ближайшее время, но пока особенных предпосылок ни МВФ, ни Всемирный банк, ни само белорусское правительство не видят.


Вариант второй — увеличить налоги. Самые весомые поступления в бюджет (74,8%) в прошлом году давали пять позиций: НДС (7,85 млрд рублей), подоходный налог с физических лиц (6,67 млрд), акцизы (2,96 млрд), налог на прибыль (2,79 млрд), налог на недвижимость (1 млрд).

Для того чтобы решить вопрос с сегодняшним дефицитом ФСЗН в 1,63 млрд, нужно повысить эти налоги, грубо говоря, на восемь процентных пунктов. Это означает рост НДС с 20 до 28%, подоходного налога — с 13 до 21%, а налога на прибыль — с 18 до 26%. Правда, при таком резком повышении многие бизнесы уйдут в тень или переедут в соседние государства, где подобные налоги ниже. То есть после повышения налоговых ставок бюджет может недополучить значительную часть денег, и проблема только усугубится.


Вариант третий — повысить отчисления в ФСЗН. В этом году фонд ждет от бюджета 1,63 млрд рублей, или 8,5% от всех планируемых поступлений. Для этого ставку взноса в ФСЗН нужно повысить до 42—43%. Правда, даже нынешние 34% работодатели называют неподъемными. Более того, подобное повышение уж никак не поспособствует решению вопроса с зарплатами в конвертах, о проблеме которых говорил Лукашенко.

Вариант четвертый — занять. Несмотря на то что наша страна преуспела в заимствованиях, занять у кого-то в ближайшее время будет довольно сложно. Уровень внешнего госдолга у нас уже и так достаточно высок — 30,7% ВВП. Вдобавок одолженные деньги все равно не решат проблему, а всего лишь отодвинут ее на неопределенный срок.


Как видим, рабочих вариантов, где брать деньги, на данный момент у нас нет. То есть в будущем при отсутствии реформы придется уменьшать пенсии. Мы не сможем платить даже те 447 рублей в среднем за прошлый год.

«Да это нескоро случится и нас вряд ли коснется», — махнут рукой нынешние 20—30-летние. Самый пессимистичный прогноз ООН: к 2050 году на 1 пенсионера будет приходиться 1 работающий. Тогда нынешним молодым людям будет уже 50—60 лет, и пенсионный вопрос для них будет стоять довольно остро.

Социальные отчисления.jpg

В Беларуси могут рассмотреть вопрос отчислений в ФСЗН. Среди причин, по которым власти задумались о пересмотре отчислений в фонд, — наша страна сегодня проигрывает государствам ЕАЭС по налоговой нагрузке. https://finance.tut.by/ сравнил, как отличаются социальные взносы в Беларуси и других странах.

Беларусь: работник платит в ФСЗН 1% от зарплаты, работодатель — 34%

Сейчас работник в Беларуси отчисляет в ФСЗН 1% от своей зарплаты. Наниматель уплачивает ещё 34% процента — 28% от заработка работника на пенсионное страхование и 6% на соцстрахование.

По особой схеме уплачивают взносы в ФСЗН индивидуальные предприниматели. Минимальная сумма, которую предприниматели должны внести в фонд, составляет 35% от минимальной зарплаты — 29% на пенсионное страхование плюс 6% на социальное страхование. К примеру, за 2017 год — 1113 рублей (или по 92,75 рубля в месяц). Для расчёта за прошлый год берётся минимальная зарплата в 265 рублей (с 1 января этого года она выросла до 305 рублей).

О том, что в Беларуси намерены рассмотреть вопрос налоговых отчислений в Фонд социальной защиты населения, ранее сообщила заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая. Представитель МНС уточнила, что вопрос пересмотра взносов в ФСЗН «будет обсуждаться со всех сторон».

— Основа всего — это возможное снижение налоговой нагрузки на наших плательщиков, в том числе с учётом отчислений в Фонд социальной защиты населения. Если говорить о налоговой нагрузке не только в рамках налогов, несмотря на то, что отчисления в фонд — это неналоговые платежи, у нас она (налоговая нагрузка) сегодня достаточно высокая. И мы в этой связи несколько проигрываем нашим партнёрам по евразийскому пространству, — отметила Элла Селицкая.

Ранее Минфин предлагал снизить нагрузки по взносам в ФСЗН для предприятий и сделать пенсионное накопительное страхование добровольно-принудительным.

В Госконтроле считают, что повышение наполняемости бюджета фонда возможно за счёт повышения для отдельных плательщиков размеров обязательных страховых взносов по пенсионному страхованию и льгот, установленных при начислении по высокооплачиваемым работникам. Так, взносы по пенсионному страхованию не начисляют на часть дохода высокооплачиваемых работников резиденты ПВТ, индустриального парка «Великий камень» — на часть дохода, превышающую её однократный размер.

Тему пересмотра взносов в ФСЗН поднимают не в первый раз. В Минэкономики еще в 2011 году заявляли, что правительство Беларуси готово пойти на сокращение пенсионной нагрузки на фонд заработной платы предприятий. Однако уточняли, что процесс перераспределения пенсионной нагрузки с нанимателей на работников займёт много времени. Представители бизнес-сообщества предполагали, что, при заинтересованности со стороны государства, это можно сделать довольно быстро.

Россия: работодатель отчисляет на пенсии 22%

Основной тариф на обязательное пенсионное страхование составляет 22% от заработной платы работника (с выплат сверх установленной предельной величины базы для начисления взносов — 10%), обязательное медицинское страхование — 5,1%, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством — 2,9%, отмечают в Федеральной налоговой службе. В общей сложности получается 30% от заработной платы работника.

Казахстан: для нанимателей уменьшили социальные взносы

В Казахстане обязательные пенсионные взносы составляют 10% от сумм, которые подлежат уплате таких взносов.

Выплаты на обязательное медстрахование в Казахстане сейчас составляют 1,5% от дохода каждого работника. С 1 января 2020 года они вырастут до 2%, с 1 января 2022 года — до 3%. При этом в 2017 году этот взнос составлял 1% от зарплаты работника.

Размер социальных отчислений в государственный фонд социального страхования в Казахстане c 2018 года уменьшили. Теперь наниматель перечисляет не 5% от дохода работника, как было раньше, а 3,5%.

То есть в Казахстане страховые взносы составляют порядка 15% от заработной платы работника.

Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты и профессиональные медиаторы не будут платить за себя в 2018 и 2019 годах. Однако с 1 января 2020 года они будут платить за себя 5% от двух минимальных заработных плат. За своих работников — как работодатели — они начали делать ежемесячные взносы с 1 июля 2017 года. В 2018 и 2019 годах эта сумма составит 1,5% от зарплаты работника, 2% — в 2020 году, 3% — после 2022 года.

Самозанятые казахи уплачивают 3,5% от объекта исчисления социальных отчислений, но не меньше 3,5% от минимальной зарплаты.

Кыргызстан: на соцстрахование уходит больше четверти зарплаты

В Кыргызстане взносы по государственному социальному страхованию для нанимателей составляют 27,25% от всех видов выплат, начисленных работнику. Тариф, который направляется в пенсионный фонд, составляет 15% от дохода сотрудника. На обязательное медицинское страхование отправляется 2%, еще 0,25% идёт в фонд оздоровления трудящихся.

Оставшиеся 10% распределяются в зависимости от категории работника. Если ему до пенсии осталось менее 15 лет, весь объём взносов направляется в пенсионный фонд. Для остальных работников в пенсионный фонд идёт только 8%, оставшиеся 2% отправляются в государственный накопительный пенсионный фонд. Для работников-пенсионеров установлен тариф в размере 8%, которые полностью направляются в пенсионный фонд.

Индивидуальные предприниматели в Кыргызстане уплачивают страховые взносы в 10% от размера среднемесячной заработной платы. Из них в пенсионный фонд идёт 8,75%, в фонд обязательного медицинского страхования — 1%, в фонд оздоровления трудящихся — 0,25 процента.

Украина: ввели единый соцвзнос вместо четырех разных налогов

В Украине существует единый социальный взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, который подлежит уплате в пенсионный фонд. Он заменил собой четыре ранее существовавших обязательных государственных социальных сбора: пенсионный, «безработицу», соцстрах (больничные), «несчастный случай», сообщает Минфин этой страны. Ставки единого соцвзноса дифференцировались в зависимости от вида плательщика, а также в зависимости от классов профессионального риска вида деятельности.

Для всех категорий плательщиков минимальный единый соцвзнос сейчас составляет 22% от размера минимальной зарплаты. Его размер определяется независимо от суммы начисленной заработной платы. Сейчас минимальный единый соцвзнос составляет около 62 белорусских рублей в пересчёте, а максимальный — 934 рубля.

Латвия: социальный налог для работника составляет 11%

В Латвии в этом году провели налоговую реформу, в результате которой ставку обязательного взноса государственного социального страхования (социального налога) увеличили на 1%. В итоге с 2018 года общая ставка обязательных платежей в стране составила 35,09% (в 2017-м она составляла 34,09%). Из них 24,09% платит работодатель, а 11% — наёмный работник.

Работник это на своей зарплате не ощущает, так как в трудовом договоре указана сумма зарплаты, не включающая ту часть социальных налогов, которую платит работодатель. В то же время из указанной в трудовом договоре брутто-зарплаты работника вычитаются страховые взносы в объеме 11%.

Армения: работник отчисляет 2,5% от доходов

Работник выплачивает страховой взнос в 2,5% от дохода. Государство перечисляет 7,5% из средств бюджета, наниматель ничего не платит. До июля платёж вносился следующим образом: 5% отдавал работник, ещё 5% — работодатель.

Тем временем в Армении хотят ввести обязательное медицинское страхование.

Изменения в законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение, все еще вызывают у белорусов вопросы. В каком возрасте я уйду на пенсию? Сколько я буду получать? Как рассчитывается пенсия и что влияет на ее размер? Есть ли у меня льготы и надбавки? Вместе с заместителем председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома – начальником управления пенсий и пособий Алиной Воронюк мы разложили по полочкам все эти моменты. Кроме того, рассмотрели основные изменения пенсионного законодательства, которые вступили в силу в этом году.

Пенсионный стаж

Пенсионный возраст и страховой стаж в 2020 году

Пенсионный возраст в Беларуси в 2020 году для женщин составляет 57 лет, а для мужчин 62 года. Ежегодно до 2022-го он будет увеличиваться на полгода. И к 2022 году женщины будут выходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины – в 63 года. Вместе с пенсионным возрастом увеличивается и необходимый страховой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет. В этом году он составляет 17,5 года, а к 2025-му достигнет 20 лет. Те, кто не набрал нужный страховой стаж, могут рассчитывать только на социальную пенсию, сейчас это 119,94 рубля.

Есть категории граждан, для которых требуется страховой стаж меньшей продолжительности.

– Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством), – отмечает Алина Воронюк.

Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж. В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Страховой стаж нужно «оплачивать»

В стаж, необходимый для назначения пенсии, не будут засчитаны периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодатель не уплачивал или уплачивал в неполном объеме.

– Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников – 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж, – объясняет специалист.

То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются. Чтобы оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, интересуйтесь информацией об уплате работодателем обязательных страховых взносов на ваше имя. По этому вопросу можно обратиться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.

Что касается уплаты взносов с учетом заработной платы ниже установленной в республике минимальной заработной платы, то в таком случае стаж будет скорректирован в сторону уменьшения в соответствии с частью первой статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Включается ли в страховой стаж советский стаж

– В Советском Союзе наемные работники подлежали государственному социальному страхованию, взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями. Соответственно, время работы в период СССР или так называемый «советский стаж» включается в стаж работы с уплатой страховых взносов, необходимый для назначения трудовой пенсии, – поясняет Алина Воронюк.

Какие виды пенсий существуют

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Самый большой удельный вес в общей численности пенсионеров составляют получатели трудовой пенсии по возрасту – 81 процент, 11 процентов получают пенсии по инвалидности, по 3 процента – пенсии по потере кормильца и социальные пенсии, 2 процента – пенсии за выслугу лет. Согласно данным комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома средний размер трудовой пенсии по возрасту в области в феврале текущего года составляет 439,40 рубля.

– В назначении досрочных пенсий по возрасту и за выслугу лет с января 2020 года произошли существенные изменения. Президент 17 января подписал Указ № 15, согласно которому работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, которые выработали до 1 января 2009 г., то есть до введения профессионального пенсионного страхования, не менее половины требуемого льготного стажа, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсия за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» из средств общей пенсионной системы.

До вступления в силу указа действовала норма, согласно которой при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась досрочная профессиональная пенсия до достижения пенсионного возраста. Формировалась она исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Как определяется размер пенсии

Здесь стоит обратить внимание на два критерия: стаж и заработок до обращения за назначением пенсии.

В стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также период службы в Вооруженных Силах СССР и Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности) или за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Засчитываются также периоды получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования в дневной форме; пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.

– Среди последних изменений – нормы Указа Президента Республики Беларуси от 10 февраля 2020 года №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно документу с 1 января 2020 года военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Уплата взносов на пенсионное страхование в бюджет фонда социальной защиты населения за указанных военнослужащих будет производиться за счет средств республиканского бюджета за периоды срочной военной службы, начиная с 1 января 2020 г. и позднее (независимо от даты начала прохождения срочной военной службы). С учетом этого в страховой стаж для назначения трудовой пенсии будут включаться только периоды срочной военной службы после 1 января 2020 г. и позднее, за которые были уплачены взносы в бюджет фонда, – дополняет Алина Воронюк.

Периоды срочной военной службы, протекавшей до 1 января 2020 г. и не сопровождавшиеся уплатой взносов, будут по-прежнему включаться только в общий стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера.

Чем подтверждается трудовой стаж? Основным документом является трудовая книжка. При отсутствии трудовой в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 г. принимаются справки, выданные работодателями (их правопреемниками) или архивными учреждениями на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. дополнительно должны быть подтверждены справкой о заработной плате с указанием информации об уплате обязательных страховых взносов.

При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных периоды работы до 1 июля 1998 г. могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за то время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Периоды работы после 1 января 2003 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).

В 2020 году пенсия исчисляется исходя из заработка за последние 26 лет стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике, а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

Если нет документов о зарплате

– На практике часто бывают ситуации, когда документы о заработке не сохранены по вине работодателя. Выход из такой ситуации есть: работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы по труду, занятости и социальной защите для решения пенсионного вопроса. Кроме того, пенсионер вправе обратиться в суд с иском к работодателю о возмещении причиненного ущерба в связи с недополучением по вине работодателя пенсии в полном объеме (если это имело место) за период до установления судом юридического факта получения им заработной платы, – пояснила Алина Воронюк.

Как рассчитывается пенсия для ИП или самозанятых

Индивидуальные предприниматели каждый месяц, помимо подоходного налога, платят взнос в фонд социальной защиты населения. Минимальная планка – 35 процентов от минимальной заработной платы по стране. В IV квартале 2019 года эта сумма равнялась 115,5 рубля. С января 2020 года минимальная зарплата по стране выросла до 375 рублей, поэтому и размер минимального взноса увеличился до 131,25 рубля. При таком показателе за год индивидуальный предприниматель направит в фонд соцзащиты 1575 рублей. Меньше этой суммы заплатить нельзя, больше – можно.

Для чего нужны эти выплаты? Они аналогичны страховым взносам, которые работодатель уплачивает за работников. Поэтому, если ИП работал весь год и исправно платил взносы, эти 12 месяцев засчитываются ему в страховой стаж.

Представим, что человек практически всю жизнь проработал ИП вплоть до пенсии, уплачивая взнос по минимальному порогу. В таком случае индивидуальный коэффициентзаработка у него будет небольшой, а данный показатель напрямую влияет на размер пенсии.

Что касается самозанятых граждан (ремесленники, фотографы), то они имеют право не платить страховые взносы. Однако в таком случае ими не будет формироваться страховой стаж, а без этого они рискуют остаться без пенсии. Если ремесленник захочет платить страховые взносы, то они должны быть не менее 29 процентов минимальной зарплаты по стране. На данный момент это 108,75 рубля.

Куда обращаться за назначением пенсии

Статьей 75 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» определен порядок обращения за назначением пенсии. Согласно данному порядку работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Неработающие граждане подают заявление о назначении пенсии сами в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (регистрации). Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Виктор Мохань, «Гродзенская праўда», 26 февраля 2020 г.

Читайте также: