Объектами правоотношений по обязательному социальному страхованию могут быть а трудовые пенсии

Опубликовано: 30.04.2024

Правоотношение по обязательному социальному страхованию

Общая информация

Методы и принципы социального страхования предполагают тесное взаимодействие всех участников этого вида государственной защиты. Правоотношения по обязательному социальному страхованию регламентируются государственными нормативами и основаны на соблюдении прав и выполнении обязанностей всеми участниками соглашения.

  1. Что такое правоотношения в соцстраховании?
  2. Кто может участвовать в правоотношениях обязательного соцстрахования?
  3. Правоотношения между субъектами в финансовых вопросах

Что такое правоотношения в соцстраховании?

Поскольку финансовая защита застрахованного лица в рамках деятельности ФСС организуется с участием нескольких сторон, то между ними устанавливаются определенные отношения. Они должны соответствовать интересам всех участников страхового договора и отражать его фактическую цель.

В практике соцстрахования правоотношения определяются как организационная и экономическая связь между субъектами страхового договора в рамках правового поля.

Исходя из этого определения, в отношении разных субъектов устанавливается принцип правосубъектности, регламентирующий право каждой из сторон и определяющий ее обязанности в отношении других субъектов.

Кто может участвовать в правоотношениях обязательного соцстрахования?

Кто может участвовать в правоотношения обязательного соцстрахования

В страховой практике различается обязательное и добровольное страхование. В добровольном варианте одно и то же лицо может выступать в качестве страхователя и выгодоприобретателя.

При обязательном социальном страховании эти функции распределяются между разными участниками договора.

Выступать в качестве разных субъектов могут юридические и физические лица. В зависимости от возложенных обязательств и гарантированных прав, эти субъекты должны нести финансовую ответственность перед остальными в различной степени. Основным субъектом соцстрахования принято считать застрахованное лицо, поскольку именно в его интересах функционирует как ФСС, так и вся социальная система страхования.

Одновременно с этим в качестве субъектов социальной категории страховых отношений в обязательном порядке выступают:

  • Федеральные финансовые и правительственные структуры;
  • Муниципальные органы управления;
  • Страховщики, чаще всего в этой роли выступает Фонд Социального Страхования;
  • Страхователи. Этот статус традиционно имеют работодатели из числа юридических лиц, либо физические лица, развивающие собственный бизнес. Независимо от классификации, работодатель выполняет обязанности страхователя в тех случаях, если использует наемный труд в рамках трудовых, либо гражданско-правовых договоров.

Страховщиками в этой классификации выступают лица, трудоустроенные в организации или компании страхователя официально. На всех застрахованных лиц распространяется действие федеральных законодательных нормативов, регламентирующих принципы пенсионного и социального обеспечения.

Правоотношения между субъектами в финансовых вопросах

Правоотношения между субъектами в финансовых вопросах

Каждый из упомянутых субъектов должен выполнять свою часть обязательств, соблюдая условия по срокам и объемам финансовых отношений.

Страховщик обязуется беспрепятственно выплачивать страховую сумму в случае наступления оговоренного риска застрахованному лицу. При этом страховщику отводится установленное время для рассмотрения обстоятельств и определения размера денежной выплаты.

Страхователь обязан вовремя вносить на счет ФСС страховой взнос за каждого из своих сотрудников. Обычно для этого устанавливается срок – до 31 декабря того года, за который осуществляется уплата взносов. Нарушение данного обязательства влечет прекращение правоотношений по обязательному соцстрахованию между всеми субъектами договора.

Государственные и муниципальные структуры имеют обязанностью осуществлять регулярную финансовую поддержку, направленную на стабильную работу фонда соцстрахования.

Обязанность застрахованных лиц сводится к предоставлению правдивых и подтвержденных в документальном формате сведений, дающих им право на получение финансовой поддержки в случаях временной утраты способности выполнять свои функциональные обязанности в организации работодателя, по факту материнства и при иных страховых случаях, отмеченных в договоре.

Подобный формат взаимоотношений характеризует взаимодействие всех субъектов соцстрахования как финансово-юридические правоотношения по обязательному соцстрахованию.



1.Страховщик.
Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ. Пен­сионный фонд РФ (государственное учреждение) и его терри­ториальные органы составляют единую централизованную сис­тему органов управления средствами обязательного пенсион­ного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подот­четны вышестоящим.
Государство несет субсидиарную ответственность по обязатель­ствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы дейст­вуют на основании ФЗ "Об управлении средствами государст­венного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ" и ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ.
Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударст­венные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые пре­дусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, поря­док передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фон­да РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пен­сионные фонды, а. также пределы осуществления негосударст­венными пенсионными фондами полномочий страховщика, устанавливаются федеральным законом.
2* Страхователи. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию яв­ляются:
лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица;
индивидуальные предприниматели, адвокаты. Если страхователь одновременно относится к нескольким вы­

шеперечисленным категориям, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. Частные детективы и занимающиеся частной практикой нота­
риусы приравниваются к индивидуальным предпринимателям. К страхователям приравниваются физические лица, добро­вольно вступающие в правоотношения по обязательному пен­сионному страхованию.
3. Застрахованные лица.
Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.
Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:
работающие по трудовому договору или договору гражданско­правового характера, предметом которого являются выполне­ние работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензи­онному договору;
самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуаль­ные предприниматели, частные детективы, занимающиеся ча­стной практикой нотариусы, адвокаты);
являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
работающие за пределами территории РФ в случае уплаты стра­ховых взносов в соответствии с законодательством1, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

Статья 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации".
являющиеся членами родовых, семейных общин малочислен­ных народов Севера, занимающихся традиционными отрасля­ми хозяйствования;
иные категории граждан, у которых отношения по обязатель­ному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страхо­вании в РФ".

Право на обязательное пенсионное страхование в РФ реализуется в случае уплаты страховых взносов.
Страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
Страховым случаем признаются достижение пенсионного воз­раста, наступление инвалидности, потеря кормильца.
4. Обязательное страховое обеспечение.
Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенси­онному страхованию являются:
страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалид­ности;
страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

Читайте об изменениях в законодательстве в области социального обеспечения в 2019 году.

Социальное обеспечение - это система общественных отношений, складывающихся между физическими лицами, с одной стороны, государственными органами, органами местного самоуправления и организациями – с другой, по поводу предоставления указанным лицам за счет внебюджетных социальных фондов и бюджетов всех уровней бюджетной системы различных видов обеспечения вследствие наступления жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение заработка, малообеспеченность или нуждаемость.

А также вследствие наличия у них заслуг перед государством или осуществления ими специфических видов общественно полезной деятельности. К системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а так же меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем, а также многие другие права человека по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.

Любой человек, будучи управомоченным правом социального обеспечения на определенные действия, проявляет интерес к соответствующему материальному благу: пенсии, пособию, социальной услуги и т.д. Определившись в своем интересе, человек - субъект права социального обеспечения обращается к другому субъекту - государственному органу или организации, способным реально и надлежащим образом удовлетворить этот интерес. Управомоченное и обязанное лица на основе действующих норм права вступают в фактические отношения, в которых реализуют конкретные права, и обязанности применительно к этому данному случаю. Эта правовая связь субъектов, возникшая на основе норм права по поводу обеспечения одного из них каким-то благом, и представляет собой социально-обеспечительное правоотношение.

При этом регулируемые социально-обеспечительные отношения впринципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, материального), а лишь видоизменяются, обретая новое, дополнительное свойство.

Любые обеспечительные отношения приобретают характер социально обеспечительных правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства. Специфика указанного правоотношения состоит в том, что оно представляет собой как бы сплав индивидуальной и государственной воли. В правоотношении его участники достигают согласия, консенсуса, нивелируют существующие противоречия и тем самым создают необходимые условия для совместной конструктивной деятельности. Именно в этом видится особая роль правоотношения как компонента механизма социально-обеспечительного правового регулирования.

Право социального обеспечения – официальный, государственный регулятор социально- обеспечительных общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения между лицами, нуждающимися в обеспечении по различным жизненным обстоятельствам, с одной стороны, и органам, их предоставляющими, - с другой, оно тем самым придаст им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку. Разумная социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободно развитие человека, гражданина демократического общества. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. А признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина считается важнейшей обязанностью государства.

Социально–обеспечительные правоотношения возникают не просто потому, что есть норма права социального обеспечения, а потому, что конкретные обеспечительные общественные отношения нуждается в правовом регулировании. Тогда появляется юридическая норма и уже на ее основе - правоотношение. Другими словами, социально–обеспечительные правоотношения под воздействием определенных социально- экономических и политических условий как бы «вызревают» в недрах общественной жизни.

Социально-обеспечительное правоотношение- это такое отношение, которое возникает вследствие воздействия норм права социального обеспечения на поведение субъектов права. Между нормой права и правоотношением существует довольно жесткая зависимость – в жизни возникает только те правоотношения, на которые указывает норма правового акта. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают правоотношения и реализуются через них. В строгом смысле правоотношения – это законоотношения. Действует правило: есть норма права – возникает правоотношение, нет нормы – нет и правоотношения.

Социально-обеспечительное правоотношение имеют связь между субъектами права социального обеспечения посредством субъективных прав и юридических обязанностей. Это особая форма связи, связь через права и обязанности, которые закреплены в нормах законов и подзаконных актов. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны соответствует обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, причем интересы одного могут быть реализованы лишь посредство другого.

Взаимное поведение субъектов этого отношения отличается определенностью, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение кого-то с кем-то. Стороны, как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия соответственны – эта связь носит индивидуализированный характер.

Индивидуализация при этом осуществляется двояко:

  • поименно, когда субъекты права социального обеспечения называются своим полным именем или реквизитами;
  • по названию социальных ролей. В этом случае поименное или пореквизитное определение субъектов не имеет значения, называются лишь их социальные роли: временно нетрудоспособный - работодатель.

Правоотношения по социальному обеспечению – это волевые отношения. Для возникновения такого правоотношения необходимо наряду с другими юридическими фактами и волеизъявление. То есть, необходим волевой акт, дающий начало явлению. Иначе говоря, социально-обеспечительные правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю субъектов права. Лишь в отдельных случаях субъект может этого не знать - например, малолетний ребенок или душевнобольной человек.

Социально-обеспечительные правоотношения охраняются государством. Охрана законности и правопорядка означает и охрану социально-обеспечительных правоотношений.

Социально-обеспечительные правоотношения имеют претензионно-обеспечительный характер. Это значит, что когда один субъект - человек – правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, другой субъект - орган социального обеспечения - обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право на социальное обеспечение на стороне человека, а обязанности по его предоставлению лежат на органе социального обеспечения.

Социально-обеспечительные правоотношения объединены общей целью. Это означает, что они являются формой выражения и закрепления отношений, распределения части валового внутреннего продукта, расходуемой на удовлетворение жизненных потребностей граждан (престарелых, малоимущих и нетрудоспособных, в содержании и воспитании подрастающего поколения, охране материнства и детства.)

Важно помнить, что в сфере социального обеспечении нет единого правоотношения, в которое может вступить гражданин и в его рамках получать все требуемые блага. В силу видового разнообразия благ по социальному обеспечению, особенностей порядка их предоставления законодатель предложил субъектам множество видовых правоотношений, объединенных общей целью - необходимостью реакции государства и общества на социальные риски, перманентно присущие человеческому обществу.

Классифицировать правоотношения по социальному обеспечению можно по различным основаниям:

Классификация по виду социального обеспечения:

  • в связи с обеспечением граждан в денежной форме;
  • в связи с предоставлением помощи в натуральной форме (конкретные товары или услуги);
  • процедурного или процессуального характера.

Классификация по срокам действия правоотношений:

  • правоотношения, прекращаются однократным исполнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий, например: правоотношения по поводу экспертизы длительной утраты трудоспособности др.)
  • правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (все виды правоотношений по поводу назначения пособий на детей; правоотношения по обеспечению матери пособием по уходу за ребенком до 1,5 лет и др.)
  • правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (пенсионные по старости, инвалидности, правоотношения в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности).

Главным основанием для классификации социально–обеспечительных правоотношений должна быть их принадлежность к тому или иному институту подотрасли права социального обеспечения.

В подотрасли социального страхования в соответствии с ее институтами и действующим законодательством выделяются следующие правоотношения: по социальному страхованию, по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному медицинскому страхованию; по обеспечению пособиями граждан, имеющих детей; по обеспечению застрахованных полностью или частично оплачиваемыми путевками на санаторно-курортное лечение; по поводу предоставления социального пособия на погребения.

Очень много видов регулируется нормами подотрасли социальной поддержки. Сюда необходимо включить такие виды правоотношений, как отношения по предоставлению социальных пособий незастрахованным по обязательному социальному страхованию гражданам, имеющим детей; обеспечению ежемесячными денежными выплатами ветеранов и инвалидов за счет федерального бюджета; предоставлению дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; и др.

Виды правоотношений в рамках подотрасли социальной помощи определяются теми видами фактической помощи, которые определены Законом о государственной социальной помощи. Это предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, по пособий в денежном выражении нуждающимся. Предоставление натуральной помощи (топливо, продукты, медикаменты и др.).

Везде, где действует право социального обеспечения, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения – одна из центральных проблем науки права социального обеспечения.

Подводя итог сказанному выше, можно утверждать, что социально-обеспечительные правоотношения – это урегулированные нормами права социального обеспечения и находящиеся под охраной государства социально-обеспечительные общественные отношения физических лиц с государственными органами социального обеспечения, иными органами и организациями по минимизации отрицательных последствий утраты человеком здоровья, заработка и повышению социально-экономического статуса отдельных категорий граждан путем социального страхования, поддержки, социальной помощи и обслуживания.

Статья 29. Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

1. Добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:

1) граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя;

2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз;

4) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";

5) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением лиц, указанных в подпункте 6 настоящего пункта;

6) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации;

7) физические лица из числа адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя.

2. Лица, имеющие право на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по нескольким основаниям из числа перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по каждому из оснований.

3. Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и прекращают правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Лица, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в порядке, определенном Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

5. Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляют уплату страховых взносов на казначейские счета, открытые Пенсионному фонду Российской Федерации в Федеральном казначействе, с применением кодов бюджетной классификации, предназначенных для учета страховых взносов, уплаченных в добровольном порядке.

Минимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 1 настоящей статьи, определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Максимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 настоящей статьи, не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. При подаче заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию соответствующий расчетный период начинается со дня подачи указанного заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. При подаче заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию расчетный период заканчивается в день подачи указанного заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 пункта 1 настоящей статьи, самостоятельно с учетом ограничений, установленных настоящим пунктом, определяют размер страховых взносов и исчисляют указанные страховые взносы, подлежащие уплате за расчетный период.

Суммы страховых взносов уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения (о прекращении правоотношений) по обязательному пенсионному страхованию подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. За неполный месяц размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Периоды уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 пункта 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж. Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 2 и 5 пункта 1 настоящей статьи, не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

Лицам, указанным в подпунктах 6 и 7 пункта 1 настоящей статьи, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, с учетом положений абзаца седьмого настоящего пункта, в страховой стаж засчитывается период, равный соответствующему расчетному периоду, определяемому согласно абзацу четвертому настоящего пункта. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года указанными лицами составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в страховой стаж засчитывается период, определяемый пропорционально уплаченным страховым взносам, но не более продолжительности соответствующего расчетного периода, определяемого согласно абзацу четвертому настоящего пункта.

6. Уплата дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию лицами, указанными в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

7. Право лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, в том числе с учетом дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О накопительной пенсии".

Судебная практика и законодательство — 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации. Статья 29. Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Так, указанная статья изначально предусматривала, что физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Впоследствии Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" данная статья была дополнена в том числе положениями о том, что физические лица, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты за себя страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Добровольное вступление в указанные правоотношения, таким образом, носит заявительный характер и связано с непосредственным волеизъявлением физического лица.

Так, указанная статья изначально предусматривала, что физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Впоследствии Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" данная статья была дополнена в том числе положениями о том, что физические лица, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты за себя страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Добровольное вступление в указанные правоотношения, таким образом, носит заявительный характер и связано с непосредственным волеизъявлением физического лица.

Физические лица, уплачивающие фиксированные платежи за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, представляют одновременно с Заявлением:

Вместе с тем в Определении от 24 мая 2005 года N 223-О отмечается, что в условиях действующего нормативно-правового регулирования цель обеспечения реализации этими лицами права на получение трудовой пенсии и выбора наиболее выгодного для себя варианта пенсионного обеспечения может быть достигнута посредством предоставления им возможности добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с учреждениями Пенсионного фонда Российской Федерации, которое регулируется статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В условиях действующего нормативно-правового регулирования цель обеспечения реализации этими лицами права на получение трудовой пенсии и выбора наиболее выгодного для себя варианта пенсионного обеспечения может быть достигнута посредством предоставления им возможности добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с учреждениями Пенсионного фонда Российской Федерации, которое регулируется статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Пунктом 1 данной статьи в его конституционно-правовом смысле, выявленном в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2004 года N 19-П, такая возможность применительно к данной категории лиц не исключается.

Исходя из этого законодателем предусмотрены две формы участия в пенсионном страховании - обязательное и добровольное. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не уплачивает страховые взносы страхователь в соответствии с данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 29). В силу названных конституционных принципов в отношении лиц, выполняющих для кооперативов (товариществ) работы (услуги), также допустимо добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Кроме того, лицам, не имеющим права на трудовую пенсию, в порядке, установленном законом, выплачивается социальная пенсия.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" физические лица вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Пенсионный фонд Российской Федерации направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.10.2004 N 496-15 по вопросу включения в страховой стаж лица, за которое не осуществлялась уплата страховых взносов страхователем в обязательном порядке, периодов добровольной уплаты страховых взносов за него другим лицом, предусмотренной абзацем вторым пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Обязательное социальное страхование как система мер эконо­мического, организационного и социально-обеспечительного харак­тера представляет собой комплекс различных общественных отно­шений. Образно говоря, данный тип страхования возможен при функционировании трех главных групп общественных отношений — финансово-экономического, административно-управленческого и со­циально-обеспечительного характера. Все они взаимосвязаны, их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга.

В ходе существования первой из названных групп отношений — финансово-экономических — происходит процесс формирования де­нежных средств на рассматриваемый вид страхования. Для админи­стративно-управленческих отношений характерно администрирова­ние, или управление, всем делом страхования. В ходе действия третьей группы отношений — социально-обеспечительных — проис­ходит перераспределение финансовых средств, которые с помощью соответствующей системы органов предоставляются застрахованным гражданам (в отдельных случаях — членам их семей) в виде конкре­тизированного материального блага (социально-страхового обеспе­чения) при наступлении соответствующих социальных страховых случаев согласно нормам законодательства об обязательном социаль­ном страховании.

Как видим, обязательное социальное страхование представляет собой сложное общественное образование — совокупность трех ука­занных основных групп страховых отношений. Каждой из них свой­ственна своя внутренняя структура отраслевых отношений, которая обусловлена существованием видов (систем) обязательного социаль­ного страхования, т.е. обязательного пенсионного страхования, обяза­тельного социального страхования случаев временной нетрудоспособ­ности, материнства и детства, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний, обязательного медицинского страхования.

Названным отношениям свойственно наличие своего субъектно­го состава, который обусловлен спецификой каждой системы обяза­тельного социального страхования.

Субъектами финансово-страховых отношений являются страхо­ватель, органы федерального казначейства, органы государственной власти, органы местного самоуправления, страховщики. Причем для каждой системы страхования предусмотрен свой круг субъектов, оп­ределенный законом о конкретном виде социального страхования. Так, в финансово-страховых отношениях по обязательному пенсионному страхованию страхователями выступают следующие субъекты: стра­хователь (работодатель, отдельные категории граждан, например лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, добровольно вступив­шие в отношения по обязательному социальному страхованию, не име­ющие работодателей, одновременно выступают в двояком качестве — страхователями за себя и застрахованными лицами, органы федераль­ного казначейства, органы государственной власти федерального и ре­гионального уровня), страховщики (ПФР, негосударственные пенси­онные фонды, участвующие в пенсионном накоплении), управляющие компании.

Субъектами страховых отношений административного характера по обязательному пенсионному страхованию являются страхователи, налоговые органы, страховщики (ПФР, негосударственные пенсион­ные фонды), управляющие компании, органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В социально-обеспечительных отношениях по социальному страхованию к числу основных субъектов относятся: застрахован­ные лица (в случае смерти — могут быть члены их семей), страхов­щики (в силу своих правомочий они одновременно являются и субъ­ектами страхового дела в сфере обязательного социального страхования). Помимо их субъектами таких отношений могут быть иные органы, организации, определяемые в соответствии с феде­ральными законами о конкретных видах обязательного социально­го страхования.

Каждый из перечисленных субъектов социального страхования имеет свои особенности, обусловленные видом страхования.

Рассмотрим особенности такого субъекта социально-обеспечи­тельных отношений по обязательному социальному страхованию, как застрахованные лица, ибо их материальное обеспечение является смыс­лом существования общей системы данного страхования.

Застрахованные лица в РФ — это прежде всего российские граж­дане. Ими могут быть и иностранные граждане, и лица без граждан­ства, работающие по трудовым договорам, и лица, самостоятельно обес­печивающие себя работой, и иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обяза­тельного социального страхования. В свою очередь, этот состав субъек­тов тоже неоднороден: граждане, работающие по трудовым договорам; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; граждане, у ко­торых отношения по обязательному социальному страхованию возни­кают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Наличие заключенного трудового договора порождает соответ­ствующие права и обязанности как у работника, так и у работодателя[16]. В числе таких прав за работником законодательно закреплено право на обязательное социальное страхование. Данное право работника обеспечивается обязанностью работодателя осуществлять обязатель­ное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами (ст. 21-22 ТК РФ). Причем социально-стра­ховые отношения у работников как застрахованных лиц по всем ви­дам обязательного социального страхования возникают с момента зак­лючения трудового договора с работодателем.

У лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, отношения возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования — это индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной прак­тикой нотариусы, частные аудиторы, главы крестьянских (фермерс­ких) хозяйств, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяй­ствования[17]. Существование федеральных законов о конкретных видах обязательного социального страхования, которые распространяются на данных лиц, говорит об их особенностях. Они проявляются в том, что право на отдельные виды обязательного социального страхования у них возникает (и регулируется) на основе отдельных специальных положений, особо оговариваемых в нормативных правовых актах. Так, постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 г. было утвер­ждено Положение об обеспечении пособиями по обязательному соци­альному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привле­ченных к оплачиваемому труду.

Социально-страховые отношения у лиц, самостоятельно обеспе­чивающих себя работой, возникают с момента уплаты ими страхо­вых взносов и (или) налогов, если иное не установлено федеральны­ми законами.

Другой группой лиц, которые могут подлежать отдельным ви­дам обязательного социального страхования, считаются иные кате­гории граждан. К таковым относятся: лица, работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются вы­полнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензи­онному договору; лица, работающие за пределами России и добро­вольно вступившие в социально-страховые отношения — в случае уплаты страховых взносов в соответствии с отдельными федераль­ными законами о конкретных видах обязательного социального стра­хования, если иное не предусмотрено международным договором; граждане как физические лица, добровольно вступившие в конкрет­ные социально-страховые отношения в случае уплаты ими или за них страховых взносов в соответствии с отдельными федеральными за­конами о конкретных видах обязательного социального страхования. Здесь идет речь, главным образом, о гражданах, добровольно всту­пивших в отношения по обязательному пенсионному страхованию. Они не являются типичными для обязательного социального стра­хования застрахованными лицами. Вовлечение их в орбиту данного типа социального страхования порождено разными причинами. Во-первых, это отсутствие надежной негосударственной системы социального страхования. Во-вторых, это своеобразная попытка государства ре­шить финансовые проблемы бюджета государственного социально­го обеспечения. Известно, что граждане, не имеющие права на какой- либо вид трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) при соответствующих условиях обеспечиваются социальной пенсией. Эта пенсия выплачивается за счет ассигнова­ний из государственного бюджета.

Социально-страховые отношения у перечисленных и иных заст­рахованных лиц возникают с момента уплаты ими или за них страхо­вых взносов и (или) налогов, если иное не установлено федеральными законами.

Все перечисленные категории застрахованных лиц имеют соответ­ствующие права и обязанности. Так, они имеют право на своевремен­ное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, уста­новленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В отдельных случаях право на него могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящиеся на его иждивении; защиту своих прав лично, через своего представителя или профсоюз, в том числе в суде; участие через своего представителя или профсоюз в управлении обязательным социальным страхованием; по­лучение информации о деятельности страховщиков и страхователей; внесение предложений через своего представителя или соответствую­щий профессиональный союз работников о тарифах страховых взно­сов страховщикам.

К числу обязанностей застрахованных лиц относятся: своевремен­ное предъявление страховщику документов, содержащих достоверные сведения и являющихся основанием для назначения и выплаты стра­хового обеспечения, предусмотренного федеральным законом; уплата страховых платежей, если это установлено федеральным законодатель­ством о социальном страховании и налогах и сборах.

Обязательным элементом страховых социально-обеспечительных правоотношений является его объект (в законодательстве об обяза­тельном социальном страховании как специальный термин не суще­ствует). В экономической литературе по социальному страхованию под объектом понимают имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхова­теля или застрахованного лица[18].

Для социально-обеспечительных отношений по обязательному социальному страхованию объектом можно считать материальное бла­го, предоставляемое застрахованным лицам (в отдельных случаях чле­нам его семьи) в виде соответствующего социально-страхового обес­печения[19]. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, обязательное социальное страхование считается формой (методом осу­ществления) социальной защиты занятых трудом лиц и иных граж­дан, определенных в законодательстве об обязательном социальном страховании. Во-вторых, в целом правовое регулирование данного стра­хования в основном осуществляется в рамках таких публичных отрас­лей права, как право социального обеспечения, финансовое и админи­стративное право. В-третьих, в понятийном аппарате Закона о социальном страховании представлен социальный страховой риск с указанием его особой природы, отличной от риска в гражданско-пра­вовом личном страховании. В-четвертых, в Законе о социальном стра­ховании дается исчерпывающий перечень рисков и видов обеспече­ния застрахованных лиц. В-пятых, здесь не может идти речь об имущественных интересах застрахованных лиц в чистом виде, а мо­жет идти только о материальных интересах застрахованных граждан, т.е. об их материальном (социальном) обеспечении.

Страхователи, страховщики и другие субъекты отношений по обя­зательному социальному страхованию одновременно являются субъек­тами страхового дела. (Они рассматриваются далее в главе 6 настоя­щего учебного пособия).

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение и общую характеристику системы обяза­тельного социального страхования.

2. Опишите финансовую и правовую основу обязательного соци­ального страхования.

3. Охарактеризуйте застрахованных лиц как субъектов социаль- но-обеспечительных отношений по обязательному социально­му страхованию.

4. Что можно понимать под объектом социально-обеспечитель­ных отношений по обязательному социальному страхованию?

| следующая страница ==>
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАХОВОГО ДЕЛА В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Дата добавления: 2014-03-08 ; просмотров: 701 ; Нарушение авторских прав

Читайте также: