Объектами правоотношений по обязательному социальному страхованию могут быть а трудовые пенсии
Опубликовано: 30.04.2024
Методы и принципы социального страхования предполагают тесное взаимодействие всех участников этого вида государственной защиты. Правоотношения по обязательному социальному страхованию регламентируются государственными нормативами и основаны на соблюдении прав и выполнении обязанностей всеми участниками соглашения.
- Что такое правоотношения в соцстраховании?
- Кто может участвовать в правоотношениях обязательного соцстрахования?
- Правоотношения между субъектами в финансовых вопросах
Что такое правоотношения в соцстраховании?
Поскольку финансовая защита застрахованного лица в рамках деятельности ФСС организуется с участием нескольких сторон, то между ними устанавливаются определенные отношения. Они должны соответствовать интересам всех участников страхового договора и отражать его фактическую цель.
В практике соцстрахования правоотношения определяются как организационная и экономическая связь между субъектами страхового договора в рамках правового поля.
Исходя из этого определения, в отношении разных субъектов устанавливается принцип правосубъектности, регламентирующий право каждой из сторон и определяющий ее обязанности в отношении других субъектов.
Кто может участвовать в правоотношениях обязательного соцстрахования?
В страховой практике различается обязательное и добровольное страхование. В добровольном варианте одно и то же лицо может выступать в качестве страхователя и выгодоприобретателя.
При обязательном социальном страховании эти функции распределяются между разными участниками договора.
Выступать в качестве разных субъектов могут юридические и физические лица. В зависимости от возложенных обязательств и гарантированных прав, эти субъекты должны нести финансовую ответственность перед остальными в различной степени. Основным субъектом соцстрахования принято считать застрахованное лицо, поскольку именно в его интересах функционирует как ФСС, так и вся социальная система страхования.
Одновременно с этим в качестве субъектов социальной категории страховых отношений в обязательном порядке выступают:
- Федеральные финансовые и правительственные структуры;
- Муниципальные органы управления;
- Страховщики, чаще всего в этой роли выступает Фонд Социального Страхования;
- Страхователи. Этот статус традиционно имеют работодатели из числа юридических лиц, либо физические лица, развивающие собственный бизнес. Независимо от классификации, работодатель выполняет обязанности страхователя в тех случаях, если использует наемный труд в рамках трудовых, либо гражданско-правовых договоров.
Страховщиками в этой классификации выступают лица, трудоустроенные в организации или компании страхователя официально. На всех застрахованных лиц распространяется действие федеральных законодательных нормативов, регламентирующих принципы пенсионного и социального обеспечения.
Правоотношения между субъектами в финансовых вопросах
Каждый из упомянутых субъектов должен выполнять свою часть обязательств, соблюдая условия по срокам и объемам финансовых отношений.
Страховщик обязуется беспрепятственно выплачивать страховую сумму в случае наступления оговоренного риска застрахованному лицу. При этом страховщику отводится установленное время для рассмотрения обстоятельств и определения размера денежной выплаты.
Страхователь обязан вовремя вносить на счет ФСС страховой взнос за каждого из своих сотрудников. Обычно для этого устанавливается срок – до 31 декабря того года, за который осуществляется уплата взносов. Нарушение данного обязательства влечет прекращение правоотношений по обязательному соцстрахованию между всеми субъектами договора.
Государственные и муниципальные структуры имеют обязанностью осуществлять регулярную финансовую поддержку, направленную на стабильную работу фонда соцстрахования.
Обязанность застрахованных лиц сводится к предоставлению правдивых и подтвержденных в документальном формате сведений, дающих им право на получение финансовой поддержки в случаях временной утраты способности выполнять свои функциональные обязанности в организации работодателя, по факту материнства и при иных страховых случаях, отмеченных в договоре.
Подобный формат взаимоотношений характеризует взаимодействие всех субъектов соцстрахования как финансово-юридические правоотношения по обязательному соцстрахованию.
1.Страховщик.
Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы действуют на основании ФЗ "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ" и ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ.
Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а. также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика, устанавливаются федеральным законом.
2* Страхователи. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица;
индивидуальные предприниматели, адвокаты. Если страхователь одновременно относится к нескольким вы
шеперечисленным категориям, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. Частные детективы и занимающиеся частной практикой нота
риусы приравниваются к индивидуальным предпринимателям. К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
3. Застрахованные лица.
Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.
Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:
работающие по трудовому договору или договору гражданскоправового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в соответствии с законодательством1, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
Статья 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации".
являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
Право на обязательное пенсионное страхование в РФ реализуется в случае уплаты страховых взносов.
Страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
Страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.
4. Обязательное страховое обеспечение.
Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:
страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
Читайте об изменениях в законодательстве в области социального обеспечения в 2019 году.
Социальное обеспечение - это система общественных отношений, складывающихся между физическими лицами, с одной стороны, государственными органами, органами местного самоуправления и организациями – с другой, по поводу предоставления указанным лицам за счет внебюджетных социальных фондов и бюджетов всех уровней бюджетной системы различных видов обеспечения вследствие наступления жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение заработка, малообеспеченность или нуждаемость.
А также вследствие наличия у них заслуг перед государством или осуществления ими специфических видов общественно полезной деятельности. К системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а так же меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем, а также многие другие права человека по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.
Любой человек, будучи управомоченным правом социального обеспечения на определенные действия, проявляет интерес к соответствующему материальному благу: пенсии, пособию, социальной услуги и т.д. Определившись в своем интересе, человек - субъект права социального обеспечения обращается к другому субъекту - государственному органу или организации, способным реально и надлежащим образом удовлетворить этот интерес. Управомоченное и обязанное лица на основе действующих норм права вступают в фактические отношения, в которых реализуют конкретные права, и обязанности применительно к этому данному случаю. Эта правовая связь субъектов, возникшая на основе норм права по поводу обеспечения одного из них каким-то благом, и представляет собой социально-обеспечительное правоотношение.
При этом регулируемые социально-обеспечительные отношения впринципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, материального), а лишь видоизменяются, обретая новое, дополнительное свойство.
Любые обеспечительные отношения приобретают характер социально обеспечительных правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства. Специфика указанного правоотношения состоит в том, что оно представляет собой как бы сплав индивидуальной и государственной воли. В правоотношении его участники достигают согласия, консенсуса, нивелируют существующие противоречия и тем самым создают необходимые условия для совместной конструктивной деятельности. Именно в этом видится особая роль правоотношения как компонента механизма социально-обеспечительного правового регулирования.
Право социального обеспечения – официальный, государственный регулятор социально- обеспечительных общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения между лицами, нуждающимися в обеспечении по различным жизненным обстоятельствам, с одной стороны, и органам, их предоставляющими, - с другой, оно тем самым придаст им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку. Разумная социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободно развитие человека, гражданина демократического общества. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. А признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина считается важнейшей обязанностью государства.
Социально–обеспечительные правоотношения возникают не просто потому, что есть норма права социального обеспечения, а потому, что конкретные обеспечительные общественные отношения нуждается в правовом регулировании. Тогда появляется юридическая норма и уже на ее основе - правоотношение. Другими словами, социально–обеспечительные правоотношения под воздействием определенных социально- экономических и политических условий как бы «вызревают» в недрах общественной жизни.
Социально-обеспечительное правоотношение- это такое отношение, которое возникает вследствие воздействия норм права социального обеспечения на поведение субъектов права. Между нормой права и правоотношением существует довольно жесткая зависимость – в жизни возникает только те правоотношения, на которые указывает норма правового акта. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают правоотношения и реализуются через них. В строгом смысле правоотношения – это законоотношения. Действует правило: есть норма права – возникает правоотношение, нет нормы – нет и правоотношения.
Социально-обеспечительное правоотношение имеют связь между субъектами права социального обеспечения посредством субъективных прав и юридических обязанностей. Это особая форма связи, связь через права и обязанности, которые закреплены в нормах законов и подзаконных актов. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны соответствует обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, причем интересы одного могут быть реализованы лишь посредство другого.
Взаимное поведение субъектов этого отношения отличается определенностью, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение кого-то с кем-то. Стороны, как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия соответственны – эта связь носит индивидуализированный характер.
Индивидуализация при этом осуществляется двояко:
- поименно, когда субъекты права социального обеспечения называются своим полным именем или реквизитами;
- по названию социальных ролей. В этом случае поименное или пореквизитное определение субъектов не имеет значения, называются лишь их социальные роли: временно нетрудоспособный - работодатель.
Правоотношения по социальному обеспечению – это волевые отношения. Для возникновения такого правоотношения необходимо наряду с другими юридическими фактами и волеизъявление. То есть, необходим волевой акт, дающий начало явлению. Иначе говоря, социально-обеспечительные правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю субъектов права. Лишь в отдельных случаях субъект может этого не знать - например, малолетний ребенок или душевнобольной человек.
Социально-обеспечительные правоотношения охраняются государством. Охрана законности и правопорядка означает и охрану социально-обеспечительных правоотношений.
Социально-обеспечительные правоотношения имеют претензионно-обеспечительный характер. Это значит, что когда один субъект - человек – правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, другой субъект - орган социального обеспечения - обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право на социальное обеспечение на стороне человека, а обязанности по его предоставлению лежат на органе социального обеспечения.
Социально-обеспечительные правоотношения объединены общей целью. Это означает, что они являются формой выражения и закрепления отношений, распределения части валового внутреннего продукта, расходуемой на удовлетворение жизненных потребностей граждан (престарелых, малоимущих и нетрудоспособных, в содержании и воспитании подрастающего поколения, охране материнства и детства.)
Важно помнить, что в сфере социального обеспечении нет единого правоотношения, в которое может вступить гражданин и в его рамках получать все требуемые блага. В силу видового разнообразия благ по социальному обеспечению, особенностей порядка их предоставления законодатель предложил субъектам множество видовых правоотношений, объединенных общей целью - необходимостью реакции государства и общества на социальные риски, перманентно присущие человеческому обществу.
Классифицировать правоотношения по социальному обеспечению можно по различным основаниям:
Классификация по виду социального обеспечения:
- в связи с обеспечением граждан в денежной форме;
- в связи с предоставлением помощи в натуральной форме (конкретные товары или услуги);
- процедурного или процессуального характера.
Классификация по срокам действия правоотношений:
- правоотношения, прекращаются однократным исполнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий, например: правоотношения по поводу экспертизы длительной утраты трудоспособности др.)
- правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (все виды правоотношений по поводу назначения пособий на детей; правоотношения по обеспечению матери пособием по уходу за ребенком до 1,5 лет и др.)
- правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (пенсионные по старости, инвалидности, правоотношения в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности).
Главным основанием для классификации социально–обеспечительных правоотношений должна быть их принадлежность к тому или иному институту подотрасли права социального обеспечения.
В подотрасли социального страхования в соответствии с ее институтами и действующим законодательством выделяются следующие правоотношения: по социальному страхованию, по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному медицинскому страхованию; по обеспечению пособиями граждан, имеющих детей; по обеспечению застрахованных полностью или частично оплачиваемыми путевками на санаторно-курортное лечение; по поводу предоставления социального пособия на погребения.
Очень много видов регулируется нормами подотрасли социальной поддержки. Сюда необходимо включить такие виды правоотношений, как отношения по предоставлению социальных пособий незастрахованным по обязательному социальному страхованию гражданам, имеющим детей; обеспечению ежемесячными денежными выплатами ветеранов и инвалидов за счет федерального бюджета; предоставлению дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; и др.
Виды правоотношений в рамках подотрасли социальной помощи определяются теми видами фактической помощи, которые определены Законом о государственной социальной помощи. Это предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, по пособий в денежном выражении нуждающимся. Предоставление натуральной помощи (топливо, продукты, медикаменты и др.).
Везде, где действует право социального обеспечения, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения – одна из центральных проблем науки права социального обеспечения.
Подводя итог сказанному выше, можно утверждать, что социально-обеспечительные правоотношения – это урегулированные нормами права социального обеспечения и находящиеся под охраной государства социально-обеспечительные общественные отношения физических лиц с государственными органами социального обеспечения, иными органами и организациями по минимизации отрицательных последствий утраты человеком здоровья, заработка и повышению социально-экономического статуса отдельных категорий граждан путем социального страхования, поддержки, социальной помощи и обслуживания.
Статья 29. Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию
1. Добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:
1) граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя;
2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз;
4) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";
5) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением лиц, указанных в подпункте 6 настоящего пункта;
6) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации;
7) физические лица из числа адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя.
2. Лица, имеющие право на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по нескольким основаниям из числа перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по каждому из оснований.
3. Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и прекращают правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4. Лица, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в порядке, определенном Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
5. Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляют уплату страховых взносов на казначейские счета, открытые Пенсионному фонду Российской Федерации в Федеральном казначействе, с применением кодов бюджетной классификации, предназначенных для учета страховых взносов, уплаченных в добровольном порядке.
Минимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 1 настоящей статьи, определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.
Максимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 настоящей статьи, не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. При подаче заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию соответствующий расчетный период начинается со дня подачи указанного заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. При подаче заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию расчетный период заканчивается в день подачи указанного заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 пункта 1 настоящей статьи, самостоятельно с учетом ограничений, установленных настоящим пунктом, определяют размер страховых взносов и исчисляют указанные страховые взносы, подлежащие уплате за расчетный период.
Суммы страховых взносов уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения (о прекращении правоотношений) по обязательному пенсионному страхованию подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. За неполный месяц размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Периоды уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 пункта 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж. Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 2 и 5 пункта 1 настоящей статьи, не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.
Лицам, указанным в подпунктах 6 и 7 пункта 1 настоящей статьи, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, с учетом положений абзаца седьмого настоящего пункта, в страховой стаж засчитывается период, равный соответствующему расчетному периоду, определяемому согласно абзацу четвертому настоящего пункта. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года указанными лицами составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в страховой стаж засчитывается период, определяемый пропорционально уплаченным страховым взносам, но не более продолжительности соответствующего расчетного периода, определяемого согласно абзацу четвертому настоящего пункта.
6. Уплата дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию лицами, указанными в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
7. Право лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, в том числе с учетом дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О накопительной пенсии".
Судебная практика и законодательство — 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации. Статья 29. Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию
Так, указанная статья изначально предусматривала, что физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Впоследствии Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" данная статья была дополнена в том числе положениями о том, что физические лица, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты за себя страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Добровольное вступление в указанные правоотношения, таким образом, носит заявительный характер и связано с непосредственным волеизъявлением физического лица.
Так, указанная статья изначально предусматривала, что физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Впоследствии Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" данная статья была дополнена в том числе положениями о том, что физические лица, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты за себя страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Добровольное вступление в указанные правоотношения, таким образом, носит заявительный характер и связано с непосредственным волеизъявлением физического лица.
Физические лица, уплачивающие фиксированные платежи за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, представляют одновременно с Заявлением:
Вместе с тем в Определении от 24 мая 2005 года N 223-О отмечается, что в условиях действующего нормативно-правового регулирования цель обеспечения реализации этими лицами права на получение трудовой пенсии и выбора наиболее выгодного для себя варианта пенсионного обеспечения может быть достигнута посредством предоставления им возможности добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с учреждениями Пенсионного фонда Российской Федерации, которое регулируется статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В условиях действующего нормативно-правового регулирования цель обеспечения реализации этими лицами права на получение трудовой пенсии и выбора наиболее выгодного для себя варианта пенсионного обеспечения может быть достигнута посредством предоставления им возможности добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с учреждениями Пенсионного фонда Российской Федерации, которое регулируется статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Пунктом 1 данной статьи в его конституционно-правовом смысле, выявленном в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2004 года N 19-П, такая возможность применительно к данной категории лиц не исключается.
Исходя из этого законодателем предусмотрены две формы участия в пенсионном страховании - обязательное и добровольное. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не уплачивает страховые взносы страхователь в соответствии с данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 29). В силу названных конституционных принципов в отношении лиц, выполняющих для кооперативов (товариществ) работы (услуги), также допустимо добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Кроме того, лицам, не имеющим права на трудовую пенсию, в порядке, установленном законом, выплачивается социальная пенсия.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" физические лица вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
Пенсионный фонд Российской Федерации направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.10.2004 N 496-15 по вопросу включения в страховой стаж лица, за которое не осуществлялась уплата страховых взносов страхователем в обязательном порядке, периодов добровольной уплаты страховых взносов за него другим лицом, предусмотренной абзацем вторым пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Обязательное социальное страхование как система мер экономического, организационного и социально-обеспечительного характера представляет собой комплекс различных общественных отношений. Образно говоря, данный тип страхования возможен при функционировании трех главных групп общественных отношений — финансово-экономического, административно-управленческого и социально-обеспечительного характера. Все они взаимосвязаны, их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга.
В ходе существования первой из названных групп отношений — финансово-экономических — происходит процесс формирования денежных средств на рассматриваемый вид страхования. Для административно-управленческих отношений характерно администрирование, или управление, всем делом страхования. В ходе действия третьей группы отношений — социально-обеспечительных — происходит перераспределение финансовых средств, которые с помощью соответствующей системы органов предоставляются застрахованным гражданам (в отдельных случаях — членам их семей) в виде конкретизированного материального блага (социально-страхового обеспечения) при наступлении соответствующих социальных страховых случаев согласно нормам законодательства об обязательном социальном страховании.
Как видим, обязательное социальное страхование представляет собой сложное общественное образование — совокупность трех указанных основных групп страховых отношений. Каждой из них свойственна своя внутренняя структура отраслевых отношений, которая обусловлена существованием видов (систем) обязательного социального страхования, т.е. обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования случаев временной нетрудоспособности, материнства и детства, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательного медицинского страхования.
Названным отношениям свойственно наличие своего субъектного состава, который обусловлен спецификой каждой системы обязательного социального страхования.
Субъектами финансово-страховых отношений являются страхователь, органы федерального казначейства, органы государственной власти, органы местного самоуправления, страховщики. Причем для каждой системы страхования предусмотрен свой круг субъектов, определенный законом о конкретном виде социального страхования. Так, в финансово-страховых отношениях по обязательному пенсионному страхованию страхователями выступают следующие субъекты: страхователь (работодатель, отдельные категории граждан, например лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию, не имеющие работодателей, одновременно выступают в двояком качестве — страхователями за себя и застрахованными лицами, органы федерального казначейства, органы государственной власти федерального и регионального уровня), страховщики (ПФР, негосударственные пенсионные фонды, участвующие в пенсионном накоплении), управляющие компании.
Субъектами страховых отношений административного характера по обязательному пенсионному страхованию являются страхователи, налоговые органы, страховщики (ПФР, негосударственные пенсионные фонды), управляющие компании, органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В социально-обеспечительных отношениях по социальному страхованию к числу основных субъектов относятся: застрахованные лица (в случае смерти — могут быть члены их семей), страховщики (в силу своих правомочий они одновременно являются и субъектами страхового дела в сфере обязательного социального страхования). Помимо их субъектами таких отношений могут быть иные органы, организации, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Каждый из перечисленных субъектов социального страхования имеет свои особенности, обусловленные видом страхования.
Рассмотрим особенности такого субъекта социально-обеспечительных отношений по обязательному социальному страхованию, как застрахованные лица, ибо их материальное обеспечение является смыслом существования общей системы данного страхования.
Застрахованные лица в РФ — это прежде всего российские граждане. Ими могут быть и иностранные граждане, и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, и иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В свою очередь, этот состав субъектов тоже неоднороден: граждане, работающие по трудовым договорам; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; граждане, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Наличие заключенного трудового договора порождает соответствующие права и обязанности как у работника, так и у работодателя[16]. В числе таких прав за работником законодательно закреплено право на обязательное социальное страхование. Данное право работника обеспечивается обязанностью работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами (ст. 21-22 ТК РФ). Причем социально-страховые отношения у работников как застрахованных лиц по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения трудового договора с работодателем.
У лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, отношения возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования — это индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, частные аудиторы, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования[17]. Существование федеральных законов о конкретных видах обязательного социального страхования, которые распространяются на данных лиц, говорит об их особенностях. Они проявляются в том, что право на отдельные виды обязательного социального страхования у них возникает (и регулируется) на основе отдельных специальных положений, особо оговариваемых в нормативных правовых актах. Так, постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 г. было утверждено Положение об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду.
Социально-страховые отношения у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, возникают с момента уплаты ими страховых взносов и (или) налогов, если иное не установлено федеральными законами.
Другой группой лиц, которые могут подлежать отдельным видам обязательного социального страхования, считаются иные категории граждан. К таковым относятся: лица, работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; лица, работающие за пределами России и добровольно вступившие в социально-страховые отношения — в случае уплаты страховых взносов в соответствии с отдельными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, если иное не предусмотрено международным договором; граждане как физические лица, добровольно вступившие в конкретные социально-страховые отношения в случае уплаты ими или за них страховых взносов в соответствии с отдельными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Здесь идет речь, главным образом, о гражданах, добровольно вступивших в отношения по обязательному пенсионному страхованию. Они не являются типичными для обязательного социального страхования застрахованными лицами. Вовлечение их в орбиту данного типа социального страхования порождено разными причинами. Во-первых, это отсутствие надежной негосударственной системы социального страхования. Во-вторых, это своеобразная попытка государства решить финансовые проблемы бюджета государственного социального обеспечения. Известно, что граждане, не имеющие права на какой- либо вид трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) при соответствующих условиях обеспечиваются социальной пенсией. Эта пенсия выплачивается за счет ассигнований из государственного бюджета.
Социально-страховые отношения у перечисленных и иных застрахованных лиц возникают с момента уплаты ими или за них страховых взносов и (или) налогов, если иное не установлено федеральными законами.
Все перечисленные категории застрахованных лиц имеют соответствующие права и обязанности. Так, они имеют право на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В отдельных случаях право на него могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящиеся на его иждивении; защиту своих прав лично, через своего представителя или профсоюз, в том числе в суде; участие через своего представителя или профсоюз в управлении обязательным социальным страхованием; получение информации о деятельности страховщиков и страхователей; внесение предложений через своего представителя или соответствующий профессиональный союз работников о тарифах страховых взносов страховщикам.
К числу обязанностей застрахованных лиц относятся: своевременное предъявление страховщику документов, содержащих достоверные сведения и являющихся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотренного федеральным законом; уплата страховых платежей, если это установлено федеральным законодательством о социальном страховании и налогах и сборах.
Обязательным элементом страховых социально-обеспечительных правоотношений является его объект (в законодательстве об обязательном социальном страховании как специальный термин не существует). В экономической литературе по социальному страхованию под объектом понимают имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица[18].
Для социально-обеспечительных отношений по обязательному социальному страхованию объектом можно считать материальное благо, предоставляемое застрахованным лицам (в отдельных случаях членам его семьи) в виде соответствующего социально-страхового обеспечения[19]. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, обязательное социальное страхование считается формой (методом осуществления) социальной защиты занятых трудом лиц и иных граждан, определенных в законодательстве об обязательном социальном страховании. Во-вторых, в целом правовое регулирование данного страхования в основном осуществляется в рамках таких публичных отраслей права, как право социального обеспечения, финансовое и административное право. В-третьих, в понятийном аппарате Закона о социальном страховании представлен социальный страховой риск с указанием его особой природы, отличной от риска в гражданско-правовом личном страховании. В-четвертых, в Законе о социальном страховании дается исчерпывающий перечень рисков и видов обеспечения застрахованных лиц. В-пятых, здесь не может идти речь об имущественных интересах застрахованных лиц в чистом виде, а может идти только о материальных интересах застрахованных граждан, т.е. об их материальном (социальном) обеспечении.
Страхователи, страховщики и другие субъекты отношений по обязательному социальному страхованию одновременно являются субъектами страхового дела. (Они рассматриваются далее в главе 6 настоящего учебного пособия).
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение и общую характеристику системы обязательного социального страхования.
2. Опишите финансовую и правовую основу обязательного социального страхования.
3. Охарактеризуйте застрахованных лиц как субъектов социаль- но-обеспечительных отношений по обязательному социальному страхованию.
4. Что можно понимать под объектом социально-обеспечительных отношений по обязательному социальному страхованию?
| | следующая страница ==> | |
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ | | | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАХОВОГО ДЕЛА В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ |
Дата добавления: 2014-03-08 ; просмотров: 701 ; Нарушение авторских прав
Читайте также: